значения?» «Нет», – твердо ответила она. Колин была абсолютно уверена в том,
что до этого ни один из ее детей не говорил ничего подобного. Но когда Колин
была настроена на такую возможность, воспоминания ее сына сразу же
активизировались.
Другая мать, Шэрон Бенедетто, проходила сквозь регрессию со своим
психотерапевтом и вспомнила жизнь в России. Ту жизнь она провела вместе со
своим сыном из настоящей жизни, которого зовут Джой. В следующую ночь ее
пятилетнему Джою приснился кошмар (впервые в жизни), где он увидел ту же жизнь
в России, которую вспомнила его мать. Шэрон высказала уверенность, что ее
регрессия стимулировала память сына, так как она не делилась своими
воспоминаниями ни с кем. (Полностью случай приведен в тринадцатой главе.)
Я начала видеть причинно-следственную связь между состоянием матери (ее
способностью воспринять рассказ ребенка о прошлых жизнях) и пробуждением этих
воспоминаний у ребенка. Означает ли это, что необходимо родительское понимание,
прежде чем воспоминания о прошлой жизни проснутся? Конечно же, нет. Случаи,
собранные Харрисонами и даже доктором Стивенсоном Индии, свидетельствуют о том,
что родители часто не знали или просто враждебно воспринимали эту идею. У детей
все равно возникали спонтанные воспоминания – родительское понимание вовсе не
является необходимым условием.
Сэнди
И все же я убедилась, что родительское понимание является фактором той
формулы, которая определяет, где и когда воспоминания о прошлой жизни будут
пробуждены.
Это становилось все более и более интересным. Я услышала рассказ от Сэнди
– психотерапевта и матери из Нью-Джерси, которая пыталась разобраться в
отношениях между ней и ее семилетним сыном Дэвидом. Сэнди говорила мне: «Он вел
себя так, словно я была его врагом и ему было необходимо защититься от меня.
Могла ли я быть столь плохой матерью? Могла ли я настолько ошибаться в своих
добрых намерениях?»
Сэнди регулярно ведет дневник. Для нее это своеобразная форма медитации,
помогающая пробудить внутренний голос и решить личные проблемы. Эта практика
состоит в том, что она садится и медитирует, вводя себя в состояние легкого
транса. Затем формулирует вопрос и начинает писать, пока ответ не появится в ее
записи.
В тот день я ощущала ту же умиротворенность и защищенность, которую
чувствую всегда перед тем, как сесть писать. Вопрос, который был в моем разуме
и сердце, звучал так: «Что происходит с Дэвидом? Почему он относится ко мне как
к врагу?» Начав писать, я удивилась словам, которые вышли из-под моего пера:
«Поведение Дэвида может быть объяснено лишь в свете множества жизней, в которых
он был рабом, подвергался гонениям и унижениям».
Не удивительно, что он ведет себя подобным образом! Я поняла, что могу
снять с себя обвинение в том, что я «плохая мать». Сейчас я должна была
приступить к поиску путей успокоения и помощи Дэвиду. Я почувствовала себя
лучше и решила расслабиться.
Как раз в этот момент в комнату вошел Дэвид и спросил: «Мама, о чем ты
тут пишешь?» Я была очень удивлена этим вопросом, так как за полтора года моей
практики Дэвид ни разу не заходил в комнату во время медитаций и не задавал
подобных вопросов. Я ответила, что пишу о многих вещах и что сейчас я писала
как раз о нем. Я спросила, хочет ли он послушать это, и он с энтузиазмом
ответил: «Да!»
Я прочла ему свои записи. Он слушал внимательно. Когда я закончила, то
взглянула на его лицо. Выражение было совершенно необычным. Он был задумчив,
казалось, он находится далеко отсюда. А затем, словно в нем повернули
переключатель, он начал говорить ровным голосом о своих прошлых жизнях. Я
никогда раньше не слышала, чтобы он так говорил. Чувствовалось, что он
совершенно ясно представляет то, о чем рассказывает. Я сидела тихо и слушала.
Дэвид рассказал мне о своих пяти различных жизнях. Он сообщил в деталях о
лишениях, унижениях и преследованиях, пережитых в прошлом. Воспоминания были
очень живыми, и он рисовал передо мной яркие картины своих взаимоотношений с
людьми, которых он любил или ненавидел. Последняя жизнь, которую он описывал,
совершенно не походила на остальные – она была исполнена спокойствия и мира.
С этих пор мы с Дэвидом время от времени заговаривали о прошлых жизнях,
но его рассказы уже никогда не были столь плавными и живыми, как в тот вечер.
Почему Дэвид вошел в комнату именно в тот момент? Почувствовал ли он
интуитивно, что его мать задает вопрос относительно него и записывает ответ? Не
ощутил ли он бессознательно изменение в отношении матери к нему – она обрела
способность внимательно выслушать рассказ о прошлых жизнях? Мы с Сэнди обе
верим, что это не совпадение, а результат бессознательного общения между сыном
и матерью. Собственно говоря, Дэвид был стимулирован два раза – первый раз,
когда вошел в комнату, а второй раз, когда заговорил о прошлых жизнях.
Телепатическое пространство было подготовлено медитативным состоянием Сэнди и
ее готовностью услышать о трудностях, пережитых Дэвидом в далеком прошлом, –
это было первым стимулятором. Затем только стоило упомянуть о прошлых жизнях,
чтобы переключатель повернулся, и воспоминания Дэвида о прошлых жизнях
приобрели сознательный характер.
Телепатическая связь между ребенком и матерью
Услышав историю Сэнди, я стала серьезно относиться к свое собственной
идее, что телепатическая связь между ребенком и матерью может быть сильным
стимулятором воспоминаний о прошлых жизнях. Ее рассказ напомнил мне о том, что
я слышала и раньше, – о постоянном телепатическом общении между матерью и
ребенком. Подобная связь хорошо известна многим матерям, но почему-то сведения
о ней трудно встретить в литературе. Многие матери помнят, как просыпались
ночью за секунду до того, как ребенок зашевелится. Наиболее явно телепатическая
связь заметна тогда, когда ребенок находится в опасности, и мать предпринимает
необходимые действия, не размышляя, лишь почувствовав это. Она поднимает голову
в тот момент, когда ковыляющий ребенок достигает проезжей части, или
выглядывает из окна, когда он подходит к краю бассейна. Это форма телепатии.
Некоторые исследователи изучали телепатическую связь между родителями и
детьми. Нет ничего удивительного в том, что они обнаруживали ее чаще между
матерью и ребенком, чем между отцом и ребенком. Матери точнее настроены на
волну своего ребенка ведь они носят его в своем животе на протяжении девяти
месяцев. Как считают физиологи, во время беременности сознание матери и плода
объединяется. До некоторой степени плод, находясь в матке, разделяет
материнские чувства и мысли. Эта глубокая связь не прерывается полностью с
отсечением пуповины.
Томас Армстронг в своей книге «Лучащийся ребенок» цитирует психиатра Яна
Эренвальда, изучавшего этот феномен: «ESP»11 представляет собой естественную
символическую связь между матерью и ребенком в первые годы жизни. Телепатия
является примитивной, формой передачи мыслей ребенком, так как он еще не освоил
речь» [4].
Если телепатическая связь реальна, то способность матери воспринять
историю ребенка о прошлой жизни также может стимулировать процесс воспоминаний.
Два случая вполне убедили меня в реальности этого феномена.
Илона, Анна и Сет
Как-то на празднике Четвертого Июля, когда мы все собрались в доме моей
сестры Барбары, я познакомилась с Илоной – матерью троих детей. Мы с ней как
раз доедали печеное мясо и обсуждали вопрос о том, стоит ли брать с собой детей
смотреть фейерверк этим вечером. Естественно, разговор скоро зашел о том самом
празднике Четвертого Июля и о воспоминаниях детей о прошлых жизнях. Илона была
заворожена моим рассказом. Она всегда подозревала, что в прошлой жизни умерла в
детстве в концлагере. Но все же она до конца не верила, что такое может быть,
так как вера в реинкарнации не была частью ее религиозного воспитания. Однако
ее ощущение жертвы концлагеря было так сильно, что снова пробудилось в ней в то
время, как мы заканчивали есть арбуз. «Я не готова к этому», – сказала она и
утерла рукой слезы.
Через неделю она со своим сыном, Сейдживом, ехала в машине, когда тот
спонтанно вспомнил прошлую жизнь. Она была уверена в этом. (Полностью эта
история будет изложена в следующей главе.) Она также была уверена в том, что
наш разговор, состоявшийся на вечеринке в честь Четвертого Июля, подстегнул
память ее сына. «Еще один случай телепатической связи между матерью и сыном», –
подумала я.
Но на этом дело не закончилось. Несколько позже, в сентябре, я отослала
Илоне в письме набросок ее истории в собственном пересказе, который я
собиралась использовать в своей книге. Она как раз села, чтобы просмотреть его
и внести исправления, когда ее подруга Анна позвонила в дверь.
«Что это такое?»– спросила Анна.
Илона показала ей мой черновик. Пробежав его глазами, Анна была в
состоянии лишь заявить: «Это не может быть правдой. Тебе, должно быть, все это
приснилось».
Илона объяснила, что уверена в подлинности воспоминаний Сейджива. Она тут
же привела в пример Чейза с его страхами перед громкими звуками и то, как эти
страхи исчезли после регрессии. Но все это не могло убедить Анну. Тогда Илона
прибегла к последнему доводу: «Твой собственный сын, Сет, испытывает ужас перед
раскрашенными лицами. В День Всех Святых с ним случилась настоящая истерика.
Как ты объяснишь это?»
«Наверное, ему это передалось от меня», – ответила та, полностью отметая
Илонино предложение.
Через два дня Анна позвонила Илоне. Она была испугана и растеряна. По
телефону она рассказала, что приключилось с ее пятилетним Сетом.
«Мой муж, Сет и я ехали в машине, как вдруг, ни с того ни с сего, Сет
спросил своего отца: «Папа, а твоя мама умерла?»
Муж ответил: «Конечно же, нет. Твоя бабушка жива. Ты сам должен знать об
этом».
Тогда Сет продолжал печально: «А вот моя мама умерла». Мой муж, Бен,
совершенно обалдев, выпалил: «Не говори чепухи. Твоя мама сидит рядом с тобой».
Несмотря на гнев Бена, Сет не мог остановиться и продолжал: «Моя мама
тяжело болела и умерла».
Я спросила, как ее звали, и он произнес имя, которое звучало совсем как
индейское. Затем он прибавил: «Она была очень старой, и я тоже старый. Перед
смертью она просила найти одного человека, а я не мог его разыскать». После
этого он стал плакать почти беззвучно, как взрослый. Выразил жалость по поводу
смерти матери и по поводу того, что не смог выполнить клятву, данную перед ее
смертью».
Когда Анна закончила свой рассказ, Илона спросила ее: «А какую связь ты
видишь между этим воспоминанием и боязнью раскрашенных лиц?»
Анна только смогла ответить одно: «Я испугана. Сейчас я смотрю на Сета
иначе, чем раньше, и не знаю, что делать».
Через несколько дней Илона вновь позвонила мне и сказала: «Когда я
говорила с Анной, та была растеряна и огорчена, так как заметила у своего сына
те же признаки, которые я видела у своего. Она видела зрелое выражение лица у
своего пятилетнего Сета, когда тот рассказывал о жизни индейцев. Я знаю, что
она видела это, так как сказала мне. Это особое выражение лица, которое
невозможно описать словами или представить себе, пока не увидишь его сама у
своего собственного ребенка. Анна видела это выражение, и оно потрясло ее, так
как полностью разрушило представление о том, что мы живем лишь раз. Она не
хочет возвращаться к этой теме в надежде, что с Сетом такое больше не
повторится».
Мы с Илоной сошлись на том, что Сет боится раскрашенных лиц, так как это
напоминает ему об индейцах и о его неисполненной клятве. Казалось, это было
вполне удовлетворительное объяснение.
Мы с Илоной снова вернулись к разговору о Сете через пару недель после
Дня Всех Святых. Она сказала: «Я видела Сета в праздничный вечер. Он совсем не
испугался ряженых и их раскрашенных лиц. Ему все это показалось очень смешным.
В прошлый раз, до воспоминания, ему было страшно, но после того, как он
вспомнил прошлую жизнь, этот страх прошел».
Это было удивительно. Несмотря на сопротивление Анны поверить в
возможность прошлых жизней, у Сета проснулись воспоминания через два дня после
того, как Анне рассказали об этой идее. И благодаря простой вербализации
воспоминания Сет исцелился от своего страха.
Илона была потрясена этой «цепной реакцией» – мой рассказ о Чейзе
пробудил воспоминания у ее сына, ее разговор с Анной о возможности реинкарнаций
заставил Сета вспомнить историю из прошлой жизни, что привело к исцелению от
фобии.
«Это цепь стимуляторов – все они связаны вместе, –предположила Илона с
удивлением в голосе. – Это цепная реакции осознания». Затем она прибавила:
«Слушай, а что произойдет, когда твоя книга увидит свет?!»
«Я не знаю, – ответила я ей. – Но могу себе представить!»
Глава двенадцатая. Что могут сделать родители
Если однажды ваш ребенок начнет переживать воспоминания о прошлой жизни,
что вы будете делать?
Во-первых, успокойте себя тем, что другие родители тоже прошли через это.
Без посторонней помощи многие сумели объяснить своим детям, как пережить этот
период глубоких перемен. Единственными их средствами были любовь, интуиция и
желание прислушаться к словам своего ребенка. В книге приведены примеры этого
трудного процесса.
Если они сумели сделать это, сумеете и вы. Собственно говоря у вас это
должно получиться с большей легкостью, так как вы ознакомились с описанием
механизма действия воспоминаний прошлых жизнях и в вашем распоряжении имеются
десятки примеров, с которыми вы можете сравнить характер воспоминаний о}
прошлых жизнях именно вашего ребенка.
Многие родители, которым пришлось впервые столкнуться с подобными вещами,
растерялись, так как никто прежде им даже не говорил, что воспоминания о
прошлых жизнях возможны. Они страшились того, что их дети страдают от странных
фантазий и галлюцинаций. Но благодаря научным изысканиям доктора Хелен Уомбэч,
проведенным более чем на тысяче взрослых людей, стало известно, что память о
прошлых жизнях отнюдь не редкое явление. Доктор Ян Стивенсон, проанализировав
более 2 500 документов, пришел к выводу, что спонтанные воспоминания о прошлых
жизнях являются нормальным явлением у детей. Итак, ваш ребенок вспоминает
прошлые жизни (четыре признака помогут вам понять то, что он действительно
вспоминает), вы можете успокоить себя тем, что он абсолютно нормальный и попал
в хорошую компанию.
Более того, вы можете быть уверены в том, что воспоминания о прошлых
жизнях приносят пользу. Как вы уже узнали из работ реинкарнационных терапевтов,
память о прошлом помогает разобраться в незавершенных делах, которые в
противном случае создают проблемы, когда ребенок вырастает и становится
взрослым. Вам также известно, что память о прошлых жизнях может принести
духовные озарения и вдохновить человека на значительные поступки в этой жизни.
Но вернемся к начальному вопросу. Итак, если ваш ребенок заговорит о
воспоминаниях из прошлых жизней, что вы будете делать?
Ваша реакция является основным вопросом. Здесь вы сможете применить свое
понимание, здесь перевоплощение перестает быть отвлеченным философским вопросом
и требует практических действий. Вот пять шагов, которые следует сделать, чтобы
правильно ответить на спонтанные воспоминания вашего ребенка о прошлых жизнях.
Вот что вы должны предпринять, когда ваш ребенок вдруг заявит: «Когда я был
большим, моя мама была совсем другой»:
1. Сохраняйте спокойствие:
Глубоко дышите. Очистите свой разум, чтобы вы смогли все свое внимание
направить на ребенка.
2. Признайте:
Скажите слова одобрения любящим тоном и признайте правдивость
воспоминаний. Это даст возможность воспоминаниям изливаться свободно и принесет
положительный результат.
3. Распознавайте:
Прислушивайтесь внимательно, чтобы распознать факты и эмоции,
встречающиеся в рассказе. Обратите внимание на темы, составляющие фон
воспоминания, и на то, как они влияют на нынешнюю жизнь ребенка.
4. Позвольте проявиться эмоциям:
Всегда позволяйте ребенку следовать воспоминаниям, куда бы они ни вели, и
при этом выражать все эмоции, какими бы волнующими и сильными они ни были.
5. Разъясните прошлое и настоящее:
Успокаивающим и любящим тоном разъясните своему ребенку разницу между
образами прошлого и нынешней действительностью.
И хотя я изложила свои советы в виде шагов, не задумывайтесь, в каком
порядке их следует сделать. Один случай не похож на другой. Иногда воспоминания
выплескиваются единовременно. Если это произойдет, вы убедитесь, что у вас нет
времени задумываться над порядком и вы реагируете интуитивно, совершая все пять
шагов одновременно. В другом случае воспоминания могут выходить по капле на
протяжении нескольких недель или месяцев, оставляя вам достаточно времени для
их анализа и обдумывания собственного поведения. Что бы ни происходило,
помните: не стоит следить за шагами – следите за ребенком, и вы сами поймете,
что следует предпринять в данный момент.
Не заботьтесь также и о запоминании этих советов. Ответ на воспоминания
из прошлых жизней не является делом техники – это общение с вашим собственным
ребенком, и вы прекрасно знаете, как это делать. Вы впитаете в себя все
прочитанное, и если вашему ребенку когда-нибудь явятся образы из прошлого, то
вы поймете, что нужно делать.
Но не забывайте, что ваша реакция всегда должна быть позитивной.
Подтверждайте, позволяйте, одобряйте, вдохновляйте, проясняйте, разъясняйте и
успокаивайте – всегда с любовью. Я никогда не сталкивалась со случаями, где
отрицательная реакция была бы уместна. Реагируя на воспоминания из прошлых
жизней, никогда не исправляйте или упрекайте своего ребенка, а также не спорьте
с ним. Точка.
Сохраняйте спокойствие
Представьте, что вы ведете машину, забавляя свою трехлетнюю дочь.
Внезапно ее тон становится серьезным, и она говорит вам:
«Когда я была со своей другой мамой, я была мальчиком».
В этот момент образы и эмоции вихрем проносятся в вашем рассудке. Вы
слышите слова, произнесенные уверенным тоном. Вы смотрите на свою трехлетнюю
дочурку и видите, что выражение ее лица спокойное, серьезное, сияющее.
Мгновенно вы ощущаете приток энергии. Все ваши чувства обострены. В долю
секунды вы осознали, что она говорит о воспоминании из прошлой жизни.
Что предпринять в первую очередь?
Во-первых, не разбейте машину! Это не шутка. Подобные воспоминания так
часто пробуждаются во время поездки в автомобиле, что у вас есть все шансы
столкнуться именно с такой ситуацией. Если вы чувствуете, что стали нервничать
или растерялись, подъезжайте к обочине и остановите машину. Затем отдайте
ребенку все свое внимание. Не важно, где и когда это произошло – дома, когда вы
собираетесь уложить свою дочь в постель, готовите ей суп или набираете ванну,
или в ином месте, – остановитесь. Полностью сосредоточьтесь на ребенке.
Почти все родители ощущают испуг, неуверенность и дисбаланс после того,
как обнаружат, что с их ребенком произошла такая перемена. Старайтесь сохранять
спокойствие и возьмите себя в руки, чтобы быть совершенно собранным. Один из
способов – это начать дышать глубоко и размеренно. Глубокое медленное дыхание
снимает стресс и облегчает шоковое состояние. Это поможет вам найти точку
равновесия. Если ваш разум посетили сомнения или дикие мысли, вначале успокойте
его, чтобы уделить все внимание тому, что собирается вам сообщить ребенок.
Старайтесь продолжать глубоко дышать на протяжении всего процесса.
Контролируемое дыхание, а также спокойствие и равновесие усилят вашу
восприимчивость. Это поможет вам установить более полную связь с ребенком.
Приход воспоминаний о прошлых жизнях является необыкновенным, даже мистическим
моментом – прорывом сквозь иллюзию времени. При вашем полном присутствии вам
удается войти вместе с вашим ребенком в пузырь вневременного пространства. Ваш
дух объединяется. Концентрация и глубокое дыхание открывают ваше сердце и
усиливают эту особую связь.
В эти моменты, когда вы чувствуете, как оказались вместе со своим
ребенком в одном энергетическом пузыре, окружающий мир отрезан от вас, и вам
нет дела больше ни до чего. Защищайте это ощущение. Не делайте ничего такого,
что могло бы прорвать эту оболочку. Не бегите за другим членом семьи, чтобы он
тоже слушал, не бросайтесь на поиски магнитофона, чтобы записать на пленку
рассказ ребенка, не ищите бумагу и карандаш. Если вы покинете комнату или
закричите, чтобы позвать кого-нибудь еще, то можете отбросить ребенка назад в
обычное состояние сознания. Не беспокойтесь из-за того, что не сможете
запомнить каждое слово ребенка. Вы будете помнить об основном и позже сможете
записать его рассказ. Собственно говоря, через несколько дней вы убедитесь в
том, что главные слова глубоко отпечатались в вашем мозге.
Признайте
Не забывайте признать правдивость воспоминаний вашего ребенка. Покажите
ему, что верите его словам и они очень важны для вас. Это необходимо сделать.
Своими вопросами и замечаниями, своим исполненным любви голосом вы показываете,
насколько вы интересуетесь всем, что он собирается сказать. Выражая своему
ребенку признание, вы поддерживаете в нем веру в то, что он может совершенно
свободно выражать все, что всплывает в его памяти, что его никто не будет
высмеивать и никто не подумает, что он плохой мальчик (или девочка), болтающий
глупости.
Задавайте вопросы, чтобы он продолжал говорить о своих воспоминаниях.
Первое время вашей целью является сделать все возможное, чтобы ребенок
рассказал как можно больше и дал вам достаточно информации для определения
предмета воспоминаний. Проще всего – это повторять последние слова фразы в
вопросительном ключе. Если ваш ребенок говорит «Когда у меня была другая мама...
», вы спрашиваете: «У тебя была другая мама?» Если он скажет: «Плохие люди
застрелили меня и я умер под водой», вы повторяете: «Тебя застрелили плохие
люди?» или: «Ты умер под водой?» Подобные вопросы говорят ребенку о вашем
признании его воспоминаний, о том, что вы следите за его рассказом и хотите
услышать больше. Это очень эффективная техника, поддерживающая поток
воспоминаний открытым.
Вы можете попытаться прозондировать, задать вопросы для определения,
действительно ли это воспоминания о прошлой жизни. Можно спросить, не видел ли
ребенок подобную историю в телефильме или не услышал ли он этот рассказ от
брата или сестры. При этом не критикуйте и не выражайте сомнения никаким
образом. Задавайте вопрос любящим тоном: «А расскажи-ка мне...», но ни в коем
случае не обвинительным: «Где ты услышал(а) такую ерунду?» Пи в коем случае не
дайте ребенку повода подумать, что вы считаете его лгунишкой или выдумщиком.
Расспрашивая, воздержитесь от суждений о том, является ли данный рассказ
отражением воспоминаний о прошлой жизни. Это может быть и не так. Предположите
на время, что это действительно настоящая память. Таким образом, вас не будет
отвлекать внутреннее обсуждение. На высоте момента источник воспоминаний не
имеет особого значения. Позже, когда все станет на свои места, вы сможете
решить, что это было. Но не сейчас. Пока это происходит, откройтесь реальности
переживания вашего ребенка. Отложите на время суждения. Оставайтесь с
воспоминанием. Если ваша вера не допускает возможность перевоплощений или вы
боитесь, что вам никто позже не поверит, не думайте об этом сейчас. В
дальнейшем у вас будет время обдумать такие вопросы.
Признание правдивости слов ребенка поможет укреплению ваших отношений на
долгое время. Дело в том, что, рассказывая о своих воспоминаниях о прошлой
жизни, дети открывают самую сокровенную часть своей души, что-то очень
деликатное и истинное. Признавая их воспоминания, мы признаем самих детей. Это
признание откроет каналы коммуникации между вами и вашим ребенком. Именно
благодаря этим каналам происходит естественное понимание и исцеление.
Непризнание воспоминания вашего ребенка окажет столь же значительный, но
вредоносный эффект. Отрицая детские воспоминания или насмехаясь над их
замечаниями, мы сбиваем с толку наших детей. Это все равно что дать им пощечину
за то, что они сказали правду. Дети могут воспринять это как повод для сомнения
в том, что они переживают, и замкнуться в себе, чтобы их больше не считали
лжецами и не насмехались над их словами. Благодаря такому опыту дети могут
начать сомневаться во всех своих духовных переживаниях. Могут пройти многие
годы, прежде чем они смогут вновь прийти к правде, некогда открывшейся с такой
ясностью в их невинных сердцах. Мы тоже проигрываем. Когда дети закрывают от
нас эту часть своей души, мы лишаемся бесценного дара общения с ребенком.
Не важно, чем вы еще занимаетесь; продолжайте признавать своего ребенка и
его воспоминания.
Распознавайте
С самого начала попытайтесь понять, что пытается выразить ваш ребенок.
Собственно говоря, перед вами стоит две цели: распознать факты и чувства
истории из прошлой жизни, а также распознать темы, стоящие за этими фактами.
Когда вы будете ясно представлять, о чем именно эти воспоминания рассказывают,
какие эмоции и незавершенные дела выталкивают их на поверхность, то сможете
подготовить необходимый ответ, проявить понимание к нуждам ребенка.
Внимательно прислушайтесь к тому, что хочет сказать вам ребенок.
Задавайте вопросы, чтобы он продолжал рассказывать вам о своих переживаниях.
Наблюдайте за выражением лица ребенка, за языком его тела, за жестикуляцией.
Воспользуйтесь собственной интуицией: обратите внимание на чувства, которые
пробудил в вас рассказ ребенка, на образы, которые возникают в вашем мозге по
мере того, как вы слушаете и наблюдаете.
Но важнее всего позволить ребенку вести в этой игре. Я не могу даже
выразить словами, насколько это важно. Вам нужно постараться узнать о характере
этих переживаний с его необычной точки зрения. Не пытайтесь навязать ему
никаких своих мыслей или убедить себя и ребенка, что знаете, куда должны
привести его воспоминания. Пусть речь льется свободно, не перебивайте рассказ
слишком частыми вопросами. Приспособьтесь к ритму разговора.
Если история выплескивается целиком, вам остается только внимательно
слушать. Иногда вы можете поощрить ребенка простыми восклицаниями, вроде: «Ага,
понятно» или «Надо же, как интересно!», и он будет продолжать говорить.
Зрительный контакт, кивок головой или короткое выражение восторга также
произведут нужный эффект. Однако если ваш ребенок начинает сомневаться или ему
трудно разобраться в воспоминаниях, проявите терпение. Дышите глубоко. Затем
задайте открытый вопрос, требующий обстоятельного ответа, вроде: «Что произошло
потом?», или «Что ты сейчас видишь?», или «Расскажи мне об этом подробнее». На
вопросы такого типа нельзя ответить просто «Да» или «Нет», нельзя отделаться от
них и коротким ответом. Их ценность в том, что благодаря им рассказ должен
продолжать литься. Вы не предлагаете никаких идей или решений. Открытые вопросы
позволяют ребенку продвигаться в своем рассказе в нужном ему направлении.
Закрытые вопросы или те вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет»,
а также ограничиться коротким ответом, нужно задавать тогда, когда вы хотите
разобраться в определенных деталях. Вопросы типа: «Были ли у тебя братья или
сестры?», «Сколько тебе было лет, когда ты умер?» или «Была ли ты тогда одета в
купальник?» помогут вам получить завершенную картину случившегося. Если ребенок
колеблется или застрял в рассказе, правильный конкретный вопрос может заострить
фокусировку на определенных деталях и прояснить его ментальные образы.
Как правило, открытые вопросы помогают получить больший объем информации,
чем конкретные. Так, например, вместо того, чтобы спросить: «Ты грустишь?»
(закрытый вопрос), спросите: «Какое у тебя настроение?» (открытый вопрос).
Ответ может удивить вас своей неожиданностью. Вместо того чтобы услышать, что
ребенку грустно, вы можете узнать, что он злится или радуется, или боится, или
завидует, или испытывает гордость. Вопрос может дать толчок новому подробному
описанию или неожиданному ответвлению в истории. Очень маленьким детям с
ограниченным словарным запасом вы можете предложить меню возможных ответов: «Ты
продолжал болеть, или тебе стало лучше, или ты умер?»
Избегайте задавать вопрос «Почему?». Вопросы, где есть слово «Почему?»,
заставляют ребенка искать объяснений или интерпретаций. Они могут прервать
поток воспоминаний и положить конец вашему диалогу.
Помните, что ваша главная цель – поддерживать разговор, не дать ему
внезапно прерваться. Прочувствуйте ритм этого потока и не сбивайте его
несвоевременными замечаниями. Когда перед вами развернется история, вопросы
сами придут вам на ум, вы станете задавать также и закрытые вопросы, чтобы
прояснить отдельные детали.
Старайтесь, чтобы ваш тон соответствовал настроению ребенка. Если он с
энтузиазмом рассказывает о своей прошлой жизни или даже смерти, попытайтесь
продемонстрировать такой же энтузиазм. Если он выражает грусть, отвечайте
серьезно и озабоченно, как если бы вы говорили, услышав от него про смерть
любимого хомяка. Ваш искренний интерес вдохновит ребенка на более глубокое
проникновение в собственную память, он увидит все с большей ясностью и
расскажет об этом подробнее.
Это только советы, а не техники, которым необходимо неотступно следовать.
Не переживайте, если вы допустили ошибку. Погрузившись в свои воспоминания о
прошлых жизнях, дети цепко ухватятся за правду своих видений. Вспомните, как
часто родители были настолько озадачены замечаниями детей, что с трудом могли
подыскать слова и задавали неуместные вопросы. Однако дети проявляли
удивительную терпимость к несообразительности своих родителей и спокойно
исправляли их. В других случаях, когда родитель брал на себя слишком много и
говорил ребенку: «Ты видел все это по телевизору, да?», последний твердо
отрицал это. Итак, не молчите из боязни задать неверный вопрос. Гораздо важнее,
чтобы ребенок ощущал ваше любовное присутствие в этот момент. Ваше
безоговорочное приятие его переживаний является ключевым моментом, искусность
вопросов – всего лишь вспомогательное средство.
Генри Болдак, говоря с высоты своего тридцатилетнего опыта в регрессиях в
прошлые жизни, утверждает, что спокойный темп является лучшей техникой:
Когда дети начинают говорить о своих воспоминаниях, мне кажется, очень
важно суметь выслушать их, не делая из этого истории. Я задаю как можно меньше
специфических вопросов и обычно говорю: «Расскажи мне еще об этом». Это никогда
не превращается в допрос или дознание или во что-то подобное.
Важно, чтобы они могли продвигаться в своем собственном темпе. Таким
образом вы сможете стимулировать естественный поток информации. Наберитесь
терпения. Иногда при работе со взрослым клиентом мне не терпится вмешаться с
вопросом или репликой, но я всегда замечал, что лучше сосчитать про себя до
десяти... и воздержаться. Процесс воспоминаний подобен раскрытию цветка – вы не
должны торопить его.
Распознавать факты и чувства
Научиться распознавать необходимо для того, чтобы определить характерные
черты истории. Какой период прошлой жизни вспоминает ваш ребенок? Был ли он
тогда взрослым или тоже ребенком? Каков был его пол? Была ли у него семья?
Какие травматические переживания изменили его жизнь? В каком возрасте наступила
смерть? Вы должны узнать как можно больше информации, пока у ребенка длится
прозрение.
Старайтесь понять чувства, охватывающие ребенка во время рассказа.
Грустит он или счастлив, испуган или радостно возбужден? Может, он испытывает
отчаяние, раскаяние или чувство вины? Слезы часто указывают на грусть, но
отнюдь не всегда. Они могут быть индикатором любого глубокого чувства,
прорывающегося на поверхность, – даже радости. Эмоции являются лучшим
указателем той силы, с какой память о прошлом воздействует на нынешнюю жизнь.
Сильные эмоции свидетельствуют о том, что причина воспоминаний еще жива в вашем
ребенке, и подскажут вам, как следует реагировать на рассказ. Если он
рассказывает вам свою историю бесстрастным, холодным тоном, эмоциональный заряд,
скорее всего, слаб. Но если ребенок во время рассказа плачет, глубоко
расстраивается или приходит в отчаяние, значит, чувства из прошлого все еще
имеют власть над ним и искажают сегодняшнюю реальность.
Обращайте внимание на то, в каком времени употребляются глаголы в
рассказе. Это может быть дополнительной подсказкой того, как ребенок переживает
воспоминание. Говорит ли он так, словно знает, что все это происходило в
прошлом? Например: «Моя мама любила зачесывать волосы наверх, чтобы выглядеть
особенно хорошенькой». Или он говорит так, как будто события происходят в
настоящем? «Моя настоящая мама живет в Билокси». Иногда, когда рассказ
разворачивается, изменение употребляемого времени может указать вам, где
находится ребенок в процессе воспоминаний и до какой степени ему удалось
освободиться от прошлого.
Если ребенок упомянет смерть, сосредоточьтесь на событиях, ее окружающих.
Задайте вопросы такого типа: «Как ты умирал?», «Кто был с тобою рядом, когда ты
умирал?», «Что случилось сразу перед тем, как ты умер?». Старайтесь
использовать также открытые вопросы: «Что произошло потом?», «Что ты тогда
ощущал?», «Что ты тогда думал?». Старайтесь выудить как можно больше информации
из своего ребенка, чтобы понять, какие незавершенные дела остались с момента
смерти. Мягко говорите со своим ребенком, старайтесь, чтобы ваш голос звучал
спокойно, уверенно. Если ребенок противится такому типу опроса, не настаивайте.
После того как ребенок расскажет вам все, что мог, о моменте смерти,
спросите его: «Сразу после того, как ты умер, что происходило?» Возможно, вы
будете вознаграждены подробным рассказом о путешествии сквозь все стадии бардо
и посещении Небес. Или ваш ребенок может просто ответить: «А затем я пришла к
тебе». Проследив весь переход от смерти в прошлой жизни к рождению в этой, ваш
ребенок может впервые осознать, что с прошлой жизнью покончено, что он попал в
следующую жизнь. Возможно, именно это понимание требуется ему, чтобы
распрощаться с проблемами прошлого и утвердиться в нынешней реальности. Самое
осознание может нейтрализовать эффект незавершенности прошлой жизни. Помните,
что не обязательно узнавать имена, названия и даты, чтобы определить значение
воспоминания. Имена и даты не важны для значимости прошлой жизни, и дело не в
доказательствах. Не слишком допытывайтесь подобных сведений, так как, если
ребенок этого не помнит, он может решить, что в его рассказе что-то не то, и
запнется на середине, блокируя поток сознания. То же относится и к кажущейся
непоследовательности при описании деталей и историческим неточностям. Не
исправляйте ребенка, если вы найдете несоответствия в его рассказе. Пусть
продолжает говорить без ваших комментариев. Заостряя внимание на кажущихся
несуразицах, вы можете разрушить всю тонкую паутину воспоминаний, которая
только начинает разворачиваться перед вами. Сосредоточьтесь, лучше, на полном
рисунке рассказа, постарайтесь распознать те эмоции, которые за ним стоят.
Вот за чем еще следует внимательно следить. Не пропустите того мгновения,
когда воспоминание окончено. Вы заметите это по выражению лица, когда ваш
ребенок снова превращается в игривого шалуна. Или вы ощутите смещение энергии,
которое произойдет между вами. Когда транс закончился, вы бессильны продлить
его. Так что и не пытайтесь. Если еще не все сказано, будьте уверены, что
воспоминания еще появятся.
Сэйджив (Часть первая)
Этот случай прекрасно демонстрирует нам то, как мать сумела
воспользоваться вопросами, чтобы узнать факты из прошлой жизни своего сына.
Свою первую встречу с Илоной на пикнике у моей сестры я описала в
предыдущей главе. Неделей позже ее сын, Сэйджив, начал рассказывать о своих
прошлых жизнях. Единственное, что знала Илона о воспоминаниях из прошлых жизней,
– всего лишь то, что ей удалось почерпнуть из моего рассказа о Чейзе. Но
воспользовавшись своими инстинктами и здравым смыслом, а также задавая закрытые
и открытые вопросы в правильной пропорции, Илона смогла узнать, что ее сын
говорит действительно о воспоминаниях из прошлой жизни, и проследить за
естественным ходом истории.
Благодаря непрерывности воспоминаний Сэйджив скоро пережил катарсис,
изменивший его жизнь.
Однажды вечером я и Сэйджив, которому было четыре с половиной года,
выехали в город, чтобы купить пиццу на ужин. Мы редко выезжали с ним наедине,
так как кроме Сэйджива у меня есть еще два ребенка. Он сидел со мной на
переднем сиденье и вдруг произнес: «Когда мне было три года, моя мама обычно
укладывала меня спать прямо в машине». Это заявление показалось мне странным,
так как я никогда этого не делала, но я тут же спросила: «Это была наша
машина?»
«Да, она была такой же, но верх был другой, – и он указал на потолок. – В
ней не было ни окон, ни потолка». Я решила, что он говорит о машине с
откидывающимся верхом. Затем он сказал как бы хвастливо: «У моего папы была
скоростная машина».
Это было уж очень странно, так как он никогда не называет своего отца
«папа». Мой муж еврей, и дети называют его «Абба», что по-еврейски значит
«папа». Я так удивилась, что тут же выпалила: «Твой папа?»
Он ответил: «Ага», но, кажется, был столь же растерян, как и я.
«Ты имеешь в виду Аббу?» – сказала я.
«Нет, – настаивал он на своем, – папу».
«Ладно, – подумала я, – интересно, куда это все зайдет?» Его лицо
оставалось серьезным, и он явно ничего не придумывал. Дети совершенно прозрачны.
Когда они начинают сочинять, все сразу видно по глазам. Я тут же слышу по
характеру голоса, когда он произносит нараспев: «И тогда лягушка... у...у...у».
Но сейчас он смотрел вниз, а его лобик был наморщен в глубокой концентрации. Он
действительно старался вспомнить. Каждый раз, когда Сэйджив был готов
произнести следующую фразу, он поднимал глаза, в которых читалось удивление,
словно говоря: «Да, это так». Он действительно испытывал счастье, что мог
что-то вспомнить и выразить это. Любопытно, у Сэйджива обычно ее проблемы с
речью. Он забывает слова и затем чувствует растерянность, когда не может
выразить свою мысль. Но сейчас or концентрировался, и слова сами приходили ему
на язык.
Чтобы не прерывать ход беседы, я спросила у него: «Были ли у тебя братья
или сестры?»
«Нет», – ответил Сэйджив. «Сколько лет тебе было, когда это произошло?»
«Три».
Я почувствовала, что между нами установилась особая связь, и мне не
хотелось задавать вопросы, которые могли бы нарушить ее. Я просто хотела
получить от него информацию в этот момент. Я хотела узнать о том, где он сейчас
находится и куда он пытается продвинуться и как я должна говорить с ним как
мать: серьезно или нет. Но я почувствовала, что речь идет о чем-то вполне
реальном. И продолжала вести машину! Итак, я ехала как ни в чем не бывало и
задавала вопросы обычным тоном.
Я спросила его, где он жил, и, когда Сэйджив ответил: «Не знаю», я
поставила вопрос по-другому – поинтересовалась, жил ли он в деревне, в
пригороде, где мы живем сейчас, или в городе.
«Это было в городе, вроде того, где живет дядя Стас, в квартире».
«Ты вырос или так и остался трехлетним?»
«Нет, – ответил Сэйджив серьезно, – меня застрелили».
«Тебя убили?» – переспросила я.
«В меня выстрелили и убили».
Я была очень обеспокоена этим вопросом и потому снова спросила его:
«Как?»
«Грабители, – ответил Сэйджив. – Они не должны были этого делать. Ведь я
им ничего не сделал, а он просто застрелил меня без всякой причины. Я был
наверху, на лестничной площадке. Сначала они застрелили мою маму – она была
внизу, а затем застрелили меня».
История Сэйджива делает резкий поворот в этот момент. Она будет
продолжена позже в этой главе.
Распознавать темы и потребности
Следующая цель, о которой вы не должны забывать, – это определить то
скрытое значение, которое несет в себе история о прошлой жизни, распознать то,
что кроется за словами. Исходя из этого, вы сможете определить, какого рода
помощь необходимо оказать ребенку.
Когда дети говорят о воспоминаниях из прошлых жизней, они рассказывают о
том, что видят своим внутренним зрением, о своих чувствах, а также отвечают на
ваши вопросы. Но они не обладают ни достаточной зрелостью, ни объективностью,
чтобы объяснить, как эти переживания соотносятся с их нынешней жизнью. Они
слишком малы, чтобы проанализировать историю или определить проблемы прошлого,
оказывающие влияние на настоящее. Здесь и необходима ваша помощь. Взрослые
знают, как узнавать смысл литературной истории – читать между строк. Благодаря
вашим общим знаниям о механизме работы этих воспоминаний и способности к
анализу, вы сможете распознать, как влияет прошлая жизнь на нынешнюю жизнь
ребенка. Вы сможете также понять, почему эти воспоминания стремятся проявиться,
и распознать незавершенные дела, стоящие за ними.
Вспомните, ведь Чейз, рассказывая о своих воспоминаниях о Гражданской
войне, не говорил ясно о том, что испытывает чувство вины за то, что был
солдатом. Он был слишком мал, чтобы сформулировать свою мысль подобным образом,
но он сказал, что «не хочет быть там и стрелять в других людей». Норман Индж
догадался по языку тела Чейза, что тот испытывает чувство вины из-за того, что
убивал людей на войне. Определив тему и адресуясь к неприятным чувствам в форме,
доступной пониманию пятилетнего мальчика, Норман помог избавиться Чейзу от
чувства вины и сопутствующего страха.
Понимание такого уровня требует размышлений. Вам может потребоваться
несколько дней постоянных раздумий, чтобы осознать связь между проблемами
прошлого и реакцией в настоящем. Но к вам может прийти озарение и в ту же
секунду – нет двух одинаковых случаев.
Как распознать темы прошлых жизней? Во-первых, поставьте себя на место
ребенка и представьте, что вы увидите, почувствуете и подумаете, если окажетесь
в центре сценария прошлой жизни. Например, если он расскажет вам о смерти на
поле битвы, представьте себя на этом поле битвы. Что вы будете испытывать?
Ненависть к врагу? Или, может быть, ненависть к тупости собственных
полководцев? Будете ли вы испытывать отвращение к себе за то, что дали себя так
просто убить? Придете ли вы в ужас от крови, покрывающей землю вокруг? Возможно,
у вас появится чувство вины перед остальными, которые являются такими же
пешками в этой игре, как и вы. А может быть, вы оставили невесту, которая
обещала дождаться вас? Подумайте, каким образом каждая из этих эмоций может
окрасить ваше восприятие реальности в этой жизни. Затем проанализируйте все,
что вам известно о собственном ребенке. Замечали ли вы необъяснимые особенности
его поведения, физические симптомы, проблемы эмоционального характера? В первую
очередь следует обратить внимание на фобии. Если он поступает необъяснимым
образом, подумайте о том, как это может соответствовать фактам и эмоциям его
прошлой жизни. Подобные соответствия вы и должны искать.
Чтобы представить себе все разнообразие возможностей, вспомните о том
соответствии между травмой в прошлой жизни и; проблемами, возникающими в
настоящей, которое открыл доктор Вулгер. Некоторые вещи проверить достаточно
просто. Например, если ваш ребенок рассказывает, что в прошлой жизни его
растерзали дикие собаки, а сейчас он проявляет страх перед большими животными,
– связь очевидна. Но взаимоотношения могут быть более сложными – мы можем иметь
дело с напластованиями травматических тем и неразрешенных проблем из многих
прошлых жизней, и это затрудняет корреляцию.
Используйте свою интуицию наряду с интеллектом, чтобы распознать эти
соответствия. Это не научное изыскание, здесь не существует точных формул,
которым необходимо неуклонно следовать, чтобы понять значение воспоминания.
Откройтесь для вдохновения. Вы близко знаете своего ребенка и можете
рассчитывать, что решение задачи придет к вам в виде озарения или даже во сне.
Если это так, поверьте своему чувству, словно получили прямое заявление от
ребенка. Проверьте, куда выведет вас интуиция.
И помните: темы прошлых жизней не обязательно должны быть негативными и
причинять проблемы. Позитивные воспоминания несут в себе позитивные темы.
Ребенок может вспоминать любимую бабушку из прошлой жизни, и эти воспоминания
будут согревать его в этой жизни, порождая в ребенке чувство спокойствия и