Вы сидите в этом кресле X
и вы смотрите на меня, X
и дыхание ваше свободно, X
и вы слышите мой голос, X
и вы можете расслабиться У.
Следующий прием, который позволяет более гибко манипулировать ситуацией гипнотического вза-имодействия, называется поглощением неопределенности и описывается формулой Х или Х или Х или Х или У, где Х — утверждение о действиях, которые пациент может начать, прекратить, про-должить или изменить; У — определенное утверждение о желаемом действии.
Пример
Я не знаю, будете ли вы продолжать смотреть на пол, X
или вы посмотрите на меня, X
или, возможно, измените свою позу на более удобную, X
или начнете дышать еще более расслабленно, X
но я знаю, что ваше подсознание может начать погружение в транс, и это хорошо для вас. У
Надо сказать, что не только понятие, но и само слово подсознание (являясь менее строгим, точ-ным и правильным по сравнению с термином Бессознатель¬ное в научном смысле, оно несомненно явля-ется более удобным в плане практического применения) имеет в эриксонианском гипнозе огромную роль. Зачастую оно несет в себе скрытую суггестивную нагрузку, так как, используя его, мы даем понять пациенту о возможности более широкого спектра воздействия и более глубокого проникновения этого воздействия в структуру личности. Подсознание рас¬сматривается как наиболее продуктивная и творчес¬кая часть личности, обладающая огромным целебным потенциалом, в то время как ригидная и косная система сознательных установок препятствует реали¬зации этого потенциала и способствует его подавле¬нию.
Для того, чтобы снять сопротивление и обойти жесткую схему блокирующих механизмов, эриксо-нианский гипноз использует технику диссоциации сознания и бессознательного, которая моделируется сле¬дующим образом: .
ВАШЕ СОЗНАНИЕ ПЕРЕХОД ВАШЕ ПОДСОЗНАНИЕ
(Предложения присоединения) (Предложения ведения)
Пример
Ваше сознание
прислушивается к тому, что я говорю
и
ваше подсознание
может начать погружение на любую глубину.
Ваше сознание
может сомневаться,
но
ваше подсознание
свободно и спонтанно
создает те или иные образы,
которые могут вам
показаться
не совсем обычными.
Использование противопоставлений позволяет также нейтрализовать возможное внутреннее напря¬жение путем предлагающего, но не приказывающего воздействия: "Чем сильнее напряжены ваши мысли в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию".
Утверждение дополнительности утилизирует дан¬ное состояние пациента и переводит его из негатив¬ного контекста в позитивный.
Прием описывается формулой X + XI и У, где
X — описание того, что пациент осознает в данный момент.
XI — описание переживания, противоположно¬го тому, которое испытывает пациент в данный мо-мент.
У — ведущее утверждение в этом случае: "И ваше подсознание может использовать оба этих пережива¬ния".
Пример.
Терапевт. "Что вы осознаете сейчас?"
Пациент: "Я осознаю, что я напряжен."
Терапевт: "Вы ощущаете напряжение. X
И вы способны также ощутить спокойствие, XI
и ваше подсознание может пользоваться
обоими состояниями", У
Вариабельность использует возможности косвен¬ных, "скрытых" внушений. Этот прием реализу-ется по следующему алгоритму.
Общее утверждение (трюизм). .
Конкретизация этого утверждения по отноше¬нию к данному пациенту в данный момент времени.
Первое специфическое проявление утвержде¬ния.
Второе специфическое проявление утверждения.
Третье специфическое проявление утверждения.
Общее определенное утверждение, что у пациен¬та проявится нужная реакция.
Пример
Каждый человек способен испытывать ощуще¬ние,
и вы можете испытывать ощущения в различных частях своего тела,
вы можете осознать свои ощущения в левой руке,
или же отдать себе отчет в ощущениях в области лба,
или же ощутить свои ноги,
но я знаю, что возникающие у вас ощущения, приятны вам.
Данные приемы позволяют очень естественным образом вызвать состояние транса.
В эриксонианском гипнозе понятие транса опре¬деляется как состояние с внутренним фокусом вни-мания. И в данном случае его глубина не имеет большого значения для эффективности терапевти-ческого воздействия.
"В некоторых измененных состояниях опреде¬ленные гипнотические явления возможны, а другие нет... Гипнотические явления сами по себе не так уж ценны" (Д. Гриндер, Р. Бэндлер).
В любом случае даже состояние легкого транса, которое соответствует стадии сомноленции по шкале, предложенной Августом Форелем, способно вызвать у пациента активные переживания, через которые может произойти бессознательное отреагирование.
Содержание каждого сеанса обязательно обсуж¬дается с пациентом, и это обсуждение играет не менее важную роль, чем сама процедура гипноза. В конеч¬ном итоге лечебная процедура переходит в процедуру обучения, и пациенты овладевают навыками само¬гипноза, причем гораздо успешней и эф-фективней, чем это случается при вариантах классического гип¬ноза или аутогенной тренировки.
Принципы эриксонианского самогипноза иден¬тичны принципам гетерогипноза — недирективность, прием прямого обращения к подсознанию, отсутст¬вие категоричности во внушениях, осмысленное по-нимание транса как состояния, с которым можно творчески работать.
ГЕШТАПЬТТЕРАПИЯ
Основатель гештальтгерапии Фриц Перлз начинал свою врачебную карьеру как ортодоксальный психоана¬литик, но затем, пережив увлечение экзистенциальной философией, сконцентрированной на идее свободы человека и его ответственности за формирование своего внутреннего мира, отошел от психоанализа и занялся поисками новых путей, отражающих нетрадиционный подход к проблемам ду-шевной жизни.
В отличие от аналитического предложенный ме¬тод ориентируется не на прошлое, а на настоящее, на текущий момент в жизни индивида.
Перлз прежде всего обращал внимание на пове¬дение пациента, на то, как он вступает во взаимо-дей¬ствие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимо¬действии.
Интерес к непосредственному переживанию спон¬танного опыта побудил исследователя обра-титься к гештальтпсихологии, которая как раз пыталась ответить на вопрос, как люди воспринимают свое существова¬ние. В целом же стремление Перлза построить новую модель отношений между людьми ассимилировало в себе достижения различных областей — и психодраму, и биоэнергетику, и райхианскую терапию. Очевидно также сходство гештальттерапии с даосизмом, психо¬техникой дзен, разработками Гурджиева.
Однако подобная эклектичность отнюдь не ме¬шала творцу создавать новое направление в психоте-рапии.
Заимствовав упражнения и методики из психод¬рамы, биоэнергетики, телесно ориентированных дис¬циплин, Перлз видоизменил их в соответствии с разработанной им собственной системой.
Терапевтический подход Перлза основывается на 5 ключевых понятиях.
1. Отношение фигуры и фона.
2. Осознание и сосредоточенность на настоящем.
3. Противоположности.
4. Функции защиты.
5. Зрелость и ответственность.
Фигура и фон.
Люди организуют информацию таким образом, что наиболее значимые и актуальные аспекты ее занимают центральное место (как бы становятся фи¬гурой), а менее важная информация отступает на задний план (служит словно фоном). В качестве фигуры периодически может выступать какая-нибудь потребность.
Подобная деятельность организма феноменоло¬гически представляет собой непрерывный процесс саморегуляции. Этот процесс и приводит к формиро¬ванию фигуры, или гештальта.
Само понятие "гештальт" можно определить как некое целое, которое нельзя изменить без его разру¬шения. Слово "гештальт", немецкое по происхожде¬нию, означает форму, организацию или конфи-гура¬цию.
По мнению Келера, автора гештальтпсихологии, окружающий нас мир состоит из организованных форм и само восприятие этого мира также организо¬вано. Важно осознать, что мы воспринимаем ор-гани¬зованное целое, а не сумму его частей. Если взять, к примеру, мелодию, то в нашем восприятии она пред¬ставляется нам как некое единое целое, музыкальный текст, который есть нечто большее, чем простая последовательность звуков.
Механизм психической деятельности устроен так, что каждый из нас непременно выбирает из фона наиболее значимые, важные или интересные структу¬ры информации, и последние становятся гештальта-ми. (Вспомним знаменитые гештальт диаграммы "ваза и два профиля", "безобразная ста-руха — миловидная девушка").
В эмоциональной жизни субьекта фигурой явля¬ется то чувство, которое преобладает над всеми ос-тальными — это может быть чувство разочарования, гнева, страха, радости, сексуального желания.
Как только та или иная потребность удовлетво¬ряется, гештальт становится завершенным, он теряет-свою значимость и отступает на задний план, смеши¬ваясь с фоном и освобождая простран-ство для форми¬рования нового гештальта.
В том случае, если потребность неудовлетворена, гештальт остается незавершенным. Незавер-шенный гештальт в свою очередь становится причиной многих проблем, которые кажутся неразре-шимыми, так как продолжают содержать в себе неотреагированное и невыраженное чувство.
Тактика гештальттерапии заключается в данном случае в том, чтобы фигуру сделать более чет-кой и таким образом дать возможность отреагирования, которое в конечном итоге приводит к за-вершению травмирующего гештальта.
Осознание и сосредоточенность на настоящем.
Зоны осознания:
1. Внутренняя — включает процессы, происходя¬щие в теле.
2. Внешняя — представляет собой окружающий мир, внешнюю среду, с которой мы связаны по-сред¬ством информационных и сенсорных сигналов.
3. Средняя, или зона фантазии — представлена продукцией психического мира — мыслями, фанта-зиями, чувствами, отношениями и пр.
По мнению Перлза неврозы возникают вследствие повышенной сосредоточенности на средней зоне за счет исключения из сознания внутренней и внешней зон.
Такая тенденция уводит человека из реальности в фиктивный мир обращенности в прошлое или проецирования в будущее, в то время как спонтанная деятельность организма протекает в настоящем мо¬менте, "здесь и сейчас".
Таким образом, выпадая из реальности, индивид теряет непосредственную, органическую связь с ми¬ром и оказывается под властью призраков.
Гештальтподход стремится возвратить субъекта в текущий момент, ибо "нет ничего, кроме то-го, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошло¬го уже нет. Будущее еще не наступило" (Ф. Перлз).
Противоположности.
Противоположности возникают как следствие при¬верженности к оценочным позициям, таким, например, как "хорошо" или "плохо". Подобная дуальная оппози¬ция характерна и для нашего "Я", поляр-ные стороны которого могут разделяться на "Нападающего" ("Собака сверху") и "Защищающегося" ("Собака снизу").
"Нападающий" характеризуется авторитарнос¬тью и агрессивностью. "Защищающийся" стре-мится оправдываться, испытывает чувство вины, бессилие. Между этими двумя частями идет внут-ренняя борьба за власть и контроль.
Функции защиты.
При возникновении стрессовой ситуации, которая не может быть быстро и эффективно решена, организм запускает механизмы специфических реакций, способ¬ствующих понижению уровня тревож-ности. В той или иной степени они позволяют уйти от проблемы, "не заметить" ее и потому они вы-полняют функции защиты.
В гештальтподходе отмечаются 4 таких "невро¬тических" защиты, действующих на границе "Я".
1. Слияние.
2. Ретрофлексия.
3. Интроекция.
4. Проекция.
Слияние характеризуется неспособностью индивидума дифференцировать себя и других, нечеткос-тью, расплывчатостью его "Я". Люди, прибегающие к этой защите, часто используют местоимение "Мы" вместо "Я".
Ретрофлексия — "резкий поворот на себя". В данном случае граница между личностью и средой смещается ближе к "Я". Такой человек относится к себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Появляется отношение к себе как к посто¬роннему объекту. В лексиконе часто используются возвратные местоимения. "Мне стыдно за себя", "Я должен заставить себя" и т.п.
Интроекция — тенденция присваивать убежде¬ния и установки других без критики. Интроекты — отдельные убеждения, взгляды, мнения, не перерабо¬танные и не ассимилированные субъектом. Лич-ность оказывается полностью скованной чужой информа¬цией и значительно тормозится в собствен-ном разви¬тии.
Характерные интроекты — родительские поуче¬ния и предписания.
Проекция — прямо противоположна интроекции. Эта защита проявляется в тенденции приписать окружающему миру свои внутренние установки и побуждения.
Весьма остроумно о таком типе защиты сказал Перлз: "Мы сидим в доме, где стенами являются зеркала, и думаем, что смотрим наружу".
Обобщая характеристики защит, Перлз описы¬вает их следующим образом:
"Интроецирующий индивидум делает то, что от него хотят другие,
проецирующий делает другим то, в чем сам их обвиняет,
человек, находящийся в патологическом слиянии с миром, не знает, кто кому что делает, и
ретрофлексирующий делает себе то, что он хотел бы делать другим."
5. Зрелость и ответственность.
В гештальттерапии понятие зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение "зрелой личнос¬ти", главными критериями которой являются стремле¬ние работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того что этот человек соответствует подсознательным установкам.
Эти два критерия зрелости Фрейд выразил фор-. мулой "arbeiten und liben" (работать и любить).
Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявля-ющийся в способности к конструктивному поведе¬нию, хорошей адаптивностью и умением принимать ответственность за самого себя.
Зрелая личность аутентична, т.е. равна себе, спонтанна .и внутренне свободна.
Для достижения своих целей такой человек опи¬рается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в сте-реотипы ролевых игр, манипулятивных по своей сути.
Эверетг Шостром предлагает свою модель, опи¬сывающую 8 манипулятивных типов.
" 1. Диктатор — преувеличивает свою силу, пы¬тается доминировать, приказывать, демонстриро-вать свою власть.
Разновидности: настоятельница, начальник, младшие боги.
2. Тряпка — обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Она преувеличивает свою чувствительность. Ее основные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.
Разновидности: мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.
3. Калькулятор — преувеличивает необходимость всех контролировать. Он обманывает, увилива-ет, лжет, старается с одной стороны перехитрить, с другой — перепроверить других.
Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.
4. Прилипала — изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу.
Разновидности: паразит, нытик, вечный ребе¬нок, ипохондрик, беспомощный.
5. Хулиган — преувеличивает свою агрессивность, жесткость, недоброжелательность. Управляет с помо¬щью угроз.
Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангс¬тер, угрожающий. Женская вариация хулигана — сварливая баба ("пила").
6. Славный парень — преувеличивает свою забот¬ливость, любовь, внимательность.
Разновидности: угодливый, добродетельный мо¬ралист, человек организации.
7. Судья — преувеличивает свою критичность. Он подозрителен, полон обвинений, с трудом про-щает.
Разновидности: всезнающий, обвинитель, обли¬читель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мсти-тель, заставляющий признать вину.
8. Защитник — чрезмерно подчеркивает свою под¬держку и снисходительность к ошибке. Выража-ет сочув¬ствие, сверх всякой меры. Слишком заботится о нуждах других, вместо того, чтобы зани-маться своими делами.
Разновидности: утешитель, покровитель, муче¬ник, помощник, самоотверженный."
Разумеется, как и всякая классификация, данная не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но, как и любой другой классификации, ценность этой заключается в том, что она представляет собой некую систему опознавательных знаков, по которой мы можем успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.
Как бы то ни было, но нам представляется возможность производить относительную оценку лич-ности для того, чтобы психотерапевтически взаимо¬действовать с ней.
Однако для достижения зрелости человеку необ¬ходимо не только проработать свои непродуктив-ные защиты, чтобы отказаться от них, но также последо¬вательно пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру луковицы.
Перлз выделяет 4 таких уровня.
1. Уровень "клише". На этом уровне наши дейст¬вия стереотипны и неаутентичны.
2. "Искуственный" уровень. Доминируют роли и различные игры. Манипулятивная деятельность.
3. Уровень "Тупика". Неадекватность самопод¬держки и отсутствие поддержки со стороны ок-руже¬ния. В ситуации "тупика" люди чувствуют себя поте¬рянными и подавленными.
4. Уровень "внутреннего взрыва" или "смерти". Взаимодействие с этим уровнем приводит к "внешне¬му взрыву" — проявлению истинного "Я".
УПРАЖНЕНИЯ
Расширение осознания.
Ориентированность данного упражнения направ¬лена на расширение осознания материала внут-ренней и внешней зон.
Этапы.
1. Клиента просят закрыть глаза и сконцентри¬роваться на внутренней зоне. Свое сообщение он начинает словами "Сейчас я осознаю..." — и продол¬жает рассказом о своих телесных ощущениях.
2. Затем клиент открывает глаза и направляет свое внимание на внешнюю зону: "Сейчас я осоз-наю..." — далее следует сообщение о воспринимае¬мых сигналах внешнего мира (звуки, запахи, образы и т.д.).
Примечания. Выполняя это упражнение, следует воздерживаться от интерпретаций и оценок.
Например, предложение: "Я осознаю, что ты сердишься на меня" не отражает процесс осознава-ния, так как оно затрагивает среднюю зону. Данное сообщение следует разделить подобным образом: "Я осознаю, что вижу твои нахмуренные брови.. И я представляю, что они свидетельствуют о твоей рас¬серженности по отношению ко мне".
Вместо "Сейчас я осознаю твою теплую улыбку" следует сказать: "Сейчас я осознаю, что вижу твою улыбку и представляю, что она говорит о теплом отношении ко мне."
В любом случае, если мы даже и угадываем что-то, следует разделять наблюдение и воображение. Цель упражнения.
I. Терапевтическая:
1. Ориентирует субъекта на ситуацию "здесь и теперь".
2. Снимает психоэнергетические блоки, которые возникают за счет избыточной фиксации на средней зоне.
3. Способствует внутренней трансформации, так как высвободившаяся энергия расходуется не на под¬держание невротического равновесия, а на активиза¬цию личностных ресурсов.
II. Тренировочная:
1. Обостряет реакцию и восприимчивость.
2. Развивает интуитивное мышление и способ¬ность к ясновидению.
Интеграция противоположностей.
Для успешного формирования и завершения гештальтов необходимо научиться:
1. Четко разграничивать окружение и свое "Я".
2. Четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".
В отношении первого достаточно эффективным оказывается упражнение на осознавание, пред-ложен¬ное выше. Что касается второго положения, то здесь гештальттерапия использует методику "двух стульев", которая позволяет интегрировать полярные наклон¬ности "Я", проявляющиеся в кон-фронтации "Напа¬дающего" и" Защищающегося".
Выполнение процедуры.
Клиент занимает один из двух стульев, стоящих друг напротив друга и начинает вести диалог от имени той части, которая доминирует в его "Я". При этом он воображает, что "пустой" стул от-нюдь не пустует — на нем расположена оппозиционная часть Эго. К приме¬ру, субьект может занять первый стул и открыть Ц словесную атаку с точки зрения "Нападающего", вступив в разговор со своим воображаемым "Защи¬щающимся", который в это время сидит на другом стуле. Через минуту клиент садится на второй стул и уже с позиций "защищающегося" начинает оправды¬ваться, объяснять и даже может заплакать.
Затем участник процедуры опять меняет место на стульях.
Так продолжается до тех пор, пока полярные стороны внутреннего конфликта не будут отреаги-рованы до конца, и диалог не завершится естественным образом.
Цель упражнения.
Завершить в настоящем ситуации, не завершен¬ные в прошлом, что, в свою очередь, приводит к формированию и завершению гештальта.
Усиление внимания к чувствам.
В данном случае предлагается методика "разы¬грывания ролей", во время которой участник проце-дуры вживается в образы отдельных компонентов своего поведения. Например, можно сыграть роль своего голоса или собственного сжатого кулака и т.д. В какой-то мере здесь необходимы элементы перево¬площения, но они вполне доступны каждому челове¬ку, даже тому, кто заявляет о своей полной неспособ¬ности к перевоплощению.
Усилению внимания к чувствам способствуют также упражнения по утрированному, преувеличен-ному выражению своего поведения.
Для этого клиент выбирает нежелательные аспек¬ты своего поведения и усиливает их. Например, чело¬век, который склонен постоянно извиняться, может довести до абсурда эту тенденцию, начиная каждое предложение со слов "Извините пожалуйста..."
Цель данного упражнения.
Высвободить эмоциональную энергию, которая расходовалась на блокирование подавленного чув-ства и перенаправить ее на более продуктивные цели.
Работа с мечтами и снами.
Мечты, как и сны, есть не что иное, как фрагмен¬ты собственного "Я". Поэтому они содержат в себе уникальную информацию для того, кто их создает.
Но, будучи зашифрованной, эта информация остает¬ся в стороне и не принимается во внимание.
Гештальттерапия предлагает непосредственную работу с фантазиями и сновидениями путем их разга¬дывания. Причем, в отличие от психоанализа здесь не применяются интерпретации.
Работа с мечтами и сновидениями включает в себя два процесса:
1. Перенос сновидения (мечты) на реальность и в настоящее время.
2. Ассимиляция отчужденных фрагментов лич¬ности.
1-й этап выполняется следующим образом: Участник процедуры описывает свое сновидение (фантазию) только в настоящем времени и как реальное событие. ("Я опускаюсь в глубокий колодец. Я пыта¬юсь от кого-то спрятаться. Но чьи-то шаги настигают меня" вместо "Я представлял себе, как спускался в глубокий колодец и пытался от кого-то спрятаться, но чьи-то шаги все-равно настигали меня").
Подобное перемещение в настоящее и реальное позволяет вновь интенсифицировать пережитые чув¬ства и символически отреагировать их.
2-й этап начинается с осознания того, что каж¬дый фрагмент сновидения (как и каждый фрагмент фантазии) представляет собой тот или иной фрагмент личности.
Для того, чтобы ассимилировать эти отчужденные фрагменты, проявить их скрытый смысл, не-обходимо их выявить и идентифицироваться с каждым из них.
В нашем примере такая работа может быть вы¬полнена следующим образом:
"Я — колодец. Я ощущаю свою глубину, но также и тесноту, темноту, протяженность, уводящую в неве¬домые, более мрачные глубины."
"Я — преследователь. Ты не знаешь, кто я, но я настигаю тебя и что-нибудь сделаю с тобой, мо-жет, даже, нападу."
По мере вживания в тот или иной образ, участ¬ник процедуры получает новую информацию о себе самом, благодаря тому ассоциативному процессу, который происходит в это время. С другой стороны, он бессознательно, на символическом уровне ассими¬лирует различные аспекты своей личности, которые ранее не были ему доступны.
Принятие ответственности за себя.
Это понятие является, пожалуй, наиболее важ¬ным в гешталытерапии. Считается, что причиной любого невротического механизма является как раз неспособность индивидума при-нять.ответственность за свое "Я".
Понимание смысла этого положения вложено Ф.Перлзом в созданную им "Молитву гештальти-ста":
"Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы
соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живешь в этом мире не для того,
чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам случится найти друг друга —
это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь."
Поэтому устремления гештальтподхода направ¬лены на то, чтобы человек, участвующий в про-цессе терапии, пройдя все свои уровни, тупики и взрывы, достигает наконец зрелости и обретает спо-собность принять ответственность за свое "Я".
Для катализации подобного процесса использу¬ется упражнение, активизирующее тенденцию инди-видума к самостоятельности.
В частности, гештальтподход рекомендует ис¬пользовать местоимение "Я" вместо обобщенных формул или трюизмов.
Пример: Выражение "Плохо унижать других лю¬дей" меняется на фразу "Плохо, когда я унижаю других людей." В этом случае человек принимает ответственность за свои мысли, чувства и действия.
Другая вариация этой методики заключается в том, что клиента просят использовать глаголы хочу, не хочу, выбираю вместо глаголов могу, надо, должен.
Третья вариация: союз "но" заменяется союзом "и".
Если мы сравним два совершенно одинаковых предложения, но с разными союзами, то убедимся, насколько разными окажутся их значения.'
"Я хочу заниматься этим делом, но чувствую неуверенность."
"Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность."
Союз "но" препятствует говорящему принять ответственность за себя.
Принятию ответственности за самих себя также способствует осознание того, на кого мы пы-таемся возложить ответственность за самих себя и каким образом мы это делаем.
Люди часто стремится к тому, чтобы сделать других ответственными за самих себя. Они ис-кренне полагают, что их чувства вызываются другими людь¬ми и что поэтому они становятся жерт-вами чужих воздействий.
Весьма часто подобные тенденции можно на¬блюдать во внутрисемейных или интимных отноше-ниях. Например, кто-нибудь из партнеров может обвинить другого: "Ты заставляешь меня страдать, так как у тебя появились новые интересы." Подобное заявление характерно для ситуации, когда кто-то пытается переложить ответственность на другого. В этом случае гештальттерапией рекомендуется реорга¬низовать предложение следующим образом: "Я чувст¬вую себя неприятно от того, что ты..."
Зазвучавшее "Я" лучшим образом подчеркивает новую позицию человека, стремящегося возвратить себе свою ответственность за самого себя.
И в этом качестве он обретает новый статус бытия — состояние внутреннего освобождения, рож¬дающееся в процессе гештальттерапии, которую Ф.Перлз определил еще как "бегство от кошмара".
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.