Авторы:

Все сочинения по литературе за 7 класс

Коллектив Авторов
Все сочинения по литературе за 7 класс
 
Аннотация
В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя
ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки
написать творческую работу по любой теме.
К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 7 класс»
 
 
Содержание
1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5
2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 7
3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас
Бульба»
 4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 11
5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере
«Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского,
нового чудотворца»)
 6. Язык духовной русской литературы (на примере «Жития
преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового
чудотворца»)
 7. Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» 16
8. Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии
Муромских»
 9. Раскрытие характера в сюжете произведения А. Бестужева-
Марлинского «Мореход Никитин»
 10. Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А.
С. Пушкина
 11. Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С.
Пушкина
 12. Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина 26
13. Образ рассказчика в повести А. С. Пушкина «Выстрел» 28
14. Основная идея повести А. С. Пушкина «Выстрел» 30
15. Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина
«Выстрел»
 16. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.
Лермонтова
 17. Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю.
Лермонтова
 18. Художественные средства создания характеров в «Песне про
царя…» М. Ю. Лермонтова
 19. На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова 40
20. Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «Маттео
Фальконе»
 21. Способы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме
«Маттео Фальконе»
 22. Средства создания героического характера в повести П. Мериме
«Маттео Фальконе»
 23. Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова
«Левша»
24. Образ повествователя в рассказе Н. С. Лескова «Левша» 49
25. Языковые средства создания характера в рассказе Н. С. Лескова 50
26. Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» 52
27. Язык рассказа Н. С. Лескова «Левша» 54
28 Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» 55
К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 7 класс»
 29. Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» 57
30. Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин
луг»
 31. Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
 32. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
 33. Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова-
Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
 34. Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е.
Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»
 35. Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» 69
36. Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» 70
37. Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» 72
38. Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов» 74
39. Художественные средства выражения авторской позиции в драме
Е. Л. Шварца «Тень»
 40. Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» 78
41. Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова
«Тучи», «Утес», «На севере диком…»
 42. Тема и идея поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» 82
43. Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз,
Красный нос»
 44. Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный
нос»
 
К. Авторов. «Все сочинения по литературе за 7 класс»
 
 
Все сочинения по литературе за 7 класс
 
1. Образ главного героя в повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
 
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васи-
льевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за наци-
ональное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запо-
рожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа,
свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные
характеры.
Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас
ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о
нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего
нрава».
Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно
управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товари-
щам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и
независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и
обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огром-
ной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: пере-
нимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ про-
дают…»
Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы.
По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо моло-
дому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.
Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запо-
рожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим вои-
ном. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает
Родину и переходит на сторону врага.
Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на террито-
рию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом.
Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына.
Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?»
– вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил:
«Добре, сынку, добре!»
Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с
Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от
отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На пре-
дателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену
Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас –
человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас
приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собствен-
ную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в прене-
брежении идеалами Запорожской Сечи.
Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произно-
сит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве
 
найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».
Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила
характера Бульбы.
Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество
пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и про-
явлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа
борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в
победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.
В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый
Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части
казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запо-
рожской силы, зреющей в украинском народе.
 
 
2. Пейзаж и его роль в повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий рус-
ской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас
Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою
независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и
ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является
составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а сво-
бодным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои
наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, спо-
собным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не
только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ
Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель
подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных
воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты
гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь
великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь
юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря,
было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверх-
ность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы раз-
ных цветов…»
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В опи-
сании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и
могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безгранич-
ные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут
жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и
щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения
и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир
героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной
хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается
фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгно-
венно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не
могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его
герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной
панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует
юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами
нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпаю-
щего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали
догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но
очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
 
 
3. Гипербола как основной прием
повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе
украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, глав-
ным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни,
былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татар-
ского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего
братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры.
Портрет Тараса Бульбы гиперболичен. Основу облика Тараса составляют богатыр-
ская сила, суровость и прямолинейность. Вот примеры его характеристик: «Бульба вско-
чил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое
бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «навесил он на свои очи хму-
рые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых
верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги
и отличался грубой прямотой своего нрава».
Широта и могучий размах характера Тараса Бульбы в пиршестве и ратном деле при-
обретают былинные черты. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пун-
диков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с
выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки,
чтобы играла и шипела как бешеная…»
В пылу боя «рубится и бьется» Тарас. Когда его ранили, он упал на землю как «под-
рубленный дуб».
Образ Тараса Бульбы не однозначен. Ему свойственны жестокость и коварство. Тарас
Бульба низлагает кошевого, который отказался нарушить клятву и возобновить войну, только
потому, что сыновья Тараса должны были закалиться в бою. После казни старшего сына
Остапа Тарас мстит шляхте, «справляет поминки»: грабит замки, выжигает восемнадцать
местечек, уничтожает костелы. «Ничего не жалейте!» – повторял Тарас.
В образе Тараса Бульбы сливаются историческая конкретность и реализм изображения
грубого века. Сыноубийство мотивировано изменой и предательством младшего сына. Эпи-
ческое единство образа Тараса раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа выражает
верность Отечеству и вере, а образ Андрия – идею разобщенности и предательства людей.
Боевые сцены – это центральные сцены повести. Запорожские казаки сражаются
доблестно, вызывая восхищение даже у своих противников. Гоголь рисует героев Сечи
резкими и выразительными штрихами. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бов-
дюг, страстно призывающий к товариществу, Шило, преодолевающий неимоверные препят-
ствия, чтобы вернуться в родную Сечь, Кукубенко, высказывающий перед смертью свою
заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». Этим людям свойственна
одна общая черта – беззаветная преданность Сечи и родной земле. В них Николай Василье-
вич Гоголь видит воплощение лучших черт национального русского характера.
Действия казаков представлены крупным планом, яркими штрихами, заключающими
в себе патетическую гиперболу, которая характерна для героического эпоса. Мы видим весь
ход боя, действия отдельных бойцов, их наружность, оружие, одежду. В повести виден обра-
зец эпического стиля. Работая над книгой, Николай Васильевич Гоголь пересмотрел множе-
ство летописей и исторических источников. Но самым важным источником, который помог
описать запорожцев, были песни. В 1883 г. Гоголь писал своему другу, фольклористу Миха-
илу Максимовичу: «Что теперь все эти чертовы летописи, в которых я теперь роюсь, перед
этими звонкими живыми летописями!» В статье о малороссийских песнях Гоголь писал:
«Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь
народа…»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» популярна не только в России,
но и во всем мире. Ее приравнивают к такому классическому эпическому произведению, как
«Илиада» Гомера. Такое художественное средство, как гипербола, помогло писателю ярко и
выпукло нарисовать образы героев. И в настоящее время повесть Гоголя утверждает добрые
чувства, воспитывает мужество и патриотизм в юных сердцах.
 
4. Фольклорные элементы в
повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя
повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально-осво-
бодительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня,
Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюби-
вого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества
против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии пове-
ствования – обычные явления и торжественно-лирический пафос народно-поэтического
эпоса, смысл которого – прославление мощи Русской земли. Создавая историческую повесть
«Тарас Бульба», Николай Васильевич Гоголь внимательно изучал документально-историче-
ские материалы и фольклорные произведения. Автор был глубоким знатоком и собирателем
народного творчества. В песнях он находил отражение народной жизни.
Автор обращается к поэтике фольклора и из героических народных песен черпает
образы. В центре внимания писателя находится национально-освободительное движение
украинского народа. Он использует былинно-песенный прием: «Как плавающий в небе
ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный
среди воздуха на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскачивающегося у самой дороги
самца-перепела, – так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему
на шею веревку».
Наиболее распространенным приемом является троекратное повторение. В повести Н.
В. Гоголя в самый разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками: «А что, паны? Есть
еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли козаки?» И трижды
слышится ему ответ: «Есть еще, батько, порох в пороховницах; не ослабела еще козацкая
сила, еще не гнутся козаки!» Всем героям Запорожской Сечи свойственны патриотизм, пре-
данность Родине. Умирая, казаки прославляют родную землю: «Пусть же знают они все,
что такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так
никому ж из них не доведется так умирать!..»
В произведениях фольклора звучит мысль о несравнимой ценности Родины, о желании
отдать жизнь за ее свободу и независимость. На свете нет более позорного и страшного пре-
ступления, чем измена Родине. Увлекшись полячкой, Андрий переходит на сторону врага.
Последняя его встреча с отцом – это грозное возмездие. Тарас говорит: «Что, сынку! Помо-
гли тебе твои ляхи?» Андрий «был безответен». «Так продать? Продать веру?» – вопрошает
разгневанный отец. Тарас не чувствует никакой жалости к своему сыну-изменнику. Андрий
понимает, что ему нет никого оправдания, и покорно принимает волю отца.
Вскоре и сам Тарас погибает. Но его смерть – это смерть героя. В последние минуты
жизни он думает о товарищах, о Родине. «Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули
сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи старого атамана.
– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. Вспоминайте меня и будущей весной
прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть
что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узна-
ете вы, что такое православная русская вера!»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» навсегда вошла в нашу жизнь.
Мы часто говорим ее словами, как словами пословицы: «Отыскался след Тарасов!» Это надо
понимать так: никогда не искоренить бойцов за Отчизну и народ русский.
 
5. Идеальный образ святого в русской
литературе (на примере «Жития
преподобного отца нашего Сергия, игумена
Радонежского, нового чудотворца»)
Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского иде-
ала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить
ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды
избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы.
Большинство авторов нам неизвестны. Житийный канон оказался самым устойчивым из
всех жанров древнерусской литературы.
Агиографическая повесть Епифания Премудрого «Житие преподобного отца нашего
Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» рассказывает о выдающемся религиоз-
ном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной
помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он
пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия,
как истинного служителя Божественной троицы. Рассказывая о жизни и деяниях великого
подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем «дела Божии». Причем проповедует,
как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия. Отсюда и мистико-сим-
волический подтекст его произведения.
Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в
«Житии Сергия Радонежского» использование числа «три». Автор придавал ему особое зна-
чение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются пер-
вые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было озна-
меновано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. В главе «Начало житию
Сергиеву» рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное пред-
вестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во
время ее пребывания в церкви. «И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребе-
нок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время
пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить
к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери.
Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же
иерей возгласил: „Вонмем, святая святым!“ младенец в третий раз закричал. Когда наступил
сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию… Иерей
окрестил его именем Варфоломей… Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе
матери в церкви три раза прокричал: „Не знаем, что означает это“. Иерей сказал: „Радуйтесь,
ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы“».
Создавая «Житие Сергия Радонежского», автор использует не только сокровенные изо-
бразительные средства для выражения троической идеи. В процессе написания повести
«Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и
тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно-художествен-
ных образах, о Святой Троице. Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик,
не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых
испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец
святости, не лицо, а лик.
Ключевский В. О. в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для
русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной
искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что
нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.
 
6. Язык духовной русской литературы (на примере
«Жития преподобного отца нашего Сергия,
игумена Радонежского, нового чудотворца»)
Древнерусскую литературу увлекает и вдохновляет познание действительности, совре-
менной писателям, хотя и ушедшей в прошлое, но продолжающей волновать умы, объ-
ясняющей явления современности. Это познание в Древней Руси отличала чрезвычайная
щепетильность к отдельным историческим фактам, стремление точно следовать внешним
данным, хотя и без настоящего воспроизведения внутренней сущности этих фактов. Если
в древнерусских произведениях и встречаются вымышленные лица, то писатель стремится
уверить своего читателя в том, что эти лица все же были. Вымысел – чудеса, видения, сбы-
вающиеся пророчества – писатель выдает за реальные факты, и сам верит в их реальность.
Агиограф, описывая житие святого, должен всеми средствами показать исключитель-
ность своего героя, величие его подвига, отрешенность его поступков от всего обыденного,
земного. Отсюда и стремление к эмоциональному, яркому, украшенному языку, отличающе-
муся от обыденной речи. Жития, написанные Епифанием, переполнены цитатами из Свя-
щенного писания, ибо подвиг его героев должен найти аналогии в библейской истории.
Для них характерно демонстративное стремление автора заявить о своем творческом бес-
силии, о тщетности своих попыток найти нужный словесный эквивалент изображаемому
высокому явлению. Но именно эта традиция и позволяет Епифанию продемонстрировать все
свое литературное мастерство, ошеломить читателя бесконечным рядом эпитетов или сино-
нимических метафор, создать длинные цепи однокоренных слов, заставить его вдуматься
в стершийся смысл обозначаемых ими понятий. В этом произведении наиболее полно и
четко отразились взгляды Епифания на задачи литературного творчества агиографа. Обыч-
ные слова не в силах выразить величие деяний подвижников во славу Христа. Но автор
рассказа о святом – это земной человек. Призывая на помощь Бога, уповая на покровитель-
ство восхваляемого им святого, агиограф стремится так пользоваться обычными средствами
языка, чтобы у читателя создалось представление о святом, как о человеке совершенно иного
духовного типа, чем все остальные люди. Поэтому прихотливый язык, «плетение словес» –
это средство, с помощью которого автор прославляет героя своего повествования.
Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной
пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали доносится стон и плач земли,
подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сливается в хаотическом впечатлении
ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и
обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей.
Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как «стадо бесчисленно», и разом
кричат на разные голоса: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в пустыне? Ужели ты не
боишься умереть с голода либо от зверей или от разбойников и душегубцев?» Но молитва,
отгоняя бесов, побеждает ад, восстанавливает на земле тот мир, который предшествовал гре-
хопадению человека. Из тех зверей один медведь взял в обычай приходить к Преподобному
Сергию. Увидел Преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы полу-
чить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, кладя его на пень или на
колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал
свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя». Говоря об этом послушном
отношении зверей к святому, Епифаний замечает: «И пусть никто этому не удивляется, зная,
наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно,
как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также один
жил в пустыне, все было покорно».
Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая обретает смысл и завершен-
ность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незна-
комому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею
своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, исключающей
ненависть, раздоры, вражду и войны.
 
7. Идейное содержание «Повести
о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом
дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст
не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической
житийной традиции.
Высказанные в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мысли о значении чело-
веческого достоинства созвучны идеям гуманистов. «Повесть о Петре и Февронии Муром-
ских» часто называют житием, однако вместо религиозных подвигов здесь рассказ о любви
крестьянской девушки и муромского князя.
В произведении использованы два мотива: сказание об огненном летающем змее и
сказка о мудрой деве.
В «Повести о Петре и Февронии» нет никаких указаний на действительных историче-
ских прототипов героев.
Автор описывает реальные события, позволившие причислить к лику святых, а затем и
канонизировать князя Петра и княгиню Февронию. В построении повести есть много дета-
лей, характерных для сказочного повествования.
Змей – воплощение зла, нечистой силы. Данный образ широко используется во многих
русских народных сказках и былинах. Змей, искушающий жену Павла, посылается дьяво-
лом, и этот момент напоминает о грехопадении Евы, тоже искушаемой змеем-дьяволом.
Но в сказках борьба со змеем – основа повествования, весь сюжет основан на том,
чтобы показать победу сказочного богатыря над змеем. В данном же произведении победа
над змеем только знакомит читателя в начале повести с князем Петром и показывает его как
храброго и сильного воина.
Премудрая красавица Феврония тоже отчасти сказочная героиня. Она мудра, умеет тво-
рить чудеса, угадывать чужие мысли. Появление крестьянской девушки, исцелившей Петра
от струпьев, которыми покрылось его тело от брызнувшей на него крови змея, вводит в пове-
ствование традицию сказок о прекрасной деве, поражающей своей чистотой и мудростью.
Автор как-то особенно показывает ее в своем произведении: «за ткацким станом сидела в
одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». Этот зверек в фольклоре слу-
жит символом брака, и его можно считать мудрой загадкой самого автора. В то же время эту
подробность можно истолковать как погруженность героини в мир природы.
Согласие Февронии исцелить Петра при условии женитьбы на ней может быть истол-
ковано двояко: как желание сказочной героини добиться счастья и как предвидение святой
своей будущей судьбы.
Неоднократно автор использует такой сказочный прием, как загадывание сказок.
Именно с загадки начинается знакомство одного из молодых дружинников с княгиней
Февронией, когда тот приходит просить исцеления для Петра. Феврония не придает мисти-
ческого значения отгадыванию загадок, показывает себя мудрой девушкой, умеющей гово-
рить иносказательно. Петр не сумел распознать последнюю маленькую хитрость Февронии.
Выполняя все предписания своей врачевательницы, он обрекал себя на возвращение в рязан-
ское Ласково.
Многие эпизоды «Повести о Петре и Февронии…» говорят об уме этой женщины, ее
способностях быть и верной женой, и мудрой княгиней.
После свадьбы князь Петр и княгиня Феврония проживут долгую и счастливую жизнь,
даря окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ. Как в сказке, они умрут
в один день, положив начало своему бессмертному существованию в памяти благодарных
людей.
Любовь в «Повести о Петре и Февронии» – меньше всего всепоглощающая челове-
ческая страсть. Любовь Февронии к князю Петру непобедима именно потому, что она уже
побеждена внутренне ею самой, подчинена ее уму. Тема любви тесно связана с темой чело-
веческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. «Ко всем питали они
равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но
богатели божьим богатством».
Для жития традиционен и финал повести, когда Петр и Феврония перед смертью при-
нимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в
мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом»: «и после этого уже
не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества
Святой Богородицы… Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеле-
ние».
 
8. Герои и повествователь в «Повести
о Петре и Февронии Муромских»
Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с запад-
ноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэ-
тичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов
героев.
Целый ряд моментов «Повести о Петре и Февронии» роднит ее с разными типами
народной волшебной сказки. Это и близость героини к миру природы, и ее иносказательная
речь. Загадки и разгадки автор разносит во времени: только в ответ на недоумение юноши
Феврония разъясняет: уши дому – собака, а глаза – ребенок; плакать взаймы – значит пойти
на похороны; смотреть в лицо смерти через ноги – бортничать, т. е. собирать мед на деревьях.
Автор связывает свою повесть с житийными легендами о муромских святых.
Необычны чудеса в повести: боярские жены жалуются на крохоборство муромской княгини,
видя в этом следствие ее крестьянского происхождения. Но крохи в руке Февронии претер-
певают особое изменение: крошки хлеба превращаются в ладан и фимиам, использующиеся
в православном богослужении. По благословению Февронии за одну ночь превращаются в
цветущие деревья воткнутые ею в землю прутья. Автор, таким образом, пытается показать
животворящую силу ее любви. Троекратный призыв мужа выполнить обещание принять
смерть вместе выполняет функцию чуда.
Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр,
ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо
в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!.. Радуйтесь, честные предво-
дители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь,
прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши
неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуй-
тесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой
к вам приходит!..»
Повествователь показывает, что Феврония в силе своей любви, в своей мудрости ока-
зывается выше своего мужа. Однако не только любви свойственна мудрость, но и мудрости
присуща любовь. Между чувством, умом и волей нет конфликта, нет борьбы, нет противо-
речия..
Восхитителен и предсмертный жест Февронии, вышивавшей в то время «святой воз-
дух» – покрывало для сосудов с причастием. Она «у одного святого мантию еще не докон-
чила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг
нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом,
что умирает вместе с ним». В тех условиях, когда деталям в литературе уделяется не так уж
много места, жест Февронии драгоценен так же, как и то золотое шитье, которое она шила
для святой чаши.
Фольклорная стихия привнесла в текст повести бытовую конкретность, несвойствен-
ную современным ей литературным памятникам.
Мудрость – это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто такое,
что дается самим Богом. Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что
может действовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает. Именно
так действовала Феврония. В повести говорится, что у нее был дар прозорливости, т. е. пред-
видения, а значит, она имела мудрость от Бога. Вот как об этом пишет автор: «В одном судне
с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек, иску-
шаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные
мысли, обличила его».
Недаром Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами. Возможно, когда она
просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, что это будет для блага их обоих,
но ее мудрость подсказывала ей, как действовать. Зато потом Петр живет с Февронией как у
Христа за пазухой и все больше ценит свою супругу. Петр очень благодарен Богу за такую
жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал
ее: «Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы
заповеди Божьей не нарушить…»
 
9. Раскрытие характера в сюжете произведения
А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»
Александр Александрович Бестужев – выдающийся писатель, известный под псевдо-
нимом Марлинский. В литературе он один из немногих людей, не знавших разлада между
течением внешних событий и внутренними переживаниями. В своем творчестве он сделал
наметки реалистичного изображения моряков. Так появились произведения, отличающиеся
правдой жизни. «Мореход Никитин» – это повесть о мужестве простых людей. В этом про-
изведении Марлинскому удалось показать героизм русского человека, побеждающего вра-
гов бесстрашием своих действий, умом и сметкой. В повести отражены реалии далекого
времени, постепенно создававшие русскую морскую культуру.
Для русского романтизма океанская стихия стала очень распространенным объек-
том повествования. Марлинский смог расширить эмоциональный уровень понимания моря,
море у него – это протест. Морская стихия в силу своей изменчивости, текучести усиливала
неизвестность, что более всего соответствовало настрою того времени. Такие черты оке-
ана, как глобальность, неожиданность, непредсказуемость, величественность, сопрягались
с представлениями о масштабности Вселенной.
Океан у Бестужева-Марлинского – равноправный действующий персонаж, корабль
выделяется в отдельную категорию, подчеркивается отличие моряков от сухопутных жите-
лей. Но при этом мало рассказывается о флотской организации, о своеобразии жизни моряка
на судне, о служебных и внеслужебных отношениях, их воздействии на психологию и харак-
тер человека.
Главный герой так предстает перед читателем: «Молодой человек, сидевший на руле,
был полный и законный хозяин карбаса… его томила охота отведать своего счастья, потор-
говать на свое имя… впрочем, никогда еще Савелий Никитич – это было его имя – не пус-
кался в море с таким запасом веселости, как в этот раз…»
Он говорит о себе: «Притом я имею суднишко и кредит… ношу голову на плечах и
благодаря Создателю не пустоголов, не сухорук. Прошлый год я выгодно продал в Соловках
свои товары, был там и по весне; да если с тобой поладим, так с жениной легкой руки в
Спасово заговенье опять пущусь».
Автор не дает увидеть изнутри склад души своих героев, сознание человека, рвущегося
в море. Художественное исследование этих проблем не входило в замысел писателя.
Рассматривая море как символ абсолютной свободы, Бестужев не особенно стремился
воссоздать бытовые реалии судна. Критики отмечали романтическую приподнятость и пол-
ную «морскую безграмотность» его произведений.
Поразительны мысли героев в тот момент, когда они попали в бурю: «Савелий не хотел
умереть, потому что собирался пожить; Алексей – потому что не успел пожить; дядя Яков –
потому что не готов был умереть. Но что значила смерть, что прошлое и будущее для Ивана?
Он не имел, на чем свесить этих загадочных мыслей. Он покинул бы свет точно так же, как
и вошел в него, – без малейшего произвола или сожаления. Счастливец Иван! Не отбил бы
я у тебя твоей жизни, но твоей смерти позавидовал бы. Кто, отваливая в гробу от жизни в
вечность, не оглянется назад со вздохом, не взглянет вперед с сомнением, если не с ужасом?..
А он тонул и пел!»
Савелий обладал очень сильным характером, был стойким и отважным, знал, чего он
хочет от жизни, и был готов добиваться этого. Он не испугался трудностей: «Савелий подо-
брался к борту, отцепил топор и прямо пошел к рулевому. Тот вполглаза взглянул на него,
подернул штуртрос… Савелий разнес ему череп до плеч; несчастный упал через румпель
безмолвен, и кровь рекой полилась по палубе. Трое русских схватили одного спящего англи-
чанина и перебросили его через борт в море… Савелий правил рулем и надзирал над капи-
танским люком… Все они были обвешаны оружием… Тяжко бы им было управляться с
парусами, если бы ветер переменился…»
Море – это дорога, открывающая мир, моряк существует в гармонии с океаном, корабль
– это дом. Судьба морехода представляется нескончаемой борьбой со стихией, когда человек
постоянно преодолевает собственные слабости и проверяет себя на прочность.
 
10. Способы изображения характеров в
«Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произве-
дениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии.
Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних вре-
мен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бес-
страшным и находчивым военачальником.
Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неиз-
бежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает
набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заклю-
чается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда
не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
…Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказатель – «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он пред-
стает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то
мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете:

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.