Природа, я твой, потому я бессмертен, я вечен.
Я вечен, бессмертен, и смерть - лишь прыжок в Бесконечность,
которая - в каждом из нас, и в траве, и в деревьях,
энергия жизни меняет лишь формы свои.
Пусть "я" мое растворится, но оно не умрет, не исчезнет.
Я знаю это, ведь я
не раз уходил и рождался.
И моего Бытия опыт, рожденный в движеньи, кинул меня в объятья
Природы самой.
И я утверждаю: я вечен, я неисчерпаем.
Природа, я твой, каждой клеткой я твой.
Я проникаю сквозь внешние знаки событий, я слышу пронизанную гармонией мелодию Бытия, я слышу музыку Мирозданья. Я Природа я - Жизнь...
ЧАСТЬ V МАСТЕР ДИЗАЙНА
ДВАДЦАТЬ ПРОСТЫХ,
ИЗЯЩНЫХ
И ЭФФЕКТИВНЫХ
ПСИХОТЕХНИК
Я не могу дать это тебе. Я предлагаю тебе что-то. Если ты хочешь, ты сможешь взять.
Ф. Перпс
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящей работе мною представлена попытка дать наглядные психотехники основных, базовых на¬правлений в науке и искусстве человековедения, которые оказали свое мощное влияние на развитие остальных многочисленных систем и школ душевно¬го целительства.
Я надеюсь и предполагаю, что знакомство с изложенным материалом и овладение им поможет повысить эффективность терапевтической деятель¬ности, ибо здесь приводятся не только формальные приемы воздействия на организм человека, но и даны скрытые тактические и стратегические ходы, приме¬нение которых позволяет установить более глубокий контакт с пациентом, от чего, в сущности, и зависит успех всего последующего лечебного процесса.
ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА
Для того чтобы заниматься психоаналитической психотерапией, вовсе не обязательно становиться ортодоксальным психоаналитиком, тем более, что два этих понятия определенным образом отличаются друг от друга.
Более того, применение такого метода как пси¬хоанализ, требует от человека, претендующего на его использование, достаточно жестких условий: во-пер¬вых, он сам должен пройти психоанализ, при-чем у дипломированного специалиста, и во-вторых, после нескольких лет обучения получить сертифи-кат, под¬твержденный МПА (Международной Психоаналити¬ческой Ассоциацией).
Исходя из сказанного, нетрудно догадаться, что в России, равно как и в странах ближнего зару-бежья, психоаналитиков нет, несмотря на обратные заверения тех людей, кто использует это звание на табличках своих кабинетов или в строчках рекламных объявлений.
И тем не менее, используя в своей лечебной деятельности психотерапию, мы не можем не кос-нуться психоанализа, ибо он представляется наиболее прочным фундаментом, на котором зиждется здание современного человековедения. А посему открытия, сделанные Фрейдом, и его система проник-новения в душевный мир пациента, разумеется, не могут быть табуированы и представлены в виде некой эзотери¬ческой школы.
С другой стороны, здесь важно отдавать себе отчет, что мы не занимаемся с клиентом психо-анали¬зом, а применяем в своей терапии психоаналитический подход. В этом плане в контексте своей клинической деятельности более уместно использовать ориентиро¬ванность на психоаналитическую (психодинамичес¬кую) психотерапию.
Психоаналитическая терапия в отличие от более жесткого психоанализа позволяет свободнее структу¬рировать клиническое время и снимает определен¬ные ограничения, введенные фрейдизмом. В силу этой особенности длительность терапевтического процесса в данном случае не превышает, как правило, года в отличие от психоаналитического лечения, которое может длиться по несколько лет.
Психодинамическая психотерапия не использу¬ет такую жесткую схему, как обязательная позиция психоаналитика, расположившегося за головой паци¬ента, лежащего на кушетке; заданное количество сессий — три в неделю по сорок пять минут каждая; нейтральность и индифферентность врача.
Во время проведения психоаналитической пси¬хотерапии допускается: свободное расположение па-циента и терапевта, например, сидя в кресле лицом друг к другу; свободное варьирование относительно числа сессий и длительности каждой из них; эмпатические проявления со стороны терапевта.
Подобная тактика оказывается более эффектив¬ной для пациентов нашего социума, впитавших в себя иные культурно-исторические традиции, и потому легче адаптируется к ее реальному и "реали-стическо¬му" применению.
Само лечение включает свободное ассоциирова¬ние пациента, интерпретирование терапевтом ма-те¬риала ассоциаций и сновидений, а также совместную проработку накопленного психического мате-риала и работу над трансфером.
Однако ввиду своеобразия и новизны методики для человека, чье знакомство с психоаналитической идеей ограничивается прочтением нескольких издан¬ных работ 3. Фрейда, с пациентом проводится пред-варительная разъяснительная психотерапия, направ¬ленная на введение в курс предполагаемого лечения. С этой целью мной разработан психотерапевтический практикум, представляющий собой непо-средствен¬ное пособие и руководство для пациентов, которое бы позволило им более осознанно подхо-дить к совмест¬ному терапевтическому взаимодействию. В этом по¬собии они знакомятся с основными теоретическими положениями, изложенными в доступной форме, и практическими навыками, которые можно было бы освоить самостоятельно.
Раздел из этого практикума, где рассматривают¬ся основные положения психоанализа, представ-ляю¬щий собой, с одной стороны, краткую инструкцию, которая предлагается пациенту для начального озна¬комления, а с другой стороны, несущий в себе опре¬деленный библиотерапевтический заряд, способ-ный мобилизовать интеллектуально-исследовательскую ак¬тивность в отношении собственной лично-сти и тем caMbik вызвать интерес к самостоятельной работе, представляется ниже.
ВВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА
В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКУЮ РАБОТУ
ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
В душевной жизни нет перерывов и непоследо¬вательности. Каждая мысль, возникшее воспомина-ние, чувство или действие имеет свою причину.
СОЗНАНИЕ. ПРЕДСОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Если мысль или чувство кажутся несвязанными с предшествующими мыслью и чувством, связи на-хо¬дятся в Бессознательном. Если эти бессознательные связи обнаруживаются, кажущаяся бессвяз-ность этим разрешается.
"Мы убедились на опыте, что бессознатель¬ные психические процессы сами по себе "безвре¬менны". Начать хотя бы с того, что они не органи¬зуются хронологически; время ничего в них не меняет, идея времени неприменима к ним." (3. Фрейд).
Большая часть сознания бессознательна. Здесь находятся основные детерминанты личности, ис-точ¬ники психической энергии, побуждения и инстинк¬ты.
Предсознание— часть Бессознательного, но такая часть, которая легко может стать созна-тельной. До¬ступные фрагменты памяти — часть Предсознания.
ПОБУЖДЕНИЯ или ИНСТИНКТЫ
Инстинкты — это те напряжения, которые на¬правляют организм к определенным целям. Ин-стинкт содержит 4 компонента:
1 — источник, 2 — цель, 3 — импульс, 4 — объект.
ИСТОЧНИК — часть тела или все тело цели¬ком.
ЦЕЛЬ — уменьшение потребности до такой степени, что действие далее перестает быть нуж¬ным, т. е. стремление дать организму то удовлетво¬рение, которого он в данный момент желает.
ИМПУЛЬС — то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовле-творить инстинкт.
ОБЪЕКТ — это те предметы или действия, или выражения, которые удовлетворяют первоначальную цель.
ОСНОВНЫЕ ИНСТИНКТЫ: 2 силы - Сексу¬альная и Агрессивная (Деструктивная) или — Поддер-живающая жизнь и Зовущая к смерти.
КАТЕКСИС
Катексис — это процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидинозная энергия привязы-вается или помещается в психическую репрезента¬цию личности, идеи или вещи. Катектированное ли-бидо перестает быть подвижным и не может уже перемещаться к новым объектам. Оно укореняется в той части души, которая привлекла и удерживает ее.
Например, психоаналитическое исследование ме¬ланхолии интерпретирует потерю интереса к обыч-ным целям и преувеличенную занятость недавней потерей как отвлечение либидо от обычных отноше-ний и "гиперкатексис" ее в область утраченного.
Психоаналитическая теория стремится понять, где либидо могло быть неверно катектировано. Буду¬чи освобождена или направлена иначе, та же самая энергия может быть использована для удов-летворе¬ния текущих потребностей.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ: ИД- ЭГО - СУПЕР-ЭГО
Ид(Оно) "содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции — кроме всего прочего, те инстинкты, которые возникают в сома¬тической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной".
Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично и неорганизо-вано. "Логические законы неприменимы к Ид... Противо¬положные импульсы существуют бок о бок друг с другом, не нейтрализуя и не ослабляя друг друга". Ид — резервуар энергии для всей личности.
"В Ид нет ничего соответствующего идее време¬ни, нет признания протекания времени и (что приме¬чательно и требует внимания философской мысли) нет изменения психических процессов при прохож¬дении времени... Естественно, что Ид не знает цен¬ностей, добра и зла, не знает морали".
Содержание Ид почти целиком бессознательно.
Забытый материал продолжает обладать силой действия, не уменьшившейся, но вышедшей из-под сознательного контроля.
Эго — та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Как кора дерева, Эго защи-щает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье и безо-пасность лич¬ности.
Ид реагирует на потребности, Эго — на возмож¬ности.
Супер-эго развивается из Эго. Оно — судья и цензор деятельностей и мыслей Эго. Супер-эго вы-полняет 3 функции: 1 — Совесть, 2 — Самонаблюде¬ние, 3 — формирование Идеалов.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТРЕМЯ ПОДСИСТЕМАМИ
Ид полностью бессознательно, Эго и Супер-эго — частично бессознательны.
Практическая цель психоанализа — в том, чтобы "усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-эго, расширить поле его восприятия и усовер¬шенствовать его организацию, чтобы оно могло осво¬ить новую порцию Ид" (3. Фрейд).
ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ
Термином "фиксация" Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привя¬занным к определенной стадии.
Оральная стадия. Основное побуждение младен¬ца не социально и не межличностно: это просто потребность в питании, в уменьшении напряжения голода и жажды. Рот — первая область тела, ко-торой ребенок может управлять. Большая часть доступной энергии либидо направляется или сосре-дотачивается этой области.
Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворение агрессивных инстинктов (кусание груди). У взрослых сарказм, сплетни, "набрасывание" на пищу описываются как связанные этой стадией развития.
Удержание некоторого интереса к оральным удо¬вольствиям нормально. Это становится патоло-гичным, только если становится доминирующим способом удов¬летворения, т.е. если человек преувели-ченно зависит от оральных привычек в ослаблении тревожности.
Анальная стадия. Ребенок начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Ме-жду двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контро¬лировать сфинктер и мочевой пузырь.
"Анальный характер" — аккуратность, бережли¬вость, упрямство.
Фаллическая стадия. Появляются серьезные стра¬хи в связи с сексуальными проблемами. Формиро-ва¬ние Эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью и хочет убить отца, чтобы достигнуть своей цели. Он также боится отца и боится, что отец кастрирует его, сделав бесполым и тем самым — . безопасным существом. Тревожность по поводу ка¬страции, страх и любовь к отцу, любовь и сексу-альное желание матери не могут быть полностью разрешены. В детстве весь комплекс полностью подавляется.
У девочек проблема сходна, но ее выражение и разрешение менее остро, тотально. Различие в ин-тенсивности позволяет девочке "оставаться в эдиповской ситуации неопределенно долго".
Латентный период. Неразрешимые сексуальные ( желания фаллической стадии не привлекают вни-ма¬ния.
Генитальная стадия. Приход половой зрелости и возвращение либидинозной энергии к половым ор-ганам.
СНЫ И РАБОТА СНА
Почти каждый сон может быть понят как исполнение желания. Сновидение — это альтернатив-ный путь удовлетворения желаний. Аккумулированная энергия разряжается.
Работа сновидения — это процесс отбора, иска¬жения, трансформации, инверсии, перемещения.
"Дневной остаток", который создает проявлен¬ное содержание сна, служит структурой для ла-тентно¬го содержания, или замаскированных желаний.
СУБЛИМАЦИЯ
Сублимация — это процесс, посредством кото¬рого энергия, первоначально направленная на сексу-альные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллекту-альным или культурным. Сублимацию называют "ус¬пешной защитой".
ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
Основная проблема души состоит в том, как справляться с тревожностью.
Прототипические ситуации, порождающие тре¬вожность:
1. Потеря желаемого объекта (ребенок, лишенный родителей, близкого друга или любимого зверь-ка).
2. Потеря любви.
3. Потеря личности (себя) — например, страхи кастрации, потеря "лица", публичное осмеяние.
4. Потеря любви к себе (когда Супер-эго порица¬ет действия или черты характера, что кончается чув¬ством вины или ненавистью к себе).
Защита против тревожности состоит в искаже¬нии или отрицании самой ситуации. Эго защища-ет личность в целом от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способ искажения называется защитными механизмами.
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
1. Репрессия (подавление)
2. Отрицание
3. Рационализация
4. Реактивное образование
5. Изоляция
6. Проекция
7. Регрессия.
Репрессия. "Сущность подавления состоит про¬сто в удалении чего-то из сознания и удержания на расстоянии от сознания. Репрессия удаляет потенци¬ально вызывающее тревожность событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению. Подавление не осущест¬вляется раз и навсегда, оно требует постоянного расходования энергии для поддержания по-давления, а подавляемое постоянно стремится найти выход." Имеют место: истерические симптомы, астма, артрит, язва, вялость, фригидность, фобии, импотенция.
Отрицание. Это попытка не принимать в качест¬ве реальности событие, которое беспокоит Эго. Спо¬собность неправильно вспоминать события — форма отрицания. "Я сделал это,— говорит моя па-мять.- Невозможно, чтобы я сделал это,— говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце-концов, память уступает". (Ницше).
Рационализация. Это нахождение приемлемых при¬чин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию, чтобы оп¬равдать наше поведение. Рационализация — это способ принять давление Супер-эго; она скрывает наши моти¬вы, делает наши действия морально при-емлемыми.
Реактивное образование. Этот механизм подме¬няет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному же¬ланию. Это явная и обычно бессознательная ин-вер¬сия желания. "Когда ребенок сознает сексуальное возбуждение, которое не может быть исполнено, это сексуальное возбуждение вызывает противополож¬ные психические силы, чтобы эффективно по-давить это неудовольствие, создаются психические прегра¬ды, такие как отвращение, стыд и мораль-ность". Главная характеристика, по которой можно узнать реактивные образования — преувеличение, ригидность и экстравагантность. Реактивные образования можно видеть в любом преувеличенном поведении.
Проекция. Это приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или наме-ре¬ний, которые исходят от самого приписывающего.
Изоляция. Это отделение вызывающей тревож¬ность части ситуации от остальной сферы души. Ее нормальным прототипом является логическое мышле¬ние, которое тоже стремится отделить со-держание от эмоциональной ситуации, в которой оно обнаружено.
Регрессия. Это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реали-стичес¬кого мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Это — более прими¬тивный способ справляться ситуацией.
Вышеописанные защиты —это способы, которы¬ми душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений.
Итак:
Репрессия — избегание реальности,
Отрицание — исключение реальности,
Рационализация — переопределение реальности,
Реактивные образования— обращения реальности,
Проекция — перемещение внутреннего чувства во внешний мир,
Изоляция — разделение реальности, Регрессия — уход от реальности.
"Они (защиты) связывают психическую энер¬гию, которая могла бы быть использована в более по-лезных деятельностях Эго. Когда защита становит¬ся очень влиятельной, она начинает преобладать в Эго и уменьшает его подвижность и способность к адаптации. Наконец, если защита не может удержать¬ся, Эго не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью".
ТЕЛО
Фрейд подходит к личности с точки зрения физического тела. "Психоанализ — первая психоло¬гия, которая всерьез принимает тело как место, где можно жить". Идея о первичности тела как центра функционирования личности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Ранний детский опыт в значительной степени влияет на отношения и взаимоотношения взрослых. Первые отношения, которые возникают в семейном ядре, являются определяющими. Основные струк-ту¬ры: ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок — ребенок, являются прототипами, с которыми сопо-ставляются все дальнейшие отношения. Более позд¬ние отношения являются до некоторой степени лишь воспроизведениями динамики напряжений и удовле¬творений, возникающих в первой семье, Наши выбо¬ры в жизни — любимые, друзья, руководители и даже враги — производные наших детских связей ребенок — родитель. Соперничества детства воспроизводятся в наших сексуальных ролях и в том, как мы приспо¬сабливаемся к требованиям других. Вновь и вновь мы разыгрываем динамические структуры, заложенные в доме нашего детства, часто выбирая-еебе партнерами тех, кто напоминает нам нераз-решенные аспекты наших ранних потребностей. Для некоторых этот выбор сознателен, для других он совершается в неве¬дении относительно лежащей за ним динамики. От¬ношения строятся на основе остаточных эффектов интенсивного раннего опыта. Жизнь подростка, юно¬ши или девушки, взрослого, дружбы и браки — воспроизведение неразрешенных граней того, что начиналось в детстве.
САМОСТЬ (SELF)
Самость — все существо целиком: тело, инстинкты, сознательные и бессознательные процессы.
РОЛЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА
Задача психотерапевта — помочь пациенту вспом¬нить, восстановить и реинтегрировать бессоз-натель¬ный материал, чтобы нынешняя жизнь пациента могла стать более удовлетворительной.
"Психосинтез, таким образом, достигается во время аналитического лечения без нашего вмеша-тельства, автоматически и с необходимостью".
Психоаналитический метод предлагает набор ору¬дий для личного анализа. Эти орудия — внима-тельное самонаблюдение, рефлектирование, анализ снов, наблю¬дение за спонтанным потоком мышле-ния.
УПРАЖНЕНИЯ
Воспоминания детства. Они часто указывают на личные проблемы в настоящем.
Дается пять минут, чтобы найти свое самое раннее воспоминание или одно из самых ранних. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабля¬ют или притупляют воспоминания.
Наши отношения в настоящий момент связаны с нашими отношениями с родителями.
1. Составьте список людей, которые более всего нравились, или которых вы больше всего любили в течение вашей жизни — исключая родителей. Муж¬чин и женщин перечисляйте отдельно.
2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся стороны этих людей.
3. Отметьте, подумайте или запишите, что есть общего в этом списке и что различается. Есть ли что-нибудь общее у всех женщин и что-то другое общее У всех мужчин? Нравятся ли вам люди оп-ределенного типа?
4. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, как они пред-став¬лялись вам в детстве.
5. Сравните, сопоставьте и противопоставьте список характеристик ваших родителей с харак-терис¬тиками ваших друзей.
6. Рассмотрите, обсудите или запишите, замечае¬те ли вы в своей жизни какие-нибудь отношения между качествами ваших родителей и ваших друзей.
ДНЕВНИК СНОВ
1. Держите стопку бумаги около постели. Утром сделайте краткие записи по поводу своих снов.
2. Позже в течение дня запишите сон полностью.
3. Попробуйте понять, что различные аспекты вашего сна могут означать. Обратите внимание на те фрагменты, которые кажутся частью "дневного остат¬ка". Есть ли во сне какие-нибудь части, которые бы отражали ваши желания или ваше отношение к дру¬гим? Кажутся ли ваши сны осмыслен-ными вам самим?
Какие ассоциации вызывают у вас определенные аспекты сна? Не указывают ли эти ассоциации на возможное значение сна? Как могут ваши сны быть попытками "исполнения желаний"?
4. Ведите этот дневник в течение нескольких недель. Не возникли ли у вас новые интерпретации? Находите ли вы возвращающиеся темы или паттерны в своих снах?
Механизм защиты
1. Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными — может быть, смерть близкого друга или родственника, или глубокое уни¬жение, или, эпизод, когда вас побили, или за-стигли на месте преступления.
2. Отметьте прежде всего отсутствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить это событие, сопротив¬ление против того, чтобы говорить о нем. "Я не хочу делать это упражнение. Я могу про-пустить его, это и так понятно. Зачем мне нужно опять об этом думать?"
3. Если можете, преодолейте начальные защиты актом воли и вспомните событие. Вы можете обнару¬жить вновь связанные с ним сильные чувства.
4. Если трудно оставаться сосредоточенным на воспоминании, отметьте вместо этого те пути, по которым ваш ум отклоняет ваше внимание. Видите ли вы, как именно вы избегаете психического напряже¬ния?
После ознакомления с данным материалом па¬циент более активно и осмысленно включается в пси-хотерапевтический процесс и становится соучаст¬ником творческого взаимодействия, которое предпо-лагает психоаналитическая терапия.
ДРУГИЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Теория психосоциального развития по Э. Эриксону (Е. Erikson. Eight stages of man.).
По мнению Эриксона, человек на протяжении своей жизни проходит восемь основных этапов, в которых с максимальным драматизмом концентриру¬ется личный опыт и проблема выбора индивида. Эти эпизоды определяются как психосоциальные кризисы.
1-й кризис: Доверчивость или подозрительность.
(Первый год жизни). Связан с тем, удовлетворя¬ются или нет основные физиологические потребнос-ти ребенка со стороны ухаживающего за ним челове¬ка. В первом случае у ребенка развивается чувство доверия к окружающему его миру, во втором — недоверие.
2-й кризис: Автономия или стыд и сомнение.
Связан с первым опытом обучения (например, навыкам чистоплотности). Определяется отношени-ем родителей к данной проблеме. Если родители демонстрируют корректное поведение и помогают ребенку контролировать его естественные отправле¬ния, то последний получает опыт автономии.. Слиш¬ком строгий контроль, или авторитарная позиция родителей приводит к формированию у ребенка ком¬плекса стыда или сомнений.
3-й кризис: Инициативность или чувство вины.
(С 3 до 6 лет). Соответствует возрастному перио¬ду самоутверждения.
Реализация собственных планов утверждается в навыках конструктивной деятельности и способ-ствует развитию чувства инициативы. Переживание повтор¬ных неудач приводит к покорности и чув-ству вины.
4-й кризис: Работа или чувство неполноценности.
(Школьный возраст),
В зависимости от окружения и уровня препода¬вания формируется либо вкус к работе, либо чувство неполноценности.
5-й кризис: Идентификация или спутанность ролей.
(Подростковый этап).
Необходимость усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей. Здесь важен как прошлый опыт, так и потенциальные выборы, которые должны сделать подростки. Неспособность к идентификации приводит к спутанности ролей, "рас¬пылению", аморфности "Эго", что может привести к серьезным личным проблемам в будущем.
6-й кризис: Близкие отношения или изоляция.
(С 18 до 25 лет — период, который определяется как Yang adult — молодые взрослые).
Альтернатива: или поиск близости с любимым человеком для дальнейшей совместной жизнедея-тельности, или изоляцияс замыканием на себе самом.
7-й кризис: Генеративность или застой.
(40 лет).
Развитие чувства сохранения рода (генеративность) проявляется в интересе к следующему поколе-нию. С другой стороны может наблюдаться застой (стагнация) и замыкание существования супругов на самих себе.
8-й кризис: Цельность личности или отчаяние.
(Период старения).
Осознание прожитой жизни как единого целого приводит к достижению цельности. В противном случае — если человек неспособен обобщить свой опыт или структурировать его в единое целое — раз-вивается страх перед смертью и отчаяние от осо¬знания невозможности начать новую жизнь.
Предсмертный период.
5 стадий по Кюблер-Росс.
I. Период кризиса.
1. Стадия отрицания. "Нет, не я!"
2. Стадия гнева. "Почему именно я?"
3. Стадия "торга". Переговоры за продление своей жизни.
П. Разрешение кризиса.
4. Стадия депрессии. "Да, на этот раз умереть предстоит именно мне"
5. Стадия принятия смерти. Смиренное ожида¬ние конца.
Ступени смерти (по Пэттисон).
1. Социальная смерть. Потребность в изоляции.
2. Психическая смерть. Осознание своего конца.
3. Мозговая смерть. Полное прекращение дея¬тельности головного мозга.
4. Физиологическая смерть. Угасание последних функций организма.
ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА
Вильгельм Райх начинал как ортодоксальный психоаналитик, но будучи терапевтом, склонным к нетрадиционному мышлению и самостоятельным по¬искам, он со временем разработал собственную кон¬цепцию, которая и легла в основу нового направления как в лечебной деятельности, так и в области личност¬ного роста.
В сороковых годах он основал в Нью-Йорке Институт Оргона, который стал исследовательской базой в отношении оргонной энергии, или энергии жизни. Его выводы гласили, что существует фунда-ментальная жизненная энергия, присутствующая во всех живых организмах, которая является также и биологической силой, выведенной Фрейдрм в кон¬цепции либидо.
Однако, Райх расширил фрейдовскую теорию либидо, включив в нее все основные биологические и психологические процессы.
Невротические и психосоматические проблемы трактовались им как следствие стасиса (застоя), по природе своей сексуальной, биологической энергии. Подобный застой приводил к фиксации этих энерге¬тических блоков на мышцах, чем вызывал напряже¬ния последних, которые, становясь хрониче-скими, еще сильнее подавляли свободное движение энерге¬тических потоков и замыкали порочный круг пато¬генного развития.
Такое напряжение телесных структур рано или поздно приводит к формированию "мышечного пан-циря" или "брони характера", что создает благодат¬ную почву для развития невротического характера, ибо подобная броня блокирует не только функциони¬рование биоэнергетических процессов, но и подавля-ет естественную эмоциональную деятельность инди¬вида.
Следовательно, райхианская терапия рассматри¬вает целебный результат, прежде всего, как вос-ста¬новление свободного протекания энергии через тело. Достигается же подобный эффект посредст-вом систе¬матического освобождения блоков мускульного пан¬циря.
В. Райх выделяет 7 таких блоков, или кругов мышечной брони, пересекающих тело. Они распола-гаются в горизонтальной плоскости и действуют как барьеры на пути свободного течения жизненной энер¬гии вверх и вниз по телу.
Их фиксация отмечается на следующих уровнях:
1. Глаза
2. Рот
3. Шея
4. Грудь
5. Диафрагма
6. Живот
7. Таз
Характерные признаки каждого из этих блоки¬ровочных колец могут быть определены визуально как в достаточной мере информативные критерии.
1. Глаза. Блок проявляется в неподвижности лба и глаз, маскообразным выражении лица.
2. Рот. (Оральный сегмент) включает мышцы подбородка, горла, затылка. Челюсть либо слишком напряжена, сжата, либо неестественно расслаблена. Данный сегмент удерживает эмоциональное вы-раже¬ние плача, крика, гнева, кусания, сосания.
3. Шея. Сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Удерживаются: гнев, крик, плач.
4. Грудь. Широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, вся грудная клетка и руки с кистями. Удер-живаются: смех, гнев, печаль, страстность. Часто подавляющим фактором является сдерживающее ды¬хание.
5. Диафрагма. Диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Визу¬альная диагностика: позвоночник сильно выгнут впе¬ред. Выдох труднее вдоха. Удерживается: сильный гнев.
6. Живот. Широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц (связано со страхом нападения).
7. Таз. Мышцы таза и нижних конечностей. Визуальная диагностика: таз вытянут назад, торчит сзади. Напряжение и болезненность в ягодичных мышцах. Таз негибок, ригиден. Удерживаются: воз-буждение, гнев, удовольствие, сексуальные импульсы.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Высвобождение подавленной энергии достига¬ется по Райху путем распускания панциря в каждом сегменте. С этой целью предлагается использовать три подхода, которые взаимодополняют друг дру-га:
1. Глубокое дыхание.
2. Мануальное воздействие на хронические мы¬шечные зажимы (давление, массаж).
3. Вербальный эмоциональный контакт. Откры¬тая и откровенная проработка с пациентом эмоцио-нального материала.
К этому прибавляются специфические манипу¬ляции, направленные на раскрытие того или иного конкретного блока.
1. Глаза: Распускание осуществляется следую¬щим образом:
— широкое раскрывание глаз (как при страхе), свободное движение глаз, вращение и движение из стороны в сторону.
2. Рот:
— имитация плача,
— произнесение звуков, мобилизующих губы,
— кусание,
— рвотные движения.
3. Шея:
— крики,
— вопли,
— рвотные движения.
4. Грудь:
— свободное дыхание,
— полный выдох,
— экспрессивные движения рук — имитация ударов, рывков и т.п.
5. Диафрагма:
— работа с дыханием и рвотным рефлексом (часто люди с данным блоком не способны к рвоте),
— брюшной тип дыхания,
— имитация рвоты.
6. Живот:
— работа с мышцами живота, спины, пояснич¬ными мышцами (мануальное воздействие).
7. Таз:
— лягание ногами,
— удары тазом о кушетку (мат, ковер и т. п.).
После того как снимается путем данной терапии сковывающий панцирь и заблокированная энергия обретает свободу, пациент испытывает взрыв оргазма — то есть ощущение великого освобождения, которое рождает чувство слияния с потоками Жизни, что, в свою очередь, активизирует личностные ресурсы в отношении психологического роста.
"То, что живо — само по себе разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить."
БИОЭНЕРГЕТИКА
Биоэнергетика как учение и практический метод была создана учеником Райха, американским пси-хи¬атром Александром Лоуэном.
Основной вопрос лоуэновской терапии — роль тела в анализе характера и поведении субьекта. Ос-новное понятие, введенное Лоуэном — биоэнергия.
В зависимости от распределения биоэнергии в теле Лоуэн выделяет 5 типов характера, которые выражаются как в движениях, позах, жестах, доступ¬ных визуальному наблюдению, так и в психологи-чес¬ких особенностях, присущих тому или иному типу.
1. Шизоидный
2. Оральный
3. Психопатический
4. Мазохистский
5. Ригидный
1. Шизоидный:
— Энергия стремится в центр тела и не попадает на периферию, ее свободное течение в направ-лении лица, рук, ног и половых органов блокируется хрони¬ческим мышечным напряжением.
— Движения негибки и отрывисты.
— Нет чувства связи со своим телом.
— Мысли неясно связаны с чувствами.
— Стремление уйти в себя.
— Потеря контакта с реальностью*
— Самооценка занижена.
2. Оральный:
— Энергия не заморожена в центре организма, но она слабо течет к периферии тела.
— Тело и конечности удлиненные, мускулатура недоразвита.
— Нуждаемость в поддержке.
— Склонность к зависимости и привязанности.
— Склонность к депрессии, если основные по¬требности не удовлетворяются.
3.Психопатический:
— Энергия перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным на-пряжением.
— Взгляд может казаться пристальным и подо¬зрительным вследствие стремления контролиро-вать.
— Ярко выраженная потребность властвовать и управлять.
— Озабоченность своим социальным образом.
4. Мазохистский:
— Энергия: полная заряженность, но доминиру¬ет стремление сдерживать чувства.
— Тело короткое, плотное, мускулистое.
— Контроль мышечного напряжения, чтобы из¬бежать взрыва.
— Беспомощность при активном решении про¬блем.
— Самоутверждение ограничено.
5. Ригидный:
— Энергия как в центре, так и на периферии.
— Пропорциональное телосложение.
— Подвижность.
— Честолюбие и ориентация на реальность.
— Чувства текут свободно, но их выражение ограничено.
— Боязнь полностью отдаться удовольствиям.
— Хорошее функционирование, но высокий уро¬вень контроля над своим поведением.
— Чопорность, дистанция в отношениях.
Для эффективной диагностики важно, однако, не только знать характеристики того или иного типа, но и умение точно "читать" тело, которое может стать источ¬ником весьма ценной для наблю-дателя информации.
В этом плане полезно сопоставлять и связывать свои визуальные :впечатления с конкретными де-таля¬ми, выявляющимися в процессе наблюдения за пове¬дением субъекта. Тогда мы можем увидеть лю-дей "гнущихся под бременем ответственности", "слабых в коленях", "бесхребетных", "твердолобых", "под¬ставляющих себй под удар".
Многое о человеке могут рассказать его ноги, тем более что биоэнергетическая работа частб концентри¬руется на ногах и тазе, чтобы установить более проч¬ную связь с землей. Последнее понятие является одним из опорных в лоуэновской терапевтической системе.
"Мы начинаем с ног и ступней, потому что они — основание и опора Эго-структуры. У них есть и другая функция. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реаль-ностью в наших жизнях: с землей или почвой ".
ПОЧВА ПОД НОГАМИ
Данное понятие символизирует физическую опо¬ру на собственные ноги и, кроме того, оно является метафорой для фрейдовского принципа реальности.
Иметь "почву под ногами" — значит быть в энергетическом контакте с землей, получить ощуще-ние стабильности и уверенности.
ПРОЦЕДУРЫ
Целью лоуэновской терапии является стремление восстановить оптимальный энергетический по-тенциал и создать энергетическое равновесие в организме, что само по себе приведет к спонтанному разрешению имеющихся невротических, личностных или психосо¬матических проблем. Для этого био-энергетика исполь¬зует систему упражнений, представляющую собой ком¬плекс райхианских техник, взаимодействующих с новы¬ми, предложенными Лоуэном, статическими позами. Этот комплекс структурирован из трех составляющих.
1. Свободное дыхание по Райху.
2. Эмоциональное отреагирование через экспрес¬сивные формы поведения (плач, крик, удары и пр.).
3. Напряженные позы — служат для энергетического насыщения тех частей тела, которые были заблокированы.
Дыхание
Расслабление челюстных мышц, глубокое и пол¬ное дыхание может дать полную разрядку сдержива-емым чувствам.
Напряженные позы
Арка Лоуэна — основная пора.
Алгоритм выполнения.
1. Встать, расставив ноги на расстояние пример¬но 45 см.
2. Носки слегка повернуть внутрь.
3. Колени согнуть, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола.
4. Кулаки поставить на поясницу.
5. Прогнуться назад — так, чтобы воображаемая перпендикулярная линия соединяла точку, распо-ло¬женную посередине между лопатками, с точкой, на¬ходящейся в центре отрезка, мысленно соеди-няюще¬го концы пяток.
6. Дышать животом.
7. Удерживать позу около минуты.
Если удерживается правильный прогиб, продол¬жается глубокое дыхание и расслабленная стойка, ноги должны начать дрожать.
В этой позе человек заряжен с ног до головы, заземлен и уравновешен.
Диагностическая ценность позы определяется ее высокой информативностью и способностью быть точным индикатором психофизического состояния человека.
Например:
Избыточное мышечное напряжение, которое ме¬шает успешно выполнить арку, предполагает на-личие физической ригидности, за которой скрывается ри¬гидность психическая, проявляющаяся в склонности к упрямству и скрытности.
Излишне гибкая спина — не обеспечивает доста¬точной поддержки своему телу — может свиде-тельст¬вовать о чрезмерной уступчивости, бесхарактерности личности, неспособности к достаточ-ному самоут¬верждению.
Ассиметричность позы, диспластичность — оз¬начает внутреннюю рассогласованность, "шизоид-ность".
Кольцо Лоуэна.
1. Расставить ноги примерно на 25 см
2. Повернуть носки внутрь.
3. Согнуться в талии вперед.
4. Подогнуть колени.
5. Коснуться пальцами пола.
6. Перенести вес на пальцы ног.
7. Медленно выпрямить колени.
8. Дыхание — глубокое через рот.
9. Удерживать позу примерно минуту.
10. По окончании — очень медленное выпрямление.
При правильном выполнении упражнения ноги должны начать дрожать. В данном случае дрожь — естественная реакция тела на напряжение и показа¬тель энергетизации мышц, зажатых блоками.
Ценность упражнения — усиление ощущения "почвы под ногами" и укрепление энергетической связи с землей.
Прогиб таза.
1. Лечь на спину на мат или мягкий коврик.
2. Согнуть колени.
3. Расставить ноги примерно на 30 см
4. Прогнуть спину.
5. Захватить руками лодыжки (при этом тело подается к ногам).
6. Голову откинуть назад — так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались поверхности.
7. Положить кулаки под пятки.
8. Выдвинуть колени вперед.
9. Глубоко дышать.
Дополнения:
ягодицы следует стараться держать расслаблен¬ными,
удерживая таз расслабленным, можно ощутить в нем дрожание,
выполнение позы следует прекратить, как толь¬ко она станет слишком неудобной или болезнен¬ной.
Терапевтическая ценность-— энергетизация тазо¬вой области, ликвидация в ней блоков и зажимов.
Двигательные упражнения.
Глубокое дыхание + "Велосипед". Брыкание — имитация действий маленького ре¬бенка с выкриками "нет" или "я не буду!" Проявление негативных реакций,
Работа с полотенцем.
1. Пять или шесть глубоких вдохов и выдохов.
2. Широко, как в испуге, раскрыть глаза.
3. Как можно шире раздвинуть пальцы рук (2— З мин).
4. Взять полотенце и засунуть его как можно глубже в рот.
5. Зажать полотенце зубами.
6. Тащить его изо всех сил, издавая при этом звуки мычания и т.п.
7. Через 4—5 мин вынуть полотенце изо рта.
8. Взять его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее, выкручивать.
9. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабиться.
Терапевтическая ценность упражнения: снижает напряжение в челюстях, руках, способствует высвобожде¬нию и отреагированию подавленных негативных эмоций.
Мандала (проводится в группе).
Участники группы ложатся на пол, на спину, так, чтобы их ноги соприкасались в середине, а тела располагались наподобие спиц в колесе; затем начи¬нают одновременно дышать — свободно и глубоко.
Затем можно перевернуть мандалу — таким об¬разом, чтобы участники оказались лежащими го-лова¬ми к центру и ногами к периферии.
Конфигурация мандалы (отсанскр. — колесо) способ¬на генерировать огромную энергию в группе и в значитель¬ной степени усиливать энергетический резонанс.
МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙСА
Моше Фельденкрайс, по образованию физик, интересовался также различными вопросами психо-физической регуляции организма. Он изучал психоанализ, невралогию, йогу, учение Гурджиева. Заинте-ресовавшись дзю-до, он основал первую в Европе школу дзю-до.
Однако признание ему принесла его собственная система, основанная на анализе тесных взаимо-отно¬шений тела и психики.
Фельденкрайс подчеркивал, что любой акт дея¬тельности, такой даже, как слушание, включает мы-шечную деятельность. Отсюда следует, что всякое психоэмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и приводит к изменению последней. Ясно, что отрицательные эмо¬ции, стрессовые стереотипы приводят к определенной деформации той или иной группы мышц, которые, в свою очередь становясь хроническими блоками, ока¬зывают обратное отрицательное влияние на психичес¬кую сферу и таким образом замыкают порочный круг.
Деформированные паттерны мышечных движе¬ний усиливают условия для деформации образа "Я", делают его аморфным, неструктурированным, что может привести к серьезным психологическим про-блемам. Метод Фельденкрайса как раз и является одним из подходов телесной терапии, который на-правлен на утверждение и структурирование образа "Я", расширение самосознания, восприятия и разви¬тия собственных возможностей.
Цель метода состоит в том, чтобы посредством кинетических манипуляций восстановить спо-собность тела двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, а также избавиться от хронических блоков, мешающих свободному протеканию психоэ¬моциональной энергии.
Для этого используется комплекс упражнений, усложняющихся по мере продвижения от занятия к занятию.
Данное упражнение показывает, как движение глаза, а затем и движение мысли помогает органи-зо¬вать движение тела.
Упражнение: Поворачивание головы. (Цит. из Fadi-man J. Frager R. Personality and Personal Growth. New York, London, 1976).
1. Сидя на полу или на стуле, медленно поверни¬те голову направо, без напряжения. Заметьте, на-сколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади. Повернитесь обратно, вперед.
2. Снова поверните голову направо. Оставляя голову в покое, поверните глаза направо. Посмотри-те, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза.
3. Поверните голову направо. Теперь поверни¬тесь плечами направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза.
4. Поверните голову направо. Теперь сдвиньтесь бедрами вправо, и посмотрите, можете ли вы по-вернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза.
5. Наконец, поверните голову направо и, не меняя больше ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы можете повернуть голову?
6. Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. По-вторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Пред-ставьте себе движение головы и движение глаз налево, и т.д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повер-нуться?
ГИПНОТЕРАПИЯ
Применяя в лечебной практике в ряде случаев классический гипноз, основной акцент я делаю на том варианте, который разработал американский пси¬хотерапевт Милтон Эриксон, который впоследствии получил название Эриксонианского гипноза.
Его принципиальное отличие от традиционного состоит в том, что данный гипноз отказывается от автори¬тарности и императивности и позволяет личности паци¬ента не испытывать ощущения "подавляющего воздейст¬вия". Эту позицию очень точно охарактеризовал Джон Гриндер, ученик М. Эриксона, гипнотерапевт и один из создателей нейро-лингвистического программирования (НЛП): "Если вы будете представлять гипноз как состоя¬ние, в котором вы управляете другим человеком, или что-нибудь внушаете ему, то вы проиграете. Вы ограничите этим число людей, на которых вы воздейст-вуете эффек¬тивно. Вы проиграете также в вашей личной жизни, потому что начнете беспокоиться о том, кто управляет вами... Гипноз сам по себе — это просто использование самого себя в качестве ме-ханизма обратной связи".
Указанный принцип предполагает кроме своего методологического подхода и разработанную сис-тему приемов, которые также отличаются от приемов гипноза классического. В первую очередь — это "подстройка", или "присоединение" — приспособление поведения пси¬хотерапевта к поведению па-циента. Подобный прием позволяет усилить доверие последнего, используя меха¬низм воздействия именно на бессознательный уровень. Присоединение позволяет создать единый ритмический резонанс и ситуацию конгруэнтности, что в значитель¬ной мере повышает эффективность взаимодействия за счет усиления тонких механизмов обратной связи.
Для того, чтобы осуществить присоединение, методика эриксонианского гипноза рекомендует те-рапевту занять позу, похожую на позу пациента, изменить свое дыхание так, чтобы оно совпадало с дыханием пациента и только после этого начинать "вербальную подстройку".
Вербальная подстройка — прием, который прояв¬ляется в достоверном описании того, что проис-ходит с субъектом. Описывая реальность, которая не вызывает сомнений, мы создаем раппорт, по-нимаемый в эриксо-нианском гипнозе как непрерывное поддержание об¬ратной связи. С другой стороны — это путь, позволяю¬щий понизить естественное сопротивление пациента.
Только после осуществления этих этапов делает¬ся следующий шаг в наведении транса — переход. Переход — система вербальных средств, представ¬ляющая способ переведения человека из его, данного состояния в состояние транса — начиная с описания данного состояния и кончая описанием того со-стоя¬ния, в которое мы хотим его перевести. Этот процесс осуществляется с помощью переходных слов: "если", "когда", "если... то", "и" и т.п.
Затем следует ведение — описание той реакции, которую стремится вызвать гипнотерапевт, с пере¬ключением вектора внимания гипнотизируемого в его внутреннюю реальность.
По сути дела, ведение представляет собой пере¬вод пациента в состояние транса — минуя прямые и категоричные внушения.
Весь описанный процесс может быть выражен следующей схемой:
подстройка переход ведение
достоверное и проверяемое описание того, что происходит союзы Непроверяемое описание того состояния, которого добивается гипнотерапевт.
Пример
"Вы сидите в кресле,
и вы слышите меня,
и вы смотрите на меня,
и вы можете ощутить, что начинаете расслабляться."
Эта схема также может быть продемонстрирова¬на формулой, которая известна как формула: X и X и X и X и У, где
X — утверждение присоединения,
У — утверждение ведения.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.
Последние комментарии
4 недели 1 день назад
6 недель 1 день назад
30 недель 4 дня назад
30 недель 4 дня назад