или для окружающих поступки. Его поведение стано¬вится деструктивным. Чаще всего — это или половые психопаты, сексуальные маньяки, переполненные самыми различными перверсиями, или истероиды с безудержными тенденциями к демонстративности. Повезет тому, кто при этом обладает гением Маркиза де Сада, но, как показывает история, подавляющему большинству все же не везло, и его представители бездарно заканчивали свой путь или в петле или на горящих поленьях.
Когда Земля является властителем души, послед¬няя замыкается в своем внутреннем молчании и становится неподвижной. Аутизм не является чертой, которая бы привлекала окружающих. На людей отго¬роженных, обособленных смотрят с некоторым подо¬зрением. Их таинственность неизменно порож-дает догадки, а те в свою очередь — сплетни. Совершенно очевидно, что в далекие времена такой человек запро¬сто мог спровоцировать вопрос: "А чем это он зани¬мается там у себя?" и вызвать недву-смысленный ответ: "Не иначе как вступает в сношения с дьяво¬лом". Людская молва всегда жестока и безапелляци¬онна — тем и страшна. И вот уже подозреваемого по чьему-то доносу волокут на дыбу, где бедняга и сознается во всех своих мыслимых и немыслимых грехах.
Как бы то ни было, но указанные здесь примеры, несмотря на их кажущуюся метафоричность, раньше служили вполне достоверным диагностическим кри¬терием, на котором основывалась примитив-ная пси¬хиатрия, хотя она и не называлась таковой.
Однако отцы церкви, сами того не ведая, в большинстве своем были прекрасными психиатрами. Было бы ошибочным представлять их людьми, кото¬рым больше нечем было заняться кроме того, как жечь штабелями ближних своих. Не располагая со¬временной терминологией, они располагали интуи-цией и опытом, что позволяло им проводить перво¬классную психотерапию на самом высоком уровне — практика экзорсизма тому пример.
С точки зрения современной психиатрии каж¬дый человек располагает определенным набором ха-рактерологических черт, которые могут быть описа¬ны и уложены в условные классификационные рам-ки. В том случае, когда какая-то черта начинает превалировать и становится слишком выраженной осо-бенностью поведения, говорят об акцентуации личности. Если же данная особенность приобретает чер-ты крайне резкие, гипертрофированные, то речь идет уже о таком явлении, которое в настоящее время принято называть термином психопатия.
У любого субъекта возникают минуты мнитель¬ности, склонности к уединению, повышения или по-нижения активности, снижения настроения или его колебания; иногда эти минуты могут растягивать¬ся в часы или даже дни, но не более того — ее величество Норма включает механизмы компенса¬ции, которые быстро приводят к уравновешиванию и восстановлению равновесия сдвинутого душевного гомео-стазиса. Если же компенсирующие механизмы недостаточно сильны или деформированы, то этот акцент становится практически постоянным, и уже по жизни шагает армия мучеников — психастеников, ши-зоидов, аутистов, циклоидов, истероидов, эпилептоидов.
Не тот же ли методологический принцип мы наблюдаем и в магическом подходе? Если все элемен¬ты более или менее согласованы, то таковод является и личность — гармоничной, стабильной, то есть нормальной. Если же один из элементов является преобладающим, то это приводит ко всякого рода про-блемам, причину которых раньше усматривали в дьявольском влиянии (аномалия), а сейчас усматри¬вают в нарушении деятельности психодинамических структур (аномалия). И там и там — аномалия. Точки зрения магическая, теологическая и психиатрическая принципиально совпадают.
Существует еще один нюанс в отношении взаи¬модействия тех же элементов друг с другом и с Эго. До сих пор речь шла о возможном доминировании одно¬го из них. Но как быть с тем, когда они все в равной степени сильны, наделены властью и одновременно выходят из-под контроля "Я"? В таких слу-чаях уже говорили об одержимости. Сейчас вместо одержи-
мости используется другой термин, который точно отражает сущность того процесса, который про-исхо¬дит внутри такой личности. Он произошел от слияния двух греческих слов: схизо — расщепляю, расслаиваю и френ — душа. И хотя термин "шизофрения" ввел в XX веке швейцарец Блейлер, можно предположить, что слово это ненароком использовал и кто-нибудь из древних греков.
Во всяком случае, и в магии, и в психиатрии суть в подходе к подобному состоянию одинакова — она интерпретируется как расщепление, рассогласова¬ние, дискоординация душевных процессов. Инте-рес¬но также отметить, что как истинные одержимые плохо поддавались лечению, так и современные ши-зофреники в основе своей являются хроническими больными.
Проведенная параллель между психиатрией и магией обнаруживает их несомненное сходство, и это Лает нам основание считать, что методы, применяе¬мые когда-то специалистами в магии, обладали набо-ром достаточных качеств, которые могут вполне отве¬чать требованиям психогигиены, психопрофилакти-ки и психотерапии. В этом же ключе можно говорить и о следующем алгоритме.
Алгоритм 2. Состояние Мага
Выберите один из "магических дней" (но не первый) и выполните ряд следующих упражнений.
1) Пентаграмма.
Вспомните рисунок Леонардо и примите такую же позу: чуть шире плеча расставьте ноги, руки от-ведите в стороны. Голова держится прямо. Глаза открыты. Постарайтесь мигать как можно реже. Взгляд прямой и неподвижный.
Если вы выполняете упражнение утром, то по¬вернитесь лицом к востоку, если днем, то — к югу, ве-чером — к западу, ночью — к северу.
После того как вы выполните основную стойку, сделайте три глубоких вдоха-выдоха и закройте глаза. Почувствуйте свое тело все целиком. Затем перенеси¬те свое сознание в центр лба. Сконцентри-руйтесь в этой точке и идентифицируйте ее со своим "Я". Подумайте о том, что точка "Я" наполняется волей, силой, становится концентрированной. Если вы ощу¬тите легкую пульсацию или тяжесть в этом месте — хорошо, хотя специально стремиться к каким-либо сенсорным эффектам и не следует.
Спустя некоторое время, после того как вы почувствовали или осознали, что ваша концентрация удалась, перенесите свое сознание в ладонь правой руки и сосредоточьтесь, просто сосредоточьтесь на таких понятиях как сметь и интеллект. Думайте об этих своих качествах — качествах Воздуха. Думай-те о силе своего интеллекта и его способности действовать несмотря ни на что.
Как только вы почувствуете, что готовы перейти к следующему звену, плавно и легко переходите к нему — перенесите сознание в правую ступню. Мыс¬ленно культивируйте в себе качества Воды —знание и интуицию. Думайте об этих качествах, но не забывай¬те концентрироваться на правой ступне.
Затем сконцентрируйтесь на левой ступне: Земля — молчание — воля.
Следующий шаг — левая ладонь: Огонь — жела¬ние — эмоции.
После всего этого сделайте глубокий вдох и на выдохе вновь переместитесь в точку "Я". Теперь от-сюда, с высоты этой точки мысленно представьте себе одновременно четыре точки, на которых вы по-очередно концентрировались. Думайте только о том, что они под вами, внизу. Ни одной из них не отда-вайте предпочтения — все стихии уравновешены и подчинены единой воле, воле вашего "Я".
После того как вы убедитесь, что это вам удалось, выполните ритуал пентаграммы.
Оставаясь в той же позиции, вновь перенесите сознание к левой ступне. Мысленно проведите ли-нию из этой точки к вершине головы, оттуда опустите линию к правой ступне, затем диагонально под-нимите к левой ладони, из левой ладони направьте луч в правую ладонь и наконец возвратитесь к левой ступне.
Мы мысленно нарисованную пятиконечную звезду. Визуализируйте каждую линию и всю пента-грамму в целом в горящем синем огне. Если визуализация вам не удается, тогда просто думайте о том, что вы соответствующим образом начертили пентаграмму ярко-синего цвета.
По окончании упражнения сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза.
Благодаря проделанным манипуляциям вы акту¬ализировали в себе Состояние Мага.
Изъясняясь оккультно, вы привлекли к своей работе астральные силы, которыми до известной сте-пени и в определенном объеме можете теперь управлять.
Говоря языком психофизиологии, вы посредст¬вом ассоциированного образа дали позитивную про-грамму своему подсознанию.
Но вспомним предыдущую главу — для мозга это одно и то же.
После того как вы выполнили это упражнение в один из "магических дней", сделайте перерыв с не-де¬лю и просто понаблюдайте за собой в этот период. Какие у вас будут появляться мысли, ассоциации, чувства, ощущения, сновидения? Не пытайтесь их оценивать тем или иным образом — просто наблю-дайте и фиксируйте. По прошествии этой паузы можете приступить к ежедневному выполнению про-цедуры, тем более, что она не занимает много време¬ни. По мере же ее выполнения ваша тренирован-ность с каждым разом будет возрастать, и в конце концов вы сможете это упражнение проделывать в считанные секунды, что отнюдь немаловажно для современного человека — ведь скорость далеко не последний фак¬тор в его жизни.
Следующей ступенью в достижении и укрепле¬нии Состояния Мага является практика кристаллиза-ции своего "Я", Об этом приеме рассказано у Гурд-жиева. Он утверждал, что это упражнение, само по себе очень древнее, сохранилось без изменений и выполнялось в монастыре на Афоне. " Монах стоит на коленях или в какой-то другой позе и, подняв согну¬тые в локтях руки, произносит громко и протяжно слово "Я" и выпрямляется; одновременно он прислу¬шивается к тому, где звучит это слово. Цель упраж-нения заключается в том, чтобы чувствовать "я" в любой момент, когда человек думает о себе, и перено-сить "я" из одного центра в другой" (П. Успенский).
К сказанному я хотел бы добавить еще кое-какие комментарии и детализировать упражнение.
Само по себе слово обладает громадной энергией, чему свидетельствуют все те же мотивы, инвока-ции (заклинания) и внушения. Действие слова, изначально магическое, способно творить истинные чу-деса. Одна¬ко на каждом шагу мы убеждаемся в обратном — часто можно услышать жалобы, что не по-могло ни то, ни другое, ни третье. "Сколько я себе не внушал, ничего не выходит"! В чем же здесь дело? Все дело в том, что когда слово произносится механически, оно мертво. Большинство из людей произ-носит "я", но при этом совершенно себе не представляет его смысла, внутрен¬ней сути. Эти люди просто не знают, о чем идет речь. Поэтому в таких устах "я" — всего лишь звук. Тогда не приходится удивлять-ся, почему формула "я здоров" или "я счастлив" оказывается недееспособной — про¬сто человек, который ее бездумно произносит, не имеет представления ни о том, что такое "Я", ни о том, что такое "Здоров", ни о том, что такое "Счастлив". То же самое можно сказать и в отношении любой молит¬вы и заклинания. Действенность последних возможна в том случае, если они будут "умными" — то есть такими, каждое слово которых произносилось бы с полным осознанием и вниманием. И, конечно же, все начинается с "Я". "Я" — это ось личности, ее перво¬основа. С "Я" начинается и алфавит. Это первая буква в алфавите — вспомним "Аз", "Буки", "Веди"... И вспомним священное "Аз есмь". Именно поэтому столь важным оказывается то древнее упражнение, которое я называю кристаллизацией Я. Предлагаю его в своей модификации, хотя суть и структура его остаются неизменными.
Алгоритм 3. Кристаллизация Я
Обратите внимание, что когда вы произносите слово "Я" вслух, оно резонансно отдается в той или иной части тела — у кого-то в голове, у кого-то в груди или в животе. Здесь нет метафор (в данном слу-чае понятие метафоры ассоциируется с понятием суггес¬тии). Это явление физиологично — звук не мо-жет не резонировать.
Внимательно проследите за тем, в каком органе зазвучит ваше "Я". Затем раскиньте руки в стороны, слегка приподняв их вверх, и громко, но при этом резко выкрикните снова "Я". При этом постарайтесь представить, в какой точке пространства отозвалось ваше "Я". Это будет сделать уже несколько труднее, чем в первом случае, но при достаточном напряжении внимания вполне возможно.
Третий этап упражнения заключается в синтезе экстрапроекции (вне тела) и интрапроекции (в теле) вашего "Я". Также расставив руки и настроившись на сенсорную восприимчивость своего тела, громко, но уже протяжно и раскатисто произнесите "Я". При этом оно у вас растянется в плавное "а-а-а...". В это время хорошо себе представляйте, как точка "Я" из пространства входит в ваше тело и сливается с внут-ренней точкой "Я". Это — синтез. Постарайтесь эмоционально как можно интенсивнее пережить но¬вое состояние.
После того как вы научитесь "вещественно, "ма¬териально" ощущать свое "Я", вы овладеете им.
После этого приступайте к освоению тем же способом любых других слов, которые вы собираетесь использовать для составления своих индивидуальных молитв, инвокаций или самовнушений.
Заклинания в разных школах магии звучат по-разному, хотя производят один и тот же эффект. Это говорит о том, что не существует единого универсаль¬ного текста заклинания. Важна не формулировка, но то состояние, в котором она произносится. Отсюда следует, что более ценной для вас может оказаться ваша собственная молитва, если она составлена по указанному выше принципу. Если у вас религиозная ориентация, и вы не мыслите языка вне слова Бог, подвергните последнее тому же психосенсорному синтезу, что и по отношению к "Я". Где это звучит внутри вас, в каком месте это отзывается вне вашего тела? Что происходит, когда это и это сливаются?
Если вы проработали все три алгоритма, то можете сказать про себя, что в достаточной степени ос-воили основы общей магии.
Теперь вы можете:
1. Владеть магическим мышлением.
2. В любое время активизировать состояние мага.
3. Находить местопребывание своего "Я" и сво¬бодно управлять им.
4. Составлять индивидуальные инвокаций, мо¬литвы или формулы самовнушения, используя их по-тенциал с максимальной эффективностью.
Наработанные навыки обеспечат вам успех в прикладной магии, необходимые процедуры которой мы и рассмотрим ниже.
Прикладная магия
В этой области наш практический интерес уст¬ремлен к возможностям терапии, самотерапии и транс¬формации личности, а значит, и жизненных обстоя¬тельств в нужную сторону. Как мы помним, по-добны¬ми проблемами занимается Серая магия. Именно здесь получили свое начало процедуры, которые за¬тем стали известными упражнениями, применяемы¬ми в нейролингвистическом программировании (нлп), гештальттерапии и других психотехниках. Это еще раз подчеркивает их непреходящую терапев-тическую ценность.
Магические круги. (Метод ресурсного круга в терминологии НЛП)
Мысленно на полу нарисуйте три круга. Один — в котором вы стоите — нейтральный. Другой — слева от себя — негативный. Третий — справа от себя — позитивный.
Сконцентрируйтесь на проблеме, от которой бы хотели избавиться. Как только концентрация дос-тиг¬нет нужной степени, сделайте глубокий вдох, закрой¬те глаза и на выдохе шагните в негативный круг, где вы попадаете в негативную ситуацию и переживаете крайне негативные эмоции, связанные с этой ситуацией. Переживайте и саму ситуацию, и сами эмоции. Как только переживания достигнут макси-мальной интенсивности, сделайте глубокие вдох-выдох, от¬кройте глаза и выйдите из круга, сделав стря-хивающее движение. В нейтральном круге вы чувствуете себя спокойно. Постойте так некоторое время, отдохните. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы чувст¬вовали в себе силу, уверенность, внут-реннюю собран¬ность, активность и в то же время спокойствие (Со¬стояние Мага). Как только вы почув-ствуете, что такая ситуация открывается вам, шагните в позитивный круг, выполняя те же технические детали, что и на предыдущем этапе. Вы оказались внутри этой поло¬жительной ситуации. Переживите ее и переживите связанные с ней эмоции. Как только переживание достигнет максимальной интенсивно-сти, выйдите из круга, но при этом не стряхивайте с себя эмоции, как в первом случае, а возьмите их с собой. Чтобы их удержать и закрепить, поставьте их на "якорь". Для этого коснитесь правой рукой запя-стья левой руки. При этом сработает рефлекторный механизм, кото¬рый позволит вам воспроизвести данное эмоциональ¬ное состояние, как только вы выполните этот жест.
Немного отдохните в нейтральном круге. Затем снова шагните в негативный круг и вновь окажитесь в отрицательной ситуации. Но при этом используйте тот эмоциональный потенциал, который вы из-влекли из круга позитивного. Оживите "якорь", т. е. снова коснитесь правой рукой запястья левой, и вы сможе¬те, находясь в отрицательной ситуации, актуализиро¬вать положительный опыт.
Выйдите из круга в нейтральный и закончите упражнение.
Эта процедура хорошо работает в разрешении психологических и психосоматических проблем. С ее помощью можно устранять такие симптомы как мни¬тельность, неуверенность в себе и т.п. — т.е. эффек-тивно подвергать изменению личностные аспекты своего бытия. Что касается медицинских показаний, то любое функционатьное нарушение (психогенные боли, импотенция, эмоционально провоцируемые приступы астмы, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нейроциркуляторная дистония) способны исчезнуть в процессе выполнения этого упражнения.
Комментарии
Поскольку это упражнение пришло из магии, рассмотрим вначале оккультную точку зрения.
Любая проблема, будь то болезненное состояние или неудачи, складывающиеся в жизни, есть след-ст¬вие неблагоприятных астральных влияний, причины которых могут быть самыми разнообразными — это или "сглаз", "порча", т. е. энергетическое воздейст¬вие, идущее от недоброжелателя, или кармическая деятельность, которая учитывает грехи личности в прошлых воплощениях и воздает за них в настоящей жизни.
Как бы то ни было, в астральном плане появля¬ются те или иные аберрации, которые со временем реализуются в плане физическом. Существует одно оккультное положение, согласно которому то или иное событие сначала происходит в астрале, а затем уже повторяется в мире физическом. Это одно из гениальных откровений оккультизма объясняет очень многое. К примеру, человек заболевает гриппом 10 октября. Следуя вышеуказанному положению, на самом деле 10 октября появились только симптомы, а заболел этот человек несколькими днями раньше, например, 5 октября. Разница лишь в том, что забо-леванию подверглось его не физическое, а астральное тело (события вначале произошли в астральном пла¬не), а спустя некоторое время "больной" астрал вызвал соответствующие изменения на физическом уровне.
Когда мы вычерчиваем магические круги, мы оживляем астральные клише — в одном случае с па-тогенной информацией (негативный круг), в дру¬гом — с благоприятной (позитивный круг). После чего астральное клише с записью отрицательной программы мы стираем и тем самым освобождаемся от про-блемы на физическом уровне.
Психофизиологическое объяснение заключается в том, что человеческому организму присуще такое фундаментальное свойство как ресурсность, которое выражается в способности к накоплению опыта. С другой стороны, любой индивидуальный опыт может быть как положительным, так и отрицательным. То или иное событие в нашей жизни вызывает опреде¬ленную нашу реакцию, осознанную или неосознан-ную. Ни сама ситуация, ни реакция на нее не прохо¬дят бесследно, а как бы записываются в виде инфор-мационных кодов и хранятся в Бессознательном. Этот процесс начинается в детстве, и все последующие события так или иначе воспроизводят эти первона¬чальные паттерны реагирования. Сама по себе ситуа-ция не может быть ни стрессовой, ни благоприятной, таковой она становится от нашего отношения к ней, которое далеко не всегда диктуется рациональными соображениями. Оценивая ситуацию, мы невольно пытаемся вспомнить из нашей жизни подобную ей и воспроизвести наши действия, чтобы более уверенно сориентироваться в настоящем. В этот самый момент наш мозг невольно утилизирует тот или иной опыт. И если актуализированный опыт оказывается положи¬тельным, то ситуация, оцени-ваемая нами в настоя¬щем как проблемная, успешно может быть решена. Если же организм пребывает в состоянии, где доми¬нирует отрицательный опыт, ситуация, как правило, становится стрессогенной и представляющей реаль¬ную угрозу здоровью.
Упражнение через символические проекции по¬зволяет войти во взаимодействие с этими опытами и усилить влияние положительных ресурсов.
О "якоре" уже шла речь во время описания самой процедуры. Как уже говорилось, его действие ос-нова¬но на рефлекторно-ассоциативных механизмах. Это фрагмент переживания, который способен вос-произ¬вести все переживание в целом.
В наше время принято противопоставлять две точ¬ки зрения — оккультную и психологическую, представ¬ляя их чем-то вроде тезиса и антитезиса. Но если существуют тезис и антитезис, то возможен и синтез. С позиций синтеза эти два мировоззрения всего лишь разными описательными средствами говорят об одном и том же. Посмотрим, так ли это. Еще раз вернемся к оккультному положению относительно природы собы¬тий, происходящих в жизни человека.
"То или иное событие вначале совершается на астральном плане, а затем реализуется на фи-зическом плане".
Сравним его с психоаналитическим подходом:
"То, что случается в жизни человека, уже случи¬лось в его Бессознательном".
Уравновесим грамматически эти два высказывания и получим следующее:
1. "То, что случается в жизни человека, уже случилось в его Бессознательном".
2. "То, что случается в жизни человека, уже случилось в его астральном плане".
Противоречия снимаются сами собой. И действи¬тельно, "астрал" — бессознателен, ведь это мир эмоций, желаний, воображения, импульсивный план. Он насы¬щен образами и картинами, которые управляют нашим поведением. По заверению оккультистов во сне мы попадаем в аст-ральный мир. По заверению психоанали¬тиков во сне мы попадаем в мир Бессознательного. Уж не об одном ли и том же мире идет речь?
Эти комментарии, в принципе, подходят и к остальным упражнениям, которые будут рассмотре¬ны ниже.
Упражнение, Удаление отрицательного фантома и создание положительного (магическая терминология). Метод субмодального взмаха (терминология НЛП)
Удобно расположившись, закройте глаза. Пред¬ставьте себе экран и на нем спроецируйте черно-белое изображение — или в виде большой фотогра¬фии, или в виде картины — это ваш автопортрет, со-бирательный образ всех ваших отрицательных ка¬честв, болезненных состояний и т. д. Он является сим-волом всего того, от чего бы вы хотели избавить¬ся.
Некоторое время созерцайте его. Быть может, вы нарисуете дополнительные детали, которые могли бы завершить этот образ.
Затем в правом нижнем углу изображения спро¬ецируйте совсем крохотную цветную картинку — тоже ваш порфет, но вобравший в себя все мыслимые вами положительные качества, например, здоро-вье, силу, волю. Вы можете убедиться, что создать второй образ значительно труднее, будто какое-то внутрен¬нее сопротивление мешает это сделать. Не обращайте внимания на трудности и продолжайте работать. Если визуализация вам плохо удается, то просто думайте о том, что вы создаете картинку и "знайте", что она есть. Возможно, вы ее недостаточно четко видите из-за того, что у вас сильнее развит не зрительный, а другой вид воображения.
Как только почувствуете, что цветной образ со¬здан, начните его мысленно увеличивать. С каждым вдохом он растет в размерах, покрывая собой черно-белое изображение. Как только размеры вашего по-ло¬жительного портрета почти достигнут краев отрица¬тельного, сделайте сильный глубокий вдох и пред-ставьте себе, как выросшая картинка резко разрывает оставшиеся серые кромки и полностью занимает все пространство вашего мысленного экрана. В этот мо¬мент откройте глаза. Продолжайте с открытыми глаза¬ми ощущать этот новый портрет — на расстоянии примерно в метр от себя. Теперь представьте (или подумайте), что он начинает плавно двигаться на¬встречу вам. Расстояние все ближе и ближе... Вот он почти касается вас. И тогда вновь глубоко вздохните и поглотите этот портрет, втяните его внутрь. Осознайте, что он вошел в вас и теперь находится внутри вашего существа. Свободно выдохните и от-кройте глаза.
Это упражнение имеет и другой вариант, кото¬рый, впрочем, незначительно отличается отданного. Разница заключается в том, что вы не втягиваете в себя портрет, а сами входите в него. Делаете шаг на-встречу и сливаетесь с ним. В обоих вариантах суть одинакова — слияние с новым созданным образом.
Комментарии
Магическая точка зрения объясняет существова¬ние тех или иных проблем тем, что (как мы помним) они уже были созданы прежде всего на астральном уровне. Иными словами, ваш астральный двойник несет в себе отрицательную информацию, которая на физическом плане реализуется в виде патогенных программ. Черно-белое изображение представляет собой проекцию этого отрицательного астрального двойника. Цветной портрет — рождение, развитие и победа положительного астрального двойника, не-су¬щего позитивную информацию. В некоторых школах магии употребляется понятие фантом, синони-мич¬ное астральному двойнику.
Следуя психологическому объяснению, каждый человек бессознательно формирует образ самого себя. Эта внутренняя картина личности управляет поведе¬нием и реактивностью организма. Если бессоз-натель¬ный образ позитивен, то таковым же оказываются и модели взаимодействия индивида с окру-жающим миром. Негативное представление о самом себе, про-ецируясь вовне, способствует формиро-ванию аде¬кватных состояний, для которых характерно наличие тех или иных проблем.
Например, человек мнительный и робкий, бес¬сознательно "видит" себя таковым. Внутри своей пси-хики он несет сформированный образ психасте¬ника. Пока не будет удален этот образ, проблемы оста-нутся на том же уровне. Стратегия упражнения направлена на то, чтобы, войдя в контакт с подсозна-нием посредством символических проекций, изме¬нить интрапсихическую картину своего эго-состоя-ния.
Не стоит удивляться, когда это упражнение ока¬зывает целебный эффект в отношении психосомати-ческих симптомов, как это, например, бывает в слу¬чаях астмы. Любой субъект, страдающий тем или иным заболеванием, также бессознательно создает внутреннюю картину болезни, так называемую ауто-пластическую картину заболевания, которую прочно ассоциирует со своим образом. Стирание такого обра¬за означает стирание информации, согласно которой подсознание считает, что данному индивиду болеть или выгодно, или необходимо.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.
Последние комментарии
4 недели 1 день назад
6 недель 1 день назад
30 недель 4 дня назад
30 недель 4 дня назад