Авторы:

Эрнест Цветков. Мастер Самопознания

ГЛАВА 7
ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИ РЕАЛЬНОСТИ
Важна не концепция а состояние. Одно и то же чувство могут испытать младенец, получивший во-жде¬ленный подарок, монах в экстатическом исступлении простирающий руки к сырому потолку своей кельи, буддийский отшельник, растворившийся в медитации или ученый, увлеченный удачным экспе-риментом. Это чувство характеризуется яркой выраженностью и экспрессией аффекта. Во всех этих случаях душевному состоянию присуща та или иная степень экзальтации, которая, влияя на мозг, влияет и на организм, воздей¬ствуя на функциональные системы последнего.
Для одного счастье — это "звездное небо над головой и нравственный закон внутри", для другого — изысканный обед. Но в том и в другом случае эмоци¬ональное переживание и психофизическое состоя-ние мозга оказываются в чистом виде одинаковыми. Никто не может сказать, что такое счастье, но каж-дый спосо¬бен отметить, счастлив ли он. Это невольно возвращает нас к фрейдовскому принципу удо-вольствия (Lustprin-cipie): человек стремится получить удовольствие и избежать неудовольствия. Такое стремление и толкает одного в горы навстречу опасностям, другого — на путь аскезы и самоотречения, третьего — в публичный дом или к ломящимся от яств столам. Как бы то ни было, но подобная деятель-ность, несмотря на всю разницу в средствах, ведет к единой цели — пережить наиболее остро и интен-сивно крайне положительный аффект — удовольствие. В такие-то минуты человек, как правило, и вос-клицает: "Я счастлив!". Значит, с практической стороны удобно было бы определить счастье как интен-сивное переживание удовольствия и одновременное осознание этого переживания, или иными словами, счастье — это способность осознать, что тебе хорошо сейчас. Обратная сторона такого состояния только одна — страдание. Сама клиническая практика без каких-либо усилий и пристрастных раздумий с моей стороны показала, что все так называемые невротики страдают фактически одним расстройством — расстройством спектра Унлюст (Unlustishe), т. е. эти люди перманент¬но пребывают в состоянии пе-реживания неудовольст¬вия, Использованное мною сочетание так называемые в применении к тем не-счастным, которые попадают к психотерапевту, неслучайно. Дело в том, что невротики — мы все... Сама по себе природа человеческая невротична — вероятно, в этом заключается определенный смысл. Каждому из нас знакомо чувство душевной боли, вины, присущи те или иные комплексы и не-продуктивные модели поведения. Об этом точно рассказывается в одной притче, где к Будде приходит убитая горем женщина и просит его совершить чудо — вернуть к жизни умершего сына, на что Будда ответил: "Хорошо, я сделаю то, о чем ты просишь и оживлю твоего сына, но для этого ты должна вы-полнить одно мое поруче¬ние". "Конечно же, о великий, любое поручение"! — восклицает воодушевлен-ная женщина. "Ты должна принести мне горчичное зерно из дома, где никто никогда не умирал". Она стала ходить из дома в дом, ее внимательно выслушивали, но в какой-бы дом она ни заходила, ответ хо-зяев оказывался дочти одинаковым: "Ты можешь взять хоть горсть горчичных зерен, хоть мешок, но у нас есть умершие родные и близкие люди". И богатые усадьбы, и жалкие лачуги знали, что такое смерть. И когда не осталось ни одного дома, который бы не посетила эта женщина, она вновь пришла к Будде и на его вопрос: "Где же твое горчичное зерно?" припала к его ногам и сказала: "Ты уже совершил чудо". Эта история прекрасно показывает, что невроти¬ческие переживания присущи и знакомы каждому чело-веку. И в этом случае Будда проявил себя как мощный психотерапевт и действительно совершил на-стоящее чудо. Вся тонкость заключается в том, что реактивные депрессии, особенно связанные с утратой близких людей, на самом деле не так уж легко подда¬ются терапии, как это может показаться на первый взгляд. Особенно же бесполезными здесь могут ока¬заться врачебные проповеди и монологи типа "нет человека, который бы не терял своих близких... крепи¬тесь... держите себя в руках..." и т. д. и т. п., которыми грешат даже некоторые коллеги по нашему цеху Ars Medica. Какой смысл говорить человеку то, о чем он и так знает! Это прекрасно понимал великий психолог Буд¬да, и он сделал поистине гени-альный ход, отправив осиротевшую мать на поиски такого дома, где никто и никогда не умирал. Это задание "с подвохом", о котором женщина не догадывалась поначалу, привело ее к катарсису, инсайту и личностной трансформации. Проблема была отреагирована и решена, а не загнана внутрь путем подав-ления. АО том, к каким последстви¬ям приводят подобные подавления, хорошо известно — у женщин, в частности, неотреагированные траурные переживания могут привести к онкологическим забо¬леваниям. Рак груди, например, часто развивается в ответ на смерть кого-нибудь из близких.
Так вот, возвращаясь к нашим клиническим' невро¬тикам, можно обнаружить, что последние лишены тех радостей, которые приносит переживание удовольст¬вия. Эта реальность не приносит им удовлетво-рения, и боль постепенно становится хронической. Вместе с ней появляется ощущение собственной не-полноценности, что и приводит к завершенному формированию некой структуры бытия, фасадом кото-рой предстает тот или иной симптомокомплекс. Часть таких людей все-таки способна избежать этого кошмара — некие механизмы саморегуляции таинственным образом помогают лич¬ности справиться со своими проблемами, следуя прин¬ципу: "Если ты не в силах принять или изменить эту реальность, ты можешь изменить свое отношение к ней или организовать свою внутреннюю реальность, где бы ты чувствовал себя хорошо". Благодаря подобной внутрен¬ней работе появляются художники, про-поведники той или иной оздоровительной системы, связанной с опре¬деленными ограничениями или от-казами (голодание, вегетарианство, сыроедение), религиозно-мистически настроенные натуры. Любой из этих видов деятельности способен принести наслаждение. То же самое каса¬ется и монашеского под-вижничества, по поводу кото¬рого в обществе бытует распространенное заблуждение — дескать, монахи лишают себя сексуштьной жизни. Это далеко не так. Напротив, сексуальная жизнь мона¬хов чрезвычайно интенсивна и наэлектризована до предела, просто она отличается от тех форм, которые имеет в виду обыватель. Внутренние культовые пере¬живания сами по себе весьма сладострастны, на что обратил еще внимание П. Б. Ганнушкин, указав в своем эссе-исследовании "Сладострастие, религия, жесто¬кость" на тесную связь этих состояний. Ясно, что если бы аскет на самом деле отвергал удовольствие как таковое, он перестал бы быть аскетом. Для кого-то лишение всех удовольствий — своего рода высшее удоволь-ствие. И любое удовольствие по природе своей сексуально, ибо здесь присутствует все та же энергия ли-бидо.
Однако, не задерживаясь на фрейдизме, который сам за себя говорит достаточно весомо, попытаюсь подытожить сказанное. Каждый человек формирует свою систему значимостей и принимает ту или иную знаковую систему, которая бы служила ориентиром для опознавания первой. Взаимодействие этих двух систем позволяет личности структурировать в потоке реальности свою реальность и укрепиться в ней, используя ее как наиболее оптимальный источник потребления удовольствия.
Из приведенных примеров видно, что система значимостей актуализирует адекватные ей пережива-ния, а знаковая система генерирует их. Это удобно наблюдать в церкви, где сама по себе знаковая сис-тема, включающая соответствующую атрибутику, ритуаль¬ность, символику, создает особый фон на-строения. Если при этом в системе значимостей доминирующую позицию занимает идея и понятие Бога, то яркость этого фона усиливается многократно — до такой степени, при которой оказывается возмож-ным пере¬ход в качественно иное состояние сознания, а, значит, и организма. Причем для мозга, этого хладнокровного и никогда не устающего биокомпьютера, абсолютно все равно, чем вызвано новое со-стояние — силой ли веры, то есть фактором психическим или некоей сверхвысокой божественной энер-гией, то есть факто¬ром .метйпсихическим. Для мозга это — одно и то же.
Сказанное мною может показаться парадоксальным — в том плане, что первопричиной того или иного чувства я считаю форму, знак, а не внутреннюю ориентацию в ценностно-смысловом континууме. И действительно, разве не религиозное чувство вызыва¬ет состояние экзальтации и вдохновения, а со-путст¬вующая атрибутика лишь усиливает его? Разве это предположение, прямо противоположное тому, кото¬рое я выразил выше, не более очевидно?
Возможно, оно более очевидно, но, скорее всего, менее достоверно. И дело здесь не в том, что чело-век испытывает грусть от того, что у него появляются слезы (здесь автор намекает на известную теорию Джемса—Ланге, согласно которой не чувство порож¬дает адекватную физиологическую реакцию, а, на-оборот, физиологическая реакция вызывает соответ¬ствующую эмоцию).
Обратимся к истории мистицизма, которая мо¬жет дать для изучения человеческой душевной дея-тельности гораздо больше материала, чем все, пусть даже самые новаторские, психологизации — хотя бы потому, что она история.
В древних (и не столь древних) племенах шаман для того, чтобы расширить сферу своего влияния среди остальных использовал (или использует) преж¬де всего знаковую систему — ритуалы, обряды, за-кли¬нания. Весь этот набор прежде всего потрясал вооб¬ражение неискушенного первобытного обывателя и генерировал в нем переживания с чрезвычайно высо¬кой концентрацией аффекта. Явление индукции еще больше усиливало этот эмоциональный заряд. А об¬щепринятая вера в духов, то есть официально узако¬ненная система значимостей, направляла этот заряд в нужную сторону. Аффект находил выход, и в такой жестко организованной форме был способен совер¬шить физическую работу, независимо от сво-егоноси-теля — убить на расстоянии или оживить умершего. В такие моменты все племя могло перейти в шаманское состояние сознания (ШСС по М. Харнеру). Однако даже современный цивилизованный человек, пред¬почитающий горячую ванну "внутреннему огню" и чашку кофе — "танцу силы", если примет участие в шаманских таинствах и обрядах, довольно скоро вой¬дет в состояние транса, на время отложив вместе с утренними газетами и свой скепсис. Иными словами, субъект может не принимать ту или иную систему значимостей и при этом находиться под влиянием соответствующей ей знаковой системы.
Другой пример, более близкий нашим культу-ральным запросам, показывает то же самое. Настоя¬щая Йога является настоящей лишь в Индии, и ее возникновение именно там, а не, скажем, в Германии или России, по крайней мере, не случайно. И, несмот¬ря на великое множество у нас различных сект, секций и школ йоги, с не менее великим множеством новоис¬печенных гуру, звание Йогин Иванов звучит ничуть не хуже, чем гоголевский "Иностранец Василий Федо¬ров". Но стоит вам некоторое продол-жительное время пожить в каком-нибудь индуистском храме, где прак¬тикуется йога, принимая участие в священнослужени-ях и распорядках этого заведения, как ваше сознание начнет невольно регистрировать происходящие в нем своеобразные изменения. Я сам был свидетелем того, как, и я имею в виду не внешность, преображались западные европейцы, подолгу жившие в Индии.
Что сделал Дон Хуан с Кастанедой? В первую очередь он погрузил его в своеобразную знаковую систему, которая начала исподволь влиять на состо¬яние ученика и постепенно изменять его сознание.
На первый взгляд сказанное здесь может показать¬ся вариацией на тему старого лозунга, согласно которо¬му среда оказывается первоначальным фактором, воз¬действующим на человека. В какой-то мере, в этом положении есть доля истины — среда действительно является довольно важной структурой. Хотя она фор¬мирует лишь самые поверхностные пласты человечес¬кой психики, не затрагивая глубинных. В этом смысле понятие среда следует отличать от понятия знаковая система. Первая предстает как дан-ность, которую не выбирают, а либо принимают, либо нет. По сути своей она нейтральна, и с этой точки зрения влияние, оказы¬ваемое ею на индивида в большей степени зависит от свойств самого индивида. Это может быть город, улица, дом, учреждение, где живет или работает субъект. И сами по себе ни го-род, ни улица, ни учреждение никак не относятся к субъекту. Он — всего лишь часть этой среды нарав-не с теми предметами, которые входят в ее состав — кустарником, асфальтовыми дорожками, дру¬гими людьми, животными и т. д.
Знаковая система всегда предполагает активное воздействие, ее выбирают и устанавливают с ней обратную связь. Она подчеркнуто символична, и, благодаря этой символичности, она приобретает ха-рактер некоторой эзотеричности. Например, в ка¬ком-то городе, на какой-то улице расположено некое здание, где устраивают свои собрания последователи некоего культа или мистической школы. Для того, кто не имеет отношения к этой организации, данное здание так и останется элементом среды. Тот же, кто выбрал это здание для своего времяпрепровождения и предпочел его остальным, автоматически включил¬ся в определенную знаковую систему.
Знаковая система в отличие от среды способна оказывать влияние на глубинные процессы душевной деятельности и трансформировать их. Впрочем, ради этого и включаются люди в ту или иную знаковую систему.
Одна из фундаментальных человеческих потреб¬ностей — потребность находиться под влиянием или воздействием.
Не имеет значения, какое влияние или воздейст¬вие имеются в виду. Важен сам факт, что такая по-треб¬ность существует. Вероятно, механизм ее развития обусловлен движущей силой инстинкта самосо-хране¬ния. Осознание человеком своего одиночества и смут¬ной или явной опасности, окружающей его, вынужда¬ет предпринять поиски покровителя. Из поколения в поколение выстраивается иерархическая лестница, скрепленная цементом страха за свое существование. Вершину этой пирамиды занимают ме-тапсихические персонажи — боги, демоны, духи. Они непостижимы, таинственны и всесильны. Их бы-тие внедряется в повседневную жизнь в виде огня, ветра, смерти. Власть стихий беспредельна и все-сильна, и эта власть может как покарать, так и вознаградить. Однако для того, чтобы вести переговоры с этими силами, необходим человек, который бы владел их языком. Так появляется каста жрецов, шама-нов, прорицателей. Они и создают первые знаковые системы. Знаковая система предстает
как средство, способное защитить или принести бла¬годать. Но ее загадочный, столь же притяги-вающий, сколь и завораживающий, ореол, тщательно охраняет¬ся вновь созданным институтом священ-нослужителей. Рождается новое таинство, а с ним и новый трепет — завершается формирование систе-мы значимостей, цент¬ральное место в которой занимает фигура вождя. И теперь рядовой член племени чувствует свою безопас¬ность, ибо его охраняют те, под чьим влиянием он находится.
Остальные, более поздние формы психосоциаль¬ной жизнедеятельности по существу являются лишь. модификациями представленной модели. Современ¬ный человек по-прежнему нуждается в чьем-либо покровительстве и влиянии, разница заключается лишь в личностных ориентациях — государство, цер-ковь, семья, частная собственность, природа, красота и т. д. — все это фетиши, которые призваны управлять людьми, и люди им служат. Хотя встречаются и ярко выраженные индивидуалисты с четкой эго-ориента-цией — натуры сильные, незаурядные, стихийно призванные не подчиняться влиянию, но влиять. В других людях они нуждаются меньше, чем последние в них. Но даже у таких своеобразных субъектов сохраняется потребность находиться под воздействи¬ем. В данном случае это воздействие мо-жет оказывать или идея, или собственное эго.
Как бы то ни было, все те же закономерности мы наблюдаем и в процессе взаимодействия с психо-тера¬певтическими пациентами. Как только последний попадает в соответствующее место, он невольно начи¬нает подвергаться трансформации, потому что вклю¬чается в актуальную для него знаковую систему. Даже еще не видя врача, а лишь замечая табличку на двери кабинета, пациент бессознательно акти-визирует поток собственных проекций. Я был сам свидетелем случаев, когда больные психотики, даже не переступив порог моего кабинета, еще там, в коридоре, по ту сторону двери, включали меня в свой бред. Как правило, это был бред воздействия. Надпись "психотерапевт — гипнолог" оказывалась для них слишком мощным знаком, чтобы воспринимать ее адекватно. И лишнее
напоминание о психотерапии и гипнозе активизиро¬вало их психотическую продукцию. Они начина-ли видеть "лучи" или "чувствовали волны", которые якобы излучали мои глаза, или еще что-то в этом роде. Самое интересное то, что я не считал нужным отказы¬ваться от подобных пациентов, ссылаясь на традици¬онное утверждение, что для них психотерапия являет¬ся противопоказанным методом. Я полагал, да и сейчас придерживаюсь того же мнения, что все эти галлюци¬наторные и бредовые построения были вызваны не обострением заболевания, причиной которого послу¬жила психотерапия, а проявлением своеобразной транс-ферной активности, на которую способен психотик. Говоря об этих случаях, я не имею в виду тех пациен¬тов, которые демонстрируют психотический транс¬фер, не будучи шизофреника-ми.
Разумеется (хотя почему разумеется?), психоте¬рапия не излечивает душевных заболеваний, но она в достаточной степени способна трансформировать личность и сделать ее не столь зависимой от психоти-ческих переживаний. Что же касается временного обострения галлюцинаторно-бредовой симптомати¬ки реактивного происхождения, как это приходилось наблюдать у пациентов, которых уже сама только табличка приводила в измененное состояние, то она относительно быстро редуцировалась в ходе самого терапевтического процесса.
Что касается таблички и кабинета, то знаковая система на этом не исчерпывается. Сам психотера-певт становится таким же элементом этой знаковой системы — здесь имеется в виду и его поведение, и внешность и тот имидж, с которым он себя преподно-• сит, и, конечно же, те методы, которые он пред-лагает. В этот ряд можно включить еще множество других черт и особенностей, однако знаковая система не является лишь набором случайностей. Она прежде всего характеризуется своими закономерными при-знаками и свойствами, не говоря уже о функциональ¬ном единстве, которое само собой подразумевается.
Это, в первую очередь, структурное единство — такая самоорганизация системы, при которой каж-дый ее элемент, играя самостоятельную роль, в то же время является дополнением к другим элементам. В обычной комнате, например, стол, строго говоря, необязателен, хотя и желателен. И в любом случае комната остается комнатой, независимо от того, на¬ходится в ней стол или нет. Если же мы имеем дело с комнатой, где проводятся занятия магией, то работа наполовину потеряет смысл, если оттуда вынести стол, который может выполнять функцию алтаря.
Следующим, не менее важным качеством знако¬вой системы является ритуальность.
И третий неотъемлемый признак — символизм.
Наиболее же важное свойство знаковой системы, как это ни парадоксально звучит, является ее идеологи¬ческая нейтральность. Дело в том, что знак сам по себе нейтрален, в чем и заключается его универсальность. Например, крест не несет никакого идеологического содержания, хотя как форма он и оказывает активное воздействие на мозг. Это подтверждается тем, что в различных культовых и религи-озных системах крест имеет различные значения. Примечательно, что первоначально он отвергался хри-стианством, символом кото¬рого, как известно, являлось изображение рыбы.
Знак приобретает эффективный заряд, когда он начинает параллельно работать с системой значимо-стей.
Другим, достаточно характерным примером смы¬словой индифферентности знака является мандала. Янтры, графические изображения определенной структуры, использовались и используются в качестве объектов для медитации. Их созерцание может при¬меняться и в лечебных целях, и вместе с тем, для то-го, чтобы эти процессы проходили успешно, вовсе не¬обязательно понимать значение той или иной ян-тры. То же самое можно сказать и в отношении мантры. Кто может дать точный перевод "Ом мани падме хум"? И кто может объяснить точный смысл, который несет эта фраза?
Эти иллюстрации еще раз доказывают, что знак сам по себе не имеет смысла. Таковой обретается лишь тогда, когда знак становится символом. В таком случае символ можно определить как знак, наде-лен¬ный аффективным зарядом.
Подобное различие оказывается весьма важным в чисто практическом, прикладном применении. Мне приходилось неоднократно наблюдать за деятельнос¬тью целителей, чей арсенал лечебных средств исчер¬пывался лишь рекомендациями посещать церковь, креститься, ставить свечи и читать молитвы. Как этого и следовало ожидать, подобная тактика оказы¬валась эффективной примерно в пяти процентах случаев, если я только не преувеличиваю этот про¬цент. И дело здесь не в том, что кто-то начисто был лишен религиозных переживаний или довольно спо¬койно относился к христианским таинствам. Причи-на неудачных действий такого народного терапевта заключалась в неумении им создать подходящую для пациента знаковую систему и включить его в нее. В связи с этим я хочу еще раз вернуться к притче о Будде. Он не увещевал и не агитировал несчастную мать, не предлагал ей готовые рецепты панацеи,, так как прекрасно знал, что ничего из этого ей не помо¬жет. Все, что он сделал — это включил женщину в нейтральнуюзнаковую систему, но такую, которая бы помогла ей отреагировать и, пережив инсайт, войти в новое состояние сознания. Я прекрасно понимаю, что такие люди как Будда, Христос, Фрейд встречают¬ся раз на тысячу лет, но тем не менее психотерапия во все времена остается занятием актуаль-ным и потому ей вынуждены заниматься и такие, которые встреча¬ются раз на полгода. И для того, чтобы она работала эффективно, следует, по крайней мере, хотя бы пони¬мать или чувствовать ее законы.
В следующей главе я попытаюсь обобщить опыт тех систем и методов, которые формально не при-над¬лежали к психотерапии, но тем не менее оказали на нее свое мощное воздействие. Условно эти на-правле¬ния и психотехники, довольно эффективно исполь¬зуемые на протяжении многих поколений и в разных культурах, условно можно определить таким терми¬ном как экзотическая психотерапия. Я не собираюсь воспроизводить дословно старинные источники, но намерен продемонстрировать их акту-альность и дей¬ственность в настоящие дни, с поправкой на новей¬шие достижения современной науки.

ГЛАВА 8
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ РЕАЛЬНОСТЕЙ
В этот раздел, который, безусловно, со временем будет расширяться и пополняться, я отношу такие методы, зарекомендовавшие себя в истории развития искусства воздействия человека на человека, как — магия со всеми ее разнообразными вариантами и традициями, включая в том числе шаманизм, манда-латерапия, янтратерапия, мантратерапия, психопунк-тура, нестандартный массаж, энергосенсорика.
Еще раз хочу подчеркнуть, что проявляемое мною внимание к этим феноменам вызвано не ин-тересом историка, но интересом клинического психотерапевта, которого привлекают любые воз-можности влияния на психику и соматику организма именно в наших условиях и в наше время. То, что древние психотехники способ¬ны выполнять такую работу, не подлежит никакому сомнению. Однако с этой целью нет смысла детально копировать каждую из них и заново вытаскивать тяжеловесные архаизмы, которые пусть лучше оста¬ются памятником той эпохи и культуры, которая их создала. Вместе с тем есть резон воспроизвести "ра¬бочую" часть, универсальную и независимую от идео¬логических пристрастий или конкретного вероиспо¬ведания, и соотнести ее с теми принципами деятель¬ности мозга и душевного аппарата, которые описаны и выявлены современной наукой, начиная психоана¬лизом и заканчивая НЛП. Кроме того указанные техники будут рассматриваться мною в ключе тех исследований, которые я провел в отношении знако¬вых систем.
Такая точка зрения позволяет мне обозначить данный подход как ТЗС, т. е. как терапию знаковыми системами, ибо каждый из представляемых методов по сути своей есть ничто иное, как знаковая система (ЗС).
Магия
С позиций современной психофизиологии магия реальна.
Можно активно убивать время в долгих фило¬софских диспутах по поводу мракобесия или анахро-низма последней в эпоху запуска космических кораб¬лей или трансплантации органов, но простой и оче-видный опыт единым разом разрушает идеологизиро¬ванные построения. В гипнологии существует такое понятие как органический язык, и оно обозначает то, что наш мозг воспринимает любую информацию бук¬вально. Даже метафоры или идиоматические обороты понимаются как нечто конкретное и одно-значное. Например, выражение "протянуть ноги" означает чью-то смерть, но в нем есть и буквальное значение, которое воспринимается подсознанием. Подобный феномен был обнаружен как раз у субъек-тов, находя¬щихся в гипнотическом состоянии, где разум и логика уступают место и власть такому вос-приятию. Если человеку, погруженному в транс, задать вопрос: "Ты не смог бы ответить, сколько тебе лет?", он ответит: "Смог бы" и ничего больше, хотя, находясь в обыч¬ном состоянии, тот же человек на подобный вопрос сразу называет свой возраст.
Не следует думать, однако, что органический язык является специфическим признаком, проявля-ющимся только во время гипноза — здесь он просто более демонстративен. На самом деле он также ак-ти¬вен и оказывает свое мощное влияние в любом другом состоянии, включая и бодрствование. Именно он обусловливает и реачизует тончайшие механизмы самопрограммирования, в том числе и негативного. Д.Гриндер и Р.Бэнддер описывают пример, где жен¬щина в шутку повторяет привычную для нее фразу, не вкладывая в нее никакого серьезного смысла: "Мои дети — сущее для меня наказание". Она не понимает, насколько серьезно она себя программирует — ведь ее подсознание-то как раз воспринимает эти слова бук¬вально. И наказание действительно приходит. Оно может явиться в любой форме — в виде ли головной боли или несчастного случая, или еще чего-нибудь.
Теперь сделаем небольшой, совсем крохотный шажок в сторону другого примера. Предположим, вы или в качестве игры, или развлечения, или экспери¬мента мысленно рисуете вокруг себя магический круг.
Вы понимаете, что это всего лишь игра, ментальное упражнение, деятельность воображения. Но подсо¬знание-то этого не понимает! Оно все так же продол¬жает воспринимать буквально. Теперь остается вспом¬нить известный психоаналитический афоризм: "Со¬знание размышляет, Бессознательное управ-ляет".
И то, что в вашем сознании является игрой вооб¬ражения, в вашем подсознании становится реальнос¬тью.
Вы создали настоящий, неметафорический ма¬гический круг! Со всеми способными вытечь отсюда последствиями.
Прежде всего, полезно осознать, что различные легенды и предания, рассказывающие о колдунах, заклинателях, чародеях, не являются полным вымыс¬лом. Разумеется, в них присутствует элемент фантас-тики, но чаще всего он касается фактора времени — таинственные превращения не происходят на самом деле в считанные мгновения. Для осуществления той или иной магической операции необходим опреде-ленный период, который может длиться дни, недели или месяц.
Если вы используете магию в своих целях для обретения, например, здоровья или еще большего здоровья, богатства, карьеры и т. п., то изменения в вашей жизни не окажутся немедленными. Они обя-за¬тельно наступят при правильном выполнении проце¬дур и соблюдении всех условий, хотя и не сразу.
То же самое можно сказать и о лечебной магии, которую следует воспринимать как серьезный тера-певтический процесс, требующий, конечно же, из¬вестного времени.
Этот принцип, кстати, идентичен весьма важно¬му положению гипнологии, согласно которому нет неудачных гипнотизации, а есть мало времени.
Само по себе осознание такого простого факта способно повысить эффективность изучения маги-ческого искусства, о чем здесь, собственно, и пойдет речь. Но прежде чем приступить к освоению кон-крет¬ных приемов, я бы хотел предложить свой вариант классификации магии, который в плане практи-чес¬ком мне представляется наиболее удобным. Он никоим образом не посягает на традиции, но вносит лишь в них определенные поправки.
Всю магию можно разделить на общую и прикладную. Целью общей магии является изучение и ов-ладение магическим сознанием и магическим состо¬янием, или состоянием мага. Прикладная же исполь-зует эти достижения в том или ином контексте — в зависимости от намерений оператора.
Общая магия сама по себе нейтральна, как ней¬трально любое знание. Это — сумма навыков и уме-ний, ни плохих, ни хороших. А прикладная магия уже известным образом подразделяется на Белую, Черную и Серую. Как следует из сказанного выше, методы, используемые в этих различных вариантах, одинаковы, разница заключается в цели.
Цель Белой Магии — достижение контакта со своим Ангелом-Хранителем. Причем под Ангелом-Хранителем для разных людей могут подразумеваться различные понятия, в зависимости от исповеды-вае-мой идеологии — Космическое сознание, Высший Разум, Абсолют и т. д.
Цель Черной магии — причинение вреда себе или другим лицам. Причем этот вред может совер-шаться сознательно или неосознанно.
Цель Серой магии — совершение блага себе или другим осознанно или неосознанно.
Общая магия
Формирование магического мышления неслож¬но, если учесть к тому же, что оно изначально при-суще каждому из нас. По природе своей архетипичное, оно активно действует в недрах Бессозна-тельного, временами спонтанно поднимаясь на по¬верхность сознания современного человека в виде от-дельных своих проявлений, в большей или мень¬шей степени. Часто встречающиеся распространен¬ные фразы типа "только бы успеть... только бы получилось... только бы все было хорошо... только бы..." и т. д. представляют собой ничто иное как видоизмененное, неосознанное заклинание. При не¬которых нев-розах или психотических состояниях магическое мышление демонстрирует себя в более явной форме, реализуясь в системе ритуальных актов. Это не значит, что оно является признаком болезнен¬ного со-стояния. Это значит, что оно выполняет мощ¬ную защитную роль. Усиление его при невротических со-стояниях обусловлено механизмами саморегуля¬ции, которые принадлежат здоровой части личности, а не механизмами симптомообразования. Это стано¬вится более очевидным, когда пациент заявляет, что выполнение того или иного символического ритуала облегчает его страдание, или даже временно пре-кра¬щает их.
Однако для того, чтобы провести полную эффек¬тивную терапию или личностную трансформацию, этих элементов явно недостаточно, ибо они неосо¬знанны, раздроблены и не структурированы в знако-вую систему.
Для того, чтобы овладеть магическим мышлени¬ем, следует пройти определенный тренинг и войти в более тесный контакт со своим подсознанием. В этом плане наблюдается полная идентичность с основ-ным принципом фрейдовского психоанализа, который звучит так: "То, что находилось в Бессознатель-ном,„ должно стать принадлежностью Сознания". Сам Фрейд назвал это положение основным правилом психоана¬лиза.
Однако психоаналитический метод внедрения в Бессознательное требует длительного времени и при¬сутствия опытного анаштика. К тому же самому материалу можно подобраться и с другой стороны — путем магической практики, которая заключается в освоении суммы определенных алгоритмов.

Алгоритм 1. Сила магического мышления
Осознайте, что каждое преднамеренное действие — магическое.
Выберите какой-нибудь день, который позволит вам изолироваться от будничной суеты, разговоров, дел, телефонных звонков. Отстранитесь от всевоз¬можных контактов и различных источников инфор-мации. Это — ваше "священное" время, на которое никто не может посягнуть. И теперь вы можете по-грузиться в интроверсию — мир собственных ощу¬щений, мыслей, переживаний, самонаблюдений. В этом своем времени и своем мире будьте очень внимательны к каждому действию, выполняемому вами, воспринимайте его как магическое и постоянно осознавайте себя. Открываете ли вы дверь, или же вы-полняете еще какой-нибудь элементарный акт, чувствуйте до мелочей то, как вы это делаете и воспри-нимайте любое простое движение как маги¬ческое действо. А перед тем, как что-нибудь сделать, мыс-ленно проговорите про себя: "Сейчас я это сде¬лаю. Это — моя воля", после чего обязательно выпол¬ните то, что задумали, даже если в самый последний момент вы изменили решение.
Ваша воля обязательно должна быть реализована.
Это очень важное правило. Вы должны привы¬кнуть к мысли, что проявления вашей воли обязатель-но ведут к изменениям в окружающем мире.
Следующей особенностью этого "магического дня" будет ваше символическое восприятие. Любое событие, пусть даже самое мелкое и незначительное, например, порыв ветра и хлопанье форточки об оконную раму, воспринимайте как некий "знак", исполненный таинственного смысла. Ни в коем слу¬чае не пытайтесь интерпретировать эти знаки, а просто фиксируйте их и думайте, что мир посылает вам не-кое сообщение, какое — неважно; это может быть просто приглашением к магической игре или просто таким образом мир открывается вам для обще¬ния. Вы можете в таких случаях проговаривать про себя: "Это данное мне осознавание". Туже тактику вы можете использовать не только при каких-то явлени¬ях со стороны, но и при случайном взгляде на что-то. Немного задержите свой взгляд на том объекте, на котором он остановился, и воспользуйтесь теми же формулами: "Это знак", или "Это данное мне осозна-ние". Не называйте тот предмет, который вы созер¬цаете и не думайте о том, для чего он предназначен. Осознавайте, что он несет в себе некую скрытую информацию и для чего-то именно он среди тысяч ос-тальных вещей попался вам на глаза. Однако не задерживайтесь на нем слишком долго, ибо незамет¬ным для себя образом вы можете заснуть и утратить контроль внимания за собой. Впрочем, если вы уве¬рены в том, что сможете не пропустить момент подобного перехода, то можете и не отказываться от него — только успейте воспроизвести формулу: "Сей¬час я войду в транс (или засну). Такова моя воля", после чего "отпускайте" себя. По пробуждении (если вы заснули) полежите некоторое время с закрытыми гла-зами, затем отдайте мысленный приказ: "Глаза открываются" и немедленно откройте глаза. Остаток дня продолжайте тем же способом.
Первый раз подобное времяпрепровождение мо¬жет показаться вам несколько обременительным, и к наступлению вечера вы можете испытать такое чувст¬во, будто целый день шли по дороге, постоянно ведущей в гору. Могут появиться изменения настро¬ения в сторону чувства усталости или раздражитель-ности, или же, напротив, навалится тупое опустоше¬ние. Кто-то реагирует появлением экзальтации и ощущением "ирреальности происходящего". В лю¬бом случае, как бы это ни проявлялось, ваш организм подвергся трансформации. Осознайте и примите про¬исшедшие в вас перемены, не бойтесь каких-то не-га¬тивных проявлений и завершите день "ритуалом выхода". Для этого расположитесь хак, как вам удоб-но. Поза и положение тела не имеют значения. Главное, чтобы вам было удобно, и ваше внимание не отвлекалось на дополнительную работу. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. На по-следнем выдохе, который постарайтесь выполнить как можно глубже, сделайте паузу, которую постарай-тесь тянуть, насколько на это хватит ваших сил. При этом полностью отключитесь от каких бы то ни было мыслей, эмоций, ощущений, ассоциаций и пребы¬вайте в полнейшей ментальной пустоте — до тех пор, пока вдох не прорвется сам. В этот момент быстро произнесите про себя: "Выход" — и резко от-кройте, "распахните" глаза. Вы вышли из магического дня и переместились в ситуацию "здесь и теперь". После этого продолжайте свой привычный распорядок как ни в чем не бывало.
Это упражнение выполняется раз в десять дней в течение месяца. Такого цикла вполне достаточно, чтобы по окончании его вы поняли, что магическое мышление стало доступным вам. При этом ваша личность подвергнется очень мощной трансформа¬ции — за счет активизации творчества Бессознатель-ного. Если вы проведете такую работу и не останови¬тесь на полпути, то обязательно получите "дополни-тельную прибыль" в виде усиления ваших менталь¬ных способностей, которое проявится в следующих изменениях:
1. Обострение интуиции, проницательности.
2. Обострение наблюдательности и памяти.
3. Возросшее чувство уверенности в себе и своей воле, которую вы будете ощущать почти матери-ально.
4. Эффект расширения сознания.
Само по себе магическое мышление не сделает вас магом, но оно даст вам возможность видеть в этом мире более тонкие связи и соотношения, улавливать такие нюансы, которые недоступны обычному вос¬приятию. Естественно, что ваша информированность об окружающем вас мире значительно вырас-тет. Сле¬дующая ступень, к которой желательно перейти после первого опыта с магическим сознанием — это форми¬рование магического состояния.

Алгоритм 2. Магическое состояние
Состояние мага периодически наблюдается у каждого человека. Задача этой системы упражнений сделать его постоянным и присущим личности, та¬ким, чтобы оно стало характерной чертой и почти привычкой, а не возникало в виде случайных эпизо¬дов.
Его отличительная особенность — собранность и гармония всех душевных, ментальных и физиче-ских сил организма.
Говоря магическим языком, это такое состояние, когда "Я" управляет стихиями и согласует их. Под стихией понимается любое явление, которое возни¬кает независимо от нас и так или иначе влияет на нас. Ветер, солнце, вода, земля, эмоции, мысли (да, да, эмоции и мысли тоже) — стихии. Стихия сама по себе нейтральна, не исключая и эмоций, но действие ее двойственно — она может как разрушать, так и' созидать. Нет сил хороших или плохих — все зависит от того, каким образом они используются. Так, со-лнце несет жизнь и смерть одновременно. Глоток воды спасает гибнущего в пустыне, и та же вода топит или обрушивается ливнями, смывающими урожаи. Мысли могут воскресить, могут убить. И наше эго — всего лишь поплавок в океане этих таинственных сил. И очень часто этот поплавок оказывается захлест-ну¬тым стихиями — личность страдает от обилия стрес¬сов, психических блоков, неразрешенных про-блем. В старину такое состояние объяснялось влиянием дья¬вола, символика которого изображалась в виде пере¬вернутой пентаграммы.
Эта фигура схематически напоминает голову козла, с которым ассоциировался образ князя тьмы. Однако за любой метафорой и сказочным сюжетом всегда кроется строжайший реализм. Модель любого состояния очень удобно укладывать в графические символы. Они емко и концентрированно передают суть идеи. Почему сатану рисовали именно в виде перевернутой звезды, с точки зрения психофизиоло-гии будет ясно несколько позже. Для этого нам необходимо исследовать символику прямой пента-граммы, несущей позитивное начало.
Эту фигуру мы можем встретить в самых различ¬ных эзотерических школах, принадлежащих различ-ным этносам — от китайской натурфилософии до каббалистических откровений. И везде она, в принци-пе, означает одно и то же — единство и гармоничное взаимодействие основных космических стихий. Кроме того, звезда представляет собой схематический контур человека, изображение которого известно из знамени¬того рисунка Леонардо. Вершина звезды соответствует голове, горизонтальные лучи — раскинутым рукам, диагональные — ногам. Магический же смысл ее таков.

Вершина символизирует "Я" индивида, осталь¬ные пронумерованные точки означают четыре сти¬хии, или четыре космических первоэлемента (их нельзя идентифицировать с элементами химически¬ми), взаимодействие и комбинация которых дает, по учению мистицизма, основу всему существующему миру. Это: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Данные эле¬менты имеют свои качества, которые определяют свойства каждого из них:
Воздух — влажный и теплый,
Вода — влажная и холодная,
Огонь — сухой и теплый,
Земля — сухая и холодная.
Указанные соотношения легко запоминаются и усваиваются, будучи организованными в схему, ко-то¬рая известна как кватернер Апостола Иоанна.
В свою очередь, эти элементы составляют и суть организма как микрокосмоса и определяют его жиз-недеятельность. Исходя из этого принципа, мы сразу обнаружим самую непосредственную взаимосвязь того, что еще древние определили лозунгом: "Человек — Вселенная", подчеркивая их изначальную гармонию и единство.
Стало быть, каждый их этих элементов имеет и свое психофизическое представительство. Та или иная психическая функция соответствует определенному элементу.
Сметь — Воздух,
Знать — Вода,
Желать — Огонь,
Молчать — Земля.
Указанные качества зашифрованы в символи¬ческих знаках животных, упоминание которых мы мо-жем встретить в Апокалипсисе Апостола Иоанна: Орел, Человек, Телец, Лев. Каждое из этих существ выражает волю той или иной стихии и соответствую¬щей психической функции — Орел смел, Человек знающ, Телец молчалив, Лев пылок.
Некоторые специалисты по герметизму предла¬гают систему графических начертаний, где в каждом знаке находят свое отражение эти качества.
Здесь горизонтальные линии соответствуют ори¬ентированности в настоящем, восприятию в данный момент, а вертикальные — стремлению к активности.
1. Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темная горизонтальная полоса) и устрем¬лен к активности (светлая вертикальная полоса).
2. Кто полностью доволен собой и своим знани¬ем, не проявляет ни активности, ни желания к при-обретению новых знаний (две темные полосы).
3. Кто молчит, тот себя не проявляет (темная вертикальная полоса), но все впитывает и принимает к сведению (светлая горизонтальная полоса).
4. Кто желает, тот и активен, и восприимчив (обе полосы светлые).
Теперь, исходя из сказанного, мы условно разде¬лим первоэлементы на внутренние и внешние — с точки зрения магического мышления это может вы¬глядеть не слишком обоснованно, ибо "то, что вовне, то и во мне", но сохраняющаяся инерция рациональ¬ного сознания вполне допускает: подобную услов-ность, тем более, что для человека, восприятие кото¬рого работает вне традиций эзотерических концеп-ций, подобный путь представляется практически бо¬лее удобным.
Внешние первоэлементы — это силы природы, изначальные энергии которых проявляются в окру-жающей нас среде.
Внутренние первоэлементы — это свойства и качества организма, имеющие представительства в виде функций или систем. В данном случае можно говорить о внутреннем воздухе, внутренней воде, внутреннем огне, внутренней земле. Кстати, подоб¬ные элементы встречаются не в первый раз — их использует и беллетристика для обозначения тех или иных психофизических состояний. Внутренний воз¬дух может быть адекватен ментальное™, интеллекту. Внутренняя вода — интуитивности. Внутренний огонь — эмоциям. Внутренняя земля — воле и интроверсии.
Состояние мага достигается, когда "Я" контро¬лирует все эти элементы и управляет ими, так что они начинают действовать слаженно и в сторону укрепле¬ния силы личности. Если мы вновь обратимся к пентаграмме, то увидим, какие психические процес¬сы могут быть выражены в звезде.
Четыре угла расположены ниже одной верхней точки, где и сосредоточено Это, управляющее сти-хиями. Поэтому состояние Мага выражается еще формулой 1 +4.
Отсюда становится понятным психофизический смысл перевернутой пентаграммы, которая олице-творяет собой власть стихий над человеком, превра¬щающих его в марионетку. Такая позиция соответст-венно может быть описана формулой 4+1. Теперь посмотрим, что может произойти, когда тот или иной элемент становится доминирующим в структуре лич¬ности, и к чему это может привести.
Воздух, подчиняющий себе личность, отрывает ее от земли. Такие люди полностью уходят в сферы своих интеллектуальных построений, теряя адекват¬ную ориентацию в реальности. Подобная тенденция постепенно ослабляет эмоциональные контакты, и человек подвергается все более глубокой шизоидиза-ции. Таких людей раньше называли "странными", "чудиками", "не от мира сего". Если их и не боялись, то во всяком случае сторонились и не доверяли им, полагая, что "здесь дело не совсем чисто".
Преобладание Воды легко может смешать ин¬туицию с фантазией и инфантильной чувствитель-ностью. В этих чертах можно легко себе представить возникновение истерического психоза. Таких уже напрямую и в открытую обвиняли в сношении с дьяволом — они потрясали воображение не только средневекового обывателя, но и наиученейших му¬жей того времени, которое в качестве примитивной саморегуляции общественного порядка прибегало к инквизиторским методам. Неуемные фантазии впе-ремежку со страстным галлюцинированием приводи¬ло истериков на костер, в "очищающем" пламени которого они еще умудрялись петь, хохотать и выкри¬кивать свои последние заклятия, что и неудиви-тельно — подобные состояния часто сопровождаются поте¬рей болевой чувствительности.
Доминирующий Огонь сжигает личность, поко¬ряя ее страстям и импульсам. Переполненные неуп-равляемыми влечениями, такие Мити Карамазовы и рогожины в готические времена также легко попада-ли в фокус неусыпного ока великих инквизиторов. Чрезвычайная эмоциональность, раскаленная до пре-дела надрывная эффективность рано или поздно за¬ставляет человека совершать опасные для него самого

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.