В книге «Дети, которые забыли время» ничего не говорилось об авторах,
Питере и Мэри Харрисонах, кроме того, что они британцы. Случаи, которые они
собрали, были описаны хорошо и с большой теплотой. В книге не было намека на
сенсационность, как это можно было предположить, если судить по обложке. В
книге приведено двадцать шесть случаев спонтанных воспоминаний прошлых жизней
английскими детьми. В свободном, разговорном стиле, со множеством британских
идиом, авторы рассказывают о том, как двух- и трехлетние дети вдруг вспоминали
свои прошлые жизни и смерти, чем невероятно поражали родителей.
Сара и Чейз то и дело заглядывали ко мне в комнату, интересуясь, что меня
так восхитило в книге. Дело в том, что каждые пять минут я издавала возгласы
«Ах!» и «Ух!», будучи совершенно не в силах сдержаться. Это были спонтанные
воспоминания о прошлых жизнях, происшедшие в христианско-иудейской
англоговорящей культурной среде. Все это делало воспоминания менее экзотичными,
более знакомыми и родными.
Эти «западные» случаи были столь же детально описаны, как и те, которые
«открывал» доктор Стивенсон преимущественно в Азии. Эта книга дает ответ тем
критикам, которые пытаются опровергнуть результаты исследований Стивенсона на
том основании, что они проводились в основном в тех культурах, где вера в
переселение душ является традиционной и где дети подсознательно настраиваются
говорить о прошлых жизнях, так как их родители верят в это. (При близком
ознакомлении с трудами доктора Стивенсона вы убеждаетесь в беспочвенности
подобных заявлений.)
Но вот в книге Харрисонов описываются родители, не верящие в реинкарнацию,
которые подтверждают то, что их дети вспоминали свои прошлые жизни. Многие из
них были удивлены, если не шокированы, когда их малыши стали говорить: «когда я
жил раньше» или «когда я умер». Один из отцов произнес по этому поводу: «Я
слышал и раньше о подобных странных вещах. Но никогда не думал, что такое может
произойти в моей семье» [1]. Эти дети явно не были вдохновлены своими
родителями на веру в прошлые жизни, и вряд ли они могли позаимствовать подобные
идеи из детских телесериалов. Скорее, все происходило наоборот: родители
отказывались верить в то, что их крохи говорят совершенно серьезно, и старались
отвлечь их в надежде, что такое странное поведение скоро пройдет. Но эти
воспоминания не угасали, несмотря на сопротивление, и взрослым приходилось
уступать.
...а мамы слушают
Эта книга касается родителей в той же мере, что и детей. В ней описан
конфликт между верой родителей в то, что «мы живем лишь раз», и тем, что они
узнали от своих детей. Вначале родители сомневаются и пытаются переубедить
своих детей, затем, как правило, наступают длительные периоды смирения с
неизбежным, пока наконец трогательные доказательства не заставляют взрослых
принять правду, исходящую от их крох.
Читая эти истории, я чувствовала, как мой внутренний стандарт
подсказывает мне: «да, это звучит правдиво». Я знала, что ступила на знакомую
территорию, когда читала признания родителей об их реакции на спонтанные
воспоминания, которыми делились с ними дети. Я вспомнила то утро, когда Чейз
удивил меня, заявив, что был черным солдатом. Как утешительно для меня было
видеть эти деликатные интеракции детей и родителей, с описанием которых я
столкнулась лишь в этой книге.
Многие вещи, о которых говорилось в книге, были мне знакомы. Я начала
замечать черты, описанные и доктором Стивенсоном: очень юный возраст, когда эти
воспоминания возникают впервые, и их исчезновение к тому времени, когда дети
обычно идут в школу; ориентация детей на местности, которую они помнили по
прошлой жизни; фобии, связанные с характером смерти; возвращение в те же семьи,
в которых дети жили раньше.
В большинстве случаев, приведенных Харрисонами, дети не сообщали
достаточно специфической информации – имен, названий, дат и мест, – чтобы
установить их прошлую личность. Доктор Стивенсон отбросил бы подобные случаи,
решив, что им недостает данных для убедительной верификации. Однако тот факт,
что случаи Харрисонов не столь строго обоснованы, не снижает их ценности.
Перечитывая книгу во второй раз, я поняла, что Харрисоны предлагают
доказательства иного рода. Они документировали то, как воспоминания детей
повлияли на мировоззрение родителей, изменив их точку зрения на перевоплощения
и смерть. Эти родители-христиане мало что выигрывали, но многим рисковали,
сообщая о «фантастических» заявлениях своих детей. Однако они были переубеждены.
Воспоминания о прошлых жизнях перевернули их устоявшиеся взгляды и изменили их
жизни. Эти свидетельства доступны пониманию обычных людей и не менее
убедительны, чем графики и доказательства доктора Стивенсона.
В конце концов, кто, как не родители могут распознать правду и мотивации,
стоящие за словами детей? Они знают, какая информация была доступна их детям,
что им известно, а что нет. Родители могут определить, когда их дети сочиняют,
а когда они серьезны. Харрисоны освещают детали, которые заметят родители и
которые пройдут мимо внимания постороннего наблюдателя, ищущего лишь
доказательств: различная тональность голоса, радостные восклицания при
воспоминаниях о любимой собачке или кошечке из прошлой жизни; отрешенное
выражение лица, когда ребенок вспоминает о ком-то любимом из своего далекого
прошлого. Именно эти детали заставляют дрожать родителей, прислушивающихся к
детям, или вызывают ощущение «удара током». Такие чувства заставили воскликнуть
одну мать: «Я знала, что он не сочиняет все это!»
Рассказы из колыбели
Поскольку истории Харрисонов записаны со слов родителей и отражают
родительскую точку зрения, они показывают те тонкие качества и аспекты этого
феномена, которых я раньше просто не замечала.
Например, после прочтения книги «Дети, которые забыли время», я
задумалась над тем, не вспоминают ли дети свои прошлые жизни еще в колыбели,
прежде чем они научились говорить. Некоторые дети были так малы, когда впервые
начали говорить о своих воспоминаниях, что казалось, они только ждут того
момента, когда узнают достаточно слов, чтобы рассказать родителям, о чем они
все время думали. Большинству карапузов было по два годика, и некоторые еще
ходили в подгузниках, когда начали рассказывать родителям о своих воспоминаниях.
Элизабет было всего лишь восемнадцать месяцев отроду, и она еще не
научилась составлять предложение целиком. Однажды вечером, когда мать купала ее
в ванночке, девочка произнесла: «Я собираюсь дать клятву». Изумленная мать
никак не могла поверить своим ушам. Это было первое завершенное предложение
Элизабет. И что означала эта «клятва»?
Когда мать спросила Элизабет, что та хочет сказать, девочка ответила:
«Сейчас я не Элизабет. Я – Роза и собираюсь к сестре Терезе Грегори» [2]. Мать
изумилась еще больше. Их семья не была католической. Элизабет ничего не могла
слышать о монахинях и клятвах. Она была совсем младенцем!
Элизабет продолжала рассказывать своей матери о том времени, «когда была
здесь раньше». Оказывается, она была старой леди, которая носила длинное черное
платье и черную накидку на голове. Все детали совпадали. Затем, через два года,
Элизабет дополнила историю монашеской жизни рассказом о своих обязанностях в
монастыре. Рабочий день начинался, когда было еще темно, – она доила коз,
делала сыр и помогала готовить пищу. Монахини молились часто. Когда бил колокол,
они переставали разговаривать и спешили к молитве, независимо от того, чем
занимались. Она умерла в старости во время молитвы в своей крошечной келье.
Когда она умерла, все вокруг стало черным. Затем она проснулась и
оказалась среди своих подруг – монашек, которые также умерли. Элизабет сказала,
что они были облачены в монашеские наряды и выглядели моложе, чем при жизни.
Она также стала выглядеть более молодо, когда умерла. Больше Элизабет ничего не
могла вспомнить и никогда больше не говорила о своей жизни в монастыре.
Несколько детей помнили себя в качестве родственников, умерших прежде,
чем те появились на свет. Доктор Стивенсон также обнаружил, что случаи
перевоплощения в пределах семьи очень часты. Рассказы Харрисонов замечательны
тем, что в них говорится о том, насколько убеждены члены семьи в том, что
ребенок является их возрожденным родственником. Поскольку члены семьи знают
детали биографии умершего и его черты, им очень легко сравнивать заявления и
поведение ребенка с тем, что собой действительно представлял их родственник. У
них начинают мурашки бегать по коже, когда ребенок в точности копирует жест
усопшего или вспоминает те факты, о которых все почти полностью забыли или
просто никогда не вспоминали.
Десмонд играл с машинкой на полу, когда без всякого перехода произнес:
«Ты знаешь, мам, прежде чем прийти сюда, я был у тети Рут, но не задержался у
нее надолго». Мать была изумлена, услышав такое от своего сына, которому было
три с половиной года. Ее свояченица, Рут, родила мертвого сына десять лет назад.
Но в семье существовал договор никогда не говорить об этом случае,
воспоминания о котором все еще причиняли боль Рут. Десмонд ни от кого не мог
услышать об этом.
Десмонд отчетливо помнил, каково ему было в матке у тети Рут: там было
очень тепло и мягко. Он был «счастливым и мокрым». Он все время «крутился, и
крутился, и крутился». Там было темно, но не страшно. По временам его одолевал
сон. Однажды он заснул, а когда проснулся, то оказалось, «что он уже не с тетей
Рут»[3].
На протяжении нескольких месяцев Десмонд постоянно вспоминал свое
пребывание «с тетей Рут». Его родители постепенно пришли к заключению, что он
действительно тот мальчик, которого носила Рут. Но мать Десмонда никогда не
говорила об этом Рут. «У нее нет собственных детей, – объясняла она, – так что
я боюсь рассказывать ей об этом случае с Десмондом. Она может вообразить, что
мальчик действительно принадлежит ей». Отец Десмонда говорил так: «То, что он
рассказал нам о своем пребывании у Рут, прежде чем прийти к нам, – совершенно
немыслимо... Я ни минуты не сомневаюсь, что ребенок жил раньше, и эта память не
пропала» [4].
В половине случаев, описанных Харрисонами, дети помнили свою смерть и
говорили о ней спокойно, без грусти и страха. Казалось, что они просто заново
переживают все то, что происходило с ними, «когда я был здесь раньше».
Маленькая Мэнди помнила, как была своей же сестрой, умершей от врожденной
болезни сердца. Все родные были вне себя от горя, когда девочка умерла. Но
Мэнди заявила, что умирать было легко, единственное, что ей не нравилось, – это
то, что все родные так сильно плакали. «Но, – добавила девочка, – возвратиться
назад было очень приятно» [5]. Двухлетний Ричард сумел убедить своих родителей,
что он не кто иной, как возродившийся собственный дедушка. Он успокоил взрослых
тем, что нечего бояться смерти: «Мне не страшно умирать, со мной это уже
произошло раньше. Все было нормально» [6].
Только несколько описанных Харрисонами детей испытывали неприятное
чувство, вспоминая о смерти (насильственной и травматической). Именно они
страдали от фобий, связанных со смертью. Это совпадает с правилом, которое
можно вывести на основании данных исследований доктора Стивенсона:
травматические смерти в прошлых жизнях порождают необъяснимые фобии.
Один из мальчиков, Доминик, страдал от фобии, имевшей отношение к
травматической смерти. Как и в самых неоспоримых случаях доктора Стивенсона, у
него на теле было родимое пятно: «на правом бедре была белая линия,
напоминающая шрам, которая особенно выделялась на фоне загара» [7].
Еще в младенчестве Доминик боялся погружения в воду. Он подымал такой
крик каждый раз, когда родители пытались посадить его в ванночку, что те
наконец сдались и стали ограничиваться растиранием мокрой губкой. Однажды,
когда бабушка прикоснулась к его шраму, Доминик, который только начал
произносить первые слова, сказал: «Человек в лодке сделал это большим ножом.
Было много крови. Я весь был в крови». Затем он сказал, что выпал из лодки и
утонул [8]. Его мать утверждала, что сын никогда не был на лодке, никогда не
слышал о том, что ножом можно убить, и у него никогда не шла кровь из-за
ранения. Это не была случайная фантазия. Объяснение Доминика прекрасно
подходило как к необычному родимому пятну, так и к его страху перед водой.
Взрослым пришлось поверить ему.
Уменьшился ли страх Доминика перед водой после того, как он рассказал о
своей насильственной смерти? Харрисоны не дают ответа на этот вопрос. Этот факт
расстроил меня. Харрисоны проделали замечательную работу, собирая случаи, но то,
что они не уделяли достаточного внимания дальнейшей судьбе маленьких героев,
вызвало мое удивление. Я хотела узнать, исцелился ли Доминик от своей фобии.
Как жалко, что интервьюировала его родителей не я! Я бы попыталась разузнать
побольше о том, как они реагировали на поведение своего ребенка и каковы были
отдаленные результаты.
Катарсис Никола
Одна история особо тронула меня. Из всех прекрасных случаев, приведенных
Харрисонами, только в истории о Никола говорилось о катарсисе и исцелении.
Когда Никола исполнилось два года, родители подарили ей маленькую
игрушечную собачку. Она пришла в большое возбуждение и заявила матери, что
игрушка напоминает ее пса, Маффа: «Точно такой же, как тот пес, который был у
меня раньше» [9]. Мать Никола, Кэтлин, решила, что фантазия дочери очень
забавна, но скоро забыла о ней. Но затем она стала замечать, что Никола часто
беседует с игрушечной собачкой и спрашивает ее, не помнит ли она о тех веселых
днях, которые они проводили прежде. Кэтлн заметила это, так как «фантазия» ее
дочери оказалась необычайно устойчивой.
Однажды Кэтлин совершенно растерялась, когда Никола неожиданно спросила,
почему сейчас она не мальчик, как в тот раз, когда миссис Бенсон, его мама, и
он играли с Маффом. На этот раз Кэтлин попросила свою дочь рассказать об этом
подробнее. Для того чтобы история о прошлой жизни выплеснулась из Никола, ей
больше ничего не требовалось.
Дочь сказала, что он вместе с семьей жил в сером кирпичном доме, который
находился «посреди четырех домов, соединенных в один ряд». Дом стоял рядом с
железнодорожным полотном. Его мать носила длинные юбки – такую же викторианскую
одежду, в какую сейчас была одета ее кукла. Город, в котором они жили,
назывался Харвортом, и они с псом часто бродили в полях. Его «другая мама» все
время предупреждала, чтобы он держался подальше от железной дороги. Но однажды
он все же играл на рельсах, когда поезд «быстро подъехал и сбил меня с ног».
Мужчина отвез его в больницу, где я «уснул и умер и видел Бога в небесах,
прежде чем снова родиться. Но я умерла не по-настоящему, а пришла сюда, вместо
того чтобы вернуться к своей другой маме» [10].
Этот поток деталей невозможно было игнорировать. Вся история звучала
столь убедительно, что Кэтлин отвезла свою дочь в Харворт, который находился
неподалеку, чтобы убедиться, действительно ли дочь сможет что-то узнать. Никто
из них никогда не был в этом городке прежде, но как только Никола попала туда,
она тут же засеменила по улочкам, ведущим к окраине. Она подвела свою мать
прямо к дому, который описывала. Он стоял между четырех домов серого камня. Все
в точности совпадало с описанием Никола, в том числе железнодорожное полотно и
прилежащие поля.
Кэтлин решила проследить за воспоминаниями своей дочери о прошлой жизни.
Поскольку у нее были имя и адрес предыдущей личности, она решила просмотреть
церковные записи и таким образом определить точность воспоминаний своей дочери.
Когда она открыла пожелтевшие страницы церковной книги, ее сердце «на минуту
перестало биться». Кэтлин увидела там фамилию Бенсон (редкая фамилия в этом
приходе). У Бенсонов был один сын, который родился в 1875 году. Но в следующей
записи, сделанной через шесть лет, имя сына уже не значилось среди членов семьи
Бенсонов. Речь шла о двух маленьких девочках, одной из которых было три года, а
другой шесть лет, но о мальчике не говорилось ни слова. Напрашивался лишь один
вывод – тот маленький мальчик, жизнь которого вспомнила Никола, умер в возрасте
пяти-шести лет [11].
На этом история замечательных воспоминаний Никола о прошлых жизнях не
заканчивается.
Однажды вечером, после экспедиции в Харворт, вся семья сидела возле
телевизора и смотрела фильм. На экране появился поезд, который со стуком мчался
по рельсам. Тут же Никола истерически закричала, упала на пол и забилась в
припадке, ловя воздух широк открытым ртом. Кэтлин бросилась к ней, не понимая,
что могло напугать ее маленькую дочь. Никола повторяла только одно: «Поезд,
поезд, поезд!» Кэтлин выключила телевизор, и Никола тут же перестала кричать,
но слезы продолжали литься из ее глаз. Кэтлин сразу же догадалась, что вид
поезда напомнил ее дочери ту жизнь, когда она была мальчиком в семье Бенсонов.
Понимая, что так испугало Никола, Кэтлин позволила ей вволю наплакаться на ее
руках, не пытаясь внушить ей, что нечего бояться поездов. Через некоторое время
Никола успокоилась.
Никола больше никогда не проявляла страх перед поездами. К пяти годам она
полностью забыла свою жизнь как сына Бенсонов. Она не забыла лишь одного –
своего пса Маффа.
Что же случилось с маленькой Никола? Меня поразило все то, что сделала
мать Никола, а также то, чего она не сделала. Поскольку воспоминания Никола
могли быть верифицированы благодаря историческим документам, Кэтлин совершенно
не сомневалась в том, что ее дочь жила раньше в качестве мальчика по фамилии
Бенсон, который погиб, попав под поезд. Итак, когда Никола стала повторно
переживать свою смерть под колесами поезда во время просмотра телевизора,
Кэтлин поняла причину припадка и не приняла его за случайную истерику. Она тут
же увидела связь между припадком и травматическими воспоминаниями дочери и
сделала все возможное, чтобы поддержать ее в эту минуту. Она не препятствовала
естественному ходу процесса, высказывая сомнения. Воспоминания проходили
естественно, завершившись катарсисом. Страх, так долго гнездившийся в памяти,
наконец получил выход. Затем воспоминания поблекли и исчезли.
Родители помогают решить головоломку
Случай с Никола был необычен, так как весь процесс проходил спонтанно и
естественно. Он начался в свое время, проходил в своем ритме и не требовал
постороннего вмешательства. Я не встречала описания этого целительного процесса
у Стивенсона. Харрисоны также не упоминали об исцелениях. Они просмотрели то,
что я считаю наиболее замечательным в случае Никола. Но мне это бросилось в
глаза. С того момента, как Норман Индж провел сеанс регрессии на моей кухне, я
собирала все фрагменты головоломки о воспоминаниях детей из прошлых жизней.
Случай с Никола, идея о том, что спонтанные воспоминания могут приносить
естественное исцеление, был последним фрагментом головоломки, который я так
долго искала. Сейчас все фрагменты были на своих местах и прекрасно стыковались
друг с другом. Я отступила на шаг, чтобы рассмотреть всю картину. Она выглядела
приблизительно так:
Каждый ребенок, в любом уголке мира, может иметь воспоминания о прошлой
жизни независимо от культурных или религиозных воззрений своих родителей.
Большинство воспоминаний не вызывают проблем. Они безобидны и порой помогают
объяснить таланты, которыми наделены дети, а также причуды их поведения. И, как
это продемонстрировали Харрисоны, такие воспоминания способны изменить у
родителей самые стойкие взгляды на жизнь и смерть. Так как маленькие дети могут
научить взрослых тому, о чем они забыли, – жизнь продолжается после смерти.
Иногда дети имеют воспоминания о прошлом, которые порождают проблемы,
такие, как фобии или физические болезни. Эти дети нуждаются в том, чтобы им
помогли разграничить прошлое и будущее. Возможно, им следует объяснить, что
прежняя жизнь закончилась. Но если воспоминание о прошлом является признаком
того, что дело в прошлом не завершено, следует подумать о том, как определить
это дело и завершить его. Возможно, им следует повторно пережить момент смерти,
рассмотреть свои мысли и чувства и пройти процесс освобождения от них по
методике доктора Вулгера.
Для большинства детей процесс может быть еще проще: все, что требуется от
родителей, – это внимательно выслушать своих детей и признать подлинность их
воспоминаний. Тогда процесс пойдет по естественному пути, как в случае с Никола.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.