Авторы:

Николас Шрек, Зина Шрек. Демоны плоти. Полный путеводитель по сексуальной магии пути левой руки (часть2)

Кроули усвоил теории Ройсса для своей магической практики; он считал обязательным пить собственную сперму из лона своей Багряной Жены, играющей главным образом роль магического медиума. Словно знаток вин, Кроули делал тщательнейшие записи, документирующие консистенцию, вкус и объем его спермы. Характерна следующая его дневниковая запись, сделанная в телемской общине на Сицилии: «Сильный и дикий оргазм. Эликсир почти полостью впитан: Алостраэль [магическое имя Лии Хирсиг, одной из его самых постоянных Багряных Жен] досталось лишь несколько капель». Сохранились и не столь восторженные отчеты: «Эликсир ничего особенного — довольно неплохой после тщательного перемешивания».

На основе подобных наблюдений он совершал предсказания и пророчества. Гадания его редко носили спиритуальный либо инициатический характер — преимущественно они фокусировались на материальном аспекте существования волхва и сообщали о неожиданных денежных поступлениях, новом источнике героина, удаче в каком-нибудь литературном предприятии. Временами экзерсисы в сексуальной магии ставили перед собой абстрактные цели, вроде «возвращения меня к моей пророческой миссии», «установления закона Телемы» или призывали даже и без того не нуждающиеся в подпитке блага, вроде «чувственности и силы чувственности». Каким бы ни было пожелание Зверя, обычно он громко выкрикивал его в момент оргазма — в этом он повторяет концепцию «брачного мига» Рэндольфа, но куда более напористо. Читая оставленные Кроули записи об этих магических сношениях, начинаешь сомневаться, что в них задействовалась визуализация или же психическая концентрация; по всей видимости, Кроули был убежден, что для удачного трюка достаточно сильного оргазма и выкрикнутого желания. (Исключение здесь составляют его сексуальные обращения к божествам, когда он якобы в момент наивысшего наслаждения внедрял свое сознание в разум воображаемого бога.)

Что касается форм сексуального общения Кроули с сожительницами, то, как правило, они ограничивались совершенно обыденным проникновением в то или иное лоно; пролонгированный экстаз, которого ищут адепты пути левой руки, его, насколько можно судить, не интересовал. Один из его личных дневников, «Магический Дневник Зверя 666», дает нам достаточно полный отчет о его практике сексуальной магики. Из данного документа мы узнаем, что многие половые партнеры Кроули даже не догадывались, что принимают участие в некой магической операции. (В последней главе мы обсудим плюсы и минусы сексуально-магической работы, ни один из участников которой не поставлен об этом в известность.) Помимо достаточно формальных отправлений «Королевского искусства» с разнообразными Багряными Женами, там описаны совершавшиеся второпях акты содомии с незнакомыми мужчинами в турецких банях, встречи с апатичными проститутками и прочие анонимные «трахи наспех». Вряд ли во время этих скоротечных «знакомств» у него было время войти в состояние измененного сознания, необходимого для магического действа, не говоря уж о культивации экстаза. Конечно, признак истинного мага — это умение порождать изменение майи независимо от обстоятельств, в конечном итоге — преодоление необходимости видимого ритуала как такового. Пускай читатель сам определяет, это ли происходило с Кроули, или же некоторые из безымянных случек, коим он приписывал инициатический смысл, представляли собой банальное средство избавления от того, что он назвал «слепой, страшной, болезненной тяги заглушить [сексуальный] зуд».

Кроули нередко сравнивает бурные оргазмы, испытываемые им во время его практик, с опытом переживания состояния, близкого к смерти — мы уже отмечали сближение смерти и Эроса в традиционном пути левой руки. «Лучшая физическая смерть — та, что во время оргазма», — сделал таинственную запись Зверь, намекая на один из своих излюбленных методов изменения сознания. Восторженные его описания внутреннего физического утомления после соития отражают важный аспект его сексуально-магического учения в О.Т.О. В книге «De Arta Magica» он советует адепту сознательно изнурять тело в процессе коитуса, чтобы сознанием овладел упоминавшийся выше транс «эротико-коматозного ясновидения». В данном состоянии Кроули или его партнеры — как правило, при небольшом химическом содействии — пытались отделить тонкое тело от истощенной плотской оболочки и совершить путешествие в астрал. В ритуале пути левой руки трансформация психики партнеров происходит за счет растянутого во времени соединения сексуальных полярностей и непрерывного обмена сексуальной энергией.

В кроулианской сексуальной магике совокупление и оргазм зачастую суть не более чем механизмы достижения более ценного посткоитального транса. Последователь темной волны должен экспериментировать с обоими состояниями, притом, что пролонгированный оргазм всего тела в ритуале пути левой руки нацелен на мощное усиление энергии и пробужденности, а не на пресыщенную мечтательность, к которой стремился Кроули. В желании быть целиком и полностью изнуренным, приближаясь в оргазме к грани смерти, заметна, судя по всему, тяга к умерщвлению плоти и самоотречению, характерная для всей деятельности Кроули. Поскольку он явно находит секс по природе своей «дурным» занятием, наслаждаться которым можно лишь вопреки ему самому, как религиозной обязанности, неудивительно, что столь мощное психическое напряжение ведет его к последующему истощению ресурсов вместо радостной бодрости, желанной для адептов левого пути.

По контрасту с данной техникой, Кроули подчас использовал секс как источник вдохновения, занимаясь любовью часами, дабы воспламенить и выпустить из себя не только семенные, но и творческие соки. Однажды, особенно бурно развлекшись с одной семейной парой во время путешествия по Мексике, Кроули вдохновился на шестидесятисемичасовой марафон писательской работы. В результате на свет появился «Tannhäuser» — страстная драма в стихах, вдохновленная вагнеровской оперой и написанная в форме диалога между богиней любви Венерой и околдованным рыцарем по имени Тангейзер.

Кроули, подобно адептам пути левой руки, временами использовал секс для того, чтобы разорвать покрывало майи и выйти за пределы внешней видимости и внутреннего программирования. В частности, он рекомендовал: «Ты должен вступить в связь с уродливой старухой, пока не обнаружишь в своих объятиях и не полюбишь звезду, каковой она и является». Будучи в Нью-Йорке, он дал объявление о поиске искалеченных, горбатых и «наделенных прочими уродствам» моделей — речь шла о Королевском Искусстве сексуальной магики. Адепт Вама Марги, как говорилось выше, применяет схожие методы пробуждения и утоления желания с лицами, в обычной жизни не соответствующими эстетическим критериям и с физическими отклонениями.

Также Кроули иногда демонстрировал ученикам свою сексуальность ради того, чтобы шокировать их и разбудить в них инициатическое прозрение. Израэль Регарди рассказывает, что вскоре после того, как он занял пост Звериного секретаря, ему довелось стать свидетелем, как его гуру со своей тогдашней Багряной Женой «трахались как животные» на полу в его присутствии, едва успев представиться друг другу. Позже Регарди обиделся на одно из антисемитских замечаний учителя и продолжил свое изучение искусства оргазменного освобождение в качестве терапевта Рейха. Самые лояльно-настроенные почитатели Кроули высказали предположение, что Зверь специально удалял от себя самых преданных учеников, ибо таков был его метод помогать им в поисках их истинной воли. Вряд ли они правы, учитывая, насколько остро Кроули нуждался в финансовой поддержке со стороны своих последователей.

Вместо освоения более надежных и проверенных техник расширения сознания, невзирая на несколько несистематические занятия йогой, Кроули «питал» свою сексуальную магику обильными дозами кокаина, опиума, эфира и гашиша. Его любовь к эфиру была такова, что многие рассказы о Звере, написанные теми, кто лично знал его, живописуют ядовитый аромат наркотика, который возвещал о его появлении, и надолго оставался после его ухода. (Его пристрастие к героину, который снижает либидо, не может быть оправдано тем, что он якобы употреблял его в качестве афродизиака или средства изменения состояния сознания для занятий сексуальной магией.) Восточная традиция пути левой руки говорит о разумном использовании психоактивных свойств вина и тетрагидроканабинольных средств (из индийской конопли) с благословения Шивы, хозяина всех изменяющих человеческое сознание веществ. Но именно это строго контролируемое применение отличает ритуальное опьянение в пути левой руки от непрерывного и безудержного разрушения Кроули своей нервной системы с помощью всевозможной химии. Кроули осознанно накачивал себя всяческими веществами на протяжении каждого дня, дабы сделать жизнь терпимее; не пробуждению от иллюзий майи служила его наркотизация, она лишь укрепляла его самообман. В молодости Кроули хотя бы уравновешивал свое непомерное наркотическое злоупотребление усиленными тренировками, мощной физической нагрузкой, например, альпинизмом и прочими спортивными занятиями. Но кому доводилось слышать о том, чтобы фанаты Дяди Алистера, подражая своему Мастеру, покоряли Килиманджаро? В основном они выбирают более легкий путь, копируя его тщательно раскрученный имидж «наркомана».

Если бы вышеописанные практики приводили к достижению каких-либо осязаемых целей, ради которых Кроули предавался сексуальной магии, мы бы могли рекомендовать их как жизнеспособные. Однако с прагматической точки зрения, хотя, возможно, Кроули и является самым знаменитым сексуальным магом двадцатого века, едва ли он добился значительных успехов в этом искусстве. Несмотря на постоянное отправление сексуальной магики и питие собственного эликсира, как то документировано в магических дневниках, Кроули, редко удавалось (удавалось ли вообще?) материализовать столь необходимые ему «золото» и «победу», составлявшие предмет его обращений к богам. Возможно, экстравагантная тяга Зверя к саморазрушению, неотъемлемый компонент его психического и физического мазохизма, занимавшего центральное место в его существе, была сильнее его преходящей потребности в выживании и мирском успехе. Маг должен чутко реагировать на свои глубинные, зачастую скрытые, интенции, ведь это они составляют мотив его поступков, а не поверхностные страсти, на которых они сосредоточены в тот или иной момент. Кроули, бывало, проявлял себя проницательным психологом, когда речь шла о его учениках, но оставался на удивление слепым по поводу того, как именно работает его собственный психический механизм.

Вероятно и то, что он элементарно перестарался. По нашим наблюдениям, маги, которые стремятся совершать сексуально-магические операции чуть ли не ежедневно — а таким был Кроули — быстро «перегорают». К тому же склонность Кроули «не пропускать ни дня» оставляла ему мало времени для размышлений; его бурная деятельность не оставляла возможности развиваться с течением времени. Хотя Кроули однажды дал ценный теоретический совет заниматься магией без «страсти, ради результата», на практике его нетерпеливое рвение к немедленному результату доходило до крайностей. Едва изливалась последняя капля его «Солнечного слова», он тут же принимался изучать ее вкус на предмет предзнаменований, справляясь по палочкам тысячелистника для гадания по «И Цзин», которые он неизменно держал под рукой, ища каббалистические соответствия или рисуя астрологические карты — все сразу ради достижения конкретного результата.

Значение спермы как «реактива» для совершения магических изменений в кроулианской сексуальной магике представлено в его «Эмблемах и Способах применения» — небольшом тексте, который некогда считался главным секретом эрзаца О.Т.О., созданного Зверем. Сложно понять, почему этот простой текст с инструкциями считали таким уж секретно-важным, поскольку метод симпатической магии, о котором там идет речь, был известен даже примитивным шаманам и колдунам самых разных культур еще с древнейших времен. Тем не менее, знание тайны, сообщенной в данной книге, непостижимым образом немедленно стало поводом претендовать на высшую ступень инициации среди ряда конкурирующих друг с другом О.Т.О., решивших следовать по следам Великого Зверя. Кроули, греша жутким многословием, преподносит магам совет мазать символ или талисман собственной спермой, которую достают из влагалища партнерши после коитуса. Свойство спермы притягивать демонов и элементалов якобы должно привлечь этих сущностей в талисман, выражающий желание мага. Здесь повторяется все тот же, столетней давности, принцип, о котором мы упоминали в третьей главе, когда рассказывали об арабском ритуале, где пара смешивает свои менструальную кровь и сперму на куске полотна, а затем его сжигает, чтобы тем самым вызвать джинна.

Одна из многочисленных нереальных концепций Кроули, связанная с немедленным обогащением, разработанная им в последние годы жизни, когда ему приходилось очень тяжело, представляет собой отличный пример его идеи господства мужского сексуального начала и его физической манифестации в виде спермы над темным Женским Демонизмом и его эликсирами. Однажды, попав в отчаянное положение, Кроули попытался торговать пузырьками со своей спермой, называя это чудодейственным лекарством. Имя этому товару он позаимствовал из индийской традиции пути левой руки — Амрита — эликсир жизни. Как мы знаем, в Вама Марге слово Амрита обычно обозначает сексуальные секреции женщины-шакти, а не только мужскую сперму. И в Тантре акт поглощения соединившихся сексуальных излияний служит внешним символом спиритуальной алхимии полярностей, цель которой — «скрепить» внутреннюю трансформацию; сам по себе акт этот не является разновидностью гадания или магии.

Тайный ритуал Вама Марги есть спиритуальный и физический обмен длительным экстазом, протекающий между биполярными половинами божественной сущности, являющейся в образах Шивы и Шакти. Кроулианская сексуальная магика представляет собой в значительной мере одностороннее действие, когда исключительное значение придается лишь мужской эякуляции.

И все же, несмотря на ту роль, которую играла сперма в кроулианском культе, отводилось определенное место и женским секрециям, — хотя и гораздо меньшее — в некоторых актах телемитской сексуальной магики. Одна из заповедей о прорицаниях в «Книге Закона» утверждает: «Лучшая кровь — кровь луны, месячная». Эта довольно прозрачная отсылка к менструальной крови привела к тому, что некоторые кроулианцы принялись мастерить облатки из менструальной крови со спермой; такие «лепешки света» используются для причащения у последователей некоторых вариаций Кроулианской Гностической Мессы. Прообразом этой Мессы менструальной крови и семени можно назвать гностические практики, о которых мы рассказывали выше, говоря о сопоставлении логоса правой руки и Софии левой руки. Свет, содержащийся в тех печеньях света, есть та самая искра божественности, которая занимает центральное место в гностическом мировоззрении. Принимая во внимание, что подобная смесь телесных жидкостей в эпоху СПИДа может оказаться смертельно-опасной, кое-кто из сегодняшних кроулианцев печет свои «лепешки» при достаточно высокой температуре, которая по идее должна убить все вирусы — Зверю не пришла бы в голову подобная техника безопасности для сексуальной магики.

Дворец из Дерьма и Глаз Гора

Какими бы неаппетитными ни показались эти лепешки света из спермы и крови, ингредиенты, использовавшиеся Кроули при отправлении личной телемской евхаристии, требовали еще более специфического вкуса. В своем «Магическом Дневнике Зверя», который он вел с 1920 года, Кроули пишет: «В моей Мессе Облатка — из экскрементов, и я вкушаю ее с благоговением и трепетом».

Использование Кроули экскрементов, как человеческих, так и животных, в качестве магической приправы, несомненно, в чем-то напоминает практики радикальных сект пути левой руки в Индии, где адепты совершают ритуальную копрофагию, тем самым методично преодолевая социальные табу и личное отвращение. В написанной в 1929 году «Магике в теории и на практике» Кроули дает начинающим магам совет, который адептам пути левой руки покажется знакомым. Он рекомендует: «тренировать разум и тело смотреть в глаза всему, что вызывает страх, боль, неприязнь, стыд и тому подобное. Должно научиться терпеть их, затем детально изучить, пока не начнешь находить в них радость и наставление, а затем полюбить их ради них самих, узнавая в них аспекты Истины».

«Когда это все проделано, — разумно продолжает Кроули, — нужно отказаться от них, если они несут угрозу здоровью или благополучию». И как часто случается, Зверь давал другим мудрый совет, которым сам во вред себе пренебрегал.

В дневниках Кроули мы не находим упоминаний об использовании экскрементов в тантрической алхимии, которая, ни при каких раскладах, не имеет отношения к придуманному Кроули надругательству над католической церемонией. Его практика «Мессы… [в которой]… Облатка — из экскрементов» схожа с привычными для европейского читателя историями о Черном Шабаше, на котором сатанисты едят просвиры из фекалий, издеваясь тем самым над католическим обрядом. Но скорее все такие сатанисты суть плод воображения христианских охотников на ведьм, а не представители традиции выворачивания ритуалов наизнанку в духе пути левой руки. Печально известные французские сатанисты девятнадцатого века аббат Буллан и его любовница, бывшая монахиня Адель Шевалье, действительно предлагали облатки из экскрементов своей пастве в Ордене кармелитов; это входило в процесс разыгрывания ими кошмарных средневековых дьяблери. Тем не менее, Кроули, несмотря на все его бурные тирады против ортодоксального христианства, не был сторонником буллановского сатанизма — у него были куда более личные магические мотивации.

Кроули приписывал магические свойства сперме, считая ее жизненной силой астральных сущностей. Кроме того, он также, насколько можно судить, был убежден в том, что алхимическое смешивание спермы, фекалий и крови из прямой кишки (которая нередко страдала во время анальных сношений) создает материальную субстанцию, через которую демоны и элементалы могут обрести форму. (Упущением с нашей стороны было бы не отметить, что бестелесный организм, который вам скорее всего удастся заполучить посредством данной микстуры, носит имя СПИД.)

Утверждение Кроули, что он «вынудил себя наслаждаться грязью и гнусным развратом, а еще поеданием человеческих фекалий и человеческой плоти», заставляет предположить, что он, подобно последователям агхори, заставил себя преодолеть свои естественные предубеждения и совершать такие действия, которые кажутся отвратительным большинству людей. Однако Кроули проявлял заметное влечение к экскрементам еще в весьма нежном возрасте, поэтому данный, нередко упускаемый из виду, аспект его религиозного учения, вполне возможно, является просто-напросто одним из его многочисленных фетишей. Увлечение эротическим потенциалом человеческих испражнений заметно в его работах уже с 1898 года, когда двадцатидвухлетний Кроули опубликовал свою первую книгу стихов. Уже там он воспевает экскременты в следующих самоуничижительных строках:

Всю деградацию, весь тотальный позор
Суждено испытать тебе; Твою голову скрыла трясина
И шайка ничтожных женщин пожелает
Словно в гнусном сне, хоть раз переспать;
Женщина должна топтать тебя, пока ты не начнешь вдыхать
Тот смертоносный дым.

Эти слова могут показаться на первый взгляд поэтическим позерством в декадентском стиле того времени, однако Кроули жил так же, как проповедовал. Его магические эксперименты с «шайкой ничтожных женщин» старательно документированы, особенно в период его попытки устроить «Collegium ad Spiritum Sanctum», телемское аббатство на острове Чефалу в Сицилии. Во время одного из ритуалов поклонения тогдашней Багряной Жене Лии Хирсиг Кроули подчинился ее требованию есть ее дерьмо с серебряного блюда в знак его преданности воплощению Вавилонской Блудницы. Чтобы скрепить ритуал, она обожгла своему Зверю тлеющей сигаретой грудь. Кроули восторженно писал: «эта радость быть смешанным с грязью ее Триумфа». В своих садомазохистских сексуально-магических операциях парочка не забывала и о золотых дождях, как о том свидетельствует принадлежащая перу Кроули песнь, адресованная его Багряной Жене: «Оседлай своего Зверя, Моя Строптивая Сука… Сейчас из твоей широкой Склизкой пизды, бездна / посылает дождевой поток / твоей шипящей мочи / Ко мне в рот, о, моя шлюха / Пусть он льется, пусть он льется!»

Мы уже рассказывали, как и зачем адепты восточной Вама Марги, стараясь сделать сакральными даже те аспекты физической материи, которые обычно кажутся неприятными, приемлют все то, что другие отвергают, в том числе экскременты, мочу, менструальную кровь, медитируют на трупы на кремационных площадках, видя в этих практиках шанс получить ключ к освобождению. Хотя Кроули, видимо, не был знаком с этой стороной тантрического учения, здесь есть некое сходство с его собственным увлечением копрофилией и уролагнией.

Когда одна из учениц Кроули, Мэри Баттс — имя крайне подходящее для уникального подхода к инициации, предложенного Зверем — приехала учиться в Телемское Аббатство, Мастер встретил ее, поднеся на тарелке испражнения козла. Считал ли Кроули свое угощение проверкой истинности ее намерений приступить к Великой Работе, либо просто шуткой в духе школьного черного юмора, определить сложно. Вскоре Баттс стала свидетельницей одного из довольно неудачных ритуалов Кроули, когда он пытался заставить козла, символизировавшего мифического бога из Мендеса, совокупиться с изможденным телом его многострадальной Багряной Жены Лии Хирсиг. Несмотря на все потуги склонить козла к совершению его сакральной функции, животное оставалось индифферентным к чарам Бабалон. В очередной раз впав в бешенство, утомившийся Кроули перерезал козлу горло, и его с ног до головы забрызгала кровь.

«Что мне теперь делать?» — спросил отчаявшийся Кроули.

«На вашем месте я бы приняла ванну», — дерзко отреагировала Баттс.

Одним из объяснений Кроули, почему он пользовался архаичным написанием слова «магика» (magick) через k, было то, что k символизировало kteis, «женские гениталии» по-древнегречески. И все же эта явная отсылка в духе пути левой руки к йони как матрице майи не находит своей практической реализации. Женским гениталиям — не говоря уж о женщинах-магах, к которым эти гениталии «прикреплены» — отводилась крайне ничтожная роль в телемской сексуальной магике Кроули. Несомненно, такой подчиненный статус сексуальной партнерши и ее вульвы в кроулианской системе вызван присущей Кроули неприязнью к женщинам в целом. Но вторая причина этому — личное пристрастие Великого Зверя к отверстию, казавшемуся ему привлекательней вагины. Возможно, следующее высказывание прозвучит цинично, однако можно утверждать, что телемская сексуальная магия — это религия, где поклоняются заднице — по имени Алистер Кроули. Однако, факт остается фактом: одна из ключевых доктрин кроулианской сексуальной магии призывает почитать анус и все его функции.

Однажды после особенно бурного анального контакта Кроули оставил в своем дневнике запись, высказавшись о своей склонности в египетских символах: «О, насколько Глаз Гора превосходит Род Исиды!» здесь Кроули не просто идентифицирует анус с богом Гором, которого насильно склонил к мужеложству его дядя Сет, но и превозносит превосходство объявленного им Эона Гора, ребенка, над предшествовавшим ему Эоном Исиды, Матери. «Рот Исиды» — распространенное архаичное название вагины.

Ту же мысль Кроули неоднократно повторял в своих дневниках, пользуясь тайной символикой О.Т.О.: «Я склонен считать, что XI ступень лучше IX ступени». XI° — высшая ступень в кроулианской версии сексуальной магики О.Т.О.; он означал анальный секс, как правило — гомосексуальный. Введение «анальной тематики» в репертуар ройссовского О.Т.О. было одной из главных инноваций Кроули в Ордене. IX°, как мы уже говорили, был градусом генитальной сексуальной магии «мужчина + женщина»; Кроули был глубоко убежден, что таковая обладает меньшей магической силой, нежели его любимое мужеложство. В книге «Liber CXCIV» (изначально секретном документе О.Т.О., подготовленном Кроули в 1919 году), он намекает на то, какое высокое место занимает анальная мистика в его магической концепции: «Что касается Одиннадцатого Градуса, его сил, привилегий и качеств, — ни о чем из этого не идет речи в отношении прочих градусов. Он не имеет отношения к общей структуре Ордена, непостижим и обитает в собственном дворце».

Другой аспект магической интерпретации Кроули XI° в его сексуальной магии составляет тема анального рождения; к этой маловразумительной формулировке он несколько раз возвращается в своих текстах. Сексуально-магическое порождение элементалов через смешение секреций в анусе — в противоположность более распространенной идее о вагинальном их сотворении — важная составляющая практик Зверя. Хотя своим ученикам Кроули давал традиционные рекомендации о рождении гомункулуса или «лунного дитя» в гетеросексуальных отношениях, сам он верил, что демон, сотворенный с помощью анальной сексуальной магии будет существом куда более высокого порядка. «Дух,… обладающий обеими природами, все же безграничен и безличен, ибо есть бестелесное творение, целиком и полностью божественной природы».

Кроули живо интересовался ближневосточной сексуально-магической традицией, идущей из Древнего Египта, где речь шла о создании психических сущностей через гомосексуальную связь. В «Душистом саде Абдуллы, Сатирика из Шираза», песнопении, восхваляющем содомию (некоммерческое издание Кроули 1910 года), он пишет: «Когда сила Полумесяца угрожала силе Креста, содомия была запрещена с жестокостью, поистине драконовской, ибо турки верили, что Мессия (реинкарнация Иисуса) родится от любви двух мужчин. Таким образом, содомия была религиозной обязанностью у турков; в любой момент его страсть могла быть использована для приближения Миллениума/Тысячелетнего Царства Христа; у Христиан же она превратилась в ересь и как таковая преследовалась».

Как всегда, главное намерение Кроули — шокировать какого-нибудь христианина, которому случайно попадет в руки его произведение. Его заявление, что «содомия была религиозной обязанностью», — попытка выдать желаемое за действительное, и те, кто серьезно изучает ислам, вряд ли смогут с ним согласиться, несмотря на то, что у британцев слово «турецкий» используется как сленговое название анального секса. Спустя почти сорок лет одна дневниковая запись ночного кошмара показывает, что эта идея плотно засела в неизменно грязном воображении Зверя: «Жутчайший полусон (между двумя нормальными пробуждениями) о рождении эмбриона per anum. Сплошная кровь со слизью. Самый отвратительный клифотический опыт за всю мою жизнь».

В глазах адепта Вама Марги, мыслящего все человеческое тело Храмом Девяти Врат, религиозная фиксация Кроули на этом отверстии понятна в той же степени, что и более традиционное для пути левой руки почитание йони и лингама. Если в отношении Кроули мы допустим «сомнение в пользу ответной стороны» и предположим, что его анальная мания вкупе с его копрофилией основываются на чем-то большем, нежели личном фетишизме, неизбежен вывод, что все религиозные идеи — в том числе поклонение анусу — поддаются лишь субъективной интерпретации. И все же в своих магических дневниках Кроули неоднократно замечает, что та или иная магическая операция была выполнена per vas nefandum «при посредстве неназываемого сосуда» — этим латинским эвфемизмом он любил называть анальное сношение. Но его постоянное употребление слова с пренебрежительным оттенком, хотя бы даже и в шутку, для обозначения того, чему он приписывает сакральным статус, кажется двусмысленным, если не сказать, по-детски глуповатым. Складывается впечатление, что склонность Кроули к заднему отверстию одинаково связана как с теми же самыми социальными стигматами, в то время прочно ассоциировавшимися с пристрастием к данному виду удовольствия, так и с некоторым мистическим истолкованием.

Вынужденный грех

Одно из вопиющих слабых звеньев в практике сексуальной магии Кроули мы находим в его явной неспособности выйти за рамки потребности быть очень плохим мальчишкой. Нарушение табу, конечно же, имеет большое значение для инициации пути левой руки, однако Зверь, несмотря на все его рассуждения об освобождении, насколько можно судить, плотно завяз в бесполезном повторении первоначального преодоления запретов, которое составляет лишь предварительный этап в самообожествлении. Он не сумел продвинуться к той точке, где происходит истинный выход за рамки условностей, которые как раз и дают запретам их силу. Однажды Кроули написал своему последователю Норману Мадду следующие претенциозные строки: «мой план — вычистить всех бактерий из сексуальной раны… Цель моя — не просто отказаться от чувства греха, но безжалостно вырвать его с корнем». Но, судя по всему, без стимуляции сознанием порока или извращения Кроули становилось скучно — сомнительно, чтобы ему удалось избавиться от «чувства греха», привитого ему в его семье последователей «Плимутских братьев», несмотря на его геркулесовские потуги сделать это. Говорим мы это не в упрек Кроули, просто это пример того, насколько живучи психические травмы, наносимые подобными сексуально-негативными концепциями сознанию юных жертв.

О том, насколько глубоко засело понятие греха в психосексуальной программе Кроули — несмотря на все внешние проявления — можно судить по тому курьезному факту, что он был глубоко убежден в аморальности любого секса, совершаемого не ради Великой Работы. Хотя, на первый взгляд, он вполне искренне верил, что гомосексуальный анальный секс ведет к высшей точке магического озарения, в «Магическом Дневнике Зверя» он с осуждением говорит, что «гомосексуальность — это слабоволие». И не только там он с негодованием называл «отвратительными» акты содомии мужчины с мужчиной, если те совершались не ради магии, а исключительно для удовольствия. Подобных суровых предостережений против эротического наслаждения как такового в его личных бумагах содержится очень много. Поэтому мы делаем вывод, что они отражают настоящие убеждения Кроули, а не являются лишь пропагандой, рассчитанной на то, чтобы добиться у публики признания своей сексуальной магики.

Те, кто презирает Кроули, считая его распутником и гедонистом, неправы — как бы далеко он не заходил в своем, граничащем с научным, личном исследовании всякого мыслимого разврата, он не мог скрыться от призрака греховности, доставшегося ему в наследство от семьи. Если «Плимутские Братья» проповедовали юному Кроули, что любой половой акт, кроме того, что служит выполнению христианского долга деторождения, греховен, то сексуальный морализм кроулианской синтетической религии Телемы в той же мере отмечен запретительным характером. В обеих сектах, неважно, посвященных Волхву Христу или Волхву Кроули, Эрос за пределами веры — проклятие для истинного верующего. То, что одна секта строилась на таких концепциях, как непорочное зачатие и целомудренные ангелы, а другая посвящала себя поеданию дерьма и постижению магических свойств спермы — представляет собой лишь техническое различие. Кроулианскую Телему, со всеми ее обязательными Мессами и облатками, святыми, Книгой, Законом, катехизисами и Пророком можно считать разновидностью квазихристианской секты в полном смысле слова. В обеих теологиях центральными фигурами являются Зверь 666 и Блудница Апокалипсиса. И хотя многие ошибочно вешают на Кроули ярлык «сатаниста», подробное изучение его работ доказывает, что прежде всего его следует считать христианином-гностиком, в системе верований которого присутствует однозначное признание божественной природы Христа.

Сексологи Эберхард и Филлис Кронхаузен, ставшие свидетелями некоторых проявлений отчаянной распущенности, царившей во времена сексуальной революции 60-х годов, однажды заметили: «Нет более жалкого зрелища, чем попытка следовать сексуальной свободе со стороны реакционных, обуреваемых чувством вины людей, которые поступают так под давлением запретов, а не от истинной joie de vivre». (Joie de vivre (франц.) — жизнерадостность.)

Это наблюдение более чем верно по отношению к архи-консервативному Кроули, во многом предугадавшему стремление в 1960-е годы западной молодежи из среднего класса преодолеть моральные преграды, навязанные ей родителями, вступив в одну общую, подогретую наркотиками оргию. При знакомстве с подробнейшими отчетами Зверя о многолетних его изнурительных сексуальных приключениях, складывается печальное ощущение — в маниакальных его половых подвигах было мало радости, наслаждения или свободы. То, что Ветхий и Новый Завет усердно поносят, «Книга Закона» Кроули столь же рьяно делает нормой. Но обе крайности проникнуты общим авторитарным духом «Тебе Нельзя» — и этот дух никак нельзя поставить на одну доску с освобождением пути левой руки от всех призрачных заповедей.

Алис и Алистер — Наказание Внутренней Блудницы

В свете отрицания Кроули принципа Шакти, которое выражается в подчиненном статусе, занимаемом женщинами в его системе сексуальной магии, кажется парадоксом тот факт, что немногие современные маги мужского пола исследовали женскую сторону своей личности с аналогичной активностью. Еще в ранней юности Кроули обнаружил в себе юнговскую аниму. И подобно Юнгу, которого он пренебрежительно называл «Джанк», он советовал своим ученикам в независимости от их пола развивать в себе качества контрасексуального противоположного пола в качестве необходимого средства для достижения психического баланса. Сходство этой практики с универсальной темной волной заслуживает отдельного анализа.

В Телеме Зверь и Бабалон представляют собой объективно единственную пару контрасексуальных сил, которую можно уподобить тантрическим Шиве и Шакти, гностическим Логосу и Софии, даосским Инь и Ян. Но, пожалуй, более точным выражением мировидения Кроули будет сказать, что он осмысливал космический женский принцип в образе Нут, древнеегипетской богини ночного звездного неба. В качестве символа мужского начала он придумал солнечного бога, которого по не совсем понятным причинам назвал Хадит — в египетском пантеоне такого персонажа нет. У Кроули Нут немного напоминала Шакти и обозначала тьму и материю, феноменальный универсум, воспринимаемый человеческими чувствами, а Хадит символизировал солнечный свет и движение, незримое сознание, и в этом походил на Шиву. Через сексуальную магию его теория о том, что «две бесконечности не существуют порознь» находит свое выражение в физической форме, когда Нут и Хадит притягивает друг к другу желанием, «объединяющим взрывным разрывом» в «горячем жертвоприношении». Но еще Кроули учил своих последователей соединять эти силы внутри себя при помощи операций эзотерического гермафродитизма.

В слове «гермафродит» соединены имена богини любви Афродиты и Гермеса, посланника богов. Согласно эллинистической легенде, сын этих богов, Гермафродит, пробудил такую страстную любовь в нимфе Салмакиде, что она возжелала полностью слиться с ним, и их тела соединились в одно существо. Кроули, получивший классическое образование, разумеется, прекрасно знал этот миф.

Кроули весьма восхищался мужественным, рациональным, спортивным типом человека, к которому причислял и себя, хотя и признавал, что даже он был бы несовершенен без культивирования противоположных женских качеств. Разумеется, он сомневался в способности женщины приобрести черты, которые он понимал как мужские, например, ум, логику и силу воли, но, тем не менее, советовал им хотя бы попытаться. На значение сходного с кундалини гермафродитизма в кроулианской философии указывает его сильная самоидентификация с двуполым богом/богиней тамплиеров Бафометом, о котором он говорил, что это «андрогин, который есть иероглиф непостижимого совершенства». Иногда он высказывал предположение, что предсказанный им Эон Гора будет отличаться от предшествующих ему Эонов Исиды (матери) и Осириса (отца) тем, что Гор представляет собой дионисийское андрогинное дитя обоих полов. Этот аспект учения Зверя отражает глубину его привязанности к алхимическому и розенкрейцеровскому понятию внутреннего андрогина; сходство этой доктрины с путем левой руки мы уже обсуждали.

Такое сближение полярностей, манифестирующееся в его собственном духе, Кроули однажды описал следующим образом: «Мужчина-женщина, квинтэссенция, единое, Мужчина-сущность, скрывающаяся в Женщине-форме». На физическом плане он отмечал, что «гермафродитизм в моей физической структуре» связан с моими многочисленными прошлыми воплощениями как женщины. По поводу своих предшествующих воплощений Кроули однажды заявил, что с помощью визионерской сексуальной магики он вспомнил о своем древнем существовании в теле священной проститутки по имени Астарта или Артемида, которая была рабыней в одном древнем сицилийском храме. (Источником подробностей о его прошлой жизни вполне вероятно послужила история происхождения образа Вавилонской Блудницы от Богини Астарты.) Кроули вспоминал, что судьба его предыдущих воплощений была трагичной, и та священная проститутка умерла жестокой смертью. Для нас несущественно, верил ли сам Кроули этой истории или нет. Психологическая ценность его мнимых воспоминаний заключается в том, что они открывают ключевой элемент в осмыслении Кроули его собственной анимы. Он неизменно представлял женскую сторону своей личности в образе блудницы, заслуживающей наказания и даже смерти.

И действительно, складывается такое впечатление, что у Кроули пробуждение внутреннего Женского Демонизма почти целиком и полностью было направлено на превращение «ее» в субъект его мазохистского желания подвергнуться сексуальному наказанию. В последней главе мы подробно расскажем о практическом применении для самотрансформации в пути левой руки эротической боли и добровольного подчинения. Однако краткий обзор экспериментов Кроули в этой, многими отвергаемой, сфере сексуальной магии станет полезным введением в данную методику.

В ряду многочисленных магических идентификаций Кроули, начиная от Фратера Пердурабо, Мастера Териона и заканчивая Бафометом, не последнее значение имело его женское альтер-эго, в которое он трансформировал себя во время своих садомазохистских ритуалов гермафродитизма. Он персонализировал теневую женскую сторону своей личности в имени Алис. Алис, согласно Кроули, была не только квинтэссенцией проститутки, но еще и «tribade» — это архаичное слово означает «лесбиянка» и происходит от греческого tribein, «тереть». В «Магическом Дневнике» 1920 года Кроули скрупулезно воссоздает всенощное действо, проводимое при посредстве кокаина, когда Алис/Алистер принял на себя подчиненную роль «femme» в ритуале, осуществленном вместе с Лией Хирсиг в Телемском Аббатстве. Он описывает, как Багряная Жена «вырвала из меня последние ошметки мужественности» в «страшном испытании жестокостью и растлением». Торжественным завершением того растянутого во времени акта рабства со сменой половых ролей стало вышеозначенное принудительное поедание фекалий госпожи в качестве «Облатки… из экскрементов», которую он вкушал «с благоговением и трепетом».

Подобно многим составляющим сексуально-магической методологии Зверя, даже его театрально-изображаемая страсть («истечь кровью под ударами хлыста») напрямую связана с его суровым религиозным воспитанием, полученным у «Плимутстских Братьев». Посещая школу секты, где царила неукоснительно насаждаемая дисциплина, юный и часто непослушный Кроули на всю жизнь приобрел вкус к порке розгами — эту склонность французы издавна называли vice anglais. (Vice anglais (франц.) — английский порок.) Надо отметить, что, несмотря на свои мазохистские наклонности, Кроули обычно брал на себя роль господина в своей сексуальной опере — его желание бить и быть избиваемым одинаково в нем уживались. Как и многие мазохисты, процессами унижениями управлял именно он, невзирая на свое кажущееся подчинение Багряной Жене/доминатрикс. «Я умираю от восторга при мысли о том, что я, Мастер Универсума, должен лежать у Ее ног, Ее раб…» Это замечание Кроули доказывает, что его акты сексуального подчинения частично имели целью продемонстрировать превосходство его уровня бытия хотя бы с помощью контраста его временного самоуничижения себя до положения презренного раба. Даже не-магические ритуалы господства и подчинения редко бывают такими недвусмысленными, какими кажутся на первый взгляд; а когда в игру вступает магия, силовая динамика становится еще более сложной.

Часто Кроули заявляет о своем смиренном поклонении Бабалон. Он пишет о своем страстном желании «склонить мою Божественность перед госпожой; я хочу, чтобы корону мою растоптали Ее ноги; я хочу, чтобы лицо мое замарал Ее плевок; я хочу, чтобы сердце мое растерзали Ее каблуки,… моя душа стала ее нужником». В другой дневниковой записи Кроули обращается к своему «Святому Ангелу-Хранителю» Айвассу, непостижимому высшему существу, продиктовавшему ему «Книгу Закона», в схожих словах, изображая из себя презренную проститутку: «Я для тебя Шлюха, увенчанная ядом и золотом, одежды мои разноцветны, вымазаны позором и запятнаны кровью, я не за деньги, а похоти ради продавала себя всем, кто вожделел меня… Я сделала гнилой свою плоть, ядовитой — кровь, в моем мозгу беснуются ведьмы, я весь мир заразила пороком».

Самоидентификация Кроули с архетипом куртизанки как заразной носительницы «ядовитой крови» венерической болезни представляет собой художественный мотив, довольно распространенный среди декадентских писателей и художников 1890-х годов. Но Зверь доводит эту сифилитическую эстетику fin de siècle (Fin de siècle (франц.) — конец века (90-ые годы XIX века)) до апофеоза, который не снился даже Бодлеру. В молодости он заразился сифилисом от одной проститутки-шотландки и, пережив этот опыт, стал пропагандировать триппер в качестве ценного лекарственного средства для великих умов, вроде него самого. Кроули рассуждал, что «было бы полезно каждому мужчине носить в себе заразу вируса, чтобы взрастить культуру индивидуального гения». Когда в 1920-е годы в Париже его юный американский студент Израэль Регарди, которому он покровительствовал, явился посидеть у ног Мастера, Кроули, недолго думая, отправил его провести вечер у местных filles de joie. (Filles de joie (франц.) — уличные девки.) После того, как Регарди отрапортовал ему, что подхватил там сифилис, Кроули провозгласил это событие главным поворотным моментом в инициации ученика. Для Кроули «рубцы сифилиса священны, и потому заслуживают почтения». В зависимости от точки зрения, позицию Кроули, защищающую сифилис, вполне можно назвать сознательной провокацией буржуазной морали, высказанной с издевкой. Или это мистическое замечание о сокровенной святости всякого явления — идея в духе преодоления дуализма в пути левой руки.

Подобно тому как Кроули превозносил неразборчивое и несущее заразные болезни распутство Вавилонской Блудницы, воплощаемой его Багряными Женами, в лице своей Алис он стремился приблизиться к их развратности. В этом смысле, образ Бабалон у Кроули перекликается с дуальной манифестацией Женского Демонизма в пути левой руки: это и «внешняя» любовница адепта-мужчины, и его внутренняя шакти. В своей священной «Клятве Зверя» (приносимой его Госпоже Бабалон) он пообещал «свободно проституировать тело на потребу всякого Живущего Существа, возжелавшего его». В этих его словах слышны отголоски более раннего его произведения «Видение и Голос», где он восторженно произносит: «ты прекрасна, О БАБАЛОН, и желанна, ибо отдаешь себя всему, что живет…»

Несложно истолковать этот священный обет как просто-напросто квазирелигиозное оправдание успевшей сложиться у Кроули привычки трахать все, что движется. Но допустить подобное объяснение — значит проигнорировать реальную энергию, которую дает регулярное обращение и призыв к такой могучей силе, как Вавилонская Блудница. Всю жизнь Кроули мучил вопрос, можно ли говорить о том, что божественные силы объективно существуют как суверенные объекты; к конечному выводу он так и не пришел. Но как бы то ни было, в образе Бабалон, которому десятилетиями поклонялся Кроули, узнается древний психогон, связанный своим происхождением с великими Богинями-Блудницами дохристианской древности Инанной/Иштар/Астартой, покровительствовавшими ныне утерянному спиритуальному учению о сакральной проституции.

Понимание Кроули шакти, называемой им Бабалон, на удивление ограничено; он не внес почти ничего нового в страшную библейскую историю из «Откровения», заворожившую его еще в юности. Многое из того, чему он учил своих последователей о Бабалон, элементарно ошибочно, субъективно, либо порождено его воображением, и эти заблуждения и по сей день бытуют в некоторых подразделениях телемского сообщества. Однако магическая клятва, данная во имя этой сущности, пусть даже в основе ее лежат сведения неточные и искаженные, не лишена собственной силы. Если Кроули и не достиг ничего большего, он хотя бы запустил в движение механизм возрождения забытой традиции Инанны/Иштар/Астарты, культ Багряной Жены, который является наиболее жизнеспособным способом сближения с темной волной для людей западной культуры. Кто сможет утверждать, что обет Кроули проституировать свое тело всякому, кто пожелает его — несмотря на вульгарность Зверя — не был первым шагом по восстановлению принципов истинной эротической инициации, некогда сообщавшейся через мистицизм храмовой проституции?

Когда Сесил Фредерик Расселл, молодой телемит, уволенный из флота за пристрастие к кокаину, обратился в Аббатство за духовным наставлением, Кроули выпустил на него свою внутреннюю сакральную блудницу, попытавшись исполнить свою клятву о проституции. Вот как описывает свой план Кроули в дневнике: «Я побреюсь и накрашу лицо как самая низкая шлюха, побрызгаюсь духами стану преследовать Генестая [магическое имя Расселла] словно пьяная дешевка на улицах старого Нового Орлеана». Как выясняется, нездоровый и потасканный Кроули не обладал особой привлекательностью, потребовалась афродизиакальное содействие Багряной Жены. «Операция, очень затянувшаяся. Алостраэль пришлось мастурбировать Генестая, чтобы вызвать эрекцию, ее рука направила его член ко мне в анус». В автобиографии 1970 года «Znus Is Zness» Генестай саркастически ответил своему давно почившему бывшему учителю: «По правде говоря, мой дорогой мастер Терион, в тот раз от ваших чар Цирцеи у меня не вставало».

Расселл, после неизбежно последовавшего разрыва с Кроули, от которого сбегали почти все его последователи, основал «Клуб Хоронзона», сначала влиятельное, но потом забытое, американское сексуально-магическое общество, в свое время добившееся гораздо большего успеха, нежели кроуалианское О.Т.О. «Клуб Хоронзона», базировавшийся в Чикаго, затем превратился в В.Б.Б., или «Великое Братство Бога». Это сообщество в конце 1950-х годов возродил американец Луис Каллинг, посещавший в 40-е небольшое подразделение О.Т.О. в Лос-Анджелесе. Из этого далекого калифорнийского аванпоста рассыпанных по всему миру трубадуров департамента Зверя, известного под названием «Ложи Аgape» *(Agape — вечеря любви у ранних христиан), Движение Бабалон, неожиданно обретая вторую жизнь, из недалекой викторианской теории Кроули вырастет в бессмертную философию Женского Демонизма, достойную истинного пути левой руки.

[Иллюстрация: Джек Парсонс и Кэмерон за городом.]

VIII. Культы Багряной Жены. Работа Бабалон и что было потом

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.