Теодор Ройсс и сексуальная религия будущего
При жизни Ройсс считался по большей части вечным интриганом и малозначительным оккультным аферистом, с переменным успехом зарабатывающим себе на жизнь продажей сомнительных уставов всяким будто бы масонским орденам. Подобно многим другим из той эпохи оккультного возрождения, Ройсс временами играл различные роли в теневом мире спецслужб. Его англо-немецкое происхождение позволяло ему легко перемещаться между двумя нациями. Говорят, что, работая на германскую разведку в Лондоне, он внедрился в Социалистическую Лигу, где завел дружеские отношения с дочерью Карла Маркса Элеонорой. Ройсс, химик по образованию, среди прочего обладал профессиональным голосом и исполнял арии из вагнеровских опер в британских мюзик-холлах. Одинаково хорошо владея двумя языками, он сотрудничал с различными английскими и немецкими газетами и журналами. Однако эти земные занятия были лишь фоном главной metier (Metier (франц.) — профессия, ремесло.) Ройсса: неустанного создания псевдо-масонских орденов.
Ройсс являлся главой многих институций со звучными названиями, сам себя назначившим на эти посты; их деятельность редко выходила за пределы напечатания импозантной гербовой бумаги, на каковую наносились помпезные доктрины. Сегодня магическая субкультура не знает ограничений, и оккультные сообщества из одного члена плодятся в пространстве интернета с одного щелканья мышки. В первой же половине двадцатого века значительная часть магической деятельности была весьма осложнена неуклюжими формальностями и жесткой административной структурой франкмасонства. То был мир дарованных титулов, тайных паролей и рукопожатий, торжественно преподносимых степеней и сложно режиссированных церемоний, и все это проделывалось в экстравагантном антураже, который производил впечатление, будто его позаимствовали из театрального гардероба.
Масонское магическое сообщество начала двадцатого века, от которого ответвился О.Т.О., представляло собой нечто очень близкое к клубу «бывших выпускников». Одним из нововведений Ройсса стало допущение женщин к полноправному членству в некоторых из его орденов, что, надо думать, было необходимо для решения сексуально-магических задач О.Т.О.
Вся история приключений Ройсса на стезе псевдо-масонских организаций уведет нас от наших поисков западного пути левой руки. Но дабы немного разобраться, на какой почве развивался О.Т.О., достаточно знать, что к 1902 году Ройсс претендовал на осуществление полного руководства рядом измененных масонских ритуалов, проводимых в Берлине. («Измененные» Ритуалы — это те, что не признаются законными верховными франкмасонами.) Крупнейшими из учрежденных Ройссом Орденов были Суверенное Святилище Древнего и Изначального Обряда 95˚ Мемфиса и Мицраима (ММ) и Древний и Принятый Шотландский Обряд 33° (AASR). ММ и AASR, как и впоследствии сформировавшийся из них О.Т.О., являлись по большей части коммерческими предприятиями, их raison d’être (Raison d’être (фр.) — разумное основание, смысл (существования чего-л.).) был сбор взносов с членов, претендующих на помпезные титулы, а также едва внятные тексты заклинаний на манер масонских. В качестве побочного бизнеса Ройсс торговал членством в сомнительных аристократических орденах, что давало возможность потенциальным «Рыцарям» на законной основе именовать себя «сэр».
Ройсс к этому времени уже начал потакать своей страсти к мифотворчеству и удовольствию щеголять репутацией Великих (или как минимум знаменитых) Адептов прошлого. Чтобы успешнее продавать доступы в открытые ложи под своей протекцией, он придумал теорию, что его Обряд Мемфиса и Мицраима является возрождением Египетского Ритуала Калиостро, разработанного этим авантюристом в Париже. А на случай, ежели это не произведет должного впечатления, он вдобавок объявил себя приемником прославленного Адама Вейсхаупта, основавшего знаменитое движение иллюминатов. До того как Ройсс стал «специализироваться» на О.Т.О., он успел организовать менее успешное предприятие — Орден иллюминатов — каковой он без зазрения совести позиционировал как аутентичное возрождение тайного легендарного общества восемнадцатого века. Такие, целиком и полностью фиктивные, увязки с Калиостро, Вейсхауптом и иллюминатами — продукты воспаленного воображения Ройсса — впоследствии вписывались в его миф об О.Т.О. и до сих пор приводятся всякими наивными личностями в качестве неоспоримого доказательства знатной генеалогии О.Т.О.
Другим созданным Ройссом орденом, на сей раз спекулировавшим на впечатляющей легенде о розенкрейцерах, было Fraternitas Lucis Hermeticae (Герметическое Братство Света). Некоторые современные авторы высказывали предположение, что он имел, возможно, отношение к ложе Паскаля Беверли Рэндольфа, действовавшей в Париже и имевшей схожее название: Герметическое Братство Луксора, и действительно, в уставе от 1912 года, который разработал Ройсс, сказано, что О.Т.О. есть «организация, ранее известная как Герметическое Братство Света, воссозданная и вновь учрежденная». Даже в случае отсутствия непосредственной преемственности между ложами Рэндольфа и Ройсса, факт влияния сексуально-магических теорий Рэндольфа на Ройсса — и соответственно на более поздние версии О.Т.О. — представляется вполне очевидным.
Если вам, читатель, сложно упомнить все многочисленные и разнообразные ордены Ройсса, то представьте, как было тяжко ему самому. Перед ним стояла тяжкая задача не запутаться в Древнем и Изначальном Обряде Мемфиса и Мицраима, Древнем и Принятом Шотландском Обряде, Ордене Иллюминатов и еще нескольких близких к розенкрейцерам братств, как-то друг от друга отличающихся. Такое сбивающее с толку почкование Орденов вело к их перманентной текучести — граница между одним и другим детищами Ройсса подчас была настолько размытой, что даже «самые почтенные братья» не могли разобраться, к какой конкретно организации они принадлежат, в какую-нибудь из оных вступив. Ройссовская мания изобретать все более напыщенные названия для сих сомнительных братств лишь усиливала эту неразбериху. И совершенно необходимым, видимо, решил он, было создание ордена центрального, всеобъемлющего, дабы выстроить над обширной призрачной империей орденов общую крышу.
Имелась и более веская причина для учреждения нового, лучше организованного (и рентабельного) сверхордена. С тех пор как его покинули несколько членов из его возрожденного движения иллюминатов, Ройсс постоянно прогорал на своих масонских предприятиях. Эти недовольные экс-адепты подали на Ройсса в суд, разоблачили фиктивность многих его существовавших лишь на бумаге организаций, каковые он «втюхивал» крепко сплоченному масонскому сообществу.
Вот так и вышло, что Ройсс, уже успевший провозгласить себя Прославленным Братом, Опытным Мастером Масоном, Тайным Мастером, Суверенным Мастером, Прославленным Рыцарем Ордена Кадоша, 30˚, Исполняющим Великим Инквизитором, 31˚, Принцем Королевской Тайны и Самым Прославленным Суверенным Великим Генеральным Инспектором 33˚ ad Vitam (Ad Vitam (лат) — пожизненно.) Орденов Объединенных Обрядов Шотландии, Франкмасонов Мемфиса и Мицраима, действующих в Рейхе и во имя Германского Рейха, добавил к постоянно расширяющемуся списку своих помпезных эпитетов блистательный титул Внешнего Руководителя Ordo Templi Orientis, Суверенного Святилища Гнозиса.
Хотя Ройсс и сменившие его сочинители мифа об О.Т.О. утверждали, что официально он был сформирован уже в 1896 или 1902 году; реальная дата его основания, разумеется, относится к несколько более позднему периоду. Первые упоминания о нем появляются не ранее 1904 года, да и то вряд ли они подразумевали нечто большее, нежели ничего не значащее название на очередном почтовом бланке Ройсса вплоть до 1912 года.
В 1906 году Ройсс в расчете на возможную рекламу отправил письмо знаменитому в то время эзотерическому учителю Рудольфу Штайнеру, основателю антропософского движения, которому он, в соответствии со всеми правилами даровал 33˚ и 95˚ О.Т.О. Несомненно, сие явилось сюрпризом для чопорного Штайнера, который впоследствии упорно критиковал и самого Ройсса и всё его О.Т.О. — чего стоило одно его сексуально-магическое учение. Однако в обычаях Ройсса было пытаться установить союз с выдающимися деятелями оккультного мира той эпохи, награждая их почетными званиями, в надежде, что даже самая хрупкая связь с прославленными персонами хорошо отразится на его предприятии. По сей день, основываясь на том мелком происшествии, многие приверженцы О.Т.О. продолжают настаивать (невзирая на то, что все факты свидетельствуют о противоположном), что Рудольф Штайнер был одним из лидеров молодого Ордена Восточных Тамплиеров.
Старания Ройсса сделать О.Т.О. популярным не приносили значительных плодов вплоть до сентября 1912 года, когда он опубликовал свою первую многословную статью о новорожденном Ордене в юбилейном номере журнала «Орифламма». Это издание Ройсс распространил в рядах своих непрочных и шатких организаций. Ройсс совершенно бессовестным образом цитирует несколько выдранных из контекста пассажей, якобы доказывающих, что работы в то время недавно умершего Франца Гартманна имеют самое прямое отношение к О.Т.О.:
«Следует знать, что существует скрытый от толпы, древнейший орден мудрецов, чья цель состоит в исправлении и духовном усовершенствовании человечества путем борьбы с заблуждениями и помощи мужчинам и женщинам в их стремлении найти силу, которая откроет истину. Орден этот существовал уже в самые далекие, доисторические времена, он действует то тайно, то открыто в мире под разными именами и в разных формах; он был причиной всех общественных и политических революций, в годы бед и опасностей именно он был скалой спасения».
Сформулировав положение о неподдающемся исчислению возрасте О.Т.О. и равно о его влиянии на мировую историю, Ройсс сообщает, что «наш Орден» есть хранилище изустно передаваемого знания «мудрецов с Востока». В финале, изрядно побродив вокруг да около с намеками на таинства и нарочито-стыдливыми недоговорками о контактах с магическими силами, Ройсс, наконец, словно кролика из шляпы, вытаскивает финальный пассаж статьи: «Наш Орден владеет ключом, которой открывает все масонские и герметические секреты. Это Учение о сексуальной магии, и именно оно разъясняет все, без исключения секреты Природы, всю символику Франкмасонства и всех религиозных систем».
Ройсс сообщал базовые магические знания и духовные практики своим адептам из О.Т.О. в соответствии с системой из семи, организованных по принципу франкмасонских, ступеней, которые странным образом были связаны с открытием семи чакр, концепция которых получила популярность после издания книг Блаватской. Нового кандидата, готовящегося пройти инициацию в О.Т.О., со всей серьезностью проводили сквозь дебри обычного для масонов пышного пустословия — церемонию, сопровождающуюся вручением напыщенных титулов и причудливых одеяний, кои столь милы сердцу вступающего в оккультную организацию. Но, в отличие от прочих масонских лож, здесь делался акцент на подготовке к работе в О.Т.О., которая заключалась в овладении псевдо-йоговскими навыками концентрации, дыхательных упражнениях и концентрации. В свете позднее сложившейся у этой ложи репутации уникального сексуально-магического сообщества, следует подчеркнуть, что ройссовский О.Т.О. отличался крайней сдержанностью, когда дело доходило до сообщения истинной сущности его учения. Лишь когда Тамплиер достигал восьмой ступени посвящения, ему раскрывались секреты сексуальной магии. Он обучался аутоэротической магии, принимавшей форму поклонения собственному «священному фаллосу» в ходе мастурбации, что сопрягалось с развитием навыка визуализации оргазма.
Лишь по достижении девятой ступени адепта знакомили с предлагаемой О.Т.О. техникой ритуального коитуса с женщиной. Для Ройсса, бывшего оперного певца и страстного поклонника Вагнера, изменяющий сознание секрет ритуального проникновения в вагину фаллосом во время ритуала IX° раскрывается в эзотерической символике оперы «Парсифаль» Рихарда Вагнера. Как утверждает Ройсс в своей книге 1914 года «Парсифаль и раскрытая тайна Грааля», копье и чаша Грааля, имеющие в опере столь важное значение, являются на самом деле символами лингама и йони. Он высказывает предположение, что чудесный духовный дар, который получают рыцари Грааля, испив священного вина из божественной чаши, перекликается с гностической практикой поедания сексуальных соков, испускаемых мужчиной и женщиной при совокуплении, ради обретения божественного сознания. «Вагнер, — объявляет Ройсс в своей характерной бравурной манере, — не только величайший герой, но и величайший проповедник и пророк сексуальной религии будущего, которая будет основываться на обязательном ритуальном исполнении сексуального акта». Хотя Вагнер и сам, несомненно, был увлеченным эротоманом, он едва ли согласился бы с заявлением своего поклонника, однако мы уже установили давнюю связь легенды о Граале с эзотерической традицией сексуального мистицизма. Рихард Вагнер и сам нередко практиковал секс для пробуждения шаманского экстаза, которым были вдохновлены его произведения. Сексуальным магам стоит взять на заметку то, какую магическую роль Женский Демонизм играл в бурлящих страстями операх и любовной жизни Вагнера. Юлиус Капп писал в книге «Женщины в жизни Вагнера»: «Главной силой в творчестве является Эрос. Сложно отыскать в культурной истории человечества доказательство этой максиме более убедительное, нежели то, которое предложил Рихард Вагнер».
Сексуальный ритуал девятой ступени, несмотря на утверждение Ройсса, что тот был передан Ордену через Кельнера от Восточных Адептов, содержит в себе мало признаков тантрического влияния, за исключением рекомендации мужчинам поглощать алхимически смешавшиеся сексуальные флюиды, испускаемые к финалу операции. Но вряд ли этот ритуал идет непосредственно от учения о Вама Марге, повествующего о питии амриты. Скорее, представляется вероятным, что гностическая практика поедания спермы ради единения с Телом Света, квинтэссенции христова сознания в семени, послужила источником построений Ройсса. Истинную тайну сексуальной инициации в О.Т.О. составляло убеждение Ройсса в том, что поедание Священной Массы семени есть ключ к мистическому просветлению. К его чести, он, насколько можно судить, гораздо больше интересовался сексуальной силой для Великой Работы по трансформации сознания; узколобое использование спермофагии в денежной магии, составлявшей единственную заботу будущего приемника Ройсса Кроули, в раннем О.Т.О. не было.
Ройсс определял силу, питавшую его направление сексуальной магии как «практику преобразования репродуктивной энергии. Подобное преобразование влечет за собой изменение естественной телесной силы, которая обычно тратится в половой сфере, в неприродную психическую энергию, создающую новое состояние бытия. В этом смысле концепция Ройсса находится в полном соответствии с современной эротической метафизикой темной волны. Во время сексуального акта девятой ступени адепт О.Т.О. должен был употребить свою силу воли на то, чтобы поднять половую энергию, сконцентрированную в области гениталий, в область живота; упражнения на дыхание и концентрацию, усвоенные на первых семи ступенях, позволяли произвести означенное преобразование. Разумеется, этот метод поднятия сексуальной энергии из более низкой в более высокую область тела можно сравнить с Кундалини; во многом он сходен с даосской сексуальной алхимией китайцев. Исходя из подчас ошибочного и неполного представления своего масонского брата Карла Кельнера о йоге, Ройсс основывал собственные сексуально-магические теории на развитии 10 вайю (ветров) в теле.
Это перенаправление половой энергии, говорил Ройсс, необходимо не просто как повод для «сексуальных занятий, оно способствует усилению вечной божественной силы в земном плане, для чего необходимы сексуально более совершенные и сильные люди мужского и женского пола». Также он уподоблял практику IX° сексуальной магии божественному процессу творения, объявляя, что «сие есть белая сексуальная магия!» Ройсс весьма самонадеянно видел в О.Т.О. авангард утопического общества сексуально раскрепощенных личностей, которое он называл «сообществом неохристиан». Попытки представить раннее О.Т.О. как сборище сексуально-озабоченных сатанистов легко опровергаются собственным ройссовским обозначением его организации как исповедующей религию белой магии с мощной, пусть неортодоксальной, христианской подоплекой.
Однако, на самом деле, Ройсса нельзя считать выразителем пути левой руки, ибо в основе своей О.Т.О. представляло собой целиком и полностью фаллоцентрический спермовый культ — хотя женщины и допускались в ряды Ордена, они не играли хоть сколько-нибудь значительной роли; в его текстах и ритуалах мы не встречаем ни одного доказательства признания им важности шактической энергии Женского Демонизма, что составляет один из главных критериев, определяющих адепта пути левой руки.
Да, Ройсс утверждал, что женщина «есть воплощение божественной созидательной энергии и хранительница священного огня», поскольку «всякая “Благословенная Женщина” для нас “Священна”». На поверхности теории Ройсса по поводу сакральности женщины, как кажется, не противоречат концепции принципа Шакти в пути левой руки. Однако когда он пишет, что его учение стремится установить в будущем, чтобы всякая «Мать» была почитаема как «Верховная Жрица» своей семьи, он озвучивает традиционные представления основной массы немецких мужчин того времени. Они заключались в представлении, что женщина может быть священной, но единственные ее правильные функции — материнство и поддержание домашнего очага. Например, Ройсс резко критиковал Англию «с ее радикально отрицающим материнство “женским движением (суфражисток)”» и выражал надежду, что О.Т.О. будет способствовать распространению там большего почтения к материнской роли.
Ройсс рисовал идеальную женщину-партнера в сексуальной магии, прежде всего, как раболепный механизм, пассивно впитывающий семя Мастера — структура сексуальной магии О.Т.О. отводит женщине второстепенную роль, одновременно поднимая ее на пьедестал. Мы увидим аналогичный парадоксальный феномен у современника ройссовского О.Т.О. Кроули, который превозносил женщин до небес как живых богинь в своих цветастых абстрактных рассуждениях, при этом в реальности делая из них побитых, босоногих и беременных кухарок.
Бросается в глаза тот факт, что девятая ступень О.Т.О. практически идентична незамысловатым поучениям Паскаля Беверли Рэндольфа, предписывающим «молиться» на пике полового акта, сосредотачивая свою волю на моменте оргазма с целью порождения магических изменений. Однако, согласно Ройссу, который нахватался всякого из россказней Блаватской, в основании О.Т.О. поучаствовал еще один персонаж из категории таинственных восточных махатм, только на сей раз якобы все еще пребывавший материальном теле. Ройсс запустил историю о том, что его покойный коллега Карл Кельнер прошел инициацию в сексуальные ритуалы у двух индийских йогов, которых звали Шри Махатма Агамья Гуру Парамахамса и Бхима Сен Пратап. Еще по легенде, дополнительные инструкции Кельнеру обеспечил арабский факир, некий Солиман бин Аифха, якобы суфийский мастер.
Существовали ли эти учителя? Кельнер в своей работе 1896 года «Йога: анализ психофизиологической составляющей в древнем индийском йоговском учении», которую он представил на Третьем международном конгрессе по психологии, он благодарит «господина Биму Сену Пратапу из Лахора». Этот текст, представляющий собой одну из первых европейских попыток разобраться в техниках йоги, не содержит упоминания ни о каких сексуальных ритуалах и содержит массу серьезных фактических ошибок, что не вполне стыкуется с ройссовским заявлением о том, что Кельнер учился у настоящих индийских гуру.
Едва ли стоит принимать на веру то, что О.Т.О. зародился из оригинальной индийской традиции пути левой руки. Скорее, Ройсс просто позаимствовал несколько фрагментов тантрических концепций, пока занимался масштабным изучением соответствующей литературы на нескольких языках, а затем воздвиг собственное здание магического знания на сем шатком фундаменте. Неоднократно высказывались сомнения в том, что Ройсс познакомился с сексуальной магией через Братство Эвлиса и Герметическое Братство Света Паскаля Беверли Рэндольфа. Впрочем, это не кажется невероятным, если обратиться к рассмотрению собственно операций по сексуальной магии в О.Т.О. Если это так, то самый знаменитый сексуально-магический орден Запада ни в коей мере не является продуктом сообщенных восточными мудрецами тайн. Вероятно, О.Т.О. представлял собой творение синтетического порядка, и истоки его происхождения коренились в мозгу загадочного афро-американского писателя, работавшего в прозаичных США. Что еще раз доказывает то, что факты бывают куда интереснее экзотических легенд, которые оккультисты рассыпают, словно волшебную пыль, по своим следам.
Как бы то ни было, Ройсс постарался донести до широкой публики ту мысль, что некоторые из тщательно охраняемых тайн, кои были открыты Кельнеру во время его странствий по Востоку, касаются давно подозреваемой, но так никогда и не доказанной определенно, природы сексуально-магических практик тамплиеров. От своих загадочных учителей Кельнер якобы узнал, что тамплиеры имели в своем распоряжении систему, близкую к просветлению пути левой руки. Ройсс заключает, что вся масонская традиция, предположительно идущая от тамплиеров, зиждется на тайной доктрине восточной сексуальной магии, ключ к которой Кельнер сумел получить в Индии. Многие франкмасонские ордена из Центральной Европы претендовали — с фантазией у них все в порядке, со знанием истории похуже — на то, что являются прямыми наследниками погибших мученической смертью тамплиеров, хранителей тайной мудрости Бафомета. В чем именно заключалась эта мудрость — спорят до сих пор. Новаторским ходом Ройсса было нахальное заявление, что наследие храмовников, якобы перешедшее к франкмасонам, состояло в системе сексуальной магии.
При таком вновь предоставленном выгодном в инициатическом плане раскладе, многие из печально известных обвинений, выдвинутых против Тамплиеров, приобрели новое значение. Рыцари не были бесчинными сатанистами, какими считала их Церковь. Нет, они оказались мучениками-носителями скрытого знания эротической инициации, сообщенного им во время их пребывания на Востоке.
В документах суда над тамплиерами рассказывается, что каждый новый рыцарь считался членом ордена лишь после того, как настоятель троекратно целовал его губы, живот и основание позвоночника. Узнав об этом, христианские судьи не могли не сделать вывода, что этот ритуал инициации был ничем иным как сатанинским osculum obscaenum — нечестивым поцелуем, о котором говорилось, что сам дьявол совершает его на шабашах. Однако с псевдотантрической точки зрения, которой следовал Ройсс, такой поцелуй вполне можно интерпретировать как передачу праны — жизненной магической силы — в три главные чакры или энергетические точки тела. Поцелуй в основание позвоночника, возможно, имел целью активирование кундалини. В другом обвинении утверждалось, что иногда неофита склоняли к ритуальной фелляции или анальному сексу, скорее всего, это было скреплением инициатического обмена сексуальной энергией.
А что насчет Бафомета, таинственного двуполого божества, которому, по легенде, поклонялись тамплиеры? Не могла ли эта наполовину мужская, наполовину женская сущность быть антропоморфической фигурой, символизирующей внутреннее андрогинное состояние, порождаемое сексуальным союзом? Ройссу, а за ним и Кроули, предстояло сделать Бафомета важной составляющей возрожденного Ордена Тамплиеров.
Несколькими десятилетиями раньше создания О.Т.О. произошел новый всплеск интереса к Бафомету благодаря книгам французского мага Элифаса Леви. Следует понимать, что смесь эзотерической тематики О.Т.О. в значительной мере отражает атмосферу оккультного мира того времени. Например, Ройсс не мог не знать работ Барона Йозефа фон Хаммер-Пюргшталя, исследователя, посвятившего себя изучению восточной мистики. Именно Хаммер-Пюргшталь первым выдвинул предположение, что имя «Бафомет» происходит от греческого Baphe Metis, т. е. «крещение мудростью». Интерес Хаммера-Пюргшталя к образу Бафомета побудил его перевести загадочные слова, начертанные на старинном алькове тамплиеров, обнаруженном в Бургундии: «Да восславим Бафомета, порождающего рост и цветение! он есть наш корень; это одно и семь; отринь веру и целиком погрузись в наслаждения!» Также Хаммер-Пюргшталь предположил, что гомосексуальные ритуалы, приписываемые тамплиерам, были пережитком фаллического культа.
Ройсс настаивал на том, что отныне у него есть решающее доказательство тому, что тамплиеры получили у некой восточной школы сексуальных магов право принести ее тайную доктрину в невежественный западный мир. Их миссии помешали массовые аресты и уничтожение рыцарей-храмовников. Ройсс отважился заявлять, что Шри Махатма Агамья Гуру Парамахамса, Бхима Сен Пратап и Солиман бин Аифха даровали его покойному коллеге по духовным поискам исключительное оккультное право быть истинным наследником чистой традиции тамплиеров на Западе, и отныне он восстановил связь с этим давно утраченным источником. Вооруженный такими полномочиями, Кельнер, согласно этому рассказу, возвратился в Вену, где сформировал новый Орден Тамплиеров на Западе, придумав ему пышное имя — «Суверенное Святилище» мудрости. Опять же нет ни единого доказательства, которое бы свидетельствовало в пользу этого, сотни авторов повторяют эту байку, искренне веря в ее правдивость. Название «Ordo Templi Orientis» было выбрано для того, чтобы акцентировать восточное происхождение спиритуалистических теорий и сексуальных тайн, лежащих в основе данного мероприятия.
Как и в случае со многими другими агентами разведывательных служб, реальные убеждения Ройсса и сегодня остаются предметом дискуссий. Национал-социалисты, взбешенные этим сочетанием магии, франкмасонства и «свободной любви», заклеймили основателя О.Т.О. после его смерти как «секс-большевика» левого крыла. Однако по некоторым его текстам можно предположить, что на самом деле он был немецким националистом правого толка, проповедовавшим авторитарные утопические теории. В 1914 году Ройсс выступил с собственным мессианским видением идеального будущего — забавного смешения коммунизма, фашизма и сексуальной свободы. После того как О.Т.О. добьется статуса официальной государственной религии, мечтал Ройсс, будет разработана и запущена суровая программа евгеники, которая гарантирует, что лишь «идеальные» пары будут иметь право размножаться. В его «О.Т.О. утопии» будет учреждена система рабского труда, а всю частную собственность государство изымет на общие нужды.
Памятуя о том, что Ройсс позиционировал О.Т.О. как современное возрождение утраченного наследия тамплиеров, в его программе бросается в глаза еще одно упущение. В конце концов, если верить многотомной документации, оставшейся после суда над тамплиерами, сексуальные ритуалы инициации, проводимые в чисто мужском Ордене, видимо, были направлены на обмен мужской эротической энергией. И в 1906 году один из учеников подал на Ройсса в суд за гомосексуальное насилие, якобы произошедшее во время урока йоги, однако обвинение, скорее всего, было сфабрикованным. Любая серьезная попытка воссоздания магии тамплиеров неизбежно должна сопровождаться гомосексуальными анальными и оральными контактами — подобные практики отсутствовали в первоначальной программе О.Т.О., написанной Кельнером. Это упущение было в конечном итоге исправлено человеком, попытавшемся отнять у Ройсса контроль над О.Т.О. и переделать последний по своему образцу. Сэр Бафомет — более известный как Алистер Кроули — его-то точно не обвинишь в том, что он оставил после себя хоть одну незаполненную логическую дыру.
[Фото: Алистер Кроули в возрасте 35 лет, 1910 год.]
VII. Секс Секс Секс и 666. Алистер Кроули: Адепт пути левой руки?
Тайна тайн — Кроули вступает в О.Т.О.
Следующее звено в современной сексуально-магической традиции, обозначенное Ройссом, окуталось вуалью легенд с подачи одного из многочисленных и живучих оккультных мифов. Он заключается в следующем.
Считается, что в 1912 году разъяренному Теодору Ройссу пришлось нанести визит в квартиру на Виктория-стрит, где обитал тридцатисемилетний англичанин, увлекавшийся сочинением любительских стихов, альпинизмом и магией. То был не просто визит: Ройсс прибыл по официальному поручению Ордена. Едва получив приглашение войти, Ройсс с ходу обвинил хозяина в том, что тот осмелился раскрыть в одной из своих книг самый главный секрет О.Т.О., сексуальную тайну IX°. Англичанин, некто Алистер Кроули, поспешил проинформировать гостя, что это невозможно — он даже не имел представления о существовании тайны IX° О.Т.О. Чтобы проверить истинность его слов, Ройсс внимательно осмотрел библиотеку Кроули и выудил один из томов, принадлежавших озадаченному хозяину — «Книгу обманов» (В русском переводе также бытует как «Книга лжей».), таинственный сборник магических загадок, головоломок и каламбуров, пожалуй, даже превосходящих по сложности прочее его творчество. И там, на странице, озаглавленной «Звездный сапфир», Ройсс ткнул разоблачающим перстом в оскорбительную строку: «Пусть он причастится от Таинства, и пусть воспримет его в себя».
Несомненно, пояснил Ройсс, Кроули вел речь о центральном инициатическом misterium О.Т.О.: ритуальном поедании спермы как квинтэссенции Гностического Логоса. Конечно, едва ли у обычного читателя, неискушенного в малоизвестных туманных тонкостях вольнодумной гностической ереси, возникнет подозрение о таком смысле подобной фразы. Также маловероятно, чтобы сложная для понимания книга Кроули попала в руки излишне большого количества читателей. Тем не менее, Ройсс велел Кроули не распространять главный секрет ордена, якобы ключ ко всей магии. Кроули торжественно обещал никогда не разглашать его профанам. Ройсс добился цели своего визита, и два адепта обсудили мистику эротической инициации, как они ее понимали. Ройсс, сообразив, что независимо предпринятые Кроули исследования сексуальной магии, ввели его в курс учения Ордена, предложил тому возглавить (тогда не имевший членов) О.Т.О. в Британии. Всегда любивший пышные названия, псевдо-масонскую помпезность и церемонность, Кроули дал согласие взвалить на себя тяжкое бремя предложенной ему ответственности.
По крайней мере, такова история — более или менее — изложенная сначала Алистером Кроули, а затем, в изрядно приукрашенном виде, его последователями. Хотя, может быть, и есть крупица истины в этой многократно пересказанной истории, но, по крайней мере, одна деталь противоречит реальности: на момент той знаменательной встречи магических умов «Книга обманов» еще не была напечатана — издали ее лишь через год. То есть, на какие бы секреты спермофагии не намекали ее страницы, они были уже известны Кроули, который к тому времени занял пост главы британского Ордена.
Впоследствии Кроули утверждал, что встреча с Ройссом подтвердила его догадки о том, что «за фривольностями и шуточками франкмасонства лежит, на самом деле, секрет невыразимый и чудесный, дающий власть над силами природы, он не только способен сделать людей братьями, он способен сделать их богами».
Этим секретом, ясное дело, была сексуальная магия — практика, которая не всегда делает людей «братьями», однако, по крайней мере, благодаря ей они становятся весьма дружелюбными друг к другу. Хотя сегодня имя Алистера Кроули практически неотделимо от самой идеи сексуальной магии, нельзя забывать, что при его жизни, несмотря на все его сознательно бросаемые вызовы общественной морали, он, как ни странно, почти не распространялся о своих занятиях эротической магией и инициацией. Возможно, Кроули никогда не давал Теодору Ройссу своей легендарной торжественной клятвы охранять сексуальные тайны О.Т.О. от нечистых рук широкой публики. Но в объемистой массе текстов, написанных Кроули для общественного потребления, он предлагает своим читателям лишь несколько зашифрованных ключей, как правило, в виде символических эвфемизмов. Его более прямые сексуально-магические инструкции и ритуалы достались лишь тем немногим из его учеников, кто формально состоял в его сомнительной вариации О.Т.О.
Мимолетные выступления Кроули в судебных баталиях и отчеты желтой прессы о его деятельности запустили немало слухов и сплетен о его печально известных сексуальных привычках. Однако что-то конкретное о них стало известно лишь после его смерти. Сначала источником служили более чем необъективные биографии, затем были опубликованы его многочисленные магические дневники, самыми ценными из которых являются «Магические дневники Алистера Кроули» и «Магический архив Зверя 666», изданные для широкого читателя лишь в 1970-е годы. Анализируя реальные практики Кроули, мы будем, в основном, обращаться к его собственным, не подвергшимся цензуре словам его же магических дневников. Что бы там кто ни думал о Кроули как о человеке и маге, все его дневники содержат бесценные для всякого, кто изучает сексуальную магию, описания некоторых проблем эротической инициации в контексте современного Запада.
Почему-то нам кажется, что анализ наследия Кроули более уместно начать с непонятной легенды о нем, нежели с установленных фактов. Ибо всякая попытка — скажем так — добраться до сути Великого Зверя это, прежде всего, необходимость разглядеть за пышно-безвкусной завесой посмертной легенды о нем того смертного, что скрывается за этой легендой.
Каковы бы ни были реальные обстоятельства первой встречи Ройсса с Кроули, первый действительно пригласили английского мага в Берлин, где со всеми положенными церемониями сделал его «Святейшим, Блистательнейшим, В Высшей степени Просвещенным и Могущественнейшим Бафометом, Х., Rex Summus Sanctissimus 33°, 90°, 96°, Верховным Гроссмейстером Соединенных Штатов Америки, Гроссмейстером и Верховным и Священным Королем Ирландии, Айоны и всей Британии, находящихся в Святилище Гнозиза, National-Grossmeister ad vitam der M.:M.:M:.» Имя Бафомет было избрано Кроули в честь андрогинного кумира средневековых тамплиеров, преемниками которых объявил себя О.Т.О.
Если Брат Мерлин (Ройсс) рассчитывал, что его вновь обращенный собрат по ложе Бафомет займет в Ордене место его услужливого подчиненного, то он был не первым, кто недооценил амбиции Алистера Кроули. Джин Овертон Фуллер писал о Кроули: «Он из тех, кто использует людей в качестве лестницы; неблагодарность была его отличительной чертой». Кроули, далеко не желавший играть вторую скрипку в крохотном ройссовским О.Т.О., уже начал представлять себя в роли пророка — если не воплощения — Телемы, новой религии, которая, по его словам, будет править жизнью человечества в течение грядущих двух тысячелетий. С этой целью он быстро переориентировал свое подразделение с первоначальной философии Ройсса на продвижение собственной религии, Телемы. В 1921 году, Ройсс, раздосадованный попытками Кроули ввести Телемское учение в Орден, выдворил этого англичанина из О.Т.О. Однако же, после смерти Ройсса в 1923 году, Кроули вспомнил о маскараде насчет Внешнего Главы О.Т.О. и разыгрывал его до конца дней своих. Результатом стало то, что настоящее О.Т.О. — в его первоначальном обличье — основанное Ройссом, затмили кроулианские выдумки; и связанные с этим заблуждения живы и по сей день.
Священное Кроулианство
Хотя мы собираемся сосредоточить здесь свое внимание на сексуально-магической теории и практике Кроули, данный важнейший аспект его учения следует понимать как часть сложной религиозной системы. Прежде чем мы разберем самые ценные аспекты кроулианской эротической инициации, следует дать более широкую картину пророческой роли Кроули, которую он сам для себя избрал.
Событие, подтолкнувшее Кроули принять на себя мессианскую роль, произошло в 1904 году, когда он проводил в Каире свой медовый месяц. По словам Кроули, некое божество по имени Айвасс продиктовало ему документ, впоследствии получивший название «Книга закона» и заявленный главной священной книгой Телемы. (Джеральд Йорк, один из разочаровавшихся приверженцев, впоследствии обзывавших Кроули «лжепророком», издевательски переименовал Айвасса в «Eyewash» (Очковтирательство)). По воспоминаниям Кроули, Айвасс говорил с ним из-за левого плеча — для кое-кого эта подробность послужила поводом охарактеризовать «Книгу закона» как книгу темного, левого направления. Если взглянуть с не столь эзотерической точки зрения, то некоторые психиатры считают, что когда человек слышит голоса из-за левого плеча, это один из симптомов шизофрении — и хотя поведение Кроули можно интерпретировать как клиническое, периоды его всплесков и упадков свидетельствуют скорее в пользу диагноза «маниакально-депрессивный психоз».
Как ни толкуй «Книгу закона» — то ли как сообщение от божественного существа, то ли как выброс из сферы его бессознательного, — важно то, что его жена, злополучная Роза, предвидела ее появление. Как считается, она впала в легкий транс и объявила своему мужу, что Бог хочет передать ему послание, указав предстоящее время и место этого происшествия. Многие из видений, прорицаний и астральных посланий, имевших столь большое значение в магической практике Кроули, на самом деле, сообщались ему его любовницами, именно они всегда играли роль его посредниц в общении с «астральным». В большинстве случаев такие видения были следствием злоупотребления алкоголем, эфиром, опиумом и совокуплением, после которого утомленные его спутницы впадали в посткоитальный транс, каковой Кроули называл «эротико-коматозным ясновидением».
В этом измененном состоянии сознания любовница Кроули становилась его «skryer», что на староанглийском означает «медиум» или «провидец». В этом смысле, на Кроули первостепенное влияние оказывали специфичные особенности Женского Демонизма — своими проводниками в демоническое царство он весьма последовательно избирал заряженных эротической энергией женщин. При этом он отказывался верить, что женщина-маг способна быть чем-то большим, нежели бездумным и пустым механизмом, радиоприемником из плоти, улавливающим из сверхчувственного мира бродячие сигналы. Для Кроули Женщина являлась лишь желанным животным, чья природная предрасположенность к визионерскому опыту в состоянии эротического возбуждения делает ее ценным вьючным животным для его набегов в высшие планы сознания. Но он резко отказывал женщине в почетном звании шакти пути левой руки; однажды он выразил свое пренебрежение ко всем женщинам, написав, что «у Нее нет индивидуальности». Сексуальный маг темной волны, изучая полезные методики в наследии Кроули, должен всегда при этом помнить его горячее презрение к женской половине человечества.
Кроули утверждал, что Айвасс является одним из «Тайных Глав» или «Неизвестных Правителей», якобы царящих над нашей планетой; это напоминает концепцию махатм, получившую популярность на Западе благодаря теософским учениям, или бодхисаттв буддийского пути левой руки. Пожалуй, самым определенным постулатом относительно этих сущностей является следующее замечание Кроули: «наблюдение Вселенной убеждает меня в существовании сущностей, обладающих разумом и силой, превосходящих все, что мы можем обнаружить в человеке; что они не обязательно имеют мозговую или нервную структуру, аналогичные известным нам; и что один-единственный шанс для человечества как единого организма продвинуться в своем развитии — это вступление людей в контакт с этими сущностями». Для кроулианцев и, вероятно, для самого Кроули «Книга закона» есть свидетельство подобного контакта между человеком и этим высшим разумом. Через послание Айвасса Кроули объявил себя провозвестником Эона Гора, долгожданной новой эры, которая уничтожит религии прошлого. (Эоническая концепция, основанная на неправильно понятой Кроули гностической идее Эона, с которой его познакомила маг и актриса Флоренс Фарр, указывает на то, как глубоко гностицизм повлиял на философию Телемы.)
Приобщенный, таким образом, к священной категории Мирового Учителя, Кроули стал позиционировать себя в качестве религиозного деятеля уровня Христа, Лао-Цзы, Будды и Мухаммеда — самого молодого персонажа в ряду мудрецов, несущих бремя духовного руководства нашей планетой. Мессианские цели Кроули, направленные на «всех», а не только на героев, готовых порвать с узами массового сознания, противоречат элитарному и индивидуальному подходу к инициации в пути левой руки. Однако, не вызывает сомнений то, что подобное ощущение собственной избранности созвучно задаче самообожествления в темной волне.
Подобно тому, как Будда Гаутама Сиддхартха «сконцентрировал» свое учение в Слове Анатта, а Иисус возвестил об Агапе (Любви), Кроули провозгласил Телему — по-гречески это значит «Воля». В 1915 году Кроули объявил себя Волхвом Телемы в инициатическом ритуале, сопровождавшемся распятием жабы, символизировавшей Иисуса. Ассоциируя себя с апокалипсическим чудовищем, предсказанным в «Откровении», он принял имя To Mega Therion 666 (Великий Зверь 666). Вместе с этим он посвятил себя, ни много, ни мало, следующей задаче: «привести в движение оккультные силы, в результате которых произойдет всеобщее просветление к 2000 году». Кроулианский закон человеческого поведения, повторяемый его последователями с пугающей частотой таков: «Твори, что ты желаешь, да будет то законом». На практике Закон Телемы предлагает всякому, кто его принимает, искать одну-единственную вещь, которую ему предписано осуществить в данном воплощении и исполнить Волю, невзирая на любое внешнее противодействие — быть тем, кем ты на самом деле являешься. Постижение, приятие и совершенное владение личными сексуальными желаниями составляет важную часть этого поиска. Как мы уже отмечали, другая популярная сентенция Кроули — «Любовь — Закон, Любовь Подчиняется Воле» — подозрительно напоминает высказывание его сексуально-магического предшественника П. Б. Рэндольфа: «Воля правит Всесильно; Любовь лежит в Основании»; также очевидно, что кроулианская Телема со своим законом «Твори, что ты желаешь» была позаимствована из одного более раннего источника.
В бурлескном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном Франсуа Рабле в 1542 году, мы находим Телемскую обитель, где телемиты-вольнодумцы живут разгульной жизнью под девизом Fay Ce Que Vouldra — Твори, Что Ты Желаешь. В восемнадцатом веке общество сэра Френсиса Дэшвуда «Клуб Адский Огонь», где собирались для оргий аристократы, украсило этим девизом из книги Рабле вход в свое шутовское аббатство в Медменхэме. (В 1920-е годы Кроули основал свое малобюджетное Телемское Аббатство на одной сицилийской ферме.) То есть, кроулианскую религию Телемы с ее философией «Твори, Что Ты Желаешь» следует признать, по меньшей мере, перелицовкой прошлого. Тем, кто указывал на эти более ранние вариации ключевых телемских концепций, Кроули нахально сообщал, что на самом деле Рабле являлся Тайным Адептом, предвидевшим приход Кроулианства. Отстаивая правдивость этого пророчества, Кроули канонизировал Рабле, признав его телемским святым. Он, подобно многим другим основателям религий, перекраивал подчас неудобные исторические факты в соответствии с нуждами своей поднимающей голову веры.
Телемское предписание «твори, что ты желаешь» сравнимо с уровнем инициации в тантрическом пути левой руки, называемом Свекчакайа. Считается, что адепт Свекчакайи в буквальном смысле живет принципом «делай, что хочешь». Посвященные этого уровня преодолели все дуализмы пашу. Свекчакайа свободен поступать сообразно своим желаниям, поскольку вышел за пределы всех ограничений, которыми связаны непосвященные. Кроулианская Воля, как тантрическая Свекчакайа, — это не право на анархию, насилие или убийство, как думают некоторые. По крайней мере, в теории, посвященный Телемы или Вама Марги обладает правом действовать по своей воле, а не подчиняться законам, которые диктует общество и религия, ибо его ведет сознание божественного уровня. Сумел ли Кроули выполнять свою Волю с такой степенью безнаказанности — вопрос открытый. Очевидно все же, что сам он в этом не сомневался.
Вскоре после наделения себя титулом Ипсиссимус (Ipsissimus: в западной магической традиции эта степень инициации приблизительно соответствует Дивье в восточном пути левой руки) Кроули составил откровенный инициатический автопортрет. Сочетание безжалостно честного самоанализа и временами возникающих вспышек мегаломании очень характерно для кроулианского подхода к раскрытию любимой темы:
«Сам я по природе робок, однако я раскрыл себя для всех болезней, случайностей и жестокостей; я брезглив и изыскан, но я заставил себя наслаждаться грязным и отвратительным развратом, поеданием человеческих экскрементов и человеческой плоти. Сейчас я испытываю силу наркотиков, дабы искусить судьбу и отвратить свое тело от его обязанностей. Еще я моральный и умственный слабак, подготовка моя в детстве была столь ужасна, что вся моя воля собирается в комок от ненависти к любому самообладанию; годы моей юности, прошедшие без всякого обучения, оставили ум мой и животную душу в состоянии распаленного слона, вырвавшегося на волю. И все же я овладел всеми формами своего сознания и создал себе моральные принципы, суровее которых в этом мире нет, при помощи абсолютной свободы от всех норм поведения».
Преодоление внутренних и внешних ограничений, переделывание себя через грех и извращение, интеграцию и принятие пугающих аспектов майи — каждый из этих кроулианских методов сразу покажется знакомым тем, кто занят практикой более радикального направления пути левой руки, например, агхори. Можно сопоставить то, как индийские капалики левой руки сознательно покрывали себя позором в глазах добропорядочного браминского сообщества и то, как Кроули провоцировал общепринятые нормы своей эпохи, и назвать это чистым выражением наиболее важных методов темной волны.
Богатый, респектабельный, получивший образование в Оксфорде отпрыск семьи ярых католиков превратился в «Самого Гнусного Человека на Земле», нищего наркомана. Его выдворили из нескольких стран, а международная пресса назвала его самым отвратительным из извращенцев — возможно, в этот состоял самый успешный магический акт Алистера Кроули. Таким образом, переродившись в «Скитальца по Пустошам» *(есть еще вариант — «Скитальца по Помойкам»), как он определял сам себя, Кроули не мог более вернуться в благовоспитанное британское общество, взрастившее его, как и тантрист, нарушивший индуистские табу, касающиеся секса, пищи и смерти, не мог вернуться на предписанное ему (ей) место в кастовой системе. Но, однажды порвав с обычаем и социальной средой, адепт должен предпринять следующий шаг — переродить себя в суверенную сущность.
Выше мы приводили замечание Филиппа Роусона о том, что самый радикальный адепт Вама Марги заставляет «себя совершать действия, которые уничтожают до основания его социальный статус и самоуважение». Выбирая инициатическое направление, он с радостью принимает на себя роль «постыдного изгоя» в качестве необходимой прелюдии к божественному бытию. Кроули, несмотря на свой адекватный, на первый взгляд, акцент на сексуальной магии, нарушает базовые принципы пути левой руки в ряде ключевых пунктов. Однако при этом в искусстве обратного действия, сознательном противодействии сущности собственной личности и общества ради достижения крайней степени индивидуальности и самообожествления, Кроули, «постыдный изгой» по любым меркам, парадоксальным образом, исполняя некую волю, подходит к темной волне очень близко.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.