Авторы:

Ишутин Александр. Восточнославянские Боги и их имена

{...} А иные праздник сей {...} называют игрищем”.
Такого “усечённого” Ярилу мы и наблюдаем, например, в белорусском фольклоре:
 
Валачывся Ярыло
По усему свету,
Полю жыто радзив,
Людзям дзеци пладзив.
А гдзе ж ён нагою,
Там жыто капою,
А гдзе же он ни зырне,
Там колас зацьвице...72
 
Итак, попытаемся понять, что символизировал собой Ярила в дохристианские времена.
Рассмотрим параллели Ярилы из других мифологий.
В пантеоне ближайший аналог Ярилы – Яровит у балтийских славян. Приведём немаловажную цитату из работы А.В.Суперанской: “По сходству функций боги разных народов могли в какой-то мере соответствовать друг другу, поэтому в описаниях древних путешествий чужие боги обычно зовутся именами богов, известных в стране автора. Так ассирийская богиня Миллита... зовётся в греческих описаниях Афродитой, а славянский Яровит – Марсом”73.
Атрибутом Яровита считался щит с золотыми бляхами на стене святилища в Вольгасте – нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружён знамёнами. Яровиту был посвящён также весенний праздник плодородия.  В одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой Яровит властвует над зеленью и плодами земли.
Сосредоточимся теперь на германских параллелях.
в германской мифологии сыном Одина является Бальдр. Это наиболее полная параллель Ярилы из не-славянских мифологий. Мы проследим интересное сочетание германо-скандинавского мифа и славянского обряда.
Итак, Бальдру, как мы знаем из “Эдды”, стали сниться сны, предвещающие угрозу его жизни.
 
Тотчас собрались
все асы на тинг,
и асиньи все
сошлись на совет:
о том совещались
сильные боги,
отчего сны у Бальдра
такие зловещие.
 
Один отправляется в царство мёртвых узнать судьбу Бальдра от вёльвы-провидицы. Вёльва предсказывает, что Бальдр умрёт от руки слепого бога Хёда. Мать Бальдра взяла клятву со всех вещей, что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с побега омелы. Злой Локи подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра.
 
Видала, как Бальдр,
бог окровавленный,
Одина сын,
смерть свою принял:
стройный над полем
стоял, возвышаясь
тонкий, прекрасный
омелы побег.
Стал тот побег,
тонкий и стройный,
оружьем губительным,
Хёд его бросил.
 
Боги сжигают тело Бальдра в ладье. Ярилу, если он был соломенный, тоже сжигали. Различные свидетельства сообщают о гуляниях с песнями и плясками, продолжавшимися иногда всю ночь вокруг костров. Эти гуляния иногда называли  ярилками (ярильным днём). Если же Ярилу изготовляли из глины, то его топили74. Здесь явственно проступает мотив похорон на воде, что согласуется с сожжением Бальдра в ладье.
По мифу, у Бальдра была жена. Не выдержав смерти мужа, она умерла от горя. В.В.Иванов и В.Н.Топоров отмечают, что иногда изготовляли не только Ярилу, но и Ярилиху75.
Аналогичные мотивы присутствуют и в ритуалах других славянских народов. Академик А.И.Соболевский, известный русский филолог и этнограф, в одной из монографий писал: “Отзвук Ярилина праздника есть у чехов и словаков. У них в “RusadelneSvatry”, или в Духов день, парни и девушки выбирают “короля” (или “короля и королеву”) и ходят с ними, с особенными песнями и обрядами по деревне76.
В погребальный костёр Бальдра кладут и его коня. В русских ярильных обрядах образ  белого коня  очень важен, ибо на нём “обязан” был сидеть человек, изображавший Ярилу. В правой руке у него находилась человеческая голова.
В обрядах Ярилы, Костромы и т.п. обязательно фигурирует какая-либо растительность: ветка, колосья. Колоски являлись, видимо, воплощением плодородия, а если это была ветка, то, как правило, мы имеем дело с веткой дуба: это важнейшее дерево для северных индоевропейцев. Дж.Фрэзер отмечает: “В глазах друидов – так галлы называют своих кудесников – нет ничего священнее омелы и дерева, на котором она произрастает, если, конечно, таковым является дуб. Кроме того, священными рощами у них неизменно считаются дубравы, и ни один священный обряд не обходится без дубовых листьев”77.
“...На родине Бальдера, в Скандинавии, омелу, от которой погиб этот бог, ради её магических свойств регулярно собирали в канун дня святого Иоанна. В областях Швеции с умеренным климатом это растение, как правило, произрастает в густых, сырых лесах на грушах, дубах и других деревьях. Таким образом, один из двух главных эпизодов мифа о Бальдере воспроизводится на великом скандинавском празднестве дня святого Иоанна. А что до другого основного эпизода этого мифа – мы имеем в виду сожжение на погребальном костре тела Бальдера, – то он имеет аналоги в кострах летнего солнцестояния, которые устраивают или до недавнего времени устраивали жители Дании, Норвегии, Швеции. Правда, на летних кострах как будто сжигали чучела, однако эта деталь легко могла быть опущена после того, как забыли её смысл... Зато словосочетание  погребальные огни Бальдера, которым жители Швеции в прошлом обозначали огни летнего солнцестояния, указывает на их неоспоримую связь с Бальдером и на вероятность того, что в далёком прошлом в них каждый год сжигали чучело или человека, олицетворяющего Бальдера. Период летнего солнцестояния считался временем года, посвящённым Бальдеру, так что, датируя этим временем сожжение тела Бальдера, шведский поэт Тегнер, вероятно, следовал древнему преданию, гласившему, что безвременная кончина этого бога приходилась именно на этот период”78. Ср. вышеизложенные обряды Ярилы.
Одна из окраин Новгорода носила название Ярила, и там в ярилин день устраивалось гулянье на горе.
Похороны Ярилы должны были сопровождаться плачем. Мотив плача в мифе о Бальдре проступает очень чётко. Хозяйка Царства мёртвых согласна отпустить Бальдра при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся среди мёртвых.
Но после гибели богов и всего мира наступит  новый мир. И тогда...
 
...Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернётся,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов...
 
Интересно, что фактически перед нами – два Бальдра: первый – из старого мира, которому суждено погибнуть, а второй – из  обновлённого мира. В.В.Иванов и В.Н.Топоров отмечают, что в России праздновали два смежных праздника Ярилы, “из которых один отмечался за неделю до Иванова дня, а другой – непосредственно перед Ивановым днём”. Один из них посвящён старому (даже плешивому Яриле), а другой – молодому79.
Теперь подытожим рассмотренные выше черты сходства мифа о Бальдре и ритуала Ярилы.
 

 
Ярила
Германо-скандинавские параллели (Бальдр)
Присутствие в ярильных обрядах  Ярилихи
Наличие у Бальдра жены
Белый конь
Конь в мифе о Бальдре
Ветка или колосок
Роль ветки омелы в мифе о Бальдре
Прыжки через костёр в обрядах Ярилы
“Погребальные огни Бальдра”
Необходимость плача в обрядах Ярилы
Важность плача в мифе о Бальдре
Старый и молодой Ярила в разных ярильных обрядах
Воскресение Бальдра в новом мире
Похороны Ярилы – сжигание или “потопление”
Сжигание Бальдра на воде в ладье

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.