В “Слове о полку Игореве” читаем:
Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь стонущи ему грозою птичь убуди;
свистъ зверинъ въста;
збися дивъ,
кличетъ връху древа:
Велитъ послушати – земли незнаеме...150
И.И.Срезневский трактует слово див как 'gryphus (грифон)'151. В.П.Адрианова-Перетц обращает внимание на то, что в тюркской мифологии див – дух земли и воды, предупреждающий о несчастье152. Согласно олонецким народным поверьям, див – птица, которая сидит на сухом дереве и кличет153. Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz, divazena, польск. dzivozona, серболужицк. dziwja zona, dziwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива). В.В.Иванов и В.Н.Топоров отмечают следующее: “Слово [див] первоначально было связано, с одной стороны, с русским диво и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны – со славянскими и балтийскими словами в значении 'дикий', происходящими из 'божий'”: ср. укр. дивий 'дикий', старослав. дивии, болг. див, польск. dziwy'дикий' при латыш. dievazuosis'дикий гусь' – первоначально в значении 'гусь бога'; ср. также родственное хеттское siu 'бог' в siunashuitar'животные богов', т.е. 'дикие звери'”154.
Можно сделать выводы, что див – это зооморфный персонаж низшей мифологии славян, в чём-то близкий Симарглу. Но всё же, в отличие от дива, Симаргл – бог, участник пантеона, то есть персонаж высшей мифологии.
Завершая тему “зооморфности”, следует отметить, что для некоторых божеств в низших ипостасях был также характерен “зооморфный” облик. Наиболее яркий пример тому – Велес. “Можно предположить, что Волоса в некоторых местностях России, например в Заволжье, представляли в облике медведя – ведь медведь также считается хозяином зверей и символизирует богатство и изобилие. Амулеты в виде медвежьей головы, лап, а также медвежбю шерсть было принято вешать в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил. А на одной весьма любопытной иконе рядом со св.Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.
Существует немало доказательств и того, что Волос мог представляться в образе змеи. В одной из древнерусских летописей, например, есть миниатюра, где изображена сцена принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом, но Перун изображён в виде человекообразного идола, а Волос – в виде змеи, лежащей у ног княжеских дружинников. В русском языке волосатиком называется как змееподобный червь, якобы вызывающий болезнь волосень, так и нечистая сила, а попросту – чёрт ("волосатик бы тебя взял" – достаточно распространённое ругательство)”155.
Заключение
В данной работе проанализированы имена высшего уровня религиозной системы древних славян.
Исходя из выявленных нами корней данных слов, можно сделать вывод о том, что славянская мифология является “полноценным представителем” и.-е. мифологии. Это мы доказали на уровне языковых данных. Более того, древнерусская мифология была как бы связующим звеном между индо-иранским югом и германо-скандинавским севером. Мы выяснили, что славяне имели разветвлённую и развитую систему мифологии до принятия христианства, причём были не только общеславянские боги, но и племенные.
Известный психоаналитик К.Г.Юнг утверждал, что любые мифы (и высшие, и низшие) являются частью коллективного бессознательного. “Мифы – в первую очередь психические явления, выражающие глубинную сущность души. Все мифологизированные естественные процессы: такие, как лето и зима, новолуние и другие, – не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души”156.
Он же отмечал: “Исходные структурные компоненты души столь же поразительно единообразны, как части человеческого тела. Архетипы – это, так сказать, органы человеческой души, извечно наследуемые формы и идеи, которые сами по себе лишены определённого содержания, но обретают его в течение жизни человека, чей опыт заполняет эти формы”157.
Возможно, что рассмотренные нами звуковые сочетания в корнях теонимов являются своего рода лингвистическими архетипами, берущими начало в коллективном бессознательном народа. “Новые понятия, входя в мысль и язык народа, обозначались звуками, уже прежде имевшими смысл, и основанием при этом служило единство основных признаков в новых и прежде известных понятиях”158.
Проведя этимологический анализ корней русской теонимии, мы вышли как раз к и.-е. “лингвистическим архетипам”, т.е. исконным значениям разбираемых корней. Гипотетично у нас получилось следующее:
Индо-европейская праоснова
|
ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЕ божество
|
изначальнОЕ
индоевропейское значение
|
*wel-
|
Велес
|
переход между мирами
|
*per(k)-
|
Перун
|
грозовое начало
|
*dag(h)-
|
Дажьбог
|
светлое начало
|
*str-
|
Стрибог
|
хаотическое начало
|
*ar-
|
Ярила
|
архетип энергии
|
*hor-
|
Хорс
|
архетип круга-светила
|
*svar-
|
Сварог
|
архетип неба
|
*m(o)k-
|
Мокошь
|
женское начало
|