Относительно “корневого архетипа” у Симаргла мы не будем торопиться с выводами: слишком мало данных. Само же божество символизирует, по нашей гипотезе, посредника между небом и землёй.
Именно языковые данные позволили реконструировать изначальные функции древнерусских божеств. Они же дали наиважнейший материал для выяснения, какова была иерархия в славянском пантеоне. Основными божествами были Велес (покровитель волхвов и сакральной поэзии) и Перун (бог грозы и воинов). Затем следуют Дажьбог и Стрибог (светлый порядок и хаос в единстве и борьбе). После идут Ярила (жизненная сила) и Хорс (светило). Сварог же, по нашему мнению, был верховным небесным божеством славян ещё до того, как “пальму первенства” получили Перун и Велес. Мокошь занимала особое место в пантеоне, ибо единственная в своём роде воплощала женское начало.
Отметим, что на семантические значения древнерусских теонимов повлияли хозяйственная деятельность, быт и исторические условия жизни древних славян. Именно с этим связано появление у Велеса функции покровителя скота, у Перуна – воинов, у Дажьбога – всех русских, у Сварога – кузнецов, у Ярилы – сексуальных отношений, у Мокоши – пряжи и т.д.
Как уже было отмечено, исследованные теонимы представляют большой интерес для исторической лингвистики, так как в них отразились особенности древнерусского языка, а также языковые контакты с индоевропейским, иранским, германским, финно-угорским “мирами”.
Глубокий анализ происхождения теонимов может помочь восстановить картину развития древнерусского языка, а также оказать помощь при изучении этногенеза славян, прояснить многие спорные вопросы истории, языкознания, фольклористики.
Считаем, что именно на почве языкознания возможны новые результаты, необходимые для полного восстановления нашей мифологии.
_____________________________________________
1Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.I. М., 1994. С.5.
2Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1978. С. 131–132.
3Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. С.64.
4Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С.156.
5Клейн Л.С. Языческий подход к лингвистике // Советское славяноведение. 1991. №4. С.88–92.
6Moszyсski L. Die vorchristliche Religion der Slaven im Lichte der slavischen Sprachwissenschaft. Kцln-Weimar-Wien, 1992. С.10–12.
7Тамже. С.77.
8ПетрухинВ.Я. Рец. на: Moszyсski L. Die vorchristliche Religion der Slaven im Lichte der slavischen Sprachwissenschaft. Kцln-Weimar-Wien, 1992// Славяноведение. 1994. №4. С.109.
9Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т.I. С.56.
10Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000. С.20.
11Зубов Н.И. Теонимия древнерусская // Русская ономастика и ономастика России: Словарь / Под ред. О.Н.Трубачёва. М., 1994. С.223.
12Полное собрание... Т.I. С.312.
13Афанасьев А.Н. Рецензия на кн.: История России с древнейших времён. Соч. С.Соловьёва. Т.1. М., 1851 // Современник. Т.35. 1852. №10. Отд.3. С.25.
14Аничков Е.В... С.339.
15Веселовский А. Разыскание в области русского духовного стиха. XV // Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. 1889. Т.46. №6. С.296–297.
16Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.I. М., 1994. С.228–229.
17Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С.335.
18Полное собрание... Т.II. С.23, 61.
19Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.422.
20Раппов О.М. Русская церковь в IX–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С.40–41.
21Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964–1973. Т.I. С.287, 343.
22Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. Т.I. СПб., 1887. Ч.1.
23Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования... С.57, 66.
24Словарь-справочник “Слова о полку Игореве” / Сост. В.Л.Виноградова. Вып.1. М.-Л., 1965. С.96–97.
25Погодин А. Несколько данных для русской мифологии в XV веке // Живая старина. 1911. Вып.3–4. С.426–427.
26Гальковский К.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.I. Харьков, 1916. С.64.
27Крайнов Д.А. Волосово-Даниловский могильник фатьяновской культуры // Сов. Археология. 1964. №4. С.68–69..
28Jakobson R. The slavic god “Veles” and his indo-european cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. II. Brescia, 1969. С.595–596.
29Иванов В.В., Топоров В.Н. К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии (Данные о Велесе в традициях Северной Руси и вопросы критики письменных текстов) // Учёные записки Тарт. гос. ун-та. Вып.308. С.46–82. Труды по знаковым системам. Т.VI. 1973. С.56.
30Там же. С.59–60.
31Там же. С.50–52.
32Jakobson R... S.591.
33Ellis H.R. The road to Hell. N.Y., 1968. S.186.
34Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С.172.
35Мифы... Т.I. С.391.
36Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. М., 1810. С.52.
37Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1878. Т.II. С.153.
38Максимов С.В... С.69–70.
39Там же. С.71.
40Срезневский И.И. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913. С.492.
41Святский Д.О. Очерки истории астронимии в Древней Руси. Ч.1 // Историко-астронимические исследования. М., 1961. Вып.VII. С.88.
42Там же. С.88–89.
43Успенский Б.А. Филологические изыскания в области славянских древностей. М., 1982. С.148.
44Ковалёв Г.Ф. Русская и украинская астронимия в говорах Воронежской области // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Вып.22. Воронеж, 1997. С.48–50.
45Гальковский... Т.I. С.23.
46Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования... С.41.
47Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древних славян. М., 1991. С.180.
48Бертельс А.Е. Пери // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979. С.127.
49Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования... С.12.
50Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения... Т.I. С.258.
51Там же С.257.
52Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С.1001.
53Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения... Т.III. С.783.
54Срезневский И.И. Об обожании солнца у древних славян // Журнал министерства народного просвещения. 1846. Июль. С.36–37.
55Есенин С.А. Собр. соч.: В 6 томах. Т.5. М., 1979. С.171.
56Полное собрание... Т.I. С.56.
57Тихонравов Н.С. Летописи русской литературы и древности. М., 1862. Т.IV. Вып.3. С.57.
58Якобсон Р. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук: Труды. Т.V. М., 1970. С.617.
59Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы... С.23–24.
60Мартынов В.В. Сакральный мир “Слова о полку Игореве” // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С.73.
61Слово о полку Игореве. М., 1950. С.16, 17.
62Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон. СПб., 1894. Т.10а. С.35.
63Мифы... Т.II. С.485.
64Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетённых классов Римской империи. М., 1961. С.112.
65Фасмер... Т.III. С.777.
66Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения... Т.III. С.535.
67Зеленин Д.К. Избранные труды (Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки). М., 1995. С.303.
68Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1991. С.513–514.
69Слово... С.14.
70Мифы... Т.I. С.241.
71Лозко Г. Українське язичництво. Київ, 1994. С.16.
72Этнаграфiя Беларусi: Энцыклапедыя. Мiнск, 1989. С.554–555.
73Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973. С.183–184.
74Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995. С.398.
75Там же.
76Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. С.28–29.
77Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1983. С.615.
78там же. С.619–620.
79Славянская мифология... С.129.
80Фрэзер... С.302.
81Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1995. С.229, 231.
82Померанцева Е.В. Ярилки // Сов. этнография. 1975. №3. С.127–130. С.129.
83Фаминцын... С.227.
84Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуре слова (яр–юр–буй) // Из истории слов и словарей. Л., 1963. С.80.
85Kluge F. Etymologisches Wцrterbuch der deutschen Sprache. Berlin–New-York, 1975. С.330.
86Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Т.I. М., 1837. С.4.
87Фасмер... Т.I. С.426.
88Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Т.II. М., 1976. С.83.
89Эвола Ю. Метафизика пола. М., 1996. С.325–326.
90Васильев М.А. Боги Хорс и Симаргл восточнославянского язычества // Религии мира: История и современность: Ежегодник. 1987. М., 1989. С.67.
91Слово... С.28.
92Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы... С.18.
93Мифологический словарь... С.594.
94Миролюбов Ю.П. Ригведа и язычество // Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Т.1. М., 1996. С.181.
95Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.434, 440.
96Клейн Л.С. Языческий подход к лингвистике // Советское славяноведение. 1991. №4. С.91.
97Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С.27.
98Васильев...
99Бодянский 1846
100Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси... С.440.
101Гальковский... Т.II. С.78–79.
102Раппов О.М. Русская церковь в IX–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С.38–39.
103Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л., 1936. С.55.
104Клингер Х. Животные в античном и современном суеверии. Киев, 1911. С.109.
105Мифологический словарь... С.594.
106Обнорский С.П. Прилагательное хороший и его производные в русском языке // Язык и литература. Л., 1929. Т.3. С.241–258.
107Фасмер... Т.IV. С.267.
108Миролюбов... Т.1. С.104.
109Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С.488.
110Там же. С.486–487.
111Инфантьев Б. Восточнославянская мифология // ActaBalticо-slavica. XXII. Варшава, 1994. С.52.
112Фасмер... Т.IV. С.146.
113Топоров... С.44.
114Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М., 1978. С.764.
115Левицкий В.В. Сравнительно-этимологический словарь германских языков. Черновцы, 1994. С.208.
116Дугин А.Г. Пути абсолюта. М., 1991. С.26–27.
117Фаминцын А.С. Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян // Вестник Европы. 1895. №6–7. С.36.
118Аничков... С.276.
119Нидерле А. Славянские древности. М., 1956. С.123.
120Мифы... Т.II. С.169.
121Пономарёв А.Н. Памятники древнерусской церковнопоучительной литературы. Вып.I–III. СПб., 1894–1897. Т.III. С.320.
122Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.I–IV. М., 1989–1991. Т.II. С.291.
123Аничков... С.276.
124Даль... Т.II. С.291.
125Максимов... С.223.
126Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н.Трубачёва. Вып.1–24. М., 1974–1997. Вып.19. С.130–134.
127Траутман Р. Из истории славянских языческих верований // Изв. общества археологии, истории и этнографии. Казань. 1929.