человеческая любовь, которую автор возносит на высоту мудрости волхвов, – это огромный
подарок, который не купить ни за какие деньги.
. О. Генри с улыбкой одобряет поступки своих героев. В тексте есть авторское отсту-
пление: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей…
Из всех дарителей эти двое были мудрейшими». Способность отказаться от сокровища ради
любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему (или ей) наибольшее удовольствие –
вот смысл отношений между людьми. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь.
39. Художественные средства выражения
авторской позиции в драме Е. Л. Шварца «Тень»
Драма – особый род художественной словесности. Его основные признаки – это диа-
логическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, собы-
тиях, в которых они участвуют, обстановке, в которой эти события происходят, если лирика
выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры дей-
ствующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания и поступки.
Поэтому авторское присутствие в драме приобретает специфическую форму – форму рема-
рок. Ремарки могут быть разными. К ним относятся первые комментарии, которые автор
дает относительно каждого действующего лица, описания обстановки, в которой действуют
персонажи, замечания автора, сопровождающие реплики героев.
Пойдем с первой страницы. Если мы обратимся к списку действующих лиц, то уви-
дим, что автор не дает почти никаких комментариев. В первой ремарке первого действия
мы тоже не замечаем особой конкретики. Но внимательный читатель может понять, что
в этом и кроется авторский замысел. Действие, по указанию автора, происходит в некоей
«южной стране», другими словами – не столь важно где. Действие не привязано к опреде-
ленному государству, к определенному историческому периоду. В списке действующих лиц
лишь немногие наделены именами, большинство обозначены их «должностями»: первый
министр, министр финансов, доктор, придворные. Все это указывает на то, что автор изна-
чально выводит некоторое обобщение: события, которые мы увидим, отношения, в кото-
рые вступят персонажи, актуальны для любой страны, в любую историческую эпоху. Кроме
того, автор вводит сразу и далее в тексте сказочные элементы: в произведении присутствуют
Принцесса, людоеды, Мальчик-с-пальчик. Как известно, свои сказки есть у каждого народа,
но во всех в них отражены одни и те же общечеловеческие истины. То есть продолжается
мотив обобщения, мудрости, содержащейся в тексте и годной для всех.
Надо отметить, что автор скуп на ремарки, но все же они в какой-то степени создают
второй план образа персонажей. Авторская позиция проявляется и в том, что всех персона-
жей пьесы можно распределить по группам. Это изначально положительные герои – Уче-
ный и влюбленная в него Аннунциата, однозначно отрицательные герои – Тень, Министр
финансов и Первый министр. Но больше всего героев, которые «действуют по обстоятель-
ствам». Они не плохи, пока ничто не задевает их, они готовы совершать добрые поступки
или хотя бы не совершать плохих, если это не ущемляет их интересов. К ним относятся Пье-
тро – людоед и нежно любящий отец одновременно, Цезарь Борджиа – тип пронырливого
журналиста, который плох «по долгу службы», Юлия Джулии – далеко не плохая женщина,
но поставившая на первое место свою славу певицы и постоянно из-за этого идущая на ком-
промиссы, которые ей самой неприятны. Автор называет ее так, что как бы ее указывает на
ее замкнутость на себе: и само имя, и фамилия лишь звуковые вариации одного и того же
имени. Автор же наделяет ее плохим зрением, это внешне выглядит некоторым кокетством,
но может символически означать вынужденную душевную близорукость Юлии. Она стара-
ется создать образ слабой, ранимой женщины, которой подчас просто не под силу разглядеть
плохого в плохом.
Аннунциата описывается автором как очень подвижная девушка, она кажется черес-
чур скромной и покорной, постоянно делает книксены Ученому, но затем, как бы противо-
реча этому, оказывается смелой, сильной и верной подругой. Так автор использует контраст,
который оборачивается приятным для читателя открытием. Ученый в начале пьесы с помо-
щью ремарок описывается как мягкий, неуверенный, рассеянный человек. Он посмеивается
над самим собой, постоянно теряет очки. В конце уже исчезают эти замечания, выдержав
испытания, он становится крепче духом.
При первом появлении Доктора автор дает нам понять в ремарке, что герой этот далеко
не однозначен, это «молодой человек, в высшей степени угрюмый и сосредоточенный».
Затем мы узнаем, что эта постоянная угрюмость не поза, но следствие того, что он был
вынужден скрыть свою истинную личность, свой талант, чтобы не оказаться изгоем в этой
«южной стране».
Ремарки, сопровождающие появление персонажей из группы отрицательных, рассчи-
таны на создание комического эффекта. Первый министр – уверенный румяный толстячок,
Министр финансов отвратителен и внешне, и внутренне. Его напускное величие комически
развенчивается в сцене разговора с Юлией, когда лакеи по его приказу придают ему позы,
выражающие его чувства: позу крайнего возмущения, позу крайнего удивления.
Поведение Тени полностью противоположно поведению Ученого. Его действия сопро-
вождаются ремарками, указывающими на его частые поклоны, затем – на его любовь к
манерным, изящным жестам.
Итак, мы видим, что в драматическом произведении также возможно вычленить пози-
цию автора, более того, это необходимо, чтобы воспринять произведение во всей его целост-
ности.
40. Роль метафоры в стихотворении
А. С. Пушкина «Узник»
Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», полезно знать
обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был выну-
жден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семей-
стве генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант
молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина
поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раев-
ских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное
место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и
лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу
сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного
веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия,
скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение
несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В
это время и было написано Пушкиным стихотворение «Узник».
По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное,
поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художе-
ственное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора
может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных
сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора,
цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении «Узник». Оно строится
на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой «в темнице сырой», вскормлен-
ному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лириче-
скому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой,
мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписан-
ных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея
стихотворения «Узник» – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его.
Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наде-
ляет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человече-
ским чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. «Давай улетим!»
– призывает свободолюбивая птица узника.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» – в этих словах мысли поэта о том, что по
природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким при-
зывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..
Необходимо сказать еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необык-
новенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непо-
средственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открыва-
ется поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент.
Поэтому в «Узнике» именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению.
Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что-то
высокое («где за тучей белеет гора»), далекое («где синеют морские края») и почти немате-
риальное («где гуляем лишь ветер... да я!..») Главное – избавиться от унизительного поло-
жения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя
противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово «свобода», оно
возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического
героя с орлом – извечным символом воли, независимости.
41. Выразительные средства в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова
«Тучи», «Утес», «На севере диком…»
На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так
называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно,
есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда
выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке,
о его чувствах, его бедах, мыслях, переживаниях. И утес – это не бездушная скала, которой
прихотливое воображение поэта придало способность мыслить и лить слезы, это – метафо-
рическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться
и кому он был бы дорог. И сосна – метафора одинокого человека в холодном, враждебном
мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И «тучки небесные» –
все это о человеке!.. То, почему нам оказываются так близки, так понятны образы, созданные
поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем
я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество.
И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в
нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству».
Эти слова, несомненно, относятся и к М. Ю. Лермонтову.
Но того, о чем сказал критик, каждый поэт достигает своими средствами. Особенности
лирики Лермонтова в ее глубокой эмоциональности, психологизме, умении поэта глубоко
анализировать чувства, найти меткие и точные слова, выражающие самые тонкие человече-
ские переживания, в простоте, задушевности, музыкальности его речи.
Основная мысль стихотворения «На севере диком…» – это тоска человека, вызванная
одиночеством. Первая картина стихотворения – сосна, стоящая на голой вершине. Слово
«одиноко» выделено тем, что стоит в конце строфы, на него падает смысловое ударение, с
этой же целью выделения в предложении допущена инверсия – носитель состояния назы-
вается после того, как названо само состояние. Мотив одиночества, сна, заторможенности
чувств, вынужденного отшельничества усиливается сравнением снежного одеяния сосны с
ризой. Вторая картина – прекрасная пальма, снящаяся сосне. Она также одинока, несмотря
на то что растет не в холодной, заснеженной стране, а «в том крае, где солнца восход». Эти,
на первый взгляд, контрастные картины оказываются связанными мотивом одиночества и
передают идею того, что нет ничего страшнее для человека, чем отсутствие рядом друга,
любимого.
В стихотворении «Утес» также два лирических героя. Один – беззаботная золотая
тучка, метафора человека-мотылька, которого ничего нигде не держит, да и спрос с него
не велик. Эта беззаботность предается отнесением к тучке слов, передающих быстрые дей-
ствия: «умчалась», «весело играя», упоминанием небесной лазури, которая в сознании чело-
века связана с радостью, душевной легкостью и спокойствием. Второй герой – утес-великан.
Это метафора сильного, внешне могучего человека, обладающего настоящей душой, спо-
собного к искреннему чувству и переживанию. Случайная гостья оставила след в его душе,
вызвала тяжелые мысли. Как и в предыдущем стихотворении, мотив одиночества передается
на синтаксическом уровне – разрывом предложения по строфам так, что слово «одиноко»
опять-таки оказывается логически выделенным.
В стихотворении «Тучи» лирический герой обращается к «тучкам небесным», называя
их «вечными странниками». Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их с ним объеди-
няет изгнанничество. Эта лирическая ситуация служит фоном для перечисления тех тягот,
с которыми сталкивается в жизни человек:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Но «тучки» здесь – родня той беззаботной страннице, что растревожила душу одино-
кого утеса: им чужды страсти и страдания, они «вечно холодные», «вечно свободные», нет у
них родины, не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой,
оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Эти стихотворения объединены мотивом одиночества, который воплощен с помощью
приема олицетворения: аллегорические образы утеса, сосны, туч служат выражению глубо-
кой философской мысли. Метафора у Лермонтова задается сразу и является организующей
для всего стихотворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных
явлений. Сила поэта, по определению Белинского, в «поэтической прелести и благородной
простоте образов».
42. Тема и идея поэмы Н. А.
Некрасова «Мороз, Красный нос»
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта
она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого
народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут
отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма
целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспомина-
ется стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет
свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою привержен-
ность этой теме.
«Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве
с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании
крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и
мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует националь-
ный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной
трагедии.
Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные
представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем одарит!»
Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе
поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный
никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость,
достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла
на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная
участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд
– все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхи-
щается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно
не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и
состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы выле-
чить ее мужа.
Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее
отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной,
несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде
она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той
опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоро-
вых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаи-
мопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы,
постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую
работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба-злодейка предопределила и
детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и
мистической силе. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе
с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли
воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же
дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разгова-
ривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло».
С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал кра-
соты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь
она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, предан-
ности мужу и непокорности тяготам судьбы.
43. Выразительные средства поэмы
Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художествен-
ных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразитель-
ности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно-поэтический
пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа.
Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства,
свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи
подобен соколу в представлении горюющих родных:
Сплесни, ненаглядный, руками,
Сокольим глазком посмотри,
Тряхни шелковыми кудрями,
Сахарны уста раствори!
Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей
мелодикой с народной песней, и использование народно-поэтических эпитетов: «горючие
слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения чело-
века, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:
Береза в лесу без вершины —
Хозяйка без мужа в дому.
Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается
обобщенно-лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип.
Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную
силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоцио-
нально-оценочные:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока…
В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романти-
ческими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты,
гиперболические сравнения, свойственные легендарно-сказочным жанрам устной народной
поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать
с женщиной.
Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем-то враждебным, с ней воюют, ее
покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечи-
стой силы:
Слышу я конское ржанье,
Слышу волков завыванье,
Слышу погоню за мной…
Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками
грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:
Черная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая,
В чей она дом сноровит?
Появление Мороза-воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется
характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт
пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый
зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Образ Мороза-воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, кото-
рый должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным
устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве.
То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена
изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на
то, что Мороз-воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – много-
значный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз-воевода
– это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в оди-
ночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он
оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холод-
ной смерти, не жалеющей никого.
Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно-поэтического
творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие
собственно-авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значи-
мыми становятся созданные им символы.
44. Фольклор и его роль в поэме Н.
А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт
часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, кре-
стьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому
заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески
подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.
Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть
пласт литературной и традиционно-поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, кре-
стьянской жизни, и пласт народно-поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных
элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так
и к сфере идейной.
Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов,
характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скоти-
нушка:
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет.
Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в боль-
шинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат
воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его
поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.
С формально-содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к
фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.
Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, пре-
красно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба»,
«до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и
любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, раз-
мышления родителей об их будущем. Красавица-девочка Маша всегда становится маковкой
в народной игре «Сеять мак»:
Голубчик! красавицу нашу
Весной в хороводе опять
Подхватят подруженьки Машу
И станут на ручках качать!
Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда,
складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши,
не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные
обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищен-
скую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, перево-
дил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил све-
тлых мечтаний:
Чу, бубенцы говорят!
Поезд вернулся назад,
Выйди навстречу проворно —
Пава-невеста, соколик-жених! —
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!..
Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь
фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольк-
лорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то,
что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые
ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его
честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще
более ярко выразить человеческое горе?
Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговари-
вает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных
песен, идущая опять-таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и
была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она
подмога, подспорье в любой работе.
Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной
жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном
уровне и отражается в эпизоде с Морозом-воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине
сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз-воевода оказыва-
ется вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками
за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабы-
тьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, вопло-
щая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины
и погубившие ее.
Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его эле-
менты, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органи-
чен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.__
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.