Практическое руководство для начинающих
«Сражаться с противником и побеждать его – не высшее достижение. Высшее достижение – сломить сопро-тивление врага, не вступая в сражение». Сунь-цзы «Искусство войны»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тринадцать лет назад я прочитал книгу наставника шаолиньского цигун господина Дэ Чаня (перевод Виного-родского) «Управление дыханием цигун в шаолиньской традиции». В то время я был тяжело болен. Болезни были не смертельны, но и жить с ними нелегко.
В книге давалось описание 6 базовых способов дыхания цигун, которые изменили всю мою жизнь. Я не только изучил эти способы и тем самым поправил свое здоровье, но и начал собирать практические техники. А также стал инструктором по восточным единоборствам.
Являясь представителем традиционной западной медицины, я был поражен тем, как можно избавиться от сложнейших заболеваний путем простых дыхательных упражнений, плавных движений и легкого массажа. При длительной практике тело становилось нечувствительным к болевым воздействиям, которое называли «железным» или «стальным» у практикующего начинали открываться экстрасенсорные способности.
К сожалению, Господин Дэ Чань дал минимальное описание техник и несведущему человеку очень трудно разобраться, где теория, а где практика.
На стадионе ко мне часто обращаются люди с расспросами о моих занятиях и просят научить их ру-копашному бою или как стать здоровым. Все это привело меня к идее написать практическое руководство по цигун для начинающих.
С уважением,
Андрей Рамзес.
БЛАГОДАРНОСТИ
Выражаю искреннюю благодарность и признательность уважаемым учителям, наставникам: Андрею, Гун И, Арима-сану, Игорю Щапину, Bengavaza и Вику за доброе отношение и предоставленную информацию.
Особая благодарность моему первому учителю Самбору В. А.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
теория и рассуждения
«Тот, кто подавил желания, кто не имеет связи с кор-нями, чье пастбище – пустота. Неотмеченная и свободная. Того тропа также неведома, как полет птиц в небесах».
БОЭЦИЙ
Сегодня ведется много споров о том, чей стиль лучше и критерием оценки в этом вопросе является способность представителя стиля всех побить.
Даже серьезные школы имеют тот же грешок. Например, последователи Шоу Дао рассказывают исто-рию о мудреце, который не смог себя защитить от чужого воина и погиб. Однако здесь следует применить способ разных интерпретаций одного и того же события. Есть и другая история шоу об испытании учеников. Один ученик убежал. По одной версии это трус, а по другой – ему дали задание убежать, сыграть труса. Если следовать той же логике, то мудрец мог и сам желать смерти, а воин лишь явился исполнителем этого желания. Ведь на востоке практиковались методы добровольного ухода из жизни. Например, в практике «внешней пилюли» бессмертия, даос изготавливал яд, а затем его принимал. По всей видимости, самурай-ская приверженность сепуку имеет те же корни, что и внешняя «пилюля».
Может мудрец выбрал такой способ ухода из жизни? А может быть он создал фантом, а сам преспо-койно удалился. Воин убил воображаемого мудреца. Обратите внимание на высказывание Боэция, которое стоит вначале этой главы. Как мы можем судить действия мудреца, если его пути нам неведомы? Мы можем только дать собственное суждение. Но мы не знаем ни причины, ни следствия. У каждого своя, правда. Так и в отношении боевых искусств. Нельзя дать точный ответ на вопрос о том являются ли они рукопашным боем, разновидностью медицины, религии или медитации.
Мой знакомый много лет практиковавший стиль «вин-чун» сказал мне: «Я много лет размышлял над тем, почему именно на востоке возникли боевые искусства, и, кажется, теперь я знаю ответ, там люди были более жестокие, агрессивные, чем на западе. Поэтому им «дали» систему, которая бы позволила им изба-виться от агрессии. В конце пути там много света». Мой друг имел в виду, что на более высоких этапах прак-тики боевого искусства вы отказываетесь от агрессии: поединка, боя, применения силы. Традиционный буд-дизм запрещает причинять вред живым существам, а люди были грубы и жестоки, и тогда им была предло-жена система, позволяющая отказаться от насилия путем практики боевых искусств. Адепт боевого искусства осваивает три стадии мастерства:
Первая стадия – здоровье. Практика любого боевого искусства приводит к укреплению здоровья. Если ваши занятия не укрепили вас, то это уже не боевое искусство.
Вторая стадия – обретение сидх (сверхкачества или сверхсилы).
Под сидхами следует понимать те способности и умения, которые вы приобретаете в результате практики боевого искусства и которыми вы раньше не обладали.
Третья стадия – просветление или буддовость.
Эта стадия является конечной целью буддизма и даосизма.
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ
Шесть уровней освоения внутренних стилей:
1. движение тела;
2. движение дыхания;
3. движение сознания.
4. движение (регуляция) Ци;
5. движение шэнь (дух-разум).
6. отказ от контроля над каким-либо действием – жудин (погруженность в созерцание).
«Из Великой Пустоты, из НЕЧТО (УЦЗИ), родился Великий Предел – ТАЙЦЗИ, который породил два Великих Начала – Инь и Янь, которые породили тьму вещей. И десять тысяч вещей снова упали в Пустоту» наставник Дэ Чань.
В начале вы находитесь в состоянии незнания - УЦЗИ. Начиная заниматься, вы учитесь различать в себе ТАЙЦЗИ, которое означает разделение на Инь и Янь (два противоположных начала, из которых состоит наша Вселенная). Применительно к цигун Инь и Янь можно представить как вдох и выдох, право и лево, верх и низ, напряжение и расслабление, передняя и задняя части корпуса, путь огня, воды и так далее. При вы-полнении упражнений вы изучаете тысячи предметов и их изменений. Но смысл практики в том, чтобы все эти изменения свести к Инь и Янь. Когда вы можете четко отличить, какой элемент к чему относится, тогда вы переходите к следующему этапу возвращению к Пустоте - УЦЗИ. В этом состоянии вы отказываетесь от контроля над движениями тела, дыхания и сознания и даже можете совсем перестать дышать в течение ка-кого-то промежутка времени. Это и есть жудин. Его описывает Чжоу Цзунхуа в книге «Дао медитации»: «Не-ожиданно, помимо вашей воли, дыхание автоматически прекращается. Долгое время оно отсутствует. Затем возникает очень слабое пренатальное дыхание…. Когда люди достигают вершины горы, они не спорят, чей путь был более мудрым, а просто окидывают взглядом землю и небо, испытывая благоговение и покой. И они снова и снова возвращаются, чтобы испытывать это ощущение тотальности бытия».
В результате практики обретается истинное равновесие и, ничто не может его нарушить: голодный тигр, злой человек, разгулявшаяся стихия обходят вас стороной. Только одним своим присутствием вы способны устранить конфликты и борьбу. Вместо хаоса, гармония, вместо поединка мирное сосуществование.
На рисунке «Гармония» мастер останавливает двух дерущихся самураев вооруженных мечами. У мастера оружие в ножнах. Если бы мастер не имел в себе равновесия и не находился в состоянии Пустоты, то скорее ему бы пришлось сражаться с обоими самураями.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации это не правила или предписания, которых следует строго придерживаться это то, что может быть изменено, однако рекомендации проверялись опытным путем на протяжении целых поколений. Люди, практикующие эти методы, обратили внимание на то, что при определенных условиях выполняемые ими техники были более эффективны, чем в других случаях. Это и можно назвать традицией. Однако базовым принципом китайской философии является «принцип перемен»
Поэтому на более продвинутых этапах обучения допускается отхождение от рекомендаций.
Например, не обязательно дышать в положении сидя, можно лежа, стоя, или в движении. Также воз-можно скрещивание ног в положении сидя. Все это и многое другое допускается только в том случае, если при этом не нарушены базовые принципы, на которых построена система.
Эти принципы будут подробно изложены в практическом описании методов дыхания.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
Серьезные нарушения психики. Употребление наркотиков и психотропных средств, алкоголя.
ПОМЕЩЕНИЕ
Рекомендуется заниматься на улице в тихую погоду, либо в хорошо проветриваемом помещении без сквозняков и без примесей каких-либо ароматов или химических веществ. Ароматы способны оказывать оп-ределенное влияние на психику, а химические вещества будут искажать получаемый эффект и могут вызвать аллергические реакции. Вы можете почувствовать: потерю аппетита, нарушение сна, общее недомогание; раздражение; тошноту, головную боль, а в более тяжелых ситуациях возможно развитие приступов: анафилактического шока; астматических приступов. В некоторых случаях возможна потеря сознания вплоть до коллапса.
Не рекомендуется заниматься в помещении, стены или пол которого покрыты кафелем, а также – ли-нолеумом, его следует закрыть ковром.
Не рекомендуется заниматься при включенных электроприборах, особенно компьютере. Также неже-лательно смотреть телевизор, слушать радио или музыку. На более поздних этапах допустимо слушать му-зыку, желательно релаксационную.
Домашних животных и комнатные растения во время практики лучше держать в другом помещении. В частности реакция животных на ваши занятия может быть неадекватной.
Также не следует общаться с другими людьми во время практики. Все контакты должны быть прекра-щены во время занятий.
ОДЕЖДА
Лучше всего практиковать обнаженным. При этом женщинам рекомендуется прикрывать область паха. Однако нельзя обнажаться в холод. В общем, вы не должны мерзнуть или потеть от лишней одежды. Одежда, если вы ее используете, должна быть свободной и не должна стеснять вас. Желательно использование натуральных материалов, исключая синтетику. Мужчинам рекомендуется снять нижнее белье, чтобы половые органы и особенно яички были полностью свободны. Женщинам рекомендовано снимать бюстгальтер, чтобы грудь находилась в свободном нестесненном состоянии.
АКССЕСУАРЫ
Рекомендуется снять с себя металлические, магнитные и электромагнитные предметы часы, браслеты, кольца, цепочки, кулоны, заколки, сотовые телефоны. Данное требование является обязательным для практики цигун. Все эти предметы искажают параметры нашего биополя. А практика цигун предназначена для приведения нашего биополя в нормальное состояние. Если на вас будут вышеперечисленные предметы, то и ваше нормальное состояние будет связано с ними. Это значит, что если в дальнейшем вы снимете с себя эти предметы, то почувствуете недомогание, вплоть до потери сознания. В результате вы будете вынуждены постоянно носить эти предметы на себе.
ЕДА
Цигун допускает занятия после еды, но не ранее чем за 30 - 60 минут после приема пищи. Не следует заниматься голодным - можно «сжечь» желудок. Принятие спиртного за 1,5-2 часа или 30 минут после занятий допустимо. Не рекомендуется курить, употреблять холодную воду, фрукты, мороженое до и после занятий. Любая охлажденная пища и жидкость забирают энергию у желудка и сводят на нет эффект от занятий, следует постоянно помнить об опасности употребления подобной пищи и напитков.
СЕКС
Мужчинам не рекомендуется практиковать цигун до и после секса. В среднем для мужчины, практи-кующего цигун, допустимо заниматься сексом один раз в 3 - 4 дня. Эякулировать рекомендуется только один раз за время полового акта. В соответствии с постулатами даосских сексуальных практик и традиционной ки-тайской медицины, восстановление организма после эякуляции наступает на четвертый день. При правильных занятиях у вас увеличивается мужская сила. Вы испытываете эрекцию чаще, чем до начала практики. Усиление эрекции является одним из показателей правильности занятий. Однако мужчинам старше 30 лет рекомендуется эякулировать не чаще 1 раза в 7-10 дней. В идеале 1 раз в месяц. Старше 50 лет эякуляция вообще не рекомендована. Речь идет о практикующих цигун.
Женщинам не рекомендуются занятия во время менструации, беременности и кормления грудью.
ПРИ НЕДОМОГАНИЯХ
Не рекомендуется заниматься при любых заболеваниях и травмах в период острой фазы. Можно на-чинать занятия только в стадии ремиссии.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Не рекомендуется принимать душ или ванну за час до и после занятий. Не рекомендуется посещать туалет в течение часа после занятий, так как при расслаблении сфинктеров ануса и мочеиспускательного сфинктера, из тела уходит энергия.
II.РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Заниматься лучше вечером перед сном, или утром после сна. Не следует заниматься, если вы сильно устали, не выспались, или понервничали. Занятия следует выполнять только в спокойном состоянии духа. Состояние УЦЗИ должно присутствовать с самого начала практики.
ТЕХНИКА ЗАНЯТИЙ
Для удобства вы будем рассматривать упражнения в положении сидя на стуле. Садиться следует та-ким образом, чтобы половые органы находились в подвешенном состоянии. Яички у мужчин должны свободно свисать. Стопы параллельны, на ширине плеч. Стопа опирается в пол основанием с концентрацией на точку юн-цюань. Это самая высокая часть свода подошвы стопы. При дыхании подушечки пальцев ног как бы обнимают пол. Это положение носит название укоренения или заземления. Угол между голенью и бедром составляет 90 градусов. Спина изгибается таким образом, что если приложить прямую палку к позвоночнику, то она должна прикоснуться к спине четырьмя точками:
- первая точка – свод копчика;
- вторая точка – область точки мин-мэнь. Примерно это точка позвоночника, где сходятся самые нижние ребра на спине. Она располагается где-то на уровне солнечного сплетения;
- третья точка – первый вариант – середина между лопатками (имеется в виду их выступающий угол), второй вариант – наиболее выступающий грудной позвонок между лопатками;
- четвертая точка – по средней линии головы в месте соединения затылочной и теменных костей. Это наиболее выпуклая часть затылка на линии, делящей голову пополам.
Обращаю ваше внимание на то, что палку следует прикладывать к спине вдоль позвоночника, можно прислониться к стене.
В соответствии с традиционной китайской медициной правильное положение позвоночника способст-вует нормальной работе внутренних органов. Позвонки могут смещаться не только в результате механических причин, неправильного положения тела или мышечного перенапряжения. Это также связано с нашей психикой. Стрессовые состояния вызывают мышечное перенапряжение и как следствие – смещение позвон-ков.
Изучением подобных взаимосвязей занимался гениальный немецкий врач Вильгельм Райх. Он уста-новил, что при определенных заболеваниях наблюдается перенапряжение групп мышц живота, что также приводило к смещению позвонков. При этом для каждого заболевания шло напряжение только определенных мышц. Производя массаж этих мышц, Вильгельм Райх добивался излечения от болезни или, в крайнем случае, резкого ослабления болевых симптомов и улучшения общего состояния.
На Востоке мы имеем подобную практику под названием «ци-нейцзан массаж». Болезнь изучается по состоянию мышц живота вокруг пупка. Лечебные мероприятия заключаются в массировании болезненных точек живота. Аналогичные массажные практики можно встретить в системе А.Н. Медведева – Шоу Дао.
Вернемся к практическому описанию. Плечи располагаются на одном уровне. Очень важно, чтобы во время дыхания ваша грудная клетка и плечи были неподвижны. Голова слегка наклоняется вперед, так, чтобы макушка смотрела верх, как будто ее подвесили. Плечи слегка повернуты внутрь и округлены. Спина слегка закруглена, а грудная клетка как бы утоплена. Если положение правильное, то при сильном надавливании большим пальцем руки на область солнечного сплетения, вы не чувствуете боли, или можете легко ее переносить.
Надавливание производится на точку, располагающуюся в месте соединения грудных нижних ребер или на ширину фаланги указательного пальца книзу от вышеуказанной точки по средней линии тела. Руки либо располагаются на коленях, либо собраны в замок и опираются локтями о бедра. Следует иметь в виду, что у мужчин правая рука накрывает левую, а у женщин - наоборот. Очень важно, чтобы во время дыхания ваша грудная клетка и плечи находились в одном положении.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
- стопы параллельны, на ширине плеч;
- пальцы ног, пятка, основание стоп, плотно опираются на поверхность;
- корпус слегка наклоняется вперед так, чтобы вес тела равномерно распределялся между ягодицами и сводом стоп – точками юн-цюань;
- угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов;
- половые органы свешиваются с края стула;
- руки покоятся на коленях или взяты в замок;
- позвоночник изгибается так, что затылок, середина спины между лопатками, выступающий позвонок шейного отдела позвоночника и крестец, находятся на одной линии;
- плечи закругляются и находятся на одной линии;
- грудная клетка слегка утоплена так, что при нажатии большим пальцем руки на область солнечного сплетения, боль не чувствуется, либо она минимальна;
- голова наклоняется вперед так, чтобы макушка смотрела вверх.
При правильном положении тела у вас должно получиться два противоположных вектора силы. Ваш позвоночник как бы растягивается в двух различных направлениях. Одна сила через макушку «тянет» вверх, а вторая сила за основание копчика «тянет» вниз. При этом очень важно четко опираться на ягодицы и осно-вание стоп. У вас должно получиться 6 точек приложения силы: стопы; ягодицы; копчик и макушка.
I. СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ «НИЖНЕБРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ»
Предназначение – лечебно – оздоровительное и достижение просветления.
Практика дыхания в течение 30 дней, по 30 минут ежедневно.
1 УРОВЕНЬ
1. Движение тела. Позиция сидя. Описана выше. Очень важно поддерживать плечи и грудную клетку в одном положении.
2. Движение сознания. Концентрируйте внимание на вашем животе. Следите за его движением, ори-ентируясь на точку ци-хай – море дыхания, он же ложный дань - тянь или нижний дань-тянь. Точка ци-хай располагается на ширину 3 – 3,5 фаланг указательного, среднего и безымянного пальцев ниже пупка по средней линии живота.
В классическом тексте господина Дэ Чаня говорится, что ци-хай располагается на 3 – 3,5 цуня ниже пупка по белой линии живота. Цунь – это традиционная китайская мера длины. Бывает индивидуальный и пропорциональный цунь. Индивидуальный равен длине первой и второй фаланги указательного пальца, если его согнуть во второй фаланге.
Традиционно считается, что у женщин ци-хай располагается ниже, чем у мужчин.
По моему личному мнению у мужчин он будет на 3 – 3,5 пальца ниже, а у женщин на 3 – 3,5 индиви-дуальных цуня.
Сам господин Дэ Чань отмечает, что среди Шаолиньских наставников на этот счет имеется расхожде-ние во мнении. Некоторые мастера полагают, что ци-хай занимает всю область нижней части живота от пупка до основания лобка.
Однако господин Дэ Чань полагает, что здесь следует основываться на своих собственных ощущениях. Мышечное напряжение при дыхании подскажет, на каком месте живота следует акцентировать внимание.
Следует отметить, что ци-хай в большинстве случаев является наружной проекцией нашего центра равновесия.
Традиционно считается, что у мужчин центр равновесия располагается выше, чем у женщин. По этой причине в единоборствах много внимания уделяется упражнениям на опускание центра равновесия. В ре-зультате повышается устойчивость. Имеется в виду то, что мужчин учат смещать центр равновесия с точки 3 – 3,5 пальцев в точку 3 – 3,5 цуня как у женщин. Физиологически это допустимо, так как в течение жизни наши органы могут подниматься и опускаться, а в результате изменяется центр равновесия. Например, при не-которых заболеваниях почек, почки смещаются вниз, то же может происходить и с желудком. Также доказан-ным фактом является опускание почек в результате очень сильного страха или стресса.
3. Движение дыхания. Вдох – производится животом, грудная клетка и плечи не поднимаются и не меняют своего положения. На вдохе живот расширяется, надувается. Выдох – живот втягивается, подбира-ется. Вдох и выдох равны друг другу по продолжительности и между ними отсутствуют задержки. Вдох и вы-дох сравнивают с входом и выходом. Дыхание осуществляется через нос. Рот прикрыт, зубы плотно сомкнуты.
Также дыхание можно сравнить с морским прибоем. Волна накатывается и откатывается и снова на-бегает – нет остановок. Дыхание производится через нос. Рот прикрыт. Вдох должен быть таким, что после его окончания мы могли бы сделать еще один маленький вдох, а после выдоха еще один маленький выдох. Это значит, что при дыхании мы наполняем не более 70-80% от общего объема легких. Это поможет избежать излишнего перенапряжения живота при дыхании. В шаолиньской традиции допускается, чтобы зубы не смыкались, а губы приоткрывались при вдохе и закрывались на выдохе. Однако, учитывая даосские практики «железной рубашки», рекомендуется плотно смыкать зубы в процессе дыхания. Мантег Чиа называет такое смыкание зубов внутричерепным насосом. Считается, что в таком положении при дыхании, кости черепа со-вершают микродвижения, в результате чего происходит изменение внутричерепного давления, а затем из-меняется и давление позвоночного столба – происходит увеличение тока спинномозговой жидкости в полости черепа.
В области копчика располагается «копчиковый насос», который подключается на более поздних этапах освоения дыхания.
Дыхание должно быть плавным и медленным. Следует избегать судорожных и резких дыхательных движений, на первых порах могут быть позывы к зевоте.
Рекомендуется выполнять длинные вдох и выдох на счет 4-8. 4 счета вдох, 4 счета выдох или 8 счетов вдох и 8 счетов выдох. Средняя длительность вдоха или выдоха доходит до 15 секунд. На 5 и 6 способах - до 30 секунд. Вдох и выдох составляют один дыхательный цикл.
Не стоит сразу пытаться продышать 30 минут. Рекомендуется начинать практику дыхания с 1 минуты и постепенно доводить до 10 минут. После достижения 10 минут переходим на 30 минут.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
1) Начинать надо с принятия правильного положения. Когда вы сможете спокойно сидеть в вышеописан-ной позиции, только тогда можно переходить к изучению дыхания.
2) Когда вы сможете спокойно совершать дыхательные движения животом, следует ввести еще один очень важный компонент. Во время вдоха следует расслабить сфинктеры ануса и мочеиспускательного канала. Во время выдоха следует сжать эти сфинктеры. Женщины вместе со сфинктером ануса сжимают и расслабляют большие и малые половые губы. Сжатие сфинктеров производится без напряжения. Вообще в процессе практики цигун следует избегать напряжения.
3) В цигун особое внимание уделяется расслаблению – сун. Мышцы тела должны быть максимально расслаблены.
4) Во рту имеется 5 очень важных точек – три на верхнем небе и две на нижней челюсти. О трех верхних точках говорят многие, а вот о двух нижних говорится только у Дэ Чаня. Три точки неба – точки по средней линии неба от верхних центральных зубов – первая между ними(там имеется небольшой бугорок резцовый сосочек) точка воздуха(металл), вторая – самое глубокое место свода твердого неба – точка огня, и третья – на переходе твердого неба в мягкое – точка воды. Точки нижнего неба – первая у основания нижних центральных резцов, вторая – по средней линии между центральными нижними резцами на переходе в дно полости рта.
На вдохе язык располагается у основания нижних передних зубов по средней линии лица. Во время вдоха язык опускается по средней линии к точке перехода нижней десны в дно полости рта. Во время выдоха язык возвращается в исходное положение.
5) В соответствии с теорией цигун наше тело делится на две половины по средней линии тела. Одна по-ловина Инь, другая Янь. У мужчин правая ноздря янь, левая инь, у женщин наоборот. Дело в том, что наш нос дышит неравномерно. Большинство из нас не задумываются об этом. Однако один час у нас правая ноздря дышит более свободно, чем левая, затем обе пропускают воздух равномерно также в течение часа, а затем преобладает левая ноздря. Такой цикл происходит постоянно. Когда мы простужены, то этот цикл нарушается. В зимнее время в природе преобладает Инь. Поэтому зимой яньская ноздря дышит чаще, чем иньская. Летом преобладает Янь. Следовательно, летом активнее иньская ноздря. Летом следует практиковать дыхание во время активности иньской ноздри или в переходный момент. Если у вас нет другого времени, а активна яньская ноздря, то следует закапать капли для носа, чтобы расширить нужную ноздрю и привести нос в состояние равновесия. Зимой дышат во время активности яньской ноздри (правой). С другой стороны, если вы слабы, после болезни, или потратили много сил, то допустимо, если ситуация произошла в летний период, использовать яньскую ноздрю. Также, если вы перевозбуждены, понервничали, пережили стресс, то допускается в зимнее время использовать иньскую ноздрю.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
- положение сидя;
- дыхание осуществляется через нос;
- вдох – живот расширяется, надувается;
- кончик языка от десны в области центральных нижних резцов по средней линии нижней челюсти опускается к точке перехода десны в дно полости рта;
- сфинктеры ануса, уретры, больших половых губ расслабляются и расширяются;
- выдох – живот подбирается, втягивается;
- кончик языка поднимается к основанию центральных нижних резцов;
- сфинктеры сжимаются, напрягаются.
НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
1. Зубы и губы плотно сомкнуты во время дыхания;
2. Мышцы тела максимально расслаблены;
3. Дыхание выполняется плавно и медленно;
4. Внимание концентрируется на точке ци-хай. Следим за расширением и сжатием живота;
5. Между вдохом и выдохом нет задержки;
6. Положение тела остается неизменным.
В соответствии с теорией, энергию ци в нашем теле можно представить в виде трех базовых энергий. На самом деле их гораздо больше. 1 ЦЗИНЦИ – энергия семени цзин. Ее также называют сексуальной энер-гией. Она является единственной энергией в теле, которая может вырабатываться почти в неограниченном количестве. Но только при соблюдении определенных правил. Именно с этой энергией мы и начинаем рабо-тать. Физически она связана с почками, корой надпочечников, предстательной железой и другими железами тела, а также с яичниками и маткой у женщин и яичками у мужчин. Сюда включены все главные железы внутренней секреции – таламус, гипофиз, шишковидная железа, вилочковая железа, щитовидная и паращи-товидные железы, грудные железы. Также сюда можно отнести красный костный мозг и кровь. Более под-робную информацию можно получить у Мантека Чиа с соавторами в работах, посвященных даосским сексу-альным практикам.
Соединение сокращения сфинктеров с сокращениями промежности и включением копчикового насоса, а также сжатие живота, приводят к активации работы определенной группы внутренних желез. В частности у мужчин происходит непрямой массаж предстательной железы. А добавление движений яичек, приводит к увеличению выработки сексуальных гормонов. При добавлении движений копчика и позвоночника, происходит стимуляция почек и коры надпочечников.
2 Срединная Ци. На западе ее называют биоэнергией. Этот вид ци связан с дыханием, кровью и мышцами. Данный вид ци является рабочим в нашем организме. Это именно та энергия, благодаря которой мы дви-гаемся, действуем. Цзинци является как бы аккумулятором. Мы извлекаем из него ци и расходуем ее.
3 Ци духа-разума Шэнь. На самом деле в основе любого ци лежит энергия духа-разума Шэнь. Ибо все исходит от Духа. Условно можно сказать, что это энергия нашего сознания или психики.
Все три вида ци объединены такой фразой – Воля (И) рождает энергию (ЦИ), которая рождает силу (ЛИ) и сила (ЛИ) переходит в энергию (ЦИ).
Здесь описаны взаимопереходы трех ци друг в друга. Сильный Шэнь (воля, усилие, сознание, сильная, устойчивая психика, твердо поставленная цель) способен увеличить наши жизненные силы. Например, смертельно больной человек способен выздороветь, если его воля очень сильная, и он поставил себе цель выкарабкаться любым способом. И даже если плохое медицинское обслуживание, он все равно имеет хоро-ший шанс на выживание. Человек, воля которого слаба, даже при хорошем уходе обречен на смерть.
Большое количество ци дает нам большую физическую силу. Например, многие мастера тай чи, не выглядят культуристами или штангистами, но способны поднимать такие веса, которые не под силу тяжело-атлетам.
И обратная схема. Человек с натренированным телом обладает большей волей и энергией, чем не-тренированный.
С точки зрения большинства мастеров цигун оптимальным считается сочетание тренированного тела и тренированного ци.
Практически рекомендуется сочетать внешние и внутренние техники. Мастера говорят от внешнего к внутреннему и от мягкого к жесткому. Это значит, что если вы начали с жесткого внешнего стиля, например с тайского бокса, то затем вам следует перейти на тай чи или мягкий цигун. И наоборот, если вы начали с мяг-кого цигун, то закончить можно каратэ - кеокушинкай.
Так, например, изучившему форму тайцзицюань стиля Ян, рекомендуется изучить и форму тайцзицюаня стиля Чень, например паочуй. Эта форма очень жесткая и по исполнению похожа на жесткое карате.
Подобной жесткостью обладает и еще один внутренний стиль ушу – Синьицюань.
II УРОВЕНЬ
В процесс дыхания добавляются новые компоненты.
1. Во время дыхания наше внимание переключается с Ци хай на пупок;
2. На вдохе копчик тянется вниз и назад, на выдохе – вверх и вперед;
3. Раздувается не только живот, но и вся область вокруг позвоночника в районе 1-2 поясничных позвон-ков. Это достигается благодаря добавлению движений копчиком;
4. На выдохе поджимается промежность, и подтягиваются яички, а на выдохе промежность расслабля-ется, и яички свободно свисают
III УРОВЕНЬ «ОГНЕННОЕ ДЫХАНИЕ»
1) Переключаем внимание с пупка на область хоутянь (хоутин, хуантин). Это и есть истинный дань-тянь. Если взять пупок и парную точку шэнь-шу (располагается по краям боковых отростков 1-2 поясничного позвонков справа и слева от позвоночника), и соединить их между собой, то получится треугольник. Если внутри этого треугольника поместить шар, то это и будет хуантин. По традиции его располагают на 3-3,5 ширины фаланг указательного, среднего и безымянного пальцев вглубь живота от пупка.
В процессе дыхания у вас надувается и сдувается область хоутянь.
2) Происходит добавление движения позвоночника, которое называется «шелковичный червячок, ползет по стеблю». На вдохе вы делаете змеиное движение позвоночником, начиная с копчика. Копчик тя-нется вниз и назад, одновременно идет прогиб в пояснице и ваш живот, надуваясь, движется вперед. Грудной отдел тянется назад, шейный отдел идет вперед и вверх. Представьте червячка или гусеницу, ползущих по стеблю. Вы должны совершить нечто подобное позвоночником. На вдохе вы растягиваете позвоночник и как бы вырастаете, а на выдохе вы сжимаетесь. При этом движении позвоночника должны иметь минимальную амплитуду. Движения должны быть почти незаметны для постороннего глаза. Здесь вы больше представляете движение, чем его делаете. Если движения позвоночника неправильны, то в процесс дыхания моментально включаются верхние отделы легких и грудная клетка. Если они неподвижны, то позвоночник изгибается правильно. Необходимо добиться ощущения растягивания позвоночника в двух противоположных направлениях, о которых я говорил выше.
3) На вдохе воздух с шумом проникает в носовые полости, на выдохе он также с шумом выходит. При этом ваши носовые пазухи нагреваются. Можно усилить этот эффект путем представления о том, что на выдохе из вашего носа бьет мощная струя огня. Этот тип дыхания называется огненным. Следует отметить, что дыхание при этом остается таким же медленным и плавным.
Первый тип дыхания укрепляет легкие, увеличивает их емкость. Также это дыхание способствует увеличению физической силы и появлению прыгучести. Вы становитесь, способны к прыжкам, даже если вы полный человек.
По даосской терминологии первый тип дыхания можно отнести к разогреванию котла или разжиганию тигля. Котлом называют область хуантин – нижний дань-тянь. По теории «внутренней пилюли бессмертия» в котле приготовляются все необходимые компоненты пилюли. Иногда их называют золотая перегнанная ки-новарь. А область хуантин называют киноварным полем.
Разогревая при помощи дыхания киноварное поле, мы создаем условия для открытия так называемой микрокосмической орбиты.
КОММЕНТАРИИ
Во время практики возможно возникновение урчания в животе. Это будет говорить о том, что ваш хо-утин пробуждается и это нормальная реакция. Если же начинает пучить живот, появляются боли или непри-ятные ощущения, то это говорит о том, что вы практикуете неправильно. Для снятия побочных эффектов не-обходимо с силой надавить ногтем указательного пальца на точку ци-хай и резко отпустить. Необходимо проделать несколько таких движений для снятия неприятных ощущений. Можно уколоть точку ци-хай иголкой или любым острым предметом.
Вообще в этой ситуации лучше всего постараться более тщательно выполнять рекомендации по ды-ханию. Если живот пучит, значит, вы что-то упустили из вида.
Ведь вам приходится держать под контролем сознания большое количество элементов. По этой при-чине рекомендуется тщательно и медленно включать новые компоненты. Не стоит форсировать события. Спешка может привести к весьма тяжелым последствиям.
Про внутренние стили существует такая притча. Притча о чудесном коне. «Хорошего коня узнают по его стати и бегу. У чудесного коня все это или утрачено, или ушло внутрь, или никогда не существовало. Такой конь летит подобно стреле, не касаясь земли, не поднимая пыли».
При внешней простоте эти движения наполнены внутренним содержанием. Они полностью осмыслены и контролируются нашим сознанием. Помимо этого, движения сопровождаются дыханием. Во время плавных движений наши мышцы равномерно сокращаются. По телу как бы прокатывается волна.
2 СПОСОБ «ОБРАТНОЕ ДЫХАНИЕ» «ДЫХАНИЕ МАЛОГО НЕБЕСНОГО ЦИКЛА ИЛИ МИКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА»
Предназначение - лечебно-оздоровительное. Подготовка к практике боевого дыхания. Продолжи-тельность 90 дней по 30 минут ежедневно.
1) Дыхание проводится через нос;
2) По сравнению с 1 типом вдох и выдох меняются местами. На вдохе живот, сфинктеры, про-межность, позвоночник, сжимаются, на выдохе – расширяются;
3) Язык на вдохе поднимается к основанию центральных нижних резцов, на выдохе опускается вниз.
Внимание ведется следующим образом: вдох от пупка по средней линии живота идет вниз в промеж-ность, к крестцу, затем по задней поверхности позвоночника поднимается в макушку и заканчивается. Выдох из макушки по передней поверхности позвоночника опускаемся в пупок. Описанный путь называют малым небесным циклом или микрокосмической орбитой.
Понятие «внимание» означает, что вы представляете, как с вдохом из пупка поднимается некий ток или жидкость по позвоночному столбу в макушку. Для усиления эффекта рекомендуется поднимать глаза вверх на вдохе и опускать к стопам на выдохе.
Данное дыхание укрепляет сердце, конечности и усиливает эффекты первого типа дыхания.
При работе с этим дыханием, можно приступать к упражнениям на укрепление конечностей.
Например, «железная ладонь» или «железный кулак». Выполняется после еды. Упражнение является начальным для практики разбивания твердых предметов. Целью упражнения является проведение ци в ко-нечности. Производится три вдоха и три выдоха по 2 типу дыхания. На вдохе поднимаете руки к груди, а на выдохе выпрямляете перед грудью. Затем производится по сто попеременных постукиваний сначала ребром ладони, затем ребром кулака, затем основанием открытой ладони по твердой поверхности. Наиболее опти-мальной поверхностью для укрепления является доска, дверной косяк, деревянный подоконник. В крайнем случае, можно стучать о стену. Удары должны быть безболезненными. Постепенно сила и скорость удара наращивается. Самое важное не перестараться и не травмироваться. Если вам больно и образовался синяк, то необходимо прекратить практику до снятия болезненности при ударах. Упражнение начинается с одного раза в день после обеда и постепенно доводится до трех раз в день. Упражнение выполняется после еды.
См. рис. 017
3. «ДЫХАНИЕ БОЛЬШОГО НЕБЕСНОГО ЦИКЛА» МАКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА
Практикуется в течение 180 дней по 30 минут ежедневно.
Особенности.
1) Вдох проводится через нос - выдох через рот;
2) Дыхание идет по второму типу;
3) На вдохе кончик языка располагается в области точки воздуха у основания центральных верхних резцов. На выдохе язык располагается у основания центральных нижних резцов;
4) Дыхание начинается от стоп из точек юн-цюань (клокочущий источник).
На вдохе из юн-цюань поднимаемся по пяткам и задней поверхности ног в промежность (точка хуэй-инь, которая располагается примерно по середине промежности). Затем в копчик, а оттуда по малой орбите в макушку. Выдох по малой орбите через руки, сердце и легкие (в качестве дополнения), в пупок и затем в промежность и по передней поверхности ног в юн-цюань.
Используется в лечебных и боевых целях. С помощью метода разрушают твердые предметы: в удар-ную конечность проводится дыхание, а затем наносится удар. При правильной технике вы вырабатываете в себе способность переносить боль. Это начальный уровень «железной рубашки».
См. рис. 008
4 «СЯ ТЯО. РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ»
Применяется для установления равновесия в организме. Вы дышите 60 дней по 30 минут по 1 типу через нос, проводится по малой микрокосмической орбите. В отличие от 1 типа, дыхание более медленное.
5 «ГОРЛОВОЕ ДЫХАНИЕ»
90 дней по 30 минут ежедневно по 3 типу. Добавляется: на вдохе надуваете горло, на выдохе рас-слабляете. Очень полезно для горла и голосовых связок, повышает иммунитет.
6 ДЫХАНИЕ «ТАЙ СИ – МЛАДЕНЦА»
Проводится в течение 300 дней по 30 минут ежедневно. Дыхание идет по 3 типу через нос. Сравнивают с дыханием младенца в утробе матери. Еще его называют неслышным дыханием. Кончик языка располагается на одной из трех точек верхнего неба – точки воздуха, огня или воды. Дыхание «младенца» очень медленное и тихое. В идеале проводится один дыхательный цикл в минуту. Вы сами не должны слышать своего дыхания. Господин Дэ Чань утверждает, что человек, освоивший этот метод, способен в любое время и в любом месте излечить себя от ста болезней, сама практика позволит вам спокойно дожить до 100 лет.
На этом описание 6 методов дыхания Цигун в шаолиньской традиции заканчивается.
2 ЧАСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
«Я мудрец, пребывающий во внутренней полноте, мое богатство – сокровища страсти, и где бы я ни был, я счастлив».
МИЛАРЕПА.
«Но на Западе люди, за исключением ничтожного мень-шинства, не наделены способностями в духовной сфере. Все, чего они хотят, - это война, секс, садизм и право со-вать нос в чужие дела.
ЛОБСАНГ РАМПА
К великому сожалению слова мудреца верны. И это касается не только тех, кто живет на Западе. Произошло очень мощное взаимопроникновение Востока и Запада. И не в пользу Востока. С этой позиции слова мира важнее слов войны.
Методы, которые здесь описаны очень легко использовать именно для войны, секса и насилия. Сего-дня мы повторяем ошибки прошлого. Чтобы этого не произошло, во второй части будет представлено опи-сание практик с точки зрения буддизма. Почему именно буддизма, ведь есть и другие религии? Во-первых, сами упражнения возникли как часть буддийского тренинга. Те упражнения, которые изначально практикова-лись даосизмом, впоследствии слились вместе с буддизмом. По этой причине теоретические основы исходят из даодзя – системы, включающей в себя буддизм и даосизм. Во-вторых, буддизм действительно добился того, что его последователи отказались от насилия, как способа видения мира. «Когда сильный побеждает менее сильного – это закон природы, когда слабый побеждает более сильного – это искусство».
Монах, несущий слова Будды не мог использовать физическую силу или грубое принуждение. Ведь это бы противоречило тому, чему он учит.
ТЕХНИКИ
«Это самое место, которое ты называешь изгнанием, является родиной живущих здесь. И ничто не является не-счастьем, если ты не считаешь его таковым, а напротив же кажется блаженным жребием все, что ты переносишь тер-пеливо. Есть ли что-нибудь более ценное для тебя, чем ты сам?»
БОЭЦИЙ
1 РАССЛАБЛЕНИЕ – СУН
В практике цигун и восточных единоборствах очень большое внимание уделяется расслаблению. Эти техники называют сун.
Во внешних и внутренних стилях вы принимаете низкие и неудобные позиции, кажется, что в таких положениях невозможно держать мышцы расслабленными и когда учитель говорит вам, что надо рассла-биться, то вы недоумеваете что такое возможно. По мере практики это становится возможным, но лишь до определенной степени. Я очень сомневаюсь в том, что в позиции «железного всадника» можно простоять даже 10 минут. Однако расслабление не является чисто механическим процессом. Здесь обязательно под-ключается работа дыхания и работа сознания. Это те вещи, о которых мы говорили в первой части. Или такой пример. В тайцзицюане вы вообще полностью расслаблены. Мышцы мягкие – никакого напряжения. А учитель продолжает говорить – расслабься. Что же вам тогда расслаблять, если мышцы уже расслаблены? Вывод только один – расслабление, прежде всего, есть ментальный процесс. Расслабление имеет несколько уровней. Начальный уровень – мышечное расслабление, конечный – расслабление костного мозга и даже каждой отдельной клетки организма.
Рассмотрим несколько начальных уровней.
1. Общее расслабление. Оно заключается в принятии физиологически обусловленных расслабленных поз. Имеется три типа положений – лежа, сидя и стоя.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.