Авторы:

Шлахтер В.В., Хольнов С. Ю. Психодинамика колдовства, или введение в паралогию.

Мы уже говорили, что среди пьяниц и так называемых дураков почему-то чаще встречаются люди с паралогиче¬ским мироощущением. Естественно, у них неплохие отно¬шения с судьбой, и возмездие зачастую обходит их сторо¬ной. Что же касается истинных людей силы, разогнавших тапас и умеющих глядеть на объективный мир из своего, ма¬гического, как бы сквозь толщу воды (чему мы вас не так давно пытались научить), то для них возмездия не существу¬ет вообще. Более того, люди силы, сами того не желая, иной раз бывают опасны для окружающих. Например, в тех слу¬чаях, когда последние стремятся — пусть даже неосознанно — причинить им вред, или же оказать на них какое-то давле¬ние. Любое насильственное действие или даже мысль, буду¬чи направлены на сканера, отражаются в его подсознании, словно в идеально отполированном зеркале, и с удесятерен-ной силой возвращаются назад.
Но обратимся вновь к истории формирования наших воззрений на рай и ад. Сын Божий самолично адом никого не запугивает, разве только упоминает о нем в некоторых притчах. Но эти упоминания вполне могут интерпретиро¬ваться нами как аллегории, ибо Иисус и вообще-то избегал называть вещи своими именами, в чем, как вы помните, его однажды упрекнули ученики. Что же касается последних, то именно они и начали грозить адом направо и налево, когда остались одни, то есть, будучи уже в апостольских чинах. И то сказать, апостолы Христовы официальной власти нигде так и не заимели, а напротив, как правило, бывали ею гони¬мы; так что организовать реальный ад для инакомыслящих, как это принято у власть предержащих всех времен и наро¬дов, они никак не могли. И потому они постарались идею возмездия, ада загнать в подсознание своих подопечных и поглубже. Что ж, это удалось им на славу.
Можно сказать, что описания рая и ада у разных народов, исповедующих различные вероучения, наивно выдают все национальные симпатии и антипатии. Например, скандина¬вы себе под ад, или геяъ, выделили жутко холодную, бук¬вально ледяную область. Оно и понятно: очень уж не любят они холода, ведь над их землей ласковое солнышко - не час¬тый гость. А для христиан ад непременно ассоциируется с обжигающим, супержарким пламенем. И это тоже логично, ибо христианство зародилось и развивалось в жарких краях, и тамошних обитателей холодом было не запугать: они и вообразить-то себе не могли что-либо подобное нашей зи¬ме. Зато изнуряющий зной безотказно действовал им на нервы.
Что касается христианского рая, то, с нашей точки зре¬ния, там - скука смертная. В аду, конечно, не столь ком-фортно, зато какая там компания! Сообща мы решили, что нам более всего по вкусу рай древних скандинавов, викин¬гов. В нем установлен четко регламентированный, очень динамичный, правда, несколько однообразный жизненный распорядок. С восхода солнца и до полудня воины (а любой викинг - воин) рубятся на мечах в полное свое удовольствие.
Ровно в полдень все убитые оживают и вместе со своими недавними соперниками - ,нужно отметить, более удачли¬выми - усаживаются за пиршественные столы. Герои пиру¬ют до заката, затем к ним являются прекрасные ддмы и вся¬чески их ублажают. Ночь проходит очень приятно, а на восходе все начинается сызнова.
По своему генезису рай и ад совершенно равнозначны. Тем не менее, именно к идее ада приходится подходить осо¬бенно серьезно, ибо за последние два тысячелетия она вы¬шла на высочайший эгрегорный уровень, и в психике каждого человека сформирован собственный ад. Существует множе¬ство теорий, касающихся коллективного бессознательного, архетипов и даймонов бессознательного. Авторам этой книги ближе всего взгляды на данный предмет, изложенные Карлом Густавом Юнгом, или же (если обратиться к трудам на¬ших соотечественников) в книге Василия Васильевича Налимова «Спонтанность сознания».
Итак, с древнейших времен не боги творят людей, а лю¬ди создают себе богов со всеми необходимыми атрибутами, такими как рай и ад. Причем то, что однажды создано чело¬веком, никогда не исчезает. Все просто. Идеи — это разно¬видность энергии, а закон ее сохранения гласит: энергия не исчезает; она лишь переходит из одной формы в другую. Вспомним мнение Платона на сей счет: возникшая однажды идея, никогда не исчезнет и не забудется окончательно; она будет вновь и вновь пробиваться в умы людей. А в тот пери¬од, пока идея в очередной раз не воплотилась еще в челове¬ческом сознании, она пребывает в некоей темной области, которую Юнг назвал коллективным бессознательным. В этом смысле человеческий ум более походит на фильтр или сепаратор, нежели на резервуар. То есть он как бы выцежи¬вает «новые» или «хорошо забытые старые» идеи из коллек¬тивного бессознательного, а не достает их из собственного амбара. Именно поэтому коллективное бессознательное час¬то называют кладовой мира. Вы только подумайте: весь ду¬ховный опыт человечества за все века его существования, коих прошло немало, собран там! Впечатляет? Между прочим„ о дно из преимуществ человека силы, владеющего вы¬соким искусством, — это способность свободно входить в коллективное бессознательное и пользоваться его сокрови¬щами.
Так вот, мощнейшими человеческими идеями являются концепции ада и рая, и в нашей психике, хотим мы того или нет, существуют области, целиком отведенные для этих це¬лей. Что есть внутренний рай? — Это — квинтэссенция на¬слаждения, полное всеобъемлющее абсолютное наслажде¬ние. Ученые мужи обнаружили в мозге человека конкрет¬ный участок, который заведует областью психики, реали¬зующей наше наслаждение. И не только в мозге человека, но и в аналогичных структурах прочих млекопитающих, в частности, крыс. Последнее для мужей, обремененных уче¬ностью. явилось настоящим подарком ибо всевозможных крыс у них было предостаточно. Итак, не отвлекаясь на дис¬куссии о гуманизме, они взяли одну из крыс и вживили ей в мозг электрод, к которому присоединили какую-то кнопку. Затем крыса случайно на нее нажала - что, собственно, и требовалось, - и в ее мозгу взорвался фейерверк наслажде¬ния. Тогда, ни мало не заботясь о том, что своим поведени¬ем опровергает мнение Ивана Петровича Павлова (наш мас¬титый мучитель собак утверждал, что для формирования у животных условного рефлекса требуется не менее трех слу¬чаев совпадения заданных условий с испытываемым ощуще¬нием), крыса с первого же раза все вычислила и от кнопки больше не отходила. Бедное животное позабыло обо всем на свете: о пище, о воде и даже об общении с особью про¬тивоположного пола; оно только нажимало и нажимало эту восхитительную кнопку, испытывая каждый раз безмерное наслаждение.
Однако для достижения аналогичного результата вовсе не обязательно сверлить себе череп и вставлять в него элек¬трод. Достаточно нащупать в себе нужную психическую зо¬ну и научиться пребывать в ней длительное время. Этим и занимаются все великие йоги, впадая в свое пресловутое со¬стояние самаддхи. Они раздражают соответствующие области мозга и, экономя таким образом на героине или ЛСД, до¬биваются блаженства, равного крысиному. Окружающие восторженно ужасаются: вот сидит в позе лотоса уже сорок суток, ничего не есг, не пьет — только улыбается; как здорово он продвинут! Мы согласны, что такой йог действительно здорово продвинут, только продвинулся-то он к могиле.
В общем, внутренний рай интересует нас мало, ибо нет в этой области для нас ничего полезного. Иное дело — психи¬ческий ад. В нем собрано все, что мы от себя гоним, и в чем самим себе не решаемся признаться; все, что вызывает в нас отвращение и восторг одновременно. Вот именно, какой-то необъяснимый восторг, смешанный с отвращением. Именно там - все наши неудовлетворенные желания и несбывшиеся надежды, наши восхитительные и мерзкие фантазии, там наши удивительные сны, которые мы сразу же стараемся за¬быть и никогда не вспоминать.
Сны снятся всем без исключения людям, причем каждую ночь. Тот, кто полагает, что вообще не видит снов, глубоко заблуждается. Просто он великолепно научился их забывать, то есть сразу же отправлять в свое подсознание, в свой внут¬ренний ад. У многих из вас, наверное, было такое: поутру вы просыпаетесь и смутно припоминаете, что совсем недавно видели во сне что-то очень интересное, а вот, что именно это было, вспомнить никак не можете. Случалось такое? - Прекрасно! Это - стереотипная реакция психики: забыть, за¬быть, забыть... Возможно, кто-то припомнит и другой слу¬чай. Проснувшись утром и вспоминая свой недавний сон, вы брезгливо пожимаете плечами: это надо же, такая гадость померещилась! Бывало так? — Замечательно! Это — ни что иное, как прорыв в сознание информации из вашего внут¬реннего ада.
Умение проникать в свой психический ад и с ним рабо¬тать есть путь развития. Действительно, где же нам и разви¬ваться, как не в аду! Только там можно почерпнуть особую силу, которая и является движителем нашего совершенство¬вания. В раю возможна лишь деградация. Существует специ¬альная психотехнология, позволяющая нам проникнуть в область внутреннего ада и ее осознать. Что же мешает лю¬дям проделывать это в нормальном состоянии сознания? Так уж устроена человеческая психика, что автоматически не по¬зволяет сознанию вторгаться в свое запретное пространство. Причем пространство это, как мы уже говорили, очень об¬ширно - значительно больше открытых для ума областей. И в нем царит паралогия.
Представьте себе, что ваша правая рука сама по себе ре¬шает почесать ухо, а левой ее коллеге это почему-то не нра¬вится, и та всячески оттаскивает правую. Примерно то же самое происходит и в нашей психике. С одной стороны, мы пытаемся вломиться в темные области своего сознания, а с другой, не позволяем себе туда проникать, сами же выпихи¬ваем себя оттуда. И все-таки, как же нам попасть в свой внутренний ад.
Предлагаем вам следующую программу действий. Внача¬ле мы проведем два небольших вспомогательных тренинга. Затем попытаемся разобраться со своими экстремальными состояниями в сознательной области. И только потом, под¬накопив сил и обретя некоторый опыт, рискнем забраться глубоко в подсознание, в свой внутренний ад.

Итак, первый вспомогательный тренинг.
Сядьте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Вспомните самые мерзкие свои поступки, которые вы хо¬тели бы забыть, самые неприятные слова, которые вы ко¬гда-либо сказали или услышали, самые обидные и нелепые ситуации, в которых вы некогда оказывались. Вспоминай¬те, вспоминайте... Самые омерзительные свои поступки, самые неприятные ситуации, в которые вы некогда попали и повели себя не так, как вам хотелось бы, все, что вы хотите забыть и всячески изгоняете из своей памяти — все это вспомните и вызовите в себе чувство неприязни, чув¬ство отвращения к себе самому. Вы привыкли оправды¬ваться перед самим собой, убеждать себя в том, что все было не совсем так... Нет, все было именно так и не ина¬че! Усиливайте в себе это ощущение неприязни, отвращения к себе самому, неприятия себя. Сделайте его таким же глубоким, как бездна, как океан. Это — океан ненависти и отвращения к себе самому. Усильте в себе это чувство, еще и еще... Стоп.
Если вы правильно выполняли упражнение, вам стало тяжело, очень-очень тяжело. Возможно, у кого-то даже за¬кружилась голова, или началось усиленное сердцебиение. Ничего страшного, это - нормальная реакция. Вероятно, вы уже заметили, что данный вспомогательный тренинг, по су¬ти, - то же припоминание, или перепросмотр. Так оно и есть, с той лишь разницей, что цель припоминания - это разрушение в свете осознания своих психических комплексов; здесь же от вас требуется нечто иное: собрать воедино все негатив¬ные чувс тва, хранящиеся в вашей сознательной памяти, и на сей раз, не пряча голову, как страус, попытаться спокойно взглянуть на них и принять их.
Следующий вспомогательный тренинг будет значи¬тельно приятнее.
Снова закройте глаза. Вспомните самые правильные и добрые ваши слова, самые замечательные свои поступки, когда вы оказались, что называется, на высоте, проявили себя героем... Вспомните ситуации, в которых вам ска¬зочно везло. Вспоминайте, вспоминайте — слова, поступки, ситуации... Самые светлые и радостные моменты вашей жизни, впечатление от которых сохранилось навсегда... Вызовите в себе радость и гордость, ибо вы — настоящий герой. Почувствуйте подлинное блаженство: да, это были именно вы, и, следовательно, вы прекрасны и удивитель¬ны. Почувствуйте блаженную гордость за себя самого. Усильте это чувство торжества, сделайте его настолько острым, чтобы трудно, почти невозможно было его пере¬носить. восхищайтесь собою, торжествуйте, ибо вы пре¬красны.... Стоп.

Ну как, на этот раз вы чувствовали себя несколько лучше, чем в предыдущем случае? Хотите продолжить тренинг? -Не стоит, ибо потом трудно будет остановиться, и в вашей психике может образоваться досадный перекос. Уже были случаи, когда люди, злоупотреблявшие данной практикой, умудрялись распространить ее на подсознательный уровень, и затем, уже в обычной жизни, ощущали себя по меньшей мере наполеонами. Оно бы и ничего, когда бы окружающие разделяли их мнение на сей счет. Впрочем, цель этого при¬ятного тренинга вы очень скоро поймете.
Сейчас вам предстоит освоить один из базовых приемов работы с сознанием. Помните, в первой главе мы говорили о насущной необходимости для каждого человека свободно владеть своим психическим пространством, сознательно выбирая для каждой жизненной ситуации соответствующую психическую позицию? Теперь вы попробуете выполнить быструю параноизацию собственной психики, что может оказаться весьма полезным для вас в тех случаях, когда вам придется что-то отстаивать, чего-то добиваться, за что-то бороться. По сути, это — слияние, сплавление всех ваших субличностей воедино, придание вашей психике прочности монолита. Вам все-таки очень не нравится это слово — «параноизация»? Что ж, тогда назовем данное упражнение антишизоизацией психики, или техникой наложения эмоций. Суть дела от этого не изменится.
Итак, сядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Подни¬мите перед собою на уровень плеч обе руки. Сожмите ле¬вую руку в кулак и представьте, что здесь — в левом кула¬ке, во всей руке, и вообще, в левой половине тела — собраны все негативные эмоции, все ощущения, которые мы высво¬бодили в первом вспомогательном тренинге. Они распро¬страняются на левую руку, на всю левую половину тела и на левую же часть головы. Ярко и четко это ощутите. Теперь сожмите в кулак правую руку. Сосредоточьте в ней и во всей правой половине тела гордость за себя, блажен¬ство и все прочие позитивные чувства, которые реализова¬ны вами во втором вспомогательном тренинге. В левой вашей половине сохраняется неприязнь к самому себе и прочие негативные эмоции. А ваша правая сторона полна гордости, удовольствия и других приятных ощущений. Те¬перь соедините кисти и почувствуйте, как внутри вас пе¬ремешиваются эмоции, ощущения и чувства правой и левой половин вашего тела. Они сплавляются в единый и одно¬родный конгломерат. Теперь во всем своем теле вы одно¬временно испытываете удовлетворение', гордость, счастье и отвращение, ненависть, презрение к себе. Все, довольно.
В достаточной степени освоив эту психотехнику, вы сможете легко проникать во все закоулки своего сознания и в нужных случаях превращать сознательную часть собствен¬ной психики в несокрушимый монолит. (Аналогичным об¬разом «работает» тренинг «Клинок», предложенный в книге В.В.Шлахтера «Человек-оружие», с тою лишь разницей, что последний в большей степени ориентирован на подсозна¬ние.) Постепенно для вас отпадет надобность поднимать ру¬ки, сжимать кулаки и пользоваться прочими вспомогатель¬ными приемами - вы будете способны свободно, даже не за¬крывая глаз, вызывать и как бы накладывать в своем созна¬нии друг на друга разнородные экстремальные эмоции.
Данный метод имеет еще одну очень важную область применения. Собственно, это и есть пресловутая трансфор¬мация негативных эмоций. Суть метода проста (конечно, при том условии, что вы окончательно освоили технику на¬ложения эмоций). При появлении в вашем сознании любо¬го негативного чувства - досады, тревоги, гнева и т.п. - вы тут же вызываете в себе блаженство и как бы накладываете по¬следнее на ослабляющую вас эмоцию. По терминологии отцов церкви, вы растворяете греховное чувство в благодати. Метод наложения эмоций используется и многими восточ¬ными мистическими традициями, а не только христиански¬ми подвижниками. Но в относительно небогатом техниче¬ском арсенале последних это сокровенное оружие — одно из важнейших.
Что же касается наших нужд, то техника наложения эмо¬ций может использоваться для сохранения психической энергии в тех случаях, когда последняя уже начала растрачи¬ваться. Между прочим, гасить уже проявившиеся в сознании эмоции каким-либо другим способом чрезвычайно трудно, на что часто сетуют отцы церкви. Допустим, вы не до конца приняли на себя ответственность за какое-то действие и в итоге испытываете досаду. Не теряя времени, наложите на нее удовлетворение, гордость, счастье, а потом увидите, что из этого получится.
Теперь же мы, как и было обещано, отправимся за силой значительно глубже, в свое подсознание. В этом нам помо¬жет психотренинг «Внутренний ад».
Сядьте свободно, расслабьтесь. Закройте глаза, плавно опустите голову па грудь. Полностью затормозите психи¬ческую активность, остановите все проявления своей воли, активности сознания и психики. Почувствуйте полное глубочайшее торможение. Можете прибегнуть к образу за¬снеженного поля, на которое перестал падать снег, или же зеркальной глади пруда - в ней отражаются чистое небо и солнце, - или к иным успокаивающим картинам, которые вам наиболее подходят. Постарайтесь постепенно достичь максимально глубокого торможения всех видов психиче¬ской активности. Теперь представьте себе, что вы очень устали, уснули и видите сон. И во сне, в глубочайшей ре¬лаксации почувствуйте, будто все ваше тело растворяется в облаке серой мглы. Эта серая мгла клубится вокруг вас. Она заполняет весь мир. Серая мгла — перед вами и за вами, над вам и под вами... Повсюду — эта серая клубя¬щаяся мгла. Она растворяет в себе все: и окружающий мир, и даже само пространство. И ваше тело тоже рас¬творяется в облаке этой серой мглы. Вы исчезаете. Рас-творяются все ваши индивидуальные качества: память, знания, навыки, привычки... Исчезает и само ваше «я», растворившись в серой мгле. В ее толще остается лишь слабо светящаяся точка. Запомните ее цвет. Это — вы, это — ваше истинное «я», или то в вас, что не раствори¬мо, что не исчезает никогда. Вокруг этого свечения вновь проступают контуры вашего тела. Постепенно они уп¬лотняются: ваше тело как бы кристаллизуется. Наконец, вы ощущаете себя неким безымянным существом, бреду¬щим в облаке серой мглы. Вокруг - только серая мгла, и вы в ней идете. Добейтесь яркого и четкого ощущения это¬го. Вот ваши вытянутые руки упираются в какую-то стену. Ощупывая ее, вы движетесь вдоль стены. Интуитивно вы чувствуете направление, в котором вам следует идти. И вот - провал. Это - вход в туннель, в гигантский бес¬конечный туннель. Вы в него входите и идете туда, куда он вас ведет. Идете, идете, идете... Каждое мгновение обрело для вас качество бесконечности. Вы не знаете, долго ли ноете: быть может, минуту, а может, и год. Ни на миг не останавливаясь, вы продолжаете идти по туннелю. Но вот впереди вы видите свет и чувствуете какое-то те¬пло. Вы идете на этот свет и на тепло. Свет ближе, ближе, еще ближе... Наконец, вы видите, что это — изна¬чальное безумное пламя. Полыхающее, ревущее, безумное адское пламя. Без колебаний вы входите в него и чувст¬вуете, как пламя охватывает ваше тело, вашу психику, волю, сознание, вашу нервную систему... Пламя, ревущее, бушующее пламя... Вы идете сквозь него, и пламя выжига¬ет в вас все наносное, надуманное, чуждое вам, оставляя ваш разум чистым, а волю свободной. Все ваши комплек¬сы, «тормоза», негативные установки, все помехи легко сгорают в этом немыслимом пламени. И уже сами вы — пламя, необузданное бушующее пламя. Пламя пронизывает вас, и вы чувствуете себя пламенем. Вы следуете дальше. И вот перед вами — дверь, огромная окованная железом неимоверно тяжелая дверь. Подойдите к ней, коснитесь ее рукой и почувствуйте, как она дрожит от колоссального напора изнутри. Там, за этой дверью, - ваши неудовлетво¬ренные желания, те ваши эмоции, мысли, ощущения, ко¬торые одновременно и восхищают, и отвращают вас. За этой дверью - ваши фантастические немыслимые сны, кошмарные и вызывающие восторг. За ней — ваши не реа¬лизованные устремления, которые не реализуются никогда. Готовы ли вы ее открыть? Да? - В таком случае потя¬ните ручку и почувствуйте, - как эта тяжелая дверь уступает вашим усилиям. Вы входите в свой внутренний аду в закрытую и засекреченную зону собственной психики. Здесь самые высокие ваши вершины и самые глубокие глубины; здесь все: от наиболее отвратительных ваших подсозна¬тельных тенденций до божественно благородных и возвы¬шенных устремлений. Здесь все — не-осознанное у не¬выраженное, не-познанное... Добейтесь полного ощущения реальности того, что с вами происходит, что вы видите, чувствуете и ощущаете... Вновь у вас возникает чувство прежде растворенного в серой клубящейся мгле реального мира. Сделайте медленный глубоких вдох и на выходе откройте глаза.
Теперь, если хотите, можете вернуться в свое нормальное состояние. Хотя полный возврат в пресловутое нормальное состояние для вас, наверное, уже невозможен. Как говорится, слава Богу! В первой главе мы уже обсуждали эту самую норму — великое изобретение психиатрии. С нашей точки зрения, совершенно нормально для человека полностью владеть своими мыслями и эмоциями. Не менее нормально для него же контролировать собственные психические со¬стояния, или позиции. Более того, осваивать глубины своего «я», дистанционно влиять на психику других существ, со¬вершать лихие набеги за идеями в коллективное бессозна¬тельное - все это, по нашему мнению, тоже абсолютно нормально для всякого нормального человека. Если вы с нами согласны, можете смело перевернуть страницу и пе¬рейти к следующей главе.

Глава 8. Шесть точек дона Хуана

Действуя по принципу «сам не похвастаешь - никто дру¬гой не похвалит», сообщаем вам конфиденциально: книга, которую вы держите в руках, явление исключительно пара¬логическое — во всяком случае, по замыслу. А как иначе можно квалифицировать попытку абсолютно логическими языковыми средствами, без помощи гипноза, ЛСД и даже обычной дубины, растолковать вам то, чему слова чужды, как крокодилу скафандр! И если в итоге из этого и выйдет что-то дельное, то сам этот факт - тоже паралогия, чистей¬шей воды паралогия, ибо разумно что-либо объяснить все-таки будет невозможно.
Помните у Кастанеды: учения для правой и левой сторон психики, или, на нашем языке, для сознания и подсознания? Тамошние наставники, видящие или даже нагвали работают с этими областями сознания своих подопечных по отдельно¬сти, так что последние потом никак не могут вспомнить, че¬му же собственно научились. И вообще, даже в неплохих книгах о традиции толтеков, по нашему мнению, все-таки чересчур много туману. Взять хотя бы историю с таинствен¬ной схемой, начерченной доном Хуаном, - пресловутыми шестью соединенными точками, — прокомментировать которую, к немалой досаде Кастанеды, достойный маг отказал¬ся наотрез. Ну, а мы, что называется, не такие гордые. Вот он, этот рисунок:

А вот и обещанные пояснения. Первая точка (или кружок - на нашем рисунке) — это воля, которая есть сила, связующая воедино все субличности человека и цементирующая их в результирующую личность. Гипертрофированная воля свойственна параноику, о чем мы уже говорили в первой главе. Пациент с сильной волей - беда для психиатра, психо¬аналитика или сценического гипнотизера. Могучая воля - непременное свойство суггестора, но она же - тормоз наших медиумических способностей. Следовательно, чтобы стать человеком силы, необходимо научиться контролировать собственную волю. Этому и служат предложенные вам воле¬вые тренинги.
Вторая точка - ощущение. Здесь все, вроде бы, и ясно. Уточним лишь, что, помимо тактильных, слуховых и вкусо¬вых ощущений, чувств равновесия, тяжести и прочих дос¬тупных каждому бытовых ощущений, в эту же категорию попадает и столь важное, столь неординарное человеческое свойство, как интуиция, предчувствие.
Третья точка - сновидение. Вообще-то, сон — это второе основное состояние сознания человека, которое он исполь¬зует для неэффективного отдыха. Мы живем как бы в двух отдельных реальностях: в реальности яви и в реальности сна. Древние арьи насчитывали даже три таких реальности: явь, навь и правь.
Ну, с явью все, наверное, понятно. Что же касается нави, то это - наши ночные кошмары, так сказать, окрестности внутреннего ада, куда мы забредаем во сне. Тогда правь, как вы, наверное, уже догадались, будет у нас соответствовать психическому раю.
Современные шаманы издают множество книг, всевоз¬можных сонников, в которых с восхитительной уверенно¬стью толкуют любые сны. Что ж, в основном они (то есть толкователи, шаманы) - люди с фантазией, и у них все по¬лучается очень красиво, а порой — в тех случаях, когда их бо¬гатая фантазия сдобрена еще и толикой ума - даже логично. Только все-равно это — полный бред!
Сон - никакая не аллегория, не призрачное послание, адресованное человеку какой-то еще более призрачной, но, тем не менее, великой силой. Сон - это самостоятельная реальность со своими объективными законами. Йоги сравни¬вают сны со звездами. Последние исчезают, когда восходит солнце. Но это вовсе не означает, что звезды погасли на са¬мом деле Просто более яркий солнечный свет, или же - применительно к снам - более яркие дневные наши пережи¬вания их затмили.
К слову, о звездах. Простым, но эффективным тренин¬гом, ориентированным на повышение нашей жизненной ак¬тивности, жесткости, динамичности и относящимся к разря¬ду волевых, является созерцание ночного неба с яркими звездами - либо непосредственно, либо (коли уж в наших краях небо преимущественно затянуто тучами) воссоздавая картину звездного неба в личном магическом мире, в собст¬венном психическом пространстве. Вероятно, причиной от¬носительной апатичности северян, особенно столичных жителей, по сравнению с темпераментными южанами как раз и является недостаток в их жизни яркого звездного неба. Для поддержания в нас динамизма, жесткости, агрессивно¬сти необходимы звезды. А человеку силы, сканеру, магу не¬пременно нужны динамизм, жесткость и агрессивность (ко¬нечно, контролируемая). Так что делайте выводы.
Четвертая точка — это видение (именно в том смысле, в ка¬ком употребляет данное слово Кастанеда). Видение есть вос¬приятие объекта без каких-либо интерпретаций и заранее обусловленных представлений, или же, на языке паралогии, это — продуктивный синтез двух важнейших наших свойств: свойства воспринимать и свойства забывать.
К примеру, чтобы видеть конкретного мужчину, нужно забыть, что это — мужчина, забыть, что ты - это ты, забыть все, что вообще знаешь о мужчинах и кстати о ЖРНШИНЛУ тоже, а еще - о людях, о человечестве, о млекопитающих, о времени, об одежде и т.д. и т.п. В буддизме Махаяны это на¬зывается чистым, ничем не замутненным взором, который поэтично сравнивается со «взглядом ребенка, взирающего на фрески монастырской стены».
Принцип видения неплохо иллюстрирует древняя восточ¬ная притча о слепых мудрецах. Трое слепых мудрецов ре¬шили выяснить, что же такое слон, и принялись его иссле¬довать на ощупь.
- Слон — это огромный кожаный мешок, - возгласил, на¬конец, тот из мудрецов, что щекотал слону живот.
- Нет-нет, - возмутился другой, дергавший животное за хобот, - я теперь знаю совершенно точно: слон — это тол¬стый гибкий шланг.
- Все это - чушь! — вынес вердикт третий, припавший к слоновьей ноге. — Вне всякого сомнения, слон — это колон¬на, уходящая ввысь.
За спором мудрецов следил один человек, ни во что, впрочем, не вмешиваясь, но от души веселясь. Человек этот мудрецом не был и таковым себя не считал; он был просто зрячим и потому знал, что такое слон.
Что еще можно об этом сказать? Подавляющее боль¬шинство человеков мыслящих воспринимает окружающий мир наподобие этих мудрецов, то есть фрагментарно. До¬пустим, определяя для себя образ какого-либо человека, мы акцентируем внимание на четырех-пяти, от силы на шести его качествах. А таковых — бесчисленное множество. Иначе говоря, мы воспринимаем лишь те стороны реальности, в которые «уткнулись». Человек силы видит всю картину це¬ликом благодаря раскрытию своей способности видения.
Пятая и шестая точки — это соответственно разум {интеллект) и речь. Об этой парочке мы уже кое-что вам сообщили. Но рассказывать о них — опять-таки при помощи той же ре¬чи и (пусть и нескромно это прозвучит) не без участия того же ума - можно бесконечно. Обещаем вам по возможности от этого воздерживаться. Но в данный момент нам кажется вполне уместным напомнить вам один забавный случай, рассказанный П.Д. Успенским в его знаменитой книге «В по¬исках чудесного».
Вышло так, что Петр Демьянович познакомился с одним журналистом, показавшимся ему очень интересным и толко¬вым человеком. Испросив надлежащее позволение. Успен¬ский привел этого самого журналиста к Гурджиеву на зва¬ный завтрак, на котором, кстати сказать, присутствовало еще несколько учеников последнего. По словам Петра Демьяновича, это был один из тех веселых завтраков на кавказский манер, с обилием шампанского и шашлыков, которые начи¬наются в полдень и заканчиваются к вечеру.
С самого его начала Успенского обеспокоило то обстоя¬тельство, что и сам Гурджиев, и его ученики, следуя, вероят¬но, какому-то предварительному уговору, при общении с новым гостем не произносят ни слова. Впрочем, вели они себя вполне пристойно, то есть внимательно выслушивали журналиста, при этом радушно ему кивали, улыбались, с го¬товностью подливали вина в его бокал, но сами при этом упорно молчали.
Поначалу это подчеркнутое молчаливое внимание, вроде бы, журналиста смущало. Но постепенно он освоился и вдохновенно приступил к длиннющему речевому соло. Представление продолжалось часа четыре. Гость рассуждал о политике, о нефтедобыче, о бирже, о российских желез¬ных дорогах и еще много о чем, вроде бы, даже не замечая, что говорит-то он один.
На прощание журналист сердечно перепожимал руки всем присутствующим и доверительно сообщил, что давно уже не встречал столь приятных собеседников. Когда же он удалился, и ученики во главе с Гурджиевым вдоволь нахохо¬тались, последний снисходительно заметил, что этот журна¬лист - еще далеко не худший образчик современного чело¬века, ибо неглуп и старается разглагольствовать лишь о том, в чем действительно разбирается, хотя бы приблизительно. А между тем, теша бесполезными речами тщеславие собст¬венного ума, он упустил редкостную возможность узнать действительно что-то стоящее от подлинного человека си¬лы, в обществе которого провел чуть ли не целый день. И так поступило бы подавляющее большинство нормальных людей, окажись они на месте бедняги-журналиста. Нам ка¬жется, эта история в комментариях не нуждается.
Теперь вкратце рассмотрим взаимные связи различных областей человеческого сознания (на схеме дона Хуана эти связи обозначены линиями). Итак, воля непосредственно связана с четырьмя важнейшими психическими сферами, как это показано на схеме. С пятой же сферой, то есть с ре¬чью, она взаимодействует только через интеллект. Это и понятно, ибо обычная человеческая речь есть его выраже¬ние. Между тем, разум связан с тремя основными областями сознания через волю. И это тоже понятно, ибо фиксации человеческого ума на чем-либо всегда предшествует волевой посыл. Правда, возможны и прямые связи интеллекта с ощущением, сновидением и видением (на нашей схеме эти связи показаны пунктиром, ибо дон Хуан их вовсе не обо¬значил). Но они по-настоящему налажены лишь в психике человека силы, сканера, мага.
Прямой контакт разума с ощущением вооружает мага возможностями необычного восприятия, - скажем, способ¬ностью видеть без помощи глаз: рукой, затылком, коленом -да чем угодно. Налаженная связь интеллекта со сном реализуется в осознанных сновидениях, которым в последние го¬ды посвящено столько книг. .Связь разума с областью видения, или не-концептуального восприятия, лежит в основе почти что всех невербальных гипнотехник и магических психотех¬ник.
Что же касается речи, то в принципе и ее можно связать напрямую с психическими областями, образующими на схеме лона Хуана треугольник. Однако это касается лишь истинной или объективной речи, имеющей очень мало об¬щего с нашим обиходным средством общения с остальными двуногими, то есть с речью субъективной. Позже мы еще вернемся к этому вопросу.
Как вы, наверное, помните, дон Хуан добавил к своей схеме еще две точки, седьмую и восьмую, которые назвал соответственно тоналем и пагвалем, но категорически отка¬зался их обсуждать. По нашему мнению, тональ — это пол¬ный внутренний образ человека, или наше индивидуальное самоощущение и скрытая оценка результата взаимодействия всех наших субличностей в тот или иной момент нашей жизни; иначе говоря, это - то, кем мы себя чувствуем, ощу¬щаем во всей своей многообразной целостности. Одновре¬менно тональ есть и то, как воспринимают нас окружающие, что они видят и чувствуют, когда общаются с нами. Наш тональ имеет скверное свойство со временем портиться. А потому его следует по возможности беречь и периодически восстанавливать.
Что же касается нагваля, то бессмысленно пытаться объ¬яснить это явление при помощи нашего субъективного язы¬ка, а другим мы покуда не располагаем. Можно лишь мета¬форически пояснить, что нагваль есть то, чего в нас нет. Это - как бы тень, некая потенциальная наша возможность, ко¬торая постепенно может в нас проявиться. Нагваль — это то самое недостающее звено, которое необходимо обрести, чтобы совершить любое магическое действие. Устремляясь к невозможному, мы ищем нагваль.
Теперь мы можем вернуться к методам работы с сознани¬ем, уже более четко представляя, на что именно ориентирован каждый из них. Мы даже готовы сделать небольшую ус¬тупку вашему уму, постоянно требующему, как вы уже поня¬ли, четкой системы во всем, что он пытается воспринять. Чтобы его ублажить, годится в принципе любая схема. Но, раз уж мы однажды использовали ту, что предложил дон Хуан Матус, то нам будет проще придерживаться ее и в дальнейшем.
Итак, сектор сознания номер один, воля. Поскольку эта важнейшая психическая сила, делающая в буквальном смыс¬ле человека человеком, является в нашей психической кон¬струкции центральной, то есть соединяет и поддерживает все прочие области сознания, а также координирует их со¬вместную работу, то все реальные психотренинги в той или иной степени ее затрагивают. Однако мы выделяем в специальную группу волевых те из них, что непосредственно нацелены на развитие психической силы человека, на ее восстановление, сохранение и накопление. Собственно, в предыдущих главах мы уже предложили вашему вниманию ряд таких упражнений. Теперь попробуем их систематизировать.
Все виды перепросмотра или вспоминать направлены на снятие всевозможных психических блоков и восстановление нашей нервной силы, растраченной в различных жизнен¬ных ситуациях. Паралогический способ мышления, вернее даже, самоощущения, принятие на себя ответственности за любое свое действие или переживание, а также искусство сталкинга способствуют сохранению и накоплению этой драгоценной энергии. Тренинга «Растворение во тьме» и «Созерцание звездного неба» непосредственно «вливают» в нас внутренний жар, тапас, являющийся основным «горю¬чим» при любых магических операциях. Наконец, путеше¬ствие во внутренний ад, а также метод наложения эмоций укрепляют нашу волю и одновременно снабжают нас осо¬бого рода психической силой, побуждающей человека к са¬мосовершенствованию.
Можно сказать, что все волевые тренинга и психотехни¬ки служат одной единственной цели — накоплению в нас психической энергии и тем самым созданию предпосылок для нашего психического преобразования. В жизни челове¬ка силы, сканера, мага они же играют роль своеобразной ма¬гической зарядки, поддерживающей его в нужной форме. На тот случай, если кого-то из наших читателей до сих пор еще тревожит вопрос «А зачем?», то есть, зачем нормально¬му человеку все это - паралогия, психическая сила, стремле¬ние к трансформации собственного сознания, - мы расска¬жем совсем короткую притчу.
Шестеро мудрецов шли по дороге и повстречали дурака, который спросил у них: в чем же смысл жизни. Один из мудрецов тут же вызвался все ему растолковать. Так вот, пя¬теро мудрецов продолжали мерно шагать по той же дороге, я позади, на обочине, в пыли, остались судачить о смысле жизни… два дурака.

Глава 9. Чувствую, значит, существую

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.