Авторы:

Шерстенников Н. Белое танго успеха. Судьба приглашает вас на танец

Вернемся к работе с психотипами. Для того чтобы монаху впустить в свое заповедное пространство партнера, нужно приоткрыть стенку психотипа. То есть мысленно раскрыться перед человеком, дать ему возможность почувствовать, что разделяющая вас граница открыта перед ним.

Для жертвы это действие выглядит по-иному. Погладим жертву своим мысленным взглядом. Это действие, внешне не выраженное никак, тем не менее остро ощущается человеком-жертвой и воспринимается им с благодарностью, поскольку жертва не привыкла к таким нежностям.

Для того чтобы у охотника возникло доверие к вам, нужно прогнуться перед ним. При контакте двух охотников что будем делать? Если вы знаете свой психотип и психотип вашего партнера, то вам и предстоит сыграть ту роль, которая поможет провести беседу, контакт, переговоры максимально удачно. Если просто сойдутся два охотника, то произойдет столкновение интересов и говорить о конструктивном результате будет бессмысленно. Представим, что мы словно прогибаемся перед партнером-охотником, как бы освобождаем для его напора и натиска пространство, и тогда происходит встраивание. Вместо молнии и грома от столкновения двух заряженных облаков одно спокойно соединяется с другим и никаких разрядов не происходит.

Кстати, возникают опасения, что второй охотник может подумать, что вы все время перед ним прогибаетесь... Но вы прогибаетесь перед ним не буквально. Сам такой вопрос показывает, что сильна еще инерция психологического стереотипа, когда человек в каких-то вопросах должен быть несгибаемым. Вам нужно прогнуться не для того, чтобы принизить себя в глазах другого охотника, а для того чтобы вызвать у него доверие. Когда вы уступаете напору другого охотника, чуть приоткрываетесь перед ним, появляется простор для психологического маневра, возможность гибкого реагирования.

Я предлагаю такую модель. Выше уже говорилось, что для психотипа охотника характерно ощущение упругого облака, наполненного напором, натиском, агрессией. И когда вы моделировали психотипы, то создавали в том числе и мысленный образ этого облака, и его чувственное переживание. Строго говоря, вы запомнили ощущение, которое соответствует психотипу охотник. А для того чтобы прогнуться, нужно управлять образом-ощущением. Если вы охотник и перед вами охотник, то представьте, что прогибаете свое облако перед его напором. А на уровне ощущений это может выглядеть как ослабление плотности вашего облака в том месте, где оно контактирует с облаком другого охотника. Это принцип действия. А в реальности каждый сделает это по-своему, так, как ему подскажет интуиция.

Вспомним само ощущение психотипа нейтральный: ветер, свободный, ничем не связанный и ни к чему не привязанный. Поймать ветер сложно, но можно направить его. Лучше всего использовать способность ветра обнимать со всех сторон сразу. Вы как бы обнимаете своим ветреным психотипом (мысленно, конечно) вашего партнера по диалогу. Представьте, что перед вами охотник, а вы — нейтральный. Вообразим, что от вас дует ветерок прямо на охотника, но не просто обдувает его и мчит себе дальше, а закручивается вокруг партнера, обнимает его. И в тот момент, когда ветерок нейтрального психотипа обнимет охотника, тому станет приятно.

А как реагирует жертва на то, что ее взглядом может погладить охотник? Ведь она инстинктивно противится любому контакту с ним. Когда охотник мысленным взглядом гладит жертву, происходит взаимопроникновение психотипов. Жертва на короткий миг подчинится охотнику, и становится возможен нормальный, без истерик, диалог.

Примерная модель взаимодействия психотипов монах — охотник. Между ними в принципе нет особых антагонизмов. Но сначала охотник все-таки давит на стену монаха, чтобы доказать, что он главный в этой паре. Происходит все бессознательно, поэтому сам человек, скорее всего, даже не задумывается о своих действиях.

Но охотник скоро понимает, что на монаха его прессинг не оказывает никакого воздействия. И тогда он перестает давить, а только прижимается к стенке его психотипа. Охотник тихо пребывает возле стенки монаха, не пытаясь более агрессивно или напористо давить на своего собеседника. Не нужно давить, нужно только прислониться к психотипу монаха. И сразу налаживается контакт, возникает более высокая степень доверия, появляется чувство расположения к человеку.

Возможен также перевод человека из одного психотипа в другой. Но это только в том случае, когда в человеке доминирующий психотип иной, нежели тот, в котором он начинает разговор. Вот реальный пример. Раздался телефонный звонок от охотника. Он был настроен агрессивно и настоятельно требовал разрешения определенного вопроса. А его партнер, прошедший курс обучения психоэнергетике межличностных контактов, вошел в психотип монах. Когда охотник начал давить на монаха, тот открыл калитку в стене психотипа и впустил его внутрь. Звонивший размяк, ему стало хорошо. Но еще какое-то время он настаивал на своих правах. Монах спокойно выслушал, а потом начал раскладывать все по полочкам. И когда закончил анализ, получилось, что охотник не прав, и это перевело его в состояние жертвы. Он признал, что виноват и понесет все убытки. А монах как был, так и остался монахом.

Если охотнику или монаху необходим контакт с нейтральным психотипом, они в состоянии поймать ветер в свои ловко расставленные паруса. Для этого нужно просто открыться и пропустить в себя ветер нейтрального психотипа.

Пара монах — охотник: монах впускает в себя охотника, открывает перед ним ворота в стене своего психотипа. А охотник, чтобы вызвать доверие монаха, просто подкатывается к его стенке и прижимается к ней, не делая попыток надавить или как-то активно воздействовать.

Пара монах жертва. Монах гладит жертву взглядом. А жертва не может руководить кем-то. Жертва так же, как и в предыдущем случае, прислоняется к стенке монаха, чтобы обрести под ней убежище от внешних невзгод.

Нейтральный обнимает охотника со всех сторон. А взаимодействуя с монахом, он также прислоняется к стене его психотипа. В таком варианте стена монаха будет играть роль паруса, в котором и найдет свое прибежище нейтральный психотип. Вообще, монах — это наиболее универсальный психотип, которому все остальные склонны доверять, искать в нем опоры.

Создание доверия между партнерами, установление бессознательного контакта психотипов, определение дальнейшего развития событий и успех совместных действий. Для этого требуется не так уж много: внимание, умение слушать себя и своего партнера. Но слушать не столько ушами, сколько чувствами... И еще искренность и доброжелательность, подкрепленные внутренним, бессознательным «приятно», помогут вам создать чудо своего рукотворного успеха.

 

Часть четвертая. УСТАЛОСТЬ ПСИХИКИ

Глава 20. СТРАХИ В ЖИЗНИ

В жизни каждого человека страхи играют очень важную роль. Нет людей бесстрашных. Но одни уверенно справляются с ними, другие не могут преодолеть их липкую паутину. Это подчеркивает, что все люди так или иначе подвержены воздействию страхов и могут сопротивляться им с разной степенью эффективности.

Особое место в системе жизненных страхов человека занимают страхи бессознательные. Они сидят где-то в тайниках подсознания и выплескиваются наружу в странностях поведения, реакций, а то и в непредсказуемой, непонятной даже самому человеку болезненной внутренней панике. Откуда они берутся? Выше мы уже говорили о бессознательных закладках перинатального периода. Они могут создать основу для возникновения таких страхов, но и другие страхи могут присутствовать сами по себе. Вообще, бессознательные страхи можно разделить на три условные группы: физиологические, личностные и социальные.

Физиологические страхи включают в себя боязнь боли, болезни, мнительность, провоцирующую функциональное нездоровье. Эти же страхи могут проявляться состояниями гормональных взрывов, депрессий, угнетенных состояний психики, спровоцированных физиологическими нарушениями, и т.п. Эти страхи многочисленны и разнообразны и сопровождают все отклонения от средней линии здоровья и физической нормы. Причем даже если самочувствие очень хорошее, может появиться страх возможной потери здоровья. Для людей мнительных такие страхи хорошо знакомы. Они являются главной причиной нарушений здоровья и болезненных состояний.

Следующая группа — личностные страхи. Тут тоже обширное поле для «самозавода». Часто реальной причины для этих страхов нет, но человек придумывает себе обстоятельства, в которых его или обижают, или он выступает в какой-то неблагодарной роли. Отсюда и страхи кого-то обидеть, развалить отношения с другими людьми, перевести их в ссору и т.п. Человек, подверженный личным страхам, боится вызвать чью-то нелюбовь к себе, боится стать ненужным и неинтересным... От первой группы эти страхи отличаются тем, что они провоцируют нефизические ощущения. Они не связаны с болью, болезнями и нарушениями самочувствия прямо, но вполне могут вызвать недуг опосредованно, через эмоциональную подавленность и негативные мысли.

Если это случается, то к личностным страхам присоединяются еще и страхи физиологические и жизнь превращается в кошмар, когда человек одновременно переживает психологический стресс от собственных умозаключений и постоянно прислушивается к своим физическим ощущениям, ожидая болезненного всплеска или же просто резкого ухудшения самочувствия.

Третья группа — страхи социальные. В последнее десятилетие мы могли очень ярко наблюдать развитие и расширение сферы социальных страхов. Перспектива остаться без работы, средств к существованию ломала людей, меняла их внутреннюю основу. Некогда жесткие и несгибаемые, они становились податливыми и бесконфликтными, потому что за спиной уже не было системы, которая обеспечивала работу и доход, не было и капитала, на который можно было бы опереться в трудную минуту. И то, что раньше принципиальные люди считали своей доблестью, а именно твердое отстаивание каких-то позиций, постепенно превратилось в воспоминание. Поиск компромисса, стремление к бесконфликтности и т.п. стали нормой, поскольку всякая жесткая позиция более никем не востребована. Нужны люди податливые и понятливые, умеющие подать себя. К сожалению, время несгибаемых борцов за принципы осталось в прошлом. Появились страхи остаться без работы, без средств, вступить в конфликт с различными госструктурами или бандитскими группами... Эти страхи, так же как и личностные, провоцируются и усиливаются тем, что у обычного человека исчезла опора. Он не чувствует поддержки государства, общественных организаций, просто приятелей и друзей — те и сами в аналогичном положении.

Для западников такая жизнь понятна. Они в ней с детства и до самой смерти и ничего иного даже представить себе не могут. И потом, на Западе все-таки высока социальная защищенность, у нас, после развала советской системы, разве что декларируется.

И все это приводит к появлению у людей громадного количества социальных страхов, которые суммируются и создают общее состояние неуверенности в себе, своих возможностях и перспективах.

Когда в человеке сидят страхи любой группы, это неприятно, ибо не ведаешь, как отреагирует подсознание на внешне безобидные обстоятельства и как будут развиваться события в будущем. А если учесть, что четкого разделения страхов по группам нет и они перемешаны между собой, то можно предположить, что неожиданную реакцию может дать любой раздражитель, который наше подсознание оценит как повод для внутреннего испуга.

И еще одна негативная тенденция присутствует во внутренних, бессознательных страхах: они блокируют личный код успеха человека.

Сейчас ученые ищут причины человеческих болезней, эмоций, агрессивности или пассивности и даже таких вовсе не физических проявлений, как, скажем, уверенность, нежность, в генной структуре. Создается геном человека — своеобразная генная карта. Но все эти поиски часто натыкаются на труднообъяснимые с позиций научной логики явления. На первый взгляд взаимодействие генов и их функциональные направленности понятны, но когда исследователи забираются в глубину, оказывается, один и тот же ген в разные фазы личного биоритма человека может выполнять и разные функциональные задачи. Эзотерические объяснения этим странностям существуют уже тысячи лет, но академическая наука по разным соображениям их не приемлет. Так и с успехом. В свое время даже прозвучало утверждение, что ген успеха найден и скоро можно будет создать пилюли удачи, которые помогут разрешить сложные коллизии жизни и наладить жизнь, настроить ее на волну высоких достижений и прекрасных результатов.

Не знаю, найден ли этот ген, но средства для удачи в аптеках нет до сих пор, и вряд ли оно появится в будущем. И даже если появится, то чем обернется его применение и достигнутый сиюминутный результат?

Некоторые исследователи предполагают наличие в сфере бессознательной психики внутренних программ изначальной удачи. Они, мол, присутствуют, только мы их использовать не можем, поскольку человек более занят повседневными заботами, чем осмыслением своего внутреннего мира. И с этим можно согласиться. В нашей бессознательной психике столько всего, что проще сказать, чего там нет, чем перечислить накопленное. Однако вовне программа изначальной удачи просто так, сама по себе, никогда не прорвется. Она пребывает в том «запаснике» подсознания, который закрыт на множество запретов да еще завален эмоциями жалости к себе. Но такая программа есть, и она несет в себе личный код успеха. Он неповторим, как отпечатки пальцев, и потому не может быть украден, использован кем-то еще... Человек, открывший в себе код успеха, обретает дополнительное подспорье в решении жизненных проблем. Вот только раскрыть его не удастся до тех пор, пока не разберешься со своими бессознательными страхами. Они провоцируют появление внутренних запретов и жалость к себе, усиливают негативные черты и нивелируют творческий потенциал.

Избавляться от бессознательных страхов можно многими способами. Те, кто побогаче, охотно отдают деньги психоаналитикам и в процессе многомесячного посещения специалистов, на протяжении долгих бесед, выявляют свои страхи и стирают их. Тем, кто читает сейчас эти строки, скорее всего, нет времени, да и материальной возможности посещать модных психологов и психоаналитиков, но проблему решать нужно. Поэтому от общих рассуждений перейдем к описанию практических шагов. Надеюсь, что отработанные на наших группах приемы и навыки помогут вам справиться со своими внутренними страхами.

Глава 21. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАХОВ

Выше мы уже говорили, что страхи делятся на три основные группы, но эти группы разделены между собой условно, поскольку страхи одной могут проявляться в тех обстоятельствах, когда вроде бы должна включаться другая, и т.д. Словом, не в количестве групп дело, а в том, что страхи в нас есть и они сопровождают нас по жизни, мешают действовать свободно и открыто, ограничивают личный поиск...

Работая с информационными пальцами, мы научились читать глубинные ощущения, идущие из подсознания. А самое главное, научились отличать наше внутреннее самоощущение от той маски, которую мы предъявляем людям.

Теперь мы стоим перед проблемой вытеснения глубинного страха наружу. Для чего? Если нам удастся избавиться от внутреннего страха, то мы преодолеем огромное количество бессознательных запретов, которые являются производными страха. Начнем с того, чтобы осознать границу, которая может послужить своеобразным фильтром для бессознательных страхов.

Для того чтобы начать эту практику, нужно создать для себя искусственный рубеж. Как? Да очень просто. Каждый день человек проходит сквозь разные двери. Выходит из дома, возвращается домой, входит через двери в разные присутственные места.

Начнем с того, что выберем для себя дверь, через которую нам приходится проходить каждый день. Представим, что дверной проем затянут прозрачной, неощутимой пленкой. Человека она не задержит, а вот для наших страхов и комплексов она непреодолима. Итак, войдем в дверь, пройдем сквозь пленку и мысленно оставим за пленкой свои дневные заботы, усталость, напряжения и тревоги. Выполнили вроде бы мысленное действие, но оно оказывает вполне реальное влияние на состояние, самочувствие. Кажется, что там, за порогом, остался тяжкий, липучий груз, который был с тобой повсюду, к которому привык и которого не замечал, а сейчас вот избавился. Ощущение легкости, надо сказать, непривычное. Его можно сравнить с тем, как чувствует себя турист, сняв наконец рюкзак после долгой дороги. Плечи расправляются, неведомая сила изнутри толкает вверх, и кажется, что можешь взлететь, но это только кажется. Потом, когда первое ощущение легкости пройдет, возникнет дискомфорт. Сила изнутри распирает грудь и плечи, а груза, которому она противостоит, уже нет. Когда мы оставим за порогом свои бессознательные страхи, сначала появится легкость, а потом может возникнуть неуверенность, непонятное чувство внутренней потери. Это объяснимо, поскольку таким образом мы избавились от психологического груза, который таскали в себе много лет. За эти годы он стал частью личности, встроился в структуры психики. Избавление от него может показаться болезненным...

Следующий шаг очищения психики от бессознательных страхов требует некоторой подготовки. На групповой работе мы делаем два концентрических круга, обозначающих границы страхов и свободы. В индивидуальной практике круги делать необязательно, можно использовать просто границы, но важно, чтобы они были обозначены какими-то реальными материальными предметами. Предлагаю для этой работы использовать обычные стулья. Их следует поставить поперек просторного помещения полукругом в два ряда от стены до стены, оставив маленький проход. Хотя последнее необязательно... Это может выглядеть, как на рисунке 1.

Человек находится у дальней по отношению к входу, торцевой стены помещения, а перед ним — два ряда стульев. Пространство от стены до первого ряда — это «болото», зона полного подчинения комплексам и страхам, и нам важно вырваться из нее. Первый ряд стульев — граница преодоления полного внутреннего подчинения страхам. Миновав ее, человек оставляет за рубежом самые значительные и влиятельные свои страхи. Но преодолевать границу просто так — значит ничего не менять в себе. Нужна определенная подготовка. Еще выстраивая стулья полудугой, нужно мысленно представлять, что мы строим границу, за которую нет хода внутренним страхам. Потом, когда рубежи будут готовы, нужно настроиться на то, что теперь предстоит избавиться от ненужного груза внутренних проблем. То состояние «болота», в котором человек пребывает, стоя перед рядами стульев, привычно и знакомо. Что ждет на той стороне? То, что ждет на той стороне, ново и необычно, поэтому может вызвать волнение. Не пытайтесь избавиться от него. Это волнение — наш союзник. Итак, подходим к первому ряду стульев. За ним начинается пространство «полусвободы». В этом описании много моментов, которые скептики могут отнести к неудачам психокоррекции. Ну что это такое: проходить сквозь ряды стульев... Но не будем спешить с выводами. Практика родилась не сегодня и уже больше десяти лет успешно работает и помогает людям избавиться от гнетущих внутренних страхов.

 

Рисунок 1

 

Двигаемся к первому ряду стульев и представляем, что «болото», в котором жили до сих пор, не пускает, цепляется за нас. Возникает ощущение, что вам приходится продвигаться сквозь пространство, наполненное плотным и вязким веществом вроде глицерина7.

Подойдя вплотную к первому ряду стульев, мысленно (или вслух) произносим: «Я хочу стать свободным!» Одновременно с этой фразой подгибаем мизинцы на обеих руках и прижимаем их к ладоням. Проходим сквозь ряд стульев. При этом нужно именно пройти сквозь них, не раздвигая руками, а словно бы прорываясь сквозь преграду, расталкивая стулья ногами, протискиваясь в узенькие промежутки между ними. Запоминаем ощущения, фиксируем их в памяти, поскольку внутри будут происходить изменения, которые показывают, что работа по освобождению от страхов началась.

Несколько шагов, и мы преодолеваем первую границу. В пространстве «полусвободы» постоим, прислушаемся к своим переживаниям. Что-то новенькое возникает во внутренних ощущениях? Практика показывает, что проход через границу стульев почти у всех вызывает довольно яркие переживания. Но если сразу не удается почувствовать значительные перемены, не огорчайтесь. Работа по самостоятельной психокоррекции сложна, и ее результаты могут проявиться по истечении некоторого времени.

Итак, мы прошли в зону «полусвободы», которая расположена между двумя параллельными рядами стульев. Остановимся в ней, внимательно прислушиваемся к своим переживаниям. Мизинцы на руках остаются прижатыми к ладоням. Когда появится внутреннее ощущение, что часть тяжкого груза осталась за границей, стаю намного легче и яснее, громко, отчетливо произносим новую фразу: «Я стал свободнее! Я избавился от груза своих страхов!» И вместе с окончанием этой программной фразы прижимаем к ладоням безымянные пальцы.

Теперь нам предстоит преодолеть вторую границу. Она перед нами, но прежде чем начать ее штурм, нужно постоять некоторое время и прислушаться к своим эмоциям. Вполне возможно, что появится желание вернуться обратно, в привычное «болото». Избавиться от внутренних страхов непросто, они не отпускают, а держат человека, даже манят обещанием тихой спокойной жизни в оставленном «болоте». Может возникнуть сожаление, что уходишь от привычного и навсегда расстаешься с таким родным, тихим, спокойным бытием в трясине. Однако это лишь соблазны страхов. Вспомните свою недавнюю жизнь в «болоте». Проблем в ней было много, даже слишком много, и к обычным жизненным сложностям добавилось постоянное напряжение от боязни что-нибудь сказать не так, кого-то обидеть неверным словом или взглядом, получить неприятное известие или быть обиженным самому.

Возвращаться — плохая примета, тем более что сомнительная прелесть жизни в «болоте» уже изведана... Приближаемся ко второй границе. Остановимся прямо перед ней и представим, что груз былых страхов едва держится на плечах. Нам нужно освободиться от него решительно и насовсем... Вновь произнесем мысленно: «Я хочу освободиться от своих страхов окончательно!» Одновременно с этой мысленной фразой поджимаем средние пальцы к ладоням и начинаем прорыв сквозь вторую границу. Преодоление рубежа из стульев действительно более похоже на прорыв. Внутри все напрягается, поскольку подсознание сейчас выталкивает из своих структур старые, давящие психику страхи.

Опыт психикоррекции показывает, что преодоление второй границы является очень важным моментом всей внутренней работы. Оно символизирует окончательный отказ от прежнего внутреннего состояния и стереотипов поведения и реагирования.

Проходим сквозь вторую границу из стульев, протискиваясь в узенькие щели между ними. Хотя нам никто не мешает, но появляется вполне реальное ощущение, что движению противостоит что-то внутри. Да иначе и быть не может, поскольку глубинные стереотипы сейчас разрушаются, подсознание избавляется от них...

Но вот, наконец, границу преодолели. Мы прошли сквозь второй ряд стульев, который был символом границы свободы, и находимся теперь в пространстве «полной свободы». Первое, что нужно сделать, — это громко воскликнуть: «Я свободен! Наконец свободен!» и одновременно прижать к ладоням указательные пальцы. Сделаем несколько шагов вперед, в пространство «полной свободы». Встанем здесь расслабленно, согнем руки в локтях. Все пальцы прижаты к ладони, только большие еще остаются отставленными в стороны. Повернем сжатые кулаки так, чтобы большие пальцы смотрели вверх. С внутренней уверенностью, твердо, решительно произносим: «Я свободен! Я освободился от страхов, избавился от них! Я свободен и счастлив!»

Потом считаем медленно до пяти и на счет «пять!» резко прижимаем большие пальцы так, словно накрываем ими сверху сжатые кулаки. В этот момент могут начаться неожиданные реакции. К примеру, в голове и теле начнется движение и отчетливое перемещение каких-то масс. Что перемещается — для нас неважно. Это движение внутри подсознания, и мы ощущаем его как перетекание чего-то большого с одного места на другое. А сжатые кулаки начнут непроизвольно напрягаться. Их стягивает непонятная нам сила. Пусть этот процесс дойдет до конца. Когда напряжение в кулаках достигнет максимума, станет предельным и мышцы рук задрожат от перенапряжения, созданная нами программа избавления от страхов будет внедрена в структуры подсознания. А после этого начнется расслабление. Туго сжатые кулаки быстро разожмутся. Важно, чтобы мы сознательно в этом не участвовали. Процесс должен протекать самопроизвольно, без сознательного контроля.

Кулаки разжались, внутри все расслабилось, и пришла неожиданная легкость, какой давно уже не испытывали. Покарано ждать каких-то радикальных изменений, они проявят себя позже, но достаточно и того, что есть. Нужно спокойно выйти из помещения, где происходила психокоррекция, и отдохнуть. Расслабиться, попить чаю, послушать мягкую приятную музыку, просто поговорить с хорошим человеком о пустяках...

Как меняется человек после такой психокоррекции? Вместо пространных рассуждений о переменах расскажу реальный случай. Юрий П. работал прорабом лет двадцать. За эти годы насмотрелся всякого, понял, что нужно быть закрытым и недоступным для кого бы то ни было, поскольку его опыт говорил, что любой душевный порыв подчиненные или начальство могут использовать в своих целях. В результате непроходящего внутреннего напряжения заработал букет психосоматических болезней. Когда я объяснил ему методику самостоятельной психокоррекции и те действия, которые ему предстояло проделать самостоятельно, лишь ухмыльнулся. Он, человек практический, здравомыслящий, отнесся к моим предложениям скептически, потому что не поверил в возможность радикальных изменений за счет простого прохода сквозь какие-то эфемерные границы. На следующий день не делал ничего, а потом, видимо, просто забыл о советах. Когда вновь встретились, он лишь отмахнулся, мол, ерунда все это. Не делал и не буду — бесполезно...

Такая позиция распространена среди тех, кто считает себя здравомыслящими, практическими людьми. Но попробовать все же стоит, поскольку затрат для этого никаких не надо, а результат может оказаться неожиданным и необычайно эффективным.

Так и Юрий. Не хотел даже пробовать. Когда он снова пришел ко мне, я долго убеждал его проделать все прямо сейчас, в соседней комнате. Так и поступили. Поставили стулья в два ряда, и я оставил его одного. Что происходило внутри, я мог только слышать... Прорабы на стройке в выражениях не стесняются, так и здесь. Юрий выражал свои чувства очень сочно и ярко. Однако проделал все, что было нужно. Времени на это ушло минут тридцать. Затем дверь распахнулась, и он вышел из комнаты. Но говорить ничего не стал. Молчал, был сосредоточен, будто слушал себя изнутри. После этого я не видел его дня два. А потом он пришел сам и рассказал, что во время коррекции он почувствовал, как из головы назад, в пространство «болота», тянутся ниточки, которые держат его и не дают двигаться дальше. Вот тогда он и начал ругаться. Разозлился на себя, что не может оборвать какие-то несуществующие связи. Рванулся и прошел сквозь первый ряд стульев. Запоздало произнес необходимые формулировки, и стало легче. Словно что-то отпустило внутри, груз упал с плеч. Он двинулся ко второму ряду и преодолел его уже спокойнее и проще. А когда вышел в пространство «полной свободы» и сделал пальцевую закладку, кулаки стянула невидимая сила, руки напряглись до болезненных ощущений в мышцах, тело даже дрожало от напряжения. Потом все отпустило. Волной прокатилось по телу расслабление. И вместе с ним появилось чувство раскрепощения, избавления от внутренних пут...

На следующий день на работе он почувствовал первый результат психокоррекции. Если раньше он все время просчитывал варианты своего поведения, чтобы не задеть кого-то неосторожным словом или взглядом, то сейчас это напряжение ушло. Он общался с людьми свободно и легко, поступал так, как считал нужным. И в итоге его внутренняя свобода помогла разрешить несколько давних конфликтов, а самое главное, он избавился от постоянного непроходящего психологического напряжения. День прошел легко и радостно, дома все казалось не таким, как всегда. Привычный быт раскрылся перед ним новыми неожиданными гранями. Дети уже не вызывали раздражения своей шумной возней. Наоборот, он с удовольствием поиграл с ними и получил массу положительных эмоций от этого...

А пришел он спросить: надолго ли это его новое состояние? Ему настолько понравилось быть свободным от страхов, что он начал бояться их возобновления... Вот это и было негативным моментом в его поведении. Страх снова попасть в зависимость — это тоже страх, который может осесть внутри и сформировать новый пласт внутренних напряжений.

Когда мы провели с ним новую психокоррекцию и удалили этот страх, состояние стабилизировалось, и сейчас Юрий чувствует себя свободным, раскрепощенным и радостно смотрит на жизнь.

Полагаю, что нет необходимости как-то комментировать этот пример. Одно можно добавить: каждый способен провести психокоррекцию самостоятельно, для этого не нужно владеть какими-то особыми технологиями. Достаточно вашего искреннего желания. Важно помнить, что, когда придет чувство внутренней свободы, может возникнуть и страх потерять ее. И он способен спровоцировать новую атаку страхов. Если он появится, обязательно нужно повторить психокоррекцию и убрать его в самом начале, чтобы он не создавал новых внутренних напряжений.

Глава 22. УРОВЕНЬ НЕОБХОДИМОСТИ

Что такое уровень необходимости? Какую роль он играет в нашей жизни и как может быть использован для достижения успеха?

Само название уже объясняет многое. Поскольку у каждого человека уровень необходимости неповторимый, он определяет потенциальные возможности индивида. К проявлениям уровня необходимости можно отнести такие, казалось бы, далекие от всякой мистики явления человеческой жизни, как профессиональный рост, повышение квалификации, обретение мастерства и т.п. Личный уровень необходимости любого человека имеет несколько состояний. Еще в детстве закладывается первичная программа, которая отражается в жизнеспособности ребенка, его поисковой активности, стремлении к познанию окружающего мира. В отрочестве добавляется новый опыт физиологического чувствования жизни, проявления полового созревания, осознание того, что люди вокруг разные и могут реагировать на события внешнего мира по-разному. В эту пору появляется второй объем уровня необходимости. Очередное изменение личного уровня необходимости происходит в юности, когда значительно расширяется опыт чувственного восприятия жизни, а мир уже отчетливо разделяется на плохих и хороших, приобретает в глазах юного человека полярные проявления. Это пора максимализма, когда человек видит в жизни только темное и светлое, с неяркими оттенками. Но эти возрастные проявления уровня необходимости реализуются в объеме потенциального уровня необходимости, который дается каждому вне зависимости от социального происхождения, материальных обстоятельств жизни и других факторов. Именно потенциальный объем уровня необходимости определяет личные возможности человека во взрослой жизни, когда уже сложились определенные рамки бытия и человек живет стереотипами, выработанными жизнью.

Сам по себе уровень необходимости не означает наличия или отсутствия каких-то возможностей или способностей. Это качественные показатели, которые человек приобретает с опытом, в процессе самосовершенствования и работы над собой. Однако рубежи личных способностей определены потенциальными размерами уровня необходимости.

Конечно, живи мы в других условиях и обстоятельствах, мы, вероятно, заполняли бы пространство уровня необходимости другими способностями и другим опытом. Но мы пребываем в рамках определенных жизненных стереотипов, и потому наполнение объема уровня необходимости идет по заранее известной схеме. Человек рождается, растет, накапливает опыт и достигает личных вершин. А потом стареет и умирает. Хотя сами по себе стереотипы такого развития жизненных событий не означают, что это единственно возможный вариант. Вполне вероятны и другие сценарии жизненной реализации и, соответственно, иные проявления уровней необходимости. Но мы имеем то, что имеем. Поэтому нет смысла рассуждать сейчас о том, что было бы, если бы все вокруг стало другим. Поговорим о структуре уровня необходимости и о том, как он влияет на реальную жизнь человека.

Уровень необходимости определяет потенциал человека, верхнюю планку личных возможностей и достижений. Хотя надо сказать, что уровень необходимости — это не константа, он может изменяться, и во власти самого человека все оставить так, как дано от рождения, либо же осознать смысл этой структуры и активно изменять ее, чтобы достигнуть высочайших уровней личного развития.

Нынешние скоробогатики сумели изменить свой уровень необходимости, заставили его работать в ином режиме, и поэтому им удалось создать капитал. Но если психологическая основа человека не изменилась, то есть риск, что накопленное богатство может быть растрачено по пустякам. Личный уровень необходимости не просто определяет потенциал человека, но и способствует формированию нового отношения к жизни, капиталу и делам, которыми занимается человек.

Но для того чтобы понять, как влияет уровень необходимости на отношения, дела и поступки, нужно разобраться, что представляет собой эта структура, где расположена и как влияет на мировосприятие человека.

Если вы хотите понять, готов человек к активным действиям, в том числе и созданию капитала, или нет, определить это по внешним признакам бывает сложно. Зрительное восприятие может обмануть. Мы составляем впечатление о человеке по внешним признакам: одежда, выражение лица, манера разговора, поведения и т.п. Все это легко поддается коррекции, и можно специальными тренировками создать определенный имидж. На это и рассчитывают имиджмейкеры, формирующие образ публичных политиков или бизнесменов.

На самом деле за импозантной внешностью довольно часто скрывается пустышка. Такая дутая фигура способна на обещания, но вряд ли выполнит их. Реалии нашей жизни дают множество примеров, подтверждающих это. Причем тот, кто с пафосом обещает, потом с таким же пафосом доказывает, что он не выполнил своих обещаний по объективным причинам.

Наиболее реальный способ оценки человека, которому вы хотите доверить свои деньги или отдать свой голос, — это умение почувствовать его уровень необходимости. А для этого нужна особая настройка. В жизни при первом контакте людей каждый проводит бессознательный экспресс-анализ соответствия собеседника своим запросам. Но поскольку информация воспринимается бессознательными структурами психики, то она может появиться в нашем сознании как ощущения. Подсознание не имеет права голоса, но оно может формировать яркие, порой даже очень яркие ощущения, которые гораздо многообразнее речи или мыслей. В каждом конкретном случае ощущения из подсознания подсказывают, приятен вам человек или нет. Знаете, как бывает: впервые встретился с человеком и вдруг понимаешь, что он тебе безотчетно неприятен. Или наоборот, неожиданно располагает к себе и хочется довериться ему, хотя никаких видимых причин для этого нет и знакомы вы всего несколько минут. Такими чувственными сигналами наше подсознание дает нам знать, что с кем-то лучше не связываться и держаться от него подальше. А с кем-то можно налаживать доверительные отношения и рассчитывать на взаимность. В таких случаях сигнал подсознания настолько силен, что пренебречь им попросту невозможно. Можно, конечно, подавить его волевыми усилиями, не обращать внимания на свои внутренние переживания, но это не изменит глубинной реакции человека, и все равно наступит момент, когда подсознание переломит ход событий. Неосторожно брошенное слово, неловкое действие, неправильный жест проявят ваше глубинное отношение к человеку и могут оборвать контакт.

В тех случаях, когда не возникает сложных и противоречивых внутренних переживаний, чаще всего люди нейтральны друг к другу и формируют свое отношение в процессе общения. Главную роль здесь играют визуальные впечатления. А нам нужно освоить особый способ настройки, который позволит быстро распознать глубинную суть другого человека, понять, каковы возможности вашего партнера, на что можно рассчитывать в деловом общении с ним.

Вокруг каждого из нас существует множество каналов, по которым подсознание получает информацию о другом человеке. Есть каналы проявленные, имеющие конкретное выражение на теле, а есть непроявленные, по которым поступает скрытая, неочевидная информация. К проявленным относятся глаза, лицо, микромимика, руки, осанка и многое другое. По сути дела, все тело человека может рассказать о глубинных намерениях, нужно только умело выслушать этот рассказ. Я предлагаю обратить особое внимание на тыльную сторону левой ладони. Для чувственного анализа эта зона наиболее информативна и показательна. Мы уже пользовались этим методом, когда определяли психотипы человека.

Если в хиромантии знания о человеке складываются из анализа линий, бугорков и точек на ладони, то тыльная сторона руки может рассказать нам о характере человека, о скрытых особенностях личности, перспективах жизненного развития, а также об уровне необходимости.

Для того чтобы понять, каков уровень необходимости вашего собеседника или просто случайного человека, нам нужно создать внутреннее желание. К примеру, зададим себе мысленную программу: хочу понять, каков уровень необходимости такого-то человека. Еще раз напомню, что под уровнем необходимости мы понимаем особое пространство, окружившее человека со всех сторон наподобие облака. Это облако невидимо, неощутимо и служит аккумулятором потенциальных возможностей. У каждого человека практический уровень необходимости свой. Существует еще и потенциальный объем уровня необходимости. Он означает непроявленные возможности человека. Очень часто бывает, что эти возможности спят всю жизнь и человек не реализует их, но они есть, могут быть активизированы и использованы для изменения жизни.

Сконцентрируем внимание и взгляд на тыльной стороне ладони другого человека. Представим, как от глаз к руке вашего партнера протягиваются ниточки-лучи взгляда. По ним, как по чувствительным струнам, передается огромный объем информации. Сначала это будет сумятица ощущений, сумбур, в котором трудно разобраться... Но мы уже сформировали определенную внутреннюю программу, и она из многообразия нахлынувших впечатлений выделяет те, что нужны нам. Наблюдая так за партнером, вы почувствуете вокруг него некий объем... Это ощущение поначалу неяркое, даже смазанное. Но по мере накопления опыта чувствование объема уровня необходимости будет проявляться все ярче.

Тренировки просты: старайтесь при каждом удобном случае фиксировать взглядом тыльную сторону ладони другого человека и чувствовать объем его уровня необходимости. И неважно, точна ваша информация или нет. Дело не в этом, а в том, чтобы обрести специальные навыки. И еще один плюс такой работы: можно считывать информацию с тыльной стороны руки другого человека, даже не видя его лица или особенностей внешности. Это будет чистый опыт, поскольку внешность не повлияет на объективность оценки. Скажем, мужчина, который наблюдает за хорошенькой женщиной, неосознанно может себе подыгрывать и почувствовать не реальный уровень необходимости, а его потенциальный объем. И это понятно, вниманием наблюдателя владеет не столько желание почувствовать реальную ситуацию, сколько смазливое личико дамы.

Наблюдение за случайными людьми на улицах, в транспорте или других местах даст интересные результаты: выяснится, что уровень необходимости одного человека значительно отличается от аналогичной структуры другого объемом, наполненностью, плотностью и даже конфигурацией. Этические оценки подобных опытов не должны вас волновать. Ваше внимание никоим образом не отражается на самочувствии человека, и то, что вы почувствовали его уровень необходимости, не значит ровным счетом ничего. Человек скорее всего даже не заметит вашего внимания. Анонимность практики в общественных местах хороша еще и тем, что вы не оказываете никакого опосредованного влияния на других. Фиксированный взгляд, концентрация внимания и... выбор нового объекта наблюдения. Это ваш личный опыт и наработка навыков, которые не влияют на окружающих...

Накопив определенный опыт такого наблюдения, мы сможем в практических ситуациях получать интересующую информацию об уровне необходимости конкретного человека.

По возможности в процесс чтения скрытой информации надо включать не только тыльную сторону руки, но и все предплечье, до локтя. Настроимся своими ощущениями на тыльную сторону руки другого человека и почувствуем объем уровня необходимости. А теперь мысленно поднимемся по руке к локтю и послушаем свои ощущения. Появится отчетливое внутреннее понимание очертаний объема уровня необходимости, его конфигурации, места человека в этом объеме.

Наш опыт позволяет говорить о восьми основных типах уровней необходимости и положении человека в них. Все остальные варианты являются сочетанием восьми базовых.

Первый. Человек находится в центре объема уровня необходимости (УН) (рисунок 2). Объем ровный, округлый, без геометрических изменений. Он похож по форме на очень большое куриное яйцо. Такая форма УН характерна для людей активных, разносторонних, которые не ограничиваются одним делом и стараются освоить разные направления личного развития. Они здраво оценивают свой личный опыт и отдают себе отчет в том, что есть более высокие пределы совершенствования. Стремиться к ним или нет — это уже особенности их личного развития и реагирования на жизнь. Но в целом люди с такой конфигурацией УН гармоничны и разносторонне

 

 

Рисунок 2

Второй. Объем УН сдвинут вниз, и человек занимает верхнюю его часть (рисунок 3). Он у верхней границы, а под ногами — основное пространство УН. В этом случае можно говорить об отсутствии практической опоры под ногами. Объем УН позволяет достигать высоких уровней реализации в жизни, но положение человека внутри этого объема показывает, что он не заботится о создании прочной и надежной опоры. Он не стремится к тому, чтобы занять центральное положение внутри УН, и можно предположить, что такое положение внутри УН в конечном итоге приведет к разрушению жизненных наработок. Без фундамента не построишь прочного и надежного здания своего благополучия.

Третий. В этом случае объем УН, наоборот, сдвинут вверх, а человек пребывает на его дне (рисунок 4). Он имеет опору под ногами, но пространство над ним обширно, велико и недостижимо, поскольку подняться вверх без дополнительных усилий он не может. Такой тип расположения в объеме УН характерен для людей очень практичных, приземленных, не хватающих звезд с небес и, главное, не стремящихся к этому. Их устраивает тот небольшой мирок благополучия, который создан, а о большем мечтать они либо не хотят, либо же не позволяют себе этого. Жизненный девиз таких людей: «Мы «академиев» не кончали, зато живем не хуже других и на хлеб с маслом у нас хватает».

Четвертый. Объем УН сдвинут вперед и как бы сдавлен сверху (рисунок 5). Он похож на приплюснутый шар. Сам человек занимает в пространстве такого УН место у задней стенки. Перед ним — пространство действия.

 

Рисунок 3 Рисунок 4

 

Рисунок 5

Казалось бы, такое расположение человека в пространстве УН весьма перспективно, поскольку для реализации есть обширное пространство и в нем можно развернуться в полную силу. Все это было бы прекрасно, когда б не одно обстоятельство: УН сплюснут сверху и снизу, а это показатель того, что хозяин такого уровня необходимости имеет далеко идущие планы и даже амбиции, но все они приземленны и могут реализоваться в привычной сфере материальных отношений. Они не имеют глубинного духовного подкрепления. Этот же вариант УН может означать, что человек, обладающий таким уровнем, предается бесплодным мечтаниям. Он очищает пространство будущего от возможных реальных дел и наполняет его своими иллюзиями. В первом случае реализация будет, но вот удовлетворения это человеку не принесет, поскольку свершились его материальные замыслы, но они не принесли глубокого морального удовлетворения. А это уже прямой путь к усталости психики.

Во втором случае бесплодные мечтания вряд ли когда-нибудь превратятся в материальную реальность. И конечно же, пустые иллюзии не принесут никакого морального удовлетворения. Скорее наоборот. Только разочарование и новый виток напрасных ожиданий.

Пятый. Объем УН сдвинут таким образом, что пространство остается позади человека, а он оказывается лицом перед самой границей уровня (рисунок 6). По сути, человеку некуда двигаться, так как пространство перед ним ограничено, зато сзади оно — большое. И такой УН также приплюснут сверху. Это непродуктивный вариант взаимного расположения человека и его уровня необходимости. Это индивид, живущий прошлым, памятью, воспоминаниями о былых заслугах или свершениях

 

Рисунок 6

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.