9 И Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город.
2. И вот поднесли к Нему на носилках больного, лежащего в параличе. Видя веру этих людей, сказал Иисус больному:
«Не бойся, чадо! Прощаются грехи твои».
3. И вот некие из книжников сказали про себя:
«Да Он кощунствует!»
4. Иисус, зная их помышления, сказал:
«К чему вы помышляете в сердцах ваших недоброе? 5. Ведь что легче, сказать ли: "прощаются грехи твои", — или сказать: "встань и ходи"? 6. Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий на земле власть прощать грехи…» — тут говорит Он параличному:
«Встань, возьми твои носилки и ступай в дом твой!»
7. И тот встал и пошел в дом свой. 8. Видя это, народ устрашился и восславил Бога, давшего людям такую власть.
9. И проходя дальше, Иисус увидел человека, сидящего на месте сбора пошлин, которого звали Матфей, и говорит ему:
«Следуй за Мной!»
И тот встал и последовал за Ним. 10. И было, когда Он возлежал {стр. 23} за столом в доме, вот, во множестве пришли мытари и грешники, чтобы разделить трапезу с Иисусом и учениками Его. 11. Видя это, стали фарисеи говорить ученикам Его:
«Что это Учитель ваш ест [и пьет] с мытарями и грешниками?»
12. Он же, услышав это, сказал:
«Не здоровым нужен врач, а больным. 13. Так идите, научитесь, что значит слово: "Милости хочу, а не жертвоприношения". Ведь я пришел призвать [к покаянию] грешных, а не праведников».
14. После приходят к Нему ученики Иоанна и говорят:
«Почему мы и фарисеи [часто] постимся, а Твои ученики не постятся?»
15. И сказал им Иисус:
«Могут ли гости на брачном пиру изъявлять скорбь, пока Жених с ними? Но придут дни, когда отнимут у них Жениха, и тогда станут они поститься. 16. Никто не ставит заплату из новой ткани на ветхую одежду; вновь пришитое потянет на себя старое, и разрыв сделается еще хуже. 17. И не наливают молодое вино в мехи ветхие, а то прорвутся мехи: и вино вытечет, и мехи пропадут. Нет, молодое вино вливают в мехи новые, и тогда в целости то и другое».
18. Когда Он говорил им это, вот, один старейшина, приблизясь, поклонился Ему в ноги, говоря:
«Дочь у меня только что скончалась; но приди, возложи руку Твою на нее, и она будет жить».
19. И встал Иисус, и пошел вместе с учениками Своими за ним. 20. И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечениями, прикоснулась к бахроме на плаще Его. 21. Ибо она думала про себя:
«Если только прикоснусь к одежде Его, буду спасена!»
22. Иисус же, обернувшись и увидев ее, сказал:
«Не бойся, дочь Моя! Твоя вера спасла тебя».
И нашла женщина та избавление с того же часа. 23. А Иисус, войдя в дом старейшины и увидав флейтистов и смятенную толпу, 24. говорил:
«Уходите! Девочка не умерла, она спит!»
И над Ним смеялись. 25. Но когда удалили толпу, Он вошел и взял ее за руку, и девочка встала. 26. И слух об этом распространился по всей земле той.
{стр. 24}
27. А когда Иисус шел оттуда, за Ним шли двое слепых, крича Ему:
«Смилуйся над нами, [Иисус,] Сын Давидов!»
28. Когда же Он пришел домой, слепые приблизились к Нему. И говорит им Иисус:
«Веруете ли, что Я могу это сделать?»
Они говорят Ему:
«Да, Господи!»
29. Тогда Он прикоснулся к их глазам, говоря:
«Да будет по вере вашей!»
30. И открылись у них глаза. А Иисус строго повелел им:
«Смотрите, чтобы никто не узнал об этом».
31. Но они, уйдя, разнесли слух о Нем по всей земле той.
32. И как раз они уходили, как привели к Нему человека, страдавшего немотой и одержимого бесом; 32. и когда бес был изгнан, немой заговорил. И дивился народ, говоря:
«Никогда еще не было видано такого во Израиле!»
34. Но фарисеи говорили:
«Действием князя бесов изгоняет Он бесов».
35. И обходил Иисус все города и селения, уча в местных синагогах, возвещая Благовестие Царства и исцеляя всякий недуг и всякую немощь. 36. Но видя толпы народа, ощутил Он жалость к ним, потому что они были удручены унынием, как овцы без пастуха. 37. Тогда говорит Он ученикам Своим:
«Жатва обильная, а работников мало; так просите Хозяина жатвы, чтобы Он выслал работников убирать жатву Свою».
10 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую немощь. 2. Имена же Двенадцати Апостолов таковы: во-первых, Симон, по прозванию Петр, и брат его Андрей, и Иаков, сын Зеведея, и брат его Иоанн, 3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей Мытарь, Иаков, сын Алфея, и Фаддей, 4. Симон Кананит и Иуда Искариот, тот, что предал Его. 5. Этих-то Двенадцать послал Иисус, наказав им:
{стр. 25}
«На путь язычников не вступайте, и в город к самаритянам не входите, 6. a идите прежде к потерянным овцам Дома Израилева. 7. И когда пойдете, возвещайте, что близко Царство Небесное; 8. больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили — даром давайте. 9. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясах ваших, 10. ни сумы на дорогу, ни второй рубахи, ни обуви, ни посоха; труженик зарабатывает себе пропитание. 11. И в какой бы город или селение вы ни вошли, вызнайте, кто в нем есть достойный, и у него оставайтесь, пока не тронетесь в путь. 12. А когда вы в дом входите, призывайте на него мир, 13. и если дом того достоин, да сойдет на него мир ваш, а если не достоин, да возвратится мир ваш к вам. 14. Если же кто не примет вас и не послушает слов ваших, выйдите вон из дома того или из города того, отрясая прах от ног ваших. 15. Воистину говорю вам, легче будет в Судный День краю Содома и Гоморры, нежели тому городу. 16. Вот, я посылаю вас, как овец к волкам; так будьте же разумны, как змеи, и бесхитростны, как горлицы. 17. Остерегайтесь людей, потому что они предадут вас на суд, и в синагогах своих станут вас бичевать, 18. и к правителям и царям поведут вас ради Меня, чтобы вы принесли свидетельство перед ними и перед язычниками. 19. А когда предадут вас, не тревожьтесь, как и что вам говорить, ибо в тот час будет вам дано, что говорить; 20. потому что не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить через вас. 21. И предаст на смерть брат — брата, и отец — свое дитя, и дети восстанут на родителей и умертвят их, 22. и всеми будете вы ненавидимы за имя Мое; но тот, кто вытерпит до конца, обретет спасение. 23. А когда будете вы гонимы в одном городе, бегите в другой. Воистину говорю вам: не успеете обойти всех городов Израиля, как придет Сын Человеческий. 24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше своего господина. 25. Довольно для ученика, чтобы он стал, как учитель, и слуга — как его господин. Если хозяина дома прозвали Вельзевулом, то уж домочадцев его и подавно. 26. А потому не страшитесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы известным. 27. То, что Я говорю вам в темноте, скажите при свете дня, и то, что нашептано вам на ухо, возвестите с кровель. 28. Не бойтесь тех, что умерщвляют тело, а душу {стр. 26} умертвить не властны; бойтесь лучше Того, Кто властен и душу, и тело предать геенне. 29. Не за один ли ассарий продают двух воробьев? Однако же ни один из них не упадет наземь без воли Отца вашего. 30. А у вас и волосы на голове все сочтены. 31. Так не страшитесь же: вам цена больше, чем многому множеству воробьев. 32. Итак, всякого, кто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Отцом Моим Небесным; 33. а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным. 34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. 35. Ведь Я пришел:
"разделить человека — с отцом его,
и дочь — с матерью ее,
и невестку — со свекровью ее;
36. и враги человеку — домочадцы его".
37. Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня; 38. и тот, кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня. 39. Кто бережет жизнь Свою, утратит ее, а тот, кто утратит жизнь свою ради Меня, обретет ее.
40. Кто принимает вас, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, принимает Того, Кто послал Меня. 41. Кто принимает пророка ради того, что это пророк, получит награду, как пророк; и кто принимает праведника ради того, что это праведник, получит награду, как праведник. 42. И если кто всего лишь напоит одного из этих малых ради того, что это ученик Мой, воистину говорю вам, тот не лишится причитающейся ему награды».
11 И было: когда окончил Иисус эти наставления двенадцати ученикам Своим, Он пошел оттуда, чтобы учить и проповедовать в городах по пути.
2. Между тем Иоанн, прослышав в темнице о деяниях, которые совершал Христос, послал учеников 3. задать Ему вопрос:
«Ты ли — Тот, Кто должен придти, или ждать нам другого?»
4. И ответил им Иисус:
«Пойдите и расскажите Иоанну, что вы слышите и видите: 5. сле{стр. 27}пые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие начинают слышать, мертвые воскресают и убогие приемлют Благовестие; 6. и блажен, кто не усомнится во Мне».
7. Когда же они ушли, стал Иисус говорить народу об Иоанне:
8«Что желали вы увидеть, когда ходили в пустыню? Не тростник же, что колышется под ветром? 9. На что вы шли посмотреть? На человека, облеченного в тонкие одежды? Нет, те, кто носят тонкие одежды, — в жилищах царей. Так кого же вы шли увидеть? Пророка? Да, говорю вам, и больше, нежели пророка. 10. Он — тот, о ком написано:
"Вот, Я посылаю вестника Моего пред лицом Твоим, и он пред Тобою приготовит путь для Тебя".
11. Воистину говорю вам: не являлось между рожденных женщинами более великого, нежели Иоанн Креститель, однако наименьший в Царстве Божием больше, нежели он. 12. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им. [*] 13. Ибо все Пророки, как и весь Закон, до Иоанна пророчествовали. 14. И он, если вы готовы принять это, и есть тот Илия, которому должно придти. 15. Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!
16. Но с кем Я сравню это поколение? Словно дети кричат друг другу, сидя на площади:
17. "Мы играли вам на флейте, что же вы не плясали?" "Мы завели причитание, что же вы не рыдали?"
18. Вот, пришел Иоанн, не ест и не пьет, и они говорят: "в нем бес". 19. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и они говорят: "это чревоугодник и винопийца, друг мытарей и грешников". Но оправдана Премудрость делами своими». [*]
20. Затем начал Он укорять города, в которых совершена была большая часть чудес Его, за то, что они не покаялись:
21. «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы в Тире и Сидоне явлены были такие чудеса, какие явлены были у вас, они давно принесли бы покаяние в рубище и пепле. 22. Да, говорю Я вам, Тиру и Сидону легче будет в День Суда, нежели вам. 23. И ты, Капернаум, думаешь ли ты, что до неба вознесешься? До {стр. 28} преисподней будешь ты низвержен, потому что если бы в Содоме явлены были такие чудеса, которые явлены были в тебе, стоял бы он и до сего дня. 24. Да, говорю Я вам, земле Содомской легче будет в День Суда, нежели тебе».
25. В то время, продолжая Свою речь, Иисус сказал:
«Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты открыл младенцам сокрытое от мудрых и разумных; 26. да, Отче, ибо таково было Твое благоволение! 27. Все вверено Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и еще того, кому Сын пожелает открыть. 28. Придите ко Мне, все страждущие и удрученные, и Я дам вам покой. 29. Примите иго Мое на ваши плечи и выучитесь научению Моему, ибо Я кроток и смиренен сердцем, и успокоятся души ваши; 30. ибо иго Мое сладко и бремя Мое легко».
12 В то время шел Иисус во время субботнее мимо хлебов; и вот ученики Его проголодались и стали срывать колосья и есть. 2. А фарисеи, увидевши это, сказали Ему:
«Смотри, ученики Твои делают то, чего в субботу делать не дозволено».
3. А Он сказал им:
«Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его проголодались: 4. как он вошел в Дом Божий, и они вкушали жертвенные хлебы, которых не дозволено было вкушать ни ему, ни людям его, а одним только священникам? 5. Разве вы не читали в Законе, что священники, трудящиеся во Храме во время субботнее, нарушают субботу, однако вины не имеют? 6. А Я говорю вам: то, что здесь, больше, нежели Храм. 7. Если бы вы понимали, что значат слова: "Милости хочу, а не жертвоприношения", — то не осудили бы тех, на ком нет вины. 8. Ибо Сын Человеческий имеет власть и над субботой».
9. И оставив то место, пришел Он в местную синагогу. 10. И вот, там человек с сухою рукой. И те, что искали повода обвинить Иисуса, задали Ему вопрос:
«Разрешено ли исцелять во время субботнее?» 11. А Он сказал им:
{стр. 29}
«Есть ли среди вас такой, что если во время субботнее единственная его овца упадет в яму, тотчас не вытащит ее? 12. Насколько же человек дороже овцы! Итак, дозволено в субботнее время делать добро».
13. Тут говорит Он человеку тому:
«Протяни твою руку!»
И тот протянул, и стала она вновь здоровой, как другая. 14. А фарисеи, выйдя, сговаривались, каким способом погубить Иисуса; но Он, ведая это, удалился оттуда. 15. И пошли за Ним многие, и Он исцелил их всех, 16. и строго повелел им не объявлять о Нем всенародно, 17. да сбудется сказанное через пророка Исаию, у которого говорится:
18. «Вот Служитель Мой, Которого Я избрал,
Возлюбленный Мною,
к Кому благоволит душа Моя!
Изолью Дух Мой на Него,
и возвестит Он суд Мой язычникам.
19. Не будет пререкаться, не возопит,
не услышат на улицах гласа Его.
20. Он тростника надломленного не преломит
и лампады тлеющей не угасит,
доколе не доставит победы суду;
21. и на имя Его уповать будут язычники».
22. Затем привели к Нему бесноватого, который был и слеп, и нем; и Он исцелил его, так что стал слепой и немой и говорить, и видеть. 23. И дивился весь народ, и говорил:
«Уж не Он ли — Сын Давидов?»
24. А фарисеи, услышав это, сказали:
«Не иначе как действием Вельзевула, князя над бесами, изгоняет Он бесов!»
25. Но Он, ведая помышления их, сказал им:
«Всякое царство, что в раздоре с самим собой, придет в запустение, и всякий город или дом, что в раздоре с самим собой, не устоит. 26. И если сатана изгоняет сатану, значит, у него с самим собой раздор; как же устоит царство его? 27. И если Я действием Вельзевула изгоняю бесов, чьим действием изгоняют их сыновья ваши? Потому они будут вам судьями. 28. Но если Я действием Духа Божьего изгоняю {стр. 30} бесов, значит, Царство Божие настигло вас. 29. Разве может кто войти в дом сильного и похитить скарб его, покуда он прежде не свяжет сильного? Лишь после этого возможно расхищать дом его. 30. Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.
31. А потому говорю вам: всякий грех и всякая хула будут прощены людям, но хула на Духа не будет прощена людям. 32. И кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему, но кто скажет слово против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом мире, ни в будущем. 33. Или древо признайте добрым и плод его добрым, или древо признайте худым и плод его худым; ибо древо распознается по плоду. 34. Порождения змеиные, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Чем полно сердце, то и выговаривают уста. 35. Добрый человек из сокровищницы добра извлекает добро, а злой человек из сокровищницы зла извлекает зло. 36. И говорю вам, что за каждое недолжное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда; так что твоими же словами 37. ты будешь оправдан, и твоими же словами будешь осужден».
38. Тогда возразили Ему некие из числа книжников и фарисеев: «Учитель! Мы хотим видеть от Тебя знамение».
39. Но Он сказал им в ответ:
«Поколение злое и заблудшее требует знамения, но не будет ему знамения, кроме знамения пророка Ионы. 40. Ибо как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи. 41. Ниневитяне воскреснут во время Суда вместе с поколением этим и осудят его, ибо они сотворили покаяние, услышав проповедь Ионы; и вот, то, что здесь, больше, нежели Иона. 42. Царица Юга восстанет во время Суда вместе с поколением этим и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрость Соломона; и вот, то, что здесь, больше Соломона.
43. Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по местам безводным, ища отдыха, и не находит. 44. Тогда говорит он: "вернусь-ка я в дом мой, откуда вышел", — и придя, находит его пустующим, подметенным и прибранным. 45. Тогда он идет и забирает с собою семь других духов, еще лютее, чем он сам, и они, войдя, вселяются там, так {стр. 31} что под конец человеку тому еще хуже, чем было в начале; так будет и с этим злым поколением».
46. Он еще говорил к народу, — и вот, Мать Его и братья Его стали перед домом, желая говорить с Ним. 47. И кто-то сказал ему:
«Вот, Твоя Мать и Твои братья стоят перед домом, желая говорить с Тобой».
48. А Он возразил говорящему: «Кто Мне мать, и кто Мне братья?»
49. И указав рукой Своей на учеников Своих, Он сказал:
«Вот Моя мать и Мои братья! 50. Ибо кто исполнит волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
13 В тот же день, выйдя из дома, сидел Иисус возле моря. 2. И собралось к Нему множество народа, так что Ему пришлось сесть в лодку, между тем как весь народ стоял на берегу. 3. И Он много говорил к ним притчами:
«Вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда сеял он, часть семян упала возле дороги, и птицы, слетевшись, 5. поклевали их; часть упала на камень, где мало было земли, и эти семена проросли быстро, ибо земля была неглубокая, 6. но чуть взошло солнце, ростки были обожжены и, не укоренясь, засохли; 7. часть упала среди терния, и терние, поднимаясь, заглушило их. 8. Но часть семян упала на землю добрую, и приносили семена плод — какие стократный, какие шестидесятикратный, а какие тридцатикратный. 9. Имеющий уши да слышит!»
10. И ученики, приблизясь, спросили Его:
«Почему Ты говоришь для них притчами?»
11. И Он сказал им в ответ:
«Потому что вам дано познать тайны Царствия Небесного, а им не дано; 12. ибо каждому, кто имеет, будет дано в преизбытке, но у каждого, кто не имеет, отнято будет и то, что у него есть. 13. Я потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, а слыша, не слышат и не разумеют, 14. и исполняется на них пророчество Исаии, гласящее:
"Слухом услышите и не уразумеете,
очами поглядите, и не увидите;
15. ибо отучнело сердце народа сего,
{стр. 32}
и туги стали они на ухо,
и прикрыли они глаза свои,
чтобы глазами не увидеть,
и ушами не услышать,
и не уразуметь сердцем,
и чтобы Я не исцелил их".
16. Но у вас блаженны очи, ибо видят, и уши, ибо слышат. 17. Воистину говорю вам, что многие пророки и праведники вожделели видеть то, что видите вы, — и не увидели, и слышать то, что слышите вы, — но не услышали.
18. Итак, послушайте вы, что значит притча о сеятеле. 19. Ко всякому, кто слышит слово о Царствии, не разумея, приходит Лукавый и уносит то, что было посеяно у него в сердце; это значит сеять возле дороги. 20. А сеять на камень — это как с тем, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, 21. но не дает ему укорениться в себе и непостоянен; а когда приходят утеснения и гонения за слово, тотчас впадает в соблазн. 22. А сеять в тернии — это как с тем, кто слышит слово, однако заботы мира сего и обольщение богатства заглушают в нем слово, и оно делается бесплодно. 23. А сеять в землю добрую — это как с тем, кто слышит слово и разумеет его: он и плод принесет, кто стократный, кто шестидесятикратный, кто тридцатикратный».
24. И другую притчу предложил Он им:
«Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некто сеял доброе семя на поле своем; 25. а когда люди заснули, пришел враг его, и посеял посреди пшеницы плевелы, и ушел. 26. А когда взошла зелень и стала приносить плод свой, тогда явились и плевелы. 27. И рабы, придя к хозяину, сказали ему: "Господин, разве не доброе семя посеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?" 28. А он сказал им: "Некий враг сделал это". А рабы говорят ему: "Хочешь, мы пойдем и выполем их?" 29. Он же сказал: "Нет, чтобы, выпалывая плевелы, вы не повыдергали с корнем вместе с ними и пшеницу. 30. Дайте им произрастать рядом до самой жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите сначала плевелы и свяжите их в вязанки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою!"»
31. Другую притчу предложил Он им:
{стр. 33}
«Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял на поле своем. 32. Зерно это — изо всех семян самое малое; но когда посев разрастется, он делается как дерево, больше всех огородных растений, и птицы небесные, слетев, вьют гнезда в ветвях его».
33. Другую притчу сказал Он им:
«Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто».
34. Все это Иисус сказал народу притчами, а без притчи не говорил им ничего, 35. дабы исполнилось реченное через пророка:
«В притчах отверзу уста Мои,
от сложения мира сокрытое поведаю».
36. Затем, отпустив народ, пришел Он в дом, и приблизились к Нему ученики Его, говоря:
«Изъясни нам притчу о плевелах на поле!»
37. Он же сказал им в ответ:
«Сеющий семя доброе — Сын Человеческий, 38. а поле — мир; семя доброе — это сыны Царствия, а плевелы — сыны Лукавого; 39. враг, сеющий их, — диавол. Жатва — скончание века, а жнецы — ангелы. 40. Потому, как плевелы собраны и огнем сожжены, так будет и при скончании века: 41. пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут они из Царствия Его все соблазны и творящих беззаконие, 42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубовный. 43. Тогда праведные просияют, как солнце, во Царствии Отца своего. Имеющий уши да слышит!
44. Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот.
45. И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины, 46. и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить.
47. И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода; 48. а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать {стр. 34} хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон. 49. Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников, 50. и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный.
51. Все ли это вы поняли?»
Говорят они Ему:
«Да!»
52. А Он сказал им:
«Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое».
53. И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда. 54. И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении:
«Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса? 55. Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? 56. Разве сестры Его не живут все с нами. ? Откуда же у Него все это?»
57. И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им:
«Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем».
И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.
14 В то время дошел до тетрарха Ирода слух об Иисусе. 2. И сказал он людям своим:
«Это Иоанн Креститель; он восстал из мертвых, и потому в нем сила творить чудеса».
3. Дело в том, что этот Ирод схватил Иоанна, заковал в узы и заключил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа. 4. Ибо Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с ней». 5. И хотел бы Ирод убить его, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. 6. Но когда настал день рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед гостями и угодила Ироду; 7. поэтому он поклялся дать ей все, о чем бы она ни попросила. 8. А она по предварительному наущению своей матери говорит: «Дай мне здесь же голову Иоанна Крестителя на блюде!» 9. И как ни огорчен был царь, однако по при{стр. 35}чине клятвы перед гостями приказал, чтобы требуемое было дано, 10. и послал обезглавить Иоанна в темнице. 11. И принесли голову его на блюде, и дали девочке, а та отнесла матери. 12. И ученики Иоанна, придя, взяли его тело и погребли его, и пошли, и передали весть Иисусу.
13. А Иисус, когда узнал, удалился оттуда на лодке один в пустынное место; и народ из городов, услышав об этом, пошел за ним по суше. 14. И выйдя на берег, увидел Он множество народа, и сжалился над ними, и исцелил их больных.
15. Когда же наступил вечер, приблизились к Нему ученики, говоря:
«Место здесь пустынное, а час уже поздний; отпусти народ, пусть пойдут в села и купят себе еды».
16. А Иисус сказал им: «Им нет нужды уходить; дайте вы им поесть». Они же говорят Ему:
17. «У нас здесь ничего нет, только пять хлебов и две рыбы».
Но Он сказал:
18. «Несите Мне их сюда!»
19. И повелев людям возлечь на траве, взяв в руки пять хлебов и воззрев на небо, произнес Он благословение, преломил хлебы и дал ученикам, а ученики — народу. 20. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. 21. А всего едоков было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей.
22. И тотчас заставил Он учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. 23. А отпустив народ, взошел Он на гору, чтобы помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один. 24. А лодка была уже во многих стадиях от берега, и било ее волнами, ибо ветер дул противный. 25. А под утро Он пришел к ним, ступая по морю. 26. А ученики, видя, что ступает Он по морю, ужаснулись и стали говорить, что это-де призрак, и со страха закричали. 27. Но тотчас заговорил с ними Иисус:
«Мужайтесь, это Я! Не страшитесь».
28. А Петр сказал Ему в ответ:
{стр. 36}
«Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе по водам!»
29. Он же сказал: «Иди!»
И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу; 30. но, увидев, какой ветер, он устрашился и начал тонуть, и закричал:
«Господи, спаси меня!»
31. И тотчас Иисус, протянув руку, поддержал его, и говорит ему:
«Маловерный! Зачем ты стал сомневаться?»
32. И когда вошли они в лодку, ветер утих. 33. А те, что были в лодке, пали перед ним ниц, говоря:
«Ты воистину — Сын Божий!»
34. И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет. 35. И узнав Его, жители того места дали знать во всю округу; и доставляли к Нему всех больных, 36. и просили Его, чтобы только дозволено было дотронуться до кистей одежды Его; и все, кто дотрагивались, были спасены.
15 После приходят к Иисусу фарисеи и книжники из Иерусалима, которые говорят:
2. «Зачем ученики Твои нарушают предания древних? Ведь они не совершают омовения рук, когда вкушают хлеб свой».
3. Он же сказал им в ответ:
«А вы зачем нарушаете заповедь Божью в угоду вашему преданию? 4. Ведь Бог сказал: "Чти отца твоего и матерь твою", и еще: "кто хулит отца или матерь, смертию да умрет". 5. А вы говорите: "Кто скажет отцу или матери: "Дар Богу то, что тебе причиталось от меня", — 6. тому будто и не нужно почитать отца"; и вы упразднили слово Божие в угоду преданию вашему. 7. Лицедеи! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, сказав:
8. "Народ этот устами чтит Меня,
сердце же его далеко от Меня;
9. но всуе воздают Мне честь,
уча наставлениям человеческим"».
10. И перед народом Он сказал им:
{стр. 37}
«Услышьте и уразумейте. Не то, что входит в уста, оскверняет человека; 11. но то, что исходит из уст, оно оскверняет человека».
12. Тогда ученики Его, приблизясь, говорят Ему: «Знаешь ли ты, что фарисеи, услышав Твое слово, впали в соблазн?»
13. А Он сказал им в ответ:
«Всякий росток, который насажден не от Отца Моего Небесного, будет исторгнут с корнем. 14. Оставьте их; это слепые вожатаи. А если поведет слепой слепого, оба падут в яму».
15. А Петр на это сказал Ему:
«Объясни нам притчу ту».
16. Он же сказал:
«И вы доселе не разумеете? 17. Не понятно вам, что все входящее в уста идет во чрево, а оттуда выбрасывается в отхожее место? 18. Но то, что исходит из уст, исходит из сердца, и это оно оскверняет человека. 19. Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, разврат, воровство, лжесвидетельства, богохульства. 20. Вот что оскверняет человека; а есть, не совершив омовения рук, не оскверняет человека».
21. И уйдя оттуда, Иисус удалился в пределы Тира и Сидона. 22. И вот некая хананеянка, жительница тех мест, возопила:
«Смилуйся надо мной, Господи, Сын Давида! Моя дочь тяжко одержима бесом!»
23. Он же не ответил ей ни единого слова. И ученики Его, приблизясь, стали просить Его:
«Отпусти ее, а то она идет за нами и вопит».
24. А Он сказал им в ответ: «Я не послан ни к кому, кроме как к потерянным овцам Дома Израилева».
25. Но она, подойдя, кланялась Ему в ноги и говорила: «Господи! Помоги мне».
26. Он же сказал в ответ:
«Не хорошо отнять хлеб у детей и кинуть его щенятам».
27. А она сказала:
{стр. 38}
«Да, Господи! Но ведь и щенята едят крохи, что падают со стола хозяев их».
28. Тогда сказал ей в ответ Иисус;
«О женщина! Велика твоя вера. Да будет тебе то, чего хочешь!»
И здравой была дочь ее с того самого часа.
29. И уйдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому; и поднявшись на гору, сидел там. 30. И приблизилось к Нему множество народа с хромыми, слепыми, увечными, немыми и многими прочими больными; и клали их к ногам Его, и Он исцелял их, 31. так что дивился народ, видя, что немые вещают, увечные здравствуют, и хромые ходят, и слепые видят; и восславили они Бога Израилева.
32. А Иисус, призвав учеников Его, сказал:
«Жаль Мне народа; они со Мной уже три дня, и есть им нечего. И не хочу отпустить их голодными, чтобы не изнемогли они в дороге».
33. И говорят Ему ученики:
«Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить весь этот народ?»
34. И говорит им Иисус:
«Сколько у вас хлебов?»
А они сказали:
«Семь хлебов и немного рыбок».
35. И Он, повелев толпе возлечь на земле, 36. взял в руки семь хлебов и рыбы, произнес благодарение, преломил и дал ученикам, а ученики — народу; 37. и все ели, и насытились, и набрали оставшихся кусков полные семь корзин. 38. А едоков было четыре тысячи, не считая женщин и детей.
39. И отпустив народ, вошел он в лодку и отплыл к пределам Магадана.
16 И приблизились к Нему фарисеи и саддукеи, желая испытать Его, и требовали явить им знамение с неба. 2. Но Он сказал им в ответ:
«На закате вы говорите, что распогодится, потому что небо в огне; 3. а поутру, что быть сегодня ненастью, потому что небо багрово {стр. 39} и мутно. Так о лице неба вы умеете судить, а о знамениях времен не можете? 4. Поколение злое и неверное ищет знамения, но не будет ему знамения, кроме знамения Ионы». И Он удалился, оставив их.
5. И при переправе на другой берег забыли ученики взять хлебы. 6. А Иисус сказал им:
«Смотрите, остерегайтесь закваски фарисейской и саддукейской!»
7. Они же толковали между собой:
«Это что мы хлебов не взяли».
8. Но Он, приметив, сказал:
«Маловерные, что вы толкуете между собой, что нет у вас хлебов? 9. Вы все еще не понимаете, и не помните про пять хлебов для пяти тысяч, и сколько вы набрали коробов? 10. Или про семь хлебов для четырех тысяч, и сколько вы набрали корзин? 11. Как же вы не разумеете, что не о хлебах Я сказал, велев остерегаться закваски фарисейской и саддукейской?»
12. Тогда поняли они, что Он велел остерегаться не закваски хлебной, но от учения фарисейского и саддукейского.
13. А придя в окрестности Кесарии Филипповой, спрашивал Иисус учеников Своих:
«За кого почитают люди Сына Человеческого?»
14. Они же отвечали:
«Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков».
15. Говорит Он им:
«А вы за кого почитаете Меня?»
16. А Симон Петр сказал в ответ: «Ты — Христос, Сын Бога Живого!»
17. Иисус же сказал в ответ ему:
«Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. 18. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою; и врата Ада не {стр. 40} одолеют ее. [*] 19. Дам Я тебе ключи Царствия Небесного, и что свяжешь ты на земле, связано будет на небесах, а что разрешишь на земле, разрешено будет на небесах».
20. Затем Он наказал ученикам Своим никому не говорить, что Он есть Христос.
21. С тех пор начал Иисус изъяснять ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим, и претерпеть много страданий от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. 22. И Петр, отозвав Его в сторону, принялся Его отговаривать:
«Боже Тебя сохрани, Господи! Только бы этого с Тобой не было!»
23. Он же, обернувшись, сказал Петру: «Прочь, сатана! Ты вводишь Меня в соблазн, ибо мысли твои — не Божьи, но человеческие».
24. Тогда сказал ученикам Своим Иисус:
«Если кто хочет за Мною пойти, пусть отречется от самого себя, и возьмет крест свой на плечи, и следует за Мною. 25. Ибо кто хочет сохранить жизнь свою, погубит ее; а кто погубит жизнь свою ради Меня, обретет ее. 26. Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? Или какой выкуп даст человек за жизнь свою? 27. Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его. 28. Воистину говорю вам: среди тех, кто здесь стоит, есть такие, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем».
17 И через шесть дней берет Иисус Петра, и Иакова, и брата его Иоанна, и возводит их на гору высокую, будучи с ними наедине. 2. И преобразился Он на глазах у них, и просиял лик Его, как солнце, а одежды Его сделались белы, как свет. 3. И вот, явились им Моисей и Илия, собеседующие с Ним. 4. А Петр на это сказал Иисусу:
«Господи, хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии».
5. Он еще говорил, как вдруг осенило их облако сияющее, — и вот, Голос, говорящий из облака:
{стр. 41}
«Это есть Сын Мой Возлюбленный, Тот, на Ком благоволение Мое! Его слушайте!»
6. И ученики, слыша это, пали на лица свои и весьма устрашились. 7. И подошел к ним Иисус, и, коснувшись их, сказал;
«Встаньте и не страшитесь!»
8. А они, подняв глаза свои, не увидели никого, кроме Самого Иисуса.
9. А когда спускались они с горы, Иисус наказал им:
«Никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не восстанет из мертвых!»
10. И спросили Его ученики Его:
«А как же книжники говорят, что "прежде должно придти Илии"?»
11. А Он сказал им в ответ:
«Да, "Илия придет и восстановит!" все; 12. но говорю вам, что Илия уже приходил, но его не узнали и делали над ним все, что хотели. Так и Сыну Человеческому предстоит принять от них страдание».
13. Тогда поняли ученики, что говорил Он им об Иоанне Крестителе.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.