Авторы:

Иванов Ю. Энциклопедия психотренинга. Как управлять собой и влиять на других людей

Оставьте бумагу; закройте глаза, успокойтесь совсем и думайте: «Я — здоровье».

Воображайте себя совсем здоровым. Исследуйте самого себя мысленно. Если, например, слабо работает ваш желудок, вообразите его хорошо работающим и т. д.

Если при упражнении дремлется — засыпайте спокойно, но думайте, пока сознаете: «Я — здоровье».

Дайте волю воображению; оно играет огромную роль.

Когда вы так упражняетесь, то ваше сознание, воображая вас здоровым, отдает приказание подсознательному разуму работать в определенном направлении, изменить материю по вашему желанию, по вашей воле.

Воображая себя здоровым, вы сосредоточиваете мысль на перемене, которая будто уже произошла с вами, предполагаете факт осуществившимся, а осуществляется он впоследствии постепенно, незаметно благодаря работе подсознания. Кроме того, ваша сосредоточенная мысль «Я — здоровье» привлекает к вам силу других подобных мыслей, и они вместе уже влияют на вас, производят то, что вы предполагаете произошедшим с вами.

Вместо выражения: «Я — здоровье» можно использовать выражение «Я — красота».

Упражнение
«Выработка магнетического взгляда»
Сядьте спокойно, поставьте перед собой зеркало и смотрите на свое отражение в центр переносицы сколько можете, не мигая.

Отметьте время.

Через каждые 3–4 дня увеличивайте время на 1 минуту и дойдите так до 15 минут.

Смотрите всегда твердо, не мигая. Конечно, этого достигнете не скоро, но достигнете.

Думайте сосредоточенно: «Я обладаю могучим магнетическим взглядом и сильной волей (таким образом, используя зеркало, можно внушать себе что угодно). Помните, что ваша мысль подобна электричеству и лучам света. Из вашего мозга идет к зеркалу ток и, отражаясь от зеркала, снова возвращается к вам и влияет на вас.

Следите за изменением выражения ваших глаз. Вскоре они будут выражать спокойствие, твердость, силу.

AT оперативная: отработка
ощущения тепла
Для выработки ощущения тепла используется следующий метод:

примите позу AT;

сбросьте мышечное напряжение, освободите дыхание, сосредоточьтесь на кончике указательного пальца правой руки;

через некоторое время в кончике пальца будут ощущаться пульсация, покалывание, тепло охватит всю кисть, а затем всю вашу руку;

на следующем занятии переведите ощущение тепла с правой руки на левую руку, а затем на все тело.

Занятие 4
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 3-го занятия — 10 минут.

Положительное мышление. Пассивность и активность мысли. Избегайте пребывания в обществе недобрых людей. Уверенность в себе и успехе — необходимое условие эффективности мыслительного воздействия. Применение мыслительного влияния в жизненных ситуациях — 30 минут.

Упражнения: «Мыслительное воздействие в затылок сидящего», «Мыслительное воздействие в затылок идущего», «Мыслительное воздействие навстречу идущему», «Жду письма», «Жду приезда» — 40 минут.

Положительное мышление
Мысли могут быть положительными (добрыми, полезными для нас и окружающих) и отрицательными (злыми, вредными).

Положительные мысли производят в окружающих людях такие же мысли и привлекают их к вам, а отрицательные действуют обратно, отталкивая от вас. Для вас приятнее и полезнее быть привлекательными, поэтому развивайте в себе только положительные притягательные мысли, которые совместно с вашим положительным магнетизмом дадут вам большую силу воздействия на людей.

Вырывайте с корнем все отрицательные мысли, связанные с ненавистью, страхом, печалью, гневом, недовольством, обидой, завистью, недоверием и т. п. и заменяйте их положительными, связанными с любовью, смелостью, радостью, спокойствием, доброжелательностью и т. д. Как думаете вы о других, так думают о вас и окружающие. Поэтому думайте о себе и других только позитивно, положительно.

Вы не любите других и думаете, что вас не любят окружающие, — и вас не будут любить. Вы боитесь всех и всего — и вас будут устрашать. Вы не верите в свои силы — и вам не будут доверять. Вы не желаете никому добра — и вам его не пожелают. Навстречу каждой вашей мысли стремятся мысли окружающих и увеличивают силу ваших мыслей.

Никогда не думайте: «Я не могу», все будут думать, что вы не можете. Думайте всегда: «Я могу, я хочу и достигну, чего хочу». И действительно сможете сделать все. Великие люди становятся великими, потому что захотели быть таковыми, но были они такими же, как и вы: родятся все «маленькими» людьми.

Не забывайте, что мысли влияют на вас самих — на ваш дух и тело. Каковы мысли — таков и человек. Известны случаи, что увлекающиеся и неутомимо читающие «уголовные» романы становились впоследствии преступниками. Поэтому избегайте книг, наполненных отрицательными мыслями.

Отрицательные мысли — духовный яд, а положительные — противоядие. Мысли ненависти, зависти, страха, печали и т. п. возбуждают в нашем организме опасные физиологические процессы, которые вредно, самым пагубным образом влияют на наше здоровье. Наоборот, мысли любви, доброжелательности, радости

и т. п. улучшают психическое состояние и благотворно влияют на организм.

Следовательно, отрицательные мысли отравляют организм, положительные — оздоровляют. Вот почему и следует любить ближнего, как самого себя, ибо в сущности, любя окружающих, мы любим себя, желаем себе добра, благополучия. Вырабатывая в себе положительные мысли, вы развиваете в себе такой же магнетизм и добрую силу воли, ибо прежде чем думать хорошо, нужно хотеть так думать.

Таким образом, при позитивном мышлении развиваются все три аспекта сильного влияния на людей: магнетизм, сила мысли и сила доброй воли.

Пассивность и активность мысли
Мысли бывают активные и пассивные. Под активными мыслями подразумеваются такие, которые производятся волевым участием мыслящего лица и все время находятся под управлением воли; а пассивные мысли появляются без всякого волевого усилия с вашей стороны и не управляются волей, идут и «расплываются» как и куда хотят.

Эти мысли часто создают воздушные замки и несбыточные мечты. Создатель их не только не управляет ими, а сам им всецело подчиняется и часто не может избавиться от них. Пассивные отрицательные мысли могут привести к навязчивым идеям. Не развивайте в себе пассивных отрицательных мыслей. Строго следите за этим. Каждую мысль контролируйте, подчиняйте доброй воле.

Активные мысли, управляемые вашей волей, сосредоточиваются вокруг одного объекта, устраняя другие нежелательные мысли, и мощно влияют на нас самих, на окружающих и на обстоятельства жизни. Только активные и положительные мысли могут сделать вас человеком, мощно влияющим на людей. К развитию их и нужно стремиться.

Активные мысли всегда есть ваше собственное создание, производятся вашим умом; пассивные же часто, по законам передачи мысли, воспринимаются вами от окружающих, привносятся извне, создаются умами других. Поэтому, давая волю пассивным мыслям, вы постепенно делаете ваш мозг и вашу психику способной к восприятию чужих мыслей, к подчинению воли других, а ваша собственная сила воли благодаря этому ослабевает. В конце концов доходит до того, что вы не в состоянии создавать своих собственных мыслей и пользуетесь только чужими, «наносными». А это ужасно: человек не хочет думать так, а думает.

Когда вы думаете активно и положительно, то ваша мысль влияет на объект мышления:

своей динамической, подобной электричеству, силой;

силой мыслительных волн, приведенных в движение вашим умом;

притягательной силой мысли;

активным направлением вашего магнетизма;

хотением достигнуть желаемого, то есть силой воли.

Допустим, вам надо повлиять на какого-то определенного человека, чтобы он помог вам в каком-то важном для вас деле. Вы думаете об этом активно, положительно. Ваша мысль, как электричество или луч света, бежит к тому лицу и влияет на него. Мыслительные волны производят в его мозгу мысли, подобные вашим, благоприятствующие вам; притягательная сила мысли и ваш магнетизм привлекают, располагают его к вам, а ваше хотение, воля воздействуют на его волю. Он словно добровольно исполняет ваше желание.

Но при этом не решайте своего дела за счет причинения вреда другим людям. Существует закон возмездия: злые пожелания отражаются на вас; до тех пор, пока вы будете желать не во вред другим, вы будете иметь успех; лишь только вы уклонитесь от пути правды и добра — будете терпеть неудачу.

Избегайте пребывания
в обществе недобрых людей
Мысль не только сила динамическая, производящая колебания эфира, она есть реальная вещь — мысль материальна. Когда мы думаем, то от нас распространяются вибрации тончайшей субстанции, тончайшей материи, которая так же реальна, как газ или шар. Субстанция эта часто остается на месте на долгое время, иногда на многие-многие годы, словно пропитывает собою воздух.

Вредные, ядовитые газы вредно влияют на нас, отравляют нас. Так, например, в помещении, где много углекислоты, живое существо задыхается. Точно так же и вредные, злые мысли отражаются на нас, отравляют нас. В зданиях, где были тюрьмы, на местах различных преступлений люди чувствуют какой-то безотчетный страх, что-то гнетущее, неприятное. Противоположное ощущение вы испытываете в храмах, церкви, в квартирах добрых, прекрасных людей.

Избегайте пребывания в обществе недобрых людей, ибо их мысли, их магнетизм насыщают окружающий воздух и вредно влияют на вас. А если бы вам и пришлось в силу необходимости быть в таком обществе, то внушите себе, что не их мысли на вас, а ваши на них будут оказывать большое влияние; решите исправлять их добром и любовью.

Уверенность в себе и успехе — необходимое условие эффективности мыслительного
воздействия
Применяя силу наших мыслей для воздействия на окружающих, не забывайте, что чем активнее и продолжительнее мысль, тем она сильнее и могущественнее, и наоборот.

А для создания активных, положительных мыслей необходимо усилие «хотения», воля. Чем сильнее напряжение, тем сильнее действие. Но не думайте, что это напряжение должно выражаться физически, нет — должно быть мысленное, духовное усилие, которое выражается в спокойствии и глубокой уверенности в успехе. Чем сильнее, непреклоннее ваша воля, чем спокойнее дух, тем скорее вы будете воздействовать на ближних.

Верьте в свои силы, вырабатывайте уверенность в успех, веру в самого себя и свои способности влиять на окружающих силой мысли и магнетизма. Пока вы не выработаете этой уверенности, ваши силы будут проявляться слабо — лишь твердая уверенность творит чудеса.

Применение мыслительного влияния
в жизненных ситуациях
Вы выработали силу мысли. Но не злоупотребляйте ею. Вы смело можете пользоваться ею для своего блага, но не во вред другим. Если же станете причинять ближним хотя бы малейшие неприятности — успеха не ждите. «Чего пожелаешь другому, получишь сам» — эта пословица к месту.

Приведем примеры мысленного влияния.

Пример 1
Если вы находитесь в обществе лица, на которое хотите влиять, то при случае смотрите ему в лицо, между глаз, в центр переносицы и думайте:

«Вы сделаете так, как я хочу». Внушайте мысленно ему ваше желание; повторяйте много раз. Если он стоит к вам спиной, смотрите пристально ему в затылок и внушайте, но незаметно.

Пример 2
Вы поссорились с кем-то, находящимся в настоящее время далеко от вас. Вы чувствуете потребность наладить ваши прежние добрые отношения.

Уединитесь в свою комнату. Должна быть полнейшая тишина.

Сядьте спокойно, отбросьте все мысли, кроме выражающей ваше желание.

Напишите эту мысль кратко, но ясно и четко. Например: «Я желаю, чтобы он забыл нашу ссору и был расположен ко мне».

Теперь сосредоточенно думайте об этом минут 10–15, воображая, что ваше желание исполнилось.

Пример 3
Вы твердо уверены, что переросли свою настоящую должность и хотите повышения (при условии, что повышение возможно не за счет других людей).

Напишите служебную записку начальнику (с обоснованием просьбы о повышении), от которого зависит ваше повышение.

Думайте, чтобы он сделал так, как вам желательно.

Написав записку, уединитесь; возьмите эту записку в руки. Думайте интенсивно, что записка пропитывается вашим магнетизмом. Представьте, что ваша просьба уже исполняется, исполнилась.

Представьте адресата перед собой и убедительно внушайте ему: «Вы исполните мою просьбу. Вы сделаете так, как я хочу. Назначьте меня на эту должность».

Представьте это несколько раз и затем посылайте записку.

Вечером дома уединитесь. Лягте на кровать на спину, чтобы позвоночный столб был на одной прямой; подушки уберите.

Минут 5 лежите спокойно, сосредоточиваясь на мысли, выражающей ваше желание.

Теперь начните медленно и глубоко дышать и продолжайте думать то же самое.

Дышите так минут 10. Дыханием вы возбуждаете солнечное сплетение, а ваша мысль направляет возбужденную магнетическую энергию адресату.

Упражнение «Мыслительное воздействие
в затылок сидящего»
В театре или в каком-либо другом месте устремите ваш твердый взгляд в затылок кого-либо из сидящих перед вами и сосредоточенно думайте и желайте, чтобы это лицо обернулось к вам. Будьте настойчивы, приказывайте мысленно посмотреть на вас; не отрывайте взгляд, будьте терпеливы. Он обернется. Знакомые скорее подчиняются в данном случае.

Упражнение «Мыслительное воздействие
в затылок идущего»
Идя по улице, устремите ваш взгляд в затылок идущего впереди вас. Усиленно думайте, чтобы он обернулся и посмотрел на вас. Желайте, чтобы он замедлил или ускорил шаг. Женщины более восприимчивы к этому воздействию.

Упражнение «Мыслительное воздействие
навстречу идущему»
Вы идете по улице; навстречу вам незнакомый. Идите прямо, решите, в какую сторону он должен повернуть от вас — вправо или влево, — и давайте ему мысленные приказания исполнить ваше «хотение». Он исполнит.

Упражнение «Жду письма»
Сядьте в удобное кресло, сидите спокойно, дышите свободно.

Решите, например, чтобы один из родственников или знакомых прислал вам письмо. Обдумайте его содержание.

Теперь представьте его живо, ясно перед собой и убедительно внушайте ему мысленно, повторяя много раз: «Вы напишите мне письмо. Я жду. Пишите». Вообразите его уже пишущим и посылающим вам письмо.

Упражняйтесь так несколько дней минут по 15 в одно и то же время, лучше всего вечером перед сном, ибо в это время все люди более восприимчивы к воздействию.

Упражнение «Жду приезда»
Сядьте в кресло, расслабьтесь.

Решите, чтобы один из родственников или знакомых, находящихся не особенно далеко от вас, посетил вас. Вообразите его живо перед собой и внушайте: «Вы приедете ко мне. Вы должны приехать. Я жду. Приезжайте».

Представьте его уже едущим, входящим к вам. Но придумайте мотивы, причины приезда, которые и внушайте. Живость воображения при этом играет огромную роль.

Занятие 5
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 4-го занятия — 10 минут.

Поведение при общении. Ролевой тренинг. Правила общения Карнеги — 40 минут.

Психическая защита — 20 минут.

Упражнение «Защитный кокон» — 20 минут.

Поведение при общении
В основе владения искусством общения — понимание себя и других. Нужно изучать себя и других людей. При этом нужно помнить следующее:

нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;

нельзя изучить себя, не изучая одновременно с равной заинтересованностью других людей;

по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему (нельзя изучать человека холодно).

Отсутствие навыков психологического грамотного общения мешает многим людям проявить свои лучшие качества, находить верные пути в жизни, приводят к недоразумениям и конфликтам, а подчас и к болезненным состояниям.

Главное в общении: умение слушать собеседника, умение поставить себя на его место, соблюдение принципа «Не желай другому того, что ты не пожелаешь себе».

Когда вам говорят, слушайте внимательно и вида не показывайте, что вам надоело слушать. Учитесь слушать и молчать. Но не подчиняйтесь влиянию собеседника. Если надо сказать «нет», говорите смело, но ласково и вежливо.

Никогда ни о ком не говорите дурно, даже о том, кто по положению много ниже вас: иначе вы унизите себя. «Не судите и не будете судимы». Избегайте повторять один и тот же разговор. Старайтесь быть всегда веселым и жизнерадостным. Говорите всегда радостно и оживленно, но просто, без «умствований».

Ваши манеры должны быть приятны. Будьте всегда сдержанны, любезны, но не легкомысленны, вежливы и внимательны к собеседникам. Не вступайте в споры, не раздражайтесь, не навязывайте своих взглядов и мнений другим. При разговоре не размахивайте руками, меньше жестикулируйте. Обращайтесь со всеми смело, открыто, доброжелательно и, главное, честно. Уважайте себя и других.

Когда говорите по делу, будьте серьезны; не смейтесь без причин. Говорите обдуманно, громко, ясно, отчетливо.

При общении большую роль играют внешность человека, его голос, речь и взгляд. Не будьте неряшливыми, небрежными; но вместе с тем следите, чтобы ваш костюм не бросался в глаза своей модностью, вычурностью. Следите за чистотой обуви. Держите голову в порядке, белье должно быть всегда чистое: нечистоплотность неприятна окружающим людям. Следите за ртом и зубами, чтобы не было неприятного отталкивающего запаха.

Ролевой тренинг
Между игрой и жизнью нет жестких границ, ибо сама реальность в немалой степени состоит из условий, которые мы задаем себе сами или через некоторое посредство. Любое торжество (день рождения, где вы чувствуете себя именинником, юбилей и т. д.) — это игра. В то же время во всех плоскостях своей жизни мы играем определенную роль: роль мужа, роль отца, роль начальника, роль подчиненного. Эта игра и есть ваша жизнь.

Ролевой тренинг — отработка определенной роли, вхождение в определенный образ с определенными качествами для того, чтобы получить эти качества характера, или для того, чтобы решить определенную жизненную задачу.

Игра, ролевой тренинг поможет вам решить многие проблемы, в том числе и проблемы общения.

Правила общения Карнеги
Из всех правил общения наиболее рациональны правила общения, выработанные известным американским пропагандистом искусства общения Д. Карнеги. Каждому человеку необходимо знать их и стараться им следовать. Вот эти правила.

Как сделать свою личную жизнь счастливой
1. Не ворчите.

2. Не пытайтесь перевоспитать своего супруга (супругу).

3. Не критикуйте.

4. Выражайте искреннее восхищение достоинством супруга (супруги).

5. Не забывайте уделять внимание супруге.

6. Будьте вежливы в семье.

7. Читайте специальную литературу о супружеской жизни.

Как завоевать друзей (как понравиться людям)
1. Проявляйте искренний интерес к людям.

2. Чаще улыбайтесь.

3. Помните, что каждый человек считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.

4. Умейте внимательно слушать и воодушевлять собеседника говорить о себе.

5. Заводите разговор на тему, интересующую вашего собеседника.

6. Старайтесь дать собеседнику почувствовать его превосходство, и делайте это искренне.

Как изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования
1. Начинайте свою беседу с похвалы и искреннего восхищения.

2. Не говорите прямо человеку о его ошибках.

3. Прежде чем критиковать других, укажите на свои собственные ошибки.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Дайте другому человеку возможность сохранить его репутацию.

6. Хвалите человека за малейшие достижения. Будьте искренни в одобрении и щедры в похвалах.

7. Создавайте человеку хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.

8. Прибегайте к поощрениям. Старайтесь показать человеку, что совершенную им ошибку легко исправить, что то, чего вы от него хотите добиться, легко осуществимо.

9. Поступайте так, чтобы человек был счастлив делать то, что вы ему предлагаете.

Как заставить человека принять вашу точку зрения
1. Единственный способ одержать победу в споре — это избежать его.

2. Уважайте мнение других людей. Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайтесь в этом быстро и в категоричной форме.

4. Начинайте с дружеского тона.

5. Старайтесь получить от вашего собеседника утвердительный ответ в самом начале вашей беседы.

6. Дайте возможность другому человеку больше говорить, а сами старайтесь говорить меньше.

7. Дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

8. Старайтесь смотреть на вещи глазами другого человека.

9. Относитесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека.

10. Прибегайте к благородным мотивам.

11. Используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты.

12. Если хотите заставить человека волевого, с сильным характером, принять вашу точку зрения, «бросьте ему вызов».

Психическая защита
Человек постоянно подвергается мысленному воздействию людей, окружающих его. Один из них специально направляет свое воздействие, другие — непроизвольно. Часть внушений, которые воздействуют на нас, полезны, нужны, их надо воспринимать сознательно. Но некоторые окружающие вас люди могут постоянно распространять мысли страха, отчаяния, беспомощности и т. п. Поэтому неудивительно, что иногда мы испытываем эти чувства, не сознавая, что источник их заключается во влиянии окружающих.

Человек, который осознает свое «Я», может несложным упражнением окружить себя энергетической оболочкой, эманацией, которая надежно защитит от вредного мысленного воздействия других. Более того, осознание своего «Я» и несколько минут ежедневного размышления над этим сами по себе создадут защитную оболочку с такой жизненностью, которая отразит все враждебные мысли. Понимание своего «Я» — лучший и наиболее реальный метод самозащиты.

Тем, кто не осознал еще свое «Я», для осуществления психической защиты (при наступлении депрессии, плохого настроения) рекомендуется сделать следующее:

встать прямо, плечи назад, поднять голову, смотреть смело и бесстрашно вперед;

уверенно произнести про себя слова: «Я отрицаю вредное влияние лиц, обстоятельств и утверждаю свое превосходство над этим влиянием».

Более сильную психическую защиту создает следующий прием (наиболее эффективен он для людей, осознающих свое «Я»):

встать прямо и ритмически дышать (желательно перед открытой форточкой) 2–3 минуты.

на вдохе мысленно представить, как прана накапливается в солнечном сплетении;

на выдохе мысленно постараться увидеть, как нити из праны, выходящие из органов дыхания, виток за витком окутывают наше тело, создавая кокон, защищающий от внешнего мысленного воздействия.

Упражнение «Отработка
красивой убедительной речи»
Вырабатывайте красивую, смелую, убедительную речь. Упражняйтесь ежедневно в этом 10–30 минут:

уединитесь куда-нибудь;

обдумайте, что говорите;

вообразите перед собой одного или нескольких слушателей и начинайте серьезно говорить. Следите за каждым словом, каждой мыслью, как будто перед вами действительно целая аудитория.

Раздел III. ДОСТИЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (КУРС ЗАНЯТИЙ)
Занятие 1
Программа занятия:

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной. Определение смысла жизни, души, соотношения человек — природа, кармы. Понятие кармы. Методика выполнения упражнений — 40 минут.

Освоение упражнения «Осознание собственной индивидуальности» — 30 минут.

Вопросы смысла жизни и места человека
во Вселенной
Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в психотренинге. Причем важно не только осознать эти вопросы, но и внедрить их в подсознание (как говорят, «в плоть и кровь») с помощью специальных упражнений.

Повторяю, эти вопросы являются главными в психотренинге. Без решения этих вопросов полноценная духовная жизнь человека невозможна (впрочем, без решения этих вопросов невозможно и полное физическое выздоровление. По существу, болезни имеют ментальное происхождение; создав гармонию внутри себя и с окружающим миром, мы лишаем болезни их почвы — беспокойных, смятенных мыслей).

Веками большинство людей планеты заново каждый для себя решает вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной. Большинство из них не решает эти вопросы (и это имеет для многих из них пагубные последствия: не они управляют судьбой, а судьба управляет ими; в течение жизни они часто подвергаются психическим и физическим недомоганиям); остальные постигают суть этих вопросов (и это огромное благо для них. Они сами управляют своей судьбой, большинство из них здоровы психически и физически).

Помимо религиозных источников существует огромное наследие западных, восточных и русских философов (из них наибольший вклад в решение указанных вопросов внес академик В.И. Вернадский), содержащее ответы на «вечные» вопросы. Но наиболее универсально и рационально йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной, так как это понимание глубоко обосновано не только теоретически, но и практически (с помощью упражнений). И поэтому здесь будет дано именно йоговское определение смысла жизни и места человека во Вселенной.

Так как этот раздел книги представляет собой практическое руководство, определения будут даны в сжатой форме. Но понятия «карма» и «единство Вселенной» как основополагающие для определения смысла жизни и места человека во Вселенной, будут освещены довольно подробно.

Определения смысла жизни, души,
соотношения человек — природа, кармы
Смысл жизни человека — непрерывное самосовершенствование своей души посредством работы над собой в морально-этическом и духовном, а также в физическом плане.

Душа — это совокупность «Я» с тремя умственными началами (инстинктивный ум, сознание, надсознание). Душа вечна, меняются только физические оболочки, то есть физические тела (рождение и смерть — это начало и конец существования души в физической оболочке). Такое понимание понятия души очень важно: оно избавляет человека от страха смерти, исчезает постоянный источник страха и беспокойства.

Определение соотношения человек — природа
(места человека во Вселенной)
Суть человека — в его «Я».

Суть Вселенной в следующем: это циклически действующая система. Она развивается от «источника всего» (названного во многих философских системах метафизическим понятием Абсолют) к самой грубой материи (процесс инволюции), а затем наоборот (процесс эволюции).

Во Вселенной существуют общие фоновые поля материи (элементарная субстанция — аказа или эфир) и энергии (элементарная субстанция — прана), мировой разум (элементарная субстанция — читта) и после Абсолюта (элементарная субстанция по отношению к человеку — «Я» каждого человека).

Абсолют не имеет определенной формы и определенного пространства. Он распределен равномерно по всей Вселенной, и в каждом человеке он представляет себя в виде «Я» человека. Так как Абсолют, являющийся источником и двигателем жизни во Вселенной, всемогущ и всезнающ, то «Я» человека также обладает огромным могуществом и огромными знаниями.

Наше «Я» можно представить в виде лампочки, покрытой слоями марли. Слои марли — это наши низменные интересы и образ мышления, чувства и страсти: непонимание единства Вселенной, связанное с непониманием других людей, выражающееся в равнодушии и эгоизме, а еще хуже — в ненависти, зависти, злобе; непонимание смысла жизни и сути души, вследствие чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а еще хуже — трусость и подлость; распущенность, лень; смещение акцентов на сексуальную сторону жизни, смещение акцентов на приобретение вещей и т. п.

Чем меньше слоев марли (чем меньше низменных интересов и привычек, чувств и страстей в результате самосовершенствования), тем ярче пробивается свет лампочки (тем больше могущества и знаний мы получаем от нашего «Я» — это один из путей получения экстрасенсорных способностей и источник вдохновения и одновременно «Я» все ближе соприкасается с Абсолютом, что дает ощущение абсолютного покоя и гармонии души).

Из сказанного выше следует:

1. Самосовершенствование — это очищение нашего «Я» от наслоений низменных интересов, поведения и мышления, чувств и эмоций.

2. Счастье человека — в спокойствии души (в гармонии внутри себя и с окружающим миром).

3. Существуют единство всего во Вселенной. Понимание этого ведет к космическому сознанию (единство всего во Вселенной рассматривается подробно ниже).

Понятие кармы
Понятие кармы, объясняющее суть жизни и смерти, смысл жизни, очень интересно, но в то же время воспринимается непосвященными с некоторым затруднением.

Как рассказать о карме, чтобы рассказанное не воспринималось чем-то сверхъестественным (кстати, и понятие Абсолют не должно восприниматься как нечто мистическое; понятие Абсолют может быть заменено знакомым всем понятием Природа, вернее, разумная сила Природы), а свободно и легко воспринималось сознанием?

В день, когда этот вопрос встал передо мной, по телевидению после программы «Время» показали первую воскресную нравственную проповедь (читал эту проповедь драматург Виктор Розов), затрагивающую те же вопросы, которые объясняет теория кармы. Разница только в том, что В. Розов говорил о смысле жизни и о месте человека во Вселенной общими фразами, ничего не обосновывая, а теория кармы разъясняет те же вопросы в определенной системе: четко, последовательно и обоснованно. И я понял, что насущные, но в то же время сложные вопросы нужно давать в форме проповеди. Итак, далее последует проповедь о жизни человеческой (о карме человеческой).

Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время — причина последующего действия.

Получается непрерывная цепь причин и действий, которая в осуществлении представляет жизнь Вселенной. Отсюда — значение кармы как закона причинности.

В применении к человеку карма представляет собой всю совокупность его деятельности. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это последствия его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательности воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.

Все имеет свою причину; каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни будто случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого.

Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров.

Причина тому — наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое возможно у диких африканских племен относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным образом произведенные звуки кажутся им чудом, потому что они не знают законов, явившихся причиной поразившего их явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же можно только потому, что законы эти неизменны.

Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед «неразгаданным сфинксом», готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название судьбы, случайности, чуда; но эти слова ровно ничего не объясняют.

Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие делают возможным исследование физической природы, управляют и его жизнью, но что законы эти только устанавливают условия, необходимые для каждого его действия, но не предписывают самого действия, тогда только кончится его бедствие и он поймет, что может стать господином своей судьбы.

Каждый человек непрестанно творит свою судьбу.

В трех сферах жизни (умственной, чувственной и физической) созидаются человеком новые силы, которые и качественно, и количественно представляют собой результат его прежних действий, они же — одновременно и причины его будущего. Силы эти действуют не только на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра — человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния.

Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется законом справедливости и никогда не зависит от случайности. «Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его», — такой должна быть речь человека, понявшего закон кармы. И этот человек приобретает мужество, терпение, уверенность в себе.

Человек не только создает свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его индивидуальная карма входит в состав различных групп: расы, нации, семьи — и вплетается своими нитями в общую ткань коллективной кармы каждой из этих групп.

Методика выполнения упражнений
Упражнения в первой части курса выполняются в виде медитаций, основой которых является отработка определенной идеи (определенной темы) в расслабленном состоянии.

Методика:

сесть удобно, расслабиться. Лучше уединиться в отдельной комнате, чтобы ничего не отвлекало;

в состоянии расслабления с помощью воли направляем мысли только в одном направлении (на заданную тему).

В этой части применяется два вида упражнений соответственно двум этапам развития сознания (этап осознания реальности «Я» и этап осознания единства с окружающим миром).

Упражнение «Осознание
собственной индивидуальности»
Необходимо осознать, почувствовать себя центром окружающего. Воздействуйте на свой ум, мозг словом «Я» в этом смысле, с тем чтобы это чувство стало вашей интегральной частью. И когда вы произносите слово «Я», вы должны сопровождать его картиной своего «Эго» как центра сознания, мысли, мощи, влияния. Будьте окружены своим миром, чувствуйте всегда и везде себя центром окружающего и в жизни.

Пусть вас всегда наполняет чувство и желание самоутверждения. И тот, кто поймет это и овладеет им, выйдет из ранга заурядности. Вот такие мысли и мысленные представления должны проигрываться в вашем сознании при выполнении этого упражнения.

Занятие 2
Программа занятия:

Анализ выполнения дома упражнения «Осознание собственной индивидуальности» — 10 минут.

Стадии (уровни) развития сознания людей; почему необходимо космическое сознание — 30 минут.

Освоение упражнения «“Я” независимо от тела» — 30 минут.

Стадии (уровни) развития сознания людей. Почему необходимо космическое сознание
Первой стадией сознания человека является так называемое физическое сознание, при котором осознаются ощущения и чувства, но нет самосознания (физический уровень сознания присущ также животным).

Некоторые люди в настоящее время имеют физический уровень сознания. Они не способны познать себя хотя бы поверхностно. Для них «Я» представляется чисто физической вещью — телом, имеющим желания и чувства, и только. «Я» и тело составляют для них одно целое, и они не способны отличать их друг от друга.

Вторая стадия сознания человека, на которой находятся в настоящее время большинство людей, — ментальное сознание (называемое еще интеллектом или разумом), при котором человек осознает, что у него есть ум. Он способен познать себя, обращать взор внутрь и во Вселенную.

Эта стадия характерна тем, что за познание человек платит определенную цену в виде душевных страданий (так как из-за незрелости сознания на этой стадии он не способен находить полноценные ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь).

Душевные страдания возникают вследствие неудовлетворенных стремлений, разочарований, страданий других, любимых им существ и т. п. Животное, живя своей животной жизнью, чувствует себя удовлетворенным, потому что оно не знает ничего лучшего. Если оно сыто, имеет логовище для сна и самку или самца, оно счастливо.

Люди же, которые в большинстве имеют ментальное сознание, погружаются в целый мир умственного недовольства. Возникают новые потребности, и невозможность их удовлетворить порождает страдание. Цивилизация становится все сложнее и приносит новые страдания наряду с новыми наслаждениями. Человек привязывается к вещам и с каждым днем создает искусственные потребности, для удовлетворения которых он должен работать.

Его интеллект, вместо того чтобы вести его ввысь, дает ему лишь возможность придумывать новые и тонкие способы удовлетворения его чувств и желаний. Некоторые люди возводят в ранг религии удовлетворение своей чувственности, своих низших влечений и становятся, так сказать, могущественными животными, вооруженными всеми силами интеллекта. Одни становятся тщеславными, самодовольными и преисполненными сознания важности своей личности (ложного «Я»). Другие болезненно сосредоточиваются на самих себе и занимаются анализом и изучением своих настроений, мотивов, чувств и т. д. Третьи пресыщаются всем и становятся в тягость самим себе.

Когда человек достигает границы стадии ментального сознания и перед ним начинает раскрываться следующая ступень, он склонен острее, чем когда-либо, чувствовать неудовлетворенность жизнью. Он не может понять самого себя — свое происхождение, судьбу, назначение и природу, — и он бьется о прутья клетки интеллекта, в которой он заключен. Он спрашивает себя: «Откуда я? Куда я иду? Какова цель моего существования?» Он не удовлетворяется ответами, даваемыми окружающими, и часто впадает в отчаяние.

Ортодоксальная психология останавливается, достигнув границы ментального сознания (самосознания) и предоставляет философским школам и высшей йоге исследовать и познавать следующие ступени развития сознания.

Третья и четвертая стадии сознания освобождают человека от тех духовных страданий, которыми наполнены люди, находящиеся на второй стадии.

Третья стадия сознания человека — первый шаг к космическому сознанию. Эта стадия «сознания “Я”». Она гораздо выше «самосознания», ибо дает сознание реальности «Я». Это именно осознание, представляющее собой знание, а не просто предположение или веру. «Я» знает, что оно реально, что оно коренится в высшей реальности (Абсолюте), лежащей в основе всей Вселенной, и причастно к ее сущности. Оно не понимает еще, что такое эта реальность, но знает, что она подлинно существует и представляет собой нечто, совершенно не похожее на что бы то ни было в мире имени, формы, числа, времени, пространства, причин и последствий — нечто трансцендентальное и превосходящее всякий человеческий опыт; оно также знает, что оно не может быть уничтожено или повреждено; что ему не угрожает смерть; что оно бессмертно.

Когда это всецело раскрывается человеку, сомнение, страх, беспокойство и неудовлетворенность спадают с него, как изношенные одежды, и он приобретает бесстрашие, спокойствие и удовлетворенность. Тогда он может с полным пониманием и знанием сказать знаменитую йоговскую фразу «Я есть».

Сознание «Я» для них является словно зарей познания, первые лучи солнца показываются из-за холмов. К другим оно приходит во всей своей полноте, хотя постепенно и медленно, и они живут в ярком свете этого сознания.

Человек, обладающий сознанием «Я», может быть, еще и не понял окончательно загадки Вселенной и не может полностью ответить на великие вопросы жизни, но он перестал тревожиться ими, они его больше не беспокоят. Он может упражнять на этих вопросах свой интеллект, но отнюдь не будет думать, что от интеллектуального разрешения их зависит его счастье или спокойствие.

Он знает, что стоит на твердой скале, и хотя бури окружающего мира бушуют кругом, они не могут нанести ему вреда. Его жизнь отлична от жизни других людей, потому что их души погружены в сон или мечутся в тревожных сновидениях, его душа уже проснулась и смотрит в мир ясными и бесстрашными глазами.

К четвертой стадии сознания — космическому сознанию — ведет осознание единства всего живого; осознание, что Вселенная наполнена единой жизнью. При космическом сознании усиливается осознание себя и Вселенной, приходит чувство любви ко всем людям.

Упражнение «“Я” независимо от тела»
Примите позу для медитации и думайте о себе (настоящем «Я») как независимом от тела, но использующем тело как оболочку и инструмент.

Осознайте, что вы можете оставить тело и остаться тем же «Я».

Представьте себе это и взгляните на свое тело со стороны. Ведь тело — раковина, которую можно оставить без потери тождественности. Вы можете контролировать свое тело, которое вы оккупируете, и сделать его здоровым, сильным, энергичным. Но оно всегда остается только раковиной, оболочкой «Я».

Продолжая размышлять, игнорируйте свое тело полностью, обратите мысли на реальное, настоящее «Я» и почувствуйте, что ваше «Я» существует отдельно от тела. Таким образом, надо чувствовать свое тело не только физически, но и уметь быть «над телом». Но вышеуказанное ни в коей мере не означает игнорирования тела (тело — храм для «Я», и его нужно поддерживать в хорошем состоянии).

Не надо пугаться, если в процессе размышления почувствуете себя на несколько секунд будто вне тела.

В этом упражнении это состояние вполне естественно.

Занятие 3
Программа занятия:

Анализ выполнения дома упражнения «“Я” независимо от тела» — 10 минут.

Совокупность души и кармы — энергетический информационный комплекс. Три вида сил, создающих карму человека, — 40 минут.

Освоение упражнения «“Я” вечно и не может быть уничтожено» — 30 минут.

Совокупность души и кармы —
энергетический информационный комплекс
Прежде чем перейти к расширенному изучению кармы, я должен подчеркнуть, что карма не есть что-то мистическое. Карма в совокупности с душой представляет собой реальный энергетический информационный комплекс, принимающий информацию в виде мыслей, желании, поступков человека и (после обработки информации) регулирующий совокупность качеств человека.

Составная часть этого энергетического информационного комплекса — биополе — по существу признано современными учеными (это подтверждается работой американского доктора медицины Ш. Карагулла «Прорыв к творчеству. Ваше сверхчувствительное восприятие», Лос-Анджелес, 1970 г.).

Вопросы о вечности «энергетического информационного комплекса человека» (совокупность души и кармы) и о многочисленных воплощениях души в различных телах исследовались и положительно подтвердились работами американского доктора Р. Моуди («Жизнь после жизни», США, 1976 г.) и американского профессора Вирджинского университета Яна Стивенсона, являющегося основоположником экспериментальной реинкарнации — науки о перевоплощении души в различных телах (в настоящее время на тему реинкарнации выпущено множество книг в США, Англии, Швеции и других странах. В нашей стране одним из известных специалистов в области реинкарнации является Варвара Иванова, разработавшая метод, который позволяет человеку в любом возрасте вспомнить свои предыдущие воплощения и рассказать о них).

Остановимся на исследованиях Яна Стивенсона. Стивенсон утверждает, что прошлое воплощение можно вспомнить с помощью гипноза (что и подтверждается опытами с соответствующими контрольными проверками). Дети же в возрасте 3–9 лет могут вспомнить детали предыдущего спонтанно.

В качестве примера очень интересно обследование индийской девочки Шанти Дэви, которая в 4-летнем возрасте начала рассказывать о своей прежней земной жизни с указанием имени своего бывшего мужа. Этот человек по имени Чоби был найден и представлен девочке, которая узнала его и правильно ответила на заданные ей вопросы.

Через несколько лет вместе со своими родителями и некоторыми свидетелями Шанти Дэви выехала к Чоби в г. Матхура, в котором она никогда прежде не была. Сразу же с железнодорожной станции Шанти прямиком направилась к дому, где жил Чоби. В его доме она указала то место, где, по ее словам, она зарыла в земляной пол 100 рупий. Стали копать и обнаружили тайник, который оказался пустым. Чоби признался, что нашел эти деньги после смерти своей супруги 24 сентября 1925 года, сразу же после того, как она родила ему сына (Шанти родилась в 1926 г.). Среди большой толпы собравшихся людей Шанти Дэви правильно указала своих бывших родителей в прежней жизни.

Подобных примеров специалисты реинкарнации могут привести достаточно много.

Следует остановиться на способностях болгарской прорицательницы Ванги. По ее утверждению, сведения о прошлом и будущем она получает из общения с умершими людьми, то есть с их душами. Это одно из доказательств реальности души и кармы (а предсказать можно только исходя из наличия кармы) и бессмертия души (и, следовательно, нашего «Я»).

Три вида сил, создающих карму человека
Карму человека создают три вида сил: мысли, страсти и поступки.

Первый вид сил
Каждая мысль прибавляет новую черту в создаваемой карме; ни одна мысль не пропадает даром. Группы однородных мыслей, повторяющиеся на протяжении нескольких жизней, определяют строй каждого ума, и так называемые врожденные мысли и способности не что иное, как результаты умственной работы прошлого.

Зная этот закон, человек путем сознательного подбора своих мыслей может построить свой ум постепенно таким, каким желает его иметь. Смерть не прерывает этой работы; наоборот, освобожденный от оков физического тела человек легче и полнее ассимилирует весь принесенный из земной жизни запас опыта.

По возвращении на Землю он приносит с собой все ранее приобретенные мысли, которые в астральной жизни перерабатывались в наклонности и способности; соответственно последним построятся и новые проводники внутренней жизни: мозг и нервная система. Ничто не погибает, и работа души, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновляется как раз с той самой грани, которой она достигла в предыдущем воплощении.

Стремления и желания, созданные в одном воплощении, преобразуются в новом воплощении в способности; повторяющиеся мысли — в наклонности, волевые импульсы — в деятельность; всевозможные испытания претворяются в мудрость, а страдания души — в ее совесть.

Разнообразные хорошие возможности, представляющиеся человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплывут снова, но уже в иной форме — как неопределенное влечение, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по двум причинам: силы, которые в прошлом вызывались тщетно к проявлению (кармическим требованиям), вследствие бездействия недоразвились, и условия, раз уже подобранные кармой, могут и не повториться.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.