Авторы:

Иванов Ю. Энциклопедия психотренинга. Как управлять собой и влиять на других людей

Уже в первых упражнениях и затем обязательно при более поздних переживаниях образов существует обязательное условие полного удаления образа, которое должно быть обязательно разучено с преподавателем, перед тем как делать упражнения дома (иначе вследствие остающихся образов могут возникнуть психические осложнения). Это полное удаление образа достигается с помощью формулы 4.

Формула 4

«Я считаю до шести. Когда скажу шесть, я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро и хорошо:

один — ноги легкие;

два — руки легкие;

три, четыре — сердце и дыхание совершенно нормальные;

пять — лоб имеет нормальную температуру;

шесть — руки сильные;

глубоко вздохнуть, глаза открыть!»

На занятиях в группах формулы произносит преподаватель, на занятиях дома занимающийся произносит формулы мысленно. Следующие цветовые упражнения являются подготовительными для видения образов.

Упражнение «Нахождение своего цвета»
Здесь идет речь о нахождении своего цвета (и часто обнаруживается, какой цвет в большей степени отвечает существу личности). Это упражнение начинается, как и все другие упражнения, с точного выполнения формулы 1.

Формула 2

«Перед моим внутренним взором проявляется цвет, это мой цвет»;

после примерно 5-кратного медленного повторения следует сказать: «Цвет становится все более четким. Цвет стоит ясно передо мной;

после 2–4 минут цветового упражнения действие формулы следует прекратить;

далее следует формула 3:

«Цвет постепенно уходит» (2–3 раза);

«Цвет исчез».

Упражнение «Видение определенного предмета»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Только вместо слова «цвет» используется название предмета (чаще всего — «свеча»).

Упражнение «Видение спектра цветов»
Сначала произносится формула 1.

Далее следует формула 2 (каждую фразу повторять 2 раза):

«Перед моим внутренним взором проявляется цвет, он чисто синий;

синий делается все яснее, синий стоит ясно перед моими глазами;

синий постепенно превращается в фиолетовый;

фиолетовый становится все более отчетливым, фиолетовый стоит перед моими глазами;

фиолетовый постепенно превращается в красный;

красный становится все более отчетливым, красный стоит перед моими глазами;

красный постепенно превращается в оранжевый;

оранжевый становится все более четким, оранжевый ясно стоит перед моими глазами;

оранжевый постепенно превращается в желтый;

желтый становится все более четким, желтый ясно стоит перед моими глазами;

желтый постепенно превращается в зеленый;

зеленый становится все четче, зеленый ясно стоит перед моими глазами;

зеленый постепенно превращается в синий;

синий становится все четче, синий ясно стоит перед моими глазами».

Формула 3

«Цвета постепенно исчезают;

цвета исчезли».

Формула 4

Занимающиеся видят определенные цвета в связи с определенными образами. В качестве примера следует назвать синее небо или темно-синее озеро, фиолетовое платье; с красным цветом связывают всевозможные политические воспоминания, а также раскаленный солнечный шар, огонь вообще или извергающийся вулкан. При других цветах аналогичным образом видят желтые или пестрые цветы, при зеленом преобладают картины природы — луга и леса.

Занятие 11
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 10-го занятия — 10 минут.

Развитие памяти — 30 минут.

AT высшая: упражнения переживания абстрактных образов. Упражнение углубленного самопознания. Отработка третьей стадии аутогипноза — 40 минут.

Развитие памяти
Развить память — это прежде всего развить внимание (одновременно нужно помнить, что внимание лежит в основе укрепления силы воли).

Имеются два вида внимания. Первое — это внимание, направленное на умственные объекты и понятия. Второе — на внешние предметы. Но в основе обоих лежит один и тот же закон.

Кроме такого деления можно говорить о непроизвольном внимании — в случае, когда предметы изучения представляют интерес сами по себе, и о направленном внимании — при помощи определенного усилия.

Непроизвольное внимание не требует никаких усилий и специальной тренировки. В то время как направленное требует и тренировки, и практики.

Интерес развивает внимание и удерживает его, в то время как неинтересные вещи требуют усилий для удерживания внимания на них. Но и внимание также развивает интерес, так как открываются новые сферы для интереса и исследования.

Человек с хорошо развитым вниманием достигает гораздо большего, чем просто способный человек. Произвольное внимание и усердие — вот основные признаки способных людей. Произвольное внимание заключается в намеренной фиксации ума на каком-либо предмете (при этом из сознания удаляются другие мысли и предметы). Эта фиксация должна сочетаться с интересом и желанием.

При помощи концентрированного произвольного внимания мы имеем возможность не только видеть и думать о предмете с максимально возможной степенью ясности, но ум в подобных ситуациях имеет тенденцию собирать вместе различную информацию, знания, идеи, имеющие какое-либо отношение к изучаемому предмету и находящиеся в нашей голове (ум собирает вместе и связывает с исследуемым предметом массу ассоциаций и информации).

Внимание увеличивает остроту и силу восприятия. Один из признаков гения заключается в умении концентрировать внимание, постепенно изучать предмет, пока он не будет полностью изучен. Необходимым условием успеха в какой-либо сфере деятельности является умение делать, изучать, обдумывать одну вещь одновременно, избегая всего отвлекающего и постоянно храня и исследуя основной вопрос в уме. Все это помогает отыскать необходимые связи и информацию.

Ухудшение памяти в старости происходит из-за резкого падения внимания в силу каких-либо причин. Ведь помнят же старики свое прошлое в деталях.

Упражнение по развитию внимания
и памяти — запоминание
элементов предмета
Поместите перед собой знакомый предмет и постарайтесь получить от него как можно больше впечатлений и информации.

Изучите форму, цвет, размер и тысячи других мелких подробностей.

Затем рассматривайте части предмета: анализируйте их, анатомируйте мысленно, изучайте детально. Чем проще и меньше рассматриваемая часть, тем полнее впечатление.

После полного, детального изучения предмета возьмите карандаш и изложите ваши впечатления об изучаемом предмете в целом и по деталям.

Сравните написанное с самим предметом, вы увидите, как много пропущено.

На следующий день снова возьмите этот предмет, вновь изучите и опишите его, и вы обнаружите новые детали.

Это упражнение укрепляет память и внимание, так как они взаимосвязаны. Но не утомляйте себя этим упражнением, так как утомленное внимание — это плохое внимание.

Упражнение по развитию внимания
и памяти — запоминание
элементов комнаты
Войдите в комнату и бросьте быстрый взгляд вокруг.

Затем выйдите и напишите все, что видели, с описанием каждой вещи. Это нелегко, многое будет пропущено, но небольшая практика укрепит силу внимания.

Для развития внимания можно использовать витрину: бросив на нее быстрый взгляд, перечислите находящиеся в ней предметы. Или же с одного быстрого взгляда скажите сумму точек на фишке, постепенно увеличивая число фишек.

AT высшая. Упражнение переживания
абстрактных образов.
Упражнение углубленного самопознания
Упражнения переживания абстрактных образов, являясь подготовительными по отношению к последующим упражнениям, одновременно способствуют состоянию внутреннего покоя и раскрепощенности.

Упражнение «Переживание понятия “мир”»
Формула 1.

Формула 2: «Перед моим внутренним взором возникает образ: я вижу и переживаю мир».

Формула 3: «Образы постепенно уходят. Образы исчезли».

Формула 4.

В упражнении многие видят мирные ландшафты (леса, луга, поля). При этом интенсивно переживается ощущение внутреннего покоя и тишины.

Упражнение «Переживание понятия
“свобода”»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только вместо слова «мир» используется слово «свобода».

Понятие «свобода» переживается в виде определенных картин (развивающихся во времени и пространстве).

Упражнение углубленного самопознания
В этом упражнении занимающийся в виде образных представлений получает ответ на вопросы, задаваемые в формуле 2.

Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ. Образ показывает мне — кто я»;

или: «Образ показывает мне, что я, собственно, ищу»;

«Образ показывает мне, в чем я не прав» и т. д.

В некоторых случаях могут быть просто поставлены вопросы без вызывания образа, особенно у тех, кто испытывает трудности при воспроизведении образных переживаний:

«Кто я?»;

«Чего я, собственно, хочу?»;

«В чем мне нужно измениться?»;

«В чем я не прав?»;

«Что мне нужно сделать?»;

«Образ становится все более четким. Образ стоит ясно передо мной».

Одна из занимающихся в группе (учительница по профессии) в ответ на вопрос «Что я делаю неверно?» увидела тюрьму с большим количеством закованных людей. Она сделала вывод для себя: «Их я заковала бессмысленными запретами».

Другая занимающаяся, увидев мрачную пещеру со стекающими с потолка каплями воды, спросила: «Что это значит?» Она услышала голос: «Это слезы, которые проливают другие из-за твоей жадности и твоего жестокого сердца». На протяжении недели преследовал этот образ и заставил задуматься о том, как она должна вести себя с окружающими.

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 12
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 11-го занятия — 10 минут.

Разрешение сложных проблем через подсознание — 40 минут.

AT высшая: упражнение углубленного самопознания с использованием образа зеркала, упражнение «Принятие самого себя», упражнение «Самовыражение посредством преодоления болей и трудностей» — 30 минут.

Разрешение сложных проблем
через подсознание
Первая ступень познания — это концентрация внимания на изучаемом предмете. Но основная работа приходится на долю подсознания, которое можно заставить целенаправленно работать по приказанию воли или сильного желания.

Подсознание сознательно нужно подключать, когда необходимо разрешить сложные запутанные проблемы (в работе по специальности, в отношениях с людьми, философских проблемах).

Методика подключения подсознания:

полностью расслабиться (расслабить каждый мускул, снять напряжение с каждого нерва, отбросить все умственные усилия) и подождать некоторое время;

затем перед своим умственным взором при помощи концентрации представить изучаемый предмет как можно более четко;

следующий шаг заключается в передаче этой картины подсознанию при помощи усилия воли. Этому поможет формирование умственной картины предмета как материальной субстанции или же связки (пучка) мыслей. Такая картина помогает будто поднимать и опускать люк в подсознание;

далее необходимо мысленно сказать подсознанию: «Я желаю, чтобы этот предмет был полностью анализирован (и т. п. по желанию), и затем результат возвратить мне. Займись этим». При этом необходимо обращаться к подсознательному мышлению как отдельно существующему единству, которое нанимаем для работы. Уверенное ожидание — важнейшая часть процесса, и степень успеха зависит от степени этого уверенного ожидания.

В трудных случаях следует использовать воображение. В этом случае необходимо нарисовать умственную картину того, как подсознательный ум выполняет требуемую работу. Это очищает путь для подсознания.

Конечно, многое зависит от практики, как и во всех случаях.

Приобретая опыт, вы все более можете полагаться на свое подсознание.

Необходимо помнить, что сила воли, заставляющая работать на нас подсознание, в большей степени зависит от внимания и интереса, проявленных к разрешаемой проблеме. Изучаемый вопрос необходимо насытить интересом и вниманием для получения лучшего результата. Ведь развитие воли в очень большой степени зависит от развития внимания и интереса.

Собирание и обработка материала для передачи подсознанию — процесс очень важный, и к нему следует отнестись очень серьезно.

Можно разбить информацию на несколько частей, сгруппировав ее по определенным критериям. Рассмотрев одну часть информации, возьмите следующую, изучите ее и присоедините к первой и т. д. Затем, собрав весь материал воедино, вновь рассмотрите, изучите его в целом.

После этого передайте весь материал подсознанию и с уверенностью командуйте: «Займись этим материалом для размышления». При этом необходимо быть твердо уверенным, что приказ будет выполнен.

Пример выполнения метода:
выбор правильного варианта из нескольких вариантов (при решении какой-либо проблемы)
Предположим, человек в затруднении: он не знает, какой выбрать вариант из нескольких. Он мучительно размышляет ночью и никак не избавляется от этой проблемы. А поступить нужно не так.

Прежде всего надо успокоить ум.

Потом отделить главное от второстепенного, поместив все на свои места.

Затем медленно в мыслях просмотрите весь материал, наполняя каждую деталь вниманием и интересом, но без малейшей попытки принять какое-либо решение или прийти к какому-либо заключению.

Затем передать это подсознанию, формулируя умственное представление прохождения материала через «люк» в подсознание и одновременно давая команду подсознанию: «Займись этим для меня!»

Далее усилием воли уберите проблему из сознания. Если при этом встречаются какие-либо трудности, то желаемого результата можно добиться путем частого утверждения: «Я убрал этот вопрос из моего сознания, и мое подсознание займется этим».

Затем попытайтесь создать чувство уверенности, убрав беспокойство и озабоченность по данному вопросу.

Вначале это будет трудно, но после нескольких успешных случаев это станет легким и естественным. Дело все в практике при соответствующем терпении. В некоторых случаях вопрос будет решен подсознанием очень быстро, иногда даже моментально, в большинстве случаев для этого требуется время. Чаще всего решение приходит на следующий день (отсюда родилась пословица: «Утро вечера мудренее»).

Если же решение не придет на следующий день, вновь рассмотрите весь материал. При этом нет необходимости вновь его расчленять, а просто проявите внимание и интерес к вопросу в целом, а затем вновь передайте материал подсознанию для дальнейшей работы. При этом не надо проявлять нетерпение начинающего. Дайте время, чтобы работа была выполнена.

Через некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) подсознание выдает результат для рассмотрения сознанию. Это отнюдь не значит, что подсознание настаивает на принятии его решений, оно просто передает результат своего анализа. Выбор остается за сознанием, но практика показывает, что обычно решение подсознания самое правильное.

Пример применения метода: сбор информации
по какому-либо вопросу
Предположим, вы хотите собрать всю информацию, которой обладаете по какому-либо вопросу. В мозгу имеется масса информации по тому или иному вопросу, ее нужно только собрать воедино. И если это затруднительно для сознания, то подсознание может выполнить эту работу быстро и хорошо.

Задача сознания заключается при этом в твердом утверждении внимания на предмете, чтобы затем позволить подсознанию поработать над ним.

Фиксируйте заинтересованность на теме вопроса, пока не появится ясное, живое впечатление того, на что вы хотите получить ответ.

Затем обработанный таким образом материал передайте подсознанию с командой: «Займись этим».

А теперь оставьте вопрос в стороне. Выбросите его из головы и позвольте подсознанию работать над ним.

Если все было сделано правильно, через некоторое время вы найдете проблему решенной и расположенной в логической последовательности таким образом, что внимание вашего сознания может ясно обозреть ряд фактов, примеров, иллюстраций и т. п., относящихся к делу.

Использование метода в экстренных ситуациях
В случаях, когда работа подсознания должна быть произведена быстро, может быть предложен следующий способ.

В этом случае необходимо дать быструю всестороннюю сильную вспышку концентрации внимания на проблеме, проникая до самой сути ее, а затем позволить остаться вопросу в подсознании в течение некоторого времени (момент-другой), коротая его в «предварительном разговоре», пока первое решение вопроса не придет.

После прихода первого решения быстро размотать всю цепь информации и говорить о предмете, удивляя собеседника и себя (часто это называют «находчивостью»).

В трудные минуты, не теряя доверия к себе и уверенности в себе, используйте этот метод, и вы избежите неудачи. В этом случае умственная команда подсознанию не производится. Однако если будет даже быстрая умственная команда «займись», то решение будет ускорено.

Подобная тренировка, конечно, требует времени, но для этого можно использовать все случаи, даже простейшие. Задача заключается в пробуждении дремлющих частей ума, с тем чтобы заставить их работать на себя.

Некоторые люди курят во время важных деловых встреч. Они делают это не из любви к курению, а чтобы иметь время «собраться с силами». Человек медленно выпускает дым, долго глядит на пепел на конце сигареты, затем сбрасывает его и только после этого отвечает.

Вместо курения можно крутить карандаш в руке, отбросив его в нужный момент. Иногда простая пауза помогает. Когда мы говорим «дайте подумать», то часто при этом смотрим отсутствующим взглядом, а подсознание в это время работает на нас. При этом не следует думать, что мы зависим от подсознания. Мы просто используем часть нас самих, и в этом надо быть твердо уверенным.

Освоив этот метод решения сложных проблем, вы проникнитесь уверенностью в силу своих умственных способностей. У вас будет постоянное ощущение, что вы обладаете более глубоким и солидным источником знаний, чем у людей, с которыми сталкиваетесь; что вам помогает не только сознание, а громадная область подсознания, содержащая необходимую информацию по всем вопросам, опыт всех предыдущих поколений, и поэтому смело и без страха встречайте сложные проблемы и трудности.

Упражнение углубленного самопознания
с использованием образа зеркала
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ».

«Я вижу большое зеркало и в нем вижу себя».

«Образ становится все более четким. Образ стоит ясно передо мной».

Вместо зеркала может быть прозрачная отражающая поверхность горного озера. Иногда может быть дополнение из слов древнегреческой формулы: «Я познаю себя».

И после небольшого интервала времени занимающиеся с удивлением, а то и с чувством обиды чаще всего видят зверей. На первом месте стоят: свинья, козел, часто с определенным указанием на сексуальную сферу; затем верблюд, гусь, коза и павлин.

Увиденные животные показывают занимающемуся на его особенности характера и поведения в жизни. В повседневной жизни человек может и не обращать внимания (или не замечать) на особенности своего характера. Упражнения обычно заставляют человека глубоко задуматься над своим поведением в жизни и искать пути к исправлению.

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение «Принятие самого себя»
Формула 1.

Формула 2. Формула начинается с принятия самого себя таким, каков ты есть, и продолжается приближением самого себя к избранной высшей цели или образу:

«Перед моим внутренним взором появляется образ».

«Я принимаю самого себя».

«Я заключаю с самим собой мир».

«Я жду самого себя».

«Я переживаю свою ценность».

После некоторой паузы: «Я стану тем, чем я должен стать».

Далее: «Образ становится все более четким. Образ стоит ясно передо мной».

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение «Самовыражение
посредством преодоления болей и трудностей»
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ:

Я несу свою ношу.

Я борюсь до победы.

Я борюсь за свое право.

Меня теперь никто не может обидеть».

Далее: «Образ становится все более четким. Образ стоит ясно передо мной».

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 13
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 12-го занятия — 10 минут.

Значение одежды в духовном развитии — 20 минут.

AT высшая: суть упражнений «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы». Отработка упражнения «Путь на дно моря» — 40 минут.

Значение одежды в духовном развитии
Одежда поглощает элементы нашей мысленной эманации и со временем пропитывается ими. Кто носит старую одежду, входит в атмосферу эманации, поглощенной когда-то этой одеждой, и ощущает отголоски старых настроений и огорчений, забот и неприятностей.

Новая одежда освобождает нашу психику и сообщает ей легкость. Она является свежей оболочкой нашего тела, еще не пропитанной мысленной эманацией многих людей. Не следует сохранять даже одежду, которую вы носили в счастливое для вас время.

Носить из экономии старые одежды — значит надевать на себя старые отжившие части прошлого и непроизводительно тратить свои силы. Даже змеи из «экономии» не вползают в старую кожу. Природа не признает старой одежды, не скупится на перья, меха, краски.

Интуиция заставляет людей надевать определенную одежду в определенных случаях, оставляя дома будничные мысли с будничной одеждой. Каждая профессия должна бы иметь свое особое изящное платье, надевая которое, люди приходили бы в настроение, соответствующее данному занятию без лишнего расхода сил.

Во всех религиях священник облачается в особое священническое одеяние, предназначенное для определенной службы, и не надевает его в другое время для предохранения его «ауры» от низких мыслей. Если бы священник постоянно носил его, то в священное одеяние проникли бы все дурные настроения и неприятности его будничной жизни.

Большинство людей не первой молодости пренебрегают туалетом, одеваясь в темную и немодную одежду. Это начало умирания. Эти люди морально сдаются и стремительно входят в старость.

Все испытывают ощущение морального и духовного подъема, облачаясь в модную и красивую одежду. Привычка носить модную и красивую одежду замечательна (если есть, конечно, для этого условия), так как она воздействует не только морально и духовно, но и делает человека красивым, осанка и походка становятся соответственно одежде красивыми и уверенными.

Суть упражнений AT высшей «Путь на дно моря»
и «Путь на вершину горы»
Упражнения «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы» являются дальнейшим углублением самопознания. В образных переживаниях основными действующими лицами являются сами занимающиеся.

В предыдущих упражнениях значительная часть занимающихся может не иметь образных переживаний. В упражнениях «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы» почти все переживают образы. Объясняется это тем, что многие занимающиеся могут переживать образы только при активном их собственном участии в переживаемых событиях.

Эти упражнения являются наиболее совершенными упражнениями для самопроявления (проявления своих внутренних психических шрамов, нанесенных еще в детстве; проявления своих негативных свойств характера и поведения, которые выплывают из подсознания и «призывают» сознание принять необходимые меры для стабилизации характера и поведения) и внутренней психической гармонизации.

Людям с абсолютно нормальной психикой упражнения дают ощущение усиления внутренней гармонии и ощущение просветления. Людям с некоторыми психическими отклонениями (боязнь одиночества, мания преследования, покушение на свою жизнь) упражнения позволяют избавиться от психических отклонений (особенно эффективно в этом отношении «Путь на дно моря», где занимающийся в борьбе с образами своих «психических шрамов» и психических недостатков очищает свою психику).

Пережитые пути на дно моря и на вершину горы позволяют понять, что происходит в глубине человеческой души.

Упражнения пути выполняются обычно вместе одно за другим, но можно выполнять их отдельно.

Упражнение «Путь на дно моря»
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ».

«Я представляю себя (или вижу себя) на берегу моря» (формула в зависимости от надобности повторяется 2–4 раза).

Далее: «Образ становится все более четким. Образ явно стоит передо мной».

При «погружении на дно моря многие занимающиеся встречают многих чудовищ (являющихся образами негативных психических качеств человека), пугающих и вызывающих страх. Занимающиеся должны быть абсолютно уверены в безопасности пути на дно моря. Эта уверенность может быть им сообщена только в языке, образах и мире представлений того магического мира символов, в котором живут образы.

Таким образом, не AT покидает необходимую естественную базу, а мир образов достигает тех глубоких слоев, в которых они охватываются лучше всего сказочными образами и понятиями детско-архаического волшебного мира. Поэтому продолжение формулы звучит так:

«В моей правой руке волшебная палочка. Я по желанию могу превратить ее в любое оружие, чтобы им защищаться, или ключ, который откроет любую закрытую дверь, или сосуд.

Палочка может превратить любое живое существо.

На моей левой руке надето волшебное кольцо.

Его лучи проникают во всякую темноту».

При последующих занятиях эти формулы, после того как их содержание легко воспринимается, могут сокращаться. Тогда они будут звучать так:

«В моей правой руке волшебная палочка, которая может быть превращена в оружие, ключ или средство для превращения.

На моей руке кольцо, которое светит».

И еще позднее: «У меня волшебная палочка и кольцо». Волшебная палочка служит не только как защита от опасности, но многие пациенты используют ее очень виртуозно по собственной инициативе для того, чтобы создать себе облегчение (можно создать из нее машину с пропеллером, чтобы быстрее опуститься на дно моря, или небольшие подводные лодки, или даже ракеты).

Продолжение формулы: «Я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, все дальше и все глубже на дно моря».

После необходимых многократных повторений можно пользоваться сокращенным вариантом:

«Все дальше и глубже на дно моря».

Что видят упражняющиеся? Абсолютно здоровые психически люди обычно видят приятные ландшафты и приятные живые существа. Невротики переживают опасности и образы, вызывающие страх, но при этом переживают победоносное, освобождающее и оказывающее целебное свойство ощущение.

Попасть на дно моря не всем легко. Иногда требуются определенные усилия (особенно для невротиков). У некоторых море все дальше и дальше отступает, чем ближе они к нему приближаются. Тогда помогает образ набережной или мола, с края которого занимающийся может по лестнице спуститься в глубину, или удается поездка по морю на лодке, в процессе которой с помощью веревочной лестницы они исследуют дно моря.

Иногда удается при таких трудностях прыжок со скалы в море. Иногда путь на дно моря затрудняется тем, что занимающийся не может спуститься в воду, так как море очень мелкое, или потому, что он легкий и не тонет в воде.

В первом случае выручает формула, которая и впоследствии бывает тоже полезной: «Я посмотрю по сторонам, может быть, я найду глубокую впадину или пропасть на дне моря».

Во втором случае можно с помощью волшебной палочки надеть на ноги водолазные ботинки со свинцовыми подошвами, в рюкзак наложить камней или в подводной скале найти ступени, по которым можно спуститься на глубину.

Большинство занимающихся проделывают следующий путь (типичный случай):

сначала путь проходит через неорганический мир по песчаному дну;

затем, как правило, путь долго проходит по растительности. Чудовищные змееобразные растения или непрозрачные колючие кустарники могут стать преградой, и здесь волшебная палочка, превратившись в меч, может стать орудием освобождения от агрессивной обстановки (у других этот путь более приятен: через цветущие луга и шелестящие леса);

затем в этой области большинство пациентов начинают ощущать все увеличивающуюся темноту. Но, оказывается, достаточно луча кольца, который, как прожектор, рассекает ее;

у большинства вслед за этим следует мир подводных животных: преобладают рыбы различной величины, формы и цвета. Это и подвижные изящные и прекрасные по раскраске рыбы, а также и угрожающие рожи тропических рыб-чертей. Часто вызывают проявления тревоги появляющиеся целыми стадами акулы, которые приближаются к одинокому путешественнику и наполняют его парализующим ужасом. Не меньший ужас вызывают огромные каракатицы, которые извергают чернильную жидкость на свою жертву, так что иногда они чувствуют прикосновение бесчисленных щупалец.

Одному из занимающихся пришлось вступить в бой с огромной каракатицей, обхватившей его грудную клетку и не дававшей ему дышать; он дотронулся до каракатицы после безуспешной борьбы с помощью меча — волшебной палочки и увидел свою мать — он и не подозревал, что ее давящая любовь и кажущаяся озабоченность может иметь что-либо общее с его заболеванием астмой; это открытие подействовало удивляюще и освобождающе.

Другой часто повторяющийся вариант пути на дно моря:

три различных мира — растений, зверей, рыб и чудовищ;

далее — находящийся под ними почти райский ландшафт с эфемерными прозрачными существами, полулюдьми-полурусалками. Но нужно помнить, что для каждого занимающегося может быть свое видение пути на дно моря (в зависимости от состояния психики).

В тренировках (так же, как и в жизни) занимающиеся должны сначала научиться смотреть опасности и трудностям в лицо. Еще до отправления в путь на дно моря им надо об этом сообщить: нет пути назад, нельзя уклоняться.

Очень важно дать понять и подчеркнуть важное значение этой позиции для выработки характера, а также для преодоления пассивно-депрессивного оборонительного поведения большинством невротиков.

Вполне понятному желанию быть в безопасности нужно содействовать, давая совет:

«Если опасное животное или чудовище захочет на вас напасть, нарисуйте вашей волшебной палочкой черту или круг на расстоянии нескольких метров от вас, которую не перейдет или не сможет переплыть опасное животное. Затем спокойно следите за тем, что делает это животное и что оно от вас хочет».

При более подробных указаниях занимающийся получает совет сделать при помощи волшебной палочки изображение самого себя (можно из картона) и поставить его на безопасном расстоянии от себя примерно в 20 метрах. Тогда чудовище может напасть на картонное изображение, в то время как пациент издали наблюдает за происходящим. При этом четко выясняется, что чудовище не настолько опасно и агрессивно, как это казалось, и хочет только поговорить.

Символическое содержание зверя в жизненной ситуации часто и существенно разъясняется, если занимающийся попросит зверя подняться с ним на поверхность моря, когда тот зачастую в таком случае превращается в определенное лицо, являющееся причиной психических отклонений занимающегося.

Если происходит нападение, то пациент должен бороться; волшебное оружие оказывается сильнее. Мечом можно проткнуть любой панцирь. Акулы протыкаются копьями, змей убивают кнутами, а чудовищ — дубинками, каракатиц режут ножами и целые полчища крабов жгут огнеметом.

Агрессивные меры важны прежде всего для невротиков. Они ведут подлинно героические бои с драконами, чудовищами, акулами, крокодилами, ядовитыми змеями, и всегда эти бои завершаются успешно. Они заканчиваются всегда повторяющейся резней, жуткими пытками, насаживанием на кол, раздавливанием и прочим уничтожением врагов.

Именно эти агрессивные действия оказывают важное терапевтическое воздействие (в особенности на покушавшихся на свою жизнь). Занимающиеся получали несомненное облегчение.

Каждому невротику нужно не реже одного-двух раз в неделю при помощи этого упражнения разряжать свою агрессию (иначе она обратится против него самого). Фрейд был прав, когда говорил: «Никто не убивает себя сам, он хочет убить другого».

Перед первым выполнением упражнения невротикам сообщается, что они могут при опасных или неприятных ситуациях в любую минуту, подняв правую руку, позвать преподавателя и рассказать ему детали их положения. Преподаватель в этом случае дает действенный совет.

Выход (обратный путь) достигается следующим продолжением формулы 2:

«Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом обратно».

При необходимости последние слова можно повторить:

«Я возвращаюсь совершенно спокойно, шаг за шагом, к берегу моря».

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 14
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 13-го занятия — 10 минут.

«Вы то, что о себе думаете» — 40 минут.

AT высшая: отработка упражнения «Путь на вершину горы» — 40 минут.

«Вы то, что о себе думаете»
Люди совершают ошибки, слишком часто раздумывая о своих недостатках, — они таким образом лишь укрепляются. Достаточно осознать его. И не нужно постоянно твердить: «Я малодушен и слаб, или угрюм, или неосторожен». Если вы осознали свой недостаток, нужно вызывать противоположные мысли (о силе, отваге, веселье, осторожности) и из них создавать образ своего «Я».

Законы красоты и полного здоровья тождественны. Они зависят от состояния души или, другими словами, от качества мыслей. Каждый признак упада в человеческом теле, все, что придает отталкивающий вид наружности человека, проистекает от преобладающего настроения его души.

Веками из поколения в поколение в человека вдалбливалась мысль о непреложной необходимости закона природы, по которому наше тело по истечении определенного времени увядает, теряет свою прелесть, а интеллект истощается.

В наших силах значительно отдалить приближение старости, отвергнув общепринятую привычку думать, что человек в 70 лет обязательно должен быть стариком. Поверьте и внушите себе, что вы молоды и красивы, и будете такими до 100 и более лет.

Преобладающее настроение (подавленное или победоносное) заранее обусловливает наши физические условия жизни. Никогда не ставьте границ своим возможностям. Никогда не думайте: «Я всегда буду ниже того или иного человека» или «Мои способности и таланты самые посредственные; я буду жить и умру, как миллионы вокруг меня». Если вы так будете думать, так и будет. Ставьте перед собой большие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей.

АТ высшая: упражнение
«Путь на вершину горы»
Формула 1.

Формула 2.

«Перед моим внутренним взором появляется образ, я представляю (или я вижу) высокую гору.

Образ делается четче.

Образ ясно стоит передо мной.

Я спокойно, шаг за шагом, поднимаюсь все выше».

В «пути на гору» не нужны волшебная палочка и волшебное кольцо. Исходя из логического содержания, просторы верхнего мира (Неба) обычно действуют положительно, и никогда не наблюдались опасности, от которых требовалась защита. Некоторым для подъема на гору необходимы подсобные средства (воздушный шар, самолет).

Когда занимающиеся ощущают, что они добрались до вершины горы, они говорят формулу (продолжение формулы):

«Я смотрю вокруг себя и переживаю то, что вижу».

Обычно видят голубое небо и прекрасный ландшафт и в это время переживают ощущения величия, доброты и всемогущества природы (и это благотворно влияет на психику занимающегося).

Далее следует другое продолжение формулы 2:

«Я смотрю вокруг, увижу ли я жилище отшельника — я стремлюсь с ним поговорить».

Почти всем без исключения удаются при употреблении этой формулы встречи с мудрым отшельником (который служит воплощением совести). Он всегда умеет дать совет в трудных жизненных вопросах, и его ответы соответствуют законам психотерапевтических консультаций, особенно когда он задает вопросы:

«Зачем ты заранее строишь планы? Подожди лучше, и ты сам узнаешь, что делать».

Другой ответ может звучать:

«Не задавай так много вопросов, лучше подумай».

Значительные трудности при психоаналитическом оздоровлении заключаются в трудноустраняемой зависимости пациента от своего аналитика. Основная задача заключается в том, чтобы привести пациента к зрелой внутренней самостоятельности. Пространственное представление выси с образом отшельника в данном упражнении решает эту задачу. Занимающиеся, вместо того чтобы спрашивать другого человека, учатся спрашивать отшельника, то есть свою совесть.

«Путь на вершину горы» дает переживание света и просветления.

Переживания света часто сопряжены с приятной теплотой, они способствуют общей эйфории, состоянию душевного благополучия. Часто левая половина тела ощущает прохладу и замерзает. Если ее на горе поворачивали к солнцу, то ее пронизывало приятное тепло, иногда с ощущениями «оттаивания». И неудивительно, что занимающиеся, обладающие холодными чувствами, после таких упражнений говорили, что они стали более сердечными в жизни.

Переживания просветления: путь на вершину горы приносит убеждение в том, что нужно делать, дает ясность, особенно когда нужно принимать решение (дается через образы).

Продолжение формулы 2 (спуск с горы):

«Я постепенно избавляюсь от своих переживаний и совершенно спокойно спускаюсь шаг за шагом вниз, иду обратно».

Другой вариант: «Я спокойно спускаюсь шаг за шагом вниз к подножию горы».

Если использовался подъем при помощи образа воздушного шара, то формула звучит так: «Шар медленно и мягко опускается туда, откуда он взлетал».

Формула 3.

Формула 4.

Занятие 15
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 14-го занятия — 10 минут.

Как работать — 20 минут.

AT высшая: отработка упражнения «Совмещение прошлого времени с настоящим», «Непосредственное познание причин физических и психических расстройств», «Видение образов, несущих эстетическую ценность» — 40 минут.

Как работать
От стиля работы, от отношения к работе и от внутреннего состояния во время работы зависят не только ожидаемые материальные результаты, но и продвижение в духовном развитии, ибо работа, выполняемая без интереса, без любви, вызывает у человека физическую и психическую усталость и неудовлетворенность.

Любую работу можно сделать интересной. Во-первых, можно использовать элементы ролевого тренинга: играть какую-то роль при выполнении работы. Представить себя изобретателем, воплощающим в работе свое изобретение, или представить, что выполняется заказ для любимого человека, и т. д.

Во-вторых, можно использовать в работе метод медитации.

Методика выполнения работы как медитации следующая:

в течение 3–5 минут делайте полное йоговское дыхание;

представьте, что с выдохом вы выбрасываете все свои мрачные мысли и о жизни, и о работе;

вы почувствуете облегчение и приступите к работе;

отбросив все остальные мысли, обратите свое внимание на удовольствие, которое может дать и дает работа. И постепенно это удовольствие будет расти и в конце концов станет привычкой.

Упражнение «Совмещение прошлого времени
с настоящим»
Можно сделать какое-то время настоящим, если имеется подозрение, что в то время произошла душевная травма (исследовав прошлое время, можно понять причины душевной травмы и попытаться убрать ее последствия).

Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором возникает образ, мой образ, когда мне было... лет.

Образ делается четче.

Образ ясно стоит передо мной».

Время может быть и не названо. Тогда формула звучит так:

«Перед моим внутренним взором развивается образ, образ из того времени, когда у меня начались расстройства (трудности, симптомы и т. д.)».

Эти формулы (в зависимости от набора начальных данных о психической травме) могут быть заменены следующими формулами:

«Перед моим внутренним взором появляется образ...

Я вижу свой родительский дом, я вижу место, где меня обидели...»

Или: «Я вижу помещение, в котором впервые почувствовал страх помещения».

К таким формулам, определяющим место действия, может быть добавлена фраза: «Я наблюдаю, что там происходит».

Нередко при таких сценах в памяти вызываются переживания, которые нанесли травму.

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение «Непосредственное познание причин физических и психических
расстройств»
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Образ показывает мне причину моего напряжения.

Образ становится все более ясным.

Образ ясно стоит передо мной».

Слово «напряжение» может быть заменено другими: «мои судороги», «моя астма», «мои боли» и т. п. При так называемых психосоматических заболеваниях эти образы могут дать важные сведения о глубинных причинах заболевания.

Если нужно выяснить причину душевных болезненных состояний или расстройств, то используют формулу:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Образ показывает причину моего страха (или моего недовольства, моей депрессии, ненависти и т. д.)».

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение «Видение образов,
носящих эстетическую ценность»
Существует связь между здоровьем, гармонией и видением подлинных ценностей эстетически прекрасного. Эта связь через это упражнение значительно усиливается.

Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Я вижу прекрасный орнамент.

Я рассматриваю его и позволяю ему воздействовать на меня.

Образ становится все более четким.

Образ становится ясным».

Или: «Я вижу прекрасное полотно. Что оно изображает и что это значит для меня?»

Или: «Я вижу великолепную статую. Кто скульптор и что она изображает?»

Или: «Я вижу великолепный ландшафт. Где я и почему я здесь?»

Занятие 16
Программа занятия:

Анализ выполнения дома комплекса упражнений 15-го занятия — 10 минут.

Использование свободного времени для психического расслабления дома и на природе — 30 минут.

AT высшая: упражнение для глубоко подавленных и пессимистически настроенных людей; упражнение, способствующее преодолению трудностей во взаимоотношениях с близкими; упражнение, способствующее второму внутреннему рождению, — 40 минут.

Использование свободного времени
для психического расслабления дома
и на природе
Наш ум постоянно работает; мысли без конца появляются и исчезают. Дать возможность отдохнуть мозгу — это значит дать возможность отдохнуть и телу, и психике.

Если у вас есть свободное время, используйте его для домашнего психического расслабления.

Методика домашнего психического расслабления:

Примите положение ребенка, лежащего в утробе матери. Вы почувствуете, как вас окутывает тишина, та тишина, которая присутствует в материнской утробе. Если вы находитесь в постели, накройтесь с головой одеялом, подожмите ноги и замрите.

Иногда будут мелькать какие-то мысли. Пусть они проходят перед вами, относитесь к ним с безразличием, отрешенно: раз уж они появились — пусть, если их нет — хорошо. Не боритесь с ними, не отталкивайте их. Борьба будет отвлекать, желание отбросить их станет настоятельным, и тогда они станут более настойчивыми. Оставайтесь просто безразличными, пусть мысли бродят где-то на периферии, там, откуда доносится шум уличного движения. А мысли — это действительно шум движения, движения миллионов клеток мозга, вступающих в контакт друг с другом, движения энергии и электричества, стремящихся от одной клетки к другой. Это слышен гул огромной машины, так что пусть он будет.

Вы же совершенно безразличны к нему, он вас нисколько не волнует, и вообще, это не ваша проблема, возможно, чья-то, но только не ваша. И вы вскоре удивитесь — будут приходить мгновения, когда шум начнет исчезать совершенно и вы будете оставаться совершенно одни.

За город на природу нужно уезжать, по крайней мере, на один день в неделю. И обязательно один час уделить психическому расслаблению.

Методика психического расслабления на природе:

выберите укромный уголок на лоне природы и идите бесцельно, не засекая времени. В вашем распоряжении должен быть час абсолютно свободного времени;

при любом препятствии с внешней стороны (крик птицы, споткнулись или кто-то пересек вам дорогу, или толкнул вас, пошел внезапно навстречу вам) вы должны свернуть или идти другим путем.

В этом состоянии наступает полное психическое расслабление. Оно снимает внутренние зажимы, ликвидирует раздражение, чувство неудовлетворенности в чем-либо, восстанавливает психические силы. Вы выходите из субъективного потока времени.

Cубъективный поток времени — это цепочка событий, которую вы выстраиваете перед собой, прогнозируя свои будущие действия и словно разбивая весь свой день на ряд ожидаемых событий. Любые препятствия на пути осуществления этих событий воспринимаются вами как личное оскорбление. Пробиваясь сквозь них, вы нарушаете свою энергетическую защиту, рвете ваше поле.

Модификация этого упражнения — ходьба вдвоем. При ходьбе вы слушаете шаги своего партнера и будто входите в его психическое состояние, раскрываете его, начинаете чувствовать его настроение и отношение к вам в данный момент. Это упражнение учит сопереживанию.

Упражнение для глубоко подавленных
и пессимистически настроенных людей
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Я нахожусь в середине большого сверкающего глобуса.

Я вижу вокруг себя светящийся мир.

Образ становится все более четким.

Образ стоит ясно передо мной».

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение, способствующее преодолению
трудностей во взаимоотношениях
с близкими людьми
Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Я нахожусь со своей женой на узкой и крутой тропинке. Скалы преграждают мне путь.

Мы помогаем друг другу».

Образ становится все более четким.

Образ стоит ясно передо мной».

Или (для женщин):

«Перед моим внутренним взором возникает образ.

Это пианино. Я сама пианино.

Мой муж начинает играть. Я чувствую резонанс».

Формула 3.

Формула 4.

Упражнение, способствующее
второму внутреннему рождению
Символы превращения могут внести важный вклад для второго внутреннего рождения человека.

Формула 1.

Формула 2:

«Перед моим внутренним взором появляется образ.

Я вижу червя, который превращается в куколку.

Куколка превращается в бабочку.

Я созерцаю ее красоту.

Образ становится все более четким.

Образ стоит ясно передо мной».

Формула 3.

Формула 4.

Раздел II. Влияние на других людей
Глава 1. Влияние через внушение
Влиять на человека, используя внушение, можно словесно и бессловесно.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.