Не среда создает ум человека, а человек — действием кармического закона — устремляется в новом воплощении в ту среду, которая соответствует его наклонностям. Некоторые лица резко отличаются с раннего детства от своей среды; в них нет ничего общего с окружающим (если воля их сильна, они изменяют направление своей кармы, переходя в иную, более подходящую для них среду); попадают же они в неподходящую среду благодаря тому, что поступками своими связали себя тесно с людьми именно этой среды.
Каждый человек устремляется в новом воплощении в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уже достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум, и, если постройка хороша, мы пользуемся всеми ее преимуществами; если нехороша, мы сами испытываем все последствия вследствие ее негативных свойств.
Кроме того, последствия мысли отражаются не только на ее творце. Мысли человека передаются. Мысль одного человека передается другому, мысль последнего — первому; завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру или злу, определят для нашего будущего родных, друзей или недругов. Вот почему иные любят нас без всякой причины, а иные ненавидят как будто незаслуженно. Закон, исходящий отсюда, сводится к следующему: наши мысли, действуя на нас самих, создают наш умственный и нравственный характер; благодаря своему воздействию на других они завязывают кармические нити, которыми люди будут связаны в следующем воплощении.
Второй вид сил
Второй вид сил, созидающих нашу карму, состоит из наших желаний.
Желания притягивают нас к тем или другим предметам внешнего мира, они образуют наши страсти и они же определяют судьбу человека после смерти в астральной плоскости.
Желания, то есть внутренние влечения человека к внешним предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей приковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к астральным плоскостям жизни.
Желания человека определяют место его воплощения. Если они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут для его нового воплощения подходящее тело страстей, и это тело устремит его в такую семью, в недра такой материи, кровь которой может дать подходящий материал для его физической оболочки.
Желания наши действуют на окружающих так же, как и мысли: они передаются другим.
Но так как в данный цикл человеческой эволюции желания наши сильнее наших мыслей, то и кармическая связь, сотканная желаниями, связывает людей еще сильнее, чем их мысли.
Соединяя нас путами любви или ненависти, желания создают нам будущих врагов или друзей, и они же могут соединить нас с такими людьми, о завязавшейся связи с которыми мы и не подозреваем. Например, поводом к такой связи может послужить непреднамеренно данный толчок к преступлению, даже к убийству. Может случиться, что очень сильный злобный порыв одного человека повлияет на другого в такой момент и в такой обстановке, которые располагают к убийству. Бывают такие внутренние состояния, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в таком неустойчивом равновесии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого нам психического мира решают наклон колеблющихся весов в ту или другую сторону.
Таким решающим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы, идущий из сердца другого человека. И если колеблющийся совершит преступление, то создатель злобного порыва связан в будущем воплощении с преступником, даже если бы он раньше вовсе и не знал его; и вред, причиненный злобным порывом тому, кто совершил преступление, неминуемо отзовется на создателе гневной страсти.
Иногда совершенно неожиданное несчастье, кажущееся незаслуженным, внезапно обрушивается на человека; его сознание, не подозревающее, что источником его несчастья был вред, причиненный его дурными страстями другому существу, возмущается, негодует на кажущуюся несправедливость; но это негодование исходит из его неведения, что его душа получила при этом урок, который он никогда не забудет.
Ничто незаслуженное не заставит страдать человека.
Из сказанного следует, что наши желания, действуя на нас самих, влияют на образование нашего физического тела в ближайшем воплощении; они же определяют подбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.
Третий вид сил
Третий вид сил, создающих кармы, — наши поступки. Они влияют сравнительно мало на истинную суть человека, на его душу. На развитие души влияет мотив поступка, а не сами поступки. Последние представляют собой результаты мыслей и желаний прошлых воплощений.
Поступки влияют на суть человека косвенно, вызывают в нем новые мысли и желания. Часто повторяемые поступки создают физические привычки, которые влияют на условия земного существования и в то же время ограничивают проявление истинного «Я» в земном мире.
Физические привычки не переживают одного воплощения и уничтожаются со смертью физического тела. Но наши поступки влияют на окружающих. Вызывая благополучие или страдание других людей, поступки связывают нас так же, как и наши мысли, и желания, с теми людьми, на судьбу которых они имели влияние. Если в прошлом мы были причиной страдания для окружающих, в будущем мы испытаем не меньшие страдания; и наоборот, если мы содействовали улучшению их внешнего благосостояния, кармический счет выплатит нам из этого содействия счастливыми условиями нашей земной жизни; и условия эти — плохие или хорошие — погасят навсегда результаты как дурных поступков, так и хороших. В обоих случаях последствия наших поступков не зависят от их мотива.
Упражнение «“Я” вечно
и не может быть уничтожено»
Примите позу медитации и попытайтесь представить себя мертвым, то есть пытайтесь оформить умственную концепцию о себе как о мертвом. И хотя это кажется легким, полностью осуществить это невозможно, так как «Эго» отказывается принять это. Можно представить себя в бессознательном состоянии, уснувшим (это нетрудно), но не мертвым.
Представьте свое «Я» проходящим испытание через воздух, огонь и воду и вышедшим невредимым. Помните, стихия может воздействовать только на физическую оболочку, но не на «Я» (такое мысленное упражнение дает постоянное ощущение силы, смелости). Вы поймете, что ваше «Я» стоит над телом, побеждает стихию.
Представьте себя непобедимым, недоступным для какого-либо вреда. Приобретаемые таким образом мощь, сила, уверенность и спокойствие будут воздействовать на окружающих должным образом. Вы будете спокойно и без страха глядеть в лицо надвигающимся событиям, сможете подняться над неприятностями и преодолевать их с улыбкой.
Занятие 4
Программа занятия:
Анализ выполнения дома упражнения «“Я” вечно и не может быть уничтожено» — 10 минут.
Значение мотива поступков для развития души. Человек должен сам определять свою судьбу — 30 минут.
Упражнение «Осознание реальности своего “Я”» — 30 минут.
Значение мотива поступков
для развития души
Мотив поступка человека влияет на развитие его души, сам поступок через карму определяет физические условия жизни в этом или в следующем воплощении.
Если кто-то на заработанную валюту купил одноразовые шприцы для больницы, то вне зависимости от мотива (желание похвалы или бескорыстное стремление к добру) больные выиграют одинаково в любом случае. Но для истинной сути человека, для души разница окажется чрезвычайно важной: в одном случае, когда мотив был эгоистический, плоды его деятельности проявятся только в физической среде, душа его останется при этом незатронутой. В другом случае, когда его мотивом было бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит душу.
Законы кармы ведут строжайший счет и выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей детали. Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он в прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли он в этих условиях доволен и счастлив или же мрачен и неудовлетворен, это будет зависеть от другого кармического счета, который подводит итоги его мотивам, то есть тем хорошим и дурным свойствам, которые он вырабатывал в тайниках своей души.
Может случиться, что человек с прекрасной душой родится в самых неблагоприятных условиях, если он в прошлом своими необдуманными действиями вызвал нужду для окружающих; но если им при этом владел чистый и бескорыстный мотив, он уже придал ему через карму такие свойства, которые помогут ему переносить нужду терпеливо и легко.
Безразличный мотив останется для души без последствия; дурной задержит ее развитие; хороший — обогатит навсегда.
Когда перед совестью человека, знающего закон кармы, появляется столкновение различных обязанностей и ему неясно, как следует поступить, он постарается спокойно разобраться во всех своих мотивах; очистив сердце свое от всего эгоистического, он выберет наиболее бескорыстный мотив; решив так, он будет действовать уже без колебаний и без страха, зная, что, если и поступит неправильно, важно только побуждение, последствия же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как урок, который не изгладится из его души никогда.
Следует подчеркнуть, что законы кармы нужно основательно усвоить. Необходимо помнить, что неясно понятый закон кармы может подвести к совершенно неверным выводам. Плохо понявшие его люди могут прийти к безразличию и сухости, к мысли, что «раз человек сам заслужил свою трудную жизнь, не следует и помогать ему». Но такое рассуждение показывает непонимание закона справедливости. Раз человек становится на вашем пути и вы можете помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а вам. Свой он уплатил страданиями, а ваш вы уплатите тем, что поможете страдающему. Пропуская случай помочь, вы пропускаете возможность заплатить свои долги. Если карма не мешает улучшить нашу собственную участь и стремиться к совершенствованию, еще меньше она мешает улучшать судьбу наших ближних.
Человек сам должен определять свою судьбу
Сознательно строящий свою карму должен владеть своими мыслями, господствовать над своими желаниями, направлять свои поступки: действуя так, он сам создает свою судьбу, свое будущее. Человека можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и обрабатывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и в жару; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он выйдет опять в свое поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем будет уже другая, но от этого нисколько не зависит, какова будет жатва: сеял сам человек, и если семя его было скудно, и жатву он соберет скудную.
Упражнение «Осознание реальности
своего “Я”»
Примите удобную позу, дышите ритмически и размышляйте над своей сущностью.
Думайте о себе как о сущности, независящей от тела, использующей тело как раковину или жилище. Вы всегда можете покинуть тело и вернуться в него по своему желанию. Тело — инструмент вашего «Я». Думайте о себе как о независимой сущности, использующей тело для достижения цели и осуществляющей полный контроль и управление им. Во время размышления полностью игнорируйте свое тело, добейтесь того, чтобы вы будто не замечаете его. В процессе выполнения этого упражнения очень полезно говорить себе следующие слова:
«Я существую. Я утверждаю реальность моего существования не только физического, мимолетного, но и духовного, вечного, абсолютного. Я утверждаю реальность моего «Я», самого себя. Мое реальное «Я» не может умереть, оно вечно. Я существую. Я существую».
Упражнения усиливают качества (уверенность, бесстрашие), приобретаемые в результате освоения предыдущего упражнения.
Занятие 5
Программа занятия:
Анализ выполнения дома упражнения «Осознание реальности своего “Я”» — 10 минут.
Методика осознания единства всего. Единство материи, энергии и ума — 30 минут.
Освоение упражнений: «Единство материи», «Единство энергии», «Единство ума» — 40 минут.
Методика осознания единства всего
Прежде всего мы должны ясно понять, что материя физического тела человека ничем не отличается от остальной материи и ничем не отделена от нее, что атомы тела постоянно уходят и заменяются другими, причем материал берется отовсюду из запаса природы. Иначе говоря, мы должны понять, что существует единство материи, лежащее под всеми видимыми различиями в форме.
Затем мы должны понять, что жизненная энергия (или прана), которой человек пользуется во всей своей жизни и работе, является лишь частью всепроникающей мировой энергии; причем та часть праны, которой мы пользуемся во всякий данный момент, заимствуется нами из мирового запаса и снова возвращается от нас в океан силы (или энергии).
И затем мы должны понять, что даже ум, который так близок к истинному «Я», что мы часто принимаем одно за другое, даже такая удивительная вещь, как мысль, есть только часть мирового ума, эманации Абсолюта, и что субстанция нашего ума (или читта), которой мы пользуемся в настоящий момент, не есть наша отдельная и индивидуальная собственность, но есть просто часть мирового запаса ума, который постоянен и неизменен.
Мы должны понять, что даже то, что мы чувствуем всегда бьющимся в себе (то, что мы называем жизнью), есть только часть великого принципа Жизни, который пронизывает всю Вселенную. Когда мы осознаем все эти истины и начнем чувствовать все наши отношения к единой великой эманации Абсолюта, тогда мы начнем схватывать идею единства всех «Я», отношение нашего «Я» ко всем другим «Я». В то же время мы поймем, что погружение человеческого «Я» в мировое «Я» не есть угасание индивидуальности, а наоборот, расширение индивидуального сознания до космических масштабов.
Осознание единства всего во Вселенной осуществляется с помощью последовательности упражнений в виде медитаций.
Единство материи, энергии и ума
Все формы, что мы знаем под названием материи, — только различные проявления субстанции, называемой аказа (эфиром).
Аказа есть самое утонченное и разряженное состояние материи. Иначе говоря, это есть материя в своем основном состоянии; то, что мы называем материей, есть только проявления аказы (или эфира), причем кажущееся различие зависит только от различной скорости колебаний. Каждый атом нашего физического тела лишь заимствован нами из мирового запаса и сейчас же вернется в него снова, так как атомы тела постоянно сменяются.
То, что кажется нам нашей плотью, несколько дней назад могло быть частью растения, а через несколько дней может стать частью какого-нибудь другого живого существа. Между всеми телами идет непрерывный обмен материи, и материя, входящая сегодня в состав одного тела, вчера могла быть в другом и завтра может быть в третьем. Ни один атом материи не принадлежит лично вам, но входит в общий запас. Один и тот же вечный поток течет через вас и через все живое.
Точно так же обстоит дело с жизненной энергией, которой вы пользуетесь во все моменты вашей жизни. Вы постоянно берете эту энергию из мирового запаса праны и превращаете эту энергию в те или другие нужные вам виды, но эта энергия составляет общую собственность, и все, что вы можете сделать, это пользоваться ею, когда вам нужно, и затем позволить ей идти дальше. Есть только одна сила, одна энергия, и она находится везде и всегда.
И даже субстанция ума подчинена тому же самому закону. Мы так склонны считать наши умственные операции своими собственными (чем-то таким, что принадлежит нам лично), что нам трудно понять, что умственная субстанция есть мировое начало, такое же, как материя или энергия, и что во всех наших умственных операциях мы только черпаем из мирового запаса.
И даже больше: та часть умственной субстанции, которой мы пользуемся, хотя она и отделена от умственной субстанции, находящейся в пользовании других словно тонкой перегородкой из самого тончайшего вещества, в действительности соприкасается с другими, кажущимися обособленными умами, а также с мировым умом, часть которого она составляет.
Как материя, из которой состоят наши физические тела и которая находится в соприкосновении со всей материей, и как жизненная сила, которой мы пользуемся и которая находится в соприкосновении со всей энергией, точно так же наша умственная субстанция находится в соприкосновении со всей умственной субстанцией. Получается такая картина, как будто бы «Я» движется через великие океаны материи, энергии и ума, беря из непосредственно окружающего его материала только то, что ему нужно, и оставляя все остальное позади по мере своего движения. Этот образ может помочь вашему сознанию понять, что «Я» — единственная вещь, которая действительно ваша и которая в то же время неизменна, а все остальное принадлежит мировому запасу, из которого вы берете то, что вам нужно в данный момент.
Упражнение «Единство материи»
Сядьте в удобную позу. Расслабьтесь, дыхание спокойное и ровное. Мысленное рассуждение только на одну тему — «Единство материи».
Вспомните основные положения теоретического материала о единстве материи: поймите, что вся материя, в конце концов, едина; что реальной субстанцией, составляющей основу материи, является аказа (или эфир) и что все очевидные для наших чувств перемены в формах суть только видоизменения этого начала или более грубая форма его.
Поймите, что при помощи известных химических процессов все существующие виды материи или, вернее, все соединения, дающие в результате формы, могут быть разложены на их первоначальные элементы и что эти элементы не что иное, как аказа в разных состояниях вибрации. Пусть идея единства видимой Вселенной, глубоко проникая в наше сознание, запечатлевается в нем навсегда. Ложное понятие о многообразии материального мира должно уступить место сознанию его единства, несмотря на кажущееся разнообразие и многочисленность форм.
Вы должны сделаться способным видеть далее мира форм материи, видеть за ним, в нем и в основе его великое начало материи (аказа, или эфир). Вы должны достигнуть того, чтобы чувствовать это, а не только понимать интеллектуально.
Далее старайтесь осознать, что материя может переходить в силу или энергию с такой постепенностью, что разделяющая их черта уничтожается и материя незаметно исчезает в энергии (или силе), свидетельствуя этим, что и то и другое в сущности одно и то же, причем сама материя — только более грубая форма энергии и силы. Ваш ум должен проникнуться этой идеей, чтобы приобретенное познание единства могло бы быть совершенно во всех частях.
Упражнение «Единство энергии»
Мысленно представьте, как один вид энергии может быть превращен в другой, затем в третий и так далее по кругу, пока снова не будет достигнут первый вид.
Проникнитесь сознанием, что ваша внутренняя энергия, благодаря которой вы движетесь и действуете, является только одним из видов того великого начала энергии, которой наполнена Вселенная, и поймите, что вы можете брать нужное вам количество энергии из великого мирового запаса.
Но больше всего старайтесь усвоить идею единства, проникающего весь мир энергии, силы или движения. Рисуйте себе картину Вселенной в состоянии постоянного движения; все движется, вся материя движется, меняя свои формы и проявляя свою внутреннюю энергию. Солнце и миры несутся по пространству, причем их частицы непрестанно изменяются и движутся. Химическое соединение и разложение никогда не прекращается, повсюду происходит работа созидания и разрушения. Новые соединения атомов и миров образуются и разлагаются непрестанно.
Вдумавшись в это единство начала энергии, размышляйте о том, что при всех этих переменах форм «Я» — ваша реальная сущность и вы остаетесь неизменны, вечны, непобедимы, неразрушимы, неуязвимы, реальны и постоянны среди этого изменяющегося мира форм и сил. Вы выше всего этого, и мир вращается вокруг.
Далее рассуждайте относительно силы (энергии, незаметно переходящей в родственную ей среду субстанции ума). Поймите, что в основе всего наблюдавшегося вами проявления силы и энергии лежит ум.
После усвоения этого упражнения вы будете подготовлены к изучению единства ума.
Упражнение «Единство ума»
Рассуждайте о том, что существует огромная область субстанции ума (или мировой ум), которая находится в распоряжении «Я». Всякая мысль есть результат того, что «Я» пользуется этой субстанцией ума как своим орудием и средством.
Осознайте, что этот океан ума — одно целое и что «Я» может черпать из него сколько ему нужно.
Осознайте, что этот океан ума в вашем распоряжении, если только вы достаточно созрели, чтобы пользоваться им.
Осознайте, что в основе всего существующего в мире форм, наименований и действий лежит ум и что в этом смысле на самом деле «Все есть ум», хотя на еще более высокой ступени, чем даже ум, стоите вы — реальная сущность, «Я», проявление Абсолюта.
Занятие 6
Программа занятия:
Анализ выполнения дома упражнений «Единство материи», «Единство энергии», «Единство ума» — 30 минут.
Единство всего живого во Вселенной — 20 минут.
Освоение упражнения «Единство всего живого» — 30 минут.
Единство всего живого во Вселенной
Вся Вселенная жива, вибрирует и пульсирует во всех направлениях жизни, энергии и движения. Нет ничего мертвого во Вселенной. Жизнь находится везде, и ее всегда сопровождает сознание. Во Вселенной нет ничего мертвого и бессознательного, и мы совсем не представляем собой живых атомов, брошенных в мертвое море; но, наоборот, являемся живыми атомами, окруженными живым океаном, пульсирующим, движущимся, мыслящим и живущим.
Каждый атом того, что мы называем мертвой материей, в действительности жив; в нем есть сила или энергия, а всякий сколь бы то ни было малый запас силы и энергии сопровождается проявлением сознания и жизни. Если мы посмотрим вокруг себя, мы увидим повсюду: в животном, в растительном и даже в минеральном царстве жизнь и увидим, что все живо и сознательно.
И когда мы будем в состоянии перевести эту идею в область нашего действительного сознания, то есть когда мы будем в состоянии не только интеллектуально принять этот факт, но начнем осознавать всю эту жизнь вокруг себя, тогда мы будем на настоящем пути к достижению космического сознания.
Для развивающейся души чрезвычайно важно дойти до осознания этого родства и единства, потому что это ведет к значительному продвижению души по пути совершенствования. Это приведет к осознанию воспринимать других людей как самих себя, относиться к другим людям как к самим себе.
Упражнение «Единство всего живого»
Осознайте вашу тождественность и вашу близость со всем живым. Взгляните на окружающую вас жизнь во всех ее формах — от самой низшей до самой высшей. Все это — проявление великого начала жизни, действующего на разных этапах одного и того же пути. Не презирайте самых ничтожных форм, но смотрите дальше формы на скрытую под ней реальность — жизнь. Чувствуйте себя частью великой мировой жизни.
Опуститесь мысленно на дно океана жизни и осознайте свое родство с жизнью обитающих здесь форм. Не смешивайте формы (часто безобразные с вашей точки зрения) с проявляющимся в них началом.
Взгляните на жизнь растений, на жизнь животных и постарайтесь через покров формы увидеть реальную жизнь, которая скрыта за формой и лежит в основе ее. Научитесь чувствовать, как ваша жизнь течет и бьется вместе с жизненным началом в других организмах и особенно в одинаковых с вами существах.
Посмотрите на звездное небо, на находящиеся там бесчисленные галактики и миры, наполненные жизнью. Если вы сможете схватить эту мысль и осознать это, вы почувствуете, что вы составляете одно целое с этими сущими мирами. И вместо того чтобы ощущать себя при сравнении с ними малым и ничтожным, вы заметите, что ваше «Я» будет расширяться до тех пор, пока вы не почувствуете, что в этих вращающихся мирах имеется часть вашего «Я», что вы существуете также там, стоя на Земле, что вы сродни всем частям Вселенной и, даже более, что все части Вселенной являются таким же местом вашего пребывания, как и то, где вы находитесь. Вы почувствуете, как вас охватит сознание, что ваш дом — вся Вселенная, а не только часть ее, как это вы думали прежде. Вы испытаете чувство такого величия и огромности, которое трудно передать словами.
Занятие 7
Программа занятия:
Анализ выполнения упражнения «Единство всего живого» — 10 минут.
Степени достижения космического сознания — 30 минут.
Освоение упражнений «Единство всех “Я”» и «Единство всего» — 40 минут.
Степени достижения
космического сознания
Большинство людей, идущих по пути достижения космического сознания, достигают такой его степени, при которой постоянными ощущениями становятся ощущения глубокого внутреннего покоя в совокупности с огромной уверенностью в себе.
Высшей степени космического сознания достигают немногие люди. Многие великие учителя, великие политические деятели, великие писатели и поэты обладали этим сознанием. Среди известных людей космического сознания достигали: англичанка Мабель Коллинз, автор маленькой, но замечательной книги «Свет на пути»; поэт Уолт Уитмен, описавший в своей единственной книге стихов «Листья травы» состояние космического сознания; доктор Ригард Бек, автор книги «Космическое сознание. Исследование развития человеческого ума»; англичанин Прентис Мюльфорд, написавший замечательную мудрую книгу «На заре бессмертия»; японский целитель Озава, лечивший с помощью космического сознания и специальной диеты неизлечимые с точки зрения ортодоксальной медицины болезни и написавший книгу «Макробиотика Дзен».
Эту высшую степень космического сознания называют просветлением. Просветление проявляется по-разному. У одних оно зарождается постепенно, становясь все сильнее и сильнее, и затем исчезает, совершенно перерождая человека, который потом только и живет надеждой снова испытать это переживание.
На других оно нисходило внезапно, оставляя в них такое впечатление, как будто они были залиты ярким светом (откуда и это название — просветление), после чего они тоже становились совершенно другими людьми. Некоторые могут произвольно вызывать состояние просветления, но их немного.
Переживание просветления никогда не бывает одинаковым у двух разных людей, и тем не менее в сообщениях всех, испытавших его, есть общие, сходные черты. Преобладающей эмоцией при этом состоянии является чувство сильной радости — гораздо сильнее того, какое когда-либо ощущалось, — чувство абсолютной радости, если можно так выразиться.
И воспоминание об этой великой радости — отражение ее света — остается навсегда в душе. Те, кто хоть однажды испытал такое просветление, становятся более жизнерадостными и счастливыми и как будто обладают сокровенным и тайным источником радости, из которого утоляет жажду их душа. Это чувство радости настолько сильно, что и впоследствии даже сама мысль о нем приводит в восторженное состояние, и при одном воспоминании о нем кровь течет быстрее по жилам, а сердце начинает усиленно биться.
Состояние просветления сопряжено и с просветлением ума. Поток знания словно вливается в душу человека, и состояние это поддается описанию. Душа преисполняется сознанием, что она заключает в себе абсолютное знание — знание всех вещей. Человек сознает, что причина и цель всего сущего сокрыты в недрах его собственной души. Все кажется вполне ясным, а это происходит не от обострения способности рассуждать, делать выводы, классифицировать или определять; душа просто знает. Это чувство может продолжаться часть секунды — во время этого состояния теряется всякое представление времени и пространства.
Но после этого переживания остаются более высокие умственные способности и знания, а также радостное воспоминание о пережитом состоянии, поддерживающее сознание того, что жить стоит. Кроме того, одним из главных убеждений, неизгладимо запечатленных в уме просветленном, являются знание и уверенность, что жизнь и разум наполняют собою все. Вечная жизнь ощущена. Бесконечность постигнута. И слова «вечный» и «бесконечный» с этого времени уже имеют определенное и реальное значение, когда мы о них думаем (хотя значение это и не может быть объяснено другим).
К этому непосредственному познанию единства жизни присоединяется полнота любви ко всему сущему; это чувство также превосходит по своей силе какое бы то ни было ранее испытанное чувство любви. Во время этого состояния просветления человеком овладевает также чувство безбоязненности, может быть, вернее было бы сказать, что в это время отсутствует всякое сознание страха — ясно, что бояться чего бы то ни было нет никакого основания и чувство страха совершенно исчезает. Чувства знания, уверенности и доверия, овладевающие человеком, не оставляют места страху.
Человек в состоянии просветления лишается одного чувства, которое можно назвать чувством сознания греха. На его место становится постижение того, что вся Вселенная благостна. Под благостью здесь разумеется не относительное превосходство одной вещи над другой, а чувство безусловной благости.
Как я уже сказал, человек после пережитого просветления становится другим человеком, просветленным (жизнерадостным, мудрым, знающим и осознавшим суть жизни, обладающим чувством любви ко всему живому).
Упражнение «Единство всех “Я”»
Расслабьтесь, успокойте дыхание.
Затем следует рассуждение: необходимо достигнуть еще одной ступени, прежде чем придет полное чувство единства и реальности. Это есть та ступень, на которой мы реализуем тождество нашего «Я» с «Я» Вселенной. Тайна проявления Абсолюта в форме «Я» скрыта от нас, и ум сознает свою неспособность проникнуть за покров, скрывающий Абсолют, хотя ум и сообщает нам о том, что он осознает присутствие Абсолюта. Но высшая область надсознания (духовного ума) при исследовании ее развитой душой, находящейся на правильном пути, свидетельствует, что духовный ум видит дальше кажущейся отдельности «Я» от «Я» и осознает:
есть только одна реальность «Я»;
все «Я» в действительности только различные виды этой одной реальности, центры сознания на поверхности одного великого «Я», центром которого является Абсолют.
Упражнение «Единство всего»
Примите позу для медитации. Расслабьте мышцы, успокойте дыхание.
Далее следуют рассуждения:
«Существует только одна первоначальная форма материи, только одна основная форма энергии и одна первоначальная форма ума. Материя происходит от энергии, энергия — от ума, и все эти три начала исходят из Абсолюта, тройственного в проявлении, но единого по существу. Есть только одна жизнь, и она проникает собой всю Вселенную, проявляясь в разных формах, но в конце концов будучи единой. Мое тело составляет единство с мировой материей; моя энергия и жизненная сила составляет единство с мировой энергией; мой ум составляет единство с мировым умом; моя жизнь составляет единство с мировой жизнью. Мое «Я» — выражение и проявление Абсолюта, являющегося источником всех «Я» и объединяющего все «Я». Поэтому я исполнен любовью, силой, мудростью».
Приложение 1. ВЛИЯНИЕ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ХОРОШУЮ РЕЧЬ
Поставить голос — это значит не только выработать правильное речевое дыхание, но и научиться пользоваться резонаторами. Сила, звучность и объемность голоса во многом зависят от умения пользоваться резонаторными системами — усилителями звука, преобразующими слабый и невыразительный звук в сильный, красивый, объемный голос. Человек пользуется двумя резонаторами: нижним, включающим грудную полость, и верхним, включающим черепную коробку, полость носа и рта.
Приведем упражнение, вырабатывающее умение пользоваться резонаторами.
Выпрямите позвоночник, сделайте вдох и произнесите звук «М» с закрытым ртом на выдохе тихо и без напряжения, при этом мышцы лица, шеи, а также рук и ног должны быть расслаблены. Получится мычание.
Продолжая мычать, склоните голову немного вниз, затем влево, вправо. Вскоре вы почувствуете, как легко и свободно, без напряжения голосовых связок звук, заполнив верхние резонаторы, заставит вибрировать губы; вибрация почувствуется в носоглоточной полости и на твердом нёбе. Для дополнительного контроля, правильно ли направлен звук, приложите пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Пальцы почувствуют легкую вибрацию, если звук направлен верно.
Позанимавшись со звуком «М», присоедините к нему гласные «У», «О», «А», «Э», «Ы», «И». Непрерывно звучащее на одной ноте «М» через равные промежутки времени прерывайте короткими гласными в той последовательности, которая здесь дана.
В следующем упражнении почувствуйте, как работает ваш нижний резонатор.
Сделав вдох и сложив губы в трубочку, начинайте на выдохе медленно и слитно, без напряжения тянуть звук «У».
Потренировавшись только с этим звуком, добавляйте к нему звук «О», затем «А», «Э», «И».
Если голос хорошо поставлен, он звучит ровно и устойчиво. Развивать эти качества ровности, устойчивости нужно прежде всего на среднем тоне высоты своего звучания голоса с помощью стихотворения с длинными строками (при этом развивается и укрепляется навык продолжительного вдоха).
Читайте каждую строку без напряжения, спокойно, ровно, отчетливо; между строками делайте паузу для добора воздуха. Каждая строка читается на выдохе в среднем тоне, при этом опора звуку создается диафрагмой и подтягиванием нижних стенок живота.
Для того чтобы научиться изменять высоту голоса, используйте какое-либо стихотворение в пределах восьми строк. Читайте первую строку, взяв тон пониже среднего, и далее с каждой строкой повышайте понемногу голос.
Затем идете по нисходящей: с каждой строкой понижайте голос и постепенно вернитесь к исходному тону. При этом не смешивайте повышение тона звука с усилением, а понижение — с затиханием. В процессе упражнения вам следует держать одну и ту же громкость.
Дикция очень важна в речи. Человек с плохой дикцией вызывает в вас непроизвольное снижение интереса к нему и к тому, что он вам сообщает. Речь становится невнятной и неразборчивой из-за небрежности в произнесении, вследствие скороговорки, когда слова будто наскакивают друг на друга, а также вследствие «съедания» конечной согласной или звуков внутри слова, звучания «сквозь зубы», скованности мышц лица, когда неподвижная верхняя и вялая нижняя губы мешают четкому произнесению многих свистящих и шипящих согласных.
Рот должен быть подвижным и хорошо открываться, так как это является важным условием для формирования звука и его посыла. Для того чтобы рот хорошо открывался, выполняем упражнения:
исходное положение — рот закрыт, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов, губы и челюсти расслаблены;
сначала без усилий и напряжения произнесите звук «У» растянуто в течение нескольких секунд, а затем произнесите звук «А», раскрывая рот в вертикальном направлении, причем это делается мягкими медленными движениями. В результате нижняя челюсть опустится примерно на 3 см.
К речевому аппарату помимо голосовых связок относятся гортань, задняя стенка глотки, губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть. Они активны, и поэтому есть возможность их тренировать.
Для тренировки языка нужно делать следующее:
исходное положение: рот раскрыт на 3 см, кончик языка касается нижних зубов;
поднимите кончик языка к твердому нёбу, потом вправо и влево — в щеку, а затем верните язык в исходное положение. Повторите это несколько раз. Движения должны быть медленными и плавными.
Тренировку губ следует делать подтягиванием верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам:
исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны;
приподнимите верхнюю губу к деснам верхних зубов, как при улыбке;
после того как вы сомкнули зубы, оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов. Повторите несколько раз.
Для отработки дикции применяйте артикуляционную гимнастику, цель которой — выработка четкого и ясного, правильного звучания каждого гласного и согласного звука. Сначала отрабатываются гласные звуки, правильность произношения которых является основой мелодичности и звучности речи, а затем уже отрабатываются согласные звуки.
Речь звучит красиво не только потому, что мы умеем управлять речевым аппаратом, но еще и потому, что мы умеем правильно ставить ударения, соблюдаем нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, уделяя внимание интонационно-мелодическому строю речи.
Здесь требуется серьезная работа над собой, прежде всего в повышении своего культурного уровня. Больше читайте и следите за своей речью; если возникает сомнение, где ставить ударение, обращайтесь к словарям.
Если вы хотите, чтобы ваш монолог или выступление в виде речи или лекции было красивым и поддерживало внимание аудитории, используйте логические паузы и логические ударения. Желательно перед выступлением поработать над текстом, сделав в нем соответствующую разметку.
Логические паузы отделяют друг от друга смысловые группы, на которые делится каждое предложение звучащей речи. Паузы, представляющие собой остановки различной длительности, могут совпадать с грамматическими паузами (знаками препинания), а могут быть и там, где на письме знаков препинания нет. Самой короткой паузой является пауза для добора воздуха.
Логическое (смысловое) ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона, выделяется главное слово во фразе или группа слов в предложении. Логические акценты могут расставляться в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Приложение 2. УСТРАНЕНИЕ БОЯЗНИ СТАРЕНИЯ И СМЕРТИ
Для устранения боязни старения и связанного с ним беспокойства выполняем в течение нескольких дней следующее психическое упражнение.
Сев в удобную позу, 1–2 минуты глубоко дышим.
Затем перед мысленным взором представим зеркало (зеркало души). Вызвав в зеркале свой портрет (представив его), думаем о будущем, о годах, которые пройдут, и о том, что через много лет зеркало души покажет вас таким же, каким отражает в настоящее время. Думаем: «Годы пройдут, но это лицо не постареет».
После 5-минутной паузы выполняем вторую часть упражнения, целью которой является не только успокоение, но и омоложение через образные представления.
Сев в удобную позу, подышав глубоко несколько минут (6 тактов пульса на вдохе и столько же на выдохе), вызываем в зеркале души свой сегодняшний портрет.
Затем вызываем свой образ, каким он был 10 или 20 лет назад, и налагаем этот образ на сегодняшний портрет.
Затем сливаем эти два портрета таким образом, чтобы в конце концов более молодое лицо затмило более старое.
Для устранения боязни смерти и связанного с ним беспокойства нужно принять концепцию перевоплощения.
Почему не нужно бояться смерти, объясняется следующим образом.
Человек всегда жив и всегда будет жить. Смерть есть только временная потеря сознания; жизнь непрерывна, и цель ее заключается в развитии, в раскрытии внутренних сил и способностей, во внутреннем росте. Мы находимся в вечности и никогда из этой вечности не можем выйти.
Реальный человек — это его душа, которая совсем не есть результат действия физического тела, как думают многие, а есть реальная сущность, по своему образу и подобию создающая физическое тело. Душа может существовать вне тела, хотя есть некоторые стороны опыта и знаний, которые она может приобрести только при помощи физического существования.
Мы имеем тела теперь только потому, что они нам нужны. Когда мы достигнем такой стадии развития, когда тела будут нам не нужны, мы перестанем их брать себе, перестанем ими пользоваться, будем освобождены от них.
Приобретя опыт земной жизни, мы переходим в состояние покоя, после которого вновь пробуждаемся в новых условиях, соответствующих нашим потребностям и желаниям.
Реальная жизнь есть последовательная цепь жизней, то есть воплощений, и наша настоящая жизнь есть только одна из бесконечного числа, причем качество души есть результат всего предыдущего опыта, полученного в предыдущих существованиях.
У многих людей существует еще боязнь самого процесса смерти и состояния души непосредственно после смерти.
Чтобы преодолеть эту боязнь, нужно понять, как происходит процесс умирания и те процессы, которые следуют после смерти.
Когда душа покидает физическое тело в тот момент, который называется смертью, она оставляет собой все остальные оболочки (тела). Прана уходит из физического тела, группы клеток физического тела лишаются управления подсознанием.
Вследствие этого группы клеточек распадаются одна за другой, и в то же время начинается процесс распада самих клеточек на составные элементы, которые в дальнейшем соединятся в группы минерального, растительного, а затем и животного вида. Идет процесс в соответствии с высказыванием одного из мыслителей древности:
«Смерть — это только формы жизни, и разрушения одной материальной формы есть только начало строения другой».
Так как физическое тело отторгается, внешней оболочкой становится эфирное тело, человек становится невидим для тех, кто продолжает жить в физическом теле.
Процесс умирания (процесс выхода души из физического тела) и последующие процессы на интервале времени, равном продолжительности клинической смерти, исследовались американским доктором Р. Моуди, автором книги «Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела». В течение пяти лет доктор Моуди исследовал более 100 случаев, в которых больные, признанные клинически мертвыми, были оживлены. Свидетельства этих людей, переживших опыт смерти, очень сходны, вплоть до отдельных деталей.
Человек, оставивший свое физическое тело, способен слышать тех, кто находится рядом в момент его смерти. Он слышит врача, констатирующего его смерть, он слышит родственников, которые оплакивают его. В самый момент смерти или непосредственно перед этим он испытывает необычные слуховые ощущения. Это может быть колокольный звон или величественная прекрасная музыка, но могут быть и неприятные жужжащие звуки, свистящий звук, похожий на ветер.
Одновременно с этими слуховыми ощущениями у него возникает ощущение движения с очень быстрой скоростью через какое-то темное замкнутое пространство, имеющее форму туннеля или трубы. Все темно и черно, только вдалеке виден свет. По мере приближения к нему он становится все ярче и ярче. Свет желтовато-белый, больше белый и необычайной яркости, но в то же время не слепит и позволяет отчетливо видеть все вокруг (человек на операционном столе, вошедший в состояние клинической смерти, видит врачей, сестер и все детали операционной).
Пережившие клиническую смерть не сомневаются в том, что это не просто свет, а светящееся существо, от которого исходят любовь и тепло. Человек чувствует полное внутреннее облегчение в лучах этого существа. Вскоре после своего появления светящееся существо вступает в контакт с человеком.
Человек не слышит голоса или звука: происходит непосредственная передача мыслей, но в такой ясной форме, что какое-либо непонимание или ложь по отношению к светящемуся существу невозможны.
Светящееся существо сразу же после своего появления передает некоторые определенные мысли в виде вопросов, которые можно оформить словами следующим образом: «Готов ли ты умереть?» и «Что сделал в своей жизни, что можешь показать мне?» При этом человек все время чувствует любовь и поддержку, исходящую от светящегося существа, вне зависимости от того, какие могут быть ответы; вопросы задаются не для того, чтобы получить информацию, а для того, чтобы помочь человеку, чтобы повести его по пути правды о себе.
Появление светящегося существа и вопросы без слов — прелюдия к самому напряженному моменту, во время которого светящееся существо показывает человеку картины его прошлой жизни, образ его жизни. Многие, пережившие клиническую смерть, говорили о том, что картины прошлой жизни следовали в хронологическом порядке. Для других воспоминания были мгновенными, картины прошлого одновременны, и их можно было охватить все сразу, одним мысленным взором. Для некоторых картины были цветные, трехмерные и даже двигающиеся. Несмотря на то что картины быстро сменяли друг друга, каждая из них отчетливо узнавалась и воспринималась. Даже эмоции и чувства, связанные с этими картинами, могли переживаться заново человеком, когда он их видел.
Многие люди, пережившие клиническую смерть, характеризуют просмотр прошедших событий своей жизни как попытку светящегося существа преподать урок — во время просмотра светящееся существо подчеркивало, что в жизни самыми важными являются две вещи: научиться любить других и приобретать знания.
В некоторых случаях просмотр картин прошедшей земной жизни проходит без участия светящегося существа. Как правило, в тех случаях, когда светящееся существо явно ведет просмотр, картины прошедшей жизни переживаются более глубоко. Но в любом случае и в присутствии светящегося существа, и без него перед человеком выявляется преобладающий смысл всей прошедшей жизни. Он видит себя таким, какой он есть на самом деле.
И этот момент, когда он стоит лицом к лицу со своей жизнью, очень важен для человека. Ничто не должно отвлекать его от обзора проносящейся перед его внутренним взором прошедшей жизни, ничто не должно нарушать спокойного течения мысли. И хорошо, когда все присутствующие при кончине держатся тихо и благоговейно. Горестные причитания людей, окружающих физическое тело, могут вызвать у человека, переживающего опыт смерти, острое чувство жалости к людям и в связи с этим желание возвращения к родным и близким. А такие чувства в сознании умершего могут надолго задержать его переход в более тонкие плоскости астрального существования (то есть к более возвышенным состояниям души).
Пройдя черный туннель, умирающий одновременно с началом встречи со светящимся существом ощущает процесс выхода себя из физического тела и далее обнаруживает, что смотрит на свое физическое тело извне, как если бы он был посторонним наблюдателем.
Это является следствием того, что эфирное тело вместе с другими оболочками вышло из физического тела (эфирное тело выходит через макушку головы физического тела). У большинства людей, переживших клиническую смерть, отчетливое видение из эфирного тела наступает сразу после прокручивания картин прошлой земной жизни в лучах светящегося существа.
Р. Моуди в книге «Жизнь после жизни» приводит рассказ женщины, пережившей клиническую смерть:
«Я стала медленно подниматься вверх и во время своего движения видела, как еще несколько сестер вбежали в комнату. Мой врач как раз в это время делал обход, и они позвали его. Я видела, как он входил, и подумала:
«Интересно, что он здесь делает?» Я переместилась за осветитель и видела его сбоку очень отчетливо. Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший к потолку от чьего-то дуновения. Я видела, как меня старались вернуть к жизни. Мое тело было распростерто на кровати прямо перед моим взором, и все стояли вокруг меня.
Я слышала, как одна из сестер воскликнула: «О, Боже! Она скончалась!» Другая медсестра, склонившись надо мной, делала мне искусственное дыхание рот в рот.
Я смотрела на ее затылок, в то время как она это делала. Никогда не забуду, как выглядели ее волосы — они были коротко пострижены. Сразу вслед за этим я увидела, как вкатили аппарат, и они стали действовать электрическими токами на мою грудную клетку. Я слышала, как во время этой процедуры мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Я смотрела, как они массируют мне грудь, трут мои руки и ноги и думала: «Почему они волнуются? Мне ведь сейчас очень хорошо».
Мужчина, переживший клиническую смерть в больнице, рассказал Р. Моуди:
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.