Авторы:

Григорий Кваша. Структурный гороскоп

Кстати, нам, обитателям четвертой фазы, очень полезно знать, что взлет государства при Юстиниане Великом (527-565) отнюдь не сопровождался экономическим подъемом. Напротив, казна была вечно пуста, долг государства огромен, ну а население нищало. Так что тем, у кого свет в окне копейка, лучше поискать места побогаче.

Юстиниан - создатель государства нового типа, христианской монархии, на вновь отвоеванных территориях Италии и Африки, где господствовали отношения частной собственности, пытался возродить рабство, ставшее экономически совершенно бессмысленным.

Пусть любители отождествлять сильную политику с сильной экономикой объяснят, как при величайшем и мудрейшем политике Юстиниане Иоанн Капподокийский додумался до налога на воздух (пространство?) - это ли не символ экономической беспомощности на все времена.

ВТОРАЯ ФАЗА (453-489)

Халкидонский собор (451) - апофеоз сновидческой первой фазы, он был задуман как акт примирения всех территорий империи, всех её вероисповеданий, но "теперь халкидонское вероопределение было началом не мира, а жестокой вражды и разногласия" (Ю. Кулаковский). Такой разворот может принести только вторая фаза, всегда взрывная, всегда внезапная. Монофизитские территории (Египет, Палестина, Сирия) поднялись против центра. Население отказывалось признать халкидонское вероопределение, свергало иерархов, поставленных Константинополем. Начались сражения монахов и ополченцев из сочувствующего населения с регулярными войсками.

"После Халкидонского собора весь Восток пришел в брожение, и только военная сила заставляла местное население признавать церковную иерархию... Народные волнения в Египте, Сирии, Палестине приобрели невиданный размах. Во главе монахов стоял Шенуте, фактически руководивший боевой организацией. Монахи терроризировали византийских чиновников и их местных приспешников" (С. Сказкин).

Из Александрии было изгнано халкидонское (православное) духовенство, александрийский патриарх, поставленный Константинополем, Протерий был повешен и изрублен на куски монофизитами, в Антиохии кафедру дважды силой занимал их ставленник Петр Кнафей. Для его низложения правительству пришлось вводить войска.

Таким образом, остатки двойственности первой фазы во второй уничтожены сразу, борьба жестокая и бескомпромиссная. Вторая фаза это ещё не созидание, а только уничтожение...

Указы императора Маркиана от 452 года фактически открыли эпоху террора. Указы объявляли преследования за споры по вопросам веры. Для еретиков была закрыта государственная служба, их сочинения подлежали сожжению, собрания запрещены, их посещение каралось палками, огромными штрафами, конфискацией имущества, ссылкой, запрещалось устройство монастырей, отправление культа по негосударственному вероопределению.

Борясь за единообразие религии, императорская власть сама поставила себя во главе церкви. Маркиан, Лев, Зинон, императоры второй фазы, уже не смиренные христиане, а яростные бойцы, утверждающие истинную веру силой оружия.

"После Халкидонского собора влияние императора на церковные дела значительно усилилось. Маркиан держал себя так, как будто он был патриархом Константинополя. Права государства на церковное имущество признавались неоспоримыми" (С. Сказкин).

Преемник Маркиана император Лев (457-474) продолжил борьбу императорской власти за единство имперской религии. "Получив в наследство от Маркиана заботу об утверждении халкидонского вероопределения, он оказал твердую поддержку православию в борьбе с монофизитством в Египте и Сирии" (Ю. Кулаковский). Этот император повел непримиримую борьбу и с остатками язычества в повседневной жизни населения. Он издал указ о праздновании воскресного дня (469 год, 16-й год фазы). Воскресные дни всем православным предписывалось проводить "в молитвах и делах благочестия; запрещены были всякие забавы и музыка на всех инструментах" (Ю. Кулаковский).

То же касается и Зинона, боровшегося с узурпаторами (Василиск, Маркиан). "Когда восстановлением своим на престоле Зинон обязан был православной партии, он считал себя вынужденным в своих правительственных действиях высказаться определенно по церковному вопросу" (Ф. Успенский).

Накал этих политико-идеологических страстей был столь силен, а борьба столь бескомпромиссной, что неудачу потерпела попытка Зинона и патриарха Акакия примирить церковные партии изданием в 482 году (29-й год фазы) акта о единении - "Энитоки". "Акт имел целью примирить враждующие церковные партии, но намерения Зинона и патриарха Акакия не оправдались. Монофизиты остались им недовольны за то, что он прямо не высказывался против Халкидонского собора; православные ставили Зинону в вину то, что он принял на себя смелость решать вопросы веры без собора. Таким образом, следствием этого акта внутри империи получилось ещё большее разделение: вместо двух партий явилось три, две крайних и одна средняя" (Ф. Успенский). Чувствуется уже дыхание приближающейся аппаратной третьей фазы.

Было ещё одно следствие принятия "Энитоки", начался официальный раскол с римским папой, длившийся до 519 года (почти до конца третьей фазы). Это очень характерный признак второй фазы, ставится забор, ширма, ведь идет "темное время", время, в котором один уклад (старый) разрушается, а другой (новый) только закладывается.

Ну а теперь о главном - о власти политической. Еще до начала имперского цикла, а также в первой его фазе в Византии усиливалось влияние "готской партии" варварских вождей, находившихся на службе империи. Главой имперской гвардии был гот Аспар. Он поставил на трон Маркиана, заставив Пульхерию после смерти Феодосия выбрать простого воина себе в мужья и соправители. По преданию, он же отравил Маркиана, чтобы поставить новую фигуру на престол - Льва. "Несомненно следует признать то, что в V веке была в Византии серьезная попытка захватить политическую власть и сделать царский престол игрушкой в руках предводителей варварских военных дружин, состоявших на службе империи" (Ф. Успенский).

Аналогичный поворот дел, собственно, и привел Западную Римскую империю к гибели, но в Византии уже вовсю работал ритм с гораздо более сильным инстинктом государственного самосохранения. "Чрезмерное возвышение недавних варваров встретило недовольство в сенате и народе" (Ф. Успенский).

В противовес готам Лев создает свою гвардию из представителей воинственного горного племени исавров. В 471 году (18-й год второй фазы Сталин в такое же время убил Кирова) Лев убивает Аспара и двух его сыновей. За это он получает неофициальное прозвище "мясника", что говорит о характере этого убийства. Император Зинон завершил начатое дело, депортировав готов в Италию, подтолкнув этот народ-войско к походам за новыми землями...

Будущее политическое величие, в первой фазе дававшее ещё очень робкие ростки, во второй уже должно пусть грубо и несуразно встать в полный рост. Признаков если не политической зрелости, то уж самостоятельности и мощи предостаточно. Так, например, первым делом Маркиана по приходе к власти стал отказ платить дань Аттиле. "Как человек военный Маркиан считал оскорбительным для империи то приниженное состояние в отношении к варварам, какое установилось при Феодосии" (Ю. Кулаковский). Однако отказ платить дань должен был навести на Византию полчища Аттилы, но этого не случилось, Маркиан выбрал очень удачный момент, Аттиле было не до Византии, он замышлял поход на Запад. Смерть же завоевателя (случайно или нет) совпала с моментом начала второй фазы Византии (453) и вовсе сняла опасность с северных границ. "Теперь на северной границе империи настали новые отношения, менее тяжкие, чем прежде, так как варварские народы не были объединены сильной единой властью, а преемники и наследники Аттилы разбились на улусы" (Ю. Кулаковский).

Вспомните, как достаточно слабая в военном отношении Иудея во время имперских циклов умудрялась отвести от себя разорительные нашествия. Такое впечатление, что империю и Бог хранит, впрочем, вспомним поговорку: "Береженого и Бог бережет". Энергетика государства с имперским ритмом на порядок выше вяло текущей пульсации восточных и западных государств, а стало быть, сам факт существования имперского государства пугает и отгоняет потенциальных агрессоров.

У внешней политики Византии появился масштаб, новой задачей её стала защита православных по всему миру. Лев I осуществил, правда неудачно, экспедицию в Северную Африку в королевство вандалов, дабы вандалы-ариане не притесняли православных.

Напоминаем, что именно во вторую византийскую фазу, в 476 году (23-й год фазы) Одоакр отослал знаки достоинства западного императора в Константинополь. Это сейчас мы подзабыли, где был центр мира в V веке, а тогда это становилось яснее с каждым годом.

Таким образом, мы имеем достаточное количество доказательств рождения нового имперского цикла. Разумеется, что вторая фаза ещё не несет особых благ - это мучительный кровавый период становления империи. Набеги сарацин, гуннов, готов, внутренняя политическая борьба, восстания монофизитов одним словом, обычная вторая фаза.

Ну и какая вторая фаза без вождя, тирана, предводителя всесильной гвардии, созданной тираном и всем ему обязанной? В данном случае речь идет об исаврийцах. Исаврийцы Льва имели огромные привилегии и подсудны были лишь императору. Времена Зинона стали периодом засилья исаврийской военщины. "С приходом к власти Зинона высшие должности в империи перешли к исаврийской военной знати... Опираясь на сильный гарнизон исавров, Зинон правил самовластно, отстранив сенат от дел... Правление Зинона ознаменовалось массовыми конфискациями владений оппозиционной аристократии. Отнятые у знати поместья пополнили фонд имперских земель, доходы от которых шли на содержание двора и не подлежали ведению местных властей" (С. Сказкин).

Как видим, все признаки второй фазы налицо.

Тирания исаврийцев Зинона была столь ужасной, что при воцарении на несколько месяцев узурпатора Василиска в 475 году (22-й год фазы) византийцы воспользовались "удобным случаем для сведения старых счетов с исаврийцами. Произошло колоссальное избиение последних ("несказанный убой") в столице" (С. Шестаков).

Возвращение Зинона на императорский престол сопровождалось ужесточением режима, террором, конфискациями. Население было бессильно перед властью, перед гвардейцами.

Что касается необходимой для второй фазы атмосферы всеобщего доноса и сыска, то и с этим все было как положено: запрет монофизитства, кары за еретические уклонения - вот основа для доноса. Ну а если добавить ещё и материальную заинтересованность доносчика, которому перепадала часть конфискованного имущества... Дело, конечно, не в деньгах, донос - вещь универсальная, можно убрать неугодного начальника, соседа... Главное обвинить в монофизитстве...

Император Лев, удовлетворяя желания информаторов, повесил на свою статую в Константинополе "нечто вроде почтового ящика, куда просители опускали свои челобитные, и каждую неделю один из чиновников вынимал их и предоставлял императору" (С. Шестаков).

Кстати, исаврийский народ ничего не выиграл от власти Зинона, так же как и грузины ничего не выиграли от власти Сталина. Само племя исавров прозябало точно так же, как и другое население империи. Зинон потопил в крови восстание своих соплеменников, казнил многих из тех, кто помогал ему вернуть трон.

Кажется невероятным обыденному сознанию, но лидеры второй фазы сочетают в себе святость и тиранство. Император Лев - "столп православия" и "мясник"; император Зинон - вдохновитель "Энитоки" и "скопище пороков", считавший, что "предаваться порокам втайне низкое занятие, другое дело на глазах у других - дело царское и приличное" (Евагрий).

ТРЕТЬЯ ФАЗА (489-525)

В те века имперские часы ещё не были столь изощренно точны (причина размеры и масса государства), однако смерть Зинона вполне сравнима со смертью Сталина. В 491 году Зинон пал жертвой тщательно спланированного заговора. Его похоронили мертвецки пьяного и засыпали могилу, несмотря на то что оттуда были слышны крики. Не так ли и в 1953 году в далекой России не пускали врачей к цеплявшемуся за жизнь тирану, словно закапывали заживо.

Вдова императора Ариадна сразу же объявила о своем желании выбрать в мужья и соправители пожилого чиновника, имевшего должность силенциария и происходившего из незнатной семьи, - Анастасия Дикора.

Император Анастасий (491-518) был близок к сенаторским кругам и являлся ставленником высшей знати, которая не хотела продолжения террора Зинона или Льва, точно так же, как Хрущев и особенно Брежнев были ставленниками партаппарата, не желавшего нового Сталина.

"В приведенной официальной записи о восшествии на престол Анастасия этот важный акт государственной жизни проходит при полном единодушии всех участников... Если дело сладилось так быстро и с видимым единодушием, то, очевидно, оно было подготовлено заранее и имя Анастасий, как преемника Зинона, было намечено задолго до события. Недаром Зинон знал о том, что его преемник будет силенциарий, и старался убить такового, вопреки велению судьбы" (Ю. Кулаковский).

Уже церемония венчания на царство показала, что военно-тираническая эпоха ушла в прошлое. В частности, сама церемония проходила на Ипподроме, а не на Военном поле, как раньше при Маркиане, Льве и Зиноне.

Ослабление армии шло параллельно с усилением церкви. "Определеннее, чем прежде, выступает участие патриарха в этом событии: принятого войсками через возложение цепи и уже провозглашенного избранника он облекает в порфиру и возлагает на его голову царский венец" (Ю. Кулаковский). Еще один новый элемент - Анастасий, ставший кандидатом в императоры, но ещё не провозглашенный им, дает присягу "сановникам двора и членам синклита в том, что, облекаясь новой властью, он предает забвению все старые личные отношения, которые должны с этого момента потерять всякое значение" (Ю. Кулаковский), что-то среднее между пионерской клятвой и экзаменом по уставу КПСС.

Воцарение Анастасия было столь блестящей интригой и совершилось столь мгновенно, что исавры ничего не смогли ей противопоставить. Они оказались побежденными более сильной группировкой константинопольской знати. А все дело в том, что время сменило окраску, теперь в цене был уже не боец, а чиновник.

Придя к власти, Анастасий немедленно уничтожил все привилегии исавров: прекратил денежные выплаты, изгнал их из столицы, конфисковал имущество и продал его с аукциона.

Развенчанию подвергся и культ личности Зинона. Все его имущество, вплоть до одежды, было распродано.

Противостояние исавров и нового императора продолжалось семь лет. В конечном счете верные правительству войска разгромили бывших гвардейцев. Таковы парадоксы "темного времени". Варварскими руками и варварскими методами строится самое цивилизованное христианское государство.

"Будучи миролюбив по характеру и имея большую опытность в государственных делах, Анастасий не желал никаких новшеств... Его заботы были сосредоточены в том, чтобы устранить смуты и водворить глубокий мир между своими народами. Поэтому он был против всяких разделений и пререканий, как церковных, так и гражданских" (Евагрий). Ну разве нельзя то же было сказать о Брежневе или Елизавете Петровне? Классика третьей фазы.

Однако, как и при Брежневе, при Анастасии при внешнем затишье внутренние процессы шли очень мощно - идея христианской монархии обретала плоть и кровь.

Важнейшей задачей третьей фазы является вовлечение максимально большого количества людей в сферу государственного строительства. Для этого необходима максимальная бюрократизация всех сфер жизни.

"Анастасий установил государственный бюджет, водворил строгую отчетность и прилагал самое внимательное отношение к соответствию расходов и приходов" (Ю. Кулаковский). Натуральные повинности были заменены универсальными денежными налогами. Был создан аппарат для централизованного сбора налогов - виндики. Теперь все денежные средства шли в казну, а не оседали на местах, как ранее, когда налоги собирали местные власти. Конечно, виндики "поступали с населением не лучше, чем враги" (Иоанн Лидиец), но золото стекалось в казну, укрепляя положение императорской власти.

Анастасий не только свел все нити управления в руки императора, он окончательно застолбил для императорской власти и место христианского учителя нации, преобразователя её сознания. "Его совестливость не позволяла ему угождать распущенной черни в её разнузданных и варварских забавах, к коим она привыкла и которые вели происхождение ещё от поры язычества. Так, он запрещает борьбу с дикими зверями, остаток обычаев языческого Рима, являвшийся в христианском обществе анахронизмом... Анастасий отказал также в разрешении отправлять ночные празднества, которые давали повод к похотливым оргиям (майский праздник Брита, "когда не надо стесняться"). В связи с беспорядками в городе 491 года Анастасий изгнал также плясунов, а позднее издал общее запрещение этого вида увеселений" (С. Шестаков).

Наконец, самой бурной активностью отмечена сфера идей. Так же, как и мы в тихие брежневские времена в бесконечных кухонных спорах искали истину, во времена Анастасия народ искал правду. Речь, разумеется, о религии, Христе, православии. "В ту пору был другой человек, который ничего не сказал нам об Анастасии, но явился лучшим выразителем его времени в духовном отношении и отразил в своем творчестве эпоху подъема религиозного духа, которым была согрета вся жизнь императора. То был Роман-сладкопевец... В это время тяжких и ожесточенных споров об истине диалектического изъяснения естества Богочеловека Роман в своем религиозном экстазе поднялся выше условных понятий и определений и с дивным дарованием поэта излил богатство своего религиозного чувства в своих навсегда живых творениях" (Ю. Кулаковский).

Времена Анастасия - это и образовательный бум в Византии. Раздутый центральный государственный аппарат, идеологическое противостояние, где без определенной подготовки не победишь, - все это служило интересам развития образования в Византии. В это время были подготовлены и обучены все блестящие деятели времен "золотого века", времен Юстиниана Великого.

"Широко образованный, владевший обоими языками империи, Анастасий любил общество образованных людей и оказывал внимание людям, посвятившим себя науке, проявляя по отношению к ним царскую щедрость..." (Ю. Кулаковский). Следовавший за Анастасием император Юстин (518-527) был простым солдатом, не получившим никакого образования, но и он действовал в том же направлении - "понимал важность образования и покровительствовал развитию наук, искусств, строительству храмов..." (Ф. Успенский).

Таким образом, лидеры третьей фазы ещё не интеллектуалы, ведь выросли в грубые времена второй фазы, но уже и не безмозглые солдафоны, ведь им растить интеллектуалов четвертой фазы. Сказанное относится и к большинству правителей России 1953-1989 годов - людям образованным, но простоватым.

Смерть Анастасия пришлась на 29-й год третьей фазы, в нашем недалеком прошлом таковым был 1982 год, и это почти точно совпадает с датой смерти Брежнева. Анастасий не оставил официального наследника и поверг "столицу в пучину борьбы придворных клик. Законным наследникам, в том числе племяннику покойного императора Ипатию, противостоял всесильный временщик Амантий, который, будучи евнухом, не мог занять трон сам и поэтому выдвинул в качестве своей креатуры Феокрита. Для осуществления этого хитрого плана Амантий решил использовать Юстина, который пользовался популярностью у солдат дворцовой гвардии; к тому же он был уже в прекрасном возрасте, не проявлял честолюбия и не казался ему опасным. Амантий поручил Юстину подкупить войско, однако Юстин обманул своего покровителя и употребил данные ему деньги в свою пользу" (С. Сказкин).

Придя к власти, Юстин казнил Амантия, Феокрита, убил другого возможного претендента на престол - Вителиана... С другой стороны, были возвращены из ссылки многие государственные деятели, попавшие в немилость у Анастасия. Им были даны высокие посты в государственном аппарате.

Однако, как мы помним по своей истории, смерть Брежнева не пресекла застой, ни Андропов, ни тем более Черненко жизнь не оживили. "Царствование Юстина не было богато событиями, так как его неспособность к государственным делам исключала широкую инициативу" (С. Шестаков).

Страна застыла в ожидании взлета. В томительном ожидании, в увеселениях, пирах, зрелищах на Ипподроме проводили время новые люди. Для будущего императора Юстиниана время правления его дяди превратилось в непрекращающийся праздник: были разрешены вновь бои с дикими зверями, плясунов и мимов воротили на подмостки.

ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА (525-561)

Золотой век начался с объединительного визита в Константинополь римского папы Иоанна (525 год). Император Юстиниан оказал папе необыкновенно торжественный прием, была проведена пасхальная служба в храме святой Софии. Весьма символичное событие для конца "темного времени" и возвращения к открытой политике. Однако открытая политика, если такая и бывает, возможна лишь в том случае, когда государство разобралось со своими внутренними делами. Позади монофизитская третья фаза, отныне никаких сомнений, разброда и шатаний, на мировой арене появилось государство нового типа - христианская монархия.

Основой политики этого государства стали распространение и защита православия во всем мире. Не будем забывать, что своим тысячелетним существованием Россия обязана рождению этой политики. Через государственное вероисповедание христианская монархия определяла теперь, кто её враги, кто друзья, с кем надо вступать в союз, кого надо уничтожать.

Четвертые фазы императорских циклов - это всегда чудо. Современников и потомков поражает быстрота преобразований, широта охвата, блеск свершений... Хорошо бы при этом не забывать, что чудеса эти оплачены кровью второй фазы, мозолями третьей, блужданием во тьме первой фазы. Внуки собирают камни, разбросанные отцами и дедами, строя новое здание государства.

"Юстиниан начертал блестящую скрижаль в летописи Византии" (Ю. Кулаковский), но его гений возник не из воздуха. "Исследования последних лет показывают, что многое из того, что было в завершенной форме осуществлено в его правление, делалось уже его предшественниками, следовательно, Юстиниана следует рассматривать не столько как новатора, сколько как умелого реализатора, в какой-то мере завершителя определенных тенденций предшествующего развития..." (Г. Курбатов).

Со смертью Брежнева как будто упала пелена с глаз, стало ясно, что сколько веревочке ни виться... "Со смертью Анастасия в 518 году начинает подготовляться радикальная перемена во внутренних внешних делах империи, появляются новые люди на исторической сцене, выдвигаются новые задачи... Потребовались обширные материальные средства и талантливые люди для осуществления вновь выдвинутых событиями задач - и империя доставила средства и людей, способных привести в исполнение такие сложные и трудные предприятия, которые напоминали лучшие эпохи угасшей Римской империи" (Ф. Успенский).

"Юстиниан - одна из самых ярких, колоритных, сильных... фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ... натура беспощадная..." (3. Удальцова). Так-то оно так, однако главная слава властителей четвертой фазы - это не их личные таланты, а таланты их окружения. Екатерину прославили Суворов, Ушаков, Румянцев, нынешних российских правителей прославят идеологи третьей эпохи, которая начнет свой ход именно из России. Точно так же и Юстиниана "играла" свита.

Жена Юстиниана, императрица Феодора, "в молодости была актрисой цирка и куртизанкой, но, став благодаря редкой красоте и необычайному обаянию императрицей, проявила недюжинный государственный ум, твердую волю, активно участвовала в управлении страной, принимала послов, вела дипломатическую переписку" (3. Удальцова).

Жена - это сверх плана, по плану же должны быть великие архитекторы, полководцы, законники и так далее...

"Благосклонная судьба послала Юстиниану двух великих архитекторов, которые стояли на высоте технического знания и умения тех лет. Оба они родом из Малой Азии, Анфимий - из Тралл, Исидор - из Милета" (Ю. Кулаковский). Эта же судьба послала Юстиниану двух гениальных полководцев Велисария и Нарсеса, которые завоевали для него весь мир; талантливейшего географа и писателя Косьму Индикоплова (автор "Христианской топографии"); гениального финансиста Иоанна Капподокийского и гениального же юриста Требониана. При всем нерасположении к двум последним официальный летописец Юстиниана Прокопий в своей "Тайной истории" называет каждого "самым сильным по уму человеком из всех тех, кого приходилось ему встречать в своей жизни".

Ну и, конечно, грандиозным делам и людям-великанам должна соответствовать вселенская идея (что тут следствие, а что причина?). Такая идея, разумеется, была: "Соединить целый мир в императорском и христианском единстве - такова безграничная перспектива", открывавшаяся перед императорским честолюбием и находившаяся в согласии с верованиями и настроениями современников Юстиниана... Воспринятая Юстинианом теория восстановления Римской империи соответствовала настроениям эпохи и была поддержана всеми средствами византийского государства".

Военные и политические успехи империи в четвертой фазе потрясают. Юстиниан ведет тотальное наступление на варварский мир. К середине 50-х годов VI века византийские войны подходили к своему завершению. Территория империи увеличилась вдвое. Средиземное море опять превратилось в Римское озеро.

Однако военные успехи никак не следствие милитаризации общества. Напротив, с военными не очень-то считались. От полков со старыми военными традициями перешли к наемникам-федератам, на армии экономили, её сокращали, не выплачивали жалованье и выслуги, выгоняли ветеранов без выходного пособия. "По расчетам современников для нормальной охраны государства император Юстиниан должен был иметь в конце своего царствования 645-тысячную армию, у него было 150 тысяч..." (Ю. Кулаковский).

Армию Византии составляли варвары, добровольцы, люмпены и т.д. "Делом величайшего искусства было держать такую армию в повиновении. Люди шли на войну в надежде на добычу и наживу... После каждой победы все рассыпались на грабеж, и Велисарий не раз переживал большие тревоги в опасении, что неприятель, оправившись в беспрепятственном бегстве, соберет свои силы и вырвет у него победу" (Ю. Кулаковский).

Так что пусть не переживают сторонники военных традиций: хоть и станет Россия самым мирным государством, но никаких поражений в четвертой фазе имперского цикла, а стало быть до 2025 года, не будет. Империя непобедима вообще, в четвертой же фазе особенно. Разумеется, что больший упор следует делать на дипломатические усилия. Византия так и поступала. На восточных границах был нейтрализован Иран. Эта восточная деспотия не смогла ничего противопоставить дипломатическим успехам Византии у арабских племен, в Крыму, на Кавказе, в Абиссинии, в странах Азии. Византийские купцы-миссионеры-дипломаты дошли аж до Китая, где выкрали секрет производства шелка (два монаха вынесли в своих полых посохах коконы шелковичных червей).

Таким образом, впервые в истории человечества создавалась универсальная политическая модель, универсальное государство, системы которого подходили любому народу и любой нации. Через несколько столетий подобную универсальную модель государства создаст Халифат (первый из исламских волевых рывков).

Гигантская метаморфоза произошла с последним идеологическим чудом Иудеи, с христианством. В новых условиях в Византии исповедание единого Бога потребовало уже единой власти (императорской), единой религии, единых законов, единого общества.

Юстиниан стал первым лицом на византийском престоле, который осознал вселенское значение Титула императора. Межу ним и смиренным христианским императором Феодосием II из первой фазы пролегла пропасть.

"Преисполненный сознания величия императорской власти Юстиниан стал у кормила правления и с присущим ему чувством великого поднял блеск особы императора и его ближайшего окружения" (Ю. Кулаковский).

Юстиниан впервые в истории ощутил себя верховным правителем всех подданных независимо от их происхождения, богатства, заслуг. Сенат не обладал в правление Юстиниана никакими правами. По свидетельству Прокопия, часто бывало, что постановления Сената, поступавшие затем на утверждение императора, в конце концов получали у него совершенно противоположное решение". Прокопий же сообщает и о многочисленных конфискациях имущества сенаторов во время правления Юстиниана (хорошо бы об этом помнить тем, кто, позабыв все на свете, рвется в парламентский отстойник очередного созыва).

Единственной попыткой противодействия установлению автократической власти стало восстание "Ника" 532 года (7-й год фазы). Сенаторы, народ захотели видеть на престоле более демократического правителя. Восстание закончилось полным разгромом партий Ипподрома и сенаторского сословия. Думается, прямую аналогию тут проводить опасно, перечитайте все главы, посвященные четвертым фазам, и убедитесь, что системы нет, ну а главное нет смысла, в четвертой фазе каждый день за год идет, и тратить время на подавление восстаний просто обидно.

Впрочем, не одни лишь сенаторы оказались отодвинуты от власти. Торжество православия, ради которого и свершилось имперское 144-летие, пока ещё целиком во власти политики. "Власть императора в вопросах религии казалась почти абсолютной. Император созывал соборы; когда он не мог лично присутствовать на заседаниях собора, его представляли высшие чиновники, он утверждал решения "отцов церкви", и эти решения приобретали силу закона лишь после ратификации императора... Юстиниан писал длинные трактаты для обоснования своего мнения по тому или иному вопросу религии" (Ш. Диль).

Юстиниан дал православной церкви свое законодательство со строгой регламентацией прав и обязанностей епископов и членов клира. Церкви было дано право особой юрисдикции, определены правила вступления в монахи, сроки послушничества и т. д. Юстиниан своей волей определил в 545 году ранговые отношения предстоятелей христианской церкви: папа, константинопольский патриарх, александрийский патриарх, антиохийский патриарх, иерусалимский патриарх. При покровительстве императора быстро рос фонд церковного землевладения. Миссионерская деятельность стимулируется и поддерживается государством. Единый закон, как и единая вера, стал основой христианской монархии.

"Забота о насаждении единого истинного богопочитания и вероучения была в сознании Юстиниана первою обязанностью императора перед Богом и людьми. Этому принципу он оставался верен все свое долгое царствование" (Ю. Кулаковский).

Религиозный террор времен Юстиниана сравним разве с преследованием самих христиан времен римского императора Диоклетиана (284-305), времен языческого Рима. Юстиниан считал, что "справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу". Другим его тезисом было: "Нет ничего приятнее Богу как сосредоточение всех христиан в одно стадо".

Впоследствии все создатели универсальных государств взяли на вооружение беспощадную религиозную политику Юстиниана. Карл Великий, император франков, огнем и мечом крестил саксов, в результате такого крещения половина племени исчезла вообще. Оттон I Великий (первый император священной Римской империи) таким же образом крестил западных славян. Наш Владимир Креститель не отставал от них, желая привести всех своих столь разнообразных подданных (кривичей, вятичей, полян и т. д.) к единой вере.

Для Юстиниана мир должен был объединиться в христианстве православного вероисповедания. Поэтому вандальское и остготское королевства, исповедующие арианство (учение созданное в IV веке Арием, по которому Христос, как творение Бога-Отца, - существо, ниже его стоящее), были стерты с лица земли.

Обезлюдела Сирия и Палестина из-за гонений на монофизитов, которые традиционно проживали в этих районах.

Против язычников полководцы Юстиниана совершали карательные экспедиции с насильственным крещением населения по православному образцу. Так в Египте было разрушено святилище Изиды. Эта страна со временем стала центром рождения монашества. В Афинах была закрыта школа античной философии и т. д. и т. п.

Но и это ещё не все. "Тревоги войны с персами и дипломатические сношения с ними, заботы об искоренении язычества, борьба с самарянами, церковное законодательство, напряженные усилия осуществить единство веры в империи, роскошная суетливая жизнь двора и всенародные увеселения столицы все это тяжкое, сложное, многообразное дело правления не поглощало всех сил Юстиниана. Лично руководя всем и все направляя, он был в то же время занят великим делом, создавшим ему навеки неувядаемый венец славы. То была кодификация римского права" (Ю. Кулаковский).

"Русская правда" Ярослава, "Судебник" Ивана III, "эпоха законобесия" Екатерины II, Тора времен Иосии... В этот же ряд становится и "Храм правовой науки" Юстиниана.

"Для духа времени знаменательно, что, когда, как в кодексе Феодосия, указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ю книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 23 главы первой книги, а первый титул носит заглавие: "О верховной Троице и вере католической и чтобы никто не дерзал публично состязаться с ней" (Ю. Кулаковский). (То, что сейчас называется католической верой, возникло в XI веке.)

"Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах. Наряду с единым универсальным исповеданием веры христианской стало единое универсальное римское право как великое наследие будущему от древнего мира" (Ю. Кулаковский).

Законодательство Юстиниана обязано своим бессмертием именно своему универсальному характеру. Оно подошло всем странам и народам, которые брали его на вооружение и, отталкиваясь от него как от фундамента, строили уже свое законодательство.

"Эволюция правовой доктрины... в законодательстве Юстиниана проявилась прежде всего в выработке понятия универсального права, распространяемого на все человечество. Юридическая теория освобождалась от узких рамок учения об особом праве одного, господствующего народа. Ранее существовавшее разделение права на различные системы (цивильное, преторское, право народа), соответствовавшие делению населения империи на римских граждан и неримлян, теперь было уничтожено. В законодательстве Юстиниана все правовые системы сливаются в единую универсальную систему, созданную для всего свободного населения империи" (С. Сказкин).

"Храм правовой науки" Юстиниана состоял из кодекса - основных установлений действующего римского права, Дигест - обширного сборника правовых положений, заимствованных у римских юристов, Инструкций короткого руководства по юриспруденции и Новелл - новых законов, изданных самим Юстинианом. В частности, было выработано понятие о неприкосновенности частной собственности, создано новое семейное право (исчез запрет на браки в зависимости от гражданства), облегчен процесс освобождения от рабства, впервые права хозяина по отношению к рабу стали рассматриваться не как право по отношению к вещи, а право по отношению к лицу, на смену римской исключительности пришла христианская исключительность и т. д.

"Римское право в кодексе Юстиниана стало универсальным правом всех культурных европейских народов - в этом историческое и культурное значение вопроса о законодательной деятельности Юстиниана" (Ф. Успенский).

В пример европейским государствам была создана и государственная юридическая система: три школы права в Константинополе, Риме и Бейруте, в обязанность которых входило следить "за чистотой права и заниматься научной разработкой юридических памятников" (Ф. Успенский).

Юстиниан всячески пытался превратить подвластную ему империю в законопослушное государство. С подачи императора не раз проводились в административном аппарате государства кампании "чистые руки", были отменены официальные взятки при вступлении в должность, на службу принимались только православные. Они приносили клятву верности императору и долгу на четырех Евангелиях при свидетелях.

Расцвет государственной жизни шел при Юстиниане по всем направлениям. Константинополь, ранее безвестная греческая колония Византия, превратился при нем в столицу империи, Царьгород, "Око света", мечту Запада и Востока. Более того, впервые столица империи являет собой не просто центр мира, но и центр равновесия между Востоком, живущим по ритму Востока, и Западом, живущим по ритму Запада. Именно такой будет картина мира всю предстоящую вторую эпоху (V-XXI века), только центр мира будет все время перемещаться Киев, Лондон, Москва, Санкт-Петербург...

"Именно при Юстиниане Константинополь стал подлинным интеллектуальным центром империи. Осуществление всех намеченных им программ требовало массы специалистов самых разных областей знаний, архитекторов, инженеров, ученых, ремесленников. Все они съезжались или специально выписывались, приглашались в Константинополь и, как правило, оседали там. При Юстиниане завершается становление многого, ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике Константинопольской школы в самом широком смысле этого слова" (Г. Курбатов). Чисто имперское явление, невозможное в другом ритме.

Что касается архитектурных шедевров, то и тут результат превосходит ожидания. "И в наше время поражают монументальностью и величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения огромного города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали её "Тысяча и одна колонна". В IV-V вв. Константинополь - Новый Рим - украсился дворцами императоров и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс зданий, превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженных садами и фонтанами. Закрытые переходы соединяли его с ипподромом и вели непосредственно в императорскую ложу-кафисму... интерьеры дворца были отделаны мозаиками, прославляющими победы Юстиниана над варварами..." (З. Удальцова).

Всенародной стройкой стало строительство храма святой Софии, сожженного во время восстания Ника. Сама собой напрашивается аналогия с началом нашей четвертой фазы, когда при продолжающемся спаде производства страна, а особенно Москва бросилась восстанавливать храмы, хотя, напоминаем, наше 144-летие к православной вере прямого отношения не имеет. Первый камень в фундамент Софии заложил Юстиниан, на стройке одновременно трудились 10 000 человек, украшения для вновь отстроенного храма свозились со всей империи.

Для шестого века этот храм был истинным чудом. "Всякого входящего в этот храм для молитвы сразу охватывает сознание, что он не есть создание человеческой мощи или искусства, а творение Божьей силы" (Прокопий). От себя добавим, что в каком-то смысле Прокопий прав - имперские циклы и все, что в них происходит, в гораздо большей степени под божьим контролем, хотя бы из-за особой важности для судеб мира.

"Святая София была чудом света, и её сооружение повлияло на подъем всех видов искусства и художественного творчества. Не прекращающееся с тех пор строительство стягивало в столицу таланты отовсюду и возбуждало творчество. С этих пор Византия стала на целый ряд веков царицей искусства, и из неё исходили лучи, будившие дремавшие ещё инстинкты варварского и варваризованного запада" (Ю. Кулаковский).

Концовка, как всегда, немного грустная: ни один праздник не длится вечно. Юстиниан пережил рамки имперского цикла на четыре года. Эти последние годы великого императора отмечены падением его интереса ко всем сторонам государственной жизни, его занимали только богословские споры со старцами-монахами. И это уже было начало, вернее, предвестие совсем другого времени: Византия возвращалась в колею восточного ритма.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВОСТОЧНЫЙ ЦИКЛ (569-713)

Катастрофами отмечено окончание двух первых имперских циклов России, столь же печальны события после окончания имперских циклов Иудеи. Византия не могла стать исключением, праздник окончен, национальные ресурсы исчерпаны, наступает похмелье.

"По смерти Юстиниана долго не видим талантливых людей, аристократы почти все вымерли или погибли и византийская администрация стала пополняться людьми без образования, без подготовки и, наконец, без понятия о долге и чести. Даже на престол вступают люди, ничем до того не известные и не приносившие с собой никаких традиций... Нужно было пройти долгому периоду, пока народились новые люди и пока образовалась новая историческая обстановка, в которой можно было изучаемому нами византинизму снова вступить на путь правильного развития" (Ф. Успенский).

VII век стал "кризисным" для Византии, по признанию всех историков. За это время сменилось десять императоров, которые убивали, оскопляли, резали носы и уши, замуровывали живьем друг друга. Причем самое ужасное в этом политическом беспределе - его полная безыдейность. Фактически то же мы наблюдали и в русской истории, в частности во времена после правления Ярослава Мудрого. За его смертью последовало 300 лет междоусобиц князей, развал государства, перенесение центра имперского развития в другое место (Москва).

Помимо внутренней неразберихи и Византии и России пришлось решать сложные международные задачи. Россия перемалывала татаро-монгольскую проблему. Перемычка Византии совпала с имперским рывком Халифата, с международной экспансией новой единобожеской религии - ислама и с появлением новой универсальной политической модели - исламского государства.

Византия в годы своей перемычки, подчиняясь необходимости, "встает под ружье". Мы помним, что сам византийский уклад был отнюдь не военный. Но теперь на место провинций времен Юстиниана приходят фемы (военно-административные округа), возглавляемые стратигами (военачальниками), которые обладают всей полнотой власти в своем округе.

Противостояние Византии и халифата длилось весь VII век. Византия пассивно оборонялась, арабы каждый год осаждали Константинополь с моря и суши.

Правда, в конце концов удалось заключить с арабами мир на достаточно приемлемых условиях (во многом благодаря изобретению "греческого огня"). Произошло это в 678 году, как раз по окончании злополучной для восточного цикла третьей фазы. Договор на 30 лет. Однако успехом назвать это с учетом былого величия трудно. Увы, восточная политика - очень часто глухая оборона: не до величия, быть бы живу... Территория страны тем временем сократилась втрое.

Как во времена татаро-монгольского ига и бесконечных княжеских усобиц, государственная идея Руси хранилась лишь церковью, так же и в Византии церковь все более военизируется и политизируется, хотя теоретически правильнее говорить, что все сферы, в том числе властная и военная, становятся все более подчинены идеологам, то есть церковникам.

Византийская христианская монархия шла путем усиления религиозного элемента уклада. Византийские императоры превратились в василевсов, что выдвинуло на первый план элемент "богоизбранности" верховной власти. Константинопольские патриархи, исходя из своего фактического государственного положения, стали именовать себя "вселенскими", несмотря на бурные протесты римских пап, наместников престола апостола Петра.

Патриархи, по решению императорской власти, часто выполняли функции гражданских вице-императоров, руководили обороной столицы и т. д. Чрезвычайно укрепилось церковно-монастырское землевладение, что дало повод историкам создать теорию "монастырского феодализма" в Византии.

За 144 года гигантская христианская империя Византии превратилась в компактное средневековое государство, "гораздо меньшее по своим размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью" (З. Удальцова).

Византия стала преимущественно греческим государством. Греческий язык стал государственным, заменив на этом месте латынь из первого византийского рывка.

То есть при полном провале в политической области в идеологической области государства шло бурное развитие, кипела борьба.

Как реакция на монофизитство, поднявшее голову после репрессий первого волевого рывка, появляется монофелитство (у него Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей - богочеловеческой).

Споря друг с другом, православные христиане объединились в преследовании несториан, ариан, язычников. За эти годы произошла глубокая христианизация сознания всего населения. Эллинизм, наследие античной культуры, был окончательно отождествлен с язычеством и уничтожен. Знание превратилось в веру. Вершителями судеб людей стали не античные философы, а монахи и "святые люди". И вновь мы подходим к самому загадочному и таинственному моменту. Как пресекается один ритм и возникает другой? Есть ли причина рождения нового имперского цикла и какова она?

Недоумение и восторг испытываешь каждый раз, сталкиваясь с этим чудом: как после вековых унижений вышел народ на Куликово поле, как после вавилонского пленения вновь отстраивается Иерусалим. "Каким образом среди полной дезорганизованности и общественного расстройства государственного порядка, какое замечается в конце VII века, могла образоваться такая способная и энергичная сила, какую представляет Лев Исавр, - это остается неразрешимой загадкой..." (Ф. Успенский.)

2 ВИЗАНТИЯ (717-861)

Второй цикл по ритму империи - это всегда начало национальной истории. Если, скажем, первый русский имперский цикл, закончившийся Ярославом Мудрым, был общим прошлым по крайней мере трех народов (русские, украинцы, белорусы), то уже второй имперский цикл, закончившийся Иваном III, был уже чисто русским, а стало быть, национальным. Если в первом цикле Византия была государственным воплощением всемирного христианства, то во втором цикле христианство уже вышло за границы Византии, а потому речь может идти только о становлении национального византийского христианства.

И если для Руси родоначальники национального самосознания Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, то для Византии это Лев Исавр.

ПЕРВАЯ ФАЗА (717-753)

Уже второй год имперского ритма принес успех - арабы снимают осаду Константинополя, длившуюся год, и удаляются восвояси. Имперский ритм покидает первое государство ислама, и вновь возвращается Константинополь. Вместе с ритмом возвращается сила. Носителем новой силы становится Лев Исавр и конечно же народ, вдруг ощутивший себя народом.

"В это время Новый Рим явился в своей роли оплота христианской Европы и 718 год - "вселенский год" (С. Шестаков).

Такого яркого начала имперского цикла не было в истории других государств, ведь первая фаза - это всего лишь набор энергии, а потому обычно первые годы первой фазы не кажутся слишком революционными. Даже воцарение Александра III в 1881 году мало кто считает революционным, что уж говорить о других датах российской истории (909, 1353, 1653) и уж совсем затуманенных имперских вступлениях Иудеи и Древнего Рима.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.