Авторы:

Юрий Гейко. Как обманывают автомобилистов. Покупка, кредитование, страхование, ГИБДД, ГТО

Юрий Васильевичь Гейко. Как обманывают автомобилистов. Покупка, кредитование, страхование, ГИБДД, ГТО

К читателю

Дорогой мой читатель!

Автомобилист ты или пешеход – неважно, главное – коллега по жизни. Ты держишь в руках ТРЕТЬЮ книгу из девяти серий «ВСЕ ОБ АВТО для начинающих и профи», выпустить которую мне предложило издательство «ЭКСМО». А я согласился.

(Список книг, время их выхода, а также содержание уже вышедших читатель найдет в конце этой книги.)

Вот такие у нас с издательством «ЭКСМО» наполеоновские планы.

А перед этой «дальней дорогой», которую нам с тобой, читатель, предстоит осилить, давай присядем и немного о жизни поговорим…

Если жизнь человеческую уподобить дороге, то беды происходят с нами тогда, когда мы оказываемся в ненужное время в ненужном месте. И наоборот – судьба поворачивается к нам лицом, когда мы оказываемся в нужное время в нужном месте.

Как же оказаться «в нужное время в нужном месте» и не оказаться в «ненужное время в ненужном месте»?

Сейчас, когда я начинаю эту серию своих «автомобильных» книг, мне стукнуло 60 лет – пенсионер, черт возьми! Я добился в жизни большего, чем мечтал когда-то юношей, – стал (так говорят другие) «лучшим автожурналистом России». И подтверждением этому три официальных титула «лучшего» за 1995, 2003 и 2005 годы.

Совершенно гениально сказал кто-то из великих: «Чтобы в жизни добиться многого, нужно всего две вещи: заниматься любимым делом и делать это изо всех сил».

Самое сложное, на что многим несчастным людям иногда не хватает и всей жизни, – найти свое любимое дело. И тут уже я дам тебе, читатель, совет: пока молод, берись за все, что кажется тебе перспективным и интересным: гитара, компьютер, цветоводство, стихи, менеджмент, психология, история, структурная лингвистика, театральная студия, танцы, фотография, картинг, секция карате и т. п., и т. д. Не обращай внимания на нынешнее время «узких специалистов» – для того, чтобы им стать, надо, во-первых, сначала найти себя, а это не поздно никогда, ни в тридцать, ни в сорок, ни в пятьдесят. А во-вторых, чтобы найти себя, многое придется перепробовать.

Поэтому не жалей на это ни сил, ни времени, сгребай, как бульдозер, широким захватом все интересное, что попадается тебе на пути, а там само отсеется, само «устаканится» и что-то одно останется – любимое дело. На всю оставшуюся жизнь.

То ли природа, то ли родители, то ли сам Господь заложили в меня (да и в каждом нормальном человеке должно это быть, чем он и отличается от животного) стремление «не жить горизонтально» – в каждый следующий день, в каждую следующую неделю ты хоть в чем-то, хоть на йоту, но должен стать умнее и совершеннее. В каждый прожитый день ты хоть в чем-то должен иметь «дельту» – приращение себя. Жизнь человека – это линия восходящая, у кого круто, у кого чуть-чуть, но обязательно – восходящая. Жить «горизонтально» или «вниз» – не для человека вообще и не для меня тем более.

Заметь, читатель, я нашел себя по-настоящему в АВТОжурналистике. Хотя в свое время писал прозу, печатался в «Новом мире» и был объявлен советской критикой «молодым талантливым писателем», затем – кинокритиком.

Еще в юности в моей жизни народились, а к сорока годам окрепли и тесно переплелись, сплавились две составляющие, которые эту мою жизнь и определили: слово и автомобиль.

В этой серии книг я расскажу не только и не столько о «железках», моя главная тема не они, а система «человек – автомобиль». Поэтому будет рассказ и о человеке, о себе в том числе, – я расскажу и о том, как определялась моя жизнь. Для того, чтобы тебе, читатель, было легче проанализировать и определить свою.

И еще этой серией я хочу подвести итог своей жизни – это то, что останется после меня.

Это не значит, что я собрался в мир иной. Это значит, что тема ЧЕЛОВЕК – АВТОМОБИЛЬ, в общем-то, исчерпаема. Даже если автомобили завтра начнут летать. И еще это значит, что, похоже, за двадцать лет ее исследования я по этой теме выговорился до конца.

Однажды, похоронив младшего брата, я долго бродил по кладбищу, впервые внимательно читая надписи на надгробиях: слезливые, банальные, вымученные. Редко попадались слова, рвущие душу. Их же пишут те, кто остался…

И я вдруг подумал: а какая бы надпись на моем камне точнее всего передала меня? Какие бы слова меня устроили?

Долго-долго в тот день я бродил по городу умерших, перебирая и отбрасывая в уме варианты. И наконец, нашел, пусть тебя это не шокирует:

«Он был счастливым человеком».

Читатель!

Я очень хочу, чтобы ты тоже стал счастливым человеком. Жил долго, не веря Ремарку: «Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть». Я хочу, чтобы ты нашел себя. Реализовался. Любил и был любимым. И умер бы своей смертью.

Именно поэтому я берусь за эту огромную и трудную работу.

Если честно, то моя жизнь сплелась не из двух, а из трех составляющих: «слово», «автомобиль» и – «женщина». Моя любимая женщина будет присутствовать на страницах почти незримо, появляться нечасто, но будет. Да и то не в каждой книге. Я без нее долго не могу. В конце концов, меня к ней тоже привез автомобиль.

Потрясающе на вопрос студентов «Как стать миллиардером?» ответил американский нефтяной магнат, в прошлом техасский ковбой Хант:

– В жизни мимо каждого проносятся мустанги удачи. И миллиардером становится… кто? – хитро прищурился Хант в зашумевшую ответами аудиторию. – Нет, не тот, кто большее количество этих мустангов удачи оседлает. А тот, кто сначала их УВИДИТ! Потом уже вскочит в седло и сумеет удержаться в нем на бешеном скаку жизни и крутых поворотах судьбы. Самое трудное – увидеть. А для этого надо быть подготовленным всей своей предыдущей жизнью.

Мне было бы интересно сейчас, пенсионером, хотя бы бегло проанализировать, а тебе, читатель, на примере моей жизни, надеюсь, было бы полезно проследить, когда и как эти мустанги – составляющие жизни, определяющие ее, входят в нее, развиваются, крепнут и несут нас к счастью.

Начнем с автомобиля, он появился в моей жизни раньше всех. Вернее, это был мотоцикл, мощный мотоцикл с коляской какого-то папиного друга-летчика в нашем военном городке Выползово. В том самом Выползово, которое рядом с Бологое, а оба они – посерединке между Москвой и Питером.

Мне годика два с половиной. Кто-то сажает меня в разлапистое резиновое седло. Хорошо помню восторг от дрожи под собой сильного и горячего животного, горячий запах бензина и резины.

Но это был совсем не «мустанг».

Второе детское автомобильное воспоминание там же: отец в погонах, перетянутый ремнями в блестящих «хромачах», берет меня с собой в кабину большого зеленого, остро пахнущего армией и большой, взрослой жизнью грузовика. И едем мы через сосновый лес, на станцию – целых тридцать километров! Какой был восторг! Какой праздник! Какое далекое путешествие!

Но и это тоже был не «мустанг».

Простые слова одногруппника по МАМИ (Московский автомеханический институт), друга моего Сеньки Соколова накануне летних каникул, после первого курса, определили мою жизнь: «Юр, тебя родители отпустят на месяц в Ереван? Там чемпионат Союза по ралли будет. Мишка нас обоих возьмет, я с ним говорил». Мишка – Эммануил Лифшиц – сводный брат Семена, член сборной АЗЛК по автоспорту.

Отпускают! Меня родители отпускают!!

И вот – пересечение Каширского шоссе с МКАД. Сажусь в спортивный «Москвич» капитана сборной АЗЛК по авторалли Виктора Щавелева. Сажусь в эту машину как обычно, как во многие другие машины, не догадываясь, что жизнь моя через несколько секунд перевернется. Щавелев заводит движок, трогается – и!..

Мир расплывается в цветных полосах скорости. Стрелка спидометра упирается в ограничитель. Душа ухает, как на качелях, от каждого обгона потеют ладони.

Но страх проходит, когда я уясняю, что Щавелев – мастер. Да какой! Один из лучших в стране! И понятно, что он хочет жить ничуть не меньше меня и едет с большим запасом надежности.

После этого от каждого его обгона я испытываю восторг, один сплошной восторг. Я открываю для себя, что в повседневной жизни мы познаем лишь верхушку айсберга под названием «Автомобиль». Даже езда с ветерком с лихачом – это езда вслепую, она не дает никакого представления о возможностях автомобиля, ведомого рукой истинного мастера все ближе к той грани, за которой кончается его повиновение.

…Измученный восторгами, я просыпаюсь глубокой ночью от визга баллонов. Тело мое, хоть и притянутое ремнем, кидает в разные стороны, спина горит и кажется стертой до крови – это начинаются кавказские серпантины. Свет фар прыгает с асфальта на отвесные стены скал и на мгновения исчезает вовсе – в черноте неба и пропастей. Когда до меня доходит, что светлячки на обочине, в метре от колес, вовсе не светлячки, а огни селений на дне долин и ущелий, меня опять охватывает животный, липкий, настоящий страх.

– Что это вы, – жалобно спрашиваю я Щавелева, – тренируетесь?

– Да нет, Юрок, сон разгоняю.

Теперь я понимаю, что шли мы тогда процентов на 60–70 от возможностей машины. Обычный частник использует их процентов на 10–15, таксист – на 20–30, лихач – на 30–40, не больше.

Та грань, за которой кончается повиновение машины, – это 100 процентов ее возможностей. Вообще-то это грань между жизнью и смертью. Ближе всех к ней подбираются, как вы понимаете, чемпионы. И конечно же, не на улицах городов, не на шоссе, а на специальных перекрытых от движения трассах.

Лишь однажды мне посчастливилось оказаться к этой грани близко-близко и навсегда опалить душу счастьем приближения к Абсолюту – несколько скоростных участков я проехал на тренировке с Иваном Ивановичем Астафьевым, заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом раллийных и кольцевых трасс, участником супермарафонов века: «Лондон – Мехико», «Лондон – Сидней». Светлая ему память!..

Но ни в одной моей книге вы не найдете описания этого случая – здесь я беспомощен.

Поверьте, автомобиль – мощнейший источник наслаждения в человеческой жизни, стоящий (для меня по крайней мере) на третьем месте после Царя наслаждений – секса с любимой. На первом месте счастье, когда встаешь в полночь-заполночь, а то и под утро из-за стола, а на столе остается такое!.. Такое!!!

Это счастье от творчества.

И это был уже «мустанг»!

Если в МАМИ я пошел случайно (ткнул наугад карандашом в список московских вузов), то после Еревана заболел автомобилями, автоспортом и, отслужив два офицерских года начальником автослужбы ракетной площадки в Казахстане, пришел проситься на АЗЛК испытателем, не обращая внимания на самый маленький для той поры инженерный оклад – 95 рублей.

Так в моей жизни появилась и прочно в нее вошла первая составляющая – автомобиль.

Десять лет, работая инженером-испытателем АЗЛК, я мотался по стране на не совсем серийных «Москвичах» со словом на госномерах «проба». В году пару месяцев меня дома не было. Частью из-за этого рухнул мой первый брак.

И одновременно, по вечерам, по ночам, не каждый день, но много-много лет я писал свои дневники, стихи, рассказы. И из-за этого тоже рухнул мой первый брак.

Зато случился второй.

Вторая составляющая – слово – впервые проклюнулась в 1956 году, в военном авиагарнизоне на краю Пскова, в Крестах: на восьмой день рождения мне кто-то подарил «сталинский» красный альбом с золотыми вензелями, тиснением и грозной надписью «АЛЬБОМ ДЛЯ СТИХОВ». И я не посмел писать туда ничего другого: пришлось начать писать стихи. И я начал, в духе своего времени и воспитания:

«Огонек одинокий горит,
Мрачный крестьянин над книгой сидит.
Он мечтает о годах,
Когда не будет царя никогда…»

А через пару лет я уже вкусил сладость славы, прочитав что-то со сцены псковского Дома пионеров.

Но это был еще не «мустанг» – стихи пишут многие. Это была подготовка к тому, чтобы его увидеть.

Читал я, правда, запоем, во вред урокам, наперекор запретам отца, украдкой, иногда даже с фонариком под одеялом.

Но и это был не «мустанг», а опять же подготовка к нему – запоем читают тоже многие.

Отцу я благодарен безмерно за то, что он с третьего класса заставил меня вести дневник. Да, я вел его из-под палки, вымучивал мысли, иногда увлекаясь и получая удовольствие. Больше писал не для себя, а для отца, но – видеть в событиях больше, чем прежде, зная, что вечером придется их описывать, но – думать над увиденным, отделять главное от неглавного, но – подбирать, взвешивать слова – все же приходилось.

Ведение дневника считаю совершенно необходимым для любого человека, стремящегося к совершенству, а уж для того, кто хочет складно излагать свои мысли на бумаге!..

И это был второй «мустанг».

Третий «мустанг» – и тоже литературный – хотел проскакать мимо меня первого сентября 1964 года. В девятый класс московской 101-й школы вошла наша новая учительница литературы и русского – Софья Филипповна Иванова.

И я влюбился в нее!

Черный тяжелый пучок на затылке, гордая осанка тонкого, девичьего тела, чуть насмешливый взгляд, резкий, высокий голос и – как же она умела с нами разговаривать! Как интересно и страстно рассказывала она о классиках – они оживали для нас, и уже совсем по-другому мы глотали, впитывали их строки, мысли. Отчего возникали и свои строки, свои мысли. А как она читала «Евгения Онегина» – мурашки по коже бегали. И какие же потрясающе нестандартные темы сочинений она давала!

Естественно, что мне изо всех сил захотелось ее удивить, обратить на себя внимание: однажды домашнее сочинение я написал в стиле русской былины, в стихах. И она прочитала его классу. Да как прочитала! Я влюбился в нее еще больше.

Она наверняка видела это и отвечала «взаимностью» – выделяла меня, советовала и приносила мне книги, которые навсегда определили мои вкусы: Паустовский, Куприн, Тургенев, Пушкин, конечно же, Байрон в переводах Пастернака, Бунин, Драйзер, Ремарк…

Она научила меня ощущать слово, потому что оно имеет вес, цвет, запах, слово может быть невесомым и тяжелым, скользким и шероховатым, теплым, горячим и холодным.

Причем одно и то же слово в окружении разных слов разное. Я научился наслаждаться неожиданной мыслью, сильным образом. Таким, например: «Вера – это прыжок с закрытыми глазами в объятия Господа». Научился слышать поэзию прозы в таких, например, фразах, как у Паустовского: «Пахло мокрыми заборами и укропом». Или – у Ремарка о любимой женщине, выходящей из моря: «С ее плеч стекал мокрый блеск».

И с помощью своей учительницы литературы я оседлал литературного «мустанга». Исписав за двадцать лет горы бумаги, накопив папку отказов редакций, в тридцать два года я пробил наконец ту «великую редакторскую стену», которая встает перед каждым пишущим, и начал много и легко печататься.

И именно в это время, в 1980 году, мне навстречу устремился третий «мустанг» – 25-летняя и тоже разведенная актриса Марина Дюжева…

Но я был готов к этой встрече – увидел и «взлетел в седло» в мгновение ока…

И я не просто «удерживаюсь в седле» – слившись в единое целое, мы летим по жизни вместе уже тридцать лет.

Итак, книга третья…

ПОЧЕМУ МЫ ДЕЛАЕМ ХОРОШИЕ РАКЕТЫ И ПЛОХИЕ АВТОМОБИЛИ

Нас, автомобилистов, в нашей стране около 50 миллионов – каждый третий.

Нас, автомобилистов, в нашей стране обманывают многие.

С нас дерут три шкуры инспекторы ДПС на дорогах. Причем не обидно заплатить государству штраф, когда за дело, когда нарушил. Но все больше и больше разрастается «раковая опухоль» под названием «милицейские разводки» – когда из невиновных водителей инспекторы делают виноватых. Выполняют план и набивают свои карманы.

Нам недоплачивают вдвое, а то и втрое страховые компании за ущерб в ДТП, они повышают базовые тарифы.

Нас грабят автосервисы, впаривая ненужные нам услуги, завышая объемы работ и не делая добросовестно даже то, что нами оплачено.

Нас грабят дорожники, грязью, ямами и ухабами изнашивая наши автомобили в два-три раза быстрее, чем им положено изнашиваться.

Власть закрыла от нас фантастически разнообразный автомобильный мир таможенными заборами, сужая наш выбор до вчерашнего дня мирового автопрома, чья продукция СОБИРАЕТСЯ на территории России.

Наш сегодняшний автовыбор простирается от этого вчерашнего дня мирового автопрома до поза-позавчерашнего дня (относительно мирового) автопрома отечественного.

Производители-сборщики «отечественно-совместного» автопрома при таких пошлинах, а значит, отсутствии конкуренции, могут безнаказанно завышать цены.

Вторая нефтедобывающая страна мира ежедневно грабит своих граждан одними из самых высоких в мире ценами на топливо.

И т. п., и т. д.

Почему такое возможно?

Говорят, русский мужик долго запрягает… Мы, владельцы автомобилей, заменяем для власти тот «мидл-класс» российский, который она все никак не может создать и который является в любой стране становым хребтом экономики, а потому – главным налогоплательщиком. Вот с нас, автомобилистов, и тянут…

Наша власть повела автомобильную Россию по самому быстрому, самому легкому, самому социально «невзрывоопасному» пути насыщения автомобильного спроса – создания на территории России «совместных» автопредприятий. Такой путь предполагает с годами, со временем, их «локализацию», то есть превращение «отверточной» сборки силами собственной промышленности в «полноразмерные» производства, выпускающие ВСЕ компоненты автомобиля. Но… кроме аккумуляторов, ковриков, простейших пластмассовых штамповок и немногого другого, необходимого качества остальных комплектующих отечественная промышленность обеспечить пока не в состоянии.

Второй недостаток такого пути – ни одна автомобильная фирма мира не даст под отверточную сборку новейшую модель автомобиля: всегда это будет ее вчерашний день.

Третий недостаток – львиная доля финансовых потоков такого производства не остается в России, а утекает за ее границы, сохраняя ТАМ рабочие места и улучшая жизнь ИХ рабочих.

Четвертый – «отверточное» производство так же легко свернуть, как и развернуть в случае его нерентабельности, кризиса или проблем у фирмы-донора.

Почему же наша страна оказалась несостоятельной в, казалось бы, несложной, почти «ширпотребовской» отрасли – автомобилестроении? Мне кажется важным ответить на этот вопрос.

Каждый из нас, особенно если он автомобилист, задавался когда-нибудь простым вопросом: почему мы делаем лучшие в мире самолеты и ракеты и очень несовершенные автомобили? Я постараюсь на него ответить. А вы, дорогие друзья, для начала ответьте на такой вот вопрос: почему у нас каждый ребенок знает имена авиационных и космических конструкторов – Туполева, Микояна, Ильюшина, Королева, но не знает ни одного имени конструктора автомобильного? Почему нет у нас своих «Фордов», «Пирелли», «Рено», «Опелей»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, не обойтись без истории.

Автомобиль в России появился практически одновременно со знаменитым «Даймлер-Бенц», но судьба ему была уготована другая. Из-за огромных расстояний и отсутствия дорог бурного развития автомобилестроения не получилось: даже в 1915 году, когда вся Европа уже ездила на автомобилях, Россия оставалась гужевой, имея почти 33 миллиона (!) лошадей.

Замечательных конструкторов у нас было немало. Яркий пример – дворянин, гениальный инженер, соратник Даймлера (который его и обокрал), морской офицер Борис Луцкой (Луцкий – по другим источникам. – Ю.Г.).

Но… Грянула «революция». Страна Советов захотела стать великой и никем непобедимой. Для этого надо было строить фабрики и заводы, которые выпускали бы современную военную технику. Создавались КБ – конструкторские бюро – Туполева, Ильюшина, Микояна, брошен всенародный клич: «Молодежь – на самолет!» Денег на разработку новых образцов военной техники и запуск их в производство не жалели – правительство ставило перед руководителем КБ задачу: самолет должен иметь такую-то дальность полета, такую-то скорость, грузоподъемность, такую огневую мощь. Руководитель КБ под эти задачи волен был подбирать себе сотрудников из любых отраслей народного хозяйства, даже из тюрем, требовать таких-то материалов, таких-то станков, оборудования – и он все это получал. Оборонка есть оборонка.

Между тем автомобильная промышленность развивалась по остаточному принципу – из «Форда» родился «ГАЗ», позже из «Опеля» – «Москвич», а еще позже из «Фиата» – «ВАЗ». И для страны во все десятилетия вплоть до 70-х годов этого оказалось достаточно, потому что ее «грузовые» потребности были обеспечены, а «легковые»…

Иметь собственный автомобиль до войны и в 50-е годы никто из нормальных людей и не помышлял. Это было бы так же чудно, как сегодня иметь собственный самолет. Автомобильные заводы варились в собственном соку, все более и более отставая от западного мира. Параметров конечной продукции им не задавали, требовалось лишь создать тип машины и обеспечить количество выпуска в год. А посему заводы получали от государства не те средства, ресурсы и материалы, которые им были нужны, и даже не те, которые оставались от оборонки (ей самой не хватало), а лишь те, которые были. Автомобиль в Стране Советов был и роскошью, и ширпотребом одновременно.

Впервые этот принцип остаточности был нарушен при строительстве ВАЗа, когда итальянская сторона потребовала от нашей неведомых ранее в автопроме кожзаменителей, масел, клееных стекол, пластмасс, проката и многого другого. Когда мы, например, прислали на экспертизу в Италию свое лучшее, новейшее на то время масло для V-образного двигателя «АС-8», то получили такой ответ: «АС-8» является нефтяной основой для получения высококачественного масла». Пришлось осваивать то, что стало называться «МГ» – «жигулевское» масло.

Если в оборонной, космической промышленности главный конструктор был «бог и царь» и перед ним дрожали директора заводов, обязанные материализовать его идеи, то в автомобильной жизни главные конструкторы автозаводов были всегда и везде подчинены не только директорам, но даже и главным технологам. Сколько замечательных конструкторских решений погибло по этой причине! Я свидетель – приходит на АЗЛК к начальству конструктор от кульмана с абсолютно оригинальным ограничителем двери, а технолог ему говорит: «Эту пружину навей в другую сторону, потому что таких станков у нас нет. А на упоре эта галтель должна быть с большим радиусом, потому что наша сталь порвется, а лимитов на высоколегированную у нас нет, да и бронзовые втулки где взять?» В итоге конструкция подгоняется под производство. Так жили, так, по сути, и теперь живем.

Непонимание законов эволюции прекрасно иллюстрирует исторический призыв генсека КПСС в середине 80-х к ВАЗу «стать законодателем мировой автомобильной моды». При всем моем уважении к Горбачеву (за последующее мужество) юрист-комбайнер есть комбайнер-юрист.

Попытки в новейшей истории ельцинско-путинско-медведевской администрации получить отечественный автомобиль мирового уровня путем вливания миллиардов рублей в ВАЗ тоже обречены на провал. По двум причинам. Первая – на такое дело нужны средства на порядок выше: миллиарды не рублей, а долларов. Вторая – отечественная «нива» не созрела, не готова пока для выращивания таких «плодов».

Известно, что если собрать девять беременных женщин на первом месяце, то ребенок все равно не родится. Если собрать в кучу лучших наших автомобильных конструкторов и завалить их деньгами, «Мерседес» они не переплюнут, потому что пропасти эволюции сознания, конструкторской мысли, технологии не перепрыгиваются в одночасье, а преодолеваются сизифовым трудом, поколением за поколением. Кроме того, нужно иметь огромную и современнейшую экспериментальную базу, где еще до массового производства из лучшего отбиралось бы наилучшее. Нужно использовать лучшие, самые качественные материалы и оборудование. По этому пути идет западный автопром и шла российская оборонка.

Даже школьник знает, что автомобильная отрасль страны – локомотив всей ее промышленности в силу быстрой ликвидности и большой «денежноемкости» ее продукции. «Автомобиль создал Америку» – широко известное изречение Генри Форда. Оно применимо и к России – какая страна, какой в ней уровень жизни, такой и автомобиль, как ни горько это сознавать.

Как это ни прискорбно, но отечественный автопром умирает.

МОЯ РЕЧЬ НА БАЙКАЛЬСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ 8–10.07.2009 г

Этот звонок прозвучал ну совершенно неожиданно: «Господин Гейко? Юрий Васильевич? Вас беспокоят из секретариата Председателя Совета Федераций – не желаете ли вы принять участие в Байкальском экономическом форуме? С 8-го по 10-е июля? Перелет бесплатный, если есть желание – можем пригласить вас в самолет самого Председателя, но гостиница за свой счет…»

Я думал две секунды – а почему бы и нет? Экономика – это тебе не тест-драйвы, это завтрашний день страны, кстати, в том числе и ее автопрома. Наверняка будет много умных, информированных людей со всего мира, наверняка и я вернусь оттуда умнее, чем был. И будет что вам рассказать.

Да и с Мироновым Сергеем Михайловичем, Председателем Совета Федераций, лидером «Справедливой России» и главой оргкомитета Форума, у меня есть о чем серьезном поговорить. На прямых эфирах «Авторадио» не раз встречались, с моей подачи и при его участии Олег Щербинский, обвиненный в гибели губернатора Евдокимова, на свободу вышел оправданным. Тем более летим в одном самолете…

Ну, хорошо, лечу – а вдруг мне предложат там выступить? Ну, если не с трибуны Форума, то хотя бы на одном из его семинаров? Да запросто может такое быть – и что я скажу? На экономическом-то форуме… А экономика, она что, от людей не зависит? От их настроения, от их отношения к власти, к государству, к закону?! А у меня по этому поводу ох как много есть чего сказать! И как хочется!

Короче, дадут не дадут выступить, а текст я сейчас, в спокойной домашней обстановке, на всякий случай напишу. Ведь нас, водителей, автомобилистов, почти пятьдесят миллионов, каждый третий в стране!.. Итак:

«Уважаемые господа, друзья, участники Форума! Здесь сегодня мы говорим об экономике страны. И – мира. Но экономика неотделима от человека. От его настроения, его работоспособности, талантов, которые прямо зависят от его ВЕРЫ. Веры в страну. В ее национальную идею, в ее руководителей. В ее законы, в эффективность их исполнения. Потому я и взял на себя смелость выступить перед вами – мне есть что сказать по этому поводу.

Лет восемь назад, во времена «раннего Путина», днем с фонарем все СМИ, политики-аналитики искали новую национальную идею взамен утерянных: то было у нас строительство социализма, потом – коммунизма, потом – развитого социализма, потом – с человеческим лицом и так далее – конкурсы объявляли на лучшую национальную идею. А что такое национальная идея?

Да это все!

Это жизнь или смерть страны, нации – чем жить, во что верить, ради чего терпеть лишения и вкалывать до кровавых мозолей. Во времена всех этих поисков я не уставал писать, прописывать, внедрять в мозги в своих статьях и эфирах одну и ту же мысль: «Да вот же она, идея эта, – под ногами лежит! И тот лидер страны, который ее поднимет, поймет, осознает и по-настоящему начнет – хотя бы! – претворять в жизнь, станет на Руси практически святым. И на века почитаемым. И идея эта – борьба с коррупцией».

И вдруг – на тебе: кончился двойной срок Путина, главным делом которого был бессмертный Указ № 1 и его выполнение «О гарантиях Семье», пришел «бессемейный» ДАМ, и в первый же год своего президентства – вот она, наконец-то, – объявленная на всю страну: БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ!

То ли сам додумался, то ли советники насоветовали, то ли Дима Медведев журналиста Гейко читал в молодости – но: борьба с коррупцией! Объявлена чуть ли не на жизнь, а на смерть. Чуть ли не главным приоритетом третьего президента России стала. И что?

А то, что мне есть что посоветовать президенту в этом плане – дельного. Первое: не позорьтесь своими декларациями о доходах, рано вы их ввели. Особенно после декларации Кадырова и прочих миллиардеров во власти, а как оказалось – нищих. Вот когда все «устаканится», когда воровать перестанут, а все наворованное вложат в страну, тогда – пожалуйста.

Второе: есть простой путь начать борьбу с коррупцией по-настоящему и вдохновить ее результатами всю нацию, всю страну. Это – наведение порядка в первую очередь в судебной системе и в Министерстве внутренних дел.

МВД сегодня все насквозь – евсюковское. Продажное, коррумпированное и полубандитское. Людей в милицейских погонах население боится больше, чем бандитов и хулиганов, – такие реалии сложились, нравится вам это или нет.

Поскольку страной нынче управляют «силовики», то уровни их произвола распределились так: рядовые и сержанты в погонах доят старушек у метро, проституток – дешевых, уличных, и гастарбайтеров – незащищенных. Офицерские силовые погоны стригут средних коммерсантов, а кремлевские силовики – олигархов.

И спасения от них рядовым гражданам, не обремененным связями с силовиками, нет.

Суды российские построены так, что независимых судей не может быть в принципе.

Судейская российская система выстроена так, что все судьи вынуждены оглядываться на судей вышестоящих. А вышестоящие – на власть. Приговоры выносятся в зависимости от крутизны «корочек» обвиняемого или звонящих в его защиту. Яркий пример тому – дело следователя всемогущего СКП Маза, получившего два года условно за убийство в пьяном виде на «зебре» женщины с попыткой скрыться с места ДТП.

Вопрос первый: каким образом пацан 23-летний стал следователем всемогущего СКП? Ответ: а его папашка кто?

Вопрос второй: пусть родные оценили жизнь матери и бабушки в 600 тысяч рублей и примирились с убийцей. И пострадавшие, и убийца имели на это право, поскольку инстинкт самосохранения еще никто не отменял – а судьи кто? Они судят по законам или по понятиям? Ответ: по понятиям – это в нашей стране и школьникам ясно.

Но я о другом. Я имею к вам, г-н президент, предложение о том, как с минимальными затратами сил и средств все же взбодрить нацию, дать уверенность всем ста сорока двум миллионам россиян в том, что борьба с коррупцией, национальная наша идея, – не очередная пиаркомпания власти, а ее настоящая головная боль и, главное, глобальная цель. И сделать это несложно. А эффекта долго ждать не придется, и будет он – на всю страну.

Начинать надо с МВД. А точнее, с его подразделения – ГИБДД. Потому что оно, в отличие от следователей и участковых, имеет дело не с бомжами и жуликами, не с гастарбайтерами и полууголовными и уголовными элементами, которых все же небольшой процент нашего общества, а с десятками миллионов самых продвинутых, самых обеспеченных, самых работящих слоев россиян-водителей.

И ГИБДД, как никакая другая властная структура России, компрометирует власть в гигантской и очень опасной, во взрывной степени. Чем? А тем, что с повышением штрафов по всей стране, как раковая опухоль, нарастает ЛАВИНООБРАЗНО явление «разводки» невиновных водителей, система превращения их в виноватых. Способов этого – десятки, я не буду их здесь перечислять, времени не хватит.

Но беда еще и в том, что нашим ЗАВИСИМЫМ судьям НЕВЫГОДНО таких водителей оправдывать – они их осуждают и массово лишают прав.

И что самое вопиющее – инспекторы не виноваты, У НИХ – ПЛАН! Каждое утро, каждый день, выходя на службу, они получают план-задание по штрафам, план по нарушениям. Точно такие же планы по преступлениям и у участковых, и у следователей. А им еще надо, кроме выполнения плана, кормить семьи – что на их жалованья невозможно, им еще надо «поднести» мзду начальству – и что им остается делать, кроме как наказывать невиновных?! Вменять им то, чего они не нарушали. Подбрасывать наркотики. Творить произвол, зная, что судьи их поддержат.

А люди? Вы о них подумали? А их ведь уже таких, пострадавших, разуверившихся и в стране, и в ее руководстве, не сотни тысяч – под миллионы. И накал их ненависти к такой власти растет.

А вам это надо?

Ну, что это за идиотизм?! Неужели не понятно в XXI веке, что с такими плановыми показателями давным-давно пора кончать?

И не пора ли от слов в телеящиках о борьбе с коррупцией перейти наконец к делу?»

(Копию этой своей речи я послал по электронной почте лично Миронову С.М. с припиской: «Уважаемый Сергей Михайлович!.. Поверьте, мне «снизу» видно реальное положение в стране: все это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО! Если ни Вы, ни Ваша фракция в Думе не сможете предпринять в этом направлении какие-то реальные действия, то передайте хотя бы эти две странички Президенту. Я готов встретиться и с Вами, и с ним, и с кем угодно для того, чтобы дать информацию подробнее, с цифрами и фактами. Ваш Ю.Г.».

P.S. Разговора ни с кем не состоялось по не зависящим от меня причинам. Выступления на Форуме – тоже.)

СПОСОБЫ МИЛИЦЕЙСКИХ РАЗВОДОК

Разводка № 1: «Выезд на полосу встречного движения»

(Лишение прав на 4–6 месяцев)

Самый популярный способ. Вариантов сделать из вас виноватого у инспекторов несколько.

– Вариант первый:

в одном случае препятствие на однорядной дороге создается искусственно, в другом – используется имеющееся: оно, препятствие, располагается частично на обочине, частично на проезжей части так, чтобы едущему транспорту пришлось хотя бы зацепить осевую левыми колесами. Невдалеке «охотники» в погонах. Это может быть и стационарный пост ДПС.

Способ противодействия: объезжать препятствие справа, даже если это трудно. При невозможности объехать справа сфотографируйте эту «невозможность», а потом сфотографируйте ширину оставшейся слева, до сплошной осевой, проезжей части. Необходимо знать, что за объезд препятствия слева, с выездом на полосу встречного движения, статьей 12.15 ч. 3 КоАП предусмотрено не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

И еще. Как только вас остановили и предъявили обвинение в выезде на полосу встречного движения, необходимо тут же спросить и записать звания и ФИО инспекторов и сообщить им, что ваш адвокат обратится в прокуратуру с заявлением, в котором попросит провести проверку в отношении этих инспекторов по результатам их работы, дабы выяснить, сколько выездов на «встречку» они фиксируют в месяц, чтобы подняли эти дела и ознакомились с объяснениями нарушителей. И чтобы по результатам этой проверки прокуратура дала правовую оценку их бездействию, так как вместо того, чтобы организовывать дорожное движение и незамедлительно эвакуировать препятствие, они наблюдают со стороны, как водители будут выкручиваться и нарушать ПДД.

– Вариант второй:

на длинный участок дороги с запрещенным обгоном инспекторами запускается тихоходный транспорт. Часто это участок с подъемом, где у перелома дороги ждут «кормящиеся».

Способ противодействия: не обгонять.

– Вариант третий:

активно используются инспекторами участки однорядных автодорог, где обгон запрещен, но осевая – прерывистая, таких у нас хватает.

Более изощренный подвариант третьего варианта: вы едете по шоссе, видите знак запрещения обгона, и тут же, как положено, у знака прерывистую линию разметки сменяет сплошная. Через 700–1000 м сплошную вновь заменяет прерывистая. Но ни перекрестка, отменяющего запрещение обгона, ни соответствующего знака, ни знака «Конец ограничений» нет. Не спешите обгонять! Потому что скоро опять прерывистая сменится сплошной, потом сплошная опять закончится и пойдет прерывистая, а знак отмены запрещения обгона появится только через несколько километров. Зато в местах начала сплошной на всем этом участке будут дежурить инспекторы и «стричь баранов».

Способ противодействия: водители могут не знать, что в 2008 году главный автоинспектор страны генерал Кирьянов запретил своим подчиненным наказывать водителей в случае, если знак и разметка противоречат друг другу. Но инспекторы-то это знают! Вот выдержка с официального сайта ГИБДД:

«Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации 30.06.2008 г. направлено указание № 13/6-120 о несоответствии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков: в последнее время участились случаи поступления в Департамент ОБДД МВД России жалоб и обращений граждан по вопросу привлечения их к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом в описываемых ситуациях линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям дорожных знаков. Наиболее часто встречаются случаи, когда на дорожном покрытии имеется горизонтальная разметка 1.5, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, и установлен дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» без указания зоны действия введенного ограничения либо установки дорожного знака 3.21 «Конец запрещения обгона». Данное сочетание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения недопустимо. Вышеуказанные факты свидетельствуют о невыполнении указания Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1/6080 в части исключения фактов необоснованно установленных дорожных знаков и примененных линий разметки проезжей части.

При рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения.

Главный государственный инспектор

безопасности дорожного движения

Российской Федерации,

генерал-лейтенант милиции

В.Н. Кирьянов».

Однако замечу, что данное указание не распространяется на участки дорог, где установлены ВРЕМЕННЫЕ знаки запрещения обгона – там, где идет, шел или скоро будет производиться ремонт дороги. Временные знаки по-прежнему имеют приоритет над разметкой.

– Вариант четвертый:

еще более «уловисты» участки дорог, где из-за подъема или поворота стоит знак «Обгон запрещен», идет сплошная осевая – все правильно и логично. Но вот подъем или поворот заканчиваются, впереди прямая с отличной видимостью, и потому осевая пошла прерывистая – машины логично пошли на обгон. Но их совсем нелогично останавливают, вменяя водителю «выезд на встречку», поскольку под знаком таблички о зоне его действия не было, отмены ограничений тоже, а раз так, то зона его действия – «Во-о-н до того перекрестка!».

Способ противодействия: не обгонять. А в идеале – заехать в местную дорожную службу, потом в ГАИ и поинтересоваться: были ли по дорожным документам предусмотрены либо табличка зоны действия знака «Обгон запрещен», либо знак «Конец ограничений»? Если нет, то почему? А если были предусмотрены, то почему их нет?

– Вариант пятый:

в связи с пробками популярным у водителей становится объезд пробок дворами. Но беда в том, что наши организаторы дорожного движения раньше не задумывались о том, что все выезды со дворов надо обязательно оснащать знаками, информирующими о порядке дорожного движения на тех улицах, куда транспорт со дворов выезжает. Особенно если на этих улицах нет разметки или они односторонние. Их-то и делают своими «кормушками» инспекторы.

Способ противодействия: разъяснить инспектору, вас остановившему, что вы выехали вот из этого двора, где нет знаков о порядке движения автотранспорта на этой улице, из-за чего вы не могли знать, что поедете против движения. И этот факт есть следствие неправильно организованного движения, т. е. – вина того же ГАИ-ГИБДД. Как об этом неоднократно писал и говорил в СМИ и на пресс-конференциях заместитель начальника Департамента организации и безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел генерал Кузин Владимир Викторович. Если инспектор все же вас оформляет, сфотографируйте свой автомобиль на фоне выезда со двора и найдите свидетелей, лучше всего – жильцов этого дома, которые подтвердят в суде, что такая проблема у них есть и что инспекторы регулярно здесь «пасутся».

Разводка № 2: «Вам предъявляют на приборе не вашу скорость»

Фото вашего автомобиля на радаре, как правило, нет. А обозначенная там якобы ваша скорость километров на 30–40 больше той, с которой вы действительно ехали. (Штраф от 300 до 1500 рублей.)

Способ противодействия: вежливо, но настойчиво потребуйте сертификат на прибор, проверьте даты его предыдущей и следующей проверок. Вас, скорее всего… пошлют. Или инспектор скажет, что сертификат можно посмотреть в подразделении, где он служит. Изъявите согласие туда проследовать. Потому что, скорее всего, он вас после этого отпустит.

Надо посмотреть на приборе индексацию времени нарушения, если она есть у прибора – посмотрите, это время ваше или чужое? Можете написать в протоколе о своем несогласии. Но, скорее всего, вам придется покориться – надежная защита от этого произвола – только радары с изображением объекта измерения. А их у инспекторов пока очень мало. Дай бог, чтобы инспектор не беспредельничал и не показал вам скорость, превышающую разрешенную на 60 и более километров в час, – за это штраф до 2,5 тысячи или лишение прав на 4–6 месяцев.

Разводка № 3: «Трезвого водителя превращают в пьяного»

Здесь тоже варианты.

– Вариант первый:

вас, трезвого водителя, инспекторы просят подуть в алкотестер – либо загорается красная лампочка, либо стрелка показывает 0,35–0,5 промилле.

Способ противодействия: не вспоминать лихорадочно, сколько же вы вчера выпили и почему оно до сих пор не выветрилось – на это и расчет. Сказать уверенно: «Я абсолютно трезв. Либо ваш прибор неисправен, либо вы его показания фальсифицируете. Если вы меня не отпустите или не повезете на медицинскую экспертизу, я позвоню в ваш контрольно-профилактический отдел (аналог службы собственной безопасности)».

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.