Авторы:

Людвиг Яковлевич Якобзон. Онанизм у мужчины и женщины

Для врачей и студентов

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

В течение многих лет врачи, а за ними и публика, придавали очень большое значение онанизму и относили на счёт его последствий чуть ли не все болезни, встречающиеся у человека. Однако беспристрастному наблюдателю невольно бросается в глаза несоответствие между таким отношением к онанизму и сравнительно несущественными последствиями его.

В последние несколько лет, после появления в свет моей книги "Половое бессилие", ко мне стали часто обращаться пациенты, предававшиеся онанизму и связывающие с ним своё половое расстройство. Знакомство с их душевным миром повергло меня, поистине, в ужас. Это побудило меня изучить имеющуюся, преимущественно на иностранных языках, литературу об онанизме и на основании литературных данных и моего личного опыта написать предлагаемую вниманию товарищей-врачей книгу. В ней я стремился осветить интересующее нас явление с научной и врачебно-практической точки зрения. Лучшим средством для этого мне представляется правильный разбор изучаемого явления, детальный анализ причин онанизма и беспристрастное описание возможных последствий его.

Рассмотрев, далее, диагноз онанизма и предсказание при нём, я подробно остановлюсь на мерах предупреждения онанизма. Знакомство с этим отделом книги мне представляется полезным и для педагогов.

Немало места мною отведено лечению онанизма, причём наиболее действительным методом лечения я считаю психотерапию.

Таков план настоящей книги, не мне судить о том, как он выполнен.

Петроград, март 1923 г .

Л. Якобзон

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

За четыре года, прошедшие со времени выхода первого издания, в западноевропейской медицинской литературе появился ряд трудов, посвящённой сексуальной патологии.

Однако эти труды не внесли ничего нового в вопрос об онанизме. Поэтому настоящее издание перепечатано без изменений с первого издания, которое было сочувственно встречено врачебной и педагогической печатью.

Ленинград, июнь 1927 г .

Л. Якобзон

1. Определение

Слово онанизм по его историческому происхождению ошибочно связывается с явлением, которому посвящена настоящая книга; правильно было бы назвать онанизмом прерываемое совокупление, как это явствует из библейского текста об Онане: "и сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и поэтому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему" (Бытие, Первая книга Моисеева, гл. 38).

Впрочем, как остроумно указал ещё Вольтер, история не сообщает нам, как именно поступал Онан. Можно ведь толковать слово "входил" в обычном, житейском смысле и допустить, что Онан, входя в помещение, где находилась его невестка, там совершал акт рукоблудия. Учёные богословы склоняются к тому взгляду, что действие Онана представляли собою прерванное совокупление.

Термин "онания" встречается впервые в книге неизвестного автора, вышедшей в начале XVIII века на английском языке. После неё появилось известное сочинение Тиссо под названием "Онанизм". С тех пор разбираемое явление принято называть онанизмом.

В литературе имеется целый ряд определенных понятий об онанизме. В диссертации Шварца (1815 г.) мы находим следующее определение онанизма: "Онанизм или грех Онана есть пагубная привычка, за которой следует извержение семенной жидкости, вызванное прикосновениями или действием пылкого воображения".

Столь же неясно определение Жозана: "Онанизм есть всякое действие, при помощи которого, вне правильных сношений между мужчиной и женщиной, вызывают сладострастное ощущение любовных удовольствий".

По Пуийе, "онанизм есть противоестественный акт, производимый при помощи органа тела (рука, язык), или какого-нибудь инструмента (футляр, приап, т.е. искусственный половой член), или при помощи специальных движений с целью вызвать половой спазм. Этот акт может производиться одним лицом или совместно с другим".

Роледер считает определение Пуийе очень удачным, но даёт и своё: "Под онанизмом разумеют такую деятельность полового влечения, при которой наружные половые части раздражаются не как при совокуплении соединением и трением мужских и женских половых органов, а манипулированием только руками или какими-либо инструментами до эякуляции, до извержения семени, а у лиц женского пола – до высшей точки полового возбуждения".

По В. Тарновскому, под именем онании, мастурбации, хейромании или рукоблудия следует разуметь всякое раздражение половых частей, помимо нормального полового акта, имеющее целью вызвать сладострастное ощущение с извержением семени или заменяющим его нервным спазмом у детей, не достигших половой зрелости. Штекель не соглашается называть онанизмом действие, производимое между двумя лицами; по его определению, онанизмом является всякий половой акт, производимый без участия другого лица; другими словами, Штекель относит к онанизму лишь аутоэротические явления.

По Левенфельду, под онанизмом разумеется всякое, происходящее искусственно, а не посредством полового сношения, вызывание нервных возбуждений и ощущений, которые при нормальных условиях связаны с совокуплением.

Христиан определяет онанизм как совокупность средств, употребляемых лицами одного или другого пола для вызывания "венерического оргазма" искусственным образом, вне условий нормального совокупления.

Я определяю онанизм как производимое вне полового сношения искусственное раздражение эрогенных зон или психики до появления оргазма.

Некоторые немецкие авторы (Блох, Маркус и др.) называют единичный онанистический акт онанией, а привычное рукоблудие – онанизмом. Я не вижу никакого основания для такого терминологического новшества; правильнее было бы, по моему мнению, отнести слово "онания" к синонимам онанизма.

Слово "онанизм" имеет вообще очень много синонимов; наиболее употребительный из них – мастурбация (masturbatio, точнее manustupratio, от manus – рука и stuprare – пятнать, осквернять); точным переводом слова manustupratio является употребительный в России термин "рукоблудие". Встречаются ещё термины: хейромания, мануэлизация, мануступрация, маступрация (по-видимому, сокращение слова мануступрация).

Часто онанизм называют "тайным пороком", "грехами молодости" и т.д. Из последующего изложения читатель увидит, что я не считаю разбираемое явление ни пороком, ни грехом.

Термин "онанизм" нередко встречается в литературе в совершенно ином смысле, чем описано выше; так, иногда называют прерываемое совокупление супружеским онанизмом. Ференци называет влагалищным онанизмом сношение, при котором не испытывается половое влечение к партнёрше, а фантазия представляет вместо неё другую женщину. Шоутен предлагает называть "вагинальными онанистами" прирождённых гомосексуалистов, если они женятся или вообще совокупляются, так как для этих людей коитус является, будто бы, лишь особым видом онанизма. В тех случаях, когда псевдогомосексуальные субъекты, всё перепробовавшие и всё испытавшие, выбирают задний проход как источник наслаждения, Блох говорит о заднепроходном онанизме, так как для людей нормальных, т.е. родившихся гетеросексуальными, этот акт является лишь пикантным видом онанизма.

Я нахожу, что в интересах точности терминологии правильнее было бы сохранить название "онанизм" лишь за производимым вне полового сношения искусственным раздражением эрогенных зон или психики до появления оргазма.

2. Онанизм как проявление аутоэротизма

Онанизм, которому посвящена настоящая книга, представляет собою лишь оно из проявлений аутоэротизма[1]. Хавелок Эллис называет аутоэротизм феноменом самопроизвольного полового возбуждения без всякого прямого или косвенного повода со стороны другого лица. В широком смысле слова к аутоэротизму относятся также превращения подавленной половой активности, которые образуют фактор некоторых болезненных состояний, но также и фактор нормальных проявлений искусства и поэзии и, поистине, в большей или меньшей степени окрашивают всю жизнь.

Аутоэротическая область очень обширна. Она простирается от случайных сладострастных мечтаний наяву, при которых субъект остаётся совершенно пассивным, до бесстыдных постоянных попыток к самоудовлетворению, наблюдаемых часто у душевнобольных. Сюда относятся и те редкие случаи, когда субъект влюблён в себя (нарциссизм); затем сюда относятся половые проявления религиозного характера по отношению к воображаемому предмету любви, о которых нам известно из биографий святых. Типичной формой аутоэротизма является повышенное половое возбуждение во сне.

Среди аутоэротических явлений онанизм[2] представляет собою лишь особый подвид, которому врачи посвящали очень много внимания, совершенно игнорируя, к сожалению, остальные проявления аутоэротизма. Штекель считает слово «онанизм» устарелым и неправильно употребляемым и предлагает заменить его вообще термином «аутоэротизм». Это предложение нецелесообразно, так как онанизм является лишь одним из видов аутоэротизма.

Хотя и настоящая монография посвящена одному из проявлений аутоэротизма, именно онанизму, я считаю, безусловно, необходимым прежде, чем перейти к вопросу об онанизме, описать здесь, хотя бы в кратких чертах, и другие проявления аутоэротизма. Я буду при этом придерживаться изложения Хавелока Эллиса, как наиболее компетентного автора в вопросах психологии пола, в частности, в созданном им учении об аутоэротизме.

2.1. Эротические мечтания наяву

Это – весьма обычная и важная форма аутоэротизма, которая, кроме того, во многих случаях является первой стадией онанизма. Мечтания наяву в своей главной форме были изучены в Уэлслейском колледже г-жой Мадель Леройд в так называемой "продолжающейся истории". "Продолжающаяся история" – это воображаемый рассказ, более или менее соответствующий индивидуальным свойствам субъекта; этот рассказ им тщательно культивируется; он считает его своим святым душевным достоянием; если об этом кто-либо знает, то лишь самые интимные друзья. "Продолжающаяся история" встречается у девушек и молодых женщин чаще, чем у мальчиков и молодых мужчин. Из 352 лиц обоего пола имели такую "историю" из лиц женского пола 47%, мужского только 14%. Напротив, Т.Л. Смит при изучении около 1500 молодых субъектов, из которых более двух третей составляли девушки и женщины, находил "продолжающуюся историю" очень редко, приблизительно в 1% случаев.

Исходною точкою "истории" является приключение, прочитанное в книге, или, чаще, действительное происшествие, дальше развитое индивидуумом. Он почти всегда является героем или героиней истории. Развитию " продолжающейся истории" благоприятствует одиночество; излюбленное время для культивирования "истории" – в постели перед сном. В мечтаниях наяву здоровых 15-летних мальчиков большую роль играют спорт, атлетика и приключения. Девушки представляют себя на место своих любимых героинь в романах. После 17-летнего возраста, у девушек раньше, мечты имеют содержанием любовь и брак.

Хотя эти разработанные, более или менее эротические мечты у молодых мужчин и, особенно у молодых женщин далеко не легко обнаружить, однако, они не представляют собою чего-либо необыкновенного. Каждый субъект имеет свою собственную мечту, которая всегда меняется или дальше развивается, хотя, хотя и не в больших размерах, за исключением людей с очень богатой фантазией. В основе подобной мечты часто лежит приятное личное переживание, и на этой почве она развивается дальше. Она может заключать в себе элемент половой извращённости, даже при отсутствии его в действительной жизни.

Появлению эротических мечтаний, разумеется, способствует половое воздержание; поэтому они часто наблюдаются у молодых девушек. Такие мечты не ведут обязательно к онанизму, хотя они часто вызывают приливы к половым органам и даже самопроизвольный оргазм. Мечты появляются в виде образов, которые лишь с трудом удаётся выразить словами, даже при желании это сделать. В других случаях они бывают разработаны в виде драмы или романа, причём высшая точка истории достигается лишь после того, как герой или героиня многое пережили. История развивается до высшей точки, соответственно росту знаний и опыта у субъекта. Начинается она с поцелуя, который может затем дойти до сладострастного удовлетворения.

Мечтания наяву встречаются у нормальных и ненормальных людей. Ж.Ж. Руссо описывает в своей "Исповеди" такие мечты, которые в его случае связаны с мазохизмом и онанизмом.

Рафалович описывает фантастическую картину, которую рисует себе в одиночестве гомосексуальный субъект; она относится к особе того же пола, которую он видел на улице или в театре. Это – род психического онанизма, независимо от того, последуют ли за ним физические действия или нет.

Хотя подобные мечтания наяву ещё очень мало изучены, так как они происходят в одиночестве, усиленно скрываются и редко представляются соответственным лицам достаточно интересными для научного исследования, тем не менее, они, как справедливо указывает Хавелок Эллис, представляют собою в действительности чрезвычайно важный процесс, играющий очень большую роль в области аутоэротики. Мечты часто бывают у образованных молодых людей обоего пола с богатой фантазией, ведущих целомудренный образ жизни, и нередко заканчиваются онанизмом. У таких людей и при таких обстоятельствах это следует признать вполне нормальным, как необходимое последствие полового влечения. Несомненно, разбираемое явление может быть часто патологическим и никогда не бывает полезно, если практикуется чрезмерно, к чему имеется склонность у молодых людей с художественными влечениями. Именно для таких молодых людей мечтанье наяву в высшей степени соблазнительно, но и опасно. Хотя эти мечты отнюдь не всегда сопровождаются половым возбуждением, тем не менее, они имеют бесспорное половое происхождение, что доказывается тем, что они часто исчезают в браке у лиц обоего пола даже в тех случаях, где мечты не имели эротической окраски.

2.2. Эротические сновидения

При половом воздержании здоровых людей у них происходят, точнее – могут происходить, во сне излияния семени с полным оргазмом; эти излияния семени (поллюции) могут сопровождаться сладострастными сновидениями, причём снится интимная встреча или соприкосновение с особою другого пола. Можно считать за правило, что чем живее и сладострастнее сновидение, тем сильнее возбуждение и тем большее облегчение испытывается при пробуждении.

Укажем кстати, что частота нормальных поллюций (в отличие от учащённых, чрезмерных поллюций) может очень сильно колебаться. Так, по Фюрбрингеру, нормальные интервалы между поллюциями у воздержанных юношей равняются 10-30 дням. По Пейеру, поллюции могут появляться с перерывами в 2-8 недель; по Гэммонду и Нагелю, раз в 2-3 недели; такую же норму (одна поллюция в две недели) дала анкета, произведенная Членовым среди московских студентов; Риббинг считает средним промежутком 10-14 дней; Левенфельд – одну неделю.

Об эротических сновидениях при поллюциях было известно ещё в древности. Недавно (1907) Гуалино произвёл обширное исследование по вопросу об эротических сновидениях; он обосновывался на показаниях 100 нормальных мужчин – врачей, учителей, адвокатов и т.д., сообщавших ему о наблюдениях над собой. Во всех случаях эротические сновидения появились уже в 17-летнем возрасте. Марро нашёл 8% юношей в этом возрасте ещё неразвитыми в половом отношении; половое развитие начиналось в 13 лет, а эротические сновидения начинались уже в 12 лет. В большинстве случаев им предшествовали в течение нескольких месяцев эрекции. В 23% случаев был онанизм. Сонные грёзы были по преимуществу зрительного характера; осязательный элемент занимал здесь лишь второстепенное место. Снилась женщина незнакомая (в 27% случаев) или известная только в лицо (в 56% случаев). В большинстве случаев, по крайней мере, в начале, снилась уродливая или фантастическая фигура, которая впоследствии в жизни делается более привлекательной, но никогда не бывает тождественной с женщиной, любимою наяву. Как подчёркивают Гуалино, Левенфельд и др., это совпадает с общей склонностью происходящих в течение дня душевных возбуждений быть латентными во сне. В душевном состоянии при эротическом сновидении в периоде полового созревания, помимо чувства наслаждения, можно было отметить робость (37%), влечение (17%), страх (14%). У взрослых робость и страх понижаются до 7 и 6%. У 33 субъектов вследствие общих или половых расстройств при ночных излияниях семени не бывало сновидений. Такие поллюции действовали всегда истощающим образом. Более чем в 90% случаев эротические сновидения были вообще наиболее отчётливыми; в 34% случаев они появлялись вскоре после полового сношения. Во многих случаях эротические сновидения были особенно часто (до трёх в одну ночь) у женихов, много целовавшихся со своими невестами; но после свадьбы эротические сновидения исчезали. В этой серии исследований не удалось установить, оказывает ли положение в постели или переполнение мочевого пузыря заметное влияние на эротические сновидения. Главным фактором считается переполнение семенных пузырьков. То обстоятельство, что в эротических сновидениях редко фигурирует любимая в действительности женщина, даже если о ней думают перед сном, объясняется, по Х. Эллису истощением и душевным покоем во сне. Точно так же редко снится то, что причиняло днём заботы. Стенли Хелл и другие авторы заметили, что при эротических сновидениях достаточно не только людей, к которым наяву относятся совершенно безразлично, но и незначительных личных особенностей или воображаемых прикосновений, чтобы вызвать оргазм.

Изучение характера эротических сновидений даёт иногда возможность установить у пациента наличность извращённых половых стремлений. Дело в том, что у человека с нормальным половым чувством обыкновенно бывают и нормальные эротические сновидения; у субъектов же с извращёнными стремлениями нередко и в сновидениях появляются извращённые представления. Это обстоятельство особенно подчёркивал Некке по отношению к гомосексуалистам. Гиршфельд недавно подтвердил его на основании опроса 100 гомосексуальных мужчин; у 87 из них в эротических сновидениях фигурировали исключительно лица мужского пола; из остальных 13 не бывало никаких эротических сновидений или они не могли их припомнить. Однако здесь необходимы известные оговорки. Так, если юноша никогда не видел близко женского тела, то оно может ему и не сниться; далее, фантазия может так перепутать и переменить все сновидения, что могут оказаться затушёванными половые различия, хотя у данного лица может и не быть никаких извращённых стремлений.

У мужчин и женщин существуют, по-видимому, некоторые различия в аутоэротических проявлениях во сне, которые, вероятно, имеют известное психическое значение. У мужчин разбираемый феномен очень прост. Он появляется обыкновенно около эпохи полового созревания, наступает по временам в течение того периода половой жизни, когда субъект ведёт воздержанную жизнь, и вообще, хотя не всегда, сопровождается эротическими сновидениями, которые ведут к кульминационному пункту. В общем, мы здесь имеем дело с резко ограниченным, правильным явлением, которое обычно оставляет после себя лишь слабые следы в сознании при пробуждении за исключением бывающего иногда чувства утомления и головной боли. Напротив, у женщин аутоэротизм во сне бывает, по-видимому, значительно более неправильным, изменчивым и неопределённым. У девушек выраженные эротические сновидения в периоде половой зрелости и юности представляют, по-видимому, скорее исключение, чем правило. Аутоэротические сонные грёзы у женщин, никогда не испытывавших наяву оргазма, имеют обыкновенно совершенно неопределённый характер. Между тем как у целомудренного юноши оргазм, таким образом, обнаруживается почти регулярно, у целомудренной девушки это – исключение. Прежде, чем оргазм не будет у неё вызван совершенно отчётливо в состоянии бодрствования – независимо от того, при каких условиях, – он обыкновенно не появляется у неё и во сне. Он бывает сравнительно редко даже у женщин с половой гиперестезией, если они ведут воздержанную жизнь. У женщин, привыкших к половым сношениям, встречаются вполне выраженные эротические сновидения с полным оргазмом и сопутствующим чувством облегчения[3], иногда это может быть и у женщин, не испытавших настоящего сношения. Однако, некоторые женщины, даже если им уже знакомо настоящее совокупление, находят, что сновидения с половой окраской, даже если при них происходит излияние, не дают облегчения.

Один из наиболее интересных и наиболее важных признаков, которым эротические сновидения у женщин и их сновидения вообще отличаются от таковых у мужчин, заключаются в склонности к переносу содержания сновидения на жизнь наяву. Напротив, при эротических сновидениях у мужчин это наблюдается реже и лишь в малом масштабе. Даже у здоровых и нормальных женщин это – обычное явление, которое резко усиливается у невропаток. Иногда женщина даже принимает сновидение за действительность и делает под присягою заявление, которое может тогда вести к неосновательному предположению о покушении на её честь.

Склонность аутоэротических феноменов, происходящих во сне, проявляется с такой энергией, чтобы переливаться в состояние бодрствования и при полном сознании влиять на состояние духа и образ действий, заметно выражена у здоровых и нормальных женщин, но особенно резко бывает выражена у истеричек. Санкте де Санктус, Жиль де ля Турнет и др. подчёркивают влияние сновидений, особенно эротических сновидений, у истеричек на их бодрственную жизнь; этим влиянием объясняются и представления об incubi и succubim, т.е. о половых сношениях с дьяволом, которые играли такую важную роль в средневековой демонологии.

Эротические сновидения у истеричек отнюдь не всегда имеют приятный характер; в некоторых случаях иллюзия полового сношения вызывает даже сильную боль; это утверждали относительно средневековых ведьм, и это же явление наблюдается теперь. Иногда это – просто последствие душевного конфликта с физическим влечением, которое достаточно сильно для того, чтобы проявиться, несмотря на эмоциональное и интеллектуальное отвращение индивидуума. Это, следовательно, только форма сильного отвращения, которое вызывают все проявления физической сексуальности человека, не склонного им поддаваться. Точно также обстоит дело с психическим отвращением и физической болью, которые вызываются при попытках раздражения психосексуальности и половых органов, истощённых употреблением. В основе этого явления лежит физиологический и психический фактор (Х. Эллис, Солье).

2.3. Нарциссизм[4]

Самой крайней формой аутоэротизма является склонность находить половое удовлетворение в любовании собою – частично или полностью. Эта склонность, нормальный зародыш которой символизируется зеркалом, встречается в слабой степени у некоторых мужчин, но иногда бывает резко выражена у женщин, обыкновенно в связи с притягательной силой их для других лиц.

Х. Эллис сообщает о типичном случае этого рода, касающемся 28-летнегй дамы, выросшей в имении. Это очень красивая, крупная, хорошо сложенная женщина, живая, здоровая и интеллигентная, но без выраженного полового влечения к другому полу. Она не извращена, но хотела бы быть мужчиной и не особенно высоко ценит женщин. Она восхищается собою, особенно своими нижними конечностями и никогда не чувствует себя такой счастливою, как когда бывает одна голою у себя в спальне. Она знает наизусть различные размеры своего тела, гордится их гармоничностью и гордо улыбается при мысли, что её бёдра толще талии иной женщины. Она держится свободно и самостоятельно, без застенчивости в разговоре на половые темы, и хотя ей приятно знать, что она вызывает в других людях внимание и восхищение, она никогда не стремится к этому и, по-видимому, ни от чего не приходит в большее возбуждение, чем от любования собою. Х. Эллис не имел возможности подробно исследовать данный случай и поэтому не может утверждать, что описываемая дама не предавалась онанизму.

Известное сходство с только что описанным случаем, представляет мой случай аутоиррумации, описанный ниже.

При крайней форме нарциссизма, к которой только и можно с полным правом применить это название, имеется относительное равнодушие к половым сношениям и даже к вниманию со стороны другого пола. Подобное состояние бывает, по-видимому, редко, за исключением, может быть, душевнобольных. На эту форму аутоэротизма впервые обратил внимание в 1908 г . Х. Эллис. Некке среди 1500 душевнобольных нашёл её у четырёх мужчин и одной женщины.

Фере сообщает о даме, которая испытывала половое возбуждение, когда целовала собственную руку. Молль сообщает о молодом гомосексуальном юристе, которому доставляло большое удовольствие любоваться на себя в зеркале; он же сообщает о другом гомосексуальном субъекте, поклоннике мужских ягодиц, который однажды при смене сорочки случайно увидел в зеркале свои ягодицы, был поражён их красоте и затем сладострастно любовался ими. В двух случаях нарциссизма у мужчин, которые наблюдал Роледер, называющий эту форму аутоэротизма аутомоосексуализмом, половое возбуждение появлялось при рассматривании собственного тела или его зеркального изображения, причём не было или почти вовсе не было полового влечения к другим индивидуумам.

Задгер, настаивающий на выдающемся значении мыслей о кровосмешении, утверждает, что во всех случаях гомосексуализма, он находил в основе нарциссизм. Возлюбленный мужчина – не кто иной, как сам больной, который ищет в другом своё "я", а именно опять-таки свою мать. В своих наблюдениях над чистым нарциссизмом, т.е. влюблённостью в собственную особу, Задгер мог почти всегда установить, что нарциссизму предшествовало восхищение матери ребёнком. Позже ребёнок самостоятельно перенимал роль матери, иногда с периферическим онанизмом.

Мне думается, что одного восхищения матери своим ребёнком слишком недостаточно для того, чтобы повлечь за собою нарциссизм. Какая мать не любуется своим ребёнком? Разве нужен психоанализ или какие-нибудь другие методы исследования, чтобы узнать это?

2.4. Онанизм

Выше была речь о трёх формах проявления аутоэротизма, именно об эротических мечтах наяву, об эротических сновидениях и о нарциссизме. Нам остаётся рассмотреть четвёртую, практически наиболее частую форму аутоэротизма, именно онанизм. К его изучению мы теперь и перейдём.

3. Виды онанизма

Наиболее частым видом онанизма следует, бесспорно, считать онанизм физический или периферически-механический, который различно проявляется в зависимости от пола, а у лиц мужского пола – отчасти в зависимости от возраста. Мы рассмотрим все эти проявления в отдельности в главе 4 "Техника онанизма".

Но кроме периферически-механического онанизма, при котором производятся те или другие манипуляции или движения частями тела, встречается ещё так называемый "психический", "умственный", мысленный", "абстрактный" или "идеальный" онанизм; он заключается в вызывании у себя оргазма с последующей эякуляцией лишь при помощи фантазирования на непристойные темы, вызывания в себя воспоминаний о половых переживаниях, мысленного совокупления (психический коитус по Гэммонду) и т.д. об этой форме онанизма упоминал ещё Гуфеланд в своей "Макробионике".

Яркое описание мысленного онанизма мы находим у Гэммонда: "Предположим, что мужчина встречает женщину, которая, на его взгляд, способна пробудить в нём эротическое желание. Он сосредотачивает на ней всё своё внимание, представляет себе мысленно, что он приближается к её влагалищу, вводит пенис, словом, силою воображения он заставляет проходить перед своими духовными очами шаг за шагом все отдельные фазы акта совокупления, пока, наконец, не испытает полного сладострастного ощущения. Существуют люди, знакомые вообще лишь с этой формою возбуждения, люди, которые естественным путём не получают никакой эрекции и, напротив, при помощи такого метода вызывают у себя половое волнение со всеми его последствиями чрезвычайно легко и даже несколько раз в день". Гэммонд знал своего рода ассоциацию или братство таких субъектов, узнававших друг друга по особым условным знакам и приметам.

Никефоро сообщил о 14-летней работнице, которая вызывала у себя четыре раза в день выделения слизи из половых органов, даже в присутствии других работниц, не двигаясь и не прикасаясь к своему телу, одними только эротическими мечтами.

Часто наблюдаемая в известных кругах (у арестантов, матросов, солдат) татуировка на теле изображения голых женщин объясняется, по Шалабутову, тем, что в каком бы одиночестве татуированный ни находился, с ним всегда имеется в портативном виде женщина, к которой он стремится, быть может, в целях онанизма.

К мысленному онанизму можно отнести постоянные размышления на половые темы, постоянное фантазирование по этому вопросу; это может вести даже у совершенно нормальных лиц обоего пола к самопроизвольному оргазму. Сюда же относятся эротические мечтания наяву, описанные выше.

Если оргазм появляется самостоятельно, без помощи фантазии или специальных действий, предпринятых для этой цели, то его нельзя признать нормальным. Так, МакГилликудди сообщает о двух случаях самопроизвольного оргазма у женщин. Подобные приступы бывают часто у несчастных жертв подавления полового чувства, как у мужчин, так и у женщин, если они из нравственных побуждений или по другим причинам воздерживаются от всякого рода полового удовлетворения; однако, половое чувство у них непрерывно проявляется буквально по каплям (Х. Эллис).

К психическому онанизму следует отнести те случаи, где оргазм сознательно вызывается различными аффектами, например, умышленно вызываемым у себя страхом. Некоторые онанисты ставят себя в такие положения, при которых они испытывают страх, после чего при сильном чувстве наслаждения у них происходит эякуляция.

Один пациент Штекеля производил едва заметный эксгибиционистский акт; этот акт приводил его в состояние общего напряжения; затем у него появлялась фантазия, что его наблюдает полицейский; он обращается в бегство, причём происходит эякуляция. Другой онанировал с представлением о "недостижимом"; он устраивал это таким образом, что, например, оставлял себе мало времени до отхода поезда, так что в последнюю минуту ему приходилось сильно торопится. Тогда у него появлялось представление, что он не поспеет на поезд. Тотчас появлялся страх, который постепенно возрастал, пока дело доходило до оргазма со всеми со всеми сопутствующими явлениями. Этот пациент мог достигнуть того же самого чтением любой книги; он говорил себе: "Ты должен через 10 минут справиться с этой книгой; для того, чтобы ты не торопился, ты должен читать внятно вслух". Пациент клал перед собою часы и вскоре достигал искомого психического напряжения – "недостижения", которое приводило его к оргазму. Напротив, при помощи обычного трения пениса пациент не мог добиться оргазма.

Подобные явления можно наблюдать и при других аффектах (гнев, ненависть, сострадание, стыд и т.д.), но здесь их никто не сочтёт за онанистический акт, а будет их рассматривать как поллюцию наяву. О психическом онанизме можно говорить лишь в тех случаях, где аффект вызывается умышленно для того, чтобы при нём произошла эякуляция.

Иногда к психическому онанизму примешивается элемент садизма или мазохизма; онанист воображает себя палачом, который истязает свою жертву или, наоборот, сам является истязаемым.

Мысленный или психический онанизм объясняется в некоторых случаях тем, что иные одиноко живущие люди с сильным половым влечением чувствуют отвращение к манипулированию над своими половыми органами. Это инстинктивное, непроизвольное отвращение у женщин часто не покоится ни на каких нравственных принципах. У мужчин же оно часто бывает вызвано сильными нравственными или эстетическими мотивами.

Психический онанизм встречается значительно реже, чем онанизм периферически-механический, по той простой причине, что для осуществления его необходима очень живая фантазия, а также способность сосредоточивать всё внимание на области фантазии; лишь при этом условии чувственные впечатления могут приобрести достаточную яркость. Но, кроме того, – и это ещё важнее, – психический онанизм с последующей эякуляцией возможен лишь при ненормально повышенной возбудимости эякуляционного центра в спинном мозгу.

К смешанному онанизму, т.е. к сочетанию психического онанизма с физическим, можно отнести, по Маляревскому, те случаи, где молодые люди как бы бессознательно хотят перехитрить природу. Во время свиданий с молодыми девушками они довольствуются тем, что доводят себя до сильного возбуждения и затем удовлетворяют себя рукоблудием.

В близкой связи с описанными выше формами мысленного онанизма находится явление, описанное Блохом под названием эротографомании. Эротографоманы мужского и женского пола заставляют своих любовников, возлюбленных, проституток и т.д. писать им возбуждающие письма, изобилующие непристойными выражениями, или сами пишут такие письма. Такая корреспонденция, наполненная пламенной эротикой, получила в последнее время, по словам Блоха, очень широкое распространение. Этот автор отмечает также невинную и до известной степени физиологическую эротографоманию, которая наблюдается у некоторых субъектов в периоде наступления половой зрелости, когда они пишут страстные письма мнимым возлюбленным.

Я отношу, далее, к психическому онанизму все преднамеренные поллюции, которые вызывают у себя мужчины, почему-либо избегающие половых сношений и удовлетворяющие себя преднамеренными извержениями семени, которые они вызывают у себя без прикосновения к половым органам или к другим эрогенным зонам.

Пейер лечил 30-летнего купца, который годами удовлетворял себя тем, что садился в трамвае около женщин; ему достаточно было случайного прикосновения к женщине, чтобы произошло извержение семени.

Я наблюдал в 1917 году два аналогичных случая. Двое половых неврастеников жаловались мне на то, что при обычной в то время в Петербурге тесноте и давке в трамвае им приходилось во время езды в переполненных вагонах невольно (?) прижиматься вплотную к женщинам, причём иногда у них вследствие этого происходила эякуляция.

Совершенно очевидно, что подобные извержения семени могут происходить лишь при повышенной возбудимости эякуляционного центра.

В литературе описаны ещё три вида онанистических действий, а именно прерванный онанизм, затягиваемый онанизм и онанизм с преждевременным оргазмом без эякуляции.

Под затягиваемым онанизмом разумеют те случаи, где онанистический акт умышленно затягивается путём отвлечения внимания в момент приближения оргазма или путём перерыва манипуляций, после чего акт всё же доводится до оргазма с эякуляцией.

Под названием прерванного онанизма разумеют те случаи, где онанистический акт умышленно или даже неумышленно механически прерывается раньше наступления оргазма и до извержения семени, следовательно, предупреждается эякуляция. Этот акт можно сравнить с прерываемым совокуплением, если при последнем, после извлечения пениса из вагины, вследствие отвлечения эякуляция вовсе не происходит. Так как при подобном прерванном онанистическом акте не происходит деплеции, т.е. процесс, благодаря которому кровеносная и нервная система возвращаются к норме, то подобные процедуры, при частом повторении их, действуют раздражающим образом на организм.

Ввиду сравнительной редкости этой формы онанизма я приведу здесь два случая прерываемого онанизма, из моей практики.

Первый случай касается 26-летнего студента, который сообщил мне о себе следующее: "Около 13 лет стал заниматься онанизмом и продолжал до 20-21 года. Каждый раз после этого у меня оставалось неприятное чувство, тем более что точных понятий у меня не было, и каждый раз я опасался, не заболею ли теперь сифилисом, о котором неясно слышал. Удержаться, однако, не мог, так как страсть была очень сильна; но с течением времени создалась привычка к концу акта сдерживаться и не допускать излияния семени, для чего я становился в самый последний момент на колени". Нервная система пациента особенно не пострадала; имеются лишь небольшое повышение коленных рефлексов и сильный запор: стул бывает раз в 3-4 дня. Предстательная железа немного увеличена и разрыхлена; учащённое мочеиспускание, и повелительные позывы на мочу. Эрекции бывают каждую ночь. Поллюции – раз в 10-14 дней. При сношении – всегда преждевременное извержение семени со слабым оргазмом, иногда эякуляция ante portas.

Второй случай относится к вольноопределяющемуся, 19 лет; происходит по отцу из здоровой крестьянской семьи. Мать – очень нервная женщина. Старший брат страдал одно время маниакально-депрессивным психозом. Пациент начал онанировать в 13 лет; онанировал в среднем 1-2 раза в день. Так продолжалось два года. С 15 до 16 лет онанировал реже, но зато почти никогда не доводил себя до оргазма. Курит до 50 папирос в день. Кроме онанизма, в анамнезе значится также много фрустраций, т.е. длительного полового возбуждения с женщиною без последующего сношения. Пациент жалуется на учащённые по временам поллюции и половую слабость. При исследовании найдено незначительное увеличение предстательной железы, а также общая неврастения.

Вследствие производимого в течение ряда лет чрезмерного раздражения половых органов онанизмом или прерываемым совокуплением предстательная часть уретры и обслуживающие её нервы, вся слизистая оболочка мочеиспускательного канала и железы Купера и Литтре могут прийти в такое хронически воспалительное состояние, что делается возможною другая форма прерываемого онанизма, а именно неполный онанизм или онанизм с преждевременным оргазмом без эякуляции.

При этой форме онанизма, описанной Роледером, раздражение половых органов среди онанистического акта внезапно – под влиянием патологического импульса – прекращается перед эякуляцией, по-видимому, незадолго до неё, так как – и это характерно – в тот же момент испытывается полное половое удовлетворение; следовательно, при этой форме оргазм, по моему мнению, неполный, наступает слишком рано. Мы здесь имеем перед собою, следовательно, прерванный неполный онанизм с патологическим, т.е. преждевременным оргазмом. Подобные, крайне редкие случаи – Роледер при своём огромном материале наблюдал только три случая – заставляют признать возможность наступления оргазма без эякуляции.

Различие между обеими вышеописанными формами прерываемого онанизма заключается в том, что при первой перерыв онанистического акта происходит сознательно, при второй же бессознательно, так как здесь перерыв вызывается наступлением оргазма, после которого, естественно, исчезает на ближайшее время стимул к дальнейшим манипуляциям.

Нельзя отрицать возможности неполного онанизма и у женщин, так как у них наблюдается иногда, как последствие онанизма, хроническое воспаление слизистой оболочки влагалища и даже шейки матки, следовательно, хроническое состояние раздражения слизистых оболочек. При повышенной возбудимости нервной системы, вызванной у таких женщин частыми онанистическими актами, можно допустить возможность наступления у них оргазма ещё до выталкивания Кристеллеровской слизистой пробки, т.е. ещё до маточного рефлекса, следовательно, раньше конца онанистического акта.

Штекель описывает ещё особый, скрытый онанизм, к которому он относит поллюции лишь на том сновании, что у некоторых субъектов при поллюции руки оказываются под одеялом. На мой взгляд, этот аргумент не выдерживает критики. Штекель относит, далее, к скрытому онанизму целый ряд таких действий, как ковыряние в носу и ухе, расчёсывание тела при крапивнице, ковыряние в заднем проходе и т.д.

Штекель усматривает символический онанизм в некоторых автоматических движениях, как закрывание и открывание дамской сумочки с всовыванием в неё пальца. Мне думается, что в некоторых подобных случаях мы, действительно, имеем перед собою психический онанизм, причём половые фантазии сопровождаются известными символическими действиями.

Нельзя отрицать возможности онанизма бессознательного, производимого в полусне. Раздражения половых органов рукою или иным способом наблюдается иногда у детей обоего пола во сне. Для того чтобы выяснить, совершаются ли эти действия детьми во сне, бессознательно или в бодрствующем состоянии, Молль несколько раз наблюдал за детьми в течение целой ночи и пришёл к заключению, что дети это производили во сне. Эти взгляды разделяет и Фере.

По Робинзону, застарелые онанисты вследствие привычки возиться со своими половыми органами часто делают бессознательно то же самое во сне, причём происходит извержение семени (онанистическая поллюция по терминологии Робинзона).

Бессознательный онанизм бывает у подростков и у взрослых вследствие случайных причин, например, зуда в половых органах. В последние моменты онанистического акта обыкновенно наступает пробуждение, однако, не всегда.

Одна пациентка Левенфельда, незамужняя особа в возрасте за 30 лет, сообщила ему, что во время регул она часто находила свои пальцы по утрам загрязнёнными кровью. Пациентка всячески боролась с этим явлением, закутывала живот и ноги в особое приспособление в виде мешка, чем исключалось всякое нечаянное прикосновение к половым органам, и всё-таки пальцы оказывались утром в крови; очевидно, прикосновения к половым частям происходило бессознательно, во сне.

И по Фрейду, бывает онанизм во сне, при ненормальных состояниях, при припадках. Многие истерические припадки воспроизводят онанистический акт в скрытом или неузнаваемом виде после того, как индивидуум отказался от этого способа самоудовлетворения; многие симптомы навязчивого невроза стремятся, по Фрейду, заменить и повторить этот когда-то запрещённый вид самоудовлетворения.

Встречаются, далее, люди, чаще всего неврастеники, которые, если можно так выразиться, почти всю жизнь беспрерывно, хотя бессознательно, онанируют. Если это мужчины, то они постоянно держат руки в карманах брюк, и можно заметить по движениям их рук и пальцев, что они при этом теребят, жмут или трут свой член. Они при этом не думают "ни о чём дурном"; напротив, они могут быть глубоко погружены в математические выкладки или философские соображения. Однако Ференци считает, что эта умственная работа не приковывает целиком всего их внимания, и что в бессознательной глубине их душевной жизни они заняты эротической фантазией и доставляют себе коротким, почти сомнамбулическим путём желательное удовлетворение. Взамен описанных выше манипуляций некоторые субъекты вызывают у себя клоническое дрожание икр. Женщины прижимают одну ногу к другой или кладут одну ногу на другую. Особенно охотно они делают это при рукоделии, отвлекающем внимание.

Я считаю, что бессознательный онанизм случается, в общем, редко, несомненно, гораздо реже, чем о нём говорят онанисты.

Под эквивалентами онанизма Ференци разумеет якобы невинные раздражения индифферентных частей тела, которые качественно и количественно заменяют эрогенную возбудимость половых органов. Это раздражение индифферентных частей тела может усиливаться до настоящего оргазма.

4. Техника онанизма

4.1. Техника онанизма в грудном возрасте

Венский психиатр Фрейд и его школа относят первые половые проявления к грудному возрасту, усматривая их в сосании вне приёма пищи. Объектом сосания при этом является часть самих губ, язык или любая другая доступная часть тела, даже большой палец ноги. Проявляющаяся при этом у ребёнка страсть к схватыванию выражается у него одновременным ритмическим дёрганьем своей ушной мочки; ребёнок пользуется иногда для той же цели частью тела другого лица (в большинстве случаев его ухом). Полное наслаждение сосания связано с совершенным прекращением внимания и ведёт ко сну или даже к двигательной реакции вроде оргазма.

Нередко у ребёнка с сосанием комбинируется потирание определённых чувствительных мест тела (груди, наружных половых органов). Этим путём многие дети переходят от сосания к онанизму.

Можно было бы сказать, говорит далее Фрейд, что губы ребёнка являются эрогенной зоной, а возбуждение струёй тёплого молока бывает причиной чувства удовольствия. Кто видел, говорит он, как дитя, насытившись, откидывается от груди матери с покрасневшими щёчками и со счастливым смехом впадает в сон, тот должен признать, что эта картина остаётся верной и для выражения сексуальной удовлетворённости в позднейшей жизни.

Рашфор описывает под названием псевдомастурбации у грудных детей трения бёдрами. Ребёнок, лёжа на спине, трёт бёдрами лежащие между ними половые органы. Эти движения сопровождаются, по-видимому, приятным ощущением, которое обнаруживается в покраснении лица и в общем нервном возбуждении, после чего у ребёнка вскоре наступает общая слабость, небольшое потоотделение, а иногда и сон. Дети производят псевдомастурбацию также рукою, либо трут половые органы о край постели или о какое-либо постороннее тело. Рашфор считает разбираемое явление не тождественным с онанизмом в старшем возрасте на том основании, что в раннем детском возрасте внутренние половые органы находятся ещё на довольно низкой ступени развития. Поэтому раздражение наружных половых частей не может, по его мнению, в такой степени вызвать сладострастье и так вредно действовать на нервную систему, как это бывает, например, у детей старше 10 лет. Рашфор наблюдал псевдомастурбацию, главным образом, у девочек, начиная с четырёхмесячного возраста; средний возраст – 16 месяцев.

Большую часть псевдомастурбации у девочек, по сравнению с мальчиками, Рашфор объясняет тем, что окружающие и врачи обращают больше внимания на неправильности полового члена у мальчиков, чем на условия, способствующие у девочек раздражению клитора и влагалища. Далее, имеет значение и то обстоятельство, что в раннем детском возрасте клитор легко подвергается воздействию внешних раздражителей вследствие слабого развития срамных губ в этом возрасте.

За несколько лет до упомянутого автора Тоунсенд сообщил о трении бёдрами у маленьких девочек с аутоэротической целью. Он наблюдал восьмимесячную девочку, которая клала правое бедро на левое, закрывала глаза и судорожно сжимала кулачки; через 1-2 минуты появлялся пот, покраснение личика и полное расслабление. Это повторялось от одного до нескольких раз в неделю. Ребёнок был вполне здоров; со стороны половых органов у него не наблюдалось никаких уклонений от нормы. Тоунсенд сообщает о пяти случаях у маленьких девочек.

При наблюдениях над грудными детьми обоего пола можно заметить, что многие из них при каждом раскрывании для обмывания, ванны или исследования тотчас начинают играть своими половыми органами. В большинстве таких случаев не наблюдается бросающихся в глаза психических сопутствующих явлений и эрекций. Это, пожалуй, просто игра. В меньшинстве случаев Фридъюнг наблюдал у мальчиков эрекции, у одной девочки "довольное лицо", у некоторых детей оргазм до появления пота, до нечувствительности при окрике и даже при щипке. У двух девочек он наблюдал подобные манипуляции на пупке; одна из девочек впадала в ярость, когда пытались ей помешать в этом.

Движения производятся детьми главным образом рукою, в большинстве случаев аритмически, по-видимому, не планомерно. Впрочем, у одной семимесячной девочки Фридъюнг наблюдал уже ритмические действия. На втором плане стоит давление на половые органы, которое производится в большинстве случаев скрещиванием ног, часто также таким образом, что ребёнок сжимает между ножками игрушку или одеяло, а руки прижимает к груди. Эти способы встречаются чаще у девочек, но также и у мальчиков; они так же, как и описываемые ниже приёмы, чаще ведут к оргазму, чем манипуляции пальцами.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.