Жест, говорящий: «Стоп, помолчи» (рис. 30). Словами вы говорите: «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю», но ваш жест говорит: «Стоп, стоп, стоп».
Рис. 30
Еще один останавливающий жест (рис. 31). Вы делаете этот жест и говорите: «Входите, пожалуйста», но ваш собеседник будет мяться в дверях. Он получил две взаимоисключающие команды — на словах ему было сказано: «Входите, пожалуйста», но жест показал ему: «Пошел вон», — и в результате ни войти, ни выйти он не может.
Рис. 31
На словах: «Простите, что вы сказали, повторите», а жестом: «Стоп, стоп, стоп». И собеседник молчит или мычит что-то невнятное.
Жест, подводящий итог (рис. 32). На словах может быть: «Давайте еще побеседуем об этом», а жест говорит: «Подводим итог, все. Закончили прения, переходим к общим вопросам».
Рис. 32
Жест самопрезентации: «Я», «Я», «Я», «Вот он я», «Смотрите на меня!», — говорит этот жест. Его можно делать одной рукой или двумя (рис. 33, 34).
Рис. 33
Рис. 34
Есть целый ряд комбинаций с использованием жеста самопрезентации. Например, связка, означающая «Внимание на меня» (рис. 35) Ее очень любит делать Ющенко. Эти два жеста говорят: «Внимание!», «Мне — внимание», «Что там говорят, неважно — мне внимание!».
Рис. 35
Другая комбинация, с использованием жеста «к ноге» — «Подчиняйтесь мне» (рис. 36). Тот же Ющенко любит применять связку жестов, активно привлекающих внимание. Как правило, он делает три жеста подряд — «к ноге», «вот он я», «внимание на меня».
Рис. 36
Это не хорошо и не плохо, просто у него такой стиль общения. Он говорит: «Примите униженную позу по отношению ко мне» и «Внимательно меня слушайте».
И этот прием позволяет ему добиваться внимания даже там, где его слушать не хотят. С ним тоже, наверняка, работают хорошие психологи.
Еще одна комбинация с использованием жеста самопрезентации означает «Только я» (рис. 37). Вслух вы говорите: «Немногие смогут справиться с этой задачей», а жест уточняет: «На самом деле — только я!».
Рис. 37
Воздействие жестов во многом еще зависит от того, в какой стране они используются. Например, жест, который рекомендуют Алан Пиз и Дейл Карнеги (рис. 38). У них там это означает открытость.
Рис. 38
А у нас — «Ничего не получилось», то есть признание своего ничтожества. Этот жест забудьте.
Жестами можно сказать очень много, практически что угодно. Например, на семинарах для концентрации внимания аудитории я люблю использовать связку жестов «стоп», «вот он я», «внимание на меня», «примите униженную позу», «вот ваше пастбище». Перевести это можно так: «Прекратили разговоры, я — тот, кто знает ответы на ваши вопросы, поэтому почтительно ловим каждое мое слово, и будет вам счастье».
Чтобы правильно использовать жесты и влиять ими на собеседника, нужно их повторять в процессе разговора по нескольку раз. Этих жестов немного, их нужно просто запомнить, и уметь вовремя их запустить. Этого вполне достаточно для любого конструктивного диалога.
Подавление воли при помощи маркера
Есть еще одно суперупражнение на подавление воли, которое мне очень нравится. Причем, как правило, никто не понимает, в чем суть этого действия.
Ведь многие действия идут в обход сознания. Например, один конкурент сумел сорвать выступление великого флейтиста. Он сел в первом ряду, достал лимон, начал отрезать дольки лимона и жевать их.
Флейтист это увидел, и рот у него наполнился слюной. Концерт был сорван, но вряд ли музыкант осознал, что явилось этому причиной.
Итак, мы моделируем поведение доминантного самца, который подавляет низкорангового. Я рекомендую использовать в этом упражнении толстый маркер или двенадцатицветную ручку. Они больше всего подходят по объему в качестве фаллического символа. Тоненькая ученическая ручка не подходит она не даст нужной ассоциации. Курильщики могут использовать футляр для сигар.
Разговаривая с человеком, я направляю на него ручку (фаллический символ) под углом примерно 45 градусов и произвожу с ней определенные манипуляции. Этот жест означает — низкоранговый самец, прими униженную позу, ты не самец, а всего лишь самка. У собеседника эти действия вызывают дискомфорт. Он не понимает, что именно я делаю, поэтому не может и возразить, но его внутренний протест будет возрастать до тех пор, пока он не будет подавлен окончательно.
На женщин это упражнение действует наоборот позитивно, вызывает у них массу положительных эмоций. Вы беседуете с дамой о разных вещах — о цветах, о природе, о погоде — и производите определенные манипуляции с ручкой или маркером. Через какое-то время вы заметите появление ряда интересных феноменов у дамы — акцентированное грудное дыхание, неровный румянец на щеках, блеск в глазах, глотательный рефлекс.
Мы уже говорили о том, что в человеческом обществе понятия «самец» и «самка» смещены. Поэтому дамы смело могут использовать это упражнение, и мужчина будет чувствовать себя дискомфортно. Да, он беседует с дамой, но в данный момент эта дама держит фаллический символ и играет роль доминантного самца, который отдает команду: «Низкоранговый, прими униженную позу!».
Когда я рассказал об этой технике воздействия на корпоративном тренинге в одной из компаний, получилась интересная картина. На совещаниях первое лицо стало периодически кричать на подчиненных: «Ну-ка положи ручку!», «Так, все положили ручки на стол!» Потому что сначала мои лекции прослушало среднее звено компании, а первое лицо считало себя слишком важным и большим, чтобы посещать мой тренинг. И все подчиненные сидели, направив на руководителя ручки, и манипулировали ими. Ему стало очень плохо, и он попросил, чтобы я с ним позанимался отдельно. Естественно, после занятий он первым делом потребовал, чтобы все прекратили на него наводить ручки и манипулировать его сознанием.
Технология обаяния
Женское обаяние
Женское обаяние заключается в попеременной презентации двух вещей:
а) полной сексуальной доступности;
б) полной сексуальной недоступности.
Сядьте прямо, сделайте глубокий вдох, выдохните. Медленно закиньте ногу на ногу, руки перекрещивать не надо. Сделайте еще один глубокий вдох, поправьте волосы, еще один вдох, расширьте глаза и сузьте их. Посмотрите на мужчину с восхищением, как будто вы открыли каталог новых ювелирных изделий и любуетесь им. Сделайте еще один выраженный вдох и выдох грудной клеткой. Сглотните. Медленно перекиньте одну ногу на другую. Поправьте волосы красивым жестом.
Это — презентация вашей сексуальной доступности.
Через две минуты посмотрите на мужчину с таким видом, как будто он только что высморкался на пол, помочился на ваших глазах в угол или произнес длинную матерную тираду то есть со смесью отвращения и ужаса. И даже чуть-чуть отодвиньтесь от него.
Это — презентация сексуальной недоступности.
• Теперь опять закиньте ногу на ногу, глубоко вдохните, расширьте и сузьте глаза, поправьте волосы, сделайте глотательное движение и медленно перекиньте одну ногу на другую.
Попеременно повторяя эти две тактики поведения, вы очень скоро добьетесь того, что у мужчины начнут плавиться предохранители.
Мужское обаяние
Мужское обаяние заключается в одновременной презентации двух вещей:
а) полной сексуальной готовности;
б) отсутствии сексуальной инициативы.
Вы должны показывать женской особи, что вы до предела ею очарованы. Но при этом вы не должны пытаться ухватить ее за выступающие части туловища, назначить ей встречу и тому подобное.
Выньте руки из карманов. Сделайте глубокий вдох грудной клеткой, расправьте плечи. Смотрите на женщину с умным, мужественным выражением лица. Расширьте глаза, потом сузьте и медленно опустите взгляд на уровень бюста собеседницы. Потом медленно и неохотно поднимите глаза вверх. Переспросите: «Простите, о чем мы говорили?», — делая вид, что вы прослушали или потеряли нить разговора.
Теперь еще раз вдохните, расправьте плечи, слегка потянитесь и опустите взгляд на уровень нижних конечностей дамы, опять неохотно поднимите глаза вверх, попутно вытирая слюну с подбородка. И продолжайте беседовать, о чем вам угодно — о природе, о погоде, о политике, о наросте прироста…
Техника этого упражнения очень проста. Это модель обаяния. Вы вроде бы не выполняете никаких действий, но вы воздействуете, и очень сильно. Вы просто разглядываете женщину и при этом периодически сбиваетесь в общении. Помните — женщины прощают мужчинам тупость, но не отсутствие внимания.
Эротическое психопрограммирование
Воздействие на женщин
Жестами можно выполнять программирование, в том числе и эротическое психопрограммирование собеседника. Эта техника основана на ассоциативном мышлении.
• Первый вариант: поглаживание любой поверхности. Делать это нужно незаметно, мягкими ласкающими движениями.
• Второй вариант: мягкая округлая жестикуляция, имитирующая основные ласкающие движения. Вы разговариваете о чем угодно, но в процессе беседы выполняете ряд подобных мягких ласкающих движений.
Периферийным зрением женщина непременно заметит ваши движения — поглаживание поверхности или округлую жестикуляцию — и бессознательно начнет переносить их на свое туловище. Через какое-то время женщина начнет впадать в возбужденное состояние, не понимая, почему это происходит. Вам достаточно один или два раза выполнить подобную технику, и когда вы появитесь в третий раз, уже никакой техники не будет нужно.
Вспомните великого и мудрого Ивана Петровича Павлова. Звонит звоночек — обезьяне дали банан.
Второй звоночек — она получила второй банан. Третий звоночек — ничего не дали, но у обезьяны текут слюни, потому что она ждет банан. Люди реагируют точно так же, как павловские обезьяны. И вы, появившись в третий раз, сразу вызываете у женщины нужную вам реакцию.
Очень показательна история криминального авторитета Сергея Мансурова, которому следовательница принесла в камеру револьвер на допрос. Она не могла не знать, что за это ее посадят. Просто она стала жертвой вот этого простейшего эротического зомбирования.
Самое смешное, что женская особь не понимает, что вы вытворяете! Она начинает сама себя накручивать по материалам прочитанных книг, просмотренных фильмов, услышанных историй — и находит в вас черты, которых у вас отродясь не было, наделяет вас качествами, которыми вы никогда не отличались.
Женщина также может воздействовать на представительниц своего пола, потому что девяносто восемь процентов всех женщин бисексуальны, и только два процента этого компонента лишены, а двумя процентами можно пренебречь. Но только тридцать процентов свою бисексуальность сознают, а шестьдесят восемь проживают всю жизнь, так этого и не поняв.
Если женщина, на которую воздействуют, сознает свою бисексуальную природу, она будет восхищаться женщиной-манипулятором, говорить: «Ах, какая она!» Если она своей природы не осознает, она будет восхищаться умом, сообразительностью или какими-то другими качествами своей собеседницы. Но главное, что восхищаться она все равно будет.
Воздействие на мужчин
Мужское мировосприятие на порядок примитивнее женского. И воздействовать на мужчин еще проще, чем на женщин. Это делается в четыре простых мимических движения. Обращаю ваше внимание, что описанная ниже техника выполняется исключительно женщинами и исключительно в отношении мужчин!
• Первая фаза — выдвинуть нижнюю губу на два-три миллиметра вперед. Вернуться в исходное положение.
• Вторая фаза — выдвинуть верхнюю губу на два-три миллиметра вперед. Вернуться в исходное положение.
• Третья фаза — обе губы выдвинуть на два-три миллиметра вперед. Вернуться в исходное положение.
• Четвертая фаза — провести языком по внутренней поверхности губ, не размыкая их.
Этих четырех движений вполне достаточно. При этом, беседуя с мужчиной, надо периодически опускать взгляд на нижнюю часть живота, а потом медленно и неохотно поднимать его вверх. У мужских особей «пробки» начинают перегорать минуты через три.
Это эротическое психопрограммирование, направленное на мужских особей. Оно незаметно, но запускает у мужчин ассоциативное мышление. Мужская особь начинает впадать в возбужденное состояние, не понимая, почему это происходит. Так как внимание заякорено на вас, то он начинает искать в вас какие-то свойства, наделять вас какими-то особенностями, которых у вас никогда не было.
На первый взгляд техника может показаться примитивной, но работает она весьма эффективно. Любая женщина может поэкспериментировать и непременно добьется успеха. Впрочем, после этого перед ней может встать другая, более сложная, задача — как от этого мужчины избавиться.
Ролевые модели
Использование поведенческих ролей
Подстройка под позитивный образ
Вы можете, добиваясь своей цели, играть разные роли, в зависимости от ситуации подстраиваясь под нужный образ — тот, на который интересующая вас персона будет позитивно реагировать.
Любая роль — это манипуляция собеседником, обман поведением. Одни роли могут даваться легко, разыгрываться спонтанно, а другие роли — тяжело. Часто человек привыкает к какой-то роли и даже считает ее своим естественным поведением, но это все равно только роль.
Например, мужчине хочется, чтобы женщина улыбалась — и женщина ему подыгрывает. В ответ на заданную им модель она начинает разыгрывать определенную роль — не столько по собственному желанию, сколько по какому-то подсознательному движению.
У нее хорошо получается быть «милой глупенькой девочкой», она привыкла использовать эту модель поведения в любой сложной ситуации. На самом деле «милая глупенькая девочка» — это не она сама, а всего лишь ее роль, которую не имеет смысла использовать во всех жизненных ситуациях. Милые дамы, вы — существа хитрые, опасные и коварные. И вам стоит напрячься и раскрыть другие грани своей натуры.
Я хочу научить вас сознательно выбирать модель поведения и использовать самые разные роли для достижения поставленной цели.
Допустим, вы оказываетесь в среде преподавателей высших учебных заведений и представителей научной общественности. Вы должны немедленно подстроиться под определенную модель поведения, чтобы данная социальная группа адекватно воспринимала ваши слова и действия. У вас должна быть соответствующая жестикуляция, соответствующие движения, соответствующий взгляд, соответствующий тембр голоса и соответствующие сленговые параметры речи.
Аналогично, оказавшись и в обществе военных, и в обществе людей искусства, вы должны использовать определенные, соответствующие данной среде ролевые модели. Таким образом, вы сможете вести себя адекватно в любом обществе и вас везде будут адекватно воспринимать.
Эффективные модели поведения
Существуют эффективные модели поведения, позволяющие добиться нужной реакции у собеседника.
Во-первых, это аналогия, то есть подстройка под ожидаемую модель поведения, во-вторых, это антоним, полная ей противоположность.
Представьте себе человека, который едет на машине и разговаривает по телефону с представителем научной общественности. Он обсуждает возможность издания в «Университетском вестнике» ряда своих работ и ведет беседу со всеми соответствующими сленговыми параметрами.
Тем временем посреди улицы, заблокировав дорогу, встает автомобиль с милицейскими номерами. Человек, только что беседовавший на научные темы, опускает стекло, высовывается из окна своего автомобиля и говорит: «Эй, сотрудник, машину убери с дороги!». Модель поведения — авторитарная и слегка пренебрежительная. Дело происходит в центре Петербурга, недалеко от Смольного, администрации города, и от дома № 4 по Литейному проспекту, где находится Управление ФСБ. Кто может обратиться к милиционеру с такими словами? Либо чекисты, либо члены городского правительства — так должен рассуждать сотрудник милиции. Конечно, ему даже не приходит в голову спрашивать документы, и он без спора освобождает дорогу.
Три категории ролей
Иногда для управления людьми необходимо уметь разыгрывать подчиненную роль. Моделью поведения можно обманывать гораздо эффективнее, чем словами и действиями. Для этого вам надо самым примитивным образом «раскачать» себя, научиться играть все, что угодно — от подчиненной до доминантной роли.
Если ваша цель — воздействовать на людей, вы должны выбирать не ту роль, которая вам больше нравится, а ту, которая будет наиболее результативна в данных конкретных условиях.
Не у всех и не всегда получается играть убедительно. Роль выбрана, но кому-то она дается легко, а кому-то — с большой натугой. Тем не менее, вам необходимо попытаться освоить самые разные модели, чтобы вы могли, подстраиваться к ситуации, разыгрывая любую из ролей.
Роли делятся на три категории:
• Первая категория — роли доминантные, когда вы доминируете в ситуации. Но доминировать можно по-разному — вызывая у людей раздражение или же вызывая благоговение.
• Вторая категория — роли подчиненные, рецессивные, подавленные.
• Третья категория — роли равные.
Чтобы управлять поведением любого человека, ему надо навязать какую-то роль. Для этого необходимо самому сыграть определенную роль — и собеседник под нее подстроится.
Чтобы выбранная вами роль сработала, вы должны исполнить ее убедительно. Если вы способны играть только один тип роли, значит, вы не можете манипулировать, не можете лгать своим поведением.
Вам нужно научиться совершенно свободно менять свои роли — и тогда вы сможете навязывать роли другим людям.
Допустим, что мне нужно заставить мужчину разыграть роль умной, важной персоны, говорящей умные и важные вещи.
Для этого мне надо подстроиться под его роль:
«Я слышал, что вы очень хорошо разбираетесь в мобильных телефонах. Вы мне не поможете? Мне посоветовали купить мобильный телефон такой-то марки, как вы считаете, он удобен в эксплуатации?»
Таким образом я убеждаю человека в его значимости и в моей собственной некомпетентности.
Как мне заставить этого же человека занять подчиненное положение?
Я использую доминантную модель поведения, и мой вопрос будет звучать так: «Я слышал, вы немножко разбираетесь в мобильной связи, мне рекомендовали вас как компетентного человека. Один мой знакомый хочет вот такую модель приобрести, стоит это делать или нет?»
Я задал один и тот же вопрос, но использовал разные модели поведения — и заставил собеседника играть разные роли. Разыгрывая определенную роль, можно использовать человека в нужных вам целях.
Как подбирать роли
Очень важно правильно определить, какую именно роль следует использовать в каждом конкретном случае — доминантную или рецессивную. Существуют алгоритмы выбора, но элемент творчества присутствует всегда. По большому счету, мы подбираем роли интуитивно.
Чтобы заставить мужскую особь играть роль «заботливого дядюшки», женщина должна демонстрировать свою беззащитность и восхищаться мужчинами, которые проявляют заботу и внимание.
Также и мужчина, желающий заставить даму играть роль «заботливой тетушки», должен демонстрировать свою неустроенность, неприспособленность к жизни, и одновременно подчеркивать притягательность этой женщины.
В доме, где я жил много лет, моим соседом сверху был очень состоятельный господин, а подо мной жила даже не семья, а какое-то сообщество алкоголиков. И стоило только состоятельному соседу подъехать к дому, как вся толпа алкоголиков выбегала во двор и начинала восхищаться — его автомобилем, его начищенными ботинками, тем, какой он большой и важный. Естественно, они просто выманивали деньги. Своим поведением они заставляли соседа разыгрывать роль важного и щедрого господина.
Как сделать из мужчины джентльмена (пример разыгрывания роли для женщин)
Предположим, дама желает использовать мужскую особь, но так, чтобы эта особь ни на что не претендовала.
Добиться этого очень просто, главное — начать восхищаться. Объяснить, что вокруг полно жалких и отвратительных типов, у которых мысли направлены только на одно. Но данный мужчина выгодно от них отличается, потому что является джентльменом, и это так прекрасно, это вызывает восхищение…
Если женщина правильно разыграет ролевую модель, то мужская особь начнет надувать щеки и изо всех сил пытаться изобразить из себя джентльмена то есть будет годиться к полному и всестороннему использованию, без претензии на что-нибудь еще.
Притягательная роль
Роли, которые вы разыгрываете — это краеугольный камень манипуляции. Обмануть можно поведением, обмануть можно действием. Обмануть можно словами, обмануть можно правдой.
На выборах в органы власти одного курортного района баллотируются два человека. Шансы победить есть у обоих. Один из них — талантливый экономист, доктор наук, составивший великолепную программу экономического развития района. Второй — отставник, уставник и строевик, не имеющий вообще никакого представления об инфраструктуре района, думающий только о том, как бы пройти в органы власти, чтобы начать воровать все что можно.
Я предложил экономисту подготовить его перед выборами, но он отказался. Он считал, что вполне достаточно иметь замечательную программу привлечения инвестиций — простенькую, всего на пятистах листах, которую самый тупой избиратель сможет прочитать и понять. Мне не удалось его убедить, что никто из избирателей просто не будет читать эти пятьсот страниц.
Идут теледебаты. Экономист представляет программу развития района. На что его оппонент говорит: «Да видел я твою программу, хрень твоя программа, и сам ты дурень, тебя из какого класса школы выперли? Двоечник». Экономист пытается объяснить, что он успешно закончил ФИНЭК и прошел докторантуру но все телезрители уже хохочут.
А когда он, в свою очередь, интересуется экономической программой оппонента, тот отвечает: «У меня программа? У меня — хорошая программа! У меня такая программа, чтобы все в районе хорошо жили. Вот какая у меня программа». Это, конечно, бред, но, тем не менее, на выборах побеждает не экономист и район до сих пор прозябает.
Отставник со своей «программой» — чтобы всем хорошо жилось — разыграл наиболее притягательную для избирателей поведенческую роль. В отличие от экономиста, он выбрал правильную модель поведения
Пример: выбор роли для начальника
Начальники бывают разные. На одних боссов всем наплевать. Других подчиненные боятся и не хотят подводить. Это зависит от той роли, которую начальник разыгрывает в отношении своих сотрудников.
Тоталитарность — это единственный эффективный способ управления — и семьей, и фирмой, и страной. При этом не так важно в чьих руках власть — ведь безвластие все равно гораздо хуже. Но тоталитарность не должна быть внешней. Роль диктатора не конструктивна и не эффективна. Диктатора ненавидят и боятся, от него в ужасе разбегаются, но с ним могут не соглашаться.
Роль отца-командира гораздо эффективнее. К нему тянутся, его стараются не подвести, стараются во всем ему помочь.
Как вызвать человека на откровенность?
Алкоголик-собеседник
Какую роль стоит разыграть, чтобы вызвать собеседника на откровенность?
Роль священнослужителя, к которому пришли на исповедь, вряд ли подойдет для этой цели. Во-первых, перед священнослужителями исповедуются только последователи религии римских рабов, потому что в других религиях исповедуются перед Всевышним.
Во-вторых, роль исповедника чрезвычайно сложна в исполнении. В-третьих, даже среди религиозных людей далеко не все склонны ходить на исповедь.
Но существуют ситуации, в которых люди исповедуются легко и охотно.
В России практически нет профессии психоаналитика, потому что эту роль у нас играет крепкий алкогольный продукт и собеседник, вместе с которым этот продукт поглощается. Вот вам российский образец психотерапии и психоанализа.
Роль, располагающая мужчин к откровенности, это друг, собутыльник. А если человек не употребляет алкоголь, он может разоткровенничаться со случайным попутчиком.
Для женщин лучший психоаналитик на свете — это подруга, чтобы там ни говорили про женскую дружбу. С подругой женщина может беседовать часами, повиснув на телефоне и изливая душу. Причем в течение этого сеанса психотерапии дверь непременно должна быть закрыта, чтобы до находящейся рядом мужской особи ни звука не долетало.
Один мой хороший знакомый был очень заинтригован тем, что его жена, закрывшись в своей комнате, по два часа трещит по телефону. Он никак не мог понять, что происходит, и у него стали появляться всякие подозрения. Он был специалистом по системам безопасности, поэтому для него не составило никакого труда поставить на собственный домашний телефон прослушку и записать восемь часов разговоров жены. Прослушав запись, он пришел в полнейшее недоумение — он так и не понял, о чем, собственно, женщины говорили столько времени. А дамы беседовали обо всем и ни о чем, они просто проводили сеанс психотерапии, играя роль психотерапевта друг для друга.
Псевдооткровенность
Общие интересы не заставляют людей довериться и раскрыться. Это алгоритмы западных психологов, но на нашей почве их техники не работают — у нас мозги другие.
Для того чтобы заставить человека разоткровенничаться, прекрасно подходит роль «своего парня».
Вы должны сыграть псевдооткровенность, чтобы в ответ получить откровенность настоящую.
Очень эффективно действуют жалобы на жизнь. Мне вспоминается шикарный эпизод из одного фильма. Женщину украли и отвезли в гарем. К ней пришел фотограф, а она фотографироваться отказывается. И тогда фотограф принялся давить на жалость, рассказывать истории о неизлечимо больном брате, который каждое утро начинал с вопроса: «Скажи, я ведь скоро умру?», — и которого родные убеждали, что он будет жить… И брат продолжал жить благодаря этим ежедневным убеждениям. Украденная женщина расчувствовалась, стала утешать собеседника, в свою очередь разоткровенничалась и рассказала какие-то эпизоды из своей жизни.
Алгоритм прост: чтобы развести на откровенность любое существо, стоит только пожаловаться ему на жизнь. Лучше всего это получается у женщин, когда они беседуют с мужчинами — по прочитанным книгам, просмотренным фильмам, услышанным историям, по каким-то собственным измышлениям мужская особь начинает становиться выше ростом, шире в плечах, делать крупное мужественное лицо и рассказывать даме все, что ей хочется услышать. И чтобы поддержать этот рефлекс, остается только вовремя задавать наводящие вопросы.
Так же элементарно, через использование лжи, дама может вызвать на откровенность особь своего пола.
Для мужчин — то же самое. Допустим, вы хотите вывести на откровенность одного мужчину, узнать как можно больше о его жизни. Вы с ним знакомы, когда-то вы вместе были на тренинге Вадима Шлахтера. Чтобы заставить его разоткровенничаться, вам надо солгать, создать какую-то придуманную конструкцию. Если он спрашивает, как поживает ваша супруга, сделайте скорбное лицо и скажите — умерла. Вдовец я, страдаю, ни о чем думать больше не могу. Дети — тоже умерли, сам я болен проказой, скоро окажусь в лепрозории…
Я, конечно, утрирую, но модель поведения ясна.
Как можно больше давите на жалость — и человек, в свою очередь, будет испытывать потребность пожаловаться вам на свою жизнь.
Не злоупотребляйте такой моделью поведения, второй раз с тем же самым человеком она может не сработать. Это как в борьбе — одним и тем же броском, передней подножкой, человека можно бросить раз или два, на третий раз он уже не попадется. Но если вы по одному разу используете эту модель на всех своих партнерах, противниках, сторонниках, доброжелателях, недоброжелателях, то уже добьетесь успеха.
Как сделать, чтобы вам помогли?
Давите на жалость
Особенность нашего российского менталитета всех жалеть и всем хотеть помочь. Западный менталитет немного другой, там люди гораздо больше — животные, и у них подобные вещи проявляются меньше.
У восточных людей жалость тщательно скрывается, но, тем не менее, у них она очень сильно развита.
Чтобы заставить людей вам помочь, можно просто о помощи попросить. Но есть и другие способы. Иногда действует вариант: «мы с тобой одной крови», но его возможности ограничены.
Есть особая каста людей — «латвийские пограничники». Это еще круче украинских таможенников, про которых рассказывают массу анекдотов. Однажды я забыл медицинскую страховку. Конечно, она у меня была, потому что без нее мне не дали бы визу. «Латвийский пограничник», посмотрев мою визу в паспорте, говорит: «Ваша медицинская страховка пошалуйста!» Я поискал, говорю: «Я, наверное, ее забыл». Он: «Ваше путешествие закончилось. Вы возвращаетесь в Россию». Я говорю: «Офицер, но ведь мы же с вами оба — европейцы! Мы — цивилизованные люди!» Он: «Петербург пока не входит в Евросоюз!»
Что происходит на другом уровне в этом диалоге? Я пытаюсь ему втолковать: мы с тобой одной крови. А он мне отвечает: нет, разной!
Я говорю: «Давайте, как цивилизованные люди, решим этот вопрос по-другому». Он: «Мы можем решить этот вопрос в течение трехсот евро». Я: «Офицер, вот если бы мы с вами были на Бурят-Монгольской границе, то там мы могли бы решить этот вопрос в течение трехсот евро. Но вы — европейский офицер, я — европейский ученый! Мы с вами — элита общества, мы с вами — цивилизованные люди, мы можем решить этот вопрос в течение тридцати евро». Он: «Цивилизованные люди страховку дома не забывают!»
Я по-прежнему подвожу его к тому, что мы с ним одной крови. А он упирается: нет, разной. Я пытаюсь с ним соединиться, а он пытается от меня отделиться. В общем, в течение сорока евро мы с ним решили этот вопрос.
Можно использовать родственные связи или общих знакомых. Ты этого человека знаешь, и я его знаю, так давай друг другу поможем. Но этот вариант менее эффективен.
Нам нужно назвать алгоритм беспроигрышный, который работал и будет работать не зависимо ни от каких условий и факторов.
Итак, чтобы вам пошли навстречу и захотели помочь, вам необходимо вызвать к себе сочувствие. Приятно сочувствовать и помогать тому, у кого временные неприятности, кто находится в тяжелых обстоятельствах, но при этом не сломлен и все равно остается на высоком уровне.
Чтобы обмануть поведением, вы должны создать ролевую модель бедной, обиженной, униженной, оскорбленной, но устоявшей и сохранившей мужество персоны.
Ролевая игра для женщин: униженная, но не сломленная
Как может женщина заставить пойти себе навстречу ДРУГУЮ женщину — руководителя?
Лучший способ вызвать ненависть — это очень красиво одеться, уложить волосы в великолепную прическу, накраситься и сделать вид, что у вас нет проблем.
А чтобы вызвать сочувствие и желание помочь, нужно заявиться с потекшей тушью под глазами, с жалобами на жизнь, рассказать слезную историю: о том, что умер любовник, бросил муж, или наоборот, умер муж, бросил любовник — посмотрите какой-нибудь сериал, там море этих историй. Хорошо также поговорить минут пять по телефону с сыном (настоящим или воображаемым), побеспокоиться о том, сумеет ли он разогреть еду и так далее. Ваша задача — вызвать понимание, вызвать жалость, вместе посидеть и поплакать.
Одна моя хорошая знакомая судилась с какой-то компанией. Перед судом она заехала ко мне в офис и попросила настроить ее на победу. Узнав, что судья — женщина, я сказал знакомой, что она заранее проиграла дело.
Что было в ней не так? Дама высокого роста, красивая. Великолепный бюст обтянут красивым одеянием — декольте, длинные, стройные ноги обтянуты леггинсами, туфли на высоком каблуке, волосы уложены в красивую прическу, макияж замечательный.
А теперь представьте судью, которая с утра растолкала мужа, отвела ребенка в детский садик, за семь минут успела на лице нарисовать что-то человекоподобное и примчаться в суд, где ей совокупляют мозги в течение пяти часов. Нет никаких сомнений, что красивая, ухоженная, уверенная в себе женщина вызовет у судьи только отвращение и ненависть, и шансов выиграть дело у нее нет.
Я велел этой даме смыть всю косметику и оставить только тушь, потекшую под глазами. Купить в магазине «Оптика» очки без диоптрий в роговой оправе, самой отвратительной и толстой. Волосы стянуть в хвост на затылке. Слезть с каблуков, надеть мешковатые брюки и мешковатый свитер, чтобы бюста не было видно. И главное — сделать жалобное лицо и периодически платочек доставать — вытирать сопли и слезы.
На суде с одной стороны вышел адвокат, представляющий интересы компании — один из самых высокооплачиваемых в городе, высокоранговая мужская особь с авторитарной, отстраненной моделью поведения. С другой стороны — дама несчастного вида, которая платочком вытирает глазки с потекшей тушью.
Естественно, женщина-судья немедленно заняла сторону униженной, бедной дамы. А дорогой адвокат, сверкавший «ролексом» на руке, вызывал у судьи только глухую неприязнь.
Ролевая игра для мужчин: герой, потерпевший поражение
Мужчинам подходит другая роль — мужественный герой, потерпевший поражение.
Например, множество людей, никогда в жизни не державших в руках больше определенной суммы, любят рассказывать о том, как они когда-то были очень богаты и разорились. Во-первых, эти люди создают себе образ, во-вторых, пытаются вызвать жалость и добиться снисхождения. Это тоже обман поведением.
Женщина и мужчина: эротическая мотивация
Если говорить об отношениях мужчины и женщины, то в этом случае всегда бывает задействована эротическая мотивация.
В чем особенность мужского и женского мировосприятия? Когда мужчина смотрит на годную к использованию женскую особь, в его голове проносится короткометражный порнофильм. Когда женщина смотрит на годную к использованию мужскую особь, в ее голове проносится короткометражный сериал со счастливым финалом. Подстройка под роли происходит по законам психологии, по законам человеческого мышления.
Женщина может думать, что мужчина ей просто по-человечески понравился, мужчина может думать то же самое про женщину, но это иллюзия, такого никогда не бывает. Человека можно использовать до тех пор, пока он находится в плену подобных иллюзий.
Как только иллюзии уходят, использовать человека становится невозможно.
Поэтому никогда не забывайте: эротическая мотивация не только непременно присутствует, но и, как правило, является доминирующей в общении с противоположным полом.
Подбор доминантной роли
Какую роль вы играете в жизни?
Какую роль вы играете в жизни? Может быть, роль светской дамы или роль спасателя из мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь»… Нравится ли вам ваша роль, подходит ли она вам?
В жизни нужно играть доминантные роли. Рецессивная роль имеет смысл только в том случае, если вы хотите с ее помощью получить какие-то тактические преимущества.
Есть роли позитивные, которые приносят вам радость и привлекают к вам людей. Есть роли негативные, которые несут вам слабость, а окружающих от вас отторгают.
Существует ряд признаков, позволяющих понять, что вы играете в жизни не ту роль, которая вам подходит, которая бы вам нравилась.
Во-первых, в этом случае вы испытываете острое чувство неудовлетворенности. Помните строчку из песни Высоцкого: «Все — не так как надо». Все не так, вы чувствуете, что живете не своей жизнью, а ваша жизнь проходит мимо.
Во-вторых, особи противоположного пола, которые вам нужны и интересны, смотрят на вас поначалу как на пустое место, и вам приходится прилагать немалые усилия, чтобы добиться их внимания. А те особи противоположного пола, которые вам не нужны и не интересны, напротив, бросаются на вас как «Матросов на амбразуру».
Чтобы избежать этого, вам нужно переключиться на другую поведенческую модель. Ваша модель поведения должна притягивать тех дам (или мужчин), которые вам интересны, и одновременно отпугивать тех, которые вам не нужны.
В этом случае противоположный пол является не целью, а индикатором. А цель — это ваше внутреннее позитивное состояние. Для начала вы должны понять, какой тип особей для вас наиболее притягателен, и строить свою роль, исходя из того, какой тип будет наиболее притягателен для них.
Примеры доминантных ролей
«Обаятельный мерзавец»
Предположим, из всех женских особей вас больше всего привлекают красивые стервы (и тут, вы, поверьте, не оригинальны). Эти женщины держатся уверенно, ведут себя раскованно и даже нахально.
Нужно определить, какой мужской поведенческий типаж наиболее притягателен для такой женщины. Дерзкий, цепляющий, кидающий вызов… Назовем этот тип — «Обаятельный мерзавец».
«Обаятельный мерзавец» похож на персонажа американских фильмов — такой подонок-латинос.
Он двигается свободно и пластично, так, как будто у него в ушах плеер, и он словно пританцовывает под музыку.
На людей он смотрит с пренебрежением, свысока, как на насекомых. Разговаривает тоже свысока, пренебрежительно.
На женщин смотрит как на туловища.
Стиль одежды «Обаятельного мерзавца» — брюки со стрелочкой, об которую можно порезаться, не просто темная, а сияющая обувь, и яркая рубашка — алая, желтая, зеленая. Обязательно должна быть какая-нибудь блестящая штука — на шее, на руке или на пальце — не важно. Не помешает постоянно крутить в руках какой-нибудь предмет, например, четки.
Волосы нужно зачесать назад и покрыть гелем под Аль Капоне. И я бы посоветовал отрастить этакие усики опереточного мерзавца. Это исключение из правил, больше ни для какой роли я не советую носить усы.
«Настоящий полковник», или «Офицер в штатском»
Вас привлекает тип «настоящей леди» — женщины ухоженной, с чувством стиля. Неглупой, обладающей чувством юмора, но не шустрой и не суетливой.
Уверенной в себе, но признающей первенство мужчины, смотрящей на партнера немного снизу (и никогда не демонстрирующей остроумие в отношении своего мужчины).
Какой мужской типаж наиболее притягателен для такого женского образа? Я бы назвал эту роль «Настоящий полковник» (он же «Офицер в штатском»).
«Настоящий полковник» должен выглядеть, как человек, который только что сменил мундир на гражданскую одежду, потому что сегодня ему по какой-то причине необходимо быть в штатском.
Пластика его движений слегка сдержанная. Он ходит так, как будто привык, что на боку у него висит пистолет в кобуре, и он постоянно при ходьбе эту воображаемую кобуру придерживает.
Это идеальный образ начальника отдела кадров, который смотрит на людей, как будто он только что понял, что они невиновны, и только что их оправдал, а теперь эти невиновные только болтаются под ногами и мешают работать. В структуре, где я некоторое время работал, был кадровик, который при стуке в его дверь говорил: «Введите!»
Модель поведения этого типажа чуть-чуть старомодна. Он может употреблять такие обороты речи, как: «любезнейший», «милая дама», «дорогие друзья, коллеги». Также в речи должны быть элементы милитаризма. Например, не возбраняется будить женскую особь словами: «Так, подъем! Трусливые — бегом с кровати!»
Стиль одежды «Офицера в штатском» — это серый костюм, белая рубашка и черный галстук.
«Герой-одиночка»
Вам нравятся женщины-девочки, подвижные, любительницы спорта, в меру веселые, в меру домашние, в меру зависимые.
Оптимальный мужской типаж для такой женщины — «Герой-одиночка».
«Герой-одиночка» выглядит как персонаж Брюса Уиллиса. У него соответствующий стиль поведения, соответствующий внешний вид.
Он ведет себя как полутелохранитель-полугангстер.
Ходит и двигается так, как будто у него два пистолета под мышками.
Смотрит на людей, словно сквозь прицел.
На женщин смотрит как на инструмент, выставленный на витрине — то есть, оценочно, нужно ему это, или не нужно.
«Взбалмошная аристократка»
Вас привлекают мужчины, уверенные в себе, умеющие себя подать, успешно решающие жизненные проблемы. Такие, как Дон Корлеоне, сицилийский мафиози.
Какие женщины особенно притягательны для такого мужчины?
Мы говорим не о той женской особи, на которой Дон Корлеоне может жениться — это может быть домохозяйка, которая будет у него на кухне извлекать полезные ископаемые. Нас интересует женщина, от которой Дон Корлеоне потеряет голову.
Я назову этот женский типаж — «Взбалмошная аристократка».
«Взбалмошная аристократка» всегда находится в жизни на первых ролях.
В ней обязательно должна быть заявлена «порода», это образ женщины максимально высокого ранга.
«Аристократка» ведет себя немножко истерично и глумливо. Она немного вздорная и даже слегка психованная. Эту «психованность», вздорность надо научиться в себе чуть-чуть генерировать.
Смеется легко и свободно, но тут же может придать своему лицу серьезное выражение.
Стиль одежды — как можно более яркий и даже вычурный.
В наш бездарный век это тяжело, но я считаю, что каждая женщина должна приложить силы к тому, чтобы научиться чувствовать себя аристократкой — высокоранговой женской особью.
Примеры смены ролей
Из «Ученого кролика» в «Небритого мачо»
Ко мне обратился мужчина, от которого ушла жена.
Они прожили вместе восемь лет. Он по виду — типичный «Ученый кролик», похож на персонаж из мультфильма «Винни-Пух». На нем розовая рубашечка, какой-то розовый галстучек, очечки. А его жена, судя по фотографии, которую он мне показал, относится к типажу «истеричной стервы». Для меня не было удивительным, что жена от него ушла, скорее можно было удивиться, что она его столько лет терпела.
Я говорю: «Готов мне слепо доверять? Если готов, то ты ее вернешь к концу недели. Если нет — до свидания». Когда я веду такие занятия, я разговариваю с мужчинами достаточно жестко. С женщинами еще могу сюсюкать, но с мужчинами — никогда. Он говорит: «Готов!». Я спрашиваю: «Слепо готов?» — «Да». Интересуюсь: «Сколько у тебя при себе денег?» — «А вам зачем?» «Так ты же готов мне слепо доверять? Вот и скажи, сколько денег при себе?» — «Около пятисот евро…» Я говорю: «Бегом в магазин, купить армейскую куртку, черные джинсы, армейские ботинки и нож в чехле, на поясе. Оттуда — бегом в парикмахерскую и — «сантиметр» на голове. А оттуда — бегом ко мне».
Прибежал через некоторое время: «сантиметр» на голове, «косая» куртка рокеровская, черные джинсы, армейские ботинки, нож на поясе в чехле, правда, «вверх ногами» прицепил. Дальше спрашиваю: «Какое у тебя зрение?» — «Минус два» — «Минус два это нормальное зрение. Очки снять! Больше не надевать!»
Потом мы с ним в течение часа отрабатывали походку «десантника, идущего по оккупированной территории». Отрабатывали гордый, надменный взгляд, лениво-небрежную манеру общаться с женщинами.
Через три дня он понял, чего я от него хотел добиться.
Мы пошли в кафе, где я принял у него зачет. Он позаигрывал с официанткой, поулыбался девушкам за соседним столиком, обменялся с ними телефончиками. Сидел, развалившись, и лениво-небрежно на всех посматривал. Чуть не спровоцировал потасовку с несколькими мужчинами, которые сидели в углу — им не понравилось, как он на них посмотрел. Потому что вид у него был вызывающий.
На следующий день он договорился с женой о встрече, якобы для обсуждения деталей развода. Когда его жена, напомню, «истеричная стерва» в чистом виде, вместо своего кролика в очках увидела небритого «мачо», который сидел в армейских ботинках, развалившись, периодически ковыряя под ногтями вынутым из чехла ножом, она от него отлипнуть уже не смогла.
Из «Железной мамочки» в «Сексуальную дуру»
Пришла как-то ко мне женщина, которую бросил муж. Как и в предыдущем случае, я этому не удивился. Женщине 39 лет, она не выглядит ни на день моложе своего возраста и не просто не старается подчеркнуть свою женственность, а активно от нее отказывается. Одета в костюм жуткого светло-коричневого цвета, ну не шоколад напоминает, совершенно, на ногах — туфли полумужского вида, без каблука. Прическа наводит на мысль об учительнице младших классов. Роль — какая-то помесь «мамочки» и «железной леди». А муж, сбежавший к любовнице, по описанию явный «Диктатор Пиночет». Интересно, почему она решила, что его должен привлекать такой гибрид?
В тот момент ее муж был болен и лежал в больнице, но не при смерти, и она хотела воспользоваться этой ситуацией.
Я велел этой женщине навсегда забыть про ее костюм и туфли, а вместо этого посмотреть журналы для мужчин, чтобы представлять себе, какие одежда, обувь и белье могут привлечь представителей противоположного пола. Потом пробежаться по магазинам, посетить стилиста и наведаться в салон красоты.
Она пыталась сопротивляться, но я сказал ей, что это единственный способ вернуть мужа и что' ей вполне может самой понравиться ее новый облик.
Когда эта женщина пришла ко мне во второй раз, она была совершенно неузнаваема. Может, ей было поначалу неуютно — ведь она привыкла к другой роли, в которой ей было комфортно.
После этого я посоветовал ей в этом новом виде пойти к мужу в больницу. И в процессе разговора залезть к нему рукой под одеяло и мануально его простимулировать. А если вдруг в палате окажется любовница, то и ее без внимания не оставить, например, по коленке погладить, по плечику, посексуальнее. Это как минимум заинтересует мужа, заинтригует.
Подробностей всех не знаю, но в результате муж от любовницы ушел и вернулся к жене. Живет с ней уже несколько лет и снова уходить не собирается.
Вот к каким последствиям приводит смена роли. А люди ведь остались теми же самыми. Изменилась только их ролевая игра, ролевая модель.
Из «Супермена-интеллектуала» в «Мудреца-экстремиста»
С другой стороны персона является тем, кем себя считает. Мы — есть то, что мы о себе думаем, кем мы себя считаем. И когда мы меняем роль — мы меняем свое поведение.
Я много лет играл роль, которую можно назвать «Супермен-интеллектуал». Я не был на самом деле суперменом-интеллектуалом, это была только моя роль. Я всегда носил короткую аккуратную прическу, мое лицо было чисто выбрито, а на лице я носил умное, мужественное выражение. Я ходил всегда в брюках со стрелочкой, об которую можно порезаться, в обуви, надраенной до сияния. Под костюмом у меня были либо рубашка с расстегнутым воротом, либо футболка.
В какой-то момент я почувствовал, что эта роль перестала меня удовлетворять, и мне захотелось сменить роль. Я взял станок и побрил голову, отпустил бородку. Я стал носить брюки, на которых нет стрелочки, что раньше было для меня вообще кощунством.
Я стал иногда надевать ботинки «Гриндерс» — «мечту скинхеда». Я изменил весь свой внешнйй вид и соответственно изменил и свое поведение. И в этой новой роли — я бы назвал ее «Мудрец-экстремист», я почувствовал себя так, как мне хотелось.
Поэтому, меняя роль, мы меняемся сами.
Кастовая идентификация
В любом, сколько-нибудь организованном человеческом сообществе можно выделить четыре основные касты:
• Брахманы — ученые, священники, маги;
• Кшатрии — воины, правители, администраторы;
• Вайшьи — купцы, производители, землевладельцы;
• Шудры — низкоранговые особи человеческого стада, маргиналы.
В традиционных обществах с выраженным сословным делением эти касты были признаны под разными названиями официально, принадлежность к ним передавалась по наследству, или за выдающиеся достижения можно было свое положение улучшить и касту повысить. Но не следует думать, что в современном мире касты исчезли. От того, что приняли декларацию прав человека, касты никуда не делись, общество продолжает делиться на касты, только теперь это деление стало менее явным.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.