Авторы:

Шалыгина Галина. Философия здоровья

Физиологическая релаксация
1. Плечей
Команда: "Опустить плечи".
Мышцы, опускающие плечи, сразу же включаются в работу, а те, которые поднимали их, вынуждены отступить. Пауза - все мышцы вокруг плеч расслабляются. Далее - фиксация нового по¬ложения с опущенными плечами.
2.Локтей
Команда: "Развести локти в стороны".
Руками, разведенными в стороны и немного согнутыми в локтях, надавить на стол, пол (или подлокотники кресла). Па¬уза - прочувствовать принятое положение локтей. В заключение
- зафиксировать давление на кожу со стороны опоры.
3. Кистей рук
Команда: "Распрямить кисти рук".
Разведя пальцы в стороны, положить запястья рук на стол или подлокотники кресла (или живот). Развести пальцы очень широко. Во время паузы положить на стол или подлокотники кресла (или живот) ладони, вытянув хорошо пальцы рук. Зафик¬сировать суставы в таком положении.
4. Ног
Команда: "Развести бедра".
Пауза. Зафиксировать положение бедер, коленей и ступней.
5. Коленей
Команда: "Осторожно подвигать коленями, найти удобное положение".
Пауза. Прочувствовать комфортность позы.
6. Ступней ног
Команда: "Прижать ступни к полу".
Пауза. Ощутить вес ступней.
7. Тела и головы
Команда: "Прижаться телом, затем головой к опоре".
Пауза. Прочувствовать вес тела и головы, давление на ко¬жу со стороны опоры.
8. Дыхания
Легко вдохнуть и расправить грудную клетку, одновременно как бы поднимая нижние ребра и раздвигая их в стороны. Спо¬койно выдохнуть и ощутить, как опускаются ребра. Повторить лишь один раз для проверки работы диафрагмы.
9.Лица
Команда: "Опустить челюсть".
Зубы немного разжаты, губы тоже. Пауза. Почувствовать
расслабленный рот и разомкнуть челюсти.
Команда: "Закрыть глаза".
Глаза спокойные, они не вращаются и не закатываются на¬верх.
Пауза. Наслаждаться темнотой.
Команда: "Откинуть голову назад".
Постараться прочувствовать плотное прижатие волос к за¬тылку...
Итак, тело полностью расслаблено...
Физиологическое расслабление следует проводить только на фоне отсутствия тревожных мыслей, а лучше - всяких мыслей. Полный покой и пустота...
Приведенную схему релаксации можно выполнять во всем объеме, возможно - в какой-то самой напряженной части тела. Главное - внимание к себе и своим ощущениям!
А теперь настроимся на решение сложной задачи - установ¬ления безмолвия ума.
Разум в течение долгих лет является главным помощником в нашем развитии. Но приходит время, когда он начинает тормо¬зить дальнейшее продвижение. Приходится констатировать, что в своей ежедневной суетной жизни мы долго учились напряжению ума, сознательно торопились одеть ментальный колпак, который позднее стали ощущать гипертонией, дистонией, мигренью и прочими "заслугами" образованности. В результате замечатель¬ный дар - способность думать - превращается в физический и душевный гнет. И когда мы слышим мудрое изречение: "Способ¬ность думать - это замечательный дар, но способность не ду¬мать - дар гораздо более великий", вмиг умолкаем, проникаем¬ся этой мудростью и произносим: "Признаюсь, мне очень часто мешают мои мысли. Они идут уже независимо от меня, и мне очень тяжело от них избавиться. Я хотел бы это сделать, но как?"...
Избавиться от мыслей и снять ментальный колпак, почувс¬твовать Духовную Силу, расчистить путь к настоящему "Я" воз¬можно с помощью медитации. Сидя или лежа, закрыв глаза, пы¬таться установить молчание ума: ни одной мысли в голове... Вначале такое состояние представляется недостижимым, пос-кольку мысли наплывают одна за другой... Но когда нам удает¬ся концентрироваться на Стремлении, находящемся глубоко внутри нас и над умом, приходит молчание... Каждый неоднок¬ратно замечал, что если придерживаться услышанного Стремле¬ния, то работа не вызывает тяжести, скорее наоборот - появ-ляется желание ее выполнить. И чем концентрированнее мы на этом Стремлении, тем более успешны наши результаты. Такова суть одного из способов медитации.
Для успокоения ума применим и образ, который можно вызы¬вать своим воображением: например, находясь в состоянии фи¬зиологического расслабления лица и тела, представить спокой¬ную морскую гладь, уплывающий вдаль белый парусник и себя, лежащего или плывущего в этой глади... Затем для плавного "возвращения" и "вхождения" в свои суетные дела можно уви¬деть себя едущим на велосипеде или уверенно поднимающимся в горы, или играющим в волейбол, теннис, или танцующим вальс, танго, аэробику и пр. Каждый найдет свой образ и способ ме¬дитирования, если будет внимателен к себе, не будет насило¬вать и подстегивать себя. Все следует делать с любовью и постепенно. Медитацией достигается не только безмолвие ума, но и расширение сознания. Она дает начальный импульс работе по самопознанию.
Возможно ты, Читатель, отмахнешься от медитации, пояс¬няя: "А, все это я много раз пробовал и ничего у меня не вы¬ходило". И ты будешь по-своему прав: тебе бывало хорошо в медитации дома, в собственной квартире, в уединении. Но как только ты сталкивался с людьми, куда-то все уходило - от твоих усилий не оставалось и следа...
Хочу сказать тебе, что я, чисто интуитивно, когда-то пришла к пониманию того, что медитацию надо вынести "в лю¬ди", т.е. жить в ней во всех делах, в любое время жизни, и я стала так делать. Какое счастье ко мне пришло! Это счастье называется просто - ощущение Радости жизни!... В указанной книге Сатпрема я встретила четкое описание данной медитации, названной активной медитацией. Вот оно: "...единственное ре¬шение - практиковать успокоение ума там, где это кажется труднее всего: на улице, в метро, за работой - везде. Вместо того, чтобы жить от случая к случаю, рассеянными во множест¬ве мыслей, которые не только не приносят никакого удовольст¬вия, но и выматывают, как испорченная пластинка, мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать - ра¬ботать над собой - каждую минуту. И тогда жизнь становится удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельст¬во становится возможностью для победы - мы сосредоточены, мы куда-то идем вместо того, чтобы идти в никуда" [79,С.47]. Рекомендую тебе, Читатель, взять активную медитацию за осно¬ву своего поведения.
Пройдет некоторое время и твое упорство приведет к ощу¬щению, что внутреннее видение стало открываться... Ты по¬чувствуешь присутствие Духовной Силы в любом эпизоде своей жизни, каким бы он ни был: чтение, беседа, еда и т.д. И эта Сила, по мере привыкания к ней, будет набирать мощь в тебе. Однако, не обольщайся, не все так просто. Будут сложности и ошибки, но и тогда тем более - не сходи с Пути: раз вступив на него, имей мужество и решительность идти до конца. Пусть твоей надежной спутницей в Пути будет непоколебимая вера в то, что ты прийдешь к Себе и услышишь Космос.
Настроившись на освобождение своего ума от ментального хаоса и шума, на покой разума, ты станешь улавливать вибра¬ции Космоса, которые откроют новые потоки информации, выход в окружающее сознание. И с этого времени ты должен постоянно находиться в состоянии открытости, а, следовательно, быть выше идей: ведь любая идея - ограничение, заключение Духа в форму, а тебе уже нужно всегда идти за пределы - в прост¬ранство. Таким образом ты приобретешь первое орудие Духа - успокоение ментального, т.е. безмолвие ума. Впереди тебе предстоит выдержать битву за овладение двумя другими его орудиями - витальным и физическим, поскольку задача состоит в том, чтобы расширить сознание на всех уровнях своего су¬щества.
Расширяя витальное, локализующееся между сердцем и пупом, стремись не к самоконтролю, который является лишь внеш¬ним самообладанием, а к истинному управлению внутренним сос¬тоянием. Такое управление достигается, когда его результатом становится абсолютная внутренняя неподвижность. Представь себя, Читатель, стоящим рядом с человеком, который кипит от гнева и выбрасывает вибрации вовне. Если ты останешься внут¬ренне неподвижным (не станешь отвечать своим гневом), то вскоре сможешь убедиться в том, что его гнев постепенно уменьшится и исчезнет совсем. Если же изнутри ты будешь весь бурлить ответно, но при этом оденешь маску бесстрастия, то сам же и пострадаешь от этих вибраций, усиливающихся и под¬питываемых другим человеком: скрыть вибрации невозможно.
Все вибрации, как высшие (духовные переживания, радость, любовь), так и низшие (страх, боль, лень, ненависть), обла¬дают отличительной чертой: они заразительны. Витальное хра¬нится вовне, в окружающем сознании. От нас зависит - принять его или отвергнуть. Персонифицируя витальное (говоря: "моя боль", "мое страдание"), мы заражаемся окружающим витальным сознанием. Так, позволив себе ощутить боль, мы впускаем бо¬лезненную вибрацию. Если же научимся нейтрализовать боль своим умением отсоединить сознание от болевой области, то она не войдет, не будет принята. Но ведь способность распоз¬навать вибрации и воздействовать на них (принимать или от¬талкивать) означает не что иное, как реальное управление ими.
Определенный выбор из окружающего витального сознания (радость или страх и т.п.) мы делаем в зависимости от нашего состояния. Наше внутреннее состояние - это индивидуальная атмосфера, служащая защитной оболочкой, благодаря которой можно почувствовать и остановить психические вибрации (гнев, депрессии) раньше, чем они войдут в нас. Если мы смогли за¬щититься от такой вибрации, то это не значит, что она ушла навсегда, напротив, она находится невдалеке от нас и ждет удобного случая войти в нас, когда ослабнет наша защитная оболочка, ухудшится внутреннее состояние. Если же мы оста¬немся безмолвными, не будем отвечать на беспокоящие нас виб¬рации, то тем самым растворим их и дадим жизнь другим виб¬рациям. Следовательно, успокоить свое витальное мы можем с помощью внутреннего покоя.
Я хочу обратить твое внимание, Читатель, на то, что по¬мимо идущих от других людей или из всеобщего витального виб¬раций тебе придется встретиться с давящими, навязчивыми виб¬рациями под названием враждебные силы. В существовании их ты убедишься (да и убеждался, наверняка, уже не раз!), как только осмелишься идти своей дорогой, осуществить свои за¬мыслы. И если ты начнешь страдать от невозможности преодоле¬ния преград, предашься депрессии - это верный признак того, что враг уже рядом с тобой. И чем настойчивее будешь ты в своих целях, тем безжалостнее будет твой враг, так как он призван оберегать стадность, общую колею, принцип "как все", одним словом - стеречь вольер. Но он же, в конечном счете, заставляет тебя совершенствоваться, мешает самоуспокоению, способствует твоей духовной победе. Стратегия поведения по отношению к враждебным силам должна быть такая же, как и по отношению к другим вибрациям - внутренняя неподвижность. Она растворит все атаки враждебных сил, хотя на поверхности сво¬его существа ты будешь переживать и потрясения, и расстройс¬тва. Но чтобы выработать механизм управления собою, отделим поверхностное витальное от истинного витального. Мы в своей ежедневной жизни слишком отдаемся горестям и прочим эмоциям, порой сгораем в них, теряя свою энергию и силу, симпатизируя кому-то сегодня, а завтра видя в нем своего недруга. Все де¬ло в том, что поверхностное витальное двойственно, противо¬речиво по своей природе: в любой момент любовь может превра¬титься в свою противоположнось - ненависть, огорчение - в радость и т.п. Кроме того, поверхностное витальное силу сво¬их ощущений принимает за силу истины, а потому всегда ее за-туманивает. Именно поэтому эмоциями невозможно помочь дру¬гим. По-настоящему можно помочь только тем, что не содержит в себе лжи - Радостью, Жизненной Силой.
С точки зрения Космического сознания любые чувства есть Ра¬дость. И только узость нашего земного сознания приводит нас к переживаниям несчастий и бессилий. Уйти от таких пережива¬ний возможно путем расширения витального сознания - к Радос¬ти. Сатпрем пишет:"Когда мы упорно цепляемся за свою жалкую фронтальную личность, за ее претензии,... мы не люди в под¬линном смысле этого слова - мы улитки Каменного Века, мы за¬щищаем свое право на скорби и страдания" [79,С.87]. И далее: "За этим инфантильным, беспокойным, быстро истощающим свои силы витальным (поверхностным витальным - Г.Ш.) мы находим витальное спокойное и мощное - то, что Шри Ауробиндо называ¬ет истинным витальным, - витальное, которое содержит саму сущность Жизненной Силы, очищенную от сентиментальных и бо¬лезненных побочных продуктов. Мы входим в состояние спокой¬ной, спонтанной концентрации - так море всегда спокойно в глубинах, под волнующейся поверхностью. Эта фундаменталь-ная неподвижность не есть притупление нервов, как и менталь¬ное безмолвие не является оцепенением мозга; это - основа для действия. Это - концентрированная сила, способная начать любую деятельность, противостоять любому, самому неистовому и продолжительному потрясению и при этом не потерять своего равновесия. В зависимости от степени нашего развития и этой витальной неподвижности могут возникнуть новые способности самого разного рода, но прежде всего мы чувствуем неисчерпа¬емую энергию, любая усталость - это признак того, что мы снова захвачены поверхностной суетой. ...В этой неподвижнос¬ти установится еще одно свойство: отсутствие страдания и чувство постоянной радости. ...Малейшее страдание любого ро¬да - это непосредственный признак противоречий в нашем су¬ществе и потери сознательности " [79,С.88-89].
Немаловажным моментом в развитии сознания является отс¬леживание роста психического. "Количество" психического в разных людях существенно колеблется. Так, в обычном человеке психическое является лишь скрытой возможностью (неразвитость души), в отличие от человека, сознательно развивающего свою индивидуальность, в котором оно находится в пробужденном состоянии. Но "количество" психического зависит еще и от та¬кого фактора, как реинкарнация (перерождение, рождение вновь), т.е. от роста сознания, происходившего в отдельных прошлых жизнях того или иного человека и накопившегося к мо¬менту нового рождения. Вот почему мы наблюдаем значительную разницу между душами разных людей. Вслед за работой над ра¬зумом и витальным приготовься, Читатель, к работе над телом, ибо третьим орудием Духа является физическое, без которого невозможно открыть в себе земное божество. Предупреждаю, что при развитии космического сознания в теле мы встретимся с громадными духовными трудностями. Ограничениями для свободы нашей личности со стороны тела являются его потребности, связанные с физической выживаемостью, и его органы чувств, определяющие диапазон восприятия мира.
Я думаю, мой Друг, что ты, совершенствуя и открывая свое живое и сложное "Я", никогда не забывал, что различные его уровни развиваются вместе, а поэтому любые достижения и неу¬дачи на одном из них отзываются и на остальных уровнях.
Главная трудность в работе с физическим состоит в укро¬щении физического разума, являющегося самым тупым из всех возможных, упорным, полным страха, ограниченным и консерва¬тивным, искажающим все приходящее к нам и притягивающим вся¬ческие несчастья. Физический разум является вечным сторожем самого худшего, живущим в тревожном ожидании чего-то плохо¬го. Так, даже когда мы о ком-то или о чем-то думаем, вступая таким образом сразу же во взаимодействие со всеми составляю-щими этого человека или предмет вибрациями, а также со всеми их последствиями, физический разум развертывает перед нами нежелательные события, чем приводит нас в соприкосновение с ними.
Овладение космическим сознанием на трех уровнях - в ра¬зуме, в чувствах и теле (т.е. достижение неподвижности ума, чувств и тела) - приведет нас к открытию, что наша Жизненная сила - Радость может и хочет оказывать помощь людям. А когда мы действительно станем помогать, то убедимся, что наша Сила действенна. И нам станет ясно, что приобретенное в результа¬те эволюции сознания внутреннее видение и спокойствие не имеет ничего общего с эмоциями и так называемым милосердием, так щедро и безрезультатно раздариваемыми в виде лозунгов в нашем обществе. Поверхностное ментальное и витальное не спо¬собно реально спасти человека, потому что оно туманно и не¬истинно, а потому сила его неэффективна, если не сказать честнее - вредна в большинстве случаев. Не видя настоящих "Я" человека и не стремясь к их пониманию, врачебная меди¬цинская помощь и милосердие зачастую лишь глушат личность, проявляя насилие над физической и духовной природой пациен¬та. Подавление же "индивидуального можно вполне считать по¬давлением Бога в человеке" [79,С.169].
Задачу, стоящую перед развитым космическим сознанием че¬ловека, которую он призван решать в своей жизни на разных уровнях - ментальном, витальном и физическом, - кратко можно выразить словами:"Все и всегда". Иными словами, жить ежеми¬нутно открыто таким образом, чтобы слышать и видеть все вок¬руг - в окружающем мире, в людях и в себе. Но при этом нель¬зя забывать, что открытость одновременно грозит усилением различных опасностей. Человек, умеющий охватывать все своим сознанием, видит сразу множество путей на каждом уровне сво¬его "Я", одоление которых потребует от него еще больших сил, а,значит, и более жестокие враждебные силы вступят в схватку с ним.
Но ты, мой Читатель, вооружившись Знанием путей к Исти¬не, не отступишь теперь ни перед какими враждебными силами, какими бы темными они ни были: ко мне пришло ощущение твоей возрастающей Жизненной Мощи. Вступив твердой поступью на Свой Путь, отныне иди уверенно, мой Друг, свято памятуя, что нет религии выше истины. Осознание этой мудрости пусть помо¬жет тебе уйти от шатаний и сомнений.
Давай продолжим Путь!

6. MEMENTO VIVERE !1
Нет религии выше истины... Ты уже усвоил, мой Друг, что на уровне одного интеллекта, каким бы развитым он не был, невозможно правильно воспринимать жизнь. Ментал знает только системы и стремится всегда к созданию порядка. Он овладева¬ет незначительной частицей истины и превращает ее в закон для каждого. Вырабатываемые ментальные идеи не могут охва¬тить бесконечного разнообразия истины жизни. Учитывая, что природа человека различна, путь к истине жизни не является единым для всех. Эволюция каждого человека предполагает ин¬дивидуальный механизм управления, заключающийся в определе¬нии направления своего сознания, его расширении и уточнении.
Настоящее понимание мира состоит в понимании его телом. Но, скрытое ментальным, витальным и физическим слоями сети, оно не может переживать мир таким, какой он есть. Его пере¬живание - искаженное. Нужно достичь чистой клетки, без нас¬лоений физического, витального и ментального. Только тогда, в своей неподвижности и покое, тело станет правильно воспри¬нимать истины жизни. Но прийти к такому состоянию непросто: тело человека представляет собою поле битвы за выход созна¬ния в Космос, в Жизнь. При рождении тело не получает созна¬ние с установкой на жизнь. Оно генетически приучено знать, что рождается для того, чтобы умереть. Страх смерти пресле¬дует тело, каждую его клетку постоянно, приводя к ложному функционированию - к болезням. Задача человека - привнести в каждую клетку тела новое бессмертное сознание. И тогда тело учится жить как Вселенная, минуя смерть. Тело больше не зна¬ет, что есть смерть. Оно четко усваивает, что есть покой, гармония, вечность. Такую задачу поставила Мать, на опыте научившая клетки собственного тела новому сознанию, разуму, новой вибрации-мантре, которую они повторяли беспрерывно, даже при наихудших условиях. Мантра возносилась над клетками как заклинание:"ОМ НАМО БХАГАВАТИ!" [78,С.117]. Учитывая то, что в теле взрослого человека около ста триллионов клеток, можно представить, какая титаническая работа была проделана - работа по формированию сознания клеток проходила упорно, невидимо, не приносила быстрых результатов.
--------------
1 Memento vivere (лат.) - помни о жизни (помни, что нужно жить!)
Так что и ты, мой Друг, будь готов к кропотливой работе без отдыха, не жди мгновенной победы над собою, но знай, что успех будет потрясающий. Если ты встанешь на этот путь, то поймешь, что диета и режим сна, качество вдыхаемого воздуха и пищи уже не имеют никакого значения... Методично начни погружаться достаточно глубоко в себя и спокойно пребывай там... И жизнь Будет, очищение от страха смерти и лживости существования Произойдет. Откроются глаза тела - клеточное сознание, при котором тело не ощущает своей ограниченности, чувствует себя расширенным и безграничным во всем сразу: в людях, природе и т.д.
Однако, телу невероятно трудно обладать таким состояни¬ем, когда в нем пребывает вечность, потому что оно испытыва¬ет постоянные волнения. Иногда все же телу удается прийти в норму, стать недвижимым без всякого напряжения и усилия. В этот миг можно заметить, что оно начинает понимать, что все происходящее способствует продвижению и имеет своим предназ¬начением достижение реализации посредством установления ис¬тинного состояния клеток. Более того, тело понимает, что це¬ли служат даже страдания и удары судьбы. Оно укрепляется в осознании того, что трудности жизни творятся изнутри иска¬женным способом реагирования. Если же научиться постоянно находиться в новом сознании, то трудности исчезают, хотя лю¬ди и события остаются теми же. Объяснение этого феномена кроется в новом способе видения и ощущения мира.
Но, состояние идентичности с вечностью уходит... и подс¬тупает опять обыденное сознание с его непрерывным состоянием беспокойства. "Пораженческие" настроения неотступно следуют одно за другим, и так изо дня в день... Замечается только плохое, ожидается только худшее... А тело все замечает... Оно замечает, что только что поднятый предмет вновь роняет¬ся, идя по ровному месту, человек спотыкается... неудачи повторяются... Почему? Все потому, что во власть вступает физический ум с его "пораженческим" настроением, притягиваю¬щим всяческие беды. Сила его велика, ведь даже подсознатель-ная мысль воздействует на клетки и может приводить к болез¬ням. Физический ум должен быть взят под контроль, состоящий в воспитании привычки реагировать на события светло и ра¬достно, дав клеткам возможность повторять свободную вибра¬цию: "ОМ НАМО БХАГАВАТИ!", вернув тем самым им чистоту и вечность. Следовательно, неутомимо надо учиться расширять собранные в теле клетки. Уже сама мысль, повторенная многок¬ратно, способствует такому расширению:"Я просто думала:"Со мной не может произойти ничего плохого" [78,С.98]. Если клетка приняла "решение", программу, она будет в ней упорс¬твовать, пока весь организм ей не подчинится.
Двигаясь по пути понимания своего тела, ты столкнешься, мой Друг, с тем, что, став открытым, тело в то же время бу¬дет гораздо уязвимее, а, значит, будет нуждаться в защите от всего приходящего из пространства. Наибольшую опасность для тела представят окружающие люди, носящие мысли о старости, болезни и смерти, а также вибрации лжи под маской доброжела¬тельности. Эти мысли и вибрации загромождают пространство и заражают воздух.
Защита может строиться разными способами. Принципиальное различие между существующими методами состоит в том, что по¬сылается - добрый призыв, оградительная формула или возмуще¬ние духа. Добрый призыв, или стрела духа, достигая соответс¬твующего лица, очищает и пространство. По пути чистая стрела духа как более сильный магнит притягивает к себе осколки враждебных мыслей и несет их обратно, к их родителю. Эти черные мысли оседают на ауре и страдает тот, кто их произ¬вел.
Древняя оградительная формула звучит: "Не тронь!" Она только защищает, не неся с собою обратного удара. Защиту можно создать и осознанием заградительной сети, окружающей тело. Эта сеть выстраивается мысленно напряжением воли и представляет собою прыгающие аурические лучи с рубиновыми искрами в окружности. Заградительная сеть должна постоянно подпитываться внутренними энергиями. Аура и сознание состав¬ляют средства защиты.
Кроме того, если появилось головокружение и напряжение в темени, что говорит о произошедшем ударе по ауре, полезно посидеть спокойно с закрытыми глазами, мысленно послать токи внутренней энергии в беспредельность и как бы омыть ее чис¬тотой и неуязвимостью. Можно защититься так, как это делали древние жрецы: положив левую руку на сердце, поскольку паль¬цы хорошо отражают удары.
В Азии широко используется волна защиты. В час смятения
Дух требует повторений. Во времена жречества были избраны слова:"Адонай, Истар, Аллилуйя и Оум". Употреблялось также повторение алфавита и цифр. Многократным повторением по воле Духа создается отражающая волна. Когда особенно тяжело, луч¬ше выдыхать. Возможно напряжением духа создать как бы неви¬димый защищающий вуаль, не слышать и не видеть ничего, прек¬ращая тем самым связь со всем существующим, добиваясь очи¬щения от тяжести окружения.
Возмущение духа следует допускать редко, так как оно из¬нашивает защитную оболочку посылающего это возмущение.
Кому-то может помочь в качестве защиты "заклятый круг", представляющий собою очерченную вокруг головы магическую ли¬нию.
Удивительно светлую защиту предлагает Н.К.Рерих [31,С.75]. Он рекомендует положить в основание действия че¬тыре камня. Начерти на первом камне Голубя, на втором Воина, на третьем - Колонну, на четвертом - Солнце. Для утверждения первого - призови всю любовь свою. Припомни из детства луч¬шие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном. Для утверждения второго - облекись в оружие дня, дос¬тань доспехи своих действий и освежи восприятие глотком трезвой воды. Для третьего - выбери в рабочей комнате самую высшую и отвесную линию и назови ее размером Плана. Прикла¬дывая мысленно к размеру мирового Плана все недовольства, раздражения и утомления и сравнивая их с ним, не найдешь да¬же малейшего места для призрачных мыслей. Для утверждения четвертого - представь всю бесконечность звездного мира... Представь, как из запертого дома выходишь на свет. Так при¬дет к тебе все, в чем нуждаешься.
Действительно, ты станешь отмечать, что каковы бы ни бы¬ли жизненные препятствия, твои проблемы решаются, и в тебе растет уверенность в правоте своего Пути. Куда-то уходит внутреннее напряжение, которое сдавливало твое сердце. На душе и в теле у тебя в любые моменты светло и уютно. Если же появилась какая-то тяжесть внутри, ты сможешь мысленным взо¬ром поднять свое сердце кверху, в голубое пространство, рас¬ширив его и уйдя от узкого "я", от "эго" самости. Защита те¬бе - вся вселенная, вся чудодейственная прана Природы. Тело вышло за пределы своей материальной оболочки, оно сознатель¬но: слышит, видит, знает и помнит, воспринимает весь мир сразу.
Ты усвоил главное: Путь к Жизни, к Беспредельности лежит через новое, совершенное сознание. Понятие действительности расширяется. В открытом человеческом сознании содержатся все энергии Космоса, которые претворяются в мощную Жизненную Си¬лу посредством сердца. Сердце является держателем чувствоз¬нания, истинного понимания космических явлений. Сознание в состоянии чувствознания дает понять, какое действие необхо¬димо сделать в данный момент. Тебе больше не нужно напряжен¬но думать и выбирать: слушай свое сердце, оно подскажет.
Читатель! Знаешь, что будет самым опасным в твоей работе по восхождению сознания? Застой, потеря внутреннего ритма действия. Нельзя останавливаться, предаваться посторонним мыслям, ослаблять внимание и наблюдательность. Даже в минуты подступающей депрессии старайся устремляться вверх, в Бесп¬редельность. И всегда вперед, в пространство, расширяясь и утончаясь. Пусть в молчании, во временном бездействии (так зачастую происходит накопление энергии), но только кверху и вперед. Не обращай внимания на ныряния и взлеты духа: это все траектория твоего движения, ведь выдержать устремление духа тяжелее всего. Твой дух не упустит возможность не один раз шепнуть тебе о цели и смысле твоего существования - стремиться за пределы наверх и помочь нуждающимся в твоей помощи, а также и о том, что если ты оказался счастливчиком ощущать его присутствие, то уже этому радуйся, зная свою беспредельность. Ты идешь путем расширения сознания, а, зна¬чит, приближаешься к истинному действию. Тебя не мучат уже шатания, сомнения, неуверенность, ты - Знаешь, ты - Посвящен в Истину! Нет, это не сытая самоуверенность, это - жизнь открытая, жизнь как она есть.
Прежде чем идти выше, дальше, тебе необходимо очищение, естественное равновесие и безмолвие... В безмолвии ты нач¬нешь постигать основную энергию - Аум. Такое приобщение к дальним мирам преобразит твою жизнь, отделит тебя от низшей сущности и будет означать, что помощь тебе уже готова: сот¬каны невидимые связующие нити. Здесь слова не нужны, так как идет сердечное познание...
Произнося же слово "Аум", ты ощутишь, что оно сопровож¬дается особым вздохом, который очень благотворен для орга¬низма. Звучание Аум посылай вместе с сердечной энергией и ясным осознанием связи с Высшими Силами.
Можно прибавить самое полезное упражнение: находясь в добром расположении духа, помолчи и направь мысль на Самое Высшее, что только может вместить твое сознание. Представь это Высшее в наилучшем Облике, в Необыкновенном Свете. И представь, что ты Его Осязаешь... Удивительная теплота ра¬зольется по твоему телу... твое устремление к Высшему, омыв¬шись в Нем, привнесло гармонию духа в тело...
Так в молчании, не тратя времени, ты получаешь чистую энергию!
Оздоровить состояние духа, когда бдительность сознания упала, может, конечно, и сердечная молитва, и музыка, и пе¬ние, и танцы - все то, что приводит к особо возвышенному настроению, способствующему восприятию высших энергий.
В заключение данного раздела, хочу напомнить мудрое из¬речение:"Жив тот, кто хочет жить!" Смею надеяться, что это ты, мой Друг! Замечу, что работа по расширению внутреннего сознания, учитывая его тяготение к инволюции, должна продол¬жаться бесконечно, подпитываясь неиссякаемым устремлением.

7. ЗДОРОВЬЕ КАК БДИТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ
Сложная проблема - философствовать о человеке, его жизни и ценностях. Но это не означает, что запрещается видеть под¬ходы к ее решению... Некоторые философы считают, что челове¬ческая жизнь вращается вокруг трех великих "доминант" - смерти, пищи и денег. Другие уверяют, что самое важное для человека - дух и творчество, затем - здоровье и лишь на третьем месте - богатство. Л.Н.Толстой писал:"Еще раз благо¬дарю вас за ваше доброе расположение и желаю вам всего наи¬лучшего: такой жизни духовной, при которой не нужно даже же¬лать и счастья, и здоровья" [111]. Л. Рон Хаббард придержи-вается точки зрения, согласно которой целью всего живого яв¬ляется бесконечное выживание [96]. Человек как форма жизни подчиняется во всех действиях единственной команде: "Выжи¬вай!" Методы выживания сводятся к питанию, безопасности (за¬щита и нападение) и размножению. Причем, никто не выживает в одиночку. Даже красное дерево - "секвойя", очень высокое и развесистое дерево, в тени которого обычно не могут сущест¬вовать никакие другие деревья. Хотя и кажется, что оно доби¬вается огромного успеха, существуя в одиночку, в действи¬тельности же зависит от других организмов, а они зависят от него. Человек, подобно секвойе, должен находиться в состоя¬нии аффинити с другими людьми для того, чтобы выжить. Термин "аффинити" означает силу притяжения между двумя людьми или между человеком и другим живым организмом...
В духе аффинити формулируется одно из определений здо¬ровья, которое привлекло мое внимание: "Здоровье - это уме¬ние жить в ладу с самим собой и окружающим миром".
В преамбуле Устава Всемирной организации Здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов... Понятие "здоровье индиви¬дуума"... нельзя определить с достаточной точностью, т.к. оно связано с большой широтой колебаний важнейших показате¬лей жизнедеятельности человека, с состоянием приспособитель¬ных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с ней состоянием так называемой предболезни, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные силы организма пе¬ренапряжены или резко ослаблены и вредный фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его выз¬вать. Кроме того, состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала, коле¬баний в самочувствии человека или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма. Так, развивающиеся с возрастом у всех людей атеросклеротические изменения кровеносных сосудов являются несомненно патологи¬ческим процессом, тем не менее здоровье у человека может не нарушаться, если эти изменения выражены незначительно.
В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек": под этим подразумевается, что наблюдающиеся в ор¬ганизме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся су¬щественно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как болезнь. Вместе с тем, отсутс¬твие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетель¬ствует о полном здоровье, так как болезнь, например, в скры¬том (латентном) периоде, может и не иметь внешних проявле¬ний.
Таким образом, состояние здоровья может быть установлено на основании личных (субъективных) ощущений конкретного че¬ловека в совокупности с данными клинического обследования, с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек. Например, абсолютно здоровый житель равнины, попав высоко в горы, некоторое время будет плохо себя чувствовать, пока организм в целом не приспосо¬бится к пониженному содержанию кислорода во вдыхаемом возду¬хе и к пониженному атмосферному давлению, обычным для высо¬когорья. В период приспособления человек может чувствовать себя нездоровым и приспособительные силы организма могут быть перенапряжены, но здоровье его обычно не нарушено" [112,С.220-221].
Толковый словарь русского языка предлагает два варианта определения здоровья: "1. Правильная, нормальная деятель¬ность организма, его полное физическое и психическое благо¬получие. 2. То или иное состояние организма" [113,С.232].
Интересна трактовка здоровья как устойчивого равновесия духа с телом, данная знаменитым доктором Папюсом: "В челове¬ческом организме тело и дух суть две субстанции противопо¬ложного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластичес¬кий посредник, астральное тело) связывает эти две противопо-ложности в уравновешенное целое - живой организм.
Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем здоровьем как физическим, так и психическим.
Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли)" [114,С.49].
Известна также формулировка здоровья как функционального состояния организма человека, обеспечивающего продолжитель¬ность жизни, физиологическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и функцию воспроизводства здорового по¬томства [28,С.5].
Вышеприведенные определения понятия "здоровье" фиксируют результат здоровья, схватывают поверхностную его сторону: состояние, благополучие, деятельность, устойчивое равнове¬сие. Но все они не называют имманентный признак, механизм, который приводит к здоровью (можно даже сказать - дает здо¬ровье), не отражают того, как оно достигается. Человеческий организм - сверхдинамическая система, в которой происходят сверхскоростные изменения ежесекундно. И чтобы он был здоров в каждую секунду жизни, очевидно, должен быть такой меха¬низм, который, отслеживая эти изменения, мог бы корректиро-вать нежелательные отклонения. Таким "механизмом" является расширенное сознание, способное бесконечно фокусировать вни¬мание. Тогда здоровье можно определить как бдительность соз¬нания, его готовность отреагировать мгновенно на любые поме¬хи. Конечно, речь идет о сознании, очищенном от суеты, хаоса ментального, витального и физического, - сознании, постигшем безмолвие ума, покой в душе и неподвижность в теле.
Болезнь же будет представлять собой недостаточность соз¬нания. Болезнь появляется тогда, когда сознание начинает за¬мечать (признавать) ее существование. "Это не тело болеет, это ослабевает сознание... Если ищущий сознателен, он может жить в центре эпидемии, пить всю грязь Ганга, если ему так хочется; ничто не коснется его.. Когда мы очищены, прозрач¬ны, то никакие вирусы в мире не смогут ничего с нами сде¬лать, потому что наша внутренняя сила могущественнее их си¬лы, или, иными словами, потому что интенсивность вибраций нашего существа настолько велика, что никакая более низкая вибрация не может проникнуть в нас" [79,С.111-112].
Отдавая должное диагностике, не следует забывать о ее относительности: любые приборы (будь то руки, глаза врача или аппараты УЗИ и пр.) позволяют лишь получить отпечаток (пусть даже в движении, но отпечаток!) деятельности организ¬ма "больного" в определенный момент времени. Ставя диагноз, врач кристаллизует болезнь, конкретизирует и отяжеляет ее. Учитывая же его гипнотическую власть над физическим умом па¬циента, приведенный им в исполнение приговор в виде диагноза болезни закупоривает сознание (и тело) "больного" в железный панцирь на многие годы, если не навсегда... А ведь в орга¬низме "больного", как и во всей Вселенной, все течет, все изменяется... И не случайно зачастую "больной" недоумевает: вчера был у специалиста-иридодиагноста и выявил у себя одни болезни, а сегодня другой иридодиагност обнаружил, что тех болезней нет, но есть другие. А третий специалист, не исклю-чено, скажет, что ничего подобного - "больной"... совершенно здоров!... Все это не удивительно, если принять к сведению, что обследования "больного" проводились в разное время. Ор¬ганизм не болеет всегда... Даже самый запущенный организм знает взлеты сознания, просветление и радость восприятия жизни. Не глушить бы его всяческими названиями болезней на¬до, а лелеять рост пошатнувшегося духа, угасшего сознания, чего мы практически не видим у наших врачей сегодня. Надоб¬ность в скольких операциях отпала бы, если бы врачи были внимательны к личности "больного"!
Как часто, заходя в кабинет врача, мы испытываем живот¬ный страх или чувствуем стену, отгораживающую Его от нас... Это разделение не способствует взлету духа, а, наоборот, принижает его. Если бы был прибор, который позволил бы уви¬деть нашу ауру, то можно было бы заметить, что она представ¬ляет собою в эти минуты измятый цветок... Но если все-таки, наперекор болезни, мы где-то услышим (глубоко в себе, во встретившихся нам по пути людях или в окружающем пространс¬тве) звоночек теплящегося, еще не угасшего стремления выздо¬роветь, то можно быть уверенным, что все будет в порядке: врач останется доволен - Он излечил болезнь!...
В повседневной жизни мы не отдаем отчет, что своим раздражением, усталостью, ленью и страхами, мыслями и дейс¬твиями сами создаем себе те или иные болезни (а потом вопро¬шаем: "Откуда они взялись?") и, даже более того, определяем характер собственной смерти.
А мы должны бы знать, что при раздражении образуется яд под названием империл, что он отлагается на стенках нервных каналов и таким образом распространяется по всему организму. Кроме того, империл, выдыхаемый раздраженными людьми, дейс¬твует на далеких расстояниях и может воздействовать на тон-кие тела других людей, зарождая в них физические болезни... Но люди, как правило, не утруждают себя замечать свое разд¬ражение. Если же это раздражение кто-либо замечает и просит успокоиться, то они гордо восклицают: "А мы такие! Вы нас не переделаете!" Страдающему от империла можно посоветовать (для его же пользы) избегать насыщенных последствий ссор и всяких раздражений, а также почаще многократно повторять: "Как все прекрасно!" И это будет правдой, так как мир дейс¬твительно прекрасен.
Подобно человеку, земля тоже может испытывать раздраже¬ние стихий, которое порождает сильный ядовитый газ сродни империлу - яд пространства аэроперил. В такие периоды чело¬веку особенно трудно быть спокойным. И когда тебе тяжело, мой Друг, не относи эту тяжесть к себе: помни о волнах миро¬вого воздействия.
Однако, большее влияние на человека оказывают не физи¬ческие условия атмосферы, а волны психической энергии, кото¬рые могут создавать не только настроение, но и вызывать отк¬лонения в нервных центрах.
Но твоя усталость может быть и от того, что ты долго нагружал один нервный центр. Перемени работу, чтобы стали действовать другие нервные центры, и ты вновь почувствуешь себя отдохнувшим и полным сил! Усталость отгоняется устрем¬лением, которое должно идти изнутри без внешних причин. Пре¬пятствия жизни не могут влиять на качество устремления. Мо¬жешь провести небольшую тренировку воли, приучающую нервные центры работать группами, например, попробуй совместить чте¬ние и диктование или произвести движение рук в противополож¬ном направлении, или применить "фриданс" (свободный танец, когда, например, ты слушаешь музыку вальса, а танцуешь в ином, импровизированном стиле, диктуемом настроением, кото¬рое ты переживаешь в данный период), или "медвежье" раскачи¬вание (совершенно свободное, не запрограммированное топтание с раскачиванием тела). Если все же в теле ты услышал "пружи¬ну", несмотря на устремление, и она никак не раскручивается, не насилуй энергию: это именно тот момент, в который могут начать страдать физические органы от перенапряжения, поя¬виться болезнь. Нужен отдых. Первопричиной любой болезни яв¬ляется усталость. Совсем не обязательно отдыхать час-два, все зависит от твоего внутреннего настроя: порою организму достаточно двадцать - тридцать минут для возобновления преж¬ней деятельности.
Одной из главных преград на пути к восхождению сознания является лень, ею зачастую наполнен досуг человека. Лень - хуже ошибок, так как "благодаря" ей не могут реализоваться самые лучшие возможности. Да и болезни возникают от недос¬татка желания вовремя помочь сознанию не угасать.
Особое место занимает страх, который держит сознание в
узких тисках, не позволяет ему адекватно воспринимать мир.
Усиливаясь, страх образует своего рода отрицательный магнит, притягивающий всяческие беды и уродующий физиологические ре¬акции организма, могущие сжечь сердце. От страха идут зат¬руднения перед жизненными препятствиями. Истинное, незатума¬ненное происхождение действительности человек может знать только при отсутствии страха. Его необходимо преодолеть рас¬ширением сознания, признав абсурдность его существования размышлениями о Беспредельности. Мысль о Беспредельности окажется лучшим противоядием от страха, поскольку она пов¬лияет не только на нервную систему, но и очистит кровь.
Встав на путь самосовершенствования и познания Космоса ты, мой Друг, не однажды услышишь внутреннее сопротивление этому пути, объясняя себе, что тому есть много барьеров: ме¬шают семья, отсутствие денег, машины, и пр. Но это самообман и не надо убаюкиваться в его колыбели. Ничто и никто не мо¬жет мешать прохождению Пути. Правда, здесь тебя может подс¬терегать один из злейших врагов - зависть, как твоя - к лю¬дям, так и людская - к тебе. Степень ее участия в создании болезни огромна: она, так же как лень и страх, искривляет мир и насыщает тебя лживой информацией. Зависть является сильнейшей заразой, разъедающей печень и сердце. Она уводит человека от собственного звездного мира и заставляет жить чужой истиной. Она давит на тебя своими вибрациями, когда завидуют тебе. Большое количество зла творится из зависти, при этом человек не желает признавать многочисленные ожоги и травмы от нее... Ты должен стать невосприимчивым как к своей зависти, так и к чужой.
Если бы мы осознали космичность нашей личности, то про¬исхождение болезней стало бы очевидным. В возникновении бо¬лезней качество мышления играет огромную роль. Каждое мгно¬вение мир наполняется самыми противоречивыми мыслями - сози¬дательными и разрушительными. Разрушительные мысли заклады¬вают множество болезней. Если бы диагноз ставился в зависи¬мости от содержания мыслей, то врач мог бы сказать больному: "У вас, дружочек, камни предательства или чесотка сплетен, или удар ненависти, или анемия сомнительности"... Мысли раз¬рушения создают не только психические болезни, но и самые различные физические - от сердечных до желудочных и накож¬ных... Живая Этика приобрела бы свое истинное значение. Ка¬чество мышления было бы осознано как целение, а умение мол¬чать и очищать мысли стало бы ответственностью каждого. Это явилось бы лучшей дезинфекцией для человека и космического пространства.
Мысль выражается действием, приводящим Карму к колеба¬нию. Общаясь с человеком (на уровне мысли или поступка), нужно поддерживать строгое невмешательство в его свободную волю. Ведь любое воздействие на другого человека имеет кар¬мическое следствие... Человек, предающий другого, вызывает быстрое образование Кармы... Человек-вампир также ее прибли¬жает: нельзя "выпивать" чью-то сущность, не отдавая свою взамен... Трудно изменить Карму, но своими мыслями и дейс¬твиями ее можно регулировать и, более того, получить в кри¬тические моменты космическую помощь. Нельзя сказать, откуда она придет, но непреложность ее очевидна при условии чистоты мыслей и поступков.
Следовательно, все в нас - и здоровье, и болезни - в на¬шем сознании. Будем ли мы здоровыми и радостными, открыто восходящими по пути своей эволюции или больными и вечно ко¬леблющимися - зависит только от готовности нашего сознания к космическому расширению и постоянному жизненному устремле¬нию. Угасание сознания (посредством удержания в нем страха, лени, зависти, ненависти, нечистых мыслей и действий и пр.) сеет ложь о мире в теле человека путем утверждения смерти...
Остались ли у тебя сомнения, мой Друг?...
Выбор сделан: будем всегда в труде, сознательны, бди¬тельны, а, значит, здоровы!

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.