Авторы:

Николай Ходаковский. Третий Рим

Конечно, это не был одномоментный процесс. Все раннее Средневековье было временем разнообразнейших представлений о прошлом, в которых крупицы правды терялись в широком потоке легенд и мифов. Даже в XIV в. Петрарка столкнулся с хаосом противоречивых легенд, хотя основы некоего унифицированного представления к тому времени были уже заложены. Дальнейшее развитие этого унифицированного представления привело к общепринятой теперь картине жизни Древнего Рима. На самом же деле этой империи никогда не было.

Естественно, что это лишь весьма грубая и приблизительная схема. Чтобы полностью понять механизм создания мифа о Древнем Риме, необходимо более детально изучить период его создания и глубже проанализировать происходившие в то время процессы. Тем не менее этот механизм представляется единственной возможностью объяснения параллелизма между обеими империями.

Работа, начатая Н.А. Морозовым, была продолжена много лет спустя академиком А.Т. Фоменко. Он значительно расширил и углубил сопоставительный анализ истории Средневековья и Древнего мира. Им были составлены списки всех правителей на интервале от 4000 г. до н. э. до 1800 г. и проведен анализ по выявлению дубликатов династий.

Под династией Фоменко понимает последовательность фактических правителей страны безотносительно к их титулатуре и родственным связям. Из-за наличия соправителей иногда возникали трудности в расположении династов в ряд. Поэтому был принят простейший принцип их упорядочения – по серединам периодов правлений. Последовательность правлений в истории государства названа династическим потоком, а ее подпоследовательности, получающиеся отбрасыванием тех или иных соправителей, – династическими струями.

От династической струи требовалось, чтобы она была монотонна, т. е. чтобы середины периодов, входящих в струю правлений, монотонно возрастали, и чтобы она была полной, т. е. без пропусков и разрывов покрывала весь период, охваченный потоком. Перекрытия при этом допускались. В реальных ситуациях по понятным причинам эти требования могут быть слегка нарушены. Например, из рассказа летописца может выпасть год междуцарствия. Поэтому допускались незначительные пробелы длительностью не более года.

Имеется еще одна причина нарушения четкой формальной картины. Иногда трудно с определенностью установить начало правления царя.

Например, считать ли его с момента фактического прихода к власти или от момента формальной интронизации? В то же время с определением конца правления царя обычно трудностей нет. В подавляющем большинстве случаев это смерть правителя. Для начала правления Фридриха II, например, в разных таблицах приводятся различные варианты: 1196, 1212, 1215, 1220 гг. Это привело к необходимости "раздвоения" царя или даже к рассмотрению его в большем числе вариантов. Все эти варианты включались в общий династический поток. При этом требовалось, чтобы ни одна струя не содержала двух различных вариантов одного и того же правителя.

Приведем примеры зависимых исторических династий, выявленных Фоменко.

1) Династия А.

Римская империя, фактически основанная Люцием Суллой якобы в 82-83 гг. до н. э. и закончившаяся Каракаллою якобы в 217г. н. э.

Династия Б.

Римская империя, восстановленная Люцием Аврелианом якобы в 270 г. н. э. и закончившаяся Теодорихом якобы в 526 г. н. э.

Здесь династия А получается из династии Б сдвигом династии вниз приблизительно на 333 года.

2) Династия А.

Израильские цари якобы 922-724 гг. до н. э. Они описаны в Библии, 1-4 кн. Царств. Динасгия Б. Струя из Римской империи якобы 300 – 476 гг. н. э.

3) Династия А.

Иудейские цари якобы 928 – 582 гг. до н. э. Они описаны в Библии, 1-4 кн. Царств. Династия Б. Струя из Восточной Римской империи якобы 300-552 гг. н. э.

4) Династия А.

Римские Папы якобы 140-314 гг. н. э.

Династия Б.

Римские Папы якобы 324-532 гг. н. э.

5) Династия А.

Империя Карла Великого от Пепина Геристальского до Карла Толстого якобы 681-887 гг. н. э. Династия Б. Струя из Восточной Римской империи якобы 324-527 гг. н. э.

6) Династия А – Священная Римская империя якобы 983-1266 гг. н. э.

Династия Б.

Струя Римской империи якобы 270-553 гг. н. э. Династия Б получается из династии А смещением последней вниз примерно на 720 лет.

7) Династия Л.

Священная Римская империя якобы 911 – 1254 гг. н. э. Династия Б.

Якобы Германо-римская империя Габсбургов 1273-1637 гг. н. э. Династия А получается из династии Б смещением последней вниз на 362 года, как жесткого целого.

8) Династия А.

Священная Римская империя якобы 936-1273 гг. н. э.

Династия Б.

Римская империя якобы от 82 г. до н. э. до 217 г. н. э.

9) Династия А.

Иудейские цари якобы 928-587 гг. до н. э. Описаны в Библии, 1-4 кн. Царств. Династия Б. Струя Священной Римской империи якобы 911-1307 гг. н. э.

10) Династия А.

Израильские цари якобы 922-724 гг. до н. э. Описаны в Библии, 1-4 кн. Царств.

Династия Б.

Формальная династия римских коронаций якобы германских императоров в Италии на интервале якобы 920-1170 гг. н. э.

Здесь имеются в виду римские коронации императоров следующих якобы германских династий: саксонская, салийская, или франконская, швабский дом – Гогенштауфены.

Две последние пары особенно поразительны, так как они означают наложение ветхозаветной библейской истории на средневековую историю Европы X-XIV вв. н. э. и частично на восточноевропейскую историю XIV-XVI вв. Это наложение отличается примерно на тысячу лет от наложения, предложенного Морозовым, и на две тысячи лет расходится со скалигеровской хронологией.

Перечислим вкратце некоторые другие примеры династий-дубликатов.

11) Тройное совмещение армянских католикосов с римско-германской империей якобы X-XIII в. и иудейскими царями, описанными в Библии.

12) Первая Византийская империя якобы 527-829 гг. н. э. и Вторая Византийская империя якобы 829-1204 гг. н. э.

13) Вторая Византийская империя якобы 867-1143 гг. н. э. и Третья Византийская империя 1204-1453 гг. н. э. Обнаружено тройное совмещение всех этих трех империй.

14) Сдвиг на 410 лет в русской истории. Оказывается, эпоха 945-1174 гг. н. э. является в значительной степени фантомным отражением, дубликатом эпохи 1363-1598 гг. н. э.

15) Совмещение "античной" греческой истории со средневековой греческой историей при сдвиге на 1810 лет. Этот событийно яркий параллелизм отождествляет отрезок истории средневековой Греции 1250-1460 гг. н. э. с отрезком истории античной Греции якобы 510-300 гг. до н. э.

16) Наложение средневековой истории Англии на средневе ковую историю Византии.

"Скалигеровский учебник" по древней и средневековой истории Европы и Азии является "слоистой летописью", получившейся склейкой четырех практически одинаковых экземпляров "короткой летописи".

А.Т. Фоменко приходит к выводу, что "Скалигеровский учебник" получается из "короткой летописи" ее сдвигом, как жесткого целого, вниз во времени, на 333 года, 1053 года и 1778 лет соответственно. Указанные величины сдвигов, конечно, приблизительные.

"Скалигеровский учебник", а потому и современный, полностью восстанавливается по своей меньшей части ("короткой летописи"), целиком расположенной правее 300 г. н. э. Более того, оказывается, что практически вся масса информации в "короткой летописи" расположена правее 960 г. н. э. Другими словами, каждая историческая эпоха, расположенная левее, ниже 960 г. н. э., является "фантомным отражением" некоторой более поздней исторической эпохи, целиком расположенной справа от 960 г. н. э.

и являющейся "оригиналом" всех порожденных ею фантомных дубликатов.

Этот факт справедлив не только для истории Европы, но и для всей глобальной хронологической карты, включая Азию, Египет и т. д.

А.Т. Фоменко проанализировал также династический поток римских епископов. Анализ показал, что епископы до IV в. списаны с более поздних епископов.

Этот список начинается девятью фигурами, которые большинство историков признает фантастичными. "Мифичность римских епископов до 120 г. н. э. признается и протестантскими богословами. Поэтому анализ списка римских епископов он начинает с 140 г. н. э., т. е. со времени, когда, согласно ортодоксальной истории церкви, уже полностью сложилось христианское учение.

Фоменко проводит параллельное сравнение римских епископов со 140 по 314 г. (Первый епископат) и с 314 по 532 г. (Второй епископат). См. приложение № 3.

Наглядно видна их коррелированность и, значит, списанность Первого епископата со Второго. Сравниваемые струи практически полностью исчерпывают династические потоки обоих епископов: в первой струе пропущен только епископ Ансер, усидевший на престоле Петра меньше месяца (и введен период смуты № 11), а во второй струе пропущены два "кратковременных" епископа Марк и Зосим, "двухлетний" епископ Анастасий II и "четырехлетний" епископ Анастасий I в одном варианте пропущен, а в другом объединен с Иннокентием I.

Таким образом, мы видим, что не только "светская" Империя II списана с Империи III, но и отвечающий ей Первый епископат списан со Второго епископата, отвечающего Империи III.

В заключение хотелось бы показать основные выводы Носовского и Фоменко по истории Второго Рима.

1. Тит Ливии описывает "Царский Рим семи царей" со столицей якобы в итальянском Риме. Его книга в основном правдива, но только при ее чтении нужно отдавать себе отчет в том, что на самом деле это – описание Римской Византийской империи X-XIII вв. со столицей в Новом Риме на Босфоре.

2. После Тарквинийской войны Ливии переходит к описанию "республиканского Рима" в Италии. И это тоже верно. Начиная с XIV в. н. э. в Италии возникает итальянский Рим с элементами республиканского правления. Поэтому вторая часть "Римской истории" Ливия уже совершенно правильно локализует описываемые события в Италии. Не исключено, конечно, что к ним многое добавлено из византийской истории X-XV вв. По нашему мнению, Ливии – западноевропейский автор XV или даже XVIв. н.э.

3. Сегодня считается, что Римская империя I-III вв. н. э. – это государство на территории Италии и со столицей в итальянском Риме. По-видимому, это неверно. Это – Византийская империя X-XIII вв. н. э. на территории Византии со столицей в Новом Риме – Константинополе. Хронологический сдвиг составляет здесь примерно 1000 лет.

4. В традиционной истории произошла путаница между Восточным Римом и Западным Римом.

История описывает возникновение двух ветвей Римской империи якобы в IV-VI вв. н. э. – Западной Римской империи на территории Италии со столицей в итальянском Риме, и Восточной Римской империи, впоследствии – Византии, со столицей в Новом Риме на Босфоре.

Чтобы восстановить правильную историю, здесь нужно поменять местами итальянский Рим и босфорский Рим. Не говоря уже о том, что события следует перенести в XIII-XV вв. н. э. Того же эффекта мы достигнем, поменяв местами восток и запад в классических описаниях Римской империи якобы III-VI вв. н. э.

Другими словами, традиционно "западноримские события якобы III-VI вв." – это византийские события XIII-XV вв., т. е. восточные события. А традиционно "восточноримские события якобы III-VI вв." – это итальянские события XIII-XV вв., т. е. западные события.

В частности, император Константин Великий основывает в 330 г., т. е. на самом деле примерно в 1380 г., по нашей новой хронологии, не босфорский Рим, а итальянский Рим.

Дело в том, что в традиционной истории произошла путаница между босфорским Римом и итальянским Римом.

При этом в скалигеровской истории западная часть Римской империи гибнет раньше восточной. Якобы в V-VI вв. н. э. Это верно. Но после замены Запада на Восток.

Действительно, в середине XV в. восточная Византия гибнет.

Затем, в традиционной истории восточная часть Римской империи отнюдь не гибнет, а продолжает свое существование якобы в V-VI вв. и якобы под именем Византии. Это тоже верно. Но опять-таки после замены Востока на Запад.

Действительно, после основания итальянского Рима в XIV в. Западная Римская империя начинает свою жизнь и продолжает ее, включая эпоху Габсбургов.

Считая себя наследниками Византийской империи, итальянские и европейские политики объявили свою историю продолжением византийской. И пересадили византийскую историю X-XIII вв. на итальянскую почву.

5. Классическая "античная" Греция – это период с XI в. н. э. до середины XV в., т. е. до захвата Константинополя в 1453 г. В основном это – история крестоносных государств, возникших в этот период на территории Греции и Византии. Государства эти не только воевали, но и создали богатую и разнообразную культуру, объявленную затем "очень древней".

Поскольку античная культура и образованность, как она отражена в "античной" литературе, является мифом, нет никаких оснований предполагать ее реальное существование. Как отмечал Морозов, в истории драматичные картины гибели целых цивилизаций должны уступить место непрерывной эволюционной схеме. Эволюционная теория Морозова не только не отрицает революционных изменений в социально-политических структурах, но непосредственно их предусматривает. Его теория утверждает, что революционные смены общественных формаций не влекут за собой уничтожения накопленных ранее культурных богатств, а, наоборот, способствуют их расцвету и новому быстрому росту, невозможному в мертвящих рамках отмирающей формации. Человеческая культура никогда не

прерывалась и не возникала через несколько столетий, как птица Феникс из своего пепла. Лишь гегемония ее преемственно переходила из страны в страну, следуя развитию производительных сил и производственных отношений. Вся культура никогда не гибла; гибли только отдельные центры в результате локальных социально-экономических катастроф (землетрясений, эпидемий, неурожаев, нашествий врагов).

Раннее Средневековье было периодом зарождения европейской культуры. Никакого упадка не было, интерес к науке никогда не исчезал, культура медленно, но верно развивалась. Зияющий провал в культурном развитии человечества, известный как "темные века", является иллюзией, возникшей из-за того, что почти все научные и культурные достижения этого периода были приписаны мифической античности.

В XIII в. устои Византийской империи, или Второго Рима, начинают расшатываться. Окрепшие западные государства стремятся отделиться от империи, расколоть ее. Единственной надеждой Второго Рима становятся восточные фемы-провинции, точнее – Русь.

Сначала великий князь ростовский Георгий Данилович, а затем его брат Иван начинают собирать Русь, создавать регулярную армию и становятся оплотом Империи. Иван Данилович и стал легендарным пресвитером Иоанном, или Белым царем.

Третий Рим зарождается во времена Крестовых походов и так называемого монголо-татарского нашествия.

В средние века вся Западная Европа и весь Ближний, Средний и Дальний Восток ждали пришествия неведомых сил Белого царя, или пресвитера Иоанна, как его называли, с территорий Руси.

В 1145 г. пронесся слух, потрясший всю Европу, о царе первосвященнике Иоанне, который поработит всех. А к востоку от Уральских гор до степей современной Монголии и Китая в средние века ходила другая любопытная легенда об ожидании пришествия Белого царя. Слова "Белый царь" для людей Востока означали царь из-за Урала, из Европы.

Об этой легенде мы узнаем из записки Бадмаева Александру III о задачах русской политики на Азиатском Востоке. Приведем текст этой любопытной записки.

"Теперь я постараюсь представить, насколько возможно наглядно, значение белого царя для всего Востока, на основании легендарных и исторических данных, и, надеюсь, будет понятно для всякого русского человека, почему белый царь так популярен на Востоке и как ему легко будет пользоваться результатами вековой политики своих предков.

Один бурятский родоначальник, но имени Шельду Занги, бежал из пределов Китая с 20 000 семейств после заключения трактата, но был пойман и казнен манчжурскими властями, на основании X статьи, около 1730 г., на границе. Перед казнью он держал речь, в которой сказал, что если его отрубленная.голова отлетит в сторону России (что и случилось), то вся Монголия перейдет во владение белого царя.

Монголы твердят, что при восьмом ургинском хутукте они сделаются подданными белого царя. Настоящий хутукта считается восьмым. Ургинский хутукта почитается монголами святым, как и далай-лама, и имеет громадное влияние на всю Монголию.

Ждут также появления из России белого знамени в Монголии в седьмом столетии после смерти Чингисхана, умершего в 1227 г.

Буддисты считают белого царя перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ – покровительницы буддийской веры. Она перерождается в белого царя для того, чтобы смягчить нравы жителей северных стран.

Легендарные сказания имеют гораздо более значения в этих странах, чем действительные явления.

Угнетаемые чиновным миром манчжурской династии, монголы, естественно, крепко держатся преданий, обещающих им лучшее будущее, и с нетерпением ждут наступления его".

Из этой записки видно, что Восток ждал великого русского (Белого) царя. Но, как мы уже сказали, и Запад жил в ожидании русского царя.

До наших дней сохранилась древняя романтическая легенда об огромном и сильном царстве, управляемом могущественным монархом Иоанном. Фантастическое богатство этого государства поражало, а политическое превосходство перед другими мировыми державами было неоспоримо.

В этой легенде рассказывается, как щедрый Иоанн подарил германскому императору Фридриху драгоценный камень, который стоил больше, чем вся империя Фридриха. От императора требовалась покорность, и он с благодарностью согласился.

Фридрих ответил, что он как знаток соколиной охоты мог бы быть полезным хану. Иоанн предложил ему должность сокольничего (сенешаля), и Фридрих с благодарностью принял это предложение.

Французский король, как и германский император, считал себя подданным Иоанна. Да вряд ли был в мире правитель, который не считал бы себя подданным великого императора. Иоанн, говорит легенда, был равен в общении только с могущественным византийским императором Мануилом. Вот что мы можем прочитать в письме Иоанна, сохранившемся в латинском переводе, к византийскому императору: "Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божиим и властью Господина нашего Иисуса Христа Царь Царей, повелитель повелителей, желает другу своему другу Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать".

Почему же Европа считала себя подданной Иоанна? Почему жители Востока признали себя подданными Белого царя? Ответ на эти вопросы прост – в эти годы на территории Руси формировалась могущественная империя, которая будет названа Третьим Римом.

Об этой Империи читатель знает мало в силу того, что наши представления о развитии цивилизаций в силу ряда причин сильно искажены.

В XII– XIII вв. Византийская империя начинает слабеть. Причиной этого является рост противоречий между ее Западными и Восточными провинциями. Происходит усиление Восточных (сфер?). Особенно усиливается Русь. Она начинает оказывать существенное влияние на Византию, вынуждая ее проводить "восточную политику"!

Западные провинции, естественно, проявляют недовольство восточной политикой Византии. Они начинают борьбу с Русью за власть в Царьграде. Эта борьба сначала носит, так сказать, идеологический, точнее, церковный характер. В Европе начинается процесс трансформации религии.

Как мы говорили выше, в Империи была единая религия – христианство. Русь и Турция придерживаются старой, строгой формы религиозных обрядов. На Западе же христианство модернизируется. Чтобы представить себе религиозный культ Запада того времени, достаточно вспомнить античный пантеон олимпийских богов.

Восток продолжает усиливаться, и тогда западные фемы отвечают на это волной Крестовых походов. Их цель – перехватить власть в Византии. Для обоснования этих походов Запад проводит религиозный раскол внутри единой христианской религии.

Вот как рассматривает Крестовые походы традиционная история.

Крестовые походы – это походы 1096-1270 гг., организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против "неверных", освобождения Гроба Господня и святой земли – Палестины.

Первый Крестовый поход (1096-1099) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Второй (1147-1149, повод – взятие в 1144 г. сельджуками Эдессы) и третий (1189-1192, вызван завоеванием в 1187 г. Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. Четвертый Крестовый поход (1202-1204), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-1261). Последние походы – пятый (1217-1221), шестой (1228-1229), седьмой (1248-1254), восьмой (1270) – существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Крестовыми походами часто называют походы немецких феодалов в XII-XIII вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны.

Рассмотрим подробнее эти походы.

Предпосылками Крестовых походов были: традиции паломничеств к святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во второй половине XI в.

26 ноября 1095 г. Папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались "крестоносцами". Отправившимся в Крестовый поход Папа сулил земные богатства в Святой земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Первый Крестовый поход
В марте 1096 г. начался первый этап первого Крестового похода (1096-1101) – так называемый поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на Восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096 г.

Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями ею были Готфрид Бульонский, Раймунд Гулузский и др. К концу 1096 г. – началу 1097 г. они собрались в Константинополе, весной 1097 г. переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 г. была взята Эдесса, в ночь на 3 июня – Антиохия, т од спустя, 7 июня 1099 г., они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул "защитник Гроба Господня" (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 гг. в Святую землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это "арьергардным походом"); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124 г.

Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

Второй Крестовый поход
После того как в 1144 г. турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 г. был объявлен второй Крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.

В 1171 г. власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 г. начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 г. в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города – Тир и Триполи.

Третий Крестовый поход
29 октября 1187 г. был объявлен третий Крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии – Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 г. захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 г. крестоносцы начали осаду Акры – города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191 г., но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в том числе два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 г. крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад-Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

Четвертый Крестовый поход. Взятие Константинополя
В 1198 г. был объявлен новый, четвертый Крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202 г., а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена так называемая Латинская империя. В 1261 г. православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции – Генуи – снова заняли Константинополь.

Крестовый поход детей
Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 г. в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (так называемый Крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов).

Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый Крестовый поход
Пятый Крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 г. перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 г. они начали осаду крепости Дами-етта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиётту в ночь с 4 на 5 ноября 1219 г., попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 г. был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиётту и уходили из Египта.

Шестой Крестовый поход
Шестой Крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 г. он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве помощи против всех его врагов, мусульман и христиан, получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229 г.

Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1224 г. египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.

Седьмой и восьмой Крестовые походы
Седьмой Крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 г. крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 г. сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 г. король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254 г.

В 1270 г. тот же Людовик предпринял последний, восьмой Крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 г. высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 г. пала Акра – последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала Крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147 г.), еретиков (см. Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в XIV-XVI вв., но они не включаются в общее число Крестовых походов.

Историки по-разному оценивают итоги Крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей и Крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Крестовым походам современная история придает чрезвычайно большое значение. В реконструкции новой хронологии их роль вырастает еще больше. Они определили дальнейшие события в Европе и Азии на несколько столетий.

В традиционной истории крестоносцы стремятся освободить Гроб Господень, который находится якобы в Палестине, в Иерусалиме. Но дело в том, что во времена Крестовых походов в Палестине города Иерусалима не было. На месте современного израильского Иерусалима тогда был маленький городок Эль-Кудс. Иерусалимом в те годы называли Царьград на Босфоре. Потом его стали называть Константинополь, сейчас Стамбул. Помните, дорогой читатель, мы с вами в начале книге говорили о перенесении географических названий. Так вот, Иерусалимом был назван палестинский городок Эль-Кудс только в XVII в. Поэтому позднейшие историки отнесли события Крестовых походов в Палестину.

На самом деле Крестовые походы были направлены не в Палестину, а на столицу Византии Царьград. Именно там и находился Гроб Господень. В летописи прямо записано: "Пришел Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собою дерево от Гроба Господня, а сам постригся на Хутине у святого Спаса".

Реальная цель Крестовых походов – перехватить власть в Византии. Для идеологического обоснования военных походов на Восток – в Новый Рим выдвинута идея "освобождения Гроба Господня от неверных". Этот лозунг хорошо известен по документам средних веков. Сторонники новой хронологии лишь предлагают взглянуть на него по-новому. По их мнению, на Западе, в частности в фемах-провинциях Франции, Германии, Италии, первичное христианство приобретает черты культа, хорошо знакомого по описанию "античных" авторов. Это вакхический оргиастический культ, вакхические праздники и т. п. На Востоке, в частности на Руси, удерживается форма первичного христианства – более строгая, сдержанная, даже отчасти аскетичная.

С годами назревают противоречия между "восточным христианством" и "западным христианством". Восточные христиане объявляются "неверными". Запад объявил "неверными" своих недавних собратьев по вере – восточные фемы. А поскольку восточные фемы теперь контролировали Царьград (Константинополь), в пригороде которого находилась гора Бейное, а на вершине этой горы была могила Иисуса Христа ("Гроб Господень"). На Западе, естественно, зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга – пойти войной на "неверных" и освободить Гроб Господень.

Именно поэтому Крестовые походы направлялись в основном на Царьград, т. е. на столицу империи.

Таким образом, Запад ответил на усиление Востока Крестовыми походами – военно-идеологическими мероприятиями. Это была борьба за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Грубо говоря, на "восточные" и "западные" религии.

Накопившиеся противоречия между Западом и Востоком выливаются в кровопролитную и затяжную войну с далеко идущими последствиями для всей истории Европы и Азии.

История Крестовых походов сегодня представлена в виде различных войн, которые мы часто относим в глубокую древность. Так, Крестовые походы отражены в традиционной истории как легендарная древняя Троянская война. Во многих документах она известна также как Тарквинийская война, Готская война и т. д.

В изложении, например, Гомера, под именем "греки" в ней выступал Запад, а под именем "троянцы", ТРК, или ТРНК, – Восток, т. е. готы, "монголы", турки, татары.

Эта война XIII в. н. э. разбивается на целую серию отдельных кровопролитных войн, что и описано, например, якобы "античным" Гомером, средневековым Прокопием.

В XIII в. исход Троянской войны (Крестовых походов) еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.

Но в целом победа склоняется в пользу Востока. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и жестоко разграблен западными армиями крестоносцев, но в 1261 г. под ударами восточных войск Константинополь переходит в руки армий Востока. На престол сажают никейского императора. В дальнейшем Никейская династия стала склоняться в сторону Запада. Восточным армиям снова пришлось брать Константинополь.

Восточные фемы Византийской империи стали объединяться вокруг Руси, получившей позднее на Западе название Ордынская Монгольская империя, или Монголия. Название "Монголия" в переводе с греческого означает "Великая". Монгольская империя означает "Великая империя".

Помимо русских в состав империи входили народы других национальностей. Формировалось многонациональное государство, превосходившее по своим размерам Российскую империю XX в.

Эта "битва народов" закончится в 1453 г. полным падением агонизирующей старой Византийской империи, захватом восточными войсками Константинополя. Таким образом, в итоге все-таки победил Восток.

Естественно, возникает вопрос: что представляли собой победители – восточные фемы Византийской империи? Как и за счет чего им удалось победить западные войска крестоносцев?

Мы, уважаемый читатель, подошли к очень важному моменту в истории формирования мировых цивилизаций.

На историческую арену во всей силе и могуществе выходит Русь. Дело в том, что на основе одной из прежних византийских фем-провинций, вышедшей из-под контроля ослабевшей Ро-мейской империи, формируется новая политическая сила Руси, получившая на Западе название Ордынская Великая империя.

Дело в том, что Русь и Ордынская Великая империя – это название одного и того же государства. Ее еще называли Монгольской империей. Само название "Монголия" происходит от греческого слова "Мегалион", т. е. "Великий". Еще русский историк Карамзин и многие другие Монголию называли Моголией. Иностранцы называли Русь Монголией, как перевод русского слова "Великий". До сих пор Восточная Русь называется Вели-ко-Россией (Великороссией). Следовательно, "Монгольская империя" – это "Великая империя", т. е. средневековая Русь,

а "Монголия" – внешнее название Руси-Орды, которое использовали иностранцы.

Здесь следует подчеркнуть, что еще Л. Гумилев отмечал, что ханами были правители авар, болгар, венгров и даже русов: этот титул носил Владимир Святой, Ярослав Мудрый и, наконец, его внук – Олег Святославич.

Русь тогда была не единым государством, а множеством раздробленных княжеств, или орд. Во главе этих княжеств стояли обрусевшие потомки византийских наместников из знатных родов. Одним из таких княжеств было Ростовское, где на престоле восседал великий князь Георгий Данилович, которому суждено было стать основателем Русско-Ордынской "Монгольской" империи. А начинает он с объединения Руси, присоединив сначала Поволжье, а затем планомерно продвигаясь на запад.

Таким образом, основоположником этой империи стал ростовский князь Георгий Данилович. В русских летописях – Рюрик, Юрий Долгорукий, Мстислав Удалой, Георгий Всеволодович.

В иностранных источниках он известен как Чиркам, Чино-гиз, Давид, Пресвитер Иоанн. Он же Юлий Цезарь, т. е. Юрий Цезарь, Юрий царь.

Георгий Данилович нам больше всего известен и как крупнейший военачальник того времени, и как Чингисхан. Именно он создал профессиональное войско – Орду. Орда – это русское войско. Слово "орда" означает ряд, порядок.

Ростовский князь Георгий Данилович обладал живым умом и ясным видением перспективы развития. Он понимал, что межгосударственные и внутренние княжеские распри ведут к полнейшему краху рода человеческого. Кровь и страдания заполнили сердца людей. Война не давала возможности пахать землю и собирать урожай, выращивать скот, строить города, заниматься ремеслами.

Мир пребывал в состоянии хаоса – "тело без головы, государство без законов. У каждого свой повелитель, у каждого повелителя свой собственный интерес".

Нужно было во что бы то ни стало остановить пожар кровавых войн. Нужна была какая-то сила, которая могла бы воспрепятствовать распрям и войнам.

Георгий Данилович видел один-единственный выход – создание объединенной, профессиональной армии, которая могла бы разводить враждующие стороны. Эта армия должна состоять из представителей разных народов и княжеств.

Для создания такой армии нужно было найти среди соседних князей сторонников этой идеи. Сторонники нашлись, и первоначально было создано ядро княжеских дружинников, готовых полностью посвятить себя военному делу для борьбы с междоусобицей. Это ядро профессиональных воинов стало называться рыцарским орденом. Иногда их называли ордой. Потом эта орда стала называться великой ордой. Слово "орда" означало лагерь, или военную ставку хана. От него произошло английское слово horde (hard – орда, ватага, шайка, толпа, народа).

Следует отметить очевидную близость слов "орда" и русско-украинского "рада", т. е. совет, или ряд, порядок. Отсюда же происходит и русское слово "род". Все эти слова одного корня – "род" и означают упорядоченное общество, общину. Отсюда и слово "народ". Слова "рада" и "род" на Руси давно и хорошо известны. Например, в один из периодов эпохи "Грозного Царя" действует Избранная рада.

В южнославянском, украинском языке до сих пор известно слово "рада", что также означает совет, собрание старейшин. Естественно считать, что "орда" и "рада" (род) – одно и то же славянское слово, означающее совет, правительство. Отсюда же могло потом пойти и латинское ordo – порядок, и немецкое ordnung – порядок. А направление заимствования зависит только от выбранной хронологии.

По свидетельству Герберштейна (XVI в.) "Орда… на их языке [т. е. "татарском"] значит собрание или множество".

Сегодня мы привыкли к тому, что слово "орда" относилось лишь к толпам диких кочевников. Однако еще в XVII в. употребление этого слова было другим. Оно означало просто войско. Вот примеры употребления этого слова в старых хрониках XVI-XVII вв. "Яган третий… Полюбили его свейские орды владети тем королевством". Еще пример. "Начат же с собою поднимати орды немецкие". Таким образом, слово "орда" в значении "войско" успешно прикладывалось и к шведским, и к немецким войскам. И, естественно, к русским. "А ордынци и людей, а не знают своя служба по старине".

Слово "великий", как мы уже отмечали, переводилось как мегалион. Вот почему впоследствии войско стало называться монгольской ордой. Дружинники, или рыцари, стали называться монголами, т. е. великими. Руководитель ордена стал называться ханом, или монгольским императором.

Каждый князь, входивший в орден, выделял десятую долю своего имущества и людей для нужд ордена. Дружинники, или, как их называли, рыцари, монголы занимались только военным делом. Они были, как принято говорить сейчас, профессионалы.

Постепенно возникла имперская идея ордена. Как справедливо отмечал Г.В. Вернадский, монгольские императоры вели свои войны с очевидной целью достижения всеобщего мира и международной стабильности. В случае достижения этой цели ценой безопасности человечества становилось постоянное служение государству каждого и всех; это должно было установить порядок жизни и социального равенства. Богатые будут служить государству так же, как и бедные; и бедные должны быть защищены от несправедливости и эксплуатации со стороны богатых.

Уклад жизненных норм и законов был определен в кодексе ордена, получившем название Яса. Яса не является законодательством в прямом смысле слова. Она, как верно отметил Вернадский, была монгольским (великим) императорским законом. Для воинов орды она была обобщенной мудростью основателя империи. Общая идея Великой Ясы, как отмечал Вернадский, сводилась к следующему:

1. Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они ни принадлежали; осуждать злых и несправедливых людей.

2. Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и детей.

3. Уважать старые и возникающие новые религиозные обряды и не выказывать предпочтения какому-либо из них.

4. Нужно избегать фанатизма и не предпочитать одну веру другой, не превозносить одних над другими. Поддерживать престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к Богу.

Одной из посылок Ясы было "уважение старых и бедных". С точки зрения Ясы, каждая нация, отказывающая признать высший авторитет великого хана, рассматривалась как восставшая. Как справедливо отмечал Эрик Фогелин, "Монгольская империя не есть государство среди других государств мира, a imperium mundi statu nascendi, а представляет собою Мировую-империю-в-Процессе-Становления".

Можно констатировать следующую иерархию трех основных элементов концепции имперской власти:

1. Бог (Небо – Вечное Небо).

2. Чингисхан (Данный Богом). Его называли также "Высший хан" (Далай-хан), "величайший, могущественнейший". Таким образом, Чингисхан это не имя, а титул.

3. Правящий император.

Великая империя, в понимании ростовского князя Георгия Даниловича, была инструментом Бога для установления порядка на земле.

Создание императорской гвардии стало одной из главных задач Георгия Даниловича. Им был заложен принцип десятичной организации армии. "Бойцами" рекрутируются мужчины от двадцати лег и старше. Для каждого десятка должен назначаться офицер, и для каждой сотни, и офицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч Ни один воин из тысячи, сотни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сделает это, то будет убит, и так же будет с офицером, который принял его" (Аб-уль-Фарадж, разд. 5 и 7). Армия империи, орда или орден, называйте как угодно, вскоре стала наилучшей военной организацией мира в этот период. В основном орда состояла из кавалерии, сопровождаемой инженерными войсками. Стратегия и тактика армии базировались и развивали идеи кавалерийских армий степных народов – лучших из всех известных.

Основная черта жизни степных кочевников и основание их армий базировались на идее "культуры коневодства". Любой кочевник – прирожденный кавалерист. Мальчики начинают ездить на коне в раннем детстве. Каждый юноша – идеальный кавалерист. Кроме того, каждый степной житель – прирожденный разведчик. При кочевой жизни обостряется острота зрения и развивается зрительная память, вырабатывается необыкновенная выносливость.

Степные лошади могут покрывать длинные расстояния с короткими передышками, нетребовательны к еде. Они могут питаться пучками травы и листьев, найденными на своем пути. Каждое подразделение имперской гвардии использовало коней особой масти: черные, рыжевато-коричневые, гнедые, пегие.

Стандартным вооружением были лук и стрела. Каждый лучник обычно имел при себе до четырех коней, скача на каждом по очереди. При нем были обычно два лука и два колчана. Лук был очень широк и принадлежал к сложному типу. Он требовал гораздо большего натяжения, чем, скажем, английский длинный лук; его поражающая дистанция составляла от 200 до 300 шагов.

Воины тяжелой кавалерии были вооружены саблей и копьем, а в дополнение – боевым топором или булавой и лассо. Их защитное вооружение состояло из кожаного или железного шлема и кожаной кирасы или кольчуги. Кони также были защищены кожаными головными пластинами и доспехами, предохранявшими верхнюю часть туловища и грудь. Седло делалось прочным и приспособленным для езды на дальнее расстояние. Крепкие стремена давали хорошую опору всаднику, державшему лук.

Вооруженные силы делились на три группы – центра, правой и левой руки. Каждое десятитысячное соединение (темен) состояло из различных социальных групп. Это делалось с тем, чтобы большие армейские соединения были скорее приверженными империи, нежели старым родам и племенам.

Предводители больших соединений назначались лично императором. Основным критерием выдвижения была талантливость личности вне зависимости от социального происхождения.

Специальные офицеры (юртчи) назначались для планирования диспозиции войск, направления движения армий в течение кампании и расположения лагерей. Они также отвечали за разведку. Должность главного юртчи напоминает должность квартирмейстера в современной армии. Комиссарские службы входили в обязанность так называемых черби. Вся военная организация была под постоянным наблюдением и инспекцией императора.

Армия была сплочена сверху донизу железной дисциплиной, которой подчинялись как офицеры, так и простые воины. Начальник каждого подразделения нес ответственность за всех подчиненных.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.