Простаки, однако, перевелись, а особо любопытствующих, бродящих мимо строящегося здания, обязательно окликают: «Берегись, чтобы они не взяли твоей тени!» Ведь снятая с чьей-нибудь тени мерка рассматривается как, собственно, сама тень. И зарыть её — значит зарыть жизнь или душу человека, который после этого должен, по поверью, в течение года умереть. Вот и появились охотники, ворующие тени и поставляющие их архитекторам. Обычай уже доброе тысячелетие «кормит» предприимчивых воров. Правда, сейчас заказы на тени редки, но и нет опасности, что за такое «воровство» не спалят вместе с домом. Впрочем, охотники за тенями совсем не звери. В совсем уж древние времена под первый камень закладывали не тень, а замуровывали живого человека.
Славная рука — дьявольский взломщик
Средневековые воры при закладке тайника с деньгами, при закапывании клада нередко тут же убивали подельщика или свидетеля и закапывали его вместе с деньгами и драгоценностями. Считалось, что разгневанный дух убитого посещает это место и охраняет его от врагов. Был в этом и весьма практический смысл: не всякий копатель, наткнувшись на живописно раскинувшийся скелет, станет дальше удовлетворять своё любопытство. Говорят, Стенька Разин — разбойник и злой чародей — много таких кладов оставил на Руси.
Нередко народная молва отождествляет колдуна и разбойника. Ведь издревле считали, что воры якшаются с нечистым, и, видно, не от излишней суеверности. Известны старинные воровские ритуалы, по сути явно ведовские, порой полные запредельной жути…
Колдуны знали: по особому магическому правилу человек может, используя кости мертвецов или вообще всего, тронутого дыханием смерти, сделать людей слепыми, глухими, немыми, как труп. Воры-взломщики во многих странах непременно использовали этот вид колдовства, без особого страха и почтения к умершим.
У южных славян взломщик иногда начинал ограбление с того, что подбрасывал над домом кость умершего, приговаривая с явным сарказмом: «Пусть эти люди проснутся не раньше, чем эта кость». Считалось, что после этого в доме все мертвецки засыпали, не препятствуя удачливому преступнику.
На острове Ява злодеи брали с могилы землю и рассыпали её вокруг дома, намеченного для ограбления. С тем же намерением индус насыпал у двери дома золу с погребального костра, а перуанские индейцы — прах истолчённых костей покойника. Встретить вора на погосте в те времена можно было чаще, чем ведьму. Впрочем, то были пустяки. Представьте хозяев злополучного дома, приглянувшегося взломщикам-русинам. Ночные тати, вынув из берцовой кости трупа мозг, заливали туда сало и молчаливыми призрачными тенями трижды обходили вокруг дома, освещая его мертвенно-белым светом, часто под сатанинское сопровождение заунывной флейты из ножной кости «жмурика». Потерять дар речи от такой процедуры мог и бесстрашный доселе вояка.
В Европе среди воров, помимо обычных отмычек, славилось отличное средство «успокоения» ретивых собственников — «славная рука»[1]. Славного в этой забальзамированной руке повешенного преступника было то, что в неё можно было, как в подсвечник, вставить зажжённую свечу, сделанную из жира того же почившего. Воры считали, и, видно, не без основания, что адская свечка подвергает в оцепенение всех, кто её видит. Для пущей острастки поджигали иссохшие пальцы «славной руки». Если один из пальцев не загорался, значит кто-то из домашних бодрствовал.
Изготовлялась «славная рука» особым образом: злодей должен был взять правую или левую руку повешенного на перекрёстке дорог преступника, завернуть её в лоскут савана и через него же выжать оставшуюся кровь. Потом рука сушилась две недели в глиняном горшке вместе с растолчённой в порошок корицей, селитрой, солью и длинным перцем. Затем в солнечный день колдун-преступник вытаскивал руку на досушку. При недостатке солнца доводил её «до кондиции» в печи, истопленной папоротником и травой железняком.
Для того чтобы свеча горела, к жиру повешенного добавлялся чистый воск и коровья трава. И всё это сопровождалось соответствующими приговорами да заклинаниями. Надо думать, что кроме всего прочего, такой ритуал имел и чисто психическое воздействие на вора — после всей той жути и мерзости, которые он преодолел в процессе ритуала, напрочь отбивается страх и брезгливость, да и убийство совершить такому человеку не столь уж великая проблема.
Нередко предписывалось изготовлять воровскую свечку из пальцев новорожденного ребёнка, исходя из числа жильцов облюбованного для грабежа дома. Ещё в XVII столетии случалось, что грабители нападали на беременных женщин, чтобы извлечь на такие свечи плод из их утробы.
Воровские «хитрости» не были секретом. Во всяком случае жителям многих селений был известен и рецепт оберега от околдования магической рукой. Для этого нужно было намазать порог дома мазью, состоящей из желчи серой кошки, жира белого петуха и крови сыча. Мазь обязательно готовилась летом. Но такой «рецепт», как вы понимаете, был доступен зажиточным гражданам. Менее состоятельные селяне и горожане считали, что дьявольские огни колдовской руки можно вполне потушить молоком.
Метод приготовления руки напоминает приёмы африканских колдунов-вудуистов и методики приготовления терафимов в древнееврейской чёрно-магической традиции. Любопытный экземпляр «славной руки» выставляется ныне в английском музее Уитби в Йоркшире. В России подобные экспонаты вряд ли сохранились, хотя наши преступники тоже были не прочь воспользоваться рецептурой приготовления руки, только у нас её называли мёртвая рука-воровка.
Не чуралась воровская братия и чёрной магии с её гнусными изуверскими ритуалами. Мрачная эстетика Средневековья, казалось бы, растворилась во времени, растеряв свою зловещность. Ныне убивают и грабят просто, без затей… Но только на первый взгляд без затей. Вспоминается услышанный походя рассказ о том, как жгут в подмосковных лесах бомжей, тем самым подстегивая себе психику. «Отморозки» развлекаются, готовясь к очередному грабежу. Они как-то не задумываются над тем, что сие мрачнейшее действие — ритуал, но сути это не меняет. Бессознательно воспроизводимая чёрная магия ничем не лучше сознательной.
Под защитой молитвы
Ворам были не была чужда церковь. Правда, далеко не всегда они шли туда за покаянием. Воры обращали к святым свои молитвы, но составленные в особом, воровском стиле. Примеры таких молитв попадаются в исследованиях этнографов и старых следственных отчётах.
В конце прошлого века в Моршанском уезде Тамбовской губернии был пойман с поличным конокрад. При обыске при нём обнаружили молитву:
«Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Иду я, раб Божий (такой-то) в мрачный путь и дорогу мою. Навстречу мне сам Господь Иисус Христос грядёт из прекрасного Рая, опирается золотым посохом, в золотом своём кресте. На правой стороне у меня Матерь Божья, Пресвятая Богородица, с ангелами, архангелами, серафимами и со всеми небесными силами. С левой стороны моей архангел Гавриил, надо мною Михаил-архангел, сзади меня, раба Божия, Илия-пророк на огненной колеснице: он стреляет, очищает и дорогу мою закрывает Святым Духом и животворящим Крестом Господним. Замок Богоматерь, Петра и Павла ключ. Аминь».
Чем не шедевр воровской магии? И в то же время образец фарисейства. В воровской среде большей частью ходили заговоры попроще, составленные людьми скорее всего далёкими от теологических умствований:
«Обидчивая Божья Матерь. Обидь моего обидчика, И разберись в наших делах.»
К этой популярной когда-то молитве прибавлялась инструкция: «Ежели тебя арестуют, то эту молитву полагается каждый день читать по три раза». Просто, но уж больно не на молитву похоже, сколько на обращение к пахану.
Заговоров «на щёт» суда великое множество и уровень их исполнения соответствует вышеозначенному образчику с обращением к «обидчивой» Божьей Матери. Однако попадаются и любопытные экземпляры, как следующий далее заговор, служивший преступникам никак не меньше трёхсот лет:
«Господи, благослови, Отче! Одейся светом, яко ризою, простирая небо, яко кожу, покрывай облаки препояса поясом Пресвятые Богородицы, свяжи уста, языки и гортани у князей и бояр, и управителей, и вельмож, и у всяких властителей, и у приказных служителей, подьячих и моих супостатов, которые со мной, рабом Божиим (имярек), судиться станут, свет от нощи всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Или такой вот вариант: «Как у этого покойника уста не открываются, рот не речевается, руки не поднимаются, так бы и у раба судьи, у председателей». При этом надо называть имя покойника, умершего в округе последним, что создаёт некоторые сложности «гастролерам». Назовёшь по незнанию предпоследнего представившегося, и молитва теряет силу.
Вообще-то отношения воров с религией во все времена были весьма своеобразные. У многих древних народов существовали боги или идолы, покровительствовавшие только ворам, убийцам, развратникам и подобным им. Этим божествам приносили богатейшие жертвы, делились с ними частью награбленного. Случалось, приносили и человеческие жертвы, когда шли на большое дело. И, что удивительно, при всём при том божества эти почитались народом как и прочие боги — покровители искусств и ремёсел. Например, в Абхазии, почитался Эйриг-Хацных. Его имя означает «видящий всё днём и ночью», и покровительствовал он только ворам. В кабалистике также можно обнаружить Гения Воров — Саблила. Это говорит хотя бы о том, что профессия вора признавалась и считалась отчасти полезным родом человеческой деятельности. Можно догадаться, почему: промысел сей был основой существования многих народов, в особенности проживающих на пересечении великих торговых путей.
В христианстве воры недалеко ушли от своих собратьев-язычников, используя даже молитву во благо дел своих. Мало того, у них и среди числа православных были свои покровители. Так, дореволюционные воры верили в то что Святой Иоанн-воин является покровителем всех воров и разбойников, а посему перед иконой этого святого вор накануне перед выходом на свой преступный промысел ставил свечу и молился об успехе своего предприятия. Идя на кражу, молились и Николе-Чудотворцу, обещая в случае удачи служить молебны и ставить свечки. Чем обильней добыча, тем толще и многочисленней свечи — особая дань за покровительство святого.
Традиция приходить на поклон к святым перед преступным делом казалась какое-то время утерянной. Но… любопытную сцену наблюдал я недавно в маленькой уютной церкви, что у Таганки. Молодые люди весьма характерного вида мялись посреди свечного великолепия и выспрашивали, какая из икон имеет отношение к Николе Чудотворцу. После того, непривычные к обстановке храма коротко стриженные хлопцы, по одному, почти строевым шагом подходили к иконе и, пристроив невероятных размеров свечу, торопливо молились, вглядываясь в потемневший лик. Со вздохом облегчения уходила братва из церковных ворот, вероятно, с чувством исполненного долга. Жива ещё старая воровская традиция, жива…
Однако и неправедная воровская молитва всегда теряла свою силу перед молитвой горемычных крестьян, обращавшихся к господу с просьбой сохранить нажитое горбом добро. И молились у тех же икон, и нередко свечку ставили поблизости от воровской, ибо кому, кроме Господа ведомо, что просит для себя человек.
Моя бабушка как-то поведала об удивительном факте своей юности. Жила она в украинской деревеньке недалеко от местной ярмарки. Собирались на ту ярмарку из близких и дальних областей Малороссии. Как водится, с богатым товаром. А там где товар и деньги, понятное дело, лихие люди водятся. Много чего они таскали, но страх как боялись мужичков из одной далёкой деревеньки. В глухих местах находилась их деревушка и рассказывали про неё разных страстей-мордастей.
Доподлинно известно, что никто из тамошних мужиков не заботился о своём имуществе. Бросали свои телеги во дворах и валились спать. И если находились отважные грабители (отважные, скорее, по незнанию), которые лезли к телеге, то уйти уже они не могли. Так и бродили вокруг с мешками на спине. Поутру их хорошенько били и после того, как грабители слёзно благодарили за урок, отпускали с Богом. Поговаривали, что знают в той деревеньке особый заговор.
Сколько лет уже прошло, как я услышал эту историю, а забыть не могу. Мало того, нашёл я такой же почти рассказ у замечательного исследователя необъяснимых явлений Александра Горбовского со ссылкой на этнографов, записавших его в сибирской деревне. Не одна, видать, была деревенька с секретами. А что: штука-то полезнее, понадёжнее, пожалуй, суперсовременных охранных систем.
У Горбовского же упоминается случай, записанный в Соловецком патерике. К святому Иове забрались как-то в огород воры. «Наполнив свои влагалища (мешки. — Ред.) овощами, они возложили их на себя с намерением унести, но не могли и с места сойти и так простояли два дня и две ночи неподвижно, под тяжёлым бременем. Потом начали кричать: «Отче святый, пусти нас с места!» На голос пришли некоторые из святой братии, но не могли свести их с места. На вопрос иноков: «Когда вы сюда пришли?» они отвечали: «Два дня и две ночи стоим здесь». «Мы всегда ходили сюда, почему же не видели вас?». «Да и мы, если бы видели вас, давно уже со слезами просили бы прощения у вашего старца». Пришёл и сам старец и сказал ворам: «Вы всю жизнь, пребывая в праздности, без трудов, крадёте чужие труды, поэтому стойте здесь в праздности все годы вашей жизни». Слёзно молили старца воры. И лишил их старец невидимых уз молитвой с условием, что год они потрудятся на монастырскую братию. Чем вам не вариант исправительных работ?
Обнаружил я в своих поисках особую защитную молитву от воров-хитников. Читали её, обходя имущество по кругу:
«Шёл Иисус Христос с небес,
Нёс снятую Книгу и Крест.
Кто хочет моё богатство украсть,
Напусти, Господи, на того напасть:
Реки, горы, буераки,
Мороки, озёры, мраки.
Во Имя Отца. Аминь.»
Читается молитва особым образом. А каким, большой секрет знахарей…
Ещё один совет из совсем недалёкого прошлого. Его ещё в начале XX века придерживались суеверные крестьяне: «Чтобы вор не вышел из круга, сделанного около чего-нибудь, должно взять из савана нитку и смерять ею длину мертвеца. Обойти три раза около дома, кладовой и так далее. Потом нитку обернуть около палочки, которую воткнуть в середине обойдённого пространства, и сказать следующее: «Как сей мертвец, раб божий (имярек), не встаёт и не выходит из могилы, так бы сей заблуждённый раб не вышел из сего круга. Век по веку, и прочая».
Может быть, этот экзотический охранный способ и посильнее нынешних «секьюрити». Во всяком случае в те времена, когда противоугонную систему ставить на телегу было не принято, заговор пользовался популярностью,
Наши предки относились к Божьей благодати частенько с практическим умыслом: я тебе, боженька, свечку, а ты мне за это помоги корове отелиться, избавь от воров-хитников и одари счастьем. Очень напоминает такое «благоговейное» на историю, случившуюся с португальцем Д.Акостой, шутом Петра I, вывезенным в Россию одним из русских дипломатов.
Д.Акоста, будучи в церкви, поставил одну свечу перед образом архангела Михаила, а другую — будто бы по ошибке — перед демоном, изображённым под стопами Архангела.
— Ах, сударь! Что вы сделали? Ведь свечу вы поставили Дьяволу! — попытались урезонить его свидетели богохульства.
— Не мешай! — хитро прищурился шут Петра. — Не худо иметь друзей везде — в раю и в аду. Ведь не знаем, куда попадём.
Секрет цыганского гипноза
Неизвестно, в какой степени помогали заговоры и изощрённые магические ритуалы злодеям прошлого, но то, что многие из них обладали явно паранормальными способностями, едва ли подвергается сомнению, как и то, что известные колдуны не пренебрегали явно мошенническими приёмами.
Александр Горбовский приводит в одном из своих трудов рассказ бывшего следователя ЧК по Сибири. Случай этот произошёл в тридцатых годах в Иркутске. НЭП уже кончился, но на свободе ещё остались весьма состоятельные люди. Они вовсю кутили, представляя себе, какая невесёлая жизнь их ждёт впереди. А вместе с ними кутили и те, кто был не прочь поживиться от прогорающих состояний.
К следователю привели подозреваемого, который обвинялся в том, что, танцуя с женой местного делового человека, похитил у неё прямо с шеи драгоценное ожерелье.
— Я не поверил, — говорил следователь, — что это можно сделать во время танца, когда обе руки его были заняты, и так, чтобы никто не заметил этого. Но улику — ожерелье — нашли у него в кармане там же, в ресторане. Да и он сам не отрицал этого. Так что формально дело было решённое: если бы он отрицал, что сделал это, можно было бы допустить, что ожерелье ему подбросили, когда начался переполох. Такие случаи бывали. Если бы он сказал: «Не брал! Ничего не знаю!», дело бы повисло в воздухе. Может быть, пришлось даже отпустить его. Следователь заподозрил, что мужик блефует, кого-то явно покрывает — обычное дело. Но тот явно гнул свою линию — я и всё. Мало того, стал следаку «втирать», что он может взглядом предметы двигать. Следователь не на шутку взъярился:
— Думаю: образованный, надо мной смеётся. Издевается надо мной. «Ладно, — говорю, — докажешь — отпущу. Если врёшь — пущу в расход. Вот часовой свидетель». А часовой тогда не снаружи, не в коридоре, а прямо в кабинете у дверей стоял. Такое правило было. Одним словом, кладу перед ним на стол первое, что под рукой оказалось, — партийный билет. Всегда его с собой носил, понятно. Говорю ему: «Давай, двигай». Подозреваемый напрягся весь, так что лицо его заметно постарело. Следователь уже решил, что мужик «ваньку валяет» и ждал, как тот сможет выкрутиться. Но в этот момент партбилет дёрнулся и поехал к краю стола. Часовой и следователь онемели. А партбилет тем временем прыгнул в руки вору. «Вот, — говорит, — так и с ожерельем было». Удивительным человеком оказался вор, но того не учёл, в каком месте он находится. Ошибочку сделал, и смертельную. Взял следак партбилет, и чуть пот его не пробил. И вовсе не чудо его до той горячки подвело, а мысль, что партбилет был в руках у арестованного и часовой это видел.
— Всё за секунду решать надо было. Чего же решать, ясно всё. Короче, часовому кивнул: мол, в камеру! Как уходил он, чудотворец этот, посмотрел на меня. Думаю, понял всё. Как вышли они, я оформил всё. И передал на подпись. На другой день, кажется, и расстреляли его…
Не однажды приходилось слышать о подобных воровских чудесах. И это не только легенды, а скорее, факт: обладают люди преступные иной раз уникальнейшими способностями, паранормальными. И не только предметы двигают — куда больше досаждает операм «шестое чувство» лиходеев, которым те загодя определяют засаду или подставу. Милиция тщательно планирует операцию, предотвращаются все возможности утечек информации, всё маскируется, но шёл вор на дело, да вдруг «напело» ему внутреннее смутное ощущение: «Ждут!», и нет вора — исчез. Сколько операций провалилось именно из-за этого — не упомнить. Натренированное годами отсидок чувство опасности сродни ясновидению. Помните бандита Белого с погонялой Доцент из кинокомедии «Джентльмены удачи» с его словами: «Я чувствую, я всегда чувствую».
Кроме того, преступники сами обращаются к ведьмам, колдунам и парапсихологам. Известный парапсихолог Наталья Берестова поведала мне о том, как пять лет назад к ней пришёл человек, По виду явный уголовник, с наколками на руках и специфическим выражением лица. Осмотрелся и без обиняков — к делу. Его интересовали современные возможности парапсихологов на криминальной ниве: возможно ли так воздействовать на человека, чтобы он добровольно отдал деньги и совершенно забыл об этом. Предлагал баснословные суммы с процентов.
Берестова отказалась. Однако она знает случаи, когда её коллеги по ремеслу обслуживали криминальные группировки. Реестр «услуг» в этой отрасли впечатляющ. Так, астрологи рассчитывают время, когда воровство и разбой могут принести успех, экстрасенсы обеспечивают место действа «энергоинформационным экраном», якобы спасающим подельщиков от преследования. Но это ещё что, от одного респектабельного специалиста по паранормальным явлениям я узнал о новой технологии разборок: «Что было, то было. Не смог я отказаться от предложения. Да и человек, пришедший за помощью, понравился. Основательный такой, рассудительный. Он терял своих людей. Две группировки взялись за его, как он сам шутил, бандформирование, со всей серьёзностью. Выхода он не видел. Иначе бы к нам не пришёл. Предложение было такое — перессорить авторитетов. Ну, вы понимаете, как у них там… Нам удалось. Уровень агрессии был таков, что не составило особого труда их стравить. Не буквально, конечно. С помощью ментальных структур. Наш заказчик был поражён. Но после этого случая мы решили отказаться от такой практики. Слишком опасно».
Иные современные колдуны берутся помогать преступникам возвращать долги, Каким образом они это делают и делают ли вообще — загадка, но к ним обращаются весьма специфические «клиенты». Особой популярностью в криминальной среде пользуются изготовители талисманов. Что поразительно, чародеи на свои талисманы дают — вот чудеса! — гарантию. Весьма серьёзный магический бизнес.
Занятно, что психология преступников меняется весьма относительно. Как и тысячелетия назад, они не прочь приобщиться к магическим таинствам в поисках собственного обогащения и относятся к этому делу куда более серьёзно, чем представители иных ремёсел.
Тот же Юрий Лонго заметил, что многие из криминальных авторитетов очень талантливы в смысле магии:
— Они могут не знать, как это называется, но очень часто обладают уникальными способностями.
Поверим ему. В наши времена, чтобы выжить в криминальной среде, да и не только в ней — действительно надо быть немного магом.
Пока учёные мужи ожесточённо спорили, существует ли такое мистическое явление как гипноз, пока в научных трактатах гипноз относили к «прочей мистической чепухе», воры успешно использовали его на улицах и площадях. И, между прочим, весьма профессионально «обрабатывали» высоколобых умников из академий.
Вас останавливали цыгане? Если да, то вы меня поймёте. Цыган, как правило, прохожие шарахаются, не ожидая от них ничего хорошего. Ведь за обещанием предсказать будущее может скрываться возможность остаться без денег. Очень своеобразное и — с точки зрения психологии — достаточно профессиональное воровство.
…Остановили меня у самого вокзала. Поджарая, блистающая золотыми фиксами цыганка вцепилась в мой рукав с причитаниями: «Куда торопишься, сынок, на тебе беда. Постой, такой молодой, красивый, здоровье, удачу потеряешь. Есть у тебя друг. Ты веришь ему, а он враг, злое дело задумал. Подожди, расскажу, как беду отвести, век благодарен будешь. Всю правду узнаешь».
Послушался я цыганку. В то время учился в школе и в памяти ещё были живы литературные образчики цыганской прозорливости. «Провидица» тут же вложила мне в руку швейную иголку.
— Держи её крепко, заговорённая она. Если потемнеет — верь, правду говорю, порча на тебе. Иголка и впрямь потемнела, а ко мне со всех концов привокзальной площади сбежались темноокие говоруньи, позвякивая какими-то подвесками, закружились вокруг хороводом.
— Верь ей, правду говорит, сильная она, всё про твою судьбу скажет.
Тем временем гадательница срезала у меня три волоска с головы и потребовала «денежку, волос завернуть, порчу снять». В руках её появилось маленькое зеркальце, в которое я должен был смотреть, пока враг мой в нём не появится. Денег оказалось мало, потребовали «всё что есть».
— Беды избежать не хочешь, почему не всё отдал. Смотри, останется порча на тебе, голову потеряешь.
Я почему-то стал оправдываться, что оставшиеся деньги не мои. Они и в самом деле предназначались для передачи. И как только ушлые товарки догадались?
В любой другой момент я бы отправил попрошаек не самой короткой дорогой, но тогда что-то явно на меня нашло. Вроде всё понимаю, а сделать ничего не могу. Напасть какая-то. Скороговорку цыганскую уже не различаю, сверкание зеркальца и мельтешение юбок туманит сознание — просто ступор нашёл.
Деньги ловко исчезли в руках гадалки. Все товарки её как-то разом исчезли, а мне вдогонку крикнули: «Иди своей дорогой!» Я и пошёл, только у вокзала сообразив, что не осталось даже денег на билет.
Мне в общем-то повезло. Мои родственники в деревне водички как-то дали цыганкам попить, да так и не заметили, как на их же глазах говорливые гадалки опорожнили сундук с казной, припрятанной на чёрный день. На машину бы тех денег хватило. Всё так же — ступор на них нашёл. А у соседки, решившей купить у них дешёвую кофточку, вынесли из квартиры всё золотишко. Сама же и отдала.
В Воронеже, к примеру, цыгане шумную толпою завалили в местный банк с гордым названием «Пётр I». Наметили себе двадцатилетнюю барышню-кассиршу и сообщили, что на ней жуткая порча. И стали завораживать. Заворожённая барышня выложила цыганкам без малого 15 тысяч долларов, 3 тысячи немецких марок, да ещё и 6 миллионов рублей. С тем и исчезли в неизвестном направлении — попробуй, найди. Да что тут приводить примеры — явление частое, вы сами наверняка припомните не один случай эдакой «магии» цыган.
Недавно у Московского вокзала в Туле я «клюнул» на цыганскую «приманку». На забаву многочисленных зрителей. Люди ждали поезда и не отказали себе в удовольствии посмотреть, как облапошат очередную жертву. Их способ завлекания несколько ошарашивал неподготовленных прохожих.
Гадалки стояли у вокзала и спрашивали где находится… вокзал. Я объяснил и тут же оказался в «тёплом» окружении особ, желающих отвести беду. Оригинальностью они не отличались — всё те же иголка и зеркальце, плюс коллективные уговоры и стенания. Ко всему этому я был готов и в самый последний момент, когда деньги должны были исчезнуть, выхватил их из цепких рук «провидицы». Что тут началось, гвалт поднялся на всю улицу. Можно было подумать, что это я собрался их обобрать, а не они меня. Цепляли за рукава, пытались выдрать волосок.
— Верни, порча на тебе, домой не доедешь! — орали мне вслед, но то уж, должно быть, с досады. Их вина — не заметили, что «клиент» не в «кондиции».
Вся штука в том, что я их «фокус» разгадал, а они мой нет. Первый случай от второго отличается только одним — знанием, а именно знанием определённых психических особенностей человека, интуитивно вычисленных многими поколениями цыган.
До открытия и официального признания гипноза, умение цыган наводить чары считалось магией, знанием за семью печатями. Его бережно хранили, передавали из поколения в поколение и не доверяли иноверцам. Да, если рассуждать здраво, гипноз так и остался частью магического наследства, только лишь умело прибранный для своих дел хитрованами от науки, некогда смеявшимися над суевериями. Наука дала сему явлению лишь название и не более того. Теперь их умение воздействовать на сознание человека назвали цыганским гипнозом. Появилось определение, но секрет так и остался секретом.
Что такое для нас гипноз? Сразу представляется угрюмый человек, неотрывно смотрящий в глаза и загробным голосом приказывающий: «Спи». Мерное тиканье метронома, наполненный таинственным светом хрустальный шар. Словом, всё то, что демонстрируют эстрадные гипнотизёры и показывают в детективных сериалах. Многие непосвящённые искренне считают, что ввести человека в гипноз, значит его усыпить. А что делают цыгане? Просят уснуть? Да ничего подобного, вы и глаз не смыкаете. Видите их характерные лица, причудливые одежды, слышите диковинную речь, чувствуете, как сжимают вашу руку, и даже понимаете, что вас обманывают, но при этом сами тянетесь к кошельку. Просто мистика какая-то. Да, но не совсем. Просто вы в тот момент находитесь в трансе.
Транс — особое состояние сознания, при котором человек способен воспринимать окружающее, но вместе с тем совершенно открыт для внушения. Наивно думать, что в транс нас могут ввести только цыгане и гипнотизёры. Присмотритесь как-нибудь в автобусе или метро к окружающим согражданам. Видите отстранённый взгляд, застывшие зрачки? В этот момент человек в своих мыслях, мечтаниях, ощущениях — он в трансе. Мы часто пребываем в таком состоянии, только не знаем, как оно называется.
Предлагаю маленький эксперимент. Дождитесь, когда ваш приятель или подруга погрузится в себя, и ровным, естественным голосом скажите: «Почеши нос» или «Отнеси поднос». Вы наверняка будете удивлены тем, что человек автоматически выполнит команду, даже если до этого категорически отказывался от подобных действий. Сила цыганского гипноза и кроется в умелом использовании транса.
Ведь цыгане останавливают на улице далеко не каждого. Цепким взглядом они буквально «просеивают» толпу. Чаще всего выбирают женщин и подростков — они более внушаемы. Да и тех выбирают не наобум, а по определённым признакам: безвольно опущенные плечи, «затуманенный» взгляд, неуверенная походка… Хорошо, если жертва в этот момент переживает сильные эмоциональные состояния, которые написаны на лице. И цыганка тут же запричитает: «Ой, девушка, красавица, беда на тебе».
Вычислив кандидата на гадание, цыганка старается каким-нибудь образом привлечь его внимание. Она может просто попросить показать дорогу, пожелать счастливого пути, восхититься красотой, предложить большие деньги за какой-нибудь пустяк — предлоги бывают самые разнообразные. Наиболее удачный для цыганки трюк — поймать человека на страх. Представьте себе состояние женщины, которой сказали, что с её ребёнком беда или пообещали смерть через три дня. Тут уж срабатывает репутация — многочисленные истории о провидческом даре цыган. Им верят — и страх начисто вымывает из головы здравый смысл. А тут ещё тест предложат на порчу — иголочку, которая потемнеет на ваших глазах. В страхе не сразу и поймёшь, что тебе продемонстрировали всего лишь фокус, простейший химический опыт, который знает чуть ли не каждый школьник.
Что происходит в этот момент с вами? Пропала шумная улица с её вечной толкучкой, и вы видите и слышите только смуглую цыганку, которая сейчас всё расскажет, беду отведёт. Вы уже в трансе, хотя об этом и не подозреваете. Цыганка приступает к гаданию. Вы слушаете и поражаетесь точности и ясновидению гадалки. И невдомёк вам, что это шутки вашего собственного сознания. Если вы запишите предсказание и по утру на свежую голову его прослушаете, то обнаружите, что в словах цыганки нет ни единой конкретной детали: некие казённые дома, долгие и короткие дороги, завистливые дамы и лживые короли. Всё. Психологи это называют информацией низкой точности, когда даётся совершенно обобщённый текст. И человек невольно заполняет этот словесный «туман» собственным содержанием. А если в предсказании мелькнет очень точная деталь, то не исключено, что вы её сами же и рассказали, погружаясь в транс. Надо учитывать, что гадалки очень наблюдательны. Они могут задать вопросы типа «Есть ли у тебя светловолосый друг?» и при этом отследить малозаметные сигналы на «да» и «нет» А дальше остаётся только «считывать» ту информацию с «клиента», которую он будет сообщать собственной мимикой.
Цыганки — талантливейшие актёры, и можно заметить как они преображаются, «обхаживая» жертву. На какое-то время они сами становятся её подобием, до мельчайших деталей повторяя жесты, мимику, дыхание «клиента», тем самым усиливая доверие и углубляя транс.
Цыганки говорят скороговоркой, слово громоздится на слово и через минуту нельзя понять, что было до и что после. Сознание «перегружается» и жертва впадает в ещё более глубокий транс. Эффект перегрузки проявляется сильнее, когда к «провидице» подключаются её товарки и одновременно с нею что-то говорят. Мельтешение юбок, блеск зеркальца, постоянные передвижения вокруг «перегружают» зрение. А если ещё при этом вас держат за руку, дергают за рукав или дотрагиваются до спины, то «столбняк» наступает одноминутно. Ваше бессознательное открывается и готово для внушения. Гадалка видит, как расширяются и неподвижно замирают ваши зрачки, расслабляются мышцы лица и тела, розовеет кожа, углубляется дыхание, замедляется мигание век и она знает — вы в трансе. Остаётся только использовать его. В этот момент вы и тянетесь за деньгами или снимаете золотые серёжки и кольца. И вы понимаете, что это просто необходимо: когда спасаешь жизнь ребёнка или свою — денег не жалеешь.
Если жертва окажется очень гипнабельной, её могут попросить довести до дома и отдать там оставшиеся деньги и драгоценности якобы для снятия порчи и проклятия. Как только ваши кровные перекочевали в ловкие цыганские руки, они незаметно прячутся или передаются подельщикам.
В последние годы произошёл нашумевший случай, когда муровцы поймали мошенницу цыганку, лихо обобравшую супругу одного из руководителей ГУВД Москвы. Женщина забрала ребёнка из сада и не успела выйти на улицу, как рядом с ней притормозила машина. Приветливая пассажирка с малышом на руках поинтересовалась у милицейской жены, как пройти в библиотеку. Та охотно стала рассказывать и была очень удивлена внезапно исказившимся лицом собеседницы. Цыганка заохала, запричитала и без всяких обиняков заявила, что видит явный случай порчи. Гадалка была уверена, что сглаз в скором времени обязательно скажется не только на судьбе матери, но и на здоровье ребёнка. Но женщине повезло, потому что «волшебница» знает, как поправить беду. Срочно необходим сеанс снятия заклятия, на котором не должно быть людей посторонних, только мамаша и малыш. Перепуганная нежданно свалившимся горем, супруга блюстителя порядка была готова сделать всё, что скажет спасительница. Началось священнодействие.
Цыганка отправилась в гости к доверчивой даме. Там она взяла наволочку, разорвала её на две части. В одну половину положила деньги хозяйки, в другую бросила заранее приготовленный мусор. Для диагностики порчи использовалось яйцо. Гадалка проткнула его иголкой, потом разбила и извлекла из желтково-белковой массы какую-то нитку. Поражённая горем женщина с облегчением услышала, что это тот самый червяк, который точил её здоровье и скоро дело пойдёт на поправку. Прощаясь, цыганка отдала свёрнутую наволочку хозяйке. Объяснила, что заклинание сработает только при полном молчании о колдовстве. Через три дня наволочку можно будет развернуть и всё будет кончено. Стоит ли говорить, что через означенное время в свёртке был обнаружен только мусор?
Помимо супруги высокопоставленного милицейского чиновника, мошенница обобрала несколько десятков женщин на общую сумму более десяти тысяч рублей и шести тысяч долларов. Тут, как видите, использовалось всё: и гипноз, и доверчивость жертв, и страх потери ребёнка.
Не удивляйтесь тому, откуда цыганки знают, где вы прячете свои деньги. Человек часто бессознательно ощупывает карманы, в которых они лежат. Охранительный рефлекс. По нему, кстати, и воры «не цыгане» быстро соображают, в какое место залезть.
Но «сеанс» на этом не заканчивается. Не в интересах цыганки выводить вас из транса. Скорее всего, вам скажут: «Торопись домой». При этом могут снабдить иголочкой с «заговором» от бед или посоветовать переставить мебель, выкинуть какие-то вещи. Это в качестве постгипнотического внушения. Пока вы доберётесь до квартиры и поймёте, что вас обобрали, от цыганок и след простынет. Для большей надёжности гадалка вам заявят: «Забудь меня — забудешь болезнь, забудешь беду». Гипнологи знают, что это ничто иное, как создание амнезии, временной потери памяти. После эдакой команды вспомнить ушлую цыганку не выйдет. Милиция в таких случаях только разводит руками.
Цыганский гипноз не досужие россказни любителей, а накопленное веками интуитивное знание, к тому же отточенное на базарных площадях и улицах городов.
Дурманящий дар тиражируется
Нередко попадаются люди, которые почему-то с гордостью заявляют о себе, что не гипнабельны, и они-то являются любимейшей категорией гадалок. Человек с таким убеждением впадает в транс быстрее, чем тот, кто его не имеет, и, что важно для мошенников, потом утверждает, что контролировал ситуацию, а всё что случилось, объясняет наваждением или мистикой.
Были и есть люди, способные в момент «замутить» разум человека, создать иллюзорный образ. Как тут не вспомнить знаменитого Вольфа Мессинга. Однажды ему сделали заказ… «взять кассу» в Госбанке. Отказаться не было возможности, поскольку заказчик оказался непростой… — Сталин. Сам. Заглянем в воспоминания самого Мессинга: «Мне было дано задание получить сто тысяч рублей в Госбанке по чистой бумажке. Опыт этот чуть не закончился трагически. Я подошёл к кассиру, сунул ему вырванный из школьной тетради листок. Раскрыл чемодан, поставил у окошечка на барьер. Пожилой кассир посмотрел на бумагу. Раскрыл кассу. Отсчитал сто тысяч… Закрыв чемодан, я направился к середине зала. Подошли свидетели, которые должны были подписать акт о проведённом опыте. Когда эта формальность была закончена, с тем же чемоданом я вернулся к кассиру. Он взглянул на меня, перевёл взгляд на чистый тетрадный листок, насажанный им на гвоздик с погашенными чеками, на чемодан, из которого я начал вынимать тугие нераспечатанные пачки денег. Затем неожиданно откинулся на спинку стула и захрипел. Инфаркт! К счастью, он потом выздоровел».
Со Сталиным всё понятно: несколько, скажем, странноватым способом он проверял способности Мессинга. Но сколько по Руси найдётся таких вот мессингов, вовсе не желающих предъявлять властям доказательства своих способностей. Подтверждением тому может служить хотя бы свидетельство некоего гражданина Р., поведавшего мне давно смущавший его случай.
«Проходил я как-то мимо магазина нашего, промтоварного. Ты его знаешь, он у Садового переулка. Подошёл ко мне старичок. Мятое пальто на нём ещё было, и физиономия совсем невыразительная. Спросил, как до посёлка добраться. Я объяснил, чего ж человеку не помочь. А он выслушал и не уходит. «Ты, говорит, иди до магазина. Там за прилавком свёрток припрятан — принесёшь мне. Да смотри, чтоб никто не увидел». Сказал и тихонько так к двери подтолкнул. Что на меня нашло — не знаю. Всё внутри замерло и ноги сами по себе идут, не поверишь. Зашёл. Дождался, когда продавщица на покупательницу отключится. Боюсь, может дело какое нехорошее. А руки сами под прилавок нырнули. Точно, смотрю, пакет. Отчего-то тяжёлый. Не помню, как вынес его. А старичок посмеялся, да и пошёл себе дальше. А я так ещё минут пять как приклеенный стоял. Потом такая жуть пробрала. Трясло. Так и не знаю, что в пакете том было. Старичок непростой, сила в нём страшная. Кому не расскажу — смеются. Говорят, совсем Савелий из ума выжил».
Может, и в самом деле свою историю Савелий выдумал, кто его знает. Хотя не похоже, не тот человек. Что же до способностей, то у воров они имеются, есть и в этом ремесле свои гении.
Познаниями в гипнозе обладают уже далеко не только цыгане. Способы наведения транса преподаются теперь на разного рода бизнес-курсах. Эффект очаровывания вы можете ощутить на себе не только на вокзалах, но и в солидных современных офисах. Так что следите за своим состоянием, если у вас вдруг ни с того ни с сего во время разговора слегка «затуманится» разум и вам захочется оказать кому-то неожиданно нахлынувшее, немотивированное доверие — постарайтесь под любым предлогом прервать контакт.
В школах милиции в последнее время, хоть и на примитивном уровне, но обучают, как противостоять психологическому воздействию. Учат в соответствии с мировосприятием курсантов. Выпускник Клязьминской школы милиции воспроизвел разъяснения психолога:
— Как только кто-то попытается навести на вас транс — поступайте просто. Внутренне посылайте умника к ядрене фене. Гипноз лучше всего действует на тех, кто в него верит…
Гипнотические приёмчики (по сути своей остающиеся магическими) освоили ныне уличные карманники, что существенно помогает им в деле отъёма денег у беспечных граждан. В Москве сейчас этим занимаются неожиданно расплодившиеся «глухонемые». Мне лично пришлось познакомиться с их искусством.
Как-то тихим зимним вечерочком, прогуливались мы с приятелем около метро «Октябрьская». Вдруг откуда-то из подземного перехода «вырулил» прилично одетый парень и сразу же направился к нам. Он молчал, но при этом отчаянно жестикулировал, стараясь, как это делают глухонемые, объясниться. Понятное дело, что мы остановились и попытались хоть как-то «расшифровать» его язык.
Между тем, парень стал до нас дотрагиваться и слегка подталкивать. Тут же около меня «материализовался» ещё один «глухонемой», который решил столь же оригинальным способом побеседовать со мной.
Я заметил у себя характерные признаки дезориентации и транса, которые наступают у человека в момент замешательства. Словом, как и у цыганских жертв. Пришлось резко изменить «курс». Мой приятель тоже отделался от цепкого «немого». Не успели мы отойти на десяток шагов, как услышали за спиной неожиданно громкие голоса. «Глухонемые» от полноты чувств выматерились. Мой коллега был готов сделать то же самое. К нему всё же попытались забраться в карман. К счастью, карман был пуст.
Вещи мстят
Многие воровские поверья пришли к российским ворам из цыганской среды, со странным смешением полного безверия и склонностью к суевериям.
По старым воровским поверьям, вещи владельца, который погиб в их присутствии, могут приносить несчастье. Золото и драгоценности, добытые насильственным путём, никогда не приносят удачи. Для кого это может быть и пустой звук, но в древности преступники обычно закапывали добытое грабежом в землю, чтобы освободить их от влияния бывшего владельца. Но и эта предосторожность далеко не всегда спасала воров от возмездия.
Современный исследователь-экстрасенс Валерий Юрьев считает, что «сильно влияние биополя сказывается на различных предметах, длительное время служивших человеку и особенно на его личных вещах. В случае перехода к новому владельцу эти предметы могут оказать благоприятное или неблагоприятное действие, в зависимости от того, какое влияние было оказано на них биополем хозяина. Патологичным полем обладают вещи, отнятые у хозяев».
Экстрасенсы для кого авторитет, а для кого и нет. Но по тюрьмам и каторгам разные ходят истории про то, как жестоко иной раз вещи мстят. Слышал я, как один душегубец не удержался при воровстве от мокрухи. Прикончил всполошившуюся бабушку и унёс её побрякушки. Но вся штука в том, что не смог он украденное продать. Отказывались от драгоценностей даже самые клятые барыги. Что-то было в них такое, что заставляло цепенеть от страха. Красивы были цацки, дороги, но…
Отчаявшемуся вору стали сниться жуткие сны. Просила представившаяся бабушка отнести вещички на могилку. Пугать не пугала, но снилась каждую ночь и жалобливо скулила. Кончилось дело тем, что нашли вора на кладбище, на могилке бабушки. Дикий страх навек отпечатался в его глазах.
Когда-то воры считали, что бывает неправедное воровство. И хотя это кажется странным, имело поверие свой смысл. Нельзя забирать последнее, смертельно опасно грабить церкви и всяческую колдовскую нечисть. В одной деревеньке рассказывали мне, как один забулдыга обобрал местную ведунью. Крута была характером бабка, грешили на неё, что делом нечистым занимается, но доподлинно не знал никто. Мало ли что, народ завистлив — оговорили. Но уверились в том, что не зря шла молва, когда увидели, как через всю деревню полз с остекленевшими глазами горе-вор к хате ведуньи. Что она ему сказала, не знает никто, но вернулся обратно мужик и, бросив двор, сгинул, будто и не было его.
В старину был запрет на некоторые вещи, которые брать из чужого дома не под каким видом нельзя. Скажем, зеркало. Предмет особенный, связанный с десятками примет. А уж историй про зеркало много, причём по большей части историй мрачных.
Рассказывали мне про одного дальневосточника, перебравшегося в Москву. Вступил он в один из столичных кооперативов, и пока ждал, когда закончится строительство дома, снял квартиру. В дальней комнате съёмной квартиры висело средних размеров зеркало. Оно не было особенно старинным, сделали его в годах двадцатых. Купил его в те годы молодой офицер, отец нынешнего хозяина жилья. Офицер тот сделал карьеру, да весьма не простую, в НКВД. К концу сороковых получил он звание полковника… Бравый был служака, не знал жалости к врагам народа. Зеркало в те времена висело в передней и, отправляясь на службу, полковник любовно разглядывал в нём себя, сдувал пылинки с мундира. В пятьдесят третьем его из органов выгнали. Заметим, что удачно, многие из его начальства отправились в расход. Но видимо, было от чего мужику печалиться, запил он. В качестве собутыльника определил отставной офицер своё любимое зеркало. Пил, что-то говорил своему зеркальному двойнику, чокался. В один из дней своего запоя полковник застрелился — перед зеркалом. Оставил записку, где коротко отозвался, что он думает о жизни.
Парня-дальневосточника никто в ту историю не посвящал, дело-то семейное. Но прожил парень в квартире неполный месяц. Тошнотворный запах побеспокоил соседей. Приехала милиция. Квартирант лежал в дальней комнате — прямо перед зеркалом. Голова его была неестественно вывернута. Собственно, именно это и стало причиной смерти. Следов борьбы криминалисты в квартире не обнаружили. Окна не вскрывались, а дверь была заперта изнутри на засов. Зеркало же помутнело.
Позже, по рассказам хозяев, с зеркалом происходили вещи в высшей степени странные. Оно иногда не отображало подходивших к нему людей. Один раз жена сына застрелившегося полковника увидела в нём жуткую картину. В зеркале отобразилась обстановка соседней комнаты: старый, давно уже выброшенный стол и явно мёртвый человек за ним с простреленной головой. Медики списали это явление на впечатлительность женщины. Зеркало же выбросили от греха подальше.
Природа зеркала издавна считалась мистической. Да, оно отображает окружающий мир, но на свой лад, зеркально. Бывают моменты, когда нам кажется, что отображение совсем незнакомо, и в зеркале мы видим не себя, а некоего двойника. И уж совсем преображается мир, когда есть две свечи и два зеркала, расставленных в соответствии с древней гадательной инструкцией. И тогда, если долго смотреть в зеркало, в конце бесконечного коридора появляются образы прошлого или будущего.
О появлении зеркал существует довольно мрачная легенда. Однажды некий монах решил проверить Священное Писание. Сказано ведь: «Просите и дастся вам». Он и отправился просить, да не куда-нибудь, а к царю. И просить не что-нибудь, а руки дочери его. Повелитель был столь изумлён наглостью просьбы, что рассказал о ней дочери. Принцесса в ответ молвила, что будет готова выйти за монаха при условии, что принесёт он вещь, в которой она увидит себя с ног до головы.
Что делать, монах согласился. Долго он бродил по лесам и пустыням, пока не встретил Дьявола, запечатанного крестом в рукомойнике. А тот давай его искушать, пообещал выполнить всё, что монах пожелает. Снял монах крест с рукомойника. Сдержал Дьявол своё слово и подарил монаху диво — зеркало. Принёс он его принцессе, но жениться отказался, ибо был на нём грех, который надо долго отмаливать. Вскоре по дьявольскому образцу было изготовлено много зеркал, цена коих была велика. Со временем зеркала, множась, вошли в наш обиход.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.