ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. «ЖИВАЯ ЭТИКА КАК СЕКТА».
1. "АГНИ-ЙОГА"- ЭТИКА ИЛИ РЕЛИГИЯ?
2. СЕКТА ИЛИ "СИНТЕЗ ВСЕХ РЕЛИГИЙ"?
3. "ЖИВАЛ ЭТИКА " И НАУКА
4. НЕЛЕГАЛЫ
5. "ЖИВАЯ ЭТИКА " В ШКОЛЕ
II. ПУТЬ К ПУСТОТЕ.
6. РЕЛИГИЯ СЕБЯ
7. БОГ БИБЛИИ И ПАНТЕИЗМ.
8. ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА.
9. ИГРЫ С ЛЮЦИФЕРОМ
1О. ЯЗЫЧЕСТВО И "РЕЛИГИЯ КОСМОСА
11. РЕРИХИ И ДУХИ
III. ОККУЛЬТНАЯ ТЕОКРАТИЯ.
12. ШАМБАЛА ЗИЯЮЩАЯ
13. ОККУЛЬТНЫЙ РАСИЗМ
14. ОККУЛЬТНЫЙ КОММУНИЗМ
15. БОГ И БОГИ
16. ЗА ЧТО ПРЕСЛЕДОВАЛИ ХРИСТИАН В ЯЗЫЧЕСКОМ МИРЕ
17. О НАШЕМ ПОРАЖЕНИИ
IV. БУДДИЗМ И ХРИСТИАНСТВО.
18. ЕСТЬ ЛИ ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ В БУДДИЗМЕ?
19. ПРОКЛЯТИЕ САНСАРЫ
2О. НИРВАНА И ЦАРСТВО БОЖИЕ
21. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ И БУДДИЗМ
22. КАРМА И ПОКАЯНИЕ
23. "ДИАГНОСТИКА КАРМЫ" И ДИАГНОСТИКА СОВЕСТИ
Сначала я хотел бы обратиться к тем, кому Рерихи не интересны.
Эта книга написана на тему "теософия и христианство". Это означает, что в ней речь идет не только о теософии, но и о христианстве. Из оглавления достаточно ясно видны главы, в которых можно ожидать изложения христианского мировоззрения.
Кроме того, тем людям, у кого нет сомнения в том, что оккультное учение Рерихов носит религиозный характер, я бы советовал пропустить первую часть и начать читать книгу с шестой главы. Именно со второй части начинается собственно философское сопоставление христианства и оккультизма — а, значит, речь уже пойдет не только о Рерихах, но и о том, что бесконечно важнее их "Агни Йоги": о христианстве и о том, чем отличается христианство от язычества.
Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.
Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле — природный враг христианства. Как, например, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь — значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов — значит, было от чьих зубов защищаться.
Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полемические сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.
Теософия начала христианской эры носила имя гностицизма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятилетий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнесся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по меркам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостольские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостояли все христианские авторы I-III веков. И в полемике с оккультистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа. Гностицизм был побежден и исчез с поверхности исторической жизни. И многое в христианстве стало непонятным — ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.
Сейчас этот оппонент вновь явлен. И мы по-новому можем оценить христианство...
Почему среди моря оккультных школ были избраны для сопоставления с христианством именно Рерихи? Ведь прямых последователей учения Рерихов не так уж и много в России. К счастью, да. Но оккультизм в целом, в совокупности многих сотен своих школок и секточек, весьма многочислен и активен. И среди многочисленных российских оккультистов немногочисленная школа рериховцев, пожалуй, самая большая и самая известная. С оккультизмом как таковым, с оккультизмом "вообще" спорить слишком трудно. Покажешь, что некоторое утверждение некоего оккультного автора и ненаучно, и не слишком совершенно с точки зрения нравственности, — а остальные оккультисты скажут: "Ну, так это же нас не касается. Для нас критикуемый вами автор никак не авторитетен. Вы бы ознакомились с книгами именно нашей группы!".
Поэтому для постоянного диалога нужно выбрать такую оккультную школу, которая достаточно определенна в своих взглядах, которая не считается периферийной или "еретической" в большинстве других оккультных течений, которая изложила свои взгляды письменно и в которой завершен процесс формирования канонически значимых вероучительных текстов.
Этим требованиям отвечают учение основательницы теософии Е. П. Блаватской и тесно связанное с нею учение "Живой Этики" Рерихов. Эти фигуры никак не назовешь периферийными в оккультизме. И способ их мышления, и основные черты их мировоззрения являются общими для основного круга современных оккультных течений.
Поэтому через сопоставление учения Блаватской и Рерихов с христианством можно получить выводы, значимые и для анализа большинства других современных оккультно-эзотерических групп.
* * *
В предлагаемой книге два тома. Первый больше говорит о теософии, чем о христианстве. Но очевидно, что было бы невозможно ограничиться лишь критикой оккультизма. Необходимо дать хотя бы краткое, позитивное изложение православного миропонимания. Поэтому второй том излагает те стороны христианского вероучения, которые более всего искажаются оккультистами.