Предисловие
Чтение этой книги нельзя назвать приятным времяпрепровождением, поскольку она лишает человека такого мощного оправдания своих нерешенных проблем, как болезнь. Мы хотим показать, что больной человек - отнюдь не невинная жертва несовершенства природы, он сам несет ответственность за все, с ним происходящее. При этом мы не имеем в виду ни вредные вещества, которыми отравлена окружающая среда, ни цивилизацию, ни образ жизни, традиционно считающиеся виновниками заболеваний. Мы хотим выдвинуть на передний план сущностный аспект болезни. С этой точки зрения симптомы представляют собой форму физического выражения психических конфликтов и, следовательно, способны высветить все проблемы пациента. В первой части книги речь идет о теоретических предпосылках и философии болезни.
Мы настоятельно рекомендуем, прежде чем приступать к чтению второй части, внимательно, может быть, даже несколько раз прочитать первую часть.
Наиболее распространенные симптомы болезней рассматриваются во второй части двояко: как символы, которые нужно научиться понимать, и как формы выражения психических проблем. Перечень наиболее распространенных проявлений симптомов, предлагаемый в конце книги, даст вам возможность в случае необходимости быстро найти нужные страницы. Но основная наша цель — раскрыть перед читателями новые горизонты познания, научить их самостоятельно распознавать и интерпретировать различные симптомы-символы, делая соответствующие выводы.
Кроме того, мы использовали разговор о болезни как повод поговорить с читателем о некоторых мировоззренческих проблемах, выходящих за узкие рамки обозначенной нами темы. Эта книга - несложная, но при этом не настолько простая и банальная, как может показаться тому, кто не понимает сути нашей концепции. Это не «научная книга», поскольку в ней отсутствует «научное изложение». Она написана для тех, кто готов идти вперед, вместо того чтобы сидеть на обочине, пытаясь бесцельно жонглировать не связанными между собой разрозненными предметами. У людей, стремящихся к просветлению, нет времени на науку - им нужны знания. У книги будет много противников - но, тем не менее, мы надеемся, что она попадет в руки и к таким людям (сколько бы их ни оказалось), которые поймут, что она в состоянии оказать им реальную помощь, и захотят использовать полученную информацию. Именно для них мы ее и писали.
Мюнхен, февраль 1983 г.
Авторы
Часть 1. Теоретические предпосылки для осознания болезни и методов ее лечения
1. Болезнь и симптомы
Человеческий разум
Не в состоянии охватить истинные наставления.
Но если вы сомневаетесь
И не понимаете,
Пожалуйста, можете вступить со мной В дискуссию.
Йока Даиши, «Шодока»
Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам, восторженным дилетантам, свидетельства своего граничащего с чудом могущества. Но в хоре, прославляющем науку, все громче звучат голоса скептиков. Многие предпочитают доверить свое здоровье не академической медицине, а знахарям и гомеопатам. Поводов для критики у скептиков достаточно: негативные побочные эффекты приема лекарств, изменение симптоматики (когда одни проявления болезни как бы стираются, а другие ведут себя «нетипично». - Прим. ред.), негуманный подход, дороговизна и многое другое.
Интересны не столько аргументы критики, сколько сам факт ее существования, ведь прежде чем стать конструктивной, она должна была пройти эмоциональный этап, этап возникновения ощущения, что не все в порядке, что проторенный путь, хотя и приближает к заветной цели, никогда не приведет к ней. Подобное непочтительное отношение к медицине объединяет многих, в том числе и некоторых молодых врачей. Одни видят выход в замене химических препаратов натуральными растительными снадобьями, другие - в исследовании излучения Земли на организм человека. Кто-то преклоняется перед гомеопатией. Сторонники акупунктуры требуют при изучении организма отойти от его физического строения и обратиться к энергетическому. Если собрать все нетрадиционные методы и точки зрения, то можно говорить об общем стремлении не терять из виду человека в целом, рассматривая его как телесно-душевное единство. Сейчас уже всем ясно, что академическая медицина не рассматривает самого человека. Философии медицины, как и раньше, уделяется очень мало внимания. Безусловно, медицина должна существовать прежде всего в виде конкретных практических действий, но в любом действии - вольно или невольно - отражается лежащая в его основе философия. Современная медицина терпит фиаско не из-за недостатка действий, а из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем, которая помогла бы сделать эти действия осмысленными. Медицинские действия до сих пор были ориентированы только на принцип действенности и эффективности, отсутствие же содержательного аспекта привело к тому, что ее стали критиковать за «бесчеловечность».
В своей книге мы хотим по-новому подойти к проблеме болезни и ее лечения, оставив в стороне все привычные, считающиеся незыблемыми ценности и наработки в этой области. Такая позиция делает наши намерения, можно сказать, опасными, потому что нам придется переступить через многие запреты и табу, наложенные обществом. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что делаем шаг, который развивающаяся в совершенно ином направлении сегодняшняя медицина за нами повторять не будет.
Поэтому мы обращаемся, прежде всего, не к медицине в целом, а к тем отдельным людям, чьи личные взгляды предвосхищают коллективное (увы, несколько заторможенное) развитие.
Событие само по себе не имеет никакого смысла. Смысл его становится ясным только при анализе, позволяющем осознать, почему и, главное, зачем оно произошло. Так, например, увеличение столбика ртути в стеклянной трубочке само по себе ни о чем не говорит, но если рассматривать его как следствие повышения температуры, оно приобретет значение и смысл. Если люди не будут правильно истолковывать события, происходящие в мире и в собственной судьбе, их жизнь тоже станет совершенно бессмысленной и не имеющей никакого значения. Чтобы иметь возможность что-то объяснить себе и другим, необходима определенная «система координат», позволяющая увидеть то, что именно следует осознать. И лишь когда видимый мир форм «превратится в уравнение» (Гете), он наполнится для людей значением и смыслом.
Подобно тому, как буквы и цифры являются формальными носителями скрывающихся за ними идей, все видимое, конкретное и функциональное представляет собой выражение некоей идеи и является посредником на пути к невидимому. Упрощенно эти две области можно обозначить как форму и содержание. Содержание находит свое воплощение в форме, которая только тогда и приобретает значение. Ярче и образнее всего это проявляется в искусстве. Ценность картины определяется не стоимостью полотна и красок, но материальные составляющие картины являются посредниками и носителями внутренней идеи художника. Холст и краски дают возможность увидеть невидимое и представляют, таким образом, физическое выражение внутреннего, метафизического содержания.
Мы приводим такие простые примеры, пытаясь перекинуть мостик к методам, используемым в данной книге при рассмотрении проблемы болезни и лечения. Сознательно и целенаправленно мы покидаем область, занятую «научной медициной», не претендуя на «научность», поскольку у нас совсем другие точки отсчета. Именно поэтому наше видение и понимание болезни не могут опровергнуть ни научная аргументация, ни критика. Мы намеренно выходим за научные рамки, потому что они ограничены функциональным уровнем и препятствуют постижению смысла. Предлагаемый нами способ не годится прирожденным рационалистам и материалистам, он рассчитан на тех людей, которые готовы идти непроторенными (и не всегда логичными) тропами. Хорошими помощниками в подобном путешествии по человеческой душе могут стать образное мышление, фантазия, ассоциации, ирония и способность понимать то, о чем говорится между строк. На этом пути не в последнюю очередь вам понадобится способность воспринимать парадоксы явлений и не стремиться к однозначности трактовок чего-либо.
И язык официальной медицины, и обыденная речь говорят о разнообразных заболеваниях. Эта ошибка ярко демонстрирует непонимание самого понятия «болезнь». Слово «болезнь» можно использовать только в единственном числе — множественное число так же бессмысленно, как и множественное число слова «здоровье» («здоровья»). И болезнь, и здоровье - явления, связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов и частей тела, как это принято в современном языке. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания. Оно ничего не делает само по себе, в этом можно убедиться, посмотрев на труп. Функционирование тела живого человека возможно только благодаря тем нематериальным явлениям, которые мы чаще всего называем сознанием (душой) и жизнью (духом). Сознание - это информация, которая отражается в теле и становится видимой. Оно относится к телу так же, как радиопрограмма к приемнику. Поскольку сознание имеет самостоятельную нематериальную природу, то оно, естественно, не является продуктом тела и не зависит от его существования.
То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины (по-гречески картина называется Eidoon и, следовательно, соответствует понятию «идея»). Пульс и сердце следуют определенному ритму, температура тела есть величина постоянная, железы вырабатывают гормоны, образуются антигены. Все эти функции невозможно объяснить только существованием материи, они зависят от соответствующей информации, источником которой является сознание. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Его мы называем здоровьем. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.
Болезнь - это отсутствие гармонии, сбой в ранее установленном, хорошо сбалансированном порядке. Позже мы увидим, что под другим углом зрения болезнь - это, собственно говоря, попытка восстановить нарушенное равновесие.
Разрушение гармонии происходит в сознании на уровне информации и только потом проявляется в теле. Значит, тело представляет собой уровень проявления всех процессов и изменений, происходящих в сознании. Так же, как материальный мир является лишь сценой, на которой происходит игра идей-символов духовного мира, «превращающихся в уравнение», материальное тело является сценой для образов сознания. Если в нем господствует какой-то дисбаланс, он все время будет выражаться в виде телесных симптомов. Поэтому ошибочно утверждать, что болеет тело - болеть может только человек, но это болезненное состояние проявляется в теле по-разному. Болезнь можно сравнить с трагедией, а тело - с подмостками, на которых она исполняется.
Симптомов может быть много, но все они - выражение одного и того же процесса, который происходит в сознании и который мы называем болезнью. Тело не может существовать без сознания, но без него оно не может и заболеть. Нужно иметь в виду, что мы не говорим об общепринятом делении болезней на соматические, физические и душевные. Такая концепция только мешает понять, что такое болезнь.
Противопоставление «соматическое-физическое» абсолютно не пригодно для определения причины возникновения болезни, а древнее понятие «душевная болезнь» только вводит в заблуждение, потому что дух заболеть не может - в данном случае речь идет о симптомах на психическом уровне, то есть в сознании человека.
В этой книге мы попытаемся представить единую картину болезни, при которой противопоставление «соматическое-психическое» затрагивает, в лучшем случае, уровень более частого проявления симптома.
Наше противопоставление понятий «болезнь» (характеристика состояния сознания) и «симптом» (характеристика состояния тела) отходит от анализа того, что происходит в теле, приближаясь к пока еще непривычному в этом смысле изучению уровня психического. Врач похож на театрального критика, который, ругая не понравившуюся ему постановку, чаще всего обрушивается на слабую режиссуру, плохие декорации или актерскую игру. Мы же, выступая здесь скорее как теоретики драмы, интересуемся исключительно содержанием и качеством пьесы.
Если в теле человека проявляется какой-то симптом, он в большей или меньшей степени привлекает к себе внимание и нарушает непрерывность жизненного пути. Симптом - это сигнал, на который направлены интерес и энергия человека и из-за которого нарушается привычный ход событий. Хотим мы того или нет, но к симптому мы относимся уважительно. Рассматриваем это, пришедшее якобы извне изменение как помеху и стараемся его устранить. Человек не хочет, чтобы ему мешали, поэтому он начинает активную борьбу с симптомом. Так симптом практически всегда добивается того, чего хотел, - чтобы им занимались.
Со времен Гиппократа медицина пытается убедить больного, что возникновение симптома - это событие в большей или меньшей степени случайное, его причины следует искать в процессах работы организма. Именно их и изучает официальная медицина. Она делает все возможное, чтобы избежать необходимости объяснять эти симптомы, превращая, таким образом, и симптом, и саму болезнь в нечто незначительное. Но ведь симптом, посылаемый сознанием как сигнал, несущий какую-то важную информацию, перестает при этом выполнять свою основную функцию.
Для наглядности обратимся к такому примеру. На передней панели автомобиля находится множество контрольных лампочек, они загораются, когда в работе какой-нибудь важной системы автомобиля происходит сбой. Если во время движения зажигается одна из лампочек, мы, как правило, не испытываем от этого никакого удовольствия, понимая, что придется остановиться. Несмотря на вполне понятное чувство досады, никто не обижается на лампочку, ведь она только сообщает нам о неполадке в работе машины. Загоревшуюся лампочку мы воспринимаем как сообщение о необходимости обратиться к автомеханику и устранить неполадку, чтобы можно было спокойно ехать дальше. Но представьте, как бы мы рассердились, если бы приехавший автомеханик просто вывернул эту лампочку, хотя, обращаясь к нему, мы именно того и хотели - чтобы она больше не горела. В данном случае мы твердо понимаем: важнее устранение причины возникновения сигнала, а не его отсутствие.
Симптом тоже играет роль контрольной лампочки, являясь видимым выражением незримого процесса. Он подает сигнал о необходимости прервать намеченный путь и выяснить, что же не в порядке. Сердиться на него не менее глупо, чем обижаться на лампочку, стремиться же «вывинтить» его - просто абсурдно. Не нужно пытаться помешать его появлению, нужно сделать так, чтобы он просто не понадобился. Следует отвести свой взгляд от симптома и попытаться заглянуть глубже, научиться понимать, на что же он указывает.
Основная проблема академической медицины заключается в неспособности сделать этот шаг, поэтому она отождествляет симптом с болезнью, не умея отделить форму от содержания.
С большой помпой, используя многочисленные технические приспособления, мы лечим органы и части тела - но не самого заболевшего человека. Мы стремимся в конце концов научиться предотвращать возникновение симптомов, не задаваясь вопросом, насколько это возможно и необходимо. Удивительно, как мало объективная реальность влияет на этот процесс. С момента появления так называемой современной научной медицины количество больных не уменьшилось и на долю процента. Изменились только симптомы. Этот факт, способный, казалось бы, отрезвить любого, старательно затушевывается с помощью статистических данных. Так, например, мы гордо оповещаем о победе над инфекционными заболеваниями, ни словом не упоминая, что других симптомов за это время стало гораздо больше.
Честной статистика станет только в том случае, если будет принимать в расчет не исчезновение тех или иных симптомов, а соотношение процента больных и здоровых людей. А оно в целом не изменилось и не собирается меняться в ближайшем будущем. В человеческом бытии болезнь укоренилась так же глубоко, как смерть, - ее не уничтожить парой безобидных медицинских трюков. Если бы мы смогли почувствовать все величие болезни и смерти, то, наверное, поняли бы, насколько смешны наши попытки справиться с ними с помощью таблеток и процедур. Но ведь, с другой стороны, можно спасать и свои иллюзии, принижая болезнь и смерть, низводя их до чисто функционального состояния, наполняясь, таким образом, верой в собственное величие и могущество.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что болезнь есть состояние человека, которое указывает на то, что его сознание не в порядке, что нарушена гармония. Эта потеря внутреннего равновесия проявляется в теле в виде симптомов. Симптом является сигналом, который прерывает устоявшееся течение жизни и заставляет обратить на себя внимание, чтобы донести информацию о том, что человек болен, что у него нарушен баланс внутренних душевных сил, что с ним что-то произошло.
«Что с вами произошло?» - спрашивали раньше больного. Ответ же всегда касался не причин, а следствия: «Мне больно». Сегодня упростился и вопрос: «Что у вас болит?» Сугубо разные по сути вопросы: «Что произошло?» и «Что болит?» - очень показательны. И тот, и другой обращены к больному. С больным что-то произошло, точнее говоря, что-то произошло с его сознанием - если бы не это, он был бы здоров, то есть совершенен. Если для совершенства ему чего-то не хватает - он нездоров. Это состояние и проявляется в виде симптомов, свидетельствующих о нехватке чего-то важного на уровне сознания.
Если человек осознал разницу между болезнью и симптомом, его отношение к болезни резко меняется, так же как и поведение. Симптом перестает быть для него заклятым врагом, которого необходимо победить и уничтожить. Он превращается в партнера, способного помочь найти то, чего так не хватает для полного выздоровления, становится учителем, развивающим сознание человека и проявляющим беспощадность, если тот недостаточно уважительно относится к высшим законам. У болезни всего одна цель — помочь нам стать здоровыми.
Симптомы могут подсказать, чего нам не хватает на пути к выздоровлению, но только при том условии, что мы научимся понимать их язык. Задача этой книги - помочь вспомнить, о чем они говорят. Мы сознательно используем глагол «вспомнить», потому что язык этот существует давным-давно и изобретать здесь абсолютно нечего. Язык, на котором мы говорим о симптомах, «психосоматичен»: ему прекрасно известно о взаимосвязи тела и психики. Если мы вспомним об этой взаимосвязи, услышим и то, о чем с нами говорят симптомы. А они могут сказать больше, чем люди, и их информация будет значительно важнее, ведь это наши самые интимные партнеры. Они знают нас лучше, чем кто бы то ни было.
Эти партнеры общаются с нами столь честно, что не обижаться на их суждения довольно тяжело. Самый лучший друг никогда не отважится высказать слишком неприглядную правду прямо в лицо. Симптомы же делают это постоянно. Поэтому неудивительно, что мы разучились воспринимать их язык, — приятнее жить, заткнув уши и закрыв глаза, чем слушать о себе гадости! Но даже если мы предпочитаем быть глухими и слепыми, симптомы никуда не исчезают, мы всегда с ними связаны.
Если мы осмелимся прислушаться к их голосам и начнем с ними общаться, они смогут стать нашими проводниками на пути к полному выздоровлению. Они скажут, чего нам действительно не хватает, произнесут вслух то, о чем мы только неосознанно подозревали, и дадут шанс научиться существовать так, чтобы в дальнейшем они больше никогда не понадобились.
Это имеет свое выражение и на уровне языка. Когда мы говорим, что человек исцелился, подразумеваем, что он стал цельным, совершенным. Лечение (путь к исцелению) есть приближение к состоянию здорового человека, к цельности его сознания, которое называется просветлением. Лечение состоит в присоединении того, чего человеку не хватает, оно невозможно без расширения сознания. Болезнь и исцеление - слова, обозначающие два полюса состояния сознания. Они не могут применяться по отношению к телу. Тело, как мы уже говорили, не может быть ни больным, ни здоровым. В нем только отражаются соответствующие состояния нашего сознания.
Уже в этом пункте можно критиковать академическую медицину. Она говорит о выздоровлении, игнорируя тот единственный уровень, на котором оно возможно. Мы не хотим ни критиковать медицинскую практику, ни считать ее панацеей от всех бед. Практика ограничивается мероприятиями, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Это вмешательство только на материальном уровне. А на этом уровне медицина на удивление хороша; полностью отрицать ее методы можно только до тех пор, пока они касаются лично вас, говорить за других ни в коем случае нельзя. Каждый должен решать для себя сам, насколько он верит в то, что мир можно изменить чисто практическими методами. Если человек понимает, что такой подход - иллюзия, игра разгадана, и продолжать ее необязательно. Но никто не имеет права запрещать играть другим, ведь сосуществование с иллюзиями - тоже способ развития!
Итак, для нас важно не столько то, что делают врачи, сколько степень осознанности этого действия. Если вы поняли нашу точку зрения, то вам ясно, что критика касается в равной степени и академической, и нетрадиционной медицины, которая использует более естественные и менее вредные методы, но страдает тем же отсутствием философской концепции. Путь человека - это путь от нездоровья к здоровью, который проходит через выздоровление. Болезнь не является неприятной помехой на этом пути, ибо она сама - путь. Чем сознательнее мы к ней относимся, тем лучше она выполняет свои задачи. Наша цель - не борьба с болезнью, а ее использование. Чтобы этому научиться, нужно начать издалека.
2. Полярность
Иисус сказал им:
«Если вы двое станете одним, и если вы превратите внутреннее во внешнее, а внешнее во внутреннее, сделав верх низом, если мужское и женское станет одним, если мужское перестанет быть мужским, а женское женским, если вы будете смотреть на мир одними глазами и оставлять на земле одни следы, то тогда вы попадете в царство Божие».
Евангелие от Фомы, лог. 22
Мы вынуждены обратиться к несколько сложной для восприятия теме, к теме полярности, ибо это - важная предпосылка к пониманию всей книги. Разговор о полярности никогда не бывает лишним, потому что это центральная проблема бытия.
Говоря «Я», человек отграничивает себя от всего, что он воспринимает как «не Я», то есть «Они». Таким образом, он автоматически становится пленником полярности. «Я» связывает его с миром противоположностей, который распадается не только на «Я» и «не Я», но еще и на внутреннее и внешнее, мужское и женское, правильное и неправильное и т. д. Эго человека не дает ему возможности в какой бы то ни было форме воспринимать, осознавать или представлять себе единое и целостное. Сознание раскладывает все сущее на пары противоположностей, которые при соответствующих условиях начинают восприниматься как конфликты. Они вынуждают нас проводить различия и принимать решения. Разум постоянно оказывается занят тем, что раскладывает действительность на все более мелкие детали и проводит между ними различия. Для абсолютного здоровья необходимо, чтобы ничто не отсутствовало. Поэтому, говоря чему-то «да», а чему-то противоположному - «нет» (то есть, исключая нечто), мы тем самым закрепляем свое нездоровье. Можно использовать еще более точную формулировку: болезнь есть полярность, а выздоровление — преодоление ее.
За противоположностями, которые кажутся нам несовместимыми, скрывается единство, Нечто, в котором они не различаются. Эту область бытия называют Космосом, который охватывает все, поэтому вне Космоса, вне этого единства не может быть ничего. В единстве нет ни изменений, ни переходов, ни развития, потому что оно существует вне времени и пространства. Всеобщее единство находится в вечном покое, это Бытие в чистом виде, оно бесформенно и бездейственно. Может быть, вам бросилось в глаза, что все высказывания, касающиеся единства, содержат отрицание: вне времени, вне пространства, без изменений, без границ.
Любое высказывание без отрицания касается нашего делимого на части мира и не может относиться к единству. С этой точки зрения, для нашего состоящего из одних противоположностей сознания единство является Ничем. Такая формулировка на самом деле абсолютно верна, но нередко вызывает у людей негативные ассоциации. Особенно часто разочарованными оказываются жители западных стран, стоит им только узнать, что, например, нирвана (идеальное состояние сознания в восточной философии) означает «ничто» (буквально - «загасить»). «Я» человека всегда стремится иметь что-нибудь, находящееся вне его, и плохо реагирует на необходимость «угаснуть» для того, чтобы стать «единым с чем-то целым». В единстве Космоса Все и Ничто совпадают. Ничто отказывается от формы и самовыражения, лишаясь, таким образом, полярности. Основа Бытия - Ничто. Это единственное, что действительно существует, без начала и без конца, от Вечности к Вечности.
На единство можно ссылаться, но трудно представить, если не развить в себе способность хотя бы на короткое время преодолевать полярность сознания специальными упражнениями, используя технику медитации. Описать его словами невозможно, не поддается оно и мыслительному анализу, потому что такая предпосылка, как наличие противоположностей, необходима для нашего мышления. Познание немыслимо без полярности, без деления на субъект и объект, на познающего и познаваемое. В единстве же нет познания, есть только Бытие, в нем затухают все стремления и желания, гаснет движение, потому что нет ничего внешнего, к чему можно было бы тянуться. Это древний парадокс, согласно которому полным может быть только Ничто.
Наше же сознание полярно, и именно оно наделяет полярностью мир, чтобы сделать его доступным своему пониманию.
Законы полярности можно рассмотреть на конкретном примере дыхания. Именно оно дарит нам первый опыт полярности. Вдох и выдох постоянно, в определенном ритме сменяют друг друга. Ритм - это постоянная смена двух полюсов, основной образец самой жизни. Физика утверждает, что любой процесс можно свести к колебанию. Разрушая ритм, мы разрушаем саму жизнь. Не сделав выдоха, вы не сможете сделать вдох. Вдыхаемый поток существует за счет выдыхаемого.
Ничто не может существовать без своей противоположности, один полюс возможен только при наличии другого. Другой элементарный пример - электричество. Оно образуется за счет напряжения, возникающего между двумя полюсами. Уберите один из полюсов, и электричества не будет.
Обратите внимание на старое, хорошо известное изображение. Оно прекрасно иллюстрирует, что такое полярность: передний план - задний план, или еще более конкретно: лица - ваза. Что вы увидите, зависит от того, какой цвет будете воспринимать в качестве заднего плана, черный или белый. Если в качестве заднего плана вы выбираете черное поле, белое автоматически выступает вперед, и вы видите вазу. Но восприятие изменяется, стоит только принять в качестве заднего плана белое поле. На переднем плане появляются два черных профиля. Это оптическая шутка, которая наглядно демонстрирует, что происходит с нами при изменении угла восприятия. Оба элемента (лица и ваза) равноправны, но требуют от наблюдателя решения «или - или». Мы видим или вазу, или лица. Воспринимать оба аспекта одновременно невозможно или, по крайней мере, очень трудно.
Данный фокус - хороший мостик для понимания полярности. Черное поле зависит от белого, и наоборот. Если убрать один из полюсов (неважно, черный или белый), то пропадут оба аспекта, а с ними и вся картинка. Черное существует за счет белого, передний план - за счет заднего, точно так же, как вдох за счет выдоха или положительный полюс электричества за счет отрицательного. Такой высокий уровень взаимозависимости противоположностей говорит о том, что за полярностью скрывается единство, которое мы не в состоянии воспринимать в его одновременности, а потому вынуждены рассматривать его полюса по отдельности.
Именно здесь и рождается Время - вечный обманщик, существующий только благодаря полярности нашего сознания.
Итак, полярности есть не что иное, как два аспекта одного и того же реально существующего единства. Рассматривать их одновременно мы не можем, и только от нас самих зависит, какую сторону медали мы захотим увидеть.
Но противоположности немыслимы друг без друга. Пример тому - природа светового луча, по поводу которой некогда существовали две, казалось бы, взаимоисключающие точки зрения. Одна из них базировалась на волновой теории, другая - на корпускулярной. Если свет состоит из волн, то он не может состоять из частиц, и наоборот. Или - или. Но теперь нам известно, что это неправильно: свет - это и волна, и поток атомов. Или, говоря по-другому, это не только волна и не только поток атомов. Свет представлен в своем единстве и недоступен для полярного сознания человека.
Полярность подобна двери, с одной стороны которой написано «Вход», а с другой - «Выход». Дверь - одна и та же, но она меняет свое назначение в соответствии с тем, с какой стороны вы к ней подходите. Для нас в любой момент актуален лишь один аспект ее бытия. Из-за необходимости раскладывать единство на аспекты и рассматривать их по очереди возникает время.
Одномоментность бытия превращается в последовательность при восприятии единства полярным сознанием. Но, так же, как за полярностью скрыто Единство, за временем скрывается Вечность. При этом следует иметь в виду, что Вечность мы рассматриваем как отсутствие времени, а не как длительный, никогда не кончающийся его поток.
Если обратиться к исторической грамматике разных языков, можно увидеть, как сознание, стремясь к познанию, делит на противоположности первоначальное единство. Представители древних культур лучше нас видели скрытое за полярностью единство. (На это обратил внимание Зигмунд Фрейд в своей работе «Противоположный смысл древних слов».) Латинское слово atus одновременно означает «высокий» и «глубокий». В древнегреческом языке pharmacon - это и «яд», и «лекарство». Полярность хорошо видна в английском слове without («без»), которое имеет два корня: «с чем-то» и «без чего-то», хотя в современном языке актуальность сохранило только одно из значений. В немецком языке характерным примером полярного значения однокоренных слов являются boese («злой»), bass («хороший» - в древневерхненемецком), Busse («покаяние») и buessen («каяться»). Подобный языковой феномен, заключающийся в том, что раньше для противоположных понятий (например, «хороший» и «плохой») существовало только одно слово, наглядно демонстрирует общность, скрытую за полярностью (в русском языке ярким примером этого может служить исторически общий корень в словах конец и начало. - Прим. ред.).
Полярность сознания субъективно ощущается и за счет постоянной смены двух его состояний, имеющих четкие различия - сна и бодрствования. Мы воспринимаем их как внутреннее соответствие внешней полярности (день - ночь). Поэтому так часто говорится о «дневном» и «ночном» сознании или о «дневной» и «ночной» сторонах души. Тесно связано с полярностью и противопоставление надсознательного и бессознательного. Ту область сознания, которая проявляет себя ночью, выходя из наших снов, мы воспринимаем как бессознательное. Строго говоря, это не совсем удачное слово. Приставка «без» обозначает «отсутствие» (ср. безнравственный, безвкусный). Но «без-сознательность» - это совсем не «отсутствие сознания». Во сне активизируется другое сознание. А говорить о сознании, которого нет, вообще бессмысленно. Но почему же мы идентифицируем себя с дневным сознанием?
С тех пор как психология глубинных процессов получила достаточно широкое распространение, мы привыкли делить свое сознание на уровни, выделяя надсознательное и отграничивая его от подсознательного и бессознательного.
Деление на верх и низ соответствует символическому восприятию пространства, когда небо и свет ощущаются как верхний полюс, а земля и тьма - как нижний. Если мы представим эту модель графически, то получим следующую фигуру:
1. ограниченное
2. субъективное
3. «Надсознание»
4. «Подсознание»
5. «Неосознанное»
6. объективное
7. неограниченное
Круг символизирует всеобъемлющее сознание, которое безгранично и вечно. Окружность - это не граница, она символизирует то, что сознание является всеобъемлющим. Человек же ограничен своим «Я», поэтому возникает субъективное, ограниченное надсознание. У него нет доступа к космическому сознанию - оно неосознанно (этот уровень Юнг называет «коллективным бессознательным»). Разделительная линия между человеческим «Я» и всем остальным «морем сознания» не абсолютна - скорее ее можно назвать проницаемой с обеих сторон мембраной. Эта мембрана соответствует подсознанию. Здесь находится все то, что опускается из надсознания (забытое), и то, что поднимается из бессознательного, например, предчувствия, мечты, интуитивные ощущения, видения.
Если человек отождествляет свою личность только с надсознанием, проницаемость со стороны бессознательного становится очень низкой. Все бессознательное начинает рождать страх. Если же, наоборот, эта проницаемость высока, то она может привести к состоянию медиума. Но состояния просветления или космического сознания можно достичь только в том случае, когда человек отказывается от всяких границ, объединяя тем самым надсознание и неосознанное. Этот шаг означает уничтожение собственного Я. В христианской терминологии это звучит так: «Я (надсознательное) и Отец мой (бессознательное) едины».
Свое физическое выражение человеческое сознание приобретает в деятельности мозга, причем характерные только для человека способности проводить различия и иметь суждения связаны с работой коры головного мозга.
Полярность человеческого сознания находит свое отражение и в строении головного мозга. Как известно, мозг состоит из двух полушарий, связанных между собой так называемым мозолистым телом. Когда-то медицина пыталась бороться с некоторыми симптомами, например, с эпилепсией или сильной головной болью, делая хирургический надрез мозолистого тела, чтобы нарушить связь между полушариями.
Каким бы жестоким ни казалось подобное хирургическое вмешательство, практически никакой атрофии не происходило: выяснилось, что полушария представляют собой, по сути дела, два самостоятельных мозга, которые способны функционировать независимо. Проводилось тестирование пациентов, которым было проведено разделение полушарий. Оказалось, что полушария сильно отличаются друг от друга. Как известно, нервные пути располагаются перекрестно, так что правая часть тела человека связана с левым полушарием, и наоборот. Эксперимент показал следующее. Если тестируемому пациенту завязать глаза и дать в левую руку, скажем, штопор, то он не сможет сказать, как называется этот предмет, то есть он не в состоянии найти вербального соответствия предмету. В то же время для него не составляет труда использовать этот штопор. Ситуация принципиально меняется, если штопор дать в правую руку: пациент прекрасно знает, как называется предмет, но не в состоянии его использовать.
Подобно рукам, с противоположным полушарием связаны уши и глаза. В ходе одного из экспериментов пациентке с разделенными полушариями показывали различные геометрические фигуры, потом на поле зрения левого глаза (оно воспринималось только правым полушарием) проецировали изображение обнаженной фигуры. Пациентка краснела и хихикала, но на вопрос, что же она видит, ответила: «Ничего, кроме луча света». При этом она продолжала хихикать. Воспринимаемая правым полушарием картина вызвала определенную реакцию, которая не была сформулирована ни мысленно, ни вербально. Если запах воспринимается только левой частью носа, то происходит аналогичная реакция: определить характер запаха пациент не в состоянии. Еще одному пациенту показывали написанные слова, например «футбол», при этом левым глазом он видел одну часть слова, а правым другую. Пациент читал «бол», потому что правым полушарием не мог проанализировать графическое изображение «фут».
В дальнейшем эксперименты становились более сложными и совершенными, они привели к выводам, которые можно сформулировать следующим образом: полушария сильно различаются по своим функциям и возможностям. Левое полушарие можно назвать «вербальным», потому что оно отвечает за логику и структуру языка, за чтение и письмо. Все раздражители, существующие в этом мире, оно воспринимает аналитически и рационально. Оно воспринимает также и цифры, то есть отвечает за счет. С этим же полушарием связано и ощущение времени.
Для правого полушария характерны полярные левому способности: не анализ, а целостное восприятие комплексных связей, образцов и структур. Благодаря этому полушарию мы воспринимаем целостность, то есть образ, на основе его небольшой части (синтез). Оно отвечает за классификацию абстрактных понятий и обобщений, которых не существует на уровне осязаемых предметов. На передний план выступают аналогии и символы.
Правая половина мозга отвечает за картины и сны. Для нее недоступно восприятие времени.
В зависимости от того, каким видом деятельности занят в данный момент человек, доминирует левое или правое полушарие. Логическое мышление, чтение, письмо, решение математических задач активизируют левое полушарие. А слушание музыки, мечтания, воображение и медитация - правое. Здоровый человек получает информацию одновременно из обоих полушарий, поскольку через мозолистое тело происходит постоянный активный информационный обмен. Полярная специализация левого и правого полушарий полностью соответствует древнему эзотерическому учению. В даосизме это называется принципом единого Дао, который распадается на ян (мужское начало) и инь (женское начало). Герметическая (Традиция Гермеса Трисмегиста) традиция использует символы «Солнце» (мужское начало) и «Луна» (женское начало). Ян и Солнце символизируют активный, позитивный, мужской принцип, соответствующий психологической области дневного сознания. Инь и Луна отражают негативный, женский, пассивный принцип и соответствуют бессознательному.
Эти классические полярности легко переносятся на данные исследований мозга. Левое полушарие - ян, мужское, активное, надсознательное, ему соответствуют Солнце и «дневная» сторона души человека. Оно управляет правой, мужской стороной тела. А правое полушарие - инь, негативное, женское. Оно соответствует Луне, то есть «ночной» стороне души, и управляет левой стороной тела. Чтобы представить все сказанное более наглядно, давайте рассмотрим небольшую таблицу.
Современные течения в психологии уже начали разворачивать на 90° старую горизонтальную топографию сознания (по Фрейду) и заменили понятия надсознания и бессознания терминами «левое и правое полушария». Но это чисто формальный вопрос, который не меняет сути проблемы. И горизонтальная, и вертикальная топография есть иллюстрация древнего китайского символа «тай ши». Символ этот, называемый также «мандала инь-ян», представляет собой круг (целостность, единство), разделенный на белую и черную каплевидные формы, в каждой из которых присутствует точка противоположного цвета. В нашем сознании единое раскладывается на полярности, которые дополняют друг друга.
1. левое
2. ян
3. мозолистое тело
4. правое
5. инь
ЛЕВОЕ
логика
язык (грамматика, синтаксис)
чтение
письмо
счет
перечисление
дробление окружающей действительности
способность к математическим действиям
линейное мышление
зависимость от времени
анализ
интеллект
________
________
________
ПРАВОЕ
образное мышление
целостное мышление
пространственное мышление
архаичные языковые формы
музыка
запахи
образцы
целостная картина мира
мышление аналогиями
символика
вневременность
логические объемы
интуиция
____ ____
____ ____
____ ____
ЯН
+
Солнце
мужское начало
день
сознательное
жизнь
ИНЬ
-
Луна
женское начало
ночь
бессознательное
смерть
ЛЕВОЕ
активность
электрическое
кислое
правая половина тела
правая рука
ПРАВОЕ
пассивность
магнетическое
щелочное
левая половина тела
левая рука
Легко представить себе, насколько нездоров был бы человек, если бы у него имелось всего одно полушарие. Точно так же нездорова и привычная, называемая научной картина мира, принятая в наше время, потому что это картина мира, типичная для левого полушария. Судя по ней, существует только рациональное, разумное, аналитически-конкретное восприятие мира, проявляющееся лишь в рамках причинно-следственных связей и времени. Но такой рационально устроенный мир - лишь половина правды. Это взгляд, обусловленный одной половиной нашего сознания, одной половиной мозга. А все то, что мы называем иррациональным, нерасчетливым, оккультным и фантастическим - на самом деле способы человека оценивать мир, относящиеся к противоположному полюсу.
1. ограниченное
2. субъективное
3. «надсознание»
4. «подсознание»
5. «бессознательное»
6. объективное
7. неограниченное
Горизонтальная топография сознания
1. левое
2. ян
3. мозолистое тело
4. правое
5. инь
Вертикальная топография сознания
Насколько по-разному люди оценивают эти взаимодополняющие позиции, видно хотя бы из того факта, что при изучении различных возможностей одного и другого полушария быстро были выявлены и описаны способности левого полушария, в то время как свойства правого долгое время оставались загадкой. Казалось, что оно не способно ни на что полезное. Но на самом деле природа намного выше оценивает возможности правой, нерациональной части мозга, потому что в опасных ситуациях, связанных с угрозой для жизни, автоматически происходит переключение правого, а не левого полушария в доминантное состояние. Стрессовую ситуацию невозможно адекватно и быстро оценить на аналитическом уровне, разлагая ее на составляющие. Если же доминантным оказывается правое полушарие, то появляется возможность восприятия ситуации в целом и, следовательно, спокойной реакции, ориентированной на существующее положение. Именно с этим переключением связан и известный с древних времен феномен, который можно назвать «кадр длиною в жизнь». Перед смертью человек как бы прокручивает свою жизнь, заново переживая все, что когда-либо с ним происходило. Это очень хороший пример того, что мы назвали отсутствием временных рамок, характерным для правого полушария.
Нам кажется, что теория полушарий блестяще иллюстрирует то, насколько однобока и несовершенна предлагаемая наукой и существовавшая до сих пор картина мира. Благодаря ей наука может признать необходимость и второго способа рассмотрения общей картины мира. Она может осознать, что закон полярности - основной закон мироздания.
На примере функционирования полушарий мозга в очередной раз проявляется все тот же закон: в человеческом сознании единое распадается на полярности. Полюса дополняют (компенсируют) друг друга, для существования каждого из них необходим противоположный. Рассматривать их одновременно невозможно, приходится использовать очередность. При этом возникают такие феномены, как «ритм», «время» и «пространство». Если полярное сознание пытается описать единство при помощи слов, оно вынуждено использовать парадоксы. У полярности есть огромное достоинство: только благодаря ей мы обладаем способностью познания. Цель полярного сознания - преодолеть обусловленное временем нездоровье и выздороветь, то есть вернуть свою целостность.
Любой путь к выздоровлению - это путь от полярности к единству, радикальное, качественное изменение, представить которое обыденному сознанию не под силу. Все философские концепции, религии и эзотерические школы учат преодолевать раздвоенность на пути к единству и ставят во главу угла не усовершенствование мира, а «уход» из него.
Иисус говорил про путь от раздвоенности к единству - но даже апостолы (за исключением Иоанна) понимали его не до конца. Иисус называл раздвоенность «этим миром», а единство - «царством Небесным», «Домом Моего Отца» и просто «Отцом». Он подчеркивал, что Его царство находится не в этом мире, и учил, как найти путь к нему. Но все слова Христа воспринимались чересчур конкретно, только на материальном уровне. В Евангелии от Иоанна последовательно, глава за главой, описываются примеры подобного непонимания. Иисус говорит о Храме, который хочет построить за три дня, - апостолы думают о храме в Иерусалиме, он же имеет в виду Тело свое. Иисус беседует с Никодимом о возрождении Духа, а тот подразумевает рождение ребенка.
Женщине у колодца Иисус рассказывает о Воде Жизни, она же имеет в виду простую питьевую воду. Продолжать можно долго: ведь у Иисуса и апостолов - разные точки отсчета. Он пытается обратить внимание людей на важную роль Единого, а его слушатели судорожно и испуганно цепляются за полярный мир. Нам неизвестно ни одного предложения Иисуса по усовершенствованию этого мира, но в любом из его высказываний звучит призыв осмелиться и сделать первый шаг на пути к выздоровлению.
Этот путь сначала всегда вызывает страх, ведь он проходит через страдания. Мир можно преодолеть, только приняв его на себя, а мир - это всегда страдание.
Эзотерические науки учат не проклинать мир, а преодолевать его. Преодолеть мир значит преодолеть его полярность, то есть отказаться от своего «Я», от Эго. Целостности достигает только тот, кто не отграничивается от бытия собственным «Я». Его мотивация должна заключаться не в надежде на «лучшую жизнь в другом мире» или на то, что «за все страдания воздастся на том свете», а в уверенности, что конкретный мир, в котором мы живем, обретет смысл, если появится новая, лежащая вне его точка отсчета.
Когда человек посещает учебное заведение без цели и без конкретного срока его окончания, а учится только для того, чтобы учиться, сама учеба становится бессмысленной. Учебное заведение и обучение в нем приобретают смысл, только если существует точка отсчета, лежащая вовне. Точно так же жизнь и этот мир получают содержательное измерение, если нашей целью становится их преодоление. Смысл лестницы заключен не в возможности пребывания на ней, а в ее использовании для преодоления высоты.
С потерей такой внешней точки отсчета жизнь в наше время стала во многом бессмысленной. Единственный оставшийся нам идеал - это прогресс. Но ведь смысл прогресса заключен в еще большем прогрессе. Таким образом, путь превратился в замкнутый круг.
Для понимания природы болезни и выздоровления важно понять: мы подразумеваем под словом «выздоровление» максимальное приближение к состоянию здоровья, то есть единства. Попытки искать его внутри полярности заранее обречены на неудачу. Еще раз перенеся свое понимание единства как связи противоположностей на полушария мозга, мы поймем, что преодоление их полярности заключается в окончании переменного доминирования одного из них. Противопоставление «или - или» должно превратиться в «как — так и», «поочередность» должна стать «одновременностью».
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.