Натуротерапия связывает ревматизм с отложением токсинов в соединительной ткани. Эти токсины символизируют нерешенные проблемы и «непереваренные» темы, которые оказались «отложенными» на бессознательном уровне. С этим связаны и терапевтические причины поста. Из-за полного отсутствия поступающих извне питательных веществ организм начинает питаться собственными запасами и оказывается вынужденным сжигать и перерабатывать отходы, скопившиеся в организме. Организм перестает быть «мусорным ведром». На уровне сознания этот процесс соответствует проработке и осознанию откладываемых «на потом» проблем. Но ведь ревматик не хочет заниматься своими нерешенными проблемами! Для этого он слишком неподвижен и инертен. Он боится задать себе честные вопросы по поводу собственного альтруизма, услужливости, жертвенности, норм морали и покорности, потому что боится честных ответов. Его эгоизм, неподвижность сознания, неспособность подстроиться, желание власти и агрессивность остаются в тени и проявляются на соматическом уровне как неподвижность физическая, которая может положить конец его наносной услужливости.
Моторные нарушения: кривошея, писчий спазм
Особенностью этих нарушений является частичная потеря контроля над своими моторными функциями, которые обычно подчиняются волевым приказам. Часто это происходит, когда человек чувствует, что за ним наблюдают, или что он находится во власти другого человека, которая может проявиться в любой момент. Так, при кривошее голова непроизвольно - медленно или рывком — поворачивается в сторону, иногда даже назад, и только через некоторое время ей можно придать нормальное положение. Бросается в глаза стремление пациента держать голову прямо, используя вспомогательные средства. Он придерживает пальцами подбородок или опирается затылком на что-нибудь твердое. Если помещение позволяет, человек стоит спиной к стене, опираясь на нее, тогда он без большого труда может держать голову прямо.
Такие особенности и зависимость от ситуации (присутствие других людей) демонстрируют основную проблему, с которой связаны эти нарушения. Все крутится вокруг полюсов уверенность-неуверенность. Моторные нарушения и тик развенчивают наносную самоуверенность, которую человек демонстрирует другим. Они показывают, что у него нет не только уверенности, нет даже силы быть хозяином самому себе!
Во все времена символом храбрости и отваги были твердый, прямой взгляд и способность не отводить глаз. И именно в тех ситуациях, где это особенно важно, голова самопроизвольно поворачивается в сторону! Человек начинает бояться встреч с важными для него людьми, не любит людных сборищ, старается избегать неприятных ситуаций, уходит от конфликтов и попросту вычеркивает из своей жизни часть мира.
Прямая осанка вынуждает смотреть на мир прямо. Но если человек отворачивается в сторону, он не может (или не хочет?) видеть как минимум половины того, что находится вокруг. Становясь односторонним, он начинает рассматривать предметы «наискось». С этой односторонностью косвенно связана известная угроза «Я сверну тебе голову». Цель такой психической атаки -лишить жертву власти над направлением своего взгляда, чтобы она безвольно следовала за другими.
Те же самые проблемы связаны с писчим спазмом и судорогами пальцев у пианистов. У таких людей высокие претензии и сильно развитое честолюбие. Они целенаправленно делают карьеру, но на людях демонстрируют скромность. Они хотят, чтобы их успехи (красивый почерк, музыка) производили неизгладимое впечатление на всех. Но симптом (тоническое сжатие кисти) расставляет все на свои места. Всем становится видна «судорожность» их попыток и успехов. Оказывается, что на самом деле им «абсолютно нечего сказать» (читай: написать).
Привычка грызть ногти
Привычка грызть ногти не является моторным нарушением, но имеет ряд сходных черт с теми симптомами, о которых мы только что говорили. Это своего рода насильственное усиление контроля над руками возникает не только как проходящий симптом у детей и подростков. Некоторые взрослые страдают от нее десятки лет. Психическая подоплека здесь однозначна. Знание ее могло бы помочь тысячам родителей, которые на практике могли убедиться: заперты, угрозы и наказания абсолютно бесполезны.
Пальцы рук у людей соответствуют когтям животных. Когти необходимы для защиты и нападения, это инструмент агрессии. Выражения «показать когти» и «оскалить зубы» мы воспринимаем как синонимы. Когти демонстрируют готовность к битве. Большинство высокоразвитых животных использует когти и зубы как оружие. Обгрызая ногти, человек кастрирует собственную воинственность, символически «затупляет оружие»! В этом проявляется его страх перед агрессией. Грызя ногти, человек как бы откусывает свою агрессивность.
Женщины больше страдают от этой привычки, потому что завидуют своим соперницам с красивыми, длинными ногтями, покрытыми ярким лаком - особенным, блестящим символом агрессии, выставляемым напоказ. Завидуют, конечно же, те, кто не осмеливается так открыто демонстрировать свою готовность к схватке. Желание иметь длинные ухоженные ногти - это внешний повод выказать наконец-то свою скрытую агрессивность.
Если ребенок начинает грызть ногти, значит, он находится в том периоде развития, когда не осмеливается открыто проявлять агрессию. Родители должны задуматься. Они совершают большую ошибку, подавляя или осуждая агрессивность. Надо попытаться предоставить ребенку больше свободы. Он должен найти в себе мужество выражать агрессивность, не ощущая при этом вины. Чаще всего поведение ребенка будет вызывать у родителей страх, поскольку, если бы у них самих не было проблем с агрессивностью, ребенок не грыз бы ногти. Для всей семьи было бы полезно поставить под сомнение искренность своего поведения и научиться видеть то, что скрывается за фасадом. Если ребенок научится защищаться, не обращая внимания на страхи родителей, он перестанет грызть ногти. Но пока родители не готовы измениться сами, они не должны, по крайней мере, жаловаться на некрасивую привычку ребенка, ведь тот в своих симптомах отражает проблемы родителей!
Заикание
Речь текуча. Мы часто говорим о «потоке речи» и о «тягучем языке». При заикании речь не течет. Человек дробит ее на части, разрубает, кастрирует. Для того чтобы течь, необходим простор, — если на реке установить плотину, то возникнут затор и давление. Вода, в лучшем случае, будет капать, но никак не течь. Заикающийся человек тормозит течение речи из-за суженного горла. Мы уже говорили, что узость и страх взаимосвязаны. При заикании страх находится в горле. А горло (и само по себе достаточно узкое) является связующим звеном, своеобразными воротами между головой и телом, верхом и низом.
Давайте вспомним то, о чем уже говорилось в главе, посвященной мигрени, - о символике верха и низа. Заикающийся человек пытается максимально сузить горло, чтобы иметь возможность контролировать все, что попадает снизу вверх, то есть, по аналогии, из подсознания в надсознание. Это тот самый принцип защиты, который раньше использовался при строительстве крепостей: наличие только очень узких, легко контролируемых проходов. Из-за узости дверей и лазов возникали пробки, препятствующие потоку. Заикающийся человек контролирует горло, потому что испытывает страх перед всем, что поднимается снизу и попадает в сознание, — он старается подавить его в горле.
Нам известно выражение «ниже пояса», которое подразумевает «неприличную и нечистую» сексуальную область. Линия пояса служит границей между «опасной» нижней частью тела и верхней, разрешенной и чистой. Эту границу при заикании переносят выше, на уровень шеи, потому что все тело воспринимается как нечто опасное и вредное. Ясной и чистой остается только голова. Как и пациент с мигренью, больной переносит свою сексуальность в голову, что приводит к судорогам («как наверху, так и внизу»). Человек не хочет открывать себя плотским требованиям и влечениям, но вместе с тем все больше ощущает их присутствие. Ведь чем сильнее их подавляют, тем более страшными они становятся. Заикание превращается в причину сложностей с контактностью и партнерством - таким образом, круг замыкается.
По тому же принципу «обратного влияния» замкнутость заикающихся детей рассматривается как следствие заикания. Но ведь заикание - это еще и проявление этой замкнутости. Ребенок боится выпустить наружу что-то страшное, неприятное. Он тормозит течение, чтобы иметь возможность лучше его контролировать. Является ли это страшное и неприятное сексуальностью и агрессией или чем-то иным, не играет никакой роли.
Речь - это средство самовыражения. Если тому неосознанному, что ищет выход и давит изнутри, противопоставляется внешнее давление, значит, страх перед тем, что может вырваться наружу и выразить себя, слишком силен. Человек закрыт. А вот когда заикающемуся человеку в один прекрасный момент удается раскрыться, этот успех выливается мощным потоком речи, агрессии и сексуальности. Если высказать все, что раньше замалчивалось, то исчезнет и необходимость в заикании.
12. Несчастные случаи
Многие удивляются тому, что несчастные случаи можно интерпретировать так же, как болезни. Люди считают, что это явления, приходящие извне, в которых сам человек не виноват. Такие рассуждения в очередной раз показывают, насколько запутан и некорректен наш образ мысли. Нам очень неприятно нести полную ответственность за свою жизнь, не проецируя вину вовне, от себя. Нам не нравятся объяснения, лишающие нас удобных иллюзий. Конечно, «по-человечески» это понятно. Но эта книга написана для тех, кто пытается отыскать истину, кто знает, что достичь цели можно, только познав самого себя. Поэтому мы не будем трусливо замалчивать неприятную правду о несчастных случаях.
Нужно понять, что всегда существует нечто, приходящее якобы извне, что нам хочется интерпретировать как «причину». Но каузальная интерпретация, как уже говорилось выше, - только один из способов рассмотрения взаимосвязей. Подойдя к зеркалу, мы увидим, что наше отражение смотрит на нас якобы снаружи. Но ведь оно не является причиной того, как мы выглядим! При простуде извне появляются бактерии, и причину мы видим в них. При дорожно-транспортном происшествии пьяный водитель не уступает пешеходу дорогу, и мы рассматриваем как причину его. На событийном уровне всегда есть объяснение. Но оно не мешает нам истолковывать несчастный случай и на содержательном уровне.
Закон резонанса обеспечивает невозможность вступления в контакт с тем, с чем мы не имеем ничего общего. Позволим себе повториться. Причинные взаимосвязи - только материальное средство, которое необходимо для проявления на телесном уровне, так же как краски и полотно — материальное средство, с помощью которого художник воплощает в форму то, что видит своим внутренним зрением. Было бы, по меньшей мере, нелепо отказываться от анализа содержания, композиции и колорита картины, используя аргумент, что, дескать, ее истинными причинами являются краски, кисть и полотно.
Мы выискиваем себе несчастные случаи точно так же, как «болезни», и не отказываемся ни от чего, что можно использовать как «причину». Но ответственность за все происходящее с нами лежит на нас самих. Исключений нет, поэтому вы со спокойной совестью можете прекратить их поиск. Если человек страдает, то виноват в этом только он сам, потому что не пытается умалить тяжесть этих страданий! Каждый из нас - и жертва, и палач в одном лице. Пока человек этого не поймет, он не сможет выздороветь, не сможет стать цельным. По интенсивности, с которой люди ругают «виновных», можно судить, насколько они ненавидят виновных в себе самих. Здесь не хватает возможности увидеть одно целое, а не два отдельных предмета.
Осознание того, что несчастные случаи неосознанно мотивированы, - не новость. Еще Фрейд в своей работе «Психопатология повседневной жизни» писал о таких ошибках, когда люди оговариваются, забывают, кладут вещи не туда. Наряду с этим он говорил о несчастных случаях как о результате неосознанного намерения. С тех пор психосоматические исследования подтвердили даже статистическими данными существование людей с повышенной виктимностью. Под этим термином подразумевается склонность перерабатывать собственные конфликты в форме несчастных случаев. В 1926 году немецкий психолог К. Марбе опубликовал свои наблюдения, назвав их «Практическая психология несчастных случаев и аварий на производстве». Он, в частности, писал, что человек, один раз оказавшийся жертвой несчастного случая, попадет в него еще раз с гораздо большей вероятностью, чем тот, с кем ни разу ничего подобного не случалось.
В фундаментальной работе Александера по психосоматической медицине, которая вышла в свет в 1950 году, мы находим следующее наблюдение: «При анализе несчастных случаев, произошедших в штате Коннектикут, выяснилось, что в течение 6 лет с небольшой группой, составляющей всего 3,9 процента всех попавших в аварии водителей, произошло 36,4 процента всех аварий. Фирма, в которой работает много водителей грузовых автомашин, была обеспокоена огромным количеством несчастных случаев и с целью их предотвращения организовала тщательный анализ каждого. Среди прочего были изучены протоколы аварий отдельных водителей. В результате те, у кого оказалось самое большое количество происшествий, были переведены на другую работу. Количество ДТП снизилось на 20 процентов. Самое интересное, что водители, переведенные на другую работу, сохранили свойство попадать в аварии. Это неопровержимо доказывает, что существуют люди с повышенной виктимностью. Склонность к авариям сохраняется независимо от места работы» (Александер, Психосоматическая медицина).
Далее автор пишет, что «в большинстве случаев присутствует элемент намеренности, несмотря на то, что он остался неосознанным. Другими словами, большинство несчастных случаев неосознанно мотивировано». Обращение к истокам психоанализа должно, среди прочего, продемонстрировать, что наш подход к причинам несчастных случаев совсем не нов, и что нужно много времени, чтобы некие неприятные знания попали в сознание большинства (если они вообще туда попадут).
Нас интересует не столько личность, связанная с несчастными случаями, сколько само их значение. Если несчастье произошло, то для чего-то оно было нужно. Даже если человек не является личностью, склонной к несчастным случаям, и попал в такую ситуацию только один раз, все равно авария означает нечто важное лично для него. Он должен что-то почувствовать, чему-то научиться. Если таких случаев в биографии одного человека много, значит, он не может осознанно решить свои проблемы, ему требуется наглядный урок, хочет он этого или нет. Умение (и неосознанное желание) становиться жертвой несчастного случая является для таких людей «местом наименьшего сопротивления». Несчастный случай внезапно и напрямую ставит под сомнение образ и направление действий человека. Это своего рода пауза, но не в музыке, а в жизни человека; именно с этой точки зрения он и должен рассматриваться. Анализировать происшествие следует от начала до конца, обращая, как в театральной пьесе, внимание на все детали. Нужно попытаться понять его структуру и перенести ее на собственную жизненную ситуацию. Несчастный случай -это точное и неприятное карикатурное изображение ваших личных проблем.
Дорожно-транспортные происшествия
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) - понятие настолько абстрактное, что толковать его невозможно. Нужно точно знать, что конкретно произошло, тогда можно понять, что за этим стоит. Насколько сложна и даже невозможна общая трактовка, настолько легко и просто интерпретировать каждый конкретный случай. Внимательно слушайте, как люди описывают случившееся. Двойственность языка сделает все остальное. К сожалению, снова и снова приходится убеждаться, что мы не умеем слушать друг друга. Иногда приходится просить пациента повторить какую-нибудь фразу много раз, прежде чем он поймет, что же сказал на самом деле. При этом выясняется, насколько неосознанно человек относится к языку, и как хороши его фильтры, когда речь заходит о его собственных проблемах.
И на улице, и в транспорте можно услышать: «Сошел с дороги», «его занесло», «потерял контроль», «потерял управление», «сошел с колеи», «наехал» и т. д. Ну о чем тут можно еще толковать? Достаточно внимательно послушать...
Кто-то развил такую скорость, что не смог вовремя затормозить, кто-то наехал на машину едущего впереди (или это была женщина?), потому что «контакт оказался слишком тесным». Итак, столкновение рассматривается как отталкивающий поступок, а водители «наезжают» не только собственными автомобилями, но и словами.
Часто в ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что произошло?» раздается: «Я уже не мог затормозить». Можно предположить, что человек в своем развитии (например, профессиональном), набрал такую скорость, что это может обернуться против него самого. Несчастный случай в данной ситуации можно рассматривать как предложение повнимательнее отнестись в собственному взлету, чтобы иметь возможность вовремя сбросить скорость. Оправдание: «Я не мог его видеть» - дает понять, что человек просмотрел в своей жизни нечто важное. Если аварией заканчивается попытка обгона, следует проконтролировать все «обгонные маневры» в собственной жизни. Если человек заснул за рулем, значит, ему давно пора проснуться в реальной жизни, иначе кто-нибудь его разбудит и, причем, довольно грубо. Один «подрезает», другой «таранит» разграничительные столбы, третьему приходится «вытаскивать свою тачку из грязи». Человек не может что-то разглядеть, не видит знака «Стоп!», путает направление, чувствует, как что-то попало под колеса. ДТП приводят к интенсивному контакту с другими людьми - иногда этот контакт бывает чересчур тесным, но в любом случае сближение оказывается агрессивным.
Чтобы лучше понять, как это делается, давайте попробуем вместе рассмотреть одну конкретную аварию. Описанный ниже случай произошел на самом деле. На перекрестке с большой силой столкнулись два легковых автомобиля. Один из них отбросило на тротуар, где он и остался лежать колесами вверх. В автомобиле оказались запертыми несколько человек, которые громко кричали, прося о помощи. Из машины доносилась и громкая музыка. Прохожим удалось освободить находившихся внутри «пленников». Все они получили телесные повреждения средней тяжести и попали в больницу.
Это событие можно трактовать следующим образом: все участники ДТП находились в ситуации, когда собирались продолжать начатые ими дела, двигаясь в прежнем направлении. Это соответствовало и их желанию, и попытке ехать вперед. Но перекрестки существуют не только на дорогах, но и в реальной жизни. Прямая улица соответствует в жизни норме - тому, что складывается из привычек. Тот факт, что движение вперед было грубо прервано для всех пострадавших, показывает, что все они не смогли осознать необходимости изменить свой путь. Когда-нибудь изживают себя любая норма и любое направление, и возникает необходимость изменений. Люди защищают свои нормы и привычки, ссылаясь на то, что раньше они были действенными и хорошо себя зарекомендовали. Но ведь это не аргумент. Для грудного младенца нормой являются мокрые пеленки. Но вы же не будете считать это естественным для ребенка двух лет!
Нам всем крайне трудно вовремя осознать необходимость перемен. Участники ДТП наверняка этого не сумели. Они пытались двигаться дальше по привычному и кажущемуся правильным пути и проглядели насущную необходимость изменить курс, создать новую ситуацию. Но неосознанный импульс никуда не делся. Путь, по которому они шли, подходил им все меньше и меньше. Не хватало мужества усомниться в его правильности или решительности сойти с него. Эта ситуация может касаться чего угодно: профессиональной карьеры, мировоззрения или семейной жизни, от которой осталась одна видимость. Главное в ней - то, что неосознанное стремление к новому, к переменам длительное время подавлялось. Нереализованное желание пытается осуществить себя через неосознанное событие, которое воспринимается как «пришедшее извне». Человека «выбрасывает на обочину», в нашем случае - с помощью другого автомобиля.
Если он честен с самим собой, то после аварии сможет признаться, что в глубине души уже давно недоволен тем, что с ним происходит, что ему хотелось бы выбрать для себя другой путь, но до сих пор не хватает мужества. С человеком происходит только то, чего он хочет. Неосознанные события бывают успешными, но у них есть один недостаток: они не могут решить возникшую проблему, ибо сделать это можно только осознанно. Если сознание «не сработало», то несчастный случай - лишь материализация проблемы, которая может снабдить нас информацией, может дать толчок к решению, но не решить проблему за вас.
В нашем примере авария привела к освобождению от привычной колеи, но при этом создала еще большую несвободу (люди оказались запертыми в автомобиле). Новая, неожиданная ситуация - это, с одной стороны, выражение неосознанности события, а с другой - предупреждение, что уход с привычной колеи способен привести к еще большей несвободе. Крики о помощи пострадавших почти заглушались громкой музыкой из салона. Тот, кто привык рассматривать подобные события как некие притчи, видит в этой детали попытку отвлечься от проблемы с помощью внешних событий. Музыка заглушает внутренний голос, который зовет на помощь и мечтает, чтобы сознание услышало, как ему плохо. Но сознание не хочет ничего слушать, поэтому внутренний конфликт и желание души освободиться остаются в области неосознанного. В данном случае, ДТП - это «внешнее событие», которое дает возможность неосознанным проблемам заговорить в полный голос. Призывы души и крики о помощи достигли слухового порога. Человек стал честным.
Несчастные случаи в быту и на производстве
Помимо ДТП существует огромное количество несчастных случаев в быту и на производстве. Символика их столь же многообразна, поэтому каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
Богата символика ожогов. Во многих выражениях ожоги и огонь используются в качестве символов психических процессов: «обжечься на чем-то», «играть с огнем», «пройти сквозь огонь» и т. д.
Огонь означает опасность. Ожоги дают понять, что человек оценивает ее неправильно. Может быть, вы не замечаете, насколько «горячей» может оказаться вскоре та или иная ситуация. Ожоги привлекают наше внимание к тому, что мы «играем с огнем» (то есть с опасностью). Кроме того, огонь связан с темой сексуальности и любви. Мы говорим о «горячей» любви и «обжигающей страсти», «пылаем от любви» и «сгораем в любовном пламени». О любимой девушке говорим: «В ней есть огонек». В первую очередь ожоги затрагивают кожу, то есть пограничные рубежи человека. Нарушение границы символизирует, что тот ставит под сомнение свое «Я», которым он отграничивается от мира и которое мешает истинной любви. Чтобы научиться любить, мы должны открыться, воспламениться и сжечь все границы. Когда человек оказывается к этому не готов, может случиться так, что не внутренний, а внешний огонь сметет границы и обожжет его так, что он будет открыт насильно.
Похожую символику несут в себе любые повреждения кожи. Мы говорим о психических травмах, о том, что человека «ранили» чьи-то неосторожные слова. Но ведь ранить можно не только другого, но и себя самого.
Легко представить себе, что скрывается за тем, что человек «споткнулся» или «упал». Человек поскользнулся в гололед, потому что всю жизнь перед ним открывалась «гладкая дорога». Один падает «маслом вверх», а другой - обязательно «вниз». Если в результате падения у человека возникает сотрясение мозга, значит, под сомнение поставлены самые основы образа мысли. Любая попытка выпрямиться приводит к страшной головной боли, поэтому голову приходится опускать. Голова лишается своего доминирующего положения, и пациент на собственном опыте убеждается, что думать иногда бывает очень больно.
Переломы
Кости ломаются в экстремальных ситуациях (падение с мотоцикла, автомобильная катастрофа, спортивная травма). Перелом вынуждает человека долгое время находиться в состоянии вынужденного покоя (постельный режим, гипс). Любой перелом («разрыв») приводит к «разрыву» в активной деятельности. Во время этого перерыва должны, по мере возможности, образоваться новые ориентиры. Перелом ясно показывает, что вы не обратили внимание на необходимость закончить определенный этап в своем развитии, поэтому организм вынужден был наглядно продемонстрировать «слом» устаревшего и переход от «перерыва» к «прорыву» в новое. Перелом «прерывает» прежний путь, для которого были характерны, прежде всего, высокая активность и подвижность. Человек «перегнул палку» так, что она переломилась. Перегрузки накапливались так долго, что одно из звеньев - самое слабое - не выдержало.
Кость символизирует твердость, формообразующую норму, но так же и застой (известкование). Если преобладающим оказывается принцип застоя, кость становится ломкой и больше не может выполнять свои функции. То же самое происходит с нормами и установками человека — они должны представлять собой внутренний стержень, но, будучи слишком застывшими, оказываются не в состоянии этого делать. Перелом показывает на физическом уровне, что застой моральных и поведенческих норм сделал человека чересчур негибким. С возрастом он все больше цепляется за свои жизненные принципы и теряет психическую пластичность. Аналогичный процесс происходит и на уровне тела: при известковании костей со временем увеличивается опасность переломов. Противоположный полюс - это маленький ребенок с подвижными косточками, сломать которые почти невозможно. У малыша еще нет ни норм, ни морали, в которых он может застыть, прекратив развитие.
Если человек выстраивает свои ценности, нормы и установки так, что становится абсолютно несгибаемым, ему, как никому другому, начинает грозить перелом позвоночника. Это можно предотвратить, если не терять гибкости!
13. Психические симптомы
В этой главе мы объединили несколько наиболее распространенных нарушений, которые обычно называют «психическими». Наверняка вам бросится в глаза, некоторая бессмысленность такого названия с точки зрения нашего подхода к проблеме.
На самом деле невозможно провести границу между психическими и соматическими симптомами. У каждого симптома есть психическое содержание, которое проявляется на телесном уровне. Страх и депрессия точно так же способны проявляться в теле человека, как аллергия или простуда. Но все дело в том, что соматические изменения под воздействием лекарств дают официальной медицине теоретическую базу для фармакологического вмешательства. Слезы пациента, находящегося в состоянии депрессии, - явление не более «психическое», чем гной или понос. Разумеется, распад или деформация органа как проявление болезни на одном ее полюсе совсем не похоже на психические изменения личности, возникающие на другом. Но чем больше мы продвигаемся от конечных пунктов к середине, тем тяжелее обнаружить разделительную линию. Даже крайние точки при ближайшем рассмотрении не имеют различия между соматическим и психическим, поскольку они связаны всего лишь со способом внешнего проявления символов. Астма в формах своего проявления отличается от ампутации ноги не меньше, чем от шизофрении. Классификация на «психическое» и «соматическое» дает больше путаницы, чем порядка.
Мы не видим смысла в этом разделении, потому что наша теория применима ко всем симптомам без исключения. У симптомов могут быть самые разные формы выражения, они проявляются на уровне организма, но в них всегда открывается содержание нашего сознания, которое нужно научиться видеть. Восприятие симптома происходит в сознании, будь то неизбывная печаль или боль от свежей раны. В первой части книги мы уже говорили, что все индивидуальное проявляется симптомами, а различие между болезнью или здоровьем базируется исключительно на субъективной оценке. Аналогично обстоят дела и на так называемом психическом уровне.
Нам всем пора избавиться от мысли, что поведение бывает нормальным и ненормальным. Нормальность - это то, что чаще встречается, и потому она не может быть использована ни как классификационная единица, ни как оценочный масштаб. Нормальность (норма) не вызывает страха, но противостоит индивидуальности. Защита «нормы» - это тяжкий долг традиционной психиатрии. Галлюцинация реальна не меньше и не больше, чем любое восприятие. Единственное, чего ей не хватает, это аплодисментов коллектива. «Психически больной» человек существует по тем же физиологическим законам, что и все остальные люди. Безумный с манией преследования проецирует на окружающих свою теневую агрессивность, так же как и тот, кто требует самого сурового наказания для преступника. Любая проекция - это безумие, поэтому вполне правомерным является вопрос, когда безумие нормально, а когда становится болезнью.
Психически больной и психически здоровый - это конечные точки пространственно-временного единства, являющегося результатом совместной деятельности сознания и тени. У так называемого психотика мы наблюдаем в экстремальной форме результат успешного подавления тени. Если все каналы и участки, где может осуществляться тень, оказываются надежно закрытыми, в какой-то момент происходит смена доминанты, и тень полностью захватывает власть над личностью.
Она подавляет господствовавшую прежде часть сознания и с повышенной энергией восполняет все то, что другая часть сознания до сих пор не осмеливалась реализовать. Так, рьяные моралисты становятся эксгибиционистами, боязливые и мягкие «одуванчики» превращаются в диких бешеных зверей, а прежде скромные незаметные личности страдают манией величия.
Психоз тоже заставляет быть честным, потому что он начинает наверстывать упущенное с такой интенсивностью, от которой окружающим становится страшно. Это отчаянная попытка избавиться от односторонности и вернуть себе равновесие. Но она связана с опасностью, что человеку больше не удастся выбраться из постоянного метания от одной крайности к другой. Найти золотую середину и добиться равновесия очень трудно, иногда неудавшиеся попытки это сделать приводят к появлению маниакально-депрессивного синдрома. При психозе человек реализовывает свою тень. Безумие вызывает у окружающих чувство беспомощности и страха, потому что напоминает об их собственной тени. Безумный человек открывает дверь во тьму сознания, характерную для каждого из нас. Мы изо всех сил боремся, пытаясь подавить эти симптомы, потому что нами руководит страх. Это вполне понятно, но понимание причин страха не помогает решить проблему. Подавление тени приводит к ее насильственному взрыву. Подавив ее снова, мы не решаем проблему, а откладываем.
В этом случае, как и в любом другом, первым необходимым шагом в правильном направлении должно быть осознание того, что у любого симптома есть смысл, дающий ему право на существование. Исходя из этого, можно определиться, как использовать симптом себе во благо. Думается, сделанных нами замечаний на тему психических симптомов вполне достаточно. Остается добавить, что психотик недостаточно откровенен, чтобы иметь возможность истолковывать свои симптомы. Его страх перед тенью настолько велик, что чаще всего он полностью проецирует его наружу. Заинтересованный наблюдатель сможет довольно легко интерпретировать, если он будет помнить о двух правилах, уже много раз упоминавшихся на страницах этой книги.
1. Все, что пациент переживает во внешнем мире, есть проекции его сознания (голоса, нападения, преследования, гипнотическое воздействие, попытки убить и т. д.).
2. Психопатическое поведение - это вынужденное осуществление нереализованной тени.
Психические симптомы интерпретировать нет смысла: они и так напрямую выражают проблемы и не используют дополнительных уровней для трансформации. Все, что можно о них сказать, звучит довольно банально, поскольку не требует никакого перевода. Тем не менее, мы хотели бы поговорить о трех довольно распространенных симптомах, поскольку их обычно относят к области психических заболеваний. Это депрессия, бессонница и мания.
Депрессия
Депрессия - собирательное понятие для симптомов, связанных с чувством подавленности и заторможенности, вплоть до полной неподвижности. Наряду с этим наблюдаются повышенная утомляемость, нарушения сна, отсутствие аппетита, запоры, головные боли, ускоренное сердцебиение, болезненные ощущения, снижение физического тонуса, нарушения менструального цикла у женщин,. В период депрессии человека часто мучает чувство вины. Он упрекает себя в чем угодно и пытается исправить прежние ошибки. Слово депрессия происходит от латинского deprimo («задавить», «подавить»). Возникает вопрос, что чувствует больной с симптомами депрессии? Кто его подавляет, или что подавляет он сам? Вот три варианта ответа:
1. Агрессия. Мы уже говорили, что загнанная внутрь агрессия преобразуется в физические боли. Можно добавить, что агрессия, подавленная на психическом уровне ведет к депрессии. Если внешнее проявление агрессии блокировано, то она направляется внутрь, превращая отправителя в получателя. Подавленная энергия активизирует не только чувство вины, но и многие побочные соматические симптомы, которые бывают очень болезненны. Мы неоднократно говорили, что агрессия - всего-навсего особая форма жизненной энергии и активности. Когда человек испуганно старается подавить собственную агрессию, он тем самым подавляет энергию и активность. Психиатрия старается втянуть страдающего депрессией человека в активную деятельность, но пациент воспринимает это как угрозу. Он избегает всего, что не имеет общественного признания, старается заретушировать агрессивные, разрушительные импульсы, ведя безупречный образ жизни. Агрессивность, направленная на самого себя, находит самое яркое выражение в суициде. Если человек попытался покончить жизнь самоубийством, постарайтесь понять, против кого, собственно говоря, была направлена эта попытка.
2. Ответственность. Депрессия - экстремальная форма отказа от ответственности, в качестве примера можно привести послеродовую депрессию и, опять-таки, самоубийство. Человек не предпринимает никаких действий, ведет растительный образ жизни, точнее, смерти. Но, несмотря на отказ от жизни, он через чувство вины продолжает конфронтацию с ответственностью. На первое место выступает боязнь брать ответственность на себя, и происходит это как раз в тот момент, когда необходимо перейти в новую жизненную фазу.
3. Отказ — одиночество — старость — смерть. Эти понятия тесно связаны между собой и всегда должны соотноситься с последним, по нашему мнению, самым важным из них. Во время болезни человек лишен всего живого - движения, перемен, общения. При депрессии человек волей-неволей вынужден приближаться к противоположному полюсу - полюсу апатии, застоя, одиночества, полюсу смерти. Смерть, которая занимает такое большое место в жизни пациента, - это его тень.
Конфликт состоит в том, что человек одинаково боится и жизни, и смерти. Активная жизнь связана с чувством вины и ответственностью - но именно этого человек и старается избегать. Взять ответственность на себя - значит отказаться от проекций и принять собственное одиночество. Но оно для него равносильно смерти, потому что такой человек не умеет жить сам. Поэтому ему необходим кто-то, за кого он может уцепиться, как за единственную опору. Если такой человек-опора уходит или умирает, это может послужить причиной депрессии. Пациент не хочет оставаться один, не хочет принимать никаких решений, потому что за них придется нести ответственность. Он боится смерти и при этом не понимает, как можно жить полной жизнью. Депрессия заставляет быть честным: она проявляет в человеке как неспособность жить, так и неспособность умереть.
Бессонница
Бессонницей мучаются многие. Поэтому велико и потребление снотворных препаратов. Сон - одна из основных потребностей человека, такая же, как еда и секс. Надежное, хорошо укрытое, удобное спальное место имеет огромное значение и для человека, и для животных. Усталые люди и звери готовы пройти большое расстояние для того, чтобы найти подходящее для сна место. Когда нам мешают спать, мы воспринимаем это как угрозу. Хороший сон связан с множеством привычек: определенной кроватью, определенной позой, определенным временем суток и т. д. Нарушение привычек может привести к бессоннице.
Сон - это уникальный феномен. Мы все умеем спать, хотя никто нас этому не учил. При этом мы не в состоянии объяснить, как это происходит. Треть своей жизни мы проводим в состоянии сна и практически ничего о нем не знаем. Мы хотим спать, но часто ощущаем исходящую из мира сна и сновидений угрозу. Мы пытаемся избавиться от неприятных ощущений, произнося успокаивающие слова: «Это всего лишь сон». Но если быть честными, надо признаться, что сны воспринимаются нами столь же реально, как явь. Если задуматься, можно прийти к выводу, что мир нашего дневного сознания так же иллюзорен, как и ночные сны. Ведь и тот, и другой мир существуют исключительно в нашем сознании.
Откуда появляется уверенность, что та жизнь, которую мы ведем днем, реальнее, чем сон? Кто дал нам право употреблять перед словом «сон» частицу «только»? Любой приобретенный сознанием опыт действителен - неважно, как его называют: реальностью, сном или фантазией. Полезно попробовать мысленно поменять полюса дневной жизни и сна. Можно представить, что реальную жизнь мы ведем во сне, и время от времени, с определенным ритмом прерываем его фазой, которая сейчас соответствует нашей повседневной жизни.
«Вангу приснилось, что он бабочка. Он сидел в цветах на тонкой травинке. Он порхал туда-сюда. А потом он проснулся и никак не мог понять, кто же он: Ванг, которому снилось, что он бабочка, или бабочка, которой приснилось, что он Ванг».
Такая смена полюсов восприятия полезна для понимания того, что на самом деле ни одно из этих состояний сознания нельзя назвать более реальным, чем другое. Сон и бодрствование, дневное сознание и сознание во время сна - это полярности. Одно компенсирует другое. По принципу аналогии дню и свету соответствуют бодрствование, жизнь и активность, а ночи - темнота, покой, бессознательное и смерть.
Сон иногда называют младшим братом смерти. Засыпая, мы учимся умирать и должны отказаться от всякого контроля, от намеренности, от активности. Мы должны отдаться, довериться, положиться на неизвестное. С помощью силы воли и напряжения уснуть невозможно. Мы не можем сделать ничего, разве что создать необходимые предпосылки, а затем терпеливо ждать и надеяться, что сон, наконец, придет к нам. Наблюдать за этим процессом практически невозможно - наблюдение помешает сну.
Все то, чего требуют от нас сон и смерть, не является сильными сторонами человека. Мы все накрепко привязаны к полюсу активности, гордимся тем, что способны действовать, руководствуясь разумом и держа над собой контроль. Отдаться, довериться, отпустить - все это нам не свойственно. Что же удивительного в том, что бессонница наряду с головной болью держат пальму первенства среди сотен других нарушений здоровья современного человека.
Нашей культуре присуща односторонность. Поэтому мы испытываем сложности, сталкиваясь с противоположными полюсами, это видно и из приведенного выше перечня антагонистических понятий, аналогичных сну - бодрствованию. Мы испытываем страх перед чувствами, перед бессознательным, перед Злом, темнотой и смертью. Мы судорожно цепляемся за разум и дневное сознание, наивно полагая, что это поможет выстроить систему адекватных представлений о мире. Как только раздается призыв: «Отпусти!», появляется страх, потому что любая потеря представляется нам огромной. Тем не менее, мы хотим спать, чувствуем необходимость сна. Так же, как ночь принадлежит дню, нам принадлежит наша тень, а смерть принадлежит жизни. Каждый день сон приводит нас на границу между «здесь» и «там» и показывает нам ночные, теневые части нашей души, позволяя пережить непережитое, и снова создает равновесие.
Если у человека проблемы со сном, точнее говоря, с процессом засыпания, значит, он боится утратить контроль над разумом и довериться бессознательному. Современный человек не делает паузы между днем и ночью, стремясь забрать в царство сна и мысли, и активность. Мы увеличиваем день за счет ночи так же, как пытаемся анализировать «ночную» часть своей души с помощью методов анализа дневной. Сознательная переориентировка полюсов нам недоступна.
Человек, страдающий бессонницей, прежде всего должен научиться завершать свой день, чтобы иметь возможность полностью отдаться ночи и ее законам. Кроме того, он должен уметь заботиться о бессознательном своей души. Это необходимо, чтобы выяснить, где же притаился его страх. Такого человека обычно сильно занимают мысли о том, что все земное преходяще, что рано или поздно наступает смерть. Ему не хватает доверия и способности отдаваться. Эти вопросы мы уже поднимали, говоря об оргазме, говоря, что и сон и оргазм - это смерть в миниатюре. Если человек слишком акцентирует внимание на неповторимости собственного «Я», и то и другое он будет воспринимать как опасность. Примирение с ночной стороной жизни - самое замечательное снотворное.
Всем известный способ избавления от бессонницы -считать слонов или верблюдов - помогает отключить интеллект. Монотонность скучна левому полушарию, поэтому оно пытается избавиться от своего доминирующего положения. Эту закономерность используют во всех техниках медитации: концентрация на одной точке, на дыхании или на повторении мантр приводит к переключению с левого полушария на правое, с дневной стороны на ночную, от активности к пассивности. Если эта естественная смена ритма оказывается для человека сложной, он должен уделить больше внимания тому полюсу, которого так старается избегать. Того же самого хочет и симптом. Он дает человеку достаточно времени, чтобы разобраться с ночными страхами и таинственностью. Симптом заставляет честно признаться, что бессонница - это страх перед ночью.
Избыточный сон свидетельствует о наличии противоположных проблем. Если человек спал достаточно долго, и ему все равно трудно проснуться и встать, значит, он боится того, что принесет ему день, боится активности и деятельности. Проснуться и начать новый день означает стать активным, действовать, принимать решения и брать на себя ответственность. Когда человеку трудно сделать шаг навстречу дневному сознанию, и он бежит в мир снов, в мир бессознательного, где осталось его детство, значит, он пытается скрыться от требований жизни и ответственности за нее. Если процесс засыпания - это мини-смерть, то процесс просыпания - мини-рождение. Оказаться рожденным и получить сознание так же страшно, как умереть. Проблема связана с односторонностью нашего восприятия. Выходом из нее является все та же золотая середина, состояние равновесия, принцип «как, так и». Только тогда становится видно, что жизнь и смерть едины.
НАРУШЕНИЯ СНА
Бессонница дает повод задать следующие вопросы.
1. Насколько я зависим от власти контроля, разума и наблюдения?
2. Способен ли я отпускать?
3. Насколько развиты во мне способность отдаваться и доверие?
4. Уделяю ли я достаточно внимания ночной стороне своей души?
5. Насколько я боюсь смерти, способен ли я адекватно оценить ее значение?
Избыточная потребность спать заставляет задуматься над следующими вопросами.
1. Неужели я бегу от активности, ответственности, осознанности?
2. Может быть, я живу в мире снов и боюсь проснуться в реальности?
Мании
Тема избыточного сна с неизбежностью приводит нас к теме мании, потому что в обоих случаях основным символом является бегство. Все, кто страдает какой-нибудь манией, постоянно находятся в поиске, но при этом они слишком рано останавливаются, застревая не на том уровне. Поиск может быть реализован только в находке. Иисус говорил: «Кто ищет, тот не должен останавливаться, пока не найдет, а когда он найдет, то будет потрясен, а если он будет потрясен, то удивится и сможет овладеть миром» (Евангелие от Фомы, лог. 2).
Все великие герои мифологии и литературы - Одиссей, Дон Кихот, Фауст - были в поиске и не прекращали его до тех пор, пока не находили искомое. Поиск вел героев сквозь опасности, смуту, отчаяние и тьму. А когда они находили то, что искали, оказывалось, что ради этого действительно стоило бороться. Каждый человек пребывает в странствии, будучи при этом прикован к побережью собственной души. Он не должен нигде задерживаться, ему нужно искать до победного конца.
«Ищите и обрящете», - сказано в Евангелии. Но если человек боится испытаний и опасностей, усилий и сомнений, подстерегающих его на пути исканий, у него появляется мания. Цель своих поисков он подменяет тем, что уже найдено где-то на промежуточном отрезке пути, и, следовательно, прекращает искать. Он «поглощает» свою якобы цель и никак не может «насытиться»; пытается утолить голод все большим количеством того же суррогата, не замечая, что аппетит после еды только возрастает. У него появилась мания, но ему не хочется признаваться в том, что настоящая цель потеряна из виду, что нужно начинать все сначала и продолжать поиски. Его крепко держат страх, удобства и собственная слепота. Любое сомнение в правильности выбранного пути может привести к возникновению мании. Везде в засаде сидят сирены, готовые удержать и привязать к себе путешественника. К мании могут привести любые явления и предметы, если вовремя не разглядеть их сущности: слава и власть, деньги и имущество, удовольствия и аскетизм, еда и питье, научные знания и религиозный фанатизм, вино и наркотики. Все, что угодно, имеет право на существование в виде приобретенного опыта. И все, что угодно, может послужить источником мании, если мы не сумеем вовремя от него избавиться.
По своей сути мания - это боязнь нового опыта. Тот, кто воспринимает жизнь как путешествие, кто все время находится в поиске, никогда не окажется во власти мании. Он ищет. Чтобы осознать, что ты находишься в поиске, нужно иметь достаточно мужества и признать, что у тебя нет родины. Теми, кто верит в привязанность, уже завладела мания. У каждого из нас есть цель поиска, которая оглушает душу. Но проблема не в этом. Проблема в том, что нам хочется искать, не отказываясь от удобств и комфорта.
Изучение того, что человек делает целью поиска, демонстрирует нам доминанту, к которой он стремится. Хотелось бы коротко, в нескольких словах охарактеризовать основные цели поиска, воспринимаемые всеми как патология, потому что они направлены в сторону от общепринятых.
Обжорство (булимия)
Жить - значит учиться. Учиться - значит обобщать и пропускать в сознание те принципы, которые до сих пор воспринимались как существующие вовне. Постоянное приобретение чего-то нового приводит к расширению сознания. Если духовный голод не утолять за счет опыта, он опускается на уровень тела и принимает форму голода физического. И этот голод уже не утолить, потому что пищей можно заполнить только желудок, но не внутреннюю пустоту.
В одной из предыдущих глав мы говорили, что любовь - это способность раскрыться и вобрать в себя. Обжора открывает не границы своего «Я», а рот и поглощает им абсолютно все, ощущая «любовь» не на уровне сознания, а на уровне тела. Результатом этой его «всепоглощающей» любви являются только жировые отложения. Он ищет любви, одобрения, награды, но, к сожалению, не на том уровне.
Алкоголизм
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.