Авторы:

Эрет А. Лечение голодом и плодами

Когда организм освободится от засорения, слизи и клея, то святая обязанность каждого выздоровевшего человека оценить обретенное великое земное благо и сохранить его правильным питанием.

 

2. Кто по состоянию своего здоровья не может поститься, например, при тяжелых легочных или сердечных болезнях, пусть, по крайней мере, заботится о том, чтобы накоплению слизи был положен предел. Это достигается возможным воздержанием от образователей слизи, в особенности от мучных (пирожные), рисовых и картофельных блюд, от кипяченого молока, сыра, мяса и т.д. Творог, простокваша, йогурт образуют меньше слизи, потому что они действуют слабительно. Кто совсем не может отказаться от хлеба, тот пусть употребляет белый и черный хлеб в сушеном виде; вредоносность его при этом теряется, так как слизистые частицы частью разрушаются. Сушеного хлеба вообще много не съешь, нельзя его и проглатывать кусками, подобно хищнику, старательное же разжевывание утомляет, в конце концов, даже самого жадного любителя. Кто не может раскусить сухаря вследствие плохих зубов, тот должен сосать его до тех пор, пока он не размокнет – превосходное средство поднять упавшие силы. А кто не может обойтись без картофеля, тот пусть употребляет его только в печеном виде. Тут я снова предостерегаю больного самым убедительным образом от самостоятельного лечения без опытного руководства. Даже малейшее отклонение в сторону бесслизистой и бедной слизью диеты требует различных указаний и форм, смотря по роду болезни и индивидуальности больного. Чрезвычайно важную роль играет при этом правильный и своевременный переход от одной диеты к другой. Об этом может судить только компетентный специалист, а не больной и его близкие. Особенно больные легкими должны месяцами воздерживаться от некоторых образователей слизи, чтобы предупредить обострение своей болезни. Тут могут много хороших услуг оказать мои препараты, бедные слизью (бедный слизью растительный бульон, питательный суп, "здоровый аромат", постный напиток и т. д. имеются только у A. Kummer, Viandal-Werk-Köln-Sülz).

 

Что же, собственно, остается человеку для питания, если он совершенно должен отказаться от мяса и, по возможности, избегать сушеного гороха, чечевицы и бобов? Такой вопрос предложит со вздохом, вероятно, не один из моих читателей.

 

О ценности мяса я уже говорил выше. Незначительная потребность человека в белке вполне покрывается сахаросодержащими фруктами; бананы, орехи с несколькими винными ягодами или финиками служат превосходно образованию мускулов и силы первого сорта.

Овощи (возможно мелко нарезанные и обращенные в салат), салат, приготовленный с маслом и обильно облитый лимоном, все эти роскошные фрукты и ягоды, которые доставляет нам юг, дают, в общем, стол, достойный богов. И не приходит ли сама природа нам на помощь, когда весной на юге созревают чудные апельсины, как раз в то время, когда у нас кончается сезон наших великолепных фруктов, особенно яблок, а молодых овощей еще нет? Неужели их аромат, наконец, не соблазнит человека питаться только одними фруктами?

 

Входить в дальнейшие детали не буду, но хочу только рекомендовать – особенно людям слабого здоровья – во всяком случае, держаться утреннего поста. Не принимайте пищи совсем до обеда или, по крайней мере, до 10 часов утра, а затем ешьте только фрукты. Награда за это маленькое самоистязание не замедлит, если быть в нем последовательным.

 

3. Теперь еще словечко и для тех, которые думают, что не могут отказаться от обычной слизистой пищи (мясо и пр.). И для них имеется весьма здоровый вид питания – "флетчеризм", т.е. питание по образцу американца Флетчера, причем пища особенно основательно разжевывается, пока не получится во рту жидкая каша. Количество пищи сокращается до размеров действительного аппетита, т.е. раза в полтора против обычного, что в итоге, дает прекрасные результаты.

 

Как только человек, благодаря посту и фруктовой диете выздоравливает, как я это понимаю, т.е. его организм освобождается от слизи, клея и зародышей болезни и далее остается таким, то, само собой разумеется, ему уже не надо больше поститься, и еда становится для него таким наслаждением, о котором он раньше не имел никакого понятия. Тут и лежит для человека путь к счастью, гармонии и разрешению всех вопросов, особенно социальных, потому что потребности его чрезвычайно сокращаются и он "приближается к божеству" (Сократ).

 

Может ли человек долгое время питаться фруктами? Само собой разумеется, что да! Иное было бы прямо "биологической ошибкой". Если для каждого червяка готов стол, почему же для человека его не будет? Кроме того, уже научно доказано, что в яблоке, банане и кокосовом орехе содержится решительно все, что необходимо для человеческого организма. Корова всю жизнь питается только травой, дает ежедневно 10 литров молока, тянет плуг и, в конце концов, съедается. И в течение долгого времени в ней жир, белок (молоко), мускулы, сила и теплота образуются от питания травой (сено). Неужели же, стоящий выше всех животных, человек так несовершенно создан, что органическая его жизнь не может поддерживаться богатой солнечной кухней?

 

Павел Либернер, один из моих единомышленников, изложил основные правила богоугодного образа жизни в поэтической и привлекательной форме.

С его разрешения я привожу здесь его:

 

Практические указания для жизни

 

Перед едой произноси благоговейно свою молитву и заботься о том, чтобы обед твой был проникнут благочестивым настроением. Ешь медленно, с толком, чтобы аромат и свойство яства, которое содержит в себе бальзам для нервов, проникли в твое существо. "Хорошо прожевано – наполовину переварено!" "Дурные господа, а хорошие слуги наши: живот и желудок!" – говорит справедливо мудрое изречение.

Твоя пища должна быть чиста, незапятнанна убийством и кровью! Оставь животному его тело и жизнь, оставь ему его единственное благо! Дарами небес стол твой всегда изобилен: зрелые снопы земли, зелень садов, ягоды лесов, сладкие и разноцветные плоды дерев со своим ароматом – все это солнце красное для тебя пробудило из зимнего сна и жаркими поцелуями любви оживило твою пищу, чтобы ты ел живые плоды, которые тебе в свою очередь дали бы жизнь.

Чисто, как пища, будь твое тело! – Та или иная травка поможет тебе его очистить от ядов и освободить от злых духов. Чудеса творят соки плодов: с корнем уничтожают они зло, очищают кровь и дают тебе силу. Чудеса делает и лимон, жемчуг и корона всех золотых плодов. Давай иногда покой и отдых твоим пищеварительным органам, – все, которые были тебе учителями, были тоже мастера поститься. Мудро так распределяй свою пищу, как времена года тебе ее доставляют! Первой заповедью тебе должно быть: "Ешь мало, и это малое ешь вовремя!"

Если хочешь совершенно быть здоровым телом и душей, то не успокаивайся до тех пор, пока не найдешь в дуновении вселенной ту божественную пищу, которая скрывает в себе высшую жизнь и сумеет ее тебе передать. С благоговением черпай полной пригоршней из этого святого источника и помни, что богоподобная, чистая душа присоединяется к твоему чистому телу.

 

III. Главная причина преждевременной старости, выпадения и поседения волос: средство сохранения молодости и красоты

 

После многочисленных доказательств, что слизь всегда является главной причиной болезни и преждевременной старости, следует еще проследить отдельно на некоторых органах, в какой степени слизистое культурное питание препятствует развитию красоты при росте человеческого тела и вызывает симптомы старости.

 

Если бы по райскому закону легким человека и коже был предоставлен в качестве покрова один только воздух и солнечное электричество, а желудку и кишечнику только солнечное питание, т.е. фрукты, которые почти без остатка перевариваются и, как остатки, выделяют лишь целлюлозу без всякой слизи, клея и зародышей, то нельзя согласиться, что трубчатая система человеческого организма может при этом портиться, ослабевать, стариться и, в конце концов, совсем отказаться работать. Вместо живых, полных энергии, клеток плодов теперь человек ест "убоину", которая биологически предназначена для хищных зверей, т. е. гнилостное и неудобоваримое питание, не дающее энергии. В особенности в желудке и кишечнике накопляются при этом остатки (слизь), которые постепенно закупоривают каналы и фильтры (железы). В итоге это все и ведет к преждевременной старости. Таким образом, преждевременная старость есть, в сущности, прямая болезнь, медленное и постепенное разрушение жизненного мотора.

 

Химия пищевых продуктов дает точные доказательства того, что уродства и распад клеток происходят от бедной минералами культурной пищи.

 

Если уродства, потеря красоты и старость происходят вследствие неправильного питания, то терапия красоты и молодости зависит только от диеты и от соответствующего улучшения пищевых продуктов. Бледный мертвецкий цвет тела культурного человека, лишенного света и солнца, бесспорно, некрасив и зависит преимущественно от белого мертвого цвета неудобоваримого, неправильного питательного материала. Какой роскошный цвет лица будет у человека, если он станет питаться одними "рдяными" плодами: виноградом, вишнями и апельсинами, да ещё, если к этому прибавить воздушные и солнечные ванны, – об этом не имеют люди и понятия! Слизь и при этом недостаток минеральных веществ в пищевых продуктах имеют такое же значение, как и недостаток цвета. Если вы сравните сорта пищевых продуктов проф. Кёнига, то найдете, что бесслизистая пища, именно плоды и овощи, по количеству находящейся в них извести стоят на первом месте.

Таблица важнейших пищевых продуктов

Составлено по Кёнигу, химия пищевых продуктов

(König, Chemis der menschlichen Nahrungs-u. Genussmittel, 4 Aufl., Berlin 1903)

 

Пищевые продукты Вода Азотистые

вещества Жир Безазотистые

вещества Волокнистые

вещества Минеральные

вещества

Мясо и мясные продукты без костей

Жирная говядина 54,76 18,92 23,65 — — 1,08

Нежирная говядина 76,47 20,56 1,74 — — 1,17

Жирная телятина 72,31 18,88 7,41 0,07 — 1,33

Нежирная телятина 78,84 19,86 0,82 — — 0,50

Полужирная баранина 75,99 17,11 5,77 — — 1,33

Жирная свинина 47,40 14,54 37,34 — — 0 72

Нежирная свинина 72,57 20,25 6,81 — — 1,10

Гусь 40,87 14,21 44,26 — — 0,66

Голубь 75,10 22,14 1,00 0,76 — 1,00

Лососина 67,01 19,73 10,74 — — 1,39

Угорь 57,42 12,83 28,37 — — 0.85

Щука 70,84 18,33 0,47 — — 1,00

Карп 76,97 21,86 1,09 — — 1,33

Консервы

Итальянская колбаса 20,76 27,31 39,88 5,10 — 6,95

Ливерная колбаса 48,70 15,93 26,33 6,38 — 2,66

Молоко и молочные продукты

Коровье молоко 87,27 3,39 3,68 4,94 — 0,72

Масло 13,45 0,76 83,70 0,50 — 1,59

Жирный сыр 49,79 18,97 25,87 0,83 — 4,54

Нежирный сыр 43,06 35,59 12,45 4,22 — 4,68

Куриные яйца 73,67 12,55 12,11 0,55 — 1,12

Мука и прочее

Пшеничная мука мелкая 12,63 10,68 1,13 74,74 0,30 0,52

Пшеничная мука более крупная 12,58 11,60 1,59 73,39 0,92 1,02

Ржаная мука 12,58 9,62 1,44 73,84 1,35 1,17

Картофельная мука 17,76 0,88 0,05 80,68 0,06 0,57

Макароны 11,89 10,88 0,62 75,55 0,42 0,64

Хлеб и прочее

Пшеничный хлеб из мелкой муки 33,66 6,81 0,54 57,80 0,31 0,88

Пшеничный хлеб из крупной муки 37,27 8,44 0,91 50,99 1,12 1,27

Ржаной хлеб 39,70 6,43 1,14 50,44 0,80 1,49

Злаки и стручковые плоды

Рис очищенный 13,17 8,13 1,29 75,50 0,88 1,03

Горох 13,80 23,35 1,88 52,65 5,57 2,75

Чечевица 12,33 23,94 1,93 52,84 3,92 3,04

Коренья

Картофель 74,93 1,99 0,15 20,86 0,98 1,09

Свекла крупная 86,77 1,18 0,29 9,06 1,67 1,03

Сельдерей 84,09 1,48 0,39 11,80 1,40 0,84

Овощи и прочее

Кольраби 85,89 2,87 0,21 8,18 1,68 1,17

Лук 86,51 1,60 0,15 10,38 0,71 0,65

Огурец 95,36 1,09 0,11 2,21 0,78 0,45

Турецкие бобы 88,75 2,72 0,14 6,60 1,18 0,61

Цветная капуста 90,89 2,48 0,34 4,55 0,91 0,83

Кочанная капуста 80,03 3,99 0,90 11.63 1,88 1,57

Белая капуста 90,11 1,83 0,18 5,05 1,65 1,18

Шпинат 89,24 3,71 0,50 3,61 0,94 2,00

Салат 94,33 1,41 0,31 2,19 0,73 1,03

Кислая капуста 91,41 1,25 0,54 3,85 1,31 1,64

Плоды

Яблоки 84,37 0,30 — 12,73 1,98 0,42

Груши 85,83 0,35 — 13,09 0,28 0,29

Чернослив 81,62 0,78 — 16,76 6,42 1,16

Вишни 80,57 1,29 — 13,63 5,77 0,52

Виноград 79,12 1,01 — 16,18 3,03 0,48

Земляника 86,99 0,59 0,53 7,33 1,56 0,72

Грецкий орех 7,18 16,74 58,47 12,99 2,97 1,65

Сладкий миндаль 6,27 21,40 53,16 13,22 3,65 2,30

 

Рост человека, т.е. объем его костяного состава, зависит, главным образом, от количества извести в пище. Японцы хотят увеличить рост своей расы путем распространения мяса, но попадают из огня, да в полымя. Все уродства телосложения, крошения костей и в особенности гнилые зубы происходят от недостатка извести в пище; благодаря кипячению молока и овощей известь выпадает. Ужасная беднота, минеральными веществами культурного питания, именно мяса, сравнительно с плодами, грозит привести к окончательной потере зубок культурным человечеством. Вместе с этим вес, форма и именно объем тела слишком велики. Всякое чрезмерное накопление жира патологично и потому не эстетично. Ни одно животное в природе так не набито жиром, как это бывает у людей. Виноградный сахар фруктов и их питательные соли – настоящие источники для образования твердых мускулов, и этим питанием легко восстановить и укрепить организм, освободившийся от жира и слизи благодаря посту.

 

Тучность имеет чрезвычайную склонность к разрастанию; она – некрасива и нездорова. Но всего страннее то, что это накопление жира считается у нас многими не только красивым, но и даже признаком "цветущего здоровья"; между тем ежедневный опыт показывает, что тощий, сохранивший юность организм во всех отношениях способнее к сопротивлению и преимущественно перед тучными достигает глубокой старости.

 

Уже Мантегацца установил, что тощий человек превосходит в силе жирного, по почему – не знал и этот ученый. Пусть мне укажут хоть одного 80- или 90-летнего старика такой дородности, какую в настоящее время принято считать красивой и здоровой и которой хотят спасать чахоточных. Как объяснить, что в беднейших странах, где люди "научно не доедают", встречается больше всего 100-летних старцев? Если тучные люди в лучшие свои годы и не умирают от порока сердца, кровоизлияния мозга или водянки, то они начинают постепенно худеть и потребность их в пище уменьшается, несмотря на все искусственные возбуждения аппетита. Кожа слишком натянутая, особенно на лице, сморщивается и образует складки. Она теряет свою молодую эластичность вследствие недостаточности и неправильности кровообращения, а также от недостатка в свете и солнце. И это ослабление кожи хитроумцы пытаются снаружи уничтожить мазью и пудрой! Благородные и прекрасные черты лица, чистота и здоровый его цвет, ясность и естественная величина глаза, прелесть выражения и цвет губ блекнут и дурнеют одновременно с тем, как в желудке и кишечнике накопляются те массы слизи, которые мы выше назвали "центральным депо" всех болезней и одряхления организма. "Красивая полнота щек", вследствие которой утолщается и нос, есть не что иное, как засорение щек слизью, особенно рельефно заметное при насморке.

 

Теперь я перехожу к важнейшему, бросающемуся в глаза, симптому преждевременной старости – выпадению и поседению волос. Этому вопросу придется посвятить целую главу, потому что с появлением этого симптома человек обыкновенно предается скорби и удручению перед лицом надвигающейся старости. Наука же до сих пор и здесь в молчании стояла перед загадкой природы.

 

Модная короткая стрижка волос мужчин и чрезвычайное распространение преждевременной лысины стали у нас привычным явлением. Человек, венец творения не только в интеллектуальном, но и эстетическом смысле, лишается лучшего венка, украшающего его голову, – волос.

 

Представьте себе, в самом деле, красивейшую женщину с плешью! Какой мужчина не отвернется с ужасом? Или фигуру современного щеголя, высеченную из мрамора! Да еще прибавьте к тому же усы, или совсем сбритые или угловато и геометрично подстриженные, и одежду "по последней моде", блистающую поразительным безвкусием! И мы восторгаемся этим? С точки зрения культурной философии и истории можно проследить по разным культурным периодам связь между вкусом, одеждой, архитектурой, живописью и пластикой, – при этом станет ясным чрезвычайное уродство современного человека, а он между тем должен был бы быть совершеннейшим существом, какое только создала природа! Я очень хорошо понимаю причину, почему современный мужчина стрижет бороду и волосы до минимума. Отсутствие красоты, не эстетичный вид длинных волос и бороды стали до того обычным явлением, что с течением времени явилась сама собою потребность в бритве и машинке для стрижки волос. В наше, все нивелирующее время, стригут некрасивые, взъерошенные, часто неравномерные волосы, чтобы скрыть живое доказательство вырождения. Но дисгармонией своих внешних форм и красок природа во всех живых организмах обнаруживает внутренние, физиологические нарушения и заболевания их. Вид тяжело больного или мертвого человека являет лучшее доказательство этого явления. Скептику же, равно как и отсталому наблюдателю природы, я напомню вообще, что нет правила без исключения, и в частности, что современный человек не имеет правильного представления об идеальной красоте и здоровье людей, живущих в совершенно естественных условиях. Если наслаждение, испытываемое нами при виде прекрасного, может служить мерилом эстетического чутья, то неприятное, чувство при виде организма, неправильно построенного, вызывается главным образом сознанием, что эти диссонансы заключают в себе нечто болезненное. Признавая чрезвычайную любознательность и необыкновенные успехи современной науки, я хотел бы обратить внимание общества на то, что в настоящее время слишком много рассматривают природу в микроскоп, вместо того, чтобы наблюдать ее простым глазом. Рассмотрим значение волос с физиологической и биологической точек зрения. Если нам удастся сделать это лучше, чем это было сделано другими до сих пор, то мы поймем истинную причину выпадения волос. Только тогда можно будет найти и средства для излечения лысины (alopecia).

 

В реальной энциклопедии медицинских наук Эйленбурга на стр. 458 говорится следующее: "Причина этой своеобразной, столь распространенной лысины (alopecia areata) до сих пор еще не найдена. Мне кажется, напрасно ищут причину в общем состоянии слабости, малокровия (анемия) и в местных нарушениях организма". Дальше на стр. 459: "Присутствие грибков было многократно доказано, но нет данных, что они являются этиологическим признаком (причиной) болезни". Дальше Эйленбург пишет на стр. 160: "Терапия (наука лечения) против alopecia areata лишена всякого положительного основания, и насколько она основана на опыте, она не может ни уменьшить зла, ни предупредить появления лысины на новом месте. Применяются раздражающе-спирто-эфирные жидкости (воды для волос!) и т.д." Из этой цитаты мы видим, что медицина бессильна против лысины этого происхождения; косметике и химии, фабрикующим воды для волос, также не удавалось выращивать хоть бы даже один волосок на такой лысине.

 

В энциклопедии естественных наук доктора Антона Рейхенова, в 4-м томе, стр. 188, следующее: "Роговые ткани и эпидермоидальные образования, т.е. наружная кожица, волосы, ногти, копыта, когти, перья, китовый ус, черепаха и т.д., – состоят – кроме жира, жирных кислот, лецитина, холестерина, пигментных телец и неорганических солей животного организма, среди которых в волосах и перьях играют известную роль кремнезем, а в цветных перьях также и медь, – главным образом из кератина, принадлежащего к группе альбуминоидов. Кератин, богатый серой (Silicium 3 – 8%), является главной составной частью волос, а в остальном по составу он похож на белок (меньше O и больше N)" и т.д. "Нормальный волос есть кремневокислый минеральный протеин", – говорит химик Гензель (Юлий Гензель "Жизнь", стр. 369). Дальше, в 3-м томе, стр. 614, Рейхенов говорит: "Значение волос можно рассматривать с физиологической и биологической точек зрения". В физиологическом отношении волосы представляют собою защищающий и согревающий слой, так как не только волосы – плохие проводники тепла, но также и воздух, находящийся между ними. С другой стороны – холод является возбудителем роста волос. Биологическое значение их состоит отчасти в том, что было сказано о защите тела; более активная деятельность в этом направлении была открыта в последнее время Фрицем Мюллером сначала у некоторых насекомых, а потом Г. Егером вообще у всех волосатых животных, именно – значение волос как "органов запаха". Ф. Мюллер доказал (смотри Kosmos, 1877), что самцы некоторых бабочек на определенных местах тела имеют пушок волосатых чешуек; при спокойном состоянии бабочки они бездействуют, в другое же время издают сильный специфический запах, назначение которого Мюллер совершенно правильно определил, как возбуждение любви у другого пола. Позднее Г. Егер указал, что все волосы имеют значение органов запаха и, именно, следующим образом: волосы млекопитающих животных имеют особенную способность поглощать благоуханные вещества (химически родственные мускусу), которые издают некоторые животные, причем волосы их почти не поглощают дурных испарений самого животного. Это поглощение газов подлежит всем законам поглощения, т.е. чем ниже температура, тем больше масса поглощенного запаха, по мере же повышения температуры часть запаха улетучивается из волос и испаряется в воздухе. Поэтому о волосах можно говорить, что они распространяют вокруг каждого существа (в том числе и человека) специфический запах и влияют им на все существа, которые вдыхают насыщенный этим запахом воздух. У зверей этот запах играет чрезвычайно важную роль, особенно при сексуальных сношениях, где запах волос партнера является носителем, так называемых, чар любви. Этим и объясняется, почему у многих существ во время совершеннолетия вырастают особенно развитые пучки волос или раз навсегда, или всякий раз во время течки, которые так и называются волосами течки. Более известен первый случай, т. е. появление у людей волос стыдливости, бороды и подмышечных волос. Значение их очень хорошо известно в народе. Девушкам приписывается пословица: "Поцелуй без бороды то же самое, что суп без соли", – и потому при возбуждении чувства симпатии волосы справедливо играют важную роль. Этим путем можно устанавливать симпатию не только между людьми, но также между людьми и животными. Таким образом, у приобретенной собаки или лошади легко вызвать симпатию, если дать ей проглотить несколько своих волос. Этот прием весьма распространен у людей, близко стоящих к природе, и совершенно далек от суеверия, так как этот, вызывающий симпатию, любовный запах действует не только через вдыхание из воздуха, но и через облизывание (поцелуи или проглатывание волос). Далее у диких народов, людей, близких к природе, и врачей минувших столетий Г. Егер обнаружил известные факты, до сих пор остававшиеся незамеченными физиологией, а именно, что этот запах волос не только возбуждает нервы, как, например, мускус, бобровая струя и цвет, но представляет собою также специфическое вещество, важное для здоровья каждого животного; при этом для него самого оно есть его собственное лекарство, для других же существ – лекарственное вещество с властным специфическим действием, по крайней мере, равносильное специфическим лекарственным веществам растительного мира. Г. Егер выражает даже предположение, что средство, которым современные магнетизеры достигают своих исцелений и которое они называют магнетизмом, есть не что иное, как специфическое и индивидуальное пахучее вещество, содержащееся в кожном жире и эпидермических образованиях (наружная кожица). Г. Егер ввел в лечебную практику пахучее вещество человека под названием "антропия". В книге доктора Иоанна Ранко "Человек" на стр. 160 говорится: "Сера так слабо связана в волосах, что они чернеют от прикосновения металлического свинца. В волосяной коре находится главный источник волосяного пигмента, красящего вещества, которое встречается как в растворенном виде, так и в виде зернышек и мелкого порошка". Стр. 136: "Срок жизни волос простирается по Пинону от 2 – 4 лет. Бросается в глаза факт, что у женщин большие лысины встречаются реже, чем у мужчин" (Так как, в общем, женщины живут проще мужчин и не стригут волос). Стр. 165: "По исследованиям Бертхольда волосы растут скорее днем, чем ночью, скорее, в теплое время года, чем в холодное; бритье ускоряет рост волос, – борода растет вдвое скорее, если ее брить через 12 часов, а не через 36". Стр. 166: "Ландуа за ближайшую причину внезапного поседения признал увеличение содержания воздуха в волосах". Стр. 171: "Европейские народы в этом отношении занимают первое место; вследствие невыгодного влияния культуры среди них всего чаще встречаются плешивые и седоволосые люди, причем и поседение волос у них в среднем начинается раньше, чем у других...". Очень характерно по этому поводу говорит А. Гумбольдт: "Путешественники составляли мнение об индейцах только по физиономии и предполагали, что среди них очень мало старых людей; действительно, очень трудно составить понятие о возрасте туземцев, если нельзя проверить их по спискам церковных приходов, так как в жарких местностях каждые 20 – 30 лет списки эти съедаются термитами. Да и сами бедные поселяне-индейцы в Новой Испании обыкновенно никогда не знают, сколько им лет. Их волосы никогда не седеют, и гораздо реже можно встретить индейца с белыми волосами, чем негра. Кроме того, кожа индейца не так легко покрывается морщинами. В Мексике, в умеренном поясе, на Кордильерах, часто встречаются туземцы, и особенно женщины, достигшие 100 лет. Такой возраст тем обыкновенен, что мексиканские и перуанские индейцы сохраняют свою мускульную силу до смерти". Гумбольдт упоминает, между прочим, об одном индейце, который дожил до 143 лет и до 130-летнего возраста ежедневно ходил по 3 – 4 часа.

 

О строении человеческого волоса на голове следует вкратце сказать следующее.

 

Волосы состоят из мозгового и коркового вещества, а также и наружной кожицы. Корень своей волосяной луковицей сидит на волосяном сосочке. Сальные железки, прикрепленные к волосяной кожице, пропитывают волосы жиром. Цвет их обусловливается красящим веществом и воздухом, находящимися в мозговом веществе волоса. При поседении красящее вещество исчезает, и воздушные пространства в виде мельчайших шариков увеличиваются. Рост волос на голове равняется 0,2 – 0,3 мм за день. Волосы очень гигроскопичны (т.е. сильно впитывают влажность); сухие волосы при трении электризуются. Если волосяные сосочки жизнеспособны, то вместо выпавших волос скоро вырастают новые. Было вычислено, что мужской волос растет за всю жизнь на 12 – 14 метров. Уже один этот факт показывает, какую важную роль в природе играет этот незначительный, по-видимому, орган. И пусть только подумают, какую силу, сколько хороших и важных соков организм должен затратить, чтобы заменить отрезанные куски волос. Над этой интересной проблемой я задумался уже в 16-летнем возрасте. Моего отца побрили за 2 часа до его смерти, а в день похорон, т.е. на третий день, он успел так сильно обрасти бородой, что его, мертвого, можно было бы обрить еще раз. Сокращение кожи и мускулов зависит от окоченения трупа, но этого недостаточно, чтобы объяснить такое странное явление. В утешение и ободрение отчаивающимся и безнадежным плешивым я приведу несколько интересных, научно неопровержимых фактов. Эйленбург в "Реальной энциклопедии медицинских Наук", том III, на стр. 363 говорит: "По Альберту, у одной дамы во время нервной родильной горячки светлые волосы выпали, а вместо них выросли черные; в другом случае после одной болезни каштановые волосы выпали и заменились ярко-рыжими. У одной 66-летней женщины незадолго до ее смерти старческие седые волосы сделались черными".

 

Гейгель сообщает, что у одной дамы после тяжелой формы тифа светлые волосы выпали и вместо них выросли черные.

 

Уже выше я, как и профессор, доктор Егер, назвал волосы, особенно растущие на голове человека, органами запаха, через которые выделяются некие испарения тела. Всякий знает, что человек, прежде всего, начинает потеть с головы и под мышками и что с потом, особенно у больного, связан неприятный запах. На этом основании профессор доктор Егер в другом месте назвал болезнь "смрадом". Это утверждение представляется мне постольку справедливым, поскольку я на основании многолетних наблюдений и опытов составил следующее фундаментальное общее понятие болезни.

 

Болезнь есть процесс брожения и гниения организма или же лишнего и неестественного пищевого продукта, который постепенно накопляется в пищеварительных органах и в виде слизистого выделения выступает наружу.

 

Тут, следовательно, речь идет о химическом распаде и разложении клеток белка. Этот процесс, как известно, сопровождается дурным запахом, между тем в природе зарождение новой жизни связано с благоуханием (время, цветения растений). Собственно говоря, вполне здоровый человек должен издавать благоухание и особенно его волосы. Поэты справедливо сравнивают человека с цветком и говорят о благоухании волос женщины. Таким образом, волосы человека я признаю очень важным органом, который, помимо целей защиты и регулирования теплоты, имеет ещё чрезвычайно интересное и полезное назначение, именно отделять испарения, запах здорового и больного человека. Этот запах людям, обладающим хорошим обонянием, открывает не только личные качества человека, но и дает возможность судить о внутреннем состоянии его здоровья... Иногда бывает, что врачи с помощью микроскопа и пробирок никак не могут установить неисправность в пищеварении, а известные "шарлатаны" определяют внутренний процесс гниения по волосам, издающим дурной запах. Если изо рта молодых, полных здоровья людей начинает нести, как из клоаки, то не приходится удивляться, почему у них выпадают волосы. Здесь я дошел до кардинального пункта моих исследований и наблюдений.

 

Сначала, впрочем, еще одно слово о поседении волос. Выше было установлено, что в поседевших волосах содержание воздуха увеличивается, и я высказываю взгляд, что этот "воздух", по-видимому, состоит из неприятно пахучих газов, по крайней мере, смешан с ними. Чуткому химику я рекомендую открыть тут присутствие серной кислоты, и тогда объяснимо исчезновение красящего вещества волос, ведь известно, что серная окись заставляет линять органические вещества.

Не только теоретически, но именно на основании моих опытов, на моем собственном теле мне кажется правильным, что главная причина выпадения волос лежит только внутри организма. Если через поры постоянно выделяются вонючие, едкие и, по всей вероятности, пропитанные окисью серы газы вместо естественных приятных благоуханий, то нас не должно удивлять, если волосы вместе с корнем постепенно мертвенно бледнеют, умирают и затем выпадают. Итак, я думаю, что мне удалось открыть причину лысины и указать верный путь к ее лечению. Сюда лишь я прибавлю, что приблизительно 10 лет тому назад, во время моего заболевания хроническим воспалением почек, соединенным с чрезвычайной нервозностью, мои волосы стали сильно седеть и выпадать. Когда же я после диетического лечения выздоровел от моих тяжелых страданий, седина в волосах стала проходить, а на место выпавших волос выросли другие в большом количестве.

 

Если, следовательно, главная причина выпадения волос зависит от расстройства пищеварения или обмена веществ, то устранить это можно только установлением нормальной деятельности организма. Я полагаю, что мой собственный опыт может дать надежду вылечиться и совершенно лысым господам, после того, как все препараты, которые они применяли, оказывались без результата, несмотря на гарантии, – да они и не могут дать желаемого. Причина поседения – не внешняя, а потому ее и нельзя устранить наружным лечением. От многих средств для волос следует даже вовсе воздержаться, так как они заключают в себе много острых неорганических веществ: особенно вредны средства, содержащие краски для волос. В крайнем случае, можно употреблять укрепляющую волосы растительную воду, – сюда относятся препараты крапивы. У кого волосы выпадают или кто страдает от лысины и хочет в этом направлении выздороветь, тому я всегда к услугам. Общего внутреннего средства нет, и кто меня раньше понял, тот и теперь поймет, что здесь также надо считаться с индивидуальными особенностями. На основании моего учения о диете, влияния ее на пищеварение и кровообразование и, следовательно, на правильное питание самой почвы, на которой растут волосы, я могу гарантировать прекращение сильного выпадения волос, если только разумно последовать моим советам.

 

Всякому мыслящему исследователю я рекомендую прочесть "Открытие души" проф. доктора Егера. С естественно-научной точки зрения он познакомится с таинственным миром пахучих веществ, которые выяснят "последние тайны" питания, духовной и половой жизни. Как известно, красивые и пышные волосы являются не только признаком симпатии и полового увлечения, но и возрождающейся и расцветающей жизни, подобно цветку растений. Прямо-таки ужасающее количество плешивых, в наше время может рассматриваться как симптом упадка сил, как отдельного индивидуума, так и вырождения самой расы. Пышный рост волос не только говорит о юной жизни и молодой силе, но и свидетельствует о пробуждении новой жизненной энергии. Я сам на себе красноречиво доказал, что даже и для "кандидата смерти" возможно возрождение.

 

Все симптомы старости являются, следовательно, только скрытыми болезнями, происходящими вследствие накопления слизи и засорения ею организма. Если кто основательно лечит себя от какой-нибудь болезни бесслизистой диетой или постом, тот освобождается от мертвых клеток и молодит себя, а кто предпринимает такое лечение с целью помолодеть, тот отнимает у всякой болезни, какую бы то ни было почву. Но вот никто не хочет верить этой возможности. В каждом научном словаре вы найдете мысль, что смерть наступает от нарушения обмена веществ, т.е. засорения организма слизью. Значит, жизнь должна, собственно, прекращаться без всякой боли. Это было бы нормально, но, к сожалению, исключение сделалось правилом, т.е. болезнь и смерть воцарились среди человечества. Если человек уже с детства питается исключительно плодами, т.е. без слизи, то этого ему достаточно, чтобы избавиться от преждевременной старости и болезней. Я видал людей, которые от бесслизистого лечения так помолодели и похорошели, что их нельзя было узнать. Уже тысячелетия люди ищут волшебный источник молодости. Какие только средства не дают от бессилия и импотенции, от бесплодия и все, конечно, напрасно. А как легко можно помочь многим, прежде всего правильным, полным наслаждения питанием от солнечной кухни!

 

Мы даже не можем себе представить, какой красотой и какими способностями был одарен "богоподобный" человек в раю, и каким чудесным, сильным и чистым голосом он владел. Улучшение и усиление голоса, даже восстановление утраченного является прямо поразительным доказательством чудесного влияния моей системы лечения на общее состояние организма больного. Так, например, укажу на баварского придворного певца мюнхенской королевской оперы Генриха Кноте, который с необычайным успехом прошел курс лечения под моим руководством. Сам он выражает это в благодарственном письме, приводимом в конце этой книги: "Мой голос растет в силе и ясности"..., а мюнхенская газета 18 апреля 1911 г. так высказывается о Кноте в роли Тангейзера: "Радикальное вегетарианство (лучше сказать, совершенно бесслизистая пища, примеч. автора), по-видимому, хорошо влияет на певца. Ярко, цельно, свежо и полно, иногда чересчур мощно звучал прекрасный, эластичный, образцово поставленный голос. Тон легкий, уверенный, легато, управление дыханием, как только у Карузо. И этот (теперь, примеч. автора), нетучный образцовый немецкий тенор, при этом гораздо больше, чем тенор...".

 

Эту главу я окончу цитатой из 1 части Фауста Гете (перевод П. В. Трунина):

 

Мефистофель.

 

Мой друг, опять ты говоришь красно;

Помолодит тебя – природное одно

Есть средство; но о нем и книга есть другая,

В которой целая о нем глава чудная!

 

Фауст.

 

Я знать его хочу!

 

Мефистофель.

 

Прекрасно, без врача.

Без денег и без чар с тем средством обойдешься,

И вот оно: в поля ты заберешься,

Там будешь ты копать, рубить себе сплеча,

Работать – в тесный круг душой и телом станешь,

От пищи ты изысканной отстанешь –

Простую самую ты будешь пищу есть,

С скотами – жить скотом, скотскую службу несть,

Несправедливым не считая,

Что будешь ниву жать – сам ниву удобряя.

Вот средство! Коль его да приложить суметь –

На восемьдесят можно лет помолодеть!

 

Фауст.

 

Я не привык. Где ж этак мне трудиться?

Лопатою владеть мне век не приучиться,

И жизнь столь узкая ко мне совсем нейдет.

 

Мефистофель.

 

Ну, так без ведьмы дело не пойдет!

 

IV. Смерть

 

В предыдущих главах я установил, что накопление слизи является главной причиной болезни и преждевременной старости. Также я доказал возможность замены отживших клеток новыми. Ввиду этого нельзя отрицать, что если человек закалит себя уже с детства живым солнечным питанием, то полная остановка человеческой машины последует очень и очень нескоро. Вскормленный таким путем организм имеет перед всеми, питающимися иначе, то преимущество, что его основание гораздо прочнее. При нормальном образе жизни значительно уменьшается обмен веществ, равно как и напряжение внутренних органов, особенно сердца и желудка. Даже самые большие физические усилия не вызывают в бесслизистом организме того учащения пульса, какое зачастую бывает, например, у обжоры. Уже на основании этого ежедневного сокращения затраты силы можно математически высчитывать и доказывать возможность более продолжительной жизни. Но может ли это засорение слизью разрешить нам последнюю загадку –

смерть?

 

Разрушение мозга и сердца имеет в своем конечном результате – смерть. Можно сказать, что большей частью смерть наступает от присоединения к болезни заболевания сердца. Но относительно болезней сердца наука далеко еще не произнесла своего последнего слова. Однако можно сказать, что засорение кровеносных сосудов сердца и вследствие этого ослабление сердечного мускула и разрушение мельчайших сердечных нервов продолжительным самоотравлением крови являются последней причиной смерти при всех хронических болезнях. Также вызывает прекращение жизненной функции закупорка мельчайших кровеносных сосудов мозга, их незначительный разрыв (паралич мозга) и всякая другая полная закупорка сосудов...

Конечно, здесь играют важную роль и другие побочные явления, например, недостаточный приток чистого воздуха при болезнях легких, и т.д. Наука усматривает причину смерти в преобладании белых кровяных шариков в организме. Это болезненное явление считается в медицине как бы самостоятельной болезнью и называется лейкемия, т.е. белокровие, на мой же взгляд, эта "болезнь" свидетельствует, что в жилах человека стало больше слизи, чем крови. Наука указывает еще и другие причины смерти: яды и токсины, вырабатываемые организмом, яды обмена веществ, бациллы и их выделения, самоотравление и пр. А алкоголь и мясные яды? – скажут умеренные и вегетарианцы. И все-таки и они, эти умеренные и вегетарианцы, до сих пор умирают также от болезней, как и пьяницы и питающиеся мясом.

 

Если случайно медицина не может подвести данное заболевание под какую-нибудь рубрику, то в свидетельстве о смерти оно отмечается как кахексия, т.е. плохое состояние питания, распад. Теперь я спрашиваю, что такое, собственно, яд смерти? Современное медицинское исследование объясняет причину большинства болезней присутствием бацилл. Мое экспериментальное доказательство, что слизь является основным и главным этиологическим фактором болезни, отличается от учения о бациллах лишь тем, что слизь является питательной средой для развития бацилл и размножения их в организме.

 

Преобладание белых кровяных шариков, т.е. белой мертвой слизи, над красными, содержащими сахар и железо, становится для жизни роковым. Красный цвет и сладкий вкус – это признаки жизни и любви; бело, бледно, бесцветно и горько – это признак болезни и преобладания слизи, медленного угасания жизни индивидуума. Какая злая ирония для нашей культуры в том, что люди находят благородную бледность лица, мертвенный цвет кожи не только красивым, но и здоровым! Даже искусство не освободилось от этих взглядов!

 

Борьбу со смертью надо рассматривать, как последний кризис, как последнюю попытку организма выделить слизь; наконец, борьба со смертью – это последняя схватка живых клеток с мертвыми, борьба последних с трупным ядом. Если белые мертвые клетки – слизь в крови – одержат верх, то наступает не только механическая закупорка кровеносных сердечных сосудов, но и химическое преобразование, распад, полное отравление, внезапное гниение всей кровяной массы, и машина останавливается. "Всемогущему Богу было так угодно"; "мы преклоняемся перед таинственным величием смерти" – и этими словами мы ограничиваемся.

 

"Незнание – единственная трагедия существования. Нет другой", – говорит Петр Альтенберг в своем "Prodromos". – Последней главной причиной всех болезней, преждевременной старости и смерти является также это незнание, грех, совершаемый нами бессознательно; однако за него мы невинны, несем кару и будем нести, так как в природе, так же, как и по принципу гражданского права, незнание не освобождает нас от наказания.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.