Когда у вас войдет в привычку тщательно и осознанно исследовать подобным образом свои старые интерпретации (убеждения), вы начнете создавать внутри себя пространство спонтанных мгновений свободы. Эти мгновения возникают тогда, когда ваш прежний умственный настрой очищается в проблеске прозрения. Вместе с этим проблеском приходит чувство откровения, поскольку вы прозреваете саму реальность, а не отражение своего прошлого.
Все самое ценное в жизни — любовь, сострадание, красота, прощение, вдохновение — должно приходить к нам спонтанно. Мы можем лишь приготовить путь для этих ценностей (один мой друг и духовный единомышленник называет этот процесс «пробиванием дырки в четвертое измерение»).
Прошлое покрывает наше сегодня многочисленными запутанными пластами. Ваш внутренний мир полон сложных связей и отношений, ибо вмещает не только прошлые события в том виде, как они происходили, но и те способы, с помощью которых вы хотели бы их пересмотреть. Все те вещи, которые вы хотели бы обратить в ином направлении, можно обратить в этом направлении именно в мире фантазии, мести, печали, горя, упреков и чувства вины в отношении себя, куда вы сбегаете от нынешней реальности. Чтобы избавиться от этих помрачений, вам нужно осознать, что есть более глубокое место, где все в полном порядке.
В романе «Сиддхартха» Герман Гессе пишет: «Внутри вас тишина и убежище, где вы можете в любое время укрыться и быть собой». Убежище — это просто осознание удобства, которое не может потревожить суматоха событий. Это то ментальное пространство, которое человек стремится найти во время медитации, что, на мой взгляд, является одной из самых важных целей, к которой должен стремиться каждый. Однако, даже если вы не медитируете, вы можете достичь этого места покоя, выполнив следующее упражнение.
Запишите аффирмацию:
«Я совершенен такой, как есть.
Все в моей жизни работает в направлении высшего блага.
Я любим, и я — любовь».
Не делайте паузу, чтобы проанализировать это утверждение, а просто запишите. Когда закончите, закройте глаза и подождите, пока ваш ум не откликнется на него той или иной сентенцией, и запишите первые слова, которые придут вам в голову (запишите их непосредственно под аффирмацией). Вполне возможно, что ваша первая мысль будет полна сопротивления, даже гнева, поскольку ничья жизнь не идеальна и трудно поверить, что все в жизни происходит так, как и должно. Если ваша реакция отражает подобные эмоции, значит, она искренна.
Теперь, без всякой паузы, снова запишите ту же аффирмацию, закройте глаза и еще раз запишите первые слова, которые придут вам на ум. Не останавливайтесь, чтобы проанализировать или обдумать свою реакцию. Продолжайте упражнение до тех пор, пока не повторите саму аффирмацию и реакцию на нее двенадцать раз. Вы удивитесь тому, насколько сильно изменятся ваши реакции; у большинства людей последняя реакция оказывается намного позитивней, чем первая. В сущности, это упражнение позволяет услышать самые глубинные уровни вашего осознания.
Именно на поверхности ум большинства людей оказывает наибольшее сопротивление, ибо поверхность — то самое место, где действует большинство социальных и защитных реакций. Погрузившись глубже, мы достигнем уровней недавнего отчаяния, желаний и зажатых эмоций. Когда вы доберетесь до этих пластов, у вас могут проявиться самые неожиданные или иррациональные реакции.
Еще глубже залегают пласты, где хранятся самые потаенные чувства. Если вы в целом чувствуете себя нелюбимым, на этом уровне могут таиться огромные боль и противодействие. Но даже под самыми жесткими слоями всегда имеется пласт осознания, который однозначно и без всякой двусмысленности соглашается со словами «Я — любовь».
Эта аффирмация необычайно эффективна там, где нужно напомнить себе о своей собственной природе; более того, она напоминает вам о цели — развиваться до точки, где утверждение «Я — любовь» окажется на поверхности сознания, а не будет похоронено в его темных глубинах.
Я никогда не встречал Белль Одом, чья фотография помещена в утренней газете. Судя по фотографии, это очень маленькая старушка, она улыбается и машет вышитым платочком. Белль попала на газетную полосу, поскольку дожила до весьма преклонного возраста — 109 лет. Несмотря на то что она старше, чем некоторые штаты в американской коалиции, ее взгляд чист и цепок, а ум, если верить сопроводительной статье, острее, чем у многих более молодых обитателей дома для престарелых, где она живет.
В статье приводятся некоторые статистические данные о людях, доживших до ста и более лет. Из них:
— 80 % — женщины;
— 75 % — вдовы;
— 50 % живут в домах для престарелых;
— 16 % — чернокожие (хотя в общей численности народонаселения на их долю приходится только 12 %).
Белль — чернокожая женщина, родившаяся и выросшая на затерянной в бескрайних просторах Техаса ферме. До того как ей исполнилось 100 лет, она жила в хижине далеко от источников воды; теперь же она — самая именитая обитательница дома для престарелых в Хьюстоне. Достигнув возраста 109 лет, Белль превзошла границу биологической вероятности жизни для среднего человека и вступила в область выживания, полную тайн и неопределенности. Если в ближайшие несколько десятилетий нас с вами раньше времени хватит сердечный приступ, или мы заболеем смертельной болезнью, или с нами произойдет несчастный случай, то мы вряд ли доживем до 85 или 90 лет.
День, когда вам исполняется 50 лет, вы можете считать днем второго рождения. По всей вероятности, перед вами лежит целая жизнь, которая может продлиться по меньшей мере тридцать или, что более вероятно, сорок, пятьдесят и даже шестьдесят лет.
Большое преимущество второго рождения в том, что вы можете сознательно планировать свою жизнь наперед. Первое рождение с его совершенно немыслимыми реалиями — незнакомыми людьми, которые оказались вашими родителями, неуклюжим, несформировавшимся телом, которое нужно было тренировать, чтобы оно могло выполнять простейшие задачи, смущающим миром хаотических видений и звуков, которые ваш мозг должен был отлить во что-то осмысленное, — завершилось и осталось позади.
Загоревшись открывшейся возможностью заново спланировать всю свою жизнь, я решил серьезно воспользоваться ею. Я отделался от всех старых стереотипов по поводу старости, загромождавших мой ум, и встретил свое второе рождение (событие, случившееся всего четыре года назад) с небольшим списком желаний. Я задал себе вопрос: «Чего бы я хотел, доживи я до 100 лет?» Сразу же мне на ум пришли следующие желания:
— Я хочу жить еще дольше, если это возможно.
— Я хочу оставаться здоровым.
— Я хочу, чтобы у меня всегда был ясный, живой ум.
— Я хочу быть активным и дееспособным.
— Я хочу быть мудрым.
Как только я записал все эти желания, случилось удивительное — оказалось, что все они в пределах достижимого. Я знаю, что нужно делать, чтобы быть здоровым сегодня, и могу продолжать жить точно так же и завтра. Я всегда был активным и дееспособным, так чего ради мне бояться, что однажды я сяду в кресло и никогда больше оттуда не встану?
Благодаря этому незамысловатому списку я превратил жизнь, да и сам процесс выживания из угрозы в желанную цель, поскольку в моем списке значились только те вещи, которых я действительно желал.
Есть общества, где долгая жизнь высоко ценится, и именно здесь, в окружении реальной жизни, мы находим лучшую лабораторию. Мы можем изучить целую популяцию людей, которым с детства прививали это стремление, и получим замечательные результаты.
Абхазия, отдаленный горный регион на юге России, — это страна почти легендарных долгожителей. Это единственное место, о котором я когда-либо слышал, где слово «прапрапрадедушка» применяется по отношению к живым. Эти сельские жители, большинство которых неграмотные крестьяне, славятся тем, что достигают почти невероятного возраста — 120, 130 и даже 170 лет.
Хотя этот регион долгое время страдал от таких эпидемий, как малярия и тиф (пока советские специалисты в 1930-х годах не осушили болотистые низменности), в Абхазии было впятеро больше столетних жителей, чем в других частях мира, причем 80 % этих долгожителей — слово «старик» никогда не применяется по отношению к ним — были активны и полны энергии. Для местных мужчин и женщин было обычным делом работать на чайных плантациях спустя многие десятилетия после достижения официально принятого в СССР пенсионного возраста — 60 лет, и этим чемпионам среди всех прочих сборщиков чая вручались, когда они достигали 100-летнего возраста, почетные дипломы долгожителей.
Веками в Абхазии были неизвестны пенсионеры, ведущие сидячий образ жизни, исключая разве случаи ухода на пенсию по инвалидности. Абхазцам испокон веков присуща любовь к тяжелому труду, и в архивах даже имеются сведения о том, что одна 109-летняя женщина все лето проработала на чайной плантации, получая зарплату за полную 49-часовую рабочую неделю.
В этой богатой стране с благодатным климатом, благоприятствующим вызреванию зерна, помидоров и прочих овощных культур, население жило за счет выращиваемых на огородах овощей и питалось молочными продуктами с небольшим количеством орехов, зерновых и мяса в качестве добавки к повседневному рациону. (Кефир, главный продукт в их рационе, долго пользовался славой пищи долгожителей.)
Несмотря на то что большинство долгожителей ежедневно употребляли в пищу сыр, молоко и кефир, общее потребление жиров и калорий было необычайно низким по западным стандартам, составляя в среднем от пятисот до двух тысяч калорий в день.
У нас, на Западе, люди с возрастом утрачивают свою мышечную массу, которая заменяется жиром, так что приблизительно в возрасте 65 лет тело мужчин и женщин наполовину состоит из жира, что вдвое больше, чем в двадцатилетнем возрасте. Для сравнения, все абхазцы-долгожители отличались стройным телосложением, имели прямую спину и твердые мышцы. Спустя много лет после ухода на пенсию старейшие люди продолжали вести активную жизнь на свежем воздухе — летом взбирались на высокогорные пастбища и копали картофель на своих огородах. Даже в случаях, когда происходила закупорка коронарных артерий или наблюдался сбой в работе сердечных сосудов, ходьба и лазание по горам — занятия, которым предавался каждый долгожитель, — видимо, устраняли эти физические ограничения.
Для меня Абхазия — это место, где традиционное понятие «старики» так и не укоренилось. Это слово было изгнано из лексикона абхазцев, а на его месте утвердилось другое — «долгожители». Эти люди вели неподвластный времени образ жизни: скакали на лошадях, работали под палящими лучами солнца и хором пели песни, причем самому молодому в хоре было 70 лет, а самому старому — 110.
Абхазцы доказали, что старение может быть временем совершенствования. Поднимая тосты, они обращались друг к другу со словами: «Пусть твоя жизнь будет долгой, как у Моисея» — и почитали долгожителей как людей, приближающихся к этому идеалу.
Однако самое большое преимущество этих долгожителей было вот в чем: они верили в свой образ жизни. Гостей с Запада поражало в абхазцах больше всего то, что они прекрасно вписывались в свой ритм жизни — именно это мы в своей стране утратили.
Таков здравый смысл народа, обретшего естественное равновесие. Чем бороться с нездоровыми привычками, лучше вплести доброе здоровье в повсеместно принятое мировоззрение, что и осуществила их культура.
В своей книге «Мафусаиловы факторы» (The Methuselah Factors) американский писатель и ученик абхазцев Дэн Георгакас писал: «Овощи собирали непосредственно перед готовкой или подачей на стол, а если в меню входило мясо, то животное, перед тем как забить, показывали гостям. Какие бы блюда ни подавали на стол, все остатки трапезы затем уничтожали, поскольку они считались вредными для здоровья. Такая забота о постоянно свежей пище гарантировала минимальную потерю питательных веществ при доставке из сада к столу. Большая часть пищи потреблялась сырой или вареной, но только не жареной».
В каждом обществе результаты подчинены общественным чаяниям. В культурах, где высшей целью является богатство, все общество фокусируется на способах добычи денег, поэтому престижем пользуются те, у кого денег много, а бедняков рассматривают как неудачников. В Абхазии главной ценностью стало долголетие, поэтому все общество чувствовало внутреннюю мотивацию жить в согласии с этим идеалом. В Америке справедливо как раз обратное: старость не ценится — и уж тем более не почитается.
Американскую и абхазскую культуры разделяет огромная пропасть. Жизнь абхазцев с их приверженностью к легкой пище и неутомимой физической деятельности — то, чему мы вновь должны сознательно научиться. Однако односторонняя фиксация на этих вещах если и может к чему-то привести, то лишь к утрате самого духа Абхазии, который для меня является наиболее вдохновляющей мотивацией в моем собственном стремлении дожить до 100 лет.
Наша страна недавно тоже пережила не имевший себе равных бум — моду на столетних жителей. Число американцев, которым в конце 90-х годов 100 и более лет, оценивалось в 35 800 человек — вдвое больше, чем в предыдущее десятилетие. Мы выиграли сражение за долгую жизнь и теперь видим, что Америка становится страной, где долгожители все еще молоды.
Большинство из нас наверняка считают, что переносить физические недомогания старости гораздо легче, чем ментальные. В Индии, где я вырос, возраст по-прежнему приравнивают к мудрости. На Западе же чем дольше живет человек, тем больше его подозревают в ментальной недееспособности. Вероятно, болезнь Альцгеймера многократно превзошла рак в сомнительной чести считаться в Америке самым ужасным заболеванием. Я знаю 60-летних людей, которые буквально одержимы чтением статей, посвященных болезни Альцгеймера, и которые, как только забывают телефон друга, тут же начинают паниковать: настолько они убеждены, что неумолимая хватка болезни Альцгеймера — дело только времени.
Старение мозга не является исключительной причиной болезни Альцгеймера. Да, структура мозга, как известно, со временем претерпевает изменения. Он, например, становится легче и немного усыхает. Но и по сей день неизвестно, почему у одних людей мозг сохраняет жизненные и творческие силы, — тут же приходит на память Микеланджело, расписывавший собор Святого Петра, когда ему было почти 90, или Пикассо, писавший картины в том же возрасте, или Артур Рубинштейн, выступавший в этом возрасте с фортепианным концертом в Карнеги-Холле, — тогда как у других он выказывает признаки одряхления.
В мозгу нет таких двух клеток, которые бы напрямую взаимодействовали между собой на физическом уровне. Они «общаются» друг с другом через зазор, или синапс, используя для этого сотни и тысячи похожих на волоски волокон, именуемых дендритами. Одно из поразительных открытий состоит в том, что, сохраняя ментальную активность, пожилые люди могут постоянно формировать все новые и новые дендриты.
Еще одна хорошая новость, касающаяся старения мозга и дающая нам надежды на лучшее будущее, — то, что сохранение человеком своих способностей — дело вполне обычное. «Возможно, старые люди со временем теряют быстроту реакции, — заметил по этому поводу ученый-нейрохирург Роберт Терри, — но при этом они не теряют остроты суждений, способность ориентироваться в ситуации или словарный запас. Несомненно, что люди вроде Пикассо, виолончелиста Пабло Казалеса или Марты Грэхем не смогли бы с таким же успехом продолжать свою деятельность при половинном объеме мозга».
Изучение темы старости и тесты на коэффициент умственного развития дают прекрасный пример того, как линейное мышление приводит к неверному истолкованию возникающих со временем комплексных изменений. Человеческий ум по мере набирания опыта расширяется в различных направлениях. Изучение мозга помогает обнаружить, что органические изменения не прекращаются во время этого расширения, однако при этом важно доверять самому процессу и понимать, что ум хочет расти.
Психологи все больше начинают доверять тому, что развитие человека по мере его старения сопряжено с достижением им высших состояний осознания и что любое ухудшение в физической структуре мозга компенсируется новыми ментальными достижениями.
Теперь, когда «новый старый век» понемногу уничтожает предубеждения против стариков, я верю, что мы становимся свидетелями расцвета визионерских способностей, который принесет этот век на пике своего развития. Видение — это скрытая связь, объединяющая молодых и старых. В зрелом возрасте мы часто предаем свои идеалы, стремясь достичь успеха и безопасности. Если молодость всегда пылка и идеалистична, то старость способна уравновесить и усилить эти качества за счет мудрости — пожалуй, самого великого дара, который в зрелые годы приобретает человек в своем жизненном цикле.
Большинство людей полагают, что улучшением здоровья и увеличением срока жизни старики обязаны главным образом именно успехам медицины; так что для излечения рака, заболеваний сердца, болезни Альцгеймера и прочих пагубных недугов, характерных для пожилых людей, они в первую очередь обращаются к врачам. При этом, однако, не учитывается тот факт, что отсутствие старения — нечто гораздо большее, чем просто избавление от болезней, хотя избавление тоже важно. Это, прежде всего, подразумевает веру в себя и каждодневную жизнь в согласии с собой; врачи могут помочь в поддержании этого согласия, но медицина заменить его не в состоянии.
Долголетие — это по-прежнему достижение каждого отдельного человека, и достигают его в основном те, кто уповает на долголетие и связывает с ним большие надежды. Америка могла бы стать страной, где ни один человек с возрастом не слабеет и не дряхлеет, но, чтобы это случилось, мы должны рассматривать весь цикл человеческой жизни как восходящую кривую. Сегодня, увы, те несколько «обычных» симптомов, которые мы связываем со старостью, по-прежнему остаются неизменными, и львиная доля исследований подтвердила тот факт, что мы ожидаем слишком немногого от стареющего тела, которое даже в очень преклонном возрасте обладает великим потенциалом к совершенствованию.
Каждый с возрастом становится уникальным, и эта уникальность включает возможность развития на всех фронтах.
Новая парадигма гласит, что мы непрерывно создаем и уничтожаем свои тела на квантовом уровне, то есть постоянно раскрываем в себе скрытый потенциал. Если мы начнем рассматривать, что именно нужно сделать для того, чтобы ежедневно до конца жизни улучшать физические и ментальные функции, то наткнемся на три ценности, которые должны стать частью намерений каждого человека:
1. Само долголетие, поскольку жизнь в своей основе всегда прекрасна.
2. Творческий процесс, который делает жизнь интересной и заставляет нас желать жить дольше.
3. Мудрость, которая предстает как совокупная награда за долгую жизнь.
Невозможно как-то ограничить достижения в каждой из этих сфер. Творчество и мудрость до последних дней жизни вдохновляли Пикассо, Микеланджело, Толстого и других гениальных долгожителей. Психологи, занимающиеся изучением творчества, утверждают, что художники и писатели в 60 или 70 лет могут генерировать гораздо больше новых идей, чем в 20 лет.
Еще одна интересная составляющая: чем позже вы вступаете на стезю какой-то творческой деятельности, тем больше вероятность того, что вы пронесете эту страсть до весьма преклонного возраста.
Быть действующим мастером — значит самостоятельно управлять своей жизнью и обстоятельствами и не добиваться власти над другими людьми. Самая значимая и осмысленная вещь, ради которой стоит жить, — это стремление к полному раскрытию своего потенциала.
Этот нераскрытый потенциал хранится в латентном виде у подавляющего большинства людей, у которых едва хватает сил и возможностей дожить до 65 лет. Поэтому очень важно начать сознательно развивать свои возможности, добившись полной независимости от социальных стереотипов и поставив себе цель — стать мастером (то есть хозяином) своей жизни.
Чтобы помочь вам вылепить собственную идеальную жизнь, я привожу ниже десять ключевых факторов деятельного мастерства. В них суммирован общий итог имеющихся на данный момент знаний о старении и осознании. Эти идеалы не только теоретические, но и практические, то есть такие, добиваться претворения которых на практике вы можете каждый день.
1. Внимайте мудрости своего тела, которая проявляется с помощью чувств-сигналов комфорта и дискомфорта. Выбрав определенное действие или поступок, спросите свое тело: «Что ты чувствуешь по поводу этого?» Если тело шлет сигналы физического или эмоционального дискомфорта, пересмотрите свое действие; если же оно шлет сигналы комфорта и энтузиазма, приступайте к действию.
2. Живите в настоящем, ибо это единственный момент, который вы имеете в своем распоряжении. Концентрируйте внимание на том, что происходит здесь и сейчас; стремитесь к полноте каждого момента. Целиком и полностью принимайте то, что вам дается, — так, чтобы суметь оценить это, извлечь нужный урок и затем отпустить. Не сражайтесь против бесконечного порядка вещей, станьте едиными с ним.
3. Находите время для пребывания в молчании, для медитации и прекращения внутреннего диалога. В минуту молчания осознайте, что вы воссоединяетесь с источником чистого осознания. Уделяйте внимание своей внутренней жизни, чтобы руководствоваться собственной интуицией, а не навязываемыми извне интерпретациями того, что для вас хорошо, а что плохо.
4. Откажитесь от потребности искать одобрения со стороны окружающих. Вы сами — лучший ценитель своих достоинств, и ваша цель — обнаружить в себе эту безмерную ценность, кто бы и что о вас ни думал. В понимании этого заключена великая свобода.
5. Когда видите, что с гневом или раздражением реагируете на какого-то человека или обстоятельство или противитесь им, осознайте, что вы в первую очередь боретесь с собой. Когда же вы отпустите свой гнев, то исцелите себя и станете сотрудничать с потоками Вселенной.
6. Знайте, что слова «где-то там» отражают реальность «здесь, внутри». Люди, на которых вы реагируете особо бурно, будь то чувство любви или мести, являются проекциями вашего собственного внутреннего мира. То, что вы больше всего ненавидите в них, вы с ненавистью отрицаете в себе. А то, что вы больше всего любите в них, вы с любовью жаждете для себя. Используйте зеркало этих отношений, чтобы направлять собственную эволюцию. Ваша цель — полное познание себя. Когда вы добьетесь этого, то желаемое автоматически будет с вами, а нежелаемое — исчезнет.
7. Избавьтесь от бремени суждений — и вам станет значительно легче. Суждения привносят в существующие ситуации оценочные критерии «хорошо» и «плохо». А суждение о других (тем более осуждение) отражает отсутствие у вас должного приятия себя. Помните, что любое прощение другого человека добавляет вам любви к себе.
8. Не загрязняйте свое тело токсинами — через пищу, питье или негативные эмоции. Каждая здоровая клетка вносит непосредственную лепту в ваше состояние благоденствия, поскольку каждая клетка есть точка в поле осознания, коим являетесь вы сами.
9. Замените мотивированные страхом поступки на поступки, мотивируемые любовью. Страх — продукт памяти, привязанной к прошлому. Пытаясь навязать настоящему свое прошлое, вы никогда не избавитесь от угрозы, что вам причинят боль. Это случится лишь тогда, когда вы обретете чувство безопасности собственного бытия, а это чувство — любовь.
10. Поймите, что физический мир — только зеркало глубинного разума. Разум — невидимый организатор всей материи и энергии, и вы пользуетесь этой организующей силой вместе с Космосом. Жизнь в равновесии и чистоте — это высшее благо для вас и для Земли.
Жизнь — творческое предприятие. Существует множество уровней творчества, а значит, и множество уровней возможного мастерства. Деятельное мастерство — это не только путь к достижению предельных границ старости; это, прежде всего, путь к свободе.
В своем наиболее полном смысле деятельное мастерство означает управление всей жизнью. Это процесс интеграции, ибо обычно многие аспекты ума совершенно отделены от тела и не сонастроены с ним, а потому и ум, и тело разобщены с духом.
Объединить все эти компоненты в единое целое невозможно только на ментальном или только на физическом уровне. Перевод внимания на один из них автоматически исключает другой. Единства можно достичь только через медитацию и лишь на очень глубоких уровнях осознания, то есть тогда, когда двойственность ума-тела преодолевается; при этом, однако, нужно учитывать, что медитация ограничена временем, которое специально на нее отводится. Каким же образом мы можем использовать остающиеся часы нашей деятельной повседневной жизни?
Тысячи лет назад древние индийские мудрецы дали ответ на этот вопрос в форме праны, тончайшего вида биологической энергии. Прана пронизывает каждое ментальное и физическое явление, она истекает непосредственно из духа, или чистого осознания, внося разум и сознание в каждый аспект жизни. Особая важность жизненной энергии признана многими культурными традициями; в частности, китайцы называют ее Ци и контролируют ее поток с помощью акупунктуры, медитации и специальных упражнений вроде тайцзи. Другие названия этой силы дыхания жизни мы встречаем в суфизме, мистическом христианстве и учениях Древнего Египта. Все они единодушны в том, что чем больше у вас праны, тем больше витальны, то есть насыщены жизнью, ваши ментальные и телесные процессы.
Ослабление праны напрямую связано с процессами старения и смерти. Когда прана отсутствует, ничто не способно сохранять жизнь, поскольку прана — это разум и сознание, две жизненно важные составляющие, одушевляющие физическую материю. В Индии тело воспринимают в первую очередь как продукт сознания, а уже потом — как материальный объект. Сохранение праны считается невероятно важным фактором.
Таким образом, здоровая жизнь, если измерять ее степенью содержания праны, требует наличия следующих компонентов:
— Свежая пища
— Чистые вода и воздух
— Солнечный свет
— Необременительные упражнения
— Сбалансированное чистое дыхание
— Неагрессивное поведение и уважительное отношение к жизни
— Исполненные любви позитивные эмоции; свободное их выражение
Подумайте о разнице между салатом, приготовленным из только что собранных с грядки овощей, и тем, что приготовлен из овощей, купленных в супермаркете. Тот же контраст между пикником в горах и обедом у стойки с гамбургерами. Свежесть продуктов указывает на наличие праны, а несвежесть — на ее отсутствие.
Сбалансированное дыхание — фактор, которому в нашей культуре уделяется очень мало внимания, — в Индии рассматривается как наиболее важный фактор. Дыхание — это точка соединения ума, тела и духа. Каждое изменение ментального состояния отражается сначала на дыхании, а затем уже на теле.
В Индии существуют самые разные системы йоги, обучающие многочисленным упражнениям и техникам тщательного контроля за дыханием, известным как пранаяма и предназначенным для балансировки дыхания; но их действительная цель не в том, чтобы контролировать или дисциплинировать дыхание в обычных условиях, а скорее в том, чтобы просто фокусировать на нем внимание, ибо фокусировка на дыхании служит механизмом избавления от стресса и позволяет телу обрести равновесие. Йогическое дыхание, будучи приведено в равновесие, становится спонтанным и чистым, так что очищенные эмоции любви и преданности могут передаваться телу на всех уровнях.
Когда ваши клетки наполнены праной, они одновременно воспринимают и физический эквивалент эмоций. Ниже приводятся два упражнения, призванные сбалансировать дыхание. Если их выполнять должным образом, они позволят воспринимать ток праны как светлое, искристое, текучее ощущение в теле. На ментальном уровне сбалансированное дыхание отражается в виде чувства спокойствия, умиротворения и отсутствия напряжения.
Спокойно сидя на стуле, слушайте мягкую музыку или, если вы находитесь на улице, шум ветра в вершинах деревьев. Слушая эти звуки и легко дыша, перенесите внимание на уши, ощущая, как с каждым выдохом оно истекает оттуда.
Повторяйте это упражнение в течение минуты, затем проделайте то же самое с глазами, ощущая, как из них при каждом выдохе медленно и нежно истекает внимание.
Повторите то же с ноздрями и ртом; затем, все так же спокойно сидя, просто слушайте музыку, впитывая ее всем телом.
Теперь перенесите свое внимание на грудь. Ощутите, где находится сердечный центр (в точке, где соединяются грудная кость и ребра), и дышите через него, наполняя каждый вдох и выдох потоком внимания.
Выполняйте это упражнение в течение минуты, затем, сидя спокойно, мысленно ощутите все тело.
Это упражнение помогает установить сознательную связь между дыханием и нервной системой, способствуя их мягкой интеграции. Ощущение осознания как потока, струящегося вместе с дыханием, даст вам мощное чувство пребывания в гармонии с Природой.
Снимите обувь, встаньте прямо, опустив руки вдоль тела, закройте глаза и зримо оживите в памяти картину последнего радостного события и то чувство, которое вы испытывали. Еще раз переживите чувство того момента, когда вы были счастливы, веселы и беззаботны.
Вызвав это чувство, медленно вдохните через нос и так же медленно вытяните и раскройте свои руки. Представьте, что вместе с вдохом ваше дыхание расширяется от центра грудной клетки. Это не что иное, как расширяющийся свет, заставляющий вас без всяких усилий держать свои руки открытыми, и по мере того, как этот свет расширяется, вместе с ним расширяется и чувство счастья и веселья.
Пусть этот свет нарастает медленно или быстро, как ему захочется, распространяясь из центра вашего сердца, достигая кончиков пальцев, взбираясь вверх, к голове, а оттуда — опять к пальцам. Если вы при этом улыбаетесь, то пусть ваша улыбка тоже становится радостней и шире.
Достигнув точки максимального расширения, начинайте медленно выдыхать через нос, опуская руки в исходное положение. Выполняйте движение медленно, учитывая, что процесс выдоха должен занимать больше времени, чем процесс вдоха.
Понемногу возвращайте это расширенное чувство/свет в грудную клетку, пока оно/он не уменьшится настолько, что вы сможете вновь локализовать его в своем сердце. По мере того как ваши руки возвращаются в исходное положение, наклоняйте голову чуть вперед.
Теперь повторите упражнение с еще одним вдохом и выдохом, вновь расширяя свое чувство. Не обращайте внимания на физические движения, а только на чувство. С каждым вдохом и выдохом вами будет владеть желание раскрываться и закрываться, подобно цветку.
Вы не сможете не заметить, что это удивительно приятное упражнение — приятное потому, что, когда вы раскрываетесь, ваше тело внезапно наполняется дыханием, осознанием и радостью, — и это чувство есть свет, тепло и покалывание.
Когда вы закрываетесь, тело расслабляется и словно опадает под собственной тяжестью, становясь более заземленным и неподвижным. Тем самым вы испытаете полный диапазон чувств, благодаря чему тонкое дыхание сможет проникнуть в каждый канал.
Смерть — это предельная граница человеческой жизни, и мы тысячелетиями пытались путешествовать за эту границу. Несмотря на очевидную смертность наших тел, возникают моменты, когда к нам пробивается и нас озаряет ясное ощущение бессмертия. Некоторые люди, судя по всему, соприкасаются с этим вневременным миром во время предсмертных переживаний, но он бывает доступен и в повседневной жизни.
Наш первый мир — это мир деятельности, активности и действий. Но, подобно вспышкам духовной молнии, случаются моменты, когда дает о себе знать и второй мир — мир, полный умиротворения и радости, дающий нам незабываемое ощущение того, кто мы есть в действительности. Если второй мир находится внутри нас, то внутри нас и первый, поскольку все, что можно увидеть, ощутить и потрогать в этом мире, познаваемо лишь на уровне вспышек электронных сигналов внутри нашего мозга. Все это происходит «здесь, внутри».
Первый мир вмещает болезни, старение и смерть как неизбежные части сценария; во втором мире, где наличествует только чистое бытие, все это отсутствует. Поэтому обретение и постижение мира внутри самих себя, пусть даже на мгновение, могло бы оказать глубокое влияние — если и не на саму смерть, то хотя бы на процесс болезни и старения.
Новая парадигма уверяет нас, что в Природе существует уровень, где время растворяется или, если зайти с противоположной стороны, где время создается.
Сменилось три поколения, прежде чем мы усвоили новую парадигму и убедились, что Бытие — совершенно реальное состояние, существующее за границами метаморфоз и смерти, — место, где опровергаются законы Природы, управляющие метаморфозами. Смерть — это всего лишь еще одна трансформация, преобразование из одной конфигурации материи и энергии в другую. Но до тех пор, пока мы не сможем выйти за эту арену метаморфоз, смерть будет олицетворять конечную точку, разрушение. Чтобы избежать смерти, нужно прежде всего отказаться от того мировоззрения, которое и наделяет смерть чувством неотвратимости и окончательности.
Когда чары смерти будут рассеяны, вы сможете высвободить тот страх, который придает смерти силу. А прозревая сквозь страх, вы сможете преобразить его в позитивную силу. «Пусть же страх перед смертью побуждает вас изучать свою подлинную значимость и пестовать мечту в собственной жизни, — наставляет нас доктор Дэвид Вискотт. — Пусть он поможет вам ценить настоящий момент и жить в нем».
Я, со своей стороны, хочу пойти еще дальше и заявляю, что, когда вы начнете рассматривать себя в перспективе вневременного, бессмертного Бытия, каждая клетка проснется к новому существованию. Истинное бессмертие можно испытать прямо здесь и сейчас, в этом живом теле. Это и есть постижение вневременного и нестареющего тела — тела, неподвластного времени, — к которому подготовила нас новая парадигма.
Одним из величайших вкладов Эйнштейна в современную физику было его интуитивное озарение, что линейное время вместе со всем, что в нем происходит, — это явление поверхностное. Эйнштейн заменил линейное время другим, еще более текучим, — временем, которое может сокращаться и расширяться, замедляться или ускоряться. Он часто сравнивал его с субъективным временем, ибо, как он заметил, минута, проведенная на раскаленной плите, растягивается на час, а час, проведенный в обществе красивой девушки, ощущается как минута. Под этим он имел в виду, что время зависит от ситуации, в которой находится наблюдатель.
Всем нам знакомо чувство, что время расширяется и сжимается, в один момент еле тащась, а в другой безмерно ускоряясь. Но что для нас есть постоянное, абсолютное? Я считаю, что таким абсолютом является наше «я», основа нашего самоощущения. Если вам скучно, время становится медленным и тяжелым; если вам весело, время стремительно летит; а когда вы влюблены, время словно застывает. Время, в субъективном смысле, — это зеркало. Однако все мы испытываем давление со стороны неумолимой, угрожающей роковой черты, над которой не имеем власти, — самой смерти.
Позиции, что жизнь — это цветение, а не гонка, достичь вполне возможно, но для этого вам нужно перестать верить, что время бежит. Передавать клеткам тела подобное послание — то же самое, что программировать их на старение и смерть. И несмотря на тот факт, что линейное время неудержимо движется вперед, мы, чтобы преодолеть его, должны найти место, где может быть познан и сделан частью нашей сущности совершенно другой тип времени — или же отсутствие всякого времени.
На протяжении всей книги я приводил аргументы в пользу того, что то, как вы стареете, зависит от того, как вы воспринимаете свой опыт. Этот вывод в конечном счете выглядит так: то, как вы воспринимаете время, является самым важным аспектом данного процесса, поскольку ощущение времени — это самое фундаментальное переживание из всех.
Достичь подлинного ощущения безвременности вполне возможно, и когда это случится, произойдет сдвиг от временного осознания к вневременному. Временное осознание обусловливают следующие факторы:
— Внешние цели (одобрение со стороны окружающих; материальные блага; зарплата; восхождение по карьерной лестнице)
— Цейтнот или недостаток времени
— Представление о себе, созданное на основе опыта прошлого
— Уроки, усвоенные под влиянием боли и ошибок прошлого
— Боязнь изменений, страх перед смертью
— Прошлые и будущие чаяния (беспокойства, сожаления, ожидания, фантазии)
— Стремление к безопасности
— Эгоизм, ограниченная точка зрения (типичная мотивация: «А какая мне от этого выгода?»)
Что касается вневременного осознания, то его обусловливают следующие факторы:
Внутренние цели (счастье; приятие себя; творчество; постоянное удовлетворение от хорошо выполняемого дела) Свобода от недостатка времени; ощущение, что время растяжимо и его всегда в избытке
Отсутствие концентрации на представлениях о себе; действие, сфокусированное на данном моменте Доверие к интуиции и игра воображения Независимость от метаморфоз и суеты; отсутствие страха перед смертью Позитивное восприятие Бытия Бескорыстие; альтруизм; человеколюбие
Хотя я привел те и другие факторы как противоположные друг другу, однако на деле между полным временным и вневременным осознанием имеется целый диапазон промежуточных переживаний.
У большинства людей практически отсутствует представление о том, как много усилий они затрачивают на то, чтобы держать себя в ловушке временного осознания. В естественном состоянии и тело, и ум стремятся избавиться от негативных энергий, как только начинают их ощущать.
Так, например, грудные младенцы плачут, когда голодны, колотят ручками, когда сердятся, и засыпают, когда устают. Однако, как только вы становитесь взрослыми, это спонтанное выражение чувств по большей части подавляется и уступает место безопасным, общественно одобряемым, расчетливым (чтобы получить желаемое) или просто привычным поступкам. Эта утрата спонтанности — результат неумения жить в настоящем, о котором говорилось выше. Но она влечет за собой и другой результат, о котором я еще не упоминал: потерю вневременности.
Когда человеческий организм эффективно избавляется от негативных переживаний, ум опустошается, освобождаясь от прошлых или будущих проблем; исчезает всякое беспокойство, ожидание или сожаление. Это означает, что ум остается открытым Бытию, простому состоянию осознания. К сожалению, обычная жизнь далека от этого состояния. Мы все повязаны временем, и лишь в редчайших случаях — обычно когда мы меньше всего этого ожидаем — нам удается соприкоснуться с сознательным постижением собственной истинной природы.
Чувство свободы, облегчения от старого багажа возникает автоматически, как только человек перестает полагаться на свое ограниченное «я». В мгновения глубочайшего осознания мы полностью выходим за рамки представлений о себе. Парадоксально, но именно это имеют в виду духовные наставники, когда говорят об истинном постижении своего «Я», ибо полное отсутствие представлений о себе очищает «я-бытие» и делает его познаваемым. В сравнении с обычно владеющим вами жестким ощущением своего «я», «Я» наделяет вас живым, текучим и неисчерпаемым ощущением своей подлинности. Это состояние вне преобразований, и не важно, когда вы его испытываете — в младенчестве, в детстве, в отрочестве или в старости. Существование, привязанное к времени, не является целостным, да и не может им быть, поскольку по определению соткано из фрагментов.
Ощущение единства со всем сущим дает чувство безопасности и отсутствия угрозы. Если именно укоренившееся в нас чувство угрозы запускает в действие механизм старения, то при наличии страха перед смертью мы и в самом деле не сможем долго жить. В сущности, смерть, что бы ни говорил нам наш собственный страх, отнюдь не всемогущая сила. В Природе смерть является частью более широкого цикла рождения и обновления. В этом году семена пускают ростки, растут, цветут и дают семена, которые в следующем году проходят тот же цикл. Эти циклы бесконечного обновления не лежат вне смерти — они включают в себя смерть, используя ее для более масштабных целей. Это же справедливо и в отношении наших тел. Однако при этом многие клетки проходят через процессы старения и смерти по собственному выбору, а не потому, что их принудила к исчезновению эта мрачная жница.
Для того чтобы освободиться из-под власти смерти, вам необходимо понять, что это представление зиждется на очень ограниченном видении реальности, которое было привито вам до того, как вы обрели возможность сознательного выбора.
В тот момент, когда вы сталкивались со смертью, вы, как утверждают некоторые психологи, покупались на идею, веками владевшую человечеством. Именно ваша вера в смерть как в исчезновение обрекает ваше тело на увядание, старение и умирание, как это происходило с вами в точности так же много-много раз.
Вовсе не смерть причиняет нам боль, но ужас перед ее неизбежностью. Возможно, вам кажется, что смерть — ужасное событие, ожидающее вас где-то в будущем, но в действительности она всегда с вами и при вас, ибо части вашего тела умирают каждую секунду. Ткани вашего желудка умирают всякий раз, когда вы перевариваете пищу, и заменяются новыми. То же самое происходит с вашей кожей, волосами, ногтями, кровяными клетками, да и всеми тканями.
Возможно, вы воспринимаете смерть как своего врага, однако все эти клетки умирают только для того, чтобы поддерживать в вас жизнь. Если бы ткани желудка не умирали, вновь и вновь заменяясь другими, пищеварительные соки через несколько часов прожгли бы дыру в стенках вашего желудка, после чего вы бы сами умерли.
Чем пристальней вы всматриваетесь, тем размытей граница между живым и мертвым. Метаболизм в мышцах происходит быстрее, чем в жировых отложениях; клетки мозга, сердца и печени очень редко, если вообще дублируются после рождения, тогда как клетки желудка, кожи и кровяные клетки замещаются в течение дней, недель и месяцев.
Некоторые люди избегают всякого разговора о смерти просто потому, что эта тема якобы не представляет для них ни малейшего интереса. Они говорят, что не боятся смерти, а если бы и боялись, то ее призрак не преследует их или не имеет над ними той власти, о которой я говорю. Тем не менее неосознанные силы по-прежнему действуют в нас. Возможно, мы все соглашаемся с тем, что когда-нибудь умрем, но за исключением тех моментов, когда нам приходится находиться рядом с трупом или наблюдать процесс умирания, все свои страхи мы держим при себе.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.