Разрешив себе вопрос, что живит организм, любоз нательный ум предка не мог остановиться на этом воп росе и положить конец своей любознательности. Перед ним невольно вырастала сеть других вопросов: продол жает ли существовать душа по смерти или совсем про падает, если же продолжает жить, то куда она уходит и как там живет?
Труп мертвеца говорил предку, что души в нем нет, но это еще не доказывало ему, что душа совсем утратилась, что она больше не существует. Одухотворяя при роду, перенося на нее свои психические процессы, предок не мог примириться с совершенным уничтожением души. Он даже не мог примириться с той мыслью, что душа совсем оставила труп, а полагал, что душа живет с ним. Природа шла ему на помощь в подтверждении мысли. В ней он видел — в перемене дня и ночи, лета и зимы — аналогию с актом смерти. Акт смерти напоми нал ему и акт сна. Акт смерти для него был мраком, холодом, сном. Считая акт смерти таковым, предок, ес тественно, сознавал, что душа будет жить. Ведь после сна, да и во сне, человек живет; мрак, холод — тоже не вечны: после них наступит день, теплое лето. Его силь но развитый инстинкт жизни не мирился с конечным уничтожением после смерти всего в человеке, и вот у него является вера, что со смертью жизнь земная не прекращается, но только принимает новые формы, что душа будет жить, как она жила и во время сна.
Вера в загробную жизнь души никогда не покида ла человека, и существование ее мы находим у всех древних народов всех поясаов и широт. Обращаясь к родственным нам славянским племенам, свидетельство о вере в жизнь души за гробом мы находим в песнях Краледворской рукописи, в которых воспеваются со бытия языческого времени. В этих древних песнях не один раз упоминается, что душа после смерти человека живет, оставаясь подле тела до тех пор, пока не совер шится погребальный обряд. Так, в песне « Cestmir a Wlaslaw » («Честмир и Власлав») сказано:
Wlaslaw tvstati ne mozese;
Morena jej sip6se w noc emu...
A], a vyjde dusa г гюъсе ] huby,
Wyletie na drwo, a po drwech
Semo tamo, doniz mrtew nezzen [91, HO] 30 .
В песне « Zaboj a Slawoi » («Забой и Славой») после описания поражения Забоем Людека находим такие слова:
« Tamo (т. е. на поле битвы, где лежит много мер твых тел) i wele dus teka semo po drewech ;
lich bojiu se ptactwo i plachy swer, Iedno sowy nebojie se [91, 109] 31 .
He менее важно и свидетельство грамоты Немецкой 1240 г ., что жрецы поморян уверяли народ, будто они видят, как душа честного человека с дружиной перехо дит к другой жизни на небо [177, 14]. На существова ние же веры в будущую жизнь души у русских-славян
30 Власлав встать не может:
Морена его усыпила в ночь черную...
Вот и вышла душа из стенящих уст,
Взлетела на дерево и (порхала) по деревьям
Туда и сюда, пока не сожгли мертваго
31 Там много душ носятся туда-сюда по деревьям; боятся их пти
цы и пугливый зверь, одне (или «только») совы их не боятся.
указывают погребальные обряды, бывшие в употребле нии у нашего предка в его языческий период. Так, Инд- Доста (около 930 г .) в своей «Книге драгоценных драгоценностей» передает следующее известие о наших предках-язычниках: «Когда (у русских) умирает какой знатный, для него вырывают могилу в виде просторной комнаты, кладут туда мертвеца, кладут туда одежду, золотые обручи, которые он носил, много яств, кружки с напитками и другие неодушевленные предметы и цен ности. Жена, которую он любил, живою помещается в погребальной комнате; затем затворяют двери, и она там умирает [45, 270; 91, 55; 209, 675]. Из этого указа ния арабского писателя можно усматривать," что наши предки-язычники верили в продолжение жизни за гро бом, ибо странно предположить, чтобы предки без вся кой цели клали с покойниками различные вещи в мо гилу, а тем более зарывали с ним живою его «люби мую» жену. Цель здесь ясна. Предок так поступал благодаря вере, что умерших ожидает жизнь за гро бом, и притом жизнь, подобная жизни земной, ибо здесь видно еще желание пользоваться за гробом всем тем, чем умершие пользовались до смерти. В доказательство того, что обряд погребения, описанный арабским писа телем, более или менее правдоподобен, можно указать на ныне существующие обычаи в некоторых местах России, напр, в Белоруссии, класть с покойником в могилу любимые им при жизни вещи, а также и еду с питьем 32 . Обычаи, ныне существующие, никак нельзя отнести к христианскому происхождению, ибо, по хри стианскому воззрению, душа за гробом не нуждается ни в чем материальном, а это есть ни больше ни мень ше как остаток от языческих времен. Итак, жизнь умер шего, или, иначе, жизнь души, по воззрению предков, продолжала существовать и за гробом.
2 Цитаты будут приведены далее, в гл VIII
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.