Авторы:

Березиков Евгений. Святые ислама

Предлагаемую издательством широкому кругу читателей книгу «Святые ислама» написал Евгений Березиков, живущий в Узбекистане. Сюда вошли жизнеописания великих святых ислама: собирателя хадисов пророка Мухаммеда и толкователя Корана—Исмаила аль-Бухари, чистейшего душой и помыслами суфия Ахмеда Яссави, а также основателя всемирно известного ордена «Накшбандия»—Бахаутдина Накшбанди и др. Эти святые широко известны во всем исламском мире, а теперь благодаря этой книге святые ислама входят и в наш дом...

ИМАМ ИСМАИЛ АЛЬ-БУХАРИ

Исламу почти полторы тысячи лет

С тех пор как пророк Мухаммед возвестил миру о своей вере в Аллаха, было много толкователей священного писания — Корана и Жития пророка. Но главным и наиболее почитаемым толкователем (мухаддисом) остается имам Исмаил аль-Бухари, ученый-энциклопедист, величайший и непревзойденный знаток и передатчик преданий о жизни пророка Мухаммеда. Исмаил аль-Бухари прошел весь путь познания Аллаха от начала и до конца и за свои божественные откровения почитался святым. Его восьмитомное собрание хадисов — рассказов, сообщений о жизни и делах пророка Мухаммеда, увидевшее свет еще в десятом веке под общим названием «Аль-Джами ас-Сахих», считается второй, после Корана, книгой мусульманского вероучения. Каноническим трудом Исмаила аль-Бухари стало толкование им Корана—«Тафсир аль-Коран». Эти труды сделали притягательным имя аль-Бухари для мусульман всего мира, прославили город Бухару, который явил миру столь высокого духом и знаниями имама, пламенного проповедника ислама, равного которому по проникновению в душу человека не было.

Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах Абу Абдаллах аль-Джуфи аль-Бухари родился в 810 году в городе Бухаре. Его родители были истинными мусульманами, их вера в Аллаха не знала сомнений. Ибо совсем немного времени прошло с тех пор как двоюродный брат пророка Кусам ибн Аббас принес в Мавераннахр веру в единого Бога, а вместе с ней и законы шариата.

Ислам в Бухаре и Самарканде не сразу стал верой всех жителей этих славных городов. Древняя вера огнепоклонников — зороастризм — еще долго стояла на пути ислама. И были еще семьи, в которых читали молитвы и из священного писания мусульман Корана, и из доисторической Авесты. Но семья аль-Джуфи, отца маленького Исмаила, была истово мусульманской, пятикратный намаз совершали все ее члены. За исполнением всех положений ислама в семье следил ходжа Бардизбах Абу Абдаллах, дед Исмаила, настоятель одной из бухарских мечетей. Такая обстановка в семье самым благоприятным образом отразилась на мировоззрении Исмаила, который в шесть лет наизусть читал суры Корана, в десять — хадисы и другие откровения пророка Мухаммеда. Вся округа ставила в пример религиозность маленького Исмаила. И ведь было чему удивляться!

В дом аль-Джуфи люди приходили издалека, чтобы послушать, как десятилетний мальчик читает наизусть сунны пророка Мухаммеда. А читал он серьезно, с удивительной духовной наполненностью, так не характерной для детей его возраста. Надо сказать, что сунны пророка—это образец и руководство и для всей мусульманской общины, и для каждого ее члена в отдельности. И никто из родных и близких Исмаила, никто из его духовников не догадывался, что столь ревностное отношение к священным писаниям мальчика есть следствие того, что ему еще в восьмилетнем возрасте явился святой Хизыр, слывший у мусульман одним из первых людей, которым Аллах даровал вечную жизнь. Хизыр постоянно путешествует по миру, совершает ежегодные паломничества в Мекку, молится по пятницам в мечетях Мекки и Медины, а иногда является отдельным людям как предвестник их судьбы.

Святой Хизыр передал мальчику «Ан-Насс»—божественное повеление идти дорогой познания истинной веры в Аллаха; тогда ему откроется «батин»—скрытый смысл появления предвестника истины.

Когда Исмаилу исполнилось четырнадцать лет, он стал упрашивать родителей разрешить ему совершить хадж— паломничество в Мекку и Медину, к святым местам пророка Мухаммеда. Родители, пораженные настойчивостью, с которой сын все повторял и повторял свою просьбу, дали слово исполнить его желание по достижении совершеннолетия. И вот этот благословенный момент в жизни молодого человека наступил. В 826 году Исмаил аль-Бухари вместе с другими паломниками начал далекий и трудный путь в Аравию. Семья все-таки не отправила юношу в хадж одного: вместе с ним в священные города Мекку и Медину шли его мать и старший брат. Ни в литературе, ни в преданиях не осталось сведений, как долго длился хадж для Исмаила и его родных. И год, и два, и три могло длиться паломничество в те времена, и далеко не все, кто отправлялся в нелегкий путь, возвращались домой. Но зафиксировано, что Исмаил начал паломничество в пятницу, тогда как все

другие паломники вышли из Бухары в четверг. Исмаил аль-Бухари объяснил этот свой поступок тем, что сам Аллах сделал пятницу для мусульман особым днем. Пророк Мухаммед так объяснил значение этого дня для мусульман: «Пятница—владыка над днями. Перед Богом это самый большой из дней. Перед Аллахом этот день больше байрама, больше праздника жертв. Пятница имеет пять особых качеств. Первое—в пятницу Аллах сотворил Адама. Второе—в пятницу Аллах изгнал Адама на землю. Третье—в пятницу Аллах призвал Адама к себе. Четвертое—в пятницу наступает такой момент, когда Аллах непременно даст человеку то, что он у него попросит. Пятое—в пятницу будет Страшный суд».

Совершив паломничество и получив звание хаджи, Исмаил аль-Бухари не вернулся вместе с матерью и братом в Бухару, а остался в Аравии. Причиной этого стало видение, которое пришло юноше ночью, во сне. Еще в Бухаре имам-хатиб квартальной мечети говорил ему, что мусульманину, который совершает паломничество к святым местам Мекки, желательно хотя бы одну ночь провести возле священного камня Каабы. Исмаил так и поступил. Вместе с паломниками-земляками, которых он уговорил, после вечернего намаза отправился к стенам священной Каабы. Пароду на площади мечети аль-Масджид аль-Харам было столько, что и косточке от хурмы негде было упасть. Толпа почти не двигалась. Только поздно ночью Исмаил и его товарищи с традиционным «бисмилляхи рахманиррахим» поцеловали священные стены аль-Каабы. Отошли на несколько шагов и уснули. И было здесь Исмаилу чудодейственное видение. Он увидел себя сидящим на молельном коврике. Он читал молитву ракат за ракатом, и тут кто-то подошел к нему, коснулся рукой плеча. Юноша повернулся, поднял голову. Увидел лицо пророка Мухаммеда, освещенное божественным сиянием. На пророке был зеленый тонкий халат, голову венчала белая чалма. Пророк улыбнулся и сказал: «Исмаил, Аллах видит твое рвение. Никто в столь раннем возрасте не стремился попасть в священную Мекку. Поэтому к тебе снизошел Рух аль-Илах—божественный дух. Рух аль-Илах наложил на тебя джабар—безусловное предопределение. Оно позволит тебе получать ат-танзил—божественные откровения. Истина этих откровений сокрыта в ад-даре — вечном вместилище в потустороннем мире. Ты станешь не только непревзойденным мухаддисом—знатоком и передатчиком моих хадисов, но и муджтахидом—авторитетом, который имеет право самостоятельно толковать основные вопросы веры в Аллаха. Для этого тебе надлежит обойти все страны аравийские, страны Магриба и Азии, найти держателей сунн и записать их».

Когда Исмаил проснулся, сладостный трепет охватил его. Об увиденном во сне он промолчал. Он помнил завет Мудрецов: «Если ты хочешь кому-нибудь поведать свой сон, поведай его воде, она все унесет, и твое сновидение сбудется. Если же ты перескажешь кому-нибудь увиденное, Иблис подслушает твой рассказ и все испортит».

Хадж закончился, караван с паломниками отправился в обратный путь, а Исмаил, благословив мать и брата, остался в Мекке. Он познакомился с одним благородным, добрым сердцем богословом, который изучал жизнь пророка Мухаммеда и его деяния, и поступил к нему переписчиком книг—почерк у юноши был очень красивый, каллиграфический. Звали богослова, мудрого факиха Ахмад ибн Хан-бал Абу Абдаллахем. Родом он был из Багдада, но в течение многих лет ездил из страны в страну, главным образом посещая общепризнанные центры мусульманской культуры, где встречался с наиболее видными мухаддисами, с которыми вел дискуссии на религиозные темы. Когда юный Исмаил поступил на службу к Ахмаду ибн Ханбалу, тому было 46 лет. Находившийся в расцвете сил Ахмад ибн Ханбал благодаря глубоким знаниям основ ислама и благочестивому образу жизни снискал авторитет среди ученых-исламистов разных течений и направлений. У него к тому времени уже хранился самый большой список хадисов — свиток длиной в сто двадцать локтей, заполненный с обеих сторон описаниями деяний пророка Мухаммеда.

При посредничестве Ахмада ибн Ханбала Исмаил аль-Бухари в первые же месяцы жизни в Мекке окунулся в животворную среду ученых, жизнь которых была посвящена сунне. Почти каждый день в дом Ахмада ибн Ханбала приходили знаменитые ученые, такие, как Абу Йусуф, Ат-Шафи, Ваки ибн аль-Джаррахом, Йазад ибн Харин. А однажды дом Ахмада ибн Ханбала посетил сам глава мутазалитов Дан Абдул-Хузайла аль-Алафа. Между уважаемыми мухаддисами разгорелся жаркий спор. Гость был сторонником идеи о сотворенности Корана, которая умаляла роль пророка Мухаммеда как передатчика верующим божественного священного писания. Абдул-Хузайла, как и его сторонники, утверждал, что Коран не есть писание Аллаха; если это так, то в мире существуют два божества—Коран, которому должен неукоснительно следовать каждый мусульманин, и сам Аллах. По их мнению, Коран есть священное писание, сотворенное пророком Мухаммедом, и поэтому ему должно следовать не во всех случаях. В качестве доказательства сотворенности Корана пророком Мухаммедом Абдул-Хузайла приводил следующее: «Коран написан по-арабски, читается и слушается. Он разделен на части, и некоторые аяты отменены другими. Описанные в нем события относятся к прошедшему времени. Если бы Коран был вечной книгой, то для событий было бы употреблено будущее время. Коран содержит приказания и запрещения. Если бы он был вечной книгой, то к кому могли относиться эти приказания и запрещения? Если Коран существует вечно, то он должен был существовать и до вечности, и его предписания надлежало бы исполнять также в будущей жизни, вместе со всеми религиозными обрядами. Если Коран не сотворен Мухаммедом, а существует вечно, то в этом случае вечны и Бог, и Коран».

Ахмад ибн Ханбал выслушал Абдул-Хузайла не перебивая, выказывая традиционное уважение к гостю, и ответил ему в мягких выражениях:

— Люди не могут произвести ничего, подобного Корану. Аллах сотворил и Коран, и Мухаммеда. Для истинного мусульманина не существует ничего, кроме закона Бога и Его Пророка. Коран не может толковаться Кораном. Единственным основанием для толкования положений Корана могут быть предания о жизни и деяниях пророка Мухаммеда. Коран вечен, и его положения, переданные правоверным пророком Мухаммедом, должны неукоснительно соблюдаться всеми правоверными, включая халифов. А халифы не желают мириться с тем, что авторитет пророка Мухаммеда, который давно ушел из жизни, выше их авторитета.

Беседа не сблизила позиции ученых мужей, каждый остался при своем мнении. Ловя каждое слово дискуссии духовных противников, юный Исмаил определил свой путь исканий. Истина, понял он, в доскональном изучении Корана, в высказываниях Пророка, в Его жизни. И он посвятил жизнь сбору высказываний пророка Мухаммеда и преданий о его жизни. За сорок пять лет подвижнической жизни он собрал шестьсот тысяч хадисов, но достоверными, то есть подтвержденными высшими духовными авторитетами, признал семь тысяч триста девяносто семь.

Свой свод хадисов Исмаил аль-Бухари пополнил тридцатью тысячами преданий, которые хранил Ахмад ибн Ханбал. Переписывая эти предания по просьбе почтенного мухаддиса, Исмаил сделал копию и для себя. Он пополнял их всю жизнь. И делал это с радостью, с необыкновенным усердием.

Ахмад ибн Ханбал вскоре покинул Мекку и возвратился в Багдад, где открыл школу для своих сторонников. Ему не нравились нововведения, наметившиеся в исламе, они искажали учение об истинной вере. Занятия в школе были посвящены изучению Корана и хадисов. Ахмад ибн Ханбал проводил их бесплатно. Он считал недостойным взимать плату за обучение Корану.

Исмаил аль-Бухари последовал за своим наставником. Другие багдадские школы, более престижные, его не прельстили: все они были платные. Переписка книг давала ему скромный заработок. Сохранилось высказывание одного безвестного переписчика книг, который отдал этому занятию пятьдесят лет: «Изготовление копий книг—занятие жалкое и проклятое. Оно не дает ни хлеба для жизни, ни савана для смерти». Вскоре, однако, Исмаил аль-Бухари лишился и этого заработка. Официальные власти начали преследовать последователей Ахмада ибн Ханбала за их взгляды о несотворенности Корана.

Правитель Багдадского халифата Аль-Мамун своим эдиктом обязал всех и каждого признать сотворение Корана и объявил учение мутазалитов официальной религией своего государства. Начались гонения на инакомыслящих. В Багдаде был учрежден верховный суд «дан», по сути дела, инквизиционный трибунал, беспощадный в отношении всех противников идеи сотворенности Корана. Школу Ахмада ибн Ханбала закрыли, а самого ученого приговорили к смерти. По первым умер халиф Аль-Мамун, и это спасло жизнь Ахмаду ибн Ханбалу. Халиф Мутаваккил, вступив на престол, первым своим указом объявил, что Коран вечен. И уничтожил ересь. Все это, однако, было политикой и имело мало общего с наукой. Основы религии были и оставались незыблемыми, ибо находились во власти Бога. Метания багдадских халифов не отразились на занятиях Исмаила аль-Бухари. Он был необыкновенно настойчив в поисках преданий о жизни Пророка и его изречений.

Вскоре Исмаил аль-Бухари познакомился с удивительно чистым душой человеком—аль-Мухасиби (то есть «контролирующий себя»). Его полное имя было Абу Али аль-Харис ибн Асад аль-Анази, и жил он с 781 по 857 годы. Юноша сблизился» сдружился с этим богобоязненным, ведущим аскетический образ жизни человеком, судьба которого во многом была схожа с его собственной. Аль-Мухасиби, как и Исмаил аль-Бухари, в юном возрасте оставил родительский дом, отказался от наследства (его отец был баснословно богат) и стал ярым приверженцем мутазалитских идей о сотворенности Корана.

Сам аль-Мухасиби признавал вечность Корана как божественного атрибута, но считал естественным, что Бог обращался к людям с откровениями через пророка Мухаммеда. Постижение истинного смысла Корана, полагал он, дается верующим через полное очищение от мирской скверны; праведность же всегда вознаграждается.

Взгляды аль-Мухасиби на божественность Корана совпадали с мировоззрением Исмаила аль-Бухари, которому— на этот раз в Багдаде—вторично явился в видении Хазрат Хизыр. Посланник Бога явился к нему ночью во время молитвы и произнес лишь несколько сокровенных слов: «Запомни, Исмаил, в горнем и реальном мире существуют два Корана. Один вечный—слово Бога, другой сотворенный—книга Мухаммеда, копия первого Корана. Я открываю это тебе как человеку, который ведет истинный поиск божественного откровения. Аллаху так угодно. Следуй его указаниям, и ты никогда не собьешься с праведного пути». Святой Хизыр исчез так же внезапно, как и появился. А Исмаил аль-Бухари вновь обратился мыслью к доводам аль-Мухасиби. Теперь он видел в них предзнаменование Всевышнего.

Исмаил аль-Бухари прожил в Багдаде несколько лет. Возмужал, душа же его осталась детски чистой. Он встретился со всеми мухаддисами, записал великое множество новых редакций хадисов. Затем отправился в Египет. В Александрии и Каире существовали известные, уважаемые в исламском мире школы мухаддисов. Особенно славилась школа ученого-суфи Зу-н-Нун аль-Мисри (796—860 годы). Исмаил аль-Бухари познакомился с ним в Багдаде. К тому времени он и сам был известен достаточно широко. За пять лет неустанной работы его каталог пополнился ста двадцатью тысячами преданий о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда. Примечательно, что все эти хадисы он помнил наизусть. У молодого ученого-мухаддиса была феноменальная память. Его способности, его аскетический образ жизни и строгое следование шариату привлекли внимание многих ученых факихов и суфи.

Будучи в Багдаде, Зу-н-Нун аль-Мисри пригласил к себе в Египет удивительного молодого человека. Исмаил аль-Бухари приглашение принял с благодарностью и отправился в путь, как только позволили обстоятельства. Его багаж не был обременен пожитками. Его большую часть занимала рукопись хадисов длиной в сто сорок локтей. В рукописи были записаны только начальные слова хадисов, зато давалась подробная характеристика передатчика самого предания со всей цепочкой, которая восходила к имени непосредственного свидетеля поступка или высказывания Пророка. Если бы не изумительная память Исмаила аль-Бухари, для размещения собранных им хадисов потребовалось бы по меньшей мере два верблюда. При его ограниченных финансовых возможностях купить или нанять двух верблюдов ему было бы крайне затруднительно. Недюжинный природный ум Исмаила аль-Бухари оказался тем безотказным инструментом, с помощью которого он держал в памяти огромное количество священных преданий.

В Египте Исмаил аль-Бухари первое время жил в доме Зу-н-Нун аль-Мисри. Он еще ближе сошелся с ученым суфи—оба они были противниками мутазалитского догмата о сотворенности Корана. Пожив и напряженно поработав около года в Гизе под Каиром, Исмаил аль-Бухари переезжает в Александрию, затем посещает Дамаск, возвращается в Гизу к Зу-н-Нуну аль-Мисри, а еще через полгода отбывает в Мекку и Медину, совершая повторный хадж к святыням ислама.

Исмаил аль-Бухари был не только неистовым собирателем хадисов, их обработчиком и систематизатором, но и их безукоризненным исполнителем. Моральные нормы, заложенные в хадисах, легли в основу его образа жизни. В Египте у него появились последователи и ученики. Начинающие богословы, изучающие путь Пророка, тянулись к скромному, немногословному, но много знающему факиху. Открылось, что, помимо перечисленных достоинств, Исмаил аль-Бухари обладает большим даром врачевателя. Давно замечено, что талант, даваемый человеку от Бога, «в одиночку не ходит». Собирая хадисы, Исмаил аль-Бухари по-особому воспринимал предания, в которых говорилось о болезнях и их лечении, о лекарствах, о священном слове, которое зачастую вылечивало быстрее, чем лекарства. По свидетельству очевидцев, он обладал, при малом росте и сухощавом теле, чрезвычайно сильной энергетикой. Энергия так и пульсировала в нем. Хадисы с медицинской тематикой он начал применять на практике. И вскоре о нем пошла новая слава—как о способном враче. Этот свой дар Исмаил аль-Бухари применял совершенно бескорыстно. Ему пытались платить—он отвергал плату. Натолкнувшись на его несговорчивость, исцеленный пациент обычно говорил: «Да вознаградит тебя Аллах!» На это Исмаил аль-Бухари неизменно отвечал: «Да сделает Аллах тебе это на пользу!»

Но большая часть времени уходила на работу над хади-сами. Когда число собранных преданий превысило 300 тысяч, он занялся их критической оценкой и обработкой. Работа над хадисами с самого начала была связана с отдельными авторитетами, которые стояли у основания цепочки непосредственного восприятия, поступка или высказывания Пророка. Он устанавливал, насколько надежен (сихат) этот источник или слаб (дуафа), насколько верно и полноценно переданы хадисы. Передатчик преданий, пользовавшийся недостаточно солидной или сомнительной репутацией, не мог нести людям божественное слово. Исмаил аль-Бухари стал составлять биографии свидетелей жизни и поступков Пророка, давать оценки хадисам, передатчиками которых они были. Работа над частными биографиями привела его к мысли о создании общей истории собирателей хадисов. Огромный, кропотливый труд ученого увенчался успехом мирового значения: возникли его многотомные хроники — биографии передатчиков хадисов и преданий под общим названием «Ат-тарах аль-Кабир».

В это время Исмаил аль-Бухари пришел к выводу, что хадисы следует группировать не только по их передатчикам (так поступали его предшественники), но и по тематике — исторические вместе с историческими, этические вместе с этическими, медицинские вместе с медицинскими и так далее. На составление свода хадисов, известного в мире как «Ас-Сахих», у Исмаила аль-Бухари ушло двадцать лет. 600 тысяч хадисов оставили его предшественники—он их выверил, затем систематизировал. 200 тысяч хадисов он записал сам. Свое собрание хадисов он разместил в 97 книгах, разделив их на 3450 глав. Оно включило в себя 7397 хадисов, скрупулезно выверенных, снабженных самыми подробными и достоверными сведениями о передатчиках. Любовь к Богу и его пророку Мухаммеду, безбрежная, как море, бездонная, как небо, получила свое законченное выражение в этом титаническом труде.

Этот гигантский труд был по достоинству оценен мусульманами. Для большинства служителей ислама «Ас-Сахих» стал второй книгой после Корана. Без чтения священного Корана и хадисов «Ас-Сахих» не проходит ни один день у истинно верующих в Аллаха и Его пророка Мухаммеда, ибо в них заключен истинный свет величия жизни как на земле, так и на небесах.

Свод хадисов «Аль-Джами ас-Сахих» Исмаил аль-Бухари начал так: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Шейх и имам, знающий Коран наизусть, Абу Абдаллах Мухаммад б. Исмаил б. Ибрагим б. аль-Мугира аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, аминь, сказал:

Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаха, передал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Поистине все дела связаны с намерениями и, поистине, каждому мужу дается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретает его, а если он устремляется к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый идет к тому, что было предметом его устремлений».

Аль-Харис б, Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Иногда я слышу нечто вроде звона, и это действует на меня сильнее всего, когда же я запоминаю произносимое, это уходит от меня, а иногда ангел предстает передо мной в образе человека, и я запоминаю то, что он говорит». Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я видела, как в один очень холодный день ему было ниспослано откровение, которое впоследствии прекратилось, и, поистине, лоб его в это время был покрыт потом».

Мать правоверных Айша передала: «Началом откровений, ниспославшихся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стало благое видение во сне, а впоследствии он никогда не видел иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уходить в пещеру на гору Хира, пока ему не открылась истина. К нему явился ангел и сказал: «Читай!»—на что я ответил: «Я не умею читать». Тогда он взял и сдавил меня так, что напряжение мое достигло предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать». И он взял и сдавил меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!»—и я в третий раз ответил: «Я не умею читать!» И он взял и давил меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил—сотворил человека из сгустка. Читай!»

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся с этим, вошел к Хадидже б. Хувайлид и сказал: «Укройте меня, укройте меня!»—и его укрыли покрывалом, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошел, после чего он сообщил Хадидже о случившемся. И Хадиджа вышла с ним и шла, пока не привела его к Бараке б. Науфалю б. Асаду б. Абд аль-Узза, сыну дяди Хадид-жи, который давно принял христианство. Он знал письменность иудеев и выписывал из Евангелия по-древнееврейски то, что было угодно Аллаху, будучи уже глубоким слепым старцем. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Услышав его слова, Барака сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах посылал к Мусе! О, если бы я был молод в эти дни, о если бы я был жив, когда народ твой станет изгонять тебя!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «А разве они изгонят меня?» Барака ответил: «Да, ибо когда являлся человек, который приносил нечто подобное тому, с чем пришел ты, люди всегда с ним враждовали. Но если застанет меня в живых день твоего пророчества, я окажу тебе помощь и поддержку!» Однако Барака вскоре умер, а сила воздействия откровений временно уменьшилась».

Джабирь б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о природе откровении, передал: «Сказал Пророк: «Однажды, когда я был в пути, я вдруг услышал голос с неба. Я посмотрел наверх и увидел ангела, приходившего ко мне на гору Хира, а теперь восседавшего на троне между небом и землей. Я испугался его, вернулся и сказал: «Укройте меня! Укройте меня!»—и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: «О, завернувшийся! Встань и увещевай людей о словах Аллаха, и скверны беги!» И жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться посланнику Аллаха одно за другим».

Ибн Аббас относительно слов Всевышнего: «Не шевели свой язык с этим, чтобы ускорить его» передал следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда испытывал напряжение во время ниспослания откровений, что явилось одной из причин, заставлявших его шевелить губами и сразу же повторять услышанное от Джабраила. И Аллах Всевышний ниспослал такие аяты: «Не шевели свой язык с этим, чтобы ускорить его. Поистине, на Нас лежит собирание его и чтение». Ангел сказал посланнику Аллаха: «Аллах собрал аяты Корана для тебя в сердце твоем, и ты должен читать его, но если Мы читаем его, то следуй за его чтением». Ангел сказал посланнику: «Во время откровения выслушивай то, что передается тебе, и молчи, затем, поистине, на Нас лежит его разъяснение, а затем Мы должны помочь тебе читать его». И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, читал услышанное подобно тому, как читал это Джабраил».

Из книги веры

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Ибн Умар передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед—посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате заката, совершении паломничества в Мекку и соблюдении поста в течение месяца рамадан».

Абу Хурайра передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вера состоит из более чем шестидесяти различных частей, а стыд является одной из частей веры».

Абдаллах б. Амр передал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Истинным мусульманином является тот, кто не причиняет своим языком и руками зла другим мусульманам, а мухаджиром является тот, кто отстраняется от запрещенного Аллахом».

Абдаллах б. Амр слышал, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое из проявлений ислама является наилучшим?»—на что ответил: «Лучшее проявление ислама состоит в том, чтобы ты угощал мусульман и приветствовал тех из них, кого знаешь и кого не знаешь».

Анас слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому».

Анас слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас по-настоящему до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и всех других людей».

Передал Анас, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лишь тот ощутил сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Пророка Бго больше, чем все остальное, любит других только ради Аллаха и не желает возвращаться к безбожию так же, как не желает он, чтобы его бросили в огонь».

Анас передал слова, услышанные им от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия—ненависть к ним».

Убада б. ас-Самит передал, что один раз, когда вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, собралась группа его сподвижников, он сказал им: «Присягните мне, что не будете веровать ни в кого, кроме Аллаха, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять измышленную вами ложь и противодействовать велениям Аллаха. Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой клятве, а уличенный в каком-нибудь нарушении, кроме многобожия, будет наказан в этом мире, и ему придется искупить свой грех. Если же человек нарушит свою клятву частично, а Аллах скроет его прегрешение, то Аллах и будет решать его участь, и если захочет, то простит, а если захочет иного, то накажет его». «И мы поклялись ему в этом»,—сказал Убада.

Абу Сайд аль-Худри передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Скоро настанет время, когда лучшим имуществом для мусульманина будут овцы, за которыми он станет ходить по горным вершинам и тем местам, где идут дожди, убегая с религией своей от искушений».

Айша передала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал делать что-либо своим сподвижникам, то повелевал им лишь то, что они в состоянии были вынести, а они один раз сказали: «Поистине, мы отличаемся от тебя, о посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже». Услышав это, он разгневался так, что это стало заметно по его лицу, и сказал: «Я лишь больше боюсь Аллаха и больше знаю о Нем, чем вы!»

Ибн Аббас передал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мне был показан ад, и оказалось, что большинство из находящихся там—женщины, проявившие неблагодарность». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявили неблагодарность по отношению к своим мужьям и не были благодарны за добро, которое им делали. Если бы ты делал кому-либо из них добро всю твою жизнь, а потом она увидела бы от тебя нечто ей неприятное, то такая женщина сказала бы: «Я никогда не видела от тебя добра».

Аль-Мамур передал: «Я повстречал в Рабазе Абу Зарра и увидел, что он был одет так же, как и его слуга. Я спросил его о причине этого, и он ответил: «Дело в том, что я как-то раз ругал одного человека, упрекая его из-за его матери. Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О, Абу Зарр, неужели ты упрекал его только из-за его матери? Поистине, ты—человек, в котором сохранились остатки джахилийи! Ведь ваши братья по вере служат вам, ибо Аллах сделал некоторых из них подвластными вам, а если человек владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его в такую же одежду, которую носит сам. Не следует вам поручать таким людям то, что окажется для них непосильным, а если вы станете поручать им нечто подобное, то оказывайте им помощь!»

Абу Бакра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад». Абу Бакра спросил: «О посланник Аллаха, этот— убийца, но почему же и убитый окажется в аду?» Он ответил: «Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!»

Абдаллах б. Амр передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а тот, кто обладает хотя бы одним из них, не избавится от лицемерия до тех пор, пока не преодолеет этого качества. Четырьмя, о которых идет речь, отличается тот, кто предает, если ему доверяются; лжет, если рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, если заключает договор с кем-либо; и преступает границы закона, если враждует с кем-либо».

Абу Хурайра передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто станет выстаивать Ночь предопределения, делая это по вере своей ради Аллаха, простятся его прежние грехи».

Абу Хурайра передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто соблюдает пост во время рамадана, с верой и надеждой на награду Аллаха, будут прощены его прежние грехи».

Абу Хурайра передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, религия ислама легка для людей, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она обязательно побеждает его, поэтому придерживайтесь правильного, стремитесь к наилучшему поклонению Аллаху, радуйтесь и просите Аллаха о помощи рано утром, поздно вечером и в некоторые часы ночи».

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если будет ислам любого из вас истинным, то за каждое благое дело, совершенное им, запишется ему десятикратно и более того, до семисот крат, и в той же мере запишется ему за каждое дурное дело».

Айша передала, что как-то Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел к ней, когда у нее находилась одна женщина. Он спросил: «Кто эта женщина?» Айша ответила: «Такая-то»,—и стала хвалить ее за то, что она постоянно молится. Пророк же сказал: «Прекрати! Вы должны делать то, что можете, ибо, Аллахом клянусь, Аллаху не наскучат ваши дела до тех пор, пока вы не заскучаете, устав от них; ведь больше всего Аллах любит такую религию, в которой исповедующий ее проявляет наибольшее постоянство».

Тальха б. Убайдуллах передал, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел один человек из Неджда с растрепанными волосами и спросил об обязанностях принявшего ислам. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин должен совершать пять молитв в течение дня и ночи». Человек спросил: «А обязательно ли молиться сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только не пожелаешь молиться дополнительно по своей воле»,—а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кроме того, мусульманину следует поститься в течение всего рамадана». Человек спросил: «А надо ли поститься сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только не пожелаешь этого по своей воле». Тальха сказал: «Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул о выплате закята. Тот человек спросил: «А надо ли платить сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если сам того не пожелаешь». Тальха сказал: «Выслушав слова Пророка, этот человек направился к выходу, говоря следующее: «Клянусь Аллахом, я ничего не стану добавлять к этому и ничего не убавлю»,—а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Он преуспеет, если говорит искренне».

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто провожал погребальные носилки мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и был с ним до окончания чтения молитвы и погребения умершего, получит воздаяние в два карата, каждый из которых по весу будет подобен горе Ухуд. Воздаяние же того, кто прочитает молитву над носилками с телом, а потом вернется к себе, не дождавшись погребения, составит лишь один карат».

Передал Абдаллах б. Масуд, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поношение мусульманина мусульманином—грех, а сражение мусульманина с мусульманином—свидетельство безбожия обоих».

Ан-Нуман б. Башир передал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором множество людей не имеет ясного суждения. Тот, кто остерегается сомнительного, освобождается от него ради религии своей и чести своей, а тот, кто занимается сомнительным, уподобляется пастуху, который пасет стадо свое около заповедного места и вот-вот окажется на запретной земле. Разве не имеет каждый владыка такого заповедного места и разве не является заповедным местом Аллаха то, что Он запретил людям? Разве нет в теле человека кусочка мяса, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, делает негодным и все тело? И разве этот кусочек не сердце?»

Абу Масуд передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если человек станет расходовать деньги на свою семью, надеясь на награду Аллаха, это зачтется ему наравне с милостыней».

Саид б. Абу Ваккас передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, как бы ни потратил ты свои деньги ради лика Аллаха, ты обязательно получишь свою награду за это, в том числе и за то, что ты тратишь на пропитание своей жены».

Из книги знания

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Ибн Умар передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и поистине, оно подобно мусульманину. Это пальма».

Абу Вакид аль-Ляйси передал: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел в мечети с людьми, туда пришли три человека, двое из которых подошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы приветствовать его, а один ушел. Эти двое остановились около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и один из них увидел свободное место в кругу сидевших людей и сел среди них, другой сел позади них, что же касается третьего, то он повернулся и ушел. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, закончил говорить с людьми, он сказал: «Сообщить ли вам нечто об этих трех людях? Один из них искал приюта у Аллаха, и Аллах дал ему приют, другой устыдился, и Аллах устыдился его, а третий отвернулся, и Аллах отвернулся от него».

Знание должно предшествовать слову и делу по слову Аллаха Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...» Сказав это, Аллах Всевышний начал со знания, ибо, поистине, знающие—наследники пророков, которые завещали им знание. Тот, кто приобрел знание, получил большой удел, а тому, кто вступил на путь поиска знания, Аллах облегчит путь к раю. Аллах Всевышний, да увеличится слава Его, сказал: «Ведь боятся Аллаха из его рабов знающие...» Аллах Всевышний также сказал: «Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие». В Коране также написано: «Они сказали: «Если бы мы слушали и разумели, то не были бы мы среди обитателей огня». Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Того, кому Аллах желает добра, Он наставляет в религии». Поистине, знание приобретается с помощью изучения, а Абу Зарр сказал: «Если даже вы приставите острый меч к этому месту,—и он указал на свою шею,—и я успею подумать, что смогу довести до людей слова, которые я слышал от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прежде чем вы ударите меня мечом, то я непременно сделаю это». Ибн Аббас же сказал: «Будьте людьми Божьими, то есть кроткими, понимающими и знающими». Говорят еще, что человек Божий это тот, кто начинает воспитывать людей с помощью малого в знании, а затем переходит к большому.

Ибн Масуд передал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проявлял о нас заботу, обращаясь к нам с увещеваниями лишь в отдельные дни, ибо он не желал, чтобы его слова вызывали у нас скуку».

Анас передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Будьте для людей легкими и не будьте для них тяжелыми, возвещайте им благое и не отталкивайте их от себя».

Муавийя, произносивший проповедь, передал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если Аллах пожелает человеку добра, Он станет наставлять его в религии, и, поистине, я только распределяю, а дает Аллах, что же касается этой общины, то она не прекратит своего существования, если будет основываться на велениях Аллаха, и не принесут вреда мусульманам противники их до тех пор, пока Аллах не захочет этого».

Умар б. аль-Хаттаб сказал: «Вам следует обрести понимание, прежде чем вы достигнете власти над другими людьми». Абу Абдаллах аль-Бухари сказал: «Стремиться к большему пониманию следует и после этого, ибо сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, учились и в старости».

Абдаллах б. Масуд передал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Зависть допустима только в двух случаях: если завидуешь человеку, которому Аллах дал богатство, позволив потратить его подобающим образом, и если завидуешь человеку, получившему от Аллаха мудрость, которой он руководствуется и которую передает другим».

Абдаллах б. Аббас сказал: «Когда я был близок к совершеннолетию, я приехал в Мину для совершения молитвы, сидя верхом на ослице. В это время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, молился в Мине, обратившись лицом не в сторону стены, и я прошел перед ним мимо части ряда молившихся людей, отпустил ослицу пастись, а сам занял место в ряду, и мне не высказали порицания за это».

Абу Муса передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Указания и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны обильному дождю, выпавшему на землю. Часть ее была чистой, и она приняла воду и породила множество разных растений. Другая часть земли была сухой и задержала воду, впитав ее, а Аллах сделал ее полезной людям, которые стали пить воду, поить скот и получили возможность обрабатывать землю. Кроме того, дождь выпал и на другую часть земли, которая была ровной и гладкой и поэтому не задерживала воду и трава не росла на ней. Все это подобно тем, кто обрел понимание в религии Аллаха, и им принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, и они получили знание и стали передавать его другим. Это подобно также и другим, которые не обратили на это внимания и не приняли указаний Аллаха, с которыми я был послан».

Анас передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, одним из признаков наступления часа воскресения из мертвых будет исчезновение знания и упрочение невежества, неумеренное употребление вина и распространение распутства».

Анас сказал: «Клянусь, я передам вам хадис, которого никто не передаст вам, кроме меня. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Одним из признаков наступления часа воскресения из мертвых будет то, что количество обладающих знанием уменьшится, а невежество и распутство распространятся, и возрастет количество женщин, а количество мужчин сократится, так что на пятьдесят женщин будет приходиться один мужчина, опекающий их».

Ибн Умар передал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, и я пил его, пока не увидел, что от насыщения влага выходит из-под моих ногтей, и после этого я дал оставшееся Умару б. аль-Хаттабу. Присутствовавшие спросили: «Как же ты истолковал этот сон, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Молоко—это знание».

Абдаллах б. Амр б. аль-Аси передал, что во время прощального паломничества посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, остановился в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. К нему подошел один человек и сказал: «По своему незнанию я побрил себе голову до того, как принес жертву». Пророк сказал: «Приноси жертву, нет на тебе греха». Потом к нему подошел другой человек и сказал: «По своему незнанию я заколол жертвенное животное до того, как начал побивать идолов камнями». Пророк сказал: «Сделай это, и нет на тебе греха». И о чем бы ни спрашивали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, относительно сделанного раньше или позже чем нужно, он неизменно говорил в ответ: «Делай то-то, нет на тебе греха».

Малик б. аль-Хувайрас передал: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал нам: «Возвращайтесь к своим родственникам и учите их».

Передал Абдаллах б. Абу Муляйка, что Укба б. аль-Харис женился на дочери Абу Ихаба б. Азиза, после чего к нему пришла одна женщина и сказала: «Поистине, я кормила грудью и Укбу, и ту, на которой он женился». Укба сказал ей: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь ты не говорила мне об этом»,—а затем он отправился верхом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который находился в Медине, и попросил его совета в связи с тем, что он узнал от той женщины. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Как же ты можешь жениться на ней после того, что было сказано тебе?» И Укба расстался с ней, и она вышла замуж за другого человека.

Умар б. аль-Хаттаб передал: «Я и мой сосед из числа ансаров из племени бану умаййя б. зайд, жившего в селениях близ Медины, по очереди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в гости. Мой сосед проводил у него один день, и я проводил у него один день, и когда я бывал у Пророка, то сообщал своему соседу о том, какие откровения были ниспосланы ему в этот день, а когда он бывал у Пророка, то делал то же самое. В один из дней, когда пришла его очередь, мой товарищ из числа ансаров был у Пророка, а вернувшись, с силой постучал в мою дверь и спросил: «Он там?» Я испугался и вышел к нему, а он сказал: «Произошло важное событие!» Я пришел к Хавсе и увидел, что она плачет. Я спросил ее: «Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дал вам развод?»—а она ответила: «Не знаю»,— после чего я зашел к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил его, не садясь: «Разве ты дал развод своим женам?» Он ответил: «Нет». Я же сказал: «Аллах велик!»

Абу Масуд аль-Ансари передал: «Один человек сказал, обратившись к Пророку: «О посланник Аллаха, я едва могу завершить молитву из-за того, что такой-то проводит ее с нами очень долго». Абу Масуд сказал: «И я никогда не видел, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увещевая людей, проявлял более сильный гнев, чем в тот день. Он сказал: «О люди, поистине, вы отталкиваете верующих от молитвы, затягивая ее, и пусть тот, кто молился с людьми, будучи предстоятелем, облегчает для них тяжесть ее, ибо, поистине, среди них может оказаться больной, слабый и нуждающийся в чем-либо!»

Зайд б. Халид аль-Джухани передал, что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о том, что следует делать с найденным. Пророк ответил ему: «Сначала узнай, кому принадлежит веревка, которой связано найденное»,—или же он сказал: «...сосуд, в котором находится найденное, и колпачок этого сосуда»,— и далее: «а затем рассказывай о своей находке людям в течение года, после чего ты можешь пользоваться ею, но если к тебе придет хозяин найденного, ты должен отдать эту вещь ему». Человек спросил: «А что делать с заблудшими верблюдами?» Услышав это, Пророк так разгневался, что щеки его покраснели, и сказал: «А что тебе до них, ведь на них будут меха и у них есть копыта? Они сами придут к воде и станут пастись среди деревьев, поэтому тебе следует отпустить их, чтобы этих верблюдов мог найти хозяин». Этот человек снова спросил: «А что делать с заблудшими овцами?» Пророк ответил: «Они будут принадлежать тебе, или брату твоему, или волкам, которые съедят их».

Анас передал, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к людям со своими словами, он повторял сказанное трижды, чтобы его правильно понимали, а если он приходил к людям и приветствовал их, то повторял свое приветствие три раза.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.