Авторы:

Шаталова Галина. Здоровье человека: Философия, физиология, профилактика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление

Книга первая Выбор пути

Рабы... по собственному желанию

Глава I. ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1лавное—разум, воля и ответственность

На чем стоит Система

Пленники инерции

Глава П. ВЫБОР ПУТИ

Дом на песке

О чем думает... желудок?

Ниточка в Космос

Дефицит белка или дефицит знаний?

Выбирать нам

Глава III. ДЫХАНИЕ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Пропасть шириной в цивилизацию

Физиологическая функция или вид искусства

Улица, с двухсторонним движением

Глот IV. СПУТНИКИ ЗДОРОВЬЯ: ДВИЖЕНИЕ, ЗАКАЛИВА­НИЕ

«Чудесное» исцеление Светланы Крутиковой

Если хотите жить—двигайтесь!

Кто нас греет?

Книга вторая Целебное питание

Предисловие

Часть первая ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ

Глава У. ЧЕМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК?

Отец скорби — испорченный желудок

Парадокс «научно обоснованных» норм

Факты — хлеб науки (мои эксперименты)

Глава VI. ДУХОВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПИТАНИЕ

Память Вселенной

Микромодель духовно здорового общества

Гримасы прогресса

Регулируют подсознание и сознание

Духовность питания в верованиях древних

Современный человек: в ярме привычек и пристра­стий

Глава VII. ЧТО ТАКОЕ «ВИДОВОЕ ПИТАНИЕ»

Мудрое изобретение природы

Для чего нужен механизм самопереваривания

Всеяден ли человек?

Видовое питание и чистота организма

Самый видовой «продукт

Сколько у организма человека источников энергии и вещества?

Формула долголетия

Не сотвори себе кумира

Часть вторая

ПОВСЕДНЕВНОЕ ПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Глава VIII. НЕРАДИВЫЕ УЧЕНИКИ МУДРОГО УЧИТЕЛЯ

Поспешай медленно

Голод и аппетит

Техногенные загрязнения и целебное питание

Несколько слов об очистительных процедурах

Выбор продуктов питания

Глава IX. БОГАТСТВА, ДАРОВАННЫЕ ПРИРОДОЙ

Приправы и пряности

Картофель и топинамбур

Капуста

Лук

Чеснок

Огородная зелень

Морковь

Огурцы

Помидоры

Физалис

Тыква

Свекла

Кабачки и патиссоны

Баклажаны

Дикорастущие травы и растения

Орехи

Семена подсолнечника и тыквы

Бобовые

Зерновые культуры

Часть третья

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦЕЛЕБНОГО ПИТАНИЯ

Глава X. ТУПИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Утопающий хватается за экстрасенса

Враги или друзья?

Иммунологические барьеры живого организма

Напутствие нетерпеливому читателю

Глава XI. ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВА­НИЙ

Два слова о саморегуляции

Нужны ли человеку «тормоза»?

Восстановление природного иммунитета

Профилактика нарушений дыхания

Глава XII. ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ

Предварительное знакомство

Физиологические аспекты лечебного питания

Приговор с отсрочкой исполнения

Индивидуальные последствия общих ошибок

Глава XIII. ПИТАНИЕ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕ­ВАНИЯ

В заколдованном круге болезни

Искусство врача

Два взгляда на человеческий организм

Противостояние: природа против хирургии

Глава XIV. РОЛЬ ПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ЛЕЧЕ­НИИ РАКА

В разладе с природой

«Эгоисты» и «коллективисты»

Излечим ли рак?

В союзе с организмом, а не против него

Борюсь за человека, пока он сам хочет этого

Лечение по... видеопереписке

Особенности лечения рака

Стратегия и тактика лечения

Лечебное голодание: «за» и «против»

Водопотребление при раке

Сокотерапия

Уринотерапия

Правила здоровья

Некоторые лекарственные растения, используемые

в народной медицине для лечения рака

Послесловие

Книга третья Философия здоровья

Предисловие

Глава XV. ЧТО ТАКОЕ «ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ»?

Подмена понятий

Вопрос по существу

Наука о природе

Единство в многообразии

Пава XVI. ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ

«Окружает» ли нас окружающая среда?

«Земное эхо солнечных бурь»

Информационная недостаточность

Гармония жизни

На «интернациональном» языке природы

Голограмма на память

Глава XVII. ФИЗИОЛОГИЯ ГАРМОНИИ

Саморегуляция человека

Настраиваясь на волну природы

Доминанта—господствующее возбуждение

Что надо знать о свойствах доминанты

Глава XVIII. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ПРИРОДА

Без общества нет человека

О вреде «пользы»

Синдром «тарелки супа»

Ущербная арифметика

Эгоизм против индивидуализма

Глава XIX. СФЕРА РАЗУМА—СФЕРА ЗДОРОВЬЯ

Под знаком Человека

Не противопоставление, а взаимопроникновение

К единому человечеству в единой природе

Что может человек

Приложение 1

Свод рекомендаций и правил, составляющих практическую основу

Системы Естественного Оздоровления

ОТ АВТОРА

I. Целебное питание в Системе Естественного Оздоровления..

Особенности целебного питания

Особенности перехода на целебное питание

Кулинарная обработка исходных продуктов

Правила физиологической гигиены пищеваритель­ного тракта.

Техногенные загрязнения и питание человека

II. Постановка полноценного дыхания в Системе Естественного Оздоровления...

III. Если хотите жить—двигайтесь!

Поклонитесь Солнцу

IV. Не бояться ни жары и ни холода

С чего начинать закаливание?

Закаливает и лечит пар

Приложение 2

Кулинарные рецепты повседневного

и праздничного питания в Системе

Естественного Оздоровления

Повседневное питание

Соусы

Блюда из картофеля

Соусовые заправки для картофельных блюд

Блюда из топинамбура

Блюда из капусты

Квашеная капуста

Блюда с огородной зеленью

Блюда из моркови

Блюда из огурцов

Блюда из помидоров

Блюда из тыквы

Блюда из кабачков и патиссонов

Блюда из дикорастущих трав и растений

Блюда с орехами

Блюда из бобовых

Блюда из пресного теста

Клецки

Блюда из риса

Блюда из зерновых культур

Салаты из сырых овощей

Супы и похлебки

Праздничное питание

Приложение 3

Говорят бывшие «неизлечимые» больные, исцелен­ные в Системе Естественного Оздоровления

Две жизни

Как мне удалось избежать «расстрела»

Мое воскрешение

Комментарий автора

Опыт о здоровом человеке. Философский коммен­тарий к книге Г. С. Шаталовой..

Книга дает представление о принципах Системы Естественного Оз­доровления, разработанной доктором Г. С. Шаталовой, о видовых, т. е. запрограммированных для человека природой особенностях его питания, движения, дыхания, терморегуляции; показывает несостоятельность сте­реотипов и предрассудков, определяющих нынешний, во многом непра­вильный, образ нашей жизни.

Система Г. С. Шаталовой вернула здоровье тысячам ее последова­телей.

Для самого широкого круга читателей.

Вступление

В ряду опубликованных мной книг эта кни­га занимает особое место. Прежде всего пото­му, что именно в ней разработанная мной Система Естественного Оздоровления, полу­чающая все большее признание в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, представлена достаточно полно. В других из­даниях находили отражение лишь отдельные ее аспекты, что, несомненно, затрудняло вос­приятие Системы как единого целого, широ­кое ее применение в повседневной жизни для укрепления здоровья людей.

Для этого накоплено достаточно фундамен­тальных знаний, но они все еще остаются неизвестными подавляющему большинству людей. Поэтому возможность пребывать на протяжении всей своей жизни в полном духов­ном, психическом и физическом здравии, дару­емая нам при рождении природой, до сих пор остается нереализованной.

Главную причину этого я вижу в забвении современной официальной медициной идей и взглядов корифеев русской физиологической школы И. П. Павлова, К. М. Быкова, А. А. Ух­томского, Л. А. Орбели, гениального натура­листа В. И. Вернадского, биолога А. Л. Чи­жевского, талантливейшего физиолога совре­менности А. М. Уголева, рассматривавших человека в единстве с окружающим его ми­ром; в бездумном перенесении на российскую почву порочной в своей основе западной симп­томатической медицины. Результат очевиден: запредельное падение здоровья народа, не только физического, но и духовного, эпидемия хронических заболеваний, несущих реальную угрозу самому существованию человека и че­ловечества.

И все же, несмотря на всю кризисность ситуации в человеческом сообществе, вы­званную его растущей конфронтацией с живой природой Земли, у меня нет даже тени сомне­ния в том, что прогресс истинной науки позво­лит переломить тенденцию к самоуничтоже­нию человечества и ведущую роль в этом сыграет отечественная медицина, заняв подо­бающее ей место в мире.

книга первая

Выбор пути

Рабы... по собственному желанию

Здоровье—великое благо. Кто может быть свободнее здорового человека? Ему подвластен мир. Он полон сил, он весь устремлен в будущее и готов осуществить самые смелые замыслы. Ему легко строить свою жизнь по собственным планам, без оглядки на обстоятельства, а если встанут на пути трудности, преодолеть их.

Здоровье—категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосудар­ственных и межблоковых границ. Оно не признает иде­ологических стереотипов и религиозных догматов.

Здоровье—желанный гость и в убогой комнате бедня­ка, и в роскошном особняке правителя. Гость, которому всячески угождают, стремясь подольше удержать у себя.

Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рас­сматривается как благо, как один из важнейших показа­телей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки жела­нию человека, его неразлучными спутниками?

Почему счет инвалидам с детства ведется на милли­оны, а изготовление инвалидных колясок стало прибыль­ным бизнесом, гарантированным от кризисов перепроиз­водства?

Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету, которой оплачиваем векселя, выданные далекими и не очень далекими предками, собственные долговые обяза­тельства.

Мы возомнили себя богами, которые могут отречься от своего земного пути. Мы придали техническому про­грессу однобокий, уродливый характер, и он отплатил нам той же монетой: лишил нас данного от природы разума, памяти, усыпил инстинкт самосохранения, изнежил нас, убил волю к жизни, превратил физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.

Мы стали добровольными рабами собственного же­лудка, его преданными слугами и бессловесными данни­ками. Мы забыли о том, что начинали свое восхождение по крутым ступеням эволюции как плодоядные, и все устройство нашего организма так и осталось настроено на потребление продуктов растительного происхождения. Это несмываемая печать на выданном нам природой виде на жительство. Потребление животного белка, воз­можно, ускорило развитие нашего рационального ра­зума, высвободив время для его совершенствования, но за это природа заставила нас расплачиваться собствен­ным здоровьем и свободой.

Не было в истории человечества, нет и сегодня, ни одного общественного строя, который не эксплуатировал бы зависимость человека от количества и качества пищи, не превращал привилегию есть не то, что едят все, в один из символов власти. Однако жизнь, непревзойденный ма­стер парадоксов, распорядилась так, что и угнетенные и угнетатели оказались скованными одной цепью раб­ской преданности своим вкусам и привычкам.

Как врач и человек я—решительный противник наси­лия во всех его видах, поэтому избегаю слов «долг», «должен». Моя единственная мечта—вернуть человеку его самого, помочь стать таким, каким его задумала и создала природа. Я пришла к людям не с обличитель­ными проповедями, демагогическими призывами и лозун­гами, не с благими пожеланиями, а с реальной Сис­темой, теоретически обоснованной, вобравшей в себя многовековой опыт человечества, проверенной на прак­тике и уже принесшей множеству людей, которых тради­ционная медицина приговорила к смерти, исцеление и здоровье. В ней нет никакой мистики, она не требует от человека сверхъестественных личных качеств и длитель­ной сложной подготовки, а только разума и воли.

Глава I ЗАЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Пивное—разум, воля и ответственность

Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы на­перекор возрасту, бытовым неурядицам сохранить здоро­вье, работоспособность и в старости не утратить ин­тереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы о том, как правильно питать­ся, дышать, какие физические упражнения выполнять и т. д. Это, безусловно, очень и очень важно, и в последу­ющих главах я попытаюсь ответить на них.

Здесь же хочу дать читателям некоторое представле­ние о принципах, составляющих основу Системы Есте­ственного Оздоровления, с тем, чтобы каждый, кто захо­чет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и фи­зических упражнений, закаливающих процедур, рекомен­дованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма. Активное участие сознания и подсознания в процессе оздоровле­ния—такая же неотъемлемая часть Системы, как и все остальное.

В связи с этим хотелось бы выделить две принципи­ально важные мысли, которые нашли отражение в ее названии.

Во-первых, речь идет о Системе естественного оз­доровления. Подчеркиваю, Системе. Другими словами, если вы хотите быть здоровыми, запаситесь терпением и волей не на неделю или месяц, на всю жизнь. Вам предстоит тяжкий труд по перестройке своей психологии, образа жизни. Вам придется отказаться от многих вред­ных привычек и приобрести новые, полезные. И, наконец, самое главное—вновь ощутить себя частью природы, хотя здесь вас ждут наибольшие трудности, поскольку вся современная цивилизация основана не на гармонии с природой, а на конфронтации с ней.

Сказанное, разумеется, не исключает возможности пользоваться описываемыми в книге методиками для решения каких-то локальных проблем. Чтобы сбросить лишний вес, например, или избавиться от одышки, про­студных заболеваний.

Второе, на что считаю нужным обратить ваше внима­ние в определении системы оздоровления, это слово Естественного. Оно подразумевает необходимость соблюдать те законы природы, которые определяют на­ше бытие. А они существуют. Еще в первой четверти века академик В. И. Вернадский высказал мысль о том, что человечество на Земле и окружающая его живая и нежи­вая природа составляют нечто единое, живущее по об­щим законам природы. Поскольку в познании этих зако­нов мы продвинулись не очень далеко, это в немалой степени способствовало тому, что развитие цивилизации приобрело уродливый характер. Произошел сдвиг пред­ставлений о нормах жизни, что вплотную подвело чело­вечество к угрозе самоуничтожения. Особенно тревожное положение сложилось в нашей стране. Сигналы экологи­ческого бедствия идут со всех сторон, снизилась продол­жительность жизни людей. Причем разрыв между су­ществующей и естественной продолжительностью жизни человека достигает не менее чем 90—100 лет. Откуда взялась эта цифра?

Изучая живую природу, биологи давно обратили вни­мание на следующую закономерность: период от рожде­ния животного до его взросления составляет в зависимо­сти от вида 1/7 и даже 1/17 часть общей продолжитель­ности жизни. Несложные подсчеты показывают, что если человек взрослеет, скажем, к 22 годам, то отпущенный ему природой век—как минимум 154 года.

Однако действительность пока плохо согласуется с ни­ми. Значит, или наши расчеты ошибочны, или существу­ют другие причины, превращающие нас к 60—70 годам в дряхлых стариков. Первое предположение можно сразу исключить, поскольку число долгожителей, перевалив­ших 100-летний рубеж, на Земле достаточно велико, чтобы не считать это случайностью.

Напрашивается вывод, что дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном об­разе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую

становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта или стрессами. Это самое про­стое, потому что не требует от человека никаких душев­ных усилий для преодоления собственной слабости, и по сути своей ошибочно, так как в развитых капиталистиче­ских странах, где о бытовой неустроенности давно забы­ли, средняя продолжительность жизни не превышает 75, максимум 80 лет.

Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, ко­торое даровала природа: беспредельными возможностя­ми человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.

Прихоти и привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заклю­чается в том, что познание законов природы останови­лось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.

Мы до сих пор используем при производстве продук­тов питания и лекарств как искусственно созданные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества и ведем дело к коллективному самоот­равлению человека.

Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур, в условиях которого может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, крайне незначителен и составляет каких-нибудь 50— 60 градусов. Разум позволил расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с при­родой, у него возникает иллюзия вседозволенности. Та­кая самоуверенность не остается безнаказанной: орга­низм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.

Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармо­нии с природой, а в неких самопроизвольно возника­ющих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упро­щенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдель­ного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно

«отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого—человеческого организма. Сегодня насчитыва­ется свыше 170 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологиче­ских показателей здоровья. Несколько лет назад на съез­де Всемирной организации здравоохранения, где соби­рался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимает­ся состояние, когда человек не является больным и нахо­дится в состоянии полного физического, духовного и со­циального преуспевания».

Подобное определение, естественно, не может слу­жить основой действенной системы профилактики здоро­вья, поскольку не отражает состояния здоровья ни духов­ного, ни телесного. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что здоровый потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем даже так называемый практически здоровый человек. Первый даже без специ­ального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох—вы­дох) в минуту, а не 18—20, как второй.

Этот факт подтверждает новые представления о нор­мах основного обмена, которые включают в себя энерге­тические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считает­ся, что в зависимости от массы тела человеку для поддер­жания жизненных функций организма даже в состоянии полного покоя требуется от 1200 до 1700 килокалорий в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью совре­менной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практиче­ское здоровье, означающее только одно: болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.

Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций Системы Естественного Оздоровления, требует в 4—5 раз мень­ших энергозатрат: 250—400 килокалорий в сутки.

Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне уда­лось установить, что значительное снижение привычных норм суточного рациона не снижает массы тела у подго­товленных людей даже при длительных и тяжелых физи­ческих нагрузках, а способствует повышению выносливо­сти. В этой связи приходит на память известный афо­ризм: все новое—это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре в строю. Причем весь он умещался в ладонях и тем не менее не только удовлетворял воинов, но и сохранял их волю, выносливость, могучую массу их тела.

Объективных показателей здоровья существует не ма­ло, но они недостаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в досто­верности и истинности которых полностью уверена, по­скольку получены они в ходе моих собственных исследо­ваний.

Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальней­ший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь. Только ответив на него, мы сможем, нако­нец, переместить акценты в практической медицине—с лечения и профилактики болезней на профилактику здо­ровья.

Здоровый организм—это саморегулирующаяся сис­тема с автоматическим управлением процессами жизне­деятельности. Такая динамичная биологическая само­восстанавливающаяся система настолько сложно уст­роена, что на нынешнем уровне наших знаний остается недостаточно доступной для полного понимания. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы доступные объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволяет нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою спо­собность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе Системы Есте­ственного Оздоровления.

На чем стоит Система?

Тремя китами, на которых покоится все здание Сис­темы Естественного Оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно ду­ховное здоровье человека.

Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсут­ствие эгоизма, стремление к самовыражению в творчес­ком труде на благо общества, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понимание законов единства всего живого и принципа живой этики, вселенской любви.

Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природ­ного добра и любви, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Причем надо отчетливо понимать, что жить по законам добра— это не один из возможных путей развития и совершенст­вования человеческого общества, а единственный, даю­щий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И. Л. Герловин в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспо­собных и развивающихся систем'. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы сис­тема сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.

Если кратко сформулировать главную мысль пара­дигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, ' если состоит из связанных между собой и обмениваю­щихся информацией подсистем. Если в какой-то подси­стеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабиль­ному, гармоничному развитию других подсистем. И на­оборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывает негативный отклик в других, дестабилизирует ситуацию и там. В результате система может прекратить свое существование.

Но самые катастрофические последствия вызывает об­рыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами—человеческим сообществом и приро­дой—стала хрупкой и предельно истонченной.

Именно поэтому неотъемлемым элементом моих за­нятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.

В неразрывной связи с духовным находится психи­ческое здоровье. Под ним я подразумеваю гармонич­ное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедея­тельность составляющих наш организм подсистем от­дельных органов. За это отвечают те структуры цент­ральной нервной системы, которые связаны с подсозна­нием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окру­жающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию «сторожа», контролера и призвано выполнять наше сознание.

Таким образом единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма, унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде, и одновременно определяет его восприимчи­вость к изменениям, пластичность приспособления. Это, естественно, очень упрощенная схема, не охватывающая все многообразие функций человеческого мозга. Но я вы­делила именно эту, как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.

Наконец, последний элемент триады—физическое здоровье. Это синтезирующий показатель, труднее все­го поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня—редкость. Наша дефор­мированная цивилизация наносит сокрушительные удары по здоровью человека, когда он находится еще на эм­бриональной стадии развития. Так что уже при рождении в генетическую память младенца заложены семена бу­дущих болезней. Именно поэтому возвращение физиче­ского здоровья—трудный и физически, и психологически процесс.

Здесь я наметила в общих чертах контуры своей Сис­темы и назвала цели, к достижению которых стремлюсь. Теперь о том, с помощью каких средств решаются эти и другие задачи.

В создании Системы Естественного Оздоровления важную роль играют достижения современной науки, труды выдающихся ученых всех времен и народов, воззрения древних греков и римлян, египтян, в которых нашло отражение высокое понимание принципов физиче­ского здоровья, значимости единства организма и внеш­ней среды.

Практическую основу Системы составляют методики и приемы, многие из которых известны человечеству с древнейших времен. Есть в ней, как уже говорилось, элементы древнеиндийской и древнекитайской народной медицины, различных систем восточных единоборств, дыхательных упражнений во всем их разнообразии и т. д.

Весь этот комплекс методик призван нормализовать такие процессы жизнедеятельности организма, как дыха­ние, терморегуляция, психическая деятельность и, безу­словно, питание как элемент наиболее интимной взаимо­связи внешней среды и внутренней сферы человеческого организма.

Среди жизненных потребностей человека дыха­ние—самое необходимое. С первым вдохом начинается жизнь, с последним—кончается. Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи—недели и меся­цы, без движения—годы, то без дыхания—секунды, в лучшем случае минуты. С ним прямо связаны кровооб­ращение, питание, терморегуляция в их природной вза­имосвязи.

Важнейшую роль в сохранении здоровья играет отлаженность процесса питания. Здесь важно иметь в ви­ду, что организм человека запрограммирован природой на определенные виды пищи, главным образом расти­тельного происхождения. Это предопределено природны­ми анатомо-физиологическими особенностями его орга­низма. Поэтому нарушение постоянства видового пита­ния является причиной многих и многих недугов. Однако в процессе своего развития человек все дальше отходит от заложенной в него программы видового питания, расширяя его за счет продуктов животного происхожде­ния и синтезированных веществ. С одной стороны, это, несомненно, расширило его возможности в борьбе за выживание. С другой—стало причиной многих отклоне­ний от норм физического здоровья, поскольку потребле­ние в пищу мяса или рыбы стало возможным за счет адаптационных резервов организма.

Огромный ущерб здоровью человека наносят получив­шие широкое распространение представления о пище как единственном источнике восполнения энергетических затрат человека. Начало им, этим представлениям, было положено в конце прошлого века. Конгресс Всемирной организации здравоохранения утвердил предложение не­мецких ученых определять необходимое человеку количе­ство пищи по ее калорийности. Так были заложены основы калорийной теории сбалансированного питания. Причем за основу был принят расчет среднестатистической кало­рийности суточного рациона питания жителей Германии. Для своего времени это было прогрессивным шагом, так как давало возможность хоть как-то регулировать ра­цион. Но с тех пор прошло 130 лет (!), а официальная наука не предложила по существу ничего нового. Разве что Институт питания АМН немного снизил норму потребле­ния калорий. Однако сама калорийная теория сбалансиро­ванного питания продолжает править бал, изо дня в день, из года в год калеча людей, сокращая им жизнь.

Про себя я называю ее теорией «паровозной топки». Суть теории довольно проста и на непросвященный взгляд логична. В ее основе лежит представление, будто энергозатраты человеческого организма восполняются исключительно за счет потребления энергии пи­тательных веществ. Эта энергия возникает в процессе горения при разрыве химических взаимосвязей веще­ства.

Человек «загружает» необходимое количество пита­тельных веществ в «топку» своего организма, где они сгорят, а высвободившаяся энергия компенсирует все энергетические затраты.

Разработана и методика подсчета количества энергии, выделяемой различными продуктами питания. Оно опре­деляется путем их сжигания и суммирования объемов получаемого тепла. Основываясь на этой теории, медики рекомендуют съедать в день 80—100 граммов белка, 80—100 граммов жиров, 400—500 граммов углеводов. В переводе на продукты это примерно полкилограмма мяса, 80—100 граммов жира, 1,5—2 килограмма овощей, круп, сахара, мучных изделий. Правда, в наши дни такие рекомендации ученых следует воспринимать как ненауч­ную фантастику. И все же когда думаешь о людях, кото­рые пытаются следовать подобным рекомендациям, так и хочется остановить их. Сама я вот уже более 50 лет обхожусь количеством в несколько раз меньшим. Чувст­вую себя великолепно.

По возрасту мне впору чулочки вязать, а я постоянно в движении. Только за последние годы четырежды пеш­ком пересекла жаркие пески Центральных Каракумов и Кызылкумов, с группой единомышленников совершила пешее путешествие из Нальчика в Пицунду, преодолев четыре горных перевала. Все 23 дня, что мы находились в пути, наш дневной рацион составлял 50—100 граммов гречневой крупы и 100 граммов сухофруктов. В Пицунду вошли такими же бодрыми, как и в первый день путеше­ствия, тогда как наши случайные попутчики-туристы, проделавшие тот же путь, буквально валились с ног от усталости. Не «богаче» был наш стол во время путешест­вий по Алтаю, Тянь-Шаню, Памиру.

Следующим элементом Системы Естественного Оз­доровления является жизненно необходимая функция жи­вых организмов—движение. Причем под этим словом я понимаю не только возможность изменения живым организмом своего положения в пространстве (назовем это внешним движением), но и процессы, протекающие внутри организма (внутреннее движение). Оба они свя­заны между собой неразрывно и подчинены одной це­ли— обеспечить организму оптимальные условия су­ществования.

И, наконец, еще об одном из основных элементов Системы—нормализации природной термо­регуляции. Каждый биологический вид, в том числе и человек, имеет свои специфические, предписанные толь­ко ему границы температурного режима существования. Изнеживающее воздействие современной цивилизации сузило для человека эти границы, что никак нельзя при­знать нормальным.

Человек не должен испытывать особых неприятностей ни при жаре, ни при холоде. Но особенно важно, чтобы он не боялся холода. Холод должен стать его союзником, поскольку мобилизует защитные силы организма, гармо­низирует его деятельность, стимулирует процесс саморе­гуляции. В этом и заключается смысл закаливания, органично входящего в Систему Естественного Оздоров­ления.

Пленники инерции

На моих лекциях многие делают записи в блокнотах, ставят на сцену магнитофоны, чтобы не пропустить ни одного слова. Я понимаю их: люди хотят быть здоровы­ми, жить так, как назначила человеку природа. Но закан­чивается встреча, слушатели расходятся по домам, и здесь-то их решимость жить по-новому начинает поне­многу размываться, причем происходит это незаметно для них самих: сегодня одна уступка привычному, зав­тра—другая. В конце концов инерция и цивилизация берут верх, и прощай благие намерения. Нужны доста­точный уровень знаний и духовности, элементарная воля, чтобы суметь противостоять инерции традиционного и, добавлю, порочного образа жизни, который несравнимо опаснее алкоголизма, курения и других форм наркома­нии. Алкоголик и наркоман хотя бы сознают, что они больны, что их пристрастия противоестественны.

А теперь задумайтесь, чувствует ли себя больным или неполноценным, «практически здоровый» человек, кото­рый утром плотно завтракает, целует жену и детей, тря­сется в автобусе по пути на работу, в положенное время обедает в заводской столовой или в ближайшей закусоч­ной, вечером возвращается домой, ужинает, читает газе­ту, смотрит телевизор и, наконец, ложится спать. О нем заботятся конструкторы, дизайнеры, создавая конструк­цию самого мягкого, самого удобного кресла или дивана. Крестьяне откармливают коров и бычков, прочую жив­ность, чтобы не оскудел стол нашего «нормального» человека. Талантливые журналисты, и прочая творческая братия думают над тем, как развлечь нашего дорогого землянина.

Человек едет в командировку или в отпуск, а за окнами вагона проплывают огромные, километровой длины заводские корпуса, ажурные мачты линий электро­передачи, необозримые ухоженные поля, коробки живот­новодческих комплексов, бетонные полукружья плотин, и сердце человека невольно сжимается от восторга перед мощью интеллекта и мастерством рук, потому что все это действительно по-своему прекрасно, талантливо, ра­зумно.

И вдруг приходит какая-то Шаталова или другой оригинал и начинает убеждать, что человечество все дела­ет не так: неправильно питается, дышит, двигается. Даже думает—и то неправильно. Кого-то еще осеняет мысль, что система земледелия, используемая сегодня, никуда не годится, так как уничтожает плодородие почв. Где-то на другом краю Земли другой чудак уверяет, что нынешние способы получения энергии, самые современные техноло­гии убивают природу. И все они в один голос доказыва­ют, что такая милая, обжитая, удобная цивилизация на самом деле уродлива, расточительна, губительна для че­ловека, поскольку подменяет естественные потребности навязанными, чуждыми, искусственными и неуклонно ве­дет к самоуничтожению человечества. «Неужели они все­рьез считают,—думает про себя обыватель,— что все люди шагают не в ногу и только они в ногу». Кто бы и что бы ни думал, лично я убеждена, что рано или поздно перестраиваться придется всем. Не оказалось бы только слишком поздно. Я— не физик и не агроном, не лирик и не инженер. Я—врач, поэтому буду оперировать фактами и наблюдениями, накопленными в процессе изу­чения человеческого организма.

Ошибается тот, кто полагает, будто наши жизненные потребности в их сегодняшнем деформированном виде — это нечто извечно данное, органически присущее челове­ку. Нагляднее всего ошибочность такого предположения проявляется в сфере питания.

Я уже высказывала свое мнение о т. н. теории сбалан­сированного питания, которая в действительности пред­ставляет собой не теоретическое, а идеологическое офор­мление превратных представлений о питании, сложив­шихся в сознании народных масс. Она наносит здоровью людей ущерб намного больший, чем все эпидемии мира, вместе взятые. Причем это касается не только нашей страны, где пока остро ощущается низкое качество про­дуктов питания, но и куда более благополучных развитых стран Запада. Не являются исключением и процветающие страны Востока—Япония, Южная Корея и др., хотя здесь, казалось бы, еще сильны традиции древней культу­ры, воспринимавшей человека в его целостности.

Теперь я хочу перейти от критики устаревшей теории к такому понятию, как видовое питание. Читатель, несомнен­но, запомнил этот термин, встречавшийся на предыдущих страницах. Там я не стала подробно объяснять его смысл и сделала это совершенно сознательно, поскольку речь тогда шла, в основном, о количестве необходимой человеку пищи. Здесь же я приглашаю читателя поразмышлять о структуре питания, запрограммированного природой для человека.

В свое время В. И. Вернадский высказал мысль (с моей точки зрения ее следует возвести в ранг закона мудрой природы) о том, что химический состав клеток каждого вида живого организма присущ только ему, этому виду. Причем стабильность химического состава определяется постоянством видового питания.

Вспомним всем известного яка, живущего в суровых условиях высокогорья. Чем он питается? Травой и только травой. Между тем это могучее животное, у которого жирность молока достигает 12 процентов. Для сравнения скажу, что у человека она составляет всего 2 процента.

Як ниже 3000 метров над уровнем моря не спускается, на таких высотах трава растет между камнями редень­кими кустиками да к тому же еще зимой завалена глубоким снегом. Я сама не раз бывала в горах и видела все это собственными глазами. Якам приходится букваль­но добывать свое скудное пропитание, разрывая копытами сугробы. Ни о какой калорийности питания тут говорить не приходится. Между тем нас уверяют, что только кало­рии пищевого вещества восполняют энергозатраты ор­ганизма.

Пример этот убеждает в том, что любому организму необходимо и полезно только то питание, которое назна­чено ему природой. Представьте, что бы случилось, на­чни мы кормить яка мясом или салом? Если бы он не погиб при этом, то перестал быть самим собой, так как химический состав клеток его организма постепенно из­менился бы. Кстати, потребляет он лишь травы высоко­горья.

Не является исключением и человек. Хотя в процессе борьбы за выживание он начал употреблять в пищу мясо животных, оно не стало для него видовым продуктом питания. Спросите, почему? Посмотрите на себя в зерка­ло: есть ли у вас острые клыки и когти, как у хищников, которые питаются исключительно мясом? Более того, как врач скажу вам, что и желудок у вас не круглый, и кишечник намного длиннее, чем у хищников, и сколько бы веков мы ни питались мясом, мы вновь и вновь рождаемся с теми же анатомо-физиологическими особен­ностями, что и в начале своего эволюционного развития. В нашем организме существенно меняются лишь строе­ние и функции головного мозга. К концу XX века мы стали значительно более разумными, нежели наши перво­бытные предки доисторического периода.

Итак, почему человек продолжает есть мясо? Причин здесь несколько. Первая и главная заключается в его психологическом настрое, закрепившемся в результате многовековой привычки, передаваемой из поколения в поколение. Причем ее не приходится культивировать искусственно. Достаточно того, что с младенческих лет человек начинает питаться, «как все». Огромная доля вины лежит и на апологетах калорийной теории питания, которые всеми доступными им способами пропагандиру­ют ложный тезис о том, что чем больше калорий содер­жится в возможно меньшем объеме продуктов питания, а это в первую очередь относится к мясу, тем они ценнее и полезнее.

Подобного рода научные откровения не только ос­вящают пагубную для здоровья человека привычку, но и ведут к колоссальным, ничем не оправданным потерям наиболее ценных продуктов питания. Достаточно вспом­нить хотя бы, сколько зерна расходуется на производство мяса (животноводческими комплексами, свинофермами и птицефермами), тогда как имеющиеся у нас материаль­ные ресурсы можно было бы направлять на увеличение производства важных для здоровья человека овощей, фруктов, орехов, бобовых и полноценных крупяных и зер­новых культур и, наконец, целительного меда.

Существует и другая причина того, что человечество продолжает цепляться за свои заблуждения. Это недопу­стимо низкий уровень знаний о собственном организме, о его способности к саморегуляции и самовосстановле­нию. Причем этот уровень характерен и для несведущих людей, и для специалистов-медиков.

Даже если бы наше невежество распространялось только на сферу питания человека, и этого было достато­чно, чтобы его здоровье стало весьма неустойчивым, легко уязвимым. Беда в том, что немногими большими знаниями мы располагаем и в отношении других сфер жизнедеятельности организма. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: существует ли на свете такая машина или сис­тема, которая способна работать в равновесном состоя­нии? Например, двигатель внутреннего сгорания, не осна­щенный системой охлаждения? Любой автомобилист ска­жет вам, что такое невозможно, двигатель сразу же «захлебнется». А человеческий организм—тоже машина. Совершеннейшая биологическая машина с системой ав­томатического управления, подчиненного объективным законам внешней среды обитания. Ее работу обеспечива­ет также и разность температур, которая существует в нашем организме. У нормального, здорового человека температура кожи составляет 24° С, внутри тела— 36,7° С. Нарушение разницы температур ведет к заболе­ванию, если организм не закален. Закаливание призвано расширить возможности нашего организма для компен­сации резких изменений в естественном перепаде темпе­ратур.

Помимо всего прочего, мы еще и двигаться не обу­чены. Правильно двигаться. Сейчас принято во всех бедах винить адинамию или, как ее часто называют, гиподинамию. С недостатком движения, физических на­грузок связывают многие болезни, отклонения от физиче­ской нормы. Но скажите на милость, разве спортсмены мало двигаются? Да они только этим и занимаются и тем не менее болеют. А военные разве не болеют? А крестья­не, которые день-деньской в движении, да еще на чистом воздухе, на земле? Оки не болеют? Болеют не меньше, чем все остальные. Значит, дело не просто в движении, а в правиль­ном движении. Кто-то, возможно, усмехнется, уж не собира­ется ли доктор Шаталова учить молотобойца в кузнице или механизатора в кабине трактора правильным движениям? На первый взгляд, действительно смешно. Но смешно может быть только тем, кто представления не имеет о возможно­стях и, главное, потребностях нашего организма. Культура движения вообще выпала из поля зрения нашей практиче­ской медицины. Если же кто-то и занимается этой пробле­мой, то только с точки зрения экономичности движений, их производственной целесообразности и эффективности, а так­же роста результатов, показываемых спортивной элитой. То есть опять-таки по главу угла ставится не сам человек.

В движении главное—это умение раскрепостить мышцы, довериться им, дать возможность свободно со­кращаться и расслабляться в естественном ритме. Тогда работать будут только те из них, которые абсолютно необходимы в данный момент при данном характере движения. Остальные же получат возможность отдох­нуть. Но этому надо учиться, причем учиться всем и каж­дому. Система Естественного Оздоровления включает в себя упражнения, цель которых—научить человека ис­кусству движения на фоне расслабленности.

В первой, вводной, главе я не ставила своей целью дать читателю сколько-нибудь систематические знания о процессах, характеризующих жизнедеятельность чело­веческого организма, и методах их оптимизации. Мне хотелось лишь обратить ваше внимание на искусствен­ный характер нашей цивилизации, ее оторванность от природы, что, в конечном счете, и является причиной всех нынешних и грядущих бед человечества, показать все несовершенство наших представлений о своем организме.

Сегодня мы находимся на критическом этапе развития. Вопрос стоит так: или человечество найдет в себе силы изменить направление развития созданной им цивилизации в сторону сближения с природой, переориентировать науку на изучение ее законов, обеспечивающих жизнеспособность и развитие системы «природа—человек», или погибнет. Иного не дано. С подобными предостережениями выступа­ют сегодня лучшие умы человечества. Прислушаемся к их голосу и начнем с себя, с перестройки своей психологии, своего образа мышления, своих привычек. Скажем себе и всем: «Добро тебе, Человек! В твоих руках твоя собствен­ная жизнь и жизнь твоих детей, внуков, правнуков, всех тех, кто придет за тобой. Сумей разумно распорядиться ею!»

Глава II ВЫБОР ПУТИ

Дом на песке

Как, несомненно, заметил читатель, значительное ме­сто в первой главе отведено проблеме питания. Почему? Во-первых, потому, что состав потребляемой человеком пищи в значительной мере определяет химический состав клеток его организма. А это, в свою очередь, прямо влияет на все другие процессы: газообмена, например, терморегуляции или мышления.

Вторая причина, по которой я уделяю большое внимание питанию, состоит в том, что ни одна другая сфера жизнедея­тельности человека не связана с таким количеством псевдо­научных представлений, граничащих с суевериями, и не в последнюю очередь потому, что целостной, стройной науки о питании все еще в человеческом обществе не создано, хотя серьезные шаги в этом направлении сделаны. Достаточно вспомнить труды И. П. Павлова по физиоло­гии пищеварения, приближающиеся к ним по значимости работы современного советского ученого академика А. М, Уголева, в области гигиены питания—Г. Шелтона.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.