Е. В. Шарохина, О. В. Долганова, О. В. Петрова. Педагогика
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи.
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения.
2. Методы тестирования.
3. Опросные методы.
4. Эксперимент.
5. Социологические методы.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности.
Социология дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Биологические науки рассматриваются как естественнонаучная база педагогики.
Изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой (Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.).
В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.
Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:
1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель».
Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.
Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:
1) жреческие школы создавались при храмах;
2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников;
3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах.
Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин).
На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцо– \ вых хозяйств.
В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности:
Афинские учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ:
1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);
2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).
В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:
1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;
2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);
3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;
4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.
Основные системы воспитания в Древней Греции.
1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке.
2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А. Коменский (1592–1670) написал труд «Великая дидактика» которая призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном языке.
Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.
События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ:
1) школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации учебного процесса и внешкольной работы;
2) вернулась трудовая подготовка.
Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода:
1) А. С. Макаренко (1888–1939) поддерживал идею коллективного воспитания;
2) В. А. Сухомлинский (1918–1970) работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования;
3) П. П. Блонский (1884–1941) – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения и развитие нравственно-этических норм.
В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:
1) идеологизацию;
2) введение централизованного управления школой;
3) введение единообразия ее типов и учебных программ;
4) контроль над школой партийных органов существенно усилился;
5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;
6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось:
7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение.
В результате нехватки рабочей силы в 1950-е гг. произошли изменения в образовании:
1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;
2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;
3) была введена обязательная производственная подготовка;
4) существенно усилилась профориентационная работа;
5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища;
6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования;
7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания.
Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:
1) колледжей;
2) гимназий;
3) лицеев;
4) профильных и частных школ;
5) национальных школ.
Однако это не решило существующих проблем.
Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:
1) большинство педагогов, даже далеких от радикальных решений, настаивают на индивидуализированном обучении;
2) необходимо увеличить внимание к личности за счет уменьшения численности учеников в классе, сокращения учебной недели и изменения классно-урочной системы;
3) интенсификация учебного процесса.
Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.
Характеристики традиционного обучения:
1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;
2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.
Особенности нетрадиционных моделей обучения:
1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;
2) постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения;
3) широкое использование нестандартных приемов преподавания;
4) все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу;
5) активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств.
В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов).
К основным педагогическим категориям относятся: образование; воспитание; обучение.
Образование является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности. Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность.
Обучение – это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Фундаментальными проблемами являются: объективная реальность и объективно-закономерные процессы в природе и обществе.
Прикладные проблемы: использование познанных истин в общественной практике.
Увлечение одними теоретическими, фундаментальными проблемами может привести к тому, что общественная педагогическая практика будет отставать от требований современной жизни.
Однако сосредоточение чрезмерного внимания на изучение узкометодических вопросов создает опасность неразборчивости в перспективах развития и разрешения возникающих противоречий.
Педагогическая деятельность включает в себя две находящиеся во взаимодействии стороны: учителя и учащегося.
Результат этой деятельности – воздействие на целостную личность, ее развитие в интеллектуальной, процессуальной, эмоциональной и нравственной сферах.
Педагогическая деятельность учителя должна осуществляться так, чтобы учащиеся овладевали тремя сторонами изучаемого материала:
1) теорией;
2) практикой;
3) осмыслением мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Выделяют определенный круг проблем, кото рые находятся в области педагогической деятельности. К ним относятся следующие:
1) степень соответствия педагогической деятельности требованиям законов воспитания как общественного явления, соответствия содержания, форм и методов обучения и воспитания запросам практической стороны общественных отношений;
2) связь педагогической деятельности с закономерностями и данными смежных наук;
3) прямо пропорциональная зависимость успешной педагогической деятельности от взаимоотношений педагогов и их воспитанников;
4) наличие субъективно-объективных условий эффективного протекания педагогической деятельности;
5) получение, обработка и передача педагогам обратной информации, т. е. диагностика, в целях корректирования этими выводами своей педагогической деятельности;
6) разработка новых систем организации учебно-воспитательной работы, организация широкомасштабных экспериментов;
7) изучение передового педагогического опыта, условий его распространения и эффективного внедрения, функционирующий в современной жизни отдельный метод, совокупность воспитательного взаимодействия.
Изучение педагогической деятельности необходимо для совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
3) воспитанием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
1) познавательной;
2) трудовой;
3) творческой.
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.
Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций).
В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.
Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.
Современная система наук о воспитании, включает:
1) философию;
2) историю педагогики;
3) общую педагогику.
Фундаментом педагогики является философия.
История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.
Общая педагогика является базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека.
Общая педагогика имеет два уровня:
1) теоретический;
2) прикладной.
В ней традиционно выделяют четыре основных раздела, которые в настоящее время стали самостоятельными отраслями знаний:
1) общие основы;
2) дидактику (теория обучения);
3) теорию воспитания;
4) школоведение.
Возрастная педагогика имеет две подсистемы: дошкольную и школьную педагогику. Здесь в центре изучения – все существующие проблемы подрастающего человека.
Разработка и совершенствование специфики учебно-воспитательной деятельности определяются особенностями определенных возрастных групп.
Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.
Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации и переквалификации работников разнообразных отраслей трудовой деятельности, во-
просами освоения новых знаний и получения новой профессии в зрелом возрасте. В подсистеме социальной педагогики выделяют следующие отрасли:
1) семейную педагогику;
2) перевоспитание правонарушителей и т. д. Особую группу педагогических наук составляют так
называемые частные и предметные методики. Они изучают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Педагогика тесно связана со многими науками:
1) философские науки помогают педагогике определить цели и смысл воспитания, корректируют направленность воспитания;
2) анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека;
3) психология помогает разобраться в развитии психики человека. Ее тесная взаимосвязь с педагогикой привела к возникновению пограничных отраслей: педагогической психологии и психопедагогики.
Педагогика связана с историей, литературой, географией, антропологией, медициной, экологией, экономикой и археологией.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств.
Педагогическая технология реализуется в технологических процессах, которые ориентированы на конкретный педагогический результат.
Учебно-воспитательный процесс организуют различные технологические подходы:
1) тесты на измерение умственных способностей;
2) разнообразные наглядные пособия и схемы для получения и отработки навыков;
3) организационные структуры формирования самоуправления, соревнования, единых требований самообслуживания.
Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности.
К задачам педагогической технологии и технических процессов принято относить следующие:
1) отработку и закрепление знаний, умений и навыков в любых сферах деятельности;
2) формирование, отработку и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
3) пробуждение у учащихся интереса к умственным занятиям, развитие способностей к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмыслению фактов и закономерностей науки;
4) обучение действиям с технологическим инструментарием;
5) развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;
6) воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.
Педагогическая технология имеет ряд особенностей:
1) разные педагогические цепочки отличаются по воспитательному потенциалу. Одни подавляют творческую инициативу за счет жестких требований к последовательности основных элементов программы, другие же создают благоприятную почву для развития активной сознательной мыслительной работы;
2) способность содержания обучения или воспитания подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей;
3) творческое преломление педагогической технологии сквозь личность педагога и учащихся;
4) каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно определить целесообразное место в педагогическом процессе. Но ни одна технология не заменит живого человеческого общения;
5) педагогическая технология тесно связана с психологией. Любое технологическое звено более эффективно, если имеет психологическое обоснование и практические выходы. Наиболее яркому восприятию учебного материала способствуют наглядные технологические средства.
Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:
1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика;
2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся;
3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.
Классификация педагогических задач:
1) стратегические задачи;
2) тактические задачи;
3) оперативные задачи.
В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:
1) задачи возбуждения;
2) задачи предвосхищения;
3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.
Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов: 1) анализ педагогической ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обученияи воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;
2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование педагогических воздействий;
3) конструирование и реализация педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников;
4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;
5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение педагогической задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков педагогических действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы.
Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия.
Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса.
Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.
Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.
Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.
Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.
Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.
Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.
Цель образования должна быть такой, чтобы:
1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков;
2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу;
3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;
4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества;
5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей.
Содержание образования:
1) опыт познавательной деятельности;
2) опыт репродуктивной деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального
опыта обладает специфическим видом содержания образования:
1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня; 4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов. Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.
Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?
Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.
Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.
Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:
1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;
2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;
3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:
а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);
б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);
в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей.
Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду».
Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.
В отношении анализа реального образовательного процесса ставятся следующие вопросы:
1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию;
2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность;
3) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, соответствующей этим частям.
Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:
1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность;
2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;
3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности;
4) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.
Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания.
Основным искушением для образовательного процесса является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки и давать эти блоки сразу целиком, но:
1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;
2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему научных знаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:
1) физическое воспитание и образование;
2) эстетическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) умственное воспитание;
5) нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
1) знания;
2) навыки;
3) умения;
4) способности.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:
1) в понятиях;
2) в категориях;
3) в принципах;
4) в законах и закономерностях;
5) в идеях;
6) в символах;
7) в концепциях;
8) в теориях.
Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.
Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:
1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;
2) обеспечивать умственное развитие;
3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;
4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.
Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.
В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:
1) общеобразовательные;
2) профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.