Авторы:

Александр Прозоров. Библия автомобилиста

Обязательно возьмите у продавца расписку в том, что он получил запрошенную сумму денег за купленный у него автомобиль! В случае нижеописанных неприятностей эта бумажка даст вам возможность либо обратиться в суд с иском о признании сделки действительной, либо хотя бы вернуть деньги.

Слова «как бы» прозвучали в предыдущем абзаце отнюдь не случайно. Хотя на основании доверенности вы можете совершать с машиной практически все те действия, что и настоящий хозяин, тем не менее юридическим владельцем автомобиля остается все-таки он, а значит:

– доверенность может быть отозвана им в любой момент,

– если он окажется недееспособным, доверенность могут аннулировать его опекуны,

– в случае его смерти доверенность автоматически окажется недействительной и машина перейдет в собственность его наследников,

– в случае развода жена предыдущего владельца может потребовать свою долю в его имуществе, то есть – в вашей автомашине,

– в случае наложения ареста на имущество предыдущего владельца ваша машина тоже окажется под арестом;

– в случае вашей смерти или недееспособности купленную машину уже никто не сможет унаследовать или перепродать;

– и, наконец, взяв доверенность, вы уже не имеете права переоформить машину на свое имя.

Это неприятные моменты при покупке машины по доверенности. А вот приятные:

– вам не надо тратить время на снятие машины с учета.

– вам не надо тратить время на постановку машины на учет.

– вам не надо повторно уплачивать налог на «дороги» и за техосмотр.

– вам не надо оплачивать переоформление документов и новые номера.

Все это может дать экономию до 40 долларов в зависимости от места проживания.

В последний год, правда, произошло крайне заметное изменение в подходе государства к вопросу об оформлении подобных покупок. Налоги на собственность ныне стали собираться не с фактических владельцев машин, а с юридических. То есть с тех, кто давал доверенность. Значит, с ним придется регулярно расплачиваться за хлопоты.

Поневоле напрашивается вывод о том, что доверенность крайне удобна для тех, кто покупает машину стоимостью 50-100 долларов у своих хороших знакомых. Однако для тех, кто выкладывает за покупку несколько тысяч «зеленых», она же является весьма сомнительной попыткой выгадать несколько жалких центов.

Что касается промежуточных цен – каждый волен решать сам, насколько велика затраченная на автомобиль сумма, и готов ли он рисковать ею ради некоторой экономии денег и личного времени.

5.5.2 Покупка с оформлением

Помимо гарантии собственности во время переоформления документов, при снятии машины с учета, ее должны проверить «на угон», сверить номера и убедиться в их удобочитаемости (потом та же процедура повторится при постановке на учет). Все это даст вам на будущее еще некоторую толику спокойствия. Правда, очень может быть, что истинный хозяин машины еще не знает, что она угнана…

Обязан сказать, что никакие предварительные проверки «на угон», «на честность», у местных знатоков или в отделениях ГАИ не дают абсолютной гарантии безопасности. Машина, которая сегодня продается «чистой», может легко оказаться «грязной» уже на следующий час после покупки.

Вот, в частности, как иногда поступают мошеники.

Автомобиль угоняется в результате сговора с предыдущим владельцем, и как только приходит собщение, что она продана – он пишет заявление об угоне. Или на десятке ворованных автомобилей номера агрегатов перебиваются под единственную, ввезенную честно. Или машина берется за рубежом на прокат, легально пересекает границу, здесь продается через приличный магазин, после чего быстро угоняется у нового владельца, перегоняется (и ведь вполне легально, по подлинным документам) обратно за рубеж и возвращается в прокатную контору. В результате все документы оказываются в порядке, все правы, но вы – без денег. А потому будьте особенно внимательны с покупкой в первые месяцы. На случай возникновения возможных «закладок».

Впрочем, не стану портить вам настроение:

Ибо с этого момента вы становитесь настоящим автомобилистом!

 

Глава 6

Что делать с машиной

У меня сосед купил себе «Волгу», поставил в гараж, повесил кучу замков. Теперь каждый год перед Новым годом он открывает все замки, выкатывает машину на улицу, воздевает руки к небу, говорит:

– Вах, вах, вах!

… и закатывает ее обратно.
Очень старый анекдот
6.1 Что делать?

Теперь, когда вы стали владельцем новенького или престарелого авто, и ощущаете в руках дрожь от своей власти над временем и пространством, вам нужно решить, что делать со своим приобретением в первую очередь. А в первую очередь машины, особенно новые, принято подвергать трем процедурам: антикоррозионной обработке, установке сигнализации, страхованию.

6.1 Антикоррозионная обработка

Заключается в том, что все внутренние полости автомобиля и его днище покрываются грязным полужидким составом, который ложится поверх лакокрасочного состава и защищает его (а заодно и железо под ним) от капризов внешней среды. Особенно важно обработать днище машины, поскольку вылетевший из-под колеса камушек способен легко процарапать обычную краску до метала, после чего именно с этого места кузов начнет гнить, ржавчина станет расползаться во все стороны, и жрать, жрать железо, пока ваш автомобиль не превратится в кучку бурой пыли… Правда, это произойдет не мгновенно, а за десяток-другой лет, но, согласитесь, все равно неприятно.

Именно для защиты от камушков антикоррозионный слой на днище делается особо толстым, многослойным и походит на мягкую резину. А поскольку ударов этому слою приходится выдерживать много, то принято считать, что антикоррозионную обработку машина должна проходить каждые пять лет. Однако сей срок – цифра чисто умозрительная и зависит от состояния старого покрытия. При поездках по городу оно может устоять и пятнадцать лет; при регулярных гонках по щебенке его «собьет» за полгода.

Если по какой-либо причине ваша машина оказалась на подъемнике или на яме – загляните под нее, поднимите глаза на днище. Увидите, что «брюшко» покрыто плотным равномерным слоем (резины) – обработкой заниматься ни к чему. Если обнаружите свисающие лохмотья и царапины до старой краски – немедленно обновляйте покрытие!

Совет в тему:

Автомашинам марки «ВАЗ» делать антикоррозионную обработку в течение полугода после покупки нежелательно.

На заводе днище новой машины обычно покрывают пластизолевым материалом (диплазоль). Около полугода его нельзя ничем «закрашивать», поскольку за этот срок он набирает прочность. Потом можно нанести резинобитумный слой для сохранения заводского покрытия. Поверх резинобитумного покрытия, после его высыхания, хорошо бы распылить тонким слоем обычный мовиль. Мовиль упрочняет верхний слой битумно-каучуковой мастики.

В старые добрые времена автовладелец брал в руки банку «мовиля», кисточку, загонял машину на эстакаду и старательно занимался «антикоррозионной обработкой» сам.

Ни в коем случае не следуйте сим доисторическим опытам!

Обращаться за антикоррозионной обработкой следует в сервис-центры или специальные ремонтные станции. Там защитное покрытие наносят не руками, а специальными распылителями, причем через вентиляционные отверстия впрыскивают состав в скрытые полости, куда вам кисточкой никогда в жизни не добраться. Кроме того, на станции могут обеспечить необходимый температурный режим для застывания покрытия, правильно составить или развести защитный состав и, что немаловажно, – они дают гарантию на произведенную работу, за любые огрехи с них реально спросить в полной мере.

6.2 Установка сигнализации

Если вы думаете, что сигнализация – это что-то вроде привязанной к двери связки консервных банок, то ваши представления уже очень, очень далеки от жизни. Современная сигнализация умеет не только сообщать хозяину о попытке завладеть его имуществом или транслировать в службу охраны разговоры приблизившихся к машине людей, но и:

– завести машину, прогреть двигатель и салон к назначенному хозяином сроку либо по дистанционной команде;

– сообщить о своем местоположении на забитой автотранспортом стоянке;

– отличить любого из своих занесенных в память владельцев, изменив положение сидения, руля и кондиционера в выбранное именно им положение, либо отказаться ехать, если за руль сел кто-то посторонний;

– сообщать о своем местоположении в случае угона патрульным машинам по общегородской, а то и спутниковой радиосвязи;

– обманывать грабителей, останавливаясь и включая сигнализацию на безопасном расстоянии от выброшенного из машины владельца;

– препятствовать попыткам преступников вскрыть код доступа в автомобиль;

– имитировать в случае угона трудноустранимые неисправности.

Хотя, конечно, есть и простенькие варианты сигнализации: когда на двери салона и крышки багажника и капота ставятся контактные кнопки, срабатывающие при их отпускании.

Какую сигнализацию выбрать? Ведь даже самому гордому своей машиной владельцу понятно, что нет смысла защищать пятидесятидолларовый «Москвич» сигнализацией стоимостью в двадцать «Жигулей», предназначенной для престижной иномарки,

Для решения такого вопроса существует достаточно универсальная формула: стоимость сигнализации должна составлять примерно 10% от стоимости автомобиля. При этом на 5 долларов «Москвичу» достанется в лучшем случае сигнализация с концевыми включателями, а «мерседесу 600» – система распознавания владельца и имитации критических неисправностей в случае угона.

Совет в тему:

Специалисты советуют при покупке нового автомобиля не ставить сигнализацию там же (в той же фирме или расположенных поблизости мастерских), где вы его купили. При этом продавцы будут знать о владельце и его машине слишком много: и адрес, и особенности автомобиля, и копию с ключей смогут заблаговременно снять. Не хватает только еще, чтобы они еще и коды брелка могли скопировать!

Что касается конкретного типа сигнализации или фирмы изготовителя – при сопоставимой цене возможности охранных систем разных производителей примерно одинаковы.

Совет в тему:

Помните, что сигнализация хорошо охраняет вашу машину только в том случае, если вы полностью используете все ее функции! Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, и в первую очередь – алгоритмом аварийного отключения охранной системы! Ситуации с отмоканием брелка в кармане после прогулки водителя под дождем или автоматической постановки машины на охрану с оставленными в замке зажигания ключами и брелком отнюдь не редки.

6.3.1 Добровольное страхование машины

В настоящий момент страхование автотранспорта уже стало всеобщим и обязательным. Однако обязательно только страхование гражданской отвественности. Тоесть, владелец пострадавшей машины может (да и то теоретически) получить компенсацию за разбитую машину только в том случае, если в аварии виновен кто-то другой. Между тем, авариями опасности на дорогах отнюдь не ограничены. С машинами случаются еще несчастные случаи типа падающих сосулек и проваливающихся люков, ломающихся деревьев и банальных краж. К тому же, в аварии водители попадают не только по чужой вине – и на какие гроши тогда восстанавливать свой автомобиль? Посему добровольное страхование машины остается по-прежнему актуальным и желательным.

Если вы намерены обезопаситься от возможных потерь таким образом, нужно обращать особое внимание на три элемента выбора: страховую компанию, тип страховки, содержание договора.

1) Выбор страховой фирмы – это куда более важное дело, нежели даже выбор любовницы, поскольку с любовницей вы можете расстаться на следующий день, отделавшись мелким подарком, а отношение со страховой фирмой наверняка растянуться на долгие годы, причем финансовые выплаты, зависящие от этих отношений, зачастую превышают стоимость вашей машины. Отнеситесь к делу вдумчиво и очень серьезно!

Итак, какую фирму следует выбрать?

В первую очередь следует обратиться за советом к друзьям и знакомым. Причем обратить внимание не на то, как каждый из них хвалит своего страховщика, а на то, что они рассказывают о страховых выплатах: кому и как быстро возместили расходы, выезжали ли представители компании на место аварии и помогали ли в составлении протокола, видели ли они своими глазами пострадавшего, получившего компенсацию, или это все им рассказывал страховой агент?

Если у вас нет достаточного количества «автомобилизированных» друзей, обратите внимание, как долго существует фирма на рынке страхования. Чем компания старше – тем больше ей доверия.

Поинтересуйтесь, какие скидки предусмотрены за безаварийную езду? Некоторые фирмы предусматривают своим постоянным клиентам скидки, если за предыдущие периоды страхования те не попадали в аварии. Поскольку вы, прочитав эту книгу и следуя ее советам, в аварии попадать не станете, то такая скидка вам очень пригодится. Опять же уточните, выезжают представители фирмы на место аварии или нет? Если выезжают – вы избавитесь от огромной головной боли при составлении протокола ДТП.

Сейчас эта услуга называется «вызов аварийного комиссара». Если она не предусмотрена фирмой-страхователем – лучше задуматься о другом страховщике.

2) Виды страхования разделяются на:

– «каско» – представляет собой страховую защиту от любых убытков, которые могут возникнуть в результате повреждения, полной гибели или утраты автомобиля, его отдельных частей при оговоренных в страховом полисе случаях. Оно бывает полным и частичным. Полное страхование предполагает предоставление защиты от убытков, возникших в результате повреждения вследствие аварий, пожара, взрыва, стихийного бедствия, кражи, других противоправных действий – в общем, все, кроме ущерба, имеющего эксплуатационный характер (прокол колеса, стук двигателя, загнивание кузова).

Совет в тему:

Любое из страховых событий придется подтверждать справками из ГАИ или отделения пожарной охраны, или о возбуждении уголовного дела, так что не забывайте вовремя вызывать представителей соответствующих служб. Кстати, на случай стихийного бедствия понадобится справочка из метеобюро, а на случай мелких неприятностей вроде падения сосульки или провалившегося под колесом люка – копия заявления в отделение милиции о причиненном вам ущербе.

– гражданская ответственность (об обязательном страховании мы поговорим отдельно). В этом случае страховой компанией оплачивается ущерб имуществу или здоровью лиц, пострадавших в ДТП по вашей вине.

Гражданскую ответственность следует страховать в первую очередь. В частности потому, что убытки, причиненные своему имуществу в большинстве случаев оказываются для участника вполне посильными, а вот если вы на своей «Оке» ухитрились въехать в бок кадилаку стоимостью в три ваших квартиры – это уже очень серьезно, и страховка может в буквальном смысле спасти ваше будущее.

– страхование мест в автомобиле. Страховым случаем считается любая травма в результате ДТП любого находящегося в машине человека. Существует «Паушальная система» – единая страховая сумма на все места в салоне автомобиля, при которой страховые выплаты за каждое застрахованное место производятся исходя из процентов, утвержденных правилами страхования, и «система мест» – в этом случае страхователь сам вправе определить, какая часть страховой сумы и за какое место в салоне автомобиля будет выплачена.

– система «Зеленая карта». Система «Зеленая карта» является международным договором, созданным сообществом страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. В каждой стране – участнице системы «Зеленая карта» страховыми организациями создаются национальные бюро, выполняющие две основные функции: они выпускают удостоверения для выдачи их страхователям, а также регулируют возникающие в данной стране претензии и предъявляют иски к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба. Удостоверение «Зеленая карта» является эквивалентом страхового полиса, также имеющим стандартную форму.

Данный тип страховки необходим в первую очередь в случае выезда на своей машине за границу.

– франшиза – прекрасное изобретение, которое может сопутствовать любому из вышеупомянутых типов страхования. Франшиза – это определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с договором страхования.

Принято считать, что определяя франшизу, страховщик защищается от недобросовестности клиента, оговаривая: «Если ущерб меньше, например, шестидесяти долларов, то вы расплачиваетесь за него сами». Таким образом устраняется соблазн для клиента стукнуть ногой по крылу, потом подъехать, показать вмятину и потребовать пару долларов компенсации себе на пиво.

На самом деле это условие обоюдовыгодное. Представьте себе, что вы, выезжая из гаража, зацепились за за какую-нибудь железку и процарапали себе крыло. Вам хочется на дачу, вас ждет жена и теща с собранными вещами – а вместо этого нужно вызывать автоинспекцию, тратить время на составление массы бумаг – хотя ущерб копеечный, и вы быстро устраните его или сами, или в попутной автомастерской. Имея франшизу, вы можете не заморачиваться с мелкими происшествиями или даже ДТП и расплачиваться на месте, без оформления – время дороже. А страховка с франшизой помимо прочего весьма заметно – почти на четверть – дешевле, чем без оной.

Есть еще франшиза условная – страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размера франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его размер превышает франшизу. Но это нюансы, не влияющие на общий смысл данной оговорки…

3) Заключая договор страхования следует помнить, что основная цель любой страховой фирмы – это отнюдь не оказание вам помощи, а получение прибыли, то есть изъятие ваших средств при минимуме собственных расходов. Соответственно, следует очень внимательно прочитать договор, обдумывая пункт за пунктом изложенного на бумаге условия и прикидывая, каким образом оно может быть повернуто против вас. Поэтому не стесняйтесь спрашивать, как реализуется тот или иной пункт, какие обязательства ложатся на вас и какие – на фирму, да и вообще всячески вытягивайте у страховщика информацию, которую он по тем или иным причинам может скрыть.

В моей практике был случай, когда у хорошего знакомого, заключившего договор типа «каско» на новенький, недавно купленный «Москвич», машина на повороте улетела в кювет – и не просто в кювет, а в овраг, да так лихо, что восстановлению не подлежала. Поскольку в договоре имелся пункт о том, что страховщик «компенсирует реальный ущерб», экспертом была произведена оценка ущерба по примерно такой схеме: новый автомобиль, разобранный на запчасти и реализованный на рынке, по стоимости превышает такой же новый, но в сборе, а значит, никакого «реального ущерба» нет, и вроде даже не страховая фирма должна денег клиенту, а он ей. Если бы вместо красивых слов «реальный ущерб» стояло простое и понятное «восстановление машины до первоначального вида производится за счет страховой фирмы», подобной неприятности удалось бы избежать.

Страховые фирмы предусматривают очень много ситуаций, когда в случае ДТП или ущерба в иной обстановке компания может на совершенно законных основаниях отказать в выплате компенсации. Например, в большинстве случаев в договоре сказано, что клиент не должен причинять умышленный вред автомобилю. В реальной жизни это может означать, что если вы на легковом автомобиле заехали в лес и случайно напоролись на корягу, то получить компенсацию будет невозможно – легковушка не предназначена для движения по бездорожью. Или не может использоваться для обучения вождению (муж учит свою жену водить).

Обязательно узнайте у страховщика и про те ситуации, когда ДТП произошло из-за нарушения вами правил! В некоторых компаниях существует перечень нарушений при которых ущерб не возмещается или возмещается, но лишь частично (например, при проезде черед двойную осевую или при проезде на красный свет. Ну и, конечно, никакого ущерба возмещаться не будет, если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.

Если вы хотите защитить свой автомобиль от угона, то нужно обратить внимание на пункт, где сказано про хранение автомобиля в ночное время. Обычно, если в договор вписывается, что машина стоит ночью на охраняемой стоянке, то стоимость полиса уменьшается, но… При этом, если вы приехали домой ночью и поставили машину «на пять минут» у парадной, а ее за это время угонят, то о возмещении можете даже и не мечтать.

Другой пункт, по которому иногда происходят отказы в выплате возмещения, – это «сообщение недостоверных сведений». Например, у водителя иногда случаются приступы эпилепсии, но он скрыл это от страховщика. Если авария произойдет из-за приступа, то страховая компания имеет право отказать в выплате.

Еще одна причина, по которой могут отказать в выплате, – это сообщение об угоне или ДТП не в установленные сроки. Причем, как правило, заявление нужно написать в письменной форме, так что телефонный звонок в данном случае «не считается». Кроме того, при аварии необходимо четко следовать «Правилам Дорожного Движения». В частности, обязательно выставить знак аварийной остановки на нужном расстоянии.

Не ленитесь расспрашивать инспекторов страховой компании о смыслах всех пунктов договора и практики их применения! Иначе может оказаться, что вы выкинете деньги на ветер дважды – сперва в момент страхования, а затем – восстанавливая автомобиль за свой счет.

6.3.2 Обязательное страхование.

Обязательное с этого года в нашей стране страхование гражданской ответственности имеет перед собой благую цель: гарантировать материальное возмещение пострадавшим в авариях на дороге вне зависимости от материального состояния виновника. Предельная компенсация, которая должна выплачиваться составляет ныне 120000 рублей или немногим более 4000 долларов. Разумеется, в договоре указывается другая сумма – 400000 рублей. Однако, если вы внимательно прочитаете оговорки к выплатам, то убедитесь, что шансов использовать максимальную сумму очень мало – не дай Бог, конечно, вообще пользоваться данным договором. Правда, следует признать, что средняя сумма ущерба при авариях в нашей стране не превышает 1000 долларов, и крайне редко зашкаливает выше 3000. Поэтому все бы можно было считать идеальным, если бы… Если бы не практика применения данных договоров.

За первые полгода действия закона об обязательном страховании автору этих строк уже довелось почитать немало жалоб, когда пострадавшие пишут о том, что за разбитую вдребезги машину им предлагают 200$, за выбитый глаз – 100$ компенсации. Одному из пострадавших, выложивший только за операцию, необходимую при лечении травмы, 50000 рублей, страховая фирма предложила ограничиться компенсацией в 10000 целковых. При этом страховщики ссылаются на свои внутренние циркуляры и нормативы.

Самое интересное, что они, в общем-то, совершенно правы. Ведь страховые компании не несут никакой ответствености перед пострадавшими – они не участвуют в ДТП, а потому невиновны в причиненном ущербе. Они несут ответственность только перед клиентом, с которым заключили договор, и если претензий не высказывает он – страховщики кристально чисты по всем параметрам…

Однако не следует забывать и о другой стороне вопроса. Любой пострадавший имеет право на возмещение всего ущерба полностью, наступившего по чужой вине, и никакое страхование гражданской ответственности данного положения не отменяет. Если ущерб превышает страховую сумму – значит, виновник обязан выплачивать разницу со своего кармана.

Таким образом забудьте про знаменитый западный миф о том, что в случае аварии вам с оппонентом достаточно обменяться визитками страховых компаний, и вы можете спокойно разъезжаться в разные стороны. При аварии не по своей вине с самого начала начинайте собирать справки и квитанции о понесенных убытках. Посетите страховую компанию, обязанную выплачивать компенсацию за виновника аварии и если вас не устроит предложенная сумма – получите справку о причиненном ущербке уже от независимого эксперта (стоимость ремонта, утеря товарного вида, стоимость работы самого эксперта), сохраните калькуляции на ремонт, после чего предложите оплатить все виновнику ДТП, не забыв присовокупить, что в случае суда ему придется оплачивать так же стоимость адвоката, судебные издержки, упущенную выгоду и моральный ущерб. На попытки отправить вас к страховщику не реагируйте – страховая компания в ДТП участия не принимала, а потому предъявлять претензии к ней вы не имеете никакого права. В крайнем случае можете съездить туда вместе с оппонентом. Если предъявленный счет оплатят – ему повезло. Если нет – пообещайте скорый арест имущества судебным исполнителем и нанимайте адвоката для судебного иска. А как потом виновный будет выцарапывать свои деньги из страховой компании – это его личное дело.

Повторю еще раз: при несогласии с предложенной страховщиком компенсацией вытряхивайте деньги не из компании, имеющей хороших адвокатов и лишние деньги для затягивания процесса, а из виновника аварии.

Надеюсь, теперь вам понятно, что ненадежная страховая компания при наступлении страхового случая – это именно ваша головная боль, а отнюдь не пострадавшего? Разумеется, наивных людей, которые попытаются сражаться со страховщиком, довольно много. Но стоит ли надеяться на удачу, раз уж вам все равно придется покупать страховку?

Посему, покупая обязательную страховку, не относитесь к этой процедуре, как к досадной формальности и простому «разводу» на деньги.

– страхуйтесь только в надежных компаниях, имеющих солидный срок работы на рынки и хорошую репутацию. И делайте это только в оффисах компаний или у вызванных по официальному (из справочника) телефону компании инспекторов.

– обязательно выясните, посылает ли компания страховых комисаров на место аварии и их обязанности (часть компаний указывают в обязанности комисара не помощь в оформлении документов, а только наблюдение за мучениями своего клиента).

– обязательно выясните, исходя из каких критериев производится выплата компенсации. Если не по фактическому ущербу, а исходя из внутренних нормативов, то разницу между стоимостью полностью разбитой машиной и ста долларами вам придется выкладывать из своего кармана.

Про поддельные полисы упоминать не стану, поскольку надежные компании их не выдают.

6.3.3 Действия при ДТП

В любом случае, если вы застраховали свою машину или гражданскую ответственность, вам следует в обязательном порядке соблюдать три основных правила:

– в случае аварии в обязательном порядке оповещать о ДТП в первую очередь свою страховую фирму!

– любое происшествие подкреплять документальными свидетельствами!

– не признавать никаких, даже самых очевидных обязательств без согласования со своей страховой фирмой!

 

Глава 7

Машина снаружи и изнутри

Ехал мой приятель домой после вечеринки на своем «шестисотом». Ну, «датый», естественно. Тормозят менты. «Дыхни», – говорят. А он: «Сейчас!»; машину обегает и – плюх на пассажирское сиденье. Менты за ним: «Дыхни!». Он: «Зачем?» Они: «Так вы пьяный за рулем!» Он, поворачивая голову: «А где мой водитель? У меня в машине должен быть водитель! Куда вы его дели? Гады, сволочи! Верните моего водителя! У меня в машине был водитель!» И ревет, белугой, как белый медведь в теплую погоду. Те походили кругом, походили, плюнули и уехали. А он в машине проспался и утром дальше домой двинулся.
(Из подслушанного разговора)
7.1 Автомобиль изнутри

Так что должно иметься в машине? Разумеется, идеальный вариант – это как раз водитель, который обо всем остальном станет заботиться сам. Но если данный вариант вас почему-либо не устраивает, то о комплектности автомобиля следует позаботиться самому. В зависимости от степени своей проникновенности в железные потроха четырехколесного друга «бортовые комплекты» можно разделить на пять основных типов.

7.1.1 Обязательный набор:

1) Аптечка.

Совет в тему:

Выпишите на бумажку и положите в аптечку ближайший к вам из нижеперечисленных адресов.

Москва, Грохольский переулок, институт имени Склифосоского.

Москва, Можайское шоссе, 14, больница №71

Санкт-Петербург, улица Академика Байкова, 8, Институт травматологии и ортопедии.

Ярославль, улица Загородный сад, 11, больница имени Соловьева.

Краснодар, улица Айвазовского, 97, больница №3.

Это больницы, в которых людям приживляют оторванные и отрезанные в результате несчастных случаев конечности.

Пальцы удается вернуть на место в течение суток, отрезанные кисти или стопу – в течение шести часов, для чего следует положить потерянную часть тела на лед (только на обычный, не на «сухой»!), или обсыпать ее снегом, и как можно быстрее доставить в любую из этих больниц.

Если, не дай Бог, вам понадобится этот адрес, искать его по справочникам, будет некогда.

(Данная информация на момент приобретения книги может устареть – поэтому лучше самостоятельно наведите справки о ближайшей к вам больнице, способной оказывать подобную помощь.)

2) Огнетушитель.

Совет в тему:

Из продаваемых компактных огнетушителей для сбивания пламени годятся только отечественные порошковые и углекислотные! Покупая аэрозольный огнетушитель-балончик, имейте в виду, что он пригоден только для предъявления автоинспектору и малополезен при пожаре!

3) Знак аварийной остановки.

Это те три предмета, отсутствие любого из которых позволяет инспектору возможность взять с вас вполне легальный штраф.

Теперь далее:

4) Ключ для отворачивания колесных гаек (балонник) – без него можно оказаться совершенно беспомощным существом в самый неожиданный момент.

5) Домкрат – без него колесный ключ все равно бесполезен.

7.1.2 Желательный набор

Обязательный набор плюс:

Фотоаппарат – может оказаться очень полезен при аварии, хотя знака аварийной остановки безусловно не заменяет.

Сотовый телефон – заменяет собой аптечку. По свидетельству медиков, даже при наличии всех лекарственных препаратов и желании оказать помощь действия непрофессионалов зачастую либо бесполезны для пострадавших, а то и просто вредны. Вовремя вызванная по телефону «Скорая помощь» даст куда больше толку, чем сотня укомплектованных аптечек.

Он же заменяет собой полный инструментальный и ремкомплект: в случае поломки водитель просто вызывает техпомощь и спокойно ждет результатов. При наличии некоторого инструмента и желания поковыряться в машине самому, по телефону же можно позвонить опытным знакомым и получить консультацию по ремонту.

Он же заменяет собой бронежилет: при ДТП: по телефону можно сразу вызвать автоинспекцию, а вид пострадавшего, торопливо разговаривающего неизвестно с кем по телефону сразу после аварии, заметно снижает уровень агрессивности у его опонентов – неизвестно, кто может примчаться на помощь этому человеку через считанные минуты. В любом случае становится понятно, что скрыть преступление в его отношении уже не удастся.

Бутылка с газированной питьевой водой – один из основных заменителей аэрозольных огнетушителей при возникновении возгорания в автомобиле.

Кроме того, бутылку можно использовать:

– в качестве емкости при возникновении нештатных ситуаций или материала для вырезания воронок или прокладок,

– воду из бутылки можно залить в радиатор в случае снижения в нем уровня охлаждающей жидкости,

– ее же можно залить в другие гидравлические системы, если нет иных жидкостей,

– ее можно вылить в бачок омывателя или просто плеснуть на стекло, которое необходимо промыть,

– ее можно полить на руки, если они запачкались,

– и, наконец, в жаркую погоду или при плохом самочувствии эту воду можно просто пить!

Совет в тему:

Запомните сами, напишите большими буквами на стенке в гараже, накажите детям и всем знакомым: Никогда, ни в коем случае не храните технические жидкости в емкостях из-под пищевых продуктов!!! Рано или поздно настает момент, когда кто-то, увидев бутылку пепси-колы, радостно отвинтит пробку и глотнет электролита еще до того, как вы успеете сказать хотя бы слово.

Банкнота в 50 рублей – на случай непредвиденной необходимости уплатить штраф.

Банкнота в 100 рублей – на случай непредвиденной поломки и необходимости нанять «буксир»

Совет в тему:

На всякий случай номера отложенных банкнот можно записать. Кроме того, не нужно быть уж очень упрямым: при острой необходимости эти деньги можно потратить на иные цели, восстановив «НЗ» при первой возможности.

7.1.3 Минимальный рабочий комплект

Если вы не боитесь открыть капот автомобиля и самостоятельно покрутить там какие-нибудь гаечки, то вам наверняка понадобится некий инструментарий. В качестве начального, самого минимального набора можно предложить следующий:

– буксировочную ленту (канат),

– разводной ключ средних размеров,

– две отвертки, плоская и крестообразная (можно одну со сменными наконечниками),

– плоскогубцы,

– комплект предохранителей (как минимум два).

7.1.4 Обычный рабочий комплект

Используется людьми, самостоятельно выполняющими мелкий профилактический ремонт и способными найти и устранить неполадки.

– четыре отвертки

При этом две крестообразные отвертки с тонким и массивным жалом, а также плоская с массивным жалом предназначены для отворачивания винтов различных размеров и выбивания болтов, а тонкая с плоским жалом чаще всего используется для регулировочных работ.

– жвачка

Используется для закрепления винтов после тонких регулировок. По окончании работ тщательно прожеванная жвачка приклеивается поверх головки винта и удерживает его от самопроизвольного отворачивания.

– пробник

Представляет из себя двухнитевую лампочку, к выводам которой припаяны три проводка, два из которых заканчиваются «крокодильчиками», а один острой иглой или даже шильцем. Пробник умеет сам находить неисправности в электрооборудовании.

Так, в случае отказа какого-либо устройства один из разъемов-крокодилов, припаянный к цоколю, цепляется за любой свободный от краски выступ на кузове (крепежные болты, детали двигателя, медные трубки), другой крепится на плюсовую клемму аккумулятора (или иную ближайшую доступную фазу). После этого лампочка загорается, освещая будущее рабочее пространство. Далее берется третий вывод – игла – который и вонзается в прямом смысле этого слова в клеммы и провода, идущие от неисправного устройства. Если яркость лампочки при этом не меняется, значит, сюда не поступает питание. Путем прощупывания всей цепи определяется то самое место, где произошел обрыв.

Совет в тему:

Разумеется, прощупывать весь провод от конца и до начала нет никакого смысла. Поиск места обрыва производится так:

1) Сначала – проверка предохранителей путем прощупывания их иглой с двух сторон.

2) Если предохранители целы, производится проверка наличия «фазы» на отказавшем устройстве.

3) Если питание не поступает, проверяется наличие питания на вводе и выводе фазы из переключателя, запускающего устройство.

После выполнения третьего пункта вам станет ясно, какое из устройств автомобиля, либо какой из участков проводки вышел из строя.

Кроме того, пробник при необходимости можно использовать и просто как подсветку.

Как ни странно, но подобных устройств в продаже нет до сих пор. Однако к необходимости изготовления оного для личных целей рано или поздно приходит каждый автомобилист.

– моток изоленты

Изолента используется как для изоляции оголенных участков электропроводки, так и для заматывания протекающих патрубков и трубок, укрепления (приклеивания к кузову) различных деталей, заматывания коробок от раскрывания, закрепления легкого багажа от катания из угла в угол, заклеивания мелких дырок в кузове и вплоть до залепления ран, если в аптечке не найдется медицинского пластыря.

– нож

Для зачистки контактов, отрезания изоленты, выстругивания пробок или стопоров, буде такие понадобятся.

– кусочек многожильного медного провода

Необходим при устранении обрывов проводки; в качестве веревки, которой можно на скорую руку что-то закрепить или подвязать, в том числе горячее (глушитель); служит источником самодельных предохранителей.

Совет в тему:

Если у вас нет под рукой предохранителя, вы можете снять изоляцию с медного провода, оторвать несколько жилок и намотать на клеммы. При этом одна жилка очень приблизительно соответствует одному амперу. Это, конечно, не «нормальный» предохранитель, а «жучок», но уберечь от короткого замыкания и пожара он может. Так что, если вы увидите у профессионального водителя под ветровым стеклом кисточку из медных проводов, имейте в виду: это не украшения, это запасные предохранители.

– набор предохранителей

Не меньше двух. Дело в том, что при сгорании штатного предохранителя, он обычно меняется без опаски. Если сгорает второй – следует искать короткое замыкание в проводке. После устранения оного можно с чистой совестью ставить последний, и ехать покупать новый комплект.

– свечной ключ

Чаще всего свечи ввернуты в головку цилиндров таким образом, что извлечь их для проверки или замены без специального ключа невозможно.

– плоскогубцы с обычными губками

Ими водители хватают и зажимают все подряд, зачастую используя и вместо кусачек, и вместо ключей, и вместо отверток.

– плоскогубцы с острыми губками

Необходимы для снятия пружинных шайб, извлечения упавших деталек из узких щелей, установки крепежа в труднодоступных местах, а также служат подсобным инструментом в тех случаях, если одних обычных плоскогубцев мало.

– набор головок

Наиболее надежный и качественный инструмент для отворачивания и заворачивания гаек и болтов. Благодаря тому, что «обнимает» головку болта практически полностью, головка срывается или проворачивается крайне редко, а длинный вороток позволяет приложить к инструменту очень большое усилие (стальные болты диаметром до восьми миллиметров излишне старательные слесаря ломают запросто). Если гайку или болт не удалось открутить головкой – значит, ее нельзя открутить вообще, и нужно использовать иные средства (зубило, отмачивание тормозной жидкостью или спецсредствами, прогревание газом).

Основные недостатки: головка с надетым воротком громоздка, ею невозможно воспользоваться в труднодоступном месте; головка имеет «донышко» и на гайку с далеко выпирающей резьбовой частью болта одеть ее невозможно.

– набор рожковых ключей

Обычные, всем привычные ключи с разрезом сбоку, позволяющим одевать их на гайку с любой стороны. Это универсальный инструмент с тремя существенными недостатками: прихватывая гайку только с двух сторон, ключ держит ее недостаточно надежно; при большом усилии «губки» разгибаются и ключ проворачивается, одновременно срывая грани болта; в процессе эксплуатации «губки» постепенно разгибаются все дальше и перестают удерживать гайки своего размера.

– несколько накидных ключей

Накидные ключи представляют из себя нечто среднее между головкой и рожковым ключом: кольцо с гранями внутри и приваренной сбоку ручкой. Они держат гайку намного лучше рожкового ключа, но их невозможно надеть на гайку сбоку, как рожковый ключ, и к ним невозможно приложить такое же большое усилие, как к головке. Обычно в машине держат накидные ключи только самых ходовых размеров. Для легкового автомобиля это 12, 13, 14 мм, изредка – 17 мм.

Совет в тему:

Наличие в машине двух ключей одного размера особенно удобно в тех случаях, когда нужно откручивать крепежный болт, одновременно удерживая на нем гайку. При этом всегда хоть с одной стороны можно использовать ключи любого типа, и почти всегда найдется упор, к которому можно прижать «удерживающий» ключ, чтобы с другим работать двумя руками.

– молоток средних размеров

Каких размеров – дело вкуса. Он нужен для выбивания (или забивания) засевших в своих гнездах болтов, обстукивания закисших гаек, подравнивания или изгибания различных деталей. Иногда им стучат по ключам, если для отворачивания гайки не хватает усилия руки.

– зубило

Последний аргумент в работе с непослушными деталями.

– одноразовый медицинский шприц (можно без иглы)

Служит для смазки труднодоступных мест. Например, из шприца можно впрыснуть моторное масло в замочную скважину, в спрятанные за дверцей петли, сочленения уходящих вглубь дверей тяг.

– автопластилин

Используется чаще всего в качестве герметика для замазывания щелей в кузове или прохудившихся уплотнений в стеклах и фонарях.

– мягкая ветошь

Для протирания рук, выпачкавшихся ручек, стекол, двигателей и вообще всего, что должно быть чистым.

– рабочие перчатки или рукавицы

Для кратковременных работ по обслуживанию машины: проверка уровня и долив масла, замена проколотого колеса, перекладывания с места на место грязных деталей.

– стиральная паста типа «Ландыш»

Если вы поняли, что вам предстоит достаточно долгий ремонт, паста намазывается на руки, где и высыхает за пару минут. Затем, по окончании ремонта, стиральная паста смывается водой вместе с налипшей поверх нее грязью. Обычно для этого хватает половины бутылки из пункта 4.1.2.

– кусок старой автомобильной камеры

Служит для изготовления всякого рода прокладок, изоляторов, уплотнителей, антифрикционных втулок, антивибрационных успокоителей.

– разумеется, в данный набор следует включить бутылку газированной воды и 150 рублей из «желательного» комплекта. А если есть возможность, то и весь комплект целиком.

Еще в автомобиле хорошо иметь молодую длинноногую девушку в черных капроновых чулках, но на этой позиции инструментального комплекта на подробнее мы остановимся в главе «Как доехать до ремонта?».

7.1.5 Полный комплект

Представляет собой обычный рабочий комплект, к которому добавлены:

– комплект накидных ключей,

– «шведки» (самозажимающийся разводной ключ) среднего размера,

– ножницы,

– ножовка по металлу,

– ручная дрель (или дрель на аккумуляторе),

– пригоршня крепежа (винты, болты и гайки) разных размеров,

– запасная свеча,

– пара запасных лампочек разных типов.

7.2 Автомобиль снаружи (глава для владельцев очень дешевых машин)

Имея в багажнике достаточный инструментальный набор, вы можете смело отправляться в дальний путь хоть на новеньком «лексусе», хоть на древнем «Запорожце». Однако если с японским представительским автомобилем особых проблем случиться не может, то старенький советский драндулет почти наверняка выглядит совсем не так, как вам этого хочется: дверцы большей частью излохматились, из-под проржавевшего днища в салон летит вода, крылья подгнили и зияют дырами.

И тут складывается парадоксальная ситуация: стоимость приведения старой машины в порядок превышает цену более новой и крепкой машины. Однако денег для покупки новой машины нет – а тех, что есть, вкладывать в стремительно умирающий агрегат жалко. Выбрасывать машину, которая еще «на ходу», тоже грешно, да вдобавок нужно на чем-то ездить. Как поступить? Ответ только один: заниматься показухой!

7.2.1 Показуха внешняя

1) Для борьбы с мелкими очагами коррозии:

– участок, на котором проявились признаки коррозии следует зачистить шабером или ножом до чистого метала (если это не удается – то хотя бы добраться до голого метала, чтобы площадь оставшейся ржавчины составила менее половины обрабатываемого места);

– помазать антикором, лучше на основе ортофосфорной кислоты. Можно и просто разбавленной вдвое ортофосфорной кислотой;

– подождать, пока высохнет. Оставшаяся после механической очистки ржавчина должна преобразоваться в налет фиолетового или серого цвета (зависит от использованного преобразователя);

– повторять процедуру, пока не удастся полностью избавиться от ржавчины;

– промыть очищенный участок водой, высушить;

– протереть растворителем;

– помазать грунтом, после чего можно зашпаклевать;

– покрасить краской, 2-3 раза с промежуточной подсушкой;

– отполировать.

Результат:

поверхность машины выглядит как новенькая.

2) Для борьбы со сквозными дырами:

– после обработки метала вокруг отверстия грунтом заклеить дыру какой-нибудь веселой картинкой из числа продаваемых в автоларьках и киосках.

Результат: машина выглядит новенькой и веселой.

3) Для борьбы с большими дырами:

– при наличии внутренних полостей поверхность вокруг дыры обрабатывается указанным выше способом, затем в полость впрыскивается вспенивающийся материал типа макрофлекс. После застывания выступивший наружу пластик срезается, поверхность шпаклюется и закрашивается.

Результат: машина выглядит вполне прилично.

4) – при отсутствии внутренних полостей поверхность аккуратно заклеивается малярным скотчем, шпаклюется и красится.

Результат: машина выглядит старой, но крепкой и опрятной.

7.2.2 Показуха внутренняя

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.