Это довольно важное условие сохранности машины. Останавливаясь на длительный или короткий срок, следует придерживаться следующих правил:
– паркуйтесь как можно ближе к бордюру. Чем меньше ваша машина выступает на проезжую часть, тем меньше шансов, что к ней «притрется» кто-то из тех, кому не хватило места на дороге. А такие случаи не так уж редки! Идеальным укрытием можно считать «глубокую» парковку сразу за каким-нибудь «широким» автомобилем вроде «татры» или шестисотого «мерседеса»;
– не «прижимайтесь» к бамперу припаркованной впереди или позади машины. Та машина, до которой вы оставили большую дистанцию, может уехать в любой момент, а вместо нее остановится кто-то другой, кто «прижмется» уже к вам. И вместо десятиминутной остановки вы застрянете в ловушке на несколько часов.
Совет в тему:
Если вам не удается парковать машину вплотную к тротуару – вы еще не чувствуете ее габаритов, то сделайте это по крайней мере один раз в спокойной обстановке, или попросите помочь приятеля. Когда положение машины относительно тротуара покажется вам оптимальным, сядьте за руль, примите естественную, привычную позу, посмотрите на капот и мысленно отметьте точку, в которой край бордюра визуально совпадает с краем капота.
После этого пометьте найденную точку любым образом – например, прилепите на нее кусок жвачки.
Теперь при каждой парковке ставьте машину так, чтобы пятно жвачки визуально совпадало с краем бордюра, и поражайте всех своим глазомером.
– летом старайтесь не ставить свою машину надолго под ветвями клена, сливы или деревьев хвойных пород. Эти растения выделяют смолистые вещества, которые капают вниз и при попадании на автомобиль оставляют пятна на лакокрасочном покрытии;
– в любое время года нежелательно останавливаться под фонарями, натянутыми поперек дороги проводами или веревками и иными удобными для диких птичек насестами. Помните, пернатые ждут именно вашего автомобиля, чтобы было куда покакать!
– нежелательно останавливаться над люками, особенно такими, из которых идет пар. Летом это приводит к тому, что машина насквозь пропахивает испарениями, редко бывающими благовонными; зимой – испарина оседает на машину снаружи, быстро превращая ее в ледяную глыбу.
2.5 Как выбираться из ям
В большинстве случаев проблема с пробуксовкой колес возникает не на дорогах с твердым покрытием, а несколько в стороне: на газонах, на проселочных дорогах, в лесу, на берегу водоема. Для борьбы с этой бедой существует целый ряд различных методик.
Совет в тему:
Собираясь выехать на опасно рыхлый грунт, есть смысл примерно наполовину приспустить все колеса – при этом увеличивается площадь опоры покрышек о грунт и увеличивается проходимость. Однако следует помнить, что на слишком слабо накачанных колесах можно запросто сорвать покрышку с посадочного места (она провернется вместе с камерой и вырвет нипель).
2.5.1 Простейший из способов выбраться из ямы – раскачка.
Выполняется следующим образом.
Допустим, включив передачу, отпустив сцепление и немного «погазовав», вы обнаруживаете, что «сели». Осознав этот неприятный момент, вы отпускаете педаль сцепления, позволяете машине откатиться обратно в яму, а когда она достигает крайней точки движения назад и начинает скатываться вперед, вы резко отпускаете сцепление и давите на газ, добавляя к силе инерции мощность двигателя. Благодаря этому вам удастся проскочить вперед на большее расстояние – и откатываясь назад, вы накопите большую инерцию, к которой опять добавите немного мощности двигателя. После пяти-шести качков такого «маятника» вы сможете приобрести достаточный импульс, чтобы выскочить из ямы и помчаться вперед на хорошей скорости.
Правило раскачки действует и на рыхлом грунте – разгоняясь вперед и назад, вы при этом пробиваете себе колею, по которой в конечном итоге удастся набрать достаточную скорость, чтобы вырваться на свободу.
Совет в тему:
1) Если уж вы начали движение по плохой, размякшей дороге, следует стиснуть зубы и продолжать гнать машину, несмотря на удары в подвеску и летящую грязь, пока опасный участок не будет преодолен до конца. Если вы остановитесь – стронуться потом будет во много, много раз труднее.
2) При движении по размокшей проселочной дороге, залитой водой, следует придерживаться колеи, не стараться выскочить из нее на выступающий посередине уступ и поднятые края дороги. Колея в таких местах чаще всего хорошо накатана, утрамбована, плохо размокает. Там для колес есть более-менее надежная опора. А вот рыхлый грунт по сторонам скорее всего размок и в нем можно запросто забуксовать.
3) Когда выбираете, каким образом ехать по разбитой сухой дороге, старайтесь проложить путь таким образом, чтобы под днище попадали ямы и выбоины, а под колеса – кочки и холмики. Таким образом вы избавитесь от риска «сесть на брюхо». Что, кстати, чревато не только пробуксовкой, но и отрывом каких-либо расположенных снизу деталей. В первую очередь – глушителя.
2.5.2 Метод раскачки «под колышек».
Для использования этой методики вам потребуется помощник, буксировочный канат и остро заточенный кол (лом, штыковая лопата). Конец буксировочного троса крепится к нижней части колышка, помощник отходит на длину троса, натягивая его, после чего водитель начинает выезжать «враскачку». В тот момент, когда машина отъехала от самого глубокого места пробуксовки на максимально возможное расстояние, помощник втыкает кол как можно глубже в землю, удерживая машину в «приподнятом» состоянии, а водитель выходит и начинает забрасывать яму подручными материалами (лапником, ветвями, гравием, песком, снятыми с пассажиров куртками и брюками). После того, как помощник отпустит кол, машина откатится уже не в яму, а на более-менее подготовленное место. Возможно, после этого очередная попытка вырваться из ловушки окажется более удачной. В крайнем случае подобную методику «удержаний» можно использовать несколько раз подряд, постепенно пробираясь все дальше и дальше от опасного места.
2.5.3 Вытягивание за дерево
При наличии на доступном удалении крепкого дерева, можно попытаться вытянуть машину за него. Для этого закиньте буксировочную ленту вокруг дерева, а оба его конца «внатяг» укрепите за буксировочное «ухо» на машине. Затем возьмите самую длинную палку из имеющегося под руками инструмента (монтажку, вороток, срубленный с дерева сук), вставьте его между лентами буксира примерно посередине между машиной и деревом, и начинайте их скручивать. При этом длина буксира постепенно сокращается, а автомобиль – вытаскивается.
Однако следует помнить, что скрученная буксирная лента представляет из себя мощную пружину, и способна здорово покалечить зазевавшегося человека.
В качестве одного из вариантов «вытягивания» иногда предлагается закрепить на колесных гайках пробуксовывающего колеса «головку» и баллонный ключ (или закрепить конец ленты в отверстие колесного диска и перекинуть его через надетую на колесную гайку «головку»), после чего завести двигатель и попытаться поехать. Вращающееся колесо начнет наматывать трос на гайку и балонник и за счет этого выбираться. На практике головка чаще всего быстро слетает со своего места, но попробовать можно.
2.5.4 Выезд с домкратом
Если предыдущими методиками воспользоваться не удалось, вам придется заняться долгим и нудным делом: по очереди поднимать машину со всех сторон, отрывая буксующие колеса от земли, а затем забрасывать ямы под ними подручными материалами.
2.5.5 Выезд с грунтозацепами
Если предстоит долго выбираться по плохой дороге, пожно снять ведущие колеса, обмотать диск и покрышку какими-нибудь веревками и вернуть на место. Или заранее приобрести цепи противоскольжения, которые одеваются примерно таким же способом.
2.5.6 Выезд из ямы на машине с АКП
Имеет свои особенности. На машине с автоматической коробкой невозможно устроить «раскачку». Зато на льду ее можно просто оставить на включенной передаче и спокойно подождать, почитывая эту книжку, пока колеса «разроют» снег до твердого покрытия.
На бездорожье можно оставить машину на включенной передаче, а самому выйти наружу и хорошенько подтолкнуть. При этом самое главное – когда машина выскочит из ямы, успеть догнать ее и прыгнуть за руль до того, как автомобиль куда-то врежется.
2.5.7 Выезд из ледяной ямки
На этот случай зимой неплохо иметь в багажнике небольшой пакетик с песком.
Совет в тему:
Вообще, кидание под колеса всяких предметов типа веток, мелких камушков, тряпок приносит весьма заметную пользу, но песок пригоден только для чисто ледяных ловушек
2.5.8 Самый простой способ выбраться из ямы
К сожалению, осуществим только в населенном пункте.
Если вы прочно «сели на брюхо» на каком-нибудь газоне, вам следует дойти до ближайшего вино-водочного магазина и предложить маячащим поблизости алкашам:
– Мужики, помогите машину вытолкнуть. Бутылку ставлю.
2.5.9 Разворот на бездорожье
Обнаружив, что где-нибудь в лесу вы свернули не в ту сторону и вам нужно разворачиваться на узкой тропе, совершайте свой маневр так, чтобы на тропе оставались ведущие колеса. Они смогут вытащить вас даже в том случае, если ведомые колеса при повороте провалились в какую-нибудь болотину.
2.6 Задом наперед
Двигаться на задней передаче – большое искусство. Дело в том, что поведение машины, когда она двигается задом наперед не просто отличается, а отличается очень сильно от поведения при движении вперед. Движения становятся значительно резче, а смещение кузова значительно сильнее, что чревато возможностью столкновения.
Когда вы начинаете двигаться на задней передаче, вам следует помнить о том, что поворот машины при этом достигается не за счет поворота рулевых колес, а за счет смещения кузова. На практике это означает, что проезжая на передней передаче через коридор, по ширине превышающей габариты вашей машины сантиметров на двадцать, вы можете не испытывать никаких трудностей. Двигаясь точно там же на задней передаче, вы рискуете при малейшем смещении руля ободрать кузов о стены.
2.6.1 Объезд препятствий
Огибая на задней передаче любое препятствие, следует помнить о том, что задние колеса будут следовать по меньшему радиусу, нежели передние. А значит:
– в том случае, если вы проезжаете (задом) через ворота, близкие по габаритам к габаритам машины, в них нельзя совершать никаких маневров – двигайтесь только по прямой.
– если вам нужно объехать некое препятствие с одной стороны – столб, угол дома, дерево – вам не следует начинать поворота до тех пор, пока заднее колесо не поравняется с помехой. До этого момента в случае начала поворота машина начнет сближаться с препятствием и может его задеть. После этого – начнет удаляться и довольно быстро. Чтобы не упустить нужного момента, желательно открыть дверь и выглянуть наружу, дабы это самое заднее колесо увидеть.
– не забывайте о том, что если вы поворачиваете налево – передняя часть автомобиля сместится вправо как минимум на метр, а то и больше. Убедитесь, что там нет никаких препятствий! Так же подстрахуйтесь и при повороте направо.
– если есть такая возможность – попросите пассажира выйти наружу и посмотреть, чтобы вы никого не зацепили. То же самое, кстати, и «Правила Дорожного Движения» советуют.
– в том случае, если вам нужно из свободного пространства заезжать в тесное и наоборот – например, при постановке машины в гараж, безопаснее заезжать «носом», а выезжать «задом», начиная всякие развороты уже на улице. Не берите пример с «пожарных». Они, ставя машины «носом» наружу, экономят лишние секунды на случай выезда по тревоге.
– двигаясь на задней передаче – не торопитесь!
2.6.2 Парковка на задней передаче
Паркуя машину на задней передаче, вы получаете возможность приткнуть ее в полтора раза менее длинный свободный промежуток, нежели двигаясь вперед.
Как это сделать?
1) Найдя свободное место, остановитесь примерно в метре от уже запаркованной машины и проехав примерно на метр вперед.
2) Включив заднюю передачу, начинайте медленно двигаться назад, одновременно поворачивая руль вправо. При этом вам необходимо следить за тем, чтобы никто не ехал по дороге – ваш автомобиль сильно смещается к осевой линии улицы! – и одновременно смотреть в зеркало за тем, как быстро сокращается зазор между бортом вашей машины и задним углом запаркованной.
3) Когда это зазор сократится до 10-15 сантиметров, поставьте руль прямо и продолжайте движение
4) После того, как ваша задняя ось сравнялась с задним углом чужой машины, выкручивайте руль вправо до упора – передняя часть при этом начнет выкатываться дальше на проезжую часть, а задняя – уходить вглубь свободного промежутка.
5) Обычно почти сразу руль можно выкручивать назад. Машина за это время успеет уйти «вглубь» почти до середины кузова.
6) Руль выкручивается до упора влево. При этом машина продолжает медленно двигаться назад, а вот ее передняя часть по большой дуге быстро смещается в правую сторону. В этот момент важно следить, чтобы капот вашей машины не зацепил багажник уже припаркованной!
7) Если маневр проведен правильно, ваша машина упирается вывернутым колесом в бордюрный камень и облегченно замирает. Втиснулись!
2.6.3 Движение на задней передаче по плохой дороге
Если вам понадобилось ехать «задом» по плохой дороге, помните о том, что вы практически не способны разглядеть, что попадает вам под колеса. Не поленитесь выйти и проверить, чтобы там не оказалось торчащих из земли железных прутьев, выбоин или глубоких ям, высоко выпирающих корней. В противном случае вы рискуете нарваться на непредвиденный ремонт.
2.7 Особенности управления автомобилем в зимних условиях
По какому-то странному недоразумению принято считать, что управлять автомобилем зимой труднее, чем летом. На самом деле это, конечно же, не так. В крупных городах, например, дороги посыпаются и поливаются всякой антиобледенительной гадостью, которая, особенно при незначительных заморозках, превращает зимнюю дорогу в дорогу просто грязную и слякотную. Сильные холода, наоборот, зачастую настолько вымораживают дорожное покрытие, что оно становится куда более сухим, чем в самую сильную жару. Остаются отдельные форс-мажорные дни, когда сочетание сильного снегопада, слабого морозца и плохой работы дорожной техники складываются вместе и устраивают всем короткую встряску в виде гололеда и снежных завалов. Да и они большей частью страшны только на словах.
Если вы готовитесь управлять машиной зимой, то настоятельно рекомендую купить упаковку «Русского кваса», выпить этот крайне полезный напиток, наполнить бутылки водой, а затем, после наступления первых сильных морозов, заехать с ними на какой-нибудь каток. Лучше в позднее время, когда там не будет других людей.
Совет в тему:
Если вам иногда приходится выезжать зимой в дикие места – на рыбалку, на охоту, то полезно помнить, что лед толщиной свыше 10 сантиметров выдерживает легковой автомобиль, а свыше 30 сантиметров – грузовик (однако выезжать на него без крайней необходимости все равно опасно). Разумеется, речь идет о полноценном, прозрачном льде с синеватым или зеленоватым оттенком. Если лед ноздреватый, молочного, белого или матового цвета – он опасен независимо от толщины!
Правда, для тренировок в любом случае следует использовать каток на мелководной луже, а не на бездонном озере.
Если есть возможность – переобуйте автомобиль в лысую резину, и начинайте тренировку: возьмите бутылки, вставьте в них высокие веточки или камышинки, разместите по льду. Попытайтесь поманеврировать змейкой между вешек, остановиться точно у намеченной линии с достаточно большой начальной скорости, потренируйтесь в парковке в размеченные «ворота», в прохождении поворотов. Просто немного разгонитесь и резко поверните руль, одновременно увеличив обороты двигателя – и попытайтесь после этого попасть в намеченную точку. После нескольких таких «выездок» вы будете чувствовать себя на льду не менее уверенно, чем на сухом асфальте.
Совет в тему:
Для привыкания к габаритам своей машины, ее поведению на дороге такая тренировка будет полезна и летом, но уже на асфальтированной площадке.
Смею вас уверить, движение по рыхлому снегу, когда автомобиль ведет себя, как байдарка при прохождении горной реки, способно доставить не меньшее удовольствие, чем прохождение поворотов на высокой скорости по сухому асфальту. Главное в обоих случаях – управлять машиной уверенно, а не трястись от напряжения и ожидания неминуемой аварии.
2.7.1 Проезд перекрестков зимой.
Если вы управляете машиной в гололед или просто выехали из дома в морозный день и еще не уверены в безопасности дороги, сразу действуйте с учетом того, что перед каждым светофором или сложным пересечением вас ждет ледяная корка. Она образуется из-за того, что именно перед перекрестками машины чаще всего тормозят или начинают разгон – при этом они растирают по асфальту снег, «накатывая» лед.
Готовясь остановиться перед светофором, вы обязаны заранее предположить, что подобный накат уже есть, и сбрасывать скорость заблаговременно, дабы самое меньшее за сто метров уже подкатывать к пересечению на минимальной скорости (5-6 км/ч), которую можно будет погасить за считанные секунды при любых обстоятельствах.
2.7.2 Движение по слою свежевыпавшего снега
Когда добрый дедушка Мороз в приступе трудолюбия за день или за ночь засыпает дорогу слоем снега сантиметров в двадцать толщиной, для автомобилиста начинается самая веселая пора. Дело в том, что постоянно находясь между протектором и дорожным покрытием, снег практически полностью изничтожает такое понятие, как сцепление колес с дорогой. Движение по рыхлому снежку ничем не отличается от движения лодки по быстрой горной реке. Вы только подумайте: люди огромные деньги платят, чтобы куда-нибудь на Алтай за таким приключением поехать, а вас оно ждет прямо у дверей отчего дома!
Правда, чтобы «прогулка по реке» доставила удовольствие, а не крупные убытки, следует вспомнить основное отличие горного сплава от управления автомобилем: на воде инерция начинает играть куда большее значение, чем органы управления. А именно: вы нажимаете на газ, ведущие колеса крутятся, а инерция покоя удерживает вашу четырехколесную лодку на месте, и вы медленно и величаво «отваливаете» от причала. Вы нажимаете на тормоз, колеса схватываются «на юз», а инерция флегматично продолжает плыть вперед вместе с вами. Вы решили повернуть за угол, колеса уже давно смотрят направо, а инерция… Ну да, у нее совсем другие планы.
В этом нет ничего страшного – к этому нужно просто привыкнуть.
Зато у рыхлого снега большой коэффициент сопротивления качению, и на нем куда легче остановиться, чем при гололеде.
Итак, если вы отправились в дорогу по толстому слою снега, помните:
– у вас нет сцепления с дорогой, в любой момент и безо всякой видимой причины вас может отбросить в сторону на два-три метра. Соответственно следует значительно увеличить дистанцию до двигающихся справа и слева машин. В идеале – вообще ехать одному, отстав от основной группы или обогнав другие автомобили.
– не смотрите на большегрузные машины, которые плюют на эти законы! У них значительно больше масса и инерция, и их практически не кидает из сьтороны в сторону! Если вас отбросит на грузовик – плохо будет только вам;
– заранее готовьтесь ко всем маневрам, и совершайте их на минимально возможной скорости. Иначе авто может поехать совсем не туда, куда вы задумали;
– если на заднеприводной машине вас «занесло», старайтесь поворачивать рулевые колеса в направлении заноса, и регулируйте скорость вращения нажатием педали газа: больше «газ», быстрее вращение; меньше «газ», медленнее вращение (управляемый занос отрабатывается на катке в первую очередь!). Некоторые мастера ухитряются с помощью этой методики въезжать в поворот после вращения на четыреста пятьдесят градусов или вообще боком.
Переднеприводные машины, к сожалению, в заносе практически неуправляемы. На них остается только повернуть передние колеса туда, куда вам хочется поехать, и давить на газ, надеясь на удачу;
– выехав на дорогу по снежку, прежде чем влиться в транспортный поток, несколько раз попытайтесь нажать на тормоз, на газ, резко переложить руль из стороны в сторону в более спокойной обстановке. Так вы получите хоть некоторое представление о том, насколько изменился характер вашего «железного коня» после того, как он стал водоплавающим.
2.7.3 Парковка зимой
Разумеется, имеет некоторые нюансы. Так, если вы останавливаетесь у тротуара или на спецплощадке, которую регулярно и качественно чистят, то особых отличий от жаркого сезона для вас не существует. А вот если излюбленное место вашей парковки находится вне внимания дворников и дорожных служб, почти всегда присыпано снегом, тогда настоятельно рекомендую:
– прежде чем заглушить двигатель, прокатитесь немного вперед-назад метра на полтора, утаптывая колею. Пустяк, но утром эта колея поможет вам преодолеть насыпавшийся за ночь вокруг машины сугроб. По готовой колее вы сможете отъехать назад, потом разогнаться вперед и, повернув руль, по инерции выскочить из снежного плена, пробив толщу сугроба. Эта колея вдвойне полезна, если уличная температура держится вблизи нуля, и подтаявший вечером снег к утру превращается в довольно прочную промерзшую массу;
– не ставьте машину на ручной тормоз! За время поездки тормозные барабаны нагреваются до плюсовых температур и очень часто оказываются влажными. Ведь зимой снег лежит везде, при проезде машины взвивается в воздух, проникает в различные щели, тает где ни попадя. За время стоянки тормоза остынут, влага превратится в лед, и колодки могут примерзнуть так, что барабаны придется очень долго и нудно отогревать горячей водой. Вместо стояночного тормоза куда безопаснее оставлять машину на включенной первой или задней передаче;
– при длительной стоянке в подобном неприспособленном месте есть смысл подложить под колеса небольшие деревянные брусочки (или кирпичи). В том случае, если снег на улице то тает, то смерзается в корку, то снова тает, всего лишь после двух-трех недель стоянки вы рискуете обнаружить свой автомобиль вмерзшим в лужу по самые обода. Пусть лучше под коркой льда останутся ненужные вам подставки!
– оставляя машину даже ненадолго, не поленитесь поднять голову и посмотреть, не свисает ли над вами с далеко выступающего козырька парадной или края крыши большая блестящая сосулька. Если да, то лучше отъехать. Падают такие монстры не каждый день, но зато способны пробить насквозь кузов, а то и расколоть блок двигателя.
2.7.4 Как трогаться на подъеме по накатанному льду.
Думаете, это невозможно? Очень просто! Люди, которым приходится часто сталкиваться с этой проблемой, разработали элементарную методику:
– нужно положить в багажник немного песка;
– при вынужденной остановке на обледеневшем склоне следует поставить машину на «ручник», выйти и сыпануть немного запасенного песочка позади ведущих колес;
– сесть за руль и снять машину с тормоза;
– откатиться немного назад, чтобы ведущие колеса оказались на песке;
– стронуться, немного разогнаться и продолжить подъем.
Впрочем, основные зимние проблемы относятся не столько к управлению машиной в холодную погоду, сколько к ее эксплуатации зимний период, и будут рассмотрены в соответствующей главе.
Глава 3
Гаишники и «подставлялы»
Ехал я по Ленинградскому шоссе, тут меня «Мерзавец» подрезал, мы зацепились. Оттуда выскочило двое, стали кричать, что я их стукнул на полторы тысячи долларов и если немедленно не отдам, они меня из-под земли достанут. Я говорю:
– Не дрейфьте, мужики, все на мази, у меня гражданская ответственность застрахована, все как есть получите, – в машину нырнул и тут же по сотовому звоню. Они дверцы дергают, а я: – Да все в порядке, сейчас ГАИ приедет, оформимся и через неделю получите свои бабки.
Они поматерились и свалили. Я тоже хотел. А потом думаю: «Зачем?» Дождался ментов, оформили ДТП, самовольный уезд с их стороны. И через неделю одного из этих голубчиков я у «следака» встретил… В общем, триста баксов я с него снял, чтобы претензии отозвать и дело по «обоюдке» закрыли».
Московская быль
При движении по нашим дорогам следует учитывать еще один немаловажный фактор, влияющий на скорость и безопасность движения, – сотрудников автоинспекции и «подставлял», старательно следящих за выполнением нами «Правил Дорожного Движения». И те и другие вызывают у водителей лютую ненависть, поскольку все мы любим нарушать законы, но очень нелюбим за это отвечать. Однако следует признать, что без подобных лютых ворогов ездить было бы намного труднее, если и не вовсе невозможно.
Когда вас остановит инспектор дорожной службы, постарайтесь напомнить себе, что это тоже человек, что ему приходится бродить по улице в жару и лютые морозы, постоянно нюхать выхлопные газы, время от времени общаться со всякими ублюдками типа пьяниц за рулем или угонщиками, регулярно выслушивать брань. Еще по постовым иногда стреляют, а изредка они даже помогают нам в трудную минуту, выполняя роль регулировщиков. Не смотрите на гаишника, как кролик на серого волка! Инспектор, конечно, тоже санитар дороги, но в первую очередь он – человек, с которым можно поговорить, поторговаться, объяснить свой поступок. У них тоже есть совесть и чувство юмора.
Один мой знакомый, нарушив скоростной режим, долго убеждал инспектора, что денег у него, окромя завалявшихся в бардачке трех десяток, нет, и скостил-таки штраф до этой сумы! Потом, правда, оказалось, что по карманам самая мелкая купюра – пятьсот рублей… И ничего, инспектор только хмыкнул и сдачу отсчитал.
Внимание!
Автор считает своим долгом предупредить, что данная книга не является юридическим документом и создана с учетом законов, правил, инструкций и постановлений, существовавших на момент написания. К сожалению, законы, правила и инструкции имеют дурную привычку со временем изменяться…
Согласно «Наставлению по работе ДПС», остановивший вас инспектор обязан представиться и назвать причину задержания. Чаще всего они так и поступают – правда, не всегда говорят разборчиво. Тут желательно с интересом переспросить: «Чего случилось-то, почему остановили?»
И если после ответа «Проверка документов» вам начнут указывать на низко висящий противотуманный фонарь, вы напомните: «Так документы все равно в порядке!» – и с интересом вглядитесь в номер на жетоне. Несоответствие действий инспектора заявленной причине остановки есть нарушение инструкции, очень напоминающее поиски повода для вымогательства.
Некоторые адвокаты советуют сразу выходить из машины с блокнотом и ручкой и, вместо «Здрасьте», начинать разговор с записывания номера на жетоне, фамилии и должности инспектора.
Вот этого делать не нужно! Иначе вместо проверки документов вы нарветесь на проверку «комплектности машины», что инспектор имеет полное право делать – а вы уверены, что у вас в аптечке до сих пор не вытек «пергидроль» или не испарился «корвалол»? Или же ваша машина напомнит инспектору ту, что находится в розыске – и вы полчаса будете вместе с ним сверять номера и разрывать базы данных.
Все мы немножко быки, и незачем без повода махать друг у друга перед носом красными тряпками. Номер и фамилию можно записать и потом, если возникнет реальный конфликт.
Совет в тему:
Многие советы адвокатов, причастных к решению автодорожных споров, направлены не на погашение конфликтов, а на их разжигание. Юристов можно понять: наши беды – это их хлеб с маслом. Поэтому их рекомендации следует пропускать сквозь призму здравого смысла. Например: если вас остановил инспектор, вы имеете полное право не выходить из машины, не разговаривать с ним, а просто сунуть документы сквозь щель приспущенного стекла. Однако если вы все равно выйдете, улыбнетесь и поздороваетесь – у инспектора будет куда меньше желания придираться к вашей машине.
3.1 Оплата штрафов.
Основным вопросом отношений водителя и автоинспектора общепринято считать взяточничество. Кладет инспектор деньги себе в карман или отдает государству? На самом деле сия проблема в высшей степени надумана, поскольку и в том, и в другом случае достигается главная цель: водитель-нарушитель лишается некоторой сумы денег, злится, ругается и в следующий раз старается «Правила» не нарушать. А взаимоотношения инспектора и государства к безопасности на дорогах никакого отношения не имеют.
Наиболее рациональным действием является, естественно, взятка. Она обычно составляет половину от предусмотренного законодательством штрафа, «оформляется» на месте и экономит вам изрядное количество времени и нервов.
Однако, следует помнить:
3.1.1 За дачу взятки должностному лицу – дорожному инспектору – вы рискуете схлопотать до 8 лет колонии, согласно статье 291-й УК РФ.
Вероятность невелика, но она существует, бывали прецеденты. Например, если у инспектора приступ острого гастрита и поблизости маячат неудобные свидетели вашего поступка или проводится внеочередная кампания из разряда «Чистые руки».
Поэтому, совершая данное уголовное преступление, имейте в виду:
– уговаривая инспектора на должностное правонарушение, вы должны делать это без свидетелей, и предлагать ему получить с вас на месте штраф, и именно штраф, а не что-либо иное, что потом смогут охарактеризовать как подкуп;
– при плановой облаве на жуликов видеоапаратуру для сбора доказательной базы удобнее всего разместить в патрульной машине;
– группа захвата должна находиться где-то неподалеку: в неприметной машине, в машине с тонированными стеклами, а то и просто слоняться поблизости с видом зевак.
3.1.2 Кроме того, не забывайте, что в честной уплате штрафа есть свои преимущества:
– вы можете обжаловать наказание;
– во время оформления вашего протокола все прочие водители на время оказываются в безопасности;
– вы почувствуете себя честным человеком;
– вы оставите своих извечных недругов без лишнего бутерброда за обедом;
– если все начнут честно платить штрафы, дорожная инспекция вымрет от голода и перестанет мешать нам ездить по дорогам!
3.2 Борьба с нечестными инспекторами
Как бы мы не недолюбливали «гаишников», следует признать, что в большинстве случаев они палку не перегибают и наказывают по делу. Однако в семье не без урода, и бывают случаи, когда водителей ловят не за нарушение, а только с целью «подоить». С такими случаями следует бороться самыми жестокими методами, основных из коих существует три.
3.2.1 Мягкий нервный путь
Требуйте составления протокола, вносите свое несогласие с действиями инспектора, затем требуйте отменить это решение сперва у его руководителя, затем в вышестоящих инстанциях и в конце концов – через суд. Обязательно упомяните в протоколе, что с вас вымогали взятку!
Совет в тему:
Для подачи жалобы не обязательно отправляться в райГАИ лично. Достаточно послать кляузу по почте, желательно с уведомлением о вручении. Если вы привезли ее лично – не ломитесь на прием к местным бюрократам, а вручите жалобу секретарше или в канцелярию, и обязательно осведомитесь, под каким номером она зарегистрирована. Одновременно аналогичную жалобу на действия инспектора можно послать и в горГАИ, а если у вас вымогали взятку – то и в прокуратуру.
Помните, что каждая официальная бумажка, попавшая в прокуратуру, в вышестоящую инспекцию, в канцелярию президента, в санэпиднадзор, – всюду потребует от бюрократов какой-то реакции, отписки. Каждая отписка вернется в местное ГАИ., руководителю вашего инспектора дадут тычка, а он передаст салочку своему подчиненному. Мелочь, но приятно.
Кстати, в большинстве случаев судебные процессы против ГАИ водители выигрывают. Потому, например, что радары никаких справок с печатями не выдают, а свидетелей происшествия (понятых) в принципе не бывает.
Таким образом, составление протокола по надуманному поводу не даст вымогателю желаемой прибыли, зато принесет изрядное количество головной боли.
3.2.2 Ленивый путь
Предусматривает мирное расставание с инспектором, а затем написание жалоб на его действия, в которых отмечено вымогательство у вас взятки под надуманным предлогом.
Правда, поскольку никаких доказательств конфликта вы в таком случае привести не можете, то и эффективность этой меры крайне низка.
3.2.3 Радикальное решение
Предусматривает наличие в портмоне банкноты, номер которой заранее записан на какой-нибудь бумажке. В том случае, если инспектор остановил вас под явно надуманным предлогом и начинает вымогать деньги, вы отдаете «меченую» купюру, доезжаете до ближайшего телефона (или, остановившись неподалеку, достаете свой мобильный), звоните по «02» и сообщаете, что там-то и там-то сотрудник, жетон такой-то, только что вытряс из вас взятку, причем вы совершенно случайно запомнили номер отданной ему денежки.
На звонки о нечестных сотрудниках милиция сейчас реагирует достаточно быстро, а номер купюры послужит достаточным доказательством злоупотребления. Вне зависимости от того, нарушали вы «Правила Дорожного Движения» или нет, иначе как в качестве взятки в карман инспектора она попасть не могла! А это значит – статья.
Самое главное – автоинспекция и РУВД проходят по разным ведомствам, а значит, спустить дело на тормозах будет, как минимум, очень трудно.
3.2.4 Никогда не прощайте инспекторам вымогательства под ложными предлогами!
Помните, вы на дороге не один, и инспектор со шкодливой душонкой будет много лет портить жизнь и настроение многим тысячам людей. Разумеется, руководство службы безопасности движения всегда старается покрыть неправомерные действия своих сотрудников. Однако, если на инспектора поступает не одна, и не десять жалоб в месяц, а десятки, любому руководителю захочется избавиться от подобного сотрудника.
3.3.1 Не путайте нормальных инспекторов с уголовниками!
Это очень опасно для вашей жизни и кошелька!
Сотрудниками службы по безопасности движения являются люди в форме, с полосатыми палочками, нагрудными знаками, причем находящиеся рядом с автомашинами, окрашенными в специфические милицейские цвета, или обитающие на стационарном посту.
Лица, у которых отсутствует хотя бы одна из перечисленных примет, инспекторами ГАИ не являются! Соответственно, любым их требованиям вы, как водитель, подчиняться не обязаны.
Всякого рода дружинники и общественники имеют право на существование только вблизи от полноценного инспектора дорожной службы.
Сотрудникам любых милицейских служб, а уж тем более – вневедомственной охраны, если они вас почему-то остановили, никогда не давайте в руки водительского удостоверения. С них достаточно паспорта – для удостоверения вашей личности, и документов на машину – для доказательства того, что вы ее не украли. Любые попытки вменить вам нарушение «Правил Дорожного Движения» пресекайте требованием вызвать сотрудников ГАИ. Разбираться с нарушениями этого рода имеют право только они! Все прочие варианты – есть уголовно наказуемые шантаж и вымогательство.
Совет в тему:
Следуя вышеизложенному совету, соблюдайте чувство меры. Ведь понятно, что если где-то под кустом лежит человек в форме и с радаром, это почти наверняка инспектор, спрятавший машину подальше от глаз потенциальных нарушителей. В городах, кроме того, инспекторов нередко разбрасывают, ако хлебные семена, у различных светофоров или на сложных пересечениях.
Если где-то в лесу, на дороге, вас тормозит одинокий человек в милицейской форме (или человек в форме в сопровождении каких-то подозрительных штатских), вы обязаны быстренько проскочить мимо, остановиться на ближайшем посту ГАИ, сообщить о странном субъекте и попробовать выяснить, кто это такой и что делает на дороге? Если есть сотовый – сразу звоните в милицию. Звонок послужит для вас оправданием на случай, если человек окажется настоящим, заблудившимся в лесу инспектором и вас попытаются обвинить в неподчинении.
Совет в тему:
Помните, что согласно «Правил Дорожного Движения», всякие жесты и знаки инспектора должны быть понятны участникам движения. А значит, если жест и свисток оказались вам непонятны, вы имеете полное право не останавливаться.
Такое утверждение вряд ли спокойно воспримут милиционеры, погнавшиеся за вами после явного превышения скорости. Но когда в лесу одинокий бродяга помахивает палочкой…
Мало ли кто где гуляет и почему свистит?
Помните, что огромное количество водителей, остановившихся в безлюдном месте рядом с человеком, одетым в милицейскую форму, исчезли навсегда. Не стоит рисковать жизнью даже из-за угрозы вполне реального штрафа.
3.3.2 Не пытайтесь «забыть» уплатить наложенный штраф!
В последние годы это нередко заканчивается приходом судебного исполнителя, который помимо штрафа начинает насчитывать вам судебные издержки, свои услуги, пенни, штрафы за неявку, и принимается неторопливо описывать имущество.
3.3.3 Обязательно подписывайте протоколы, которые составляют инспектора дорожного движения!
Отсутствие вашей подписи особого юридического значения не имеет. А вот слова: «Все здесь вранье!» за вашей подписью – уже имеют. Причем вы имеете полное право вписать в протокол все, что считаете нужным, или отметить, что дополнение к данному протоколу находится на отдельном листе.
Совет в тему:
Если вы собираетесь оспаривать утверждение о вашем правонарушении – не оправдывайтесь. Вообще никак не оправдывайтесь. Впишите «содержание протокола не соответствует реальным обстоятельствам» в графу «объяснения нарушителя» и поставьте подпись. Если хотите, слово «нарушитель» тоже можете зачеркнуть. И посмотрите, как потом инспектор станет доказывать – а это именно его обязанность – что вы действительно поворачивали со второго ряда. Ведь для суда и его, и ваши голословные утверждения равны, а все сомнения, согласно презумпции невиновности, толкуются в пользу обвиняемого.
Но если в протоколе есть хоть слово о том, что вы были отброшены во второй ряд из-за взрыва метана в дорожном люке – факт нарушения налицо.
3.3.4 Штрафные стоянки.
1) Разумеется, все это суть незаконные изобретения полууголовных структур, нацеленные на вымогательство денег с видимостью некоторой законности. Подобные предприятия то отмирают под напором юридически подкованных граждан и прокуратуры, то осторожно начинают снова появляться на свет в результате гнусных административных инициатив – поэтому любому честному водителю мысленно нужно быть готовым к подобному типу ограбления.
При этом следует помнить про два основных момента:
– автомобиль – это ваша собственность, и как бы вы с ним не поступали, никто и никогда наказать вас за это не может. Не хотите ехать на штраф-стоянку – вы имеете право отказаться от навязанной услуги.
– инспектор не имеет права ставить вашу машину на стоянку именно потому, что это не его автомобиль.
В соответствии со ст. 421-й Гражданского Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных Гражданским Кодексом или иным законом. В Гражданском Кодексе ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности.
2) Сотрудники дорожных служб ссылаются на статью 245-ю Кодекса об административных правонарушениях, которая гласит:
«Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства
Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство – задержанию до устранения причины задержания.
(в ред. Федерального закона от 19.07.97 N 108-ФЗ)
Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения.
Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.
Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.
Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения – местными органами исполнительной власти.
Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место».
Однако в данной статье ничего не сказано про то, что вы обязаны содействовать сотрудникам милиции при изъятии вашей собственности, и более того – указано, что задержание производится «до устранения причины задержания». То есть, если вы забыли права, то ваши действия: закрыть машину и уехать на «попутке» за документами – соответствуют Закону, а вот действия инспектора, пытающегося вас удержать и принудить к постановке машины на штрафстоянку – этому Закону противоречат, поскольку таким образом инспектор препятствует вашей попытке «устранить причину задержания» (о чем нужно обязательно упомянуть в протоколе).
3) На сегодня процесс борьбы сторонников Закона и Беззакония находится на нижеследующей стадии – инспектор как бы имеет право отобрать вашу машину исключительно в следующих случаях:
– имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
– водитель не имеет права управлять транспортным средством или лишен этого права, а равно не имеет при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения;
– транспортное средство имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);
– транспортное средство зарегистрировано, но не имеет государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей;
– транспортное средство имеет подложные государственные регистрационные знаки.
– у вас нет страховки на автомобиль
– машина оставлена в неположенном месте
4) На практике данный тип грабежа проводится следующим путем: нечестный инспектор называет некую причину, по которой собирается поставить машину на стоянку. Например, ему не понравилось состояние тормозов. И предлагает вам проследовать за ним к подельникам. В этом случае вам следует отказаться двигаться, сославшись на указанную им же причину. Если вы не можете ехать по своим делам – стало быть, следовать к месту стоянки тоже не можете. Вас хотят куда-то передвинуть – пусть вызывают буксир. А вы можете запереться внутри и громко протестовать – не всякий буксировщик такую машину решится зацепить!
Правда, в ответ за столь активное отстаивание своих прав представители МВД обычно угрожают применить статью 165-ю Кодекса об Административных Правонарушениях, которая гласит: «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, а равно невыполнение водителями законного требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление водителями в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия или уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения, наказывается штрафом или лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет (для водителей транспортных средств), либо исправительными работами на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, административным арестом на срок до пятнадцати суток».
Трудно понять, как эта статья соотносится с отказом двигаться на штрафстоянку – но такая угроза существует
5) Одна из наиболее простых и эффективных методик борьбы с штрафными стоянками – это захлопывание ключей в замке зажигания. Как только речь начинает всерьез заходить о попытке присвоить вашу машину, вы, отвлекая инспектора словами, например, о необходимости взять сигареты, открываете пассажирскую дверцу, ставите дверцы на стопор и захлопываете. Все! Теперь, чтобы открыть машину, нужно ехать домой за запасным комплектом ключей. Ломать автомобиль ради того, чтобы украсть – это уже откровенная уголовщина, на которую мало кто пойдет.
И обвинить вас в неподчинении тоже трудно – ну захлопнулись ключи в замке зажигания! Случайность. Бывает…
Один мой знакомый, дважды попадавший в подобную ситуацию, прикрутил запасной ключ на винт под фару – чтобы не домой за ним ездить, а просто подождать в сторонке, пока инспекторам надоест ходить вокруг недоступной добычи.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.