Авторы:

Шлахтер В. Человек – оружие


Однако тот же самый результат можно получить и другим путем, причем значительно быстрее. Эта великолепная спонтанная реакция тела достижима без многолетней боевой подготовки. В принципе она возможна даже у того, кто никогда не держал в руках оружия, кто вообще не участвовал в физических конфликтах. Вы спросите: каким образом, за счет чего это возможно? Прежде всего, за счет великого множества безусловных рефлексов, которые изначально введены в «разум» нашего тела.
Например, вам вовсе не нужно учиться отдергивать руку от горячей сковороды. Тело само производит это действие, причем значительно быстрее, чем мы успеваем опомниться. Наверно, иногда вы обращали внимание на конвульсионные подергивания собственных мышц после тяжелых упражнений. Попробуйте повторить их с той же скоростью, но уже сознательно. Ничего не выйдет. А это значит, что наше тело способно производить более мощные нервные импульсы, нежели сознание.
Наше тело, то есть подсознание, область скрытых рефлексов, действует гораздо эффективнее, чем разум. Уровня спонтанности достигают высококлассные бойцы, у которых нет времени обдумывать свои действия в жестких поединках, где все решает ничтожная доля секунды. И эта их способность обычно воспринимается всеми прочими как нечто недоступное простым смертным. Однако пробудить в себе умение действовать телом спонтанно может любой человек. Именно спонтанно наше тело иногда выполняет самые удивительные действия, производит совершенно неожиданные движения, которые оказываются чрезвычайно эффективными – буквально на порядок эффективнее, нежели обдуманные или наработанные действия и удары.
Если неожиданно и резко махнуть рукой перед лицом человека, то, пребывая в определенном состоянии духа, он не успеет среагировать и останется неподвижным. Но в ином состоянии духа, в другом психо-эмоциональном настрое тот же человек способен мгновенно отдернуть голову, причем гораздо резче, чем он мог бы сделать это обдуманно. И подобное предельно резкое и неожиданное действие зачастую происходит как бы само по себе.
Многие из вас в детстве любили лазать по деревьям и, наверно, иногда срывались с них. Вспомните, как однажды в такой ситуации ваша рука неожиданно и резко вдруг сама собой вытянулась в нужном направлении и ухватилась за ветку. Это инстинктивное движение выручило вас, потому что было совершено гораздо быстрее и точнее, чем все те действия, что вы привыкли производить сознательно. Умение выработать в себе способность к необдуманным свободным движениям, на мой взгляд, является ключевым для человека, который готовит себя к реальному бою. Ибо в процессе схватки уже нет времени размышлять: что и как следует делать.
Обычно сигнал от сенсорной системы поступает в человеческое сознание, а оно перерабатывает этот сигнал и выносит какое-то заключение. На все это, несомненно, тратится некоторое время. В случае спонтанного действия тела картина другая. Сигналу не нужно проходить через все слои сознания, через эти мощные препятствия; непосредственно в глубине подкорки определяется ответное действие, которое в этом случае будет значительно эффективнее. Нарабатывать навык спонтанного действия очень и очень просто. Для этого можно воспользоваться упражнением на самокодирование, которое я предложил в предыдущей главе. Я имею в виду простейшую установку: Через пять ударов пульса моя рука дернется сама по себе. Напоминаю, затем нужно немедленно реализовать состояние пустоты.
Можно работать и с другой установкой, более понятной в практическом смысле: Когда к моему лицу будет быстро приближаться какой-нибудь тяжелый и твердый предмет, голова сама качнется в сторону – без моего участия. Установка закрепляется в подкорке в состоянии пустоты, и ваше тело приобретает способность самостоятельно реагировать на приближающиеся к нему предметы.
Спонтанные действия тела будут значительно более быстрыми, нежели обдуманные, и совершенно неожиданными, – даже для того, кто их совершает, – а потому очень эффективными. Запомните: все движения должны быть абсолютно естественны – тело движется само, выйдя из-под контроля разума.
В чем, на мой взгляд, принципиальный изъян, всех «звериных» стилей восточных боевых школ с их надуманной и отточенной подражательностью – да в самом выборе объекта для подражания. Действительно, такой стиль превосходно пародирует движения, поведение, может быть, сам дух какого-либо животного, чтобы пробудить в себе и реализовать его силы и возможности. Но все звери, как известно, уступают человеку. «Венец творения» действительно самое могущественное существо на земле, или – чисто биологически – самый сильный хищник. Тогда какой смысл для него подражать более слабым тварям? Лишите тигра когтей, и чего будет стоить знаменитый удар его лапы? Лишите передние конечности обезьяны их неимоверной силы (конечно же, относительно веса животного), и тогда какой смысл будет в обезьяньих ужимках? Но человек-то не имеет ни тигриных когтей, ни обезьяньих лап... Потому я считаю, что «звериные» школы – это тупиковый путь развития воинского искусства.
Среди всех восточных стилей боевых искусств, мне кажется, наиболее перспективна школа «пьяницы», «пьяный кулак», в которой пародируются движения пьяного человека.
Рассказывая о состоянии механической неуязвимости в предыдущей главе, я уже отмечал значительное повышение защитных свойств тела, которое наблюдается у человека, когда он пьян. Следовательно, вызывая в себе соответствующее психическое состояние, последователь «пьяного кулака» достигает механической неуязвимости и повышения скорости и точности боевых движений.
Здесь, пожалуй, будет уместно рассказать еще об одной форме психотренинга, ориентированной на пробуждение в себе боевых рефлексов, на выведение их из подкорки на сознательный уровень. Это – специфический психотренинг, который я бы назвал «Подъем Зверя».
В темных глубинах психики-души каждого из нас дремлет хищник – могущественный, вооруженный неисчислимым множеством боевых рефлексов, движений и внутренним истинным знанием искусства боя. Чтобы обрести в себе этого «Зверя», необходимо умение погружаться в глубины собственного «я», умение искать внутри себя. Существует несколько вспомогательных форм психотренинга, ориентированных на стабилизацию психики. Одну из них я сейчас и предлагаю вашему вниманию.
Сядьте расслабленно. Ноги опираются о пол всей ступней, голова мягко наклонена, а тело покоится в не слишком мягком кресле, или удобно расположилось на стуле. У приверженцев аутогенной тренировки такое положение тела называется позой кучера. Закройте глаза и начинайте внушать себе, что вы проваливаетесь в глубину своего «я». Вначале вы проходите через светлые образы, где идет мышление, где живут чувства, эмоции, может быть, что-то еще, относящееся к рациональному миру. Но постепенно вы проваливаетесь все глубже и глубже – туда, где вокруг вас смыкается тьма. Эта тьма есть ни что иное, как глубины вашего подсознания. И вы постепенно добиваетесь того, что исчезают все ваши мысли, чувства и эмоции, и остается только эта темная глубина.
На самом дне, куда вы погрузились, где уже не осталось мышления, вы находите Зверя, неведомого Зверя, рвущегося из глубин вашего «я». Напомню вам слова из Риг Веды, главного из четырех основополагающих гимнов индуизма. Из глубин души твоей поднимется ужасающее чудовище, которое разрушит весь твой мир.
Если мои предположения верны, эти строки намекают на один из тренингов древних арьев, великих воинов. Он ориентирован на подъем из глубин своего «я» Зверя, на высвобождение из подсознания удивительных боевых рефлексов. Этот Зверь, поднявшийся из глубин вашего «я», не способен рассуждать, не способен думать и чувствовать; он может только реагировать.
Ваша задача: прочувствовав этого Зверя, обитающего в глубинах вашего «я», вместе с ним выйти наружу; как бы захватив его, рвануться из бездонных глубин подсознания. И когда, вместе со Зверем, вы выходите на поверхность собственного сознания, то замечаете, как той бездонной тьмой, что он с собою несет, поглощаются все ваши мысли, эмоции, чувства, и не остается ничего, кроме мгновенной и адекватной реакции.
У Зверя «бьют» только два мыслеобраза: первый – «враг», второй – «уничтожить». «Враг – уничтожить, враг – уничтожить, враг – уничтожить... « Зверь абсолютно лишен страха; в нем владычествует чистейший, абсолютный инстинкт самосохранения. А это, как я уже объяснял, совершенно разные вещи. Страх парализует; инстинкт же самосохранения заставляет действовать. У Зверя – одно стремление: выжить, выжить, выжить... И на это стремление как бы нанизываются две мыслеформы: «враг» и «уничтожить».
Когда Зверь прорывается в верхнюю часть вашего сознания и заполняет ее, вы перестаете быть человеком. Вы ощущаете, как ваша психика запредельно разгоняется – настолько, что вы утрачиваете всякий контроль над собою. Эта разгонка психики превосходит все мыслимые пределы – иными методами вам никогда не разогнать ее до тех высот, что позволяет достичь боевой аутотренинг «Зверь». Выполняя его, вы действительно ощущаете себя зверем. Ваше тело – лишь инструмент, машина, подчиненная воле Зверя, вырвавшегося из глубин вашего «я».
Часто бойцы, пребывая в этом состоянии, видят себя как бы сквозь красную пелену. Практикуя боевой аутотренинг, человек преисполняется презрения к любой биологической массе, перемещающейся вокруг него, и обретает способность чувствовать опасность и действовать раньше, чем ее осмыслит. Вот – то самое состояние, которое я и пытался описать в этой главе. Зверь – это могущество, Зверь – это неуязвимость, Зверь – это мгновенная реакция, Зверь – это чудо, настоящее чудо воинского искусства.
ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ
Человек видит, слышит, обоняет, ощущает – в общем, воспринимает неизмеримо больше, чем отражается в его сознании. Это наглядно подтверждает эффект 25-го кадра. Вкратце его можно описать так. Если проходящие друг за другом 24 кадра в секунду воспринимаются нами как единая движущаяся «ожившая» картина, то 25-й кадр, несущий некую иную информацию, не связанную с общим контекстом, активным сознанием вообще не будет восприниматься. Однако его отлично «разглядит» и даже усвоит наше подсознание, которое, как известно, не обладает критичностью. Иначе говоря, любого человека можно запросто закодировать на всякого рода покупки и путешествия, на поддержку тех или иных политиков – да, вообще, на все, что угодно! – при помощи соответствующего 25-го кадра, который грамотно вмонтирован, допустим, в его любимый видеофильм.
Например, в некий клип с обожаемым вами Джексоном вставлен 25-й кадр, предлагающий вам пить «Кока-колу». Вы просмотрите этот клип раза два-три, и, допустим, день спустя, захотите пить. И вы действительно купите «Кока-колу». Весь фокус в том, что этот кадр мелькает так быстро, что его не успевает зафиксировать ваше активное сознание. А подсознание, для которого он доступен, повторяю, не обладает критичностью. Если бы кадр с призывом пить «Кока-колу» вам показали подольше, то включилось бы ваше сознание, то есть критичность: ну ее – эту приторную шипучку, лучше выпью пива, или кофе... С каждым из вас, наверняка, случалось такое: вы собираетесь куда-то пойти, а что-то внутри вас этому противится: не надо бы туда идти... Вы все-таки идете, потому что ум побеждает интуицию, а потом клянете этот свой ум, из-за которого с вами приключилась неприятность. Это значит, что сигнал из подкорки был настолько силен, что проник в ваше сознание. Подсознание тоже воспринимает весь окружающий мир, причем разрешающая способность вашей сенсорной системы, связанной с подкоркой, превосходит любое воображение. Например, вы запросто можете обонять несколько молекул воздуха. Вы можете слышать звуки настолько тихие, что даже пресловутая кошка не способна их воспринять.
Но весь этот грандиозный мирриадоголосный информационный гимн не проникает в ваш ум, потому что между ним и подсознанием (или нервной системой) установлены мощнейшие фильтры, не пропускающие подавляющую часть информации. Экстрасенсы «совершенствуют» свои способности, искусственно разрушая эти фильтры. Значит, есть среди них не только шарлатаны, но и готовые пациенты для больницы имени Бехтерева – это, конечно, те, что достаточно преуспели в расшатывании защитной системы собственной психики.
Действительно, если вся информация хлынет из подсознания в сознание, с последним произойдет примерно то же, что и с глубоководной рыбой, выдернутой на поверхность. Сознательная часть ума просто не выдержит и взорвется. Следовательно, нужно научиться получать необходимую информацию как бы в обход фильтров, чтобы их не повредить. Конечно, это может быть лишь узкая заранее выбранная полоса сведений. Допустим, вы хотите, чтобы ваши фильтры обходила информация о нависшей над вами угрозе. Добиться этого не так уж сложно. В свое время я подготовил один из спецотрядов быстрого развертывания, обучив его бойцов интуитивному чутью, умению ощущать, что в них целятся, способности вкладывать в свой взгляд волевой посыл.
Итак, вполне можно ощутить, допустим, звук дыхания человека за стеной, или же тепло его тела – в общем, вы можете почувствовать и осознать присутствие человека, каким-либо образом скрытого от вас. Как же за это взяться? Прежде всего, проведем предварительный тренинг. Протяните руку и при помощи самокодирования ощутите ею тепло. Для этого подойдет любой способ самокодирования: можете дать себе речевую установку, можете ярко вообразить пламя возле руки, или же использовать оба метода одновременно. Главное, не нужно особенно стараться, иначе ничего не получится. Не пытайтесь «раскочегарить» свою ладонь до покраснения – вполне достаточно ощутить ею легкое тепло.
Теперь попробуйте точно так же почувствовать рукой холод. Надеюсь, это не вызовет у вас затруднений. В противном случае вам придется еще немного потренироваться в самокодировании.
Итак, принимаем за положительный ответ тепло, за отрицательный – холод. Теперь можете задавать вопросы. Для начала проделайте такой опыт. Пусть кто-либо – назовем его ассистентом – скроется от вас за достаточно протяженной стеной: допустим, выйдет из комнаты в коридор, сделает вдоль стены несколько шагов и остановится. При этом вам из комнаты не видно, где именно находится ассистент. Войдя в состояние пустоты, скользите взглядом по стене, и пусть ваше внимание сосредоточится в глазах. Достигнув определенного участка стены, вы вдруг ощутите в руке легкое тепло: следовательно, ассистент остановился именно в этом месте. Вызовите его и проверьте достоверность своего открытия. Для следующего опыта вам потребуется группа ассистентов. Вручите одному из них какой-либо небольшой предмет, допустим, зажигалку; по честному отвернитесь – и пусть кто-либо из ассистентов за вашей спиной уберет ее в карман. Теперь поочередно. подходите к каждому из них и, реализовав «пустоту», задерживайте внимание на каждом. Тепло в руке подскажет вам, у кого именно находится прометеев прибор. Для самых дотошных уточню: не имеет значения, что именно спрятано – зажигалка или утюг, – равным образом и то, куда это нечто помещено – в карман или за щеку. Вот что действительно важно, так это ваше состояние сознания. «Пустота» означает свободу не только от мыслей, но и от эмоций. Следовательно, чтобы техника «работала», вы должны быть воистину бесстрастны – даже само желание ее выполнить в данном случае явится препятствием. А значит, действуйте и не беспокойтесь о результате. Последний опыт, описанный мною, лет сто назад неоднократно демонстрировался знаменитым парапсихологом Вольфом Мессингом, причем всегда восторженно воспринимался публикой. Как видите, ничего особо сложного в этом нет.
Кстати, запомните важный психологический постулат: чтобы психотехника «работала», она должна быть достаточно простой в исполнении. Если в каком-либо йогическом трактате вам предлагается встать на левое ухо и пяткой почесать затылок, то знайте, все это – блеф, что бы ни сулил вам автор. Повторяю, работают только простые техники.
Теперь перед вами открыт широчайший простор для экспериментов. Например, прежде чем зайти в подъезд дома, попытайтесь определить: находится ли там кто-либо. Согласитесь, бывают обстоятельства, когда об этом не худо бы знать. Да-да, тепло-холод отлично вам это подскажут. Или, стоя у дверей своей квартиры, заранее установите: дома ли ваша жена. Подобная информация тоже бывает полезной. Но что бесспорно важно для бойца, так это закодировать себя на чувство опасности и на восприятие противника без помощи зрения. Пусть противник ощущается вами как тепло. Причем вовсе не обязательно чувствовать именно «рукой». Для этого сгодится любая часть тела. Например, мой помощник отлично чувствует противника лицом. Во время показательного эксперимента, проводившегося на одной из презентаций Всемирной ассоциации инструкторов-телохранителей, он с завязанными глазами ворвался в комнату, мгновенно поразил из пистолета четверых находившихся там людей (конечно, красящими патронами), а затем, чуть поколебавшись, произвел пятый выстрел... По батарее водяного отопления. Я думаю, последняя небольшая «накладка» вовсе не «смазала» результат опыта, а напротив, явилась дополнительным аргументом его объективности.
(Помощник-то мой был предварительно закодирован на восприятие источников тепла.) В конце концов, шут с ней, с батареей. Важно, чтобы вовремя был обезврежен опасный противник.
Теперь остановимся немного подробнее на ощущении угрозы, на чувстве нависшей над вами опасности. Вы расслабляетесь и вызываете в себе какое-либо ощущение – безразлично какое. Важно лишь, чтобы оно достаточно легко воспроизводилось, но не особенно вас отвлекало. Допустим, вы сосредотачиваетесь на давлении в височной области. Совсем несложно вызвать в себе это чувство. Любой из нас когда-либо испытывал давление на виски. В принципе данная функция целиком подчинена нервной системе, то есть вызвать это ощущение искусственно очень легко.
Итак, вы вызываете в себе чувство давления на виски и даете себе установку: как только надо мною нависнет физическая опасность, как только мое тело почувствует прямую угрозу, оно сразу же даст мне сигнал давлением на виски. Затем вы входите в состояние пустоты и чувствуете, как в момент опасности сразу же возникает давление на виски. Впрочем, пока вы пребываете в состоянии пустоты, оно постепенно слабеет, но вы знаете, вы твердо внутренне убеждены, что это ощущение непременно возникнет с прежней силой непосредственно перед угрозой, перед какой-то физической опасностью. Это – также одна из простейших формул аутотренинга.
Кстати, рекомендую вам как можно больше времени находиться в состоянии пустоты. Пребывая в нем, можно отлично разговаривать, двигаться – в общем, вести обычную жизнь. Но, как только ваша нервная система почувствует угрозу, – а обнаружит она ее обязательно, ибо разрешающая способность нашей сенсорной системы и моделяторские возможности человеческого подсознания чрезвычайно высоки, – вы немедленно ощутите приближение опасности. Эту нашу способность также можно и должно использовать. Древние римляне говорили: предупрежденный вооружен. Если вы заранее знаете о нависшей над вами опасности, то можете уйти от нее. Высоко сенситивные люди способны почувствовать приближающуюся угрозу за несколько минут. Мне, например, удается ощутить ее за несколько секунд, иногда, быть может, за доли секунды... Но покуда этого оказывалось достаточно для того, чтобы остаться в живых. В общем, вовремя почувствовать опасность не так уж и трудно.
На чем еще необходимо остановиться в этой главе? Пожалуй, на паралогии. Возможно, кому-то это покажется парадоксальным, тем не менее, это – факт: чтобы развить в себе чутье на опасность, нужно приучиться к логике наоборот. Вот схема банальной человеческой логики: если я поступлю таким вот образом, то не выйдет ли из этого чего-либо плохого? Логика сверхчеловека: если я вот так поступил, значит, из-за этого ничего плохого не должно произойти; если я действую так, значит это для чего-то нужно. Иными словами, вы полностью перестаете обдумывать свои действия, в результате чего они становятся интуитивными. Причем любые ваши действия, перестав быть обдуманными, делаются гораздо более целесообразными и эффективными. И это также является областью работы с интуицией. Я говорю об обретении способности к интуитивному действию. Основной принцип этого может быть сформулирован так. Необходимо перестать доверять уму, но целиком и полностью довериться своему телу, этой прекрасной мудрой и могучей боевой машине. Вашему великому телу.
Выработка способности действовать интуитивно должна вестись постоянно, иначе говоря, это есть дело, требующее постоянного упражнения, непрерывного внутреннего напряжения, психического накала. Когда вы перестаете упражняться, происходит то же самое, что и в известной тибетской притче. В ней один мудрец демонстрирует ученику котелок с водой, кипящей на огне. Причем, когда он его снимает, кипяток мгновенно престает быть таковым, но становится просто горячей водой.
– Смотри, – сказал мудрец своему ученику, – пока идет постоянный приток тепла от огня, перед тобою – кипяток. Но стоит отодвинуть котелок от питающего его пламени, и в следующий миг в нем – обычная горячая вода.
Итак, в вас все время должен быть внутренний кипяток, психическое напряжение. Ваша внутренняя работа никогда не должна прерываться. Причем ее необходимо вести, постоянно пребывая в состоянии внутренней пустоты. Это – стиль действий воина, одна из особенностей его жизни.
Перейдем к следующему важному разделу данной главы – чувству дистанции и дистанции неуязвимости. Чтобы им овладеть, вам, прежде всего, необходимо научиться объемному видению, что в принципе совсем нетрудно. При этом вы как бы видите-ощущаете своего противника глазами, кожей, затылком, спиной, боком, коленом... Причем вы воспринимаете все это так, как оно нам изначально дано, и как мы уже разучились видеть своими глазами. В общем, вы видите любой объект одновременно бинокулярным зрением и всей своей нервной системой, ощущаете его на уровне интуитивного восприятия. Чтобы добиться этого, представьте себе, что вы занимаете в пространстве объем гораздо больший, нежели ваше физическое тело. Допустим, вы целиком заполняете собою некое помещение, или некую сферу – огромную, значительно превосходящую ваши собственные габариты. И все, что происходит внутри этой сферы, как бы творится внутри вас.
То есть вы так это чувствуете; вы как бы стали единым целым со всем тем, что находится внутри созданной вами сферы. Поначалу вам будет немножко трудно ее контролировать, но добейтесь очень яркого образного представления движущейся вместе с вами сферы. Это, несомненно, поможет вам фиксировать любые движения биологического объекта внутри сферы и – что еще важнее – ощущать его намерения. Следовательно, вы сможете основывать собственные контрдействия не столько на видимых движениях объекта, сколько на его намерениях. Выработав сферичное восприятие, вы можете частично дублировать им описанную ниже систему упреждающего действия.
В принципе вы всегда можете определить, где данный человек будет находиться через нужную вам долю секунды – нужную для того, чтобы нанести удар. Поэтому бойцы, прошедшие мою подготовку, наносят его не туда, где находится противник в данный момент, но туда, где он окажется через долю секунды, которую удар займет. Вот почему и обретают они реальную неуязвимость. Это просто, это очень просто, это по силам любому человеку.
Дистанция неуязвимости есть расстояние, с которого вы не можете достать человека ударом. Обычно оно составляет полторы длины корпуса. Строго говоря, это расстояние зависит от длины ног, подвижности суставов, их углов и многого другого. Как уже выше говорилось, я не верю в высокие удары ногами а ля Чак Норис. Реальные же удары ногами проходят только по нижнему, от силы, по среднему уровню.
Вот и представьте себе дистанцию, с которой человек может без подшага нанести вам удар ногой, или же ту, с которой без перемещения, просто наклонив вперед корпус, он может достать вас растопыренными пальцами. Теперь прибавьте к этому расстоянию сантиметра два-три, и вы получите дистанцию неуязвимости. Иначе говоря, именно на таком расстоянии от противника вы для него просто неуязвимы. Если же вы и на этой дистанции все-таки испытываете некоторые опасения, то они – не более чем беспочвенный страх, который должно преодолеть. Научитесь чувствовать расстояния, на которых вы неуязвимы для разных людей.
И еще один совет. Почаще представляйте, как вы уничтожаете противника. Допустим, вы идете по улице. Навстречу вам движутся люди. И вы спокойно прикидываете, как бы вы уничтожили, скажем, вон того, проглотившего полупудовый арбузик, или же этого, человекообразного с рачьими клешнями... Такой неприметный тренинг, если он проводится достаточно настойчиво, и приведет вас в нужную форму боевой готовности. Иначе говоря, постоянно прорабатывайте аналоги. Только так вы сумеете стать настоящим бойцом, ибо эта проработка есть самый важный инструмент для развития умения чувствовать дистанцию.
А теперь я расскажу вам, как уходить от выстрелов с близкого расстояния. В принципе техника такого ухода предельно проста. Что необходимо для того, чтобы ускользнуть от выстрела? – Прежде всего, начать свой уход одновременно с движением указательного пальца противника, лежащего на спусковом крючке, даже чуть раньше. Тут мы вплотную походим к некоему разделу иррациональной психологии, который я когда-то назвал моторной полутелепатией.
Затем, нужно еще почувствовать, куда, в какую часть тела направлен ствол оружия, в какое именно место через мгновение вопьется пуля. Последнее необходимо для того, чтобы правильно избрать способ ухода от выстрела. Допустим, не имеет смысла совершать бросок всем телом, когда нужно просто отодвинуть ногу. Или, наоборот, не стоит лишний раз дрыгать ногами, когда достаточно слегка отклонить голову.
Итак, мы должны уметь почувствовать: во-первых, когда раздастся выстрел, и, во-вторых, куда именно он направлен. Начнем с моторной полутелепатии. Умение вовремя почуять движение соперника интуитивно развивают в себе лучшие спортсмены и бойцы. Как правило, это происходит неосознанно, иначе говоря, способность предугадать движение соперника обычно развивается у человека сама по себе в результате десятков и сотен серьезных поединков. Если же это умение вырабатывать целенаправленно, то для его обретения в полной мере потребуются буквально считанные часы. Как же это делается? Если, пребывая в состоянии пустоты, вы зафиксируете свое внимание на каком-либо человеке, то еще прежде, чем он начнет двигаться, вы почувствуете тот же самый двигательный импульс. Если он собрался дернуть правой рукой, то мгновенно в вашей правой руке возникнет легкое возбуждение, как бы готовность двигаться. Этот момент очень важно почуять, войдя в глубь своего сознания и вслушавшись в себя. Существует простое вспомогательное упражнение. Ваш партнер, стоя напротив вас, через неравные промежутки времени быстро поднимает руку. Ваша задача: глядя «сквозь» него и фиксируя на нем внимание, уловить момент, когда его рука начнет подниматься. Обычно бывает достаточно пяти-десятиминутной тренировки, чтобы научиться поднимать руку чуть раньше своего партнера.
Встретившись с вооруженным противником, вы точно так же фиксируете на нем внимание, глядя как бы «сквозь» него; причем это внимание вы акцентируете на его указательном пальце, готовом спустить курок. При этом его палец синхронизируется с вашим. И когда в нем возникнет двигательный импульс, вы почувствуете, как слегка дернется ваш указательный палец – чуть заметно, еле ощутимо. Это – сигнал для вас: немедленно уходите в сторону! В состоянии пустоты мы можем «почувствовать» другого человека, если зафиксируем на нем свое внимание. Но это возможно только в состоянии глубокого безмыслия.
Вообще, что есть пустота? – В определенном смысле это – основное полезное свойство многих вещей. Скажем, дом ценен, в первую очередь, не своим фасадом, не окнами, а как раз пустотой, объемом, или, как условно говорят, жилой площадью, ибо, действительно, все мы живем в пустоте. Своей пустотой полезны нам и сумка, и рюмка, и ведро... Пустотой, которая заполняется чем-то ценным. Точно так же и в человеке пустота – это очень важное качество, ибо ее можно заполнить всем, чем угодно. В данном случае – двигательными импульсами противника.
Итак, вы фиксируете на нем свое внутреннее внимание и разгоняете свою психическую активность до максимума; при этом центр тяжести вашего внимания, если можно так выразиться, – на указательном пальце противника, готовом спустить курок.
Теперь, немного поупражнявшись, вы можете выработать в себе ощущение того, на какую часть вашего тела наведен ствол. Делается это следующим образом. Вы просите партнера прицелиться вам в голову, допустим, из пистолета. Одновременно вы искусственно вызываете в области головы какое-то ощущение. Это может быть тепло, покалывание, холодок, либо напряжение. Выберите одно из этих ощущений – то, которое вам легче воспроизвести. Затем вы просите партнера прицелиться в вашу руку и вызываете в ней то же самое ощущение.
Потом следуют плечи, бедра, живот... В общем, таким образом вы последовательно прорабатываете все свое тело. При этом производится «прокачка» всей вашей нервной системы. Теперь вы можете ощутить на своем теле каждую мышцу, каждый участочек кожи, куда направлено оружие. Затем вы переходите к следующему упражнению, помогающему вам выработать в себе нужное качество. Пусть теперь ваш партнер выбирает точку прицела на вашем теле самостоятельно. Вы же должны каждый раз активизировать выбранным ощущением то место, куда он целиться. Начинать упражнение следует с небольшой дистанции между вами, с которой вы можете визуально определить, какая именно часть вашего тела зафиксирована в прорези прицела. Но постепенно ваш партнер отодвигается все дальше и дальше. Наконец, вы уже не видите, куда именно он прицелился, но начинаете это чуять. Теперь та область тела, на которую наведено оружие, как бы «откликается» самостоятельно тем же ощущением, которое прежде вызывалось вами искусственно.
В принципе, этот опыт согласуется с учением академика Павлова об условных рефлексах. Вы вырабатываете в своем теле условный рефлекс на ствол, направленный на него.
Через какое-то время таких занятий вам следует попросить партнера целить вам в спину и научиться чувствовать ею (вообще без помощи глаз), на какую именно область наведен ствол пистолета. Точно так же вы постепенно научите каждый клочок кожи спины, поясницы, шеи, затылка и т. д. чувствовать, когда он взят на прицел. Достичь этого можно опять-таки путем не столь длительных, но очень интенсивных занятий, во время которых максимально напрягается вся ваша нервная система.
На фотографиях, что в конце этой книги, показаны возможные способы ухода от выстрела. Конечно, они – не догма. Просто мое тело откликается на угрозу выстрела именно таким образом. А ваше может на нее реагировать несколько иначе. Но общие принципы движений тела при уходе от пули едины. Например, от выстрела в голову уйти можно только одним способом: отклоняя ее в сторону. От выстрела в корпус можно уйти, качнувшись в сторону и одновременно вскидывая руку. От выстрела в плечо можно уйти только наклоняясь. От выстрела в живот – либо ныряя в сторону всем корпусом, либо падая на землю. Последний способ довольно рискован, потому что в момент падения вы можете получить в голову следующую пулю. Но в иных ситуациях этот способ может оказаться единственным.
Все перечисленные способы применимы в том случае, когда в руках у вашего противника неавтоматическое оружие. Когда же вам угрожает автоматная или пулеметная очередь, вас может спасти кувырок, либо уход всем телом вниз – на колено, или в положение лежа. Правда, падение всегда происходит медленнее, нежели кувырок. Так что последний предпочтительнее. А потому, чтобы противостоять противнику с автоматическим оружием, вам нужно научиться выполнять на твердой поверхности кувырок с уходом в сторону.
ГЛАВА 6. СТРЕЛЬБА.
Не случайно говорят, что стрельба – это дисциплина духа. Действительно, стрельба требует от человека многих качеств и навыков. Чтобы уверенно поразить цель, стрелок должен взвинтить себя глубоко внутри, но в то же время внешне сохранять полное спокойствие. Это достигается несколькими достаточно простыми тренингами, о которых мы поговорим немного позже.
Но должное состояние психики и умение держать в руках оружие – это еще далеко не все. Для надежной стрельбы следует заручиться еще несколькими факторами. Первый – это отсутствие дрожи рук. Второй – точный глазомер. Фактор третий – хорошее мышечное чувство. Это – и чувство дистанции, и чувство движения. Четвертый фактор – чувство оружия, или умение ощутить его «душу», скрытую глубоко внутри.
Давайте обсудим все перечисленное обстоятельно и по порядку. Итак, как же вырабатывается спокойствие духа, сочетающееся с внутренней взведенностью? При помощи состояния пустоты. Пребывая в нем, вы разгоняете свою психику до предела и ставите перед собой одну-единственную задачу – попадание в цель. При полной глубокой концентрации воли для вас исчезает весь окружающий мир. Остаетесь только вы, пистолет, пуля да мишень. Вы. Пистолет. Пуля. Мишень. И больше в этом мире нет ничего.
Мы не станем вдаваться в различные аспекты спортивной стрельбы, ибо рассматриваем это искусство в контексте системы «Боевая машина». Следовательно, нас интересует только боевая стрельба.
Итак, прежде всего, запомните: в обычных условиях лучше всего носить оружие за поясом с правой стороны (если, конечно, вы не левша), чтобы легко и свободно, не пересекая тела рукой, в нужный момент его выдернуть. Затем мягким движением рука с пистолетом выносится к плечу. Другая рука ложится на затворную раму и передергивает ее. Обычно одновременно с этим действием производится разворот тела. После этого быстрым движением, замедляющимся в конце, обе руки выносятся вперед. И уже потом гремят выстрелы. Нажатие курка плавное, дыхание задержано... Конечно, все это – классика, известная целому свету.
Но как же все-таки добиться успеха в стрельбе? Для этого вначале следует глубинное самовнушение. Его формула такова: Я вижу врага не глазами, а всеми своими нервами; я сражаюсь не телом, я сражаюсь на калом духа; я убиваю не оружием, я убиваю сердцем.
Результатом данной установки и явится последующая меткая стрельба. Предложенное самовнушение можно проводить и иначе, вернее, ту же формулу самонастройки можно использовать немного в другом режиме. Опыт показывает, что она превосходно «работает», если вы регулярно повторяете ее утром и вечером – произносите формулу и одновременно внутренне настраиваетесь на успех.
Тренироваться в стрельбе лучше всего с введением психоэмоционального и психо-волевого факторов. Вы должны почувствовать, что единственной вашей задачей в этом мире является уверенное попадание в цель. И когда вы мягко и плавно спускаете курок, ощутите, как боек бьет по капсулю, как взрывается порох, почувствуйте, как пошла по каналу ствола пуля.
Вы должны успеть заметить пламя, вырвавшееся из дула. Даже если вокруг светло, вы все равно должны его увидеть. И вы должны почувствовать, как пуля вонзается в мишень. Это – сопровождение, ментальное сопровождение поражающего врага снаряда. Вы как бы провожаете пулю в течение всего ее пути. Причем, если вы правильно это делаете, то само время для вас замедляется – вы это непременно заметите. Итак, время тормозит свой бег, все вокруг вас застывает, и вы ощущаете, как медленно, пробивая себе дорогу в воздухе и вращаясь, движется к цели пуля.
Как избавиться от «тремора» рук? Сделать это можно двумя способами: либо старым, как мир, целенаправленным методом физической тренировки, либо психо-волевым посылом, то бишь все тем же самокодированием. Рассмотрим подробнее целенаправленную работ/ с дрожью рук. Она очень проста. Вы берете полутора-двухкилограммовую гантелину, наносите на ее выпуклую поверхность ровную царапину, затем, приподняв этот тренировочный снаряд на прямой вытянутой руке, совмещаете царапину с какой-либо выбранной точкой и продолжительное время смотрите как бы сквозь эту царапину на точку, стараясь, чтобы рука оставалась неподвижной. Уже после двух-трех тренировок по 40-50 минут в день скажется результат. Отныне оружие в вашей руке будет неподвижным, как скала.
Как правильно держать пистолет? Прежде всего, внимательно рассмотрите соответствующие фотографии, из числа тех, что помещены в конце этой книги. Мне остается лишь дать некоторые пояснения. Не надо полностью охватывать правой кистью рукоятку, тем более сильно ее обжимать. Оружие лишь придерживается двумя пальцами правой руки – средним и безымянным. Повторяю, кисть не должна охватывать рукоять с усилием. Левая рука тоже участвует в стрельбе, причем на первый взгляд не совсем обычно. Указательный палец левой руки прихватывает скобу. На фотографии это видно достаточно хорошо.
Еще один интересный аспект искусства стрельбы. Если вы стреляете несколько раз подряд, – допустим, противников много, и они тоже вооружены, – необходимо быстро менять позицию. Для этого я использую несколько наработанных «связок», из которых, что называется, по ходу дела спонтанно выстраиваю вольные импровизации. Приведу пример одной из них. Итак, оружие в руках. Быстро произвожу два выстрела из положения стоя. Затем делаю кувырок вперед и в сторону. При этом стремлюсь уйти за какое-либо укрытие. Сразу же поднимаюсь на одно колено и делаю с него два выстрела. Еще один кувырок, после которого задерживаюсь в положении лежа. Если вы проделываете это на городской улице, то в качестве прикрытия удобно использовать колесо автомобиля, или угол здания – да что угодно.
Итак, из положения лежа произвожу два выстрела. Затем, слегка приподнимаясь на локтях, выполняю откат – перекатываюсь с боку на бок. Делаю еще один-два выстрела и со следующим кувырком поднимаюсь в стойку. Предложенную комбинацию можно завершить одним-двумя выстрелами из стойки, если, конечно, сделать это позволяет емкость магазина вашего оружия. Существует масса приемов и способов перемещения во время стрельбы. Отработав составляющие их элементы, можно перейти к вольным импровизациям.
Полагаю, здесь будет уместен весьма полезный совет. Во время тренировок «накручивайте» себя на негативное отношение к собственным успехам. По возможности, искренне негодуйте на свои «кривые» руки и «косой» глаз. Это поможет вам сконцентрироваться на упражнениях и все-таки заставить себя заниматься, когда и не особенно хочется. Если же вам требуется продемонстрировать свое мастерство во всем его блеске, то, напротив, всячески внушайте себе, что вы снайпер, что в целом свете нет равных вам в стрельбе. «Накрутите» себя на собственное совершенство, поверьте в него – пусть ваше тело почувствует, что оно действительно является телом снайпера. Сосредоточенно включите в «работу» мистический аспект искусства стрельбы.
Пусть предложенная в этой главе формула аутосуггестии звучит для вас заклинанием. Уверуйте в то, что пред вами и Робин Гуд и Вильгельм Тель – детишки с рогатками. И только вы – настоящий снайпер. Тогда, какое бы оружие ни держали вы в руках, все равно класс вашей стрельбы будет высочайшим. Ибо вы – великий снайпер! Убедите себя в этом, поверьте в это, почувствуйте, что это действительно так Напомню вам непреложное правило, красной нитью проходящее через все, чему я вас учу: Чтобы это работало, нужно верить. Вы поверили, что вы – великий стрелок? – Тогда: так оно и есть.
Теперь вернемся к вопросу, которого мы уже частично касались в предыдущей главе: как выработать в себе мышечное чувство – чувство дистанции. Предложите своему партнеру или помощнику некоторое время хаотично ходить поблизости от вас – и перед вами и у вас за спиной и вокруг вас. Пусть он то ускоряет, то замедляет движение, а иногда и вовсе останавливается. Сами же вы – поначалу с чуть приоткрытыми глазами – должны непрерывно следить стволом за перемещениями своего партнера. Причем, когда он останавливается, то замирает и ваша рука; ствол при этом остается нацелен на него. Из-под прикрытых век вы лишь едва различаете своего партнера. Так вырабатывается на уровне обостренной интуиции мышечное чувство, необходимое для того, чтобы когда это потребуется, ствол вашего оружия был постоянно направлен на противника, как бы автоматически за ним следовал. Это чувство необходимо в себе вырабатывать очень упорно. Правда обычно это занимает не так уж много времени – всего несколько дней, которые, однако, вы должны как можно полнее посвятить наработке мышечного чувства.
И вообще, следуя предложенной мною методике, – а это многократно подтверждено на практике, – можно буквально за несколько дней подготовить отличного снайпера, или же стать таковым самому Правда, очень желательно, чтобы в процессе такой подготовки человеку была оказана профессиональная психосуггестивная помощь. К сожалению, в нашем мире очень мало людей, которые по-настоящему владеют психосуггестивными техниками и одновременно знакомы с искусством стрельбы, Для уверенной стрельбы в относительно спокойной обстановке, когда у вас есть время, чтобы прицелиться, – допустим, ситуация не вынуждает вас мгновенно обнажить оружие и стремительно перемещаться, – для такой стрельбы я рекомендую специальную форму самокодирования. Вы должны внушить себе, что ваше тело высечено из камня, из незыблемого твердого гранита; гранит – ваше тело. Ничто не может покачнуть вас – вы незыблемы. Параллельно вы проникаетесь ощущением, что монолитна и ваша психика. Одновременно идет ее разгонка. Подчеркну еще раз: непременным условием любого запредельного усилия является высочайшая психическая активность. Вы должны видеть только ту точку, в которую намерены попасть. Словно сквозь туманную пелену проступают мушка и прицельная рама. Но совершенно четко – даже отчетливее, нежели что бы то ни было в любое другое время – видится только сама мишень. (Кстати, при прицеливании у стрелка открыты оба глаза.) Вы становитесь придатком собственного оружия. А для того, чтобы это произошло, нужно почувствовать его душу.
Древние индейцы всерьез общались со своим оружием: беседовали с ним, хвалили его, даже ласкали... Они считали, что оружие наделено особым духомразумом, особым Маниту. Современное оружие несоизмеримо сложнее и эффективнее того, что было у древних индейцев. Так почему бы и нам его не одушевить – хотя бы для того, чтобы лучше в него поверить? Полагаю, будет очень даже неплохо, если вы дадите своему оружию какое-то имя или прозвище. (Именно так поступил в свое время я.) Это прозвище должно быть достаточно уважительным, но, вместе с тем, передавать оттенок его подчиненности и, разумеется, вашего старшинства. Я хочу сказать, что вполне уместно обращаться к своему оружию как к младшему товарищу. Ведь оно по своему положению, несомненно, ниже вас (не забыли: кто вы?!), хотя и имеет собственную душу.
Держа оружие, вы должны его ощущать как продолжение своей руки. Вы внушаете себе это настолько ярко и глубоко, что начинаете воспринимать свою руку, когда она без оружия, как нечто незавершенное. Итак, оружие – это естественное продолжение вашей руки.
Но, прежде чем взять его, следует почувствовать, как оно к вам относится. Почувствуйте это его отношение. Запомните: оружие – это часть вашего «я». Возможно, в данном случае задействован следующий психологический механизм. Одна из ваших субличностей – а человек не монолитен; его составляет множество субличностей – итак, одна из них внутри вас становится субличностью оружия. Затем вы неосознанно как бы переносите ее вне себя и наделяете ею оружие. Хотя, конечно, на самом деле эта субличность оружия так в вас и остается.
Не потому ли два совершенно одинаковых серийных пистолета обладают, тем не менее, совершенно разными характерами? У каждого из них – свой норов. Допустим, они могут по-разному относиться к одному и тому же человеку. Или же к каждому человеку у пистолета свое особое отношение. И потому кому-то он помогает великолепно стрелять, а другому – возможно, тоже отличному стрелку – не позволяет выстрелить точно.
Итак, ваша задача – прочувствовать эту свою субличность, которая соединилась с вашим оружием. Не случайно говорят, что все мужчины делятся на две категории – на тех, кто имеет оружие, и тех кто мечтает его заиметь. Что же касается всех прочих, то это уже не мужчины. На мой взгляд, это величайшее преступление государства в отношении собственных граждан – лишить мужчину его основного права – права быть вооруженным, права защищать родных и близких, свою мужскую честь. Ибо реальную возможность для этого дает только оружие.
Когда вы берете оружие в руки, то должны испытывать легкое благоговение. Да, вот оно, оружие; вот она, смерть – на указательном пальце моей руки. Вы должны почувствовать себя несущим смерть.
Именно так – несущим смерть. И не важно, куда вы целите – в круглую мишень или в поясную, в сухой пень или в вооруженного опасного врага – все равно вы должны чувствовать себя несущим смерть. Подготавливая свою психику для предельно точной стрельбы, следует ощущать, что вы – властелин жизни и властелин смерти. Ибо жизни по крайней мере восьми человек – в обойме восемь патронов – находятся на вашем указательном пальце, который мягко касается курка. Вы – бог, несущий жизнь (если пройдете мимо этих людей) или смерть (если все-таки спустите курок). Вы – бог, потому что человеческие жизни зависят от вас напрямую. И нет в мире силы, способной поколебать ваше чувство божественного могущества.
Именно в таком состоянии духа вы сможете стрелять исключительно метко, ибо, пребывая в нем, вы поднимаете в себе архетип бога – бога войны, бога смерти. Какого именно, или же какого в большей степени – это зависит от вашей внутренней установки, вашего самоощущения. Вы чувствуете себя богом войны, или богом смерти... Быть может, каким-то другим богом... Только обязательно этот бог властвует над войной и смертью, ибо вы – повелитель жизни и смерти людей.
Вы – это не только ваши тело и душа, но и сросшееся с вами оружие. Ваши посланцы – пули. Они повинуются не просто легкому движению вашего указательного пальца, но вашему волевому посылу. Посылая пулю в цель, вы должны ощутить напряжение в лобных долях мозга.
Вы – бог войны и одновременно сложная боевая система. В ней рука и оружие – лишь передаточные звенья. И смертоносная пуля – тоже только звено, правда, последнее... Вы совершаете волевое усилие, напрягая лобные доли мозга, и летит пуля... Почувствуйте неразрывное единство первого и последнего звеньев. Все промахи случаются из-за того, что где-то рвется эта цепь. Конечно, данная глава – не исчерпывающая монография по стрельбе и даже не учебник. Но, надеюсь, многие из вас почерпнут в ней кое-что новое для себя, чего не отыщешь ни в одном учебнике. Быть может, вы даже найдете на этих страницах нечто такое, чего вам как раз и не хватало для того, чтобы сделаться настоящим снайпером.
Предлагаю вашему вниманию еще одну весьма полезную формулу самовнушения: Единство, неразрывное единство во всех звеньях вашей психики; напряжение в лобных долях мозга – и попадание. Еще один штрих. Одушевляя оружие, к нему не следует, однако, относиться как к самодостаточному наделенному душой и собственным умом живому существу; вы должны его ощущать как живую часть себя самого. Вы и оружие друг друга дополняете, вы вместе – единое целое. Без оружия вы – не полностью вы. Оно без вас (или же с кем-то другим) лишено души.
Я хочу подчеркнуть, что вам необходимо провести жесточайшую самонастройку на свое единство с оружием; оно – ваше продолжение, оно – ваша часть.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.