Авторы:

Сальвараджан Есудиан и Элизабет Хайч. Хатха-Йога

Представители двух различных миров и двух совершенно различных складов ума, два автора исследуют широкую среду восточной и западной философии. Они считают, что единственно возможное средство достижения гармонического сотрудничества между этими двумя направлениями лежит в системе йоги — сознательном развитии ума и тела.

В Европе существует много ошибочных взглядов на систему йоги. Это слово совершенно случайно употреблялось теми, кто был привлечен мистицизмом Востока и кто им занимался поверхностно, так же как и оккультизмом.

Очень немногие познали истинное назначение системы йоги. Слово йога непосредственно связано с древними сказаниями Индии и с одним из их применений.

При помощи этого метода человек достигает полного самоконтроля над сознанием и телом в надежде, в конечном счете, уметь обращаться с бесконечностью. Это метод воспитания абсолютного сознания. Для того, чтобы достичь этого, необходимо развивать высокое чувство сосредоточения, которого можно достичь полностью, овладев своим разумом.

Полный контроль над своим разумом возможен только при полном контроле над телом. Следовательно, контроль над телом является первым шагом в этом процессе самосовершенствования, которого нельзя достигнуть, если тело не будет полностью развито и тренировано, что можно достичь системой упражнений, называемой Хатха-Йогой.

Хатха-Йога начинает с подчеркивания того, что самый первый шаг в этом направлении — это правильное дыхание. Затем продолжается оно серией асан — положений для совершенствования человеческой системы. Это наука, и, притом, наука современная. При ее помощи можно, по крайней мере, приобрести здоровое тело, а это поможет формироваться и здоровому духу. Нет в этом учении никаких секретов. Хатха-Йогой могут заниматься как люди Востока, так и люди Запада. Все что требуется — это желание иметь здоровое тело, а для выполнения этого желания человек должен хотеть этого, приложив к этому определенную настойчивость. Йога так же совершенна, как наука о физической культуре.

Настоящая книга рассеет много неверных представлений, существующих о системе йоги в практике, и принесет пользу всем тем, кто прочтет ее.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Ч а с т ь 1-я

1. Что такое Хатха-йога
2. Каждая болезнь зависит от состояния психики
3. Наша величайшая ошибка "Мы не умеем дышать"
4. Что такое прана
5. Полное дыхание
6. Плавание для лучшей регуляции дыхания .
7. Цивилизованный аппетит
8. Кундалини и семь Чакрас

Ч а с т ь 2-я

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХАТХА - ЙОГА

9. Созидательная сила сознания
10. Лечебное действие древних асан
11. Пранаямы и асаны - секрет долгой жизни
12. Пранаямы и дыхательные упражнения

а) брюшное дыхание;

б) среднее дыхание;

в) верхнее дыхание;
1. Полное дыхание (йогов) ..............................
2. Кумбхака ............................................
3. Уйхаи ...............................................
4. Капалабхати .........................................
5. Сукша-Пурвак (пранаяма-асана) .......................
6. Бхастрика ...........................................
7. Очищающее дыхание ...................................
8. Дыхание, укрепляющее нервы ..........................
9. Дыхание "ХА" стоя ...................................
10. Дыхание "ХА" лежа ...................................
11. Семь маленьких пранаяма-упражнений ..................

А С А Н Ы

1. Падмасана (поза лотоса) ............................. 2. Сидхасана (поза для созерцания) ..................... 3. Йога-мудра .......................................... 4. Супта-Вайрасана ..................................... 5. Ардха-Матсиендрасана ................................ 6. Вакрасана (скрученная поза) ......................... 7. Матсиасана (поза рыбы) .............................. 8. Пашимотасана ........................................ 9. Хастападасана (поза аиста) .......................... 10. Уддияна-бандха (втягивание живота) .................. 11. Наули ............................................... 12. Триконасана (поза треугольника) ..................... 13. Бхуджангасана ....................................... 14. Ардха-Бхуджангасана ................................. 15. Шалабхасана ......................................... 16. Ардха-шалабхасана ................................... 17. Дханурасана ......................................... 18. Майюрасана (поза павлина) ........................... 19. Сарвангасана (поза свечи или березки) ............... 20. Випарита-карани ..................................... 21. Ширсасана ........................................... 22. Халасана ............................................ 23. Насаградришти ....................................... 24. Симхасана ........................................... 25. Савасана ............................................ 26. Чудо медленных упражнений ........................... 27. Ничего без ума ...................................... 28. Полезные совета (йога ученикам) ..................... 29. Таблица практических упражнений (22 недели) .........

Часть первая. Основы Хатха-йоги
Г л а в а 1

ИСТОРИЯ БОЛЬНОГО МАЛЬЧИКА

Глава отсутствует (в данном переводе).

[В отсутствующей главе С.Есудиан рассказывает о том, каким путем сам он пришел к Хатха-йоге. Будучи в детстве крайне больным ребенком и живя в семье состоятельных родителей, он подвергался лечению всеми доступными медицине в то время способами, но к двенадцати (четырнадцати?) годам его здоровье ухудшилось настолько, что у него практически не оставалось шансов прожить еще хоть сколько-нибудь долго. Попытки самостоятельных занятий Хатха-йогой не привели его ни к чему.

Однажны он, убежав из дому и бродя по окрестным лесам, наткнулся на жилище Гуру (учителя), который оставил его при себе и стал обучать его Хатха-йоге. Через несколько месяцев полумертвый мальчик превратился в сильного, пышущего здоровьем юношу, которого узнали с трудом, когда он вернулся домой. С тех пор большую часть времени он проводил со своим Гуру, пока однажды не почувствовал настоятельной необходимости покинуть Индию и, направившись в Европу, поделиться полученными знаниями и учениями с людьми, абсолютно с ними не знакомыми. Когда он признался в этом своему учителю, тот полностью с ним согласился и дал ему несколько наставлений. Так автор этой книги попал на Запад.]

Г л а в а 2.

ЧТО ТАКОЕ ХАТХА - ЙОГА

Человек является величайшим чудом и загадкой на земле. Тело его, состоящее из костей, мяса и крови, скрывает тайны, которые он стремится разгадать в течение тысячелетий, разглядывая в лицо этого сфинкса.

Многие пытались разгадать эту тайну, но не многим удалось заставить заговорить сфинкса. Только немногим искателям, которые неутомимо все глубже и глубже рылись в себе, удалось, наконец, постигнуть величайшую тайну - себя. В Индии многие посвятили этому вопросу всю свою жизнь и изучили тайны человеческой души, с незапамятных времен задаваясь вопросом: "Что такое человек и каков его удел на земле?", они ушли от волнений мира сего и сосредоточились мыслью на одном вопросе: "Кто я?" Их неустанные старания, железная выносливость и стойкость на этом пути и стремление, с которым они следовали в поисках истины - все это вместе взятое принесло свои плоды. Они поняли жизнь. Они сумели увидеть самые сокровенные тайны, они увидели путь, избавляющий от страданий и ведущий к свободе, к счастью и блаженству. Они узнали, что это состояние может быть достигнуто каждым человеком, и те, кто посвятился, стали учить людей пути освобождения и свободы.

Много разных путей ведут к вершине. Много людей изберут удобный легкий путь, ибо их физическая конструкция не приспособлена к крутому восхождению. Другие изберут краткое, но более крутое восхождение. И, наконец, есть такие, которые изберут самый краткий путь и взберутся на отвесные скалы, чтобы достигнуть вершины скорей.

Человек может подойти к своему внутреннему великому "Я" разными путями, соответственно своим духовным и физическим способностям. Великие учителя разработали несколько систем, чтобы сделать возможным для каждого познать себя. Эти системы сокращают путь, и те, кто принимает их, постигнут себя быстрее и легче.

Коллективное имя всех этих систем - Йога. Великие учителя, которые достигли своей цели при помощи системы йоги, называются йогами. Различные системы йоги отличаются друг от друга в деталях. Сущность их и цель всегда одна совершенное познание себя.

Однако, эта цель может быть достигнута лишь при помощи безусловной дисциплины, следовательно, различные системы йоги учат нас прежде всего самоконтролю. Но есть системы йоги, исходящие из контроля ума и мыслей, и контроля над чувствами, и другие, исходным началом которых является тело и т.д., сообразно с естетсвенными способностями и наклонностями ученика.

Соответственно разным путям, разные йоги имеют и разные названия. Однако, рекомендуется начинать с контроля над телом. Это путь отличного здоровья и название этой системы Хатха-йога. Название покоится на истине, на которой она основана. Наше тело оживляется положительными и отрицательными токами, полное равновесие которых дает полное ощущение здоровья.

На древнем языке востока положительный ток обозначен буквой "ХА", равноценной по значению солнцу. Отрицательный ток назван "ТХА" и отождествлен с понятием луны. Слово "Йога" имеет двойное значение: с одной стороны, оно обозначает "слияние", "соединение", "об'единение", и, с другой стороны, "коромысло", "равновесие". Таким образом, ХАТХА-йога обозначает совершенное значение двух энергий: положительной - солнца и отрицательной - луны, их соединение в полной гармонии и совершенном равновесии и способность контролировать эту свою энергию обусловленно, а это означает подчинить ее себе... Эта система является единственной во всем мире, так как она сознательно совершенствует тело, устраняет его физические дефекты и наполняет силой.

Хатха-йога возвращает нас природе, знакомит нас с целебными силами, находящимися в травах, деревьях и корнях, знакомит нас с нашим собственным телом и силой, действующей в нем, и ведет к полной гармонии тела и души. Наше тело реагирует на мельчайшие импульсы разума, а на состояние психики сильно влияет состояние тела.

Эта взаимная связь используется Хатха-йогой, и оба, психика и тело, делаются здоровыми. Путь, которым нужно следовать, следующий: необходимо сознательно направлять деятельность нашего тела. Даже симпатическая нервная система и все те органы, деятельность которых обычно не зависит от нашего сознания, нужно заставить служить своей воле. Неисчислимыми преимуществами этого является то, что функционирование любого органа может быть улучшено или прекращено [увеличено или уменьшено] и тело может быть избавлено от болезней, происходящих от функциональных причин. Например, я смогу контролировать деятельность своего сердца и смогу предотвратить сердцебиение, возникающее под влиянием плохих известий, страха или внезапной радости и, таким образом, уберечь его от разрушений, перерождения сердечной мышцы или других заболеваний. Или же, если я смогу контролировать секрецию желез, я смогу управлять функционированием почти всех органов моего тела и, таким образом, управлять своим физическим состоянием.

Те Хатха-йоги, которые достигли наивысшего совершенствования этих способностей, имеют полный и абсолютный контроль над телом. Они могут при помощи своей воли регулировать функции любого своего органа или части тела.

Многочисленные путешественники с Запада, которым после многих трудностей посчастливилось найти настоящего Хатха-йога во время своего посещения Индии, подтверждают тот факт, что йоги в возрасте 80-90 лет выглядят 30-40-летними и что по западным стандартам они живут до невероятной старости потому, что они могут по желанию перезаряжать свое тело новой жизненной энергией. Однако, просто продлить свою жизнь не является целью йога. В больном теле очень трудно развить сознательность. Потому мы должны сначала познакомиться с силами, действующими внутри нас, чтобы уметь правильно использовать последние - и наше тело не будет тормозить наше умственное и психическое совершенствование.

Некоторые люди довольствуются овладением силы самовнушения и внушения, которыми они могут производить вещи, обычно рассматриваемые как чудеса. [Такие люди называются факирами и дальше прогрессировать не будут.]

Настоящий Хатха-йог никогда не будет выставлять напоказ свою науку и достижения для удовлетворения праздного любопытства, но лишь для помощи ближнему. Хвастающиеся своими успехами и демонстрирующие их кому и где попало, суть не настоящие йоги.

Мой руководитель, например, никогда не говорил нам и не показывал, какими силами он может руководить. Как-то он сидел у своей хижины в чаще леса, а мы, дети, были поглощены разговорами на лужайке. Вдруг из чащи вышел мангуста. Полумертвое маленькое животное ползло по земле, и когда оно подползло ближе, мы увидели, что оно страшно искусано змеей. Мангуста с трудом доползла до хижины, где и остановилась, обессиленная и мучимая болью. Наш учитель положил руку на маленькое животное и впал в транс и так оставался некоторое время. Внезапно мангуста задрожала, встряхнулась и снова побежала свежей и здоровой. И только теперь мы случайно увидели, какими силами руководит наш учитель. В недавнее время западная медицинская наука обратила внимание на Хатха-йогу и те, кто постиг Хатха-йогу, дают ценную информацию для медицины.

Высшая степень Хатха-йоги является такой интересной и полезной, что стоит того, чтобы обратить внимание на нее, познакомиться с ней и, тем более, овладеть ею. Даже великие учителя начинали обучаться с этого, ибо без знания алфавита невозможно научиться читать.

Первое, чему учит Хатха-йога - искусству быть здоровым. Первое, что нужно - это познакомиться с нашим телом, но не только с анатомией его в западном понимании, ибо анатомия учит о частях тела и органах, где они расположены. Истинное знание своего тела - это нечто большее: это когда я знаю, где есть мое сердце и я могу чувствовать не только его биение, но и его желудочки, предсердия, клапаны, все так четко и отчетливо, что это состояние можно было бы выразить следующим образом - "Я - сам мое сердце", и я должен сделать то же самое с моим желудком, печенью, почками и каждой клеткой моего тела. Тот, кто никогда не занимался йогой, упражнениями может самое большее чувствовать свое небо и внутреннюю сторону рта на всем его протяжении. Но вот кто хочет стать хатха-йогом, должен практиковать так долго, как он будет в состоянии, чтобы направить свое внимание на мельчайшие части своего тела. Когда он достигнет этого, следующим шагом будет - направлять свое внимание, силой воли, на желаемые части своего тела, и тогда нет необходимости входить в свое сердце, но только подчинить его своей воле. "Мое сердце должно подчиняться моей воле так, чтобы оно могло, согласно моей воле, накачивать кровь быстрее и медленнее - как мне лучше". И это возможно.

Так же, как каждый может шевелить своими пальцами, языком и другими частями своего тела по своему желанию, путем систематических упражнений можно развить способность контролировать любую часть своего тела. Даже среди обычных людей существует много различий, связанных с профессией, воспитанием, темпераментом, особенностями и склонностями, например: пальцы пианиста намного чувствительнее и независимее, чем пальцы никогда не игравшего на пианино, потому что пианист сделал их такими при помощи постоянных упражнений. Ученики Хатха-йоги должны также изо дня в день настойчиво тренироваться так, чтобы уметь направить свое сознание в любую часть своего тела. Оправдывает ли это себя? Результат достоин восхищения. Занимающийся упорно понемногу научается контролировать силу в себе. Он узнает и чувствует, что имеется два жизненных активных течения в его теле и что полное равновесие этих двух сил означает отличное здоровье. Одновременно с расширением своего сознания ученик приходит к пониманию и чувству того, что он живет во времени и пространстве, живет благодаря тому, что он несет в себе полярность и ритм. Он начинает чувствовать и видеть тайну сотворения в тот момент, когда созидательные причины остаются чистыми и рождаются два - положительный и отрицательный - полюса и нарождается полярность, между которой возникает пульсирующая связь, порождается ритм и тут начинается проявление жизни.

Даже в кристалле мы открываем присутствие положительного и отрицательного полюсов и мы находим их при всех проявлениях жизни.

Полярность и ритм дают жизнь всей Вселенной. Движение гигантских тел, солнечных систем в бесконечном пространстве с планетами и спутниками, пульсация сердцебиения живых существ, наше собственное дыхание и бытие - все проникнуто ритмом, берущим начало в полярности. Положительные и отрицательные течения ритмичности чередуются, создавая положительные и отрицательные условия в полном равновесии. В индийской мифологии ритм активен и деятелен во всей Вселенной и символизируется фигурой танцующего бога Шивы, где танец является проявлением ритма. На Земле также имеются два полюса и мы, люди, рожденные из пыли и возвращающиеся в пыль, также несем в себе положительную и отрицательную полярность. Положительный полюс находится на верхушке черепа, где волосы образуют вихор. Отрицательный полюс находится в самом нижнем отделе позвоночника. Между этими полюсами происходит течение (поток) [течет ток] чрезвычайно высокой частоты и короткой длины волны.

Напряжение между этими двумя потенциалами и есть жизнь, и потому носителем жизни является спинной хребет.

Когда жизнь становится сознательной, мы называем это состояние самосознанием. Посредством нервной системы оно излучает себя во все стороны и части нашего тела, что и есть жизнь. Человек несет в себе положительные посылаемые и в то же время отрицательные получаемые друг другу противостоящие характерные особенности своего бытия. Внутри своей личности, сотканной из противоположностей и противоречий, он должен соединить противоположности вместе, дополнить одно другим и сохранить полное равновесие. Только тогда человек достигает совершенства. Так же как цвета: красный, синий, лиловый [фиолетовый] и др. являются противоположными, а соединение их дает белый цвет - совершенство. Законы тела и духа [Законы духа] включают самоотверженность, тогда как тела эгоизм. И все же человек должен научиться соединять эти две противоположности в совершенной гармонии и проявлять их в себе. Этой истине научились и научили людей мудрецы, которые всегда жили на земле, ибо знали тайны живого напряжения между положительными и отрицательными полюсами.

Сознание обычного среднего человека находится все еще на низком уровне развития, и радиация жизненных потоков в его теле является сознательной только в очень малой степени, так как большая часть их автоматична - бессознательна. Тело человека с низким уровнем развития намного менее жизнедеятельно, нежели тело человека с более развитым сознанием. У людей с низким уровнем сознания равновесие легко может потеряться из-за несоответствия уровня развития ума, так как несознательная часть их личности преобладает, что выражается также и в манере думать. Результатом является нарушение равновесия между положительными и отрицательными потоками.

Нарушение же совершенного равновесия между двумя жизненными энергиями развивает состояние, называемое болезнью. Поэтому главным условием здоровья является постепенное расширение нашего сознания и приведение его во все части и органы нашего тела. Поступая так, мы можем избежать нарушения порядка в теле - мы можем предотвратить болезнь. Если же болезнь уже существует, мы сознательно и намеренно восстанавливаем состояние порядка. Вот чему учит наука и искусство, известное под названием Х_А_Т_Х_А_-_Й_О_Г_А_.

В ОСНОВЕ КАЖДОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕЖИТ ПСИХИКА

Влияние событий и времени в человеческих судьбах дает возможность развиваться индивидуумам в некоторых направлениях индивидуально, и это создает столько индивидуальностей, сколько и людей. "Я" - это вечная весна жизни в совершенном равновесии и полной гармонии, постоянно радиирующее энергию жизни в тело. Если сознание человека, даже низкого уровня развития, развито во всех направлениях одинаково, то он будет здоров, и жизненная энергия будет постоянно течь в его тело, а положительные и отрицательные токи функционировать в равновесии. Состояние сознания индивидуума действует как фильтр, который распределяет радиирующую жизненную энергию в различные психические и нервные центры, которые йоги называют чакрами. Когда сознание из-за однобокого развития в определенном направлении или из-за несбалансированного развития нарушено в своем гармоническом совершенствовании, тогда появляется изменение в течении жизненных сил и равновесие прекращается.

Борьба психики за наведение порядка, выравнивание течений и есть состояние, которое принято называть лечением болезни. Жизненная сила в человеке проявляется не только в сознании [и] жизни, но и в подсознании в виде измененного инстинкта. Жизненный инстинкт обнаруживает себя в двух формах: а) как инстинкт самосохранения и б) как инстинкт сохранения вида. Оба они - огромные движущие силы. Инстинкт самосохранения старается поддержать жизнь индивидуума в любых условиях, а инстинкт сохранения вида заставляет производить себе подобных для замены индивидуума в общем течении жизни; природа изо всех сил старается сохранить здоровье индивидуума или поправить его состояние, если мы грешили против ее законов, и держать неразрушенным до естественной старости индивидуума.

"Природа никогда не хочет, чтобы человек покинул свое тело, не достигнув глубокой старости", - говорит йог Рамачарака, - "если только каждый будет подчиняться законам природы с раннего детства, вместо того, чтобы постепенно [последовательно] следовать против них. Смерть человека из-за болезни в молодом возрасте или в средних годах будет такой же редкостью, как и смерть по насилию".

Условия нашей среды обеспечивают равновесие жизненных течений, несмотря на то, что человек изо дня в день сознательно попирает золотые правила здоровой жизни.

Настоятельность самосохранения имеет только одну цель и является такой силой, которая в момент опасности превращает самого кроткого человека в дикого зверя. Бесчисленное множество раз читали вы, что люди на тонущем корабле давят и топчут друг друга, чтобы добраться до спасательной лодки, в то время как только высоко духовно развитые, кто уже достиг точки безразличности, могли побороть инстинкт самосохранения и были бескорыстны. Эта могучая сила работает в нас изо дня в день непрерывно, чтобы сохранить наше здоровье и поправить ошибки, которые мы делаем.

Здоровье есть ни что иное, как жизнь в естественных условиях, болезнь - это результат неестественной жизни. К нашему несчастью, наша цивилизация бросила нас на пути неестественной жизни. Мы не едим, не дышим, на одеваемся, как надо. Хатха-йога учит нас, как сохранить, использовать и дать путь жизненной силе в нас в максимальном размере. Кто будет следовать правилам Хатха-йоги, никогда не будет болеть и будет сохранять отличное здоровье до глубокой старости.

Как психику мы можем поставить на службу нашему телу?

Положительная энергия - жизнь дающая. Отрицательная энергия - жизнь получающая, жизнь ведущая. Пока эти две энергии в равновесии, индивидуум физически и психически здоров, но как только он направит свое сознание односторонне к духовному или же физическому развитию, он открывает путь к разного рода неприятностям. Мы знаем, что люди умственно совершенные почти всегда довольно хрупки в физическом смысле, так как положительные силы распространяются по пути отрицательных и такое тело имеет слабую сопротивляемость, но если такой человек при помощи сознательно проводимых упражнений Хатха-йоги направит свое сознание, по меньшей мере, несколько минут в день, к тем нервным центрам, которые призваны обеспечивать тело нормальной жизнедеятельностью, то равновесие восстанавливается. Когда человек впадает в другую крайность, направляя свое сознание только на материальную сторону, проявляя интерес преимущественно к плотной еде и питью, это ведет к восприимчивости болезней и нездоровому состоянию. Преобладание физической стороны: полноты, тупости, является следствием такого расстройства в равновесии индивидуума. Примеры одностороннего расстройства просты и сводятся к одной крайности или другой. В этих случаях индивидуум изменяет психическую и материальные основы в своем [их] отношении друг к другу.

Человек может сам в любой степени обнаружить созидательную силу как в положительной, так и в отрицательной энергиях; если он использует свои силы, он отрегулирует их, т.е. внутренние отрицательные, а внешние положительные. Мы называем такого человека положительным согласно его внешним признакам и проявлениям. Такие люди являются созидательными началами (руководителями) и могут из ничего сделать что-то, распространяя жизнь и плодотворность вокруг. Они наделены интуицией, верят в себя и свое собственное "Я". Внешне они положительны: они дают, они создают, они производят. Подобно основе своего разума и эмоций, они здоровы. Радиируя радость, солнечный свет, доверие, любовь, доброту и теплоту, они положительны во всех внешних проявлениях, однако они в то же время отрицательны, ибо они принимают любовь, которую радиируют к ним другие. Они и физически здоровы, ибо их умственная деятельность находится в равновесии с материей, составляющей тело. Если же мы направляем нашу психику в противоположном направлении, наше тело, раньше или позже, заболеет. Люди совершают такую ошибку на психической основе.

Малодушные от природы или вследствие невроза, страдают недостатком доверия к себе; такие люди всегда ищут помощи у других, они бессильны и беспомощны, они всего боятся и видят во всем зло и несчастье. Вместо того, чтобы быть активным и проявить созидательную силу, они разрушают жизнь своим недоверием в себя. Они терпят неудачу там, где другие добиваются успеха. Люди такого рода подобны пустоте, в которую все попадает и исчезает. Это отрицательный индивидуум, темное, узкое ущелье, бездонная бочка, в которую падает бесследно всякое человеческое усилие, отрицательная сила, которая полностью поглощает и нейтрализует всякую частицу положительной энергии, с которой она соприкасается. Будем же всегда начеку. Будем беречься от такой доли.

Ошибка начинается с мысли "Я никогда ничего не добьюсь". Горе нам, если мы когда-нибудь сделаем себе такое заявление. Делая так, мы уже воздвигаем стену перед нашим источником собственной силы, которую мы можем стереть только величайшими усилиями. Никогда нельзя себя расхваливать, задумывая какое-либо хорошее и полезное дело, никогда нельзя допускать сомнения в успехе, мысленно произнося: "тебе все равно ничего не удастся". Нет, нам все удается, если мы верим в то, что мы делаем, и достигаем цели, если у нас достаточно веры в себя, в свои силы для преодоления трудностей и препятствий.

Необходимо верить в свое "Я", которое создает и укрепляет наше тело независимо от нашего сознания. Отрицательный индивидуум ожидает помощи извне, а не изнутри от себя, и теряет инициативу, он эгоистичен и не понимает ни других, ни себя. Он угрюмый, подавленный, раздражительный и вечно на что-то жалуется, он никого не любит, не хочет [хочет!], чтобы другие люди любили его, но и в любви он пассивен, ибо не понимает любви - ему присуща только страсть. То, что он принимает за любовь, есть лишь желание чего-то или кого-то.

Энергия, используемая в такой неправильной форме, нарушает психическое равновесие. Благодаря кругообороту нервной системы, мысль действует на тело. Если наши мысли выходят из равновесия, это наносит такие удары и колебания, что нервы разрушаются, а поскольку вся работа нашего тела управляема и контролируема нервами, это ухудшает здоровье всего тела и всех его органов. Каждый на своем опыте знает, как зависит функционирование органов от колебаний эмоций. Даже самый здоровый человек испытывает физические недомогания, изменения при получении плохих известий, он теряет аппетит, у него болит голова или развиваются другие неприятные симптомы. От ужаса человек бледнеет, кровь отливает от головы и он даже теряет сознание. Как состояние сознательности, ужас развивает излишние отрицательные потоки, нарушающие равновесие течений и наступает отрицательное состояние тела. Если человек сердится, кровь приливает к голове, и у него появляются перебои в работе сердца. В этом состоянии доминируют положительные течения и появляется одностороннее положительное состояние. Каждое простое беспокойство связано с неприятными симптомами, но в общем натура индивидуума в состоянии быстро восстановить порядок снова. Если же отрицательные явления повторяются через короткий промежуток времени, если они тянутся долго, рано или поздно появляются серьезные нарушения в теле и возникает болезнь. Одностороннее развитие сознания или же его застой может быть также причиной серьезных заболеваний. Наше тело и психика здоровы, когда положительные течения, проявляющие себя на материальной основе нашего тела, находятся в равновесии с отрицательной силой сопротивления ума.

У индивидуума с низким уровнем сознания процессы жизнедеятельности низки. Его нервная система приспособлена и урегулирована соответственно сопротивлению. С развитием сознания, напряжение жизнедеятельности увеличивается и, следовательно, сила сопротивления нервной системы должна также увеличиваться. Если это идет параллельно и постепенно, то нервная система, приспосабливаясь, развивается в соответствии с требованиями жизни. Если же развитие внутренних сил идет от случая к случаю, случайно, то нервная система, будучи подвержена действию сильных течений [токов] неподготовленной, заболевает, не оказывая должного сопротивления. Это аналогично тому факту, что когда включается электрический ток в проводнике, не соответствующем его силе, то последний сгорает. Выносливость организма обеспечивается нервной системой, которая расстраивается и разрушается, если подвергается действию внезапного, чрезмерно сильного течения. Появляются функциональные расстройства, воспаления нервов и даже полные параличи. Появляющиеся в сознании расстройства вызывают различные психические заболевания.

Целью системы Хатха-йога является сделать наше сознание зависимым от нашей воли, расширять его систематически, шаг за шагом, и в то же время увеличить и усилить сопротивляемость круговоротной деятельности нервной системы, проводящей постоянно растущую жизнедеятельность и, таким образом, конечной целью является развить до совершенства сознание человека и его совершенное проявление в теле. Индусы называют людей, достигших такого совершенства, "Джаван Мукт" (бог-человек). Наша жизнь несет наш опыт и тревоги, которые дают почву для расширения сознания. Но если мы ищем путь развития ощупью, мы заплатим за наше невежество и неравномерное распределение сил потоком разных болезней. Ввиду того, что болезни возникают от двух разных течений, превалирующих одно над другим, мы должны их разделить на две главных группы: положительные и отрицательные болезни.

Если мы перенапрягаем жизненную силу и расходуем ее в половых излишествах или же в чрезмерных умственных напряжениях, это вызывает усиленное сгорание, тело истощается и впадает в отрицательное состояние, ибо его сопротивление слишком слабо. Такими болезнями отрицательного [характера] [переизбытка] являются туберкулез, хронические воспалительные процессы, аллергические расстройства, желудочные и кишечные язвы и т.п. Неврастении и депрессии также являются отрицательным состоянием. Случается другое: по какой-то причине жизнедеятельность сокращается или отвлекается так, что клетки из-за недостатка контролируемых концентрированных сил становятся дикими, образуя раковые опухоли. Результатом этого является отрицательное состояние тела: причину этого надо искать в истоках, прямо противоположных предыдущему случаю. Это является также причиной того, что люди, склонные к аллергии, очень редко предрасположены к раку. Болезни происхождения положительных сил - острые расстройства, сопровождаемые высокой температурой, например, пневмонии, тонзиллит, невриты, невралгии и те виды инфекционных заболеваний, которые связаны с высокой температурой, как тиф, скарлатина. Существуют болезни и смешанного происхождения, при которых положительные и отрицательные состояния чередуются, например: малярия, или присутствие в теле гноя, когда температура в теле поднимается до 40$, чередуясь с пониженной температурой.

Организм постоянно стремится создать в себе равновесие, например: если наше тело попадает в отрицательное состояние в результате переохлаждения или если оно становится беззащитным против микробов, организм сразу же развивает огромное количество положительных течений для самозащиты, состояние тела становится положительным и мы избегаем высокой температуры. Внезапное превосходство (преобладание) положительных течений вызывает прилив крови и воспаление, но последнее разрушает бациллы, которые накапливаются во время отрицательного состояния и понемногу равновесие восстанавливается. Во время серьезных воспалительных болезней, после того как бактерии погибли и сверхиндукция положительного течения больше не нужна, внезапное изменение получается в отрицательном состоянии [приводит в отрицательное состояние] - температура падает ниже нормальной и пациент, хотя болезнь и прошла, попадает в критическое положение в результате внезапного изменения течения. В таком случае пациенту дают черный кофе или другое стимулирующее лекарство. После положительных болезней появляется нормальное отрицательное состояние периода выздоровления. Маятник после качания вправо сразу же не останавливается, а раскачивается влево и вправо, [и только] после остановится, и раскачивание его соответствует его собственной длине, т.е. его собственному периоду. Если мы получаем слишком много энергии, больше, чем надо, это вызывает [слишком] сильную реакцию и равновесие восстанавливается постепенно. Но если мы сознательно предотвращаем первые неравномерные качания маятника, болезнь вовсе не возникает. Например, если наше тело внезапно охлаждено, если слепым силам природы разрешено действовать во мне, состояние моего тела делается отрицательным. Микробы размножаются, организм, защищая себя от них, создает более мощные положительные силы, появляется температура и болезнь развивается. Но если при внезапной простуде мы умышленно и одновременно создаем больше положительной силы и вводим ее в тело, мы сразу же восстанавливаем равновесие, бактерии не развиваются, болезнь не развивается [не появляется], мы ее предупреждаем.

Мы уже видели физические изменения, которые могут быть вызваны страхом или преобладанием одной силы над другой, но кроме этого преобладание любого вида энергии вызывает длительные психические расстройства, которые влекут за собой острые физические изменения и серьезные болезни, этот факт доказан исследованиями западных психиатров. Гнев, страх, испуг, ревность и подобные отрицательные импульсы подрывают здоровье, разрушают нервную систему и уменьшают сопротивление организма, делая его более восприимчивым к болезням и препятствуя процессу лечения.

В начале 1879 года американский профессор Гельта опубликовал результаты своих опытов в этой области. Он отводил дыхание пациента в стеклянную трубку, охлажденную до минусовой температуры, вызывая его конденсацию. При нормальном состоянии подопытного конденсированное дыхание не давало никакого осадка. Однако через пять минут, когда пациент рассердился, на стенке трубки появился коричневый осадок, указывающий на то, что после внезапного волнения в дыхании пациента появляется определенный химический продукт. Если это вещество извлечь и ввести человеку или животному, это провоцирует волнение. Глубокое горе, печаль вызывает серый осадок. "На протяжении моего опыта и экспериментов, пишет доктор Гольтье, - я пришел к убеждению, что разгневанное, сердитое, подавленное душевное состояние вызывает вредные, ядовитые продукты в организме, в то время как хорошие эмоции и хорошие мысли мобилизуют целебные силы организма." Среди отрицательных эмоций - страх и отчаяние, возможно, являются наиболее разрушительными для нервной системы. Согласно Горацию Флетчеру, страх наполняет нас ядовитой двуокисью углерода и отравляет наш воздух. Это вызывает психические, душевные и нравственные припадки удушья и часто немедленную смерть. Действительно, медицина знает много случаев, когда люди с чувствительной нервной системой от страха падают, как пораженные молнией. Очень интересный доклад на эту тему представил профессор медицины в Австрии "Самую большую опасность, которая может угрожать подрастающему ребенку, представляют страхи его матери". Молодые матери стараются защитить своих детей от каждого сквозняка, запрещают им все, что может научить их мужеству, выносливости, самоуверенности. Такие матери вливают своим детям медленно действующий яд и причиняют им на всю жизнь вред. Мы должны растить наших детей так, чтобы они не знали, что такое страх. Это является наиболее прекрасным и наиболее ценным наследием, которое мы можем дать детям. Вместо этого детей обучают бояться Бабу-Ягу и черта во всех частях мира, детей пугают родители и учителя для острастки и разрушительный механизм начинает действовать на психику ребенка. Принцип самовнушения, действие которого мало знают и недооценивают на Западе, дает ребенку уравновешивание сил, и когда он подрастает, он может противостоять чувству страха, неполноценности (нравственной, половой или профессиональной) сдерживанием этих чувств или подавлением [ликвидацией] их волей; 80% человечества боится. Страх болезни, бедности, несчастья, беспокойство матери, потери любимого или любимой, наконец, страх самого страха. Сколько людей разрушают себе и своим близким жизнь из-за боязни завтрашнего дня, из-за этого не осмеливаются представить себе физический или психический отдых. Большинство людей постоянно готовится к несчастью, ждут неурожайный год и как муравьи трудятся, чтобы защитить себя от них. Их дети страдают от этого и спустя 30-40 лет наказываются желудочными или сердечными расстройствами, атеросклерозом или другими болезнями.

Основное правило Хатха-йоги так великолепно: психическая ясность, не знающая страха даже в мыслях. Упражнения Хатха-йоги замечательно действуют не только на страх, а также и на способности борьбы со страхом. Они представляют каждому базу физического самоконтроля. Тело наше реагирует на каждый физический импульс через нервную систему и систему беспроточных желез внутренней секреции, которые сильно развиты и имеют огромное значение для защиты и сохранения жизни. Различные вегетативные функции, главным образом, зависят от состояния желез внутренней секреции, не имеющих протоков и которые выделяют свои гормоны непосредственно в кровь. Если эту деятельность ослабить, результатом будут болезни, преждевременная старость и смерть. Таким образом волнения и страсти, благодаря своему разрушительному действию на эндокринные железы, являются непримиримыми врагами здоровья.

Наиболее важными беспроточными железами являются: щитовидная, шишковидная, слизистая, половые железы.

Люди с живым темпераментом страдают ранним артеросклерозом и частыми нарушениями в кровяном потоке (кровообращении). Согласно данным научно-исследовательской лаборатории института йоги в гор. Ланавле (Индия), а также и западной медицины, постоянные уныние и меланхолия имеют действие на щитовидную железу, в результате чего может развиться болезнь, подобная базедовой.

Щитовидная железа является первым по порядку защитным механизмом, установленным природой для защиты организма от различного рода отравлений. Вырождающаяся щитовидная железа вызывает разного рода болезни, преждевременную старость и раннюю смерть в то время, как нормальная функция поддерживает нормальное состояние ума, гибкость и эластичность тела до глубокой старости. Эмоциональные состояния очень сильно влияют на гипофиз и на шишковидную железу. Система беспроточных желез играет особо важную роль в системе йоги, т.е. эти железы являются местом определенных центров "сознания", которые йога называет "чакрасами" [чакрами]. Чакрасы являются связующим звеном между разумом и телом.

Если мы знаем, какую роль играют чакрасы в распределении, распространении и сохранении силы и энергии, тогда мы определяем род реакции, которую для поддержания психического состояния должно вызвать в теле действие беспроточных желез. Этим путем мы знакомимся с более сокровенным родством между различными психическими состояниями и разными органами тела, и таким образом можем постичь и осуществить контроль над своим телом. Например, опыт и физические изыскания показали, что образованию почечных и желчных камней обычно предшествует длительный период беспокойства и печали. Внезапный испуг вызывает понос. Долго длившийся страх вызывает хронический катар кишок. Частые волнения прокладывают дорогу сердечным заболеваниям и варикозному расширению вен. Обманутые надежды или неудовлетворенность и тоска вызывают повышенную кислотность желудка и дают подозрение на существование язвы желудка. Длительный страх смерти неизменно ослабляет функцию половых желез. Характерный факт: во время преследования евреев у еврейских женщин вообще прекратились менструации. Это явление об'ясняли принятием ими тайных средств, но позже, во время осады городов у многих христианских женщин развились те же симптомы от постоянного страха смерти. Таким образом, страх смерти действовал, как мудрый регулятор природы, который не допускает производства потомства, пока продолжаются неблагоприятные опасные условия для него.

У мужчин та же причина вызывает импотенцию, но эти симптомы исчезают, если страх смерти прекращается. У мужчин может наблюдаться и противоположная крайность. Таким путем природа восстанавливает равновесие, как в индивидууме, так и в народности.

Чрезмерная чувствительность предрасполагает к туберкулезу, и по этой причине восприимчивость к туберкулезу очень сильно проявляется во время полового созревания. Опыт работы в школе Хатха-йоги показал, что когда пациенту удавалось дисциплинировать свои мысли, он может без всякого насильственного давления жить в полной половой воздержанности, параллельно с лечением, которое он получает. Таким образом, в очень немногих, по-видимому безнадежных, случаях, может быть не достигнуто излечение. Западная медицина также признает связь между чрезмерной чувствительностью [чувственностью] и туберкулезом.

Однако, они считают [однако, считают,], что повышенная половая активность является результатом туберкулеза, в то время как в действительности все наоборот, более чувственные люди предрасположены к туберкулезу. Если западная медицина сравнит статистические данные о психических состояниях, предшествующих различным заболеваниям, она убедится, в достоверности учения Хатха-йоги, а именно, что все расстройства, даже инфекционные заболевания, являются результатом психических причин. Западные врачи качают головами и говорят о микробах, но уже 6000 лет назад Хатха-йоги в Индии знали, что непосредственной причиной болезни является микроб и несмотря на то, что у них не было микроскопов, они знали, что такое микробы, и что с ними не могут успешно бороться только те, чье сопротивление понижено, или тот, кто предрасположен к данному заболеванию.

Оба эти условия являются результатом неправильной психической деятельности или состояния.

Хатха-йоги, которые несколько тысяч лет назад создали индийскую медицинскую науку, известные ученые, как Аюр Веда, писали на специально приготовленном [обработанном] пальмовом листе: "Причинами, ускоряющими болезни, являются мириады крошечных, невидимых созданий. Они, вместе взятые, представляют собой ни что иное, как тело злого духа, и они могут нападать только на человека, который сам открывает щель в своей собственной душе".

Это примечательно еще и тем, что великий европейский мастер-врачеватель Парацельс учил чему-то очень похожему: "Лучшей защитой против каждой болезни является благородный разум"... Основная мысль та же самая. Существуют две группы врачей: одни скептически относятся к теории психического возникновения нарушений и болезней, другие - сторонники теории возникновения болезней на основе нарушения работы психики. В трудах всемирно известных психологистов [психологов] есть утверждения, полностью согласовывающиеся с учением йогов. Вот отрывок из книги "Психика - это все", написанной известным специалистом по нервам [заболеваниям нервной системы] и гипнозу д-ром Волгази: "68 случаев гипнотического воздействия, изученные доктором Робертом Хейлингом и Гансом Гольфом, доказывают, что с помощью психического влияния могут быть вызваны стимулирующие, самоизлечивающие процессы в организме, но они не могут быть вызваны сознательно пациентом, так как их курс и контроль требуют наиболее точных технических знаний и примеров, а также использования специальных инструментов". Все авторы соглашаются, что их исследования доказывают, что всякая реакция организма имеет в виду самозащиту, включая готовность бороться с микробами и инфекцией и непосредственно зависит от психического состояния. У индивидуумов, страдающих психической депрессией, или у здоровых людей после гипнотического внушения состояния депрессии, способность крови защищаться против тифозных бацилл заметно уменьшалась, и сама кровь претерпевала изменения. Когда же пациенты были подвержены самовнушению, ведущему к счастливому состоянию духа, все контрольные эксперименты показали возросшие возможности для самозащиты. Другими словами: "психическое влияние внутри определенных человеческих границ эффективнее, чем медицинское, химическое или токсическое воздействие".

Могут ли быть еще более веские доказательства, подтверждающие утверждения индийских йогов? Даже на Западе наблюдаются люди, непредрасположенные к болезням. Они иммунны. Это означает, что у данного индивидуума положительные и отрицательные (защитные) течения находятся в полном равновесии и что сопротивление таких людей болезни достаточно сильно и готово к любой атаке. Хатха-йоги не побеждают микробов при помощи химикатов, они знают, что бесполезно убивать микробов, если сопротивление пациента остается низким, ибо пока оно будет низким, микробы будут продолжать размножаться снова и снова и может появиться еще другой болезнетворный агент и атаковать организм. Йоги предупреждают болезни поддержанием равновесия, или, если оно уже нарушено и болезнь уже есть, восстанавливают равновесие течений, необходимое организму. Таким образом, организм побеждает болезнь благодаря своей собственной силе и возвращается к полному выздоровлению.

Равновесие между двумя течениями полное, когда наше душевное состояние совершенно спокойно. поэтому мы должны начинать с приведения в порядок духа. Если я, кусая твердую корку хлеба, ломаю зуб, имеет ли это связь с психической причиной? Да, нервная система непосредственно воздействует на систему желез, вырабатывающих гормоны, которые непосредственно зависят от психического состояния индивидуума, а содержание кальция в костях и зубах, а, следовательно, и их прочность зависима от количества и качества гормонов, циркулирующих в нашей крови. И если зуб поврежден и хрупок - это имеет психическую первопричину. А как же насчет несчастных случаев? Если кто-нибудь падает с лестницы на пол, расшибленный и контуженный - имеет ли это психическую первопричину? Да. Но эта первопричина лежит за пределами сознания.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.