Авторы:

Патриция Девис. Астрологическая ароматерапия

Глава 1. С чего все началось
Глава 2. Основы ароматерапии.
Глава 3. Как разобраться в карте рождения
Глава 4. Солнечные знаки и ароматерапия
Глава 5. Боги небесные
Глава 6. Прогулка по домам
Глава 7. Жизненные циклы.
Глава 8. Растения и планеты
Глава 9. Ароматерапевтические смеси и знаки зодиака
Глава 10. Как свести все воедино.
Глава 11. А что же дальше?

Эта книга посвящается Эвелин Беджис, подруге, астрологу и выдающемуся тарологу

Все, рожденное в некий момент времени,
приобретает качества этого момента времени.
Карл Юнг
Глава 1. С чего все началось
С чего все началось? Как объединились астрология и ароматерапия?
Вместо того чтобы пытаться прямо ответить на эти вопросы, приглашаю вас
в путешествие во времени. В какое именно время, не знаю, но на много тысяч лет
назад. Так усядьтесь или улягтесь поудобнее, и давайте отправимся в те времена,
когда мир был юн.
Представьте, что вы сидите на склоне холма под небом, усыпанным
сияющими бриллиантами звезд. Вы в том прекрасном юном возрасте, когда человек
уже не ребенок, но еще и не взрослый. Спиной вы опираетесь о пологую скалу, а
рядом — старейшина племени, возможно, ваши дедушка или бабушка. Сегодня
взрослые впервые взяли вас в ночной дозор, и вы слегка волнуетесь, но и
гордитесь этим. Далеко внизу с трудом можно различить хорошо укрытые жилища, в
которых спят ваши соплеменники... слабый отблеск костра, огонь в котором
поддерживается всю ночь, чтобы отпугивать хищников, и на котором женщины рано
утром быстренько что-нибудь сварят; зима еще не кончилась, и горячий отвар из
зерен или ягод согреет и придаст сил: ведь предстоит весь день провести,
добывая пропитание, — кому-то на охоте, а кому-то, собирая всякие съедобные
растения.
Большая Луна низко висит над горизонтом, и, помолчав, старуха, сидящая
рядом, спрашивает: «Как ты думаешь, дитя мое, через сколько дней будет
полнолуние?» Вы задумчиво вглядываетесь в серебристый свет: «Дня через три,
наверное». «Неплохо, дитя мое, неплохо. Я думаю, через четыре, но ты молодец.
Когда полнолуние наступит, нужно будет проверить все копья и отправить
пятерых-шестерых охотников сторожить днем и ночью, ибо это будет уже четвертое
полнолуние после дней тьмы и самой долгой ночи, а значит, стада бизонов очень
скоро вернутся в долину».
Вы киваете. Вам не нужно объяснять, как важно добыть побольше бизонов
во время их миграции. Ведь на ногах у вас бизонья шкура, она же защищает и ваше
жилище, а жареное бизонье мясо — лучшее, что вам доводилось пробовать. Лениво
срываете вы травинку и растираете ее между пальцами, вдыхая острый аромат. Ваша
мудрая спутница его тоже ощущает и ворчит: «Эй, зачем губишь травку? Она —
хорошее лекарство. Вот мы лучше соберем немного да отнесем твоей матери — пусть
ка высушит поутру. Только всю траву не обрывай, она к следующей Луне
разрастется, и тогда нарвем много. Она всегда здесь вырастает, когда вот эти
звезды встают над вершиной самого большого холма... Видишь их? Вон те, что
похожи на голову быка?» Вы поднимаете голову, следя взглядом за ее пальцем, и
точно — различаете в небе голову животного.
Все это, разумеется, лишь художественный вымысел, однако весьма близкий
к исторической правде, и этому есть немало свидетельств. На стоянках древних
людей, которым более 37 тысяч лет, найдены кости животных с нацарапанными на
них фазами Луны. В некоторых древних захоронениях вместе с человеческими
останками найдены лечебные травы. По окаменелой пыльце их удалось
идентифицировать: ни много, ни мало 22 растения, которые и сегодня используются
как лекарственные, «захоронены» вместе с тем, кто, очевидно, был знахарем.
Образ жизни некоторых народностей, и доныне живущих в тесном единении и
гармонии с природой, позволяет нам заглянуть в очень отдаленное прошлое и
получить какое-то представление о том, как жили наши далекие предки. Таких
народностей осталось совсем немного, и, к счастью, в начале прошлого столетия
были проведены антропологические исследования.
Конечно же, главной помощницей человека в определении времени была Луна.
А первыми часами человечества, разумеется, — Солнце: по нему день отделяли от
ночи и одно время года от другого, ведя отсчет от дней солнцестояния и
равноденствия. Однако при подсчете промежутков времени более долгих, чем день,
и более коротких, чем год, неоценимой помощницей оказывалась все же Луна. Если
вы, к примеру, знали по наблюдениям или помнили, что животное, мясо которого
ваши соплеменники употребляют в пищу и на которого всегда охотятся, регулярно,
раз в четыре месяца, мигрирует через ваши края, то куда легче считать
полнолуниями, чем отсчитывать 116 дней. Ведь от этого знания зависит, будете ли
вы сыты и одеты или останетесь, голодны, раздеты и без крыши над головой (в
буквальном смысле). То есть, в конечном счете, от этого зависит ваша жизнь. Не
менее важным было и знание, где и когда найти нужные растения, как съедобные,
так и лекарственные. И все эти знания передавались устно из поколения в
поколение.
Где и в какое время можно найти то или иное животное или растение,
определяли и по звездам, и по созвездиям, что так ясно и ярко светят именно в
небе Африки — этой уже признанной колыбели человечества. Связь между появлением
в определенной части неба того или иного созвездия и периодически
повторяющимися событиями на Земле постепенно становилась частью коллективной
памяти племени и его стратегии выживания. А когда отдельные племена
охотников-кочевников и собирателей растений стали оседлыми и принялись пахать
землю, те же самые наблюдения помогали им предсказывать дождь и важные перемены
в погоде и определять, когда и что лучше всего сеять.
Нам неведомо, верили ли наши далекие предки в то, что именно Солнце,
Луна и звезды — альфа и омега всех событий на Земле, или же просто пользовались
небом как часами и календарем.
Между этими знаниями и астрологией — долгий путь. Но кое-какие основы
остались неизменными, например, синхронизация земных событий относительно
положения Солнца, Луны и звезд. Каким образом подобные наблюдения
выкристаллизовались в то, что теперь мы называем астрологией, не знает никто.
Но, безусловно, ясно одно: между теми костями, на которых были нацарапаны фазы
Луны, и первыми сведениями об астрологии прошли тысячелетия — за это время
зародилась и развилась речь и люди расселились в городах.
Высушивание ароматических растений для использования в лечебных целях
еще очень далеко от ароматерапии в ее современном понимании, но в основе ее —
древние представления человека о том, что определенные растения обладают
лечебными свойствами. На той же благодатной почве расцвела и целая система
врачевания — фитотерапия (траволечение), которая много тысяч лет служила людям
единственным источником лекарств и частью которой является и ароматерапия. Не
случайно эти два искусства, или две науки — поскольку обе дисциплины включают в
себя элементы и науки, и искусства — развивались параллельно в древнейших
цивилизациях. Оглядываясь назад, на тот огромный промежуток времени, что
зовется историей человечества, мы видим, какие прорывы оно делало в своем
развитии с изобретением, скажем, письменности или колеса, навсегда изменивших
ход истории. Видим мы и периоды высокоразвитых цивилизаций, когда самые разные
дисциплины достигали расцвета. Некоторые идеи зародились как будто одновременно,
и это, безусловно, верно в отношении медицины и астрологии.
Например, та система знаний, которую мы теперь зовем астрологией,
зародилась на Среднем Востоке около 1650 года до н. э. Не забывайте только, что
прежде чем те или иные знания превратились в систему, они использовались на
протяжении долгого времени, возможно, даже, передаваясь из поколения в
поколение сначала в устной традиции, а уж потом и в письменной. Каменные
таблички, датируемые примерно 2000 годом до н. э., свидетельствуют, что древние
египтяне и вавилоняне делили небо на 36 секторов, по 10° каждый. Около 700 года
до н. э. вавилоняне уже применяли понятие зодиакального круга, хотя включали в
него гораздо больше созвездий, чем мы теперь: прошло еще 200 или более лет,
прежде чем Зодиак обрел привычный для нас вид из 12 знаков. И примерно тогда же
древнеперсидские астрономы объединили 12 разных созвездий в круг, отведя
каждому свой «участок» в 30°, с которыми мы работаем и сегодня. Вы, конечно,
заметили, что я сказала «астрономы», и не оговорилась, ибо в те времена еще не
делали различий между астрономами и астрологами.
Как мы знаем из истории, в те далекие века люди приравнивали планеты к
богам и наделяли их огромной силой и властью, называя эти планеты
«управителями», или «властителями», определенных знаков. Некоторые термины",
бывшие тогда в широком употреблении, дожили и до наших дней и применяются в
современной астрологии, хотя система верований с тех пор заметно переменилась.
Каждая последующая цивилизация приспосабливала названия планет к именам богов
своего пантеона, а поскольку нынешняя цивилизация почитает себя наследницей
древних греков и римлян, то, естественно, до нас и дошли имена олимпийских
богов.
Вскоре, после того как Зодиак обрел тот вид, который знаком нам,
великий грек Гиппократ стал учить, что между астрологией и искусством
врачевания есть прямая связь. Хотя, как я уже говорила, прежде чем любая сумма
сведений и наблюдений превратится в систему знаний, должно пройти долгое время
— время практического применения, отбора и развития. Гиппократ был
врачом-холистиком (от греч. holos — весь, целый, объемный) и рассматривал
человека как единое целое, а не просто как совокупность отдельных органов,
настаивая на необходимости лечить не симптомы, а выискивать истинную причину
любого заболевания. Он применял и описывал разнообразнейшие лекарственные
растения, включая и те, что составляют неотъемлемую часть современной
ароматерапии: кориандр (кинза), тмин, фенхель, ладан, мирра, роза и тимьян
(чабрец). Его сочинения свидетельствуют и о том, что связь между знаками
Зодиака и определенными частями человеческого тела, признанная ныне, была
хорошо изучена в те времена. И уже тогда он рекомендовал воздерживаться от
операций на органах и частях человеческого тела в дни, когда через
знак-управитель этих органов и частей проходит Луна. Это он разработал теорию о
четырех темпераментах: холерическом, сангвиническом, флегматическом и
меланхолическом, которая вплоть до XVII века служила основой любого лечения.
Темпераментам, как и знакам Зодиака, соответствовали четыре стихии:
холерическому — огонь, сангвиническому — воздух, флегматическому — вода,
меланхолическому — земля.
Насколько важна та связь, которую Гиппократ выявил между астрологией и
лечением, понятно из его высказывания: «Кто приступает к лечению, не приняв в
расчет движения звезд, тот просто глуп». Сильно сказано, не правда ли?
На учении Гиппократа выросли целые поколения врачей, и многие оставили
после себя труды, написанные на основе и под влиянием этого учения. В первую
очередь, это — Диоскорид, живший спустя 400 лет после Гиппократа, и Гален — еще
одним поколением позже. Греки по происхождению, оба работали в Риме и оба
оставили обширные труды по лекарственным растениям, включавшие и практические
знания по астрологии. Когда в V веке н. э. Римская империя рухнула, многие
греческие и латинские тексты были переправлены в Александрию, в знаменитую
Библиотеку, и позднее переведены на арабский. Именно цивилизации арабов,
зародившейся около VI века н. э., и ее наследникам мы обязаны дальнейшим
развитием сложной системы и астрологических, и медицинских знаний, дошедшей до
наших дней. Переняв эти знания у предыдущих цивилизаций, арабы развили,
дополнили и систематизировали их.
Из всех великих врачей-астрологов древности самую важную роль в
развитии ароматерапии сыграл Абу Али аль-Ху-сейн Ибн Абдаллах Ибн Сина, более
известный в Европе под именем Авиценны. Именно его имя долгое время связывали с
изобретением метода дистилляции эфирных масел из растений. Археологические
раскопки, правда, свидетельствуют, что примитивная перегонка существовала и до
него, но он усовершенствовал метод, применив охлаждающий змеевик. Одно мы знаем
совершенно точно: те эфирные масла, которые известны нам и которые Шекспир
называл «все ароматы Аравии», были впервые получены в Персии во времена
Авиценны. Родился он в 980 году н. э. и был одним из тех, кого мы теперь зовем
«человек Ренессанса». Он обладал энциклопедическими знаниями — от законов
ислама до поэзии, от музыки до метафизики, от логики и математики до медицины и
астрономии. Был он и алхимиком и, возможно, в процессе алхимических опытов
натолкнулся на способ получения эфирных масел. Осталось немало его работ, среди
них и стихи, и философские повести, но два главных труда его жизни — это «Канон
врачебной науки» — энциклопедия теоретической и клинической медицины в 5 частях,
и «Китаб аш-шифа» — «Книга исцеления», в которую вошли не только описания
более 800 лекарственных растений и способов их применения, но и подробные
наставления по различным видам массажа и мануальной терапии, а также
рекомендации по диетологии и рациональному питанию, любыми из которых можно
пользоваться и сейчас.
Итак, по общему признанию, астрология и ароматерапия зародились на
Среднем Востоке и Средиземноморье. Однако это вовсе не означает, что они не
могли возникнуть и развиваться параллельно в иных частях света.
Этот важнейший исторический период, около 2000 года до н. э., всплывает
вновь, когда мы обращаем взоры к Индии и Китаю. В обеих странах к этому времени
существовала уже хорошо развитая собственная система фитотерапии и полным ходом
шло развитие астрологии. И если в основе китайской астрологии лежали несколько
иные принципы, то у индийской ведической системы очень много общего с
европейскими традициями, — возможно, вследствие тесных контактов с греческой
культурой во II веке. Ведическая астрология всегда была неотъемлемой частью
аюрведической1[1] медицины и таковой остается и в наши дни.
В Северо-Западной Европе есть свои памятники — свидетели цивилизации с
высокоразвитыми математикой и астрономией, существовавшей в этих местах ни
много ни мало как за 2000 лет до появления первых письменных свидетельств
вавилонской астрологии. Речь о знаменитом мегалитическом памятнике Стоунхендж.
Увы, за отсутствием каких-либо записей о нем, мы можем лишь предполагать, что
построен он был для астрономических и религиозных, или ритуальных, целей, и
колоссальные усилия, затраченные на его постройку, и сама архитектура этого
огромного дольмена говорят, по-видимому, о том, насколько важны были для его
строителей наблюдения за небесами. С трудом верится, что люди, способные
сделать строгие расчеты не для чего-нибудь, а для постройки столь точной
обсерватории (а все говорит в пользу того, что Стоунхендж по сути является
именно обсерваторией), не имели письменности. Скорее всего, «бумагой» им
служила древесная кора или иной непрочный материал, за прошедшие тысячелетия
попросту не сохранившийся в холодном, влажном климате. Ясно одно: эта
колоссальная постройка служила для наблюдения за небом, в частности, за Солнцем
в дни солнцестояний. Но не зная точно, верили ли наши далекие предки во влияние
движения небесных тел на происходящее здесь, на Земле, мы можем лишь
догадываться, почему наблюдение за восходом Солнца в дни летнего солнцестояния
было столь важным для строителей мегалитов.
Впрочем, каковы бы ни были их цели, они обладали обширными знаниями в
математике и астрономии, и, вполне вероятно, в конце эры мегалитов часть этих
знаний попала в Междуречье (Месопотамию), где была записана на каменных и
глиняных табличках, которые в теплом, сухом климате сохранились и донесли до
нас сведения о начале традиционной астрологии. В Египте столь же хорошо
сохранились папирусы с рецептами травяных лекарственных сборов, благодаря чему
мы теперь можем видеть, как на протяжении тысячелетий астрология и медицина
развивались, превращаясь в ту систему знаний, которую мы находим в трудах
Гиппократа, Галена и Авиценны.
Именно их труды, особенно Гиппократа, Галена и Диоскорида, в переводах
с латыни получили распространение в средневековой Европе и легли в основу
тогдашней медицинской и астрологической практики. Некоторые из первых
европейских «Травников» представляли собой просто перевод более ранних текстов,
и только позднее такие исследователи, как Бэнк и Джерард в Англии, Монард,
Маттиоли и Шарль де Леклюз в континентальной Европе добавили к ним собственные
наблюдения. К этому времени астрология и медицина переплелись достаточно тесно,
и врачи, прописывая пациенту лечение, учитывали звездное время не только его
появления на свет, но и возникновения болезни. Английская королева Елизавета I
обратилась к знаменитому астрологу Джону Ди, чтобы он предсказал ей наиболее
благоприятное время коронации, и с тех пор постоянно пользовалась его услугами.
Он предупредил королеву и о походе испанцев с их «Непобедимой армадой» (правда,
этот прогноз мог быть и не совсем астрологическим, поскольку Ди «по
совместительству» был еще и шпионом!).
Астрологам следующего поколения выпали счастье возвести астрологическую
медицину на вершину развития, но и печаль узреть первые признаки ее упадка.
Самым известным среди них был Николас Кулпепер: благодаря ему мы знаем, что,
чем и как лечили в Англии XVII века. К сожалению знания наши не получили
практического воплощения: его объемистый труд «Травник», в котором не только
каждое описанное растение «привязано» к определенной планете, но и приведено
множество других астрологических наблюдений, так и остался невостребованным.
Зато другая работа — «Об астрологической природе заболеваний», изданная
в 1655 году и суммирующая знания и методики, возникшие и развившиеся за
минувшие века и даже тысячелетия, до сих пор остается классическим справочником
по астрологической медицине. Кулпепер делает четкое различие между отваром или
настоем из лекарственной травы, которые каждый может приготовить себе сам, и
«химическими маслами», теперь называемыми «эфирными». Эти масла готовятся
аптекарем, обладают куда более сильным действием по сравнению с отварами и
настоями, и Кулпепер всячески подчеркивал, что пользоваться ими следует с
осторожностью и знанием дела.
Значение книг Кулпепера еще и в том, что они были написаны по-английски,
а значит, всякий, кто знал грамоту, мог их прочесть и получить сведения о
лекарственных растениях, астрологии и практическом лечении. Тот факт, что
Кулпепер был не врачом, а простым аптекарем, только подлил масла в огонь, когда
на него с яростной критикой набросились члены Королевской коллегии врачей.
К тому времени в медицине уже начали применять некоторые нерастительные
препараты, порой весьма ядовитые. Например, сифилис лечили ртутью, погубившей
больше жизней, нежели само заболевание. К тому же врачи стали пренебрегать
астрологическим подходом к лечению, столь широко применявшимся прежде. Чем
более медицина отворачивалась от природы, тем далее она отходила и от звезд.
В некоторых общественных кругах нападкам стала подвергаться и сама
астрология. Вильяма Лилли, великого современника Кулпепера, не однажды
заключали в тюрьму по обвинению в государственной измене, а также за
предсказание будущего: он предсказал — и довольно точно — Великую чуму и
лондонский пожар. Во время разбирательств его даже обвинили в том, что пожар он
якобы сам и устроил, дабы его предсказание сбылось.
К концу XVII века астрология в целом, и медицинская в частности,
окончательно впала в немилость, по крайней мере в Англии, хотя в некоторых
университетах Европы ее еще продолжали преподавать. Общество стал раздражать и
сложный, символический, загадочный, нередко вводящий в заблуждение язык
астрологии, разработанный еще в средневековый период, и ее связь с алхимией.
Начиналась эпоха Просвещения с ее приверженностью науке, логике и ясности. В
медицине развитие хирургии и знание анатомии вытесняли старое учение о
темпераментах. Знание о лекарственных растениях, конечно, сохранилось, но по
большей части на уровне деревенских знахарок и ведуний, а их к тому же нередко
отправляли на костер, обвинив в ведьмовстве. Великих мыслителей уже не влекла к
себе астрология, к ней все более и более относились как к предрассудку.
Ситуация изменилась лишь к концу XVIII столетия, с выходом в свет в
Англии в 1790 году «Новых и полных разъяснений к оккультным наукам» Эбенезера
Сибли. Астрология вновь стала занимать умы серьезных мыслителей в начале XIX
века благодаря интересу к ней таких «властителей дум» того времени, как Ричард
Кросс Смит, писавший под псевдонимом Рафаэль, и Ричард Моррисон, известный как
Цадкиль. Они организовали в Англии первое астрологическое общество, выпускали
специальные журналы и без устали разъезжали с лекциями. В конце XIX века Алан
Лео ввел в астрологию спиритуалистическое направление и основал Астрологическую
ложу Теософского общества. А вот медицинской астрологии пришлось дожидаться
своего возрождения вплоть до конца XX века.
Начало века ознаменовалось необыкновенным ростом популярности
астрологии: в Англии ей посвящали первые колонки газетных страниц, а во Франции
Рене-Морис Гаттфосс рассеял семена того, что мы теперь зовем ароматерапией. Он
сам и ввел этот термин. Работая химиком в семейной косметической фирме, где
эфирные масла широко применяли как ароматические вещества, он заинтересовался
их лечебными свойствами и принялся исследовать всерьез. Исследования привели к
первой книге по ароматерапии в ее нынешнем понимании. Впрочем, не следует
забывать, что эфирные масла и цветочные эссенции применялись в парфюмерии еще в
Средние века.
Следующим популяризатором ароматерапии во Франции стала Маргарита Мори,
продолжившая труд Гаттфосса. В конце концов она переселилась в Англию, и именно
ее ученикам мы обязаны расцветом этого искусства в англоязычных странах. Другой
важной фигурой стал доктор Жан Вальне, в 1950-х годах работавший военным
хирургом во Французской армии и много сделавший для развития ароматерапии.
Рост популярности холистической (целостной) альтернативной медицины —
ароматерапии, фитотерапии и гомеопатии — совпал с открытием малой планеты Хирон.
Ведь в 1977 году, тогда же, когда обнаружили и астероид, был впервые
опубликован труд Робера Тиссерана «Искусство ароматерапии», в котором свойство
каждого эфирного масла «увязывается» с какой-нибудь планетой. В своей работе
Тиссеран в основном следует «Травнику» Кулпепера.
Тогда же, в XX веке, от основной астрологии отделилось еще одно
направление, имевшее огромное значение для понимания процесса исцеления, —
психологическая астрология. Львиная доля заслуг в этом принадлежит Карлу Юнгу,
дело которого продолжили, среди прочих, преподаватели и писатели Лиз Грин и
Говард Саспортас. Из средства предсказания будущего астрология превратилась в
средство познания личности, и это — главное, что целители-холистики смогли
позаимствовать у астрологии. Уяснив, что движет человеком, можно эффективнее
ему помочь.
Изменилось и наше понимание основ астрологии: теперь уже редко кто из
астрологов считает Солнце, Луну и звезды причинами всех событий на Земле и в
жизни человека. Во всяком случае, понятие «управителя» уже не отождествляется,
как прежде, с богами. Скорее уж предполагается, что некая тонкая энергия, или
«прана», пронизывающая всю Вселенную и нами пока еще до конца не познанная,
способна влиять на нас даже с самых отдаленных звезд.
Человечество проделало долгий путь эволюции и обретения знания, но,
перешагнув рубеж нового тысячелетия, многие из нас вновь вернулись к вере в то,
что небесные тела способны воздействовать на земные события. И мы сможем глубже
понять истинную ценность астрологии, если вспомним слова из Екклесиаста — «что
наверху, то и внизу» — и посмотрим на звездное небо, как на зеркало, отражающее
земную жизнь, а не как на силу, нами управляющую. И, повторю, во многом
благодаря именно Карлу Юнгу и его теории синхроничности мы пошли по пути этого
познания.
Надеюсь, из этой книги вы сможете понять, как мы применяем и недавние
открытия, и те знания о взаимоотношениях растений, планет и людей, которые были
накоплены человечеством за более чем четырехтысячелетнюю историю развития и
просеяны через сито времени.
Принимая традиции и Запада, и Востока, мы можем почитать себя
счастливцами, находящимися в особом, выигрышном положении, так как имеем
возможность вновь объединить два направления, весьма долго неотделимые друг от
друга, но разобщенные в последние три столетия.
Хотелось бы подчеркнуть, что книга эта — не об астрологической медицине.
В основе астрологической медицины лежит составление таблицы на момент начала
заболевания, называемой декумбитурой2[2]. Если этот момент неизвестен, за точку
отсчета берется момент первого обращения к врачу. Кроме того, таблицы
составляются при кризисе в развитии болезни, и на их основе назначаются
лекарства и процедуры. Все это — предмет специального обучения, предполагающий
к тому же основательную первоначальную подготовку по обычной астрологии.
Моя же задача — объяснить вам, дорогие читатели, как действуют
ароматерапевты и как обычные люди, воспользовавшись элементарными познаниями в
астрологии и применяя эфирные масла, могут помочь себе, своим родным и друзьям.
Возможно, вам захочется потом пойти дальше и углубиться в изучение
астрологической медицины, а пока, если вы стремитесь слегка расширить свое
представление об окружающем мире, позвольте поделиться знаниями об ароматерапии
и тем, надеюсь, доставить вам удовольствие.
.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ
Начиная книгу, автор понимала, что читать ее будут самые разные люди:
от профессиональных ароматерапевтов, которые в астрологии не понимают ничего
или очень мало, до опытных астрологов, желающих узнать об ароматерапии
побольше; а также то, что большинство моих читателей будут где-то посередине
между теми и этими: ароматерапевты, имеющие некоторое представление об
астрологии, астрологи, слегка разбирающиеся в ароматерапии, и те, кто применяет
эфирные масла в домашних условиях, интересуется астрологией и хочет знать
больше о том и другом. В зависимости от того, к какой категории относитесь вы,
этой книгой можно пользоваться по-разному.
Для ароматерапевта-профессионала
Введение в ароматерапию вы можете просто пропустить — там нет ничего
для вас нового. Все остальное достойно вашего внимания, причем особенно важны и
интересны главы, посвященные двенадцати знакам Зодиака. Надеюсь, эти сведения
расширят ваши познания и помогут в практике.
Для опытного астролога
А вам, пожалуй, незачем читать главу «Как разобраться в карте рождения»,
в которой даны самые основы и предназначенной для людей, совершенно не умеющих
читать карту рождения. Зато все прочие главы лучше прочесть, даже если многое
из рассказанного вам уже известно. Ведь вы, безусловно, знаете гораздо больше!
Но в каждой из этих глав астрология увязывается с ароматерапией.
Я старалась по возможности избегать некоторых общепринятых
астрологических терминов, особенно «управитель» и «управление». Вместо них я
использовала термин «космическое родство», введенный Джеффом Майо. На мой
взгляд, этот термин гораздо точнее отражает современные представления, хотя у
астрологов-традиционалистов он может вызвать раздражение. Что ж, приношу свои
извинения.
Для вас, мой стремящийся к знаниям читатель
Читайте все! Если вы, ваши родные или друзья пользуетесь эфирными
маслами, то прошу вас обратить особое внимание на главы, посвященные
ароматерапии, и по возможности ознакомиться с дополнительной литературой по
этой теме.

Глава 2. Основы ароматерапии.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.