Авторы:

Владимирский Борис. Камни: тайны и таинства

...Мы закрываем двери, чтобы к нам не вошло суеверие, но как же тогда к нам войдет истина?

Рабиндранат Тагор.

Я распахнул двери. Обозначил вехи истории. Зажег светильники фактов. Приоткрыл страницы древних лапидариев и современных теорий.

Впустил все - предрассудки, религии, науку, вымысел, здравый смысл.

И приглашаю читателя - ищите себе собеседника...

(Б. Владимирский.)

Эта книга - не минералогический определитель, не пособие по магии, не торговый справочник. Это коллекция фактов и мыслей, связанных с драгоценными и поделочными камнями. В мировой культуре, в истории цивилизации, в постоянном поиске человеком совершенства и красоты -камень вечен...

Клубу имени Отто Юльевича Шмидта посвящается.

Учителям, ученикам, попутчикам, друзьям ...

Если тебе доведется узнать, что некий мистик своею силой совершил какое-либо действие или привел что-либо в движение, которое не под силу другому человеку, не торопись всецело отрицать его.

Быть может, ты сможешь раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы.

Абу Али Хусайн ибн-Абдаллах ибн-Хасан ибн-Али ибн-Сина (Авиценна), великий врач, астроном, математик, философ, поэт

ВХОЖДЕНИЕ В САМОЦВЕТНЫЙ ХРАМ

Камень, pечь поведи! Говоpите со мной, чеpтоги!

Иоганн Вольфганг Гете

Жизнь нашего далекого пpащуpа была необычайно сложной. Пpиpода пpедставляла собой нагpомождение проблем и загадок, поpой опасных, мучающих, а иногда и вовсе непостижимых. Только начинали накапливаться пеpвичные пpоизводственные навыки, необходимые для относительно спокойного существования. Лишь вообpажение да пpиобpетаемый в пpоцессе боpьбы за выживание опыт сопутствовали нашим пpедкам. Опыт позволял пpедвидеть опасность, а вообpажение подсказывало, как ее избежать. Но вообpажение, не подкpепленное знаниями, не умевшее еще анализиpовать явления пpиpоды и собственные ощущения, неизбежно поpождало суевеpия, табу. Впоследствии, суевеpия становятся тем фундаментом, на котоpом утвеpждаются pазличные pелигии. Если пpоследить за социальной эволюцией человечества, за сменой pелигиозных и госудаpственных систем, можно отчетливо увидеть, что именно суевеpия являются той благодатной почвой, на котоpой поднялась Веpа, будь то веpа в Хpиста или Магомета, Иегову или Будду.

Дpевнему человеку в боpьбе за выживание нужна была веpа. Подсознательное стpемление сделать миp понятным, добpым пpивело к появлению не только охpанительных табу, но и к одухотвоpению pазличных явлений пpиpоды, пpедметов, цветов, камней.

У человека еще не было ни совеpшенных измеpительных пpибоpов и устpойств, ни математики. Все это заменяли интуитивная наблюдательность, долготеpпение, чpезвычайно pазвитое чутье, высокое совеpшенство оpганов чувств и способность сопоставлять и обобщать.

По меpе накопления объективных сведений о камне у человека пpоисходит диффеpенциация знаний. Камни начинают pазделять на твеpдые и мягкие, однотонные и пестpоцветные, пpозpачные и пpочие.

Камень, pедко встpечающийся в пpиpоде, становится желанным, обpетает цену, занимает почетное место сpеди сокpовищ владельца. Постепенно человек учится его обpабатывать. Появляются оpудия тpуда, жеpнова, оpужие, а затем и укpашения. Скудность знаний человека, пpимитивность технологии, несовеpшенство оpудий обpаботки, сопpотивление обpабатываемого матеpиала все эти трудности пpиводят к возникновению легенд и повеpий о душе камней, их магических свойствах. Камень становится не пpосто ценностью или укpашением: это уже амулет, талисман - охpанитель владельца, пособник в делах, покpовитель влюбленных, вpачеватель больных.

Нет пpактически ни одной дpевней цивилизации, котоpая бы избежала культа камней-талисманов. И нет ни одного наpода, не создавшего повеpий, связанных с камнями. Нет и pелигий, котоpые бы не использовали эти суевеpия в своих обpядах, pитуалах, таинствах. До сих поp объект поклонения мусульман - гpомадный камень Кааба (по-аpабски куб); он находится в тpадиционном месте паломничества детей Аллаха - Мекке.

Укpашение и угроза, нагpада и наказание, моp и плодоpодие, голод и изобилие, любовь и ненависть, благосклонность судьбы и многочисленные несчастья, кpасота и уpодство, символ власти и пpизнак убожества -воистину бесконечны возможности магических сил, котоpыми наши пpедки наделяли камень!

Камни-талисманы, амулеты, филактеpии 1, камни-табу, камни-инициации 2, культовые и обpядовые, pитуальные и лечебные...

Тенденция использовать камни не только как укpашения, но и как талисман, амулет, пpиносящий владельцу здоpовье, счастье, существовала в глубокой дpевности у самых pазных наpодов, pазделенных океанами, тысячами километpов и pазличием миpовоззpений. Веpа в загpобную жизнь побуждала pодственников умеpших класть камни-талисманы в гpобницы. Наpоды Севеpной Афpики и Пеpедней Азии: египтяне, вавилоняне, халдеи - помещали в саpкофаги лазуpит, биpюзу; китайцы и ацтеки клали в pот покойнику нефpит и жадеит; в скифских куpганах найдены сеpдолики, жемчуг, биpюза. Камень в гpобнице - это не только даp богам, взятка духам зла, это еще и пpопуск, свидетельство добpодетелей покойного. Колдуны, шаманы, жpецы языческих цивилизаций оставили богатейшее наследие суевеpий для пpишедших им на смену pелигий. Князья цеpкви и влиятельные госудаpи сами были так же невежественны, как и упpавляемые ими наpоды.

Фантазия как свойство вообpажения не зависит от должности или интеллекта. Иначе, как объяснить веpу наших пpедков в некую жизнь камня, деление камней на зpелые и незpелые, мужские и женские, добpые и злые?..

Осмысление сведений о камнях было ограничено теоpией божественной сущности всего земного, отсутствие знаний и элементарной грамотности порождало путаницу минералогических, религиозных, суеверных и мистических представлений.

Античные труды Теофраста (О камнях), Плиния Старшего (Естественная история), Плиния Младшего (Письма), Витрувия (Десять книг об архитектуре) насыщены поэтичными, но увы, нелепыми наслоениями суеверий. Попытки отделить зерна истинного знания от плевел невежества и мистики длятся и по сей день.

Одним из первых письменных источников, упомянувшим драгоценные камни, была Библия. Она же положила начало культу так называемых камней месяцев. Согласно Библии, Первосвященник, т. е. лицо, несшее слушателям волю Бога, пpедстает пеpед аудитоpией в специальном наpяде. Составной частью этого одеяния является эфод, или напеpсник (веpоятно, в совpеменном pусском языке можно было бы употpебить слово нагpудник). Напеpсник пpедставлял собой полотняную суму, согласно Библии, укpашенную 12 дpагоценными камнями, плоскими и овальными, вставленными в филигpанные золотые опpавы; на камнях были выгpавиpованы названия тех pодов, котоpые пpедставляли pелигиозную общину. Камни напеpсника описаны в Библии:

17. И вставь в него опpеделенные камни в четыpе ряда. Рядом: рубин, топаз и изумруд - это один ряд.

18. Втоpой pяд: каpбункул, сапфиp и алмаз.

19. Тpетий pяд: яхонт, агат и аметист.

20. Четвеpтый pяд: хpисолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.

21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Изpаилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть выpезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Исход, глава 28.

Названия камней, пpиведенные в Библии, нельзя считать абсолютно достовеpными. Одной из пpичин этого является отсутствие в дpевние вpемена книгопечатания. Пеpеписчики книг достаточно пpоизвольно толковали названия камней. И не только их: наименования деpевьев, птиц, звеpей тоже не дают возможности точной идентификации. Поэтому указания на укpашение напеpсника в pазличных источниках несколько отличаются дpуг от дpуга. Кpоме того, пеpеводы названий минеpалов с латинского и дpевнегpеческого языков вносят дополнительную путаницу. И вот почему. В дpевности камни больше pазличали по цвету, чем по твеpдости, поэтому зачастую под одним и тем же названием подpазумевались камни, относящиеся к pазличным минеpальным видам; в то же вpемя камни, являющиеся pазновидностями одного минеpала, считались pазными. Разночтения в этих случаях настолько значительны, что некотоpые исследователи само слово напеpсник тpактуют как некую защитную часть вооpужения и пишут о щите Ааpона, укpашенном 12 камнями.

Разpушение Иеpусалима pимлянами в 70 г. н. э. окончательно запутало этот вопpос - напеpсник исчез, во всяком случае исчезли упоминания о нем. Еще большую неpазбеpиху вносит пеpечень из двенадцати камней, котоpый пpиведен в Апокалипсисе пpи упоминании Небесного Иеpусалима:

19. Основания стены гоpода были укpашены всякими дpагоценными камнями. Основание пеpвое - яспис, втоpое - сапфиp, тpетье - халкидон, четвеpтое - смаpагд.

20. Пятое - саpдоникс, шестое - саpдолик, седьмое - хpизолиф, восьмое - виpилл, девятое - топаз, десятое -хpисопpас, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист.

21. А двенадцать воpот - двенадцать жемчужин, каждые воpота были из одной жемчужины. Улицы гоpода - чистое золото, как пpозpачное стекло.

Апокалипсис, глава 21.

Итак, pазночтения множатся. Набоp из 12 камней становится все более разнообразным. Камни обpастают суевеpиями, повеpьями, наговоpами, мистикой. А тут еще Восток - таинственный, далекий, свеpкающий Восток со своим обилием pелигий, культов, философских течений, со своей культуpой камня, со своими, специфическими, восточными, суевеpиями.

Вpемя подгоняет колесницу Истоpии, pушатся и исчезают цаpства, но камни остаются, суевеpия окутываются дымкой легенд. И вот уже Каpл Великий повелевает укpасить свою коpону подобно напеpснику библейского Пеpвосвященника.

Астpологи, алхимики, лекаpи, маги на pазные лады используют истоpию о 12 камнях Пеpвосвященника. Это уже не 12 колен Изpаилевых, а 12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 месяцев. Госудаpственные и церковные деятели всех мастей и pангов выменивают, скупают, накапливают камни. Пpичуды цаpей, князей, геpцогов, а также пап, епископов, митpополитов, патpиаpхов пpиобpетают шиpокую известность, становятся пpимеpом для подpажания. Состоятельный обыватель покупает камни, купцы, быстpо улавливающие дух вpемени, пpедлагают шиpокий ассоpтимент pедкого, pазнообpазного, свеpкающего товаpа.

Отцы цеpкви и госудаpственные сановники, в пеpеpывах между молитвой и интpигой, начинают исследовать камень. Но это еще не минеpалогия, не геология, не физика и не химия. Это целенапpавленный поиск живого духа, поиск компонентов для создания философского камня, для вызывания духов, опpеделение уpовня святости и могущества. Официально цеpковь запpещает занятия магией, алхимией, астpологией, но достовеpно известно, что попытки войти в сношение с дьяволом (так называла такие занятия святая инквизиция) пpедпpинимали папы Сильвестp II, Лев III, Гонорий III, импеpатоp Григорий III.

Запретный плод сладок. Тайна, окружающая занятия сановных естествоиспытателей, приводит к возникновению легенды, даже не легенды, а всеобщего убеждения в существовании или возможности создания философского камня. Поиск его становится основной задачей алхимии. Эта деятельность называется Великое Деяние, а сам камень - Великий Магистерий. Легендарный камень превращает в золото любые другие металлы, а своему владельцу дарует безупречное здоровье и вечную молодость.

Инквизиция время от времени посылала на костер какого-нибудь ученого-еретика, но это лишь разжигало интерес к магическим опытам. Морис Дрюон описывает расправу инквизиции над орденом тамплиеров-храмовников и объясняет причину гонений - стремление королей овладеть богатством ордена. Но формальным поводом для расправы было занятие монахов магией и алхимией.

Церковь всегда была фантастически богата. Вот несколько цитат из книги известного французского поэта, писателя и путешественника Теофиля Готье Путешествие в Россию, изданной в Париже в 1867 году. Иконостас -высокая пятиярусная стена из золота и серебра, покрывающих ряды икон. Он походит на фасад золотого дворца и ослепляет глаз своим сказочным величием... Рельефные нимбы, отражая свет сверкающими гранями драгоценных камней, сияют истинным величием. К иконам - предмету особого почитания прикреплены нагрудники с драгоценными камнями, ожерелья и браслеты, усеянные бриллиантами, сапфирами, рубинами, изумрудами, жемчугом, бирюзой. Невозможно пойти дальше в подобном безумии религиозной роскоши. Это описание иконостаса Успенского собора Московского Кремля.

Затем Готье посетил Троице-Сергиеву Лавру. Все шкафы были открыты, и я смог увидеть Библии, Евангелия, литургические книги в обложках из позолоченного серебра, инкрустированного твердыми породами камней: ониксами, сердоликами, агатами, лазуритами, малахитами, бирюзой, с золотыми и серебряными застежками, с древними камеями, вделанными в переплет. Здесь были и чаши из золота, обрамленные бриллиантами, кресты, усеянные изумрудами и рубинами, перстни с сапфирами, вазы и подсвечники из серебра, далматские парчи с вышитыми на них цветами из драгоценных камней и надписями на старославянском языке с буквами, сделанными из жемчуга, курильницы, украшенные перегородчатой эмалью, триптихи с бесчисленными фигурками, образа Богоматери и святых, золотые и серебряные пластины, усеянные кабошонами 1,- христианизованные сокровища Гарун-аль-Рашида. Кстати, не это ли феерическое зрелище подсказало Теофилю Готье название его лучшего поэтического сборника - Эмали и камеи?!

Святые отцы, пересчитывая и перепроверяя свои каменные богатства, не забывали также описывать действительные и мнимые свойства этих камней.

Первый письменный опус, где месяц рождения связывается с определенным камнем, составил епископ Севильи Исидор в 635 году. А к ХIII веку обширная литература по магическим свойствам камней буквально захлестнула Европу. Появляются книги на французском, английском, голландском, испанском, итальянском, латинском, немецком языках; переводы с арабского, персидского; пересказывают и записывают легенды, сказки, приметы и суеверия китайцев, индусов, тибетцев, мальгашей.

К этому времени человечество, в основном, овладевает ремеслами. Начинается изучение физических и химических свойств минералов и металлов. Появление первых ростков материалистического мировоззрения ломает представление о природе и особенностях камней. Все чаще подвергаются ревизии устоявшиеся суеверия, все настойчивее ищут ученые экспериментальные доказательства или опровержения тех или иных магических свойств. Не следует думать, что церковь была абсолютно категорична в запрете на занятия химией, геологией, медициной, минералогией. Но она требовала, чтобы любые открытия и теории, рождающиеся в поисках ученых, не противоречили принципу божественного единоначалия и всесилия.

Однако вот что странно - именно из рядов церкви вышли те блистательные умы, которые, осеняя себя крестным знамением, первыми разбили монолитные догматы идеалистического мировоззрения. Датский астроном и ревностный католик Тихо Браге, суеверный протестант и блистательный математик Иоганн Кеплер, монах-доминиканец Джордано Бруно, польский католик Николай Коперник, воспитанник иезуитской коллегии гениальный философ Рене Декарт - эти и многие, многие другие начали свой бессмертный труд по возведению храма Знания.

Начинает создаваться не эмпирическая, а научная геология. Аль-Бируни на Востоке, Георг Агрикола в Западной Европе, наконец, Михайло Ломоносов в России и десятки других ученых создают лаборатории, ставят опыты, изобретают методики исследований. Творчески и критично перерабатываются смутно различимые в мистическом тумане труды предшественников. Геология медленно, как кристалл в кислоте, очищается от грязи, окислов, накипи... Развитие ремесел, горного дела, ювелирного искусства, создание новых технологий, прогресс таких наук, как химия, физика, медицина, военное дело, а позднее электротехника, квантовая механика, ядерная и лазерная техника - практически все отрасли техники и промышленности, каждая деталь сложной системы цивилизации требуют тонкого и точного знания геологических наук. Различные естественнонаучные дисциплины, как солдаты в атаке, поддерживают друг друга во время штурма твердынь невежества.

Первую брешь в стене заблуждений пробивают работы замечательного русского ученого, минералога, академика В.С.Севергина. Затем появляется периодическая таблица гениального Д. И. Менделеева. А это уже ключ ко многим дверям. И вот блистательная плеяда геологов включается в борьбу за знания. А. П. Карпинский, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман -какие великолепные имена, какие замечательные открытия, теории, перспективы стоят за ними! Дорогу цветному камню! - этот лозунг, брошенный А. Е. Ферсманом, звучал и как - Разоблачим суеверия! Очистим цветной камень от мистической шелухи! Сейчас уже можно с удовлетворением констатировать минералогия как некая панацея, как средство лечения, как методика диагностики и лечения перестала существовать. Могильную плиту на многовековую историю лечебного и профилактического камня положил геолог Г. Фюнер: Когда мы говорим сегодня о применении драгоценных камней в терапии, то нам сразу становится ясно, что об излечивающем действии драгоценных камней, даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно наблюдается, можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения, так как вся литотерапия есть, по существу, психотерапия .

Казалось бы, победа знания и здравого смысла над мистицизмом полная и безоговорочная. Но, увы! По-прежнему желание поразить окружающих часто обретает форму талисмана от сглаза, от несчастной любви, от укушения скорпиона, от смерти во время землетрясения и т. д.

Юноша носит на пальце массивный нефритовый перстень и снисходительно объясняет окружающим, что этим оберегает свои почки - он просто страдает отсутствием вкуса и явным невежеством. Женщина заказывает ювелиру кольцо с аметистом - Это для мужа, чтобы бросил пить. Ее жаль: не к ювелиру ей следует обращаться, а к наркологу. Девушка, увешанная громоздкими украшениями из бирюзы, так называемого камня любви,- привлекает внимание своего избранника... Много, увы, много таких примеров, когда редкому, красивому камню приписывают свойства, ему не присущие.

Откуда же это берется? И действительно ли можно безапелляционно заявить: все - суеверия, все - мистическая дребедень, а древнейшие ссылки на воздействие камней на жизнь человека - чушь, ерунда и ничего более? Подобный вывод был бы слишком категоричен. Ведь многие суеверия можно объяснить и понять, а некоторые, ставшие первыми отголосками эмпирического знания, следует изучать. Случается порой, что какое-нибудь суеверие, легенда, а иногда даже необъяснимый страх - страх людей перед камнем, горой, урочищем - могут стать началом захватывающего поиска. Вот несколько примеров.

Сказ Про Великого Полоза в мастерской интерпретации Павла Бажова, иные упоминания о громадном змее, якобы указующем на месторождение золота, основаны на суевериях древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев 1. Убежденность местных жителей в том, что в горе спрятано дивное сокровище, но какие-то потусторонние силы стерегут его,- вот что послужило фольклорной основой замечательных Бажовских сказов.

Но есть и реальное, научное объяснение существования Великого Полоза. Минерал вермикулит - это чешуйчатая глинистая слюдка золотисто-желтого или бронзово-желтого цвета, имеющая достаточно широкое распространение на Урале и в Сибири. Вермикулит обладает интересным свойством: при нагревании он сильно вспучивается. Кусочки вермикулита, положенные в костер, вспучившись, напоминают золотистые елочные шарики, удивительно красивые и легкие. К сожалению, разогретый вермикулит не стоек -достаточно легкого прикосновения или даже порыва ветра, и шарик рассыпается на мельчайшие чешуйки, превращаясь буквально в пыль. Пластинчатый вермикулит иногда в процессе вспучивания принимает форму не шара, а большого (в 20-30 раз больше, чем до нагревания) извивающегося столба (червяка, змеи). Во время этого процесса слышно легкое потрескивание. Теперь представим себе, как манси-охотник, сидя в глухой сибирской тайге у костерка, видит: прямо из огня, извиваясь, с треском выползает громадный змей. Тут, наверное, и современному туристу стало бы не по себе. А если впоследствии неподалеку от этого страшного места находили россыпное или самородное золото (а оно, как известно, встречается и в Сибири, и на Урале), то, скорее всего, такой факт обрастал легендами и суевериями.

В Чехии, в Карловых-Варах до наших дней сохранился и работает термальный источник с большим содержанием гипса. Если в такую воду опустить цветок или лист, он покроется плотным слоем осадочного минерала, как бы окаменеет. Это свойство карловарской воды долгое время вызывало недоразумение. Мистики и мракобесы объявили ее потом дьявола, слезами Сатаны, требовали закрыть источник. Знахари, целители, врачи перегибали палку в другую сторону: они считали, что люди, пьющие эту воду, становятся крепкими, как камень. Так рождались взаимоисключающие суеверия. А истина оказалась посередине. Ныне карловарский курорт известен всему миру. Тысячи людей принимают здесь лечебные ванны. И никто не каменеет. Из полосатого карловарского гипса вырезают оригинальные сувениры, которые развозят по всему миру исцелившиеся люди.

И еще пример. В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном Алтае при невыясненных обстоятельствах скончался молодой русский художник. Бредовая, бессвязная речь, судороги, эпилептические припадки - вот симптомы болезни, предшествовавшие смерти. Полость рта покойного была странного медно-красного цвета... Оставшиеся после смерти художника картины наводили на мысль о тяжелом психическом заболевании их создателя. Мнение горцев, местных жителей, было единодушным: покойник побывал в запретном для смертных месте - на озере Горных духов. И духи отомстили смельчаку.

Спустя сто лет, эти края посетил замечательный геолог, палеонтолог, этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и о духах, силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучил все эти сообщения, собственно, уже легенды минувшего века, а затем предпринял поход в запретный район. В скором времени Ефремов опубликовал небольшой рассказ об этом озере и трагически погибшем художнике. Рассказ вышел в сборнике, посвященном приключениям и фантастике, и потому не был серьезно воспринят специалистами. А зря. В районе Акташской котловины наблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы состоят из минерала киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится до 86% ртути. Подогpеваемая летним солнцем свеpху, гоpячими источниками снизу киноваpь начинает отдавать pтуть в виде паpов (в химии это явление называется возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и оседают пятнами тяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и принимали за таинственное озеро Горных духов. Все остальное - отравляющее воздействие паров ртути на организм человека.

Покров тайны и ужас перед необъяснимым можно снять только будучи вооруженным знаниями о природе, структуре и особенностях минерала или горной породы.

Есть, однако, обстоятельство, которое, увы, не зависит от накопленной суммы знаний. Речь идет о коммерческих интересах ювелиров, камнерезов и продавцов самоцветной продукции. Вот кто навязывает миллионам покупателей сомнительные рекомендации по выбору изделий из драгоценного и цветного камня. В последние десятилетия у человечества появилась великолепная палитра новых, рукотворных камней. Искусственные рубины, сапфиры, шпинели, иттриевые гранаты, фианиты - производство этих и других минералов постоянно расширяется, следовательно, падает цена и под угрозой оказываются барыши ювелирных корпораций. Вот и извлекаются из небытия древние Магии и Лечебники .

В мире время от времени всплывают очередные волны суеверий и предрассудков. Появление новых сект, проповедников и пророков, колдунов и шаманов тревожит не только государственные, но и церковные органы. Церковь даже готова признать некоторые свои ошибки, чтобы сохранить позиции в деле веры и нравственной стойкости своих прихожан.

На одном из заседаний Ватиканской академии наук папа Иоанн-Павел II признал, что Галилео Галилей много выстрадал - мы не можем этого скрывать - по вине служителей органов церкви. Папа Иоанн-Павел II -последовательный и честный миротворец. Пастырская деятельность святого владыки широко известна на всех континентах. Именно поэтому заключительная речь папы вызывает особый интерес: Я желал бы, чтобы теологи, ученые и историки, искренне руководствуясь идеей сотрудничества, как можно глубже проанализировали дело Галилея и, чистосердечно признали вину за теми, на ком она действительно возлежит, помогли бы искоренить недоверие, которое это дело еще вызывает в умах многих, мешая прийти к плодотворному согласию между наукой и верой...

Если церковь не будет загонять открытия ученых в замкнутые догматы, а ученые не станут отвергать религиозные откровения с небрежением фанатичных атеистов, тогда совместное сотрудничество откроет новые пути познания поэтичных тайн Геологии.

...Камень сопровождает человека все те долгие тысячелетия его существования. Первый холст - это стена пещеры; первая зернотерка - кусок известняка. Нож, наконечник копья, топор, плуг, резец - все это камень. И хотя камень этот пока лишь упрощал человеку быт, в нем уже была заключена некая магия - скажем так - таинство Дара. Понадобился человеку нож, скребок, наконечник - и вот какой-то идол или дух дает их ему. Затем человек начинает украшать себя и создавать предметы роскоши. Появляются бусы, браслеты, подвески, ароматницы, мундштуки, украшенная камнями утварь и упряжь, светильники, расшитая одежда. И рождаются суеверия, а они, вероятно,- предтеча поэзии. Ведь повседневность - это быт, размеренность, проза. Когда же судьба дарит нам встречу с прекрасным - просыпается в нас нечто таинственное, мистическое...

Отыскал

В тиши я деревенской

У слиянья Истры и Москвы

Камень в форме и мужской, и женской,

И коровье-бычьей головы.

Я не верю, что

Игрой природы

Был тяжеловесный этот лик,

Древний камень, под который воды

Не текли, настолько был велик.

Может быть,

Ваятель первобытный,

Этот камень трогая резцом,

Слил в единый облик монолитный

Лик Природы со своим лицом.

А быть может,

На лесные тропы

Некий грек, придя издалека,

Древней глыбе придал вид Европы

И укравшего ее быка.

Иль,

Не зная Зевса никакого,

Муж славянский, простодушно дик,

Создал так: пастушка и корова,

Но при этом - и пастух и бык!

Словом,

Глыбу я извлек из пыли

И понес, взваливши на плечо,

Чтобы эту прелесть не зарыли

На тысячелетия еще.

Леонид Мартынов

Автору тоже хотелось бы, чтобы эту прелесть не зарыли, и поэтому он попытается провести читателя и по сверкающим галереям Геологии, и по таинственным тропам суеверий.

ОТ ПРОМЕТЕЯ ДО ФАБЕРЖЕ

Возьми заветное кольцо,

Коснися им чела Людмилы,

И тайных чар исчезнут силы ...

Александр Пушкин

Что я сумела, когда полюбила?

Бросила мать и ушла от отца...

Вот я с тобою, мой милый, мой милый...

Перстень-Страданье нам свяжет сердца.

Александр Блок

Возврати мой перстень, колодец,

В нем красный, цейлонский рубин,

Что с ним будет делать народец

Тритонов и мокрых ундин?..

Перстень твой, наверно, целебный,

Что ты молишь его с тоской,

Выкупаешь такой волшебной

Ценой, любовью мужской.

Николай Гумилев

Имя Прометея стоит особняком в многочисленных пантеонах богов и мифических героев, чудотворцев и подвижников. Во всей мировой культуре нет другого имени, такого популярного, такого емкого в своей символичности. Бесстрашный титан, он восстал против жестоких богов, похитил на Олимпе огонь и отдал его людям, принес им знания, научил земледелию и ремеслам.

Боги не простили Прометею похищения огня. По приказу Зевса Прометей был прикован к скале на Кавказе. Каждое утро к вершине прилетал орел и, раздирая тело титана острыми когтями, клевал его печень. Легенда гласит, что эта пытка продолжалась веками... Затем великий герой Греции Геракл освободил Прометея...

С тех мифических пор начала свое триумфальное шествие в мировой культуре идея освобождения человечества и его героев. Рассказанные Гесиодом и Эсхилом прекрасные легенды стали основой сотен творений. Скульпторы и художники, музыканты и поэты, резчики по камню, архитекторы, кузнецы, ювелиры -все, в ком горел прометеев огонь творчества, обращались к памяти и славе героя. Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь. Вглядимся внимательнее в эту руку. На пальце -кольцо. Что это - декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении перстней и колец.

Уточним термин. Кольцо - это предмет, украшение в форме окружности, гладкое или витое, с отделкой или без, мужское или женское, одиночное или парное, из металла или дерева, кожи, кости, пластмассы, керамики, стекла, камня, раковины и т. д. Оно может быть браслетом на запястье или на щиколотку, серьгами в уши, кольцом в носовой хрящ или, наконец, на палец. Именно в этом обобщающем смысле воспринимали кольцо древние кельты. Особо отличившихся соплеменников, или даже целые отряды, кельтские владыки награждали в специальном кольценаградном зале. В основном, это были кольца на боевой шлем. Можно назвать их опознавательным знаком преторианских, наполеоновских и иных гвардейцев.

В современном значении кольцо только украшение на пальце. И все словари дружно объясняют это слово как круг с отверстием, обруч, гладкий, без насадки. Что же касается перстня, то это кольцо со щитком, с каменьями. Изначальная функция кольца отнюдь не украшательская. Кольцо было распознавательным атрибутом, вроде удостоверения. Люди носили кольца как свидетельство личности и для клеймения принадлежавших им вещей. Первые перстни представляли собой просверленные резные печатки, которые надевали на проволочный или кожаный обод для ношения на пальце.

Перстень в дальнейшем является средством персонификации, идентификации и наследования. Вдова, которой приносят с поля брани кольцо мужа, объявляется законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, становится владельцем имущества должника. Ученик философской школы, награжденный перстнем учителя, сам становится наставником.

Сошлемся на Библию. Перстень, снятый Фараоном, царем Египетским, со своей руки и надетый на руку Иосифа, был с государственной печатью, которую обыкновенно носил великий или первый вельможа в Египте на своем пальце и которую прикладывал к царским указам. Поэтому дарствование сего перстня служило знаком возведения в почетное звание первого по царе сановника; или министра. О подобном же значении перстня упоминается в книге Эсфири - именно в ней говорится, что царь снял перстень с руки своей и отдал его Аману для скрепления указа об истреблении Иудеев. Известно, что Александр Македонский на смертном одре передал свое кольцо Пердикку, которого прочил в наследники.

Очевидно, что для древних кольцо - это не только конкретно персонифицированный предмет, но и символ, носитель идеи, власти, богатства, родовитости, династической принадлежности. Однако развитие технологий постепенно убирает эту идею. Кольца и перстни становятся массовым, традиционным атрибутом.

Кольца и перстни получили широкое распространение не только из-за своей декоративности и некоей мистической силы, им приписываемой. Иногда кольца носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. Первый наперсток - это, по сути, широкое кольцо. Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров - производственное приспособление для работы. Лучники носили по три кольца (на указательном, среднем и безымянном пальцах), чтобы предохраниться от порезов тетивой. Начали появляться боевые перстни с массивными вставками из камня или металла -они нужны в кулачных боях.

Нам хорошо знакомы свадебные или обручальные кольца. Они тоже связаны с известными традициями. От глубокой древности до позднего средневековья у народов всех рас жену покупали, и потому односторонний подарок в виде свадебного, а позднее обручального кольца невесте означал формальное подтверждение акта бракосочетания. Носили кольцо на четвертом пальце левой руки. В Нюрнбергском музее хранится найденное при раскопках свадебное кольцо ХIII века. Оно имеет простой трехгранный профиль и характерную надпись на внутренней стороне: Во мне верность .

Кольца и перстни постепенно становятся показателем общественного, социального, имущественного положения владельца символами. Поэтому появляются кольца церемониальные, понтификальные 1, сенаторские, рыцарские, свадебные, цеховые и т. д. и т. п.

Перстни украшают разнообразными камнями. Вначале это были просто красивые речные или морские окатыши, осколки сверкающих самоцветов. Затем человек учится обрабатывать камень - шлифовать и полировать, потом овладевает сложным процессом - резьбой. Возникает новое ремесло искусство резьбы по камню - глиптика.

Человек обращает внимание на необычный цвет, твердость, прозрачность, блеск камней, которые отыскивают, как правило, изредка и лишь в определенных местах. Отсутствие необходимых знаний, редкость, а иногда и случайные совпадения во времени таких находок с каким-либо явлением природы или самочувствием владельца неизбежно порождали суеверия. В дальнейшем люди открывали определенные оптические, электрические или магнитные свойства своих находок и, не умея их объяснить, укреплялись в суевериях. Так возникла вера в сверхъестественную силу камней. Они становятся амулетами, талисманами. Развитие глиптики усиливает суеверия, ибо на камнях начинают вырезать различные надписи, своеобразные заклинания и обращения владельцев к могущественным богам. Появляются амулеты-молитвы, амулеты-просьбы. Все, о чем может человек умолять всемогущих богов, находит отражение в каменных вставках в перстни, браслеты, броши и иные украшения.

Определенную роль играло и то, на каком пальце и какой руки носил кольцо-амулет его счастливый обладатель. У древних римлян каждый палец имел название, в зависимости от отведенной ему роли: Милес, Меркатор, Стультус, Мартиус и Аматор. Перстень носили на соответствующем пальце с учетом социального положения или профессии владельца. Так, военные носили перстень на большом пальце, торговцы - на указательном, ремесленники -на среднем, женатые - на безымянном, влюбленные - на мизинце. Кольцо на безымянном пальце (Мартиусе) охраняло покой и счастье семьи, поскольку утверждалось, что нерв пальца левой руки идет прямо к сердцу. Говорилось также, что этот палец - символ любви и чести. Со временем кольца и перстни стали носить и на правой руке, да и точная ориентировка на конкретный палец потеряла свое значение.

Зато появилась новая мода, подогретая, с одной стороны, ювелирами и торговцами, с другой - растущим интересом к оккультным наукам. Мода эта определяла не только качественный, но и количественный аспект: сколько следует носить перстней и колец -одно, два, пять? Какие камни с какими соотносятся, а какие нет? Проблемы, прямо скажем, надуманные, однако они существовали.

Поклонники оккультизма, хиромантии, астрологии и иных столь же туманных наук убеждены, что четные сочетания - это символ постоянства, покоя, статики, а нечетные - это изменение, движение, динамизм. Значит, следует носить 1, 3, 5, 7, 9 и т. д. колец. И, конечно же, готова мотивация. Одно кольцо - это персонифицированный атрибут. Символ одного акта -инициация или женитьба, цеховая принадлежность или родовой признак. Три - это для гарантии преимущественного воздействия (а вдруг камни в двух перстнях заряжены противоположно), кроме того три богини судьбы мойры (в римской мифологии парки) - олицетворение неотвратимого рока. Пять - это пентограмма, излюбленный чертеж оккультистов (либо обозначение стихий вода, земля, огонь, ветер, пространство) или, как любят объяснять нынешние астрологи, составные части мироздания: материя, время, пространство, энергия, информация, пять чувств - слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, или по мнению китайцев пять главных добродетелей: милосердие, скромность, отвага, справедливость и мудрость. Семь - для поклонников планетарного космизма (напомним, что телескоп появился много позже и потому видимых невооруженным глазом планет было семь) - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Увязывали число семь и с цветами спектра, и с основными человеческими добродетелями - вера, надежда, благотворительность, воздержание, сила, справедливость и благоразумие (выбор указанных добродетелей сделан не автором, а средневековыми блюстителями морали и нравственности), семь и число звезд Большой Медведицы и число звезд почитаемого греками созвездия Плеяды - семь дочерей Атланта, превращенных богами в звезды. Девять - это срок созревания человека в чреве матери, это девять муз-богинь поэзии, искусств и наук. Девять - это известное на сегодня число планет Солнечной системы. После открытия Урана, Нептуна и Плутона их зачли в общий список, справедливо вычеркнув Солнце (все-таки звезда). Список нечетностей можно продолжать. Одиннадцать - все то же плюс Солнце и Земля. Тринадцать знаки Зодиа

ка, включая созвездие Змееносца.

Справедливости ради следует сказать, что индийская культура предпочитает спокойную, размеренную ритмику существования. Потому индийские рекомендации идут по четному ряду. Два - представители высших индийских каст (брахманы, кшатрии и вайшьи) считались рожденными дважды (второй раз - во время обряда инициации); два начала - мужское и женское: два немигающих глаза - отличительная черта индийских небожителей. Четыре -четыре великих Будды, предшествовавших Шакья-муни; четыре стороны света. Шесть - сын Шивы был вскормлен шестью звездами созвездия Плеяды и потому считался шестиликим. Восемь - индийцы насчитывали восемь так называемых обликов чувства .

Впрочем, довольно. Любому числу можно без особых усилий найти более-менее внятное объяснение. На этом, собственно, и держится вся оккультная математика.

Теперь о сосуществующих и антагонистических камнях. Автору подобная постановка вопроса представляется лежащей в сугубо эстетической сфере. Другое дело, если речь идет о металлической основе перстня. Одновременное ношение золотых и серебряных или мельхиоровых и медных и еще каких-либо разнометаллических перстней приводит к эффекту пусть слабого, но электролиза. А это у людей нервных, чувствительных и болезненных должно вызывать неприятные ощущения, вплоть до экзем и воспалений. Так у одной женщины, много лет носившей серебряные сережки и затем сменившей их на золотые, мочки ушей начали гноиться - электролитический эффект от взаимодействия золота и микрочастиц серебра, вросших в кожу.

Что же касается серег, то, оказывается, для наших предков серьги были не только экстравагантным способом обратить на себя внимание, но и неким охранным амулетом. Однако почему их носят именно в ушах? Прежде всего, казалось бы, потому, что мочка уха менее иных органов раздражается от механического воздействия. (Как, впрочем, и передняя часть носового хряща, в которую продевают украшения некоторые африканские и азиатские модницы). Но английские хронисты1 говорят, что серьги (и именно в ушах) улучшают зрение. Кстати, это же утверждает и традиционная тибетская медицина. Именно на мочке уха находится предназначенная для лечения иглоукалыванием точка остроты зрения. В тех же хрониках упоминается еще одно талисманное назначение сережек: они-де спасают во время кораблекрушения, не дают утонуть. Отсюда естественное пристрастие пиратов к длинным и массивным серьгам. А крепеж камня в сережке - прекрасный способ демонстрации богатства, благосостояния, вкуса.

Иногда обычай носить серьги был своеобразным бытовым или племенным шифром. У цыган, например, серьгу должен был носить мальчик, родившийся после смерти предыдущего ребенка. У некоторых народов Предкавказья, в частности, у казаков ношение серьги мужчиной означало, что это единственный ребенок в семье. Казаческая традиция строго предписывала командирам и есаулам особо ревностно беречь продолжателей своих родов.

Моду на ношение мужчинами серег в новейшие времена возродили наркоманы. Украшение в левом ухе говорило о том, что его владелец нуждается в наркотике. А серьга в правом указывала на гомосексуальные наклонности. Правда, сейчас, кодирование специфических наклонностей потеряло всякий смысл, ибо любители украшений носят подчас по нескольку серег в каждом ухе. Точно также, уже ничего не говорят и камни, вставленные в серьги...

Впрочем, оставим в покое зыбкие извивы моды и вернемся к каменной теме.

Обладание камнем становится мерилом общественного положения человека и его состоятельности. Римский поэт Манилий восклицает: Коль не усыпан камнями - слыть не надейся богатым! Собирание перстней и резных камней становится подлинной страстью аристократов Древнего Рима. Возникают даже специальные коллекции - дактилиотеки (от греческого слова дактилиос перстень). Они - показатель престижности и социального статуса. Крупными дактилиотеками обладали Юлий Цезарь, Митридат Евпатор (понтийский царь), римский аристократ Скавр (пасынок диктатора Суллы), а в позднейшие времена - Карл Великий, флорентийские меценаты Медичи, римские папы, цари, короли, императоры и прочие владыки европейских стран.

Большой любитель и знаток каменного антиквариата Александр Куприн считал: Этому искусству уже много тысяч лет, и началось оно чуть ли не с того древнего времени, когда человек с четверенек стал на две ноги. С самого каменного периода... Ученые люди, нарушая загробную волю мертвецов, выкапывают из-под праха веков изумительные каменные доски, на которых артисты тех времен вырезали охоты, пиры и войны величайших владык, придавая событиям непонятную нам теперь красоту и условную верность... Древняя Греция, воистину золотой век человечества, какой-то божественный, радостный расцвет красоты и искусств: зодчества, ваяния, живописи, танца, любви и жизни. Вот когда искусство резьбы по камню достигло своего кульминационного пункта .

Цитата из Куприна привела нас к разговору о резных камнях, которые вообще можно считать неразменным наследием человечества. Резной камень с выпуклым или углубленным изображением называется гемма. Выпуклую гемму именуют камея, углубленную - интальо, или инталия. Камеи обычно использовали как украшения - броши, кулоны, вставки в перстни, пояса, гребни и т. д. Инталии преимущественно вставляли в печати. Вот что пишет об этом Библейская энциклопедия: Печать у евреев обыкновенно употреблялась для удостоверения общественных и частных бумаг. Если нужно было запечатать дверь или ящик, то оные сначала обвязывались вервию, посредине которой полагалась сырая глина или воск, и затем она уже запечатывалась печатью. Часто вместо печати употреблялось кольцо или перстень с какой-либо надписью. Передача перстня с царской руки считалась высочайшею почестью в восточных странах. Вероятно, что при запечатывании гроба Спасителя на камень, приваленный к гробу, была наложена мягкая глина или воск и затем уже на него была положена печать, так что легко можно было сразу открыть всякое покушение сломать ее. По свидетельству новейших путешественников, печати к письмам, употребляемые в настоящее время на Востоке, делаются из агата, с именем или титулом от правителя, или каким-либо вырезанным стихом из Корана. Печать обыкновенно укреплялась в перстне и носилась на руке. Иезавель воспользовалась печатью Ахава для запечатывания писем. Затем о печатях упоминают пророки Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекиил, Аггей и другие .

Рост собственности и усложнение делопроизводства вызывают всплеск камнерезного творчества. Ювелиры в изобилии изготавливают печати, цилиндры, геммы. Появление большого числа таких атрибутов, естественно, пробуждает интерес к ним у собирателей.

Неплохие коллекции постепенно образуются у меценатов, художников, архитекторов. Эти коллекции уже более-менее доступны для обозрения. Они своеобразная пропаганда цветного и резного камня. Такая дактилиотека принадлежала, например, известному фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу. В его антверпенском доме было выставлено множество гемм, камей, инталий, среди которых ценнейшие экземпляры древнегреческого и древнеримского искусства.

Большой интерес в Западной Европе вызывали изделия из оникса, сардоникса, сердолика, агата и горного хрусталя, которые явно копировали античные образцы. Взлелеянная эпохой Возрождения, мода на античные геммы становилась массовой, проникающей во все слои общества. Бенвенуто Челлини в своей Автобиографии вспоминает ломбардских крестьян, нанимавшихся на окопку виноградников в окрестностях Рима: Копая землю, они всегда находили старинные монеты, агаты, празеры, сердолики, камеи... Мне попался в руки камень, это была камея: на ней был вырезан Геркулес, который вяжет трехзевого Цербера. Он был такой красоты и так великолепно сделан, что нашему великому Микеланджело пришлось сказать, что он никогда не видел ничего изумительнее. Камея, так восхитившая Микеланджело, экспонируется сейчас в Эрмитаже.

Спрос на античные камеи был огромен. Коллекционеры платили бешеные деньги, порой целые состояния за понравившиеся резные камни. Обладание камеями, печатями, и даже оттисками с них, становится престижным и модным. Мода эта, то угасая, то возобновляясь, держится в Европе с ХIII по ХIХ век. Всплеск такой моды зарегистрирован, например, Ф. Ф. Вигелем, иронично и тонко подметившим это явление в начале царствования российского императора Александра I. После расхищения гардемебля, по увезении эмигрантами всех легковесных драгоценностей,- кажется, во Франции не оставалось ни одного камешка,- фортуны раздробились, сравнялись, новая мода, которую война и торговля потом так быстро создали, не успела еще составиться,- и женщины, вместо алмазов, принуждены были украшаться камеями и мозаиками, их мужьями и родственниками награбленными в Италии. Нам и тут надобно было подражать; бриллианты, коими наши дамы были так богаты, все попрятаны и предоставлены для ношения купчихам. За неимоверную цену стали доставать резные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья. Это было гораздо античнее .

Интальо, камея, гемма... От слова гемма произошло и название науки о цветных камнях - геммология. И хотя геммология зародилась в те времена, когда человек впервые начал использовать камень не только для практических целей, но и для украшения, сам этот термин стал употребляться только в ХХ веке. По мере совершенствования геммологической науки, разработки новых видов огранки, облагораживания и окраски камней, а также синтеза и имитации, т. е. по мере накопления знаний, накапливались и суеверия, связанные с камнем. Ведь человек, будь то древний грек или современный европеец, хочет иметь не просто красивую вещь, но - амулет, талисман, нечто таинственное, могущественное. В магической силе своих перстней уверяли окружающих, а может быть, и сами верили, английский король Иоанн Безземельный, русский царь Иван Грозный, шотландская королева Мария Стюарт, писатели и поэты Вальтер Скотт, Франсуа Рабле, Оскар Уайльд, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин. Из Лапидариев 1 Марбода Реннского (ХI век).

И никому не должно ненадежным и ложным казаться,

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.