Авторы:

Олег Торсунов. 3акон кармы

Эта тема сейчас очень популярна и о ней стараются говорить многие, хотя не все понимают, что термин «закон» обозначает, что ничего не нужно изобретать. В этой теме все уже изобретено Ведами. Тем не менее, многие учёные пытаются по-своему трактовать эту тему, что вносит в умы людей полную неразбериху. Особенно плохо, если, что-то изучив в этом вопросе, но не разобравшись в нём до конца, серьёзные люди пишут на эту тему популярные книги. Поэтому с самого начала хочется сказать, что я постараюсь осветить эту тему так, как она представлена в Ведах, естественно, настолько, насколько позволяют мои познания.

Слово «карма» с санскрита переводится как деятельность. Но caнскритское слово «деятельность» имеет гораздо более широкое значение, нежели русское. В основном понятие карма правильно понято нашим читателем. Карма обозначает, что любая деятельность, выраженная в поступках, в словах, и даже в мыслях будет иметь свои последствия. В зависимости от того, сколько пользы или вреда несет наша деятельность окружающим людям, ровно столько мы будем от нее страдать, или наоборот, испытывать счастье. Этот мир устроен так, чтобы все законы справедливости совершенным образом и в полной мере выполнялись. В этом мире нет сил зла, так как всё существующее в нём предназначено для того, чтобы научить нас правильно понимать, в чём заключается наше счастье. В мире, в котором мы живем, существуют два основных вида учёбы:

- через осознание как правильно жить;

- через страдание.

Есть ещё один вид учёбы - это беспричинная милость Бога и святых людей, которая проявляется независимо от того, заслужили мы её или нет. Но это уже не вопрос темы «закон кармы, так как здесь, действует совсем другой закон - закон божественной милости.

Все силы, которые существуют в нашей Вселенной, в соответствии с этими двумя основными видами учёбы живых существ также поделены на две большие группы. Одни из них предназначены для того, чтобы помочь нам научиться, другие наказывают нас, если мы не хотим извлекать из своей жизни должных уроков. Те люди, которые поняли этот закон, всеми силами стараются изучать, как правильно жить и воплощать эти знания на практике. Все остальные же живут, плывя по течению, и совершают те же поступки, что и все люди вокруг них, искренне думая, что так жить правильно. Однако законы кармы не смотрят на большинство. Они будут нас наказывать в соответствии со справедливостью, а не в соответствии с общественным мнением. Поэтому, чтобы во всём, наконец, разобраться и понять, как правильно жить, я предлагаю Вам углубиться вместе со мной в изучение закона кармы.

Судьба

Наша судьба складывается из наших прошлых желаний и поступков. Все они фиксируются в тонком теле, где ничто не пропадает и не забывается. Затем все желания человека осуществляются, и он получает воздаяния за свои поступки. Всё это происходит не сразу после того, как они возникают, а через некоторое время. Кроме того, одной жизни не хватает для того, чтобы осуществилось всё, что должно с нами произойти. Поэтому нам приходится отвечать за свои желания и поступки; идущие также не только из прошлой жизни, но и многих жизней до этого.

ВОПРОС: А сколько жизней мы прожили?

ОТВЕТ: Мы живём вечно. Однако жизнь этой Вселенной циклична и продолжительность одного цикла, хоть и огромна, но ограничена- Поэтому в этой Вселенной мы прожили определённое количество жизней, быть может, даже с самого начала ее существования. Другими словами, многие из нас начали жить в этой Вселенной, согласно Ведам, примерно 311 триллионов и 40 биллионов земных лет или 430.000.000.000 солнечных лет назад. Однако, некоторые из нас попали в неё позже, покинув духовный мир. Кто-то из нас здесь, в этой Вселенной, находится уже давно, и про жил вместе с ней много циклов сё жизни. Это всё описано в Ведах.

ВОПРОС: А мне рассчитали, что я живу уже 5-ую жизнь. Что это значит?

ОТВЕТ: Это глупость. Мы живём бесконечное число жизней и будем жить вечно. Однако, для легкой наживы люди пользуются тем, что мы мало понимаем эти темы, и выдумывают всякие глупости.

Судьба схожа с дорогой, с которой нельзя свернуть. Она ведёт нас путём наших прошлых поступков и желаний с одной лишь целью, чтобы мы во всём правильно разобрались и, очистившись от эгоизма, посвятили свою жизнь духовной практике.

ВОПРОС: Если с этой дороги нельзя свернуть, значит, судьбу изменить нельзя?

ОТВЕТ: Her, это не совсем так. Дорога судьбы никуда не поворачивает на том отрезке, на котором она уже сформирована. Однако, если у Вас поменялся вкус счастья, и, соответственно, изменилась цель в жизни, то, действуя в соответствии с новыми интересами, человек может повернуть эту дорогу, но только её край.

Если мы продолжаем находиться в страсти, но меняем свой вкус к жизни, то дорога судьбы повернётся в сторону. Возможно, когда придёт время, мы родимся на какой-то .другой планете среднего уровня, подобной Земле, или, оставшись на Земле, родимся в другой культуре с другими национальными особенностями.

Если мы решили начать бескорыстную жизнь на благо всех людей и во имя Бога, то край дороги судьбы будет загибаться вверх. И скоро (может, в этой жизни, может, в одной из следующих), в зависимости от длины непройденного жизненного пути, мы попадём на высшие планеты и будем испытывать состояние счастья много сотен или тысяч земных лет.

Если нам захотелось пожить в невежестве, то в результате наша судьба будет направлена на низшие планеты и в этой или одной из следующих жизней мы отправимся в нижние области Вселенной, где жизнь полна невыносимых страданий.

У нас есть возможность повлиять на ход событий. Но для того, чтобы сделать это действительно правильно, нужно иметь знание о том, как сжигать последствия плохих поступков. Приобрести это знание можно, изучая закон кармы не понаслышке, а непосредственно из Вед, и лучше под руководством опытного наставника.

ВОПРОС: А можно ли укоротить эту дорогу?

ОТВЕТ: Можно, но для этого нужно заниматься деятельностью, свободной от влияния всех трёх гун материальной природы, например, повторением Святых Имён Бога или смиренным слушанием святого человека и служением ему.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, примерно на сколько жизней вперёд уже намечены события в нашей судьбе?

ОТВЕТ: У всех по-разному. У одного человека на сотни, другого на тысячи, у третьего всего на одну жизнь. Чем меньше дорога судьбы, тем быстрее мы можем сжечь все свои грехи и стать святым человеком. Поэтому один становится святым за одну жизнь, а другому на это требуется сотня жизней или больше.

ВОПРОС: Из Ваших слов я понял, что практически все люди будут страдать столько, сколько им отмерено, а всё хорошее, что мы сделаем, повлияет на наши будущие жизни. Такое объяснение меня что-то не очень вдохновляет.

ОТВЕТ: На самом деле всё гораздо сложнее и интереснее. Наша дорога судьбы - это отражение в нашем тонком теле всех наших поступков и желаний. Для того, чтобы все они осуществились, природа устроила так, что мы. имея тонкое тело, живём под непосредственным влиянием на нас окружающего мира. Весь окружающий мир постоянно взаимодействует с нашим тонким телом. На нас могут влиять как силы, идущие с высших планет (гуна благости), так и силы со средних планет типа Земли (гуна страсти) На нас также действуют и силы возмездия, приходящие с низших! планет {гуна невежества). Все они влияют на нас циклически, в соответствии с законом циклического материального времени, о котором мы с Вами уже говорили. Поэтому, если мы совершили какой-то поступок, то последствие его мы ощутим в то время, когда планеты займут определённое положение относительно Земли, Все планеты движутся по своей орбите, постоянно влияя на общее психическое состояние Земли. Они взаимодействуют не только с Землей, но и с нашим тонким телом. Каждый раз, вставая в определённое положение относительно Земли, планеты контактируют с тонкими телами каждого из нас, влияя на наше настроение, наши желания и наши поступки.

Этот контакт зависит не только от положения планет, но также и от состояния нашего тонкого тела. Если у нас нет грехов, то плохие положения звёзд не будут взаимодействовать с нами. С другой стороны, все хорошие сочетания планет будут взаимодействовать с тонким телом безгрешного человека, принося ему ощущение счастья. Если же настроение, которое возникло при каком-то положении планет, связано с нашими прошлыми плохими поступками, то это немедленно отразится на нашем тонком теле, и подобный резонанс причинит страдания.

В первую очередь от нежелательного взаимодействия с планетами у нас испортится настроение.

Затем при более сильном воздействии на наше сознание может проснуться какое-то дремлющее внутри греховной желание. Еще хуже, если это желание в своё время было очень сильным, но обстоятельства помешали его осуществить, и в результате оно догнало нас сейчас.

Такие очень сильные греховные желания практически неуправляемы и могут треножить нас очень долго (месяцы), причиняя нам сильные страдания. Они часто выводят нас из равновесия и заставляют совершать какие-то необдуманные поступки.

Таким образом, наша судьба - это дорога с подъёмами (когда на нас влияют хорошие планеты) и со спусками (когда на нас влияют плохие планеты) или с равнинами (когда влияние хороших и плохих планет примерно уравновешено).

Теперь, коснёмся Вашего вопроса о страданиях. Следует понять один важный момент. Существует только одна сила, которая даёт нам возможность полностью избежать страданий. Эта сила называется «чистое духовной знание». Насколько человек освоил его, настолько высоко он поднимается над дорогой своей судьбы.

Если он живёт .на поводу у своих низменных желаний и наклонностей, то, находясь в невежестве, человек боронит эту дорогу своей судьбы носом, испытывая массу страданий. При этом он движется по жизни очень медленно. Каждая маленькая кочка дороги судьбы вызывает у него невыносимые муки.

Если человек находится в страсти, то он ползёт по дороге своей судьбы на четвереньках, сильно привязываясь к тому, что с ним происходит и придавая всему этому большое значение. При небольших финансовых проблемах, болезнях, конфликтах он испытывает страдания, думая, что всё это - несправедливость по отношению к нему. Он искренне думает, что если захочет, то обязательно будет богатым. Эта чрезмерная самоуверенность заставляет его сильно напрягаться. Поэтому, если в его жизни встречаются большие препятствия, то он может сломаться и вообще поползти носом, пребывая в унынии. В других случаях, когда фортуна улыбается ему, он, испытывая счастье и возгордившись, может побежать по дороге судьбы, купаясь в удовольствиях. При таком подходе обычно из-за своей жадности, гордости, престижа и желания иметь роскошь и т.д. человек в страсти неминуемо спотыкается и падает, не замечая маленькие препятствия. Так как тяжело видеть, что ты остаёшься у разбитого корыта, то это падение причиняет ему ещё больше страданий. Человек в страсти движется по своей судьбе быстрее, чем тот, кто в невежестве, но на очень больших горках on может застрять надолго. Таким образом, мы видим - дорога та же самая, но страданий у человека, живущего в страсти, гораздо меньше, чем у невежественного. Теперь посмотрим, как пойдёт по той же самой дороге человек, у которого понимание счастья находится в благости.

Человек в благости вдет по дороге судьбы, внимательно изучая, как это сделать правильно. Все препятствия oн принимает с благодарностью, понимая, что всё это заслужил своими прошлыми плохими поступками. Полностью постигая законы кармы, он вручает свою судьбу возвышенной цели. Так он идёт дорогой своей судьбы смело, чувствуя от сил прогресса высшую защиту и поддержку. Веря в закон справедливости, он терпеливо сносит все наказания судьбы. Когда совсем тяжело, он терпит все лишения, не ропща и не проклиная окружающих людей и свою судьбу. Он идёт дорогой своей судьбы с верой в Бога. Молясь и радостно воспевая Святые Имена Бога, он чувствует высокую защиту и, испытывая огромное счастье, становится смелым на этом пути. Поэтому даже тяжёлые препятствия не вызывают у него сильной психической боли и разочарования. Всё это происходит примерно так, как поется в весёлой песне:

«И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». Человек в благости, руководствуясь в своей жизни священными писаниями, способен преодолеть самые высокие преграды и пройти путь гораздо больший, чем те, кто находятся в страсти и невежестве. Поэтому жизнь благостного человека гораздо больше насыщена событиями и переменами.

Тот же, кто полностью осознал смысл жизни, понял, что он имеет духовную природу и постиг свои вечные отношения с Богом, летит над своей судьбой па крыльях духовного знания. Лишь немногие вершины пиков самых тяжёлых событий только слегка касаются его. Тем не менее, у этого человека в судьбе также бывают суровые испытания, но они являются уроками высших сил и не всегда связаны с его прошлыми поступками. Такой человек способен сжечь всю свою карму за одну жизнь и в конце жизни вернуться в духовный мир, где нет смерти и страданий.

Таким образом, мы наглядно видим, что на одной и той же дороге судьбы может быть разное количество страданий у благостного страстного и невежественного человека. Дорога судьбы при этом не меняется, но сильно меняется восприятие мира, и поэтому страданий при благостной жизни может стать меньше.

ВОПРОС: Неужели настрой на события играет в нашей жизни такую важную роль?

ОТВЕТ; Да. Нужно понять, что мы живем, воспринимая этот мир своим умом. В зависимости от контакта ума с теми или иными Гунами, он при одних и тех же событиях испытывает разное коли чество страданий. Гуна благости настраивает человека на счастье и даёт ему знание, как не обращать внимания на проблемы. Гуна страсти привязывает человека к проблемам и гун невежества заставляет человека восстать .против собственной судьбы. Допустим, у человека нет ни рук, ни ног. Если он находится в благости, он примет это как милость Господа и, понимая, что больше делать нечего, начнёт заниматься самоосознанием. Через некоторое время он станет очень нужным для всех и очень мудрым. Находясь в страсти, он будет пытаться в этом состоянии зарабатывать деньги. На этом пути его ждёт много трудностей и разочарований. Невежественный же человек будет всё время сетовать на судьбу, попрошайничать и беспокоить своих родственников и себя.

ВОПРОС: Вы всё время говорите о духовном знании и его могущественной силе. Но не все могут этим воспользоваться. Ведь есть люди, которые вообще слабоумные и не способны понять таких глубоких тем. Как же им избежать страданий?

ОТВЕТ: Часто бывает так, что всю жизнь человеку приходится страдать без каких-либо шансов па облегчение. Однако в этом мире всё может поменяться. Если Вы так беспокоитесь за таких несчастных, людей, то это очень благородно. Любой человек, просто молясь Богу, может передать все плоды этой молитвы другому человеку, достаточно этого искренне пожелать в уме. Ещё лучше, если Вы перед алтарём скажете, что Вы отдаёте плоды своей молитвы этому больному человеку, для того, чтобы ему стало легче жить. Такой поступок достоин самой большой похвалы. ВОПРОС: Зачем вообще в этом случае молиться Богу? Если я правильно выполняю всё, что мне положено, то, согласно закону кармы, я однозначно буду испытывать счастье и приносить всем счастье. Так не лучше ли подумать о том, как правильно исполнять свои обязанности, чем ничего не делать и уповать на Бога? Например, если слабоумный человек или инвалид страдает, то нужно просто помочь ему, и нет смысла сильно философствовать.

ОТВЕТ: Вы говорите отчасти верно. Действительно, если мы будем всё делать правильно, то и мы, и все окружающие нас люди будут испытывать счастье. В результате делать всё правильно вполне достаточно. Однако трудно понять, что значит «делать всё правильно», У каждого человека есть своё понимание, что правильно, а что нет. На этот счёт у нас есть Сверхдуша (совесть), которая подсказывает правильное понимание вещей. Однако не все люди, а только те, кто находятся в благости, способны пони мать голос совести. И даже они иногда ошибаются. Однако за все неправильные поступки придётся отвечать, знаешь ты о том, как правильно поступать или нет. В таком случае, с первого взгляда, в этом мире нет никакой справедливости. Ведь не все же имеют желание изучать писания. Что же нужно нам для того, чтобы все понимали, как поступать правильно? Для этого нужен эталон правильных поступков. В результате сейчас появилось много разных этических законов, которые говорят, что нужно поступать так, а не иначе. Однако, как нам понять, какой из этих законов говорит правду? Самым правильным будет тот этический закон, который выдержал испытание временем. Посмотрите, все, что действительно полезно, люди стараются не забыть и используют. Если серьёзно задуматься, то только священные писания дошли до нас из глубины веков, всё остальное уничтожило непобедимое и справедливое время. Поэтому здравомыслящий человек попробует руководствоваться священными писаниями и, таким образом, научится поступать правильно. Однако, чтобы правильно понимать священные писания, нужно иметь правильный настрой или, другими словами, уважение к их автору. Автором всех священных писаний является Верховный Господь, Он или Сам передал их, людям (как «Бхагавад Гиту»), или через Своих приближенных слуг. Молясь Богу, человек настраивается правильно по отношению к автору священных писаний, и поэтому получает правильный настрой в понимании писаний и, следовательно, в понимании, как правильно поступать. Так он достигает возможности поступать верно. Многие люди склонны самоуверенно руководствоваться только своими соображениями, мы об этом уже говорили, обсуждая гуну невежества. Они не способны понять истину, пока не поменяют свой невежественный настрой.

Таким образом, чтобы научиться правильно поступать, молитва просто необходима. Именно она помогает нам иметь тесный контакт со Сверхдушой (совестью) и не ошибиться, совершая тот или иной поступок..

Некоторые люди думают; «Зачем нам Бог? Просто живи правильно и будешь счастлив». Эти рассуждения ошибочны, так как они не дают человеку возможность понять источник правды. Если человек не верит в Бога, то автоматически не верит и в священные Писания. Поэтому он, даже желая быть праведником, всё же склонен ошибаться и в результате страдать.

Необходимо знать, как относиться к ударам судьбы

Мы не должны чрезмерно переживать по поводу гибели наших близких и родственников, поскольку это вызывает страдания у души, оставившей уже ненужное тело. Тонкие тела двух близких людей остаются связанными, даже после смерти одного из них. Переживания живого человека вызывают сильные страдания у того, кто покинул тело. Такая бессмысленная деятельность, вызы вающая страдания, считается греховной, и за это придётся отве чать. Неправда ли, неожиданная информация, мы то думали сов сем наоборот. Смысл заключается в том, что мы строили по пово ду этого человека какие-то свои планы, возлагали на него какие-то свои надежды. Мы не должны рассчитывать на то, что сможем контролировать жизнь другого человека, ведь в любой момент он может оставить нас. Мы не будем сильно обескуражены смертью близких людей, если выполняем перед ними свой долг. Если мы каждый день желаем всем своим близким счастья, мы не будем так сильно разочарованы, когда кто-то уходит. Возникнет ощущение разлуки, но не будет разочарования. Однако, если кто-то не выполнил, не отдал свой долг родственника, то у него обязательно возникает чувство вины. Человек уходит, а наше тонкое тело привязано к нему. Он, тем временем, уже готов родиться в другом месте. Поэтому у нас постоянно должна быть позитивная связь с близкими людьми. Негативная связь порождает чувство вины, что вызывает мучения. Позитивная связь даёт понимание: "Он оставил меня, потому что пришло время". Выполнивший свой семейный долг после разлуки становится мудрым. Он понимает, что наша жизнь бренна, и поэтому нужно больше думать о душе, а не о теле. Если кто-то плохо относился к своим близким, он в результате трагедии становится несчастным - негативная связь очень тяжело бьёт по сердцу, возникает болезнь. Все разочарования возникают от неправильных идей, живущих в нашей голове.

Чтобы не ошибаться в своих поступках, давайте сейчас разберем, как, согласно ведическим писаниям, поступки делятся на разные категории.

Виды деятельности (кармы) в соответствии с Гунами

В «Бхагавад-гите» описываются три вида деятельности, которые находятся под влиянием гун материальной природы и один вид деятельности, который свободен от этого влияния.

Разберём сначала деятельность, находящуюся под влиянием гун материальной природы:

1. Деятельность в благости всегда приносит здоровье и счастье;

2. Деятельность в страсти всегда лишает свободного времени и приносит с собой болезни тела, праны и ума;

3. Деятельность в невежестве приносит деградацию всех хороших качеств характера и вызывает болезни сначала разума, затем ума, праны и, в конечном счёте, тела.

Признаки трёх видов деятельности (кармы)

Деятельность в благости

Описанная в «Бхагавад Гите» (18.23):

- Выполняется по указаниям священных писании.

- Выполняется без чрезмерной привязанности именно к этому типу деятельности.

- Желание работать всегда появляется из чувства долга, а не из привязанности или антипатии.

Совершается без желания насладиться плодами своего труда, с любовью к труду и на общее, благо.

Описанная в «Бхагавад Гите» (18.26).

- Выполняется без эгоистических наклонностей;

- Выполняется с великой решимостью;

- Человек в благости всё делает с энтузиазмом;

- Не колеблется в успехе и неудаче.

Деятельность в страсти

Описанная в «Бхагавад Гите» (18.24),

- Требует огромных бесполезных усилий;

- Направлена на удовлетворение собственных чувств;

Выполняется из чувства ложного эгоизма;

- Человек в страсти привязан к деятельности, которую он выполняет;

- Привязан к результатам деятельности, которую делает

- Действует из-за желания насладиться плодами труда.

- Выполняя свой долг, он:

- Жаден;

- Завистлив

- Нечист

- Находится под влиянием результата (чрезмерно радуется и печалится в зависимости от исхода).

Деятельность в невежестве

Описанная в «Бхагавад Гите» (18.25)

- Совершается в иллюзии;

- С нарушением указаний священных писаний;

- Без учёта тяжести её отрицательных последствий;

- Связана с применением тайного или явного насилия;

- Причиняет страдания другим живым существам;

- Выполняющий действие движим желанием обмануть.

Человек в невежестве действует:

- нанося людям всевозможные оскорбления;

- в лени;.

- в подавленной состоянии;

- откладывая всё на потом.

Деятельность в благости

Выполняется в соответствии с указаниями священных писаний

Как мы уже говорили, деятельность в благости выполняется в соответствии с указаниями священных писаний. Однако, невозможно всем поступкам, которые мы совершаем, найти аналогию в священных писаниях. Поэтому человек должен, кроме того, советоваться со своим, наставником, который изучает эти писания и также со святыми людьми. Если пока ещё нет возможности иметь отношения с такими людьми и даже нет возможности досконально изучить писания, то нужно поступать следующим образом:

1) Нужно поставить себе цель - найти все эти возможности, после этого Сверхдуша внутри нас будет удовлетворена и даст нам понимание, как нужно действовать. Признаком этого будет яркий голос совести, дающий нам советы.

2) Нужно слушать голос совести и поступать в соответствии с ним. Однако, если желание советоваться с источником истины снаружи не будет сильным, то голос совести постепенно угаснет или превратится в голос корыстных интересов.

3) Нужно внимательно следить за выполнением любого действия. чтобы на каком-то его этапе не упустить отношение к событиям голоса пашей совести.

4) Нужно знать, что голос совести может прийти не только изнутри, но и от окружающих людей, которые как-то связаны с нашими поступками.

Всё перечисленное поможет нам. Но если мы так и не встанем под защиту писаний, то опасность совершить плохие поступки будет становиться всё больше и больше.

ВОПРОС: Мне кажется, что с увеличением опыта человека опасность ошибиться должна становиться всё меньше и меньше.

ОТВЕТ: Так кажется всем, кто привык действовать самостоятельно. И в этом есть здравый смысл. Действительно, чем опытнее человек, тем он лучше ориентируется в ситуации Однако, опытность бывает двух видов

- Опыт, обостряющий чувство эгоизма, возникает только в ре зультате поступков, со вершённых под влиянием собственных суждений. Он приводит к постепенному наполнению разума силой эгоизма, что увеличивает гордыню (чувство собственной значимости) и ведёт к самоизоляции от другого мнения. Это, в свою очередь з приводит к увеличению влияния на разум страсти и невежества.

- Опыт, увеличивающий понимание непостижимости этого мира и, при отсутствии должного руководства, неизбежности ошибочных поступков. Это понимание приходит постепенно, когдa вместо того, чтобы сделать что-то по-своему усмотрению, человек сначала изучает, что по этому поводу думают писания, а затем советуется с людьми, которые серьёзно их изучают.

ВОПРОС: А под защиту каких писаний вставать? ОТВЕТ: Это зависит от Вашего вкуса во взаимоотношениях с Богом. Для разных типов людей Он дал разные писания. Единственное, чего в выборе писаний делать нельзя — это не считаться с голосом своей совести. Если Вы выбираете себе не тот путь, то на душе не будет легко, спокойно и радостно.

Делается без чрезмерной привязанности именно к этому типу деятельности

Человек, настроенный неэгоистично, привязывается к тому, чтобы быть полезным, а не к тому, что он делает. Конечно, у каждого из нас есть определённая природа, и мы должны действовать соответственно тому складу характера, который получили но своей судьбе. Однако, если там, где мы живём, никто не нуждается в деятельности, которую мы привыкли делать, то можно для общего блага какое-то время делать что-то более полезное. Тем не менее, в дальнейшем лучше сменить место жительства, чем заниматься не своим делом. В любом случае человек, находящийся в благости, не испытывает сожаления, кратковременно меняя род деятельности. Если же такое сожаление возникает, значит, присутствует влияние гуны страсти, которое потом может принести страдание.

Желание работать всегда появляется из чувства долга, а не из сильной привязанности к кому-то или антипатии

У бескорыстного человека побуждение работать возникает из желания принести кому-то счастье. Такой труд очистит человека от грехов и принесёт ему и его близким людям счастье. Если же позыв к труду возникает из чувства конкуренции с кем-то или из-за сильной привязанности к какому-то человеку, тогда этот труд не находится в гуне благости, и он обязательно принесёт страдания.

ВОПРОС: До этого Вы говорили, что трудиться нужно, если хочешь кому-то сделать приятное, а сейчас, наоборот, говорите, что нельзя трудиться из чувства привязанности?

ОТВЕТ: Имеется в виду, что бывают симпатии к родным людям в противовес другим. Например, человек может трудиться для Нескольких человек сразу, как врач. Однако, он лечит одних, так как имеет симпатию к ним, а других, наоборот, не лечит, так как к ним симпатии не имеет. Такая деятельность не приведёт к счастью и будет являться причиной страданий.

Совершается без желания насладиться плодами своего труда, с любовью к труду и на общее благо

Желание насладиться плодами труда находится в страсти и приносит страдания. Однако, если мы искренне хотим, чтобы кто-то другой, не имеющий отношения к моей семье, насладился плодами нашего труда, тогда эта деятельность благостна.

ВОПРОС: Выходит, благостные люди не желают добра своим родственникам?

ОТВЕТ: Нет. Наоборот, благостные люди желают счастья своим родственникам, поэтому они трудятся на благо других, совершая, таким образом, пожертвование в благости. Пожертвование в благости - это любое бескорыстное действие. Оно, по закону кармы, приносит счастье не только тому, кто так трудится, но и всем его родственникам. С другой стороны, если человек трудится в корыстном состоянии сознания, желая блага своим детям, то в этом случае его пожертвование будет в страсти и принесёт временный результат. Если дети знают, что папа всегда работает для общего блага, они растут бескорыстными, готовыми всем помочь. Если же дети видят, что все должны трудится только для них, то они вырастают эгоистами. Поэтому тот, кто воистину хочет блага своим детям, будет во время труда думать: «Пусть они также как я, работают на всеобщее благо и растут бескорыстными». В этой связи хочется отметить, что если человек трудится во имя соблюдения божественных принципов и хочет своим трудом удовлетворить Верховного Господа, то такой труд находится ещё выше и быстро очищает человека от грехов. Трудясь так, человек быстро разовьёт в себе все качества святой личности и сможет принести своим детям настоящее счастье.

Можно трудиться или с любовью к труду или с любовью к деньгам. Во втором случае счастья никогда не будет, даже если эти деньги должны пойти на очень благие цели. Воистину, человек должен трудится с любовью к тому труду, который он совершает, и делать это во имя Бога и его справедливых законов.

ВОПРОС: Как думать во время труда о Боге?

ОТВЕТ: На первых этапах, пока нет глубокого вкуса думать о Боге, нужно мысленно повторять его Святые Имена. С первого взгляда этот процесс кажется однообразным, но постепенно человек, практикующий столь возвышенный метод самоосознания, начинает чувствовать, как очищается его сознание.

ВОПРОС: Можно ли просто медитировать на счастье во время работы?

ОТВЕТ: Если Вы ещё не успели поверить в Бога и Вам тяжело повторять Его Святые Имена, то повторяйте «Я желаю всем счастья!». Это очень эффективный способ очищения сознания. ВОПРОС: А можно повторять проще? Например: «Я счастлив»?

ОТВЕТ: Такую фразу лучше не повторять, так как подобный настрой развивает в человеке эгоистическое счастье, которое не приведёт его к самоосознанию. Если мы желаем другим людям счастья, то автоматически сами тоже будем счастливы. Но если мы утверждаем, что сами счастливы, значит, другие люди уже не так уж и нужны, они на втором месте после нас. Если я на первом месте, все остальные на втором, то, как мы уже знаем, это не что иное, как концепция в гуне страсти.

ВОПРОС: Какое благо получает человек, думающий, что он трудится во имя Бога? Ведь это всего лишь мысли.

ОТВЕТ: Труд во имя Бога - это секретный и быстрый метод достижения совершенства. Секретный он потому, что мало кто может его понять. Мысли о Боге настраивают человека на духовный уровень сознания. В результате он очищается не только от тех грехов, которые копит во время работы, но и от какой-то части прошлых грехов. Если человек трудится, всё делая для Бога, то, несмотря на то, что он занимается материальной деятельностью, в действительности ведет себя как святой. В результате такого труда он обретает не любовь к деньгам, а любовь к Богу. Это быстрый метод достижения совершенства, потому что большинству людей сначала нужно избавиться от мате риальных желаний, а затем, очистившись, научиться думать о духовном. Редкий человек осознаёт, что для очищения сознания нужно не отказываться от материальной деятельности, но делать всё для Бога и с мыслями о Боге, не думая о плодах своего труда (зарплате). Такой человек занимает положение гораздо выше «отречённого» монаха, который, живя в храме, думает не о Боге, а о пожертвованиях, которые ему сегодня должны дать.

ВОПРОС: Выходит, все монахи - грешные?

ОТВЕТ: Нет, есть настоящие святые, которые, живя в храме, думают только о Боге и о благе всех людей. Их отличает смиренность, аскетизм, правдивость, милосердие, простота и очень счастливый добрый голос.

Выполняется без эгоистических наклонностей

Эти наклонности очень трудно выявить. Иногда кажется, что у тебя очень хорошие намерения. Есть верный способ определить, как обстоят дела на самом деле.

- Если труд приносит спокойную радость и умиротворение, то это значит, что мотивы правильные.

- Труд, который настраивает на напряжённую деятельность и судорожные мысли об его успехе, находится в страсти, так как имеет внутри себя скрытый эгоизм.

Также следует знать, что человек, который трудится в благости, не строит долгосрочных планов по поводу своих будущих денег.

ВОПРОС: Но без покупок же всё равно не обойтись.

ОТВЕТ: От покупок не нужно отказываться, но не нужно строить для себя строго определённые планы по поводу каких-либо покупок. Мы не знаем точно, как сложатся обстоятельства, и, возможно, средства нужно будет использовать несколько по-другому, нежели мы планировали. Однако, если мы строим планы и горячо хотим их осуществления, то мы переворачиваем свою жизнь с ног на голову. Во-первых, часто мы приобретаем то, что нам не по карману, во-вторых - не приобретаем то, что сейчас нужнее. Так действует на нас гуна страсти, заставляя привязываться к нашим долгосрочным планам, которым чаще всего не суждено сбыться. Мы недооцениваем роль нашей собственной судьбы. Судьба - это не гладкая дорога. В ней у каждого есть свои ухабы, однако, нам всегда кажется, что всё будет хорошо. Если человек строит долгосрочные -планы по поводу использования своих денег, то он уже не может, не думать о зарплате, поэтому любовь к труду автоматически пропадает.

Человек в благости работает с великой решимостью

Решимость всегда проявляется, когда разум с энтузиазмом движется к намеченной цели. Без энтузиазма решимости не бывает. Энтузиазм, как и решимость, копирует тот вкус, к которому стремится разум. Поэтому в зависимости от типа счастья, к которому мы стремимся, энтузиазм будет разной силы. Если решимостъ большая, но зависит от выгоды, обстоятельств, комфорта и т д., то она находится в страсти и приносит, в конце концов, одни лишь страдания. Благостная решимость по своей природе бескорыстна и всегда поддерживается вкусом возвышенного счастья, который возникает не только во время работы, но и после неё. Благостный человек, думая о Боге во время своей работы, испытывает самый высокий вкус, и поэтому он всех да наполнен энтузиазмом. Человек, обладающий такой решимостью, способен трудиться во имя возвышенной цели постоянно и практически не чувствовать усталости.

ВОПРОС: Часто люди, имея корыстные мотивы, могут быть очень энтузиастичны в своём труде. Как Вы это можете объяснить?

ОТВЕТ: Энтузиазм есть и у невежественных людей. Они также могут для совершения какой-то глупости много работать. Однако труд человека в благости имеет свои отличия. Главное его отличие - это стабильное ощущение умиротворения и счастья. У человека в страсти энтузиазм периодически сменяется упадком сил или неожиданными болезнями. Тот же, кто находится в невежестве, вообще принимает за ощущение счастья ту ненависть, которую он испытываем во время своего труда к окружающим людям. В результате этот невежественный энтузиазм ведёт к одним только страданиям.

Он всё делает с энтузиазмом

Люди в страсти делают с энтузиазмом только то, что им выгодно, в результате они лишаются главных плодов труда:

- друзей;

- семейного счастья;

- здоровья;

- покоя.

Те же, кто находятся в благости, наоборот, все эти вещи приобретают и способны делать с энтузиазмом всё, что приносит людям счастье.

ВОПРОС: Некоторые люди, как Вы говорите, пытаются что-то делать для других людей с энтузиазмом, но затем оказывается, что они всё это делали против людей. Например, мы в своё время поворачивали реки вспять, а затем за это расплачивались. Что Вы скажете но этому поводу?

ОТВЕТ: Это подтверждает тот факт, что в любой деятельности мы должны руководствоваться священными писаниями. Такое руководство даёт полную гарантию, что ошибки не будет, и поэтому можно смело действовать, ничего не боясь. Однако, любое действие нужно совершать внимательно и стараться во время его выполнения не нарушить законов священных писаний. Что же касается вопроса с реками вспять, то в Ведах написано, что природа создана очень гармонично, и мы должны стараться беречь эту гармонию, а не нарушать её. Точно также и человеческий организм лучше всего лечить, стараясь воссоздать в нём изначальную гармонию. Если мы будем «изобретать заново велосипед», например, пытаться придумать свой способ, переваривания пищи, то ничего хорошего не получится. Подобная деятельность всегда будет приводить к одним лишь страданиям, и никаких компромиссов здесь не бывает. Если люди изучают Beды, то они глубоко понимают эту тему, и никакая современная научная разработка не собьёт их с толку.

Поэтому наш энтузиазм в деятельности должен быть основан не на собственных измышлениях, а на правильном понимании фактов, взятых из писаний.

Не колеблется в успехе и неудаче

Все наши колебания - это всегда колебания разума. Неустойчивость разума возникает из-за слабости веры в то счастье, к которому мы стремимся. Сильный разум может сильно поверить только в большое, настоящее счастье. Но предварительно он изучает, что это счастье - именно то, которое ему нужно, и что оно истинно. Слабый же разум способен сильно поверить во что угодно. Человек в страсти час ю колеблется. Его колебания - это признак определенного уровня разумности, которая, хоть и способна отвергнуть ненужное, но еще не имеет трезвости принять нужное. Невежественный же человек вообще не колеблется. Он, приняв что-то на веру, стремится к своему, даже если это может принести ему гибель.

ВОПРОС: Выходит, разум разумных мало чем отличается от разума сумасшедших. Ведь и те, и другие, как я понял, ведут себя фанатично?

ОТВЕТ: Наоборот, разница прямо противоположна. Фанатики или неразумные люди, привязываясь к какой-то идее, не способны глубоко понять её вкус. Они просто видят, что многие люди этим интересуются и, заражаясь их энтузиазмом, следуют этим путём. Однако, такие люди отличаются очень большой склонностью находиться в двойственности. Все они считают, что правда бывает только такой, как у них, а все остальные не просто заблуждаются, а имеют враждебные суждения, с которыми нужно сражаться. Разумные люди, прежде чем глубоко принять какую-то идею, серьёзно изучают её. Они решают, нужно им это или нет только после того, как почувствуют её вкус.

Таким образом, если разумный человек принимает что-то всерьёз, это значит, что вкус этой идеи действительно велик.

Все перечисленные признаки деятельности в благости являются правильным направлением на путеводной карте нашей судьбы. Два других типа деятельности, которые мы сейчас будем разбирать, - это ухабы и препятствия на пути к счастью. Сама по себе благостная дорога ровная, но она очень узка. И те люди, которые склонны хоть немного отклоняться от неё, будут в своё время получать от своей судьбы всевозможные удары.

Деятельность в страсти

Деятельность, требующая огромных бесполезных усилий

Oщущение счастья откупленной вещи зависит от наполненности этим счастьем наших чувств. Чем чувства сильнее наполнены счастьем, тем большее ощущение счастья к нам приходит. Способность чувств наполняться силой счастья примерно одинакова как у бедных, так и у богатых людей. В связи с этим интересно знать, что если бедный человек ест какую-то простую пищу, то, так как его способность чувствовать вкусовые качества пищи не избалована, он все свои чувства наполняет счастьем. Точно также богатый человек, кушая изысканную пищу, наполняет полностью счастьем все свои чувства. В зависимости от того, сколько человек сделал добрых дел, он живёт на том или ином уровне достатка. Однако, независимо от уровня достатка, способность наслаждаться внешними материальными объектами у всех одинаковая. Тем не менее, люди в страсти искренне думают, что те, кто живут богаче их, наслаждаются больше. Эта мысль заставляет страстного человека сильно трудится только для того, чтобы перейти на более высокий уровень благосостояния, чем он имеет. Так как этот уровень благосостояния ему не положен по судьбе, то, чтобы на него выйти, требуется очень тяжело умственно или физически трудиться. В результате человек, невыносимо трудясь, насыщает чувства счастьем. употребляя в пищу очень дорогие продукты. К любому удовольствию рано или поздно наступает привыкание. Так очень быстро человек привыкает питаться этими продуктами. В результате чувства от этого дорогого питания наполнены счастьем ровно настолько же, насколько они наполнялись раньше от дешёвого питания. Другими словами, труда стало больше, а счастья осталось столько же. Но работать всё больше и больше человек не может. Таким образом, сильное желание жить на более высоком уровне благосостояния рождает очень напряжённую деятельность. Но все эти титанические усилия напрасны, так как не приносят с собой счастья больше, чем мы уже имеем. Подобный труд в Ведах называется чрезмерными усилиями для достижения бесполезных целей.

ВОПРОС: Вы меня не убедили. Я хорошо работаю, но и хорошо отдыхаю. Я устроил в моей квартире всё так, как мне правится. А если бы я работал меньше, то этого бы не получилось. С другой стороны, некоторые лентяи живут очень плохо и не могут купить даже дешёвую конфетку своему ребёнку. Из Ваших рассуждений выходит, что мы испытываем одинаковое количество счастья?

ОТВЕТ: Вы меня не совсем поняли. В моих рассуждениях не шла речь о лентяях, которые находятся в невежестве, и, естественно, их удел нищета и страдания. Благостный человек любит труд, и поэтому его дети не останутся без сладостей. Однако его коренное отличие от того, кто находится в страсти, заключается в том, что для него счастье исходит не из обстановки в квартире, а из той любви, которую он отдаёт окружающим людям. Естественно, что у него тоже есть определённая простая обстановка в квартире, но гостям в его квартире находиться гораздо приятнее, так как в ней всё пропитано гостеприимством. С другой стороны, у него нет привязанности иметь вещи лучше, чем есть. Эта привязанность всегда возникает в результате присутствия зависти к материальному счастью других людей. Эта зависть может выражаться в желании жить модно: «Чтобы всё было как у всех. Неудобно с такой устаревшей мебелью приглашать гостей. Дети должны чувствовать себя не хуже других». Все эти мысли являются скрытым страстным желанием гнаться за более высоким уровнем счастья. В результате такого настроя у детей вместо хороших качеств характера воспитывается жадность. Затем, вместо желания помогать пожилым родителям у них возникает к ним потребительский настрой. Человек в благости тоже хорошо работает и хорошо отдыхает. Однако его понимание хорошей работы - это счастливый труд. В понимании страстного же человека - это тяжелый труд. Для невежественного человека хорошо работать - это ничего не делать и иметь деньги. И страстный, и невежественный человек от неправильного настроя на деятельность и неправильных мотивов к деятельности по закону кармы 6удут испытывать страдания. Благостный же человек, совершая наполненную счастьем деятельность, с каждым днём все больше и больше будет очищать своё сознание. Так он будет жить с чувством все нарастающего счастья.

Направлена на удовлетворение собственных чувств

В удовлетворённости или неудовлетворённости наших чувств есть один секрет. Если человек пытается удовлетворять чувства других людей, то его чувства автоматически становятся удовлетворёнными, ровно настолько, насколько все окружающие люди благодарны. Когда человек своей деятельностью пытается удовлетворить Бога, то от этого чувства ещё больше наполняются счастьем. Однако, когда человек пытается удовлетворить свои чувства, то он настраивается эгоистически и приносит всем окружающим людям одни лишь беспокойства. В результате, удовлетворяя свои чувства с помощью эгоистического настроя, невозможно их насытить или удовлетворить. Этот секрет знают немногие, поэтому так много неудовлетворённых людей.

ВОПРОС: Но те, кто пытаются удовлетворить других людей, в конечном счёте, тоже удовлетворяют свои чувства. Не обманывает ли себя тот человек, который вместо того, чтобы удовлетворять свои чувства напрямую, пытается это делать через других?

ОТВЕТ: Хоть через себя, хоть через других. Если мы хотим удовлетворения себе, то настрой будет всё равно эгоистическим, ив результате, кроме неуважения и недовольства, мы ничего не добьёмся. Если эгоистически настроенный человек делает что-то для других, то это всегда вызывает у него ощущение, что эти люди должны тоже что-то сделать для него. В результате, от такой благотворительности появляются склоки и раздоры. Поэтому счастлив только тот, кто не желает удовлетворения для самого себя и даже боится подумать об этом. Однако он знает, что если все будут счастливы, то и он автоматически будет счастлив.

ВОПРОС: Выходит, что не нужно желать себе счастья? ОТВЕТ: Человек должен желать себе счастья от исполненного долга перед людьми и Богом. С другой стороны, если ему не хочется делать это бескорыстно, то он должен знать, что хоть желай себе счастья, хоть не желай, всё равно счастья не будет. Таким образом, зачем себя обманывать и заниматься глупостями? Сейчас очень многие психологи настраивают людей на то, что надо считать себя счастливым, уважать себя и желать себе счастья. От этого человек ещё больше становится эгоистичным. Сначала при таких настроях он пытается закрывать глаза на то, как к нему относятся на самом деле и испытывает некоторое удовлетворение. Но затем, из-за высокого самомнения ему становится очень трудно жить и сотрудничать с окружающими людьми.

ВОПРОС: Значит, выходит, что себя не нужно уважать? ОТВЕТ: Уважать себя нужно, без этого невозможно быть счастливым. Однако уважение к себе должно быть основано не на ложном эгоизме (ложном чувстве собственного достоинства), а на истинном эгоизме (истинном чувстве собсгвенного достоинства). Если человек уважает себя за то, что он приносит всем людям счастье, то такое самоуважение не вызывает внутренней деградации. В этом случае чувство уважения к себе не идёт вразрез с совестью и стремлением к смирению. Больше того, человек, который уважает себя правильно, уважает в себе смиренность и совестливость. Такой человек позволяет себе ругать себя за неправильное поведение и не приходит от этого в уныние. Наоборот, самокритика заставляет его действовать и менять себя к лучшему. Если человек уважает себя просто потому, что себя нужно уважать, то вскоре он становится эгоистичным, гордым и бессовестным.

Выполняется из чувства ложного эгоизма

Чувство собственной значимости или ложного эгоизма - это, всего лишь животный инстинкт. Это чувство испытывает каждое животное. Например, когда оно метит или защищает свою территорию. Человеческая жизнь предназначена для очищения сознания, поэтому животные наклонности не принесут нам счастья. Например, если человек во время работы настроен эгоистично и противопоставляет себя сотрудникам, думая о них негативно, сплетничая или гордясь собой, то, кроме неприятностей, такое поведение ничего не принесёт.

ВОПРОС: А что делать, если сотрудники так настроены?

ОТВЕТ: Если мы сами настроены правильно, то неправильный настрой сотрудников не будет сильно беспокоить нас. Позитивный настрой даёт возможность контактировать с положительными чертами характера даже негативно настроенных окружающих нас людей. Однако позитивный настрой - это не дешёвая вещь, и чтобы он был, нужно много трудиться над собой.

ВОПРОС: Каковы признаки позитивно настроенного человека?

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.