Авторы:

Наталья Бурханова. Бюджетная система РФ


1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;
10) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
11) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
12) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
12) иные бюджетные полномочия.

20. Финансовое планирование
С помощью финансового планирования осуществляется управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов, объектом которого являются фонды денежных средств.
С помощью финансового планирования достигается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.
Любой финансовый план решает задачи по организации управления финансами в определенном звене управления.
В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, которые создаются на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
На всех уровнях власти перспективное финансовое планирование осуществляется в целях:
1) обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;
2) прогнозирования объемов финансовых ресурсов;
3) прогнозирования финансовых последствий программ;
4) определения возможности реализации различных мер в области финансов.
На основе показателей прогноза экономического и социального развития государства разрабатывается перспективный финансовый план, в котором содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Составляется перспективный финансовый план на три года по показателям бюджета, на каждый год он корректируется на показатели уточненного прогноза социально—экономического развития государства.
Сводный финансовый баланс – баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Он охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, которые расположены на определенной территории.
Составление сводного финансового баланса – это подготовительный этап разработки бюджета, который позволяет связать материальные и финансовые пропорции в хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово—кредитной системы; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов на определенные мероприятия по развитию государства; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

21. Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов – это сведения о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Составление бюджета основано на:
1) Бюджетном послании Президента РФ;
2) прогнозе социально—экономического развития территории на финансовый год;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;
4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;
5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен).
Перспективный финансовый план– документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год.

22. Порядок составления проекта федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета
осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает разработку прогноза социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально—экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.
Министерство финансов РФ организует разработку:
1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета.
Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:
1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

23. Документы, необходимые для рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете
Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона определенных показателей.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:
1) предварительными итогами социально—экономического развития РФ за истекший период текущего года;
2) прогнозом социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год;
3) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
4) планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
5) прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;
6) прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;
7) основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;
8) проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;
9) проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
10) проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год;
11) проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;
12) расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
13) международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год;
14) проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год;
15) проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;
16) перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию и др.

24. Рассмотрение и утверждение проекта федерального закона о федеральном бюджете
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год.
При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

25. Исполнение бюджета
Исполнение бюджета– это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
В России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ.
Принцип единства кассы – это зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
1) перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
2) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
4) учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

26. Бюджетное обязательство
Бюджетное обязательство– признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий трех месяцев.
Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.
Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.
Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, в случае блокировки расходов. Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно.
Получатели бюджетных средств могут принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Перечень и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.
Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

27. Понятия о доходах бюджетов
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты для целевого финансирования централизованных мероприятий, и безвозмездные перечисления.
К собственным доходам бюджетов относятся:
1) налоговые доходы. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Размер налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов в бюджет учитывается в доходах соответствующего бюджета;
2) неналоговые доходы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов.
В доходах бюджетов учитываются:
1) средства, получаемые за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
3) средства, получаемые от передачи находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества под залог или в доверительное управление;
4) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
5) доходы в виде прибыли;
6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
7) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
8) средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в бюджеты в полном объеме;
9) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
10) безвозмездные и безвозвратные перечисления:
а) финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
б) субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
в) субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;
г) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

28. Доходы федерального бюджета
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на прибыль организаций;
3) налога на добавленную стоимость;
4) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
5) акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
6) акцизов на спиртосодержащую продукцию;
7) акцизов на табачную продукцию;
8) акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо;
9) акцизов на легковые автомобили и мотоциклы;
10) акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ;
11) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
12) налога на добычу полезных ископаемых;
13) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья;
14) регулярных платежей за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции;
15) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
16) водного налога;
17) единого социального налога;
18) государственной пошлины и др.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
2) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) таможенных пошлин и таможенных сборов;
4) платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
5) платы за пользование водными объектами;
6) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
7) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
8) консульских сборов;
9) патентных пошлин;
10) платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и др.

29. Доходы бюджетов субъектов РФ
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению на—лотовые доходы от следующих региональных налогов:
1) налога на имущество организаций;
2) налога на игорный бизнес;
3) транспортного налога.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
1) налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
2) налога на доходы физических лиц;
3) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
4) акцизов на спиртосодержащую продукцию;
5) акцизов на алкогольную продукцию;
6) акцизов на пиво;
7) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
8) налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
9) налога на добычу полезных ископаемых;
10) сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
11) сбора за пользование объектами животного мира;
12) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
13) единого сельскохозяйственного налога. Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию:
1) 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;
2) 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
1) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов;
2) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
3) платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
4) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта.
В бюджеты субъектов РФ городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга подлежит зачислению 80 % платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

30. Доходы местных бюджетов
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов:
1) от местных налогов:
а) земельного налога;
б) налога на имущество физических лиц;
2) от федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических лиц;
б) единого сельскохозяйственного налога;
3) от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом;
4) в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с Бюджетным кодексом.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от:
1) местных налогов:
а) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях;
б) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях;
2) федеральных налогов и сборов:
а) налога на доходы физических лиц;
б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) единого сельскохозяйственного налога;
г) государственной пошлины.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления.
В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства.

31. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль– это важный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Налог на прибыль – это прямой, федеральный и регулирующий налог.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.
Объект налогообложения – прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью признается: для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
2) внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Так как налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, то расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

32. Акцизы
Акцизы– вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф. Налогоплательщиками акциза являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Подакцизными товарами являются:
1) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %;
2) алкогольная продукция;
3) табачная продукция;
4) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
5) автомобильный бензин.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
2) получение на территории РФ нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство;
3) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
4) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
5) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
1) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки;
2) как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки.

33. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ
Объектом налогообложения являются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.
Налогообложение производитсяпо налоговой ставке 0 %при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
2) работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве и др.
Налогообложение производитсяпо налоговой ставке 10 %при реализации:
1) следующихпродовольственныхтоваров: мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; соли; зерна, комбикормов; хлеба; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; продуктов детского и диабетического питания; овощей;
2) товаров для детей:
3) периодических печатных изданий;
4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
Налогообложение производитсяпо налоговой ставке 18 %в остальных случаях. Моментом определения налоговой базы является:
1) день отгрузки;
2) день оплаты.

34. Налог на доходы физических лиц
Подоходный налог – один из важнейших налогов, формирующих бюджеты современных государств, охватывает различные источники доходов граждан, так как связан с различными сферами их деятельности.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации;
2) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
3) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
4) доходы от реализации:
а) недвижимого имущества, находящегося в РФ;
б) в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
в) иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
5) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
6) доходы, полученные от использования любых транспортных средств;
7) иные доходы.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога определяется в полных рублях.

35. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирования отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.
Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.
Нарушение бюджетного законодательства – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и др. За вышеуказанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:
1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
4) наложение штрафа;
5) начисление пени (ст. 282 БК РФ).
Часто встречается нарушение – нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей – получателей бюджетных средств в административном порядке.

36. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения признаются:
1) объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ;
2) объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в определенных размерах. Например, ставка сбора в рублях за одно животное: овцебык – гибрид зубра с домашним скотом, установлен в 15 тыс. руб., а фазан, тетерев, водяной пастушок – 20 руб.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.
Уплата сборов производится плательщиками—физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, по местонахождению органа, выдавшего лицензию; плательщиками—организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту своего учета.
Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

37. Водный налог
Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговым периодом признается квартал.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования;
2) при заборе воды сверх установленных квартальных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок;
3) ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.