М. А. Шалагина. Правоведение
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет;
6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
9) наличие системы налогов, податей, займов;
10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
3) по продолжительности – временные и постоянные;
4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:
1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;
2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.
Основными причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;
2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;
3) классовое расслоение общества.
Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).
Типичные признаки монархии:
1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;
2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;
3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.
Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).
При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) признание народа формально-юридическим источником власти.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.
Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:
1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;
2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;
3) единое гражданство;
4) одноканальная система налогообложения.
По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.
Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:
1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);
3) двухканальная система налогообложения;
4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.
Федерации можно классифицировать:
1) по принципу формирования субъектов:
а) административно-территориальные;
б) национально-государственные;
в) смешанные;
2) по юридической основе:
а) договорные;
б) конституционные;
3) по равенству статусов:
а) симметричные;
б) асимметричные.
Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).
Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).
Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:
1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);
2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;
3) государственные организации, предприятия и учреждения;
4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.
Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
1) является самостоятельным элементом механизма государства;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;
6) состоит из государственных служащих и подразделений;
7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;
8) обладает определенным правовым статусом;
9) действует на определенной территории;
10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).
Государственные органы можно классифицировать:
1) по порядку образования:
а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);
б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);
2) по форме реализации государственной деятельности:
а) законодательные (представительные – парламент);
б) исполнительно-распорядительные (правительство);
в) судебные;
г) контрольно-надзорные (прокуратура);
3) по срокам полномочий – постоянные и временные;
4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;
5) по объему полномочий – высшие и местные.
Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.
Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.
Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.
Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:
1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
2) в уголовном праве – презумпция невиновности;
3) в трудовом праве – принцип свободы труда;
4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;
5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:
1) понятия тождественны;
2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);
2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);
3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;
2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;
3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;
4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).
Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.
Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.
Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.
Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);
2) либеральная (право выше государства);
3) прагматическая (государство создает право, но связано им).
Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.
Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
Признаки нормативно-правового акта:
1) властно-волевой характер;
2) неоднократность применения;
3) адресованность неопределенному кругу лиц. Нормативные акты можно классифицировать по
юридической силе на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;
3) выражает волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой;
5) регулирует наиболее важные общественные отношения.
Виды законов:
1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции;
3) федеральные законы как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества;
4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.
Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
По правовому положению субъекта правотворчества нормативные акты делятся на:
1) нормативные акты государственных органов;
2) нормативные акты иных социальных структур;
3) нормативные акты совместного характера;
4) нормативные акты, принятые на референдуме.
По сфере действия нормативные акты различаются:
1) общефедеральные;
2) субъектов РФ;
3) органов местного самоуправления;
4) локальные нормативные акты.
Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.
Признаки нормы:
1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и не-определено большой круг лиц;
2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;
3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.
Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:
1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;
2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.
Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающи-ми, обязывающими и запрещающими.
Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.
Также санкции классифицируются:
1) по степени определенности:
а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);
б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);
в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);
2) в зависимости от отраслевой принадлежности:
а) уголовно-правовые;
б) административно-правовые;
в) дисциплинарно-правовые;
г) гражданско-правовые.
Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».
Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.
Нормы права классифицируются:
1) по функциям в механизме правового регулирования:
а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;
б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;
2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):
а) нормы гражданского права;
б) нормы уголовного права;
в) нормы административного права и т. д.;
3) по методу правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;
б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);
в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;
г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;
4) по функциональной направленности:
а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;
5) по форме выражения предписания:
а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;
б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;
в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;
6) по сфере действия:
а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;
б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации;
в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;
г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;
7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;
8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);
9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);
10) по субъекту правотворчества:
а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;
б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Также выделяют бланкетные нормы, содержащие общее направление правил поведения, содержание которого устанавливается уполномоченным органом, и иные виды норм.
При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.
Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Единство права и морали состоит в следующем:
1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;
2) они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;
4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;
5) они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.
Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:
1) право и мораль различаются по способам их установления.
Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;
2) они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;
3) правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни;
4) право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;
5) противоправные действия влекут за собой реакцию государства – юридическую ответственность. При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;
6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;
7) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;
8) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.
В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами, неофициальное – субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет. В свою очередь, среди официального толкования выделяются: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт); легальное (разрешенное, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции); судебное (осуществляется судебными органами, и – прежде всего – Верховным Судом РФ, его Пленумом).
Неофициальное толкование делится на доктри-нальное (научное – дается учеными, представителями науки), профессиональное (дается юристами-профессионалами – судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения) и обыденное (дается любыми гражданами).
Способ толкования права – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации.
Такими способами являются:
1) грамматический;
2) логический;
3) систематический;
4) историко-политическийи др.
Выделяют толкование по объему, подразделяющееся на три вида: буквальное (адекватное – словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают), ограничительное (норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы) и расширительное (распространительное – норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения).
Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, представлений, идей и теорий, в которых отражается отношение людей к праву.
Правосознание выполняет следующие основные функции: оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); познавательную; прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).
Правосознание состоит из двух сторон – идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий, и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.
Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.
Деяние может выступать в форме действия или бездействия.
Действие – это активное поведение субъекта (хулиганство).
Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.
Вредные последствия, причиняемые правонарушением, бывают физическими, моральными, материальными, а также значительными и незначительными, восстановимыми и невосстановимыми.
Юридический состав правонарушения составляют:
1) объект правонарушения;
2) субъект правонарушения;
3) объективная сторона правонарушения;
4) субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения – это то, на что посягает
правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.
Под субъектом правонарушения понимается право-и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.
Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К ним относятся следующие:
1) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние);
2) противоправность действия либо бездействия, т. е. поступок должен нарушать определенную норму права;
3) вредные последствия, общественная опасность;
4) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям, т. е. цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Все это выражается понятием «вина», которое выступает в двух формах:
1) умышленная вина (прямая или косвенная);
2) неосторожная вина (легкомысленная и небрежная).
Прямой умысел – это сознание субъектом общественной опасности своих действий, предвидение возможности или неизбежности наступления опасных последствий и желание их наступления.
Косвенный умысел – это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Легкомыслие – это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Небрежность – это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступление – это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.
Юридическая ответственность обладает следующими признаками:
1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);
2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава;
3) опирается на государственное принуждение;
4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);
5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме;
6) правонарушитель наказывается от имени государства – в отличие, например, от моральной ответственности, при которой наказание исходит от общества;
7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.
Юридическая ответственность подразделяется по отраслевому признаку на: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную, материальную, процессуальную, конституционную.
К функциям юридической ответственности относятся: карательная, штрафная, предупредительная (превентивная), воспитательная и компенсационная (правовосстановительная).
К основным принципам юридической ответственности относятся:
1) принцип законности, который означает, что процесс возложения и реализации юридической ответственности должен протекать в рамках закона и юридических норм;
2) принцип обоснованности, который предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, а если этого нет – нет и основания для привлечения лица к ответственности;
3) принцип неотвратимости, который означает, что ни одно правонарушение (тем более преступление) не может остаться безнаказанным – важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность);
4) принцип справедливости – наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного;
5) принцип гуманизма – наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора;
6) презумпция невиновности – каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, т. е. вступившим в законную силу приговором суда.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.