Дмитрий Покровский Словарь церковных терминов
Первое и единственное издание предлагаемого Словаря вышло в Москве в 1995 г. тиражом 20000. Оно давно уже раскуплено и стало библиографической редкостью. Между тем нужда в книжках такого рода, видимо, еще не скоро иссякнет. Автор Словаря, Дмитрий Львович Покровский (ниже именуемый просто Дима), наш возлюбленный сын, безвременно скончался от скоротечного рака в возрасте 33 лет. Это семейное интернетное издание – дань его светлой памяти.
Идея такой книжки появилась где-то в середине 80-х годов. Наш знакомый, тогда еще православный священник, имени которого мы не хотим открывать, получил от своих друзей католиков в Литве пожелание составить такой словарь, чтобы они имели возможность ближе познакомиться с Православием. Этот наш знакомый как человек занятый, предложил Диме участвовать в этом проекте. Дима (ему было тогда 16-17 лет) как человек Божией милостию творческий горячо воспринял эту идею, к которой он и сам к тому времени пришел. С нашим знакомым позже у Димы возникли разногласия по поводу стиля и характера этой работы. В итоге наш знакомый целиком отстранился, и Дима продолжал работу самостоятельно, на свой страх и риск. Он сам составил словник, сам заполнил его содержанием и сам довел, превозмогая большие трудности, Словарь до издания. Уже в самом начале этой работы Дима осознал, что она нужна не столько католикам, сколько своим же собратьям (и сестрам) русским, ищущим или только что нашедшим дорогу к Храму.
Дима был при Храме всю свою короткую жизнь. Очень рано, еще мальчиком, он стал чтецом в церкви. Будучи от природы человеком последовательным и педантичным, он вникал во все детали, что и когда, и почему следует читать. Очень трудно быть родителями такому ребенку. Постоянно он явно или неявно упрекал нас в НЕ следовании и удивлялся, почему, зная как надо (для вечного спасения – ни много, ни мало!), мы уклоняемся от точного соблюдения. Позднее, наученный жизнью, он стал более понимающим и терпимым.
Диме досталось жить в трудное время. Страна на распутье. Он остро переживал эпоху и был участником всех политических событий. По складу характера он был архивистом и работал несколько лет в этом качестве в ЦГАЛИ (Центральном Государственном Архиве Литературы и Искусства). Он учился в двух институтах: Историко-Ар-хивном и в Богословском Св. Тихоновском институте, но ни один не кончил. Тем не менее, его познания в области общечеловеческой истории, истории Церкви, литургики и канонического церковного права были просто феноменальны. Казалось, что нет такого вопроса в этих областях, на который у него не было бы ответа. Особой его стра-стию была история древнего Египта. Почему? – для меня это так и останется загадкой. Возможно потому, что темы жизни и смерти, и … воскресения были всегда важны для него так же, как для древних египтян.
В 1995 году Дима с семьей переселился в США. Он этого не очень хотел, но врачи в России считали, что это единственный способ для его жены благополучно разрешиться от третьей беременности, без угрозы для жизни, ее и ребенка, – сделать это на Западе. Это определило их решение.
Другой его страстию были книги. За много лет в России он собрал значительную, в несколько тысяч, библиотеку по истории, искусству, истории Церкви, богословию, русской и переводной литературе. Она включает много уникальных изданий. Всю библиотеку он привез в США и завещал передать ее в фонд библиотеки Св. Тихоновской семинарии в Пенсильвании, где обучаются студенты также и из России.
Его семья поселилась в городке с библейским названием Шарон, близ Бостона. Очень скоро Дима и его старшие дети стали активным прихожанами нашего прихода в Троицком Соборе в Бостоне (Американская Православная Церковь) с замечательным священником – о. Робертом Аридой.
В течение своей болезни, даже после кардинальной тяжелейшей операции, когда его доктор уверял нас, что опасность для жизни позади, Дима каким-то, таинственным образом знал, ощущал, что жизни у него впереди нет. Тем не менее он любил жизнь и был благодарен за нее.
Во время болезни и в особенности за две недели до своей кончины, когда он получил свой окончательный медицинский приговор, наш дом стал местом паломничества. Много людей – прихожан и просто друзей – приходили каждый день выразить ему (и нам) свою любовь и поддержку. Кто не мог приехать из-за расстояния слали нам письма. Пользуясь случаем, я хочу выразить всем им нашу глубокую благодарность.
Дима родил троих замечательных детей и сердце его было всегда в них и с ними. Он чувствовал остро свою ответственность за них, успел очень много в них вложить и ради них хотел жить. Господь судил иначе. Дима принял смерть мужественно и с большим смирением, окруженный любовию, приняв последний раз Святые Дары за несколько часов перед своим последним дыханием.
Тело Дмитрия Покровского нашло упокоение на кладбище Свято-Тихоновского монастыря, что в Южном Ханаане, в Пенсильвании, в США (South Canaan, Pennsylvania, USA).
Лев Покровский, Издатель
Уважаемый читатель. Перед Вами словарь церковных терминов. Это одно из первых изданий такого рода в нашей стране. Его цель – дать основные представления о богослужении, совершаемом в православном храме. Статьи словаря знакомят со строением церковных служб, системой богослужебного года и праздников, облачением священнослужителей, литургическими принадлежностями, структурой церковной иерархии.
В словаре рассматривается практика преимущественно Русской православной церкви. (Практика других православных поместных церквей имеет свои особенности.) При необходимости в статьях даются исторические пояснения, которые помогают понять место того или иного явления в богослужебной жизни.
При написании словаря автор опирался нетолько на сведения, почерпнутые из книг, но и насвой богослужебный опыт – опыт храмового чтеца.
Термины, которым посвящены отдельные статьи, выделены в тексте курсивом.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Авв. – книга пророка Аввакума
букв. – буквально
Втор. – Второзаконие
греч. – греческий
Дан. – книга пророка Даниила
Деян. – Деяния святых Апостолов
евр. – еврейский Еф. – послание ап. Павла к Ефесянам
Иак. – послание ап. Иакова
Ин. – Евангелие от Иоанна
Ион. – книга пророка Ионы
Ис. – книга пророка Исаии
Исх. – Исход
2 Кор. – второе послание ап. Павла к коринфянам
лат. – латинский
Лев. – Левит
Лк. – Евангелие от Луки
Мк. – Евангелие от Марка
Мф. – Евангелие от Матфея
Пресв. – Пресвятая
пс. – псалом
св. – святой, святая
свв. – святые
сев. – северный
слав. – славянский
Цар. – книга Царств
Чис. – Числа
* – библейские книги Ветхого Завета
* – библейские книги Нового Завета
АГНЕЦ (слав. ягненок) – литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IХ-Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
АКАФИСТ (греч неседальное [пение]) – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, к. – л. праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из к. – рых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»).
Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбран-ной Воеводе…"), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VШ-Х вв. акафист как жанр вытесняется каноном.
Множество акафистов было составлено в XVIII-XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста.
Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.
АКСИОС (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.
АЛЛИЛУЙЯ (греч. – от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.
АЛЛИЛУАРИЙ – краткое изменяемое мо-литвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.
АЛТАРЬ (лат. altare – высокий жертвенник) (рис. 1) – восточная, главнная часть храма, в к. – рой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храмa стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископскаяили священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом.
Рис. 1. Алтарь
В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
АМВОН (греч. – восходить) (рис. 19к) – часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат.
Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т п. Архиерейским амвоном называется четырехугольноевозвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
АМИНЬ (греч. от евр. истина) – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.
АНАЛАВ (греч. – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) – то же что параман монаха малой схимы.
АНАЛОЙ (греч.) (рис. 25в) – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.
АНТИДОР (греч. – вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.
АНТИМИНС (греч от греч own – вместо и лат. mensa – престол) (рис. 21д) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой илильняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле; когда не совершается литургия, заворачивается в илитон.
Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII-IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
АНТИПАСХА (греч. – напротив Пасхи) – первое восресение после Пасхи.
Иначе называется "Фомина неделя", т к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 24-29).
АНТИФОН (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, котороепопеременно по-стишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).
На вечерне антифономслужат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой к. – рым послужили степенные псалмы 119—133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни: стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны – 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.
АПОСТОЛ (греч. посланник) 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Канани-та-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 13-19; Лк. 6; 12-16). После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфия, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 15-26). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 1-16). Список семидесятиапостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными.
2. Богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета – Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.
Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.
АРТОС (греч. – хлеб) – квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.
АРХИДЬЯКОН (греч) – старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.
АРХИЕПИСКОП (греч. старший среди епископов) – первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу "митрополит".
АРХИЕРЕЙ (греч. – старший священник, начальник священников) – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея –1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. – не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680—681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.
К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту – "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам – "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею – "владыко".
АРХИМАНДРИТ (греч – начало; – ограда) – монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии.
Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности. Поставление в архимандриты см. посвящение.
См. также облачение.
БЕССРЕБРЕНИК – святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. – св. бессребреники Козьма и Дамиан.
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первонач. библейские песни читались во время богослужения, в V1 – VП вв, к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх. 15; 1-19). Вторая песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая – песнь пророка Аввакума – прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая – песнь пророка Исайи «От нощи утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9-19). Шестая – песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая – песни трех еврейских отроков, к. – рые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая – Дан. 3; 26-56, восьмая – Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.
БЛАГОВЕРНЫЙ – царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых; напр. – благоверный князь Александр Невский.
БЛАГОВЕСТ – колокольный звон, к. – рым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст ст. (7 апреля нов. ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего Ей о будущем рождении Иисуса Христа – Спасителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1; 28, 30-31, 35).
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ – 1. Возглас священника или архиерея, к. – рым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство…»; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения («Слава Святей…») и обычный(«Благословен Бог наш…»; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением
Рис. 2. Перстосложение при благословении верующих, совершаемое священником или архиреем.
Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом "Мир всем".
БЛАГОСЛОВЕННЫ – тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня вИерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются по первому слову припева к тропарям – «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».
БЛАЖЕННЫ – молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 3-12; «Блаженны нищие духом…»). Поется третьим антифономлитургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.
БЛАЖЕННЫЙ – 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви – св. Августина, епископа Иппонийского (Сев., Африка, 354—430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347—420 гг.). 2. См. юродивый.
БЛАГОЧИННЫЙ – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковно-приходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.
БОГОРОДИЧЕН – тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ – см. книги богослужебные.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвосло-вий. 1. Суточной богослужебный крут – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего ишестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам – ангелам Господним; вторника – пророкам и Иоанну Крестителю; четверга – апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликий-ского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы – воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы – поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмич-ного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьмигласов и т о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем сед-мичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
БОГОЯВЛЕНИЕ – см. Крещение Господне.
ВАИЙ НЕДЕЛЯ – праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – от греч. – ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника – Вербное воскресение.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет – посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА – суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы – краткие молитвословия – читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии. Апостол и Евангелие (Мф. 27; 62-66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и. других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать пари-мий, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в «вавилонской пещи» (Дан. 3; 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа крести-теся…». Вместо херувимской песни поется молитва «Да молчит всяка плоть человеча…». За-достойник – «Не рыдай, Мене, Мати…». Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 1-20).
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ – важнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение «и вся служба праздника совершается по уставу» (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. пер-воверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ – важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение – в «неделю о мытаре и фарисее» (Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне – «неделя о блудном сыне» (Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение – «мясопустная неделя» – посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением – "сыропустной неделей', в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего…». Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвя-щенных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествични-ку, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» (VI – VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. 11; 1-46). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток. Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) – пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этотдень не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий – двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1-е Евангелие – Ин. 13; 31-18; 1; 2-е – Ин. 18; 1-28; 3-е – Мф. 26; 57-75; 4-е – Ин. 18; 28-19; 16; 5-е – Мф. 27; 3-37; 6-е – Мк. 15; 16-32; 7-е – Мф.,27; 33-54; 8-е – Лк. 23; 32-49; 9-е – Ин. 19; 25-37; 10-е – Мк. – 15; 43-47; 11-е – Ин. 19; 38-42; 12-е – Мф. 27; 62-66. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час – 5, 2, 21 пс; 3-й – 34, 108, 50; 6-й – 53, 139, 90; 9-й – 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол,Евангелие (1 час – Мф. 27; 1-56; 3-й – Мк. 15; 16-41; 6-й – Лк. 23; 32-49; 9-й – Ин. 18; 28-19; 37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символаверы, молитвы «Отче наш» и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное – т е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 1-38; Лк. 23; 39-43; Мф. 27; 39-54; Ин. 19; 31-37; Мф. 27; 55-61), совершается вынос плащаницы.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) – четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 1-39). После утрени совершаются часы – первый (с чтением пари-мии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после к. – рых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное – состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 1-20; Ин. 13; 3-17; Мф. 26; 21-39; Лк. 22; 43-45; Мф. 26; 40-27; 2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног со-служащим с ним священникам.
ВЕЛИЧАНИЕ – краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к. – л. святого. Начинается со слова «Величаем» (или «Ублажаем»). Поется в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.
ВЕНЦЫ (рис. 3) – короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
ВЕНЧАНИЕ – богослужение, во время к. – рого совершается таинство брака – благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем}, причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения.
Рис. 3. Венец
Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносо-вершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 20-33) и Евангелие (Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исайе ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т е. во вторник и четверг).
ВЕЧЕРНЯ – общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня – перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предна-чинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое; молитва Св. Троице; «Отче наш»; «Богородице Дево, радуйся»; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
ВИКАРИЙ (лат. vicarius – наместник) – архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.
ВОДООСВЯЩЕНИЕ – освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 1-10; 55; 1-13; 12; 3-6), чтение Апостола (1 Кор. 10; 1-4) и Евангелия (Мк. 1; 9-12), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь).
ВОЗГЛАС – краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст. ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, котороепроизошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа – Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Ма-карием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.
ВОЗДУХ (рис. 23г) – большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи – в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа, на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима «и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо». (Лк, 24; 51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1; 9-11).
ВРАТА ЦАРСКИЕ (см. рис. 5) – главные врата иконостаса — двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединениявеликой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью – на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с ше-стопсaлмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.