Авторы:

Эппель Ольга. Вас задержали. Что делать?

Егор снова посмотрел вверх, там милиционер, привалившийся к блестящим поручням, уныло высматривал среди редких пассажиров легкую добычу.

Сергей Лукъяненко «Ночной дозор»
Предисловие

Последние 10 лет я стараюсь не смотреть ежегодные праздничные концерты, посвященные Дню милиции: мне неприятно слышать патетические речи, исполненные благодарности нашим доблестным правоохранительным органам за «их неустанную заботу о нашем спокойствии и благополучии». И в то же время не хотелось бы утверждать, что в милиции нет честных и добросовестных сотрудников. Они, безусловно, есть, хотя непонятно, на чем держится их энтузиазм в этой насквозь прогнившей системе. По данным многочисленных социологических опросов, доверие населения к правоохранительным органам неуклонно снижается.

Почему же мы так не любим и не уважаем свою милицию? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. На мой взгляд, одна из главных причин правового беспредела в нашей стране – чудовищная коррумпированность правоохранительных органов. Как практикующий адвокат, я не раз сталкивалась с этим: почти любую проблему, связанную с задержанием, можно решить с помощью денег. К сожалению, приходится констатировать, что простому гражданину гораздо проще дать милиционеру взятку, нежели отстаивать свои права законным путем. Мы стали бояться милиции больше, чем преступников, и это вполне закономерно: гражданам страны, где почти каждую семью затронула волна сталинских репрессий или правового нигилизма хрущевско-брежневской эпохи, непросто подавить в себе страх перед государственной машиной.

В прессе и на телевидении все чаще дискутируется вопрос о том, необходимо ли ужесточить меры по контролю за паспортным режимом и режимом регистрации вплоть до введения ограничений на свободу передвижения. Представляется, что такие меры могут свести к нулю немногие достижения демократии, но не покончить с терроризмом. Борьба с терроризмом – дело спецслужб, а простые граждане не должны и не обязаны жертвовать своими правами, предоставленными им Конституцией Российской Федерации, и страдать от непрофессионализма и коррумпированности наших правоохранительных органов.

Существующая в России правовая и нормативная база вполне достаточна, чтобы гражданин мог сразу пресечь неправомерные действия и требования сотрудника милиции, защитить себя и других, привлечь виновных милиционеров к ответственности. Однако наша беда в том, что большинство граждан России просто не знают своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей сотрудников милиции. А те немногие, кто обладает этими знаниями, как правило, не верят, что справедливости можно добиться законным путем.

Тем не менее Конституцией Российской Федерации давно установлен приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенные в действие с 1 июля 1001 г., насколько возможно приближены к общепринятым мировым стандартам, обеспечивающим права и свободы гражданина. Худо ли бедно, но заработала система, позволяющая обжаловать в суд незаконные действия органов государственной власти. Остается только перебороть с годами въевшийся в нас страх перед государственным аппаратом, изучить свои права и возможности их использования, найти в себе смелость заставить государственную машину работать на нас, а не на коррумпированное чиновничество.

В книге рассмотрены ситуации, когда гражданин может быть задержан за административное правонарушение, а также по подозрению в совершении уголовного преступления. Как вести себя при контакте с милиционерами, если вас остановили на улице для проверки документов, попросили пройти в отделение милиции для выяснения различного рода обстоятельств, обыскивают ваш автомобиль, – вот далеко не полный перечень вопросов, которым посвящена данная работа. И если эта книга научит хотя бы одного человека отстаивать свои права, значит, мой труд не пропал зря.

Сокращения и аббревиатуры

Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 29.12.2004)

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-Ф3 (в ред. от 21.03.2005)

УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004)

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 01.04.2005)

Закон о милиции – Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 01.04.2005)

Устав ППС – Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утв. приказом МВД России от 18.01.2003 № 17)

БВС РФ (РСФСР) – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР)

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГУВД – главное управление внутренних дел

ДПС – дорожно-патрульная служба

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

ОВД – отдел внутренних дел

ППС – патрульно-постовая служба

РОВД – районный отдел внутренних дел

РФ – Российская Федерация

УСБ – Управление собственной безопасности

ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации

1. Административное задержание.

Права и обязанности человека в милицейской форме.

Деятельность милиции в Российской Федерации подчинена множеству нормативных актов: законам, уставам, различным подзаконным актам (положениям, приказам, распоряжениям, инструкциям и т. п.). И рядовому гражданину, и профессиональному юристу знать все эти документы невозможно, да и не нужно. Чтобы уметь грамотно противостоять направленной на вас деятельности государственной машины, достаточно помнить, какие права гарантированы гражданам России Конституцией, уметь пользоваться этими правами и не бояться их защищать.

Любой государственный чиновник, в том числе и любой сотрудник правоохранительных органов, обязан в своей деятельности соблюдать Конституцию, провозгласившую такие основополагающие принципы, как неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения и выбора места жительства, равенство граждан независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Каждый в нашей стране имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции).

Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19). Безусловное завоевание демократии – включение в Основной закон принципа презумпции невиновности (ст. 49), который гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Этим же принципам следовал законодатель, принимая основной закон, которым руководствуется милиция в своей деятельности, – он так и называется: Закон о милиции. Прежде чем давать практические рекомендации, касающиеся правил общения с сотрудниками правоохранительных органов при проверке ими документов у граждан, составлении протоколов об административном правонарушении, задержании и т. п., необходимо познакомить читателя с тем, какими правами обладает милиция в подобных ситуациях и какие она несет обязанности.

Права и обязанности милиции строятся в полном соответствии с ее задачами, провозглашенными ст. 2 Закона о милиции, а именно:

• обеспечение безопасности личности;

• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

• выявление и раскрытие преступлений;

• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма и гласности (ст. 3 Закона о милиции). Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Милиция обязана обеспечить человеку возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 5 названного Закона).

В соответствии с поставленными задачами на милицию возлагаются обязанности, перечень которых является исчерпывающим (ст. 10 Закона) и может быть расширен только федеральным законом. Желающие ознакомиться с этим перечнем могут обратиться непосредственно к Закону о милиции, но мы будем рассматривать права и обязанности, имеющие отношение только к теме настоящей книги, т. е. к задержанию граждан.

Итак, в обязанности сотрудников милиции входят:

• предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, принятие мер по устранению таких обстоятельств в пределах своих прав;

• оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

• принятие и регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;

• выявление и раскрытие преступлений;

• возбуждение уголовных дел, производство дознания и неотложных следственных действий;

• розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных, а также розыск похищенного имущества;

• осуществление производства (в пределах своей компетенции) по делам об административных правонарушениях;

• обеспечение порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

• контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;

• исполнение определений (постановлений) суда (судьи) об административном аресте;

• охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;

• контроль соблюдения гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

• контроль в пределах своей компетенции соблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, участие в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

• привод для оказания медицинской помощи в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судьей (судом) уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, которые совершили общественно опасные деяния. Обеспечение совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;

• обеспечение исполнения судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

Подразделения милиции, инспектирующие безопасность дорожного движения, обязаны: осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области безопасности дорожного движения.

Для выполнения возложенных на нее обязанностей закон предоставляет милиции комплекс прав, перечень которых также является исчерпывающим (ст. 11 Закона о милиции) и может быть расширен только федеральным законом. Это означает, что, кроме перечисленных в законе, милиция не обладает никакими другими правами. Использование этих прав возможно только в целях исполнения вышеуказанных обязанностей. Закон запрещает использование сотрудникам милиции предоставленных им прав в своих личных (в том числе корыстных) интересах.

Сотрудники милиции имеют право:

• проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

• осуществлять в соответствии с законодательством об административных правонарушениях личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

• проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие

• вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, которые находятся в производстве милиции;

• подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

• получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

• составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

• задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

• задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

• задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также в центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

• доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части ОВД и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище – по письменному заявлению проживающих там.

• граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

• задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

• производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация;

• осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

• беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещение, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. (Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа.);

• проводить в установленном законом порядке освидетельствования лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств или

• направлять или доставлять их в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушениях;

• производить в соответствии с законодателъством РФ личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте;

• запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;

• останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

• осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов;

• производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

• отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагатъ, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

• задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

• изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота,[1] находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяй– ное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности.

Что такое административное правонарушение.

Для понимания того, какими должны быть правила поведения в ситуации, когда вас привлекли к административной ответственности, подвергли доставлению в отделение милиции или задержали, необходимо знать, что такое административное правонарушение и какие виды ответственности за него существуют.

Каждому гражданину известен такой российский закон, как Уголовный кодекс Российской Федерации (УК), который в совокупности с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК) регулирует отношения, возникающие в связи с совершением наиболее общественно опасных правонарушений, называемых преступлениями, а также отношения, связанные с применением к лицам, совершившим преступления, мер уголовной ответственности. Отношения в сфере административного производства регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

КоАП объединяет правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений – административньгх и по поводу применения особого вида юридической ответственности – административной ответственности. Административные правонарушения гораздо менее опасны для общества, нежели уголовные преступления, соответственно и виды наказаний за их совершение другие. Административная ответственность, как и уголовная, – это форма государственного принуждения к должному, отвечающему интересам общества и государства поведению. Однако если в общепринятом понимании основным методом государственного принуждения является судебная власть, то юридический подход к административной ответственности несколько иной. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством меры административной ответственности применяются преимущественно во внесудебном порядке, т. е. в процессе повседневной деятельности государственных органов и должностных лиц, которых обобщенно можно охарактеризовать как администрация.

Административные отношения – это всегда отношения власти. т. е. в них всегда присутствует субъект, представляющий интересы государства. Соответственно другая сторона в этих правоотношениях юридически зависима от воли такого обязательного субъекта, роль которого согласно действующему законодательству возложена на органы исполнительной власти и действующих от их имени должностных лиц. Между субъектами административных отношений нет и не может быть юридического равенства, однако это не означает, что гражданин, например, подчинен тому или иному органу государственной власти или должностному лицу – но он от них юридически зависим по нескольким причинам:

• представитель исполнительной власти обладает полномочиями по использованию в адрес как гражданина, так и предприятия, организации, коммерческой структуры и т. п. юридически-властных предписаний;

• только наделенный полномочиями исполнительный орган или должностное лицо в состоянии официально решить тот или иной вопрос, возникающий по инициативе гражданина, в одностороннем порядке;

• именно органы исполнительной власти осуществляют защиту регулируемых общественных отношений, а также прав и законных интересов их участников;

• именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за соблюдением в своей сфере должного правопорядка;

• эти органы обладают полномочиями по принудительному предупреждению и пресечению правонарушений в сфере государственного управления, а также по применению к нарушителям мер юридической ответственности.

Все перечисленные характеристики административной деятельности находят закрепление в нормах административного права, основное назначение которого – регулирование деятельности в сфере отношений управления с помощью таких правовых методов, как предписание, запрет, дозволение.

Понятие административного правонарушения, безусловно, ассоциируется с понятием запрета. Запреты определяют условия, при наступлении которых лицо обязано воздержаться от совершения тех или иных действий под угрозой наступления неблагоприятных последствий (прежде всего юридической ответственности). Поэтому Особенная часть[2] КоАП содержит соответствующие правовые запреты. Сам факт фиксации в определенной статье Особенной части того или иного действия или бездействия, за совершение которого наступает ответственность, убедительно свидетельствует о том, что такое действие или бездействие запрещено законом.

Итак, что же такое административное правонарушение? Статья 2.1 КоАП дает следующее определение: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административное правонарушение – это прежде всего действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Например, повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 12.33 КоАП) – действие, а невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП) – бездействие.

Один из важнейших признаков административного правонарушения – противоправность. Она означает, что такими действиями или бездействием нарушаются установленные правовыми нормами специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Речь в данном случае идет не только о федеральных законах, но и о других нормативных правовых актах РФ.

Закон запрещает привлечение лица к административной ответственности без учета наличия вины. Только виновное – умышленное или неосторожное нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, осознавая общественную опасность своих действий (бездействия), предвидя возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желало их наступления либо относилось к ним безразлично. Правонарушение, совершенное по неосторожности, характеризуется тем, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.3 КоАП).

Некоторые статьи Особенной части КоАП прямо указывают на вину в форме умысла. Например, в ст. 7.17 говорится об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, в ст. 17.7 – об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Иные составы административных правонарушений, например мелкое хищение (ст. 7.27), пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3), характеризуются тем, что указанные в них правонарушения не могут быть в принципе совершены по неосторожности.

Большинство составов правонарушений, содержащихся в КоАП, носят так называемый формальный характер, т. е. для признания вины в форме умысла достаточно совершения указанного в статье действия или бездействия, независимо от того, какие наступили последствия. Формальный состав, например, носит норма, закрепленная в ст. 12.8, – управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо в ст. 19.15 – проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.

КоАП содержит также статьи, в которых вина связана не только с осознанием лицом противоправности совершаемого действия (бездействия), но и с отношением правонарушителя к наступившим последствиям. Например, ч. 4 ст. 12.19 КоАП закрепляет такой состав правонарушения, как нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле.

Любое административное правонарушение характеризуется таким признаком, как наказуемость. Это означает, что административным может быть признано только конкретное правонарушение, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Административная ответственность – это наказание, применяемое к нарушителю в рамках той или иной статьи КоАП. Например, ст. 12.18, устанавливающая ответственность за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере одного МРОТ. Иное наказание за такое правонарушение будет противозаконным.

К административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые виды преступлений (убийство, похищение человека, кража, разбой, изнасилование и ряд других) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст. 20 УК).

Несмотря на то что КоАП не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних, т. е. лиц в возрасте от 16 до 18 лет, но, учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 29.12.2004). Административные наказания, которые назначаются несовершеннолетнему комиссией, носят скорее воспитательный и профилактический характер. Так, к несовершеннолетнему правонарушителю могут быть применены следующие меры:

• возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение;

• предупреждение;

• выговор или строгий выговор;

• возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1 /2 МРОТ, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1 /2 МРОТ;

• наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения им правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Эта мера наказания может быть назначена условно с испытательным сроком в один год.

Административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП).

От административной ответственности освобождаются лица, совершившие правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП), т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законным интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Противоправное деяние признается совершенным в крайней необходимости и не считается административным правонарушением при соблюдении следующих условий:

• причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. Опасность должна быть реальной и существовать в настоящий момент. По этому признаку крайняя необходимость близка к необходимой обороне.[3] Однако КоАП в отличие от УК такого понятия не содержит;

• опасность, которая угрожала охраняемым интересам, не могла быть устранена другими средствами, т. е. не было возможности избрать иные меры для защиты, не причиняющие вреда. Для решения вопроса о применении этой статьи орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны определить, было ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

• причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке причиненного и предотвращенного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и были нарушены. Безусловно, интересы, связанные с жизнью и здоровьем человека, более значимы, нежели интересы имущественные. Если речь идет об имущественных интересах, то в данной ситуации подлежит оценке стоимость причиненного и предотвращенного вреда.

Статья 2.9 КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. К сожалению, КоАП не раскрывает названное понятие, и это дает основание полагать, что малозначительность в данном случае – понятие оценочное. Малозначительность, видимо, следует определять исходя их последствий правонарушений – незначительного ущерба или вреда. По аналогии можно привести ст. 14 УК, которая закрепляет положение о том, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Вышеуказанная статья КоАП предусматривает возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо от административной ответственности при малозначительности правонарушения. Это означает, что решение будет принято по усмотрению этого лица или органа с учетом всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, величины ущерба.

Освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью ст. 2.9 КоАП связывает с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю. Оно не влечет для нарушителя никаких юридических последствий, однако свидетельствует о реагировании уполномоченных органов на противоправное поведение. Эта мера носит скорее профилактический характер и направлена на то, чтобы лицо осознало противоправность своих действий и в дальнейшем их не совершало.

Административное наказание.

Под административным наказанием понимается установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение. Применяется оно в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП). Административное наказание за конкретное правонарушение устанавливается соответствующей статьей КоАП или законом субъекта РФ. При этом никто не вправе выходить за пределы характеристик административного наказания, как количественных, так и качественных. Например, ч. 1 ст. 19.15 КоАП за «проживание по месту жительства или месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или месту жительства» устанавливает ответственность в виде административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ. Это означает, что суд или должностное лицо исполнительной власти, рассматривающие дело о такого рода административном правонарушении, не вправе выйти за рамки санкции, установленной данной статьей (например, назначить наказание в виде административного ареста или штрафа в размере, превышающем 25 МРОТ).

Перечень мер административной ответственности, закрепленный в ст. 3.2 КоАП, является исчерпывающим. К таким мерам относятся:

• предупреждение;

• административный штраф;

• возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

• дисквалификация.

Перечисленные административные наказания могут устанавливаться только КоАП. Субъекты РФ, устанавливая ответственность за определенные виды административных правонарушений, вправе законодательно определить наказание за них только в виде предупреждения или штрафа.

Административное наказание следует отличать от иных мер административного принуждения, к которым относятся:

• административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т. п.). Они применяются при определенных условиях – стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий – и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель применения таких мер – предупреждение и предотвращение правонарушений;

• меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и т. п.). Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий, а также на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по таким делам.

Административные наказания также следует отличать от мер принудительно-воспитательного характера, применяемым к несовершеннолетним правонарушителям. К ним относятся:

• обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему;

• предупреждение, выговор или строгий выговор;

• возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей и т. п.

Часть 2 ст. 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Надо заметить, что в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. такой нормы не было. Она нашла свое закрепление благодаря положениям Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции. Например, ст. 10 Пакта гласит, что «все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности».

Понятие «человеческое достоинство» складывается на основе этических представлений человека. Таким образом, под достоинством понимается внутренняя самооценка лица, а также совокупность его объективных качеств: нравственных установок, уровня знаний, жизненной позиции, репутации в обществе. Деловая репутация – это оценка профессиональных качеств физического лица. Деловой репутацией может обладать не только гражданин, но и любое юридическое лицо.

Унижение человеческого достоинства могут вызвать как незаконные, так и неэтичные действия должностных лиц, которые проводят процессуальные действия, связанные с применением административного наказания. В связи с этим ряд норм КоАП запрещает должностным лицами проведение тех или иных действий, которые могут причинить вред достоинству личности. Например, личный досмотр или досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится только лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ч. 3 ст. 27.7 КоАП).

КоАП запрещает причинение физических страданий лицам, совершившим административное правонарушение. Однако административное наказание, как и любое другое, может причинить лицу и физический, и психологический дискомфорт.

При назначении административного наказания гражданину учитываются не только характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП относятся:

• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Под раскаянием в данном случае понимается искреннее сожаление о случившемся и твердое намерение соблюдать в будущем правила, установленные КоАП или законами субъектов РФ;

• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий: добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда, например возврат похищенного, ремонт поврежденного имущества, оказание первой медицинской помощи или доставление потерпевшего в медицинское учреждение в результате нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Сильное душевное волнение – аффект – характеризуется как кратковременное расстройство психики, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением. Состояние аффекта может обусловливаться различными причинами, например противоправными или аморальными действиями потерпевшего в отношении нарушителя или его близких. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или иных семейных обстоятельств, признаются, например, заболевание самого виновного или его близких, в связи с чем у виновного сложилось тяжелое материальное положение, вынудившее его пойти на нарушение закона;

• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Включение данного пункта в список обстоятельств, смягчающих ответственность, обусловлено тем, что беременность – физиологический процесс, влияющий как на состояние здоровья женщины, так и на ее психику. Эти факторы обусловливают необходимость учитывать состояние беременности у женщины при назначении административного наказания. Наличие у женщины малолетнего ребенка может быть признано смягчающим обстоятельством только в том случае, если она не лишена родительских прав. Если женщина не занимается воспитанием детей, не проживает с ними длительное время, жестоко обращается с ними, то при назначении ей административного наказания наличие у нее малолетнего ребенка в качестве смягчающего обстоятельства также не учитывается.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Часть 2 ст. 4.2 КоАП дает право судье, органу или должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

К обстоятельствам, которые отягчают административную ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП относятся:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Такие действия выражаются в игнорировании правомерных требований уполномоченных лиц (например сотрудников милиции). От указанного обстоятельства, отягчающего ответственность, следует отличать неисполнение законных требований, образующее самостоятельное правонарушение, например неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанности по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП) либо невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства (ст. 12.25 КоАП);

• повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6[4] КоАП. Повторное, в течение года, совершение однородного правонарушения, например мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты лицом, ранее подвергнутым наказанию за данное правонарушение (ст. 7.27 КоАП), свидетельствует об устойчивой противоправной установке лица;

• вовлечение в административное правонарушение несовершеннолетнего. Подобное действие усиливает административную ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось – обмана, уговоров, использования зависимого положении и т. п. Такие действия опасны тем, что у несовершеннолетних в силу недостаточности жизненного опыта, неустойчивости психики, зависимого положения от взрослых складываются искаженные жизненные установки, которые могут впоследствии привести к устойчивому асоциальному поведению и, как следствие, к совершению более тяжких правонарушений и преступлений;

• совершение административного правонарушения группой лиц, т. е. путем объединения усилий нескольких лиц для противоправной деятельности. Размер ответственности каждого члена группы должен устанавливаться индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении правонарушения;

• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. К таким обстоятельствам помимо стихийных бедствий могут относиться: террористические акты, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, межнациональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, чрезвычайные экологические ситуации, эпидемии и эпизоотии, природные катаклизмы, катастрофы и т. п. При указанных обстоятельствах люди, как правило, оставляют без присмотра дома и имущество. Зная об этом, правонарушитель использует беспомощность и растерянность людей в своих противоправных интересах. Поэтому совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность;

• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Под состоянием опьянения понимается наличие в организме алкоголя или наркотических средств. При подозрении, что правонарушитель находится в состоянии опьянения, осуществляется освидетельствование. Оно может быть проведено как с использованием технических средств, так и путем направления правонарушителя в медицинские учреждения. Однако судья, орган или должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.