БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК -- легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно практически всеобщему мнению, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, здесь довольно часто находили дрейфующие суда с мертвыми экипажами или без них. Зафиксированы также бесследные исчезновения самолетов и судов, выход из строя навигационных приборов, радиопередатчиков, часов и т. д. Английский исследователь Лоуренс Д. Куше собрал и проанализировал в хронологическом порядке более 50 случаев исчезновения судов и самолетов в этом районе и пришел к выводу, что легенда о УтреугольникеФ -- не более чем искусственно сфабрикованная мистификация, которая явилась результатом небрежно проведенных исследований, а затем была доработана авторами, увлекающимися сенсациями. Эту же точку зрения разделял советский академик Л. М. Бреховских и многие другие исследователи. В пользу такой УофициальнойФ точки зрения можно добавить, что в действительности катастроф в УстрашномФ месте происходит не так уж и много, через этот район Атлантики проходит огромное количество авиа и морских перевозок
УОбычныхФ таинственных исчезновений любителям сенсаций было уже недостаточно, поэтому в ход пошли приписки, недомолвки и просто обман (что полностью доказано), в результате которых в число жертв треугольника попали суда, утонувшие либо по вполне тривиальным причинам (так, японское судно УРаифуку-МаруФ, вокруг которого возникли легенды, в 1924 году потерпело катастрофу на виду у другого парохода именно по причине жестокого шторма; трехмачтовую шхуну УСтар оф писФ в мгновение ока отправил на дно взорвавшийся дизель), либо вдалеке от района Бермуд (немецкий барк УФреяФ в 1902 году пресса УперенеслаФ сюда из Тихого океана из-за случайного совпадения в названиях местности; тримаран УТинмут ЭлектронФ в 1989 году в самом деле был покинут экипажем, но -- не доходя 1800 миль до УтреугольникаФ). Случались и курьезы. Ошибочную тревогу, к примеру, поднимали дважды из-за полузатопленных буев, поставленных УАкадемиком КурчатовымФ в 1978 году, и т. д
Настоящих, запротоколированных случаев исчезновений кораблей гораздо меньше тех, о которых сообщалось в сенсационных газетных публикациях. Тем не менее в расследовании достоверных случаев из Узолотого запасаФ самых таинственных происшествий бермудологи-сторонники УофициальнойФ точки зрения также не проявили истинно научного подхода, и в книге Л. Куше можно найти ряд подтасовок и недоговоренностей. Ряд исследователей, не согласных с такой позицией, указывают в первую очередь именно на события, не получившие однозначного ясного объяснения. Здесь и внезапное исчезновение, а затем появление через 10 минут на экране радиолокатора самолета в районе Майами, и светящиеся Убелые водыФ в Саргассовом море, и неожиданный выход из строя самой надежной аппаратуры, и внезапно покинутые экипажами суда, находящиеся в исправном состоянии. Разумеется, среди этой части ученых нет однозначного решения всех вопросов, поставленных УтреугольникомФ. Например, факт оставления экипажами кораблей академик В. В. Шулейкин объясняет генерируемыми в воде инфразвуковыми колебаниями, под влиянием этих инфразвуковых волн члены экипажа могут впасть в состояние панического ужаса и покинуть судно. Но насчитывается еще по крайней мере два десятка гипотез, объясняющих тот же факт: от версий с похищением людей пришельцами с НЛО до предположений о причастности к этому исчезновению мафии
Самой таинственной до сих пор выглядит история с исчезновением 6 самолетов, произошедшим вечером 5 декабря 1945 года. В 14.10 пять самолетов УЭвенджерФ с 14 летчиками (вместо 15) взлетели, добрались до цели, около 15.30--15.40 легли на обратный курс на юго-запад. А через несколько минут, в 15.45, на командном пункте авиабазы Форт-Лодердейл получили первое странное сообщение: УУ нас аварийная обстановка. Очевидно, сбились с курса. Мы не видим земли, повторяю, мы не видим землиФ. Диспетчер сделал запрос об их координатах. Ответ сильно озадачил всех присутствующих офицеров: УМы не можем определить свое местоположение. Мы не знаем, где сейчас находимся. Мы, кажется, заблудилисьФ. Словно бы в микрофон говорил не бывший пилот, а растерявшийся новичок, не имевший ни малейшего представления о навигации над морем! В этой ситуации представители авиабазы приняли единственно правильное решение: УДержите курс на запад!
Мимо длинного побережья Флориды самолеты уж никак не проскочат. Но в ответ: УМы не знаем, где запад. Ничего не получается... Странно... Мы не можем определить направление. Даже океан выглядит не так, как обычно!..Ф С земли пытаются дать авиазвену целеуказания, однако из-за резко возросших атмосферных помех эти советы, по всей видимости, не были услышаны. Сами диспетчеры с трудом улавливали обрывки радиопереговоров летчиков между собой: УМы не знаем, где мы находимся. Должно быть, в милях 225 северо-восточнее базы... Похоже, что мы...
В 16.45 от Тейлора приходит странное донесение: УМы находимся над Мексиканским заливомФ. Наземный диспетчер Дон Пул решил, что летчики или сконфужены, или сошли с ума, указанное место было в совершенно противоположной стороне горизонта! В 17.00 стало ясно, что пилоты на грани нервного срыва, кто-то из них кричит в эфир: УЧерт побери, если бы полетели на запад, то попали бы домой!Ф Затем голос Тейлора: УНаш дом -- на северо-востоке...Ф Первый испуг вскоре несколько прошел, с самолетов заметили какие-то острова: УПодо мной земля, местность пересеченная. Уверен, что это Кис...
Наземные службы также запеленговали пропавших, и возникла надежда, что Тейлор восстановит ориентацию... Но все оказалось напрасным. Наступила темнота. Вылетевшие на поиски звена самолеты вернулись ни с чем (еще один самолет исчез во время поисков)..
О самых последних словах Тейлора до сих пор ведется спор. Радиолюбители сумели расслышать: УКажется, что мы вроде... мы опускаемся в белые воды... мы полностью заблудились...Ф По свидетельству репортера и писателя А. Форда, в 1974 году, спустя 29 лет, один радиолюбитель поделился такой информацией: якобы последними словами командира были УНе следуйте за мной... Они выглядят как выходцы из Вселенной...Ф [За рубежом. 1975. є 45. С. 18.] По моему же мнению, последняя фраза наверняка придумана или интерпретирована позже: до 1948 года люди почти обязательно употребили бы в подобной ситуации выражение Увыходцы с МарсаФ. Даже на заседании Комиссии по расследованию этого происшествия впоследствии обронили фразу: УОни исчезли так же безвозвратно, как если бы улетели на МАРС!Ф Вряд ли Тейлор воспользовался бы малоупотребимым словом УВселеннаяФ, тем более что о пришельцах оттуда не помышляли даже фантасты..
Итак, первый и бесспорный вывод, который следует из прослушивания радиопереговорных записей, такой: пилоты столкнулись в воздухе с чем-то необычным и странным. Эта роковая встреча была необычной не только для них, но, вероятно, о подобном они никогда не слышали от своих сослуживцев и друзей. Только этим можно объяснить странную дезориентацию и панику: океан имеет странный вид, появилась Убелая водаФ, стрелки приборов пляшут -- согласитесь, что этот перечень может испугать кого угодно, но только не опытных морских летчиков, которые наверняка не раз находили в экстремальных условиях нужный курс над морем, тем более что у них была прекрасная возможность вернуться к берегу: достаточно было повернуть на запад, и тогда самолеты ни за что бы не пролетели мимо огромного полуострова
Вот здесь мы и подошли к основной причине паники. Звено бомбардировщиков в полном соответствии со здравым смыслом и по рекомендациям с земли в течение примерно полутора часов искали сушу только на западе, затем около часа -- попеременно на западе и востоке. И не нашли ее. Тот факт, что целый американский штат бесследно пропал, может лишить рассудка даже самых стойких
Справедливости ради надо сказать, что землю в конце своего полета они увидели, но не решились приводниться рядом на мелководье. Визуально по очертаниям островов Тейлор определил, что находится над грядой Флорида-Кис (юго-западнее южной оконечности Флориды), и поначалу даже повернул на северо-восток к Флориде. Но вскоре под влиянием коллег засомневался в увиденном и вернулся на прежний курс, словно бы он находился значительно восточнее Флориды, т. е. там, где он и должен быть и где его запеленговали наземные радарные установки
Но где же они были на самом деле? На земле доклад экипажа о наблюдении Кис восприняли как бред паникующих пилотов. Пеленгаторы могли ошибаться ровно на 180 градусов, и это их свойство учитывалось, но в тот момент операторам было известно, что самолеты где-то в Атлантике (30 градусов с. ш., 79 градусов з. д.), севернее Багамских островов, и им просто в голову не могло прийти, что на самом деле пропавшее звено уже значительно западнее -- в Мексиканском заливе. Если это так, то Тейлор мог действительно видеть острова Флорида-Кис, а не -- Упохожие на Флориду-КисФ
Возможно, операторы пеленгаторов в Майами не сумели отличить сигналы, пришедшие с юго-запада, от сигналов с северо-востока. Ошибка стоила пилотам жизни: видимо, напрасно проискав сушу на западе и израсходовав все горючее, они сели на воду и затонули, в то время как их самих тщетно разыскивали на востоке... В 1987 году именно там на шельфовом дне Мексиканского залива и был найден один из УЭвенжеровФ постройки сороковых годов! [Правда. 2.03.1987.] Не исключено, что остальные 4 тоже где-то неподалеку. Остается вопрос: каким образом самолеты могли незаметно для всех переместиться на семьсот километров к западу
Случаи если не мгновенных, то сверхбыстрых перемещений самолетов уже известны историкам авиации. Во время Второй мировой войны советский бомбардировщик, возвращавшийся с задания, проскочил аэродром в Подмосковье больше чем на тысячу километров и сел на Урале... В 1934 году Виктор ГУДДАРД над Шотландией залетел вообще непонятно куда, приблизился к неизвестному аэродрому, который в мгновение ока Уисчез из поля зренияФ... Эти и многие другие подобные случаи объединяет то, что сверхбыстрые полеты совершались всегда в странных тучах (белом тумане, странной дымке, искрящейся мгле). Именно такими терминами награждают очевидцы и другое странное явление, при котором происходит быстрое перемещение во Времени (к примеру, прогулявшись полчаса-час в Убелом странном туманеФ на острове Барсакельмес, путники возвратились спустя сутки)
Да и в самом Бермудском треугольнике Убелый туманФ не такой уж редкий гость. После встречи с ним исчез однажды с экранов локаторов приближавшийся к Майами авиалайнер... и когда через 10 минут появился вновь, все имевшиеся на борту часы отставали на те же самые минуты. В том полете никто из пассажиров ничего необычного не заметил (не исключено, что так же незаметно для глаз происходит внезапное увеличение скорости по причине УфокусовФ со Временем). Если не считать пресловутого тумана и послеполетной сверки хронометров, пилоты должны были заметить пляску стрелок на некоторых приборах да еще перебои с радиосвязью (переговариваться-то приходится с землей, местом, где обычный ход Времени не совпадает с аномальным УнебеснымФ). Вспомним, именно после упоминания пилотами УЭвенджеровФ о появившемся странном тумане и о разом вышедших из строя пяти компасах, радиосвязь с ними исчезла и впоследствии восстанавливалась лишь периодически
Подобные аномальные места изредка возникают еще и потому, что на ход физического Времени оказывают некоторое влияние все движущие по окружности тела. Этого эффекта, как следует из опытов профессора Николая Козырева, в весьма малых масштабах можно добиться даже с помощью крохотных маховиков. Что же говорить о районе Бермуд в Атлантике, где мощное течение Гольфстрим закручивает водяные вихри в сотни километров диаметром! (Именно подобные образования иногда становятся видимыми на поверхности океана в виде белых или даже слабо-светящихся кругов и УколесФ.) Закручиваются вихри -- изменяется Время -- должна изменяться и гравитация. В центре вихря (там, где американские спутники фиксировали уровень воды на 25--30 м ниже обычного) гравитация повышенная, на периферии -- пониженная. Не в том ли причина многих катастроф морских судов, что грузы в трюме внезапно увеличивают свой вес? При неоднородном нагружении и превышении запаса прочности корпуса катастрофа практически неминуема! Для полноты трагической картины к этому нужно добавить и ненадежность радиосвязи в таких местах..
Разумеется, после первых сообщений о бермудских УфокусахФ со Временем в печати стали появляться новые леденящие душу, но не всегда правдивые подробности... Не так давно американский еженедельник УНьюсФ поведал об удивительном происшествии с американской подводной лодкой, совершавшей плавание в УтреугольникеФ на глубине 200 футов (70 м). Однажды матросы услышали странный шум за бортом и почувствовали вибрацию, продолжавшуюся около минуты. Следом за этим было замечено, что люди в команде якобы очень быстро постарели. А после всплытия на поверхность с помощью спутниковой навигационной системы вообще выяснилось, что субмарина находится в... Индийском океане в 300_х милях от восточного побережья Африки и в 10 тысячах миль от Бермуд! Ну чем не повторение с перемещением технических аппаратов, только не в воздухе, а в воде? Правда, выводы в этой истории пока делать рано: ВМФ США, как и раньше в таких случаях, не подтверждает, но и не опровергает этой информации
Зато кое-какие выводы можно сделать в деле с пропажей 5 самолетов. Вероятнее всего, в небе над Бермудским треугольником это звено столкнулось с нестационарной кочующей аномальной зоной, в которой у них отказали приборы и забарахлила радиосвязь. Затем самолеты, находясь в Устранном туманеФ, с очень большой скоростью переместились в Мексиканский залив, где пилоты и узнали с удивлением местную гряду островов..
Давайте уточним, что означает Ус очень большой скоростьюФ. Итак, через полтора часа после взлета самолеты попадают в странный туман, где у них отказывают все приборы, ВКЛЮЧАЯ ЧАСЫ. В 16.45 самолеты выходят из облачности и восстанавливают ориентацию (из докладов слышно, что они уже доверяют компасам). По аэродромным наземным часам прошло 2,5 часа полета, и горючего оставалось еще на 3 часа полета. Сколько прошло времени по самолетным часам (вышедшим из строя) -- сказать трудно. Вряд ли на этот вопрос смогли бы правильно ответить и летчики, в экстремальных ситуациях времявосприятие резко отличается от обычного. Лишь один механизм может дать нам ответ -- это двигатели самолетов, они единственные продолжали нормально работать в аномальной зоне! Итак, в 17.22 Тейлор объявил: УКогда у кого-нибудь останется 10 галонов (38 литров горючего), то мы приводнимся!Ф Судя по фразе, горючее и в самом деле подходило к концу. Видимо, вскоре самолеты приводнились, потому что в 18.02 на земле услышали фразу: У...В любую минуту может утонуть...Ф Значит, горючее в торпедоносцах закончилось в промежутке между 17.22 и 18.02, в то время как его должно было хватить до 19.40, а с учетом аварийного запаса -- до 19.50. Такое резкое расхождение можно объяснить только одним: двигатели жгли горючку на 2 часа больше, чем ранее предполагалось
Вот оно, недостающее звено в цепи разгадок! Пока на земле прошел всего один час, в белом тумане пролетело около трех!! Скорость самолетов была все это время обычной, но для гипотетического стороннего наблюдателя она показалась бы в 3 раза быстрее! Вероятно, за эти 3 часа собственного времени торпедоносцы, увы, проскочили выступ Флориды с родной базой и оказались в Мексиканском заливе. Пилоты еще до конца не вышли из цепких лап весьма поредевшего тумана, когда под крыльями появилась гряда островов..
Дальнейшее вы знаете. Тейлор, конечно же, сумел узнать острова, над которыми пролетал десятки раз. Но... не поверил их УчудесномуФ появлению и по настоянию авиабазы снова взял западный курс. (Теперь уже Устранный туманФ прошел, и полет происходил в обычном времени.) Он поверил спустя час и повернул назад, однако неискушенные советы диспетчеров, твердивших Увы только-только подлетаете к ФлоридеФ, окончательно сбили его с толку... В конечном итоге звено погубила неуверенность лейтенанта: он несколько раз лихорадочно менял направление движения, следуя то на северо-восток курсом 30 градусов, то на восток (90), то, по требованию диспетчеров -- на запад (270). Дефицит горючего побуждал сделать окончательный выбор. Тейлор сыграл в УорлянкуФ и... выиграла Смерть. Бомбардировщики, в очередной раз едва не дойдя до спасительного материка, сделали свой последний разворот и ушли курсом 270 градусов... В сторону от суши..
...Друзья пропавших пилотов до сих пор не могут понять, почему лейтенант Тейлор скомандовал, а его подчиненные (среди которых были и более старшие по званию) выполнили посадку на неспокойное море, в то время как они могли еще целых два часа искать землю!.. Приводнение на высокие волны практически не оставляло шансов спастись, и тем не менее подчиненные Тейлора без сомнений выполняют этот приказ, хотя только что они громко ругались и спорили со своим командиром по поводу курса. Выполнить самоубийственную посадку пилоты могли только зная, что горючее действительно на исходе. Предположительно около 19 часов самолет лейтенанта уже был на дне, радисты зафиксировали обрывки разговоров других экипажей между собой, кто-то сквозь явный шум волн пытался вызвать Тейлора и не получал ответа. Затем умолкли и остальные голоса... На земле надежда на их возвращение все еще сохранялась, так как никто не мог поверить в факт приводнения. Прошел еще один час, по подсчетам аэродромного персонала, у летчиков только теперь заканчивался аварийный запас горючего, и все ждали чуда... Наконец, наступило 20 часов, стало ясно, что ожидания напрасны... Яркие огни на посадочной полосе, которые было видно за десятки миль, горели еще какое-то время
Наконец, в 21 час с минутами кто-то в диспетчерской молча повернул рубильник... Летчики, конечно же, еще были живы в тот момент. Вероятнее всего, после того как пошли на дно самолеты, они находились в воде в своих спасательных жилетах. Но ночной шторм гарантированно сделал свое дело. Богатый опыт морских катастроф подсказывает, что вероятнее всего никем не найденные пилоты были в силах противостоять холодным волнам примерно до полуночи..
В полночь в 2500 км от этого места в Маунт-Верноне (штат Нью-Йорк) словно бы от внезапного удара одновременно проснулись Джоан ПАУЭРС и ее 18_месячная дочь. Джоан сразу поняла причину своего кошмарного сна и решила сделать то, чего она никогда до этого не делала -- позвонить мужу на авиабазу. Примерно 2 часа ушло на выяснение номера телефона и на соединение. Ровно в 2.00 ночи в Форт-Лодердейле раздался звонок. Дежурный офицер, взявший трубку, побагровел и заикаясь ответил: УНе волнуйтесь, но вашего мужа, капитана Эдварда Пауэрса, мы не можем позвать, он сейчас в полете...Ф Человек, который 5 часов назад выключил освещение на посадочной полосе, так и не решился произнести вслух приговор. Джоан узнала правду о муже только утром из экстренного выпуска радионовостей..
Возможно, с той же самой аномальной зоной, сбившей с толку и Тейлора, и Пауэрса, и всех остальных, не разминулась и бесследно исчезнувшая двухмоторная летающая лодка УМарин МаринерФ, та самая, которая бесстрашно отправилась на поиски УЭвенджеровФ. Последние слова радиста гидросамолета были о Усильном ветре на высоте 1800 мФ... Хотя причина может быть и более прозаической, кто-то в районе полета этой лодки видел яркую вспышку в небе. Взрыв?.. Вместе с экипажем лодки число жертв УтреугольникаФ в тот вечер составило 27 человек..
...Когда описанная выше гипотеза приняла более или менее стройные очертания, было решено познакомить с ней кого-нибудь из непосредственных участников тех событий. Упоминавшийся уже Дон ПУЛ, ныне 82_летний подполковник в отставке, живет и по сей день во Флориде. Ожидался какой угодно ответ, но такой... УВсе описанное может быть и интересно, но согласно вашим словам получается, что самолеты упали в Мексиканском заливе, на самом деле их недавно нашли в Атлантике, всего в 10 милях от родной базы Форт-Лодердейл! Родственники погибших говорят, что лучше бы не находили, горько знать, что пилоты погибли буквально на пороге дома, в одной минуте полета! Так что тема закрыта. Сначала нашли 4 самолета вместе, затем обнаружился пятый -- с номером 28. Это был номер Тейлора! Да, они так и летели: Удвадцать восьмойФ Тейлора впереди, за ним -- четверо ведомых...Ф Вот это новость! Правда, совсем не понятно, почему 19_е звено упало в воду в том районе, почему их в таком случае было плохо слышно по радио, за 10 миль (18 км) их должны были слышать как из соседней комнаты... Чего-то не хватало в новой разгадке тайны, надо было узнать дополнительные подробности..
В 1991 году поисковое судно УДип СиФ компании УСаинтифик Соач ПроджектФ северо-восточнее Форт-Лодердейла производила поиск затонувшего испанского галиона с золотом. Члены команды собрались на палубе, вспоминали различные истории, связанные с тайнами Бермудского треугольника, в том числе с пропавшими торпедоносцами. Поэтому, когда пришло сообщение: УПод нами торпедоносцыФ, все восприняли это как шутку. Трудно было поверить, что это были 4 УЭвенджераФ, лежавшие строем на глубине 250 м. Пятый с номером У28Ф находился в миле от остальных. Четверка как бы слегка поотстала от ведущего У28_гоФ самолета (невольно вспоминается версия, что последними словами Тейлора были: УНе приближайтесь, они похожи на...Ф)
Немедленно подняли архивы. Выяснилось, что за все время в Атлантическом океане упали в воду 139 самолетов типа УЭвенджерФ, однако группа из пяти самолетов пропадала без вести только однажды -- в декабре 45_го. Скептики решили также проверить, а не могли ли в этом районе самолеты упасть в воду с авианосца? Подобных записей в архивах также не нашли, но скоро необходимость в их поисках отпала, более подробное фотографирование находок доказало, что самолеты именно садились на воду: у них были загнуты лопасти пропеллеров и открыты фонари кабин. Тел в кабинах не обнаружили. Ни у кого больше не возникло сомнений в том, что это пропавшее 19_е звено, тем более что на двух бортах были буквенные изображения УFTФ -- так обозначались самолеты, базирующиеся на базе Форт-Лодердейл. Правительство США, Военно-Морские Силы и фирма ССП немедленно начали между собой судебную тяжбу на право владения находкой, в то время как родственники погибших потребовали оставить самолеты в покое. Первооткрыватель УЭвенджеровФ Хоукс в одном из последних своих интервью сказал: УМы подплывем на подводном аппарате поближе с тем, чтобы прочесть номера. Уверен, что это они! Мы разгадали величайшую тайну! Но если выяснится, что это не 19_е звено, то это означает, что мы создали новую великую загадку, потому что 5 самолетов не могут так просто собраться на дне океана!..
Но тайна не поддалась... Спустя месяц, летом 1995 года, на наш запрос пришел свежий материал... Длинная многостраничная статья, описывающая злоключения судна УДип СиФ, -- о том, как тяжело исследователям пришлось под водой, как долго они подбирались к номерам и как... разочаровались: два номера были хорошо видны: FT-241, FT-87, и два лишь частично -- 120 и 28. У пропавшего же звена номера были: FT-3, FT-28 (Тейлор), FT_36, FT-81, FT-117. Сошелся только один номер, и тот -- без буквенного обозначения. Номера найденных на дне самолетов так до сих пор и не идентифицированы, среди пропавших они не числятся. В большинстве архивных записей значится лишь заводской номер машин, но так как эти цифры записывали на фанерном киле УЭвенджераФ, то нет надежды, чтобы номер на самолетах сохранился за столь долгое время
Словом, загадки остаются открытыми. Какие самолеты лежат на дне океана вблизи Форт-Лодердейла, что или кто заставил собраться их вместе? И куда же все-таки делись Уте самыеФ самолеты? После провала в Атлантике капитан судна УДип СиФ категорически отказался идти в Мексиканский залив с тем, чтобы уточнить номер ранее найденного там УЭвенджераФ: УПлевал я на самолеты, -- сказал он, -- лучше бы мы нашли испанский галеон!
Вы думаете, немедленно на место катастрофы по заданию правительства отправилась подводная лодка?! Нет! В 1996 году, впрочем, нашлось объяснение такой позиции правительства США: официальная комиссия установила, что: 1. На дне вовсе не самолеты, а макеты самолетов. 2. Их специально положили туда для того, чтобы отрабатывать бомбардировку с воздуха
Только самые доверчивые поверили такому официальному бреду. Аквалангисты наверное смеялись до упаду. Неужели никто из правительственных чиновников не читал их отчеты, где они описывали номера, открытые фонари, загнутые при посадке лопасти пропеллеров? Ничего этого не могло быть на макетах-мишенях. Если это макеты, то такие, которые Усами прилетели сюда строемФ. Атаковать бомбардировочные мишени на глубине... 250 м -- все равно что целиться из пистолета в цель, находящуюся за Великой Китайской стеной! Так закончилось это странное происшествие, с которого, в сущности, и берет начало официальная история УтреугольникаФ. Исчезли и так до сих пор не были найдены все пилоты УЭвенджеровФ и гидросамолета, вылетевшего на помощь... Впрочем, сама история не закончится никогда
БИГГИН-ХИЛЛ -- заброшенный аэродром ВВС Великобритании, в настоящее время не функционирующий, над которым изредка наблюдается призрак истребителя времен Второй мировой войны УСпитфайрФ. Очевидцы утверждают, что призрачный самолет всегда совершает круг почета на бреющем полете над своим бывшим аэродромом, причем часто удается расслышать и звук мотора. Скептики утверждают, что УСпитфайрФ принадлежит одному из любителей старины, в Европе у коллекционеров имеется по крайней мере несколько летающих истребителей этого типа. Однако последующее расследование не подтвердило этой версии
УБЛУДНОЕ МЕСТОФ -- старое название аномальных мест, где возможны самые невероятные происшествия, в первую очередь -- полная потеря пространственной ориентировки. Размер подобных аномалий варьируется от 100--200 м до 1--5 км. Для редко бывающих на природе горожан блуждание, к примеру, в лесу -- это естественно: ориентиров нет, деревья похожи, к тому же и шаг одной ногой (чаще правой) у большинства людей на несколько сантиметров короче другого, из-за чего не имеющий опыта задающего направления ориентира человек не может идти по прямой, а начинает описывать круги диаметром 3--4 км. Многие легенды о нечистой силе, стремящейся УзакружитьФ путника, связаны с этой особенностью организма. Многие, но, очевидно, не все. Деревенские жители, более привычные к походам по лесу, теряют ориентацию значительно реже, причем происходит это, как правило, в Ублудных местахФ, хорошо известных крестьянам окрестных селений. В редкой деревне не покажут такие. Чем же объяснить, что в определенных местах даже опытный человек рискует заблудиться
Легче всего предположить, что УколдовствоФ Ублудных местФ объясняется характером местности: допустим, сильно заросший участок однородного леса или же, как это имеет место между деревнями Усадье и Боково, расположенных на берегу Оки, слабо натоптанная тропинка, проходящая к тому же через густой кустарник, раздваивается, и даже местные жители часто их путают. Возможно, в каких-то случаях появлению УБлуднейФ способствуют аномалии магнитного поля. Сейчас уже твердо доказано, что любой человек обладает собственным Умагнитным компасомФ, находящимся в основании носа (по другим данным -- в коре головного мозга). У горожан Умагнитное чутьеФ проявляется в лучшем случае на уровне подсознания, дикари пользуются им вполне осознанно, обычные же наши сельчане занимают какое-то промежуточное положение: часто пользуются своим природным УкомпасомФ, не осознавая этого. Может быть, образованию Узаколдованных местФ способствуют неразрабатываемые залежи железных руд, не имеющих промышленного значения
БОБРОВИК -- белорусская деревня, находящаяся в километре от города Боровичи, которая в начале ХХ века прославилась целой серией странных явлений (в том числе полтергейст, самовозгорания, свечения в небе и т. д.). Так, различные предметы сами собой загорались прямо на глазах у хозяев в домах крестьян Михаила Блажина, Николая Колухина и других. В доме Александра Павлова загорелись ситцевые занавески и постельник, на котором спал трехлетний малыш. После того как прибывшие пожарные залили огонь водой, выяснилось, что огонь испепелил только ту часть ткани, которая не касалась мальчика, покрывало под ребенком даже не обуглилось, ожогов на теле также не было обнаружено
БОРИСОГЛЕБСК -- город на востоке Воронежской области, рекордсмен по количеству официально зарегистрированных наблюдений НЛО. Согласно архивам газеты УКрасная звездаФ, в 1970--80_х годах радары гражданских и военных служб слежения за воздушным пространством зафиксировали сотни НЛО
Проезд до Борисоглебска: от Москвы поездом направления УМосква -- ВолгоградФ или на автомобиле по трассе М-4
БРИДПОРТ -- местечко на севере Тасмании (Австралия), где в 1946 году на берегу океана был обнаружен труп гигантского неизвестного науке животного. Несмотря на то, что кожа животного была покрыта мелкой шерстью, директор Музея им. королевы Виктории в Ланчестоне мистер Эллис идентифицировал тело как труп кита, что до сих пор служит предметом ехидных насмешек со стороны биологов (поскольку волосатых китов не существует). Других исследований тела не проводилось. Спустя 15 лет аналогичный труп гигантского волосатого животного был найден уже на западном побережье того же острова в местечке Темма
БРЮССЕЛЬ (Bruxelles) -- столица Бельгии, штаб-квартира НАТО, ставшая объектом пристального интереса со стороны НЛО. Пик появлений трехзвездных НЛО, названных в прессе УБельгийскими треугольникамиФ, пришелся на 1989--1990_е годы. За это время объект видели тысячи жителей города, были сделаны сотни фото- и видеозаписей, трехзвездник изучался учеными и военными, его пытались преследовать с помощью истребителей F-16. Причины, по которым Брюссель и другой бельгийский город, Льеж, привлекли внимание пришельцев, до сих пор неизвестны
БУТЫЛОЧНАЯ СКАЛА -- полулегендарное место в десяти часах пешего перехода от поселка Большая Хатыми в Якутии, которое, согласно местным поверьям, обладает свойством исцелять глазные болезни
БУХТА КРАТЕРНАЯ -- бывший затопленный вулканический кратер, а ныне закрытый от океана залив на острове Янквича (Курильская гряда), флора и фауна которого долгое время развивалась самостоятельно и изолированно от окружающей природы
Исследования бухты ведутся с 1976 года научным сотрудником Института биологии моря Дальневосточного научного центра Академии наук Виталием ТАРАСОВЫМ, который сумел выявить среди обитателей замкнутой биосферы немало загадочных по происхождению микроорганизмов и животных. Причина, повлекшая к многочисленным мутациям и видообразованиям, так и осталась невыясненной [Не может быть. 1993. є 1 (15). С. 13]
БХУ -- в древнеиндийских сказаниях название планеты Земля
БХУМИ -- в древнеиндийской философии одно из названий Земли людей -- одной из трех существующих Земель
В
ВАБАР -- легендарная область на западе пустыни Руб-эль-Хали в Саудовской Аравии, где, согласно мусульманской мифологии, находится область, примыкающая к стране народа ад (адидов). По преданиям, пустыня прежде была цветущим садом, но после гибели адидов аллах поселил здесь джинов, людей же превратил в наснасов (полулюди -- с одной рукой, одной ногой и половиной головы). Оазис, которым владеют джины, по преданию, до сих пор находится в заколдованном и охраняемом духами районе пустыни. Во многих арабских странах существуют легенды о том, как люди случайным образом попадали и продолжают попадать в Вабар, однако существование этого УзаколдованногоФ места до сих пор подвергается сомнениям
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ -- огромное по древним меркам строение, которое, согласно легендам, было разрушенное в результате вмешательства небесных сил. В каноническом тексте Библии описана история сооружения этой башни в городе Бабель (Баб Эл -- УВрата богаФ) -- в Древнем Вавилоне в долине Сеннаар сразу после потопа, Укогда все люди имели один язык и одинаковые словаФ. Люди захотели якобы построить город и башню высотой до небес, но сошедший с небес Яхве смешал человеческие языки, и люди перестали понимать друг друга. По Библии, Бог нарушил замыслы людей, поскольку счел их излишне высокомерными, более поздние письменные источники усиливают и отягощают вину строителей и более крупными грехами. УИ рассеял их Яхве оттуда по всей земле...Ф По другим легендам, Всевышний не просто прекратил строительство, но и разрушил башню
Практически все историки сходятся на том, что описанная башня существовала в реальности. Сказания о башне возникли не позже самого начала 2_го тысячелетия до н. э. По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, речь в легендах идет о храме богу Мардуку в Вавилоне, где в наше время было сделано немало открытий археологами Р. Кольдевеем, А. Парро и другими. В 1967 году путешествующий по Ближнему Востоку Марк ТВЕН описывал развалины увиденной им УВавилонской башниФ как два яруса гигантской кирпичной кладки, осевшей Упосередине от землетрясений, опаленной и наполовину расплавленной молниями разгневанного богаФ. Согласно тем же наблюдениям, у башни прежде было 8 ярусов. Обычно под Вавилонской башней подразумевают строение, раскопанное в начале ХХ века в Борсиппе (около Вавилона) и называемое Вавилонским зиккуратом. Согласно измерениям, это 7_этажное строение имело основание периметром около 360 м и общую высоту 90 м, нынешние же развалины не превышают высоты 46 м. Другие исследователи также отмечали внутри и снаружи здания следы от воздействия огромной температуры. По описанию Э. Церена, жар Ураскалил и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившейся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклуФ
Выдвигалось несколько гипотез относительно причины оплавления. Действиями огромной молнии, электрическими эффектами, другими физическими явлениями не удалось объяснить загадку феномена. Трудно объяснить оплавление камней воздействием ядерного взрыва (по крайней мере только одного взрыва), т. к. камни и стены были оплавлены с нескольких направлений
Проезд до развалин Вавилона: от Багдада на автомобиле (или, что хуже, на поезде) на юг около 150 км. Развалины на левом (восточном) берегу р. Ефрат, к западу от города Хилла
ВАЛА -- пещера с чудодейственными свойствами, где, согласно ведической мифологии, демон с таким же именем прятал похищенных коров. Древняя рукопись УРигведаФ, в которой Вала упоминается 24 раза, указывает, что страшная пещера была выслежена божественной собакой Сарамой и разрушена Индрой, Брихаспати и семью мудрецами, благодаря чему удалось освободить священных коров и победить тьму. Исследователями этот миф интерпретируется по-разному, в настоящее время местонахождение разрушенной пещеры неизвестно
ВАЛГАЛЛА -- легендарный Усвященный чертогФ древних скандинавов -- место, куда после славной гибели в бою попадают убитые воины, где происходит пир в честь бога Одина. В современном Стокгольме имеется улица Валгаллагатен, что вполне можно перевести на русский как Улица Павших Борцов
ВАРА -- легендарное спасительное убежище, обитель праведников, которая, согласно иранской мифологии, была возведена Йимой в стране Арйана Вэджа. По описаниям, убежище имело искусственное квадратное ограждение со стороной Ув лошадиный бегФ и непонятным образом спасало людей и животных от насланных богом чудовищных холодов, всемирного потопа, хаоса и смерти. Точное местонахождение Вары неизвестно, более поздние пехлевийские тексты помещали ее уже не только на земную поверхность, но и на небо, под землю, в потусторонний мир. Подобное же место с четырехугольными стенками -- УОбитель ЯмыФ описывается также и в УРигведеФ
ВЕБУЛА -- легендарный холм в Бирме, где, согласно легендам и мифам чинов, из яйца, подкинутого солнцем, появился первый человек -- мальчик, впоследствии ставший прародителем племени яхао
ВЕДЛОЗЕРО -- возможное место обитания странного неопознанного существа в Карелии. В 1928 году над деревней Шукнаволок близ Ведлозера наблюдался пролет цилиндрического десятиметрового тела, из хвостовой части которого истекало красное пламя и искры. Пробив лед, объект ушел под воду. После этого местные жители стали встречать на берегу некое головастое существо чуть более метра ростом с тоненькими ручками и ножками. В 1932 году на деревню опустилось плотное черное облако, после него на земле осталось желеобразное вещество. Теперь в поселке Шукнаволок наблюдаются странные помехи телевидению
ВЕДЬМИНЫ КРУГИ -- колонии лесных и полевых грибов, образующие круги в десятки, иногда -- сотни метров, появление которых у славянских народов предписывалось нечистой силе. Считалось, что лесные поляны с подобными грибными кольцами обладают магической силой. В настоящее время биологами доказано, что кольцевые структуры расположения грибниц образуются естественным образом при равномерном развитии семейства из единого центра, неясным остается лишь то, почему грибницы стремятся распространиться лишь во внешнюю часть круга
УВЕДЬМИНЫ КРУГИФ -- малоупотребимое название странных образований, появляющихся на растениях, почве, на снегу и воде. Чаще встречается название Круги на полях
ВЕЛИКАЯ АВСТРАЛИЙСКАЯ СТЕНА -- самая длинная в мире стена (5323 км), перерезающая австралийский континент на две неравные части -- юго-восточную (меньшая часть), отделенную от северо-западных районов. Выглядит она скромнее Великой Китайской стены (хотя и длиннее ее на 1,5 тыс. км) и сделана из проволочной сетки высотой с человеческий рост с колючей проволокой поверху
Назначение этого длиннейшего забора -- предотвратить нападения диких собак динго на овечьи стада. По поголовью овец (около 123 млн. голов) Австралия Китаю уступает, занимая второе место в мире, но этим стадам угрожают динго. Как предполагают, они произошли от одичавших собак, завезенных на континент из Азии более 3,5 тысячи лет назад. Эти хищники размером с небольшого волка вытеснили немногочисленных местных сумчатых хищников и живут охотой на кенгуру, кроликов, иногда телят, но особенно овец, на людей без провокации не нападают. Борьба с динго началась практически сразу после высадки европейских поселенцев вместе с овцами в 1783 году. На официальный уровень она была поставлена только в 1830 году, когда за голову динго назначили награду в 2 шиллинга. Сейчас выплаты за убитую собаку могут доходить до 500 австралийских долларов (хотя обычно не превышают сотни), но это только за изгородью -- вне ее собакам динго позволено свободно жить и охотиться
В середине XIX века отдельные хозяева овцеводческих ранчо начали огораживать свои участки проволочной изгородью. К концу века юго-запад Австралии оказался вдоль и поперек затянут проволочной сетью. Постепенно овцеводы и местные власти пришли к выводу, что беспорядочную сеть разнокалиберных изгородей надо сменить одним забором, который будет поддерживаться на отчисления от прибылей владельцев ранчо. В 1960 году три овцеводческих штата (Квинсленд, Южная Австралия и Новый Южный Уэльс) объединили свои защитные изгороди в единую стену. Некоторым участкам забора свыше ста лет, на современных участках через проволоку пропущен отпугивающий электроток, вырабатываемый солнечными батареями
Каждый километр ежедневно контролируется обходчиками: раньше на верблюдах, теперь -- на джипах. Весь персонал смотрителей составляет около 50 человек. Кое-где у забора построены хижины для ночевок обходчиков. УВеликая стенаФ кончается в 185 км от западного побережья Австралии, здесь до самого берега океана идут культурные пастбища и возделываемые поля (пшеница, овес, хлопчатник), куда динго не забегают [Наука и жизнь. 1997. є 9. С. 76]
Проволочную сетку рвут дикие верблюды, быки, кенгуру и даже страусы эму. Под изгородь подкапываются кабаны, муравьеды, лисы. Наводнения и сильные дожди подмывают стальные и деревянные столбы, ржавчина съедает сетку, ветры заносят ее песком. Изгородь валят падающие деревья. Динго сами не прорывают сетку, но часто спешат воспользоваться любой брешью. Так что эффективность самого длинного забора в мире оставляет желать лучшего, но... без нее было бы еще хуже
ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА -- древняя крепостная стена в Северном Китае, протянувшаяся от Цзяюйгуаня (провинция Ганьсу) до Ляодунского залива. Точная длина неизвестна, в разных источниках приводятся разные цифры: 2250, около 4 тысяч, свыше 5, свыше 6 тысяч километров. Размеры сооружения: высота от 6,6 м до 10 м на отдельных участках, ширина в верхней части 5,5 м, что позволяло по ней свободно проезжать повозке и проходить строю солдат
Строительство стены началось в 214 году до н. э. и проводилось в основном в 3 веке до н. э., хотя периодически в годы правления различных императоров строительство возобновлялось. Назначение стены сугубо оборонительное, однако во время всех войн, бушевавших в Китае, стена так и не сумела сдержать войска неприятеля
Участки стены возле столицы Китая и в местах, посещаемых туристами, в настоящее время реставрируются и сохраняются в надлежащем порядке
В 1996 году с американского космического корабля УИндеворФ с помощью радара удалось обнаружить в пустыне в 700 км к западу от Пекина под слоем песка ранее не известные отрезки стены [Sciences et Avenir. 1996. є 592. УНЖФ. 1996. є 8]
Этот участок был частично разрушен, частично занесен песком, поэтому о его существовании ничего не было известно. Таким образом, вопрос о реальной длине Великой Китайской стены до сих пор остается открытым
ВЕЛИКАЯ МОНГОЛЬСКАЯ СТЕНА -- обнаруженное во Внутренней Монголии (Китай) в 1990_х годах древнее сооружение. Китайские археологи полагают, что это -- оборонительное сооружение возрастом 800 лет [УРГФ. 1996. 5 декабря]. Эта цифра вызывает законные вопросы -- почему о стене, сделанной уже в период письменной истории, ничего не было известно до сих пор. Ориентировочный размер Великой монгольской стены -- около 5 тыс. км, что лишь немного уступает Великой Китайской стене
ВЕРХНЕТУРЬЕ -- священное, возможно, геоактивное место на реке Тура в Свердловской области, на Урале. Человек в данном случае не слишком рационально подошел к использованию этого места: так, при строительстве мужского и женского монастырей здесь была вырублена могучая кедровая роща, и теперь вокруг на болотах растут только чахлые деревца [Хорошая газета. Новоуральск, 1999. є 31. Август. С. 2]
ВЕРХНЕУЙМОНСКИЕ АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ -- странные и пока необъясненные места вблизи села В. Уймон в Усть-Коксинском районе Горно-Алтайского АО. Среди УдостопримечательностейФ села местный тракторист МАМАРЦЕВ Валерий Михайлович описал следующее: УВ Холодных Белках на юг от В. Уймона есть обширные области поверхности земли, в том числе у дороги, где как бы разлита маслянистая жидкость, напоминающая солярку. Жидкость не имеет явного запаха. В этих зонах отмечается головная боль
На горах к северу от В. Уймона не раз видели что-то вроде несжигаемых огней, свечение и другие АЯФ
Там же в 1978 году упал странный неопознанный предмет. Позже местный житель Гущин откопал странную Уогненную стрелуФ, которая не поддается обработке никакими самыми прочными металлическими инструментами
Расследованием этих случаев с 1999 года занимаются специалисты из Московского центрального дома детского и юношеского творчества
ВЕРХНИЕ ПЛАНЕТЫ -- планеты, орбиты которых расположены вне орбиты Земли. В их число входят: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон и, вероятно, другие, возможно существующие, но пока не открытые планеты
ВЕТРЕНЫЙ ЕНИКОВ -- деревня в Моравии (Чехия), рядом с которой находится один из самых известных аварийных участков в Европе. На небольшом участке произошло уже несколько десятков УбеспричинныхФ автокатастроф. Пытаясь объяснить эту печальную закономерность, специалисты предположили, что под этим местом находится геопатогенная зона
ВИРТУАЛЬНАЯ СТРАНА КАНСАЙ (Кансай дэнси киовакоку) -- существующая только в электронных сетях и памяти компьютеров страна со всеми атрибутами государственности (столица Хэйсэйкэ, провинциальные города, президент, парламент, избиратели, почта, магазины, транспорт и т. д.). Отцом-основателем страны стал 47_летний инженер-электронщик Йосими УСУИ, первым президентом путем прямого голосования всех электронных граждан был избран писатель Рамо НАКАДЗИМА
Образование страны стало возможным благодаря согласию 80 японских пользователей Интернета объединиться с целью более эффективного овладения компьютерной грамотностью, они и стали первыми гражданами Кансая, в начале 1998 года количество граждан составило уже 1500 человек, имеющих Упервое гражданствоФ из таких стран, как Япония, Бельгии, Нидерландов, США [Япония сегодня. 1998. є 4. С. 29]. Для желающих посетить несуществующую в реальности страну и даже при желании стать после соблюдения соответствующих формальностях ее гражданином найти Кансай не составит большого труда, ее адрес в Интернете: http: //www. keihannaplaza. co. jp/vrkansai. Для тех же, кто не знаком с компьютером, Устранная странаФ так и останется навсегда несуществующей и мифической УТеррой инкогнитоФ
ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД ХАБИТАТ -- существующий только в компьютерном воображении и пока первый и единственный в мире японский город с населением 10 тысяч человек, основанный якобы более 4 лет назад, однако ни на одной географической карте не обозначенный. Обитатели этого УгородаФ ведут привычный образ жизни, делают покупки, любят друг друга, как и в прочих городах мира, или почти так. Ведь в Хабитате каждый может свободно выбрать себе не только одежду, но и пол. Этот город существует и функционирует виртуально -- как возможность. В 1990 году гигантская компьютерная фирма Японии УФудзицуФ вызвала к жизни и сделала доступным через компьютерную сеть NYFTY-Serve прообраз мира, управляемого ЭВМ
Впервые подобного рода инициативу предпринял еще в конце 1980_х годов великий кудесник американского кино Джордж Лукас, но в США она оказалась обреченной на неудачу. Компьютеры в те времена работали еще слишком медленно, чтобы средствами информатики можно было создать картину города или пейзаж, по характеристикам почти равным действительным. Фирма УФудзицуФ использовала замысел Лукаса, но сделала все сообразно японскому вкусу. Вначале в системе предлагались лишь ограниченные возможности. На нынешней стадии ее развития горожане, существующие только на экране, могут избирать депутатов, заключать между собой браки и т. д. Можно организовывать массовые волнения, театрализованные шествия, презентации, а также выбирать Умистера ХабитатФ. Численность населения в городе постоянно растет. 32_летняя домохозяйка Марико Ито, живущая в пригороде Токио -- Фунабаси, уже 3 года пользуется этой программой. УПросто фантастика -- я могу вести себя как другой человекФ, -- говорит она с энтузиазмом. В городскую систему учета населения пользователи могут ввести себя под обозначением УаватарФ (то есть мест-ный житель или представитель). Затем они выбирают себе внешний вид: к их услугам почти 1100 голов, имеющихся в программе, и варианты одежды. УЯ систематически обсуждаю жизненные проблемы с одной молодой девушкой, участницей игры. На самом деле эта УбарышняФ -- 40_летний мужчинаФ
Воображаемая среда чрезвычайно похожа на действительность, благодаря применению графики с большой разрешающей способностью. Выйдя из своих домов, жители встречаются с другими обитателями, переходят из одного жилого района в другой, гуляют в парках, лесу, а при случае даже оказываются в лабиринте. Можно поговорить друг с другом. Для этого достаточно ввести свое высказывание в компьютер. Аватары, между прочим, получают жалованье: 200 жетонов в месяц, но деньги могут поступать и из добровольных пожертвований либо как выигрыш по лотерее
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.