Авторы:

Диля Еникеева. Я Выбрала не того мужчину


Это крайне необязательные, безответственные и лживые люди. Обещать, выдвигать идеи, которые он не собирается реализовать, крутиться среди деловых людей, вести переговоры, заключать множество контрактов, которые никогда не будут осуществлены, — вот стихия истерика, «нового русского». Все это — пустая болтовня и позерство.
Истерик может преувеличивать собственное общественное положение, намекать на знакомство с высокопоставленными лицами или какую-то особо секретную работу, сохраняя загадочное выражение лица и лишь намеками давая понять о собственной значимости, хвастаться своими связями и обширными знакомствами, обнадеживая других людей, что окажет им необходимую поддержку; не скупится на обещания, хотя все это плод его богатой фантазии.
Не говори ему, что он лжет, а то он начнет говорить правду.
Иоганна Вилиньская
Они очень любят всевозможные светские тусовки. Тут их стремление быть на виду может быть реализовано сполна. Себя показать (но не людей посмотреть) истерики очень любят. А чтобы заметили, постарается совершить нечто экстравагантное, швыряется деньгами. Пьяные оргии в стиле «купеческий разгул», публичные скандалы, о которых потом напишут газеты, а если истерик рангом пониже, то хотя бы потом поговорят люди его круга, — все это в стиле истерика.
Любой истерик может быть многоликим в зависимости от ситуации. Если надо — на деловых переговорах может произвести впечатление серьезного, ответственного, обязательного человека с большими связями и будет выглядеть настолько правдивым и убедительным, что партнеры ему поверят. В иной ситуации может выглядеть легкомысленным и бесшабашным авантюристом, для которого риск — это смысл жизни. Перед давними приятелями или женщиной, на которую ему хочется произвести впечатление, — сыграет роль удачливого предпринимателя, которому деньги сами идут в руки, и любое дело он может превратить в «золотое дно». Перед людьми, которые от него зависят, может демонстрировать, какой он «крутой». Каков он на самом деле — знают только самые близкие люди и его несчастная жена.
Ложь — самый распространенный фольклорный жанр.
В. Георгиев
Истерики — прирожденные актеры, чувствующие ответную реакцию партнера. Такой человек может продемонстрировать замечательные качества, которыми вовсе не обладает, и произвести самое благоприятное впечатление на своих слушателей. «Играет» роль он очень убедительно. При желании может очаровать любого человека и добиться нужных ему льгот, уступок и резолюций даже у матерого чиновника-бюрократа.
Истерик — солист, и если у него есть заинтересованная аудитория, то, любуясь собой и почти веря в то, что сам говорит, он будет стараться произвести ещё более сильное впечатление на своего «зрителя». Уже при первой встрече истерик «новый русский» может так понравиться своему деловому партнеру или заказчику, которого он «обхаживает», что тот проникнется к нему доверием. Он может выглядеть очень серьезным и деловым, убеждая собеседника, что готов трудиться на благо общего дела почти бескорыстно, только лишь потому, что партнер ему очень симпатичен или у них общие интересы. Он поразит будущего делового партнера грандиозностью масштабов предполагаемой деятельности, своим «творческим потенциалом» и планами на будущее, выстраивает колонки цифр и умело манипулирует ими, приводит, на первый взгляд, вполне убедительные данные о предполагаемой прибыли, а если почувствует заинтересованность собеседника, то будет заливаться соловьем, строя все более фантастические проекты и суля ему золотые горы.
Обманывая, не забывайте кому и о чем наврали.
Д. Е.
Даже опытный человек может легко попасться на удочку истерику, когда тот уговаривает его вложить деньги в предполагаемый проект или дать ему крупную сумму в долг под большие проценты, хотя истерик даже не думает её возвращать. Обманывают истерики очень легко. И они умеют находить людей, которые им верят. Немало современных предпринимателей пострадало от непорядочности партнера-истерика.
Истерик «новый русский» может пообещать партнеру очень выгодный контракт или прибыльное дело, а на самом деле даже и не предполагает выполнить свое обещание. А позже он придумает ещё одну «убедительную» историю в оправдание, почему выгодное дело не состоялось, и наобещает ещё больше. И снова ему верят, так как лжет любой истерик очень убедительно.
Врите смело — все равно никто не слушает.
Д.Е.
Он может втереться в доверие к человеку с большим капиталом и стать его правой рукой, , а покровитель будет пребывать в уверенности, что нашел отличного исполнителя, которому можно доверять. Но очень скоро покровителя ожидает жестокое разочарование. Истерик работает только на себя. Благодарность за оказанное доверие, партнерство, порядочность, честь, благородство, чувство ответственности истерику абсолютно чужды. С обаятельной улыбкой он присвоит чужие деньги, «подставит» и предаст, ни на секунду не усомнившись в своем праве совершить любой бесчестный поступок, если лично ему это выгодно, и не будет чувствовать себя ни в чем виноватым.
Играя какую-либо роль, сам истерик уверен, что все, что он говорит и делает, — искренне. Это не притворство в общепринятом понимании, когда человек сам сознает свой обман и сознательно вводит в заблуждение окружающих. Лживость истерика — это «вживание в роль», когда он сам верит в свои слова и обещания, даже если они явно расходятся с его реальными возможностями и его намерениями.
Самая искусная ложь — лгать самому себе.
Д.Е.
Попробуйте доказать истерику, что он поступил бесчестно, обманул, подвел партнера, не имел права его обнадеживать и давать обещание, которое не в состоянии выполнить. Уверяю вас, вам это не удастся. Истерик будет с пеной у рта доказывать, что это не его вина, что ему просто не повезло или так сложились обстоятельства, виноваты все вокруг, но только не он сам.
Такой человек может обокрасть своих компаньонов, сжульничать при коммерческих операциях, не испытывая никаких угрызений совести, а потом будет бить себя в грудь и клясться, что он честнейший человек и не присвоил себе ни копейки. И очень часто бывает так, что партнеры снова верят ему, даже если он подводил и обворовывал их неоднократно. В актерстве истерику равных нет.
Ради того, чтобы «пустить пыль в глаза», истерик «новый русский» живет на широкую ногу, тратя огромные суммы на собственные прихоти, покупая все самое дорогое, разъезжая по престижным курортам и раздавая щедрые чаевые, постоянно «ломая комедию» и играя роль удачливого и предприимчивого бизнесмена, хотя он всем задолжал крупные суммы, в его кассе давно пусто, и он тратит чужие деньги.
Врет тот, кто боится правды.
В. Георгиев
Однажды я с семьей отдыхала в Испании, и мне пришлось почти ежедневно наблюдать такую картину. Типичный «новый русский», расхаживая в холле гостиницы, громко кричал по мобильному телефону якобы своему деловому партнеру. Он что-то приказывал, критиковал, ругал, поручал ему перевести астрономические суммы на счет каких-то фирм, и при этом горделиво поглядывал на присутствующих — слышат ли они его «переговоры». Но на него никто не обращал внимания — русских там почти не было. Я была единственным его зрителем и слушателем, но ему, как любому истерику, было вполне достаточно даже одного «зрителя» его спектакля.
Вначале я полагала, что он разговаривает по телефону все утро, так как каждый раз, выходя после завтрака в холл, заставала одну и ту же картину — он расхаживал крупными шагами, энергично жестикулируя свободной рукой и что-то кричал по телефону. Потом я догадалась, что он намеренно поджидал своего единственного «зрителя», то есть, меня, тем более, что я наблюдала за ним весьма заинтересованно. Видя мой интерес, он ещё больше входил в раж, называя все более крупные суммы и демонстрируя, что он диктует кому-то свою волю. По моим приблизительным подсчетам суммы якобы переведенных куда-то денег давно перевалили за миллион долларов. Полагаю, что он говорил в неработающий телефон — уж очень театрально все выглядело.
Персонал гостиницы недоумевал, почему гость каждое утро орет в холле по своему телефону, когда может сделать это в своем номере. Своими громкими разговорами он мешал менеджерам за стойкой. Но персонал гостиницы, естественно, не мог сделать гостю замечания.
Его жена в это время молча сидела в кресле. За все время я не услышала от неё ни единого слова. Она производила впечатление забитой, покорной женщины, которая смирилась со своей судьбой. Она была очень худой, бледной, похоже, больной легочным заболеванием, потому что постоянно подкашливала. Вместе я видела их только в холле, а в баре и у бассейна он появлялся один, непременно подцепив какую-нибудь девицу.
Так повторялось почти две недели, и однажды менеджер очень вежливо попросил меня передать джентльмену, поскольку тот не говорил по-английски, что в номере есть телефон, по которому он может поговорить, и слышимость будет гораздо лучше, чем по мобильному телефону. Я передала просьбу нашему «джентльмену», но тот пренебрежительно заявил: «Пусть обслуга мне тут не указывает, где мне говорить».
Он не переставал «говорить» по своему телефону даже в аэропорту, когда мы возвращались домой, расхаживая по залу ожидания, очевидно, в поисках новых зрителей, а его молчаливая жена катила за ним два огромных чемодана.
Истерику ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами, особенно, если это большие суммы. Для него ничего не стоит присвоить не принадлежащие ему деньги, растратить их, а потом выдумать какую-то фантастическую историю. Набрав кредитов, он может скрыться с чужими деньгами. С честностью и порядочностью у истерика большие проблемы. Порой бывает так, что истерик совсем «заврался» и в результате вынужден скрываться от кредиторов или деловых партнеров.
Мне рассказывали об одном коммерсанте, которому его партнеры доверили получить крупную сумму с должника, живущего в другом городе. Он сам вызвался привести долг и даже отказался от сопровождения охранников, хотя до этого без двух телохранителей никуда не выезжал. Но он сказал, что справится и сам, а чем меньше людей знают о деньгах, тем надежнее.
Деньги он присвоил, а партнерам сказал, что когда он ехал с вокзала, его машину догнали два миниавтобуса, в которых сидели двадцать (!) вооруженных автоматами людей. Они якобы «зажали» его машину в «клещи», заставив остановиться, выволокли его из салона, уложили на капот и «под дулом автоматов» заставили отдать всю сумму. При этом на нем не оказалось ни единой царапины.
Партнеры засомневались — история о том, что среди бела дня в центре Москвы кто-то может разъезжать с автоматами и наставлять их на человека, но не стрелять в него и даже не бить, — выглядела неубедительной. К тому же о поездке и деньгах никто, кроме его партнеров, не знал, должник, с которым они успешно работали много лет, вряд ли стал бы посылать за ним в Москву «команду» из вооруженных людей, чтобы вернуть свои деньги, — проще было сделать это в своем городе или по дороге. Откуда взялись два «автобуса», как они опередили поезд, на котором ехал их компаньон, почему они не отняли у него деньги в поезде, где это было гораздо проще сделать, чем в центре Москвы, — все эти вопросы они задавали и ему, и себе. Но он так охал и ахал, заламывал руки и даже лил слезы, демонстрируя, как сильно огорчен случившимся и даже готов «искупить свою вину кровью» , «наложить на себя руки» или работать всю оставшуюся жизнь бесплатно и распродать все, чем владеет, чтобы расплатиться с компаньонами, что те в конце концов оставили его в покое.
Партнеры оказались людьми миролюбивыми и не стали нанимать «команду по выколачиванию денег». Они почти поверили ему (а истерики обычно чувствуют, кого легко обмануть), и только узнав, что он купил недвижимость на Кипре и сбежал, они поняли, что бесчестный партнер их провел. Но они слишком поздно спохватились — он был уже вне пределов их досягаемости.
В деловом отношении истерики ничего из себя не представляют, так как работать не любят. «Крутить» чужие деньги, не забывая своей выгоды, присвоить средства, ему не принадлежащие, перехватить инициативу и воспользоваться результатами чужого труда, «урвать» на крупной сделке, найти компаньонов с деньгами, уговорить их на какой-то проект, а потом обокрасть их, взять крупную партию товара или большой кредит и не расплатиться, а потом «уйти на дно», — далеко не полный перечень способов «зарабатывания» миллионов.
Нормы морали не имеют для них решающего значения. Нравственные нормы, по их мнению, приемлемы не для них, а для всех остальных людей. Мошенничество, обман, различные махинации и противоправные действия, — все это «новый русский» с истерическими чертами характера совершит с легкостью, если это ему выгодно и он уверен, что не попадется.
Самоуверенность чаще всего подводит истерика, и его обман может быть обнаружен. Если его партнеры или конкуренты окажутся людьми порядочными, то «новый русский» может отделаться «легким испугом». Но если это люди «крутые», — тогда за его жизнь никто не даст и ломаного гроша.
Безнравственность истериков, «новых русских» приводит к тому, что они с легкостью идут на контакт с мафиозными структурами, если это сулит выгоду. Но в криминальной среде, как известно, свои, «волчьи» законы. За крупный обман можно поплатиться жизнью. Но истерик, не способный адекватно оценить собственные способности, считающий себя самым хитрым, самым умным и изворотливым, полагает, что ему, как всегда, удастся всех провести. Нарушая нормы общечеловеческой морали и неписаные законы мафиозной среды, такой «новый русский» рискует многим. А это весьма чревато «крутыми разборками».
— Маш, а чем твой муж занимается?
— Строит.
— Ой, что-то непохоже! Ездит на иномарке, сам чистый, пьяный, с пистолетом…
— Но он же капитализм строит, а не коровники!
Анекдот
Как все слабые личности, истерики — трусы. Лишь на публике «новый русский» — «крутой» или когда рядом с ним два телохранителя. А в критической ситуации, когда есть реальная опасность для его жизни или благополучия, истерик будет валяться в ногах у более сильного и вымаливать пощаду, всех предаст и продаст, так как больше всего на свете он любит самого себя.
Многие истерики предпочитают профессии, где может быть реализовано стремление постоянно быть на виду, в центре внимания, например, артиста, музыканта, журналиста, телеведущего и прочие творческие профессии, но не из-за того, что имеют соответствующие способности, а именно ради удовлетворения потребности привлекать к себе внимание. Помимо тщеславия, немаловажным являются меркантильные интересы — истерик уверен, что непременно будет получать высокие гонорары и расценивает их как признание его исключительных способностей.
Истерики обладают способностью к перевоплощению, подражанию и утрированной эмоциональностью. Каждый истерик немножко актер, хамелеон, он постоянно меняется.
Многие артисты обладают истерическими чертами характера разной степени выраженности. Без таких черт невозможна их профессия. Лицедействовать, перевоплощаться, постоянно играть других людей, по требованию режиссера переживать глубокие эмоциональные состояния, человек без истерических черт характера не сможет. В той или иной степени истерические черты свойственны всем представителям творческих профессий, а актерам — в первую очередь.
Актер — не профессия, а диагноз.
NN
Между артистическим талантом и выраженностью истерических черт нет знака равенства. Быть истериком — не означает быть хорошим артистом, потому что лицедейства недостаточно для того, чтобы преуспеть в этой профессии. Самоуверенности у истерика хоть отбавляй, а вот упорства и трудолюбия явно не хватает. Для того, чтобы стать звездой или хотя бы приличным артистом, нужно иметь всего чуточку истерических черт и очень много работать.
Но сам истерик никогда не признает, что его постиг заслуженный неуспех, в какой бы области он ни работал. Он непреложно уверен, что способностей у него аж чересчур, но ему не дали развернуться подлые завистники, что его затирают.
При взгляде на него и тупой поймет, что не услышит ни слова правды.
Д.Е.
Истерические личности завистливы и ревниво относятся к чужому успеху. Имея склонность все относить к собственной личности, успех других людей они расценивают как непризнание их собственных заслуг, винят в этом окружающих, которые «недооценивают» их таланты, во всем видят интриги соперников.
Истерики абсолютно неспособны реально оценивать свои, как правило, средние способности, считают себя непризнанными талантами. Переубедить их невозможно.
Те, кому довелось побывать в актерской компании, наверняка знают, какая это скукотища. Артисты говорят только о себе, своих успехах и кознях коллег. Друг друга они даже не слушают, потому что все говорят примерно одно и то же. Если в компании появляется свежий человек, тогда именно ему адресуются все пламенные речи. Ни один третьесортный артист не признает, что звезда в самом деле обладает талантом. В душе он уверен, что ничуть не хуже, а то и лучше, но звезде просто повезло (например, потому что спит с тем, с кем надо, от кого зависит карьера). Вот почему истинные истерики остаются на третьих ролях и люто завидуют тем, кто достиг успеха. А звездами становятся люди, у которых истерические черты характера хоть и есть, но есть и другие, в частности, стеничность (способность добиваться своей цели), упорство и трудолюбие.
Бог дал ему красоту, об остальном забыл или решил, что и так более, чем достаточно.
Д.Е.
Для того, чтобы привлечь к себе внимание, истерик может использовать даже ситуации, которые его не красят. Например, стремление некоторых актеров постоянно эпатировать публику экцентрическими поступками, нескончаемыми любовными романами, неожиданными браками, в том числе, и мезальянсными, — тоже из истерического репертуара. Когда стареющая поп-дива выходит замуж за молодого альфонса и регулярно оповещает широкую публику о всех перипетиях их взаимоотношений, когда два актера средней руки постоянно скандалят и дерутся в общественном месте, а потом фотоснимки их потасовки появляются в прессе, когда певец или актер оповещает широкие массы о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, бравируя этим, — это тоже стремление привлечь к себе внимание. Любым путем. Даже с помощью публичного скандала.
Все люди актеры, за исключением, пожалуй, некоторых актеров.
Саша Гитри
Душевный стриптиз в интервью, мемуары с шокирующими подробностями, которые представляют других участников событий в неприглядном свете, — это тоже желание оказаться в центре внимания пусть и с помощью скандала, даже если репутации других людей причинен урон. Истерики готовы рассказать неприглядные истории из своего детства (в том числе, об изнасиловании, первом сексуальном опыте, прошлых любовных романах), — лишь бы об этом напечатали в прессе или говорили с телеэкрана. Пусть нем сплетничают, перемывают ему кости, осуждают, — лишь бы не забыли.
Они очень любят скандалы и интриги. Если начинающий актер из-за своего скандального или аморального поведения становится предметом всеобщего обсуждения и сплетен, — это как раз то, что нужно для самоутверждения и рекламы. Некоторые истерики намеренно сочиняют о себе различные истории, лишь бы оказаться в центре скандала.
Пробился все-таки! Но как деформировался!
М. Туровский
Понятие о нравственности и нормах поведения в обществе у истерика весьма своеобразно и полностью подчинено основной особенности его личности — если это может привлечь к нему всеобщее внимание, он вывернет все свое грязное белье на публике, не забыв облить грязью тех, кто, на его взгляд, недостаточно оценил его способности.
Побудительный мотив любого артиста: «Ну, посмотри на меня, мама!»
Ленни Брюс
Для истериков, не приобщивщихся к кругу служителей Мельпомены, принцип тот же, но в более мелком масштабе. Девиз истерических личностей: «Пусть говорят!» Пусть говорят что угодно, но говорят только о нем. А также удивляются, завидуют. Но для полного счастья истерику желательно, чтобы им восхищались, восторгались и беспрестанно хвалили. Независимо от того, заслуживает он этого или нет. Как правило, банальный истерик не заслуживает почестей и похвал, на которые претендует, но очень хочет. Но даже если его не хвалят — то пусть хотя бы слушают. Такие люди всегда хотят казаться более значительной личностью, чем они есть на самом деле.
Есть даже вариант поведения: «Вот такой я плохой!». Взрослый мужчина играет роль эдакого «мальчиша-плохиша», бравируя этим: «Да, вот такой я подлец и негодяй!» Диапазон «плохизма» довольно широк — от «назло вам буду все делать наоборот, и пусть вам же будет хуже» до «а пошли вы все!» и «чем хуже, тем лучше». Или уход в гордое одиночество, дескать, «мне никто не нужен, никто меня не понимает», игра под эдакого Чайльд Гарольда, разочаровавшегося в жизни и людях (но в очень примитивном варианте), или современного Печорина, опять же в примитивном варианте — «Лучше буду один, кругом одна серость, эти люди недостойны моего внимания», или циничного донжуана: «Все бабы шлюхи, об них можно только вытирать ноги, чем с ними хуже, тем лучше».
Он не мог упустить случая сделать ещё одну женщину несчастной.
Д.Е.
Один мой пациент по имени Альберт по профессии актер. Был женат шесть раз. Любовниц вообще не считал, предполагает, что их число перевалило за тысячу. Ни одну женщину Альберт не сделал счастливой. Как раз наоборот, все они проклинают тот день, когда с ним познакомились. Об этом он поведал мне с гордостью. Больше ему гордиться нечем, вот он и гордится тем, что заставил страдать более тысячи женщин (если не врет, конечно, что вполне может быть, так как любой истерик соврет и глазом не моргнув).
Альберт актер никакой. Теперь играет в массовках, где участникам даже не требуется актерское образование, и подчас массовка набирается с улицы. Но сам он, закомясь с девушками и женщинами, говорит, что сыграл сотни ролей. Когда он ещё был театральным актром, его роли — две-три фразы, а то и без слов.
По молодости Альберт подавал кое-какие надежды. Сам он прочил себе блестящую карьеру. Но режиссер театра был другого мнения. Как к этому относился Альберт, понятно — он считал, что хорошие роли достаются только бездарностям, а настоящий талант затирают, потому что боятся соперническва.
Свою карьеру он начал весьма своеобразно. Не получив главных ролей, на которые он постоянно претендовал, Альберт переспал практически со всеми актрисами театра. В молодости он был смазлив и привлекателен. Чем и пользовался. Любовные романчики и просто эпизодический «пересып» в актерской среде отнюдь не редкость, а даже образ жизни.
В партнершах недостатках не было. Пусть актер никакой, зато красавчик! Причем, бросал он своих любовниц безжалостно, иногда старался публично унизить. Но других актрис это не остановило. Слова Пушкина «Чем меньше женщину мы любим…» — применительны ко многим женщинам. В том числе, и к актрисам. Да ещё плюс соперничество и соревновательсность. «Если внимание этого плейбоя досталось другой, то почему бы и мне не попробовать?» — думает женщина и попадается на удочку. При этом многие тешат себя надеждой: «Другим не удалось его привязать, а я смогу». Но не тут-то было! Очередную жертву ждала та же участь, что и предшественницу. А на очереди уже стояла следующая, которая тоже была уверена, что сумеет укротить этого строптивовго донжуана.
Для чего Альберту это было нужно? Ради того, чтобы таким образом самоутвердиться. Кстати, повадки донжуана, стремление менять любовниц чаще, чем перчатки, — это следствие комплекса неполноценности. Им страдал и легендарный Дон Жуан, прототип гораздо менее привлекательных современных последователей. Это нарушение в психиатрии именуется синдромом донжуанизма. Испытывая неуверенность в собственной сексуальной привлекательности для противоположного пола, доморощенный донжуан самоутверждается с помощью череды многочисленных легких побед. Дескать, вот какой я неотразимый — меня все хотят, а я могу уложить в постель любую!
Девиз донжуана: «Люблю тебя всем сексом!»
Д.Е.
В основе поведения Альберта тоже лежал синдром донжуанизма. А кроме того, это позволяло ему постоянно быть в центре внимания — весь коллектив театра бурно обсуждал перипетии его очередного скоротечного романа, кто станет его следующей любовницей, как он обошелся с предыдущей, с кем спит в настоящее время. Пусть сплетни, зато о нем все говорят! Его имя у всех на слуху! Когда Альберт входил в артистическое фойе, все взоры обращались на него — какой бальзам на душу истерика! Такого же удовлетворения, держа на сцене канделябр, Альберт не получал. Если бы он был он хорошим актером, то испытывал бы удовлетворение от своей игры, от отдачи зрительского зала, аплодисментов, восторженных криков публики, положительных отзывов в прессе, восхищения поклонников. Но быть в центре внимания таким образом Альтерт не мог, вот и избрал иной путь.
Бабники редко думают сразу о целой бабе.
Ежи Карецкий
Но сколько веревочке ни виться… Одна из молоденьких актрис, студентка театрального училища, стала его очередной жертвой. После того, как вероломный Альберт её бросил, к тому же, публично унизив, она покончила с собой.
После похорон главный режиссер сказал, что всему есть предел. Потеря Альберта в качестве артиста их театра столь невелика, что никто горевать не станет. Ему вторил хор возмущенных голосов брошенных любовниц. Каждая не преминула жестоко высмеять его — и как бездарного артиста, и как ничтожную личность, возомнившую, что все дозволено. На что Альберт, ничуть не чувствуя своей вины за гибель девушки, с апломбом заявил: «Я вас всех имел — и тебя, и тебя, и тебя…» — тыча в каждую актрису пальцем самодовольно оповестил он присутствующих. «Дурак… Это мы тебя имели… — усмехнулась одна из его бывших любовниц. — А ты по своей дурости об этом не догадывался. Ты же глупенький провинциальный павлин. Ублажал немолодых теток и думал, что это твоя победа. А мы над тобой смеялись и бросали жребий, чья очередь попользоваться тобой. А в качестве утешительного приза позволяли тебе обольщаться, что выбираешь ты и первым бросаешь ты».
Донжуан может покорить каждую? Что за ребячество! На самом деле он просто не способен ни одной отказать.
Тадеуш Бой-Желеньский
Так это было или не так, история умалчивает. Быть может, брошенная женщина просто решила поквитаться, быть может, некоторые из актрис и в самом деле, сговорившись, передавали друг другу этого самодовольного красавчика, натешившись.
Эпитафия кобелю: «Напоролся на сук…».
В. Сумбатов
Такой удар по самолюбию Альберт вынести не мог. Громко хлопнув дверью, он пулей вылетел из театра и помчался не разбирая дороги3. Он и сам плохо помнит, что с ним было, где был, что делал. Очнулся в вытрезвителе. Его подобрал на улице милицейский патруль, без документов, раздетого, избитого. Лишь позже Альберт понял, что где-то был восемь дней, но где был, не помнил. Когда он пришел в себя, оказалось, что у него выбиты несколько передних зубов, сломаны два ребра. Его отвезли в травматологическое отделение, наложили на грудную клетку тугую повязку и отпустили.
Придя в квартиру, где он снимал комнату, Альберт обнаружил пропажу своих вещей и чьи-то пожитки. Оказалось, что супружеская чета алкоголиков, которая сдавала ему комнату и жила в той же квартире, решив, что квартирант уехал насовсем, продала и пропила его вещи, а комнату сдала другому квартиранту. В момент появления Альберта новый съемщик вместе с хозяевами праздновал на кухне новоселье. Все трое вели себя довольно агрессивно, компенсировать ущерб хозяева наотрез отказались, мотивировав, что Альберт не выплатил им плату за два прошлых месяца, новый квартирант встал на их сторону и пообещал спустить его с лестницы, если тот станет «возникать», и Альберт ушел ни с чем.
Из театра его уволили. Некотрое время жил у приятеля, искал работу. Устроиться по своей профессии, имея половину выбитых зубов и вообще нетоварный вид (он ходил в том же пальто, в котором его подобрали на улице, кое-как пришив оторванный карман и новые пуговицы на место вырванных «с мясом» да и вообще был больше похож на бомжа, чем на артиста), Альберт не сумел. А на то, чтобы вставить зубы и приобрести приличную одежду, у него не было денег.
Какое-то время он перебивался случайными заработками в массовке. Потом его подобрала одна дама, работающая продавцом в овощном магазине. Она годилась ему в матери, но обогрела, приласкала, давала денег. Альберт вставил зубы, приоделся и опять чувствовал себя неотразимым. Увидев его во всей красе, дама не на шутку влюбилась и настаивала на браке. Альберт, не долго раздумывая, женился.
Женитесь на женщине вдвое старше себя и можете думать, что в чем-то вы не хуже Филиппа Киркорова.
Д.Е.
Года два он беззастенчиво доил жену, а потом она ему надоела, и он нашел другую. Опять женился, переехал к новой жене. И опять жил за её счет, рассказывая «сказки», какой он великий актер, как много сыграл ролей и как злые завистники с ним рассчитались.
Через пару лет ему удалось устроиться в филармонию, и он стал ездить по небольшим городам в составе концертной бригады, что-то декламировал, даже пел. В каждом городе он оставлял по десятку, а то и больше разбитых девичьих сердец. «Я негодяй, — заявлял он очередной жертве. — А вам нравятся негодяи?» Наивным девушкам нравились, наверное, не негодяи, а его имидж артиста из Москвы. Каждой он рассказывал о фильмах, в которых якобы играл, называя те, которые были малоизвестны, а девушка, комплексуя от своей дремучей неосведомленности, признавалась, что этот фильм не смотрела, но при случае непременно посмотрит. И разумеется, Альберт говорил, что сыграл там главную роль. В Москве он якобы играет то во МХАТе, то в «Современнике», то на Таганке, — в общем, нарасхват. Девушка млела и отдавалась.
Лишал девушек иллюзий во время миражей.
Г. Малкин
Пил он практически ежедневно. Когда он в очередной раз вышел на сцену, едва ворочая языком и чуть не сорвал концерт, ему поставили ультиматум: или лечись, или уходи. И Альберт обратился ко мне.
Истерики — типичные захребетники. Молодой альфонс (да и немолодой тоже), как в приведенном случае с Альбертом, может жить за счет женщины, не чувствуя никаких угрызений совести. Да и вообще истерики не знают, что такое угрызения совести.
Брачное объявление: «Некрасивая немолодая толстушка без материальных проблем познакомится с молодым привлекательным мужчиной, имеющим материальные проблемы. А я, привлекательная девушка, устрою свою личную жизнь и без вашей дурацкой газеты».
Д.Е.
Истерическим личностям свойственны позерство и поступки, рассчитанные на внешний эффект. Показуха, игра на публику, стремление «пустить пыль в глаза», выдать желаемое за действительное — все это типично для истерика. Для обозначения этих черт характера в психиатрии существует понятие «демонстративность» — то есть, стремление продемонстрировать окружающим свои какие-либо «необычайные» качества, способности, «достоинства», бурные эмоции, свою «несчастную» судьбу или наоборот, свои «блестящие» успехи и благодаря этому выделиться среди остальных людей. Иными словами, демонстрируется то, чего нет, или что-то представляется в сильно преувеличенном виде. Всем своим поведением истерик заявляет: «Я лучше вас», и свято уверен, что лучше всех, что таких, как он, больше нет и не будет.
У него была мания ничтожества.
Д. Соловьев
В принципе истерику безразлично, что именно демонстрировать, лишь бы быть на виду, в центре внимания. Демонстративность обычно сочетается с переоценкой собственных способностей и возможностей, высокомерием и пренебрежительным отношением ко всем окружающим. Демонстративность может сочетаться с театральностью. То есть, истерик ведет себя как актер, а окружающие для него — это «публика», «зрители», для которых он разыгрывает «спектакль». Здесь имеются ввиду не только артисты, но и истерики в целом, в том числе и те, кто не имеет никакого отношения к актерской профессии.
Истерик может быть слесарем-водопроводчиком, грузчиком или человеком другой не престижной профессии (такими они становятся чаще всего потому, что спиваются), но при этом будет с многозначительным видом намекать на свои связи «в самых верхах», на знакомство с влиятельными людьми, на родство со знаменитостями, бахвалиться, откровенно врать, рассказывать о свои «выдающихся» заслугах и мнимых талантах. Когда люди слышат подобные речи от спившегося алкоголика, они не удивляются. Но когда так беззастенчиво лжет человек, слегка повыше статусом и без признаков деградации, тут отношение иное. Некоторые истерики врут неумно, и от них люди стараются держаться подальше, — такому человеку вообще невозможно доверять. Не только его словам, но нельзя доверить ему ни одно мало-мальски серьезное дело. Но есть истерики, которые лгут виртуозно, и уличить их трудно. Таким люди верят. И могут жестоко поплатиться за свою наивность — ни один истерик не заслуживает доверия.
В мире нет двух одинаковых людей, и каждый, кто знал его, был очень рад этому.
Д. Соловьев
Есть среди истерических личностей эмоционально тонкие люди, прекрасно чувствующие аудиторию и её отклик. Они интуитивно ощущают реакцию собеседника и «играют на зрителя», бессознательно подстраиваясь под него и делая то, что ждет собеседник. На первый взгляд, такой человек может показаться подкупающе искренним. В нем нет нарочитости, искусственности, как у других, более примитивных истериков, хотя это всего лишь игра, а не его истинная сущность.Такие истерические личности пластичны, тонко чувствуют малейшее изменение настроения и отношение собеседника и легко перестраиваются.
Объявление: «Меняю свое мнение на чужое. Возможны варианты».
NN
Истерик может иметь много образов, и в каждом ведет себя совершенно естественно, а неискушенный собеседник никогда не поймет, где же истинное лицо этого человека. Он никогда не «выходит из образа» (если общение непродолжительно), не фальшивит и не переигрывает, его игра рассчитана именно на данного зрителя. Мужчина-истерик может быть очень обаятельным, и женщины от него без ума, даже если он маленький лысый толстяк.
Такие мужчины умеют красиво ухаживать, произвести впечатление и очень нравятся женщинам (пока они не женаты). Они говорят цветистые комплименты, речь у них яркая, образная, раскованная, эмоциональная. Истерик может признаться в любви, встав на одно колено или забравшись на телебашню. Или ещё что-то придумает, чтобы произвести впечатление. Любит повторять, что он романтик, может быть, даже «последний романтик». И возлюбленная должна это оценить.
Многие истерики остроумны, с ними весело, они легко сходятся с людьми, особенно с женщинами, и могут растопить сердце любой дочери прародительницы Евы. «Ах, вот это настоящий мужчина! Как он галантен!» — восторгаются они.
Ему нужны зрители, а сам он «театр одного актера». В принципе, ему достаточно и одного зрителя, лишь бы тот восхищался. Если возлюбленная станет восторженной зрительницей, — тем самым она может покорить его сердце. Зрители нужны истерику как воздух.
Мужчины презирают истериков, считают позерами и пустыми фанфаронами (кстати, совершенно обоснованно!), но женщины частенько покупаются на сладкие речи и летят, как бабочки на красивый цветок, на его внешне яркий, цветистый образ, под которым — пустота.
Лгуны — самые красноречивые люди.
Д.Е.
Истерик любит пышно обставлять даже пустяковые дела. Образно говоря, сделано будет на копейку, а бахвальства будет на золотой червонец. И он требует похвал и благодарности именно на золотой червонец. А также комплиментов, какой он умница, необыкновенный человек, как у него все замечательно получается, и вообще таких, как он, больше не делают — матрицу потеряли.
Если истерик делает женщине подарок (даже если преподнес всего лишь букет цветов, а уж более ценную вещь — и подавно), — все должны это увидеть. Чтобы возлюбленная по достоинству оценила широту его души, он отправится с нею к своим или её друзьям (если свои уже устали им восхищаться), на худой конец — куда-то, где много людей, непременно со всеми перезнакомится и всем продемонстрирует свой подарок, как бы между прочим обронив, что он не дешев, но «Для любимой ничего не жалко!». Или как бы вскользь заметит, какого труда (или денег) ему стоило «достать» билеты на концерт модной зарубежной рок-группы. За любое дело истерик требует немедленной благодарности в любой форме — словесной или эмоциональной. Если женщина бросится ему на шею: «Какой ты необыкновенный!», — он останется чрезвычайно доволен.
Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.
Марк Аврелий
Истерики любят блага жизни и прелести цивилизации, комфорт и красивую одежду, но это не самоцель, а скорее, сценический костюм, чтобы быть в образе.
Всю жизнь истерик играет какую-то роль, причем, в каждой роли он естественен и органичен, будто это его истинное лицо. Он может играть множество ролей. Как профессиональный актер накладывает грим и играет какую-то роль на сцене, потом снимает грим, накладывает другой и играет другую роль, — так и истерик, образно говоря, снимает одну маску и надевает другую. Что характерно — в любой роли он даже не играет (как это бывает у профессиональных актеров, которые, даже вживаясь в роль, все же отчуждают её от собственной личности), он в ней живет, а непосвященным маска истерика кажется свойством его натуры. Отличить, где его истинное лицо, а где маска, — очень трудно.
По нему очень легко определить, когда он говорит неправду: как только начал двигать губами — значит, врет!
Д. Соловьев
Многоликий истерик обычно не показывает кому-либо всех своих масок: с одними людьми он играет одну роль, с другими — другую, и его роли могут быть диаметрально противоположными по своим качествам. Например, с посторонними людьми он добрейшей души человек, а дома — тиран и эгоист. Жена может даже не подозревать, какой муж «замечательный» вне дома, а его знакомые могут не догадываться, как он невыносим в семье. Обычно отрицательные черты характера выявляются именно в семье — долго носить одну и ту же маску истерику утомительно.
В зависимости от изменения ситуации меняется и его поведение. При первом знакомстве истерик может показаться мягким, ласковым, уступчивым. Однако со временем становится ясно, кто он на самом деле. Люди, которые знают его давно, могут увидеть неестественность и наигранность его поведения, а также его эгоцентризм, равнодушие к людям, в том числе, и к близким, маскируемое показной, утрированной эмоциональностью, и другие негативные черты характера.
Он был хорошим с плохими женщинами и плохим с хорошими.
Д.Е.
Быть может, вы припомните некоторые особенности вашего теперешнего супруга в период ухаживания. Вполне возможно, когда вы только познакомились, ваш муж, а в те времена поклонник, казался вам весьма привлекательным человеком, очаровал вас своим обаянием (многие истерики обаятельны и эмоциональны), покорил блеском остроумия, красивыми ухаживаниями, неординарными поступками в вашу честь или лавиной эмоций: от экзальтации: «Я тебя обожаю! Ты — богиня!» до взрывов отчаяния: «Я без тебя умру!». А став супругами, вы удивлялись — где все то, что было в нем раньше? Где нежность, красивые слова, обаяние? Вы с изумлением обнаруживаете, что оказались женой законченного эгоиста. «Почему же раньше он был совсем другим? — спрашиваете себя вы. — Может быть, он меня разлюбил?»
Если с любимого слетела маска любящего, — знчит, ты неплотно её на него надела.
Д.Е
Почему ваш супруг был другим, — я вам объяснила: потому что тогда он играл роль пылко влюбленного, а теперь снял эту маску, и вы увидели его истинное лицо. А разлюбил ли? Дело в том, что истерики не способны любить. Они влюбчивы, в любовном романе могут изобразить бурю эмоций, но они и здесь играют — играют в любовь.
Любовь начинается с обмана, а заканчивается правдой.
Д.Е.
Психиатры говорят о «соломенном огне чувств» истерика — быстро выспыхивает, как солома, и так же быстро прогорает. Как костер из соломы не может обогреть, так и демонстративная любовь истерика не способна согреть вас душевным теплом. Такие уж они, истерики. Не лучший спутник жизни, прямо скажем. Тиранчик домашнего разлива. Он непременно придумает какой-либо способ давления на вас. Один из способ манипулировать окружающими описан в главе «Беглец в болезнь». Но это не единственный способ. Возможности истерика многообразны, фантазия богатая. Причем, даже будучи фактически марионеткой в руках супруга, многие жены не подозревают, что ими манипулируют.
Если ты веришь и надеешься, — тебя непременно обманут.
Д.Е.
Так что в семейной жизни скучать вам не придется. Страдать — да, придется. Но скучно точно не будет. Истерик никогда не даст вам забыть о его персоне, и всевозможными уловками добьется того, чтобы все ваше внимание было сконцентрировано на нем.
Вся беда в том, что люди принимают за чистую монету все, что истерик говорит и делает. Другие тираны явны — брюзга ворчит, зануда «достает» своими приставаниями, деспот подавляет. А истерик тиран не только скрытый, но и очень искусный. Он ас по части манипуляции, но вы даже не замечаете, что он вами манипулирует. Вам кажется, что вы сами приняли какое-то решение, а на самом деле вы идете на поводу у супруга-истерика.
Жена считает мужа эгоистом, но абстрактно, не зная, что лежит в основе его поведения. При этом в обществе других людей супруг может мастерски играть роль сострадательного, отзывчивого человека с «душой нараспашку», готового снять с себя последнюю рубашку ради блага ближнего. Его друзья, родители убеждены, что он «отличный парень», «мировой мужик», добряк, каких свет не видывал, и не понимают претензий жены: «Чего ты к нему придираешься? Он замечательный человек!». А этот «замечательный человек» замечательно тиранит свою семью.
Пришел один мужик к другому. Хозяин обращается к жене:
— Лапонька, принеси нам, пожалуйста, кофе.
Та приносит.
— Спасибо, прелесть моя, — благодарит он, а супруга расплывается в благоданой улыбке.
Минут через пять он опять зовет жену:
— Котенок мой, а не могла бы ты принести нам твой фирменный пирог?
Та приносит нарезанный пирог, он её благодарит.
Еще через некоторое время:
— Зайка, захвати, пожалуйста, сигареты и пепельницу, если тебе не трудно, моя любимая.
Друг сидит, не может надивиться. Потом спрашивает:
— Слушай, вы столько уже женаты, а у вас все ещё такие нежные отношения.
— Да какие, к черту, отношения? Вот уже четыре года, как я не могу вспомнить её имя!..
Анекдот
Истерик проявляет моральную жестокость к своим близким, но она не явная, как бы завуалированная. К тому же он, будучи в душе немножко актером, умеет так все обставить, что никто ничего не заподозрит.
Жесток ли ребенок, когда наивно спрашивает: «Мам, а ты будешь плакать, если я умру?»? Или когда он наестся снега, чтобы заболеть «назло маме с папой»? Или когда говорит бабушке: «Вот ты меня наказала, а я завтра умру и буду лежать в красивом гробу, а ты будешь стоять рядом и тогда поймешь, что не надо было ставить меня в угол». Нет, ребенок не жесток, потому что ещё не понимает, какую боль причиняет родным своими словами и поступками.
Истерик тоже проявляет инфантилизм (детскость). Он жесток не осознанно, не как садист, который намеренно причиняет другим людям боль, — а из-за своего эгоизма и психической незрелости. Он думает только о себе и собственных интересах, а о том, как отразится его поведение на членах семьи, — просто не задумывается. Не до того ему, чтобы о них думать — все его мысли заняты собой, любимым.
Если перифразировать Оскара Уайльда, то у истерика всю жизнь длится любовный роман — с самим собой.
Очень содержательный мужчина. Правда, его содержание обходится дорого.
Д.Е.
Любая ситуация, когда завышенные претензии не реализуются, становится для такого человека стрессовой (на языке психиатров — психотравмирующей).
В представлении истерика, любой человек, который посягает на его самолюбие (даже если это всего лишь нелестный отзыв, замечание) — жестокий, нечуткий. Каков на самом деле сам истерик (вполне возможно, гораздо более эгоистичный и морально жестокий), — для него самого не имеет значения. Истерическая личность всегда думает о себе гораздо лучше, чем есть на самом деле. Он замечательный, умный, талантливый, способный, а его постоянно «затирают», не ценят его несомненных достоинств, придираются. Даже пустяковое замечание по работе от руководителя, которое любой другой человек воспримет как должное и не обидится (на то оно и начальство, чтобы перидически «делать втык»), — это острый нож в сердце истерика.
В тех случаях, когда амбиции и претензии не встречают одобрения окружающих, происходит так называемая декомпенсация. Если над ним смеются, не признают его заслуг (которых на самом деле нет), критикуют (даже за дело), делают замечания (вполне обоснованные), — то это для истерика психотравмирующая ситуация.
Выбросить бы все из головы, да жаль окружающей среды.
Г.Малкин
Эгоцентризм истерика, требование всеобщего внимания и стремление занимать в любом обществе центральное положение, не соответствующее его реальным способностям, приводят к ухудшение отношений с окружающими и конфликтам. Это создает и внутренний конфликт между его желаниями и возможностями. В ответ на конфликтную ситуацию у истерика резко снижается настроение, но он может придумать о себе какую-то жалостливую историю, чтобы вызвать сочувствие окружающих и вновь привлечь к себе их внимание.
Если бы я был полноценным мужчиной, то сколько удовольствия доставил бы себе и окружающим!..
Д. Соловьев
Есть способ реагирования, который психиатры называют архаическим, то есть, он происходит на уровне более древних участков головного мозга, чем мозговая кора, которая сформировалась уже на более поздних этапах развития. Это инфантильный (от слова «infant» — ребенок) способ реагирования — то есть, не соответствующий возрасту, детский. У людей с истерическими чертами характера такой способ реагирования может проявляться в определенных ситуациях, чаще всего в стрессовых или просто трудных, когда человеку проще вести себя «по-детски», и он делает это совершенно бессознательно.
В целом психика истерика незрела, носит черты инфантилизма. Он склонен к легкомысленным, опрометчивым поступкам, от которых чаще всего стражают окружающие, авантюрам, из-за которых может попасть в сложную ситуацию. Но такие ошибки его ничему не учат, и это может снова повторяться, и не раз.
Величайшее несчастье женщины — мужчина её жизни!
Мария Нуворовская
Декомпенсация у истерических личностей чаще всего возникает после ссор, обид или непризнания их талантов. От психотравмирующей ситуации они спасаются с помощью мнимых болезней. Это называется «бегством в болезнь». При этом истерик описывает своих болезненные проявления с яркой эмоциональной окраской, с утрированной жестикуляцией. Он хочет, чтобы все окружающие сочувствовали ему, жалели его, а все его действия направлены на то, чтобы «обидчик» понял, какую тяжелую обиду причинил, как он (истерик) страдает.

Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.