Ю. А. Дараева. Управление финансами шпаргалка
Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.
Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:
1) развитие государственных финансов (XVIII в);
2) финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);
3) развитие финансов домохозяйств (середина XX в)
Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера
Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.
Отличительные признаки финансовых отношений:
1) денежный характер отношений;
2) фондовый характер отношений;
3) разные права субъектов, вступающих в отношения.
Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.
Функции финансов:
1) распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);
2) контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.
Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.
Осуществляется через финансовые органы.
Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);
3) стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.
Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.
Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:
1) директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);
2) регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).
Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.
Функциональные элементы в управлении финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на базе оперативного анализа образующейся финансовой ситуации и преследующих достижение цели, которая заключается в получение наибольшего эффекта при малом числе затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.
Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».
При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:
1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):
МД = В – Пер;
2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):
ОД = МД / В × 100;
3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):
ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет организациям:
1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;
2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;
3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;
4) использовать метод во внутрифирменном планировании;
5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;
6) определить эффективность инвестиционных проектов.
Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.
Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.
Финансовая система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.
Финансовая система РФ состоит из:
1) финансов предприятий, государства и населения;
2) государственного бюджета;
3) внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
4) государственного кредита;
5) фондов страхования.
Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан
Финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.
Финансы государства – это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.
Финансы населения – совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).
Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.
Государственный кредит – это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.
Фонды страхования – это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.
В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
1) диспропорции развития экономической системы;
2) недостаточные темпы развития экономики;
3) отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;
4) излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;
5) низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.
Подсистемами именуют крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные системы.
В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.
Финансовый рынок – это финансовый механизм, осуществляемый посредниками на основании спроса и предложения на капитал, который перераспределяется между кредиторами и заемщиками. На практике – это совокупность кредитно-финансовых институтов, которые направляют поток денежных средств вначале от собственников к заемщикам, а потом обратно. Основная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Сектора финансового рынка
1) ссудный капитал;
2) ценные бумаги;
3) валюты;
4) прямые инвестиции.
На развитие финансового рынка оказывают сильное влияние факторы: величина банковских учетных ставок, степень капитализации фирм, финансовая политика государства, развитие экономической ситуации в стране и др.
Структура финансового рынка. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов.
Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитных операций (до 1 года). Он делится на обычный, учетный, межбанковский и валютный рынки.
Учетный рынок – рынок, главными инструментами которого служат казначейские и коммерческие векселя, прочие виды ценных бумаг, обладающие высокой ликвидностью и мобильностью.
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, в которой денежные ресурсы кредитных учреждений являются временно свободными и которые привлекаются и размещаются банками между собой в основном на короткие сроки.
Международный платежный оборот, связанный с платежом денежных обязательств юридических и физических лиц различных стран, обслуживает валютные рынки. Специфика международных расчетов – отсутствие платежного средства, общеустановленного для всех стран. Значительным условием расчетов по внешней торговле является обмен валюты в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем.
Валютные рынки – официальные центры, на которых совершается купля-продажа валют на базе спроса и предложения.
Рынок капиталов включает средне– и долгосрочные кредиты, акции и облигации. Его можно разделить на рынок средне– и долгосрочных банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для корпораций, банков и правительств.
Финансовый рынок бывает первичным и вторичным, а также национальным и международным. Первичный финансовый рынок – рынок, возникающий в процессе эмиссии ценных бумаг.
Вторичный – рынок, возникающий в ходе перераспределения финансовых ресурсов. Вторичный рынок делится на биржевой (купля-продажа ценных бумаг, которые котируются на бирже) и небиржевой (купля-продажа ценных бумаг, не котирующихся на бирже).
Государство и финансовый рынок. Государство может проводить официальную денежно-кредитную политику, выступать как кредитором, так и заемщиком, определять общие правила организации рынка и реализовывать контроль над ним. Государство также защищает и поощряет формирование финансового рынка. Такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, жесткий контроль и стандартизацию операций.
Фондовый рынок – это система взаимоотношений спроса и предложения на рынке ценных бумаг через взаимоотношения между его основными субъектами (эмитентом и инвестором).
Виды фондового рынка
1) первичный (ценные бумаги новых выпусков);
2) вторичный (перепродажа ценных бумаг);
3) организованный (биржевой);
4) внеорганизованный (перераспределенный). В последнее время популярность приобретает размещение на фондовом рынке временно свободных денежных средств. В результате правильного подхода это может принести высокую прибыль, нежели хранение денег в валюте или размещение их в банковские депозиты. У такого способа хранения денежных средств есть существенные преимущества:
для вложения средств имеется большой выбор финансовых инструментов;
доступность для широкого круга лиц (инвестирование можно начинать и с небольшой суммой); хорошие перспективы развития фондового рынка в России;
оперативность управления;
отсутствие ограничений во времени, т. е. можно решать самим, когда продавать облигации или акции – завтра, через месяц или через год, в отличие от банковского депозита, оформляемого на определенный срок;
самостоятельность в принятии решений. Фондовый рынок в России. Российский фондовый рынок сравнительно молод. Он начал зарождаться в начале 1990-х гг. Фондовый рынок относится к категории развивающихся рынков с характерной для них высокой доходностью, но в то же время с наиболее высокой степенью риска. За последние годы произошел ряд положительных изменений на российском рынке ценных бумаг:
1) возросла ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов;
2) разработаны новые механизмы защиты прав инвесторов, укрепилась законодательная база.
Все эти изменения, а также улучшение в стране экономической и политической ситуации способствуют международному признанию России и росту ее кредитных рейтингов среди международных рейтинговых агентств. Эмитенты с помощью рейтинга относят к инвестиционной или к спекулятивной группе. На значительное увеличение притока инвестиций в страну позволяет рассчитывать инвестиционный статус, так как крупные западные институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании) не вправе вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.
На сегодняшний день Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Международные агентства, начиная с 2003 г., регулярно присваивают России инвестиционные рейтинги. В связи с этим считается, что у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал для будущего развития.
Инфраструктура фондового рынка. Сделки с ценными бумагами заключаются при участии:
1) брокеров, которые являются финансовыми посредниками между инвесторами и биржами (инвестиционные компании или банки);
2) фондовых бирж, которые являются организаторами торговли;
3) собственности на них по итогам сделок;
4) расчетного банка.
Финансовая политика – это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций
Части финансовой политики: определение цели; определение инструментов и методов, которыми это будет достигнуто; управление финансовой деятельностью хозяйств и другими субъектами хозяйствования.
Типы финансовой политики:
1) классический (А. Смит, Д. Рикардо, теория свободной конкуренции, государственное регулирование сведено до минимума. Минимумы доходов, расходов и налогов должны быть сбалансированы);
2) регулирующий (Фр. Рузвельт, Дж. Кейнс, увеличение государственных расходов, государство должно иметь дефицит средств, предложен подоходный налог);
3) планово-директивный (управление финансовыми потоками из единого центра);
4) неконсервативный (многоцелевое финансирование экономики, стимулирование предложения, низкие налоговые ставки).
Цели финансовой политики:
1) повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При разработке и проведении финансовой политики отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов может привести к распылению средств, уменьшению источников удовлетворения постоянно увеличивающихся экономических и социальных потребностей общества;
2) оздоровление и структурная перестройка экономики: снижение затрат на ВПК, увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, упорядочение денежного обращения и задумка на перспективу восстановления конвертируемости рубля;
3) достижение наиболее высокого уровня жизни населения на базе развития отраслей сельского хозяйства и промышленности.
Уровень жизни населения – величина, определяющая развитие производства, структуру и направление использования финансовых ресурсов.
Три этапа реализации финансовой политики:
1) выработка научно доказанных концепций развития финансов, формирующаяся на базе изучения требований экономических законов, состояния потребностей населения и многостороннего анализа перспектив усовершенствования производства;
2) выработка тактики и стратегии финансовой политики, т. е. определение важных направлений использования финансов в перспективе и текущем периоде. На учет берут возможности падения и роста финансовых ресурсов, а также внутренние и внешние политико-экономические факторы;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основными орудиями финансовой политики в РФ являются:
1) общественные работы и прочие программы, которые связаны с расходами;
2) социальные программы;
3) правительственные закупки;
4) государственные инвестиции;
5) изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
6) управление налоговым гнетом.
Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами.
Ценная бумага – это категория, выражающая отношения, связанные с присвоением части стоимости, которая соответствует имущественным правам ее владельцев
Инвестор – это лицо, которое приобретает ценные бумаги.
Эмитент – это лицо, которое выпускает ценные бумаги.
Функции рынка ценных бумаг: ценовая; коммерческая; регулирующая; информационная; функция хеджирования. Наиболее представительным рынком ценных бумаг традиционно являются фондовые биржи.
Фондовая биржа – это определенным образом организованная доля рынка ценных бумаг, в которой совершаются сделки купли-продажи этими бумагами при посредничестве членов биржи
Фондовые ценности представляют собой ценные бумаги, с которыми разрешается совершать операции на бирже. Биржи можно разделить на валютные, товарные и фондовые. Начиная с конца XIX – начала XX вв., фондовые биржи являются важнейшими центрами национальной и международной жизни. Роль биржи в целом нельзя недооценивать, а также не стоит переоценивать. Она находится в зависимости от емкости и многообразия рынка ценных бумаг, что впоследствии определяется множеством обстоятельств, главным образом в сфере регулирования банковского кредита
Вследствие этого фондовая биржа является лишь частью рынка ценных бумаг, которая организованна и наиболее строго регулируема Потому установление основных правил торговли ценными бумагами положительно тем, что уже на первых этапах позволяет ограничить количество незаконных операций и способов заполучения денежных средств в результате всеобщей некомпетентности. Фондовые биржи как полезные экономические инструменты позволяют направлять частные сбережения на долгосрочные финансирования экономического роста. Ориентиром в результате перераспределения инвестиционных ресурсов общества могут служить биржевые оценки прибыльности капиталовложений. Этапы эмиссии ценных бумаг:
1) первичная эмиссия (принимается решение о выпуске ценных бумаг, размещение проводится посредниками и анденайтерами);
2) организация обращения ценных бумаг и выплата по ним доходов;
3) изъятие ценных бумаг из обращения. Источники финансирования инвестиций. В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации выделяют следующие группы источников финансирования инвестиций.
1. Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные сбережения и накопления, средства, выплаченные страховыми организациями в виде возмещения потерь, прочие собственные источники, такие как мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.).
2. Заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы).
3. Привлеченные финансовые средства (средства от продажи акций, паевые взносы членов трудовых коллективов).
4. Денежные средства, централизуемые объединениями и союзами предприятий.
5. Ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов.
6. Иностранные инвестиции.
На рынке ценных бумаг обращаются долго– и среднесрочные ценные бумаги. Ценной бумагой называется покупаемый и продаваемый финансовый документ, который дает право его держателю на получение в дальнейшем наличных денежных средств. Ценными бумагами являются акция, облигация, вексель, чек, депозитный сертификат, казначейское обязательство и т. п.
1. Облигации выпускаются большими партиями и являются долговым обязательством корпорации. Они представляют свидетельство того, что корпорация, выпустившая облигации, обязуется выплатить их владельцу в течение определенного периода времени проценты по ним, а с наступлением срока выплаты должна погасить свой долг перед владельцем облигаций.
2. Вексель – это обещание корпорации-должника, которое является необеспеченным, выплатить в установленный срок долг и процент по нему. Он находится на последнем месте среди долговых обязательств фирмы.
3. Депозитный сертификат – финансовый документ, свидетельствующий о депонировании денежных средств с правом на получение депозита вкладчиком, выпускающийся кредитными учреждениями. Существуют депозитные сертификаты до востребования и срочные, в которых указывается срок изъятия вклада и размер процента.
4. Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства правительства. Они отличаются друг от друга по срокам погашения, датам выпуска, по размерам процентной ставки. Они являются альтернативой денежной эмиссии и инфляции при проявлении дефицита государственного бюджета.
Сегодня во многих странах обращаются государственные ценные бумаги следующих видов: казначейские обязательства, казначейские векселя и казначейские облигации, которые различаются по срокам погашения.
Ценные бумаги с нефиксированным доходом – это ценные бумаги, представляющие собой прежде всего акции, которые удостоверяют, что в капитале акционерного общества имеется паевой вклад, а также, что существует право на получение доли прибыли в виде дивиденда.
Смешанные формы – опционные займы и конверсионные долговые обязательства, которые обладают неким сходством с промышленными облигациями и представляют собой форму ценной бумаги, переходную к акциям с фиксированным доходом.
Суммарный доход облигации является довольно значимым показателем, поскольку в ходе оценки условий облигации дает реальное представление о состоянии счетов на данный момент времени.
Чтобы определить совокупный доход по ценным бумагам с фиксированным доходом, необходимо номинальный процент разделить на эмиссионный курс.
Акции – ценные бумаги с нефиксированным доходом, которые выпускаются для увеличения собственного капитала акционерными компаниями. Акция – это титул собственности и в тоже время право на часть прибыли, называемую дивидендом. Одна из важнейших особенностей акции как титула собственности состоит в тмо, что акционер не вправе потребовать у акционерного общества вернуть внесенную им сумму. Именно это позволяет акционерному обществу свободно распоряжаться своим капиталом.
Финансы государства – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта (ВВП), который в установленном размере аккумулируется органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов. Общий доходный источник ВВП – местные налоги и налоги в пользу субъектов РФ.
Финансы государства можно разделить на три основные группы:
1) федеральные финансы (федеральный бюджет, внебюджетные фонды государственный кредит, унитарные и казенные финансы)
2) финансовые субъекты (бюджетные субъекты РФ внебюджетные фонды, кредитный субъект финансы предприятий и субъектов)
3) финансы организаций местного самоуправления (местные бюджеты, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, муниципальные и унитарные финансы).
Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства и государственных предприятий.
Система государственных доходов – это совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение.
Функции государственных доходов:
1) экономическая (стимулирующая);
2) фискальная (изъятие финансовых средств)
3) бумажно-денежная (кредитная эмиссия);
4) использование государственной собственности;
5) реализация золотовалютных резервов
Методы формирования государственных доходов: налоги; неналоговые поступления; кредиты; эмиссия; приватизация; золотовалютные резервы.
Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Государственные расходы бывают двух видов:
1) прямые расходы;
2) расходы государственных предприятий. Система государственных расходов строится на
следующих принципах:
1) целевое направление средств;
2) безвозвратность расходования;
3) соблюдение режима экономии.
Формы государственных расходов:
1) бюджетное финансирование;
2) кредитное обеспечение.
Расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.
Пути доступа к зарубежным государственным финансам:
1) традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов;
2) консолидация внешнего долга, т. е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;
3) сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;
4) обращение страны-должника к международным банкам.
Бюджетное устройство в РФ построено на следующих принципах
1) единства;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3) сбалансированности бюджетов;
4) полноты отражения доходов и расходов всех составляющих бюджетной системы
5) самостоятельности бюджетов;
6) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
7) гласности, достоверности бюджета;
8) совокупного покрытия расходов бюджетов;
9) адресности и целевого характера бюджетных средств
Единство бюджетной системы РФ – это единство юридический базы, денежной системы, принципов бюджетного процесса в РФ, форм бюджетной документации единый способ организации бухгалтерского учета средств федерального бюджета бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, утверждение надлежащих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по исполнению расходов закреплено за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Сбалансированность бюджета – объем предусмотренных бюджетных расходов, которые должны соответствовать совокупному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его нехватки. Уполномоченные органы должны отталкиваться от необходимости минимизации величины дефицита бюджета при составлении, утверждении и исполнении бюджета.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов обозначает, что все виды доходов и расходов бюджета подлежат отражению в бюджетах в их абсолютном объеме.
Самостоятельность бюджетов – это существование собственных источников доходов бюджетов любого уровня бюджетной системы, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное нахождение направления расходования средств соответствующих бюджетов.
Собственные источники доходов: фиксированные законом прибыльные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; а также дополнительные источники, которые устанавливаются самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
Гласность – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении в открытой печати.
Достоверность бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Совокупное покрытие расходов означает, что все расходы бюджета обязаны компенсироваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Адресность и целевой характер бюджетных средств обозначают, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с определением направления их на финансирование конкретных целей.
Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Законодательным органом власти консолидированный бюджет РФ не утверждается.
Исполнительные органы субъектов Федерации, советы министров республик в составе РФ составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
Доходная часть территориальных бюджетов должна складываться из закрепленных и регулирующих доходов, кредитных ресурсов, дотаций и субвенций.
Закрепленные доходы – доходы, поступающие в соответствующие бюджеты полностью. В бюджет субъектов Федерации уплачивается налог на имущество предприятий, а в местные бюджеты – налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы – средства, которые передаются от вышестоящего звена бюджетной системы к нижестоящему звену сверх закрепленных доходов для возмещения его расходов; поступают в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, которые устанавливаются при утверждении вышестоящего бюджета.
Кредитные ресурсы – средства, даваемые на кредитной основе, которые должны быть возвращены с процентами или без процентов.
Дотации – средства, предоставляемые в твердой сумме из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их нехватке.
Субвенции – средства вышестоящих бюджетов, передаваемые нижестоящим бюджетам на финансирование только определенных целевых мероприятий.
Для совершенствования межбюджетных отношений нужно:
1) не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, у которых собственные доходы превышают расходы;
2) оказывать поддержку субъектам Федерации;
3) упорядочить методику группировки территорий по экономическим районам с учетом природных условий и экономического потенциала;
4) создать действенный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
В соответствии с Федеральным законом от 15.09.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» бюджетная классификация содержит: классификацию доходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.
В течение составления, утверждения и исполнения федерального бюджета применяются:
1) ведомственная классификация расходов федерального бюджета;
2) классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
3) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Государственный кредит – это деятельность государства, урегулированная нормами финансового права и направленная на получение в кредит, т. е. государство берет взаймы деньги у граждан и юридических лиц, а также других государств на условиях срочности, возвратности, возмездности и добровольности.
По срокам действия долговые обязательства РФ подразделяются на займы, носящие краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все типы долговых обязательств РФ погашаются в сроки, устанавливаемые конкретными условиями займа, но не могут быть больше 30 лет.
По праву эмиссии долговые обязательства бывают выпускаемыми центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
По признаку субъектов займы могут делиться на:
1) реализуемые только среди юридических лиц;
2) реализуемые только среди населения;
3) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
По форме выплаты доходов займы подразделяются на:
1) процентно-выигрышные, где обладатели долговых обязательств такого займа получают твердый доход каждый год путем оплаты купонов или единожды при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
2) выигрышные, где получатель приобретает доход в виде выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается лишь по тем облигациям, которые оказались в тираже выигрышей. Также бывают займы беспроигрышные. Правда, они сейчас в РФ не выпускаются; 3) беспроцентные (целевые) займы основываются на выплате доходов держателям облигаций или на гарантии получения надлежащего товара, спрос на который на время выпуска займа не удовлетворяется. По методам размещения займы делятся на принудительные и добровольные, размещаемые по подписке. Сейчас применяются только добровольные займы. Принудительные займы используются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке сходны с займами принудительными, поэтому также не применяются. По форме займы могут быть безоблигационными и облигационными. Облигационные займы предлагают дополнительный выпуск ценных бумаг.
Займы, оформляемые подписанием договоров, соглашений, а также путем записей в долговых книгах и выдачей специализированных обязательств, называются безоблигационными. Все условия межправительственных займов закрепляются в специальных соглашениях, где оговариваются величина процента, валюта предоставления и погашения займа и прочие условия. Внешние облигационные займы от имени государства-заемщика размещаются на иностранных денежных рынках, как правило, банковскими консорциумами.
За данную услугу они взимают комиссионные. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения займа до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения.
Внебюджетные фонды – один из способов перераспределения органами власти национального дохода в пользу некоторых социальных групп населения. Долю доходов населения государство мобилизует в фонды для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две существенные задачи: снабжение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг для населения.
Государственные внебюджетные фонды формируются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники образования, определяются порядок и направленность применения денежных средств.
Внебюджетные фонды представляют составную часть финансовой системы РФ, обладающей целым рядом особенностей:
1) запланированы органами власти и управления и обладают строгой целевой направленностью;
2) формируются в основном за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц;
3) денежные средства фондов применяются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
4) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, которые возникают при их оплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов вводятся государством и являются обязательными;
5) на отношения, связанные с уплатой исчислением и взысканием взносов в фонды, распространено большое число норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
6) расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда);
7) в государственной собственности находятся денежные ресурсы фонда, которые не входят в состав бюджетов, а также иных фондов и не подлежат изъятию на какие-либо нужды, прямо не предусмотренные законом.
Внебюджетные фонды – это форма применения финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, не включаемых в бюджет и комплексно расходуемых на основании оперативной самостоятельности строго по целевым назначениям фондов.
Решение о создании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды являются автономными, но в тоже время находятся в собственности государства. Они имеют обычно строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению делятся на экономические и социальные.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.
Понятие и функции валютного рынка
Валютный рынок представляет собой взаимосвязь валютных операций (обмен валюты), имеет специфический характер (играет важную роль во внешнеэкономической деятельности страны). Валютный рынок при этом обеспечивает процесс интегрирования экономики (национальной в мировую).
Функции валютного рынка:
1) способствует интеграции национальной экономики в мировую с помощью обмена национальных денег на иностранные, а следовательно, и дальнейшему ходу общественного разделения труда и специализации на производстве определенной продукции некоторых стран, что в конечном результате стимулирует конкуренцию и рыночный способ ведения хозяйства
2) является альтернативной формой вклада денежного капитала в страны со слабой национальной валютой поскольку приобретение «твердых» валют позволяет инвесторам уменьшить потери своих реальных сбережений на внутреннем рынке при высоких темпах инфляции
3) позволяет получать высокие доходы по рисковым операциям спекулятивного характера на рынках срочных договоров, а также страховаться от валютных рисков.
Валютный рынок является составной частью рыночного механизма, объединяющий экономические взаимоотношения, возникающие в области обмена национальных денег на иностранные, и служащий движению интеграции национальной экономики в мировом хозяйстве.
Основная задача валютного рынка состоит в организации бесперебойной системы обмена национальных денежных единиц, являющихся законным платежным средством исключительно на территории данного государства, на иностранные.
Сегменты валютного рынка
Валютный рынок России подразделяется на следующие сегменты:
1) рынок спот (представляет собой рынок, на котором сделки купли-продажи валюты осуществляются по оговоренному на сегодняшний день валютному курсу, но валюта поставляется только через два дня после заключения сделки);
2) рынок срочных контрактов (представляет собой рынок, где заключается срочная биржевая сделка по фиксированному курсу и фиксированной сумме в иностранной валюте);
3) рынок наличной валюты.
Рынок спот в свою очередь подразделяется на рынок свободно конвертируемых валют и рынок ограниченно конвертируемых валют, а рынок срочных контрактов – на сегменты, соответствующие некоторым финансовым инструментам, т. е. фьючерсы, форварды, опционы и др.
По своему составу валютный рынок охватывает достаточно широкий круг участников, которые совершают сделки по купле-продаже валютных ценностей. Условно участников валютного рынка можно разделить на три ключевые группы.
Материалы, представленные в библиотеке взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на статьи принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы он находился на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы удалим его.